Наши партнеры

Выгодно аренда автомобиля гостиницы в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
https://best-santehnika.store/

Театральная энциклопедия
(страница 166)


ЖЕЙОБЙНСКИЙ, Валерий Викторович [27.1 (9.11). 1913-13.VIII.1946] - русский советский композитор. В 1928-32 учился в Ленингр. консерватории (кл. композиции проф. В. В. Щербач„ва). С конца 20-х гг. выступал как пианист. Автор опер: "Камаринский мужик" (1933, Ленингр. Малый оперный т-р), "Именины" (1935, там же), "Мать" по Горькому (1938, там же), оперетт "Под стеклянным колпаком" (1932, Ленингр. т-р муз. комедии), "Последний бал" (1939, там же), музыки к спектаклям "Двенадцатая ночь"; "Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского (Ленингр. т-р Комедии), "Белеет парус одинокий" Катаева (Ленингр. ТЮЗ) и др., а также ряда камерно-инструмент., вок. и др. соч.

Лит.: Б о г д а н о в-Б ереэовский В.М., Советская опера, Л.-М., 1940.

ЖЕМАИТЕ (наст. фам. - Жимантене), Юлия (31 .V.1845-7.XII.1921) - литовская писательница. Лит. деятельность начала в 1894. В своих драматических произведениях реалистически изображала тяж„лую жизнь литовского народа, осмеивала отсталость и суеверия ("Сватовство", 1898, "Волшебный доктор", 1912), продажность царского суда ("Вол остной суд", 1900), религиозные предрассудки ("Наш самый добрый", 1899), сатирически изображала сельскую жизнь ("Ошиблись", 1912, "Три любовницы", 1898, "Пропитые балахоны", 1897). Пьесы Ж. написаны ярким нар. языком, отличаются знанием жизни крестьян, мастерством диалога, они ставились в любительских кружках и полупроф. т-рах. Совместно с писательницей Бите (Г. Петкевичайте) написала не- сколько реалистич. социально-бытовых драм и комедий под общим псевдонимом Дви Мотери (Две женщины). Эти пьесы показывают борьбу с царизмом ("Литвома-ны", 1905), суевериями, за просвещение народа ("Ч„рт в ловушке", 1899, "Проданное счастье", 1900, и др.).

Большой популярностью пользуются инсценировки рассказов Ж.: "Невеста" (1945, инсц. В. Милюнас), "Осенний вечер" (1934, инсц. В. Швитригайла), "Пят-рас Курмялис" (1945, инсц. Рукас-Инчюра).

Соч.: Rastai, t. 1-6, [Vilnius], 1956-57 (т. 5. Драм. произв., с. 7-304); в рус. пер.- Избр. соч., т. 1-2, M., 1951. В. M.

ЖЕМЧУГОВА (Ковал„ва), Прасковья Ивановна (20.VII.1768-23.II.1803) - рус. актриса певица. Крепостная графа Н. П. Шереметева. Дочь крестьянина-кузнеца, Ж. 7 лет была взята в барский дом и определена "к театру". Обучалась светским манерам, дикции, пению, иностр. языкам, музыке (играла на гитаре, клавесине, арфе). В 1779 впервые выступила на сцене кусковского т-ра Шереметевых в выходной роли служанки (комич. опера "Испытание дружбы", муз. Гретри). В 1780 исполнила гл. партию Белинды (комич. опера "Колония, или Новое селение", муз. Сак-кини), создав трогательный образ невинно страдающей, глубоко любящей, самоотверженной девушки. Талант, красота и гибкость голоса (колоратурное, лирико-драматич. сопрано т„плого тембра) определили успех Ж. в этой роли. В 1781 Ж. сыграла сильную драматич. роль Луизы в лирич. драме "Дезертир" ("Беглый солдат") Седена с муз. Монсиньи. В 1790-96 Ж. брала уроки пения у певца Бабарини, обучалась драм. иск-ву (у актрисы М. С. Синяв-ской,

Ж. исполнила ок. 50 оперных партий (выступала до 1797). Особенно удавались актрисе бытовые роли девушек - крестьянок, страдающих от социального неравенства, и героич. образы сильных духом женщин. В задушевном, эмоциональном, нац.-самобытном иск-ве Ж. звучали ноты протеста против угнетения, она утверждала достоинство и свободу человеческой личности Выступая в операх зап. композиторов, Ж. стремилась преодолеть условность и трафаретность мн. партий, переправляла текст в соответствии с моек. говором, создавала свои муз. варианты речитативов, пассажей и арий, к-рые фиксировала с помощью крепостного композитора и капельмейстера С. А. Дегтяр„ва. Широкий диапазон голоса, стройная фигура позволяли Ж. исполнять роли мальчиков и юношей. В опере Паизи-елло "Инфанта Заморы" Ж. Проявила иск-во перевоплощения, изображая то изящного юношу-пажа Блондина, то властную, гордую инфанту. Лучшей ролью Ж. была Элиана (опера "Самнитские браки" Гретри), где она играла девушку, преступившую законы старейшин, запрещавшие ей любить избранника, и добившуюся этого права через героич. подвиг. Впервые выступив в этой роли в 1785, Ж. исполняла е„ в течение 12 лет. В сценич. образах, созданных Ж., отразилась личная трагедия актрисы. Фаворитка графа Шереметева, Ж. тяжело переживала сво„ унизительное положение. Лишь в 1798 ей была выдана "вольная", а в 1801 тайно оформлен е„ брак с Шереметевым. В 1803 она умерла от туберкул„за. Обаятельный образ рус. крепостной актрисы запечатлен в популярной нар. песне "Вечор поздно из лесочка", портретах известного крепостного художника Н. И. Аргунова, во мн. стихах, повестях, пьесах.

Другие роли в комич. операх: пастушка Анюта ("Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковский" Пуньяни), Люсиль (о. п. Гретри), Нина ("Нина, или Сумасшедшая от любви" Паизиелло), царица Голкондская (о. п. Монсиньи), Анюта ("Три откупщика" Дезеда), Роза ("Роза и Колас" Монсиньи).

Лит.: Елизарова Н. А., Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова, М., 1952; е„ же, Театры Шереметевых, М., 1944; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958. А. Д.

ЖЕМЧУЖНИКОВЫ, Алексей Михайлович и Вла-димир Михайлович - русские писатели. Братья. Совместно с А. К. Толстым написали ряд произв. (в т.ч. и драматич.) под псевдонимом Козьма Прутков.

ЖЕМЬЕ (Gemier) (наст. фам. - Т о н н е р; Tonnerre), Фирмен (21.11.1869, Обервилье, близ Парижа,- 26.XI.1933,Париж) - французский актер, режиссер и театральный деятель. Род. в семье трактирщика. После смерти матери был вынужден бросить школу. Ж. работал в химич. лаборатории и одновременно учился на частных драм. курсах. В 1887 поступил статистом в Свободный т-р, откуда его вскоре уволили. В 1898-90 выступал в т-ре "Бельвиль". 3 раза держал экзамен в драм. класс Парижской консерватории, но не был принят. В 1892 А. Антуан снова пригласил Ж. в Свободный т-р. В 1895-1906 Ж. работал во мн. т-рах Парижа - "Творчество", "Амбигю", Т-р Антуана, "Жимназ", "Ренес1 сане", "Шатле" и др. В янв. 1904 выступал (вместе с женой, актрисой А. Мегар) в Петербурге в Михайловском т-ре, в к-ром постоянно играла франц. труппа. В 1906-21 Ж. возглавлял Т-р Антуана, в 1920-33 - основанный им Национальный народный театр (ТНП), в 1920-21 - т-р "Комеди Монтень", в 1921-30-"Одеон".

В начале творч. деятельности Ж. значит, влияние на формирование его эстетич. взглядов оказала работа с Антуаном. Ж. вступил на путь борьбы "против рутины, против обветшавших и вредных взглядов, с теми, кто приносит новые идеи, смелые, полезные обществу...". Считая обществ, назначением театр. иск-ва служение народу, он подчинял этой задаче сво„ актерское творчество. Пропагандируя принципы реализма, высокие гуманистич. идеалы, Ж. подвергал осмеянию явления жизни, мешающие прогрессу человечества. Он играл самые разнообразные роли - острохарактерные, лирич., трагедийные, сатирические. Среди образов, созданных Ж.,- ловкий пройдоха Патлен (фарс "Адвокат Патлен"), надменный, жестокий Филипп II ("Дон Карлос" Шиллера), гротесковый Убю ("Король Убю" Жарри), сухой, бездушный Каренин ("Анна Каренина" по Л. Толстому), остро комедийный Журден ("Мещанин во дворянстве" Мольера), страшный по силе воздействия Шейлок ("Венецианский купец" Шекспира), авантюрист Филипп Бридо ("Жизнь холостяка" по Бальзаку). Большое творч. удовлетворение приносило Ж. исполнение ролей рабочего Бау-мерта ("Ткачи" Гауптмана), каменот„са Папильона ("Папильон, справедливый лионец"), в к-рых он показывал душевное благородство простых людей. Ж. владел блестящей, виртуозной техникой, дававшей ему возможность играть остро, темпераментно, с тонкими нюансами. По словам А. В. Луначарского -"Во Франции сторонники чисто реалистической игры часто выдвигали его как величайшего носителя их принципа. На сцене Жемье был сама естественность" ("Фирмен Жемье", см. газ. "Известия", 1933, 4 дек.). Движения и жесты Ж. были так же красноречивы, как и его интонации. Он был великолепным мастером грима, умел неузнаваемо изменять свой внешний облик. *

В своей режиссерской деятельности (начал в 1900, т-р "Жимназ") Ж. также утверждал реалистич. методы. Он считал основой творчества режиссера - раскрытие идеи произв. средствами актерского иск-ва. режиссер-новатор, Ж. постоянно экспериментировал, смело искал новые формы театр. представлений, стремился сочетать яркую театральность с жизненной правдой, добиваться красочности, динамичности спектакля, выступал против рутин„рства, застывшего "академизма" в игре актеров и в режиссуре. Борясь за обновление франц. т-ра, Ж. обращался к идейно значительным произв. совр. драматургии и мировой классики. Среди пост. Ж. в т-ре "Ренессанс" - "Общественная жизнь" Фабра, "Парижанка" Бека, "Тереза Ракен" Золя, "14 июля" Роллана, "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобы-лина (все в 1901-02); в "Т-ре Антуана" - "Анна . Каренина" по о. п. Л. Толстого (1907), "Победители" Фабра (1908), "Война" Жермена и Т ре-бора (1908), "Папильон, справедливый лионец" Беньера (1909), "Гамлет" (1913, совм. сМ. О. Лю-нье-Поэ), "Венецианский купец" (1916), "Антоний и Клеопатра" (1917), "Укрощение строптивой" (1918).

Создавая в 1920 На-циональный народный т-р (ТНП), Ж. стремился осуществить свою заветную мечту о подлинно народном т-ре. Он добился, чтобы ТНП стал гос. т-ром (наряду с "Гранд-Опера", "Комеди Франсез" и "Одеоном"), этому т-ру было предоставлено спец. помещение - зал дворца Трокадеро, вмещавший 4 000 зрителей. Ж. мечтал о постановке здесь массовых, нар. спектаклей-зрелищ. Однако материальные затруднения, неприспособленность помещения мешали Ж., он с огромным трудом и лишь частично осуществил нек-рые из своих замыслов.

Особое внимание Ж. уделял воспитанию актера. В нач. 20-х гг. он открыл "Драматич. консерваторию" - учебное заведение при Т-ре Антуана, в к-ром преподавание было направлено на освобождение актерского иск-ва от декламационности, насаждавшейся в Парижской консерватории.

Ж. был крупным обществ, деятелем; при его участии в 1916 создано Шекспировское об-во для популяризации произв. Шекспира во Франции, организован профсоюз деятелей т-ра. В 1926 Ж. выступил инициатором основания Всемирного театр. об-ва, к-рое должно было способствовать культурному сближению между странами (устройство междунар. театр. фестивалей, гастролей т-ров, конференций и т. п.). В 1928 Ж. посетил СССР; в Москве он встречался с театр. деятелями, выступал с докладами. Его дружеств. отношение к СССР вызвало ожесточ„нную травлю со стороны реакц. прессы. Оставив т-р "Одеон" (1930), Ж. снимался в кино.

Соч.: Le theatre. Entretiens reunis par Paul Gsell, P., 1925; в рус. пер.-Фирмен Жемье. Театр. Беседы, собр. П. Гзеллем, М., 1958 (см. вступ. ст. и комментарии А. Гулиева). Лит.: Gsell P., Pirmin Gemier. P., 1921; В 1 an-char t P., Firmin Gemier, P., [1954]; Megard-Gemi er A., Et l'on revient toujours... Souvenirs d'une comedienne, P., 1932; Луначарский А. В., О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, M., 1958, с. 566-67. Др. Г.

"ЖЕН ПРЕМЬЕ" (франц. jeune premier - первый молодой) - устаревшее амплуа актера, играющего ,роли "первых любовников" (напр., Ромео, Фердинанд и др.). ,

ЖЕНЕ (Genee), Аделин (наст. имя и фам.- Анна Кристина Маргарете Петра E н с e н; Jensen) (р. 8.1.1878) - датская артистка балета. Выступала преим. в Англии. Дебютировала в возрасте 10 лет в Осло. Выступала в нем. т-рах ("Рейхсхаллен-театр" и Королевский т-р, Берлин). В 1896 в Придворном т-ре Мюнхена впервые исполнила партию Сва-нильды ("Коппелия"), ставшую одной из лучших е„ партий. В 1897-1907 Ж. - ведущая танцовщица лондонского т-ра "Эмпайр", здесь Ж. выступала преим. в пост. К. Ланнера, музыку к к-рым писал Л. Венцель (Свобода Печати-"Печать" Ванесса, Царица-"Бабочки") и балетм. Ал. Жене (Дриада -о. п. Брайта) и др. Одновременно гастролировала в ряде стран. Творчество Ж. характеризуется искренностью, обаянием, жизнерадостностью. Е„ стремление создать осмысленный сценич. образ, сохранить в танце классич. традиции способствовало формированию нац. англ. балета. Ж. выступала и как балетмейстер, в 1912 пост. балет "Танец" Брайта в т-ре "Метрополитен-опера", в к-ром исполняла партии танцовщиц Прево, Салле, Камар-го, Гимар и Тальони. Последнее выступление Ж. состоялось в 1933 в Лондоне. В 1920-54 Ж. была председателем Королевской академии танца. Ж.первая танцовщица Англии, удостоенная звания кавалера ордена Британской Империи.

Лит.: Gaffin С. and С. Н., Dancing and dancers of today, N. Y., 1912; G u e s t I., Adeline Genee, L., 1958. E. C.

"ЖЕНИТЬБА" - опера М. П. Мусоргского в 1 действии, соч. 1868, не окончена. Исполнялась в ред. Н. А. Римского-Корсакова 21 дек. 1908 в Москве на муз. утре Кружка любителей рус. музыки, 19 марта 1909-в концерте Вечеров совр. музыки. 13 окт. 1917 в инструментовке А.В.Гаука представлена в концертном исполнении в т-ре Муз. драмы, Петроград. В 1931 M. M. Ипполитов-Иванов сочинил 2-е, 3-е, 4-е действия и оркестровал всю оперу. Пост. в 1931, 1938 в Моск. Радиотеатре, в 1932 - в Самаре.

Издания: "Ж.", под ред. Н. А. Римского-Корсакова (с его же предисловием), СПБ, Бессель, 1908, переизд. в той же ред., 1911 (с франц. пер. Р. д'Аркура); под ред. П. Лам-ма. М-, Муз. изд-во, 1933 (Полное собр. соч., т. IV, вып. 2); поел. изд.: Либр. и музыка 1-го акта М. Мусоргского. Либр. и музыка 2, 3 и 4-го актов М. Ипполитова-Иванова. Нем. пер. Д. Усова, М., Музгиз, 1934. Я. Г р.

"ЖЕНИТЬБА", или Совершенно невероятное событие в двух действиях,пьеса Н. В. Гоголя. Соч.: незаконченный набросок - "Женихи" - 1833, первая полная ред. под назв. "Женитьба", 1835, окончательная ред.- 1842. Пост. 9 дек. 1842 в Александрийском т-ре (Агафья Тихоновна - Сосницкая, Арина Пантелеймоновна - Бормотова, Ф„кла - Гусева, Подколесин - Мартынов, Кочкар„в - Сосницкий, Яичница - Григорьев 2-й, Анучкин - Беккер, Жевакин - Григорьев 1-й, Степан-Фалеев). Исполнители послед, пост. (1864, 1892, 1901, 1909 и др.): Левкеева, Линская, Савина (Агафья Тихоновна), Стрельская (Ф„кла), Давыдов, Свободин (Подколесин), Варламов (Яичница), П. В. Васильев, Мар-ковецкий, Сазонов, К. Яковлев (Кочкар„в).

В моек. Малом т-ре "Ж." пост. впервые 5 февр. 1843, в бенефис Щепкина, на сцене Большого т-ра (Агафья Тихоновна - Орлова, Арина Пантелеймоновна - Сабурова 1-я, Ф„кла - Кавалерова, Подколесин - Щепкин, затем П. Садовский, Кочкар„в - В. Живокини, затем Щепкин, Яичница - П. Степанов, Анучкин - П. Садовский, Жевакин - Орлов, Стариков - В. Степанов, Степан - Шуберт). Среди исполнителей др. пост. (1848, 1867,1893, 1909): Никулина, Рыжова (Агафья Тихоновна), Акимова, О. Садовская, Турчанинова (Ф„кла), В. И. Живокини, Макшеев, Падарин, Рыбаков (Подколесин), Правдин, Шумский, К. Н. Яковлев (Кочкар„в), Лошивский, Парамонов (Яичница), И. Рыжов, Худолеев (Анучкин), Горев, Н. Музиль, Лебедев (Жевакин). С 1882 "Ж." ставилась в т-ре Корша, среди исполнителей: Аренц-вари, Мартынова (Агафья Тихоновна), Бурдина (Арина Пантелеймоновна), М. М. Блюменталь-Тамарина (Ф„кла), Дуван-Торцов, Загорянский (Подколесин), Борисов, Градов-Соколов, Кригер (Кочкар„в), Пельтцер, Сашин (Жевакин). В 1916 пост. в Передвижном общедоступном т-ре, Петербург (реж., худ. и исполнитель роли Старикова - А. А. Брянцев, Подколесин - Гайдебуров, Кочкар„в - Золотар„в и др.).

"Ж." многократно ставили и возобновляли крупнейшие т-ры дореволюц. провинции (в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Минске, Киеве, Харькове, Одессе, Иркутске; в 1882 пост. арм. труппой в Ереване, в 1903-10-азерб.труппами в Баку и др.).

"Ж." часто ставилась в любительских спектаклях, в т. ч. спектакли т. н. "Дружининского кружка" - "Общество для пособия нуждающимся литераторам и уч„ным", Петербург (1860; Подколесин - Писемский, Кочкар„в - Вейнберг, Ф„кла - Кони); в доме Корзинкиных, Москва (1884; Подколесин - Станиславский); "Художественного кружка", Абрамцево (1888; Жевакин - В. Серов); Общество иск-ва и лит-ры, Москва (Жевакин - Артем, Кочкар„в - Бурджа-лов, Яичница - Лужский). "Ж." часто показывалась в ученических спектаклях (напр., в 1886 в тифлисской частной гимназии, роль Агафьи Тихоновны играл К. Марджанишвили).

В первые годы после революции "Ж." часто ставилась в формалистич. интерпретации: "Фабрика эксцентрического актера ("Фэкс"), Петроград (1922; под назв. "Трюк в тр„х действиях", реж. Козинцев и Трауберг); Третья студия МХТ (1924; реж. Завадский, худ. Исаков, комп. Сизов; Агафья

Тихоновна - Бендина, Подколесин - Басов, Кочкар„в - Кудрявцев, Яичница - Глазунов, Жевакин - Р. Симонов);

Бакинский рабочий т-р (1927; реж. В. Ф„доров, худ. Шлепя-нов; Подколесин - Н. Соколов, Кочкар„в - Жаров); Гос. Педагогич. т-р, Москва (1928); Казахский т-р, Алма-Ата (1928). В последующие годы пьесу Гоголя ставили мн. т-ры страны, в т. ч.: Ленингр. т-р "Ко,медия" (1934; реж. Надеж-дин, Агафья Тихоновна - Грановская), Госдрама, Ленинград (1934; реж. А. Музиль, худ. М. Григорьев); Т-р им. Хам-зы (1935; реж. Каюмов, худ. X. Икрамов); Горьковский ТЮЗ (1938; реж. Брилль); Калининский ТЮЗ (1939; реж. Кисел„в);

Моск. драматич. т-р (1944); Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1949; реж. Штейн, худ. Шестаков), Харьковский рус. т-р (1951); Днепропетровский т-р (1952); Северо-Осетинский т-р, Дзауджикау (1952; реж. Цаликов); Муз.-драм. т-р в Хороге, Тадж. ССР(1953); Уйгурский муз.-драм. т-р. Казахская ССР (1956); Саратовский т-р (1959); Бурятский т-р, Улан-Удэ (I960); Балкарский т-р, Нальчик (1961), и др.

"Ж." переведена на яз. народов СССР: азерб.- М. Гад-жинский, арм. - П. Прошян, Тер-Аствацатурян, Тер-Ова-несян, бурят. - Г. Чимитов, груз. - С. Шаншиашвили, кабард. - А. М. Шериев, каз. - М. Дулетбаев, кумык.- Т. Гаджиев, удмурт. - А. Эриков и М. Коновалов, узб.- А. Кадыри, А. Кахарра, уйгур.- Кадыр Хасанов, укр.- ф. В. Левицкий, О. Вишня, чуваш. - Келкан и ряд др.

Среди зарубежных пост. "Ж.": Афинский т-р (1893); т-р "Слеза и смех", София (1895); т-р Рейнхардта, Берлин (1908); т-р "Дю Парк", Брюссель (1910); "Т-р Польски", Варшава (1911); т-р "Вь„ коломбье", Париж (1921), т-р "Маре",Париж (1923); Кембриджский т-р (1926), "Аполло-театр", К„льн (1940); Нац. т-р, Прага (1951); Нар. т-р им. К. Сарафова, София (1952); "Карманный т-р", Стамбул (1956); т-р "Юнити", Лондон (1958); т-р "Интимо", Буэнос-Айрес (1958); Городской т-р, Норч„пинг (1960), и мн. др.

Издания: первая публикация. Сочинения Николая Гоголя, т. IV, СПБ, 1842. Из послед, изд.: Сочинения Н. В. Гоголя, [под. ред.]Н. С. Тихонравова, 10 изд., т. 2, М., 1889;

Первое сов. изд., П., 1919 (изд. театр. отдела Наркомпроса); из послед, изд.: Г о г о л ь Н. В., Собр. соч., т. 5, М., 1958.

Лит.: "Репертуар русского и Пантеон всех европейских театров" на 1842 год, СПБ, 1842, т. IV. кн. 24, с. 14-18;

Филиппов В., "Женитьба" Гоголя и режиссерский комментарий к ней. М-, 1930; Данилов С. С., "Женитьба" Н. В. Гоголя, Л., 1934; Гоголь и театр. М., 1952, с. 195-246, 520-523; Н. В. Гоголь. Материалы и исследования, под ред. В. В. Гиппиуса, т. 2, М.-Л., 1936, с. 200-41; Гоголь Н. В., Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действиях. Вступ. ст. и режиссерский комментарий К. Н. Державина, Л., 1936; Гоголь Н. В., "Женитьба". режиссерский комментарий Н. М. Горчакова, М.-Л., 1938; Русские классики и театр. Сборник, Л.-М., 1947, с. 307-334. А. Шн.

"ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМЙНОВА" - см. "За чем пойд„шь, то и найд„шь".

"ЖЕНИТЬБА БЕЛГИНА" - комедия в 5 д. А Н. Островского и Н. Я. Соловь„ва. Соч. 1877. Пост. 26 дек. 1877 в Малом т-ре (бенефис Никулиной, Гавриил Пантелеич - Берг, Настасья Петровна - Акимова, Андрей Белугин - М. Садовский, Сыромятов - Музиль, Таня - Н. Васильева, Агишин - Решимов, Кармина-мать - Медведева, Елена Васильевна - Никулина, Прохор -МаКшеев). 11 янв. 1878 "Ж. Б." пост. Александрийский т-р (в бенефис Савиной;

Гавриил Пантелеич - Бурдин, Настасья Петровна - А. Читау, Андрей - Сазонов, Сыромятов - Горбунов, Таня - Стремлянова, Агишин - Нильский, Кармина-мать - Жулева, Елена Васильевна - Савина). В 1885 "Ж. Б." пост. в т-ре Корша (Андрей - Иванов-Козельский, Агишин - Киселевский, Елена Васильевна - Глама-Мещерская). Среди исполнителей многочисл. последующих пост. и возобновлений - В. Н. Давыдов, Дальский, Дуван-Торцов, Каширин, Лепковский, Соболыциков-Самарин, Судьбинин, Н. К. Яковлев (Андрей), Левкеева, Стрельская (Настасья Петровна), Далматов, А. К. Ильинский, Самарин-Эльский (Агишин), Велизарий, Тираспольская, Яворская (Елена Васильевна) и др.

На сов. сцене "Ж. Б." ставили труппы, обслуживавшие Красную Армию в годы гражд. войны (в 1918; Саратовский и др. т-ры). С первых же послереволюц. лет пьеса не сходила с репертуара Малого т-ра - исполнители: Айдаров, Истомин, Костромской (Гавриил Пантелеич), Блюменталь-Тамарина, Массалитинова, Рыжова, Юдина (Настасья Петровна), Анненков, Ковров, Рыбников, Н. К. Яковлев (Андрей), Акс„нов, Горич, Зубов, Ленин, Мейер (Агишин), Борская, Турчанинова, Яблочкина (Нина Александровна), Шатрова, Гоголева, Фадеева, Ликсо (Елена Васильевна) и др. "Ж. Б." пост. Моск. т-р сатиры в 1945 (реж. Гончаров). В гастрольной поездке группы актеров МХАТ Андрея Белугина играл Добронравов. "Ж. Б." систематически включается в репертуар периферийных т-ров, в т. ч. районных и колхозных.

Из зарубежных пост. "Ж. Б." наиболее известны: Польская драматич. труппа (гастроли в Павловске, 1882); т-р Барная, Берлин (1896) и др.

Издания: Первая публикация пьесы - "Отечественные записки", СПБ, 1878, ;ј 5 (за подписью "Н. Соловь„в");

Драматические сочинения А. Островского и Н. Соловь„ва,

СПБ, 1881; Островский A. H., Собр. соч., т. 9, M.. 1960.

Лит.; А. Н. Островский на сцене Малого театра. "Женитьба Белугина", М.-Л., 1949. А. Шн.

"ЖЕНИТЬБА ФИГАРО", "Безумный день, или Женитьба Фигаро" ("La Folle journee, ou le Mariage de Figaro"),-комедия в 5 д. П. О. Бомарше; вторая часть трилогии, первая - "Севильский цирюльник" ("Le Barbier de Sevi lie"), третья-"Преступная мать" ("La mere coupable"). Соч. 1779. Ок. 5 лет была запрещена. Впервые сыграна в 1783 в доме Водрейля, в Жен-вилье, перед придворными зрителями. Первая пост. на проф. сцене-27 апр. 1784 в т-ре "Комеди Франсез" (граф Альмавива - Моле, Графиня - Сен-Валь, Фигаро - Дазен-кур, Сюзанна - Конта, Антонио - Бельмонт, Керубино - Оливье, Бартоло - Дезессар, Базиль - Вангов, Бридуа-зон - Превиль, Дюгазон, Грипп-Солейль - Ларив). Вскоре пьеса Бомарше была вновь запрещена и вошла в репертуар ранц. т-ров лишь с сер. 90-х гг. 18 в. Роль Фигаро играли:

Э. Го, Ф. Ренье, Б. К. и А. О. Коклен, позднее, В. де Сика, Д.Сорано и др. Среди исполнителей роли Альмавивы - польский реж. и актер Богуславский. В 1957 "Ж. Ф." пост. Нар. нац. т-ром под рук. Вилара.

В России "Ж. Ф." пост. в 1785 петербургской франц. труппой на сцене Михайловского т-ра, в дальнейшем неоднократно возобновлялась (1803, 1839-40, 1857, 1879 и др.).

Первая рус. пост. "Ж. Ф." в пер. А. Лабзина под назв. "Фигарова женидьба" - 15 янв. 1787 в Петровском т-ре, Москва (Альмавива - Лапин, Графиня - М. Синявская, Фигаро - М. Волков, Сюзанна - Померанцева, Марсели-на - А. Синявская, Антонио - Ожогин, Керубино, в переводе Любим,- У. Синявская, Бартоло - Померанцев, Бридуа-зон, в пер. Оглупилов,- Федотов, Дубльмен, в пер. Взяс-кохватов,-Вишневский). Из послед, пост. "Ж.Ф." - Большой (Каменный) т-р, Петербург, 1816 (граф Альмавива - Сосницкий, Графиня - Вальберхова, Фигаро - Рамазанов, Сюзанна - А. Асенкова), 1829 (Альмавива - В. Каратыгин, Графиня - Вальберхова, Фигаро - Сосницкий, Сюзанна - Сосницкая, Керубино - Шелехова (Малый т-р, 1829 (Графиня - Рыкалова, Фигаро - Сабуров, Сюзанна - Сабурова, Антонио - В. Живокини, Бартоло - Щепкин), 1838, бенефис Д. Ленского (Фигаро - Ленский, Сюзанна - Репина, Антонио - Щепкин), 1868, после длит. запрещения пьесы на рус. сцене (Альмавива - Вильде, Графиня - Медведева, Фигаро - С. Шумский, Сюзанна - Федотова, Марселина - Акимова, Керубино - Никулина, Бридуазон - П. Садовский), 1910 (Альмавива - Ленин, Графиня - Яблочкина, Фигаро - Южин, Бравич, Сюзанна - Лешковская, Садов-ская 2-я, Марселина - Никулина, Антонио - Правдин, Керубино - Гзовская, Бартоло - Сашин, Базиль - Головин, Бридуазон - К. Рыбаков; декорации по эскизам Коровина), Александрийский т-р, 1877 (бенефис Сазонова, Альмавива- Нильский, Фигаро - Сазонов, Сюзанна - Савина), 1883 (Фигаро - М. Петипа), т-р Корша (1895), т-р Горевой, Москва (1890; Фигаро - М. Петипа, Антонио - Градов-Соколов, Бридуазон - Сашин), Новый т-р, Москва (1899; реж. Ленский; Альмавива - Остужев, Фигаро - Н. Яковлев), Камерный т-р, Москва (1915; реж. Таиров, худ. Су-дейкин; Фигаро - М. Петипа, Сюзанна - Коонен, Антонио - Аркадии).

"Ж. Ф." шла на дореволюц. провинц. сцене: Казань, Саратов, 1896-99 (антреприза Бородая); Киев, т-р "Соловцов", 1904 (Альмавива - Берсенев), 1910 (Фигаро - Ст. Кузнецов), Екатеринбург, 1910 (Альмавива - Радин), Астрахань, Воронеж, Иркутск, Нижний Новгород, Самара, Харьков, Ярославль и др.

На сов. сцене одним из первых пост. "Ж. Ф." б. Александрийский т-р, в помещении б. Михайловского т-ра (в 1918, 1924 - реж. Смолич, Альмавива - Вивьен, Фигаро - Горин-Горяйнов); театр-студия Художественно-просветительного союза рабочих организаций (ХПСРО), Москва (1919; реж. Ф. Комиссаржевский, худ. Федотов; Фигаро- Закушняк); Т-р им. Франко (1920); Ярославский т-р (1920);

Малый т-р (1921; реж. Платон, худ. А. Веснин; Фигаро - Н. Яковлев, Сюзанна - Пашенная, Шухмина, Марселина - Лешковская, Рыжова, Антонио - Васенин, В. Лебедев, Керубино - Гоголева, Бридуазон - Климов); Ленингр. Большой драм. т-р (1926; реж. и худ. А. Бенуа; Альмавива - Мичурин, Фигаро - Монахов, Бартоло - Софронов, Базиль - Лариков). 28 апр. 1927 "Ж. Ф." показал МХАТ (пер. Бертенсона, Телешевой, Вершилова, реж. Станиславский, Телешева, В-ершилов, худ. Головин, комп. Глиэр; Альмавива - Завадский, Графиня - Степанова, Фигаро - Баталов, Сюзанна - Андровская, Марселина - Соколовская, Антонио - Яншин, Фаншетта - Бендина, Керубино - Комиссаров, Бартоло - Лужский, Базиль - Подгорный, Бридуазон - Тарханов, Дубльмен - Кедров, Грипп-Солейль - Грибков). Среди др. исполнителей "Ж. Ф." на сцене МХАТ в разные годы - Ливанов, Массальский (Альмавива), Сластенина (Графиня), Прудкин (Фигаро), Шевченко (Марселина), Топорков (Антонио), Морес (Фаншетта), Готовцев, Станицын (Бартоло).

В дальнейшем пьесу Бомарше показывали: Вятский т-р (1927), Ташкентский т-р (1932), Воронежский т-р (1933, 1943), Казанский т-р (1933, 1938. 1954), Куйбышевский т-р (1935), Ашхабадский т-р (1 935), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1935), Госдрама, Ленинград (1935), Таганрогский т-р

(1963, 1951), Т-р им. Марджанишвили (1937; реж. Кушита-швили, худ. Ахвледиани и Казбеги; Альмавива-Гомелаури, Графиня - Анджапаридзе, Фигаро - Годзиашвили, Сюзанна-С. Такайшвили), Петрозаводский т-р (1938), Т-р им. Камала (1938), Тульский т-р (1939), Омский т-р (1939), Новосибирский т-р "Красный факел" (1940), Т-р им. Азиэ-бекова (1940), Астраханский т-р (1940), Чкаловский т-р (1940, 1951), Якутский т-р (1942), Т-р им. Сундукяна (1945), Одесский т-р Красной Армии (1945), Северо-Осетинский т-р (1945), Рижский т-р (1948), Костромской т-р (1951), Ленингр. т-р Комедии (1952), Т-р им. Кингисеппа (1953), Т-р Тихоокеанского флота (1954), Брестский т-р (1957), Майкопский т-р (1957), Рязанский т-р (1958) и мн. др.

Издания: Первая публикация пьесы на франц. яз.э "La Folle journee, ou le Mariage de Figaro", comedie en cinque acts en prose par M. Beaumarchais, P., 1785. Первый рус.пер.- "Фигарова женидьба", комедия в 5 д. Сочинения Петра Августина Карона де Бомарше, перевед„нная на рус. яз. А. Л., М., 1787. Из послед, дореволюц. пер.- "Безумный день, или Женитьба Фигаро", пер. А. Н. Чудинова, СПБ, 1889 (переизд. 1897, 1934). Из сов. пер.: Бомарше. Трилогия, пер. В. Э. Морица, М.-Л., 1930; Пер. Бертенсон, Б. Вершилова, П. Маркова и Е. Телешевой. Стихи В. Масса (Вариант МХАТа), М., 1957.

Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", М., 1860, ј 33, с. 265-69; Васильев С., Театральная хроника. Сезон 1895-96, М., изд. Рассохина, 1896, с. 36-45; M o-кульский С. С., Бомарше и его театр. Л., 1936; Горчаков Н., режиссерские уроки К. С. Станиславского, 2 изд., М., 1951, с. 355-394; Ежегодник МХАТ. 1949-50 гг., М., 1952, с. 574-582;Французский театр эпохи Просвещения. Сборник пьес, т. 2, М., 1957, с. 175-282; Ф и н к e л ь " штейн Е., Пьер Огюстен Карон Бомарше. 1732-1799. Л.-М., 1957. Л. Ц]н.

ЖЕРЕБЦОВ, Николай Георгиевич (р. 1904) - советский цирковой артист; атлет. В 1920-24 был рабочим сцены. В 1930 окончил Высшее технич. училище, работал в химич. пром-сти. С юных лет занимался спортом. В 1928, участвуя в соревнованиях по тяж„лой атлетике, установил рекорд в жиме штанги. С 1933 становится проф. борцом. В 1945 Ж. создал силовой аттракцион (впервые в СССР), изображающий театрализованное выступление старинных нар. силачей на ярмарочных площадях. Ж. выступает с атлетич. номерами в цирке. Бор. К.

ЖЕРОМСКИЙ (Zeromski), Стефан (14.XI.1864 - 26.XI.1925) - польский писатель и драматург. Лит. деятельность начал в 1889. Первая пьеса Ж."Грех" (1897), остро обличающая лицемерие мещанской морали, не была закончена (впервые изд. в 1950, доработана Л. Кручковским, пост. в 1951 т-ром "Камеральны", Варшава, в 1954-Моск. т-ром драмы и комедии). Герои Ж.- одинокие борцы - интеллигенты-гуманисты, сочувствующие угнет„нным труженикам, до несвязанные с ними. Индивидуализму героя он противопоставляет классовую сплоч„нность рабочих ("Роза", изд. 1909, пост. 1926, Т-р Богуславского, Варшава). В первые годы существования независимой Польши (1918-20 гг.) в творчестве Ж. сказались националнстич. тенденции ("Белее снега", 1919, т-р "Редута", Варшава), влияние экспрессионизма ("Белая перчатка", 1921, т-р "Польски", Варшава). В дальнейшем националис-тич. иллюзии изживаются, и в произв. Ж. вс„ сильнее проявляется критич. отношение к бурж.-помещичьей Польше ("Туронь", 1923, т-р "Редута", Варшава; "Улетела от меня перепел очка", 1925, Варшава, т-р "Народовы" и т-р "Редута"). В 1923 т-р "Розмаитости" пост. историч. пьесу Ж. "Сулков-ский", в к-рой героич. образ польского патриота Сул-ковского создал актер Ю. Остэрва.

Соч.: "Фьюить...". Комедия в 3 д., пер. Евг. Тропов-ского, Л.. 1925; Dziela, ser. 2-Dramaty, Warsz.. 1956.

Лит.: История Польши, т. 3, под ред. Ф. Г. Зуева [и др ] М., 1958, с. 480-81, 494-98, 501-02; Ростоцкий Б.'

"Грех", "Театр", 1955 .ј 1, с. 172-74; Feldman W., O tworczosci Stanislawa Wyspianskiego i Stefana Zeromskiego, Warsz., 1905. Б. Рос.

ЖЕСТ - телодвижение (преим. движение рукой), сопровождающее речь или заменяющее е„. Ж. имеет рефлекторную или сознат. природу. Является одним из важнейших выразит, средств в т-ре. В иск-ве драм. актера Ж. является либо бессловесным действием, либо дополнением к словесному действию (когда человек объясняет что-нибудь, он обычно прибегает к Ж., в исключит. случаях объясняется одними Ж. без слов или одними словами без Ж.). В склонности человека к скупости Ж. или к их изобилию, в отборе применяемых им Ж. в нек-рой степени обнаруживаются его воспитание, привычки, темперамент, душевное состояние в данный момент и в итоге - характер. Пользование Ж. у человека подчинено определ„нным закономерностям (см. С. М. Волконский, "Выразительный человек"), но если актер на сцене думает о своих Ж., мысленно предопределяет их исполнение, это значит, что его сценич. самочувствие лишено правды, естественности, что он недостаточно овладел своей ролью. Важный элемент иск-ва актера, Ж. составляет одно целое с общим стилем игры исполнителя. Сам принцип использования Ж. в реалистич. т-ре иной, чем в т-ре античности, классицизма или романтизма. Характер Ж. обусловливается и жанровой спецификой спектакля (трагедия, бытовая пьеса, комедия-гротеск и др.). Я. ?., Т. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница