Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-habarovske-bez-voditelya-posutochno/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 160)


ДЮМЕНЙЛЬ (Dumesnil) (наст. имя ифам.- Мари Франсуаз Ma рша н; Marchand) (2.I.1713- 20.11.1802)- французская актриса. После выступлений в т-рах Страсбурга и Компьена в 1737 дебютировала в парижском т-ре "Комеди Франсез" (роль Клитемнестры - "Ифи-гения в Авлиде" Расина) и через 2 месяца была принята в сосъетеры. Большим успехом пользовалась в ролях, требующих изображения пылких страстей:

Гофолия (о. п. Расина), Туллия ("Катилина" Кре-бийона). Была первой исполнительницей гл. женских ролей в большинстве трагедий Вольтера: Меропы и Семирамиды (в о. п.; 1743, 1748), Клитемнестры ("Орест", 1750) и др. Одна из крупнейших представительниц просветительского классицизма, Д. с огромной силой воплощала тему борьбы с произволом и тиранией. Вольтер говорил, что "столь высоко патетическое исполнение мы видим впервые". В сценах, где можно было дать волю чувству (напр., в сцене обвинений Клеопатры - "Родогюна" П. Корнеля), жесты Д., е„ голос, взгляд потрясали высоким трагизмом. Современники отмечали, что Д. нарушила утвердившуюся традицию, следуя к-рой актрисы в ролях королев должны были двигаться торжественно, размеренно, она дерзнула показать, что в моменты больших страданий или высоких страстей отпадают все аристократич. условности, нарушаются правила придворного этикета. Д. выделяла в своих ролях места, производившие сильное впечатление на зрителей, волновавшие их, и произносила скороговоркой несущественный с е„ точки зрения текст роли. Критик А. В. Арно писал, что у Д. "интуиции больше, чем выучки", и противопоставлял е„ неровную подчас игру, основанную на вдохновении, рассудочному сценич. иск-ву классицизма, наиболее яркой выразительницей к-рого была соперница Д.- Клерон. Деятельность Д. сыграла большую роль в подготовке просветительской реформы франц. т-ра; Д. первая среди актрис этого времени ответила на призыв Вольтера - расширить масштабы трагедийных образов и усилить экспрессивность игры. Кроме ролей королев и "трагических матерей", Д. с успехом играла в "высокой комедии", напр. гл. роль в комедии "Гувернантка" Нивеля де ла Шоссе, роль Вандерк в "Женатом философе" Седена. Дарование Д. высоко ценили Д. Гаррик, Ж. Новер. Оставила сцену в 1776. Под именем Д. изданы мемуары, написанные в действительности Кост д'Арноба (Coste d'Arnobat).

Соч.: Memoires de m-elle Dumesnil en reponse aux memoires d'Hippplite Clairon, P., An VII... и 1823.

Лит.: De Manne E. D., Galerie historique des comediens francais de la troupe de Voltaire, Lyon, 1877, с. 61-77:

Olivier J. J., Voltaire et les comediens interpretes de son theatre. P., 1900, с. 55-77, 189-201; Lancaster H.С.,The French tragedy in the time of Louis XV and Voltaire. 1715-1774, Baltimore, 1950; Memoires d'Hyppolite Clairon... An VII de la Republique, P., [1798 ], с. 84-92;

A r n a u l t A., Les souvenirs et les regrets du vieil amateur dramatique, P., 1829, с. 57-68; Memoires de Fleu-ry de la Comedie Francaise, P., [1835], c. 85-87; С т о p o-ж е н к о Н. И., Артистки-соперницы, "Артист", М., 1892, "ј22;Мокульский С., История западноевропейского театра; т. 2, M,-Л., 1939. Л. Мое.

ДЮМОН (Dumont) (наст. фам.- Х е и н е н), Лу-яза (22.II.1862-1932) - немецкая актриса, театральный деятель. В 1883 дебютировала в берлинском "Остенде-театре", затем выступала в т-рах Ханау, Рейхенберга и Граца. В 1887 была приглашена в венский "Бургтеатр", в 1888 перешла в Вюртембергский придворный т-р в Штутгарте, где играла до 1895, выступая одновременно в др. городах Германии и гастролируя в России. В 1895 Д. была приглашена в берлинский "Лессинг-театр", в 1897 - в Нем. т-р О. Брама. Здесь она с большим успехом сыграла ряд ролей в пьесах Ибсена: Гедда ("Гедда Габлер", 1898), Ребекка ("Росмерсхольм", 1899), фру Альвинг (1900), Ирена ("Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся"), Нора, .завоевав славу лучшей исполнительницы ибсенов-ского репертуара в Германии. Д. играла в первых пост. М. Рейнхардта (театральное кабаре "Шалль унд раух", Малый т-р). С 1902 выступала в "международных турне", организуемых реж. Г. Линдеманом для показа ибсеновских спектаклей в странах Европы. В 1905 Д. и Линдеман открыли Дюссельдорфский драм. т-р, где Д. выступала как актриса и режиссер.

-Среди пост. ею спектаклей: "Сон в летнюю ночь" (совм. с Линдеманом, 4 редакции, 1905-32), "Бранд" Ибсена (1914). Роли: Элла Рентгейм, Озе ("Джон Габриэль Боркман" и "Пер Гюнт" Ибсена), леди Макбет; Кандида (о. п.Шоу), Анна Каренина. В 20-х гг. в деятельности руководимого Д. т-ра и в е„ актерском творчестве сказалось влияние модернизма. С 1909 вела педагогич. работу. В 1958 издан сб. статей Д. под назв. "Завещание" ("Vermachtnis", Dusseldorf). В. К.

ДЮ МОРЬЕ (Du Maurier), Джералд Хьюберт Эдуард Бюссон (26.Ш.1873-11.IV.1934) - английский актер, антрепрен„р. Дебютировал в 1894 на сцене "Гаррик т-ра" в роли Фрица ("Старый еврей" Гранди). В 1895 переш„л работать в труппу Бирбо-ма Три, с к-рой гастролировал в Америке в 1896;

.затем гастролировал в Америке и Англии с известной англ. актрисой П. Кэмпбелл (1899-1901). Лучшие роли этого периода Сендфорд Клив и капитан Ардейл ("Известная миссис Эббсмит" и "Вторая миссис Тэн-керей" Пинеро). В 1902 работал в труппе англ.

-антрепрен„ра Ч. Фромана ("Дьюк оф Йорке т-р"), где с успехом выступал в пьесах Дж. Барри, исполняя роли: Эрнеста Вуллера ("Восхитительный Кричтон"), Хука и Дарлинга ("Питер Пэн") и др. Играл преим. в комедийном репертуаре, исполнение Дю М. отличалось искренностью, обаянием. Среди лучших ролей Дю М. - Монтгомери Брюстер ("Миллионы Брюстера" Мак-Качона) и Хью Драммонд ("Бульдог Драммонд" по роману Мак-Нила). В 1910-25 Дю М. руководил совместно с Ф. Керзоном "Уиндемс т-ром", в 1925-29 совм. с Г. Миллером- "Сент-Джеймсес т-ром", где пост. "Последние дни миссис Ченей" Лонс-дейла (1925) и др.

Среди пост. Д.: "Звонарь" Уоллейса (1926, "Уиндемс т-р"), "Письмо" Моэма (1927, "Плейхаус т-р"), "Алиби" Мор-тона по Кристи (1928, "Принс оф Уэллс т-р"), "Доктор Пигмалион" Оуэна (1932, "Плейхаус т-р") и др.

Лит.: Du MaurierD., Gerald: a portrait, L., 1934;

The dictionary of national biography. 1931-1940, L., 1949, с. 245-46. ф.К.

ДЮПАРК (Du Parc) [наст. фам. - Г о p л а (Gorla), прозвище - Маркиза Тереза (Marquise Therese)] (1635-68) - французская актриса. Дочь итал. бродячего лекаря-шарлатана Дж. Горла. С детства выступала с отцом на ярмарочных подмостках. В 1653 вышла замуж за актера Р. Вертело, создателя сце-нич. маски Гро-Рене; в Лионе вступила вместе с ним в труппу Мольера. Играла роли молодых влюбл„нных героинь и кокеток в комедиях и трагедиях. Мольер написал для Д. ряд ролей, имея в виду е„ молодость, красоту и талант танцовщицы. Д.была первой исполнительницей ролей Ипполиты, Като, Селии, Дори-мены, Арсинои в комедиях Мольера "Сумасброд", "Смешные жеманницы", "Докучные", "Сганарель",

"Брак по принуждению", "Мизантроп" и др. В 1667 Д. перешла в т-р "Бургундский отель", где с большим успехом выступила в роли Андромахи (о. п. Расина). Здесь с Д. занимался влюбл„нный в не„ Ж. Расин, учил "с голоса" при„мам напевной декламации, ставшим каноническими для актеров этого т-ра. Продолжательницей иск-ва Д. во франц. т-ре была актриса М. Шанмеле.

Лит.: Солов ьев В. Н., Театр Мольера, в сб.: Очерки по истории западноевропейского театра, М.-Л., 1923, с. 295; Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927, с. 183-217; Houssaye A., Les comediennes de Moliere, P., 1879; S о 1 е i r o l H. A., Moliere et sa troupe, P., 1858. д. Мое.

ДЮПОР (Duport), Луи Антуан (1.1.1786-19.X. 1853) - французский артист балета и балетмейстер. Учился в балетной школе при Парижской Опере. Ученик Дезе. В 1790 дебютировал на сцене Парижской Оперы в партии Амура ("Психея" Гарделя). В 1798-99 был ведущим танцовщиком в т-ре "Амбигю комик", в 1800 - в т-ре "Гете", в 1808 вернулся в Парижскую Оперу. В 1808-12 выступал в России (Петербург, Москва); в 1812-17 выступал, а в 1821-36 (с небольшим перерывом в 1830) работал балетмейстером в Вене ("Кернтнертортеатр"); в 1817 и 1820- в Неаполе; в 1818-19 - в Лондоне. Вернулся в Париж в 1836, в том же году состоялось его последнее выступление. Лучшие партии Д. в анакреонтич. балетах: Амур ("Амур и Психея" Кавоса), Пастух ("Пастух и Гамадриада" Венюа), Зефир ("Зефир и Флора" Кавоса и Венюа) и др. Пост. балеты: "Любовь Венеры и Адониса, или Мщение Марса" (Петербург, 1808, совм. с Дидло), "Фигаро" ("Севильский цирюльник" - совм. с Блашем, 1806), "Американцы, или Счастливое кораблекрушение" Каннабио (1809), "Суд Париса" Мегюля (1809) и др. Танец Д. отличался виртуозной техникой (вращения), живостью и подвижностью. Иск-во Д. оказало большое влияние на совр. ему технику мужского танца. В исполнении Д. виртуозность танца преобладала над актерским мастерством. Во время пребывания в России талант Д. получил наиболее полное раскрытие. Балетм. А. П. Глушковский писал, что Д. "заключал в себе вс„, что необходимо для танцовщика: необыкновенную грациозность, л„гкость, быстроту и чистоту в танцах; пируэты были им доведены до совершенства и удивительного разнообразия", f Об иск-ве Д. высоко отзывался Стендаль.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М., 1958; ГлушковскийА., Воспоминания балетмейстера. Публикация и вступ. статья Ю. И. Слонимского, Л.-М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927; В и гель Ф. Ф., Записки, т. l, M., 1928, с. 324; Louis Antoine Duport. Reponse de M. Duport... a un pamphlet intitule Opinion d'un habitue..., P., H804J; Moore L., The Duport mystery, "Dance Perspectives", N. Y., 1960, ј 7. Дат. Р.

ДЮПРЕ (Duprez), Жильбер (6. XII. 1806-23.IX. 1896) - французский композитор и артист оперы (тенор). Один из наиболее ярких представителей франц. вокальной школы 19 в. Учился пению у А. Шорона в Королевском ин-те классич. и*религ. музыки в Париже. Как певец впервые выступил в трагедии "Азалия" Расина на сцене т-ра "Комеди Франсез" в 1820 в составе исполнителей музыки Фетиса к спектаклю. Как солист дебютировал в партии Альмавивы на сцене парижского т-ра "Одеон" в 1825. С успехом выступал в 1828-36 в Италии. В 1836-49 Д.- солист т-ра "Гранд-Опера". Исполнял партии в операх франц. и итал. композиторов, в том числе:

Дон Оттавио ("Дон Жуан"), Арнольд, Отелло ("Вильгельм Телль", "Отелло" Россини), Елеазар ("Жидовка" Галеви), Шорье ("Белая дама" Буальдь„), Рауль, Роберт ("Гугеноты", "Роберт-дьявол" Мейербера), Эдгар, Фердинанд ("Лючия ди Ламмермур", "Фаворитка" Доницетти) и др. В 1855 Д. оставил сцену.

Автор опер: "Жуанита" (1852, "Т-р лирик", Париж), "Письмо доброму богу" (1853, т-р "Опера комик", Париж), "Жанна д'Арк" (1865, "Гран театр Паризьен") и др., а также ораторий, месс, песен и др. соч. Д. принадлежат работы по теории и практике вок. иск-ва. В 1842-50 Д.- проф. Парижской консерватории. В 1853 основал свою школу пения.

Соч.: La melodie. Etudes complementaires vocales et dramatiques de "l'Art du chant", P., 1846; Souvenirs d'un chanteur, P., 1888.

Лит.: E h a г t A., Dupre, sa vie artistique, avec une biographie authentique de son maitre Alexandre Choron, P., 1838.

ДЮПРЕ (Dupre), Луи (ок. 1697-1774) -французский артист балета, балетмейстер, педагог. Учился во франц. Академии музыки. В 1701 дебютировал в "Сцилле" де Гатти. Выступал в балетах: "Фаэтон", "Прозерпина" Люлли, "Танкред" Кампра, "Улисс" Ребеля,"Телемак", "Семирамида" Детуша и др. Гастролировал в Лондоне, Варшаве, Дрездене. В 1730-51- солист балета Парижской Оперы. Танец Д. отличался грациозностью и пластичностью движений. Современники называли его "богом танца". Д.-один из основоположников мужского классич. танца. Был -членом Королевской академии танца. По окончании ар-тистич: деятельности Д. занялся педагогической и балетмейстерской. Среди его учеников - прославленные танцовщики М. Гардель, Ж. Ж. Новер и Г. Вестрис. Пост.-"3ораида, королева Гренады" Ройера (1739, в Парижской Опере) и ряд балетов в Коллеже Людовика.

Лит.: H о в e p p Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 200, 308; С a husa с L. de, La danse ancienne et moderne, ou Traite historique de la danse, P., 1754. Harn. P.

ДЮ ПЮЙ (Du Puy), Эдуард (ок. 1770 или 1771-3.IV. 1822)-шведский композитор, артист оперы (баритон) и скрипач. По национальности француз. Член Швед. муз. академии (с 1795). Музыке обучался в Париже и Берлине. Впервые выступил как певец в 1799 в Стокгольме, но в том же году был выслан из Швеции за исполнение песни в честь франц. революции. В 1802-07 Д. П. - концертмейстер и артист Королевского т-ра в Копенгагене, затем жил в Париже. С 1812 - вновь в Стокгольме, работал артистом и капельмейстером Королевской оперы. С 1815 - профессор. В 1816 организовал при т-ре оркестровую школу. Как композитор дебютировал в 1806. Автор муз. комедии "Безрассудства молодости" (1806, Копенгаген), "Фелисия" (1821, Стокгольм), балетной музыки к опере Керубини "Лод опека", музыки к трагедии Шекспира "Гамлет" и др. пьесам, дополнит, номеров к опере Дезеда "Трое узников", неск. балетов, многих вок. соч. Мелодии из произв. Д. П. пользовались большой популярностью. Д. П. обладал гибким и мягким голосом, охватывающим басовый и теноровый регистры, темпераментной, захватывающей игрой. Особенно удавались артисту партии в операх Моцарта (Дон Жуан, Фигаро), к-рые ставил Д. П.; он стремился к обновлению репертуара швед. т-ра и добивался высокой исполнительской культуры. Оркестр Стокгольмской оперы под рук. Д. П. был одним из лучших в Европе. Лит.: Palm stedt С., E. Du Puy, Stockh., 1866;

L u n n S., Du Puy som balletkomponist, "DMT", 1952, XXVII; KjerulfA., Nordens Don Juan, E. Du Puy, [s. l.], 1954.

ДЮР, Николай Осипович [5(17). XII. 1807-16 (28).V.1839] - русский актер. В 1816-29 обучался в Петерб. театр. уч-ще; по балету учителем Д. был К. Дидло, по драм. иск-ву - А. А. Шаховской. В 1829 Д. был принят в труппу Петерб. т-ра, где первое время исполнял небольшие роли в трагедиях и мелодрамах. Музыкальность и хороший голос (баритон) дали ему возможность выступать также и в операх (Бартоло - "Севильский цирюльник"; Папагено и Ле-порелло - "Волшебная флейта" и "Дон Жуан"). С 1831 Д. преим. выступал в водевильном репертуаре (исполнил св. 250 ролей), в к-ром пользовался большим успехом благодаря живой, непринужд„нной игре, красивому голосу, умению танцевать и свободно держаться на сцене. Особенный успех имел Д. в ролях "светских ветренников", комич. "стариков", а также в "ролях с переодеванием". Роли: Жовиаль ("Стряпчий под столом" Д. Т. Ленского), Фрейтаг, Макар Губкин ("Девушка-гусар" и "Студент, артист, хорист и аферист" Кони) и др. Иск-во Д. характеризовалось бездумной вес„лостью и виртуозностью. актер изумительной памяти и трудолюбия, Д., однако, в ролях классич. репертуара был легковесен и поверхностен. Особенно это проявилось при исполнении им ролей Молчалина и Хлестакова в первых пост. "Горя от ума" (1830) и "Ревизора" (1836) на Александрийской сцене. После премьеры "Ревизора" Гоголь писал: "Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде... целой шеренги водевильных шалунов...". Д. известен и как популярный в сво„ время автор музыки к водевильным куплетам.

Соч.: Музыкальный альбом водевильных куплетов, составленный Николаем Дюром, Тетрадь 1-я, СПБ, 1837, Тетрадь 11-я, СПБ, 1838; Третий и последний музыкальный альбом водевильных куплетов, СПБ, 1839.

Лит.: Па ушки н М., Старый водевиль и его актер, "Театр и драматургия", 1936, Ns 7, с. 417-23; Кони Ф., Николай Осипович Дюр, "Репертуар Русского театра", СПБ, 1839, т. 2, кн. VII, с. 1-24; К а р а т ы г и н П. А., Записки, т. 1-2, М.-Л., 1929-30. А. Кл.

ДЮРРЕНМАТТ (Durrenmatt), Фридрих (р. 5. I. 1921) - швейцарский писатель, драматург (пишет на нем. яз.). Род. в семье протестантского пастора. Изучал философию, лит-ру, историю иск-в в Бернском и Цюрихском ун-тах. Нек-рое время был художником-графиком, выступал как театр. рецензент в еженедельнике "Вельтвохе". В 1947 обратился к драматургии. Автор пьес: "Так написано" (1947,т-р "Шаушпильхауз", Цюрих), "Слепой" (1948, "Штадттеатр", Базель), "Ромул Великий" (1949, там же), "Брак господина Миссисипи" (1952, "Каммершпиле", Мюнхен), "Ангел приходит в Вавилон" (1953, там же), "Франк V" (1960, там же), "Физики" (1960, "Шаушпильхауз"). Наибольшую популярность получила трагикомедия Д. "Визит пожилой дамы" (1956, "Шаушпильхауз", Цюрих, в гл. роли - Т. Гизе), сатирически изображающая бурж. нравы. Используя при„мы гротеска и пародии, Д. показывает в сатирико-иронич. манере глубокое падение морали, звериную жестокость капиталистич. общества. Д. испытал влияние Г. Бюх-нера, Ф. Ведекинда, Б. Шоу и особенно Б. Брехта. В своих выступлениях Д. вслед за Брехтом утверждает, что драм. произв. должно побудить зрителя дать критич. оценку происходящего не только на сцене, но и в жизни. В отличие от Брехта, Д. не верит в возможность переустройства мира. Отсюда пессимизм его творчества. В своей книге "Театральные проблемы" Д. утверждает, что комедия является единственным видом драм. произв., при помощи к-рого возможно раскрыть трагизм положения людей в современном бурж. обществе. Д. удостоен Шилле-ровской (1959) и Мольесовской (1957) лит. пр. За поддержку франц. деятелей культуры, выступавших против войны в Алжире, Д. подвергся травле в реакц. швейц. печати.

Соч.: Theaterprobleme, Zurich, 1955; в рус. пер.- Визит пожилой дамы, М., 1959 (см. ст.: Марьямов А., Гюллен и Гедлибсрг).

Лит.: Banziger H., Frisch und Durrenmatt, Bern, 1960. И. H.

ДЮРЬ‚ (Durieux), Тилла (наст. имя иг фам.- От-тилия Г о д ф p у a; Godeffroy; p. 18.VIII.1880) - немецкая актриса. В 1898 поступила в частную школу. В 1900 была принята в "Штадттеатр" (Ольмюц; ныне - Оломоуц). В 1902-03 с большим успехом сыграла в "Штадттеатре" (Бреслау) роль графини Терской ("Вал-ленштейн" Шиллера) и была приглашена М. Рейн-хардтом в Новый т-р (Берлин). Выступая в Малом, Новом и Немецком т-рах, в спектаклях на арене цирка Буша под рук. Рейнхардта, Д. играла роли: Саломея (о. п. Уайльда), леди Мильфорд; принцесса Эболи ("Дон Карл ос"), Кунигунда ("Кетхен из Хейльбронна" Клейста) и др. Высоким трагизмом и тончайшей разработкой психологии отличалось исполнение роли царицы Иокасты ("Царь Эдип" Гофмансталя). С нач. 1900-х гг. Д. была связана с рабочим движением, вела активную обществ, работу, читала лекции в рабочих кварталах Берлина. В 1912 из-за разногласий с Рейнхардтом Д. перешла в "Лессинг-театр". В 1913-14 работала в королевском т-ре "Шаушпильхауз". Затем гастролировала в странах Европы и Америки. В 20-е гг. вновь выступала в различных т-рах Берлина, гастролировала за рубежом. В 1925 Д. приняла участие в организации т-ра под рук. Э. Пискатора; игра- ! ла в этом т-ре роль царицы Александры Ф„доровны ["Распутин" ("Заговор императрицы") А. Толстого и П. Щ„голева, 1927-28] и др. В 1933, после установления фашистской диктатуры в Германии, эмигрировала в Швейцарию, затем в Югославию. Находясь в Загребе, принимала участие в Движении сопротивления. Гастролировала по Австрии, Швейцарии, скандинавским странам; вела театрально-педагогич. деятельность в Зальцбурге, возглавляла секцию Т-ра кукол в Загребе. В 50-х гг. снова вернулась на сцену берлинских т-ров. Роли этого периода: Тереза Браун ("Комната для живых" Грина), госпожа Пернель ("Тартюф"), Привратница ("Игра видений" Стринд-берга) - в "Т-ре ам Курфюрстендамм", миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) - в "Т-ре Ренессанс" и др. Написала пьесу "Загреб в 1945" (1946; пост. в Швейцарии).

С о ч.: Eine Tur fallt ins Schloss. Roman, B.-Gn'newald, 1928; Eine Tur steht offen. Erinnerungen, B.-Grunew. Id, 1954.

Лит.: К err A., Die Welt im Drama, Koln-?., 1954. ДЮСЙ (Ducis), Жан Франсуа (22.VIII.1733- 31.III. 1816) - французский драматург. Лит. деятельность начал в 1768 трагедией "Амелиз" (т-р "Коме-ди Франсез"). Почитатель -творчества Шекспира, Д. приспособил для франц. сцены его трагедии, пост. в "Комеди Франсез": "Гамлет" (1769),"Ромео и Джульетта" (1772), "Король Лир" (1783), "Макбет" (1784), "Отелло" (1793). Сторонник просветительского классицизма, Д. акцентировал в трагедиях Шекспира ан-титиранич. тему, характерную для франц. трагедии предреволюц. периода. Он вв„л в шекспировские произв. александрийский стих, единство времени и места, подчинил их всем условностям классицизма, фактически исказив трагедии Шекспира. В переделках Д. играл Ф. Ж. Тальма (Франция).. В России пьесы Шекспира в переработке Д. ставились до конца 20-х гг. 19 в. Распространение этих переделок связано с именем А. С. Яковлева, к-рый играл гл. роли в "Отелло" (1806), "Короле Лире" (1807), "Гамлете" (1810). В первый период творчества в них выступал П. С. Мочал ов.

Соч.: Oeuvres, v. 1-4, Р., 1830; на рус. яз.-Абюфе-р, или Арабская семья, М., 1802; Отелло, или Взнецианский мавр, СПБ, 1808.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.-Л., 1946; Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939: Geoffroy J. [J., Cours de litterature dramatique, v. 4, P., 1819-20. E. Ф.

Д'ЮССО (D'Usseau), Арно (р. 1916) - американ ский драматург. Занимался журналистикой. В 1943-45 служил в амер. армии. Совм. с Дж. Гоу написал пьесы "Завтрашний день мира" (1943) и "Глубокие корни" (1946) - яркое сценич. произв., разоблачающее расовую дискриминацию, в течение ряда лет с успехом исполнявшееся в т-рах СССР (Т-р им. Вахтангова и др.) и Европы. В 1953 Д. написал пьесу "Коридорные дамы" (совм. с Д. Паркером). Автор ряда киносценариев.

Соч.: Глубокие корни, М.-Л., 1948 (совм. с Дж. Гоу). И.К"

ДЮТШ, Отгон (Отто) Иванович [1823- 21. IV (3.V) 1863]- композитор, дириж„р и педагог. Род. в Копенгагене. Музыке обучался в Лейпцигской консерватории. С 1847 жил в России. Работал дириж„ром в разл. оркестрах (с 1852 - Большого т-ра в Петербурге). Автор опер "Вероника" (соч. до 1851), "Кроатка" ("Соперницы") (1860, Мариинский т-р), оперетт "Узкие башмаки (1851, Александринский т-р), "В деревне" (1855, т-р-цирк, Петербург), музыки к спектаклям, вок., камерно-инструмент. и др. соч. С 1852 Д.-педагог театр. уч-ща.

Лит.: О. И. Дютш, "ЕИТ". Сезон 1902-1903 гг., прилож. 3 СПБ, 1903.

ДЮФЙ (Dufy), Рауль (3.VI.1877-23.IIL1953)- французский художник и театральный декоратор. Учился в школе изящных иск-в (Гавр и Париж). В т-ре дебютировал в 1920 оформлением фарса "Бык на крыше", муз.' Мийо (т-р "Комедия Елисейских полей", Париж). В числе работ Д.-декорации и костюмы к балету: "Пляж" на муз. Франсе (1933, "Балле рюсс д Монте-Карло"), спектаклю "Обруч„нные из Гавра" Са-лакру (1944, "Комеди Франсез"), эскизы занавесов для спектакля "Приглашение в замок" Ануя (1950, "Мартин Бек т-р", Нью-Йорк).

ДЮШАРТР (Duchartre), Пьер Луи (р. 8.XII.1894)- французский театровед и фольклорист. Специализировался на изучении итал. комедии дель арте. Большой труд Д.- "Итальянская комедия" (La Comedie italienne, Р., 1924). В 1953 Д. переработал эту книгу, выпустив е„ под новым назв.- "Комедия дель арте и е„ дети" ("La Commedia delParte et ses enfants", P." 1955). Работа Д. содержит богатый иконографич. материал. Д. принадлежит издание (совм. с швед. театроведом А. Бейером) коллекции театр. гравюр 16 в., собранной франц. музыкантом П. Фоссаром, работавшим в Швеции. Выпустил "Сборник многих отрывков из первых итал. комедий, которые были представлены во Франции при Генрихе III" ("Recueil de plusieurs fragments des premieres comedies italiennes qu'ont ete representees en France sous le regne de Henri III", P., 1928). С. Мок.

ДЮШЕНУА (Duchesnois), Катрин Жозефин Рафен (5. VI.1777-8.1.1835) -французская актриса. В 1802 дебютировала в т-ре "Комеди Франсез". В 1804 была принята в осн. состав т-ра - в сосьетеры. Первые годы работы Д. в "Комеди Франсез" проходят в напряж„нной борьбе за первенство с актрисой.Жорж. Д. исполняла роли трагич. принцесс, привлекая теплотой, лиризмом дарования, проникновенной задушевностью мягкого и гибкого голоса. После отъезда Жорж в Россию (1808) Д. стала ведущей трагич. актрисой. Она отстаивала ортодоксально-классицистские традиции, выступив в 20-е гг. борцом против романтич. драмы. Лучшие роли Д.: Федра (о. п. Расина), Андромаха ("Гектор" Люс де Лансиваля), Агриппина ("Герма-ник" Арно), Валерия ("Сулла" Жуй), Мария Стюарт (о. п. Лебрена) и др.

Лит.: De M a n n е Е. D., Galerie historique des comediens de la troupe de Talma, Lyon, 1866; Montchamp L. de. Les reines de la rampe. P., 1863. Е. Ф.

ДЯГИЛЕВ, Сергей Павлович [19(31).III. 1872- 19.VIII.1929] - русский театральный деятель, антрепрен„р. В 1896 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (параллельно учился в Петерб. консерватории, ученик Рим-ского-Корсакова). Увлекался живописью, т-ром, историей художественных стилей и приобр„л в этих областях большие познания. В 1898 был одним из организаторов группы "Мир искусства" и редактором (вместе с А. Бе-нуа) одноим„нного журнала (1899 - 1904), боровшегося против академич. рутины и пропагандировавшего принципы декадентского иск-ва.

В 1906-07 Д. организовывал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставки рус. художников, а с 1907 - ежегодные выступления рус. артистов, т. н. "Русские сезоны за границей" (1907- симфонич. концерты, носившие название "Исторические русские концерты", в к-рых принимали участие А. Никиш, Римский-Корсаков, Рахманинов, Глазунов, Шаляпин, пианист И. Гофман; 1908 - "сезоны" русской оперы с участием Шаляпина - "Борис Годунов";

1909 - первый оперно-балетный "сезон"-"Иван Грозный" ("Псковитянка"), 1-й акт "Руслана и Людмилы", "Половецкие пляски" из "Князя Игоря". В балетный репертуар первых дягилевских "сезонов", к-рые длились до 1913, вошли "Павильон Армиды" Черепнина (1909), "Шехеразада" Римского-Корсакова (1910), "Жи-зель" (1910);"Петрушка" Стравинского (1911) и др. Для этой гастрольной труппы Д. пригласил гл. балетмейстера М. Фокина и группу ведущих солистов балета Ма-риинского и Большого т-ров - А. Павлову, В. Ни-жинского, Т. Карсавину, Е. Гельцер, М. Мордкина, В. Каралли и др. Кроме Парижа, дягилевская балетная труппа гастролировала в Лондоне, Риме, Берлине, Монте-Карло, в городах Америки. Эти выступления явились не только триумфом рус. балетного иск-ва, но и способствовали возрождению балета в ряде стран Европы, а также возникновению балетных т-ров в странах, не имевших своего балета (США, Латинская Америка, и др.). После успеха первых "сезонов" Д. решил в 1911 организовать балетную труппу, к-рая сформировалась в 1913 и получила название "Русский балет Сергея Дягилева" (существовала до 1929). В последующие годы (1914-17 и 1918-29) репертуар дягилевской антрепризы меняется, в н„м появляются балеты на муз. композиторов-модернистов Э. Сати, В. Риети и др., а также на муз. Де Фальи. В пост. дягилевской труппы танцевальность постепенно подменялась акробатич. трюками, в спектаклях начинают преобладать элементы импрессионизляк, реакц. бурж. модернизма, теряется преемственность традиций рус. балета. Постановкой балета "Спящая красавица" в Лондоне (1921) Д. безуспешно пытался возродить утерянные традиции.

Д. был одар„нными эрудированным театр. деятелем, несмотря на то, что он сам не принимал непосредственного участия в создании того или иного зрелища (спектакля, концерта), Д. талантливо осуществлял функции художеств. руководителя. Его деятельность оказала большое влияние на развитие балетного иск-ва многих зарубежных стран. См. "Русские сезоны, sa границей".

Соч.: Русская живопись в XVIII в., т. 1-Д. Г. Левицкий, [СПБ, 1902].

Лит.: Луначарский А. В., В мире музыки, М-, 1958; Грабарь И., Моя жизнь, М.-Л., 1937; Beau-mont С. W., The Diaghilev ballet Ln London, L.,1940; H a s-k e 1 1 A. L., Diaghileff, L., 1935; F о k i n e M., Memoire of a ballet master, N. Y., 1961. Ham. P.

"ДЯДЯ БАГДАСАР" ("Багдасар ахпа р")- комедия в 3 д. А. Пароняна (сатира на султанскую Тур' цию 70-80-х гг., на прсдажность е„ чиновников). Соч. 1886 (на арм. яз.). Ставилась арм. труппами в Александрополе (ныне - Ленинакан), Ереване, Карее и др. городах Арме' нии, а также в Баку, Нахичевани-на-Дону, Тифлисе и мн. др. городах.

Первые пост. "Д. Б." в сов. т-ре: 1-й Гостеатр Армении, Ереван (1927, реж. Калантар; Багдасар - Хачандян, Ануйш - Восканян, Кипар - Г. Нерсесян, Соломе - Гу" лазян), Арм. драм. студия, Москва (1927, реж. Р Симонов, Раппопорт, худ. Коркотян, комп. А. Хачатурян). Последующие пост.: Рабочий т-р им. Горького, Ереван (1936, реж. Джанан), Армянский т-р драмы, Тбилиси (1938, реж. Бжикян), Т-р им. Сундукяна (1954, реж. Адже-мян, худ. Саркисян, комп. Егизарян; Багдасар - Г. Нерсесян, Ануйш -Асрян, Аразян; Кипар - Г. Арутюнян, Огсен-Дилакян), Т-р им. Мравяна" Ленинакан (1954; реж. Овсенян, худ. Варданян; Багдасар - Америкян, А. Арутю' нян) и др.

"Д. Б." пост. также: Новый гастрольный т-р, Москва (1947, рус. пер. Я. Хачатрянца, реж. Плучек, худ. Сарьян, комп. А. Хачатурян); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1956, пер. О. Вишни и К. Губенко, реж. и комп. А. Горчинский, худ. Стефанчук, Багдасар - Козачковский).

Издания: Первая публикация "Д. Б." - Константинополь, 80-е гг. Первый рус. пер,-Па ронян А., Дядя Багдасар, ком. в 3 д., пер. с арм. Я. Хачатрянца, М., 1937 (стеклогр. изд.); Па ронян А., Избранное, М., 1950, с. 129-94.

Лит.: Бояджиев Г., Поэзия театра. Статьи, М., 1960, с. 237-45; Халатов П., Трагик в комедийной роли, "Театральная жизнь", М., 1960, ј 16. А. Шн.

"ДЯДЯ ВАНЯ" - "сцены из деревенской жизни" А. П. Чехова в 4 д. Соч. 1890 или 1896 (точных документальных данных не имеется). Первоначальный вариант - "Леший", комедия в 4 д., соч. 1889, пост. 27 дек. в Т-ре Абрамовой, Москва.

"Д. В." впервые пост. на провинц. сцене: Товарищество под рук. Н. Н. Синельникова, Ростов-на-Дону (1897; Войниц-кий - Шувалов, Астров - П. Самойлов, Серебряков - Глюске-Добровольский, Елена Андреевна - Юрьева, Соня- Синельникова, Телегин - Петровский, Марина - Блюмен-таль-Тамарина). Др'. дореволюц. пост.: Гор. т-р, Саратов (1897), т-р "Соловцов", Киев (1898), Драм. т-р Комиссар-жевской, Петербург (1904), Александрийский т-р (1909).

Среди исполнителей: Войницкий - Каширин, Рощин-Инсаров, Дуван-Торцов, Бравич, Гайдебуров; Астров - Неделин, Самойлов, Таиров, Радин, Ходотов; Соня -Комиссаржевская, Серебряков - Алексеев-Месхиев.

26 окт. 1899 "Д. В." пост. МХТ (реж. Немирович-Дан-ченко и Станиславский, худ. Симов; Астров-Станиславский, Войницкий - Вишневский, Серебряков - Лужский, Елена Андреевна - Книппер, Соня - Лилина, Войницкая - Раевская, Телегин - Артем, Марина - Самарова); возобновления 1911, 1918, 1926; 1947 -нов. постановка, 1951, 1958 (режиссеры - Кедров, Литовцева, Судаков, худ. Дмитриев; Войницкий - Добронравов, В. Орлов; Астров - Качалов, Ливанов, Елена Андреевна-А. Тарасова, Соня - Хромова, Серебряков -Н. А. Подгорный, Вербицкий, Кторов; Телегин - Грибунин, Яншин и др.).

На сов. сцене "Д. В." ставится с 1919. Среди пост.: Т-р им. Баумана, Москва (1941, реж. Краснянский, худ. Варпех); Свердловский т-р (1943, реж. Брилль, худ. Кузьмин, ВойницкийБ. Ильин, Елена Андреевна- Амман-Дальская), Т-р им. Пушкина, Ленинград (1946, реж. Вивьен, Петров, худ. Д. Попов, Войницкий - Толубеев, Астров - Н. Симонов), Т-р им. Хамзы, Ташкент (1947, реж. Каюмов, Радун, худ. Миленин;

Войницкий - Бурханов, Астров - А. Ходжаев, Серебряков - К. Ходжаев, Елена Андреевна - Абдуллаева, Соня- Маликбаева, Телегин- Табибулаев), Ярославский т-р (1947), Горьковсм" т-р (1950), Минский т-р (1950), Воронежский т-р (1952; Войницкий - Поляков, Астров - Попов, Елена Андреевна - Супротивная), Башкирский т-р, Уфа (1954;

Войницкий - Мубаряков), Т-р им. Азизбекова (1959), Т-р им. Леси Украинки, Киев (1960; Войницкий - Романов);

Т-р им. Заньковецкой, Львов (1952-53), Таллинский рус. т-р (1960).

Пост. "Д. В." за рубежом: Чехословакия (Чешский нац. т-р, 1901, 1907, реж. Квапил); Болгария (1904-06; Нар. т-р в Софии; Свободный т-р в Варне); Германия (Мюнхенский королевский т-р, 1903, 1913; Берлинский т-р, 1904);

Франция ("Т-р Елисейских полей", Париж, 1922, . реж Питоев; "Комеди Франсез", 1961); Англия (Т-р "Олд Вик", Лондон, 1944; Астров - Оливье, Войницкий - Ри-чардсси); Польша ("Т-р Польски", Варшава, 1953, спектакль показывался в Москве в 1954); США ("Форти-стрит т-р", Нью-Йорк, 1956; спектакль экранизирован); Италия (Рим, труппа Морелли-Стоппа, 1956, реж. Висконти; Войницкий- Стоппа); Швейцария (Немецкий т-р, Цюрих, 1940, "Т-р де пош", Женева, 1956).

Пьеса переведена на многие языки народов СССР: азербайджанский, башкирский, украинский, узбекский, эстонский, а также на английский, арабский, немецкий, финский, французский (пер. Эльзы Триоле), чешский и др. языки.

Издания: первая публикация "Лешего" 1890 (лито-графич. изд. Рассохиной). Первая публикация "Д.В."-Че-хо в АН., Пьесы, СПБ, 1897; сов. изд.: Чехов А. П., Собр. соч., т. 9, М.. 1956.

Лит.: Беляев Ю., Актеры и пьесы, СПБ, 1902; Эфрос Н., Московский Художественный театр. 1898-1923, М.-П., 1924; Ежегодник Москов. Художественного театра, 1945, т. II, М., 1948; то же, 1947, М.-Л., 1949; тоже, 1949-1950, М., 1952; "Театр и искусство", П., 1899, .ј 44; "Рампа и жизнь", 1910, ј 51 и 52 (ст. Н. Эфроса "Забытая пьеса"), "Театр", 1947, о 8, 1952, ј 9, 1959, р 1. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница