Наши партнеры

Выгодно прокат авто перми без водителя недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 170)


"ЖТГ" - "Живая театрализованная газета", орган Окруж-кома ВКП(б), Окрпрофобра и Окрполитпросвета (Пермь, позднее - Свердловск, 1926-31, подзаголовки и периодичность менялись); "С?льский театр" - ежемесячный (Харьков, 1926-30, на укр. яз.); "Клубная сцена" (М., 1927-28, 1930-32); "Пионерская ЖТГ" - Живая театрализованная газета (Пермь, позднее - Свердловск, 1927-32); "Красноармейская эстрада" (М., 1928-31), "Красноармейский клуб" (М., 1932-35), "Молод„жная эстрада" -двухмесячный (М., 1943-53), "Художественная самодеятельность"-двухмесячник Республиканского дома нар. творчества (Вильнюс, на литов. яз. с 1956); "Художественная самодеятельность" - ежемесячный ВЦСПС (М., с 1957).

Одним из видов журнальной периодики по т-ру можно считать также бюллетени, выпускаемые разл. организациями - см. Театральные бюллетени.

Среди журналов, публикующих произв. драматургии, - ежемесячный альманах "Современная драматургия" (М., с 1957). Большое распространение получили в СССР журналы-программы - см. Программы театральные. Эстраде и цирку посв. сов. журналы "Цирк" (М., 1925-27), "Цирк и эстрада" (1927-30), "Советский цирк" (выходит с 1957).

Лит.: Вишневский В. (сост.). Театральная периодика. Часть I. 1774-1917, Часть II. 1917-1940, [М.-Л.. 1941]; Театральное наследство. Сообщения и публикации, М., 1956, с. 29-43; Периодическая печать СССР. 1917-1949, M., 1958, с. 109-118 и 124-138; Летопись периодических изданий СССР 1950-1954, M., 1955, с. 111-112; Летопись периодических изданий СССР. ... (с 1 янв. 1955 по 1 апр.

1958. М., 1959, с. 25; т о ж e - cl янв. 1955 по 1 апр.

1959. M., 1959, с. 36); Смирно в-С окольский H. П., Рассказы о книгах, М., 1959, с. 225-228, 282, 355- 371, 2 изд., М., 1960.

Журналы театральные за рубежом.

Появление театр. журналистики как самостоятельной отрасли журнальной периодики за рубежом относится к 70-м гг. 18 в. ("Journal des theatres"первый франц. Ж. т., Париж, 1770, и др.). Постепенно эта отрасль журнальной периодикЙГ'стала развиваться вс„ шире, получив особое распространение в 19-20 вв. В 20 в. спец. периодич. изд. имеются во мн. странах мира (наряду с театр. разделами в общей прессе).

А в с т p и я-"Maske und Kothurn" ("Маска и котурны")- квартальное изд. по театроведению. Вена, 1955.

Англия - "Era" ("Эра") - еженедельный журнал по всем видам зрелищных иск-в (информация, хроника, спрос и предложение), Лондон, 1837-39; "The Theatre industry" ("Театральная индустрия") - ежемесячный, Лондон, 1894;

"The Dancing Times" ("Временник по танцу"), Лондон, 1894, нов. серия, 1910- ?"Drama" - 4 раза в год, Лондон, 1919-;

"Theatre World" ("Театральный мир")-ежемесячный, Лондон,

1925-; "Sawdust ring" ("Опилочный ринг")-орган цирковой Ассоциации Великобритании, Лондон, 1934-; "Mime Review" ("Обозрение по мимическому искусству") - 4 раза в год, Лондон, 1935-39; "Performer" ("Исполнитель") - еженедельный орган Федерации артистов варьете, Лондон, 1906-12;

1926-; "Amateur Stage" ("Любительская сцена"") - ежемесячный, Лондон, 1946-; "Ballet to-day" ("Балет сегодня")-ежемесячный о совр. балете, Лондон, 1946-; "Theatre notebook" ("Театральные заметки"), 4 раза в год, Лондон, 1946-;

"Plays and Players" ("Пьесы и актеры") - ежемесячный, Лондон, 1953-; "Act" ("Действие") - журн. по драматургии, выходит раз в 3 мес., Йорк, 1955; "Stage" ("Сцена") - ежемес., Лондон, 1880-.

Аргентина - "Mascara" ("Маска"), Буэнос-Айрес, 1940; "Boletin de estudios de teatro" ("Бюл. по изучению театр. иск-ва"), Буэнос-Айрес, 1943-; "Proscenio" ("Просцениум"), Буэнос-Айрес, 1945-; "Talia" ("Талия") - ежемесячный журн. по т-ру и иск-ву, Буэнос-Айрес, 1953-.

Бельгия - "Amateur" ("Любитель") - двухнедельный журн., орган Нац. федерации драматич. иск-в, Брюссель, 1946-; "Theatre dans le monde" ("Мировой театр") - квартальное издание, орган Междунар. театр. ин-та (с участием ЮНЕСКО), Брюссель, 1952-.

Болгария - "Изкуство" ("Искусство") - ежемесячный, София, 1944 - ; "Театър" - ежемесячный - орган Союза театр. работников, София, 1947-; "Годишник на Высшия институт за театрально изкуство "Кръстю Сарафов"" ("Ежегодник высшего театр. ин-та им. Крыстю Сарафова")" София.

Бразилия - "Revista de teatro" ("Театральный журнал") - двухнедельное издание. Ассоциации бразильских драматургов, Рио-де-Жанейро, 1917-; "Comoedia" ("Комедия") - ежемесячный театр.-драматургич. журн., Рио-де-Жанейро, 1946-; "Revista de teatro amador" ("Любительский театр") - ежемесячник, Сан-Паулу, 1955-.

Венгрия -"Szinhaz es Film muveszet" ("Театральное и кинематографич. иск-во"), Будапешт, 1950-; "Tanzmu-veszet" ("Искусство танца"), Будапешт, 1951-; "Szinhaz-torteneti ertesito" ("Историко-театральный вестник") под ред. Музея истории т-ра, Будапешт, 1953-; "Film, Szinhaz, Muzsika" ("Кино, театр. музыка")-журн., Будапешт, 1957-.

Германия - "Bayreutheur Blatter" ("Байр„йтские листки") - периодич. изд. Совета Байр„йтских фестивалей и Всеобщего вагнеровского союза, Байр„йт, 1878-1938;

"Artist" - еженедельный журн. "малых форм" (варьете, кабаре, цирк, музыка), Дюссельдорф, 1883 -; "Buhne und Welt" ("Сцена и мир", позднее - "Deutsches Volkstum") - ежемесячный журн. по т-ру, лит. и музыке, Берлин, 1898- 1939; "Masken" ("Маски") - двухнедельный, Дюссельдорф, 1906-; "Buhne" ("Сцена", ранее - "Deutsche Buhne")"ep-ган Нем. союза сценич. деятелей, Берлин, 1909-?"Theater"- ежемесячный, Берлин, 1909-, "Buhnentechnische RuffascTiau" ("Театрально-технич. обозрение")-двухнедельный журн. по технике сцены, строительству и оборудованию театр. зданий, Берлин, 1910- ; "Volksbuhne" ("Народная сцена")-ежемесячный журн. Объединения нем. союзов народного т-ра, Берлин, 1947 -; "Puppenspieler" ("Кукольник", первоначально -"Кукольный театр") - журн., Бохум, 1923-; "Der Tanz" ("Танец") - ежемесячный хореографич. журн., Берлин, 1928-; "TheaAfir, der eit" ("Современный театр")- ежемесячный журн. т-ра, кино и музыки, Берлин, 1946-;

"Artistik" ("Эстрадник-циркач") - еженедельный журн. варьете, кабаре, цирка, Берлин (ГДР), 1955-.

Голландия - "Theater" - ежегодный журн. театра, оперы, балета, Амстердам.

Дания - "Echo" ("Эхо") - журн. варьете и цирка 4939-; (на англ., датск." нем. и франц. яз., параллельно), Копенгаген, "Scenen", театр. журн., Копенгаген, 1950.

Индия - "Theatre" - журн. драмы и искусств, раз в 3 мес., Бангалур, 1931-; "Unity" ("Единство") -ежемесячный, Калькутта, 1952- ; "Gujarati Natya" ("Гуджаратская драма")-ежемесячный, Бомбей, 1953-: "Nritya Bharati" ("Индийские танцы") - квартальный журн. по театру, Бомбей, 1954; "Natya" ("Сценич. иск-во") - журн. театр. иск-ва, раз в 3 мес., Нью-Дели, 195.-; "Marg", ежеквартальный, Бомбей.

Испания -"Teatro"-ежемесячный, Мадрид, 1952-;

Италия - "Dramma" ("Драма") - репертуарно-теа-тральный ежемесячный журн., Турин, 1925-?"Commedia fiorentina" ("Флорентийская комедия") - ежемесячный, Флоренция, 1927-; "Scenarior ("Сцена") - ежемесячный журн. драмы, балета, театра, музыки, цирка, Милан, 1932-;

"?Rivista italiano del dramma" ("Итальянский драматич. журн.") - двухнедельный, Рим, 1937-; "Sipario" "Занавес") - ежемесячный, Милан, 1946 -; "Ridotto"("TeaTpanb-ное фойэ") - ежемесячный, Венеция, 1951-; "Spettacolo" ("Зрелище") - квартальный, Рим, 1951-; "Arena" - театр. журн., раз в 3 мес., Рим, 1953-; "Palcoscenico" ("Сценич. подмостки") - 5 раз в год, Милан, 1954-; "Teatro d'oggi" ("Современный театр"), Рим, 1953-; "Maschere" ("Маска") - ежемесячный, Рим, 1956-; "Rivista di studi teatrali" ("Театральное обозрение") - раз в 3 местгТОшан, 1953-.

Канада - "Teatre Canade" ("Канадский театр") - ежемесячный, Оттава, 1951-.

Китай - "Сицзюй бао" ("Театральный вестник") - ежемесячный, Пекин, 1954-; Аньхой сицзюй Хэфей (Ань-хойский театр [Пекин], 1958; "У да о" ("Танцы") - журн., Пекин; "Цзюйбэнь" ("Пьесы") - журн., Пекин, 1959-.

Куба - "Revista nacional de teatro" ("Народный театр"), журн., Гавана, I960-,

Перу - "Escena" ("Сцена") - Лима, 1953- (выходит нерегулярно).

Польша - "Teatr ludowy" ("Народный театр") - ежемесячный журн. по любительскому т-ру и самодеятельным муз. коллективам, Варшава, 1908-; "Teatr",- ежемесячный, Варшава, 1945-; "Dialog"- ежемесячный журн. драматургии, т-ра, кино, радио; Вар1пава, 1956-; "Pamietnik teatralny" ("Дневник театра") - квартальное периодич. издание по истории т-ра и критике, Варшава, 1952-; "Teatr lalek" ("Театр кукол") - квартальный журн., Лодзь, 1950-;

"Listy teatru Polskiego" ("Театральные страницы") - нерегу-лярн., Варшава; "Le theatre en Pologne" ("Театр в Польше")- ежемесячный журн. Польского сектора Междунар. театр. ин-та (с участием ЮНЕСКО), Брюссель, 1959-.

Португалия - "Bulletin d'histoire du theatre portugais" (журн. истории португ. т-ра) - выходит раз в полгода, Лисабон, 1950-.

Румыния - "Scena si ecranul" ("Сцена и экран")- двухнедельный журн., Бухарест; "Teatrul" ("Театр")- ежемесячный журн. Министерства образования и культуры и Союза писателей Румынской Народной Республики, Бухарест, 1956-.

США - "Billboard" ("Афишная доска") - журн. т-ра, ц-ирка, Цинциннати, 1894-; "Cast" ("Труцпа") - еженедельный журн. нью-йоркских т-ров, Нью-Йорк, 1899-; "Variety"

("Варьете") - еженедельный, Нью-Йорк, 1905-; "Theater arts" ("Театральное искусство") - ежемесячный, Нью-Йорк, 1916-; "Dance magazine"-ежемесячный, о хореографич. иск-ве (первонач: "Dance lovers'magazine"), Нью-Йорк, 1923-;

"Shakespeare association bulletin" (Бюллетень Шекспировского об-ва Америки), Нью-Йорк, 1924-; "Stage" ("Сцена")- ежемесячный, Нью-Йорк, 1925-; "Dance" ("Танец") - ежемесячный,Нью-Йорк,1927-; "White tops" ("Белые вышки")- двухнедельный, Эвансвилл, 1928-; "Theater news" ("Новости театра") - еженедельный, Нью-Йорк, 1928-; "Carolina playbook" ("Альманах драматургии и театра") - квартальное издание Ассоциации драматургов и актеров, Нью-Йорк, 1928-36 (с 1936 - приложение к новому журн. "Carolina Stage"-"Театр Каролины"); "Circus scrap book" ("Альбом по цирку"), выходит 1 раз в 3 мес., Нью-Йорк, 1929-;

"Theater Leben" ("Театральная жизнь") - ежемесячный на нем. яз., Нью-Йорк, 1931 -?"Working theater" ("Рабочий театр") - ежемесячный журн. Лиги рабочих т-ров США. Нью-Йорк, 1932-; "Theater Workshop" ("Театральная мастерская") - квартальный театр. и киножурнал, Нью-Йорк, 1936-; "One act play magazine" ("Альманах одноактных пьес") - ежемесячное издание. Бостон, 1937-; "Plays" ("Пьесы") - ежемесячный. Бостон, 1941-.

Т у p ц и я-"Turk tiyatrosu" ("Турецкий театр")-еженедельный, Стамбул, 1951-.

Франция - "Theatre contemporain illustre" ("Современный театр в иллюстрациях")-Париж, 1852-67; "Les annales du theatre et de la musique" ("Ежегодники театра и музыки")-Париж, 1875-1910; "Theatre francais du XIX siecle" ("Французский театр 19 в.") - Париж, 1876-84; "Illustration theatrale" ("Театральная иллюстрация", приложение к универсальному .франц. журн. "L'Ilustration", заголовок менялся: "La petite Illustration - serie theatrale", "La petite Illustration theatrale-nou velie serie"-Париж, 1904-47 (с 1947-"Le monde illustre theatral et litteraire", приложение к журн. "Le monde illustre"); "Rampe" ("Рампа") - двухнедельный журн. театр. программ, Париж,1915-; "Bon repertoire" ("Хороший репертуар") - двухнедельный театрально-репертуарный журн., Париж, 1921-; "Theatre populaire" ("Народный театр") - раз в 3 мес., Париж, 1953; "Paris theatre", ежемес., Париж, 1947; "Revue d histoire du theatre" ("Историко-театральное обозрение") - раз в 3 мес., Париж, 1948-; "Avant-scene" ("Авансцена")-двухнедельный репертуарно-театр. журн., Париж, 1949-;

"Cirque dans l'Univers" ("Всемирный цирк") - квартальное издание Клуба цирковых деятелей под руководством Анри Тетара, Париж, 1951-; "Dance" ("Танец") - ежемесячный журн., международное обозрение по танцу, Париж,

1954-.

Чехословакия - "Loutkar" ("Кукольник") - ежемесячный журн., Прага, 1915-; "Lidove divadlo" ("Народный театр") - орган чешского общества театр. любителей, Прага, 1920-; "Loutkova Scena" ("Кукольная сцена")журн. теории и практики кукольного т-ра, 10 раз в год, Прага, 1945-; "Divadlo" ("Театр") - журн., выходит 10 раз в год, Прага, 1946-; "Velka opera" ("Большая опера") - журн. новой оперы и сценич. танца, Прага, 1946-; "Sloven ske divadlo" ("Словенский театр") - квартальное издание. Братислава, 1952-; "Narodni divadlo" ("Народный театр")- программа Пражского Нац. т-ра, 30 выпусков в год (аналогичное издание выпускают все крупнейшие т-ры Чехосло' вакии),1924-; "Ochotnicke divadlo" ("Любительский театр")- раз в 2 месяца, Прага, 1956-; "Film a divadlo" ("Фильм и театр"), журн., 24 номера в год, Братислава.

Швейцария "Rythme" ("Ритм") - орган Междунар. объединения преподавателей ритмики по системе Далькроза, Женева, 1916-; "Volksbuhne" ("Народная сцена") - ежемесячный журн. Центрального объединения швейцарских драматдч. обществ. Люцерн- Цюрих, 1923-; "Le mois theatral" ("Театральный месяц")-ежемесячный, Женева, 1935-;

Schweizerische Teaterzeitung" ("Швейцарская театр. газе та") -ежемесячный, Эльг, 1946-.

Швеция - "Teatern" ("Театр") - журн. театр. иск-ва, музыки и кино, выходит нерегулярно, Стокгольм, 1934-;

"Scen och salong" ("Сцена и зрительный зал")- театр. и киножурнал, Стокгольм, 1916-.

Югославия - "Scena" ("Сцена") - квартальный журн. зрелищ, Загреб, 1950-; "Teatar" ("Театр")-двухнедельный журн., Загреб, 1955-.

Я п о н и я - "Engel gwaho" - ежемесячный журн., Токио, 1907; "Play" ("Зрелище") - журн. заголовок - на англ. яз., текст на япон.

Лит.: Иностранная периодика. Систематический указатель, изд. 1954-60, полученных библиотекой им. Ленина, вып. V, М., 1961, с. 340-42; Театр за рубежом. 1. Театр стран нар. демократии, Л. - М., 1958, с. 255-271, 290-93;

British Union-Catalogue of peridoicals..., v. 1-4, L.,

1955-58; Ulrich's periodicals directory..., N. Y., 1932-; Les annales du theatre et de la musique, P., 1875-1910; Repertoire de la presse et des publications periodiques francaises, p., 1958, с. 754-56; Guide to Indian periodicals, Delhi, 1955-56. Аналогичные сводные указатели имеются и по мн. др. странам (Германии, Италии, Латинской Америке и т. д.);

Hugnes fe Roux, Les jeux du cirque et la vie foraine. P., 1884, с. 1-9. A. Аз., А. Шн

ЖУРНЕ (Journet), Марсель (25.VII.1867-5.IX. 1933) - французский артист оперы (бас). Дебютировал на оперной сцене в Безье в 1891. С 1892 выступал в т-ре "Де ла Монне" в Брюсселе. В 1897-1909 - солист т-ра "Ковент-Гарден". В 1900-08 гастролировал на сцене т-ра "Метрополитен-опера", с 1912 - на сцене оперных т-ров Монте-Карло, Парижа ("Гранд-Опера"), Буэнос-Айреса ("Колон"), Чикаго, Барселоны и др. городов мира. С 1922 часто выступал в т-ре "Ла Скала", участвовал в премьерах итал. опер под рук. А. Тосканини ("Нерон" Бойто, 1924, и др.). В 1931 оставил сцену.

Наряду с П. Плансоном и Э. Решке Ж.- один из выдающихся франц. певцов конца 19 - нач. 20 вв. Обладал голосом исключительным по силе, красоте тембра и широте диапазона. Исполнение Ж. отличалось л„гкостью и свободой звуковедения, высоким технич. мастерством, яркой эмоциональностью и артистизмом.

Партии: Лепорелло ("Дон Жуан"), Марсель ("Гугеноты"), Ландграф, Вотан, Сакс ("Тангейзер", "Валькирия", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Вильгельм Телль (о. п. Россини), Мефистофель, Эскамильо; Атанаэль ("Таис" Массне), Тонио ("Паяцы"), Скарпиа ("Тоска"), Голо ("Пел-леас и Мелизанда" Дебюсси). Вс. Т.

ЖУРУЛИ, Георгий Багратович (р. 22.X.1899) - грузинский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Учился в Тбилисском ун-те на исто-рико-филологич. ф-те. Занимался в драм. студии при МХТ под рук. режиссера Мчеделова. До 1932 работал режиссером в рус. т-рах. В 1933 возвратился в Грузию и был назначен художественным рук. Потийского т-ра. В 1934-38 и 1941-45 - режиссер-постановщик Т-ра им. К.Марджанишвили, в 1938-41- Т-ра им. 3. Палиашвили, в 1945-49 - худ. рук. Сухумского т-ра. С 1949 - гл. режиссер Грузинского ТЮЗа. Пост. спектакли: "Иные нынче времена" Ца-гарели, "Сурамская крепость" Мтварадзе, "Из искры" Дадиани, "Ревизор", "Двенадцатая ночь", "Коварство и любовь" и др. Д. Ч.

ЖЮДЙК (Judic) [наст. имя и фам.- Анна Д а-м ь е н (Damiens); 17.VII.1850-15.IV.1911 ] - французская артистка оперетты. Училась в Парижской консерватории. В 1867 дебютировала как эстрадная певица, затем выступала в эстрадном и водевильном жанре в разл. парижских т-рах, в т. ч. "Жимназ", "Гете", "Фоли бержер", в кафе-концерте "Эльдорадо", в про-винц. т-рах. В 1872 по приглашению Ж. Оффенбаха выступила в оперетте на сцене т-ра "Буфф-Паризьен", после чего с успехом гастролировала в городах Европы (неоднократно в Петербурге с 1875).

В творчестве Ж. актерское иск-во франц. оперетты достигло своей вершины. Яркое комедийное дарование, грациозный жест, точная мимика сочетались в игре Ж. с богатой - от колоратуры до муз. говорка - вок. интерпретацией образа. Создала новый жанр театрализованной эстрадной песни (chanson de geste), позже развитый певицей И. Гилъбер.

Роли: Елена, Кунигунда, Герцогиня ("Прекрасная Елена", "Король-морковь", "Герцогиня Геролыптейнская" Оффенбаха), Нитуш ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Мальда ("Серебряный кубок" Вассера) и др.

Лит.: Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937.

ЖЮЛЬЕН (Jullien), Адольф (1.VI.1845-30.VIII. 1932) - французский музыковед. Впервые выступил в печати в 1869. Работал муз. критиком в разл. парижских газетах, пропагандировал творчество Вебера, Шумана, а также Вагнера, Берлиоза, к-рым посвятил капитальные монографии; написал ряд работ о совр. композиторах: "Музыканты наших дней" (2 тт., 1892 и 1894), "Музыканты вчера и сегодня" (1910). Особую ценность представляют его исследования по истории франц. т-ра.

Соч.: L'opera en 1788, Р., 1873; Histoire du theatre de m-me de Pompadour..., P., 1874; Les spectateurs sur le theatre, P., 1875; L'eglise et l'opera en 1735, P., 1877; La cour et l'opera sous Louis XVI; Marie-Antoinette et Sacchini, Salieri, Favart et Gluck, P., 1878; La comedie et la galanterie au XVIII siecle. P., 1879; Histoire du costume au theatre. P., 1880; L'opera secret au XVIII siecle. 1770-1790, P., 1880;

La comedie a la cour de Louis XVI, P., 1883.

Лит.: Delhasse F., Ecrivains francais. A. Jullien, P., 1884.

"ЗА КРАСНЫЙ ПЕТРОГРАД" ("I 9 1 9 год")- муз.-драматическая хроника А. Гладко веко го и Е. Пруссака" либр. В. Лебедева. Первая сов. опера. Пост. 24 апр. 1925, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, реж. Петров, худ. Арапов; Железнов - Куклин, Даша - Максакова, мать - Николаева, Вася - Засецкий, Сермя-гин -Генари, Офицер - Кисел„в, Комитетчик - Шаронов, Пузанов - Волгин, Комиссар - Серебровский, Унтер-офицер - Фомин, Квартирная хозяйка - Обидейко, Организатор коллектива - Курганов, 1-й красный - Григорович). Н. Гр.

"ЗА ТЕХ, КТО В МОРЕ!" - пьеса в 3 д. 7 к. Б. А. Лаврен„ва. Соч. 1945. Пост. 8 мая 1946 в Ленингр. т-ре им. Пушкина (реж. Музиль, худ. Босулаев, комп. Дзержинский, Максимов - Меркурьев, Боровский - Киреев, Крю-гер. Харитонов - Жуковский, Лишев - Адашевский, Буд-ков - Воронов, Клобуков - Вальяно, Шабунина - Инютина, Горелова - Парамонова, Рекало - Борисов, Харитонова - Александровская). В Москве пост.: в 1947 Т-р им. Ленинского комсомола (реж. Берсенев, худ. Татлин, комп. В. Ширинский, Максимов - Петроченко, Боровский - Кар-нович-Валуа, Харитонов - Всеволодов, Лишев - Шаров, Будков - Вершинин, Клобуков -Пелевин, Шабунина - Фадеева, Горелова-Окуневская, Рекало-Иванов),Малый т-р (1947; реж. Зубов, Цыганков, худ. Пименов, Максимов - Анненков, Боровский - Цар„в, Харитонов - Жаров, Лишев - Рыжов, Будков - Зражевский, Клобуков - Оле-нев, Шабунина - Зеркалова, Горелова - Гоголева, Рекало-Афанасьев), ЦТСА (1947; реж. Тункель, худ. Федотов, Максимов - Сегал, Боровский - Майоров, Харитонов - Хохлов, Клобуков - Попов, Шабунина - Солда-това, Горелова - Добржанская, Рекало - Зельдин). В 1946-47 пьесу пост. также: Волгоградский т-р (1946; реж. В. Иванов; Максимов - Синицын, Боровский - Кра-совский, Горелова - Е. Евгеньева); Куйбышевский т-р (1946; реж. Е. Дзиган; Максимов - Бурэ, Боровский-В. Кузнецов); Художественный т-р Латв. ССР(1946; реж. Смиль-гис, Эртнер, худ. Вилке; Максимов - Крейцум, Боровский- Зиле); Одесский т-р (1946; реж. Соломарский; Максимов - П. Михайлов, Харитонов - Ляров); Т-р им. Камала (1946; реж. Уразиков, Халимжанов, Максимов - Камал III, Боровский - Гильманов); Ростовский-на-Дону т-р (1946; реж. Ле-вантовский; Максимов - А. Никитин, Боровский - В. Молчанов); Горьковский т-р (1947; реж. Асеев, худ. Гера-сименко; Максимов-Буйный, Боровский - Костин); Свердловский т-р (1947; реж. Брилль; Максимов - Ильин, Боровский - Б. Молчанов); Т-р им. Я. Купалы (1947; реж. Литвинов, худ. Дмитриев; Максимов - Рахленко, Боровский- Кудрявцев, Харитонов - Глебов, Шабунина - Жданович, Горелова - Галина, Харитонова - Ржецкая); Саратовский т-р (1947; реж. А. Ефремов, Максимов - Бржевский, Боровский - Сальников); Т-р им. М. Заньковецкой (1947; реж. Романицкий, худ. Борисовец, Максимов - Данчен-ко, Боровский - Лисненко); Воронежский т-р (1947; реж. Энгелькрон, Максимов - Папов, Боровский - Паль-мин); Т-р им. Хамзы (1947; реж. Гинзбург, Максимов - Бур-ханов, Боровский - Рахимов, Шабунина - Ишантураева);

Харьковский рус. т-р (1947; реж. Крамов); т-р "Красный факел" (реж. Редлих); т-р Балтфлота (реж. Пергамент). Среди др. т-ров, ставивших в разные годы пьесу Лаврен„ва:

Туркменский (Ашхабад), Александровский на Сахалине, Иркутский, Ивановский, Ижевский, Костромской, Красноярский, Курский, Мариупольский, Финский драматич. т-р (реж. Туорила); Рыбинский, Самаркандский, Смоленский, Тамбовский, Тюменский, Фрунзенский, Якутский.

Пьеса перев. на яз.: арм. (С. Паязат), латыш. (Б. Гревинь), литов. (А. Брикиус), тат. (Б. Гизатуллин и М. Ильдар), туркм. (К. Бурунов), укр. (Е. Старинкевич) и др. В 1949 была пост. Народным т-ром в Софии; в 1952-в Ченстохове (Польша) и др.

Издания: Первая публикация пьесы - "Звезда", Л., 1945, .ј 12; под назв. "Дальняя дорога", пьеса в 4 д., 9 к. М.-Л., 1946; из последующих изд. -Лаврен„в Б Пьесы, М.. 1954.

Лит.: "За тех, кто в море!". Материалы к постановка пьесы Б. Лавренева, М., 1946. Щц

"ЗА ЧЕМ ПОЙДЕШЬ, ТО И НАЙДЕШЬ" ("Ж е нитьба Бальзаминов а")- картины московской жизни А. Н. Островского (последняя часть трилогии' первая - "Праздничный сон - до обеда", вторая- "Свои со'-баки грызутся, чужая не приставай!"). Соч. 1861. Пост. 1 янв 1863, Александрийский т-р (Бальзаминова - Линская, Бальзаминов - П. Васильев, Красавина - Воронова, Матр„на - Рамазанова, Чебаков-П. Степанов, Белотелова-Васильева 2-я, Раиса - Натарова); 14 янв. 1863 в Малом т-ре (Бальзаминова - Рыкалова, Бальзаминов - Рассказов, Красавина - Акимова, Матр„на - Таланова, Чебаков - Дмитревский, Белотелова -Колпакова, Анфиса - В. Бороздина, Раиса - Колосова). В дальнейшем пьеса неоднократно ставилась и возобновлялась на сценах Москвы, Петербурга и в провинции. Среди исполнителей: С. Васильев, В. Давыдов, И. Дуван-Торцов, Н. Музиль, Н. Яковлев (Бальзаминов), Стрельская, Красовская, О. Садовская (Красавина), Левкеева. Медведева, Никулина-Косицкая, Шаровьева (Б е-лотелова) и др.

На сов. сцене: Т-р им. Сафонова, Москва (1925), студия Малого т-ра (реж. Каверин) (1926; под назв. "Похождения Бальзаминова", в спектакле объединены все части трилогии), Ленингр. т-р драмы (1934), Свердловский т-р (1943), Центр. т-р транспорта, Москва (1944), Чувашский т-р, Чебоксары (1946), Петрозаводский т-р (1947), Елецкий т-р (1947), Одесский т-р Советской Армии (1948), Иркутский ТЮЗ, Ярославский т-р, Таганрогский т-р (1949), Т-р им. Янки Купалы и Лиепайский т-р (1951), Т-р им. Кингисеппа (1953), Кировский т-р (1954), Брестский т-р (1957), Ленингр. драм. т-р (1958), Тульский т-р (1960) и др.

Издания: Первая публикация пьесы -журн. "Время", 1861, ј 9; из последующих изд.- Островский А.Н., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1896; Островский А. П., Полное собр. соч. в 10 тт., т. 2, М., 1959. А. Шн.

"ЗАБАВНОЕ ВАРЬЕТЕ", "Варьете а м ю-з а н т" (Variete Amusante) - парижские театры, существовавшие в 1778-1816. 1) Основан в 1778 ярмарочным актером Л. Леклюзом на Сен-Лоранской ярмарке. Т-р прош„л путь развития от ярмарочного балагана к стационарному т-ру; от репертуара, в к-рый входили пантомимы, дивертисменты, пьесы т. н. пуассардского жанра, - к лит. пьесам. Представления постепенно теряли буффонный характер, в них проникало сатирич. начало, они приобретали морально-дидактич. просветительскую направленность. Наряду с т-рами "Великие танцоры короля" и "Амбигю комик" "З. в." способствовало укреплению демократич. тенденций в театр. иск-ве. В конце 80-х гг. 18 в. здесь шли 3-актные комедии в стихах А. Ж. Дюманьяна, Ш. А. Г. Пиго-Лебрена, Ж. М. Колло д'Эрбуа и др. "З. в." прославил актер М. Ф. Воланж, создавший образ наивного, обманутого простачка Жано. Среди др. известных актеров "З. в." - Ж. Ф. Болье, Добиньи, Ф. Бордье. Т-р "З. в." работал в разл. помещениях - на Сен-Лоранской и Сен-Жерменской ярмарках, на ул. Бонди, на бульварах Сен-Мартен и Тампль, в Пале-Рояле. В конце 1789 антрепрен„ры Гайар и Дор-фейль переименовали его в т-р "ПалеРояль". 2) Открыт на Сен-Жерменской ярмарке 3 февр. 1791, вскоре после опубликования Декрета о свободе т-ров. Сначала наз. "Комич. и лирич. Варьете", затем, когда в т-р вступил талантливый итал. актер А. Лаццари,- "Т-р гражданина Лаццари", позднее - "Французский и Итальянский театр", "Французский театр бульваров" и т. д. Покинув ярмарку и переведя свою труппу на бульвар Тампль, Лаццари открыл 24 марта 1793 новый т-р под назв. "З. в.". Используя права, данные революц. Декретом о свободе т-ров, Лаццари ставил комедии Мольера, Ж. Ф. Реньяра, Ф. Н. Де-туша, Вольтера, Л. С. Мерсье, муз. драму "Пигмалион" Ж.Ж. Руссо и др., а также пьесы революционного репертуара: "Дворяне в деревне" - опера-водевиль А. Э. М. Гретри (1793), "Друг народа, или Смерть Марата" (1793), "Свобода негров" (1794) Г. Сент-Амана и др. После падения якобинской диктатуры в "З. в." ставились антиякобинские пьесы: "Деспотизм и свобода" (1794) и "Якобинцы в аду" Шосье и др., а также водевили, пантомимы, мелодрамы. 31 мая 1798 пожар уничтожил здание театра.

Под названием "З. в." существовали также 2 т-ра на бульваре Тампль в 1803-04 и 1815-16.

Лит.: В r a z i e г N., Histoire des petits theatres de Paris depuis leur origines, v. 2, P., 1838; De Manne A. E., Menetrier G., Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet, Lyon, 1869; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, M., 1939, с. 268; L e-c o m t e L. H., Histoire des theatres de Paris. Les varietes amusantes, P., 1908. E. Ф.

ЗАВЕЛ (наст. имя и фам.- Мариам Давыдовна С а х а в я н; 1858-1926) - армянская актриса. Сценич. деятельность начала в 1879, была партн„ршей выдающихся арм. актеров П. Адамяна, Си-рануйш, О. Абеляна. Играла в труппе арм. драм. об-ва в Тифлисе, часто выступала в арм. нар. т-рах, много гастролировала. 3. преимущественно комедийная и характерная актриса; роли: Согомэ ("Дядя Багда-сар" Пароняна), Шушан ("Злой дух" Ширванзаде), Кукушкина ("Доходное место"), Анна Андреевна ("Ревизор"), Гертруда ("Гамлет"). В 1921 в Тифлисе был отмечен 40-летний юбилей е„ сценической деятельности. С. Мел.

ЗАВЕЛА (по мужу - Врубель), Надежда Ивановна [20.III (l.IV). 1868-21.VI (4.VII).1913] - русская артистка оперы (колоратурное сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию по классу Н.А.Ирецкой. Брала уроки пения уМ. Маркези в Париже. Впервые выступила на оперной сцене в сезоне 1893-94 в Киеве. в труппе И. Я. Сетова. В сезонах 1894-95 выступала в Тифлисе, 1895-96 - в Петерб. частной опере, в 1896- 1897- в оперном т-ре в Харькове. Расцвет творческой деятельности 3. связан с е„ выступлениями в 1897-1904 на сцене Моск. частной оперы Мамонтова. В 1904-11 3. - солистка Мариинского т-ра.

Получила широкую известность как исполнительница главных партий в операх Н. А. Римского-Корсакова- Марфа; Волхова ("Садко"), Снегурочка; Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане"), Царевна ("Кащей бессмертный") и др. Композитор высоко ценил дарование 3.; партию Марфы он написал в расч„те на е„ муз.-сценич. и вок. данные (нежно-свирельное колоратурное сопрано) и посвятил ей несколько своих лучших романсов. Искусство 3. отличалось большой эмоциональной правдивостью и тонкостью выражения. Е„ сдержанная и проникновенная игра чутко отражала все оттенки музыки. 3. была выдающейся камерной певицей. Облик 3. запечатлен в портретах, написанных художником М. А. Врубелем (с 1896 - е„ муж).

Партии: Горислава ("Руслан и Людмила"), Татьяна;

Тамара; Недда ("Паяцы"), Миньон (о. п. Тома), Маргарита, Джульетта ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Гретель ("Гензель и Гретель" Гумпердинка,1-я пост. в-России), Мария ("Мазепа"), Эльза, Елизавета ("Лоэнгрин", "Тангейзер"), Дездемона ("Отелло"), Маша ("Дубровский"), Виолетта, Микаэ-ла и др.

Лит.: Ф [индейзен] Ник., Современные артисты. Над. Ив. Забела, "Рус. муз. газ.", 1900, ј 4; P и м с к и й-Корсаков Н.А., Летопись моей музыкальной жизни, 7 изд., М., 1955; P и м с к и и -К о p с а к о в А. Н., Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество, вып. 4, М., 1937. с. 117-23, 153-70; Янковский М., Н. И. Забела М.- Л., 1953.

ЗАБЛОЦКИЙ (Zabiocki), Францишек (2.1.1750- 10.IX.1821) - польский поэт и драматург. Окончил школу пиаристов. Лит. деятельность начал в 1774, напечатав отрывок перевода "Мизантропа" Мольера. С 1779 переводил и переделывал пьесы Мольера, Бомарше, Дидро и др. 3. был одним из первых польск. комедиографов. Выражая идеи Просвещения, он высмеивал в своих комедиях - "Суеверный" (1781), "Ухаживания Фирцика" (1781), "Сарматизм" (1785)-нравы шляхетской среды - консерватизм, невежество, родовую спесь, галломанию. Написанные стихами, с соблюдением "тр„х единств", пьесы 3. отличаются в то же время живостью характеристик, языка, остроумием и юмором. Пьесы 3. ставились т-ром "Народовы" (Варшава). В 1795 3. уехал в Рим (тяжело перенеся подавление восстания Костюшко) и принял там духовный сан. В 1811 вернулся в Польшу.

С о ч.: Dziela, t. 1-2. Warsz., 1877.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 756-60; G a w al e w i с z M., Pranciszek Zabtocki, Krakow, 1894; C h i m e l-o w s k i Р., Nasza literatura dramatyczna, Petersburg, 1898. Б. Рос.

ЗАБОРСКИЙ (Zaborsky), Вилем (р. 9.X.1920) -чехословацкий актер. По национальности словак. В 1938 был принят в труппу Словацкого нац. т-ра. Выступая в т-ре, одновременно учился в Братиславской консерватории на драматич. отделении (прош„л за один год двухгодичный курс), а в 1938-42в Братиславском ун-те на философском отделении. Сценич. иск-во 3. характеризуется ярким, открытым темпераментом, строгим отбором изобразительных средств. Роли: профессор Зон-ненбрук ("Немцы" Кручковского), Чацкий; Захар Бардин ("Враги"), Бенеш из Вайтмила ("Кровавый суд" Тыла), Галилео Галилей ("Жизнь Галилея" Брехта), Эдди ("Вид с моста" Миллера), Мариан ("Полуночная месса" Карваша), Боркин ("Иванов" Чехова). 3.- один из лучших мастеров художеств. слова ЧССР; выступает на эстраде. С 1944 - преподаватель сценической речи в Братиславском театр. ин-те. Лауреат Гос. пр. (1953). ' Л. Сол.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница