Наши партнеры

оборудование для дискотек

Театральная энциклопедия
(страница 151)


"ДОН ЖУАН" (точнее -"Наказанный распутник, или Дон Джованни" - "II Dissoluto punito, o sia II D. Giovanni") - опера в. Моцарта, итал. либр. (по исп. легенде) Л. да Понуе.Пост. 29 OKT. 1787, Прага, Нем. т-р (дириж„р Моцарт; Дон Жуан-Босси, Донна Анна - Сапорити, Донна Эльвира - Мичелли, Командор - Лолли, Дон Оттавио - Бальони, Лепорелло-Понциа-ни, Церлина - Бондини, Мазетто - Лолли). Опера обошла т-ры всего мира. В России впервые пост. 21 апр. 1828, Петербург, Большой т-р (пер. с итал. Шеллера, декорации Каноп-пи и Кондратьева; Дон Жуан - Самойлов, Командор - Бай-ков. Донна Анна - Иванова, Донна Эльвира - Шелихова, Дон Оттавио - Шувалов, Лепорелло - Гуляев, Церлина - Сем„нова, Мазетто -Дюр), Москва, Большой т-р (30 янв. 1839). В 1834-45 ставилась в России в нем. опере; в 1843 шла на каз„нной итал. сцене с участием Виардо (Церлина), Тамбурини (Дон Жуан), Рубини (Дон Оттавио). На рус. сцене - в Петербурге, 1864, Русская опера; 1872 и 1898- Мари-инский т-р (Дон Жуан - Мельников, Корсов, Яковлев, Тар-таков; Донна Анна - Платонова, Меньшикова, Куза, М. Фигнер; Донна Эльвира -Рааб, Рунге; Церлина - Левицкая, Больска, Крутикова; Дон Оттавио - Раппопорт, Ершов, Чупрынников; Командор - Петров, Серебряков, Май-борода, Давыдов; Лепорелло - Палечек, Бухтояров). В Мог-кве - 1882, Большой т-р (Дон Жуан - Корсов, Хохлов; Донна Анна - Дейша-Сионицкая, Салина; Дон Оттавио - Барцал; Лепорелло - Тютюнник; Перлиня - Кли-ментова), 1913, Оперный т-р Зимина (реж. Оленин, Донна Анна -Кошиц, худ. Кончаловский).

На сов. сцене впервые пост. 11 OKT. 1924, Ленингр. т-р оперы и балета дириж„р Самосуд, реж. Петров, худ. Головин; Дон Жуан - Ольховский, Донна Анна - Кузнецова, Донна Эльвира - Кобзарева, Лепорелло - Журавленке, Церлина - Горская, Мазетто - Серебровский, Дон Оттавио - Большаков). В Москве пост. в 1946 в Оперной студии Моск. консерватории. В 1950 пост. в филиале Большого т-ра (дириж„р Небольсин, реж. Шарашидзе, худ. Силич, балетм. Цаплин, хормейстер Шумский; Дон Жуан - Селиванов;'Донна Анна - Талахадзе, Покровская; Донна Эльвира - Чубенко; Лепорелло - Тютюнник, Щегол ьков;

Церлина - И. Масленникова, Звездина). В 1956 возобн. в Т-ре оперы и балета им. Кирова, Ленинград (дириж„р Ельцин, реж. Каплан, худ. Вирсаладзе, балетм. Анисимова). В 1959 пост. в Москве, Оперная студия Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (дириж„р Агарков, реж. Ансимов).

Издания: "Д. Ж.", партитура.- W. A. Mozart's Werke, Ser. 5, Lpz., Breitkopf Hartel, [s. d.]; последнее изд., Lpz., Peters, [1941]; M. Юргенсон, [l 899 J; последнее изд., рус. текст Н. Кончаловской, М., Музгиз, 1959. Ц. Г р.

"ДОН ЖУАН, ИЛИ КАМЕННЫЙ ГОСТЬ" ("Don Juan ou la Festin de pierre", также -"Дон Жуан, или Каменный пир")- комедия Ж. Б. Мольера в 5 д. Соч. 1664. Пост. 15 февр. 1665 в т-ре "Пале-Рояль", Париж (Дон Жуан - Лагранж, Сганарель - Мольер). После смерти Мольера комедия получила широкое распространение в стихотворном переложении Т. Корнеля. В тексте Мольера возобновлена в 1841 в т-ре "Одеон", в 1847 - в "Комеди Франсез" (Париж). В 40-50-х гг.20в.во Франции пьесу Мольера ставили "Атен ей",Париж (1947, с Жуве в заглавной роли), "Комеди Франсез" (1952; Дон Жуан - Дебюкур). Нац. Нар. т-р (TNP, 1953; реж. и исполнитель заглавной роли - Ви-лар, Сганарель - Сорано, Эльвира - Шомет, Шарлотта - Кампен, Матюрина - Минаццоли, Пьеро - Даррас, Командор - Науре, Диманш - Мулино; показана в Москве в 1956). Среди известных исполнителей во Франции - Бель-кур, Врессан, Дюфло, Ларив, Моле, Эсканд (Дон Жуан), Превиль, Леду (Сганарель).

Первые представления "Д. Ж." в России: "Деревянный т-р" (1795; на франц. яз.), Александрийский т-р (1816; Дон Жуан - Сосницкий, Эльвира - Валберхова). Из пост. последующих лет: Малый т-р (1876; впервые без купюр и переделок, пер. Родиславского, в бенефис Берга; Дон Жуан - Ленский, Сганарель - Берг, Правдин, Эльвира - Ермолова, Шарлотта - Самойлова, Матюрина - Музиль-Бороз-дина. Пьеро - Музиль), Александринский т-р (1880, в бенефис Петипа; Дон Жуан - Петипа, Сганарель - Варламов, Эльвира - Дюжикова, дон Луис - Леонидов, ПьероАрди, Диманш - Зубов), Михайловский т-р, франц. труппа, Петербург (1881), т-р Горевой, Москва (1890; Дон Жуан - Петипа, Сганарель - Градов-Соколов, Сашин), т-р Корша, Москва (1902), Александринский т-р (1910; реж. Мейерхольд, худ. Головин; Дон Жуан - Юрьев, Сганарель - Варламов), Сергиевский нар. дом, Москва (1914). Из постановок "Д. Ж." на провинц. сцене наиболее известны: Новый т-р, Харьков (1877), т-р "Соловцов", Киев (1912; реж. и исполнитель заглавной роли - Радин) и др.

На сов. сцене: Ленингр. академич. т-р Госдрамы (б. Александринский, 1922 и 1932; реж. Мейерхольд и Соловь„в; Дон Жуан - Юрьев, Сганарель - Горин-Горяинов, Шарлотта - Тиме, Матюрина - Карякина), 1-й Гос. сов. т-р, Омск (1921), Гор. т-р, Самара (1924), т-р им. Азизбекова (реж. Ту-ганов, 1926), Т-р им. Баумана, Москва (1941; реж. Краснян-ский и Лукьянов, худ. Варпех; Дон Жуан - Македонский, Сганарель - Черкасов), Ленингр. т-р Комедии (1950; реж.

Рашевская, худ. Бобышов; Дон Жуан - Б. Смирнов, Сга-нарель - Усков).

Издания: Первая публикация "Д. Ж." - 1682 в Собр. соч. Ж. Б. Мольера, под ред. Лагранжа и Вино (Les oeuvres de monsieur de Moliere, revues, corrigees et commentees, P., 1682); Первые рус. изд.-"Дон Жуан",[М., 1871] (пер. В. Родиславского). Из сов. переводов - "Дон Жуан, или Каменный гость", в кн.: Ж.-Б. Мольер, Собр. соч., пер. А. В. Ф„дорова, вступ. ст. Г. Бояджиева, т. 2, M., 1957.

Лит.: Долгов H., "Дон Жуан" Мольера, "ЕИТ", СПБ, 1910, кн. 7;АуслендерС., "Дон Жуан", там же. Д. Шн.

"ДОН КАРЛОС" ("Don Carlos") - опера Дж. Верди, франц. либр. Ж. Мери и К. дю Локля по драме Ф. Шиллера. Пост. 11 марта 1867, "Гранд-Опера", Париж; 2-я ред.- итал. либр. А. Гисланцони, пост. 10 янв. 1884, Милан. Опера широко ставилась на европ. и амер. сцене. В России пост. итал. труппой, 1868, Петербург (с участием Галли, Станио, Анджелини, Фриччи, Грациани, Багаджоло); Большой т-р, Москва, 10 февр.1917 (инициатор и руководитель пост. Ф. Шаляпин, дириж„р Купер; Филипп - Шаляпин, Дон Карлос - Лабинский, Родриго ди Поза - Минеев, Елизавета - Двр-жинская, Эболи - Павлова, Великий инквизитор - Петров).

На сов. сцене впервые пост. в Пермском т-ре оперы и балета, 1947 (дириж„р Людмилин, реж. Келлер, худ. Смолин, хормейстер Виссонов; Филипп - Кулысев, Дон Карлос - Альбирт, Родриго ди Поза - Артемов, Елизавета - Силь-вестрова, Эболи - Измайлова, Великий инквизитор - Маев-ский). Ленингр. Малый оперный т-р, 31 июля 1955 (пер. С. Левика, дириж„р Дониях, пост. Смолича, реж. Лапиров, художники Константиновский и Лещинский, хормейстеры Лебедев и Шапиро; Дон Карлос - Донатов, Филипп - Модестов, Родриго ди Поза - Ольшевский, Елизавета - Богданова, Эболи -Овчаренко, Великий инквизитор -Бутягин).

Издания: "Д. К.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.]; партитура и клавир, нем. изд. - Fur die deutsche Buhne neu bearbeitet von J. Kapp und R. Soldan, Lpz., Peters, [s. d.j. H. Гр.

"ДОН КАРЛОС, ИНФАНТ ИСПАНСКИЙ" ("Don Carlos Infant von Spanien")-драматическое стихотворение (также - поэма, трагедия) в 5 д. Ф. Шиллера, на сюжет новеллы франц. писателя Сен-Реаля. Соч. 1787 (два сценич. варианта - стихотворный и прозаический). Пост. 9 апр. 1787 в Мангеймском т-ре (Филипп - Иффланд, Елизавета - Риттер, Дон Карлос - Бек, Поза - Бек, Альба - Бейль, Эболи - Ватхофт). Среди исполнителей "Д. К." в 18 и 19 вв.: Бассерман, Брокман, М. Девриент, Зейдельман, Зонненталь, Кайнц, Фихтер (Дон Карлос), Аншюц, Баумейстер, П. Вольф, Вагнер, Э. Девриент, Зонненталь, Зейдельман, Матковский, Эслаир (Поза).

В 20 в. "Д. К." ставили т-ры в Карлсруэ (1903), Дюссельдорфе (1907), "Немецкий т-р", Берлин (1909, реж. Рейнхардг;

Поза - Моисеи), Т-р в Цюрихе (1914), Аугсбурге (1920), "Народная сцена", Вена (1929), Т-р им. Пет„фи, Будапешт (1956), Нар. т-р им. К. Сарафова, София (1956) и др.

В России "Д. К." пост. 4 февр. 1829 в Александрийском т-ре (в бенефис В. Каратыгина, пер. Ободовского; Филипп - Брянский, Елизавета - Каратыгина, Дон Карлос - Каратыгин, Эболи - Валберхова, Поза - Борецкий, герцог Альба - Толченов, граф Лерма - Радин), в 1830 - Малый т-р (Дон Карлос - Мочалов). Последующие возобновления Малого т-ра - 1859 (пер. Грекова; Елизавета - Медведева, Поза - Самарин) и 1894 (бенефис Южина;

Филипп - Ленский, Елизавета - Ермолова, Дон Карлос - Багров, Ильинский, Эболи-Лешковская, Поза-Южин, герцог Альба - Рыбаков). Из др. дореволюц. пост. "Д. К." наиболее известны: т-р Горевой, Москва (1889; Дон Карлос - Дальский, Поза - М. Петипа); Озерковский т-р (1892), т-р "Соловцов", Киев (1901) и ряд др.

Первая пост. "Д. К." на сов. сцене - 15 февр. 1919, в день открытия Большого драм. т-ра, Петроград (в зале Консерватории; пер. Грекова, реж. Лаврентьев, худ. Щуко, комп. Асафьев; Филипп - Монахов, Елизавета - Колосова, Дон Карлос - В. Максимов, Поза - Юрьев). В дальнейшем "Д. К. "ставили: т-р Незлобина, Москва (1918; Филипп - Нелидов, Дон Карлос - Лихач„в); Театр Комедии (б. Корша, 1922, реж. Сахновский, худ. Рабинович; Филипп - Ленин, Елизавета - Парамонова, Дон Карлос - В. Максимов, Эболи - Бершадская, Поза - Радин, Доминго - Топорков);

Малый т-р (1933; реж. Марджанов, худ. Арапов; Филипп-Ленин, П. Садовский, Елизавета- Бел„вцева, Дон Карлос- Лепштейн, Эболи - Гоголева, Поза- Акс„нов, Ольховский);

Куйбышевский т-р (1934, 1955); Бакинский русский т-р (1934);

Вологодский т-р (1934, 1955); Т-р им. Франко (1936; Филипп - Шумский, Елизавета - Ужвий); Ленингр, Довый т-р (1950; пер. и реж. Бромлей); Латв. т-р Драмы п955; пер. Судрабкална, реж. Амтман-Бриедит); Казанский т-р (1955; реж. Э. Бейбутов, худ. Гельмс, Филипп - Айдаров, Поза - Гусев); Орловский т-р (1955); Астраханский т-р (1956); Иркутский т-р (1957); Т-р им. Кингисеппа (1958, пер. А. Санг, реж. Кальмет, худ. Рентер; Филипп - Карм, Елизавета - Руммо, Дон Карлос - А. Эскола, Поза - О. Эскола, герцог Альба - Ребане) и др.

Издания: Первая публикация "Д. К."-1785 (1-й акт с предисловием автора, "Рейнская Талия", ј 1); первая публикация полностью-1787 (Лейпциг, изд. Гешен). Первые рус. переводы: сцены из "Д. К." в пер. Софиина ("Благонамеренный", изд. А. Измайловым, 1821, ч. XVI) и П. Ободовского ("Театральный альманах на 1830 год", СПБ, 1830); Из сов. переводов "Д. К."-в пер. В. Левика, "Дон Карлос, инфант Испанский. Драматич. поэма", в кн.: Шиллер Ф., Избр. произведения в 2 томах, т. 1, М., 1959.

Лит.: Ш и л л e p Ф., Письма о "Д. К.", в кн. : Ш и л л e p Ф., Собр. соч., т. 6, М., 1957; Аксаков С. Т.. Дон Карлос, инфант Испанский, в кн.: Аксаков С. Т., Собр. соч., т. 3, М., 1956; Л у н а ч а р с к и и А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1, М-, 1958; Константин Александрович Марджанишвили... [Сборник], Тбилиси, 1958; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, Л.-М., 1945; Монахов Н. Ф., Повесть о жизни, Л.-М., 1961; Дела и дни Большого драматического театра, [вып.] 1, П., 1919. А. Шн.

"ДОН КИХОТ" (исп. "Don Quijote", франц. "Don Quichotte")- балет. Пост. в Парижской Опере 12 февр. 1743 как опера-балет. В 1768 балетм. Ж. Новер пост. на этот сюжет героич. балет в придворном т-ре Вены, муз. И. Штарцера, костюмы Л. Боке. Сюжетной основой для всех дальнейших пост. послужил 2-актный балет "Свадьба Гамаша" (1800, "Т-р иск-ва" -б. Академия музыки, Париж, балетм. Ж. Омер). 18 янв. 1801 "Д.К." пост. в Парижской Опере, муз. Лефевра (балетм. Л. Ж. Милон; Китри- Шевиньи, Базиль -О. Вестрис, Дон Кихот- Омер, Санчо- Бопре); в 1837, муз. Цинка,-Королевский т-р, Копенгаген (балетм. А. Бурнонвиль); в 1850Берлинский т-р (балетм. П. Тальони). На рус. сцене -21 мая 1808 (балетм. Ш. Дидло, муз. Кавоса); в 1834 (балетм. Блаш, либр. Милона; Китри-Зубова); Большой т-р, Москва, муз. Сор(?) (балетм. Ф. Гюллень-Сор;Китри-Гюллень-Сор);1869 (балетм. М. Петипа, муз. Мин-куса, дириж„р Богданов, худ. Исаков, П. Шангин, Ф. Шень-ян); 1900 (балетм. А. Горский, дириж„р Аренде, худ. К. Коровин, Головин, Клодт); 1906 (нов.ред.;балетм., дириж„р и худ. те же; Китри- Гельцер, Базиль - Тихомиров, Дон Кихот - Чудинов, Санчо Панса - Рябцов, Антонина - Балашова, Мерседес - Ф„дорова 2-я, Эспада - Мордкин). В Петербурге "Д. К." ставили: Большой т-р, 9(21) ноября 1871 (балетм. М.Петипа); Мариинский т-р, 1902, нов. ред. (балетм. Горский, дириж„р Дриго, худ. Коровин, Клодт; Китри -Кшесинская, Базиль - Легат, Дон Кихот - Булгаков, Мерседес - М. Петипа, Гамаш - Гердт).

На сов. сцене: в Москве в Большом т-ре - 10 февр. 1940 (балетм. Р. Захаров, Монахов и В. Смольцов, новые танцы на муз. В. Соловь„ва-Седого, дириж„р Файер, худ. Рындин); там же, 1942 (балетм. Габович и Голейзовский, дириж„р Файер); 1943 (балетм. Горский, Захаров, Габович, Голейзовский, Смольцов, дириж„р Файер; Базиль - Ермолаев, Китри - Лепешинская, Эспада - Корень, Дон Кихот - В. Смольцов, Санчо - Рябцев). В Ленинграде - Т-р оперы и балета, 1923 (балетм. Ф. В. Лопухов, редакция Горского, дириж„р Гаук, худ. Головин, Коровин, Клодт; Китри - О. Спесивцева), 1941, там же (балетм. Пономар„в, худ. те же; Китри - Вечеслова, Иордан, Балабина, Дудинская; Базиль - Сергеев, Чабукиани), 1946 (балетм. Гусев, Анисимова и Гербек, либр. переработано Слонимским, худ. Т. Бруни; Китри - Дудинская, Базиль - Сергеев, Эспада- Корень). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов (с нек-рыми дополнениями и изменениями в ред.Горского): Баку (1934, 1945), Горький (1936), Ереван (1957), Киев (1953), Куйбышев (1941, 1953), Львов (1940, 1960), Минск (1941, 1948), Новосибирск (1955), Пермь (1946, 1953), Ташкент (1948, 1960), Тбилиси (1943, 1960), Уфа (1960), Харьков (1929, 1946).

Лит.: Асафьев Б., Театр русской Испании. ., "Театр", П., 1923, ј 2, с. 11-13; "Дон Кихот". Муз. Л, Мин-куса, 2'изд., [Л.], 1937, с. 15-18 (ст. Н. Шувалова); "Дон Кихот". Балет в 4 д., вступ. ст. Ю. О. Слонимского, М., 1946;

Мовшенсон А., "Дон Кихот" на эскизе Боке 1768 года, в сб.: Сервантес, Статьи и материалы. Л., 1948, с. 182-86; Saint-Leon A., La stenochoregraphie, ou l'art d'ecrire promptement la danse, P. - St. Petersbourg, 1852; G u es t J., The romantic ballet in England, L., 1954. Л. П.

"ДОН ПАСКУАЛЕ" ("Don Pasquale") - опера Г. Доницетти, либр. композитора и Дж. Руффини по опере С. Павези "Сэр Марк-Антонио". Пост. в Париже 3 янв. 1843; Милан (1843), Турин (1843), Вена (1843, на итал. яз.;

1879, на нем. яз.), Лондон (1843, на итал. яз.), Брюссель (1843), Лилль (1843), Дублин (1844, на итал. яз.), Копенгаген (1845, на итал. яз.), Берлин (1845, на итал. яз; 1852;

1886, на франц. яз.), Лисабон (1845, на итал. яз.), Нью-Йорк (1846, на англ. яз., 1849, на итал. яз.), Будапешт (1846), Варшава (1846), Мальта (1847, на итал. яз.), Константинополь (1847, на итал. яз.), Сантьяго, Чили (1848, на итал. яз.), Стокгольм (1848, на итал. яз.; 1869), Прага (1849, на нем. яз.), Буэнос-Айрес (1851, на итал. яз.), Мехико (1852, на итал. яз.), Лима, Перу (1852, на итал. яз.), Амстердам (1853, на итал. яз.). Рио-де-Жанейро (1853, на итал. яз.; 1929), Калькутта (1866, на итал. яз.), Хельсинки (1878), Рига (1906, на нем. яз.). Загреб (1921), Любляна (1925), София (1932), Каунас (1936) и на сценах мн. др. стран. В России пост. в 1884, Петербург (на итал. яз.).

На сов. сцене пост. 5 июня 1920 в Петрограде, на открытии Т-ра комич. оперы под упр. К. Марджанова. 29 июня 1931 Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Каплана, худ. Эрбштейн; Дон Паскуале - Ростовцев, Малатес-та - Ольховский, Эрнесто - Нечаев, Норина - Горская, Нотариус - Дорошин); возобн. 1954. В 1936 пост. в Москве в Оперном т-ре им. Станиславского иод рук. Станиславского. Пост. в др. городах Сов.Союза: Алма-Ата (1959), Киев (1962). Издания: "Д. П.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.]. Я. Гр.

"ДОН CE3AP ДЕ БАЗАН" - см. "Испанский дворянина.

ДОНАНЬИ (Dohnanyi), Эрн„ (p.27.VII.1877) - венгерский композитор, пианист, педагог, дириж„р. Музыке обучался в Братиславе у К. Форстнера (гармония) и в Будапештской муз. академии (по композиции у X. К„слера). Автор опер: "Тетушка Симона" (1913; Дрезден), "Замок воеводы" (1922, Будапештский т-р оперы), "Тенор" (1929, Берлин), "Священный огонь" (1934, Будапештский т-р оперы); бал етов:"П скрывало Пьеретты" (1910, Дрезден), "Пять преимуществ жизни" (1943) и "Портрет балерины" (1952) (оба пост. в США). Д. -последователь роман-тич. школы Листа. Музыка его опер отличается ярким нац. колоритом, ясностью и богатством выразит. с-редств. В опере "Замок воеводы" (на сюжет нар. баллады) чувствуется влияние нем. романтизма и муз. драматургии Вагнера. В 1905-15 Д. -проф. Высшей муз. школы в Берлине, с 1918 - директор Будапештской консерватории. После 1945 Д. жил сначала в Аргентине, затем - в США, где продолжает педагогич. деятельность.

Лит.: Рарр V., Dohnanyi Erno, Bdp., 1927; "Zenei szemle", Bdp., 1927, oct.-nov. (номер посв. Д.). //. Дубр.

ДОНАТО (наст. имя и фам.- Донато Америкович П и с с у и т и; р. 1885) - советский цирковой артист, воздушный гимнаст и клоун. Род. в семье цирковых артистов. С 1895 выступал во мн. жанрах на аренах рус. цирков. Широкую известность получил как мастер "воздушного пол„та". В своих выступлениях Д. сочетал высокую технику, смелость исполнения сложных трюков с незаурядным дарованием комика. Был первым цирковым артистом, включавшим клоунаду в воздушный пол„т. Играя в номере роль клоуна, Д. в нужный момент умело переключал напряж„нное внимание зрителей на вес„лую и л„гкую шутку. Подготовил много артистов цирка, в т. ч. воздушных гимнастов Д. и Е. Морус. М. 3.

ДОНАТОВ, Иосиф Александрович [р. 15(27).III. 1888] - русский советский режиссер оперы. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). Окончил историко-фило-логич. ф-т Моск. ун-та (1910). Работал режиссером в т-рах: Комедии (б. Корш; Москва, 1917-25), МГСПС (1923-26), Замоскворецком (1925-30) и др. Наиболее плодотворной явилась деятельность Д. в муз.т-рах:

Моск. т-ре оперетты, 1931-36 (пост. "Миллион терзаний" Дунаевского), Свердловском т-ре муз. комедии ("Честь мундира" Белица, "Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Т-ре им. Мукими, 1941-44 ("Кур-бан Умаров", "Нурхон" Джалилова, "Месть" Рад-жаби и Надеждина), Оренбургском т-ре муз. комедии, 1949-54 ("Мечтатели" Листова, "Огоньки" Свиридова), и др. Пост. Д. характеризуются красочной театральностью.

Лит.: Риф И., Свердловский театр музыкальной комедии, Свердловск, 1959. А. Ив.

ДОНАУРИ (по мужу- Марджанишвили), Елена Иосифовна [15(27). III. 189016.X.1955]-грузинская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1950). По окончании гимназии (1906) училась на драм. курсах в Тифлисе и в Петербурге. Сценич. деятельность начала в 1908 в гастрольной труппе Л. Б. Явор-ской. В 1913-14 работала в Петербурге (Т-р В. Ф. Комиссаржевской), Таганроге и др. В 1918-20 - в рус. т-ре в Тифлисе (труппа "Тарто"). В 1920 перешла на груз. сцену. В 1920-26 - актриса Т-ра им. Руставели, с 1928- Т-ра им. Марджанишвили. Играла героико-дцаматич., затем характерные роли: Хасинта ("Овечий источник", 1922), Катерина ("Поэма о топоре" Погодина, 1931), Кетевана ("Гурия Нинош-вили" Дадиани, 1934), Отарова вдова ("Сломанный мост" по Чавчавадзе, 1935), Тебро ("Очаг Харатели" Мревлишвили, 1949). Вела педагогическую работу.

Лит.: Гугушвил и Э., Джанелидзе Д., Грузинский государственный драматический театр им. К. Марджанишвили, Тбилиси, 1958. Г. Б.

ДОНВАЛЬДО - советские цирковые артисты, акробаты-прыгуны. Труппа была создана в Ленинграде в 1926 из акробатов-любителей. С 1931 е„ возглавил М. П. Осташенко. В состав труппы входили: М. Оста-шенко, Г. Чайченко, Г. Семнничев, Г. Клейнгольц, А. Вязов, Е. Мочалов, Н. Зимин, Л. Кобленц, Г. Пи-талелев и др. Номер Д. состоял из акробатич. пирамид и разл. акробатич. прыжков, к-рые разыгрывались как своеобразное соревнование прыгунов. Исполнение номера отличалось темпераментом, артистизмом; акробаты делали сложные комбинации легко, свободно, изящно. Состав труппы многократно менялся, в 1946 она распалась. М. Зон,

ДОНДУКОВ, Дагба Доржиевич (р. 1915) - советский бурятский актер. Нар. арт. Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1933 поступил в Бурятский драм. т-р. Играет характерные и комедийные роли: Гончик ("Кнут Тайши" Намсараева), Шагта-ми ("Огни на реке" Батожабая), Тихон ("Гроза"), Под-кол есин ("Женитьба"), Да хай ("Тайфун" Цао Юя), Ранжуров ("Барометр показывает бурю" Батожабая), Нецветаев ("На той стороне" Барянова), Ветровой ("Калиновая роща" Корнейчука). Д. - актер самобытного дарования, созданные им образы отмечены ярким нац. колоритом.

Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ 19. Вал.Н.

ДОНЕВ, Георги (1884-1948) - болгарский актер. Засл. арт. Республики. В 1899 начал сценич. деятельность в труппе Б. Пожарова. Изучал актерское иск-во в Загребе и в Милане. По возвращении из Италии создал собств. театр. коллектив, с к-рым объездил мн. города и с„ла Болгарии. Был руководителем и режиссером театр. трупп в Пловдиве, Варне, Бургасе, Русе, Тырнове и др. В руководимых им т-рах формировалось мастерство крупных мастеров болг. т-ра (В. Трандафилов, Н. Икономов и др.). Творчество Д. отличалось героико-романтич. устремл„нностью. Лучшие роли: Борислав (о. п. Вазова), Отелло, Карл Моор, Протасов; Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому) и др. Д. принадлежат мемуары "Строители болгарского театра" и ряд статей по вопросам театр. иск-ва. А?. М.

ДОНЕ;Ц, Михаил Иванович [11(23).1883-10. IX.1941] - украинский советский артист оперы (бас). Нар. арт. УССР (1930). Член Коммунистич. партии с 1940. Сценич. деятельность начал в 1905 в Оперном т-ре Зимина, где пел до 1913. В 1913-17 и с 1928 Д. - солист в Т-ре оперы и балета им. Шевченко, периодически пел также в Харьковском т-ре оперы и балета. Партии: Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас, Выборный ("Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" Лысенко), Мельник, Борис Годунов; Досифей ("Хованщина" Мусоргского), Дон Базилио и др. Выступал как концертный певец. Д. обладал ярким драм. талантом и незаурядным вок. мастерством. С. 3.

ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА. Основан в Донецкев 1941 (сезон открылся в апреле оперой "Иван Сусанин"). Первую труппу составили актеры Луганского и Винницкого оперных т-ров. В 1941-44 т-р находился в эвакуации. Среди пост. 50-х гг.:

"Молодая гвардия" Мейтуса (1950), "Юность" Чула-ки (1950), "Шурале" (1953),"В бурю" Хренникова (1953), "Спящая красавица (1954), "Евгений Онегин" (1954), "Фауст" (1955), "Борис Годунов" (1957); "Тропою грома" Караева (1960), "Каменный цветок" (1960), "Обручение в монастыре" Прокофьева (1961) и др. Т-р пост. балеты В. Гомоляки: "Сорочинская ярмарка" (1956), "Ч„рное золото" (1957), "Кот в сапогах" (1961). На сцене т-ра осуществлена пост. новых произв. композиторов Е. Юрцевича ("Вулкан", 1959, 1960), А. Ленского ("Донецкая быль", 1960), M. Вериков-ского ("Наймичка", 1961) и др. В труппе т-ра (1962): артисты оперы - засл. арт. УССР М. Ве-ден„ва, М. Мищенко; К. Гайдамак, А. Кока, А. Бела-нов, А. Гусева, А. Галенкин и др.; артисты балета - засл. арт. УССР Е. Горчакова, Г. Кириллина; В. Пар-саданян и др. Гл. режиссер т-ра - наро арт. УССР А. Здиховский" гл. хормейстер - нар. арт. УССР Н. Тараканов, дириж„р - Е. Шехтман, балетм. - Н. Ефремов. А. Ив.

ДОНИЦЕТТИ (Donizetti), Гаэтано (29.XI.1797, Бергамо,- 8.1УЛ848, там же) - итальянский композитор. Музыке обучался первоначально в Муз. ин-те в Бергамо, где изучал гармонию и контрапункт под рук. С. Майра; в 1815-17 занимался по кл. композиции у С. Маттеив Муз. лицее в Болонье. Первые театр. произведения Д.- одноактные оперы "Пигмалион" (1816), "Олимпиада" и "Гнев Ахилла" (1817) не были пост. В 1818 в венецианском т-ре "Сан-Лука" с успехом была исполнена опера Д."Энрико, граф Бургундский". Затем последовали: "Зораида Гренадская" (1822, т-р "Арджентина", Рим, с участием Д. Донцелли), "Цыганка" (1822, т-р "Нуово", Неаполь), "Кьяра и Серафина, или Пираты" (1822, т-р "Ла

Скала", Милан), "Счастливое заблуждение" (1823, т-р "Нуово", Неаполь). Первые произведения Д. появились в то время, когда на итал. оперной сцене господствовали оперы Дж. Россини, ставшие предметом подражания для Д. в начальный период его творчества. Д. писал по 3-4 оперы ежегодно; не все из них были равноценны по качеству, но музыка большинства произв. свидетельствовала о природном мелодич. даре композитора. Уже ранние оперы Д. отличаются разнообразием жанров, особенно характерным для его дальнейшего творчества. В 1824-30 Д. написал неск. "фарсов" - одноактных комич. опер: "Замок инвалидов" (1826, т-р "Карлино", Палермо, и др.), мелодраму "Восемь месяцев за два часа, или Ссыльные в Сибири", по пьесе Пиксерекура (1827, т-р "Нуово", Неаполь), романтич. оперу "Елизавета в замке Кенильворт" (также "Замок Кенильворт", на сюжет романа В. Скотта;

1829, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др. К 30-м гг. Д. полностью преодолел влияние Россини. Период самостоят. творчества Д. начинается романтич. мелодрамой "Анна Болейн" на либр.Ф. Романи (1830, т-р "Кар-кано", Милан, с участием Дж. Пасты, Дж. Рубини и Ф. Галли). Опера имела большой успех и вскоре обошла сцены всех европ. т-ров. Среди опер этого периода - "Любовный напиток" (на либр. Ф. Романи, 1832, т-р "Делла Каноббиана", Милан), "Лукреция Борджиа" (на либр. Ф. Романи по драме В. Гюго "Анд-жело, тиран Падуанский", 1833, т-р "Ла Скала", с участием Г. Лаланд, М. Брамбиллы, Мариани), "Джемма ди Вержи" (по пьесе А. Дюма-отца "Карл VII у своих вассалов"; 1834, там же), "Марино Фальеро" (поодноим. пьесе Байрона, 1835, Итальянский т-р, Париж), "Мария Стюарт" (1835, т-р "Ла Скала", с участием М. Малиб-ран). Лучшие из этих опер ("Анна Болейн", "Любовный напиток", "Лукреция Борджиа") завоевали европ. известность. В 1835 в неаполитанском т-ре "Сан-Карло" состоялась премьера оперы "Лючия ди Ламмер-мур" (на либр. С. Каммарано по роману В. Скотта "Ламмермурская невеста" с участием Ж. Дюпре и Ф. Таккинарди-Персиани). "Л?очия ди Ламмермур" открыла 3-й, самый зрелый период творчества композитора. В 1836-38 Д. созда„т неск. опер в сотрудничестве с либреттистом С. Каммарано: "Велизарий" (1836, т-р "Фениче", Венеция), "Осада Кале" (1836, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др. После запрещения цензурой в 1839 оперы "Полиевкт" (либр. С. Каммарано) Д. переехал в Париж, где были пост. в 1840 его оперы:

"Дочь полка" (либр. Ж. Сен-Жоржа и Ж. Байяра, "Опера комик", 1840), "Мученики" (2-я ред. "Полиевкта", либр. Э.Скриба по трагедии П. Корнеля, т-р "Гранд-Опера"), "Фаворитка". В 1841-44 Д. пишет оперы для т-ров Италии, Вены и Парижа, в т. ч.: "Аделия, или Дочь стрелка" на либр. Ф. Романи (1841, т-р "Аполло", Рим), "Линда ди Шамуни" (на либр. Г. Росси, 1842, "Кернтнертортеатр", Вена), "Дон Паскуале" (1843, Итальянский т-р, Париж), "Мария ди Роган" (на либр. С. Каммарано, 1843, "Кернтнертортеатр", Вена), "Дон Себастьян Португальский" (на либр. Э. Скриба, 1843, "Гранд-Опера"). Последняя опера Д. "Катерина Кор-наро" была пост. в неаполитанском т-ре "Сан-Карло" в 1844. Творчество Д. тесно связано с романтич. направлением в европ. иск-ве 19 в., многие его оперы написаны на сюжеты произв. В. Гюго, В. Скотта и Дж. Байрона.

Один из выдающихся итал. композиторов 1-й пол. 19 в., Д., как и В.Беллини, продолжал традиции Дж. Россини. Он вн„с значит, вклад в развитие итал. оперы, подготовив реформаторскую деятельность Дж. Верди. Как и Россини, Д. писал серьёзные и комич. оперы, однако пош„л дальше своего предшественника по пути демократизации и расширения границ оперного жанра. Среди его многочисл. (св. 60) опер - историко-героич. ("Мария Стюарт"), лирико-романтич. ("Лючия ди Ламмермур"), лирико-драматич, ("Фаворитка"), комич. ("Дочь полка"), оперы-буфф ("Дон Паскуале"), мелодрамы ("Лукреция Борджиа", "Линда ди Шамуни"). Жанр мелодрамы, широко распростран„нный в драматургии 1-й пол. 19 в., Д. разрабатывает в ряде опер. Эти оперы близки отд. произв. Верди (напр., "Травиата") и предвосхищают веристскую оперу (см. Веризм). Произв. Д. отличаются мелодич. богатством, драматич. выразительностью и лиризмом, контрастностью характеров, яркой театральностью. Особое место занимают комич. оперы Д., к-рым свойственна яркая реалистич. направленность, лиризм. Они отражают нар. жизнь, связаны с истоками итал. нар. т-ра. "Дон Паскуале" - самая популярная после "Севильского цирюльника" опера-буффа. Д. выступал как дириж„р. В„л педагогич. деятельность (с 1835 - профессор консерватории в Неаполе).

Другие оперы: "Сумасбродство" (1818, Венеция), "Петр великий царь русский, или Ливонский плотник" (1819, там же), "Анонимное письмо" (1822, Неаполь), "Саардамский бургомистр, или Два Петра" (1827, там же), "Пария" (1829, там же), "Фауста" (1832, там же), "Торквато Tacco", (1833, Рим), "Паризина" (1833, Флоренция), "Роберт Деверье, или Граф Эссекский" (1837, Неаполь), "Мария ди Рубенц" (1838, Венеция), "Мария Падилла" (1841, Милан).

Лит.: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1-4, СП Б, 1892-95; П[е т р о в]с к и и Е., Гаэтано Доницетти, "Русская муз. газ.", 1897, ј 10; Verzino E. C., Le opere di Gaetano Donizetti, Bergamo, 1897; Gabrielli A., Gaetano Donizetti, Roma-Torino, 1904; C a-versazzi G., G. Donizetti, Bergamo, 1925; D o n a t i-Petteni G., Donizetti nelle'eta romantica, Bergamo, 1948; Z a v a d i n i G., Donizetti: vita, musiche, epistolario, [Bergamo], 1948; Dent E., Donizetti: an Italian romantic, в кн.: Fanfare for Ernest Newman, L., 1955, с. 86-107. Св. Г.

ДОНС (Dons), Элизабет (19.IV.1865-2.V.1942) - датская артистка оперы (меццо-еопрано, затем сопрано). Пению училась в Копенгагене у С.Келлер и Л. Герлах и в Париже у Б. Маркези и Д. Арто. Дебютировала с большим успехом в 1885 на сцене Королевского т-ра (Копенгаген) в партии Азучены ("Трубадур"). В 1888 Д. было присвоено звание придворной певицы. Большой сценич. темперамент, сильный и красивый голос широкого диапазона (овладев сопрановым регистром, Д. продолжала петь и меццо-сопрановые партии) способствовали большой популярности Д., особенно в партиях Амнерис, Графини, Маргариты, Кармен. В 1906 в связи с болезнью Д. оставила сцену.

Партии: Орфей (0рфей и Эвридика" Глюка), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Ингеборг ("Король и маршал" Хейсе), Зольнара "Аладдин" Хорнемана). Вл. О.

ДОНСКОЙ, Лаврентий Дмитриевич (1858-22.11. 1917) - русский артист оперы (лирико-драматпч. тенор). В 1877-80 учился в Петерб. консерватории, затем - в Бесплатной муз. школе, где в числе его педагогов был Мусоргский. Первый оперный сезон Д. прош„л в Киеве (1882-83); в 1883-1904 пел в Большом т-ре. Партии: Собинин ("Иван Сусанин") (дебют в Киеве, в Москве), Ленский, Берендей, Герман; Князь ("Русалка"), Дубровский (о. п. Направника), Рада-мес, Альфред, Хозе, Лоэнгрин и др. Исполнял лирич. и драматич. партии; брал уроки актерского мастерства у А. П. Ленского. Два сезона держал оперную антрепризу (1904-06, Тифлис). С 1907 Д.- профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва.

Лит.: А. Н. Островский и русские композиторы. Письма, под общей ред. Е. М. Колосовой и Вл. Филиппова, М.-Л., 1937, с. 249-50; Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене. М., 1957, с. -W-, 114-1,4-. Д. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница