Наши партнеры

система звукоусиления
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/kaluga/ в компании РексРент.
Вологодский Магазин одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 171)


ЗАБРОДИН, Иван Степанович [р. 21.11(5.111). 1908] - русский советский режиссер. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил 1-ю театр. мастерскую Пролеткульта в Москве (педагоги: Л. М. Крицберг, С. А. Мартинсон, В. В. Люце). В 1929-36 был актером и режиссером в т-рах Зап. Сибири. В 1936-48 3. руководил Горно-алтайским т-ром, созданным на базе основанной им студии. Пост.: "Чейнеш" (1939) и "Оролор" (1939) Кучияка, "Темир Санаа" Енгинова (1941), "Юч-кыс" Улагашеваи Кучияка (1941), "Гроза" (1938), "Васса Железнова" (1944), "Мещане" (1946), "Русский вопрос" (1948) и др. В 1952-56 работал в т-рах Кузбасса и Казахстана. В 1950-52 и с 1956 - реж. Тувинского театра; пост. "Ревизор" (1951), "Человек с ружь„м" (1957), "Разлом" (1956) и др. А. Ив.

ЗАВАДСКИЙ, Юрий Александрович [р. 30.VI (A2VII). 1894, Москва-русский советский режиссер, наДт„р, педагог, театральный деятель. Нар. арт. СССР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Род. в дворянской семье. Учился в Моск. ун-те; в 1915 поступил в Студию Е. Б. Вахтангова, где был сначала художником, затем актером и режиссером. В 1924-31 - актер МХАТа. В 1924 основал студию, реорганизованную в 1927 в Театр-студию под рук. Завадского (см. Завадского студия). В 1932-35-худ. рук. Центр, т-ра Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского т-ра им. Горького. С 1940 - гл. режиссер Московского т-ра им. Моссовета. Вед„т педагогич. работу в ГИТИСе (с 1940). С 1947-профессор. Гос. пр. СССР (1946, 1951).

Создав первые роли - Антоний ("Чудо св. Антония" Метерлинка, 1916), Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1922) - под руководством Вахтангова, 3. воспринял от него стремление к изящной театр. форме, праздничности, л„гкости сце-нич. представления. Работа под рук. Станиславского в МХАТе над ролями Чацкого (1925), Графа Альмавивы ("Женитьба Фигаро", 1927), Трубецкого ("Николай 1и декабристы" А, Р. Кугеля, 1926) открыла перед 3. неисчерпаемые возможности, определила стремление к глубокому анализу душевной жизни человека. В годы работы в Театре-студии порой театр. форма постановок становилась для 3., увлеч„нному театр. "игрой", самоцелью ("Волки и овцы"; "Школа неплательщиков" Вернея и др.). Искусство 3. достигло зрелости к сер. 30-х гг., когда выявились лучшие черты его творчества - лиризм, рождающийся в результате проникновенного раскрытия характеров современников, оптимизм восприятия жизни художником. Героическое, великое раскрывалось им как задушевное, органически присущее каждому человеку -спектакли "Мстислав Удалой" Прута (1932), "Гибель эскадры" (1934), пост. в ЦТКА; "Машенька" (1941), "Нашествие" (1943); "Встреча в темноте" Кнорре (1944), "Бранденбургские ворота" Светлова (1946), пост. в Т-ре им. Моссовета. 3. вписал яркую страницу в сценич. историю комедий Гольдони ("Трактирщица", 1940, "Забавный случай", 1942) и Шекспира ("Укрощение строптивой", 1938, "Виндзорские насмешницы", 1957), утверждая при пост. этих спектаклей принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральной игры.

Опытный режиссер-педагог, 3. воспитал ряд выдающихся актеров - В. П. Марецкую, Н. Д. Мордвинова, О. Н. Абдулова, Р. Я. Плятта и др., создал актерскую школу, особенностями к-рой являются л„гкость перевоплощения, широкий диапазон творчества-от остродраматических трагедийных ролей до фарсовых, буффонных. Увлекаясь живописью (3. нередко выступал в ранние годы художником своих спектаклей), 3. всегда уделяет большое внимание внешнему облику спектакля, являясь сторонником поэтич., изящного образа постановки. Среди спектаклей, пост. 3. в 40-е гг., - "Отелло" (1945), "Госпожа министерша" Нушича (1946).

Среди лучших спектаклей, поставленных 3. во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг.: "Дали неоглядные" (1957) и "Летом небо высокое" (1960) Вирты, "Битва в пути" по Николаевой (1958), "Антей" Зарудного (1961). Эти спектакли свидетельствуют о дальнейшем развитии 3. принципов лирич., светлого воспроизведения совр. действительности.

Соч.: Из опыта режиссера, в сб.: Работа режиссера над советской пьесой, М.-Л., 1950; Работа режиссера с художником и композитором, в кн.: режиссер в советском театре, М.-Л., 1940; Композиция сценического пространства, в сб.:

Театральный альманах, кн. 2 (4), M., 1946.

Лит.: Образцова А. Г., режиссерское творчество Ю. А. Завадского. Автореф. дисс., М., 1951; Незнамов М., Творческий путь театра, [Ростов-на-Дону], 1939. А. О.

ЗАВАДСКОГО СТУДИЯ - театральная студия, существовавшая в Москве в 1924-36. Организована Ю. А. Завадским. Возникла, как и ряд других молодых театр. коллективов, на волне студийного движения 20-х гг. "Нам казалось тогда, -писал Завадский,- что новое слово в искусстве может и должен сказать молодой театр. который возьмет от MX AT его мудрость и глубину, от Вахтангова - зоркость, страстность, экспериментаторский жар и вечную неудовлетворенность, а также вкус к театру, отвергающему дурную театральность и жадному к театральности подлинной". Несмотря на искреннее стремление к новаторскому выражению современности, студия порой приходила к формальному пониманию своих задач. 1924- 1?27- период уч„бы, в эти годы подготовлен первый спектакль - изящная иронич. комедия Мюссе "Любовью не шутят". Педагогич. работу в студии, кроме Завадского, вели актеры и режиссеры MX АТа и Т-ра им. Вахтангова - Н. П. Хмел„в, Е. С. Телешова, Н. С. Соколова, А. А. Орочко и др. В 1927 студия была реорганизована в Театр-студию под рук. Ю. А. Завадского. Т-р открылся спектаклем "Простая вещь" по Лаврен„ву (пост. Ю. А. Завадского, Н. П. Хмел„ва и Б. А. Мордвинова). В дальнейшем основу репертуара Театра-студии составили русские классич. и зарубежные произв. - "Компас, или Деловой человек" ("Делец") Газенклевера (1928), "Мо„!" ("Вольпоне") Бена Джонсона (1932), "Ученик дьявола" Шоу (1933), "Волки и овцы" Островского (1934), "Школа неплательщиков" Вернея (1935) и др. Находясь под воздействием творческих экспериментов Вахтангова, Завадский переносил из спектакля в спектакль при„мы сценич. гротеска и иронии. Вольно обращаясь с текстом, меняя место и время действия, трансформируя характеры, т-р то добивался яркого и свежего прочтения классики, то попадал в плен ложно понимаемого новаторства. Завадский слыл в эти годы "большим мастером маленьких вещей", творцом "изысканных сценических миниатюр" и "безделушек" (наиболее удачно из совр. пьес была поставлена трагедия в стихах Л. Первомайского "Ваграмова ночь", 1935). В работе с молод„жью он пропагандировал систему Станиславского, добивался психологической тонкости и правды в сценической трактовке образов, требовал виртуозного перевоплощения.

Работа в Театре-студии явилась серьёзной школой для молодых актеров и режиссеров - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я. Плятта, О. Н. Абдулова, Д. П. Фивейского, И. С. Вульф, М. П. Чистякова, А. П. Алексеевой, Ю. А. Шмыткина, Н. И. Бродского и др. В 1936 студия была направлена в Ростов, составив основу труппы Ростовского т-ра им. Горького.

Лит.: Бояджиев Г. Н., Студийные театры, в кн.:

Очерки истории рус. сов. драматич. театра, т. l, M., 1954 (гл. 10 и 11). А. О. 3ABATTA (Zavatta), Ашиль (р. 6.V.1915) - французский цирковой артист; клоун. Впервые выступил в цирке своего отца в 1921. Был акробатом-гимнастом, жонгл„ром, дрессировщиком львов. В 1932 дебютировал в цирке Ранси (г. Лимож) как соло-клоун. В 1933-55 работал в Зимнем цирке в Париже. 3. включал в свои выступления пантомимно-акробатические сценки, в к-рых показывал жизнь простых людей-тружеников. В 1961 гастролировал в Советском Союзе. М. Зон. ЗАВЕЙСКИЙ (Zawieyski), Ежи (р. 1902) - польский писатель и драматург. 3. является членом объ-единения католиков ("Стоважишэне", организовано в 1952), одобряющих социалистич. преобразования Поль ши. В своих драматич. произведениях пропагандирует католическое "всепрощение". Среди пьес 3.: "Возвращение Пшеленцкого"'(1937,т-р " Народ овы", Варшава)- написана во время полемики с драматургом С. Жеромским о путях развития культуры Польши; "Спасение Якуба" (1947, т-р им. Словацкого, Краков), "Любовь Анны" (соч. 1948) - о людях послевоенной Польши; "Сократ" (соч. 1950), "Жалоба Ореста" (соч. 1951)., "Тиртей" (соч. 1955) - о героях античности;

"Совершенный человек", "Песня надежды" - о библейских героях, и др. Герои пьес 3.- чаще всего страдающие, беспомощные, безвольные люди, находящие искупление в страдании, раскаянии и любви к ближнему. Однако в более поздних драмах "Сократ" и "Обоюдоострый меч" (о Томасе Море) прославляется новый герой - человек, тв„рдый духом, умирающий за правду.

Соч.: Ocalenie Jakuba, Warsz., 1947; Rozdroze milosci, "Milosc Anny", [Warsz. J, 1948; Wysoka sciana, Warsz., 1956; Dramaty, [Warsz., 1957 ].

Лит.: Skoluda C., "Lament Orestesa", Zawieyskiego, "Teatr i Film", 1957, ј 12 (22). P. В.

ЗАГАРОВ (наст. фам. - Ф е с с и н г), Александр Леонидович (17.1.1877 - 12.XI.l941) - русский советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1940). В 1898, по окончании драм. отделения'Муз.-драм. уч-ща при Моск. филармонич. об-ве (класс В. И. Немировича-Данченко), вступил в труппу МХТ. Работал здесь до 1906 (с перерывами). Роли: Клещ ("На дне"), Сорин ("Чайка"), Публий и Пиндар ("Юлий Цезарь" Шекспира) и др. режиссерскую деятельность начал в сезоне 1901-02 в Ярославле. Был актером и режиссером в т-рах Тифлиса, Риги, Херсона, Киева. В 1909-10 - гл. режиссер т-ра Корша в Москве. В 1911-16 - актер и режиссер Александрийского т-ра в Петербурге. После Октябрьской революции св. 10 лет работал на Украине, сыграв значит, роль в становлении и развитии укр. сов. т-ра. Возглавлял т-р им. Шевченко в Киеве, Харьковский Краснозавод-ский т-р. Затем актер и режиссер в т-рах Пензы, Владивостока, Хабаровска, Коврова и др. городов. В 1939-41 - в Саратовском ТЮЗе и Саратовском т-ре им. К. Маркса.

Роли: доктор Штокман (о. п. Ибсена), Оргон ("Тартюф"), Егор Булычев; профессор Бородин, Малько ("Страх" и "Дал„кое" Афиногенова). Художник большой культуры, беспокойной творческой мысли, страстный пропагандист учения Станиславского и Неми-ровича-Данченко, 3. был режиссером-педагогом, много работал с актерами. Его лучшие спектакли - "Тартюф", "Женитьба Фигаро", "Враги", "Аристократы", "Егор Булычев и другие", "Бесприданница";

"Беспокойная старость" Рахманова и др. С 1901 3. в„л педагогич. работу (студия С. В. Халютиной, школа МХАТа, студия при т-ре Суходольской, и др.). С 1920- профессор киевского Муз.-драм. ин-та. Среди его учеников - И. Н.Певцов, А. И. Канин, Н. М. Ужвий и мн. др. Выступал в периодич. печати со статьями о т-ре.

Соч.: Мистецтво актора, Кив, 1920.

Лит.: Гладков Н. А., А. Л. Загаров - мастер и человек, Ковров, 1939; "Театральная жизнь", 1959, ј 16, с. 30-31. Юр. 3.

"ЗАГМУК" - трагедия в 5 д. А. Г. Глебова (о восстании рабов в Вавилоне). Пост. 29 дек. 1925 в Малом т-ре (реж. Волконский, худ. Федотов, комп. Книппер; Арад-Эа, он же- Зер-Сибан - П. Садовский, Ильтани - Белевцева, Гоголева, Бель-Наид - Акс„нов. Нингир-Син - Ленин, Нингал-Умми - Пашенная, Мар-Аммурим - Ольховский, Убар-Ир-ситим -Айдаров, Абумильки-Костромской, Уруру-Оленев).

Пьесу ставили также: Т-р им. Руставели (1926; пер. Шан-шиашвили; реж. Ахметели, худ. Гамрекели; Арад-Эа - У. Чхеидзе, Ильтани - Цулукидзе, Нингир-Син - Васад-зе, Нингал-Умми- Чавчавадзе, Мар-Аммурим - Гамбашид-зе, Абумильки - Хорава, Набу-Мушебиль-Жоржолиани, УРУРУ - Кобахидзе); Еврейский т-р, Харьков (1927);

Т-р им. Азизбекова (1929; пер. Ибрагимова; реж. Туганов;

Арад-Эа - Шарифов) и др. По либретто автора комп. А. Крейн написал одноим. оперу (поставлена в Большом т-ре, 1930, реж. Смолич). Пьеса переведена на нем. яз.

Издания: Глебов А., Загмук. Трагедия раннего восстания, 5 д. (7 к.), М., 1926.

Лит.: Предисловие А. В. Луначарского, в кн.: Глебов А., Загмук. Трагедия..., М., 1926. А. Шн.

ЗАГОРСКИЙ, Александр Васильевич [р. 26. VI II (7. IX). 1884] - русский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Сценич. деятельность начал в 1908 в Ярославле. Выступал в провинции как актер и режиссер. С 1921 работала т-рах Астрахани, Тулы, Курска, Ярославля, Калуги, Свердловска, Казани, Киева и др. городов. С 1939 - актер Тбилисского рус. т-ра им. А. С. Грибоедова.

Роли: Берсенев ("Разлом"), Фамусов ("Горе от ума"), Городничий; Прохор ("Васса Железнова"), Ока„мов ("Машенька"), Макаров ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Вершинин ("Три сестры") и др. Е. Ш.

ЗАГОРСКИЙ (Zahorsky), Богуш (р. 15.II.1906) - чехословацкий актер. Засл. арт. ЧССР (1956). Чл. КПЧ с 1946. В 1923-25 учился в Пражской консерватории на драматич. отделении. В 1925-28 принимал участие в создании авангардных театр. трупп ("Художеств. студия", "Современная студия"). В 1928 вместе с Э. Бурианом и И. Гонзлем переехал в Брно и поступил в студию "Дада", к-рая в 1929 влилась в Гос. т-р. В 1931-38 3.-актер Освобожд„нного т-ра (Прага). В 1938-45 выступала различных труппах. Был одним из создателей Реалистич. т-ра в Праге (1945). С 1946 - актер Нац. т-ра (Прага). Вед„т педагогич. работу.

Роли: Чир ("Любовь Яровая"), Ножейчек ("Упрямая женщина" Тыла), пан Вах, Струна ("Августовское воскресенье", "Хрустальная ночь" Грубина), Сорин ("Чайка") и др.

Лит.: Солнцева Л." Чехословацкий театр сегодня, М., 1962 (находится в печати). ' Д, Сол.

ЗАГОРСКИЙ, Иван Аникиевич [14(26).X 1.1858-11(24). VI 11.1904] - украинский актер. Сценич. деят. начал в рус. провинц. труппах. С 1889 - в труппе М. Л. Кропивницкого. В 1900-03-в труппе, возглавлявшейся М. Л. Кропивницким, П. К. Саксаганским и Н. К. Садовским. Наиболее полно талант 3. раскрылся в комич. и бытовых ролях - Шпак ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко), писарь, Павло, Мартын Хондоля, Гордей Поваренке ("По ревизии", "Олеся", "Мироед, или Паук", "Пока солнце взойд„т, роса очи выест" Кропивницкого). Флегматичные, сохраняющие серьёзность в самых комич. положениях герои 3. были воплощены актером с филигранной отточенностью.

Лит.: [Некролог], "Киевская старина", 1904, т. 87, октябрь, [кн. 10], отдел II, с. 34-35. Е. Хл.

ЗАГОРСКИЙ (наст. фам. -Подзикунов), Иван Васильевич (1861-20.IV.1908) - украинский актер. С 14 лет участвовал в любительских спектаклях. В 1879 вступил в рус. труппу Н. Н. Савина (Харьков). В 1880 в труппе Г. Выходцева (Кременчуг) встретился с М. Л. Кропивницким, под руководством к-рого работал до 1888. В 1888-1900-актер труппы Н. К. Садовского. В 1900-07 работал на рус. сцене. В 1907 вернулся в укр. т-р (труппы: О. 3. Суслова, Н. К. Садовского). Мастер ярких эпизодов, 3. славился как комик-буфф. Созданные им образы отличались выразительностью, остротой сценич. рисунка. Роли: Шинкарь ("Наймичка" Карпенко-Каре-го), Шлема, дед пасечник, Хома ("Не суждено", "Крути, да не перекручивай", "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого), Возный ("Наталка-Полтавка" Котля-ревского), Добчинский ("Ревизор"), Бычок ("Мироед, или Паук" Кропивницкого).

Лит.: Садовський М., Пам'яти ?. В. Загорського, "Сяйво", Кив, 1913, .ј 5-6, с. 134. Е. X л.

ЗАГОРСКИЙ, Иван Васильевич [р.22.1(З.П). 1899] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР

(1960). Нар. арт. Тат. АССР (1954). Чл. Коммуни-стич. партии с 1949. В 1920 окончил театр. студию в Ашхабаде. Проф. сценич. деятельность начал в 1921 в Самаркандском т-ре. В 1923-37 играл в т-рах Уфы, Архангельска, Владивостока, Хабаровска, Курска, Омска, Баку, Ярославля и др. городов. С 1938 - в Казанском т-ре.

Роли: Андрей Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва), Васька Пепел ("На дне"), Прохор ("Угрюм-река" по В. Я. Шишкову), Ноздр„в ("М„ртвые души" по Гоголю), Годун ("Разлом"), Кошкин ("Любовь Яровая"), Рыбаков ("Кремл„вские куранты"), Гвоздилин ("Третья патетическая" Погодина) и др. И. И.

ЗАГОРСКИЙ, Михаил Борисович (псевдонимы - Р е й-М ей. Книжник, "М о м у с", М. Ч а р с к и и) [1(13).1.1885- 23.VIII.1951] -русский советский теа' тральный критик и историк т-ра. Лит. деятельность начал в 1904. В 1919-21 заведовал редакцией журн. "Вестник театра". 3. написал св. 2 тыс. статей и рецензий (в периодич. изданиях "Новый зритель", "Жизнь искусства", "Театр", "Советское иск-во" и др.), посв. гл. обр. анализу совр. спектаклей, различным проблемам истории рус. т-ра, критике совр. научно-исследоват. работ по т-ру (цикл статей "Полемич. заметки"). Автор пьес: "Когда просн„тся спящий" (1925, Т-р б. Корша), "На западе .без перемен" (по Ремарку, 1930, ленингр. Большой драм. т-р).

Соч.: Степан Кузнецов. Жизнь и творчество, М.-Л., 1927; Пушкин и театр. М.-Л., 1940; М. М. Тарханов, М.-Л., 1946; Гоголь и театр. М., 192 (сост. и автор коммент.); Щепкин в оценке современной ему критики, "Театр", 1938, .N*a 8 с. 59-67; Полемические заметки, там же, 1939, .ј 7, 1940 ј 1 и ј 7; "Бесприданница" в Моск.т-ре Революции, "Театр" 1941, JVs 2,с.58-65; Крылов-драматург, в кн.: Крылов И.А. Пьесы, М.-Л., 1944, с. 3-31; Шекспир в России, в кн. Шекспировский сборник. 1947, М., [1948 J, с. 57-104; Проблемы театра Йушкина, "Театр", 1949, ј 6, с. 44- 539. С. Г.

ЗАГОСКИН, Михаил Николаевич (14.VII.1789- 23.VI.1852) - русский писатель и драматург. Родился в семье пензенского помещика. Драматургии, деятельность начал в 1814 (одноактная пьеса "Проказница"), В 1815 3. написал пьесу "Комедия против комедии, или Урок волокитам", поддерживающую взгляды А. А. Шаховского и направленную против прогрессивных критиков, близких декабристам. В 1817 издавал журнал "Северный наблюдатель", где выступал как театр. критик, отстаивал эпигонский классицизм, нападал на рус. сатирич. комедию. Считая себя последователем Мольера, 3. заимствовал у него сюжетные ситуации и переводил их "на русские нравы". В лит.- театр. борьбе своего времени 3. занимал консервативную позицию; осмеивал в своих пьесах дворянскую вольнодумствующую молод„жь, нападал на новшества, идеализировал "патриархальный" помещичий быт. Вместе с тем, в его комедиях содержалась критика (хотя и поверхностная) дворянских нравов - мотовства, галломании и др. Злободневность, обилие комедийно-развлекат. положений, а также участие талантливых актеров, прежде всего М. С. Щепкина, создали в сво„ время успех таким пьесам 3., как "Господин Бога-тонов, или Провинциал в столице" (1817), "Богатонов в деревне, или Сюрприз самому себе" (1821), "Благородный театр" (1828) и др.

С конца 20-х гг. 19 в. 3. выступал гл. обр. как автор историч. повестей и романов ("Юрий Милославский, или Русские в 1612 году" и др.). На сюжеты его произведений "Пан Твардовский", "Аскольдова могила", "Тоска по родине" создал свои романтич. оперы композитор А. Н. Верстовский. В 1831-42 3. возглавлял Дирекцию моек. императорских т-ров. Соч.: Сочинения, т. VI и VII, М., 1889. Лит.: [А к с а к о в С. Т.], Биография М. Н. Загоскина, Соч. С. Аксакова, М., 1853; История русской литературы, T.V, М.- Л., 1941; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматич. театра, М.-Л., 1948; его же. Русский драматический театр XIX века, т. 1, Л.-М., 1957. Т. Р.

ЗАГУРСКАЯ, Галина Николаевна (р. 27.IV.1905)- русская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1944).

Окончила Иркутское балетное уч-ще. Сценич. деятельность начала в 1921 как артистка балета в Иркутском т-ре. В 1926 дебютировала на сцене Ярославского т-ра как драм. актриса. Затем играла в драм. т-рах Владивостока, Иркутска и др. городов. С 1937- в труппе Ташкентского т-ра. Для творчества 3. характерны психологич. глубина, темперамент, выразит. пластика, мастерство сценич. речи.

Роли: Лида ("Платон Кречет"), Панова ("Любовь Яровая"), Валя ("Русские люди"), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Анна Каренина (по о. п. Л. Н. Толстого), Катюша Маслова (по "Воскресению" Л. Н. Толстого), Ирина ("Три сестры"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Фйлумена Мартурано (о. п. Де Филиппе), Евгения ("На бойком месте"), Елена ("Мещане"), Татьяна ("Враги"), Кручинина; Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Хозяйка ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Майсара ("Проделки Майсары" Хамэы). Д. Ав.

ЗАГУРСКИЙ, Борис Иванович [р. 26.VII(8.VIII). 1901] - русский советский музыковед и театральный деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Член Коммунистич. партии с 1919. В 1929 окончил Ленингр. консерваторию. В 1929-49 занимался педагогич., научной, административной деятельностью в области т-ра. С 1949 3.- директор Ленингр. Малого оперного т-ра.

Соч.: М. И. Глинка, Л., 1949; Советские оперы и балеты на сцене Малого оперного театра, Л., 1961; перевод с нем. и вступ. статья 3. к книге Я. Штелина, Музыка и балет в России XVIII века, Л., 1935, и др.

ЗАДОР (Zador), Ен„ (р. 5. XI. 1894) - венгерский композитор, педагог. Доктор философии (1921).Музы' ке обучался в Венской консерватории и в Лейпциге. В 1915-20 выступал как муз. критик. В 1922-39 преподавал композицию в Новой консерватории в Вене. С 1939 жив„т в США. 3. принадлежат оперы'. "Диана" (1923), "М„ртвый остров" (1928), "Рембрандт" (1930), "Азра" (1936) (все пост. в Будапештском оперном т-ре) и др., балет-пантомима "Робот" (1934, Брауншвейг), фп., вок. и др. соч.

Лит.: SzabolcsiB., А magyar zenstortenet ke-zikonyve, Bdp., 1955; Е os z е R., Az opera utja, Bdp., 1960. Н. Дубр.

ЗАЙКИН, Иван Михайлович (5. XI. 1880-1949) - русский борец, артист цирка. Род. в бедной крестьянской семье, работал грузчиком. В 1902 начал заниматься тяж„лой атлетикой. В 1904 был победителем Всеросс. соревнований по поднятию тяжестей. При' нимал участие в чемпионатах борьбы в России и за рубежом. В 1908 занял 2-е место в международном чемпионате в Париже (1-е - И. Поддубный). Увл„кшись авиацией, 3. в 1910 окончил во Франции л„тную школу и несколько месяцев гастролировал по рус. городам, демонстрируя пол„ты. В 1920 эмигрировал за границу, выступал как атлет и борец в Японии, США, Франции, Италии и Румынии. С 1940 жил в СССР .(в Кишин„ве). Б. К.

ЗАЙМОВ, Халик Шакирович [р. 31.Х(13.Х1). 1914] - башкирский советский композитор. Чл Коммунистич. партии с 1943. Работал музыкантом в Башк. т-ре драмы. В 1952 окончил Моск. консерваторию по классу проф. А. Н. Александрова. Написал совм. с А. Спадавеккиа оперу "Ак бузат" ("Белый конь") по мотивам нар. сказаний (1942, Башк. т-р оперы и балета, Уфа, новая ред., 1955). Совм. с А. Чугае-вым написал балет "Галима" на сюжет романа башк. писателя М. Гафури "Опозоренные" (1962). Автор мн. муз. произведений в др. жанрах.

Лит.: Лебединский Л., Композиторы Башкирии, М., 1955, с. 27-30. Д. Ив.

ЗАЙЦ (Zajc), Иван (3.VIII.1832-16.XII.1914) - хорватский композитор и дириж„р. Основатель Хорватского оперного т-ра в Загребе (1870). Муз. образование получил в Миланской консерватории (1849-55). В 1862-70 жил в Вене, где написал свою первую оперу "Тиролька" и др., а также ряд оперетт, завоевавших широкую популярность, в т. ч. "Парни, на палубу!", "Фитцли-Путцли", "Лаццарони из Неаполя", "Боснийская гадалка" и др. (все пост. в Вене), "Никола Шу-бич-Зринский" (1876) и др.

ЗАЙЦЕВ, Борис Константинович [р. 29.1(10.11). 1881] - русский писатель и драматург. Лит. деятельность начал в 1901. Автор лирич. рассказов, повестей, драм: произв. из жизни провинц. дворянства и интеллигенции. Написал пьесы: "Верность" (1909, Петерб. Новый драм. т-р), "Ариадна" (1916, Т-р Корша) и др. В 1914 в Студенческой драм. студии Е. Б. Вахтангова была пост. пьеса 3. "Усадьба Ла-гиных". В 1922 3. эмигрировал за границу.

С о ч.: Собр. соч., т. 3 и 6, П.-М., 1922-23. Лит.: Кармин С., О пьесах беллетристов, "Рампа и жизнь", 1915, ј 46, с. 5-6. С. Г.

ЗАЙЦЕВ (Т а л-М а р з а), Георгий Васильевич (27. XI. 1895-8. XII. 1921) - чувашский советский писатель, драматург, актер и режиссер. Один из основателей чувашской советской драматургии. В 1909- 1914 учился в Симбирской чувашской учительской школе, с 1916 был учителем. В 1917 поступил в Северо-восточный археолого-этнографич. ин-т (Казань). Одновременно (с 1919) стал выступать на сцене Чуваш, передвижного т-ра в Казани, с 1920 играл в чуваш, труппе при политотделе Запасной армии. Роли: Ванюк (в собств. пьесе "Кто виноват?"), Потап Максимович ("В лесах" по Мельникову-Печерскому), Ахов ("Не вс„ коту масленица" Островского), Судья ("На суде" Павлова). 3. написал пьесы "Кто виноват?", "Вина сильных", "Ухатер", к-рые были пост. Чуваш. т-ром в Казани, трагедию "Сильби" (опубликована в чуваш, журн. "Заря" в 1927). В пьесе "Заря новой жизни" 3. отразил события первых лет после Октябрьской революции. Перев„л на чуваш, яз.: "Проделки Ска-пена", "Разбойники"; "Горькая судьбина" Писемского, "Королевский брадобрей" Луначарского и др. А.Ив.

ЗАЙЦЕВ, Иван Афиногенович (1863-1936) - рув-ский советский артист кукольного т-ра. Засл. арт. РСФСР (1935). В 1870 был танцором в цирке Гинне в Москве, где его отец служил наездником и бутафором. Затем выступал в цкоках как акробат, шпагоглотатель, чревовещатель. С 90-х гг. начал демонстрировать в балаганах представления марионеток ("Цирк"), а на сельских площадях и городских дворах представления театра Петрушки. В представлении "О Петрушке и его невесте Варюшке" содержались сатирич. нам„ки на власть имущих. По-новому интерпретируя нар. образ Петрушки, 3. изображал его молодым парнем, выходцем из деревни, к-рый вступал в перепалку с шарлатаном-доктором, дрался с полицейским офицером, чванливым немцем, жуликоватым торгашом, издевался даже над смертью.

3. сам изготовлял куклы (в т. ч. и механические). Владел высокой техникой кукловождения, актерским мастерством. В 1932 вместе с партн„ршей А. Д. Тригановой 3. вступил в труппу Центр, т-ра кукол, но и здесь он продолжал выступать только со своими куклами, играя традиционные пьесы ("Комедия о Петрушке", "Цирк").

Лит.: Образцов С." Актер с куклой, М.-Л., 1938, гл. "Замечательный человек". Ц, Д.

ЗАК, Виталий Германович (псевд.- В. Ч е р н о я-ров) [р.19(31).III.1899]-русский советский либреттист, драматург, критик. Учился на юридич.ф-теМоск. ун-та. С 1922 печатал театр. фельетоны в журналах. Автор пьесы "Опасный квартал" (1935, Моск. т-р Сатиры) и др. 3. принадлежит либретто первой сов. оперетты- "Сирокко" (совм. с Ю. Данцигером; муз. Л. А. Поло-винкина, 1928, Моск. Камерный т-р), новые либретто оперетт "Корневильские колокола" Планкета (стихи В. Инбер, 1934, Муз. т-р им. В. И. Немировича-Данченко), "Прекрасная Елена" (стихи М. Улицкого, 1937, там же), "Орфей в аду" Оффенбаха (стихи М. Улицкого, 1938, Моск. т-р Оперетты), "Граф

Люксембург" Легара (1958, Ленингр. т-р муз. комедии) и др. С. Г.

ЗАК, Исидор Аркадьевич [р. 24.1(6.II).1909] -русский советский дириж„р. Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Музыке обучался в Одесской, затем в Ленингр.консерватории, к-руюокон-чил в 1928. В 1928-37 работал дириж„ром в оперных т-рах Ленинграда (Т-р комич. оперы), Владивостока, Хабаровска, Куйбышева, Днепропетровска. В 1937-44 3.- дириж„р Горьковского т-ра оперы и балета, в 1944-51 - гл. дириж„р Новосибирского и Львовского т-ров оперы. В 1952-55 3.- дириж„р т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), с 1955 - Челябинского т-ра оперы. Пост. спектакли: "Доктор Айболит" Морозова (Новосибирск, Гос. пр. СССР, 1948);

"Чародейка" Чайковского, "Скупой рыцарь" Рахманинова (г. Горький); "Иван Сусанин","Руслан и Людмила", "Аида" (Новосибирск); "Далибор" Сметаны (Львов); "Дударай" Брусиловского (Алма-Ата) и др. Е. В.

ЗАКАРИАДЗЕ, Сергей Александрович [p.l8.VI(l.VII). 1909] - грузинский советский актер. Нар. арт. СССР (1958). Учился на филологич. ф-те Тбилисского ун-та. В 1926 поступил в Т-р им. Руставели как сотрудник вспомогательного состава. В 1928-30 - актер т-ра, организованного К. А. Марджанишвили в Кутаиси. В 1930 вместе с этим т-ром переехал в Тбилиси. С 1956 - актер Т-ра им. Руставели. Творчество 3.- одного из учеников Марджанишвили, отмечено глубоким интеллектом, смелостью, упорством в осуществлении замысла. В его искусстве сочетаются ясность мысли и глубокая эмоциональность, аналитич. точность и душевная теплота. Мастер психологич. раз работки сценич. характеров,

3. находит выразительные детали, сочные контрастные краски, тонкие психологич. нюансы. В его сценич. героях мужество, воля сочетаются с лиризмом, мягкостью. 3. играет как героич., так и характерные, комедийные роли. На сцене Т-ра им. Марджанишвили он создал образы революционера Доментия ("Из искры" Дадиани, 1937), колхозника Джибило ("Свадьба колхозника" Ка-кабадзе, 1938), капитана Ратиани ("Непобедимые" Го-туа, 1945), молодого ученого Гигаури ("Его звезда" Мосашвили, Гос. пр. СССР, 1952), секретаря райкома Георгия ("Секретарь райкома" Табукашвили, 1954). Романтич. устремл„нностью отличаются образы Ба-гратиони (о. п. Самсония, 1944), Баха ("Изгнанник" Важа Пшавела, 1945), царя Давида ("Давид Строитель" Готуа, 1946), поэта Бесики ("Царь Ираклий" Готуа, 1942). Обличительным пафосом, страстной нетерпимостью к реакц. явлениям жизни характеризуется исполнение отрицательных ролей: (Тинибег - "Лавина" Мревлишвили, 1956, и др.). Острой характерностью насыщены комедийные образы (кавалер Риппафрата - "Хозяйка гостиницы", 1952). Зрелостью творч. мысли, романтич. приподнятостью отмечены образы, созданные 3. в Т-ре им. Руставели. Среди них мудрый прорицатель ("Бахтриони" по Важа Пшавела, 1960), художник Пиросмани ("Пиросмани" Нахуцришви-ли, 1961). Величие разума, духовную красоту человека утверждает 3. психологически тонким, взволнованным исполнением роли Эдипа ("Царь Эдип" Софокла, 1956). Сатирич. направленность творчества 3. проявилась в исполнении ролей Шуйского ("Борис Годунов", 1957), нэпмана Симона Чачиашвили ("В бурю" Клдиашвили, 1961). Снимается в кино: Шадиман

Бараташвили ("Георгий Саакадзе", Гос. пр. СССР, 1944), Багратион ("Кутузов", 1944), почтальон Георгий ("День последний, день первый", 1960). В 1955-60 в„л педагогия, работу по сценич. речи в Груз. театр. институте.

Лит.: Гугушвили Э.,Джанелидзе Д., Грузинский государственный драматический театр им. К. Мар-джанивдвили. Краткий очерк, Тбилиси, 1958; Г у г у-ш в и ли Э." Главный герой - современник, "Литературная Грузия", 1959, ј4;Галустова Э., Талант, труд и дерзание, "Мнатоби", 1960, ј 8 (на груз. яз.). Эт Г.

ЗАКАРПАТСКИЙ ТЕАТР (Государственный украинский музыкальн о"-д р а-матический театр) - первый сов. т-р Закарпатья. Организован в 1946 в г. Ужгороде, открылся спектаклем "Под каштанами Праги" Симонова. Среди лучших спектаклей т-ра: "Путь на Украину" Левады (1948), "Васса Железнова" (1949), "Двенадцатая ночь";

"Груз" Галана (1955), "Кремл„вские куранты" (1956);

"Свет ты наш, Верховина..." по М. Тевелеву (1957), "Трембита" Милютина (1962) и др. Т-р гастролировал в Киеве (1949), Латвийской, Эстонской, Литовской ССР (1951, 1952, 1953, 1956), в Чехословакии (1958). В труппе (1962): засл. арт. УССР К. Ф. Маринченко, А. Е. Ратмиров, В. А. Аведиков и др. Гл. режиссер - засл. арт. УССР Г. Г. Игнатович, гл. художник Н. Е. Манджуло.

Лит.: Закарпатський державний укранський театр. Харк?в-Ужгород, 1956; К о р д ? а н ? Б., На оновлен?й земл?, Кив. 1960. Б. Kop.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница