Наши партнеры

https://dragonmoney104.online
Купить одежду Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 163)


"ЕЖЕГОДНИК МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕАТРА" - советское периодическое издание. Освещает историю и совр. творч. деятельность МХАТа. Выходил с 1945 по одному, в отдельных случаях по два тома в год (отдельные тома посвящены творчеству Н. П. Хмел„ва, В. И. Качалова и др.). В составе редколлегии - В. Я. Виленкин, П. А. Марков (бессменно), А. М. Бродский (кроме выпусков 1951-52), И. Я. Гремиславский и В. Е. Месхетели (выпуски 1943-47), О. Л. Книппер-Чехова (1948-51/52), Г. В. Кристи (те же годы), Н. Д. Волков (выпуски 1948-49/50), Н.М. Горчаков (1951/52), В. Н. Прокофьев (1951/52), В. Я. Ста-ницын (1951/52), А. К. Тарасова (1951/52). В Ежегоднике публиковались статьи по разл. проблемам теории и практики МХАТа, о творчестве его актеров, режиссеров, драматургов, художников, фрагменты из малоизвестных трудов основоположников т-ра, их высказывания, режиссерские экземпляры, стенограммы репетиций, бесед, встреч и т. п. Ежегодник публиковал также обзоры репертуара, летописи и хронику т-ра, сведения о составе по сезонам, библиографию, комментарии, примечания и т. п. А. Шн.

ЕЙТС- см. Йитс.

ЕКАТЕРИНА II Алексеевна (1729-1796) - русская императрица (с 1762). Выступала как литератор и драматург. По утверждению исследователей, в написании пьес ей помогали И. П. Елагин, А. В. Храповицкий и др. литераторы. Е. II - автор нравоучит. комедий, осмеивающих пороки мелкого и среднего дворянства - невежество, чванливость, щегольство, пристрастие к сплетням: "О время!", "Именины госпожи Ворчалкиной", "Госпожа Вестникова семь„й", "Передняя знатного боярина" (соч. вс„ в 1772), "Расстроенная семья осторожками и подозрениями" (1787), "Недоразумения" (1788). Нек-рые комедии Е. II направлены против масонов, к-рых императрица подозревала в антиправительств, заговорах. Пьесы Е. II назывались обычно "улыбательной сатирой". Они основаны на несложной комедийной интриге; в них действуют резон„рствующие положит. персонажи. Свои произв. Е. II принципиально противопоставляла той подлинной сатире, к-рая получила развитие в е„ время (напр., сатирич. комедии Я. Б. Княжнина, В. В. Капниста). Е. II написала комич. оперы - "Новгородский богатырь Боеслаевич" (1786), "ГоЬе-богатырь Косометович" (1788), "Федул с детьми" (1791). Используя сюжетную канву "Виндзорских проказниц" Шекспира, сочинила комедию "Вот каково иметь корзину и бель„" (сама Е. называла е„ "вольным, но слабым переложением Шекспира"). Т. н. историч. пьесы Е. II далеки от подлинной истории, направлены против вольнолюбивых идей того времени: "Из жизни Рюрика" (1786), "Начальное управление Олега" (1786). Рассматривая свои произведения как школу нравов, Е. II старалась писать простым разговорным языком, не чуждалась вульгаризмов.

Ярая защитница абсолютизма к дворянских привилегий, Е. стремилась казаться просвещ„нным монархом, "философом на троне", "заигрывала" с франц. философами-энциклопедистами, вела переписку с Вольтером, Дидро и др. В то же время она жестоко расправилась с участниками пугач„вского восстания, приговорила к смертной казни (замен„нной ссылкой в Сибирь) А. Н. Радищева за книгу "Путешествие из Петербурга в Москву", преследовала журналы, издаваемые Н. И. Новиковым, вынудила Д. И. Фонвизина перестать писать, отстранила от руководства т-ром А. П. Сумарокова, по е„ приказу была сожжена пьеса Я. Б. Княжнина "Вадим Новгородский".

Соч.: Сочинения имп. Екатерины II на основании подлинных рукописей и с объяснительными примечаниями акад А. Н. Пыпина, т. 1-12, СПБ, 1901-1907 (т. 1-4 - Драма-тич. соч.).

Лит : Всеволодски й-Г ернгросс В.Н., Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960. Ю.Д.

ЕЛАГИН, Иван Перфильевич (13.XI.4725-22.IX. 1794) - русский театральный деятель, писатель, драматург, переводчик. Чл. Российской академии (1783). В 1743 окончил вместе с А. П. Сумароковым и М. М. Херасковым Шляхетный кадетский корпус. В 1758 за участие в заговоре против императрицы Елизаветы Петровны с целью возвести на престол Екатерину II был выслан из столицы в казанское имение. После воцарения Екатерины (1762) занимал ряд от-ветств. постов. В 1766-79, будучи "директором придворного театра и музыки", Е. организовал при помощи И. А. Дмитревского в Петербурге сильную труппу, способствовал открытию театр. уч-ща (1779); при Е. было заложено здание Большого (Каменного) т-ра в Петербурге (окончено в 1783). Е. придерживался консервативно-дворянских позиций. театр. политика Е. определялась его воззрением на театр как на нравственно-воспитат. учреждение, возвеличивающее рус. престол и помогающее дворянству избавляться от недостатков. Поэтому наряду с пышными зрелищами Е. поощрял постановки сатирич. комедий (Д. И. Фонвизина, В. И. Лукинаидр.), осмеивающих невежество, галломанию и др. пороки дворян. Е. принадлежат переделка пьесы "Жан де Франс" датского писателя Хольберга ("Русский француз", 1764), переводы пьес "Мизантроп" Мольера (1788), "Безбожный" Браве (1771). Е., по-видимому, помогал Екатерине II в е„ драматургич. опытах.

Лит.: Б е р к о в П. Н., Театр Фонвизина и русская культура, в сб.: Русские классики и театр. Л.-М., 1941; его ж е, Ломоносов и литературная полемика его времени, Л." 1936; Круглый А., И. П. Елагин, "ЕИТ". Сезон 1893- 1894 гг., СПБ, 1895, прилож. 2. f0, 77.

ЕЛАНСКАЯ, Клавдия Николаевна [р.И(23).1Х. 1898]- русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1948). Род. в семье ж.-д. служащего. Чл. Коммунистической партии с 1951. Училась на медицинском ф-те Моск. ун-та. В 1920, уйдя с 3-го курса ун-та, поступила во 2-ю студию МХТ; принимала участие в спектаклях МХАТ. С 1924- в труппе этого театра. Иск-ву Е., актрисы большой глубины, простоты, женственности, свойствен подлинный гуманизм, предельная искренность. Лучшие роли Е.-в рус. клас-сич. и сов. репертуаре; Е. как бы рассказывает со сцены повесть о судьбе рус. женщины, о е„ высоких нрввств. качествах и героизме. В образе Катюши Масловой, проникнутом страстным протестом против несправедливости, сильно и волнующе показывает Е. возрождение внутр. красоты и чистоты своей героини ("Воскресение" по Л. Н. Толстому, 1930). Комедийной непосредственностью отличалось исполнение роли Элины ("У врат царства" Гамсуна, 1927), чертами подлинной народности наделила актриса образ Мирандолины ("Хозяйка гостиницы", 1933). Тончайшей поэзией, чеховским мудрым знанием жизни отмечен образ Ольги Прозоровой ("Три сестры", 1940). Исполняя роли Любови Яровой (1936) и Марии Николаевны ("Русские люди" Симонова, 1943), Е. раскрывала героизм сов. женщины. Сложный образ своей современницы, видящей подлинное счастье в труде для народа, создала Е., играя роль Щелкановой в пьесе Леонова "Золотая карета" (1957). В 1961 исполнила роль графини Чар-ской ("Воскресение" по Л. Н. Толстому).

Среди др. ролей: Софья ("Горе от ума", 1925), Параша {"Горячее сердце", 1926), Катерина ("Гроза", 1934), Анна Каренина (по о. п. Л. Н. Толстого, 1940), царица Ирина ("Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого), Юлия Тугина ("Последняя жертва", 1946), Мария Львовна ("Дачники", 1953), Варя, Маша и Ольга ("Бронепоезд 14-69" и "Блокада" Вс. Иванова, 1928, 1929, 1930), Елена ("Дни Турбиных" Булгакова, 1927) и др. Гос. пр. СССР, 1952. Снималась в кино.

Лит.: Хотимская В., К.Н. Еланская, М., 1950. П. М.

ЕЛГАШТИНА, Мария Николаевна (р. 1873)- советский режиссер кукольного театра. Засл. деят. иск-в БАССР (1944). В 1931-55 - худ. рук. объедин„нного т-ра кукол в Уфе. Автор пьес для кукольного т-ра "Вес„лые гости", "Праздничный подарок", инсценировок "Сказка о царе Салтане", "Сказка о м„ртвой царевне". Д. Б.

"ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЕЙ ТЕАТР" (Le Theatre des Champs-Elysees) - театральное здание. Построено в Париже на ул. Елисейские поля в 1913 (арх. бр. Перре, скульптор Э. А. Бурдель, худ. М. Дени, Ж. Э. Вюйар, К. Руссель, А. Лебаск и др.). Одно из красивейших театр. зданий Парижа. Состоит из 3 театр. помещений: собственно "Т-ра Елисейских полей" (на 2000 мест), "Комедии Елисейских полей" (676 мест) и "Студии Елисейских полей" (256 мест). Инициатор постройки этого здания антрепрен„р Г. Астрюк заинтересовал своим предприятием мн. видных артистов, представителей европ. и амер. знати, крупных финансистов. В созданный им Попечительный комитет входили композиторы К. Сен-Санс и Р. Штраус, дириж„р А. Никиш и др. По замыслу Г. Аст-рюка, "Театр Елисейских полей" должен был стать центром междунар. муз. культуры, постоянным местом фестивалей. Здесь проходили концерты дириж„ров К. Сен-Санса, К. Дебюсси, П. Дюка, А. Тосканини, Ф. Вейнгарт-нера, В. Менгельберга, Р. Штрауса, И. Я. Падеревско-го, пианистов С. В. Рахманинова, В. Горовица и др. В оперных спектаклях принимали участие крупные певцы разных стран (Ф. II. Шаляпин, М. Н. Кузнецова, Э. ван Дейк, М. Баррь-ентос и др.). Здесь же происходили выступления балерин А. П. Павловой, Н. Тру-хановой, рус. балетной труппы под рук. С. П. Дягилева (т. н. Русские сезоны), в к-рую входили В. Ф. Ни-жинский, Т. П. Карсавина, М. М. Фокин. В 1920-24 во главе "Е. п. т." стоял театр. деятель Ж. Эберто, к-рый продолжил традицию междунар. гастролей. В этот период здесь выступали артисты шведской оперы, труппа Э. Цаккони, Моск. Художеств. театр. Венская опера, А. Дункан и т. д.

Т-ром "Комедии Елисейских п о -л е и" вначале руководил Л. Пуарье. В 1914- 1918 т-р был закрыт. В дальнейшем т-р возглавляли Ж. Эберто (с 1919), Ф. Жемье (с 1921), в это время т-р назывался "Комеди Монтень". Эберто пригласил актера и режиссера Ж. Питоева и его жену актрису Л. Пи-тоеву, к-рые осуществили здесь постановку спектаклей "Пожиратель снов" Ленормана, "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева, "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло. В 1922 в труппу Эберто вступил в качестве актера, режиссера и технич. директора Л. Жуве, возглавлявший в 1924-34 этот т-р. Жуве пост. пьесы М. Ашара, Ж. Ромена, Ж. Жи-роду, эти постановки стали значит, событием в театр. жизни Парижа. После ухода Жуве в т-ре работали разл. режиссеры. Постепенно этот т-р стал помещением для театр. смотров - "театром проб" (Theatre d'essai). С 1944 т-р возглавляет К. Сенваль (до 1948 совм. с Р. Плетри), ставящий здесь гл. обр. пьесы франц. драматургов - Ж. Ануя, С. Пасс„ра, М. Ашара, М. Эме, К. А. Пюже, Ж. Жироду и др.

Помещение "Студии Елисейских по-л е и" при постройке здания было предназначено для художеств. выставок (Галерея Монтень). В 1923 Эберто и Жуве переоборудовали галерею в театр. зал, решив создать т-р студийного типа по примеру студий К. С. Станиславского, Е. Б. Вахтангова,В. Э. Мейерхольда. Здесь ставили спектакли Л. Жуве, Г. Бати. Во время 2-й мировой войны т-р был закрыт. После 1945 этим т-ром руководит М. Жакемон.

Лит.: Le Theatre des Champs Elysees. Direction Gabriel Astruc. Le monument. Le programme. L'Abonnement, P., 1913; Annuaire du spectacle. P., 1958; Луначарский А., Театр и революция, М., 1934, с. 417-21; "Театр", 1958, ј 2, с. 190-92. - Е.Ф.

ЕЛЬЦИН, Сергей Витальевич [р. 22.IV(4.V). 1897] - русский советский дириж„р оперы, педагог. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1919 окончил Петрогр. консерваторию по кл. фп., в 1923 - по кл. композиции (М.Штейнберг, В. Калафати) и дирижирования (Э. Купер). Обучался также на физ.-мат. ф-те Петрогр. ун-та. С 1928 Е.- дириж„р Ленингр. Малого оперного т-ра (в 1953-56-гл. дириж„р). Руководил спектаклями:

"Риголетто" (1936), "Фауст" (1941), "Травиата" (1944), "Садко", "Борис Годунов" (1954), "Князь Игорь"; "Сем„н Котко" Прокофьева (1960) и др. С 1919 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1935 - профессор).

"ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧ‚В"-опера М. Коваля, либр. В. Каменского. Пост. Ленингр. т-ром оперы и балета им. Кирова 6 нояб. 1942 в Перми во время эвакуации т-ра (дириж„р Па-зовский, пост. Баратов, худ. Федоровский, хормейстер Степанов, балетм. Лопухов; Пугач„в - Фрейдков, Яшугин, Устинья - Маньковская, Смирнова, Салават Юлаев - Середа, Коробейченко, Хлопуша - Нэлепп, Ульянов, Творо-гов-Орлов, Шашков), Свердловским т-ром оперы и балета им. Луначарского, 1943 (пост. Баратов, дириж„р Маргулян, хормейстер Преображенский, худ. Федоровский, балетм. Гришин).

В 1959 пост. в новой ред. (либр. В. Каменского и Н. Асеева) Моск. муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко (дириж„р Славинский, пост. Баратова и Кемарской, худ. Цар„в, хормейстер Степанов, балетм. Гришин).

Издания: "Е. П.", клавир, М., Музгиз, 1946. Н. Гр.

ЕМЕЛЬЯНОВА, Зоя Ивановна [р. 4(17).XI.1916]- русская советская артистка оперетты (лирико-колора-турное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистической партии с 1952. В 1942 окончила дири-ж„рско-хоровой ф-т Ленингр. консерватории по кл. проф. А. А. Егорова, в 1946 - вок. ф-т по кл. проф. М. И. Бриан, в 1950 - аспирантуру по вок. кафедре (рук. - М. И. Бриан). В 1943-44 выступала в Ташкентском т-ре оперетты. В 1945-47 - актриса Ленингр. обл. т-ра оперетты. Пела в комич. операх (Кето - "Кето и Котэ" Долидзе и др.). С 1947 Е. работает в Ленингр. т-ре муз. комедии. Е,- обладает голосом красивого тембра. Созданные актрисой образы отличаются поэтичностью и лиризмом.

Роли: Яринка ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Стелла, Нина ("Вольный ветер", "Золотая долина" Дунаевского), Василина ("Трембита" Милютина), Ганна Главари. ("Вес„лая вдова" Легара), Марица (о. п. Кальмана), Розалин-да ("Летучая мышь" Штрауса), Роз-Мари (о. п. Фримля и Стотгарда), Фиаметта ("Боккаччо" Зуппе) и др.

Лит.: Алянский Ю., Главная роль, "Вечерний Ленинград", 1961, 3 марта, .Na 52. A. ffg

ЕМЕЛЬЯНОВА, Полина Александровна [р. 25. XII. 1906(6.J. 1907)] - русская советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). Окончила балетную студию в Мелитополе в 1925. Впервые выступила на сцене в том же году в Передвижном т-ре музкоме-дии. С 1933 Е.- артистка Свердловского т-ра муз. комедии. Актрисе свойственно яркое чувство коми-.ческого, умение создавать острые, живые сценич. характеристики. Е. часто обращается к гротеску.

Роли: мадам Ниниш ("Табачный капитан" Щербач„ва, Гос. пр. СССР, 1946), Шура ("Миллион терзаний" Дунаевского), Яринка ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Парася Никаноровна ("Трембита" Милютина), Глафира ("Простор широкий" Родыгина), Полинька ("Холопка" Стрельникова), Мариэтта, Стаей, Вожена ("Баядера", "Сильва", "Марица" Кальмана) и др.

Лит.: Риф И., Свердловский театр музыкальной комедии, [Свердловск], 1959, с. 89-91. М. Р., А. Ив.

"ЕНЛЙКИКЕБ‚К"-трагедия в 3 д., 5 карт. М.Ауэзова. Соч. 1917 (на казах, яз.). Ставилась казахскими любительскими кружками. В 1926 в первом Казахском т-ре (Кзыл-Ор-да) пост. 3-й акт "Е. и К.", в дальнейшем была пост. там же: в 1933 (реж. Насонов; Енлик - Байсеитова, Кебек - Байсеи-тов, Еспембет - Кожамкулов, Кобей-Куанышпаев, Абыз - Умурзаков), в 1957 (реж. Гольдблат; Енлик - Римова, Кебек - Жантурин, Есен - Ногайбаев). Пьеса неоднократно ставилась и возобновлялась областными т-рами Казахстана.

Издания: "Е. и К.", в кн.: Э у е з о в М., Тацдама-лы шыгармалар, Алматы, 1956; в рус. пер. "Театр", 1958, ј 9 (пер. И. Сельвинкого).

Лит.: Львов Н. И., Казахский академический театр драмы, Алма-Ата, 1957. Д. Шн.

ЕН СЕН Н‚Н (р. 1. IV. 1909) - советский драматург, режиссер. По национальности кореец. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1952). Учился на реж. ф-те ГИТИСа. С 1932 работает в Корейском муз.-драм. т-ре (Владивосток, затем Кзыл-Орда), был одним из организаторов этого т-ра. Написал и пост. пьесы: "Факел Тян Фен Дона" (1933), "После бури" (1936), "Любовь Чун Хи" (1945), "Корея в огне" (1952), "Ден Ай" (1961) и др. Пост. спектакли: "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина (1938), "Чун Хян Ден" Ли Ден Нима и Ен Сен Нена (1935), "Забавный случай" Гольдони (1949), "Калиновая роща" Корнейчука (1951), "Хын Бу и Нор Бу"

Тхай Дян Чуна (1952), "Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни (1953), "Цюй Юань" Го Мо-жо (1958). Выступает также как актер и певец. А. Ив. "ЕНУФА"-опера Л. Яначека. См. "Е„ падчерицам. ЕРАМЯН, Астхик Мисаковна [р. 25. XI (7. XII). 1897] - армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1961). Сценич. деятельность начала в 1915 в Тифлисе; работала в т-рах Арм. драм. об-ва и Нар, дома им. Зубалова. В 1924-49 - актриса арм. Бакинского т-ра, с 1950 работает в Ленинаканском т-ре им. Мравяна. Е. гастролировала в Тебризе (1917), Константинополе (1921), Париже (1928). Играла разнохарактерные роли - драматические (Зейнаб - "Измена" Сумбатова) и комедийные (Мирандолина - "Трактирщица"). Е. известна как создательница характерных, реалистич., ярко-нац. образов в арм. клас-сич. репертуаре: Саломэ, Эпемия ("Разор„нный очаг", "Пэпо" Сундукяна), Шпаник, Зарнишан ("Намус", "Злой дух" Ширванзаде) и др. Б. А.

ЕРАМЯН, Левон Георгиевич [21.XII.1892 (2.1. 1893) - 23.XII.1938] - армянский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1938). Сценич. деятельность начал в 1910 в Тифлисе, в т-ре "Новая драма", затем работал в труппе Тифлисского нар. дома им. Зубалова. Е.- один из основоположников арм. т-ра драмы в Тбилиси (1921). Работал в арм. т-рах Баку (1924-26 и 1929-38), Ленинакана (1928-29). Игра Е. Отличалась глубоким лиризмом. Ч„ткость внешнего рисунка роли, сценическое обаяние - характерные черты его творчества. Среди ролей, сыгранных в Бакинском армянском театре,- Карл Моор, Фердинанд, Незнамов; Пэпо (о. п. Сундукяна), Сейран ("Намус" Ширванзаде), Годун ("Разлом"), Кречет ("Платон Кречет"). Б. А.

ЕРЕВАН - столица Армянской ССР с 1920 (583 т. ж. на 1962). Первые сведения о театр. жизни Еревана относятся к сер. 17 в. Франц. путешественник Ж. Шарден в своей книге "Путешествие в Персию и Восточную Индию" описывает спектакль, виденный им в Ереване во дворце Персидского сардара (губернатора) 11 марта 1673.

В 1827 группа любителей впервые сыграла (в присутствии автора) комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума". До последней четверти 19 в. в Е. постоянной труппы не существовало; театр. жизнь ограничивалась гастролями арм. актерских коллективов из др. городов. В 1850 состоялись гастроли труппы "Арамян татрон" из Константинополя под руководством О. Гаспаряна, а в 1865 основатели нового арм. т-ра в Тифлисе Г. Чмшкян, М. Америкян и С. Мандинян организовали спектакли в зале приходской школы. В 1867 художник-декоратор Абамеликян основал в Е. Общество театр. любителей, к-рое с 1868 регулярно давало спектакли. Гл. роли в этих спектаклях играл актер В. Шахатунянц-один из организаторов арм. любительского т-ра в Москве. Здесь ставились водевили "Плакали мои десять червонцев" Аладатяна, "Ночное чихание к добру" Сундукяна и др. В 1873 драматург и театр. деятель Э. Тер-Григорян организовал драм. труппу, просуществовавшую до 1900. Здесь ставились пьесы Э. Тер-Григоряна, В. Мадатяна, Парнакеса (М. Тер-Саркисян). Лучшие арм. актеры из Тифлиса и Баку регулярно выступали в Е. Среди них были Сирануйш, О. Абелян, О. Зарифян и др. Спектакли шли в зале "Купеческого собрания" (ныне Т-р муз. комедии) и в Т-ре бр. Джанполадянов (ныне Дом офицера). В годы господства дашнаков (1918-20) театр. жизнь в Е. прекратилась. С установлением Сов. власти (29 нояб. 1920) открылась новая эра в истории арм. т-ра, В Е. организуется-постоянная труппа при Рабисе во главе с А. Харазя-ном, к-рая выступает в городе и в районах Армении. В 1921 Тбилисская труппа им. С. Шаумяна была оставлена в Е. для организации первого Гос. драм. т-ра, к-рый открылся 25 янв. 1922 спектаклем "Пэпо" Сундукяна. В труппу т-ра пришли А. Восканян, О. Абелян, А. Акопян, В. Папазян, О. Гулазян, Р. Нерсесян, М. Манвелян, М. Джанан, А. Аветисян, В. Ва-гаршян, Г. Джанибекян, Г. Аветян, И. Алиханян, А. Ха-чанян, Г. Габриэлян, Д. Малян, Р. Вартанян и мн. др. актеры, составляющие гордость арм. сов. сцены. С Т-ром им. Сундукяна связано творчество ведущих арм. режиссеров А. Бурджаляна, Л. Калантара, А. Гулакяна, В. Аджемяна, Т. Шамирханяна, В. Вартаняна.

В 1933 открылся организованный в 1932 Гос. академич. т-р оперы и балета им. А. Спендиарова (20 янв. 1933 пост. опера "Алмаст" Спендиарова). Т-р способствовал созданию и развитию арм. сов. оперной и балетной классики. Здесь выросла замечательная плеяда оперных певцов и музыкантов - А. Даниэлян, П. Лисициан, Г. Гаспарян, Т. Са-зандарян, дириж„р М. Тавривян.

В 1929 открылся Ереванский ТЮЗ - первый детский т-р в Армении. В 1935 организован Т-р кукол им. О. Туманяна. Важнейшим культурным событием театр. жизни Е. было создание в 1937 Рус. драм. т-ра им. K.C. Станиславского. Во время Великой Отечественной войны (1942) в Е. начал работать Арм. т-р муз. комедии, развивающий новый жанр арм. муз. т-ра. В Е. работают 6 т-ров (1962). Б. А.

ЕРЕВАНСКИЙ РУССКИЙ ТЕАТР (Ереванский государственный русский драматический театр имени К. С. Станиславского). Открыт 15 ноября 1937 спектаклем "Очная ставка" бр. Тур и Шейнина. В 1938 т-ру присвоено имя К. С. Станиславского. Основу репертуара т-ра составляют произв. рус. классич. и сов. драматургии. Т-р знакомит также рус. зрителя с лучшими образцами арм. нац. драматургии. Е. р. т. является неотъемлемой частью арм. сов. театр. культуры. С его историей неразрывно связана творч. деятельность мн. ведущих режиссеров и художников арм. сцены. Большую роль в развитии т-ра сыграли режиссеры Л. А. Калантар, А. К. Гулакян, А. С. Бурджалян, В. Т. Вартанян, художники М. А. Арутчян, К. А. Минасян, В. А. Вартанян, А. Н. Шакарян и др. В течение ряда лет в т-ре работали: режиссеры - Я. М. Кракопольский, А. Г. Ридаль, В. Н. Акс„нов, Б. М. Филиппов; актеры-Н. Г. Тер-Сем„-нов, С. М. Судьбинин, Н. И. Натальевская, 3. Н. Гуле-вич, Ю. А. Ванновский и др. В труппе т-ра (1961): нар. арт. Арм. ССР Г. Ш. Ген, О. В. Лабунская, засл. арт. Арм. ССР Е. О. Василевская, И. Г. Грикуров, Н. И. Егорова, Г. И. Леонидова, Л. Е. Леонидов, Н. П. Смиранина, П. А. Феллер, Ю. В. Фролов, Л. И. Чембарский. Гл. режиссер-Л. В. Луккер, режиссеры О. А. Аветисян, Р. А. Харазян. Гл. художник - А. Н. Шакарян. Т-р рассчитан на 514 мест.

Спектакли: "Любовь Яровая" (1937, реж. Калантар), "Таланты и поклонники" (1938, реж. Гулакян), "Аристократы" (1938, реж. Бурджалян), "Враги" (1938, реж. Вартанян), "Венецианский купец" (1940), "Фронт" (1942), "Нашествие" (1942, реж. Калантар); "Чужой реб„нок" Шкваркина (1943, реж. Кракопольский), "Варвары" (1944, реж. Ридаль), "Старик" (1946, реж. Григорян), "Волки и овцы" (1946, реж. Брошкевич); "Старые друзья" Малюгина (1947, реж. Еги-заров), "Лес" (1948, реж. Судьбинин), "Васса Железнова" (1951, реж. Овсепян), "Ревизор" (1952, реж. Филиппов), "Три сестры" (1953, реж. Акс„нов); "Весна в Москве" Гусева (1953, реж. Аветисян), "Из-за чести" Ширванзаде (1955, реж. Гулакян), "Злой дух" Ширванзаде (1959, реж. Калантар), "Гроза" (1959, реж. Харазян), "Анна Каренина" (1960, реж. Вартанян), "Оптимистическая трагедия" (1960,реж. Луккер), "Барабанщица" Салынского (1961). Б.А.

ЕРЕМИАШ (Jeremias), Отакар (р. 17. X. 1892) - чехословацкий композитор, педагоги дириж„р. Нар. арт. ЧССР (1950). Музыке обучался в Пражской консерватории в 1907-10; совершенствовался по композиции у В. Новака. В 1913-29 занимался педагогич. деятельностью. Среди учеников Е. - композиторы В. Неедлы, Я. Гануш, Я. Доубрава, И. М. Бургхаузер и др. В 1929-45 руководил оркестром Пражского радио. В 1945-49 - директор оперы Пражского Нац. т-ра. В сво„м творчестве Е. следует традициям Б. Сметаны и И. Б. Ф„рстера. Оперы Е. - "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1928, Цраж-ский Нац. т-р), "Уленшпигель" по Ш. де Костеру (1949, Пражский Нац. т-р), "Мир" по Аристофану - отличаются драматичностью конфликтов, глубоким психологизмом. Сценич. музыка Е. эмоциональна, динамична и темпераментна.

Лит.: Plavec J., Otakar Jeremias, Praha, 1943.

Т. А

ЕРЖАНОВ, Манарбек (р. 8. III. 1908) - казахский советский певец (тенор), композитор, исполнитель на домбре, актер. Нар. арт. Казах. ССР (1938). Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. Участвовал в спектаклях самодеятельности. В 1928-30 Е. - актер Т-ра драмы в Алма-Ате, в 1931-33 - ТРАМа в Ридере. С 1934 Е.- солист Казах, муз. т-ра (ныне - Т-р оперы и балета им. Абая). С 1955 - солист Казах, филармонии. Е. обладает мягким красивым голосом; сценические образы его просты и правдивы. Особенно удаются ему образы акынов, бытовые и комедийные роли.

Партии: Жарас, Шеге, Елемес ("Айман-Шолпан", "Кыз-Жибек", "Жалбыр" Брусиловского), Тито ("Даиси" Палиашвили), Азим ("Абай" Жубанова и Хамиди), Естай ("Вир-жан и Capa" Тулебаева) и др.

Лит.: Мессман В., Возрождение песни, Алма-Ата, 1958, с. 322-24. Д. ffg[

ЕРИЦА (Jeritza) [наст. фам.- Едличкова (Jedlickova)], Мария (р. 6. X. 1887) - чешская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Брно. Впервые выступила на сцене как хористка в оперном т-ре Брно. В 1908-10 работала в оперетте в Мюнхене, в 1910-13 была солисткой Венской гос. оперы, затем гастролировала в Праге, Будапеште, Берлине, Стокгольме, Одессе и др. городах. В 1921-32 Е.- ведущая певица т-ра "Метрополитен-опера". Высокая BOK. техника, способность к сценич. перевоплощению проявились при исполнении Е. партий, насыщенных драматизмом: Кармен, Тоска; Турандот (о. п. Пуччи-ни), Виоланта (о. п. Корнгольда). Вместе с тем певице удаются и лирич. партии: Микаэла; Енуфа (о. п. Яна-чека), Эльза ("Лоэнгриш). Е.- первая исполнительница партий в операх Р. Штрауса: Ариадна ("Ариадна на Наксосе", 1912, Штутгарт), Императрица ("Женщина без тени", 1919, Вена). Выступала и как концертная певица. В 1940 оставила сцену.

Соч.: Sunlight and song; a singer's life, N. Y.-L., 1924.

Лит.: W у m e t a l W., M. Jeritza, W., 1922- D e с s e v Е., M. Jeritza, W., 1931. ' ГЛ.

ЕРИЦЯН, Гарегин Александрович [р. 7(19). У. 1879] - армянский театральный деятель. Учился в Петербурге в Академии художеств С1898-1901). Принимал активное участие в создании нар. т-ров в Тифлисе (1909-18). Автор оперетты "Поздно, да мило" (1916), муз. драмы "Саят-Нова" (1917), инсц. поэмы О. Туманяна "Ануш" (1905). В 1921-25 работал в Т-ре им. Сундукяна как театр. художник; оформил спектакли: "Разбойники" (1922), "Ревизор", "Мнимый больной" (1923) и др. л, Хал.

EPKAT, Миран Арменакович (р. 20.II.1921) -армянский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. Арм. ССР (1961). Муз. образование получил в Александрии (Египет). В 1947, по возвращении в Сов. Армению, был принят солистом в Т-р оперы и балета им. Спендиарова. Обладая высокой BOK. техникой, драма тич. дарованием, Е. создал разнохарактерные сценич. образы.

Партии: Аршак II (о. п. Чухаджяна), Татул ("Ал-маст" Спендиарова),Моей ("Ануш" Тиграняна), Рубен ("Арц-ваберд" Бабаева), Жермон, Ренато ("Травиата", "Бал-Ма-скарад" Верди), Яго, Фредерик ("Лакме"), Риголетто, Демон. Эскамильо и др. Б. А

ЕРМЙЛОВ, Владимир Владимирович [р. 16(29). X. 1904] - русский советский литературовед и критик. Доктор филологических наук (1948). Чл. Коммуни-стич. партии с 1927. Окончил Ин-т красной профессуры (1931). Лит. деятельность начал в 1920. Работал гл. редактором газет и журналов - "Молодая гвардия" (1926-28), "Красная новь" (1932-38), "Литературная газета" (1946-50). В„л педагогич. работу (Педагогич. ин-т им. Ленина, Моск. ун-т, ГИТЙС). Профессор (1950). Автор ряда работ, посв. рус. классич. и сов. лит-ре. Е. принадлежат исследования драматургии Чехова, Горького, Гоголя Гос. пр. СССР (1950).

Соч.: Избранные работы, т. 1-3, M., 1955-56; "Чайка". Материалы и исследования, [М.], 1946; Великий драматург, в кн.: Г о р ь к и и М., Избранные пьесы, М.-Л., 1947; "Дядя Ваня". Материалы и исследования, [М.], 1948;

"Три сестры". Исследование, [М.], 1948; Драматургия Чехова, М., 1948то же, КиГв, 1952 (на укр. яз.); А. П. Чехов, М., 1949, [4 изд.], М., 1959; Н. В. Гоголь, М., 1952. 2 изд.;

M." 1953; Некоторые вопросы теории советской драматургии О гоголевской традиции, М., 1953; Гений Гоголя, М., 1959;

"Достигаев и другие" на сцене Художественного театра, "Театр", 1939, .ј 1, с. 82-94; Театр и правда, "Красная новь", 1933, ј 2, с. 181-94; О пьесе "Враги", "Театр", М..1941, ј 1, с. 116-22; О драматической сатире Аугуста Якобсона, в кн.:

АугустЯкобсон А." Шакалы, М., 1953, с.233-59. С. Г.

ЕЙМОЛАЕВ, Алексей Николаевич [р. 10 (23). II. 19iqp - русский советский артист балета, балетмейстер и педагог. Нар. арт. РСФСР (1951) и БССР (1940). В 1926 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (класс В. И. Пономар„ва) и в том же году был зачислен солистом в балетную труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова. С 1930-артист Большого т-ра. Е. - основоположник героич. мужского танца в сов. балете. Обладая виртуозной техникой вращения, блестящим аллегро, экспрессивностью исполнения, Е. смело ломал тра-диц. условности жанра и утверждал героич., мужественный и волевой танец в балетном спектакле. Создал разнохарактерные сценич. образы: Зигфрид, принц Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"), Жан де Бриен и Абдерахман ("Раймонда"), Альберт и Ганс ("Жизель"), Базиль, Солор, Океан ("Дон Кихот", "Баядерка", "Кон„к-Горбунок" Минкуса), мар-селец Филипп ("Пламя Парижа"), Тибальд ("Ромео и Джульетта"), кавалер Рипафратта ("Мирандо-лина" Василенко), Евгений, Ли Шан-фу ("Медный всадник", "Красный мак") и др.

В 1939 впервые выступил кк балетмейстер, пост. первый белорус. балет "Соловей" Крошнера в Белорусском т-ре оперы и балета. В этом же т-ре в 1954 пост. балет "Пламенные сердца" Золотар„ва, в 1951 - цикл хореографич. миниатюр "Мир победит войну". С 1961 вед„т педагогич. работу в Большом т-ре, Моск. хореографич. уч-ще. Е. присуждены Гос. пр. СССР за выдающиеся достижения в области балетного иск-ва (1946), а также за участие в балетах "Пламя Парижа" (1947) и "Красный цветок" (1950). Е. - автор балетного либретто "Красный цветок" (нов. редакция "Красного мака", 1949).

Лит.: "Рабочий и театр", Л., 1936, ј 20, с. 18-21; 3 а-х а р о в Р., Искусство балетмейстера, М., 1954. с. 82-84, 245; Слонимский Ю. О., Советский балет, М.-Л., 1950; Алексей Николаевич Ермолаев, М., 1954; "Театральная жизнь", М., 1959, ј 18, с. 10-11; "Москва театральная". Альманах, М., 1960, с. 307-19. Af. Кл.

ЕРМбЛЕНКО-ЮЖИНА (наст. фам.- П л у г о в-с к а я), Наталья Степановна (р. 1881) - русская певица (сопрано). Засл. арт. Республики (1920). Пению обучалась в Киеве у Зотовой, в Париже- у П. Видаля. Впервые выступила на оперной сцене в

Петербурге в 1901. С этого года до 1904 Е.-Ю.- артистка Мариинского т-ра, с 1905 - Большого т-ра (в сезонах 1908-09 и 1909-10 пела в опере Зимина; в 1908 принимала участие, в спектаклях рус. оперы в Париже, организованных С. П. Дягилевым). Одновременно эпизодически выступала в Мариинском т-ре. Обладала голосом большой силы, чистого, блестящего тембра. С 1924 Е.-Ю. живет в Париже. Выступала в т-ре "Гранд-Опера" и др.

Партии: Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Ярославна ("Князь Игорь"), Лиза ("Пиковая дама"), Тамара ("Демон"), Маша ("Дубровский" Направника), Виолетта; Зиглинда, Брунгильда ("Валькирия", "Зигфрид" Вагнера), Джоконда (о. п. Понкьелли), Аида и др.

Лит.: Липа ев Ив., Московские письма, "Рус. муз. газ.", 1904, ј 50; Э н г ел ь Ю., Письма о московской опере, там же, 1908, ј 37.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница