Наши партнеры

Купить женскую одежду в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 173)


ЗАНЬКОВЕЦКАЯ (наст. фам.- Адасовская), Мария Константиновна l22.VII(3.VIII).1860, д. Зань-ки Нежинского уезда Черниговской губ.,-4.X.1934, Киев] - украинская актриса и театральный деятель. Одна из основоположников нац. проф. т-ра. Нар. арт. УССР (1922). Род. в семье обедневшего помещика, Училась в Чернигове в частном пансионе, брала уроки пения в Гельсингфорсском отделении Петерб. консерватории (обладала красивым звучным меццо-сопрано). С юных лет с успехом выступала в любительских спектаклях и концертах в Чернигове, Нежине, а позже в Бендерах и Свеаборге, где находилась с мужем - артиллерийским офицером. Там же 3. сблизилась с передовой революц. молод„жью, к-рая повлияла на формирование е„ мировоззрения. Из-за любви к т-ру 3. порвала с семь„й и поступила на сцену. 27 окт. 1882 состоялся е„ дебют в Елизаветграде (ныне Кировоград), она исполняла роль Наталки-Полтавки в первом укр. проф. т-ре, руководимом М. Л. Кропивницким. В дальнейшем 3. работала в крупнейших укр. труппах М. Кропивницкого, М. Старицкого, Н. Садовского, П. Саксаганского и И. Карпенко-Карого, И. Марьяненко, гастролировала в известных антрепризах Ф. Велика, О. Суслова, Д. Гайдамаки, в галицийском театр. товариществе Руська Бесзда".

Реалистич. иск-во 3. питалось творчеством укр. народа, жизнь к-рого актриса хорошо знала. Сочувствие страданиям, глубокое понимание надежд, чаяний, идеалов трудового народа Украины, непоколебимая вера в его лучшее будущее сделали иск-во 3. подлинно демократичным и высокоидейным. В сво„м сценич. творчестве 3. прославила простую укр. женщину, показала страдание бесправных батрачек и обездоленных матерей, покинутых ж„н и обесчещенных девушек. 3. глубоко раскрыла духовное богатство укр. женщины из народа, е„ жизненную силу и т„плый юмор, сердечность и оптимизм, неудержимое стремление к свету, свободе, счастью. Героини 3. не только плачут над своей печальной судьбой, но и гневно обличают социальную и нац. несправедливость. Актриса широкого творч. диапазона, 3. создавала образы, проникнутые глубочайшим драматизмом и искром„тной комедийностью: Харитина, София ("Наймичка", 1886, "Бесталанная", 1887, Карпенко-Карого), Оксана, Олена, Зинька, Приська ("Пока солнце взойд„т, роса очи выест", 1882, "Мироед, или паук", 1883, "Две семьи", 1894, "По ревизии", 1882, Кропивницкого), Наталья ("Лимеривна" Мирного, 1892), Катря, Аза, Цвиркунка ("Не судьба", 1889, "Цыганка Аза",

1892, "Черноморцы", 1882, Старицкого), Галя ("Назар Стодоля" Шевченко, 1882), Хвеська ("Кум-мел ьннк" Дмитренко, 1882), Наталка, Терпелыха ("Наталка-Полтавка" Котляревского, 1882, 1912), Аксюша ("Лес" Островского, 1891). Отсутствие в репертуаре 3. мн. ролей рус. и мировой драматургии объясняется ограниченностью укр. т-ра того периода, испытывавшего тяж„лые цензурные притеснения.

Сценич. творчество 3. отличалось искренностью переживаний, простотой и непосредственностью, глубоким проникновением в человеческую психологию, огромным мастерством внутреннего и внешнего перевоплощения, художеств. правдой. Она обладала большим сценич. темпераментом, яркой эмоциональностью, покоряющей женственностью и обаянием. У 3. был сильный красивый голос (успешно играла роли, требующие вокальной одар„нности), блестящая техника сценич. речи. Игра актрисы поражала благородной мягкостью в минуты самых тра-гич. переживаний, точностью и скупостью жестов. Иск-во 3. было глубоко связано с революц. демо-кратич.направлением рус. и укр. культуры, эстетич. взгляды и вкусы актрисы формировались под влиянием творчества Шевченко, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Франко. Она следовала реали-стич. традициям Щепкина и Мочалова, Садовского и Мартынова. Творчество 3. оказало большое воздействие на развитие укр. драматургии; лучшие пьесы укр. драматургов 80-90-х гг. были созданы для 3. Вдохновенное реалистич. творчество 3. стало школой сценич. мастерства для последующих поколений украинских актеров.

Всю свою жизнь 3. посвятила борьбе за развитие нац. демократич. иск-ва, за нар. т-р. Она отказалась от предложения поступить на императорскую сцену и осталась в бесправном в те годы укр. т-ре. На 1-м Всеросс. съезде сценич. деятелей в Москве в 1897 3. требовала уничтожения тяж„лых и унизителъных ограничений на право постановки пьес, рисующих подлинную жизнь народа, воспитывающих его, отвечающих на запросы демократич. кругов общества, подч„ркивала необходимость, чтобы т-р "стал действительно народным, чтобы как содержание пьес, так и язык их были близки и доступны народу". Искренне сочувствуя освободит, борьбе .трудящихся, 3. приветствовала революцию 1905. В 1907 она вместе с Н. Садовским организовала 1-й укр. стятцюнарный т-р в Киеве.

3. была первой укр. актрисой, завоевавшей признание широких демократич. кругов во всей России. В составе укр. трупп она гастролировала во мн. рус. городах (Ростов, Воронеж, Курск, Ор„л, Тула), в Азербайджане, Грузии, с большим успехом выступала в

Петербурге и Москве (в 1886, 1887, 1888, 1891, 1892, 1901, 1902, 1903, 1912, 1914). Искусство З. высоко ценили такие выдающиеся деятели рус. культуры, как Толстой, Чехов, Чайковский, Стасов, Станиславский, Немирович-Данченко, художники Репин, Нестеров, актрисы Ермолова, Федотова, Стрепетова и мн. др.

После Октябрьской революции 3. активно участвовала в строительстве сов. укр. т-ра, она возглавляла Нар. т-р в Нежине, вместе с Саксаганским организовала Нар. т-р в Киеве (1918), на базе к-рого в 1922 был создан Т-р им. 3. (ныне - Львовский укр. драм. т-р им. Заньковецкой). В 1922 в связи с 40-летием сценич. деятельности 3. первой на Украине была удостоена звания нар. арт. Республики. Снималась в кино ("Наталка-Полтавка", "Батрачка", "Остап Бан-ДУра").

Лит.: М. К. Заньковецька, Кив-Харк?в, 1937; В?нок спогад?в про Заньковецьку, Кив, 1950; Чаговець В." Мар?я Заньковецька, Кив, 1949; Дурил?н С. М., Мар?я Заньковецька, Кив, 1955; Маръяненко ?. О., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М., 1954 (на укр. яз.. К., 1953); Саксаганський П. К., Думки про театр. Кив, 1955; Тоб?левич С., Мо стежки ? зустр?ч?, Кив, 1957. Б. Кор.

ЗАНЬКОВ‚ЦКОЙ ИМЕНИ ТЕАТР (Л ь в о вский ордена Трудового Красного Знамени украинский драматический театр им. М. Заньковецкой)- один из ведущих драматических т-ров Украины. Организован на базе гос. Нар. т-ра (1918-22) под рук. П. К. Саксаганского. Открылся 15 ноября 1922 в Киеве спектаклем "Лихолетье" Хоткевича. Художеств. руководителем т-ра стал Б. В. Романицкий, к-рый возглавлял его до 1948. В числе создателей т-ра - А. Корольчук и В. Яременко. Молодой коллектив стремился стать активным участником строительства новой жизни, развивать реалистич. демо-кратич. принципы иск-ва М. К. Заньковецкой и П. К. Саксаганского, к-рые принимали активное участие в деятельности труппы. После неск. месяцев работы в Киеве т-р начал разъездную работу по городам и с„лам республики. В течение 8 лет т-р показывал свои спектакли шахт„рам и рабочим Юзовки (ныне Донецк), Артемовска, горнякам Криворожья, судостроителям Николаева, металлургам Днепропетровска и Запорожья, машиностроителям Харькова. В этот период были осуществлены пост. пьес сов. укр. драматургов: "Сентиментальный ч„рт" Кротевича, "97" Кулиша, "Фея горького миндаля" Кочерги, "Над бездной" Мамонтова, "Семья щ„точников" Ирчана, "Диктатура" Микитенко, "Комсомольцы" Первомайского, "Яблоневый плен" Днепровского и др. Большое место в репертуаре т-ра с первых лет его организации занимает классич. драматургия. Здесь впервые на укр. сов. сцене была пост. трагедия Шекспира "Отелло" (1926, реж. Саксаганский; Отелло -Романицкий, Яго - Яременко, Дездемона - Любарт).

В 1931 т-р был стационирован в Запорожье. 30-е гг. стали периодом формирования мастерства, овладения методом социалистич. реализма. В это время были созданы спектакли: "Гибель эскадры" (1933), "Платон Кречет" (1935); "Мой друг", "После бала" (1934), "Аристократы" (1936) Погодина, "Васса Железнова"

(1936), "Последние" (1938), "На дне" (1940), "Беспокойная старость" (1938); "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939). В т-ре были пост. пьесы "Песня о Свечке" Кочерги (1935), "В степях Украины" Корнейчука (1940), "Камо" Левады (1941) и др.

В годы Великой Отечеств, войны, находясь в эвакуации в Тобольске, а затем в Кузбассе, т-р создал ряд ярких патриотич. спектаклей: "Партизаны в степях Украины" Корнейчука, "Русские люди"; "Накануне" Афиногенова, "Олеко Дундич" Каца и Рже-шевского и др. Бригады т-ра выезжали на фронт, давали концерты в госпиталях, на заводах и т. д.

С ноября 1944 т-р работает во Львове. Новый этап в развитии т-ра наступил после опубликования решения партии по идеологич. вопросам 1946-48. Были пост. пьесы сов. драматургов, посв. темам современности:

"Макар Дубрава" Корнейчука (1948, реж. Тягно; Дубрава - Яременко), "Счастье" Павленко и Радзинского (1949, реж. Романицкий; Воропаев - Романицкий), "Калиновая роща" Корнейчука (1950), "Под золотым орлом" (1951), "Любовь на рассвете" (1952) Галана (пост. Б. Тягно). В спектаклях "Правда" Корнейчука

(1937) и "Кремл„вские куранты" (1955) был создан образ В. И. Ленина (артисты Дударев, Гай, Бедро). В творч. содружестве с драматургом Хижняком т-р создал спектакль "На большую землю", посв. коллективизации зап. областей Украины, борьбе с частнособственнич. пережитками в сознании б. галицкого крестьянства. Спектакль (реж. Романицкий, худ. Бори-совец; Вовчук - Романицкий, Стадник - Дударев, Ольга Птах - Любарт, Петращук - Яременко, Козак - Рубчак) был отмечен Гос. пр. СССР (1950). Среди лучших пост. классич. драматургии: "Три сестры" (1946, реж. Романицкий; Ольга - Кривицкая, Маша - Любарт, Ирина - Доценко), "Вей, ветерок!" Райниса (1950, реж. Ивченко; Улдыс - Данчен-ко, Барба - Доценко, мать - Кривицкая, Орта - Любарт, Гатынь - Голота), "Тарас Бульба" по Гоголю (1952, реж. Тягно; Бульба - Яременко), "Сон князя Святослава" Франко (1954, реж. Тягно; Святослав - Романицкий), "Гамлет" (1957, реж. Тягно; Гамлет-Гай), "Фауст и смерть" Левады (1960, реж.Тягно).

В 1951, 1960 т-р участвовал в декадах укр. лит-ры и нск-ва в Москве. В 1951 был награжд„н орденом Трудового Красного Знамени. Т-р бережно наследует и развивает лучшие традиции передовой демократич. нац. сценич. культуры прошлого, обогащая е„ живым опытом современности. Лучшие спектакли т-ра характеризуются героико-романтич. направленностью, реа-листпч. образностью, народностью.

В т-ре выросла плеяда мастеров укр. сов. сцены: нар. арт. УССР В. Харченко, засл. деят. иск-в УССР И. Чабаненко, В. Ивченко, нар. художник УССР Ф. Нпрод, засл. арт. УССР И. Богаченко, композитор А. Радченко и др.

Т-р гастролировал в Москве, Ленинграде, Киеве, Минске, Риге, Таллине, Баку, Алма-Ате, Ташкенте; в Польской Народной Республике (1958). При т-ре работает 2-годичная актерская студия. В труппе т-ра (1962): нар. арт. СССР Б. В. Романицкий, В. П. Яременко, нар. арт. УССР Ф. Г. Гаенко, А. Д. Гай, В. А. Данченко, Н. П. Доценко, Г. Д. Козачковский, А. С. Кривицкая, В.А. Любарт, засл. арт. УССР В. Аркушенко, А. Босен-ко, В. Полинская, Г. Полинский. Гл. реж. т-ра - нар. арт. УССР Б. Тягно, гл. художник-Ю. Стефан-чук. - Б. Кор.

ЗАПАДНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ТЕАТР (3 а п а д-н о-К азахстанский межобластной уральский театр русской драмы им. А. Н. Островского) - русский советский театр. Старейший т-р Казахстана. История создания т-ра восходит к 1859, когда в г. Уральске любителями была пост. "Бедность не порок" (с помощью артистов из Оренбурга и Саратова). В репертуар т-ра входили пьесы Островского (в т. ч. редко исполняемые -"Козьма Захарьич Минин-Сухорук", "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский"), Л. Н. Толстого, Лермонтова, Ибсена, А. К. Толстого, Чехова, Гоголя, Шекспира, пьесы совр. драматургов (Сумбатова-Южина, Не-мировпча-Данченко, Л. Андреева, Потехина и др.). Во время гражданской войны, после освобождения

Уральска от белогвардейских войск, на сцене т-ра выступал драм. коллектив 25-й чапаевской дивизии, руководимый А. А. Вадимовым. В дни героич. 80-дневной обороны города в т-ре каждый день шли спектакли, устраивались концерты; красноармейцам показывали "Овечий источник",'"Разбойники", "Коварство и любовь". В 1923 в городе Уральске была организована постоянная труппа. Среди спектаклей т-ра:

"Сын полка" по Катаеву, "За тех, кто в море!" Лаврен„ва, "Платон Кречет"; "Крепость на Волге" Кремл„ва. Театр пост. спектакли, воссоздающие образ Ленина,- "На берегу Невы" Трен„ва, "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты" (Ленин - Н. К. Ангаров) и "Третья патетическая" Погодина (Ленин - А. Н. Титков), "Семья" Попова, "Покушение" Кремл„ва, "80 дней" местного автора Генке. Т-р обслуживает население Зап.-Казахстанской, Гурьевской и Актюбинской областей. В труппе т-ра (1962): засл. арт. Казах. ССР П. И. Годынюк-Строга-нов, В. Т. Попов, Л. Н. Протасов, артисты - А. Г. Апексимов, Е. С. Володарская, С. Ф. Даров, Т. Н. Денщикова, О. В. Игнатовская, К. С. Тавлнн-ская, Г. Е. Чумак. Гл. реж. т-ра (с 1961)-засл. арт. РСФСР В. К. Данилов. Гл. художник - засл. арт. Казах. ССР - Б. М. Астахов. Т-р рассчитан на 750 мест. А. Ив.

ЗАПАШНЫЕ - семья советских цирковых артистов; партерные акробаты: Сергей Михайлович (р. 1926), Вальтер Михайлович (р. 1928), Анна Михайловна (р. 1936), Мстислав Михайлович (р. 1938), Игорь Михайлович (р. 1940), Нонна Сергеевна (р. 1947). 3. работают в цирке с детства, выступая в различных жанрах. В 1954 братья 3. создали номер "акробаты-вольтиж„ры", в к-ром исполняют ряд рекордных трюков (двойное сальто-мортале с рук на руки и др.). Номер отличается ч„ткостью композиц. построений, яркой актерской выразительностью. С 1959 Мстислав Михайлович и Анна Михайловна выступают также с номером воздушные гимнасты". Вальтер Михайлович создал аттракцион с хищными животными. М. Зон.

"ЗАПВ‚" (бирм. "за", от палийск. "джатака" - название легенды о жизни и перевоплощениях Будды и "пве"- зрелище, представление)- вид классического музыкально-драматического представления в Бирме. "З." возникли в древности, появились в Бирме с приходом буддизма (11-12 вв. н. э.). В этих представлениях сказались инд. и сиамское влияния. Содержание пьес "З." и отдельных сцен заимствовано из буддийских джатак, посвящено теме победы добра над злом. Эти представления традиционны и строго канонизированы, в них действуют короли и принцы, лукавые царедворцы, добрые и злые духи. В представлениях, посвящ„нных Будде, показаны егомногочисл. перевоплощения. Пьеса всегда имеет счастливый конец. В "З." чередуются комедийные и героич. сцены, используются диалог, монолог, пение и танцы.

Обычно представление начинается ок. 9 часов вечера и продолжается до 4 часов утра. В 2-3 часа ночи начинается главная танц. сцена "хюит-па-тва" (оста„тся неизменной с давних врем„н), в к-рой два исполнителя - герой и героиня, танцуют красивый и сложный танец, насыщенный элементами акробатики, отличающийся скульптурностью поз, выразительностью рук п пальцев (часто танцовщица держит в руках веер). Представления сопровождаются оркестром бирм. инструментов (схаинг и др.). Участники представления "З." носят красивые, богатые костюмы. Исполнители ролей духов и животных гримируют лицо или надевают маски. Декорации обычно отсутствуют (кроме задника), поэтому герои пьесы рассказывают (или поют) об окружающей их обстановке. актеры, участвующие в представлениях "З.", должны владеть иск-вом декламации, танца, пения, акробатики. Обучение их обычно начинают с детского возраста. Среди актеров прошлого: Аунгба-ла. Сейн Кадон, У По Сейн и др.; в 50-х гг. - Швей Man Тин Маун, У Сейн Аун Мин, M а Кин Вин Швей, Ма Кин Сейн, Ма Нгвей Я и др.

Лит.: Bowers F., Theatre in the East, L.-[a. o., 1956]; S t e w a r t J. A., The Burmese drama, "Journal of the Burma Res. Soc.", Rangoon, 1912, v. 2, с. 30-37; M a u n g E., The Burmese drama, там же, Rangoon, 1918, v. 8, с. 33-38; Maung Htin Aung, Burmese drama. [L.], 1956. Св. M., О. О.

"ЗАПИСКИ ПЕРЕДВИЖНОГО ОБЩЕДОСТУПНОГО ТЕАТРА" - русский журнал, издание петерб. Передвижного общедоступного т-ра (см. Первый передвижной драматический театр). Выходил в 1914 и в 1917-24, всего вышло 69 номеров. В "Записках" подробно освещалась жизнь этого т-ра, а также публиковались статьи на общетеатр. и лит. темы, театр. хроника. С 1923 назывался "Записки передвижного театра П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скар-ской". Указатель содержания "Записок" (јј 1-50) имеется в "Записках передвижного театра...", 1923, ј 50. , С. Др. ЗАПОЛЬСКАЯ (Zapolska), Габриеля [псевдоним; другие псевд. - Снежко-Запольская, Жозеф Масков; наст. фам.- К о p в и н-П иотровская (Ког-win-Piotrowska)] [1857, Ки-верцы (под Луцком), - 17. XII. 1921, Львов] - польская писательница, драматург, актриса. Училась во Львове. Дебютировала на сцене любительского т-ра Варшавского благотворительного об-ва (1879). С 1882актриса Краковского т-ра. В 1889-95 жила в Париже, выступала в т-рах Бульваров, Свободном т-ре (рук. Антуан), в т-ре "Творчество". Позднее - в т-рах Кракова, Львова. Гастролировала в Петербурге (1883 и 1897). Исполняла роли в пьесах Шекспира (Регина - "Король Лир", Виола - "Двенадцатая ночь"), Шиллера (Амалия - "Разбойники"), Словацкого (Хохлик-"Балладин"), Мицкевича (Рол-лисон-"Дзяды"). Но гл. место в актерском творчестве 3. занимали образы женщин в пьесах Ибсена (Нора; Гина Экдаль - "Дикая утка"), Века (Клотильда - "Парижанка"), Л. Толстого (Анисья - "Власть тьмы") и др. Выступала в собственных пьесах: Малашка (о. п.), Елена и Мария ("Жабуся"), Виельгорская ("Тот") и др.

Как драматург 3.- одна из талантливых представительниц натуралистич. школы в польск. т-ре. Основная тема е„ пьес - трагич судьба женщины в условиях бурж. общества - с большой дра-матич. силой раскрывается в пьесах "Кась-ка Кариатида" (1895, Варшава), "Панна Ма-личевская" (1910, Львов). С острым сарказмом 3. изобличает комедию бурж. брака в пьесах "Жабуся" (1897, Краков), "Агасфер" (1902, Краков), "Их четверо" (1907, Львов). В своей лучшей пьесе - трагикомедии "Мораль пани Дульской" (1906, Краков) 3. достигла большой силы сатирич. типизации, создала образ, олицетворяющий мещанскую ограниченность и лицемерие. Пьесы 3. широко вошли в репертуар т-ров Польши и за рубежом. "Мораль пани Дульской" ставилась в сов. т-рах (Киевском т-ре им. Леси Украинки, 1955, Центр, т-ре транспорта, Москва, 1956) и др. В 1881-97 выступала в периодич. печати со статьями о лит-ре и т-ре. В 1902-03 руководила организованной ею Школой драматич. иск-ва в Кракове.

С о ч.: Пьесы, пер. с польск., [Сост., вступ, статья и примеч. Б. Ростоцкого], М, 1958; Utwory dramatyczne, Warsz. (многотомное изд.); Moralnosc pani Dulskiej. Kronika zycia i tworczosci, slowo wstepne J. Jakubowski, Warsz., 1955;

Publicystyka, cz. 1-2, Wroclaw-Warsz., 1958-59.

Лит.: Raszewski Z., Dzialalnosc teatralna Gabrieli Zapolskiej, Wroclaw, 1951. , Рост

"ЗАПОРОЖЕЦ ЗА ДУНАЕМ" - опера С. Гул'-Ар те мо всього, его желибр. Пост. 14 апр. 1863, Мариинский т-р (дириж„р К. Лядов; Карась - Артемовский, Оксана - Леонова, Одарка - Лилеева, Андрий - Дюжиков, Селих-Ага - Живов, Ибрагим-Али - Матвеев). В 1864-65 ставилась в Москве в Большом т-ре (роль Карася исполнял автор). На укр. сцене впервые пост. в 1884 в Ростове-на-Дону (Карась - Кропивницкий, Одарка - Садовская-Барилоттп, Оксана - Заньковецкая, Андрий - Светлов-Стоян, Султан - Грицай). 27 нояб. 1915 пост. в Большом т-ре в пользу "Комитета-убежища для престарелых и лиш„нных способности к труду артистов моек. имп. т-ров и их семейств" (дириж„р Бакалейников; Карась - Цесевич, Андрий - Алчев-ский, Оксана - Калиновская, Одарка - Держинская, Султан - Павловский, Имам - Тихонов, Селих-Ага - Эрнст).

На сов. сцене в новой ред. В. Йориша пост. 10 дек. 1934 Т-ром оперы и балета им. Шевченко, показана на декаде укр. иск-ва в Москве 11 марта 1936 (дириж„р Йориш, реж. Ман-зий, худ. Хвостов, балетмейстеры Болотов и Вирский; Карась - Донец, Одарка - Литвиненко-Вольгемут, ОксанаЗахарченко, Андрий - Кипоренко-Даманский; Султан - Частий). В 1951 пост. моек. Муз. т-ром им. Станиславского и Немировича-Данченко (новое либр, Г. Шипова, дириж„р Шавердов, пост. Камерницкого, режиссеры Гольдина и Эфрос, худ. Ершов, балетм. Варковицкий). Пост. в т-рах Харькова (1926, 1938), Куйбышева (1939, 1953), Горького (1939), Днепропетровска (1940), Алма-Аты (1941), Свердловска (1942), Фрунзе (1944), Баку (1944), Кишин„ва (1946), Новосибирска (1946, 1954), Минска (1951), Душанбе (1953), Таллина (1954), Улан-Удэ (1954), Вильнюса (1955) и др. Ставилась и в самодеят. коллективах.

Издания: "З. за Д.", клавир, СПБ, 1863; М., Муз-сектор Госиздата, 1928; Кив, Мистецтво, 1954. //. Г р.

ЗАПОРОЖСКИЙ ТЕАТР ИМ. ЩОРСА (У к p а инский драматический театр им. Н. Щ о p с а) - основан в 1929 в Киеве. В труппу вошли В. Г. Магар, А. И. Морозова, Н. С. Бережная, В. П. Бережной, Л. К. Броневская и др. Был передвижным т-ром. В 1935-41 работала Житомире (назывался Житомирский муз. драм. т-р). В 1938 т-ру присвоено имя Н. Щорса. В 30-х гг. пост. спектакли:

"Платон Кречет" (1936); "Щорс" Дольд-Михайлика, "Богдан Хмельницкий" Корнейчука, "Бурлак" Кар-пенко-Карого (1937), "Овечий источник" (1939). С 1944 работает в Запорожье. Спектакли 40-50-х гг.:

"В степях Украины" (1946), "Гибель эскадры" (1953); "Семья" Попова (1947), "Профессор Буйко" Баша (1949), "Вей, ветерок!" Райниса (1952), "Хозяин" Карпенко-Карого (1946), "Коварство и любовь" (1948); "Украденное счастье" Франко (1956), "В воскресенье рано зелье собирала" по О. Кобылянской (1955), "Любовь сильных" Ребро и Захарова (1958, о борьбе комсомольцев Запорожья в годы Отечеств. войны). Особенно удаются т-ру масштабные (с широкоплановыми массовыми сценами) героич. спектакли о борьбе народа ("Щорс", "Гибель эскадры" и др.). В составе труппы (1962): нар. арт. УССР А. И. Морозова, засл. арт. УССР Г. И. Дамаскин, С. Ф. Рунцова, И. В. Богаченко, В. Г. Сохацкий, В. М. Ефимов, М. П. Хорош. Гл. реж. т-ра (с 1929) - нар. арт. СССР В. Г. Магар, гл. художник - В. Ф. Терещенко.

Лит.: Укранський драматичний театр. Нариси в Укра-нськ. радяньск. драм. театру, т. 2, Кив, 1959. С. Б.

ЗАРАНЕК, Стефания Анатольевна [10(23).1Х.1904- 17.1.1962]- советский композитор. Окончила Ленингр. консерваторию в 1925 по классу фортепьяно, в 1926-по классу композиции (М. О. Штейнберга). В 1926-36 3.преподаватель той же консерватории. Написала балеты "Чудесная фата" (1947, Ленингр. Малый оперный т-р), "Мечта" (1947, Т-р оперы и балета им. Кирова) и др.; оперетты: "Ч есть мундира" (1938, Иванове), "Счастливый путь" (1940, Хабаровск), "Золотой фонтан" (совм. с М. Воловац; 1949, Ленингр. т-р музкомедии) и др.; музыку к спектаклю "Кот в сапогах" Макарьева и Далина (1940, ЛенТЮЗ) и др.

ЗАРДАБЙ [наст. фам.- Медиков (Мелик-з а д е)], Гасан-бек Салимбек оглы (12.Х?.1837-28. XI. 1907) - азербайджанский театральный деятель. В 1865 окончил Моск. ун-т (физико-математич. ф-т). Создатель первой азерб. газ. "Экинчи" ("Пахарь", 1875). Видный публицист, просветитель-демократ, уч„ный-дарвинист, обществ, деятель. 3. оказал большое влияние на развитие передовой обществ, мысли в Азербайджане. Был одним из основоположников нац. театр. иск-ва. Считая, что "театр является мощным рычагом для развития народа", 3. в марте 1873 совм. со своими учениками - будущими драматургами Н. Везировым, А. Адигезаловым организовал пост. в Баку (на сцене местного реального уч-ща) комедий "Гаджи Кара" и "Везир ленкоранского ханства" Ахундова. В 1882 создал коллектив любителей, ставивших спектакли на азерб. яз., в т. ч. "Ревизор", в 1897 - первую "мусульманскую драматич. труппу", положившую начало возникновению азерб. профессионального т-ра.

С о ч.: h э с э н 6aj 3 э р д а о и, Сечилмиш эсэрлэри, Бакы, 1960.

Лит.: Гусейнов Г., Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX в., Баку, 1958;

Мамедов Ш.Ф., Мировоззрение Гасан-бека Меликова-Зардаби, М., 1960. К, Кае.

ЗАРДАЛИШВЙЛИ, Юза Францевич (20.Х?.1883- l3. V.I 943) - грузинский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1940). Сценич. деятельность начал в 1907. Работал в груз. т-рах Кутаиса, Тифлиса. После установления в Грузии Сов. власти 3. был назначен комиссаром всех тбилисских т-ров, а затем комиссаром Т-ра им. Руставели. Последователь школ В. Алекси-Мес-хишвили, 3. создал на сцене Т-ра им. Руставели и Кутаисского т-ра темпераментные, героико-роман-тич. образы: Леван Химшиашвили ("Родина" Д. Эрис-тави), Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Ква-булидзе ("Патара Кахи" Церетели), Чацкий, Гамлет; Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Франц Моор и др. М, Гог.

ЗАРИНЬ, Маргер Оттович [р. 11(24). V.I 910] - советский латышский композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1955). В 1928 окончил Педагогич. ин-т в Елгаве. Музыке учился в 1929-36 в Рижской консерватории (класс композиции Я. Витола). В 1940-50 работал дириж„ром и муз. руководителем Художеств. т-ра им. Райниса в Риге. 3. принадлежат: оперы "Барин и гусляр" ("Хозяин и музыкант") (соч. 1939), "К новому берегу" по роману В. Лациса (1955, Т-р оперы и балета Латв. ССР, Респ. пр. Латв. ССР, 1958), комич. опера "Зел„ная мельница" по роману Е. Ян-шевского (1958, там же), музыка к спектаклям (св. 50) "Огонь и ночь", "Золотой конь" Райниса, "Спартак" Упита, "Майя и Пайя" Бригадере и др., а также симф., камерно-инструмент., вок. соч. В сценич. произв. 3., как и во вс„м его творчестве, проявились глубокий интерес композитора к музыкальному фольклору, новаторские тенденции. Особенно выразительны оперные хоры. 3. дописал окончание и отредактировал оперу Я. Медыня "Земдеги" (1950; Гос. пр. СССР, 1950).

Лит.: Stumbre S., М. Zarina opera, "Uz jauno kras-tu", Riga, 1956; Stumbre S.,M. Zarina opera "Zalas dzir-navas", Riga, 1960; KrasinskaL., Margeris Zarins, Riga, 1960. Я. В. ЗАРИФЯН, Ованес Геворкович [23.111(4.IV).1879- 29.VII.1937] - армянский актер. Сценич. деятельность начал в 1897 в Александрополе (ныне Ленинакан, Арм. ССР) и уже в 1900-х гг. приобр„л широкую популярность. Играл разнохарактерные роли (гл. обр. в драмах и трагедиях), достигал высокого мастерства перевоплощения, обладал сильным драматич. темпераментом, глубоко раскрывал идейное содержание пьес. Значительные трагедийные образы создал в -пьесах Шекспира. В сво„м творчестве 3. претворял реалистич. принципы Художеств. т-ра.

Роли: Гамлет, Отелло; Уриэль Акоста (о.п. Гуцкова), Даниел ("Злой дух" Ширванзаде), отец Игумен ("Старые боги" Шанта), Багдасар ("Дядя Багдасар" Пароняна). В 1920 уехал в Америку, играл в т-рах арм. колоний. С. Мел.

ЗАРНЙЦКАЯ (наст. фам. -Азгуриди), Еф-росиния Филипповна [4(16). II. 1867, Одесса,- 30. VI.1936, Голта, ныне Первомайск Одесской обл.] - украинская актриса. Принадлежит к числу крупнейших деятелей укр. т-ра 19-20 вв.Окончила муз. школу Об-ва изящных иск-в (Одесса, 1886). На проф. сцене впервые выступила в 1889 в роли Кулины ("Черноморцы" Старицкого) в труппе М. Л. Кропивницкого, от к-рого восприняла реалистич. традиции и демократич. направленность творчества. В 1894-1912 работала в различных укр. труппах, в нач. 20-х гг. выступала в агитбригадах, обслуживающих Красную Армию. В 1919-24 - актриса Петрогр. укр. т-ра им. Шевченко, в 1927-30 - Харьковского Краснозаводского т-ра. Искренность и эмоциональность игры 3. заставляла зрителей глубоко переживать трагич. судьбу Харитины ("Наймычка" Карпенко-Карого), Натальи ("Лимеривна" Мирного); актриса передавала заразительное веселье Цвиркунки и страстные чувства Азы ("Черноморцы", "Цыганка Аза" Старицкого). Одар„нная красивым, хорошо поставленным голосом (сопрано), 3. с успехом исполняла укр. нар. песни и оперные партии - Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка ("Наталка-Полтавка"). Выступала также в опереттах: Серполетта ("Корневильские колокола" План-кета), Кристина ("Продавец птиц" Целлера). 3. использовала пение и танец для передачи душевного состояния своих героинь. Е„ игра была проникнута лиричностью и музыкальностью. *

Лит.: Марьяненко И., Прошлое украинского театра. Воспоминания, М., 1954 (на укр. яз., К., 1953);

Йосипенко М., Е. П. Зарницька. 1867-1936, "Театр", Кшв, 1936, .ј1. Е. Хл.

ЗАРУБ‚ЕВ, Василий Григорьевич [р. 15(28).VI. 1908] - русский советский артист оперетты. Засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Муз. образование получил в Моск. муз. техникуме им. Скрябина (1927-30, класс М. В. Лапицкой и М. К. Максакова) и ГИТИСе (1930-35, муз.-драм. отделение). С 1929, работает в Моск. т-ре оперетты. В репертуаре 3.- характерные роли.

Роли: Назар Дума ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Новиков ("На берегу Амура" Блантера), Смуров ("Табачный капитан" Щербач„ва), Сандро ("Золотая долина" Дунаевского), Яков Бурмак, Чезаре, Бубликов ("Беспокойное счастье", "Поцелуй Чаниты", "Фонари-фонарики" Милютина), Павел Куликов ("Самое заветное" Соловь„ва-Седого), Дребедн„в ("Москва, Чер„мушки" Шостаковича), Парид-жи ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Михаль ("Цыганская любовь" Легара).

Лит.' Грошева Е., Образы и маски, "Театр", 1948, М 11, с. 21-26. А. Ив. ЗАРУБИНА, Ирина Петровна (р. 9. IV. 1907) - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1951) и Тадж. ССР (1944). Окончила Ин-т сценич.иск-в.В1921-35 играла в Ленингр. т-ре Пролеткульта и Т-ре им.

Л ОСПС; создала сочные, темпераментные образы Лушки ("Поднятая целина" по Шолохову), Варвары ("Разгром" по Фадееву), Варвары ("Гроза"). С 1935 - актриса Ленингр. т-ра Комедии. Комедийное дарование 3., е„ умение выразительно характеризовать женщин из народа определило исполнение ролей Марии ("Двенадцатая ночь"); Марселы ("Собака на сене" Лопе де Вега), Фроси ("Сын народа" Германа), Павлины ("Поют жаворонки" Крапивы), Дуси ("Старые друзья" Малюгина). Сердечностью, юмором, душевной щедростью рус. женщины проникнут образ жены волшебника ("Обыкновенное чудо" Шварца); яркими сатирич. красками рисует 3. образы Евгении ("На бойком месте" Островского), Анны Андреевны ("Ревизор"), Надежды Петровны ("Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину), Марии Александровны ("Дядюшкин сон" по Достоевскому), миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен" Шоу) и др. С 1924 3. снимается в кино (Варвара - "Гроза", Наталья - "Подруги", Ефросинья - "Петр Первый" и др.).

Лит.: Метальников В., Ирина Зарубина..., Л." 1939; И. П. Зарубина, "Театральный Ленинград", 1957, 1-8, янв., ј 1. С. Др.

ЗАРУДНАЯ (Зарудная-Иванова), Варвара Михайловна [5 (17). XII. 1857-14. III. 1939] - русская советская артистка оперы (лирическое сопрано) и педагог. Пению училась в муз. уч-ще в Харькове. В 1882 окончила Петерб. консерваторию по классу К. Эверарди. В 1883-93 пела в Тифлисе. Была первой исполнительницей партий Руфи и Зорайи ("Руфь" и "Азра" М. М. Ипполитова-Иванова). Среди др. партий: Мария, Кума ("Мазепа", "Чародейка" Чайковского), Татьяна, Ярославна, Джильда и др. 3. обладала большой музыкальностью и звучным голосом широкого диапазона. Исполняла партии лирич. и драматич. сопрано. Вок. и сценич. дарование 3. высоко ценил П. И. Чайковский. Вместе с Ипполитовым-Ивановым (е„ мужем с 1883) участвовала в организации Тифлисского муз. уч-ща. Принимала также участие в муз. собраниях у М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова. В 1893-1924 3.- проф. Моск. консерватории. Среди учеников 3.: В. Н. Петрова-Званцева, Е. Е. Егоров, Е. В. Колосова, К. Г. Арле-Тиц и др.

Лит.: Ипполитов-Иванов М.М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; "Советская музыка", 1939, ј 3, с. 121.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница