Наши партнеры

система видеоконференции
Выгодно аренда автомобилей самара без водителя посуточно в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 159)


ДЫШЕКОВА, Куна Хажмурзовна (р.1907)- кабардинская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1936 вступила в труппу кабардинского колхозно-совхозного т-ра. В 1937-39 сыграла здесь роли Лиды ("Платон Кречет"), леди Мильфорд; Агафьи Тихоновны ("Женитьба"). В 1940 вступила в труппу Каб.-Балк. т-ра (Нальчик). Играла роли драматические - Любовь Яровая; Рашель ("Bacca Железнова"), Анна ("Аул-Батыр" Шортанова) и характерно-комедийные - Шаблова ("Поздняя любовь" Островского), сплетница Заза ("Семья Томаши" Шхагапсоева), самогонщица Гулижан ("На чужого коня не садись" Яралова и Тубаева), в к-рых проявила острую наблюдательность, умение наполнить комедийный рисунок живыми красками, сообщить своим сценич. образам яркую характерность. Искренностью, темпераментом, лиричностью отмечено исполнение ролей Дисы ("Дыханаго" Аксирова), Хакокуны ("В одной семье" Шортанова), Лагутиной ("Мать своих детей" Афиногенова). Е. Ж.

"ДЫОК ОФ ЙОРКС ТЙЭТР" (Duke of York's Theatre) - английский театр. Был открыт в Лондоне в 1892, вначале назывался "Трафальгар-сквер-тиэтр". Руководителем т-ра в 1892-1935 (с перерывом) была В. Мелнотт. В сент. 1895 т-р получил свое наст. наименование. В 1897 т-р возглавил Ч. Фроман. Он привл„к драматурга Д. Бусико и актрису А. Ванбру. Последующие годы были периодом расцвета т-ра. В 1910 были пост.: "Мезальянс" Шоу, "То, что знает каждая женщина" Барри и "Мадрас-ский дом" Гренвилл-Баркера. После ухода Фрома-на из т-ра, в н„м ставились ревю и различные "боевики"; в то же время делались попытки ставить и серьёзный репертуар, в т. ч. переводы пьес совр. драматургов.

ДЫОКС (Dukes), Эшли (29. V. 1885-4. V.1959)- английский драматург, театральный деятель и критик. С 1909 писал статьи по т-ру. В течение мн. лет был одним из редакторов журн. "Тиэтр артс" (США). В 1933 открыл "Меркьюрит-р", в к-ром ставил новые англ. и переводные пьесы, поэтич. драмы; позднее в т-ре ставились балетные спектакли под рук. М. Рамбер (жены Д.).

Д.-автор пьес "Человек с грузом бед" (1924) и др., а также ряда переводов и инсценировок: "Еврей Зюсс" по Фейхтвангеру (1929), "Мандрагора" по Макиавелли (1939); книг по т-ру ("Современные драматурги", 1911, "Сцена меняется", 1943). ,

ДЬЮРКОВИЧ (Gyurkovics), Мария (р. 19.VI. 1913) - венгерская артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. ВНР. Окончила Муз. академию в Будапеште в 1937. В том же году была принята солисткой в труппу Будапештского оперного т-ра. Д. пользуется известностью как исполнительница партий в нац. венг. операх: Мелинда ("Банк-бан" Эркеля), Мариш-ка ("Женихи" Фарка-ша), Невеста короля ("Витязь Янош" Качо) и др. Обладает сильным, исключит. красоты голосом; сценич. образы Д. отмечены тонким артистизмом. С 1951 гастролировала во мн. странах, в т. ч. в СССР. Наибольший успех имела в партии Лючии ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти).

Партии: Джильда; Церлина, Царица ночи, Констанция "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Похищение из сераля" Моцарта), Олимпия ("Сказки Гофмана" Оффенбаха) и Др. Н. Дубр.

ДЬЯКОНОВ, Николай Михайлович [р. 28.Ш (10.IV). 1911] - коми советский драматург, режиссер и актер. Нар. арт. Коми АССР (1945). Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Род. в крестьянской семье, работал ямщиком, лесорубом. В 1931 был принят в труппу Коми т-ра и проявил себя как одар„нный комедийный актер. В 1932 поступил в Ленингр. театр. ин-т (Коми студия). После окончания с 1936 работает в Коми т-ре актером и режиссером (в 1941-47- художеств. руководитель). Роли: Труффальдино ("Слуга двух господ"), Карандышев. Пост. в этом т-ре спектакли: "У сть-Кул омское восстание" (1940), "Домна Каликова" (1943) Д. и Ермолина, "Свадьба с приданым" Д. (1950), "Слуга двух господ", "Последние" (1945), "Гроза", "Молодая гвардия" (1946); "Каменное гнездо" Вуолийоки (1958) и др. В 1943-47 в„л педагогич. работу в студии при Коми т-ре.

Д. - один из основоположников коми нац. драматургии, в 1938-44 написал в соавторстве с Ермолиным пьесы - "Глубокая запань" (1939), "Вороны", "Усть-Кул омское восстание" (1940), "Домна Каликова" (1941), "В дни войны" и "Мужество" (1944); написал пьесу о Герое Советского Союза Оплеснине - "Герой" (1946), комедию "Свадьба" (1949, в переводе "Свадьба с приданым", Гос. пр. СССР, 1951) о жизни колх. молод„жи [пост. в Моск. т-ре Сатиры и мн. др. театрах СССР (ок. 200), пер. на болг., рум., польский, венг. и др. яз.]. В 1959 написал комедию "Три богатыря". С. /7.

ДЬЯЧЕНКО, Виктор Антонович (1818-ЗО.Ш.4876)- рус. драматург. Окончил ин-т инженеров путей сообщения. С юности увлекался лит-рой и т-ром. Первые пьесы - драма "За богом молитва, за цар„м служба не пропадут" и водевиль "Вот каковы корнеты" - написаны Д. в 1830-е годы. В 1840, получив служебное назначение в Пинск, Д. в течение 20 лет ничего не писал для т-ра. В 1860 переехал в Москву и снова начал работу для т-ра. В 1861 в Александрийском, а в 1862 в Моск. Малом т-ре была пост. пьеса Д. "Жертва за жертву". В 1863, оставив службу, Д. целиком посвятил себя драматургии. Написал большое количество пьес, в т. ч. "Неровня" (1863), "Гуверн„р" (1864),

"Нынешняя любовь" (1865), "Светские ширмы" (1866), "Семейные пороги" (1867), "Практический господин" (1872), "Новый суд" (1872), историч. драма "Подвиг гражданки" (1873) и др. Большинство пьес Д. - совр. бытовые мелодрамы. Наиболее удачная пьеса - "Гуверн„р" (о пройдохе-гуверн„ре, забирающем в свои руки власть в помещичьем доме) содержит колоритные зарисовки дворянского быта. Д. ловко строит интригу, изобретает неожиданные повороты сюжета, охотно прибегает к сентиментальным при„мам. Обычно в его пьесах добродетельный герой, опутанный ложью и клеветой, излагает свои идеи в эффектных тирадах. Несмотря на внешнюю злободневность, пьесы Д. лишены подлинных примет времени. Драматургия Д., отвечавшая стремлению правящих кругов увести т-р от пьес, ставящих важнейшие обществ, проблемы, занимала значит, место в репертуаре т-ров (в т. ч. Малого и Александрийского).

Соч.: Драматические сочинения, т. 1-5, М.-СПБ, 1873-1876, 2 изд., Казань, 1892-93. К). Д.

ДЭЛЬ Д. (лит. псевдоним; наст. имя и фам.- Леонид Соломонович Любашевский)(р. 14. XII. 1892) - русский советский актер и драматург. Засл. деят. иск-в РСФСР (1939). Сценич. деятельность начал в 1919 в Архангельском т-ре. В 1923-24 играл в т-ре "Кривое зеркало" и "Молодом т-ре" в Петрограде. Вступив в 1925 в труппу Ленингр. т-ра юных зрителей (ЛенТЮЗ), Д. последующие 20 лет своей творч. деятельности посвятил т-ру для юношества. В 1936 переш„л в Новый т-р юных зрителей (Новый ТЮЗ), где оставался до его закрытия. С 1945 - актер Ленингр. драм. т-ра им. В. Комиссаржевской. Образы, созданные Д., отличаются яркой характерностью, тонкостью психологич. рисунка, юмором и лиризмом. Драматургич. деятельность Д. начал в конце 20-х гг. Большинство его пьес написано для юношеского т-ра.

Роли: Мозес Грюншпан и Гришук ("Продолжение следует" и "Голубое и розовое" Бруштейн), фельдфебель Мокрый (в собств. пьесе "Музыкантская команда"), Шуйский ("Борис Годунов" Пушкина), Свердлов (в собств. пьесе "Большевик"), Оргон ("Тартюф.-), Грознов ("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского), Глухой ("Дамоклов меч" Хикмета

Пьесы: "Музыкантская команда" (1935, ЛенТЮЗ), "Третья верста". "Большевик" (1937, 1940, Новый ТЮЗ) "У лукоморья" (1939, ГосценТЮЗ), "Александр Пушкин" (1949, Ленингр. драм. т-р), "В садах лицея" (1957, ЛенТЮЗ) и др.

Д.- соавтор киносценариев "Встречный", "Депутат Балтики", автор сценария и исполнитель заглавной роли в фильме "Яков Свердлов" (Гос. пр. СССР, 1941).

Соч.: Музыкантская команда, Л., 1936; Третья верста. М.-Л., 1938; У лукоморья, М., 1939; Александр Пушкин. Трилогия, М., 1959.

Лит.: Янковский М., Детская драматургия Ленинграда, "Театр и драматургия", 193 6, ј9; Левин Л., Драматургия Дэля, "Искусство и жизнь", 1938, .ј 8; Г р и н-б е р*г И., "Свердлов-Любашевский", "Искусство и жизнь", 1941, ј 2; Ю т к е в и ч С., режиссер об актере "Театральная неделя", 1940, ј20; БруштейнА., Советский театр для детей, в сб.: Советский театр..., М., 1947. JJ, JQ7.

ДЭНГАКУ(букв.- музыка поля) - разновидность японской древней мистерии кагура, возникшей в 7-8 вв. В 11-16 вв. Д. пользовалась широкой известностью, с 15 в. постепенно уступает место театру. Возрождается в нач. 17 в. во время празднеств в честь с„гуна (полководца) Токугава Иэясу. В наши дни Д. пользуется популярностью в япон. деревне.

JJvm.: Хаттори Рютаро, "Нихон но минь„" ("Японские народные песни"), Токио, 19е Яманэ Гиндзи, "Онгаку но рэкиси" ("История музыки"), Токио, 1957. ff. ff.

ДЭНН (Dann), Джордж Лэнден - австралийский драматург. Пьесы Д. широко ставились в Австралии в 30-х гг. 20 в. Трагедия "Фимиам не воскурили" рисует тяж„лые социальные условия жизни простых людей совр. Австралии (1937, "Независимый т-р" в Сиднее и Клуб драматургов). Пьеса "Каролина Чишольм" (1939, "Репертуарный т-р", Брисбен) посв. одной из героич. женщин Австралии, борцу за создание Австралийского Союза. В наиболее известной своей пьесе, реалистич. драме "Вдали от родников" (изд. 1944), Д. выступает защитником туземного населения Австралии, лиш„нного колонизаторами всех социальных и политич. прав (пост. в т-рах Австралии в 40-е гг., Англии и Уэльса - в 50-е гг. 20 в.).

Соч.: In beauty it is finished; Funerals for Field-Mice (one act); Ha-ha, Among the trumpets (three acts). Пьесы издавались в сборниках.

Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney- L., 1953. Л. К.

ДЮАМЕЛЬ (Duhamel), Жорж (р. 30. VI.1884)- французский писатель, драматург. Лит. деятельность начал как поэт в 1907. Принадлежал к группе кретейского "Аббатства", объединявшей писателей-унанимистов. В пьесах "Свет", "Под сенью статуй" (1911, 1912, т-р "Одеон"), "Битва" (1913, "Т-рдезАр"), "День признаний" (1923, т-р Елисейских полей) получили выражение унанимистские идеи сострадания к человеку, культ всепрощающей любви. Лиризм, символика и аллегория, характерные для этих пьес Д., сближают его с М. Метерлинком и П. Клоделем. Лучшее драм. произв. Д. "Общество атлетов" (1920, т-р "Вь„ коломбье") написано в жанре комедии. При помощи смеха, иронии, сарказма Д. обличает процветающих мещан и их "культуру". Гл. герой пьесы - ницшеанствующий "спаситель" человечества (эту роль исполнял Л. Жуве), в образе к-рого Д. развенчал беспринципного декадента. В работе "Эссе о возрождении драмы" ("Essai sur une renaissance dramatique", P., 1928) Д. требует возвращения к мольеровским традициям, призывает возродить комедию характеров и нравов, к-рая могла бы противостоять "бульварной", развлекательной драматургии.

Др. пьесы: "Хандра" (или "Ларуант и Ропито",1919), "Когда вам угодно" (1921, Женева).

Лит.: Луначарский А. В., "Театр и революция", М., 1925, с. 411-16; S a u r i n M., Les ecrits de G. Duhamel, P., 1952. . В. Бал.

ДЮБВАД (Dybwad), Юханне (2.VIII.1867-4.Ш. 1050) - норвежская актриса и режиссер. В 1877 дебютировала в т-ре "Нац. сцена" в Бергене. Крупнейшая работа Д. в начале е„ творч. деятельности- роль Норы. С 1899 до конца жизни Д. - ведущая актриса Нац. т-ра в Христианин.

Роли: Регина, фру Альвинг, Ребекка, Эллида, Tea Эльстед ("Привидения", "Росмерсхольм", "Женщина с моря", "Гедда Габлер" Ибсена), Боргильд, Клара Занг ("Сигурд Крестоносец", "Свыше наших сил" Бь„рнсона), Джулия, Мать ("Балкон", "Гаральд Сване Мор" Хейберга), Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Анна Каренина и др.

С 1904 Д. постоянно выступала с актером А. Одва-ром, противником реалистич. направления, к-рый оказал влияние на е„ иск-во, в результате чего Д. испытала ряд творч. неудач (в т. ч. во время гастролей с ибсеновским репертуаром в Берлине в 1916). В этот же период раскрылось блестящее комедийное мастерство Д., с успехом исполнявшей роли Розалинды и Беатриче ("Как вам это понравится", "Много шума из ничего" Шекспира). В 30-40-е гг. Д. вновь создала ряд реалистич. образов: Озе ("Пер Гюнт" Ибсена) и др. Д. осуществила пост.: "Медея" Еврипида (1918, исполняла гл. роль), "Варавва" Грига (1927), "Гоп-.ля, мы жив„м!" Толлера (1928), в режиссерском решении к-рых отразилось влияние экспрессионизма.

Лит.: Elster К., Skuespillerinden I. Dybwad, Oslo, 1931; Wiers-Jensen H. og Nordahl-Olsen J., Den nationale scene. De forste 25 aar, Bergen, 1926. ff, f{,

ДЮБЕК (Dubech), Люсьен (1882-1940) - французский поэт, театральный критик и историк театра. Националист и монархист,. Д. входил в основанную в 1899 реакц. политич. группировку "Аксьон Фран-сез" и в течение мн. лет состоял штатным театр. критиком одноим„нной газеты (редакторами к-рой были Ш. Моррас и Л. Доде). театр. фельетоны Д. отличались большой остротой и пользовались успехом в период между двумя войнами. Гл. труд "Всеобщая иллюстрированная история театра" ("Histoire generale illustree du theatre", 5 тт., Р., 1931-34 [совм. с др.]) интересен обильным, гл. обр. иконрграфич. материалом. Своему изложению автор прида„т подчас чрезмерную памфлетную остроту, окрашенную политическим мировоззрением реакционных кругов. Д. напечатал также книги "К ом ели Франсез сегодня" (1926), "Жан Расин политик" (1926), "Кризис театра" (1928). С. Мок.

ДЮГАЗбН (Dugazon), Жан Батист (наст. имя и фам. - Анри Гурго; Gourgaud) (15.XI. 1746-11.X. 1809)-французский актер. Сценич. деятельность начал в провинции. С 1771 играл в т-ре "К ом ели Франсез". актер буффонной манеры, Д. первоначально исполнял роли слуг во франц. комедиях 17- 18 вв. (Криспин- "Единственный наследник" Реньяра, и др.). Во время революции 1789-94, патриот и республиканец, Д. боролся против театр. реакции. В 1791 он порвал с контрреволюц. частью труппы и переш„л во вновь созданный и возглавленный Тальма "Т-р Республики". Мастер революц. карикатуры, любимец широких масс плебейского зрителя, Д. создавал остро-сатирич. образы врагов революции: папа римский (в политич. фарсе "Страшный суд над королями" Сильвена Марешаля, 1793), приспособленец и соглашатель Модерантен (в собств. пьесе "Умеренный", 1793) и т. д. С 1786 Д. -профессор дра-матич. класса консерватории. Среди его учеников - Тальма, П. Лафон и др.

Лит.: Campardon E." Les comediens du roi de la troupe francaise pendant les deux derniers siecles, P., 1879;

De Manne E.-D., Galerie historique des comediens francais de la troupe Voltaire, nouv. ed., Lyon, 1877; Lyon-net H., Dictionnaire des comediens francais, P., 1912-1913;

История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957. E. Ф,

ДЮГАЗОН (Dugazon; урожд„нная - Л e ф e в р;

Lefevre), Луиз Розали (18.VL1755-22.IX.1821)-французская артистка оперы (сопрано). В 12 лет впервые выступила на сцене т-ра "Комеди Итальенн" в Париже как балерина. Композитор А. Гретри обнаружил у Д. отличные вокальные данные, и с 1774 Д. исполняла гл. партии в его операх "Сильвен" (Полина), "Колония" (Нарина) и др., а также в операх Буальдь„ ("Калиф Багдадский"), Дезеда ("Блез и Бабетта", "Алексис п Жю-стина"), Далейрака ("Нина"), Изуара ("Турецкий лекарь") и др. Д. увлекала зрителей выразительным пением, страстной и тонкой игрой. Около 1805 Д. оставила сцену.

Лит.: L e R о u x H. et A." La Dugazon, [P., 1926];

Olivier J. J., Madame Dugazon de la Comedie-Italienne (1775-1821), P., 1917; E d w a r d s H. S., Idols of the French stage, L., 1889.

ДЮЖАРДЕН (Dujardin), Эдуар (10.XI.1861- 31. X.I 949) - французский поэт, драматург и критик. Учился в Парижской консерватории. В 1885 начал творч. деятельность в области лит-ры и т-ра. Поэтика Д. сложилась под влиянием творчества С. Малларме. Д. был одним из создателей символистской драматургии. Его ранние пьесы - драматич. поэмы "Антония" (1891, "Т-р дАппликасьон"), "Кавалер прошлых врем„н" (1892, т-р "Модерн"), "Конец Антонии" (1893, т-р "Водевиль") пессимистически* рисовали искания одинокой человеческой души. В поздних пьесах Д. преобладают католич. мотивы. В пьесах "Марта и Мария" (1913, Т-р Антуана) и "Супруги из Эр-ле-Пор" (1919, т-р "Комедия Елисейских полей") в аллегорич. форме изображается отречение от земных благ. Религ. тематика присуща и пьесам "Мистерия об умершем и воскресшем боге" (1923, Т-р Антуана), "Возвращение блудных детей" (1924, "Комедия Елисейских полей") и "Вечное возвращение" (1932, т-р "Ателье").

Соч.: Theatre, t. 1-2, Р., 1899-1924.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М., 1939; See E., Le theatre francais contemporain, P., [1951]; L a 1 о u R., Le theatre en France depuis 1900, P., [196] и [1959J. A. Mux.

ДЮйдаКОВА (Дюжикова 1-я), Антонина Михайловна [13 (25).VI. 1853-1918] - русская актриса. По окончании Петерб. театр. уч-ща (1873) дебютировала в Александрийском т-ре (Марья Андреевна - "Бедная невеста" Островского). Наиболее полно лирич. дарование Д. раскрылось в 80-90-е гг., когда ею были исполнены роли в пьесах Шекспира (Офелия, Беатриче - "Гамлет", "Много шума из ничего"), Островского (Катерина и Василиса Меленть-ева - "Гроза", "Василиса Мелентьева"), Гуцкова (Юдифь - "Уриэль Акоста") и др. В 1896 в первой пост. "Чайки" Чехова исполнила роль Аркадиной. Последние годы выступала гл. обр. в характерных ролях. Игра Д., типичной представительницы "петербургской" школы, отличалась изяществом. В 1902 по болезни покинула сцену.

Лит.: В е л и з а р и и М-, Путь провинциальной актрисы, М.-Л., 1937; "ЕИТ". Сезон 1901-1902, СПБ, 1902, Приложения, кн. 3. А. Кл.

ДЮКА (Dukas), Поль (1.X.1865-17.V.1935) - французский композитор и музыкальный критик. В 1882-89 учился в Парижской консерватории (по композиции у Э. Гиро). Творч. деятельность начал в 1888. Автор лирич. оперы "Ариана и Синяя Борода" на сюжет драмы М. Метерлинка (1907, т-р "Опера комик"), увертюр к трагедиям "Король Лир" (1883); "Поли ев кт" Корнеля (1891), к драме "Г„ц фон Берлихинген" Г„те (1884), танц. поэмы-балета "Пери" на сюжет вост. легенды (1912), симф., камерно-инструмент. и др. соч. Вместе с Сен-Сансом Д. закончил оперу Гиро "Фреде-гонда" (1895, Париж). Д. заново отредактировал для постановки оперы Рамо ("Галантная Индия", "Принцесса Наваррская", "Зефир и др.), составил переложение для фп. в 4 руки оперы Сен-Санса "Самсон и Далила". В музыке Д. ясность формы сочетается с красочностью оркестрового письма, свойственной иск-ву импрессионизма. В 1910-13 и после 1928 Д.-проф. консерватории, с 1913- проф. муз. школы в Париже. Д. активно выступал как муз. критик, в т. ч. в газетах "Мояд мюзикаль", "Кроник дез Ар" и др. Рим. пр. (1888).

Л и т. с о ч.- Les ecrits de Paul Dukas sur la musique, P., 1948; Wagner et la France, P., 1923.

Лит.: Samazeuilh G., Paul Dukas, P., 1913;

F a v г e G., Paul Dukas. Sa vie et son oeuvre, P., 1948../7. M.

ДЮКАНЖ (Ducange), Виктор (24.Х1.1783-15. X.I 833) - французский драматург. Лит. деятельность начал в 1811. Автор популярных мелодрам "Калас" (1819, т-р "Амбигю комик"), "Тереза, или Женевская сирота" (1820, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Тридцать лет, или Жизнь игрока" (1827, там же), "Ламмермурская невеста" (1828, там же) и др. Выражая оппозиционные по отношению к реакц. режиму Реставрации настроения, Д. придавал своим пьесам романтич. характер. Но, показывая столкновение героя с миром зла и несправедливости, Д. часто отказывался от обычного для ранних мелодрам счастливого конца, его пьесы приобретают мрачный, трагич. колорит. В мелодрамах Д. появились ноты обличения, протеста, усилены социальные конфликты, гуманистич. мотивы. Однако даже в своих лучших пьесах Д. не приходит к верным социальным обобщениям и возлагает вину за обществ. несправедливость на отдельных людей. Стремление брать сюжеты из жизни, глубже раскрывать характеры, усиливало элементы реализма в пьесах Д. Наиболее полное выражение настроения протеста нашли в антиклерикальных мелодрамах Д., написанных в дни революции 1830, "Тоннингтонский монастырь", "Иезуит" - совм. с Г. Пиксерекуром. В пьесах Д. играли крупнейшие франц. актеры-романтики - Фре-дерик-Леметр, М. Дорваль; в России, в мелодраме "Тридцать лет, или Жизнь игрока" - П. С. Моча-лов, В. А. Каратыгин.

С о ч. в рус. пер,- Смерть Каласа, М., 1830; Тридцать лет, или Жизнь игрока, М., 1923.

Лит.: R о у е r A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1800 jusqu'a 1875, t. 1, P., 1878;

G i n i s t y P., Le melodrame, P., 1910. E. Ф.

ДЮКЛО (Duc] os) (наст. фам. - ДеШатон„ф;

De Chateauneuf), Мария Анна (1670-18.VI.1748) - французская актриса. В 1693-1733 играла в т-ре "Комеди Франсез" роли трагич. героинь: Гермиона ("Андромаха" Расина), Зенобия ("Радомист и Зенобия" Кребийона), Саломея ("Мариамна" Вольтера), Иокаста ("Эдип" Ламота) и др. Д. продолжала традиции иск-ва М. Шанмеле. Обладая огромным по диапазону голосом и бурным темпераментом, Д. с пафосом, напевно произносила трагич. монологи, изумляя зрителей голосовыми эффектами.

Лит.: Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre. P., 1900; Campardon E., Les comediens du roi de la troupe francaise pendant les deux derniers siecles, v. 1-2, P., 1879; Gueullette Ch., Acteurs et actrices du temps passe, P., 1881; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского. т. 2, М., 1957. Е. Ф.

ДЮКОВЫ - семья харьковских антрепрен„ров. Впервые имя Д. появляется на харьковских афишах в 1853, когда здание Харьковского т-ра, построенного в 1842" антрепрен„ром Л. Ю. Млотковским, перешло по дарственной записи к его дочери, Вере Люд-виговне, выступавшей нек-рое время на провинц. сценах в ролях гранд-дам. Вера Людвиговна поделила свои права по владению театр. зданием с мужем, Николаем Николаевичем Д. В 1843 -67 руководство труппой осуществляла дирекция, возглавляемая последовательно Альфераки, Петровским, Львовым, Щербиной. Неумелым ведением дела директора почти развалили т-р. В 1867 управление Харьковским т-ром бер„т в свои руки Николай Николаевич Д. Человек малообразованный и прежде дал„кий от т-ра, он оказался хорошим организатором, умевшим, по свидетельству H. H. Синельникова, комплектовать и сохранять сильные по актерскому составу труппы, ч„тко вести финансовую сторону дела. После его смерти (1882) один сезон театр возглавляла Вера Людвиговна Д., но в 1884 она отказалась от ведения дела и сдала т-р в на„м. Непосредственное руководство т-ром возвратилось к семье Д. в 1894-95, когда антрепрен„ром Харьковского т-ра стала Александра Николаевна Д. (дочь Николая Николаевича). Она вновь собрала образцовую труппу, значительно подняла художеств. уровень постановок. В конце 90-х гг. Александра Николаевна предприняла перестройку т-ра, к-рая привела е„ на грань финансового краха и заставила в 1905 продать театр городскому управлению.

Лит.: Багалей Д.И.иМюллер Д. П., История города Харькова за 250 лет, т. 2, Харьков, 1912. Д. Цл.

ДЮ КРУАЗЙ (Du Croisy) (наст. имя и фам.-Фили-бер Г а с с о; Gassot) (ок. 1629-3.V. 1695) - французский актер. Творч. деятельность начал в 1653 в провинции, в г. Пуатье. В 1659, вступив в труппу Мольера, дебютировал в роли Дю Круази ("Смешные жеманницы"). Творчески восприняв уроки Мольера, Дю К. стал одним из лучших характерных актеров труппы. Был первым исполнителем роли Тартюфа. Играл самые различные роли в пьесах Мольера. Фарсовые традиции определяли исполнение ролей Сотанвиля и Жеронта ("Жорж Данден", "Плутни Скапена"). Играл интриганов и слуг (Сгрибани - "Господин де Пурсо-ньяк" и Ковьель - "Мещанин во дворянстве"). В репертуаре ДюК. были лирический Валер ("Скупой"), рассудочный Беральд ("Мнимый больной")" остро характерный Гарпен ("Графиня Д'Эскар-баньяс"). После смерти Мольера Дю Круази покинул сцену. Гр. Б.

ДЮЛГЕРОВА, Сия Пешева (23.Ш. 1904-1956) - болгарская актриса. Засл. арт. НРБ (1953). С 1926 работала в Нар. т-ре им. Сарафова. За исполнение роли Параскевы - матери Георгия Димитрова в спектакле "Лейпциг 33" Кронфельда и Компанейца была удостоена Димитровской пр. (1951). Внутренняя сила, историч. конкретность этого образа выдвинули Д. в ряды выдающихся актрис.

Роли: Ирина ("Престол" Вазова, 1934), Урсула ("Много шума из ничего", 1935), Клара ("Д-р" Нушича, 1938), Адель ("Д-р Вернер" Ф. Вольфа, 1945) и др. Ст. К.

ДЮЛЛЕН (Dullin), Шарль (12.III.1885-12.XII. 1949) - французский режиссер, актер и педагог. Работал в Лионе приказчиком, клерком. Увл„кшись т-ром, начал брать уроки у частных педагогов, затем поступил в лионскую консерваторию. С 1905 работал в небольших окраинных т-рах и кафе Парижа ("Проворный кролик", т-р в Бельвиле, Народный дом в Берни). В сезоне 1907-08 Д. играл в т-ре "Одеон" у А. Антуана, в 1909-12 (с небольшими перерывами)- в "Т-ре дез Ар" Ж. Руше; пост. здесь свой первый спектакль - "Мария Магдалина" Хеббеля (1912). В 1913-19 работал у Ж. Копо в т-ре "Вь„ коломбье". В этом т-ре он сыграл одну из своих лучших ролейГарпагона, а также роль Смердякова ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). В 1919-21 участвовал в спектаклях реж. Ф. Жемье, Г. Бати и др. в т-рах- Комедии, Елисейских полей, "Т-ре дез Ар", в Зимнем цирке. В 1921 Д. создал свою труппу, в 1922 приобр„л т-р на пл. Даркур, назвал его "Ателье". Работал здесь до 1940, пост. св. 70 спектаклей, исполнил более 30 ролей. В репертуаре т-ра "Ателье" были пьесы Мольера, Кальдерона, Пиранделло, Аристофана, Бена Джонсона, Шекспира, Бальзака, Салакру, Ж. Ромена, М. Ашара, Р. Фердинанда и др. В 1936 Д. вместе с Г. Бати, Л. Жуве и Ж. Копо руководил т-ром "Комеди Франсез"; пост. "Женитьбу Фигаро". В 1940, передав т-р "Ателье" А. Барсаку, Д. переш„л в "Т-р де Пари", затем в "Т-р Сары Бернар", где работал до 1947. В 1947-49 гастролировал по Франции. В 1949 в "Т-ре Селестинцев" в Лионе Д. осуществил свою последнюю пост. - "Мачеха" Бальзака, сыграв в этом спектакле роль генерала де Граншан" В своих лучших актерских работах - Смердяков" Гарпагон; Меркаде ("Делец" Бальзака), Вольпоне (о. п. Бена Джонсона) Д. сочетал сдержанность со страстным порывом, лиризм с лукавством, добродушие с величием. В своих пост. Д. стремился добиться простоты, ясности, свободы актера на сцене. Среди учеников Д.- Ж. Л. Барро, Ж. Вилар, М. Марсо, Ж. Маре, М. Жамуа и др. Творческий метод Д. близок системе Станиславского. Д. - автор книги "Воспоминания и заметки актерам (сб. статей, Париж, 1946).

С о"ч. в рус. пер.- Воспоминания и заметки актера, М., 1958; Le maitre du theatre, c'est l'auteur, "Paris-theatre"" 1956, ј 104.

Лит.:8 a r m e n t J., Charles Dullin, 2 ed.,P.,[1950].Я. Б. ДЮМА (Dumas; Дюма отец), Александр (24. VII. 1802, Виллер-Котре, -5. XII. 1870, Пюи) - французский романист и драматург. Историч. драма Д.-"Генрих III и его двор", пост. в 1829 в т-ре "Комеди Франсез", была первым сценич. выступлением молодой романтич. школы, возглавляемой В. Гюго. В историю франц. т-ра Д. вош„л как автор пьес, отразивших про-грессивно-романтич. настроения периода революц. подъ„ма 30-х гг. В его лучших драмах - "Антони" (1831, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Ричард Дарлингтон" (1831, там же), "Кин, или Беспутство и гений" (1836 т-р "Варьете") - звучит антифеод, и анти-бурж. протест, выведен образ романтич. бунтаря, протестующего против ханжеской морали, продажности, несправедливости. Нарастание классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом усиливает охранительные черты мировоззрения Д. Его драмы "Нельская башня" (1832, т-р "Порт-Сен-Мартен"), "Катерина Говард" (1834, там же), "Калигула" (1837, "Комеди Франсез") и др. лишены бунтарских мотивов и критич. пафоса; внимание автора сосредоточивается на авантюрной интриге, ме-лодраматич. эффектах. В 40-х гг. Д. пишет историч. романы "Три мушкет„ра"" "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго"" к-рые вскоре инсценируются Д. и ставятся на сцене организованного им "Историч. т-ра" (1847). Жизнерадостность, яркая эмоциональность, красочные детали, характеризующие эпоху, выведенную в пьесе, занимат. сюжет создали произведениям Д. большую популярность (в т. ч. и в России). В канун революции 1848 и после не„ Д. переходит на антире-волюц. и антидемократич. позиции (роман и инсценировка "Шевалье де Мезон Руж", драмы "Катилина", 1848, "Граф Герман", 1849, и др.).

Соч.: Theatre complet, v. 1-15, P., 1863-1874; Mes memoires, Ser. 1-10, P., 1868-69.

Лит.: Р а г i g о t H." Le theatre d'Alexandre Dumas, P.. 1898; L e с о m t e L.-H., Histoire des theatres de Paris. Le Theatre-Historique. 1847-1891, P., 1906; Lucas-Du b-reton J." La vie d'Alexandre Dumas-pere, 16 ed.. P., 1928;

С 1 о и а г d H., Alexandre Dumas, P., 1955; Maurois A., Les trois Dumas, P., 1957; История французской литерату-' ры, т. 2. M., 1956. E. Ф.

ДЮМА (Dumas; Дюма-сын), Александр (27. Vii.1824-27.XI.1895) -французский драматург. Сын А. Дюма (отца). Лит. деятельность начал с 1847. В 1852 огромный успех завоевала первая пьеса Д., переделанная им из его же романа "Дама с камелиями (т-р "Водевиль"). Эта пьеса, проникнутая человечностью, теплотой, с глубоким сочувствием изображает куртизанку, отвергнутую обществом, и в то же время утверждает незыблемость бурж. семьи. Пьеса была переведена на мн. яз., вошла в репертуар крупнейших актрис (Сара Бернар, Э. Дузе и др.), явилась основой сюжета оперы "Травиата" Верди. В пьесах "Диана де Лис" (1853, т-р "Жимназ"), "Полусвет" (1855, там же), "Денежный вопрос" (1857, там же), "Побочный сын" (1858, там же) и др. охранительные тенденции усиливаются. В поздних пьесах ("Взгляды госпожи 06-ре", 1867, "Княгиня Жорж", 1871, обе в т-ре "Жимназ", и др.) они принимают характер назойливой морализации. Бурж. критика считает Д. основателем жанра "проблемной пьесы" (piece a these) и одним из крупнейших представителей реалистич. драматургии Франции. Однако "реализм" Д. носит внешний, односторонний характер. Осуждая отдельные стороны бурж. действительности, Д. утверждал глубокую нравственность бурж. семьи, справедливость бурж. строя в целом, возлагая ответственность за несправедливость и аморализм лишь на отдельных представителей этого общества. Пьесы Д. наряду с пьесами Э. Ожье, В. Сарду и др. вошли в осн. репертуар театра 2-й пол. 19 в.

Соч.: Theatre complet, [seriel 1-8, Р., 1893-99; в рус. пер.- Дама с камелиями, М., 1898; Денежный вопрос, СПБ, 1857; Полусвет, "Артист", М., 1894, ј 40.

Лит.: Л а н с о н Г., История французской литературы. Современная эпоха, М., 1909; История французской литературы, т. 2, М., 1956; L e m a i t r e J., Impressions de theatre, serie 1-10, P., 1888-98; D о u m i с, Portraits d'ecrivains. P., 1892; Filon A., De Dumas a Rostand, P., 1898; Noel C. M., Les idees sociales dans le theatre de A. Dumas-fils, P., 1912; F r a n с e A., Alexandre Dumas moraliste, в кн.: La vie litteraire, v. 1, P., 1880; Zola E., Nos auteurs dramatiques, P., 1881; S с h w a r z H. S., Alexandre Dumas-fils, dramatist, N. Y., 1927; Maurois A., Les trois Dumas, P., 1957. E. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница