Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 161)


ДЯНЬЦЗЮЙ (д я н ь с и) - разновидность китайской народной драмы. Распространена в провинции Юньнань. В сценич. отношении близка к нар. драме Хойцзюй и к Пекинскому т-ру оперы. В репертуаре Д. используются тексты пьес Сычуанского т-ра (чуань-цзюй), а также нар. предания - "Пучина Ч„рного дракона", "Башня Суминлоу" и др. Во время гоминь-дановской реакции Д. пришла в упадок и возродилась вновь после освобождения страны (1949). В 50-е гг. в неск. театр. коллективах Д. созда„тся новый репертуар:"Чуан-ван въезжает в столицу"(о вожде нар. войны Ли Цзы-чэне), "Уход в горы Ляншань" (по роману 14 в. Ши Най-аня "Речные заводы") и др.

Лит.: Д у И н -Т а о, Дяньцзюй, в сб.: Материалы к изучению китайской драмы, вып. 1, сост. Оуян Юй-цянь" Пекин, [1956] (на кит. языке). Б. Р"

"ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН" - опера П. И. Чайковского, либр. композитора и К.Шиловского по роману в стихах Пушкина, пост. 17 марта 1879, Москва, на сцене Малого т-ра (дириж„р Н. Рубинштейн, сценич. пост. Самарина, декорации Вальца; оркестр и хор консерватории; в ролях - учащиеся Моск. консерватории: Татьяна - Климентова, Онегин - Гилев, Ленский - Медведев, Ольга - Левицкая, Гремин - Махалов). 11 янв. 1881 пост.. в Большом т-ре (дириж„р Бевиньяни; Онегин - Хохлов, Ленский - Усатов, Татьяна - Верни, Ольга - Крутикова, Гремин - Абрамов). В Петербурге впервые исполнена 22 апр. 1883 муз.-драматич. кружком любителей (дириж„р Зике, реж. Потехин, оркестр и хор кружка, солисты -ученики консерватории). 19 окт. 1884 пост. Мариинским т-ром. Пост. в др. городах России: Харьков (1884), Киев (1884), Одесса (1890) и др.

Впервые за руб*ежом пост. 6 дек. 1888 в Праге (на чеш. яз., пер. М. Червинковой-Ригровой, дириж„р - автор). 19 янв. 1892 пост. в Гамбурге в присутствии автора (дириж„р Малер). Опера пост. почти во всех городах мира, в т. ч. в Лондоне (1892), Загребе (1897), Вене (1897), Берлине (1898), Мадриде (1898), Милане (1900), Будапеште (1902), Стокгольме (1903), Амстердаме (1906, на итал. яз.), Хельсинки (1906, на рус. яз.: 1909), Париже (1911, на рус. яз.; 1915), Буэнос-Айресе (1911, на итал. яз.), Осло (1917), Нью-Йорке (1920, на итал. яз.), Бухаресте (1938), Софии (1945), Париже (1955), Вене (1961), Пекине (1962) и др.

В 1895 вновь пост. в Большом т-ре (дириж„р Рахманинов). Среди исполнителей последующих спектаклей: Хохлов, Яковлев, Грызунов, Бакланов - Онегин; Фигнер, Собинов- Ленский; Больска, Дейша-Сионицкая, Эйхенвальд, Гуко-ва, Мравина, М. Фигнер, Зарудная, Цветкова, Нежданова - Татьяна; Шаляпин, Петров - Гремин.

Впервые на сов. сцене пост. 14 сент. 1918, Петроград, Малый оперный т-р (дириж„р Похитонов, реж. Масловская). В 1921 пост. в Большом т-ре (дириж„р Голованов, реж. Петровский, худ. Булатников, балетм. Жуков), в 1922 - Оперной студией Большого т-ра под рук. К. С. Станиславского (пост. Станиславского и Соколовой, дириж„р Голованов, худ. Матрунин; Онегин - Бителев, Ленский -Вербицкий, Татьяна - Горшунова, Ольга - Афанасьева). Возобновле-н-ия: в Большом т-ре 1933, 1944. Возобновления в Ленинграде: 1945, Т-р им. Кирова; 1945, Малый оперный т-р; в Москве: муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, 1951.

Среди исполнителей в Большом т-ре: Лисициан, Норцов, Сливинский, Мигай-Онегин; Козловский, Лемешев-Ленский;

Кругликова, Жуковская, Шпиллер -Татьяна; Борисенко - Ольга; Пирогов; Рейзен - Гремин.

Пост. в др. городах: Фрунзе (1942), Улан-Удэ (1943), Душанбе (1945), Ашхабад (1945), Алма-Ата (1946), Ташкент (1948), Киев (1952), Уфа (1960), Баку (1961) и др.

И з д а н и я: "Е. О."-Партитура, М., Юргенсон, [1880]; академ. изд.-Полное собр. соч., т. IV, ред. И. Шишова, М.-Д., Музгиз, 1948; клавир, М. Юргенсон, [1878]; Музгиз, 1946.

Лит.: Домбаев Г., Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах, М., 1958; Н е с т ь е,в И.иЯрустовский Б., Сценическая история Евгения Онегина, в кн.: Чайковский и театр. Статьи и материалы, под ред. А. И. Шавердяна, М.-Л., 1940. Н. Гр.

ЕВЛАХОВ, Борис Михайлович [р. 12(24). IV.1891]- русский советский артист оперы (лирико-драматиче-ский тено.р). Засл. арт. РСФСР (1933). Обучался в драм. и вок. классах Моск. филармонии; брал уюки пения у A.M. Додонова. Впервые выступил на оперной сцене в Москве в 1918 в летнем т-ре "У лукоморья". С этого же года Е.-солист Большого т-ра.В партиях Германа, Хозе, Канио и др. раскрылись яркая экспрессия и мастерство перевоплощения,присущие артисту. Е. занимался в драм. студии при Большом т-ре под рук. К. С. Станиславского. Пел в первых сов. операх - "Прорыв" Потоцкого, "Сын солнца" Василенко и др. В 1946 Е. оставил сцену.

Партии: Князь ("Русалка"), Самозванец ("Борис Годунов"), Владимир ("Дубровский" Направника), Андрей ("Мазепа" Чайковского), Григорий Мелехов ("Тихий Дон"), Давыдов ("Поднятая целина"), Каварадосси, Альфред, Радамес и др.

Лит.: Х у б о в Г., На старых спектаклях Большого театра, "Правда", 1940, 29.IX, ј 271. М. Р.

ЕВР‚ИНОВ, Николай Николаевич (26.II.1879-7.II. 1953)-русский драматург, режиссер, теоретик и историк театра. В своих работах о т-ре-"Театр как таковой" (1912), "Театр для себя" (1915), "Происхождение драмы" (1921) и др.-отстаивал субъективно-идеалистич. взгляд на иск-во. Е. рассматривал культуру как результат присущего человеку инстинкта театр. преображения. Он утверждал, что творчество служит потребности самовыявления, жизнь-непрерывный "театр для себя", к-рый устраивают личность, класс, народ, стремясь посредством творчества различных форм (социальных, бытовых, художественных) отгородиться от хаоса непознаваемого якобы мира. Под понятие т-ра Е. подводил самые разнообразные явления (вплоть до казней и пыток), в то же время лишая т-р в собственном смысле слова его идейно-эстетич. специфики, отказываясь видеть в н„м средство отражения объективной реальности (отсюда - отрицание ведущей роли драматургии). В т-ре для Е. важно то, что он называет "монодрамой"- иррационально толкуемый момент слияния актеров и зрителей в творчестве новых форм жизни (спектакля), а также своеобразие внешних при„мов создания зрелища, актерской игры. Взгляды Е. сказались на деятельности Старинного т-ра, созданного по его инициативе (совм. с Н. В. Дризеном) в Петербурге (1907-08, 1911-12;

Е. руководил этим т-ром). Спектакли Старинного т-ра (реконструкция представлений франц. средневековья, исп. Возрождения) явились ярким выражением стилизаторских и традиционалистских тенденций, распростран„нных в предреволюционном бурж. иск-ве. Е. ставил спектакли в т-ре Комиссаржевской (Петербург, 1908-09; "Саломея" Уайльда, "Франческа да Римини" Д'Аннунцио), т-ре "Кривое зеркало" ("Ревизор" Евреинова и Кугеля, "Гастроль Рычалова" Эрен-берга и Волконского и др.). Отношение к жизни как к "театру для себя", культ индивидуализма и субъективизма, увлечение экзотическим и причудливым характерно и для пьес Е.- "Красивый деспот" (1907), "Такая женщина" (1908), "Самое главное" (1921), миниатюр, написанных для т-ра "Кривое зеркало" в Петербурге. В нач. 20-х гг. Е. эмигрировал во Францию. Написал книги "Театр в России до 1946 года" ("Le theatre en Russie avant 1946", P., 1946) и "История русского театра" ("Histoire du theatre russe", P., 1947).

Соч.: Введение в монодраму, СПБ, 1909; Испанский актер XVI-XVII вв., в кн.: Испанский театр. Статьи Барон, Н. В. Дризен, К. Миклашевского, Н. Евреинова. [СПБ, 1911]; Рго scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра, [Пг.], 1915; Театр как таковой. (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни, СПБ, 1912, 2 изд., М-, 1923;

Театр для себя, ч. 1-2, [Пг.], 1915; Происхождение драмы, Пг., 1921; Первобытная драма германцев, Пг., 1922; Театральные инвенции, М., 1922; Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов,Л.,1924; Крепостные актеры, СПБ, 1911, Л., 1925, и др.; Драматические соч., т. 1-3, СПБ-Пг., 1908-1923.

Лит.: История советского театра. Л., 1933; К р ы ж и ц-к и и Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928. Т. р.

ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ.

У древних евреев не было театра ("лицедейство" противоречило основам евр. религии). В 17 в. в Амстердаме, где жили тогда евр. беженцы из Испании, появляются драм. произв. на древнеевр. яз. ("Основа вечности" М. Закуто, 1645, "Пленники надежды" И. Пенсо, 1668). В 18 в. видным евр. драматургом был И. Луццато (1707-47), диалогизирован-ная аллегорич. поэма к-рого "Хвала честным" (1743) вызвала много подражаний. Среди др. авторов, писавших пьесы на древнеевр. яз.,- Д. Мендес (1713-92), М. Нейман (1769-1831) и др. Произв. этих авторов, написанные гл. обр. на нравоучит.-назидат. и библейские сюжеты, часто являлись переработкой пьес Гварини, Метастазио, Мольера, Расина и др. Это были драмы для чтения - лезедрамы, не предназначавшиеся для сцены. Чуждые народу по языку, пьесы на древнеевр. яз. не сыграли значит, роли в развитии евр. т-ра и драматургии.

Е. т. и д. (так же, как и литература) на языке идиш существуют в различных странах, испытывают на себе влияние культуры данной страны и являются е„ частью. Истоки Е. т. и д. на языке идиш восходят к позднему средневековью, к т. н. Нуримшпилям- драматизациям библейского мифа об Эсфири, избавившей евреев от их жесточайшего гонителя Хомона. Пуримшпили разыгрывались в разных странах Европы на евр. диалектах в день ежегодного праздника Пурим. Пуримшпили включали ряжение, типизированные маски и строились на сочетании импровизации с традиционными песенками, сатирич. сценками, прибаутками, шутками ("Красивая новая Пуримская игра...", 1697, "Игра Ахашвейрос", 1708, "Действо про Эсфирь и Ахашвейроса", 1720) и др. Исполнители этих представлений, называвшиеся пу-римшпилерами, были первоначально ученики евр. религиозных школ (т. н. "ешиботники", от названия этих школ - "ешибот"); впоследствии - любители из среды евр. бедноты и ремесленников, к-рые постепенно профессионализировались. В дальнейшем под влиянием массового нар. зрителя в пуримшпилях вс„ чаще стали звучать мотивы сатиры на духовенство и богачей, что вызывало недовольство, а иногда и прямые гонения со стороны властей. Описания и характеристика пуримшпилей и пуримшпилеров содержатся в произв. Менделе Мойхер-Сфорима ("Призыв в армию", 1884), Шолом Алейхема ("У царя Ахашвейроса",1901).

Другим источником т-ра на яз. идиш являются песенки, куплеты на злободневные темы, исполнявшиеся нар. забавниками - скоморохами (бадхенами, мар-шалеками), бродерзингерами. Скоморохи выступали в частных богатых домах во время разл. религиозно-бытовых событий. Бродерзингеры . (название - по галицийскому городку Броды, где они впервые появились) забавляли посетителей винных погребков н летних садов песенками, сатирич. куплетами, диа-логизированными шуточными сценками на местную злобу дня. Бродерзингеры были популярны в 50-80-е гг. 19 в. в Галиции, на Карпатах, в Одессе, Варшаве. Известны нар. поэты-певцы Б. Бродер (родоначальник жанра), А. Голъдфаден, В. Збаржер (1826?-83?), И. Линецкий, Э. Цензор, Кафке (Дубинский) и др. Среди первых евр. проф. актеров - И. Граднер (1841-87), А. Фишзон, И. Спиваковский и др.

Лит. драма на яз. идиш зарождается в период "Гас-каля" (Просвещения; сер. 18 в.- 80-е гг. 19 в.) - прогрессивного движения евр. бурж. интеллигенции {центром "Гаскалы" была Германия, позднее Россия). Участники "Гаскалы" (маскилим-просветители), хотя и были сторонниками древнеевр. языка, тем не менее в целях широкой пропаганды своих идей пользовались языком идиш и стали первыми евр. драматургами. Среди них: И. Эйхель (1758-1804), .А. Вольфзон (1754-1835), А. Б. Готлобер (1811-99), С. Этингер 1803-55), М.-Л. Лилиенблюм (1843?-1910), Д. Захик (1852-1917), Менделе Мойхер-Сфорим. Наиболее значит. драматургом периода "Гаскалы" был также И .Ак-сенфельд (1787-1866)- автор пьес из евр. быта: "Первый еврейский рекрут в России, или Сказка про мнимых жениха и невесту" (изд. 1861), "Муж и жена, сестра и брат" (1867), "От нищеты к богатству", "Клад, или Одураченный свет" (изд. 1870) и др. Просветительская драматургия также не предназначалась для сцены. Лишь нек-рые из этих пьес были пост. учащимися т. н. рабинер-шулн - раввинских школ ("Серкеле" Этин-гера, 1863, Житомир; 1880, труппа Лернера, Одесса).

Первые попытки создания проф. евр. т-ра на яз. идиш относятся ко 2-й пол. 19 в. В это время возник коллектив маршалеков и бродерзингеров, руководимый вначале М. Вайнтройбом, затем Кафке-Дубинским (Варшава, 1866) и ставивший небольшие бытовые сценки. В Варшаве (1868-70) возникла труппа под рук. Г. Беляу, ставившая пьесы на библейские темы (гл. обр. соч. Беляу). Подлинным основоположником евр. т-ра является драматург А. Гольдфаден. Он основал первую проф. евр. труппу, выступавшую в Яссах, Ботошанах, Бухаресте.

Еврейский театра дореволюционной России и СССР. В 1878- 83 труппа Гольдфадена выступала и в России (Одесса, Москва, Петербург). В составе этой труппы были актеры Я. Адлер, Д. Кеслер, 3. Могулеско, Сабина, И. Спиваковский, А. Фишзон, Р. Фельдман и др.; репертуар состоял гл. обр. из пьес самого Гольдфадена ("Бабушка и внучек", "Шмендрик", "Вязанка дров", "Кунелемлех", "Колдунья" и др.). Этот театр. реалистический в своей основе, близкий народному творчеству, не признавался евр. духовенством и аристократией (язык идиш они считали жаргоном), но он пользовался большим успехом у массового зрителя. Вслед за труппой Гольдфадена стали возникать театр. коллективы - И. Лернера, Спиваковского, Фишзона, Зиль-бермана и др. После запрещения в 1883 правительством России евр. т-ра Гольдфаден со своей труппой эмигрировал за границу, а др. евр. коллективы были вынуждены играть под назв. евр.-немецких трупп. Однако и в этот период в евр. т-ре были выдающиеся актеры - Э. Р. Каминьская, Е. Вайсман, Я. Либерт и др. В нач. 20 в., когда формально был снят запрет на существование евр. т-ра, получает развитие деятельность классиков евр. лит-ры - Шолом Алейхема п Пе-реца. На сценах евр. т-ров России ставились пьесы драматурга Я. Гордина. В 1906 в Варшаве был открыт т-р под рук. видного евр. актера А. Каминьского (пост.:

"Сестры" Переца, "Мать" Пинского, "Сиротка Хася" и "Миреле Эфрос" Гордина, "Уриэль Акоста" Гуц-кова, "На дне"). В тот же период начинает работать в провинции, затем в Варшаве драматич. ансамбль под рук. Меерсона; здесь впервые на евр. сцене были пост.: "Вразброд" Шолом Алейхема, "Разбойники" Шиллера, "Братья Лурье" Гордина. На сценах др. евр. т-ров ставились: "Ткачи" Гауптмана (под назв. "Фабрикант Драйсигер"), "Евреи" Чирикова (под назв. "Часовщик"), "Голод" Юшкевича (под назв. "Плохое время") и др. По-новому в этот период раскрываются драм. дарования Э. Р. Каминьской, а также Заславской, Ландман, Нерославской, выступавших ранее в оперетте, и др. Среди выдающихся актеров евр. т-ра этого периода: Е. Вайсман (1871-1945?), Я. Либерт (1874-1946), Л. Желязо (р. 1877), Р. Заславский (р. 1886) и др. Эти актеры и актрисы выступали в пьесах Шолом Алейхема, Гольдфадена, Пинского, Гордина, Шекспира, Шиллера, Ибсена, Пшибышевского.

В 1908 передовые актеры евр. т-ра, разбросанные ранее по отдельным труппам, объединяются в Литературную труппу, просуществовавшую до 1910. Эта труппа была организована А. Каминьским и драматургом-режиссером М. Арнштейном. Т-р возглавила актриса Э. Р. Каминьская. В труппе т-ра: Р. Ермолина, М.Триллинг, Е. Вайсман, Я. Либерт, А. Каминьский, Л. Желязо и др. Литературная труппа гастролировала в провинции, выступала в Петербурге. В 1908-10 в Одессе работал Еврейский Художеств. т-р (основатель и руководитель т-ра - П. Гиршбейн. В труппе - Л. Ноэми, Бен-Ами и др.). В отличие от Литературной труппы, игравшей в реалистич. репертуаре для демократич. зрителя, т-р Гиршбейна ставил наряду с реалистическими пьесами модернистские и натуралистические пьесы Гиршбейна, мистические символистские драмы Ш. Аша. Одна из крупнейших евр. трупп - т. н. Виленская труппа, была организована в 1916 в Виль-не как товарищество ("Объединение евр. драм. артистов в Вильне под рук. М. Ковальского"). С 1917 эта труппа выступала в Варшаве, Лодзи и др. городах. С 1919, разделившись на 2 труппы, играла в Вильне и Польше (в 1923 часть труппы эмигрировала в Америку, часть-в Румынию).

В советское время были созданы новые коллективы. В 1918 в Москве состоялось открытие театра-студии "Га-бима", к-рой нек-рое время руководил В. Б. Вахтангов, поставивший здесь "Гадибук" Ан-ского (1922). Однако в деятельности "Габимы" сказались националистич. тенденции. 30 июня 1919 в Петрограде была организована евр. театр. студия под рук. А. Грановского. 1-й спектакль - "Слепые" Метерлинка; среди последующих работ - "Амнон и Томор" и "Зимой" Ш. Аша, "Уриэль Акоста" Гуцкова. Перевед„нная в 1920 в Москву, студия стала основой созданного в 1921 Еврейского Камерного т-ра, к-рый был переименован впоследствии в Московский еврейский театр. Деятельность этого т-ра неразрывно связана с творчеством виднейших евр. драматургов (Шолом Алейхем, Перец, Даниэль, Фефер, Д. Бергельсон, С. Галкин, И. Добру-шин, П. Маркиш и др.). Здесь были воспитаны актеры С. М. Михоэлс, В. Зускин, М. Гольдблат, Ю. Минко-ва, Л. Розина, С. Ротбаум, Д. Финкелькраут, И. Шид-ло, Л. Ром, М. Штейман, работали композитор Л. Пуль-вер, театр. художники Н. Альтман, А. Тышлер имн. др.

В 1919 открыта евр. театр. студия при Киевской "Культурлиге". Один из организаторов и руководитель студии-Э. Лойтер (в содружестве с А. Смирновым, И. Куниным); активное участие в работе студии первое время принимали писатели Бергельсон, Добру-шин, преподавали К. А. Марджанов, польская актриса С. Высоцкая. В 1925 на основе студии в Харькове был организован гос. евр. т-р. В 1927 в Москве работала евр. студия "Фрайкунст" под рук. Б. И. Вершилова. Были созданы евр. т-ры в Минске, Киеве и др. городах.

Еврейский театр в капиталистич. странах. Наибольшее распространение евр. т-р получил в США. Первая проф. труппа была организована здесь в нач. 80-гг. 19 в. Б. Томашевским. Затем началась деятельность трупп Кеслера и Могулеско. Репертуар этих т-ров составляли произведениям. Гур-вица (1844-1910), И. Латайнера (1853-1935) и Шай-кевича (псевд. Шомер), рассчитанные на невзыскательные вкусы зрителя. Эти авторы заполнили своими пьесами евр. сцену в США. Позднее актер Я. Адлер начал ставить драматургию Я. Гордина. Последователями Гордина были Л. Кобрин, С. Либин (наст. фам.- Гуревич). Реформу евр. т-ра в США продолжали режиссер И. Шварц, добившийся успеха постановками пьес Шолом Алейхема. Существенный вклад в развитие евр. т-ра в США внесли актер Р. Шильдкраут и труппа "Артеф" ("Арбейтер театр" - "Рабочий театр"), открывшаяся в 1928 в Нью-Йорке. Среди виднейших амер. актеров Л. Бланк, Д. Зильперт, Б. Калиш, К. Лип-цина, М. Мошкович, Э. Файнман, мастера евр. оперетты и эстрады - К. Юнг, П. Литман и др.

Евр. труппы эпизодически выступают в Англии, Аргентине, Бельгии, Голландии и некоторых др. странах. В деятельности евр. т-ров ряда капиталистич. стран (США, Израиля и др.) в значит, степени сказались бурж.-националистич. тенденции.

Т-ры на древнеевр. яз. существуют только в государстве Израиль. См. Израильский театр.

Лит. (на идиш): Перец И.-Л., Собр. соч., т. 8, Статьи и фельетоны, Варшава, 1911, и т. З.-Драматич. произведения,Варшава, 1912; Ш о л о м-А л е и ? е м, Полн. собр. соч., т. 4, Варшава, 1925, тт. 24 и 25, 1926; Гор и н Б., История еврейского театра,т. 1-2, Нью-Йорк, 1923; Ш и ? е ? И., История еврейского театр. искусства и драмы, т. 1-3, Варшава, 1923-28; "Театр-бух" (сб. к 50-летию еврейского театра), Киев, 1927; Архив истории еврейского театра и драмы, Вильно, 1930; Аксенфельд И., Сочинения, Харьков-Киев, 1931; Гольдфаден А., Избранные драматич. произведения, Киев, 1940; Менделе и его время, М., 1940, с. 172-242; Ойслендер Н., Еврейский театр 1887-1917, М., 1940; Добрушин И., Драматургия классиков, М., 1948; Зильберцвайг 3., Лексикон евр. т-ра, т. 1-2, Нью-Йорк, Варшава, 1931-34; в рус. пер.- Шолом-Алейхем, Собр. соч., т. 6, М., 1961;

Дейч А.. Маски еврейского театра, М., 1927. Шн.

ЕВРИПЙД (?????????) (480-406 до н. э., по другим сведениям, год рождения 485-484 дон. э.) - древнегреческий драматург.

В первый раз выступил на драм. состязаниях в 455 до н. э., но занял лишь третье место. За всю свою жизнь поэт одержал лишь пять первых побед (из них одну-посмертно), между тем ему приписывали от 75 до 92 драм (т. е. прибл. от 19 до 23 тетралогий). В 408 или 407 до н. э. Е. переехал ко двору македонского царя Архелая и здесь прожил, окруженный поч„том, до дня смерти. Сохранились полностью 17 трагедий Е.: "Алкестида" (438 до н. э.), "Медея" (431), "Герак-лиды" (ок. 430), "Ипполит" (428), "Гекуба", "Геракл" (ок. 423), "Андромаха" (ок. 422), "Умоляющие" (ок. 420), "Ион" (ок. 418), "Троянки" (415), "Ифигения в Тавриде" (ок. 414)., "Электра" (ок. 413), "Елена" (ок. 412), "Финикиянки" (410), "Орест" (408), "Ифигения в Авлиде" и "Вакханки" (обе пост. уже после смерти Е. в 405 до н. э.). Кроме того, сохранились большое количество фрагментов трагедий и полностью сати-ровская драма "Киклоп" (приблизительно между 426-423 или ок. 412).

Почти все эти пьесы написаны Е. во время Пело-поннесской войны (431-404), вызванной экономич. и политич. соперничеством Афин и Спарты. Социальные и политич. противоречия в жизни греч. полисов, резко обострившиеся во время этой войны, привели к тяж„лому кризису вс„ др.-греч. общество. В это время усиливается борьба между сторонниками олигархии и демократии в отдельных греч. полисах, обостряются противоречия внутри самой демократии в Афинах между е„ правым и левым крылом. Вс„ это находит отражение в духовной жизни общества; софисты подвергают сомнению привычные воззрения - религиозные, философские, моральные; под влиянием успехов материалистич. философии колеблется вера в старых богов. Исходя из учения софистов об относительности человеческих знаний и этич. норм, сторонники аристократии отстаивают в политике принцип крайнего субъективизма, провозглашают право сильного как основу деятельности отдельной личности. Творчество Е. ярко отразило этот переломный период в жизни Др. Греции. Драматург затрагивает в своих трагедиях животрепещущие вопросы современности. В ряде его пьес звучит враждебное отношение к Спарте ("Гекуба", "Андромаха"), в "Троянках" изображаются бедствия, порожд„нные войной. Е. созда„т ряд героико-патриотич. пьес ("Гераклиды", "Геракл", "Умоляющие"), в к-рых прославляет родной город, изображая его носителем высоких принципов демократии и гуманности и защитником всех от насилия и неправды. В своих драмах Е. поднимает разнообразные вопросы - религиозные, философские, этич., социальные. Особенно привлекают его мир душевных переживаний человека, человеческие характеры и страсти.

По сравнению с Эсхилом и Софоклом Е. приблизил своих героев к действительности и, по свидетельству Аристотеля (Поэтика, гл. 25), изображал людей такими, какими они бывают в жизни. Герои его трагедий - это совр. драматургу люди с их мыслями, чувствами, стремлениями и страстями, иногда низменными и отталкивающими, с тончайшими, порой противоречивыми, душевными переживаниями. Драматург свободно относится к мифам, меняя их содержание не только в деталях, но иногда и в существенных чертах. Нек-рым мифам Е. да„т рационалистич. толкование. Под влиянием материалистич. философии и софистики Е. в ряде трагедий критикует старые религиозные верования ("Ипполит", "Геракл"). Представление о божестве носит порой у Е. отвлеч„нный характер. Иногда он высказывает мысль, что случай управляет жизнью людей, и это заставляет драматурга пессимистически смотреть порою на человеческую жизнь.

По своим общественно-политич. взглядам Е. был сторонником умеренной демократии и отрицательно относился к радикальной демократии своего времени. В пьесах "Орест", "Ифигения в Авлиде", "Гекуба" вожди этой демократии ("демагоги") выставлены в неприглядном виде. В трагедиях "Умоляющие", "Геракл", "Финикиянки" страстно обличается тирания. Е. протестует против преклонения перед богатством; в некоторых его трагедиях ("Ион", "Елена") высказывается мысль, что и рабы могут иметь мысли и чувства свободного человека.

Е. создал галерею разнообразных трагических образов (Медея, Ипполит, Геракл, Федра, Ифигения и др.). Особенно патетичны и выразительны женские образы. Среди них есть жертвы людской и божественной несправедливости; в "Медее" эгоизм и предательство мужчины приводят страстную, неукротимую-героиню к катастрофе, в "Гекубе" довед„нная до предела человеческих страданий пленная троянская царица находит стимул к дальнейшей жизни в осуществлении страшной мести убийце своего малолетнего сына, в "Ипполите" Федра становится жертвой неодолимой страсти, внуш„нной ей самой Афродитой. В то же время Е. показывает женскую преданность и самопожертвование (Алкестидав одноим„нной пьесе, Мака-рия в "Гераклидах", Ифигения в "Ифигении в Авлиде").

Острота драматич. положений, приводящая нередко к гибели героя или его близких, способность драматурга раскрыть жизнь человеческой души с е„ сомнениями, порывами и страданиями делают Е., по определению Аристотеля, трагичнейшим из трагиков. Однако Аристотель вместе с тем упрекает Е. за композицию его трагедий. Действительно, Е. увлекается подчас побочными эпизодами, тормозящими развитие действия, его прологи не только содержат завязку трагедии, но иногда заранее рассказывают о е„ содержании. В развязке часто появляется deus ex machina ("бог с машины"). Хор у Е. уже не имеет такой тесной связи с развитием действия, как у Софокла.

Ок. 420 Е. обращается к созданию драм с запутанной фабулой, основанной на заговоре ("Ион", "Ифигения в Тавриде", "Елена", "Электра", "Орест"). Действие в них переносится иногда в дал„кие, сказочные страны ("Ифигения в Тавриде", "Елена"). Вместе с тем в этих драмах усиливается бытовой элемент, вводятся комедийные персонажи и ситуации (сцена с рабом-фригийцем в "Оресте"). В то же время в нек-рых из этих пьес имеются ярко выраженные элементы мелодрамы ("Электра", "Орест").

Новый характер драматургии Е., связанный с глубоким проникновением в мир душевных переживаний человека, требовал и новых средств театр. выразительности. Е. стал использовать в театр. музыке лады, дрежде не употреблявшиеся (напр., "смешанный лидий-ский", воспринимавшийся как жалобный, скорбный, интимный). Чтобы усилить эмоциональное воздействие на зрителей, Е. часто употреблял монодии (арии) актеров. Столкновения персонажей находят сво„ выражение в агонах - словесных состязаниях, нравившихся зрителям, привыкшим к речам ораторов в нар. собрании. Аристотель в "Риторике" (кн. 3, гл. 2) хвалит Е. за то, что он составляет свои речи из выражений, взятых из обыденной жизни. Е. вводит в свои трагедии сцены, к-рые раньше или совсем не показывались зрителям или же показывались значительно реже, чем у него (сцены смерти, изображение болезни, физич. страданий, безумия, траурные церемонии, показ чувств и переживаний влюбл„нной женщины), часто применяет машины для пол„тов.

Е. не пользовался при жизни успехом. Афинян смущало его свободное отношение к мифам и к традиционной религии. Реалистич. тенденции творчества Е., не боявшегося изображения т„мных, отталкивающих сторон жизни, также были далеки от совр. ему зрителей. Они казались им недопустимым снижением трагедии. Критику драматургии Е. да„т Аристофан в своей комедии "Лягушки" (405 до н. э.). Однако часть афинской публики, вероятно более образованная, была горячей поклонницей Е., и последующие драматурги шли по проложенному им пути. Е. оказал большое влияние на новую аттич. бытовую комедию, его наследие использовали позже римские трагики (Кв. Энний, Акций, Сенека и др.). Е. оказал влияние и на формирование итал. драмы 16 в. Драматурги Трис-сино, Сперони, Дольче, Ручеллаи, Джиральди и др.

-заимствовали у Е. пролог, при„м введения "бога с машины", коммос, сообщение вестников, подражали его языку. В период господства классицистской трагедии к Е. обращался Расин, создавший на основе сюжетов Е. трагедии "Федра", "Ифигения", "Андромаха". Влияние Е. сказывалось на трагедиях Вольтера ("Меропа" и "Орест"). Сюжет "Ифигении в Тавриде" послужил основой для написания одно им. трагедии Г„те, сюжет "Финикиянок" - для драмы "Мес-"синская невеста" Шиллера. Образ Медеи увл„к австр. драматурга Грильпарцера, у Кгрого трагедия Е. разрослась в целую трилогию. И позже многие писатели - Леконт де Лиль, затем Ануй во Франции,

-Э. Верхарн в Бельгии, С. Выспянский в Польше - нередко использовали в своих произв. мифологич. сюжеты, положенные в основу трагедий Е., и созданные им драматич. ситуации.

В России интерес к творчеству Е. возник давно. Еще В. Г. Белинский, высоко оценивая драматургию Е., называл его "самым романтическим поэтом Греции", "страстным, глубокомысленным" философом (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, 1955, с. 154, 267). Выдающийся рус. эллинист И. Ф. Ан-ненский своими переводами и научной деятельностью открыл перед рус. читателями замочат, произв. античного драматурга.

Пьесы Е. с успехом ставятся на сценах многих т-ров мира. На родине Е. спектакли (на новогреч. яз.) идут на открытом воздухе, в сохранившихся руинах греч. т-ров и в т-ре Ирода Аттика в Афинах. Так, Греч. нац. т-р ставил в древнем т-ре Эпидавра и в т-ре

Ирода Аттика: "Ипполита" (1954 и 1955), "Гекубу" (1955), "Медею" (1956), "Ифигению в Авлиде" (1957), "Ифигению в Тавриде" (1958), "Финикиянок" (1960), "Гераклам (1960). В Италии драмы Е. также шли в руинах античных т-ров: "Вакханки" (1922), "Медея" (1927), "Ифигения в Авлиде"'(1930), "Ипполит" (1936), "Киклоп" (1937) и др.

В России трагедии Е. ставил Александрийский т-р:

"Ипполит" (1902) и "Ифигения в Авлиде" (под заглавием "Ифигения - жертва", 1909). На сов. сцене "Медея" была пост. Абх. т-ром в Сухуми, в 1961- Моск. т-ром им. Вл. Маяковского (спектакль-концерт), груз. Т-ром им. Марджанишвили (1962).

Выдающиеся композиторы создавали оперы на сюжеты трагедий Е. Так, Г. Ф. Гендель написал "Адме-та", X. В. Глюк - "Альцесту", "Ифигению в Авлиде", "Ифигению в Тавриде", Л. Керубини - "Медею". Текст этих опер основывается на переработке сюжетов Е. драматургами 17 и 18 вв.

Соч. Е. в рус. пер.: Театр Еврипида, пер. И. Ф. Ан-ненского, т. 1, СПБ, 1906; Театр Еврипида, пер. с введ. и послесл. И. Ф. Анненского, под ред. и с коммент. Ф. Ф. Зелинского, т. 1-3, M., 1916-21; Пьесы. Пер. с древнегреческого, М-, 1960; Euripide [Tragedies], t. 1-5, P., 1923-50 (на греч. и франц. яз.).

Лит.: История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского и др., М.-Л., 1946; P а д ц и г С. И., История древнегреческой литературы, 2 изд., М., 1959; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957; Беляев Д.Ф.,К вопросу о мировоззрении Эврипи-да, Казань, 1878; его же, Воззрения Еврипида на сословия и состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин, "Журнал Мин-ва нар. просвещения", 1882, .ј 9, 10, 1885, *ј9,10;Анненский И.Ф., Художественная обработка мифа об Оресте, убийце матери в трагедиях Эсхила, Софокла и Эврипида, там же, 1900, .ј 7, 8; P a д ц и г С. И., Романтические мотивы в поэзии Эврипида, в кн.: Сборник Ярославского ун-та, вып. 1, Ярославль, 1920; Толстой И. И., Трагедия Эврипида "Елена" и начало греческого романа, "Уч. записки Ленинградского ун-та. Серия филологических наук", 1939, вып. 1; Г о л о в н я В. В., "Умоляющие" Эврипида, "Сообщения Института истории искусств АН СССР", 1957, .ј 10-11; S с h m i d W. und S t a h l i n 0., Geschichte der griechischen Literatur, Bd 3, Tl l, Munch., 1940; L e s-ky A., Die Griechische Tragodie, 2. Aufl., Stuttg., [1958];

K i t t o H. D. F., Greek tragedy. A literary study, 3 ed., L., 1961; N o r w o o d G., Greek tragedy, 4 ed., L., 1948; S i n-ko T., Zarys historii literatury greckiej, t. l, Warsz., 1959;

Decharme P., Euripide et l'esprit de son theatre, P., 1893; Nestle W., Euripides, der Dichter der griechischen Aufklarung, Stuttg., 1901;MasfTuerayP., Euripide et ses idees, P., 1908; Steiger H., .ripides, seine Dichtung und seine Personlichkeit, Lpz., 1912 TDas Erbe der Alten, H. 5);

Grube G. M. A., The drama of Euripides, L., [1941 ]; G r e-e n w o o d L. H. G., Aspects of Euripidean tragedy, Cambr-, 1953; Murray G., Euripides and his age, 2 ed.. L,-[a.o..1, 1947; Delebecque Е., Euripide et la guerre du Peloponnese, P., 1951; F l i c k i n g e r R. C., The Greek theater and its drama, 4 ed., Cni., 1960; Kindermann H., Theatergeschichte Europas, Bd l, Salzburg, 1957. Вал. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница