Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей уфа недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 167)


ЖЕТЕ (франц. - le jete, от jeter - бросать) - одно из основных прыжковых па в классич. танце, при к-ром во время танц. шага тяжесть корпуса танцовщика переносится с одной ноги на другую. Ж. выполняется при малом и при большом прыжках. Соответственно Ж. делятся на малые (petit jete) и большие (grand jete). Ж. исполняется на месте или же с перемещением, прич„м протяж„нность передвижения зависит от величины шага и силы прыжка. Ж. могут исполняться вперед, в сторону, реже назад. Исполняя большие Ж., танцовщик во время Прыжка принимает одну из поз классич. танца и сохраняет е„ до завершения прыжка. Ж. может выполняться также с поворотом (en tournant) на 1/ l/2 и % круга и на полный круг. Большие Ж. могут выполняться с поворотом и с продвижением по диагонали или по кругу. Ж. с поворотом имеет большое число разновидностей, из к-рых наиболее распространены перекидные Ж. (jete entrelace).

Лит.: Ваганова А. Я., Основы классического танца, 3 изд., М., 1948; M о p и ц В., Т а р а с о в Н., Ч e к-р ы г и н А., Методика классического тренажа, М.-Л., 1940; Ц о р н А. Я., Грамматика танцевального искусства и хореографии..., Одесса, 1890. А. И.

ЖЙБАЛТ, Густав [16(28). 1.1873 - 11. VIII. 1938]-латышский актер. С 1896 участвовал в любительских спектаклях в Лиепае. В 1905 вступил в труппу Новою латышского т-ра в Риге, затем т-ра "Аполло". В 1908- 1915 работал в Новом Рижском т-ре. Роли: Ч„рный рыцарь ("Огонь и ночь" Райниса, 1911), Дзилна ("Голос и эхо" Упита, 1911), Осип ("Ревизор", 1911).

В годы 1-й мировой войны Ж. работал в латыш. т-рах Петрограда, Москвы. С 1920- в Латв. Художеств. т-ре, создал образы: Мальволио ("Двенадцатая ночь", 1921), Шейлока ("Венецианский купец", 1923), Базилио ("Женитьба Фигаро", 1922) и др. Творчество Ж. характеризуется яркой театральностью, склонностью к трагикомич. трактовке роли, к сатирич. заостр„нности, гротеску.

Лит.: Up its A., Gustavs Zibalts, Riga, 1923. К. К. "ЖИВАЯ ГАЗЕТА" -представление, основанное на газетном материале или на острозлободневных фактах жизни. "Ж. г." включала монологи, коллективную декламацию, частушки, фельетон и т. п. "Ж. г." зародилась в клубной художеств.самодеятельности. Возникла из т. н. "Устной газеты" (чтение вслух одним или несколькими чтецами статей и информации из текущей прессы), к-рая получила наибольшее распространение на фронтах гражд. войны и на отд. участках трудового фронта. В поисках наиболее доходчивых способов подачи материала "Устная газета" стала прибегать к простейшим формам театрализации. Подготовкой репертуара для "Ж/г." занимались спец. группы, имевшие свои редколлегии и "живкоров", выполнявших функции, сходные с функциями газетных рабкоров и селькоров. "Щ. г." сформировалась в нач. 20-х гг. и стала вскоре одним из самых распростран„нных видов злободневной художеств. агитации. Выступления коллективов "Ж. г." происходили в Домах просвещения, клубах, красных уголках. В 1923 возникла первая профессиональная "Ж. г." - "Синяя блузам. Деятельность "Ж. г." получила широкое освещение в разл. сборниках (перечень этих изданий - в кн. "Театральная периодика", сост. В. Вишневским, ч. 2, М., 1941, с. 28, 49, 56-58, 60-63, 74, 78, 82, 134).

Лит.: Лобова Н. и Пермяк E., Живая театрализованная газета, М.-Л., 1932; М а-к о в e e в К., Пионерские живые газеты, М.-Л., 1926; Персонов И., Живая газета в деревне, М.- Л., 1927; Т р у с о в С., Живая газета, М., 1927; Теория и практика живой театрализованной газеты, Пермь, 1929. А. Шн

"ЖИВОЙ ТРУП" - драма в 6 д., 12 карт. Л. Н. Толстого. Соч. 1900. Пост. 23 сент. 1911 в Художеств. т-ре, Москва (реж. Станиславский, Немирович-Данченко, худ. Симов: Протасов - Москвин, Лиза - Германова, Анна Павловна - Самарина, Саша - Барановская, Каренин - Качалов, Каренина - Лилина, Абрезков - Станиславский, Маша - Коонен, Иван Макарыч - Адашев, Настасья Ивановна - Муратова, Афремов - Лужский, Стахов - Вишневский, Буткевич - Горенский, Корот-ков - Леонидов, Александров - Готовцев, Петушков - Знаменский, Артемьев - Александров, Вознесенский - Тезавров-ский, Судебный следователь - Берсенев, Письмоводитель- Баров, Петрушин - Хохлов, Молодой адвокат - Н. Подгорный, Доктор - Массалитинов, Офицер у цыган - Боле-славский, Дама в суде - Бромлей, Цыган - Вахтангов, Цыганка - Дейкун, Курьер - Артем). 28 сент. 1911 "Ж т." показал Александрийский т-р (реж. Загаров, Мейерхольд, декорации по эскизам Коровина; Протасов - Аполлонский, Лиза - Стравинская, Анна Павловна - Васильева, Саша- Стахова, Каренин - Юрьев, Каренина - Савина, Абрез-ков - Далматов, Маша -Ко-маровская, позднее - Тиме).

"Ж. т." ставили т-ры провинции: Киевский т-р "Солов-дов" (1911; реж. А. Соколовский, Протасов -Слонов), Харьковский т-р под рук. Синельникова (1911; Протасов- Баратов, Орлов - Чужбинин, Каренин - К. Зубов), Одесский т-р Сибирякова (1911); Саратовский т-р (1911); Арм. т-р в Тифлисе (1912; пер. Нар-Доса; Протасов - Алиханян, Лиза - Майсурян, Саша - Жасмен, Каренин - Севумян, Каренина - Сирануш, Абрезков - Абелян, Судебный следователь - Манвелян); пьеса многократно ставилась и возобн. в т-рах Астрахани, Витебска, Воронежа, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону, Самары, Ярославля и т. д.

На сов. сцене "Ж. т." пост. т-р Рогожско-Симоновского района, Москва (1919; Протасов - Певцов), т-р Политуправления Сев.-Кавк. воен. округа, Ростов-на-Дону (1922; реж. и исполнитель роли Каренина - Пясецкий, Протасов - Харламов), Одесский т-р (1932, 1939; реж. Кроль; Протасов - Н. Соколов), Саратовский т-р (1936; Протасов - Слонов, 1958; Протасов-Колобов), Моск. ТРАМ (1938; реж. Лобанов; Протасов - Черноволенко), Центр, т-р водного транспорта, Москва (1938; реж. Канцель; Протасов- Вахтеров), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1940; реж. Бирман; Протасов - Берсенев, Лиза - Гиацинтова, Каренина - Бирман, Маша - Кутасина); Т-р им. Леси Украинки (1940; реж. Нелли, Чернявский; Протасов - Романов); Иркутский т-р (1940 - реж. Боганов; Протасов- Бодров; 1952 - реж. Шатрин; Протасов - Терентьев); Харьковский т-р (1940; реж. и исполнитель роли Протасова - Крамов); Свердловский т-р (1941; реж. Дарвишев;

Протасов - Ильин); Омский т-р (1948; реж. Шубин; ПротасовРатомский); Горьковский т-р (1949; реж. и исполнитель роли Протасова - Н. Покровский); Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1950; реж. Кожич, Даусон; Протасов - Н. Симонов, Лиза - Рашевская, Анна Павловна- Тиме, Каренин - Дубенский, Каренина - Жихарева, Абрезков - Малютин, Маша - Лебзак, Судебный следователь - Фрейндлих); Куйбышевский т-р (1950; реж. Гершт;

Протасов - Бурэ); Малый т-р (1951; реж. Л. Волков;

Протасов - Анненков, Цар„в, Лиза - Солодова, Анна Павловна - Борская, Сальникова, Саша- Е. Еланская, Щепкина, Каренин - Велихов, Каренина - Турчанинова, Яблочкина, Абрезков - Н. Комиссаров, Маша - Роек, Хорькова, Артемьев -Дикий); Т-р им. Сундукяна (1951; реж. Гулакян; Протасов - Вагаршян, Джанибекян, Г. Нер-сесян), Владивостокский т-р (1951; реж. Бондарев; Протасов - Колофидин); Тамбовский т-р (1951; реж. Галицкий;

Протасов - Марин); Калининский т-р (1951; реж. Г. Георгиевский; Протасов - Годлевский); Одесский т-р Сов. армии (1951; реж. В. Ф„доров; Протасов - Аркадьев), Т-р драмы Латв. ССР (1952; реж. Амтман-Бриедит;

Протасов - Видениек), Каунасский т-р (1954-реж. Ванця-вичюс, худ. Зелинский; 1961 -реж. Малинаускайте, Протасов - Зельчюс), Ульяновский т-р (1955; реж. и исполнитель роли Протасова - Юровский), Т-р им. Кингисеппа (1958; реж. Таммур; Протасов - А. Эскола); Башк. т-р драмы (1958; реж. Гаделыпин; Протасов - Мубаряков);

Ростовский-на-Дону т-р (1960; реж. Молчанов; Протасов- А. Никитин). В 1960 (в связи с 50-летием со дня смерти Л. Н. Толстого) "Ж. т." пост. т-ры Тбилиси, Баку, Барнаула, Вологды, Воронежа, Вязьмы, Днепропетровска, Иванова, Ижевска, Каунаса, Краснодара, Курска, Луцка, Магадана, Перми, Новосибирска, Павлодара, Пензы, Петрозаводска, Рязани, Тарту, Тулы, Фрунзе, Хабаровска, и др.; в 1962 т-р Вахтангова (реж. Симонов; Протасов - Гриценко).

Из зарубежных пост. "Ж. т." наиболее известны:

Нац. т-р, Прага (1911, 19'60; Протасов-Гурт, Крейч);

"Бургтеатр", Вена (1911; Протасов-Треслер); Фолькс-бюне, Берлин (1911); т-р "Корт", Лондон (1912); т-р "Балле", Рим (1912; Протасов-де Сантис); Страсбургский гор. т-р (1913); т-р в Берне (1915; спектакль смотрел В. И. Ленин);

Нем. т-р (1913; реж. Рейнхардт; Протасов - Моисеи), Белградский нац. т-р (1918); Т-р на Виноградах, Прага (1928;

Протасов - Штепанек); "Общественный т-р", Лос-Анжелос. (1929); т-р в Тронхейме, Норвегия (1953); т-р "Скала", Вена (1955; реж. и исполнитель роли Протасова -Парила);

Нац. т-р в Афинах (1956; реж. Соломос); т-р Молод„жи, Бухарест (1957) и мн. др.

По "Ж. т." Толстого франц. композитор Леру сочинил одноим. оперу. В 1929 реж. Ф. Оцеп пост. фильм с Пудовкиным в роли Протасова. В 1952 киностудия "Ленфильм" экранизировала спектакль в пост. Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина (реж. фильма В. Венгеров).

См. илл. на отдельном листе к стр. 169-170.

Издания: Первые публикации "Ж. т."- газ. "Русское слово", М., 1911. 23 сент., .ј 218, и отдельной книжкой, М., 1911; из послед, изд.: Толстой Л. Н., Драма в 6 д. и 12 к. С приложением нотной записи цыганских песен, как они исполняются в Художеств. т-ре, и 12 фотографий рабрты К. А. Фишера с пост. МХТ, под ред. В. Г. Черткова, ТМ., 1912]. Из сов. изд.: Толсто йЛ. Н., Полное?собр. соч., т. 34, М., 1952. ' " .

Лит.: Арабажин К. И., "Живой труп", "ЕИТ", СПБ, 1911, вып. VI, с. 69-95; Зноск о-Б о р о в с к и и Евг., "Живой труп", "Русская художественная детопись", СПБ, 1911, .Ne 18. с. 284-95; Волконский С., Художественные отклики, СПБ, 1912, с. 59-78; И. М. Москвин, Статьи и материалы. Сборник, М., 1948, с. 149-72;

Ломунов К., Драматургия Л. Н. Толстого, М., 1956, с. 322-80; Ежегодник Малого театра. 1953-1954, М., 1956, с. 386-406; "Театр", 1960, ј 11, с. 76-81,. А. Шн.

ЖИВОЙИНОВИЧ (Живо?инови?),Велимир(р. 2.XI. 1886) - югославский (сербский) поэт, критик и режиссер. Окончил философский ф-т в Лейпциге и в Белграде (1914). В 1919 вместе с С. Пандурови-чем основал журнал "Мисао" ("Мысль"), где печатал статьи по эстетике, литературе и т-ру. С 1920 - режиссер, с 1924 - директор Белградского Нац. т-ра. Автор психологич. драмы из крестьянской жизни "Человек мечтает" (1938, Нац. т-р, Белград) и драмы "Станции". Ж. выступал также как переводчик. Перев„л пьесы Лабиша, Шиллера, Достоевского, Г„те, совм. с Б. Недичем Шекспира ("Зимнюю сказку" и "Ромео и Джульетту"). М. Ник.

ЖИВОКЙНИ, Василий Игнатьевич [1805-18(30).!. 1874] - русский актер. Род. в Москве. Отец Ж. - выходец из Италии, был владельцем небольшой макаронной фабрики (сожжена в 1812). Поступив в Моск. театр. уч-ще (1817), Ж. занимался балетом, обучался игре на скрипке, драм. иск-ву. Готовился стать музыкантом в оркестре. В 1822, под влиянием простой и правдивой игры И. И. Сосницкого, гастролировавшего в Москве, Ж. решил стать драм. актером. Подготовив три роли, Ж. в 1824 дебютировал в одной из них на моек. сцене (Дубридор - "Глухой, или Полный трактир"). В том же году сыграл Митрофанушку ("Недоросль"). В 1825, по окончании уч-ща, был зачислен в драм. труппу моек. т-ров (с 1824 - Малый т-р). Выступал вначале в драмах, операх и балетах, играл в оркестре. Вскоре Ж. выделился как за-мечат. водевильный актер, комик-буфф* Игра Ж. отличалась естественностью и простотой, что роднило его иск-во с творчеством основоположника рус.сце-нич. реализма М. С. Щепкина (с к-рым Ж. выступал в одних и тех же спектаклях, а иногда исполнял одинаковые роли). В то же время Ж. стремился к импровизации, к яркой буффонаде, созданию постоянной маски. Своих героев, принадлежавших, как правило, к средним и низшим слоям общества (ремесленники, актеры, небогатые торговцы, мелкие чиновники), Ж. изображал сочувственно, с большой любовью. Творчество Ж. проникнуто оптимизмом (его называли "светлым комиком"). Замечат. комедийный актер, Ж. широко использовал традиции рус. нар. т-ра (представления скоморохов, балаганы и др.). Любимые персонажи Ж.- вес„лые и добродушные люди: хлопотливые отцы, недал„кие, но искренне влюбл„нные женихи, хитрые старики, флегматичные умники, темпераментные простаки. Играя, по существу, одну и ту же роль, актер создавал постоянный образ-маску человека средних лет, живого, непосредственного, обладающего ярким чувством юмора, всегда готового к проделкам.У героев Ж. были особая, смешная, хромающая походка, угловатые жесты. Говорил Ж., смешно растягивая слова, делал неправильные ударения, ещ„ более усиливающие комич. эффект. Для творчества Ж. характерно обращение к импровизации, он вставлял сочин„нные им экспромтом реплики, обращался к публике, пел куплеты, иногда превращая сво„ пение во вставной эстрадный номер. Импровизации Ж. отличались остроумием, часто носили сатирич. направленность. В такой манере Ж. играл не только в водевилях (Жовиаль - "Стряпчий под столом", 1834, Мордашев- "Аз и Ферт" Ф„дорова, и мн. др.), но и в классич. пьесах. Однако в реалистич. бытовых драмах импровизационно-буффонная манера игры актера вступала в резкое противоречие с содержанием произведения. Так, напр., Подколесина ("Женитьба"), Рас-плюева ("Свадьба Кречинского"), Рисположенско-го ("Свои люди - сочт„мся") и др. роли Ж. играл в обычной для него водевильной манере, не искал характерности. Зато в ролях, дающих возможность обращаться к буффонаде, - Арган ("Школа ж„н" Мольера), Грумио ("Укрощение строптивой" Шекспира), Ж. бывал очень хорош. С 60-х гг. Ж., обладавший музыкальностью, выступал также и в опереттах.

Ж. в„л педагогическую работу в Моск. театр. уч-ще. Обучая своих учеников гл. обр. на водевильном репертуаре, он требовал от них простоты и естественности исполнения, боролся против наигрыша и напыщенности. Ежегодно (с 1834, Нижний Новгород, антреприза Рязанцева) Ж. гастролировал в провинции. В конце 1873 тяжело заболел и перестал выступать на сцене. Однако, почувствовав себя лучше, он решил возобновить работу в т-ре. 17 янв. 1874 состоялся спектакль с его участием, к-рый Ж. едва дов„л до конца и через несколько часов скончался.

Соч.: Из моих воспоминаний, "Библиотека театра и искусства", СПБ, 1914, февраль, кн. 2, с. 3-31.

Лит.: Кони Ф., В. И. Живокини на петербургской сцене, "Репертуар и Пантеон театров", СПБ, 1847, т. 4, с. 10-16; Дмитриев Ю. А., Московского Малого театра артист Живокини, "Театр", I960, ј 9. Ю. Д.

ЖИВОКИНИ - семья русских актеров: 1) Дмитрий Васильевич (15. V. 1829 - 8. I. 1890). Сын В. И. Живокини. С 1848 до конца жизни служил в Малом т-ре; играл комич. (преим. вторые) роли;

2) Александра Васильевна (урожд„нная Петрова; 1840 - 10. I. 1885). Жена Д. В. Живокини. Работала в Малом т-ре (1857-78). Исполняла преим. вторые роли в водевилях; 3) Надежда Дмитриевна Живокин и-М а р д ж а н о в а (р. 29. VIII. 1876). Дочь Дмитрия Вас. Живокини. Жена режиссера К. А. Марджанишвили. Выступала на сцене с 1896. Ю. Д.

ЖИГАНОВ, Назиб Гаязович [р. 2(15). I. 1911] - татарский советский композитор. Нар. арт. СССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. В 1938 окончил Моск. консерваторию (кл. композиции проф. Г. И. Литинско-го). Творчество Ж., отмеченное ярко выраженным нац. характером и органич. усвоением рус. муз. культуры, заложило основы тат. оперного иск-ва. Ж. написал оперы:

"Качкын" ("Беглец"; исп. в 1939 на открытии Т-ра оперы и балета в Казани) об участии татарского народа в пугач„вском восстании, "Ирек" (1940, там же) о первых днях Октября в татарской деревне. Борьба против монг. ханов-поработителей показана в опере на либр. М. Джалиля "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, Т-р оперы и балета, Казань, Гос. пр. СССР, 1948). Героич. подвигу. и самоотверж. труду сов. людей в годы Великой Отечеств, войны посв. оперы "Ильдар", на либр. М. Джалиля (1942, Т-р оперы и балета, Казань, 2-я ред. - "Дорога победы", 1954, там же), "Тюляк" (1945, там же), "Намус" ("Честь";

1950, там же). Опера "Джалиль" (1957) воссозда„т образ татарского сов. поэта-героя. В операх Ж. много выразит, арий, вок. ансамблей, симф. антрактов, живописных балетных сцен. Лучшие произв. Ж. отличаются яркой фантазией, художеств. мастерством, реализмом и динамичностью стиля. Ж. также принадлежат балеты "Фатых" (1943), "Зюгра" (1946, Т-р оперы и балета, Казань), симф., камерно-инстру-мент. и др. соч. С 1953 Ж.- проф. Казанской консерватории. Гос. пр. СССР (1950) за сюиту на тат. темы.

Лит.: Виноградов Ю., Назиб Жиганов и его творчество, в кн.: Литературный Татарстан. Альманах, кн. 2, Казань, 1949; ГиршманЯ. М., Назиб Жиганов, М., 1 957.

ЖИГМИДДОРЖ, Бучийн (р. 1910) - монгольский актер. Чл. МНРП. Засл. арт. МНР. С 1929 был участником художеств. самодеятельности. В 1933-41 работал в Т-ре МНРА, с 1941, после реорганизации этого т-ра,- в Гос. муз.-драм. т-ре.

Роли: Бэджин лама, Буянхишиг да-лама ("Сумья но„н", 'Ванли"- нар. пьесы), Цаган гэрт хан и Цотон но„н ("Три Шарайгольских хана", инсц. Намдака по эпосу "Гэсэ-риада"), Тибетский купец ("Среди печальных гор" Наца-гдоржа), Бригелла ("Слуга двух господ"), Вакуленко ("Калиновая роща" Корнейчука) и др. Снимался в кино.

Э. О., Г. У.

ЖИГУНОВ, Тима Талибович (р. 23. Vlil. 1914)- кабардинский советский актер. Засл. арт. РСФСР и Каб.-Балк. АССР (1957). В 1940 окончил Кабардинскую студию ГИТИСа и вступил в труппу Кабардинского т-ра (ныне Кабардино-Балкарский т-р,Нальчик). Первые роли: граф Альмавива ("Женитьба Фигаро"), Сильвио ("Слуга двух господ"), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"), Аскер ("Аршин мал алан" Гаджи-бекова). В дальнейшем определилось острохарактерное дарование Ж., разнообразие в выборе им выразит. средств. Роли: Хлестаков; Алмастин ("Даханаго" Аксирова), Хитрый мулла ("Навечно" Шортанова), злобный князь Ашажоко ("Камбот и Ляца" Шортанова), Часовщик ("Кремл„вские куранты"), Яровой;

Дормидонт, Миловзоров ("Поздняя любовь", "Без вины виноватые" Островского). Е. Ж.

ЖИД (Gide), Андре (22. XI. 1869-19.II.1951)- французский писатель, драматург. В 1891 начал лит. деятельность. Автор романов "Имморалист", "Подземелья Ватикана", "Фальшивомонетчики" и др., идеализирующих принципы индивидуализма и аморализма. В пьесах "Саул" (1898, т-р "Вь„ колрмбье", 1922) и "Царь Кандавл" (1899, т-р "Творчество", 1901) Ж. изображает властолюбивых деспотов-маньяков, сатирически рисуя также и представителей народа. Любимый герой Ж., изображ„нный в пьесе "Филоктет" (изд. 1899, пост. в Париже - 1919),- гордый одиночка, презирающий власть общества и богов, ставящий себя выше интересов родины, подчиняющийся лишь акту свободной воли. В нач. 30-х гг., в период обостр„нного внимания к идеям социализма и разоблачения империализма и фашизма, Ж. написал сво„ наиболее значит, драматич. произв.- драму "Эдип" (1930, пост. реж. Ж. Питоев в 1932), проникнутую верой в торжество свободы человека. Однако в эти же годы оптимистич. настроенность Ж. уступила место депрессии. Ж. принадлежит либретто драматич. симфонии "Персефона" (муз. Стравинского, 1934, "Гранд-Опера"), в к-ром прозвучал призыв примириться с действительностью. В 1936 Ж. написал книгу "Возвращение из Советского Союза", в к-рой повторил клеветнич. выпады бурж. прессы. Духовная капитуляция перед фашизмом сказалась в пьесе "Робер, или Общественный интерес" (1940, "Т-р мю-нисипаль" в Тунисе-1946).

Ж,-автор ряда работ о т-ре, в т. ч. статьи "О эволюции театра" (1904), в к-рой он подч„ркивает чужерод-ность иск-ву "общественных, патриотических" устремлений драматурга. Ж. инсценировал свой роман "Подземелья Ватикана" (1933, "Литературное об-во"), роман "Процесс" Кафки (совм. с Ж. Л. Барро, 1947, "Т-р Мариньи"). В сво„м драматургич. творчестве Ж. декадентски интерпретировал библейские, мифоло-гич. и античные сюжеты. Эстетизация нравственного уродства, открытая реакционность этич. и историч. концепций, культ индивидуализма, характерные для творчества Ж., подготовили почву для драматургии экзистенциалистского направления и т. н. школы "авангардистского т-ра" во Франции. Нобелевская пр. (1947).

С о ч.: Theatre complet, v. 1-8, Neuchatel-P., 1947-49;

Собр. соч., пер. с франц., т. 1, Л., 1935.

Лит.- В г о d i n Р., Presences contemporaines, v. 2, P., 1958. В. Бал.

ЖЙДЕК (Zidek), Иво (р. 1926) - чешский артист оперы (лирический тенор). Пению учился у проф. Р. Ва-шека в Остраве. Был принят стаж„ром, затем солистом Остравског оперного т-ра. .Дебютировал в партии Вертера (о. п. Массне). Эпизодически выступал в Пражском Нац. т-ре, в 1948 стал солистом этого т-ра, с большим успехом исполнял партию Еника в "Проданной невесте". С 19Й6 Ж. выступает на сцене Венской гос. оперы.

Партии: Дон Карлос (о. п. Верди), Де Грие ("Манон Леско" Пуччини), Вальзаччи ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Фернандо ("Буря" Фибиха), Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Феррандо ("Так поступают все" Моцарта).

Лит.: ip L., Pevci pred mikrofonem, Praha, 1960.

Л. Moc. "ЖИДОВКА", "Е в p e и к a" ("La Juive"),- опера Ф.Галеви, либр. Э. Скриба, пост. 23 февр. 1835, Париж. Ид„т также под назв. "Дочь кардинала". Ставилась на сценах почти всех стран мира. Впервые пост. в России нем. труппой 23 окт. 1837, Петербург. На рус. яз. (в пер. Н. Куликова) пост. 6 февр. 1859, Петербург ( Ел еазар-Сетов, Кардинал - Васильев 1-й, Рахиль - Булахова, Принцесса-Кох). В Москве пост. 21 янв. 1865, Большой т-р (Елеазар - Сетов, Рахиль - Анненская, Леопольд - Владиславлев, Евдок-сия - Кох, де Броньи - Демидов, Руджеро - Артемов-ский, Альберт - Константинов). В 1914 пост. в Оперном т-ре Зимина (дириж„р Плотников, реж. Иванов, худ. Федотов; Елеазар - Дыгас, Кардинал - Запорожец, Леопольд-Юдин, Судья - Хохлов, Рахиль - Кошиц, Евдоксия - Роговская). На сов. сцене пост. 28 окт. 1922, Москва, Т-р Зимина (дириж„р Орлов, реж. Просторов; Герцогиня - Лисичкина, Рахиль - Окунева, Елеазар - Матвеев, Кардинал - Касторский, Леопольд - Палферов, Руджеро - Воронов, Глашатай - Озеров).

Издания: "Ж.", М., Юргенсон, Г1888]. ff, рр

ЖИЕНКУЛОВА, Ш. - см. Шара.

"ЖИЗЕЛЬ" ("Giselle") - балет А. Адана, либретто Т. Готье и Ж. Сен-Жоржа. Пост. 28 июня 1841 в т-ре "Гранд-Опера", Париж (балетм. Коралли, худ. Чичери;

Жизель - Гризи, Альберт - Л. Петипа, Мирта - Дю-милетр). Первая пост. в Петербурге в Мариинском т-ре 18 дек. 1842 (балетм. Титюс, худ. Роллер; Жизель - Андрея-нова, Альберт - Никитин). Первая пост. в Москве 15 сент. 1844 в Большом т-ре. Возобн. в 1911 (балетм. Горский; Жизель - Каралли, Альберт - Тихомиров).

На сов. сцене поставлена: в Большом т-ре в 1934 (балетм. Монахов, худ. Макаров); в 1944 (балетм. Лавровский, худ. Волков; Жизель - Уланова, Альберт - Ермолаев). В Ле-нингр. т-ре оперы и балета им. Кирова в 1932 (балетм. Лавровский; Жизель - Уланова, Альберт - Чабукиани). Пост. в т-рах др. городов: Харьков (1927), Свердловск (1927-Жизель - Сальникова, 1945 - балетм. Ф„дорова;

Жизель - Млодзинская), Алма-Ата (1941 и 1943); Казань (1941 и 1945; балетм. Жуков, худ. Сперанский; Жизель - Гацулина и Михно); Тбилиси (1942; балетм. Чабукиани, худ. Вирсаладзе; Жизель - Цигнадзе, Альберт - Чабукиани), Минск (1953), Рига (1956; балетм. Гривицкас, Жизель - Сабаляускайте), Вильнюс (1957), Новосибирск (1957; балетм. Сатуновский и Н. Уланова); Львов (1958, балетм. Трегубов).

Из зарубежных пост. "Ж." наиболее известны: Лондон

(1842), Милан (1843), Бостон (1847), Нью-Йорк; Париж (1924, Жизель - Спесивцева, Альберт - Лидар, худ. Бенуа), т-р "Олд Вик", Лондон (1934 и 1951); Стокгольм (1953), Хельсинки (1958, балетм. Лавровский), Варшава (1960, балетм. Дудинская и Сергеев) и др. Среди выдающихся исполнительниц партии Жизели: Бланжи (1842), Гран

(1843),. Черрито (1843), Эльслер (1843), Санковская (1845), Феррарис (1859), Розати (1862), Муравь„ва (1862), Вазем (1878), Гримальди (1889), Преображенская (1889), Джури (1896), Замбелли (1901), Павлова (1903), Карсавина (1910), Ф„дорова 2-я (1913), Люком (1921), Гельцер (1924), Маркова (1934), Немчинова (1935), Фонтейн (1937), Тука-нова (1939), Шовире (1944), Грей (1944), Сем„нова (1953), Голдвин (1953), Бер„зова (1956), Алонсо, Дейде и др.

Лит.: Слонимский Ю., Жизель, Л., 1926; е г о ж е, Жизель, Л., 1934; Балет Гос. ордена Ленина Академического Большого театра СССР, М., 1955, с. 355-66; Beaumont С. W., The ballet called Giselle, L., 1945. В. Бер.

"ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ"- опера М.И. Глинки. См. "Иван Сусанин".

"ЖИЗНЬ ИСКУССТВА"- l) русская советская "художественно-литературно-театральная газета", издавалась в Петрограде в 1918-22. В 1918-21 - ежедневная, впоследствии выходила еженедельно и 2 раза в неделю (более 50 номеров в 1918 - вечернее издание). Орган Отдела т-ров и зрелищ Комиссариата Нар. проев. Союза коммун Сев. области- по 1919, Петрогр. театр. отдела Наркомпроса-по 1921, Художеств. отдела Петрогр. губполитпросвета - по 1922. Имела приложение: Программы петрогр. т-ров. 2) Советский художеств.-лит.-театральный журнал. Создан в 1923 на основе газеты того же названия. Издавался в Ленинграде до 1929. Имел приложения: Программы ленингр.т-ров (1924- 1925 и 1928-29). В 1930 слился с журн. "Рабочий u театр". В газете, а впоследствии в журн. освещались вопросы театр. иск-ва, печатались хроника, корреспонденции и др. А. Шн.

ЖИЛИНА, Елена Ефимовна [27.IV(9.V). 1890, Казань,-29.1. 1963, Винница] - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1957). Выступала на любит, сцене (Нар. дом в Самаре). В 1920 поступила в театр. студию при Наркомпросе в Казани (среди е„ учителей-В. С. Зотов, 3. M. Славянова). В 1921 Ж. дебютировала на сцене Казанского Большого драм. т-ра в роли Саши ("Иванов" Чехова). По окончании студии (1922) была принята в труппу этого т-ра. В 1936-42 работала в Архангельском т-ре, с 1942-вновь в Казанском т-ре. Ж. - актриса яркого комедийного темперамента. Е„ иск-ву свойственны смелые, определ„нные краски. Мн. образы, созданные Ж., отмечены сатирич. заостр„нностью, заразительным и метким нар. юмором. Среди е„ ролей: Караулова ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана), Фелицата,Домна Пантелевна ("Правда хорошо, а счастье лучше", "Таланты и поклонники" Островского), Коробочка ("М„ртвые души"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Полина Бардина, Захаровна ("Враги", "Старик" Горького). Актриса широкого диапазона, Ж. с успехом играла также героич. и драматич. роли: Параскева Димитрова ("Лейпциг 1933" Компанейца и Кронфельда), Мария Николаевна ("Русские люди"), Таланова ("Нашествие"). С большой психологич. глубиной исполнила Ж. роль Лагутиной ("Мать своих детей" Афиногенова).

Лит.: Авдеев А., Е. Жилина, Казань, 1957. Ц. И. ЖИЛЙНСКИЙ, Арвид Янович [р. 18(31).Ш.1905]- латышский советский композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1954). В 1933 окончил консерваторию в Риге (класс композиции Я. Витола). Автор муз. комедии "В краю голубых оз„р" (1954, Латв. т-р оперы и балета, Рига), оперетты "Шесть маленьких барабанщиков" (1955), детского балета "Марите" (1941), Балетной сюиты (1947), музыки к спектаклю "Золотой конь" Я. Райниса, камерно-инструмент., вок. и др. соч. С 1927 вед„т педагогич. работу в Рижской консерватории (с 1947-доцент).

ЖИЛУНОВИЧ, Дмитрий Ф„дорович (псевд.- Тишка Гартный) [23. Х(4. XI). 1887-11.IV. 1937] - белорусский советский писатель, драматург.

Акад. АН БССР (1928). Чл. Коммунистич. партии с 1918. В пьесе "Волны жизни" (1918) отразил социальное неравенство и клас. борьбу в белорус. деревне накануне революции 1905, в драме "Социалистка" (1923, Т-р им. Я. Купалы) - революц. настроения белорус. крестьян перед 1917. Пьесы "На стыке" (1925) и "Две силы" (1926) посвящены проблемам социалистич. морали.

Лит.: Ц i ш к a Гартны, Прысады, М?нск, 1927;

П?сьменн?к? Савецкай Беларус?, М?нск, 1959, с. 138-39. К. С.

ЖИЛЬСОН (Gilson), Поль (15. VI. 1865-3.IV. 1942) - бельгийский композитор и педагог. Один из основоположников флам. нац. муз. школы. Музыке обучался в Брюссельской консерватории, 'брал уроки у Ф. О. Геварта. Автор опер: "Принцесса Солнечный свет" (103, Флам. т-р, Антверпен), "Люди моря" по В. Гюго (1904,там же), балетов: "Пленница" (1904, т-р "Де ла Монне", Брюссель), "Любовь разбойника" (1906, Флам. т-р, Антверпен) и др.; музыки к спектаклям:

"Альвар" Э. Хиля (1895, Брюссель) и др.; новой ред. оперы "Тиль Уленшпигель" Блокса (1920, т-р "Де ла Монне", Брюссель); драматич. кантаты "Франческа да Римини" по Данте, оратории "Демон" по Лермонтову и др. соч. Ж. вслед за Я. Блоксом способствовал становлению флам. нац. оперы, широко использовал нац. фольклор. Испытал воздействие композиторов "Могучей кучки", у к-рых усвоил стремление к развитой мелодике. Иск-вом колоритной, блестящей оркестровки отчасти обязан влиянию Вагнера. В 1889- 1909 Ж.- проф. Брюссельской, в 1904-09 -также Антверпенской консерваторий. Среди его учеников:

Ж. Абсилъ, О. де Б„к и др. Ж. принадлежит неск. крупных музыкально-теоретических работ. Выступал в печати в качестве музыкального критика. Рим. пр. (1889).

Соч.: Notes de musique et souvenirs" Brux., 1942. Лит.: С о г Ь e t A., Paul Gilson, "Music and Letters", L., 1946. v. 27, .ј 2; M eu l e m a n s A., Pa-ul Gilson, Brux., 1955; Wangermee R., La musique belge contemporaine, Brux., [1959]. Ал. M.

ЖИЛЬЦОВ, Алексей Васильевич (р. 9. II. 1895)- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1948). В 1924 окончил школу при 3-й Студии МХАТа; играл в студии роли Измаила и Тимура ("Принцесса Турандот" Гоцци), Барабошева ("Правда - хорошо, а счастье Лучше" Островского), M ерика и Генерала ("Чеховский спектакль"). актер яркой характерности, Ж. умеет раскрыть образ выразительными, сильными и в то же время экономными спедствами. Его лучшие роли: Клещ ("На дне"), Наркис ("Горячее сердце"), Комендант ("Глубокая разведка" Крона), Губин ("Достигаев и другие"), Тетерев ("Мещане"), Прибытков ("Последняя жертва"), Рославлев ("Битва в пути" по Николаевой), 2-й мужик ("Плоды просвещения";

Гос. пр. СССР, 1952). Монументальное звучание приобрели в исполнении Ж. эпизодич. роли: Квач ("Враги"), Главнокомандующий ("Любовь Яровая"), Сучков ("В людях" по Горькому).

В 1927 Ж. основал студию Народно-героич. т-ра. В течение 10 лет был е„ художеств. руководителем; пост.: "Егор Булычев и другие" (исполнял роль Булычева), "На дне" (роль Сатина), "Емельян Пугач„в" (роль Пугач„ва), "Женитьба Белугина" (роль Белу-гина). В„л большую педагогич. и режиссерскую работу во Дворцах культуры, на радио и телевидении. Им инсценированы "Фома Гордеев" Горького, "Тысяча душ" Писемского и др. U.M.

"ЖИМНАЗ", "Ж и м н а з д p а м а т и к" (Theatre du Gymnase, Gymnase-Dramatique),- французский театр. Открыт 23 дек. 1820 в Париже. Здание т-ра построено арх. О. Ружвеном и Л. Р. Герши на бульваре Бон Нувель. Т-р должен был служить местом сценич. практики учащихся драм. и оперных классов консерватории (отсюда название т-ра: gymnase - гимназия). Однако вскоре "Ж." стал проф. т-ром. В период Реставрации именовался "Т-ром де Мадам" в честь герцогини Беррийской, родственницы Людовика XVIII. После июльской революции 1830 вновь получил сво„ прежнее название.

В 1820-40-х гг. в репертуар "Ж." входили гл. обр. водевили. Осн. драматургом был Э. Скриб. Здесь сложилась блестящая труппа во главе с такими мастерами водевиля, как, напр., Р. Шери (впоследствииисполнительница ролей в пьесах А. Дюма-сына и др.). В 50-е гг. 19 в. антрепрен„р Монтиньи обогатил репертуар "Ж." совр. комедией. Огромный успех имел спектакль "Меркаде" Бальзака (1851). В "Ж." ставились также пьесы Э. Ожье-"3ять г-на Пуарье" (1854);

А. Дюма-сына - "Диана де Лис" (1853), "Полусвет" (1855), "Денежный вопрос" (1857), "Побочный сын" (1858); Жорж Санд - "Свадьба Викторины" (1851), "Фламинио" (1854), "Мостовая" (1862); В. Сарду - "Мушиные лапки" (1860), "Наши близкие" (1861), "Тупицы" (1863); Э. Лабиша - "Путешествие" (1860), "Пыль в глаза" (1861) и др.

В 1-й пол. 20 в. "Ж."- один из наиболее известных "т-ров бульваров" Парижа. В репертуаре т-ра в 1940- 1960-х гг.- пьесы М. Паньоля, П. Рейналя, Ж. Кокто, Роже-Фердинанда, С. Гитри, М. Ж. Соважона и др. франц. драматургов.'"Ж." возглавляют Поль Ролль и М. Р. Белен.

Лит.: Foyers et coulisses. Histoire anecdotique de tous les theatres de Paris. Gymnase, v. 1-2, P., 1875; V i z e n-t i n i A., Derriere la toile, P., 1868; H e r v e y Gh., The theatres of Paris, P.-L., 1847; Darthenay V., Les acteurs et les actrices de Paris, P., 1853; Gain G., Anciens theatres de Paris, P., 1906. E. Ф.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница