Наши партнеры

Выгодно аренда автомобилей воронеж без водителя дешево в компании РексРент.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 179)


ИБЕР (Ibert), Жак (15.VIII.1890-6.П.1962)-французский композитор. Член Ин-та Франции (с 1956). В 1910-14 обучался музыке в Парижской консерватории у А. Жедальжа и Г. Форе, позже - у П. Ви-даля, продолжал занятия композицией в Риме, в Академии Франции (вилла Медичи) (1920-22), директором к-рой он впоследствии становится (1937-55). Следовал гл. обр. творч. принципам неоклассицизма. К импрессионистам И. близок стремлением к колоритной оркестровке и изобретательным гармониям. Автор опер: "Анжелика" (1927, т-р "Фомина", Париж), "Персей и Андромеда" (1929, т-р "Гранд-Опера"), "Король из Ивето" (1930, т-р "Опера комик"), "Гонзага" (1935, Монте-Карло), "Орл„нок" по Ростану (совм. с А. Онег-гером, 1937, там же) и др.; балетов "Встречи" (пост. В. Нижинским, 1925, "Гранд-Опера"), "Диана де Пуатье" (пост. И. Рубинштейном, 1934, там же), "Странствующий рыцарь" по "Дон Кихоту" Сервантеса (1950, там же) и др.; музыки к спектаклям: "Самосский садовник" Вильдрака (1931, "Т-р Елисейских полей", Париж), "14-е июля" Роллана (1936, т-р "Одеон", Париж), "Антоний и Клеопатра" по Шекспиру и Жиду (1945, т-р "Комеди Франсез", Париж), фильмам, в т. ч. "Дон Кихот" (1932) и "Макбет" (1949), а также мн. симф., камерно-инструмент. и др. соч. В 1955-56 был руководителем Объединения нац. лирич. т-ров Франции. Рим. пр. (1919).

Лит,.: В г u у г J., L'ecran des musiciens, P., 1930; H о e-r e e A., J. Ibert, "Revue musicale", 1929, 1 Juillet, M 8; S a-m a z eu i 1 h G., Musiciens de mon temps. Chroniques et souvenirs. P., [1947]; Bruyr J., J. Ibert, "Musica", 1955, Octobre; Li e s s A., J. Ibert und sein Opernschaffen, "Schweizerische Musikzeitung", 1938, 1 Marz., ј 5.

ИБРАГИМОВ, Мирза Аждар оглы (р. 15. X. 1911)- азербайджанский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1930. Деп. Верх. Совета СССР 1-5-го созывов. Действит. чл. Академии наук Азерб. ССР. Первое крупное драматургич. произведение И.- драма "Хаят" (1937) о жизни колхозной деревни 30-х гг., отличается остротой драм. конфликта, реа-листич. яркостью характеров. В 1938 написал пьесу "Мадрид" о героич. борьбе исп. народа с фашизмом. Пьеса "Мухаббет" ("Любовь"), написанная в годы Отечеств. войны (1942), показывает духовную силу и красоту сов. народа. В ней созданы положительные образы наших современников. В 1962 написал лирич. комедию "Колхозница". Пьесы И. были пост. в Т-ре им. Азизбекова и др. т-рах Азербайджана; они оказали значительное воздействие на развитие нац. театр. иск-ва.

Соч.: Hajat, Бакы, 1937; Сечилмиш эсэрлэри, т. 1-3, Бакы, 1954 (т. 2-ГГеслэр); на рус. яз.- Хаят, Баку, 1940; Избр.Произв. в 2 тт., М., 1958 (т. 1 - Пьесы).

Лит.: Даронян С., Проза Мирзы Ибрагимова, Баку, 1958 (с. 24-59 - Писатель и театр); его же, Мирза Ибрагимов, М., 1960 (с. 154-56. Краткая библиогр.);

Советские писатели. Автобиографии, т. 1, М., 1959, с. 420-30. Я. Кае.

ИБРАГИМОВ, Хабибулла Калимуллич (29.XII. 1894-17.111.1959) - башкирский советский композитор и драматург. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1951). И. принадлежат популярные муз. комедии "Башмачки" (Стерлитамак, 1922), "Зятушка" (Уфа, 1947), едко высмеивающие дореволюц. быт и нравы тат. баев-торгашей, а также ряд инструмент, пьес, маршей и песен, мн. из к-рых стали народными. Простота формы, яркий нар. юмор отличают муз. сценич. произв. И., особенно его комедию "Башмачки".

Соч.: Пьесалар, офе, 1960. Д. Хар.

ИБРАГИМОВА, Галима [р. 28.XII.1909 (10.1. 1910)]-татарская советская актриса. Нар. арт. Тат. АССР. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1929 окончила тат. театр. техникум в Казани. В 1929-32 училась в Москве в ЦЕТЕТИСе. С 1933 И.- актриса Т-ра им. Камала. Тонкой лирикой, поэтичностью отмечены лучшие образы И.

Роли: Луиза Миллер (1933), Валентина ("Страх", 1933), Дездемона (1936), Полина ("Доходное место", 1938), Амина ("Тукай" Файзи, 1938), Сальви ("Хужа Насретдин" Исан-бета, 1940), Фатима ("Песня жизни" Амира, 1943), Катерина ("Гроза", 1945), Ширин ("Легенда о любви" Хикмета, 1955), Галин ("Утраченная красота" Такташа, 1956), Корделия ("Король Лир", 1956). . X. К.

ИБСЕН (Ibsen), Генрик [20.III.1828, Шиен,- 23.V.1906, Христианин (ныне Осло)] -норвежский драматург, театральный деятель. Творчество И. явилось высшим достижением реалистич. зап.-европ. драматургии 19 в. и во многом определило расцвет критич. реализма в норв. лит-ре, на к-рый указывал Ф. Энгельс: "...Норвегия пережила такой подъем в области литературы, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России" (Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 418).

И. рос в семье разорившегося купца. Рано познал материальные лишения и горечь обществ, неравенства. Работая учеником аптекаря в г. Гримстаде, он написал свою первую, юношескую драму "Катилина" (1849), примечательную ти-раноборч. мотивами, навеянными событиями 1848. В 1850-51 И. жил в Христианин, занимался журналистикой. К активной театр. и драматургич. деятельности И. обратился в 1852, когда он был приглаш„н на пост художеств. руководителя, режиссера и драматурга "Норвежского театра" в Бергене. Общественно-политические и эсте-тич. принципы И.сформировались под влиянием идей норв. крестьянской демократии, борьбы за нац. независимость и нац. культуру. В романтич. драмах "Ночь на св. Ханса" (1852), "Фру Ингер из Эстрота"

(1855), "Пир в Сульхауге" (1855), "Улаф Лильекранс"

(1856) (все пост. И. в бергенском "Норвежском т-ре"), "Воители в Хельгеланде" (1857, "Норвежский т-р" в Христианин-1878), в к-рых используется материал норв. истории, нар. творчества, выражены идеи свободолюбия и патриотизма, мир гордых и благородных героев прошлого противопоставляется мелочному корыстолюбию представителей бурж. общества.

Возглавляя в 1857-62 "Норвежский т-р" в Христианин, И., как и в период работы в Бергенском т-ре, своей режиссерской деятельностью и критич. статьями борется за подлинно нац. иск-во, насыщенное обществ. содержанием, за иск-во, идеи, темы и стиль к-рого заложены "...в народе как неосознанное требование и как совершенно исчерпывающее выражение для свойственного нашей эпохе восприятия национального начала" (цит. по кн.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 4, 1958, с. 737). Эстетич. взгляды И. в это время не свободны от отвлеч„нно-романтич. представлений о "нар. духе", о существенном в иск-ве, лиш„нном конкретных взаимосвязей с реальностью, в них сказывается влияние эстетизма. И. преодолевает эти тенденции в пьесе "Комедия любви" (1862, Христианийский т-р-1878), в к-рой он впервые создал сатирич. образ чиновничье-филистерской Норвегии, высмеял претенциозные мещанские идеалы. В драме "Борьба за престол" (1863, "Норвежский т-р" в Христианин) И. вновь обратился к национально-историч. тематике. Зрелость и демократизм политич. концепции этой пьесы подч„ркиваются точным и широким изображением картин нар. жизни, глубоким раскрытием идейно-нравственного содержания центр, образов. В 1864 И. уехал из Норвегии и до 1891 жил за границей, преимущественно в Италии и Германии. Новый этап творчества И. определяется разочарованием драматурга в норв. крестьянской демократии, его окончательным разрывом с буржуазно-либеральными деятелями. Гневная критика гос. и этич. норм совр. бурж. общества, присущего ему меркантилизма, духовного бессилия составляет пафос драматич. поэм "Бранд" (1865, "Новый т-р" в Стокгольме-1885) и "Пер Гюнт" (1866, Христианийский т-р-1876). В "Бранд е" получает развитие гл. тема И.- свобода личности и, в частности, человеч. призвания. Трагич. конфликт этой философской драмы определяется индивидуалистич. бунтом героя, лиш„нным конкретного социального содержания. Противопоставляя духовный максимализм Бран-да антигуманности бурж. мира, И. вместе с тем созна„т противоречивость своих индивидуалистич. идеалов. Гл. герой пьесы "Пер Гюнт" - философско-симво-лич. воплощение буржуазного индивидуума с его беспринципностью, приспособляемостью, эгоцентризмом. Являясь антиподом Бранда, Пер Гюнт в то же время родствен ему своим гипертрофированным индивидуализмом. Многообразие идейных и эстетич. задач, решаемых И. в "Пер Гюнте", предопределило многоплановость композиции поэмы, сложное, но гармоничное переплетение гротеска, социальной сатиры .и лирики, элементов реалистического и фантастического. Окончательно порывая с романтич. тенденциями, И. не отказывается от использования нар. поэзии и сказок.

В 70-е гг. в творчестве И. критика идеологии и практики капиталистич. общества становится вс„ более последовательной и гневной. И. восхищается рус. революц.-демократич. движением: "Россия-одна из немногих\стран на земле, где люди еще любят свободу и приносят ей жертвы. Поэтому-то страна и стоит так высоко в поэзии и искусстве" (цит. по кн.: Адмони В., Генрик Ибсен, 1956, с. 157). Однако, как и в 60-е гг., понимание несостоятельности и антигуманности капиталистич. обществ енно-политич. системы не перерастало у И. в осознание необходимости пролетарской революции: позитивная программа драматурга сводилась к отвлеч„нным требованиям "всемирного потопа", "революции духа", уничтожения всякого гос-ва. В своих следующих пьесах, написанных в жанре психологич. драмы, И. переходит от изображения широкой картины действительности к анализу отдельных явлений совр. жизни. Он стремится показать контраст между благополучной видимостью и внутренней деградацией бурж. мира. И. создал новый тип аналитич. драмы, в к-рой особое значение приобретают предыстория персонажей, скрытые, внутренние причины их поступков, лаконичные и существенные для композиции пьесы бытовые детали. Действенное начало пьесы заключается не столько в развитии сюжета, сколько в духовной борьбе персонажей. Новаторское содержание реализма И. с особой силой проявляется в ч„тком, интеллектуально насыщенном, тщательно мотивированном диалоге, обладающем глубоким подтекстом. Драмы И. "...рисуют нам хотя маленький и среднебуржуазный, но совершенно несоизмеримый с немецким мир - мир, в котором люди еще обладают характером и инициативой и действуют, хотя зачастую с точки зрения иноземных понятий довольно странно, но самостоятельно" (ЭнгельсФ., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. письма, 1953, с. 420). Бунт героев против бурж. среды всегда связан с активным утверждением прав свободной и цельной личности, но никогда не приводит их к пониманию гл. причин трагич. положения, к-рое они стремятся преодолеть. В сатирич. комедии "Союз молод„жи" (1869, Христианийский т-р), в драмах "Столпы общества" (1877, там же), "Враг народа" (1882, там же - 1883) социальная проблематика получила выражение в критич. изображении порочных экономич. и политич. основ общества. Но чаще И. приходит к подобной постановке вопроса, к острым социально-критич. выводам, разрабатывая сугубо нравственные психологич. темы. В пьесе "Кукольный дом" (1879, Королевский т-р в Копенгагене) тема освобождения личности, обличение ханжества бурж. семейных отношений перерастают в обобщ„нное обвинение бесчеловечности обществ, устройства. В "Привидениях" (1881, труппа И. Весселя, Чикаго- 1882) трагедия фру Альвинг и е„ сына раскрывается как следствие общего распада бурж. семьи, морали, религии, их лицемерной, компромиссной сущности.

В 80-90-х гг. в драматургич. методе И. происходят существенные изменения. Тончайший психологич. анализ, реалистич. обрисовку характеров и среды И. органично сочетает с разработанной им в "Бран-де" и "Пер Гюнте" системой символов, "со стремлением обобщить действительность до синтетических образов" (Луначарский А. В., Лит. газета, 1931, 29 марта). Сила социального обличения ослабевает, трагич. неспособность И. увидеть конкретные, действенные формы борьбы за радикальное изменение обществ, отношений приводит его к пересмотру проблемы "брандовского" стоицизма, проблемы героя-бунтаря. Эта тенденция характеризует драмы "Дикая утка" (1884, "Норвежский т-р" в Бергене), "Росмерсхольм" (1886, там же), "Женщина с моря" (1888, Христианийский т-р-1889). Но гуманистич. позиции И. находят новое выражение в стремлении развенчать индивидуализм героев драм "Гедда Габ-лер" (1890, Христианийский т-р), "Строитель Сольное" (1892, Христианийский т-р-1893), "Йун Габриель Боркман" (1896, Драматич. т-р в Стокгольме). Основу драмы "Маленький Эйольф" составляет борьба гуманистич. и эгоистич. начал в человеке (1894, Христианийский т-р-1895). В "драматическом эпилоге" "Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся" (1899, Королевский т-р в Копенгагене - 1900) И. осуждает антиобщественное, лиш„нное человечности искусство.

Творчество И. оказало большое влияние на развитие мировой реалистич. драматургии и театр. культуры. Это влияние проявляется в произв. Г. Гауптмана, Б. Щоу, Дж. Голсуорси, Г. Хейберга, Н. Грига, А. Миллера, Дж. Пристли и др. драматургов. Пьесы И. способствовали формированию идейно-эстетич. принципов крупнейших актеров и театр. коллективов скандинавских стран, Германии, Франции, США, Англии, Италии, Польши. Они входят в репертуар т-ров мн. стран.

В России И. получил известность в конце 19 в. Среди лучших пост. его пьес на рус. сцене: "Кукольный дом" (1884; Нора - Савина), "Пир в Сульхауге" (1896; Маргит - Савина, Снгне - Мичурина-Самойлова, Баутесен - Давыдов) в Александрийском т-ре;

"Воители в Хельгеланде" (1892; Йордис - Федотова, Дагни - Ермолова, Сигурд - Южин), "Джон Габриель Боркман" (1904; Элла - Ермолова, Гунхильд- Федотова), "Привидения" (1909; фру Альвннг - Ермолова, Освальд - Остужев) в Малом т-ре; "Кукольный дом" (1904), "Строитель Сольнес" (190о), "Гедда Габлер" (1905) в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской (гл. роли здесь играла В. Ф. Комиссаржевская, в е„ трактовке этих ролей зрители видели резкий протест против бурж. общества); "Маленький Эйольф" (1905) в Передвижном т-ре под рук. П. Гайдебурова п Н. Скар-ской. В ролях Бранда и Освальда выступал П. Ор-ленев. В Моск. Художеств. т-ре были созданы наиболее значит, в дореволюционной России ибсеновские спектакли: "Гедда Габлер" (1899; Гедда - Андреева, Тесман - Москвин, Левборг - Станиславский), "Доктор Штокман" ("Враг народа", 1900; Штокман - Станиславский), "Когда мы, м„ртвые, пробуждаемся" (1900; Рубек - Качалов, Ирена -Савицкая, Майя - Книппер), "Дикая утка" (1901; Верле-Вишневский, Яльмар - Качалов), "Столпы общества" (1903; Бер-ник - Станиславский), "Бранд" (1906; Бранд - Кача лов), "Пер Гюнт" (1912; Пер Гюнт - Леонидов, Сольвейг - Коренева, Осе - Халютина). Нек-рые пост. МХТ ("Доктор Штокман", "Бранд") выразили ан-тибурж. пафос драматурга, раскрыли своеобразие его реализма. Передовые деятели рус. т-ра работали над драмами И. в сложной обстановке, когда ряд критиков (К. Бальмонт, Д. Мережковский, А. Белый, И. Аполлонская) писали об И. как о мистике, анархисте, эстете. Это сказалось в пост. "Гедды Габлер" Мейерхольдом. Объективную оценку творчества И. дала марксистская критика - Г. В. Плеханов и А. В. Луначарский, В сов. т-ре в 30-е гг. были пост. значит, спектакли: "Столпы общества" (1934; Берник- Певцов), "Кукольный дом" (1936; Нора - Карякина) в Ленингр. акад. т-ре драмы; "Нора" (1939; Нора-Гиацинтова, Гельмер - Берсенев) в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола и др. В 50-60-х гг. выделяются пост. пьес: "Привидения" в Воронежском т-ре (1955; фру Альвинг - Супротивная, Освальд - Вишняков), Моск. драм. т-ре (1956, фру Альвинг -Еню-тина, Освальд - Песелев), Малом т-ре (1957; фру Альвинг - Гоголева); "Гедда Габлер" (1956; ГеддаСухаревская) в Моск. т-ре киноактера, "Нора" (1959;

Hopa - Орлова, Саввина) в Т-ре им. Моссовета; "Кукольный дом" (1960; Hopa - Калинина) в МХАТе, "Столпы общества" (1960; Берник - Шатов) в Моск. т-ре им. Пушкина. Осуществлена лит.-муз. композиция драм. поэмы "Пер Гюнт" в пост. В. Акс„нова, А. Глумова, Л. Колесова. Во мн. муз. т-рах Сов. Союза пост. балет "Сольвейг, или Ледяная дева" Асафьева (на муз. Э. Грига), созданный на материале драматич. поэмы И.

Соч.: Samlede verker, v. 1-10, Kbh., 1898-1902; Samlede verker, v. 1-21, Oslo, 1928-1957; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-8, M., 1903-1907; Избр. соч., M.-Л.. 1951;

Собр. соч., т. 1-4, M., 1956-58.

Лит.: Маркс К. и ЭнгельсФ., Избр. письма, 1953 (Ф. Энгельс-П. Эрнсту); Цеткин К., Генрик Пб-сен, "Иностр. лит-ра", 1956, .ј 5; M e p и н г Ф., Генрик Ибсен, в кн.: Литературно-критич. работы, т. 2, M.-Л., 1934;

Плеханов Г., Генрик Ибсен, в кн.: Искусство и литература, М., 1948; Луначарский А., Хенрик Ибсен, в кн.: И б с e н X., Избр. драмы. Л., 1935; Б л о к А., Г.Ибсен, в кн.: Собр. соч., т. 9, Л., 1936; Минский Н., Г. Ибсен. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ. 1897; И e г e p Г., Г. Ибсен, М., '1892; Н ем и p о в и ч -Данченко В., Формы театра Ибсена, "Новый зритель",

1928, ј 14; А д м о н и В., Г. Ибсен, М., 1956; его же, Творческий путь Г. Ибсена, в кн.: Ибсен Г., Собр. соч., т. 1, М., 1956; его же, Эстетические взгляды Г. Ибсена, там же, т. 4, М., 1958; Янковский М., Ибсен на русской сцене, там же, т. 4, М., 1958; Haakonsen D., H. Ibsens realisme, Oslo, 1957; K o h t H., H. Ibsen. Eit diktarliv, Oslo, 1954; Shaw В., The quintessence of ibsenism, L., 1891;

N о г t h a ni J., Ibsen*s dramatic method, L., 1952; W e i-g a n d H. J., The modem Ibsen, N. Y., 1960; L o t h а г R., H. Ibsen, Lpz. -B.-W., 1902; Ollen G., Ibsens dramatik, Stockh., 1955; Lund A., H. Ibsen og det norske teater, Oslo, 1925; Heiberg G., Ibsen og Bjornson paa scenen, Oslo, 1918; Nilsson N. A., Ibsen in Russland, Stockh., 1958; Ehrhard A., H. Ibsen et le theatre contemporain, P., 1892. Вл. М.

ИБСЕН (Ibsen), Лиллебиль (p. 6.VIII.1899)- норвежская актриса. Сценич. деятельность начала в 14 лет как танцовщица. Затем работала в т-ре М. Рейнхардта (Берлин), в т-рах "Колизей" и "Лирик" (Лондон), "Гилд" (Нью-Йорк). С 1928 И.- актриса Нового т-ра в Осло. Выступала и в оперетте (Ганна Главари - "Вес„лая вдова" Легара). Гастролировала в Копенгагене, Стокгольме, Г„теборге и др. городах.

Роли: Гедда Габлер, Анитра, Эллида, Ирена ("Гедда Габлер", "Пер Гюнт", "Женщина с моря", "Когда мы, м„ртвые. пробуждаемся" Ибсена), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына) и др. Е. Ч.

"ИВАН СУСАНИН"- опера М. И. Глинки, либр. Г. Ро-эена, пост. 27 нояб. 1836, Большой т-р, Петербург (дириж„р Кавос, декорации Роллера; Сусанин - О. Петров, Антонида- М. Степанова, Собинин-Леонов, Ваня-Петрова-Воробь„ва);

18 OKT. 1837 пост. там же (в бенефис О.Петрова; с новой сценой Вани у ворот монастыря). В Большом т-ре в Москве пост. 7 сент. 1842 (дириж„р Иоганнис, декорации Серкова и Шеньяна; Сусанин - Куров, Антонида - Леонова, Собинин-Бантышев, Ваня - Петрова). Последующие возобн. в Мариинском т-ре:

1868, .1882, 1886, 1887,1908; в Большом т-ре: 1872, 1879, 1892, 1904 (к 100-летию со дня рожд. Глинки; дириж„р Рахманинов, реж. Василевский, декорации Коровина, Головина, А. Васнецова; Сусанин - Шаляпин, Антонида - Нежданова, Собинин - Розанов, Ваня-Збруева). В 1875 пост. в Харькове на открытии оперного т-ра.

Среди исполнителей в рус. оперных т-рах: Радонежский, В. Петров, Корякин, Касторский (Сусанин); Павловская, Соловь„ва, Е. Сем„нова, Климентова,

Александрова-Кочетова, Е. Степанова, Дейша-Сионицкая (Антонида); Кадмина, Леонова, Лавровская, Долина, Петрова-Званцева (Ваня); Михайлов, Булахов, Додонов, Усатов, Донской, Ершов, Дамаев (Собинин).

На сов. сцене пост. 21 февр. 1939, Большой т-р (на новый текст Городецкого; дириж„р Самосуд, реж. Мордвинов, худ. Вильяме, балетм. Захаров; Сусанин - Пирогов, Рейзен, Михайлов; Антонида - Барсова, Жуковская; Собинин - Большаков; Ваня - Златогорова. Гос. пр. СССР). В том же году - Т-р оперы и балета им. Кирова (в редакции Пазовского и Баратова, дириж„р Лазовский, реж. Бара-тов, худ. Федоровский, хормейстер Степанов, балетм. Бочаров; Сусанин - Яшугин, Антонида - Халилеева, Со-бннин - Нэлепп, Ваня - Вербицкая). В 1945 пост. в Большом т-ре в новой муз.-сценич. редакции. Пост. во мн. городах Сов. Союза: Саратов (1939, 1953), Куйбышев (1940. 1952, 1956), Одесса (1940), Киев (1940, 1949), Луганск (1940), Горький (1940, 1950), Харьков (1940, 1955), Ташкент (1941, 1945 и 1953), Ереван (1942), Новосибирск (1945, 1959), Пермь (1945), Львов (1949), Минск (1950),Рига (1951), Казань (1951), Улан-Удэ (1954).

Впервые пост. за рубежом в 1866 в Праге (дириж„р Балакирев); там же в 1877 на чеш. яз. (Антонида - Александрова-Кочетова). В 1874 пост. в Милане (Антонида-Меньшикова). Опера шла на сценах мн. городов мира, в т. ч.; Ницца (1881, на итал. яз.; 1890), Лондон (1887, на итал. яз.), Берлин (1888 и 1908, на рус. яз.; 1940). Копенгаген (1888, на рус. яз.), Манчестер (1888, на рус. яз.), Париж (1896), Гамбург (1900), Монте-Карло (1916, на рус. яз.), Нью-Йорк (1936, в концертном исп.), София (1949, пост. Соковнина), Прага (1949), Пхеньян (1957), Милан (1959).

Издания: "И. С."-Партитура ("Жизнь за царя"), СПБ, Стелловский, 1881; нов. изд., переем, и исправл. И. А. Рим-ским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, Лейпциг, Беляев, 1907; клавир ("Ж. за ц."), СПБ, Стелловский, 1857; под названием "И. С." -Музгиз, 1942; то же, 1949, 1953.

Лит.: Михаил Иванович Глинка. Календарь, Л., 1954;

Протопопов В., "Иван Сусанин" Глинки. Муз.-теоретич. иссл., М., 1961. ' Н Гр.

ИВАНКбВСКАЯ, Татьяна Львовна (р. 14. III. 1915)- украинская советская артистка балета. Засл. арт. УССР (1946). В 1931-33 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще у М. Ф. Романовой. В 1935-55 работала в Одесском т-ре оперы и балета. Л„гкость и грациозность танца сочетались в иск-ве И. с яркой актерской выразительностью. Создала образ сов. патриотки Олеси в одноим. героич. балете Русинова (пост. В. Вронского).

Партии: Лился (о. п. Данькевича), Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия, Эсмеральда и др. Ю. С.

ИВАНОВ (К ю н д э), Алексей Андреевич (1908- 1934) -якутский советский драматург. Окончил Иркутскую учительскую семинарию. Лит. деятельность начал в 1923. Написал ряд агитац. пьес на совр. тематику, к-рые были пост. Якутским т-ром. В пьесе "Огни коммуны" стремился показать величие социалистич. революции, раскрывая эту тему в условных романтич. образах. Пьеса "В та„жной глуши" показывает жизнь глухой якут. провинции, "Леня"- разоблачает антинародную сущность якут. национа-листич. буржуазии. Гражданской войне посв. драма "Те годы", в к-рой И. впервые попытался создать образы коммунистов и комсомольцев.

Лит.: Очерк истории якутской советской литературы, М., 1955. А. Ив.

ИВАНОВ, Алексей Петрович [р. 9(22). IX. 1904]- русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1951). В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу проф. Г. А. Боссе; брал уроки у И. В. Ершова. Впервые выступил на оперной сцене в 1930 в Ленинграде. Пел на сцене Ленингр. Малого оперного т-ра (1932-36), оперных т-ров Свердловска, Саратова и Горького. С 1938 И.- солист Большого т-ра. Обладает голосом яркого, сильного звучания; исполнению И. присущи реалистич. убедительность, драматич. сила. Партии: Риголетто (Гос. пр. СССР, 1946), Петр ("Вражья сила" Серова, Гос. пр. СССР, 1948), Мазепа (Гос. пр. СССР, 1950), Демон; Ч„рт ("Черевички"), Комиссар ("В огне" Кабалевского), Грязной, Тонио,Эскамильо и др.

ИВАНОВ, Андрей Алексеевич [р. 30.XI (13.XII). 1900] -русский советский артист оперы (баритон). Нар. арт. СССР (1944). Пению обучался в Киеве. В 1925 выступал в спектаклях Киевского передвижного оперного коллектива. Пел в Бакинском, Одесском, Свердловском т-рах оперы и балета. В 1934- 1949 - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко, с 1950 - Большого т-ра. В 1956 оставил сцену. Голос И. сильный, красивого бархатного тембра, отлично звучал как в лирич. (Руслан, Евгений Онегин; Жер-мон - "Травиата", Валентин - "Фауст"), так и в драматич. партиях (князь Игорь, Риголетто, Демон,

Грязной, Мазепа, Эскамильо; Скарпиа - "Тоска"). Исполнение И. отличалось большой эмоциональностью, драматич. выразительностью. Гастролировал за границей (Лондон, Вена, Берлин, Прага, Будапешт, Варшава). Выступал в концертах. Е, В. ИВАНОВ, Валентин Алексеевич (р. 12. VII 1.1909) - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1932 окончил Всесоюзные режиссерские курсы. В 1933-37 учился в ГИТИСе (театроведч. ф-т), по окончании к-рого работал зав. лит. частью Рязанского т-ра. Затем был художеств. руководителем (гл. реж.) в т-рах Рязани (1939 - 45), Волгограда (1945 - 50), Костромы (1950- 59). С 1959 - гл. реж. Ставропольского т-ра.

Пост.: "Воевода", "Бесприданница" (1947); "Последняя жертва", "Без вины виноватые" Островского, "Егор Булычев и другие" (1949), "Зыковы", "Васса Железнова", "Иванов", "За тех, кто в море!" (1946) и др. Э. К.

ИВАНОВ, Всеволод Вячеславович [р. 12 (24). II. 1895] - русский советский писатель, драматург. Род. в семье учителя. Участвовал в гражд. войне в Сибири. Печататься начал в 1915. Первые драматургич. опыты И. (мелодрамы для труппы провинциальных актеров, выступавшей на ж.-д. станциях Зап. Сибири, 1914; пьеса "Ч„рный занавес", 1918) не сохранились.

В 1927 по мотивам своей повести И. написал для МХАТа драму Бронепоезд .14-69", пост. к десятилетию Октябрьской революции (художеств. руководитель постановки К. С. Станиславский, реж. Судаков и Литовцева). В этой пьесе, являющейся одним из лучших произведений сов. драматургии, отмеченной высокой поэтичностью, наиболее полно сказалось стремление И. к эпич. формам драмы, яркой колоритности и сочности характеров. Образы героев революции и гражд. войны были впервые раскрыты с убедительной правдивостью. Динамичная форма драмы способствовала мощному звучанию темы героич. борьбы народа за власть советов, прославлению боевой международной солидарности трудящихся. В пьесе отч„тливо были выявлены ведущая роль партии большевиков, победоносная сила союза рабочих и крестьян в пролетарской революции. Образы коммуниста Пеклеванова, партизана Вершинина и др. позволили Станиславскому осуществить свою заветную мечту- "показать революцию через душу человека". Спектакль МХАТа - важнейший этап истории сов. т-ра. Пьеса "Бронепоезд 14-69" шла во многих т-рах страны, переводилась на яз. народов СССР JB Грузии, в переработке С. Шаншиашвили, под назв. "Анзор"), впоследствии ставилась и за рубежом: во Франции, Чехословакии, Венгрии, Австралии и др. странах.

Тематике гражданской войны были посвящены пьесы И.: "Блокада" (1929, МХАТ), "Голуби мира" (1937, пост. 1938, Центральный театр Красной Армии) и "Пархоменко" (сценический вариант одноим„нного романа И., 1941, там же). Писал также пьесы, посв. рус. истории: трагикомедия "Двенадцать молодцов из табакерки" (1936) о последних днях царствования Павла I, "Вдохновение" (1940) о т. н. смутном времени начала XVII века, "Ломоносов" (1953, МХАТ).

Соч.: Пьесы, М., 1954; Избранные произведения в двух томах, М., 1954 (т. 1 - Пьесы); От сцены "На колокольне" к "Бронепоезду 14-69", в сб.: Идейность и мастерство, М., 1953; Как был написан "Бронепоезд 14-69", "Молодая Гвардия", М., 1957, ј 1.

Лит.: Горчаков Н., Режиссерские уроки К. С. Станиславского..., М., 1952, с. 465-526; Зайцев Н., Драматургия Всеволода Иванова, Л.-М., 1962 (имеется библиография); Яновский Н.Н., Всеволод Иванов, Новосибирск, 1956; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-2, М., 1954-60. К. Ф. /

ИВАНОВ, Вячеслав Васильевич (р. 1.XII. 1885)- русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1947). Учился в художеств. школах Казани и Киева. С 1906 - в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (окончил в 1910). С 1908 - пом. декоратора в Оперном т-ре Зимина. Как театр. художник самостоятельно начал работать в 1909. Оформлял спектакли в т-рах Баку, Тбилиси, Еревана. В 1948-59 - художник Центр, детского т-ра (Москва).

Спектакли: Рабочий т-р, Баку (1923-26) - "Овод" по Войнич, "Шторм"; Т-р оперы и балета, Баку - "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; Рабочий т-р, Тбилиси (1937-38) - "Любовь Яровая", "Горе от ума", "Огненный мост" Ромашова; Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван (1946-49) -"Иоланта" Чайковского, "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Князь Игорь"; Центр, детский т-р- "Два капитана" (1948) Каверина, "В добрый час!" Розова (1954), "Волшебный цветок" Жень Дэ-яо (1958) и др. АН. Ш.

ИВАНОВ, Вячеслав Вениаминович (р. 13. III. 1906) - русский советский художник театра и кино. Учился в Ленингр. художеств. техникуме при Академии художеств (1924-27). В т-ре работает с 1928. В 30-е гг. И. преподавал в студии при Большом драм. т-ре в Ленинграде, работал в области театр. плаката, станковой живописи. В 1943-55- гл. художник Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола.

Спектакли: в Ленингр. т-ре им. Ленинского комсомола - "На всякого мудреца довольно простоты" (1944), "Где-то в Сибири" Ирошниковой (1949), "Семья" Попова (1950), "Дорогой бессмертия" по Фучику (1951, Гос. пр. 1952), "Гибель эскадры" (1952); "В добрый час!" (1955) Розова; в Большом драм. т-ре - "Дали неоглядные" Вирты (1958), "Гибель эскадры" (1960).

Соч.: Художник в спектакле, в сб.-'"Дорогой бессмертия", Л., 1958.

Лит.: Театральные художники Ленинграда, "Театр", 1952, .ј 7. АН. ZZZ.

ИВАНОВ, Вячеслав Иванович [16(28).II.1866- 16.VII.1949] - русский поэт, драматург, историк и теоретик искусства. Учился в Моск. ун-те на исто-рико-филологич. ф-те, затем занимался историей, филологией и философией в Берлине. Изучая гл. обр. культ Диониса и вопрос о происхождении трагедии, И. написал работы: "Эллинская религия страдающего бога" (1904), "Религия Диониса" (1905), "Диониспй-ство и прадионисийство" (1923). Проблемы т-ра ставятся в его книгах "По зв„здам", "Борозды и межи", а также в ряде статей. И. сотрудничал в символистских журналах ("Аполлон", "Весы" и др.). Автор трагедий "Тантал" (1905) и "Прометей" (1919). театр. воззрения И. явились выражением идеалистич. реакции в рус. иск-ве нач. 20 в., вызванной кризисом бурж. культуры и , распространением идей символизма. И. выдвигает теорию чередования в истории человечества т. н. органич. культур, порождающих иск-во народное, коллективное, "соборное", и критич. культур, вызывающих появление узкоиндивидуали-сТич. иск-ва для немногих. Таково бурж. (декадентское, импрессионистич. и пр.) иск-во, к-рому И. противопоставлял "подлинный символизм", возвещающий "органич. культуру" будущего. Считая осн. качествами нового иск-ва синтетизм, объективность, слияние личности с коллективом, И. выдвигал т-р ва первое место среди др. иск-в. Он утверждал, что т-р, отбросив свои совр. формы и используя опыт других "органич. культур" (эллинизма, средних веков), должен обратиться к постановке мистерий, всенародных действ, представлений, где нет зрителей i актеров, а все являются участниками некой театр. дитургии. Такой т-р, отражая "высшую реальность"реальность "человеческого духа", соль„тся с религией, верн„тся к истокам мифотворчества.

Воздействие идеалистич. идей И. широко сказалось на развитии рус. театр. символизма. И. стремился осуществить свои театр. идеи на практике (создание Башенного театра на квартире И. и др.).

В первые годы после Октябрьской революции И. работал в историко-театр. отделе Наркомпроса (в Москве, с 1921 - в Баку). Идеи И. оказали влияние на теоретиков Пролеткульта. Однако конкретные социальные задачи, стоявшие перед сов. культурой, оказались чужды И. Он эмигрировал из Сов. Союза. С 1924 И. жил в Италии.

Соч.: По зв„здам, М., 1909; Борозды и межи, М-, 1916.

Т. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница