Наши партнеры

Выгодно аренда авто в ульяновске без водителя легковые в компании РексРент.
https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 150)


ДОДОНОВ, Александр Михайлович [12(24).II. 1837-19.1(1.11). 1914] - русский артист оперы (тенор) и педагог. Пению обучался в Петербурге, Париже и Лондоне. Первые выступления Д. на оперной сцене состоялись в Италии и Лондоне в 1865-66. В 1867- 1869 Д. пел в рус. провинц. т-рах, в 1869-91- в Большом т-ре. Исполнял партии лирические и драматические: Собинин ("Иван Сусанин"), Князь ("Русалка"), Андрей Морозов ("Опричник" Чайковского); Д.- первый исполнитель в Москве партий Руальда ("Рогнеда" Серова), Макса ("Волшебный стрелок" Вебера), Рауля ("Гугеноты"). Выступал также как концертный певец. С 1890 занимался педагогич. деятельностью; преподавал в Моск. филармонич. уч-ще, был одним из учителей Л. В. Собинова. Д. работал в области теории вок. педагогики, ему принадлежит "Руководство к правильной постановке голоса, развитию и укреплению голосовых органов и изучению искусства пения" (2 чч., 1891-95). H. Коз.

"Д'ОЙЛИ КАРТ КОМПАНИ" ("D'Oyly Carte Company") - английский театр оперетты. Завоевал популярность постановками произв. классика англ. оперетты А. Салливена. Носит имя своего основателя - антрепрен„ра Р. Д'0йли Карта (1844-1901), впервые обратившегося к нац. оперетте в 1875, когда по его инициативе в Лондоне был исполнен "Суд присяжных" У. Джилберта (Гилберт; автор текста) и А. Салливена. Успех этого спектакля прив„л к созданию в 1876 постоянной "Труппы комич. оперы" для исполнения произв. тех же авторов. В 1881-91 спектакли шли в помещении т-ра "Савой". В 1891 ДЮйли Карт построил новый т-р "Ныо Инглиш опера хаус", открывшийся в том же году пост. оперы "Айвенго" Салливена. Через нек-рое время т-р был продан труппе варьете.

Лит.: Fitzgerald S. J. A., The story of the Savoy Theatre, L." 1924; Cellier F. L., В r i d g e m a n C., Gilbert, Sullivan and D'Oyly Carte, L., 1914; W i 1 1 i a m s o n A." Gilbert and Sullivan Opera..., N. Y., 1952. Be. Г.

ДОКТОР (Dottore) - один из персонажей итальянской комедии делъ ар те. Комич. тип болонского уч„ного-юриста (чаще всего доктор юриспруденции), не находящего применения своим знаниям и докучающего всем длинными нелепыми речами на различные темы. Маска Д. возникла в конце 16 в. как дополнение к маске Панталоне для ведения диалога с ним, иногда для противопоставления ему. В отличие от Панталоне, Д. нередко был изолирован от осн. интриги комедии, часто выступал в прологе. Д. говорил на бо-лонском диалекте, пересыпая свою речь сентенциями и изречениями на вульгарной латыни. Был одет в костюм доктора болонского ун-та: ч„рная мантия с белым воротником и манжетами, короткие ч„рные панталоны, ч„рные чулки и туфли, широкополая ч„рная шляпа, маска, закрывавшая лоб и нос. Д.яасто носил имя Грациано, затем к нему прибавились фамилии - Балоардо, Ба-ландзоне, реже - Брентино, Лантероне и др. Как и Панталоне, Д. обычно был стариком, отцом семейства, к-рого дурачили молод„жь и слуги. Среди актеров, исполнявших роль Д.,- Л. Буркьелла, Л. де Бьянки, Б. Ломбар-ди, М. А. Романьези. Маска Д. выражала сатиру на мертвенное, схоластич. мышление уч„ных. Тип Д. оказал влияние на образы врачей, философов и учителей-педантов в комедиях Мольера.

С конца 17 в. в болонском т-ре кукол получила распространение маска Д.-Баландзоне, в основном сохранившая тот же характер, что и в комедии дель арте. Чаще всего Ба ландзоне выступал как отец, к-рому не уда„тся выдать замуж дочь или женить сына по своему выбору, и служил объектом шуток слуг, реже - как советник или придворный. Из исполнителей маски Д.-Баландзоне известны Э. Понти, Дж. Маццони, А. Веронези.

Лит.: Миклашевский К., La commedia dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII и XVIII столетий, ч. 1, П., 1914 [1917]; Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M." 1954, 2 изд., 1962. С. Мок.

ДОКТОР ДАПЕРТУТТО - литературный псевдоним В. Э. Мейерхольда в период его работы в петерб. императорских т-рах (1908-17). Заимствован у нем. писателя-романиста Э. Т. А. Гофмана.

"ДОКТОР ШТОКМАН" ("Враг народа"- "En Folkefiende") - пьеса в 5 д. Г. Ибсена. Соч. 1882 (на норв. яз.). Пост. в 1883 в Христианийском (Осло) т-ре, шла во всех скандинавских т-рах, а также во мн. т-рах др. стран, в т. ч. в Англии (1883), Японии (1901).

Из современных пост. "Д. Ш." за рубежом: т-р "Олд Вик", Лондон (1939); "Шлоспарк-театр", Берлин (1961).

В России "Д. Ш." (под назв. "Враг человечества") пост. впервые в т-р e Корша, Москва (1892). 24 окт. 1900 "Д. Ш." пост. МХТ (реж. Станиславский, Лужский, худ. Симов;

Штокман - Станиславский, фру Штокман - Раевская, Петра - Роксанова, Эйлиф - Мунт, Мортен - Л. Гельцер, Петер Штокман - Лужский, Киль - Громов, Говстад - Вишневский, Беллинг - Адашев, Горстер - Кошеверов, Аслаксен - Судьбинин, Вик - Мейерхольд). Из др. исполнителей "Д. Ш." на сцене МХТ наиболее известны: Качалов-Штокман (1922-24); Мейерхольд-Петер Штокман (1901-02); Москвин(1907-08), Тарханов (1922-24) - Киль и др. Среди пост. "Д. Ш." на провинц. сцене: Городской т-р, Казань, антреприза Бородая (1893-94; Штокман-И. Шувалов); Гор. т-р, Вильно (1900; ШтокманНорин); Иркутский т-р (1901); Тифлисский груз. т-р (1903-04; Штокман - Ме-схи); арм. труппа Абеляна и Арменяна (1908; Штокман - Абелян). В нач. 1900-х гг. пьеса ставилась в т-рах Одессы, Киева, Харькова.

На сов. сцене пьеса шла в Одесском т-ре им. Шевченко (1922; постановщик и исполнитель роли Штокмана - Адашев); Ленингр. Большой драм. т-р (1941; реж. и исполнитель заглавной роли - Альтус).

Издания: Первая публикация "Д. Ш." - 1882. Первый рус. перевод (под названием "Враг народа") - Н. Миро-вич, М., 1891. Из сов. изд.- Ибсен Г., Собр. соч., т. 3, M.. 1957 (в пер. А. и П. Ганзен).

Лит.: "Доктор Штокман" на сцене МХТ, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра. 1951-52, М., 1956, с. 330-74 А. Шн.

ДОКЭЯКУ (докэката) - актерское алуа в японском театре Кабуки.Тип комика, простака. В программах и на афишах всегда упоминался третьим. Отсюда другое название этого амплуа- саммаймэ, что значит третий. Л. Гр\

ДОЛГОВ, Николай Николаевич (17.VII.1877- 2.XII. 1923) - русский историк театра, критик. Учился в Петерб. ун-те. В 1899 за участие в студенческих "беспорядках" был выслан временно в Псков (о театр. жизни Пскова той поры Д. писал в рассказе "Очаровательный фанфан", журн. "Еженедельник Петрогр. гос. академич. т-ров", П., 1922, ј 10). Автор трудов об А. Е. Мартынове и А. Н. Островском. Сотрудничал в "Ежегоднике Императорских т-ров", в журн. "Театр и искусство", "Аполлон" и др. Д. много выступал как театр. рецензент (в газ. "Биржевые ведомости", "Петербургская газета", "Речь", "Театральная газета", "Жизнь искусства" и др.).

Соч.: Александр Евстафьевич Мартынов. Очерк жизни и опыт сценической характеристики, СПБ, 1910; Мольер, как сценический деятель (опыт анализа театральных взглядов писателя в их влиянии на драматическое творчество), "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1910, кн. V, с. 1-15 и кн. VI, с. 3-37; Первая пост. "Грозы", "ЕИТ", П., 1909, вып. 5, с. 105-116; В. И. Живокини (Сценическая характеристика), "ЕИТ", П., 1911, вып. 5, с. 36-54; Василий Васильевич Самойлов (к столетию со дня рожд.), "ЕИТ", П., 1913, ,Ns 1, с. 32-98; Лучшая пьеса Островского (к 35-летию "Бесприданницы"), "ЕИТ", П., 1914, ј 3, с. 66-75; Вступ. статья об А. Н. Островском к 1 тому. Собр. соч. Островского в 10 тт., П., 1919 и комментарии, примечания ко всем 10 тт. этого издания; А. Н. Островский. 1823-1923. Жизнь и творчество. (Критика. Сценические образы), М.-П., 1923. А. Шн.

ДОЛГОРУКИЙ, Иван Михайлович (1764-1823),' князь,- русский писатель, театральный деятель, актер-любитель. Окончил Моск. ун-т. Служил вице-губернатором в Пензе и губернатором во Владимире. После 1812 в основном занимался лит. деятельностью. Большое значение имели его "Журналы путешествий", в к-рых Д. рассказывал о театр. жизни различных городов России (о т-ре Шаховского в Нижнем Новгороде, Каменского в Орле, о Курском т-ре и др.). Д. много выступал на любительской сцене. Имел в Москве свой полукрепостной, полулюбительский т-р, в спектаклях к-рого играл сам. Исполнял роли стариков во франц. классицистских комедиях: под руководством франц. актера Офрена подготовил роль пожилого человека во франц. комедии "Модный вечер" и роль отца в драме "Честный преступник". По свидетельству С. П. Жихарева, игра Д. "была непринужд„нно-естественна и свободна". Для своего т-ра Д. написал неск. опер ("Любовное волшебство" и др.) и комедий ("Ду-рылом, или Выборы старшины" и др.).

Соч.: Журнал путешествий из Москвы в Нижний 1813 года, М., 1870; Путешествие в Киев в 1817 году, М., 1870;

Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда 1810 года, М., 1870.

Лит.: Дмитриев М., Князь Ив. Мих. Долгорукий и его сочинения, М., 1863; Д ы н н и к Т., Крепостной театр. М., 1933; Ашукин И. С., Всеволодски й-Г е р н-гросс В. Н., Соболев Ю. В., Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX вв., под ред. Г. И. Гоян, Л.-М., 1940. А. Кл.

ДОЛГОСУРЭН, Чимидийн (р. 1920),- монгольская актриса. Засл. арт. МНР (1946). Чл. МНРП с 1946. Участвовала в театр. самодеятельности. С 1936 работает в Муз.-драм. т-ре (Улан-Батор). Актриса преим. лирич. дарования.

Роли: Гавасурэн ("Ровно 18" Аюуша), Диридулам ("Волчья стая" Намдака), Гэрэл гуа ("Три Шарайгольских хана" Намдака, по эпосу "Гесериада"), жена Чихэр, Бэжи ("Мудрая ханша Мадхай", "Был такой хан" Цэдэнжава и Бас-та), Дездемона; Клариче ("Слуга двух господ"), Хозяйка леса ("Волынщик из Стракониц" Тыла), Джесси ("Русский вопрос"), Алтанай ("Курманбек" Джантошева), Анна Ильинична ("Семья" Попова) и др. Г'. У.

ДОЛЙВО (Долив о-С оботницкий), Анатолий Леонидович [р. 29. IX(ll.X). 1893]- русский советский певец (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Профессор (1932), доктор искусствоведения (1947). В 1918 окончил Моск. консерваторию по кл. проф. У. Мазетти. С этого же года выступал как камерный певец с концертами в СССР и за рубежом. В репертуаре Д.-песни, романсы разных народов, исполняемые певцом на многих языках, арии из опер. Д. обладает высокой вок. культурой, богатой мимикой и даром перевоплощения. Выступал также как чтец (Петрарка, Рабле, Пушкин, Достоевский и др.). С 1930 Д. руководит классом пения в Моск. консерватории; с 1932 - зав. кафедрой сначала камерного, затем сольного пения. Среди учеников Д.: лауреаты между-нар. и всесоюзных конкурсов вокалистов Э. Саркисян, М. Худовердова, А. Левандовская (Польская Нар. Республика) и др.

Соч.: Певец и песня, М.-Л., 1948. А. Ив.

ДОЛЙДЗЕ, Виктор Исидорович (1890-24.V.1933)- грузинский советский композитор. Музыке обучался в Киевском муз. уч-ще. В 1917 окончил Киевский коммерческий ин-т. С этого же года жил в Тбилиси. Автор первой грузинской комич. оперы "Кето и Котэ" по комедии А. Цагарели "Ханума" на собств. либретто (1919, Тбилиси), завоевавшей широкую популярность, опер "Лейла" (1922), "Цисана" (1929), "За-мира" (отрывки исполнялись в 1930) и соч. в др. жанрах. Оперы Д. пронизаны сочным нар. юмором, в них использован груз. городской муз. фольклор. Легко запоминающиеся мелодии, ясность гармонии, красочность оркестровки способствовали широкому распространению музыки Д.

Лит.: К о р е в С., "Кето и Котэ" В. Долидзе, М.-Л., 1951.

ДОЛИН (Dolin), Антон [наст. имя и фам. - Патрик Х и л и-К е и (Healy-Kay) (p. 27.VII.1904)] - английский артист балета, балетмейстер. В 1917-23 занимался в балетной студии б. солистки Мариинского т-ра С. Астафьевой. В 1924-25 и 1928-29 -солист труппы С. П. Дягилева. В 1931-35- ведущий танцовщик балетной труппы "Вик Уэллс". Вместе с балериной А. Марковой основал балетную труппу "Маркова - Долин" (1935-38); в 1950- труппу "Фестивал балле", к-рая является второй балетной труппой Англии. В 1939-46 - солист балетной труппы "Балле тиэтр" (США). Д. - виртуозный исполнитель партий клас-сич. репертуара: Зигфрид, Голубая птица ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Альберт ("Жизель"). С особым успехом исполнял роли, требующие актерского мастерства,- Синяя Борода (на муз.Оффенбаха), Сатана ("Иов" Уильямса) и др. Пост. балеты: "Соловей и роза" Фрейзер-Симсона (1927), "Голубая рапсодия" на муз. Гершвина (1928) и др. Автор книги по теории балета.

С сер. 50-х гг. занимается организацией гастролей различных балетных трупп.

Соч.: Divertissement, L., 1931; Ballet-Go-Round, L., 1938; Pas de deux, N. Y., 1949; Alicia Markova, L., 1953;

Autobiography, L., [I960].

Лит.: Н a s k e 1 1 A. L., Anton Dolin. The "first chapter", L., 1929; Beaumont C. W., Complete book of ballets, L., 1951, с. 955-58; Anton Dolin, L., 1960. Ham. P.

ДОЛИНА (урожд. Саюшкина, по мужу - Г о р л е н к о), Мария Ивановна [1(13).IV.1868-2.XII. 1919]-русская артистка оперы (контральто). Обучалась пению на частных муз. курсах в Петербурге. В 1886 дебютировала в Мариинском т-ре, где пела до 1904. Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), Ольга ("Евгений Онегин"), Лель; Изяслав, Груня ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Ратмир; Басманов ("Опричник" Чайковского), Кончаковна ("Князь Игорь"), Княгиня ("Русалка"), Полина ("Пиковая дама"), Зибель ("Фауст") и др. Д. обладала голосом красивого тембра, особенно ярко звучащим в нижнем регистре. После 1904 Д. занималась концертной деятельностью; выступала с пропагандой рус. музыки в России и за рубежом (циклы "Русская песня", "Славянская песня").

Лит.: Каменев И. А., Мария Ивановна Горленко-Долина. 1886-1911, СПБ, 1912; С т ар к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-M., 1940, с. 72-74; Кузнецов E., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 342-44. А. Ив.

"ДОЛИНА" ("Tiefland") - опера Э. Альбера, либр. Р. Лотара по пьесе А. Гимеры. Пост. 15 нояб. 1903, Прага, Нем. т-р (дириж„р Блех; Педро.Араньи, Себастьяно - Хунольд, Марта - Альф„льди). Пост. почти во всех городах Германии, в т. ч.: Лейпциг (1904), Берлин (1907, более 400 раз). Др. пост.: Антверпен (1906), Цюрих (1907, на нем. яз.), Рига (1907, на нем. яз.; 1920), Вена (1908), Любляна (1908, на нем. яз.; 1909), Стокгольм (1908), Амстердам (1908, на нем. яз.), Будапешт (1908), Нью-Йорк (1908, на нем. яз.; 1914), Копенгаген (1909), Барселона (1910, на итал. яз.), Лондон (1910), Загреб (1910), Варшава (1911), Женева (1911, на франц. яз.), Таллин (1912, на нем. яз.; 1923), Осло (1913), Хельсинки (1921, на швед. яз.; 1931), София (1928), Каунас (1928), Брюссель (1932, на франц. яз.), Каир (1937, на нем. яз.). В России впервые пост. в 1911, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Палицын, пост. Оленина; Педро - Да-маев, Себастьяно - Бочаров, Марта - Друзякина, Тома-зо - Осипов, Нури - Турчанинова, Моруччио - Чугунов. Нандо - Скуба), Петрогр. Нар. дом (1915).

На сов. сцене впервые пост. под назв. "В низинах", Ле-нингр. Малый оперный т-р, 18 апр. 1926 (дириж„р Похито-нов, пост. Лапицкого, худ. Курилко; Педро - Куклин, Себастьяно - Болотин, Марта - Батурина, Нандо - Тихий, Томазо - Молчанов, Нури - Ковал„ва, Пеппа - Вислене-ва). Пост. в т-рах Риги (1948, 1962), Львова (1959), Челябинска (1960).

И здания: "Д.", клавир. В., 1903 и дальнейшие переиздания. Ц. Г р.

ДОЛИНИН (наст. фам. - Ш e и н), Евгений Иванович (18.II.1873-1918) - русский артист оперы (тенор). Окончил Петерб. консерваторию по кл. пения проф. А. Котоньи (1899). В 1899-1901 пел в Мариинском т-ре (проходил оперные партии под рук. И. П. Прянишникова): Ленский; Фома Назарье-вич ("Садко"), Вагнер ("Мефистофель" Бойто). С 1901 пел на частных оперных сценах Петербурга, Москвы, Харькова, Киева; гастролировал в Праге (1904), Вене (1906) и др. городах. Благородство кантилены, естественная манера пения, рельефность оттенков, великолепная фразировка и тонкая задушевная игра отличали исполнение Д. Партии: Герман, Садко, Синодал, Берендей: Самозванец ("Борис Годунов"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст, Альфред и др. Д. в„л педагогич. работу в Харьковском муз. уч-ще.

Лит.: Словарь сценических деятелей, вып. 5, СПБ, 1900, с. 15,.

ДОЛИНОВ, Анатолий Иванович (р/1869-г. смерти неизв.) - русский актер, режиссер и театральный педагог. Сценич. деятельность начал в 1885. Играл в крупнейших провинц. т-рах (Харьков, Киев, Одесса). В 1897-1918 (с небольшим перерывом) - актер и режиссер Александрийского т-ра. Исполнял роли фатов и простаков. В 1908-13 преподавал на Драм. курсах Петерб. театр. училища. Д. перев„л на рус. язык неск. пьес нем. драматургов. Автор учебников по выразит, чтению и декламации. С 1923 жил за границей. М. И.

ДОЛЬЧЕ (Dolce), Лодовико (1508-68) - итальянский писатель, драматург, переводчик. Переводил и перерабатывал трагедии Еврипида и Сенеки в духе поэтики Возрождения. Автор трагедий "Дид она" (изд. 1547), "Мариана" (пост. 1565), комедий "Капитан" (1545), "Фабриция" (1549), "Муж" (1545), представляющих собой контаминацию комедий Плавта и Теренция.

Лит.: А р о 1 1 о n i o M., Storia del teatro italiano, t. II, Firenze, 1940, с. 178-82. Р. X.

ДОМ АКТ‚РА - советское культурно-просветит. учреждение, объединяющее творческих работников театра. Центральный дом актера осн. в 1937 при Всероссийском театр. об-ве (ВТО) в Москве с целью планомерного проведения мероприятий, способствующих идейно-политическому, профессионально-творческому и культурному росту членов ВТО. Д. а. организует доклады и лекции на обществ.-политич. темы, по марксистско-ленинской эстетике, науке и иск-ву; проводит семинары по повышению квалификации режиссеров и артистов т-ров Москвы, устраивает обсуждения спектаклей, творч. вечера мастеров сцены и молод„жи, выставки раот театр. художников, встречи с зарубежными деятелями культуры и т. п. В Д. а. регулярно выпускаются устные журналы "Жизнь и знание" и "Слово молод„жи". По типу моек. Д. а. организованы Д. а. в Ленинграде, Казани, Краснодаре, Архангельске, Кирове. В нек-рых областных городах (Свердловск, Новосибирск) Д. а. объединены с домами работников иск-в. Л. Пок.

ДОМ ВЕТЕРАНОВ СЦЕНЫ - 1) В Ленинграде осн. в 1896 выдающейся рус. актрисой М. Г. Савиной при Российском театр. об-ве под назв. "Убежище для престарелых артистов". В первый год основания в убежище было 6 чел. (среди них - известные провинц. актеры М. Т. Иванов-Козельский, А. К. Любский). Средства на содержание убежища составлялись гл. обр. из пожертвований частных лиц и учреждений, а также доходов от спектаклей, концертов, маскарадов. Убежищем руководили выборные попечители и заведующие, назначенные Советом РТО. Первым попечителем была Савина. В 1902 по инициативе Савиной было выстроено двухэтажное каменное комфортабельно оборудованное здани-е, в к-ром проживало уже ок. 30 престарелых артистов. В сов. время убежище перешло на твердую ежегодную смету, выделенную Советом Российского театр. об-ва (РТО), в 1931 было переименовано в Д. в. с. имени М. Г. Савиной. После Отечественной войны были выстроены 7 новых двухэтажных корпусов, архитектурно связанных с ранее выстроенным зданием крытыми переходами. В доме (на берегу Мал. Невки) проживает (1962) 200 старейших деятелей рус. т-ра.

2) В Москве в 1907 Обществом для призрения престарелых и лиш„нных способности к труду артистов в районе Измайловского парка было выстроено "Убежище для престарелых артистов Московских императорских т-ров". В 1918 это здание перешло в ведение собеса. С 1922 вновь стало принадлежать "Убежищу для престарелых артистов". В 1937 переданное Всероссийскому театр. об-ву "Убежище" было превращено в благоустроенный Дом ветеранов сцены им. А. А. Яблочкиной. В наст. время здесь проживает 40 чел. В живописном районе на шоссе Энтузиастов начато строительство нового большого Д. в. с.

3) В 1959 Укр. театр. об-вом под Киевом (в местности Пуща Водица) открыт Республиканский украинский дом ветеранов сцены.

Каждый из живущих в Д. в. с. обеспечен комнатой, питанием, одеждой, за ним сохраняется 25% его пенсии. В'Д. в. с. имеются библиотека, концертный зал, киноустановка, постоянные врачи. Ветеранам предоставляется возможность регулярного посещения т-ров, концертов, музеев.

Лит.: Аксенов В. И., Дом ветеранов сцены, Л., 1937;

Грачеве кий Ю., Дом в Измайлове, "Театр", 1952, .Ns 9, с. 141-143. А. Пок.

ДОМ ИМЕНИ ПОЛЕНОВА (Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова) - культурно-просветительное учреждение. Создано в 1915 в Москве худ. В. Д. Поленовым на обществ, и частично его личные средства. Первоначально называлось Домом театр. просвещения, впоследствии ему было присвоено имя В. Д. Поленова. Задачей Д. и. П. являлась помощь организации деревенского, фабричного и школьного театров. Здесь были: библиотека для нар. т-ров, костюмерная и декорац. мастерские, склад реквизита для любительских кружков. Здание имело сцену и зал на 300 мест. На базе Д. и. П. был создан Центральный дом народного творчества имени Д. Я. Крупской. Ю. Б.

ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (ДНТ) - в СССР творческо-методический центр, основной задачей к-рого является практическая помощь коллективам художественной самодеятельности. ДНТ находятся в ведении Министерства культуры и местных Управлений культуры областных (краевых, городских) исполкомов. В наст. время нек-рые городские ДНТ (напр., в Ленинграде) переданы профсоюзам. ДНТ созданы в 1936 (в ряде мест на базе ранее существовавших Домов самодеятельного иск-ва) во всех союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в нек-рых крупных городах (Москва, Ленинград, Киев, Горький, Новосибирск и др.). Только в Российской Федерации имеются (1961) 86 ДНТ. В ДНТ работают методисты по театральному, музыкальному и хореографич. иск-ву, оказывающие консультационную помощь руководителям самодеятельных коллективов в подборе репертуара, методике работы, выезжающие на места для просмотра репетиций и при„ма под- готовленных спектаклей и концертных программ. ДНТ организуют занятия по повышению квалификации руководителей самодеятельности на краткосрочных!! постоянно действующих курсах и семинарах. Тяд' ДНТ периодически выпускает репертуарные сборники и методич. пособия. При ДНТ создают творческие жанровые секции. ДНТ принимает непосредственное участие в проведении смотров и конкурсов художественной самодеятельности, организации выставок самодеятельного изобразительного и прикладного иск-ва. При нек-рых ДНТ (московском, ленинградском и др.) имеются т-ры нар. творчества, на сцене к-рых показывают свои работы лучшие самодеятельные коллективы. Методич. и организационную помощь местным ДНТ призван оказывать Центральный дом народного творчества имени Н. К. Крупской в Москве. Вик. М.

ДОМ НАРбДНОГО ТВОРЧЕСТВА ИМЕНИ Н. К. КРУПСКОЙ (Центральный дом народного творчества имени Н.К.Круп-с к о и) - культурно-просветительное учреждение, возглавляющее работу в области художественной самодеятельности РСФСР. Создан в 1936 на основе Центрального дома сам од еятельного искусства (Ц Е ДИСК, ранее - Дом театрального просвещения им. В. Д. Поленова) в системе Министерства культуры РСФСР. В задачи ДНТ входит: содействие развитию художественной самодеятельности трудящихся, помощь в создании и улучшении репертуара для художественной самодеятельности, изучение основных проблем и разработка методик работы художеств. самодеятельности; собирание, изучение и популяризация лучших произв. нар. творчества; оказание творческой и консультационной помощи местным ДНТ и различным ведомствам. ДНТ работает в тесной связи с творческими союзами писателей, художников, композиторов. Всероссийским хоровым об-вом, Всероссийским театр. об-вом и др. творческими организациями.

Дом народного творчества им. Крупской обобщает и распространяет передовой опыт местных ДНТ, клубов, лучших коллективов и отд. исполнителей, проводит семинары, совещания, конференции работников местных ДНТ, руководителей самодеятельности, режиссеров нар. т-ров, разрабатывает учебные планы и программы курсов и семинаров по подготовке руководителей и участников художеств. самодеятельности; организует подготовку работников ДНТ и руководителей художеств. самодеятельности, проводит праздники песни, смотры, олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки, показы коллективов отдельных областей и кра„в и др. При ДНТ работает Заочный нар. ун-т иск-в. Вик. М.

ДОМА И ДВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ - в СССР центры культурно-просветит. и культурно-массовой работы. Чаще всего крупные клубные учреждения. Подразделяются на территориальные, гл. образом районные, находящиеся в ведении Министерства культуры, дома культуры отд. предприятий, учреждений и уч. заведений, находящиеся в ведении профсоюзов или др. организаций, Дома культуры интеллигенции (Дом актера, Дом учителя и др.). Во главе Д. ид. к. стоят Правление, выбранное на определ„нный срок, и назначенный директор. В настоящее время в СССР насчитывается 18500 клубов, Д. и д. к. только по профсоюзной сети, Д. и д. к. ведут многостороннюю работу по коммунистическому воспитанию и художественному обслуживанию трудящихся. При большинстве Д. и д. к. работают ун-ты культуры и иск-ва, библиотеки-читальни, вед„тся лекционная и техническая пропаганда, наглядная агитация, систематически проводятся киносеансы, спектакли и концерты профессиональных артистов и коллективов художественной самодеятельности, вечера отдыха, организуются устные журналы. Д. ид. к. обслуживают также трудящихся непосредственно на производстве, в цехах, на полевых станах. Особое место в работе Д. и д. к. занимает организация художеств. самодеятельности взрослых и детей. Почти во всех Д. и д. к. созданы театральные, вокально-хоровые, танцевальные и оркестровые коллективы, художественные агитбригады, систематически подготавливающие и показывающие спектакли и концертные программы. При нек-рых дворцах культуры на базе наиболее успешно работающих само-деят. коллективов с 1959 стали создаваться Народные театры, симфонические оркестры и хоровые капеллы. Вик. М.

ДОМАШЙВ, Николай Петрович (1861-7.XII. 1916)- русский артист балета. Сын крестьянина. Брат актрисы Александрийского театра М. П. Домаш„-вой. После окончания балетного отделения Моск. театр. уч-ща (класс Г. Легата и И. Ермолова) был зачислен в 1880 в балетную труппу Большого т-ра и вскоре занял ведущее положение. Технически сильный танцовщик, Д. с одинаковым мастерством владел классич. и характерным танцем. Его прыжки были так легки и стремительны, что зеркало сцены Большого т-ра он преодолевал в 3 прыжка. Д. был также превосходным пантомимистом. Лучшие партии: Иванушка ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Квазимодо ("Эсме-ральда"), Санчо Пансо ("Дон Кихот") и др. Небольшой рост мешал Д. исполнять героич. партии.

С первых лет творч. деятельности был педагогом Моск. театр. уч-ща, где продолжал преподавать и после того как в 1906 оставил сцену.

Лит.* Государственный ордена Ленина Академич. Большой театр СССР, М., 1947; "ЕИТ", П., 1902-1903, Приложения, кн. 3, с. 92. Юр. Б.

ДОМАШ‚ВА, Мария Петровна [2(14).1.1875-8.V. 1952] - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). Окончив Моск. филармонии, уч-ще (1893), играла в Моск. т-ре Корша. В 1895 дебютировала в Петерб. Т-ре лит.-художеств. об-ва в ролях Полины ("Доходное место"), Верочки ("Шутники" Островского), Ро-зи ("Бой бабочек" Зудерма-на). В 1899 вступила в труппу Александрийского т-ра (в сов. время - Ленингр. т-р драмы им. Пушкина). Д. обладала ясным, чистым, жизнерадостным дарованием, обаятельной мягкостью, подкупающей естественностью сце-нич. поведения. Роли: Снегурочка ("Снегурочка"), Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Лиза ("Горе от ума"), Таня ("Плоды просвещения"). По выражению критика А. Р. Кугеля, Д. до преклонных лет "изумительно сохранила и облик молодости и живость чувств, и взгляд, в котором светился почти юный задор, и шаловливые интонации звонкого голоса". Той же чистотой чувств, большой душевной глубиной были отмечены образы, созданные актрисой в поздний период своего творчества: Мария Тимофеевна ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), жена проф. Полежаева (в фильме "Депутат Балтики") и др. В годы Отечеств, войны, находясь в осажд„нном Ленинграде, Д. участвовала в фронтовых концертах и спектаклях (Таланова "Нашествие" и др.), радиопередачах.

Лит.: К у гель А., Домашева, "Рабочий и театр", 1926, ј 16; 25-летний юбилей, "Жизнь искусства", 1926, ј 16. С. Др.

"ДОМАШНИЙ ТЕАТР" - ежемесячное приложение к журналу "Родина", выходило в 1895-1904. Редактор-издатель А. А. Каспари. В "Д. т." печатались пьесы, рассказы, режиссерские комментарии.

ДОМБАЙ - участник народных празднеств в Дагестане. Особенно популярны Д. среди кумыков. Д. выступают костюмированными с импровизированными шуточными номерами, сходными с выступлениями рус. скоморохов. Д. носили войлочный костюм, маски домашних животных. Участвовали в представлениях пехлеванов (акробатов-канатоходцев), заполняя шутками паузы между выступлениями. Е. Ж.

ДОМБРОВСКИЙ (Dabrowski), Бронислав (р. 24. XI. 1903) - польский актер и режиссер. Учился в драм. школе в Познани. В 1921-22 был актером в "Т-ре Польски" (Варшава), затем в "Т-ре Вельки" (Львов), в т-ре им. Словацкого и т-ре "Багатель" (Краков), в Гор. т-ре (Лодзь). Роли: Станьчик ("Свадьба" Выспянско-го), Директор ("Два театра" Шанявского). В 1932 начал режиссерскую деятельность. В ранних пост. Д. проявилось влияние творчества А. Я. Таирова и Е. Б. Вахтангова, он стремился к яркой зрелищности спектакля. Во время 2-й мировой войны руководил т-ром во Львове, с 1945 - в Катовице. В 1947-50 и с 1955 - директор т-ра им. Словацкого в Кракове. Гл. пост.: "Двенадцатая ночь" (1946), "Свадьба" (1946) и "Клятва" (1947) Выспянского, "Овечий источник" (1948), "Три сестры" (1950); "Горштынский" Словацкого (1959).

ДОМБРОВСКИЙ, Теофиль Матвеевич - украинский актер 1-й пол. 19 в. В 1840-47 играл в Харьковском т-ре, пользовался особенным успехом у демокра-тич. части зрителей. Подлинной стихией актера были укр. нар. образы: Финтик и Чупрун ("Солдат-чародей" Котляревского), Потап Лавурда, Стецько, Мыкола ("Бой-баба", "Стецько, завербованный в уланы", "Искренняя любовь" Квитки-Основьяненко), Дьячок ("Вечер на хуторе близ Диканьки" по Гоголю).

В 1850 был принят в Моск. Малый т-р. Но из-за недостаточного знания рус. яз. мог быть использован только в укр. ролях: Шельменко-денщик (о. п. Квитки-Основьяненко) и др. Играл Д. и в рус. водевилях, где для него писались специально "украинские" роли:

Филька-хохол, Дядюшка ("Комедия с дядюшкой" Григорьева, "Ни тот, ни другой" Растбпчиной). В 1854 Д. покинул Москву и работал в т-рах провинции. А. Г.

"ДОМОВОЙ" (эст. "Pisuhand")-комедия Э. Ю. Вилъ-де в 3 д. Соч. 1913 (на эст. яз.), пост. в 1914. Ставилась мн. т-рами Эстонии.На сов. сцене пост. в 1948 Новым т-ром, Таллин (реж. Пыльдрос; Вестман-Мальмстен, Юрго, Матильда - Линдау, Риппус, Сандер - Понсо, Суурорг, Пий-белахт - Ратасепп, Ребанс). Ленингр. обл. Малый т-р (1953), Таллинский Рус. т-р (1953), Кабардинский т-р, Нальчик (1954), Новгородский т-р (1954), Харьковский рус. т-р (1955), Горьковский т-р комедии (1956), Бурятский т-р, Улан-Удэ (1956), Финский т-р, Петрозаводск (1957), Ставропольский т-р (1960), Душанбинский т-р (1960) и др.

И здания: Первая публикация на эст. яз.- 1913; из послед, эст. изд.- В и льде Э., Пьесы, Таллин, 1956. Первый рус. пер. П. О. Волконского, М., 1952; В и л ь-де Э., Собр. соч., т. 5, M., 1958. Л. Шн,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница