Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Вологодский Магазин одежды Electra Style.
https://best-santehnika.store/

Театральная энциклопедия
(страница 176)


"ЗИГФРИД" ("Siegfried") - опера (муз. драма) Р. Ваг-пера (3-я опера из тетралогии "Кольцо Нибелунга", либр. композитора на основе сканд. эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхненем. эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах"). Соч. 1871, пост. 16 авг. 1876 в Байр„йтском т-ре (дириж„р Рихтер, реж. Брандт, декорации Гофмана и Брюкнера, балетм. Фри-ке; Зигфрид - Унгер, Миме - Шлоссер, Вотан - Бец, Альберих - Хилль, голос Фафнера - Рейхенберг, Эрда - Жаид, Брунгильда - Матерна). Пост. во мн. городах мира, в т. ч.: Вена (1878), Берлин (1885), Прага (1887, на нем. яз.;

1932), Нью-Йорк (1887, на нем. яз.), Брюссель (1891), Будапешт (1892), Амстердам (1895, на нем. яз.), Милан (1899), Руан (1900)i, Барселона (1900, на итал. яз.), Лондон (1901), Париж (1902), Копенгаген (1903), Хельсинки (1905, на нем. яз.; 1934), Стокгольм (1905), Буэнос-Айрес (1908, на итал. яз.), Рио-де-Жанейро (1922, на нем. яз.), Загреб (1938).

В России впервые пост. нем. труппой А. Неймана в Москве и Петербурге в 1889. Первая пост. на рус. яз. 27 янв. 1894, Большой т-р (дириж„р Альтанп, декорации Вальца;

Зигфрид - Кошиц, Миме - Барцал, Вотан - Власов, Альберих - Корсов, Голос Фафнера - Трезвинский, Брунгильда - Дейша-Сиояицкая, Эрда - Звягина, Голос лесной птички - Эйхенвальд); 4 февр. 1902, Мариинский т-р.

На сов. сцене пост. 24 февр. 1923, Академич. т-р оперы и балета" Петроград (дириж„р Купер, пост. Палечека, худ. Квапп, Ламбин, Суриньянц).

Издания: "З.", партитура, Mainz, Schott's Sohne, (s. d.]; клавир, рус. пер. И. Тюменева, М., Юргенсон, [1897]; рус. пер. В. Коломийцова, М., Юргенсон, 1911. ff, Гр.

ЗИДАРОВ, Камен (наст. имя и фам.- Тодор М а -н е в; р. 16.IL1902) - болгарский писатель, поэт и драматург. Чл. Болг. коммунистич. партии. По образованию юрист. Начал лит. деятельность в 1918. Получил известность как поэт-переводчик. Был актером. Автор пьес "Царская милость" (1949; Димитр. пр.,

1950) о солдатских бунтах в 1-ю мировую войну, "Тяж„лые годы" (1954) о переустройстве болг. села, "Блокада" (1960) о борьбе народа против фашизма, "Иван Шишман" (1959) о событиях врем„н 2-го Болгарского царства. В 1956 написал пьесу "За честь погона". Все драмы 3. пост. в болг. т-рах. Выступал также как театр.'критик. Над. Т.

ЗИЛЕ, Эдгар Янович [р. 10(23). II 1.1908 ]-латышский советский актер. Нар. арт. Латв. ССР (1959). Учился в Латв. ун-те. В 1926 окончил драм. студию в Риге и вступил в труппу Рабочего т-ра в Риге. Играл Ричарда ("Ученик дьявола" Шоу). В 1934-47 3.- актер "Дайлес т-ра", с 1947 - в Т-ре драмы Латв. ССР.

Роли: Мартынш Робежниек, Швехеймер ("1905", "Зеленая земля" Упита), Маркиз Поза ("Дон Карлос"), Бенедикт ("Много шума из ничего"), Пастор Теодор ("Сын рыбака" Лациса; Гос. пр. СССР, 1950), Лавров ("Великая сила" Ромашова), Доменико ("Филумена Мартурано" де Филиппо) и ДР.

ЗИМБОВСКИЙ, Михаил Абрамович [р.8(20).Х1. 1889] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1910 начал выступать на любительской сцене; вскоре стал проф. актером. Работал сначала в укр., затем в рус. т-рах. С 1930 - актер Воронежского т-ра. Создал подлинно народные, проникнутые юмором, образы Глобы ("Русские люди"), фельдмаршала Кутузова (о. п. Соловь„ва). Среди лучших ролей 3. также Ока„мов ("Машенька").

Роли: Осип ("Ревизор"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Симеонов-Пищик ("Вишн„вый сад"), Булычев; Чепурной, Старик ("Дети солнца" и "Старик" Горького), Сухожилов ("Третья патетическая" Погодина) и ДР- Ю. Р.

ЗИМИН, Сергей Иванович [21.VI(3.VII).1875- 26.VIII.1942] - русский театральный деятель. Организовал частный оперный театр в Москве (1904), получивший название Оперный театр Зимина. Брал уроки пения у Н. Н. Кедрова, А. И. Барпала, Н. П. Миллера. В 1903 организовывал ученич. концерты, в 1904 - оперные спектакли Большого т-ра в саду "Гай" (Кусково, под Москвой). В состав Оперного т-ра Зимина вошла большая часть труппы "Товарищества артистов московской частной оперы", руководимого М. М. Ипполитовым-Ивановым (закрылась в 1904). В 1917, когда т-р 3. стал государственным, 3. продолжал в н„м работать в качестве члена дирекции. В 1918 и 1921-22 3.- художеств. консультант МХАТа, в 1919-20 - член дирекции "Малой гос. оперы", в 1922-24-председатель акционерного об-ва "Свободная опера С. И. Зимина". В 1924 - 42 - художеств. консультант филиала Большого т-ра. А. Ш.

ЗИМИНА, Татьяна Анатольевна (р. 17.1.1928)- русская советская артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1947 окончила Моск. хореографич. уч-ще (класс Г. П. Петровой) и поступила в балетную труппу Новосибирского т-ра оперы и балета, дебютировала в па-де-труа в "Лебедином озере".

Партии: Фадетта (о. п. Делиба), Одетта-Одиллия, Жи-зель; Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном цветке" Прокофьева), Сан Шень-му ("Драгоценный фонарь лотоса" Чжан Сяо-ху).

Свободно владея техникой классич. танца, 3. гл. внимание уделяет созданию хореографич. образов. Выезжала на гастроли во Вьетнам, Данию, Китай, Румынию, Сирию, Болгарию и др. Юр. Б.

ЗИН, Александр Георгиевич [р. 27.1Х(10.Х).1914]- советский актер. Нар. арт. Коми АССР (1960). Засл. арт. РСФСР (1961). Род. в семье крестьянина-бедняка. В 1932 поступил в Ленингр. театр. техникум, где была создана Коми нац. студия. По окончании уч-ща (1936) вош„л в труппу вновь созданного первого проф. Коми т-ра (Сыктывкар). Т-р открылся спектаклем "Егор Булычев и другие", в к-ром 3. играл роль Булычева. Работал в Коми т-ре до 1940 и с 1951.

Роли: Чапаев, Платон Кречет, Незнамов; Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча) и др. Среди лучших ролей 50-60-х гг.: Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Кряж ("Вес„лка" Зарудного), Гвоздилин ("Третья патетическая" Погодина), Прокофьев ("Сын века" Куприянова), Ф„дор Канов ("Сельские вечера" Леканова), Сердюк, Шварц ("Иркутская история", "Потерянный сын" Арбузова). С. Г.

ЗЙНГШПИЛЬ (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - музыкально-драматический жанр, распростран„нный в Германии и Австрии во 2-й пол. 18 и нач. 19 вв.; пьеса с муз. номерами или опера с разговорными диалогами (вместо речитативов), преим. компч. содержания. Музыка 3. проста, рассчитана на популярность, тесно связана с нар. муз. культурой. Занимает в пьесе гл. место, но количественно может быть ограничена (в 3. "Директор театра" Моцарта, кроме увертюры, всего 4 муз. номера). По содержанию 3. связаны с мещанской драмой. Строились на бытовых, "прозаических" сюжетах, но включали в себя и эле' менты сказочности, идилличности, иронии. Нек-рые 3. были пронизаны критич. отношением к действительности, им были присущи демократич. тенденции. 3. впитали традиции итал., франц., англ. комич. оперы. Классич. образцы 3.-у Моцарта ("Похищение из сераля", 1782, "Директор театра", 1786) характеризуются углубл„нной тематикой, усложн„нной муз. драматургией. Преодолевая узость жанра, Моцарт преобразует 3. в новый тип комич. оперы ("Волшебная флейта", 1791). Популярными авторами 3. были И. Штандфус ("Ч„рт на свободе", 1752), И. А. Гиллер, В. Мюллер, И. Шенк, К. Диттерсдорф ("Доктор и аптекарь", 1786), И. Андре, X. Г. Нефе, И. Ф. Ройхардт и др. В лит. развитии 3. принял участие Г„те, к-рый написал тексты к зингшпилям Рейхардта "Йери и Бетели" и "Эрвин и Эльмира".

С развитием романтизма в музыке и распространением итал. оперы интерес к 3. снижается. В течение 1-й пол. 19 в. 3. и родственные ему формы (лидер-шпиль и др. образцы ранней комич. оперы) окончательно исчезают.

Лит.: Schletterer H., Das deutsche Singspiel, Lpz., 1863; L ii t h g e A., Die deutsche Spieloper, Brunswick, 1924; C almu s G, Die ersten deutschen Singspiele von Standfu? und Hiller, Lpz., 1908; M o s e r H. J., Geschichte der deutschen Musik, Bd 1-3, В.- Stuttgart, 1928-30.

Ал. M.

ЗЙТЕК (Zitek), Вилем (9.1Х.1890-1947)-чехословацкий артист оперы (бас). Нар. арт. ЧССР (1946). Пению обучался в Пражском певческом училище у Пиводы. В 1926-38 гастролировал в Милане (1927, театр "Ла Скала"), Париже, Берлине и др. городах; в СССР выступал в 1933. С 1911 - стаж„р, с 1912 - солист Пражского национального театра. 3. завоевал успех исполнением партий в операх чеш. композиторов: Б. Сметаны (Малина - "Тайна", Кецал - "Проданная невеста", Хрудош - "Либуше"), А. Дворжака (Водяной -а "Русалка"), В. Блодека (Янек - "В колодце"), Б. Ф„рстера (Рубач - "Ева") и др. Обладая высоким артистизмом, создал сильные, эмоциональные муз.-сценич. образы, поражавшие тонкой отделкой деталей. Голос 3. отличался большой звучностью, благородством тембра, широтой диапазона (пел баритональные партии).

Партии: Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Дон Жуан; Папаге-но ("Волшебная флейта"), Пизарро ("Фиделио" Бетховена), Мефистофель (о. п. Бойто и "Фауст"), Филипп ("Дон Карлос" Верди), Гремин ("Евгений Онегин"), Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Борис Годунов.

Лит.: Narodni umelec Vilem Zitek, Praha, 1947; Korespondence Otakara Ostrcilas Vilemem Zitkem, Praha, 1951;

Hudebni rozhledy, Praha, 1955, с. 704. Т. А. И Л. Мое.

ЗЙТЕК (Zitek), Йосеф (4.IV.1832-2.VIII.1909)-чешский архитектор. По его проекту построено здание Нац. т-ра в Праге. Закладка фундамента состоялась в мае 1868, строительство осуществлялось на сред" ства народа и было закончено в ноябре 1881. Л. Сол.

ЗЙТЕК (Zitek), Отакар (р.5. X 1.1892) - чехословацкий композитор и музыковед. Муз. образование получил в Праге и Вене. Выступал в печати со статьями по вопросам оперной драматургии. В 1921-29 - руководитель драматич. части в Нац. т-ре в Брно, в 1929-31 - директор того же т-ра. Работал директором т-ров в Пльзене (1931-39 и 1941-43), в Праге и Брно (1946-49). Автор опер: "Благородное сердце" (1918), "Падение Петра Крамнца" (1923, Брно), балета "Розы" (1942, Пльзень) и др. соч.

Соч.: О novou zpevohru, Praha, 1920. Т. Ац. ЗИХ (Zich), Отакар (25.III.1879-9.VII.1934) - чешский композитор, музыкальный критик и теоретик. В 1902 окончил Карлов ун-т в Праге. В 1911 ив 1934 - проф. этого ун-та, с 1920 - проф. эстетики в ун-те в Брно. Занимался изучением нар. песенного творчества; позже - вопросами муз. и театр. эстетики ("Эстетика драматического искусства", 1931, и др.). В своих критич. работах 3. дал глубокий анализ творчества Б. Сметаны. Духом нар. музыки проникнута одноактная опера 3. "Увлеченно художника" (1910, Нац. т-р, Прага), в к-рой композитор следует традициям Сметаны. В опере 3. "Вина" по повести Я. Гильберта (1922, Нац. т-р, Прага) драматич. напряж„нность трагич. конфликта сочетается с острой сатиричностью. Популярностью пользуется опера 3. "Жеманницы" по комедии Мольера (1924, Нац. т-р, Прага), музыка к-рой насыщена тонким юмором, живой экспрессией.

Лит.: "Hudebni rozhledy", 1959, ј 14, с. 589- 91. Т. Ац.

ЗЙЧИ (Zichy), Геза (22.VII.1849-14.1.1924) -венгерский композитор, пианист. Музыке обучался у К. Мейербергера, Р. Фолькмана и Ф. Листа. В 14 лет 3. лишился правой руки, но продолжал занятия на фп., достигнув больших успехов в игре левой рукой. С 1880 выступал с концертами во мн. странах Европы. 3. принадлежат оперы (на собств. либр.): "История замка" (1888), "Алар" (1896), "Мастер Роланд" (1899); трилогия "Ракоци" - оперы "Немо" (1905), "Ракоци Ференц" (1909), "Родошто" (1912) (все оперы пост. в Будапештском оперном т-ре). 3. написал балет "Джем-ма" (1903, Чешская опера, Прага; 1904, Будапештский оперный т-р), BOK., камерно-инструмент. и др. соч. Сценич. произв. 3. отличаются ярко выраженным нац. колоритом, богаты нар. венг. мелодиями.

Соч.: Aus meinem Leben, Bd 1-3, Stuttg., 1911-24.

Я. Дубр.

ЗИЯЕВ, Мирбобо (р. 1910) - таджикский советский актер. Нар. арт. Тадж. ССР (1943). В 1928 занимался в педагогич. техникуме Самарканда, активно участвовал в кружке "Синей блузы". В 1930 поступил в Самаркандский обл. муз .-драм. т-р, где работал до 1937, показав себя способным характерным актером. Среди лучших ролей 3. в этом т-ре: Мадазим ("Два коммуниста" Яшена), Петров, Чеусов ("Мятеж" по Фурманову) и др. В 1937 был приглаш„н в тадж. муз. т-р (Душанбе), преобразованный в 1940 в Т-р оперы и балета им. Айни. Здесь в ролях Вели ("Аршин мал алан" У. Гаджибекова), Бобо ("Лола" С. Саидмурадова), Старик ("Восстание Boce" Баласаняна) ярко раскрылось комедийное дарование 3., органично претворяющего в сво„м творчестве нар. при„мы игры. Выступает в концертах, исполняя нар. шуточные тадж. и узб. песни. С 1946 работает в Тадж. филармонии.

ЗЛАТАРЕВА, Екатерина (1868-1927) - болгарская актриса. Выступала в т-рах "Основа" (1890-92), "Слеза и смех" (1892-1904) и в Софийском Нар. т-ро (1904-23). Обладала ярким темпераментом, глубокой эмоциональностью, выразит, голосом. Наибольший успех имела в драматич., остро характерных ролях, исполнению к-рых придавала бытовую окраску.

Роли: Кастанда, Маламо ("Свекровь", "Вампир" Страшими-рова),. Андрофоба ("Мужененавистница" Костова), Тодорка

("Иванко" Друмева), Матр„на ("Власть тьмы"), Анна Андреевна ("Ревизор"), пани Дульская ("Мораль пани Дуль-ской" Запольской) и др.

С установлением фашистского режима (1923) была уволена из Нар. т-ра.

Лит.: Пантеон на български театър..., София, 1926;

Попов И., Миналото на българския театър, т. 2, София, 1942; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 2, София, 1956, с. 97-101. Cm. K.

ЗЛАТОГОРОВ, Павел Самойлович [р. 17(30).XII. 1907] - русский советский режиссер оперы. Засл. арт. БССР (1940) и РСФСР (1947). Чл. Коммунистической партии с 1928. Окончил ЦЕТЕТИС в Москве по классу Б. Е. Захавы. С того же года работал в Муз. т-ре им. Немиров ича-Данченко (позднее - в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко). Участвовал во мн. пост. Немировича-Данченко: "Катерина Измайлова" Шостаковича (1934), "Тихий Дон" (1936); "В бурю" Хренникова (1939); совм. с П. А. Марковым пост. оперетту "Нищий студент" Милл„кера (1945) и оперу "Любовь Яровая" Энке (1947), с Л. В.Ба-ратовым- оперы "Сицилийская вечерня" Верди (1954), "Война и мир" (1958); "Улица дель Корно" Молчанова (1960). Пост. оперы "Надежда Светлова" Дзержинского (1943), "Дубровский" Направника (1956), "Так поступают все женщины" Моцарта (1962) и др. Одновременно в 1934-42 работал реж. (с 1939 - гл. реж.) в Белорус. т-ре оперы и балета (Минск). В 1931- 1936 и 1946-50 3. преподавал в ГИТИСе (с 1947 - доцент). Б. Ш.

ЗЛАТОГОРОВА, Бронислава Яковлевна [р.7(20). V.1905] - рус. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). Пению обучалась в Одесской нар. консерватории (1921-22) и в Киевской консерватории (1922-26). В 1926-29 выступала в оперном т-ре в Харькове. С 1929 - солистка Большого т-ра. Обладая голосом обширного диапазона (пела партии контральто), красивого густого тембра и незаурядным драм. дарованием, 3. создала живые сценич. образы, в т. ч.: Ваня ("Иван Сусанин"), Ратмир; Нежата ("Садко"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любаша, Графиня, Лель; Азучена ("Трубадур"), Кармен. Выступает в концертах.

ЗЛОБИН, Евгений Константинович [21.1(2.11). 1898-7.XII.1959] - русский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1918 в Саратове. Играл в т-рах Тбилиси, Баку, Казани, Куйбышева. Роли: Расплюев ("Свадьба Кре-чипского"), Лыняев ("Волки и овцы"), Лука. С 1938 работает в Ташкентском рус. т-ре. Яркий, острохарактерный актер, 3. с успехом исполнял комедийные и драм. роли.

Среди его лучших работ: Фирс ("Вишн„вый сад"), Караулов ("Чужой реб„нок" Шкваркина), Туляга ("Кто сме„тся последним" Крапивы), Директор зоопарка ("Клоп"), Андросов ("Человек с портфелем" Файко), Иван Иванович ("Большая любовь" Рахманова) и др. В. Д.

ЗЛОВ, Петр Васильевич (1774-1823) - русский певец и драматический актер. Будучи студентом Моск. ун-та, выступал в любительских спектаклях; первая роль - мельник Фадей ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова и Соколовского). В конце 90-х гг. 3., не окончив курса в ун-те, поступил в труппу Медокса в Москве, в к-рой играл до 1812. Затем переш„л на сцену имп. Петерб. т-ра (дебютировал в партии Феррандо - "Монтенерский замок" Далейрака, 1813). 3. выступал в муз. партиях "благородных отцов..., для которых требовался певец и актер с достоинством" ("Драматический альбом", М., 1850, с. LI). Лучшая партия - Сусанин ("Иван Сусанин" Кавоса). Успешно выступал в операх Гретри, Керубини, Буальдь„, а также в водевилях с пением. Блестяще исполнял роль старосты в опере-водевиле "Крестьяне, или Встреча незваных" (муз. Титова, слова Шаховского). Как драм. актер 3., по словам С. П. Жихарева, "был всюду хорош, где горячиться не нужно" ("Записки современника", с. 109); играл преим. роли резон„ров. Лучшие роли:. Тесей, Димитрий Донской ("Эдип в Афинах" и о. п. Озерова), пастор ("Сын любви" Коцебу).

Лит.: Жихарев С. П., Записки современника, М.-Л., 1955, с. 28, 99. 109, 185; Глинка М., Записки, Л., 1953, с. 35. В. Вир.

ЗНАМЕНАЧЕК (Znamenacek), Вольфганг (4.11. 1913-23.V.1953) - немецкий театральный художник. Окончил в К„льне художеств. техникум и театроведч. ф-т ун-та. Как декоратор начал работать в Оперном т-ре (К„льн) и в Новом т-ре (Франкфурт-на-Майне). Осн. работы-в т-ре"Каммершпиле" (Мюнхен): "Эвриди-ка" Ануя (1947-48), "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта, "Коварство и любовь" (оба в 1948-49), "Брак господина Миссисипи" Дюрренматта (1952), "Крысы" Гауптмана (1952-53).

"ЗНАМЕНИТАЯ БАНДА" (Beruhmte Bande) - немецкая странствующая труппа комедиантов. Суще-ствовала в 17 в. Создана актером К. Паульсеном в 50-х гг. 17 в. Особенную известность приобрела под рук. И. Фелыпена (в конце 17 в.), образованного человека, талантливого актера и переводчика. "З. б." заняла ведущее положение среди странствующих трупп и получила сво„ название знаменитой (актерские объединения назывались в те годы "бандами") за мастерство исполнения и высокохудожественный для своего времени репертуар. В 1685 "З. б." стала придворной труппой курфюрста Саксонского и в течение 5 лет выступала на сцене Дрезденского придворного т-ра, оснащ„нного новейшей машинерией и декорациями; актеры были зачислены на постоянные годовые оклады. В труппу входили известные нем. актеры: А. Эленсон, И. Страницкий, супруги X. и Э. Шпигельберг, К. Фельтен и др. Это был один из первых нем. коллективов, где женские роли исполнялись актрисами.

В репертуаре труппы долгое время сохранялись имевшие большой успех у публики "главные и государственные действа" - трагедии, в к-рых действовали историч. персонажи. Выспренные, напыщенные, подч„ркнуто драматич. сцены перемежались грубыми фарсовыми сценками, текст к-рых импровизировался актерами. "З. б." ставила также различные переделки (пьесы Шекспира, Бомонта, Кальдерона) и кровавые драмы из репертуара англ. комедиантов, выступавших в Германии в нач. 17 в.

Фельтен пытался утвердить на нем. сцене класспч. драматургию. "З. б." поставила 10 пьес Мольера в прозаич. переводе (были опубл. в 1684 в Нюрнберге), "Сил" Корнеля, исп. комедии "плаща и шпаги", а также пьесы А. Грифиуса, X. Вейзе и др. Постановка этих пьес, особенно драматургии Мольера, усиливала реалистич. направленность в актерской игре, актеры отказывались от крикливой патетики, присущей немецкому т-ру тех лет, и вносили в исполнение своих ролей психологическую достоверность, конкретность.

Деятельность "З. б.", много гастролировавшей по стране, сыграла значит, роль в формировании немецкого проф. т-ра.

В 1690, после смерти Саксонского курфюрста, "З. б." лишилась всех привилегий и стала бродячей труппой. После смерти Фельтена (1692) руководство труппой перешло к его жене К. Фельтен, возглавлявшей труппу ок. 25 лет. Конкуренция, отсутствие поддержки со стороны бюргерства вынудили труппу возвратиться к импровизац. спектаклям и фарсам. Из труппы ушли лучшие актеры и "З. б." утратила сво„ значение.

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. G.G. Мокульского, т. 1, М., 1956, с. 686-90; Weddi-g е n О., Geschichte der Theater Deutschlands, B., [s. a.];

Gregor I., Weltgeschichte des Theaters, Zurich, 1933;

W a h n r a u G.. Berlin-Stadt der Theater, B., 1957. И. Н.

ЗНАМЕНСКИЙ ТЕАТР - l) Театр в Москве, на ул. Знаменке (ныне ул. Фрунзе) в доме графа Р. И. Воронцова, в к-ром в 1770-80 устраивали балы, маскарады и спектакли итал. антрепрен„ры (Бельмонти и Чинти, Гроти), затем - кн. Урусов и Медокс. В 1780 здание сгорело. 2) Театр на ул. Знаменке и доме С. С. Апраксина, в к-ром в 1814-18 играла моек. драм. труппа.

Лит.: Гернгросс (Всеволодский) В., Театральные здания в Москве в XVII и XVIII столетиях,"ЕИТ", СПБ, 1910, вып. VII-VIII. Ю. Д.

"ЗНАНИЕ" - литературно-художественные сборники, издававшиеся в Петербурге в 1904-13 прогрессивным книгоиздательским т-вом "Знание" (всего вышло 40 сборников). Выходили под рук; и при непосредств. участии М. Горького (являвшегося в 1900-11 пайщиком книгоиздательства). Ленин писал, что Горький стремился в этих сборниках "концентрировать лучшие силы художественной литературы" (Соч., 4 изд., т. 34, стр. 380). В "З." публиковались пьесы Чехова ("Вишн„вый сад"), Горького ("Дачники", "Дети солнца", "Варвары", "Враги", "Последние", "Чудаки", "Васса Желез-нова"), Л. Н. Андреева ("К зв„здам", "Савва", "Дни нашей жизни"), С. А. Найд„нова ("Авдотьина жизнь" и др.), Э. Вер-харна ("Зори"), К. Гамсуна ("У жизни в лапах"), Г. Гаупт-мана и др. Д. Шн.

ЗОБИАН (Zobian), Гарбис (р. 1923) - румынский артист оперы (драматический тенор). Засл. арт. РНР. Пению обучался в Бухарестской консерватории. С 1948 3.-солист Бухарестского т-ра оперы и балета. Партии: Манрико ("Трубадур" Верди), Ту-ридду ("Сельская честь" Масканьи), Каварадосси, Хозе, Радамес, Канио, Герман. С большим успехом исполняет партию Отелло (о. п. Верди). 3. обладает большим, красивым голосом, к-рый звучит мягко и ровно во всех регистрах. Вок. мастерство, яркая сценич. выразительность, хорошие артистич. данные определили популярность певца.

3. неоднократно выступал в Москве, Ленинграде, Киеве и др. городах СССР. Д. Перс. ЗОГРАБЯН, Левон Богданович - см. ЗорабянЛ. Б. ЗОГРАФ, Николай Георгиевич [р.27.II (12.III). 1909] - русский советский историк театра. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Доктор искусствоведения (1953). С 1945 работает в Ин-те истории иск-в (старший научный сотрудник). Учился на Высших гос. курсах искусствоведения (1928-30, Ленинград). В 1931 окончил ф-т лит-ры и иск-в а Моск. ун-та. В том же году начал лит. деятельность. В 1936-46 был редактором изд-ва "Искусство". Осн. труды 3. посв. рус. т-ру 19-20 вв. и истории сов. т-ра 20-30-х гг.

Соч.: Вахтангов, М.- Л., 1939; А.П.Ленский. М.-Л., 1944 (Мае. б-ка); Е. Б. Вахтангов, М.-Л., 1947 (Мае. б-ка);

А. П. Ленский, М., 1955; Малый театр 2-й половины XIX века, М., 1960; Вступ. ст. к книгам: А. П. Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950 и Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М., 1959; Вступ. ст. в кн.: Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Смерть Пазухина, М.-Л., 1939; Пазухин, в сб.: И. М. Москвин. Статьи и материалы, М., 1948; Очерки истории русского советского драм. театра, т. 1-2, M., 1954-60 (главы о Вахтангове и т-ре его имени, самодеят. т-ре, Т-ре Революции, моек. т-рах в дни Отечеств, войны).

ЗОЙФЕРЗоуЮг), Юра (8.XII.1912-16.II.1939) -австрийский писатель, драматург. Родился в бурж. еврейской семье в Харькове, в 1918 его родители эмигрировали за границу и в 1921 поселились в Вене. Изучал германистику и историю в Венском ун-те. Был членом с.-д. партии. В 1934 стал коммунистом и всецело отдался нелегальной политич. деятельности. В 1938 был отправлен в концентрационный лагерь Дахау, потом в Бухенвальд, где и умер. Творч. деятельность начал в конце 20 - нач. 30-х гг. как поэт и журналист. В своих театральных репортажах и стихах (сборник "Стихи и репортажи", 30-е гг.) 3. призывает к борьбе с капиталистич. строем, с фашизмом и войной, пишет о необходимости дружбы с СССР. 3. руководил постановками драматических рабочих кружков. Вершиной творчества 3: является его драматург гия. Опираясь на традиции венского нар. т-ра, на клас' сич. австрийскую комедию И. Н. Нестроя иФ. Раймун-да, творчески используя достижения нем. драматургов Б. Брехта, В. Газенклевера и др., 3. создавал поэтичные, оригинальные пьесы, не потерявшие актуальности и художеств. значимости и в наст. время. В сб. "От рая до гибели мира" (первое и единственное собрание драмЗ.) вошло 5 пьес, написанных в 1936-38:

"Лехнер Эди смотрит в рай", "Астория", "Колумб, или Бродвейская мелодия 1492", "Винета", "Гибель мира". Пьесы 3. разоблачают капиталистич. строй, войну и фашизм, расовую дискриминацию. Они призывают к борьбе за мир и социальное переустройство общества, исполнены жизнеутверждения, проникнуты верой в прекрасное и величественное будущее человечества. Эти пьесы, предназначавшиеся для рг.бочих т-ров, включают в себя элементы обозрения, оперетты, политич. пародии. Их отличает сочетание лирики и сатиры, реализма и фантастики, блестящий живой диалог, остроумный нар. язык. Пьесы 3. были запрещены цензурой и занесены фашистами в ч„рные списки. Поставлены после 2-й мировой войны в т-рах Лондона, Нью-Йорка и Вены. С особым успехом идут в рабочих студиях Австрии.

Соч.: Vom Paradies zum Weltuntergang. Dramen und Kleinkunst, W., 1947.

Лит.: Weiskopf F. C., Unter fremden Himmeln. Ein Abri? der deutschen Literatur im Exil 1933-1947, В." [1948J, с. 85, 94. Harn. B.

ЗОЛЛО, Михаил Михайлович (р. 1882) - советский цирковой артист, клоун и дрессировщик живот' ных. Засл. арт. РСФСР (1939). Выступал как дрессировщик собак, вольтиж„р на лошади, жонгл„р. Б 1922 создал большую группу дрессированных животных (собаки, лошади, зебры, верблюды и др.). 3. выступал и как клоун-буфф, сопровождая шутками выступления животных. С 1949 жив„т в Киеве, где организовал зооуголок. М. Зон.

ЗОЛОТАР‚В, Василий Андреевич h?.23.11(7.III). 1873] - русский советский композитор и педагог. Нар. арт. БССР (1949). В 1892 окончил Петерб. певческую капеллу (учился у М.А. Балакирева и А. К. Лядова), в 1900 - Петерб. консерваторию (по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова). Творчество 3. способствовало развитию белорус. муз.-театр. иск-ва. Автор балета "Князь-озеро" (1949, Белорус. т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР 1950), опер:

"Декабристы" (1925, Большой т-р; нов. ред.- "Кон-дратий Рылеев", 1957), "Хвесько Андибер" (соч. 1928), "Ак-Гюль" (соч. 1942), оперетты "Рикики" (соч. 1917), музыки к спектаклям "Антигона" Софокла, "Молодой король" Уайльда, "Летающий сундук" Андерсена, "Аленький цветочек" С. Аксакова и др., а также симф. и др. соч. Проф. Моск. (1908-18) и Минской (1933-41) консерваторий. Среди учеников 3.- композиторы А. В. Богатыр„в, М. Е. Крош-нер, Д. А. Лукас, К. Ф. Данькевич, А. Г. Свечников, Л. А. Половинкин и др. Рубинштейновская пр. (1900).

Соч.: Воспоминания о моих великих учителях, друзьях и товарищах. Автобиогр. очерк, М., 1957. Б р. С. жЗОЛОТАЯ ДОЛИНА" - оперетта И. О. Дунаевского, либр. М. И. Янковского. Пост. 5 нояб. 1937, Ленингр. т-р муз. комедии (дириж„р Орланский, пост. Соловь„ва, ба-летм. Вайнонен, худ. Руди; Анисим Бобриков - Ливанов"

Нина - Колесникова, Сандро - Артамонов, Павлуша - Конрад, Ольга - Быховская, Николай Бобриков - Михайлов). 1938. Моск. т-р оперетты (дириж„р Фукс-Мартин, реж. Феона, худ. Ходасевич, балетм. Бойко). Новая ред. (на либр. М. Янковского и Л. Левина) 1955, там же и в Ленингр. т-ре муз. комедии.

Издания: "З. д.", М., Музфонд СССР, 1955. Я. Гр.

"ЗОЛОТО Р‚ЙНА" ("Das Rheingold") - опера (муз. драма) Р. Вагнера (пролог к тетралогии "Кольцо Нибелун-га", либр. композитора на основе сканд. эпоса 8-9 вв. "Эдда" и средне-верхненем. эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах"). Пост. 22 сент. 1869, Мюнхен. 13 авг. 1876, Байр„йтский т-р (дириж„р Рихтер, реж. Брандт, декорации Гофмана и Брюк-нера, балетм. Фрике; Вотан - Бец, Доннер - Кура, Фро - Унгер, Логе - Фогель, Альберих - Хилль, Миме - Шлос-сер, Фазольт - Эйлере, Фафнер - Рейхенберг, Фрика - Грюн, Фрейя - Хаупт, Эрда - Жаид, Воглинда - Л. Ле-ман, Вельгунда - М. Леман, Флосхильда - Ламмерт). Пост. в др. городах: Вена (1878), Прага (1885, на нем. яз.;

1915), Нью-Йорк (1889, на нем. яз.; 1924), Будапешт (1889), Цюрих (1894, на нем. яз.), Брюссель (1898), Стокгольм (1901), Милан (1903), Копенгаген (1908), Париж (1909), Мадрид, Буэнос-Айрес (оба 1910, на итал. яз.), Рио-де-Жанейро (1922, на нем. яз.), Хельсинки (1930), ."Загреб (1935).

В России впервые пост. нем. труппой А. Неймана в Москве и Пегербурге, 1889. Перв. пост. на рус. яз. - 27 дек. 1905, Мариинский т-р (дириж„р Направник; Вотан-Касторский, Доннер-Лосев, Фро - Лабинский, Логе - Ершов, Альберих - Смирнов, Миме-Чупрынников, Фазольт-Филиппов, Фафнер - Серебряков, Фрейя -Пасхалова, Фрика - Славина, Эрда - Збруева, Воглинда - Кузнецова-Бенуа, Вельгунда - Носилова, Флосхильда - Петренко). В 1912 пост. в Большом т-ре.

На сов. сцене пост. 6 янв. 1918 в Большом т-ре (дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Коровин) в 1933 в Академии. т-ре оперы и балета, Ленинград.

И з д а н и я: "З. Р.", партитура, Mainz, Schottes Sohne, fs. d.]; клавир, рус. пер. И. Тюменева, М., Юргенсон, [1896]; рус. пер. В. Коломийцова, М., Юргенсон, Гб. г.]. Я. Гр.

ЗбЛОТОВА, Наталья Викторовна (р. 7. V. 1928) - русская советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1945 по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (класс М. Ф. Романовой) была принята в балетную труппу Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). В 1946 работала в Белорус. т-ре оперы и балета, с 1949 - в Горьковском т-ре оперы и балета.

Партии: Аврора, Одетта-Одиллия, Жизель, Лауренсия;

Даша ("Юность" Чулаки), Эсмеральда; Катерина ("Сказ о каменном цветке" Прокофьева), Китри ("Дон Кихот"), Женя ("Тимур и его команда" Нестерова) и др. Ст. М.

"ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК", "Небылиц а в лицах",- опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по "Сказке о золотом петушке" А. С. Пушкина. Соч. 1906, пост. 24 сент. 1909, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Купер, реж. Оленин, худ. Билибин; Шемаханская царица - Добровольская, Додон - Сперанский, Звездоч„т - Пикок, Амелфа - Ростовцева, Полкан - Запорожец, Гвидон - Эрнст, Афрон - Диков, Золотой петушок - Клопотовская). 6 нояб. 1909 пост. в Большом т-ре (дириж„р Сук, реж. Шка-фер, худ. Коровин; Шемаханская царица - Нежданова, Додон - Осипов, Звездоч„т - Боначич).

За рубежом впервые пост. 15 апр. 1914, Лондон (на рус. яз.); 1914, Париж (как опера-балет, на рус. яз., пост. Фокина); Берлин (1923), Вроцлав (1950), Лондон (1954) и др.

На сов. сцене пост. 14 февр. 1919, Акад. т-р оперы и балета, Петроград (дириж„р Фительберг, реж. Курзнер, худ. Коровин, балетм. Романов); 22 сент. 1923, Ленингр. Малый оперный т-р (возобн. в 1961).

И з д а н и я: "З. п.", партитура и клавир, М., Юргенсон, 1908; акад. изд.. Римский-Корсаков. Н. А., Полное собр. соч., партитура, т. 15 (А и Б), М.-Л., Музгиа 1950; клавир, т. 43, М.-Л., Музгиз, 1951.

Лит.: ДаниловиЧл., Последние оперы Н. А. Рим-ского-Корсакова, М., 1961. ff. Гр. сЗбЛУШКА"- балет С. С. Прокофьева, либр. Н. Д. Волкова. Впервые пост. 21 нояб. 1945 в Москве в Большом т-ре (балетм. Захаров, худ. Вильяме, дириж„р Файер; Золушка - Лепешинская, Уланова; Принц - Габович, Преображенский, Мессерер, Кондратов). Возобн. в 1953. Первая постановка в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова 9 апр. 1946 (балетм. Сергеев, худ. Эрдман, дириж„р Фельдт;

Золушка - Дудинская, Принц - Сергеев). Пост. в т-рах др. городов: Киев (1948), Рига (1954). За рубежом: т-р "Ко-вент-Гарден" N 948; балетм. Аштон, худ. Маклэ; Золушка - Шерер, Нерина, Элвин; Принц - Соме); Берлин (1952);

Силезия (19й3); Т-р Кабуки, Токио (1955); Милан (1955 и 1958); Хельсинки (1957); Цюрих (1959); фестиваль в Страсбурге, Франция (1959).

Лит.: Балет Гос. ордена Ленина академич. Большого театра СССР, М." 1955, с. 241-68. J5. Вер.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница