Наши партнеры

Выгодно аренда авто краснодар посуточно без водителя в компании РексРент.
Elctra Style магазин женской одежды.
шаровые краны

Театральная энциклопедия
(страница 178)


ЗОЧАБОЗЙ (тадж., от зоча - кукла и бози - игра) - таджикский народный кукольный театр. Упоминания о 3. встречаются в стихах поэтов, напр. у Омара Хайяма (11 в.) и др. Существовало три вида нар. тадж. кукольного т-ра: чодирхаел (палатка призраков)-представления марионеток, чодири дасти (ручная палатка) и зочаи бе чодир (кукла без палатки) - представления, в к-рых действуют куклы типа Петрушки. Представления чодирхаел давались гл. обр. на новогодних праздниках, семейных торжествах, а чодири дасти и зочаи бе чодир - гл. обр. по случаю рождения реб„нка. Труппы 3. состояли из 4-5 чел. (один кукольник и 3-4 музыканта). В конце 19 - нач. 20 вв. наиболее популярными пьесами 3. были "Начальники", "Полвонкачал", "Офтобхон и Махтоб-хон" и др. Они показывали быт и различные явления обществ, жизни таджиков. Представления 3. носили синтетич. характер, в них сочетались пение, музыка, танцы, игры.

Лит.: Нурджанов Н. X., 3 аметки по Ходжент-скому народному кукольному театру, "Труды АН Тадж. ССР", 1953, т. XVII, с. 167-76; его ж е, О Бухарском кукольном театре, "Изв. отд. обществ, наук АН Тадж. ССР", 1956, вып. 10-11, с. 191-218. ff, ff,

ЗОЩЕНКО, Михаил Михайлович [29.VII(10.vilI) 1895-22.VII.1958] - русский советский писатель. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Служил доб' ровольцем в Красной Армии. Печататься начал в 1922. Автор новелл, повестей. 3. написал комедии: "Уважаемый товарищ" (1930, Ленингр. т-р Сатиры), "Преступление и наказание" (1933, Ленингр. мюзик-холл), "Опасные связи" (1939), "Парусиновый портфель" (1945, Т-р им. Ленсовета, Ленинград), "Очень приятно" (1946, там же), "Пусть неудачник плачет" (1946) и др. В основе комедий 3.- обычно бытовой анекдот, сатирически заостр„нный, поданный с шутливой назидательностью. Сатира 3. направлена против мещан, пошляков, стяжателей, невежд. Однако пьесы 3., отличающиеся вялостью действия, монотонностью диалога, не имели большого сценич. успеха.

Соч.: Опасные связи, "Звезда", 1940, ј 2; Парусиновый портфель, М., изд. ВУОАП, 1956. /f. p.

ЗРАЖЕВСКИЙ, Александр Иванович (25.VI II. 1886-14.XII.1950) - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Играл в любительских спектаклях (с 1905). Проф. сценич. деятельность начал в провинции. Выступал в Одессе, Харькове и др. городах Украины. В 1925 был принят в труппу Ленингр. академич. т-ра драмы. В 1927-33 работал в Моск. драм. т-ре (б. Корша), в 1933-35 - в Т-ре им. МОСПС. С 1935 - актер Малого т-ра. Игра 3. отличалась жизненной полнокровностью, сочностью, красочностью, непосредственностью. В 1933 в спектакле

"Шторм" 3. создал образ Предукома - большевика, обладающего богатым жизненным опытом, умеющего разбираться в людях. Свежее, оригинальное толкование получила в исполнении 3. роль Ванюшина ("Дети Ванюшина" Найд„нова, 1938); подч„ркивая реакционную сущность этого образа, 3. в то же время с большой теплотой и сердечностью раскрывал внутр. мир своего героя. Оптимистич., жизнеутверждающий характер творчества 3. наиболее полно проявился в роли председателя украинского колхоза Галушки ("В степях Украины" Корнейчука, Гос. пр. СССР, 4942); с добродушным юмором, тонкой иронией высмеивал актер ограниченность, наивную самовлюбл„нность и простодушие зазнавшегося председателя. -С 1937 снимался в кино (Гос. пр. СССР, 1941,1946, 1947).

Др. роли: Малый т-р - Печенегов ("Враги"), Варлаам ("Борис Годунов"), Миллер ("Коварство и любовь"), Лыняев ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"). Буранов ("На берегу Невы" Трен„ва), Варра-вин ("Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина), Будков ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), сэр Тоби Бэлч ("Двенадцатая ночь"), Покор-ский ("Молодость" Зорина), Остапенко ("Фронт") и др.

Лит.: Д у р ы л и н С., А. И. Зражевский, "Театральная неделя", М., 1941, ј 22, с. 8-9; Александр Зражевский, [М.], 1949 (Буклет); Александр Зражевский, [М.], Госки-ноиздат, 1951 (Буклет). С. Г. "ЗРЕЛИЩА" - русский советский еженедельный иллюстрированный театральный журнал. Выходил в Москве с мая по август 1922 (15 номеров) под назв. "Эрмитаж"; с августа 1922 по июнь 1924 (89 номеров) -под назв. "З.". В журнале печатались небольшие заметки о т-ре, цирке, кино, рецензии, хроника, корреспонденции с мест и из-за рубежа, программы-либретто спектаклей и др. Журнал распространялся в моек. т-рах, цирке, мюзик-холле. Редактор журнала Л. В. Колпакчи. В "З." сотрудничали: В. Е. Ардов, В. М. Бебутов, О. М. Брик, П. А. Марков, В. Э.Мейерхольд, С. И. Юткевич и др. А. Шн.

ЗРИТЕЛЬ. О зрителе как одном из основных компонентов спектакля см. в ст. Театр.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ - см. Здание театральное. ЗРИТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ - собрание зрителей для обсуждения просмотренного спектакля того или иного т-ра, иногда - деятельности т-ра в целом. 3. к. зародилась в нач. 20-х гг. (обсуждение спектаклей Т-ра им. Мейерхольда, Большого драм. т-ра в Петрограде и др.) и получила впоследствии широкое распространение. 3. к. организуются самими т-рами, различными театрально-обществ. организациями (Дома актеров. Дома работников иск-в и др.). клубами, уч. заведениями и т. д. Д, Шн.

ЗУБАЙРОВ, Абдулла-мин Фахреевич (р. 1891)- башкирский советский актер. По национальности-татарин. Нар. арт. РСФСР (1949). Старейший артист Башк. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1912; участвовал в спектаклях татарских трупп, игравших на терр. совр. Башкирии. С 1922 работает в Башк. академич. т-ре драмы.

Сочный, бытовой актер, хорошо знающий жизнь башк. народа, 3. создал в пост. нац. драматургии галерею ярких характеров, точных по внешнему рисунку. Часто играл людей, надел„нных народной мудростью и юмором;

Хужа Насретдин (о. п. Исанбета), Бадри ("Галпяба-ну" Файзи), Кадыргол ("Тальян-гармонь" Ахмет-шина), Гимали ("Черноликие" по Гафури). Образы, созданные 3., полны обаяния, человечности, простоты. 3. успешно сыграл ряд ролей и в пост. рус. классич. и сов. драматургии: Осип ("Ревизор"), Лука; Щукарь ("Поднятая целина" по о. п. Шолохова), Чир ("Любовь Яровая"). Д. Б.

ЗУБАЙРАЕВ,ЯрагиМагомадович (р. 22.X.1917)- чечено-ингушский советский актер. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1943). Засл. арт. РСФСР (1960). Род. в бедной крестьянской семье. По национальности чеченец. В 1933-36 учился в театр. студиях при Чечено-Ингушском т-ре и Т-ре им. Руставели (педагоги С. Ахметели, А. Хорава, А. Васадзе). В 1936-44 и с 1958 - актер Чечено-Ингушского т-ра (Грозный). В 1944-46 работала Южно-Казахстанском рус. т-ре. 3, созда„т образы, резко контрастные по сценич. рисунку, обладает яркой пластич. выразительностью. Остро и легко играет комедийные роли: Кочкар„в ("Женитьба"), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Братишка ("Шторм"), Мулла ("Петимат" Бадуева); создал острые и выразительные гротескные образы: Вахушти ("Храбрый Кикила" Нахуцришвили и Гамрекели), Мулла ("Мирза Усач" Музаева и Вайнштейна); психологически насыщенно играет 3. роли Татарина ("На дне"), Али ("Горянка" Гамзатова), страстно разоблачает угнетателей народа - Умалт ("Совдат и Дауд" Хами-дова). Вед„т режиссерскую работу ("Песнь Софии" Хубецовой и Хугаева, 1959, и др.). Е. Ж.

ЗУБКОВСКАЯ, Инна Борисовна (р. 29.XI.1923) - русская советская артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1941 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагоги Е. И, Долинская, М. А. Кожухова) и была принята в Т-р оперы и балета им, Кирова. Лирико-драматич. танцовщица, сочетающая в широкой кантилене движений уверенную силу и мягкость, 3. воплощает содержание муз. образа в благородной, законченной пластич. форме.

Партии: фея Сирени и Флорина ("Спящая красавица"), Одетта-Одиллия, Раймонда, Эсмеральда; Китри ("Дон Кихот"), Никия ("Баядерка" Минкуса), Мария и Зарема ("Бахчисарайский фонтан"). Царица бала ("Медный всадник"), Татьяна (о. п. Крейна), Гаянэ; Сюимбике ("Шурале", Гос. пр. СССР, 1950), Фригия ("Спартак"), Хозяйка Медной горы ("Сказ о каменном цветке" Прокофьева), Бьянка ("Отелло" Мачавариани), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви" Мели-кова). В. Кр.

ЗУБКбВСКИЙ, Николай Александрович [р. 12 (25).XI.1911 ]-русский советский артист балета. Засл. арт. РСФСР (1940), По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги Л. С. Леонтьев, В. И. Пономар„в) в 1931 был принят в Ленингр. т-р оперы и балета (ныне им. Кирова). Для танца 3. характерен мягкий, воздушный прыжок, блестящая техника заносок. 3. создавал виртуозные, иногда гротескно окрашенные партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Зимняя птица ("Ледяная дева" на муз. Грига), Арлекин ("Карнавал"). В 1934-48 3. одновременно выступал и в Ленингр. Малом оперном т-ре. В партиях Арлекина ("Арлекинада" Дриго), Колена ("Тщетная предосторожность"), Рене ("Фадетта", на муз. Делиба), Танцовщика

("Светлый ручей" Шостаковича), Бес„нка, Труф-фальдино ("Сказка о попе и работнике его Балде" и "Мнимый жених" Чулаки; Гос. пр. СССР, 1947) раскрылся своеобразный талант 3., создававшего средствами классич. танца комедийные характеры. Экспериментальные постановки в Ленингр. Малом оперном т-ре позволили 3. обогатить хореографич. образность своих партий в Т-ре оперы и балета им. Кирова: Золотой божок ("Баядерка" Минкуса), Базиль ("Дон Кихот"), Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Карен ("Гаянэ"), Николай ("Татьяна" Крейна). В этих партиях отч„тливо прозвучала мажорная направленность творчества 3. С пластич. выразительностью и психологич. глубиной исполнял 3. свои последние роли: Принц ("Золушка"), Евгений ("Медный всадник"), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Гренгуар ("Эсмеральда"). Оставил сцену в 1956.

Лит.: Блок Л., Танец Зубковского, "Театр", 1938. ;ј 7. В. Кр.

ЗУБОВ, Константин Александрович [8(20). IX. 1888-22.XI.1956]- русский советский актер, режиссер и педагог. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммуни-стич. партии с 1942. Деп. Верх. Совета РСФСР 4-го созыва. Родился в семье учителя, учился во Франции в технич. уч-ще (в г. Нанси) и на историко-филологич. ф-те Парижского ун-та. В 1906, вернувшись в Россию, продолжил образование в Петерб. ун-те (на том же ф-те). Одновременно занимался в Петерб. театр. уч-ще у В. Н. Давыдова. В 1908 в летней гастрольной труппе Давыдова 3. начал проф. сценич. деятельность (первая роль - Ал„ша - "Дети Ванюшина" Найд„нова). Затем занимался в Школе сценич. иск-ва А. А. Санина и А. П. Петровского. В 1910- 1915 (кроме сезона 1913-14, когда 3. служил в Самаре) работал в антрепризе Н. Н.

Синельникова в Харькове и Киеве. В 1915 3. был приглаш„н в Моск. т-р Корша. В 1917-18 возглавлял товарищество актеров Иркутского драм. т-ра. где впервые выступил как режиссер ("Вишн„вый сад", "Мещане", "На дне"). В 1921-24 работал в Первом Дальневосточном военно-революц. т-ре; роли: Гамлет, Арбенин, Кречинский. В 1925- 1931 - актер, режиссер и зав. труппой Моск. т-ра

Революции; создал здесь остро сатирич. образы Кор-зинкина, Сем„на Рака ("Конец Криворыльска" и "Воздушный пирог" Ромашова), министра Кальмана ("Гоп-ля, мы живем!" Толлера). В 1932-38 - художеств. руководитель Т-ра им. Ленсовета в Москве; пост. "Разгром" по Фадееву, "Платон Кречет" (исполнил гл. роль), сыграл роль Кинолы ("Гавань бурь" по Бальзаку). С 1936 - актер и режиссер, а с 1947 - гл. режиссер Малого т-ра. Иск-ву 3. свойственны интеллектуальная острота, тонкая ирония, изящество. Блистательный мастер диалога, 3. за внешним лоском, воспитанностью людей прошлого раскрывал их социальную и классовую сущность (роль Цыганова в "Варварах", 1941). Среди лучших ролей 3. также - Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Фамусов, Репетилов ("Горе от ума"), Расст„гин ("На берегу Невы" Трен„ва), Телятев ("Бешеные деньги"), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты" Островского) и др. режиссерские работы 3., стремившегося к точным, конкретным средствам театральной выразительности, выявлявшего идею пьесы прежде всего через иск-во актера, отмечены ч„ткостью, ясностью мысли. Пост.: "Евгения Гранде" по Бальзаку (1939, реж. Уварова), "Варвары" (1941, совм. с Судаковым), "Пигмалион" (1943, Гос. пр. СССР, 1946, реж. Велихов), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946, совм. с Цыганковым, Гос. пр. СССР, 1947), "Великая сила" Ромашова (1947, совм. с Н. Петровым, Гос. пр. СССР, 1948), "Васса Же-лезнова" (1952, совм. с Велиховым), "Порт-Артур" (1953, совм. с Марковым). Гос. пр. СССР, 1951. С 1920 3. занимался педагогич. деятельностью. С 1946-профессор театр. уч-ща им. Щепкина.

Соч.: Реалистическое искусство советского театра в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-1954гг., М., 1956.

Лит.: Цюрупа Э. Я., К. А. Зубов, М., 1953; Шатрова Е., К. А. Зубов, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1955-1956 гг., М., 1961. С. Г.

ЗУБЙВИЧ, Дмитрий Иванович (ум. 5,Х1.1887) - украинский актер. Начал сценич. деятельность как суфл„р. В 1843 во время гастролей М. С. Щепкина в Одессе обратил на себя внимание великого артиста исполнением эпизодич. ролей Свистунова и Ухов„р-това ("Ревизор"). В 1846 3. сопровождал Щепкина в его поездке по Украине. Играл Бобчинского; Подкол„-сина ("Женитьба"), позднее - Хлестакова. Среди ролей в укр. драматургии: Выборный, Чупрун ("Наталка-Полтавка", "Солдат-чародей" Котляревского). В сер. 50-х гг. 3. переехал в Ростов-на-Дону, где прожил более 30 лет. Летом 1863 выступал здесь вместе с Щепкиным. Особый успех имел в пьесах укр. драматургов. Лучшая роль 3. в рус. классич. репертуаре - Репетилов ("Горе от ума"). Гибкий и разнообразный актер, 3. с большим успехом играл и в опереттах (Синяя борода в о. п. Оффенбаха, и др.). Страстный приверженец и последователь школы Щепкина, 3. утверждал реалистические традиции рус. и укр. сценического иск-ва. Заболев в преклонном возрасте тяж„лой болезнью, оторвавшей его от т-ра, 3. застрелился. А. Г.

ЗУБРОВ, Петр Иванович [1822-9(21).XII.1873] - русский актер. В 1850 дебютировал на сцене Александрийского т-ра в водевильных ролях (Фрейтаг - "Девушка-гусар" Кони, Мальяр - "Две женщины против одного мужчины, или Одного вывели, другого провели" П. Каратыгина, Ганс - "Заколдованный принц, или Переселение душ" Куликова) и был принят в труппу т-ра, где работал до конца жизни. 3. обладал хорошими внешними данными, острой наблюдательностью, тщательно работал над каждой, даже эпизодич., ролью. Играл преим. характерные комедийные роли - деревенских парней, мелких чиновников, слуг, приказчиков: Федька ("Солдат-балагур"-водевиль Григорьева 1-го), Болтай ("Сбитенщик"- опера-водевиль Княжнина), Ляфлеш ("Скупой"); был замочат, исполнителем роли Вральмана ("Недоросль", сезон 1850-51). Самобытное дарование 3., его глубокое знание рус. жизни наиболее полно раскрылись с появлением пьес Островского, в к-рых он был первым исполнителем 19 ролей (на петерб. сцене)- Лисавский ("Утро молодого человека", 1853), Вася ("Не так живи, как хочется", 1855) , Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Кулигин ("Гроза", 1859), Васютин ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Рисполо-женский ("Свои люди - сочт„мся", 1861), Мыкин ("Доходное место", 1863), Силан ("Горячее сердце", 1869), Счастливцев (1871) и др.; играл также Беневоленского ("Бедная невеста"), Болыпова ("Свои люди - сочт„мся"), Дикого ("Гроза"), Маломальского ("Не в свои сани не садись"), Ер„мку ("Не так живи, как хочется") и др. В 1870 в свой бенефис 3. исполнил роль Городничего. Написал водевиль "Глухой всему виной", к-рый был пост. на петерб. (1853, с участием 3.) и моек. (1856) сценах. Перев„л ряд пьес с франц. яз.

Др. роли: Шприх ("Маскарад"), Никон ("Горькая судьбина" Писемского), Шпекин ("Ревизор"), Репетилов; Жак ("Скупой").

Лит.: Вольф А. И., Хроника петербургских театров, Ч. 1-2. СПБ, 1877 (ч. 1, с. 145-47, 158-61; ч. 2, с. 26-30, 35-39, 44-46); Нильский А. А., Закулисная хроника. 1856-1894, СПБ, 1897, с. 189. И. Лев.

ЗУДЕРМАН (Sudermann), Герман (30.IX.1857- 21.XI.1928) - немецкий писатель, драматург. Изучал историю литературы в К„нигсбергском и Берлинском ун-тах, с 1882 работал как редактор. Лит. деятельность начал в 1886. Драматургич. дарование 3. открыл театр. критик и драматург О. Блюменталь, возглавлявший "Лессинг-театр". Драмы 3. "Честь" (1889), "Гибель Содома" (1890), "Родина" (1893) были пост. в этом т-ре. Стремление драматурга изобразить "кусок действительности", подробности быта мелкой и средней буржуазии приближали творчество 3. к натурализму, господствовавшему в нем. драматургии конца 19 в. Как и Гауптман, 3. пытается критически осветить существующее социальное неравенство, подвергнуть критике бурж. мораль, затронуть значит. обществ, вопросы. Драматург показывал разложение бурж. семьи, гибель художника в капиталистич. обществе, обращался к теме женской эмансипации, но пьесы его отличались слащавостью, слезливой сентиментальностью, родственной драматургии А. Коцебу. Поверхностно разрешая социальные конфликты, 3. переводит их в морально-этич. область. Мещанскую добродетель своих героев 3. противопоставлял пустому и развратному "высшему свету". Если в первых своих пьесах 3. робко пытался призывать к "крушению устоев", то в последующих драмах на совр. сюжеты он отказывается от критики бурж. морали, и протесты героев заканчиваются возвращением блудных сыновей и дочерей к мирному семейному очагу ("Счастье в уголке", 1895, и др.). Вс„ это определило успех пьес 3. у либерально настроенного бурж. зрителя. Пьесы 3. ставились во мн. т-рах мира. Популярность их объяснялась сценич. эффектами, занимательными ситуациями, заимствованными у франц. драматургов (Скри-ба, Дюма-сына, Сарду), мелодраматизмом и выигрышными ролями. Особенно удавались 3. роли молодых женщин и девушек с характерными для того времени неврастенич. порывами, поисками цели в жизни. Успехом пользовались драмы и комедии 3.: "Бой бабочек" (1894), "Счастье в уголке", "Иоанн" (1898), "Огни Ивановой ночи" (1900), "Да здравствует жизнь" (1902). Пьесы 3. ставили видные режиссеры: О. Брам ("Иоанн", "Да здравствует жизнь" - Немецкий т-р), А. Антуан ("Честь", Т-р Антуана). В его пьесах играли знаменитые актеры: И. Кайнц (Вилли Яников - "Гибель Содома", Иоанн - о. п., Принц Витте - "Три соколиных пера", Биглер - "Камень среди камней"), Ф. Миттервурцер (фон Рекниц - "Счастье в уголке");

Сара Бернар и Э. Дузе (Магда - "Родина"). В России пьесу 3. "Честь" показал в 1891 Э. Поссарт во время гастролей, в дальнейшем в России пьесы 3. ставили Т-р Корша, Александрийский т-р, Малый т-р.Лучшими исполнительницами женских ролей в этих пьесах были М. Г. Савина (Ада - "Гибель Содома", Магда - "Родина"), В. Ф. Комиссаржевская (Рози - "Бой бабочек", Клерхен - "Гибель Содома", Марикка - "Огни Ивановой ночи"). Роль Магды играла также М. Н. Ермолова. В ряде драм 3. проявлялись и модернистские элементы - "Morituri" (1896), "Три соколиных пера" (1899), "Иоанн" и др.

С о ч. в рус. пер.: Собр. соч., т. 1-2, М., 1902-03, т. 1, 2 изд.. M., 1908; Dramatische Werke, Bd 1-6, Stuttg., л 099 p5

Лит.: М е р и н г Ф., Г. Зудерман. Литературно-критические статьи, т. 2, М.-Л.. 1934, с. 314-32; Б р а н д е с Г., Литературные портреты, СПБ, 1896; К е r r A., Das neue Drama, В.. 1917, с. 219-84. И. Я.

ЗУЕВА, Анастасия Платоновна [р. 5(17).XII. 1896] - русская советская актриса. Нар. арт. СССР (1957). Род. в с. Спасском Тульской губ. в крест, семье. В 1915 окончила школу драм. иск-ва под рук. Н.Г. Александрова, Н. О. Массалитинова и Н. А. Подгорного. В 1916 вступила во 2-ю Студию МХТ (1-я роль: Варя- "Зел„ное кольцо" Гиппиус, 1916), принимала участие в спектаклях Моск. Художеств. т-ра. С 1924-в труппе МХАТа. Иск-во 3., обладающей неповторимой своеобразной индивидуальностью, глубоко народно. Созданные ею образы отличаются яркой характерностью, смелостью красок. Играя роли простых русских женщин, 3, показывает их с большой симпатией и теплотой: Домна Пантелевна ("Таланты и поклонники", 1933), Анна ("Кремл„вские куранты", 1942), Кухарка ("Плоды просвещения", 1951), Анфиса ("Три сестры", 1958). 3. сочетает порой в сво„м исполнении юмор с трагическим: Мавра ("Земля" Вирты, 1937), Марья ("Любовь Яровая", 1936). Социальной и художеств. глубиной отмечено исполнение ролей отрицательных персонажей: Матушка ("Унтиловск" Леонова, 1928), Матр„на ("Воскресение", 1930), Коробочка ("М„ртвые души",

1932), Зобунова и Чугунова ("Егор Булычов и другие", 1934, и "Достигаев и другие", 1935), Феклуша ("Гроза", 1934), Улита ("Лес", 1948). Актриса остро раскрывает причудливость, чудачество своих героинь: т„тушка Ганимед ("Три толстяка" Олеши, 1930), мисс Уордль ("Пикквикский клуб" по Диккенсу, 1937), Глафира Фирсовна ("Последняя жертва", 1946). Снималась в кино (Пошл„пкина - "Ревизор", Мерчутки-на -"Юбилей", и др.). Гос. пр. СССР (1952). Я. М.

ЗУЛОНАС, Пятрас Ионович (р.16.XI.1910) - ли-тов. советский актер. Засл. арт. Литов. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1933 окончил драм. студию, принял участие в работе "Т-ра молодых". С 1936 - актер Каунасского т-ра, с 1940 - Т-ра драмы Литов. ССР (Вильнюс). Создал образ Ленина ("Незабываемый 1919-й" и в опере "В бурю").

Роли: Рыбалтовский ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952), Васька Окорок ("Бронепоезд 14-69"), Сафонов ("Русские люди"), Вурм ("Коварство и любовь"), Кругло-светов ("Плоды просвещения"), Декснис ("Правда кузнеца Игнотаса" Гудайтиса-Гузявичуса), Карандышев ("Бесприданница") и др.

Лит.: D i d z i u I i s V., Petras Zulonas, "Lietuvos tea-trai", Vilnius, 1960, ј 9, с. 59-67. В. М,

ЗУППЕ (Suppe), Франц (l 8. IV. 1819-21. V. 1895) - австрийский композитор. Основоположник австр. оперетты. Музыке обучался у 3. Зехтера и И. Зейфрида. Испытал влияние музыки Россини, Доницетти, Верди. Творч. деятельность начал в возрасте 15 лет. Как театр. композитор дебютировал оперой "Виргиния" (1837) и зинпппилем "В юности весел, в старости грустен, или Последствия воспитания" (1841, "Йозефштадт-театр", Вена). Первый успех приш„л к 3. с постановкой "Девушки в деревне" (1847, т-р "АН дер Вин", Вена). Зингшпиль "Третий параграф" (1858) сделал имя 3. известным за пределами Австрии. Особую популярность завоевал своими опереттами (св. 30), оказавшими значит. влияние на становление и развитие венской классич. оперетты 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., первыми образцами к-рой были его "Пансионат" (1860) и "Пиковая дама" (1862). 3. написал оперетты: "Десять невест и ни одного жениха" (1862, т-р "АН дер Вин", Вена), "Вес„лые школяры" (1863, там же), "Прекрасная Галатея" (1865, "Мейзельстеатр", Берлин), "Л„гкая кавалерия" (1866, "Леопольдштадтте-атр". Вена), "Танталовы муки" (1868, там же),

"Фатиница" (1876, "Карлс-театр", Вена), "Боккаччо" (1879, там же), "Донна Жуа-нита" (1880, там же) и др. а также ок. 180 муз. водевилей, фарсов, зингшпилей, пост. в т-рах Вены. Влияние итал. оперы и Оффенбаха сочетается в творчестве 3. с широким использованием венской бытовой мелодики, австр. и др. нац. танц. ритмов. До 1862 3. работал капельмейстером в "Йозеф-штадттеатре" в Вене и в т-ре "АН дер Вин", в 1862-65- в "Карлстеатре", с 1865 - в "Леопольдштадттеатре", руководил постановками мн. своих произв. Его оперетты "Боккаччо", "Фатиница", "Донна Жуанита", обладающие развитой драматургией, приближаются к комич. опере и входят в мировую опереточную классику. С успехом идут в т-рах многих стран мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза.

Лит.: S a baiich G., Fr. Suppe e Poperetta, Zara, 1888; Keller 0., Franz von Suppe, der Schopfer der deutschen Operette, Lpz.? 1905; Rieger E., Offenbach und seine Wiener Schule, W., 1920; Янковский М., Оперетта, Л.-М., 1937.

ЗУРАБИШВЙЛИ, Илья Элевтерович (псевд.-Э л е-втеридзе) (1872-1955) - грузинский писатель, общественный деятель, театральный и музыкальный критик, актер. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в Народном т-ре.

Роли: Городничий; Дудукин ("Без вины виноватые"), Отарбег ("Измена" Сумбатова-Южина), Гижуа ("Иные нынче времена" Цагарели), Карл Моор ("Разбойники") и др. 3. был знатоком груз. иск-ва. Ему принадлежат исследования об опере Палиашвили "Абессалом и Этери", о В. Са раджи-швили и др.

ЗУСКИН, Вениамин Львович (1899-1952) - еврейский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1939). В 1921 вступил в студию Гос. евр. Камерного т-ра (впоследствии ГОСЕТ) и через 3 месяца был зачислен в труппу т-ра. В том же году исполнил первую роль (Первый еврей в "Салиене" Шолом Алейхема). В 1922 сыграл гл. роль в "Колдунье" Гольдфадена. Среди лучших ролей 3.: Сендерл-Баба ("Путешествие Вениамина 111-го" Менделе-Мойхер-Сфорима), Шут ("Король Лир" Шекспира, 1935), Гоцмах (Блуждающие зв„зды" по Шолом Алейхему, 1940); сват Бадхен ("Фрейлехс", 1945), партизан Ляхович ("Леса шумят" Линькова, 1947). 3. обладал высокой проф. культурой, исключит. музыкальностью, пластичностью, органич. даром перевоплощения. В образах, созданных 3., соединялись острый сценич. рисунок, лирич. мягкость трактовки, черты трагические и комические. Мучительно трудно и неуверенно работавший над своими ролями, 3. поражал зрителей на спектаклях талантом блистательных импровизаций, непринужд„нностью творчества. В сценич. героях 3. угадывались черты людей, окружавших артиста в детстве в маленьком литовском городке; 3. воскрешал уже исчезнувший быт, полный трагич. и смешных противоречий, и поэтому иногда самые реальные из его героев воспринимались как персонажи сказочного и фантастического мира. 3. играл маленьких людей местечек, занятых суетливыми поисками куска хлеба, задавленных жалкой жизнью, надел„нных грустным юмором. В этих печально-вес„лых созданиях актер видел черты народности, в убогом обличье местечковых обитателей угадывал души артистов и мечтательных поэтов.

В течение почти всей сценической деятельности 3. был партн„ром С. М. Михоэлса. 3. и Михоэлс воплощали две стороны национального характера, взятые в их наиболее интенсивном выражении. Рядом с героями Михоэлса, полными трагич. темперамента и глубоких прозрений, в спектаклях ГОСЕТа возникали образы вес„лого и печального лирика-3.: эксцентричный индивидуалист Лир Михоэлса и скорбный и добрый Шут, еврейский Дон Кихот - Вениамин III и еврейский Санчо Панса - Сендерл-Баба - жалкий кривоногий человечек, разделявший мечту своего товарища, но при этом не терявший связи с реальным будничным миром.

3. занимался также режиссерской деятельностью. С 1948 - художеств. руководитель ГОСЕТа. С 1935 в„л преподавательскую работу в театр. уч-ще при Моск. евр. т-ре.

Др. роли: Сват Соловейчик ("200 ООО" Шолом Алейхема, 1923), Нафтоли Гоз ("Суд ид„т" Добрушина, 1929), водовоз Мендель ("Земля" Маркиша, 1930), доктор Бобрицкий ("Мера строгости" Бергельсона, 1933), большевик Станислав Бро-новский ("Четыре дня" Даниэля, 1931). 3. снимался в кино.

Лит.: Добру шин И. М., В. Зускин, М., 1939;

Гурштейн А. К., Об искусстве Зускина, "Альманах "Советиш"", М., 1935, ј 2 (на евр. яз.). ?, 3.

ЗТЕРМЕЙСТЕР (Sutermeister), Генрих (p.l2.VIII. 1910) - швейцарский композитор. В юности изучал филологию в ун-тах Базеля и Парижа. Музыке обучался в Мюнхенской муз. академии у В. Курвуазье, К. Орфа. Работал пианистом-репетитором в Муниципальном т-ре в Берне, с 1943 посвятил себя композиции. В раннем творчестве 3. заметно влияние К. Дебюсси, Д. Мийо, А. Онеггера. Под воздействием музыки Верди позднего периода 3. созда„т (гл. обр. на собств. либретто) оперы: "Ромео и Джульетта" (по Шекспиру, 1940, Гос. опера, Дрезден), "Волшебный остров" (на сюжет "Бури" Шекспира, 1942, там же), "Ниоба" (1946, Цюрих), "Раскольников" (по роману Достоевского "Преступление и наказание", 1948, Королевская опера, Стокгольм), "Красный сапог" (по сказке Хауфа,

1951, там же). Оперы 3. отличаются мелодичностью, изобретательной оркестровкой.

3. принадлежат также комич. оперы: "Рыжий Титус" (по пьесе "Талисман" Нестроя, 1958, Базель), "Серафина, или Немая аптекарша" (на сюжет Рабле, 1960, Мюнхен), балет "Деревня под ледником" (1937, Карлсруэ) и др. соч.

ЗХБА, Минадора Ивановна [6 (19). XI. 1909]-абхазская советская актриса. Нар. арт. Груз. ССР (1958). С 1935-актриса Абхазского т-ра (Сухуми). В 1939 закончила студию при Т-ре им. Руставели, ученица А. Хо-равыиА. Васадзе. Актриса большого сценич. обаяния, обладающая высокой выразительностью жеста, мимики, интонации, 3. созда„т правдивые колоритные образы.

Роли: Ханума (о. п. Цагарели, 1945), Зейнаб ("Измена" Сумбатова-Южина, 1955), Софья ("Последние", 1954), Эсма ("Ч„рные гости" Г. Гулиа, 1955), Шесья ("Данакай" Лакербая, 1956). Трагедийное дарование 3. раскрылось наиболее полно в исполнении роли Медеи (о. п. Еврипида, 1959).3. созда„т также и остросатирич. образы - пустая, нелепая Уаква ("Мышь в амбаре" Джонуа и Хуа-тландзия, 1958). Tf. Л.

ЗЮВАНОВ, Михаил Акимович [р.24.П(9.Ш). 1906] - белорусский советский артист оперы (бас). Нар. арт. БССР (1954). В 1951 окончил Минскую консерваторию. Впервые выступил на оперной сцене в Баку в 1938. Пел в различных оперных т-рах страны. В 1949-62 3. - солист Белорус. т-ра оперы и балета.

Партии: Данила, Анищук ("Девушка из Полесья", "Ми-хась Подгорный" Тикоцкого), Якуб ("Маринка" Пукста), Сусанин, Мельник, Гмин, Кончак; Кецал ("Проданная невеста") и др.

Лит.: Жураул„У Д., Шлях акп„ра [М. Я. Зюва-нау], в сб.: "Майстры беларускай сцэны", М?нск, 1960. ?p, С.

ЗЮСМАЙР, Зюсмайер (Su?mayr, Sussmayer), Франц Ксавер (176617.IX.1806) - австрийский композитор и дириж„р. Ученик Сальери, ученик и друг Моцарта. С 1792 3.- капельмейстер Национального т-ра, с 1794-композитор и капельмейстер "Кернтнертортеатра" в Вене. Автор многих опер, в том числе "Моисей" (1792, Т-р Шиканедера, Вена), "Зеркало Аркадии" (1794, там же), Длагород-ная месть" Ид]Яг и Земи-да" (обе 1795, "Кернтнер-тортеатр"), "Добровольцы" (1796, там же), "Шарлатан", "Сулейман II" (обе 1799, там же). 3. дополнил оперу Гретри "Двойное испытание" (пост. под назв.' "Двойная признательность" в 1796, "Керн-тнертортеатр", под упр. 3.), написал речитативы к опере Моцарта "Милосердие Тита" (для пост. в Праге, 1796) и закончил его "Реквием".

Лит.: S i e v e r s G. L. Р., Mozart und Sussmayer, Mainz, 1829; Lehner W., F. X. Sussmayer als Opernkomponist, в кн.: Studien zur Musikwissenschaft, v.18, В., 1931.

ИБАНЬЕС (Ibanez), Мария Игнасия (июль 1745- 22.IV.1771) - испанская актриса. Начала артистич. деятельность в провинциальной т.руппе. В 1768 вступила в труппу М. Идальго, работавшую в т-ре "Де ла Крус" (Мадрид) в качестве второй актрисы. В 1769 перешла в т-р "Принсипе", занимала положение первой актрисы в труппе X. Понсе, с успехом исполняла роли влюбл„нных. С изяществом и мягкостью играла гл. роль в трагедии "Ормесинда" Моратина, роль графини ("Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский" Кадальсо).

Лит.' Diaz de Escovar N., Siluetas escenicas del pasado, Madrid, [s. a.], c. 75-81.

ИБАТУЛЛИН, Ринат l2(15).VI.1907-15.VIII. 1950] - советский театральный художник. По нац. татарин. В 1933-35 И. учился в Моск. художеств. ин-те им. Сурикова. В 1935-37 работал художником в Башк. т-ре (Уфа). В 1937-46-в Магнитогорском т-ре, оформил там спектакли: "Горе от ума", "На дне", "Варвары", "Мещане", "Собака на сене", "Тар-тюф", "Ромео и Джульетта", "В степях Украины", "Человек с ружь„м". И. вн„с значит, вклад в развитие нац. татарского иск-ва. В Т-ре имСамала (Казань), где он работал в 1946-50, И. оЩрмил спектакли:

"За тех, кто в море!" (1946), "Песня жизни" Амира (1947), "Пугач„в в Казани" Файзи (1948), "Слуга двух господ" (1948), "Без вины виноватые" (1949), "Дочь бакенщика" по повести Г. Губая (1950). Лучшие работы И. отмечены хорошим вкусом и яркой фантазией. Он выразительно переда„т характерные черты эпохи, в к-рой происходит действие пьесы, сохраняет жанровые особенности драматургич. материала. X. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница