Наши партнеры

видеостены

Театральная энциклопедия
(страница 180)


ИВАНОВ, Евгений Васильевич [р. 27.11(12.111). 1901] - русский советский артист оперы (бас). Нар. арт. Казах. ССР (1938). В 1927 окончил Муз. студию им. Глазунова в Ростове-на-Дону. В 1927-34- солист Т-ра оперы и балета им. Ахундова в Баку. Пел в оперных т-рах Киева, Горького, Ленинграда, Алма-Аты и др. С 1944 И.- солист Большого т-ра. Выступал в концертах. В 1959 оставил сцену.

Партии: Сусанин, Мельник, Кончак, Гремин; Иван Грозный ("Псковитянка" Римского-Кор-сакова), король Рене ("Иолан-та . Чайковского), Мефистофель, Дон Базилио и др. Е. В.

ИВАНбВ, Иван (1864- 1941) - болгарский композитор, музыкально-общественный деятель. Один из создателей (совм. с В. Ка'уцким) первой нац. болг. оперы "Камен и Цена" (1911, "Болгарская оперная дружба", София). Несмотря на слабости либр., эта опера (на сюжет поэмы И. Вазова "Громада") имела большой успех благодаря богатству муз. красок, блестящей оркестровке, использованию интонаций болг. муз. фольклора, ясности языка. Н. Дубр. ИВАНОВ, Иван Иванович (р. 22.IX.1862-ум. в конце 20-х гг.) - русский историк литературы, театровед, критик. Профессор. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1886). Лит. деятельность начал в 1887. Сотрудничал в журн. "Артист" (1889-95); выступал с театр.-критич. статьями, рецензиями в журн. "Дневник театрала", "Мир божий", "Русская мысль", "Театрал", "Театральная библиотека", "Театр и искусство", газ. "Московские ведомости" и др. Придерживался в начале своей деятельности либеральных взглядов, но вскоре переш„л на реакц. позиции (неверная оценка истории рус. обществ, мысли, выпады против революц.-демократич. критики). Интерес представляют рецензии И. о гастролях западноевропейских актеров и рус. постановках пьес Шиллера и Шекспира, а также его диссертация о французском театре.

Соч.: Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII в., М., 1895 (Ученые записки имп. Моск. ун-та) (магистер. дисс.); Шекспир. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1896; Писемский, СПБ, 1898; История русской критики, . 1-4, СПБ, 1898-1900; А. Н. Островский. Его жизнь и литературная деятельность, СПБ, 1900; Испания. Сервантес-Лопе де Вега-Кальдерон, [М., 1901]. А. Шн.

ИВАНОВ, Константин Васильевич [15(27).V.1890- 13(26). 111.1915] - чувашский поэт. Учился в Симбирской чувашской учительской школе. За участие в волнениях учащихся был в 1907 из школы исключ„н. Позднее преподавал чистописание и рисование. В 25 лет умер от туберкул„за. И.автор многочисл. поэтич. произв., в т. ч. классич. поэмы "Нарспи"; эта насыщенная драматургич. элементами поэма заложила основы чувашской драматургии. В 1922 была инсценирована П. Н. Осиповым и пост. на нац. сцене. Среди последующих пост. "Нарспи" - спектакль 1940-41 (инсц. А. Калгана и"В. Алагера). И. принадлежит неоконченная трагедия "Раб дьявола"". Ф. Р.

ИВАНОВ, Константин Иванович (р. 25.XII.1911)- чувашский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Чув. АССР,(1950). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1938 окончил режиссерский факультет ГИТИСа, с 1937 - режиссер Чувашского академич. т-ра. В 1941-47 был в армии. Пост. спектакли: "Айдар" Осипова (1937), "Как закалялась сталь" (1937), "Ялта" Павлова (1948), "Когда расцветает чер„муха" Макси-мова-Кошкинского и Орлова-Шузьм (1949), "Энтип" Ржанова (1949), "Никита Бичурин" Романова (1959), "Кукушка вс„ кукует" Терентьева (1960) и др. Творчество И.режиссера яркой творч. фантазии - способствует развитию чувашской нац. драматургии и т-ра. Ф. Р.

ИВАНОВ, Лев Васильевич [р. 20.11(5. III). 1915] - русский советский актер. Нар. арт. Лит. ССР (1960). Член Коммунистич. партии с 1953. Сценич. деятельность начал в 1935 в моек. Камерном т-ре, еще будучи учеником студии при этом т-ре (окончил в 1937); работал здесь до 1941 .В 1945-61 -актер Вильнюсского т-ра. Роли: Отелло, Незнамов, Жадов; Хельмер ("Нора"), Швандя; Бахирев ("Битва в пути" по Николаевой), Мересьев ("Настоящий человек" по Полевому), Черкун ("Варвары") и др. Выступал как режиссер. С 1961 И.- в труппе МХАТа. Роли: Эзоп ("Лиса и виноград" Фигей-реду), Кроссмен ("Осенний сад" Хеллман). А. Ив.

ИВАНбВ, Лев Иванович [18.11 (2.III).1834- 11(24). X II. 1901 ]-русский артист балета, балетмейстер. В 1844 поступил в Петерб. еатр. уч-ще, занимался классич. танцем у А. И. Пименова, П. Фредерика (Малаверня), Э. Гред-лю, Ж. Петипа-отца. В 1852 окончил уч-ще и был зачислен в петерб. балетную труппу. Выступал партн„ром Е. И. Андреяновой и Т. П. Смирновой.

В 1869, после отъезда из Петербурга А. Сен-Леона и назначения М. И. Петипа балетмейстером петерб. труппы, И. занял положение первого танцовщика, но вскоре уступил первенство П. А.

Гердту. Последний раз выступил на сцене в 1893. Среди партий - Феб и Клод Фролло ("Эсмеральда"), Валентин ("Фауст" Пуни), Солор ("Баядерка" Минкуса), Колен ("Тщетная предосторожность"), Конрад ("Корсар" Адана и Пуни) и др. Талантливый танцовщик, выразит. мимич. актер, И. отличался скромностью и часто уступал выигрышные партии другим. С 1858 И. преподавал в младших классах Петерб. театр. уч-ща: у него начинали учиться Е. О. Вазем, М. Н. Горшенкова, Е. П. Соколова, К. М. Куличевская, М. Ф. Кшесинская, О. И. Преображенская, А. Я. Ваганова и др.

В 1882 И. был назначен режиссером петерб. балетной труппы, возобновлял старые спектакли и ставил танцы в операх. С 1885 - второй балетмейстер т-ра. С этого времени началась его самостоятельная работа балетмейстера.

Будучи одар„нным музыкантом, И. придавал музыке неизмеримо больше значения, чем все предшествующие или современные ему хореографы. Музыка для И. была источником хореографич. образности.

В 1887 И. пост. в традициях романтич. балета "Очарованный лес" Дриго и "Гарлемский тюльпан" Шеля, в к-рых использовал фантастику и фольклор. На летней сцене в Красном Селе, под Петербургом, он показал балеты "Севильская красавица" (муз. сборная, 1888), "Шалость Амура" и "Праздник лодочников" Фридмана (1890, 1891) ("Шалость Амура" перешла затем на сцену Мариинского т-ра). В 1890 И. пост. половецкие пляски для премьеры оперы Бородина "Князь Игорь", а в 1892 - славянские танцы для 1-го и 2-го актов оперы-балета "Млада" Римского-Корсакова. В 1892 И. поставил "Щелкунчик", где самобытно воплотил в танце поэзию зимней природы, увиденной глазами реб„нка (танец снежных хлопьев). Муз.-симфонич. развитие действия определяло разработку действия танцевального, тонкую "инструментовку" кордебалетного танца. В 1922 спектакль был поставлен в др. редакции, и с тех пор хореография И. утрачена. Однако историч. значение этой постановки, е„ воздействие на балетный т-р своего времени исключительно велико.

Поставив затем "Волшебную флейту" Дриго (1892) и 2-й акт (бал) в "Золушке" Шеля (1893), И. вновь обратился к музыке Чайковского. В 1894 в Мариинском т-ре на концерте памяти Чайковского впервые исполнялся 2-й акт "Лебединого озера" в пост. И. В 1895 И. пост. последний акт балета (1-й и 3-й акты пост. М. И. Петипа). Продолжая лучшие романтич. традиции рус. хореографии 19 в., спектакль этот выражал новаторские -устремления постановщика. И. симфонически разработал ансамблевые сцены лебедей во взаимодействии с лирико-трагедий-ным характером героини - заколдованной царевны Одетты. Совершенство хореографич. форм органично вытекало из поэтич. содержания образов. Балетная сказка была поднята до философских раздумий об участи прекрасного в условиях мрачной современности.

В спектаклях "Ацис и Галатея" Кадлеца (1896), "Дочь микадо" Врангеля (1897) слабая музыка не позволила И. углубить опыты симфонизации танца. Он успешно продолжил их во 2-й рапсодии Листа, впервые исполненной в 1900 как вставной номер в балете "Кон„к-Горбунок". Смерть не дала И. завершить по' становку "Сильвии" Делиба, е„ закончил П. А. Гердт. Задуманную И. постановку "Египетских ночей" Арен-ского осуществил М. М. Фокин.

Б. В. Асафьев назвал И. "душой русского балета". Соч.: Мои маленькие воспоминания, "Петербургская газета", 1901, 13 декабря, ј 342, с. 5.

Лит.: Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 2, М., 1954; Волынский А., "Маляр негодный", "Жизнь искусства", 1923, .N" 7, с. 4-5; Борисоглебский М. В., [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 190-92; Слонимский Ю., Мастера балета...., [Л.], 1937, с. 169-99; егоже, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956. - В. К р.

ИВАНОВ, Леонид Гордеевич (1898-1936) - советский цирковой артист, дрессировщик животных. С семилетнего возраста работал в акробатич. труппе, руководимой его отцом. Участвовал в номере "икарий-ские игры". С 1925 выступал с дрессированными животными (лошади, верблюд, собаки, обезьяны, попугаи и др.). Вносил в свои номера элементы рус. нар. представления, выступал в рус. костюме (рубашка, шаровары, сапоги). И. работал с животными легко, непринужд„нно, весело, вводил в номер комич. эпизоды (скачки собак, костюмированных под жокеев, вальсирующий верблюд и др.). Ю. Д.

ИВАНОВ, Николай Иванович (1811 - 5. XII. 1891) - русский антрепрен„р. Св. 50 лет держал антрепризы во мн. городах дореволюц. России (Архангельск, Витебск, Екатеринбург, Ирбит, Казань, Кострома, Кронштадт, Нарва, Нижний Новгород, Новгород, Омск, Оренбург, Псков1,' Ревель, Рига, Рыбинск, Самара, Саратов, Симбирск, Тверь, Томск, Ярославль и др.). В разные годы у И. работали Д. А. Агренев-Славянский, В. Н. Андреев-Бурлак, П. Васильев, В. В. Зорина, И. П. Киселевский, А. И. Красовский, Н. К. Милославский, Н. X. Рыбаков, В. В. Самойлов и др. Оставил "Воспоминания"- о крепостном т-ре, о быте старой рус. театр. провинции.

Соч.: Воспоминания театрального антрепренера Н. И. Иванова, [запись М.В. Шевлякова], "Исторический вестник" П., 1891, т. 46, ј 10, 11, 12.

Лит.- "Исторический вестник" 1892, т. 47, ј 2 (некролог).

А. Шн. ИВАНОВ, Николай Кузьмич [ 10(22). X.I 810- 7(19) .VII.1880] - русский артист оперы (тенор). Мальчиком был взят в Придворную певческую капеллу, где обратил на себя внимание прекрасными вок. данными. Основы вок. школы прош„л у М. И. Глинки. В 1830 вместе с Глинкой был в Италии; совершенствовался у Э. Бьянки в Милане, затем в Неаполе у Ж. Фодор-Менвьель. В 1832 И. с успехом дебютировал на сцене в Неаполе в опере "Анна Болейн" Доницетти; в 1839 пел партию Эдгара ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), выступал в т-ре "Ла Скала", в т-рах Парижа и Лондона, снискав себе славу первоклассного певца. Считался единственным соперником Дж. Рубини. И. обладал высоким грудным голосом исключит. красоты. В возрасте 35 лет оставил сцену. Был другом Дж. Россини и горячим поклонником его музыки.

Лит.: Глинка М. И., Записки..., Л.-М., 1952; С м о-ленский С т., О теноре Иванове..., "Русская муз. газ.", 1903, ј 44.

ИВАНОВ, Сергей Иванович (1885-1942) - русский советский театральный художник. Окончил Строгановское уч-ще, затем занимался в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина. В 1906 был приглаш„н в Большой т-р для выполнения декораций по эскизам Коровина к балету "Дон Кихот". После этого занимал здесь должность художника-исполнителя. С самостоят, работами начал выступать в сов. время. Блестяще владея иск-вом света, театр. техникой, И. всегда создавал подлинно театральные, неожиданные по решению, живописные декорации.

Спектакли: "Лево руля" Билль-Белоцерковского (1926- 1927, Малый т-р), "Елизавета Петровна" Смолина (1924, 2-я Студия МХАТа), "В людях" по Горькому (1933, МХАТ), "Борис Годунов" и "Золотой петушок" (1929, 1932, Муз. т-р им. Станиславского), "Мазепа" (1934, Большой т-р).

Лит.; С. И. Иванов. 1885-1942. Каталог, М., 1947.

АН. Ш.

ИВАНОВ, Ф„дор Ф„дорович (4.VII.1777-31.VIII. 1816)-русский драматург. В пьесах И. выразились характерные для 1800-х гг. вольнолюбивые тенденции. В его драме "Семейство Старичковых, или За богом молитва, а за цар„м служба не пропадают" (1807), связанной с направлением сентиментализма, героизируются простые бедные люди, создан образ талантливого скульптора-разночинца. Особенный интерес представляет трагедия И. "Марфа Посадница, или Покорение Новогорода" (1809), в к-рой он стремится развить политич. идею "Вадима Новогородского" Княжнина, освещая борьбу новогородцев с Москвой (16 в.) с республиканских, антимонархич. позиций. В "Марфе Посаднице" ясно прослеживается формирование новой, декабристской трагедии с характерными для не„ вольнолюбивыми патриотич. чувствами, обращением к нац. истории, тяготением к романтич. усложн„нной трактовке личности. Постановка "Марфы Посадницы" на сцене была запрещена цензурой.

И. принадлежат также: комедия "Женихи, или Век живи и век учись" (1808), в к-рой Щепкин с большим успехом на протяжении всей своей творческой жизни исполнял роль охотника Горлопанова, комедия "Не вс„ то золото, что блестит" (1807), а также перевод франц. переделки "Разбойников" Шиллера ("Разбойники, или Роберт, атаман разбойников"), ставившийся в Петербурге (с А. С. Яковлевым), в Москве (с С. Ф.Мо-чаловым, 1809) и в провинц. т-рах.

Соч.: Сочинения и переводы, ч. 1-4, М., 1824.

Лит.: Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала XIX века (1800-1815 гг.), в кн.: Ученые записки [Куйбышевского Гос. педагогия, ин-та им. В. В.Куйбышева], вып. 25, Куйбышев, 1959, с. 267-92; Родина Т., Русское театральное искусство в начале Х1Хв.,М.,1961. Т.Р.

"ИВАНОВ" - драма в 4 д. А. П. Чехова. Соч.: 1887-1-я ред., 1888 - 2-я ред., 1889 - 3-я и 4-я редакции. Пост. в 1-й ред. в нояб. 1887 в Гор. т-ре Саратова, 19 нояб.- в Т-ре Корша (бенефис Светлова, Иванов - Давыдов, Сарра - Глама-Мещерская, Шабельский - Киселевский, Лебедев - Градов-Соколов, Зинаида Савишна - Бороздина, Саша - Рыбчинская, Львов - Солонин, Бабакина - Кошева, Бор-кин - Светлов), возобн. (1889, 1900, 2-я ред.; Иванов - Горев, Солонин).

31 янв. 1889 (в 3-й ред.) -Александрийский т-р (Иванов - Давыдов, Сарра - Стрепетова, Шабельский - Сво-бодин, Лебедев - Варламов, Зинаида Савишна - Жулева, Саша - Савина, затем Мичурина, Львов - Чернов, Бор-кин - Далматов); возобн. 1897, 1909 (Иванов - Ге, Горев, Ходотов, Сарра - Савина, Лебедев - К. Яковлев, Саша- Комиссаржевская, Львов - Аполлонский); 19 окт. 1904- МХАТ (в 4-й ред., положенной в основу первого печатного изд. пьесы; пост.была посв. памяти Чехова'. Реж. Немирович-Данченко, худ. Симов; Иванов - Качалйв, Сарра - Книп-пер-Чехоа, Шабельский - Станиславский, Лебедев - Луж-ский, Зинаида Савишна - Самарова, Саша - Тарина, Львов - Москвин, Бабакина - Бутова, Косых - Грибу-нин, Боркин-Леонидов); Новый т-р, Петербург (1904;

Иванов - Баратов, Сарра - Арнольди, Шабельский - Горев, Лебедев - Светлов, Саша - Яворская); Общедоступный т-р под рук. Гайдебурова, Петербург (1910; Иванов - Гайдебуров, Сарра - Скарская). В 1910 "И." ш„л в любительском кружке литераторов (Петербург).

На провинц. сцене "И." ставили: Товарищество моек. драм. артистов под рук. Соловцова, Одесса (1889; Иванов - Давыдов, Лебедев - Соловцов, Саша - Рыбчинская, Львов - Рощин-Инсаров, Боркин - Светлов); Иркутский") т-р (1889); Казанский т-р (1894; Иванов - Шувалов, 1897;

Иванов - Каширин); т-р "Соловцов", Киев (1897; Иванов - Рощин-Инсаров); Харьковский т-р (1901; Иванов - Лепков-ский); Пермский т-р, антреприза Зарайской (1909); Екатери-нославский т-р, антреприза Басманова (1910; Иванов - Аркадьев); Воронежский т-р, антреприза Никулина (1911;

Иванов - Муромцев) и мн. др.

На сов. сцене "И." ставили: Моск. т-р им. Пушкина (1955, реж. Кнеель, худ. Пименов и Мазенко; Иванов - Б. Смирнов, Сарра - Пирятинская, Шабельский - Шатов, Лебедев - Чирков), Малый т-р (I960, реж. Бабочкин, худ. Куманьков; Иванов - Бабочкин, Цар„в, Сарра - Роек, Шабельский - Велихов, Лебедев - Жаров, Зинаида Савишна - Шатрова, Львов - Горбатов, Боркин - Н. Подгорный); Смоленский т-р (1940; реж. Ростовцев, худ. Медовщн-ков); Ленингр. Новый т-р (1941; реж. Сушкевич, худ. Мало-бродский); Таганрогский т-р (1946, реж. В. Белокуров;

1960, реж. С. Лавров, Мартьянова); Костромской т-р (1957; реж. Мизецкий, худ. Пирогов); Брянский т-р (1960; реж. Са-пегин, худ. И. Григорьев); Мукачевский т-р (1960; реж. Ля-ховецкий, худ. Зелинский); Ставропольский т-р (реж. В. Иванов, худ. Воротников) и др.

За рубежом "И." ставили: т-р "Вигсинхаз", Будапешт (1923); труппа "Хайюдза", Токио (1954); "Коморн-ый т-р", Прага (1955); "Пикколо-театр", Генуя (1957); Национальный шведский т-р "Драматен", Стокгольм (1957); труппа Моклера, Париж (1958); Словацкий Нац. т-р, Братислава (1960) и др.

Издания: Первое изд. (литографированное), изд. Моск. театр. биб-ки Рассохиной, М., 1889; первый печатный текст пьесы: "Северный вестник", 1889, ј 3; из послед, изд.- Ч е х о в А. П., Собр. соч., т. 13, СПБ, 1903; из сов.изд.- Чехов А. П., Собр. соч., т. 9, М., 1956.

Лит.: Homo Novus, По театрам, "Театр и искусство", П., 1909, ј 38; Н е м и р о в и ч-Д а н ч е н к о Вл. И., Из режиссерского экземпляра "Иванова", "Театр", М., 1960, ј 1, с. 148-51. А. Шн.

ИВАНОВА, Евдокия Алексеевна [р. не позднее 1812 - ум. 26.XII. 1904(8.1. 1905), Екатеринбург] - русская драматическая и оперная артистка (сопрано). Крепостная помещицы В. П. Тургеневой (матери И. С. Тургенева), И. была определена в театр. школу при крепостном т-ре. 13 лет отдана на оброк антрепрен„ру П. А. Соколову, державшему т-р в Воронеже. После выступления в роли Анюты в комич. опере "Мельник - колдун, обманщик и сват" Абле-симова (муз. Соколовского) 16-летняя актриса стала исполнять ведущие оперные партии и первые роли инженю в водевилях. В последующие годы И. с труппой Соколова играла в Тамбове, Саратове, Симбирске; в 1833-42 - в Казани. В 1839 в роли герцогини д'Асколи ("Пятнадцатилетний король", комедия, пер. с франц. А. Ж.) И. проявила комедийное дарование; в том же году исполняла роли в водевилях. Среди е„ оперных партий: Анета, Анжела ("Волшебный стрелок", "Ч„рное домино" Вебера). В нач. 40-х гг. И. была выкуплена Соколовым, своим гражданским мужем, из крепостной зависимости и получила "вольную". После пожара в Казани (1842) труппа Соколова обосновалась в Екатеринбурге, положив в 1843 начало проф. т-ру на Урале (летом она ежегодно играла в Перми, в феврале - на Ирбит-ской ярмарке). В сезоне 1843-44 И. исполнила партии Амины [опера "Невеста-лунатик" ("Сомнамбула") Беллини], Таисии (комич. опера-водевиль "Оборотни, или Спорь до слез...", пер. с франц., муз. Париса). Среди е„ водевильных ролей в этот период:

Славская ("В людях - ангел, не жена, дома с мужем- сатана" Д. Ленского), Катерина (о. п. Ф„дорова) и др. Екатеринбургская пресса отзывалась о ней как о лучшей' актрисе т-ра, отмечала ч„ткость ее игры, тщательную отделку ролей, находила е„ голос чистым, сильным, приятным, но малообработанным. Благодаря гастролям по Сибири И. стала популярной и там. И. играла также в переводных драмах и мелодрамах. На Урале в труппе Соколова И. прослужила 15 лет; после его отказа от антрепризы 12 лет играла в Иркутске. Исполняла роли грандам и старух. С 1875 работала в Екатеринбурге (1878-79, антреприза П. М. Медведева) с выездами в Пермь и Ирбит. В этот период иск-во И. приобретает большую глубину, простоту, искренность чувств.

Роли: Фрошар ("Две сиротки" Деннери, 1879), Кдучкина (водевиль "Бедовая бабушка" Баженова), графиня Хрюмина ("Горе от ума") и др. Последнее выступление И. состоялось в 1899 (Екатеринбург, роль Клучкиной).

История жизни И. послужила основой для нек-рых произв. Мамина-Сибиряка ("Доброе старое время", "Поправка д-ра Осокина"); в историч. очерке "Город Екатеринбург" Мамина-Сибиряка история Екатеринбургского т-ра написана (по свидетельству писателя) со слов И.

Лит.: [А. Ж.], О Казанском театре, "Репертуар русского театра", СПБ, 1840, кн. VIII, с. 15-17,19,20,22;

Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала. Заметки собирателя, Свердловск, 1957, с. 105-26; Б е к-каревич Н., Столетняя артистка (вместо некролога), "Исторический вестник", 1905, т. 101, июль, с. 141-48;

Contre-Баран, Екатеринбургский театр (Письмо к редактору), "Репертуар и Пантеон", СПБ, 1844, т. VI, кн. 4, с. 22, 25-27. Е. Фил.

ИВАНОВ-БОР‚ЦКИЙ, Михаил Владимирович. [14(26).VI.1874-1.IV.1936] - русский советский музыковед, педагог и композитор. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1896). Теорией композиции занимался в 1894-96 в Москве у Н. С. Кленовского, в 1898-1900 в Петербурге у Н. А. Римского-Корса-кова. В 1901-05 И.-Б. жил в Италии, где изучал историю музыки. По возвращении в Москву участвовал в деятельности муз. обществ.-просветит. организаций, в т. ч. Кружка комич. оперы, где была пост. его опера "Адоль-фина" (1908). В 1913 И.-Б. написал оперу "Колдунья" по Чирикову, пост. к-рой не была разрешена царской цензурой (пост. 1918 в Нар. доме им. Каляева, Москва). С 1922 И.-Б.-проф. Моск. консерватории. Большое количество лит. памятников, связанных с историей зап.-европ. т-ра 18 в., собрано в изданных Под ред. И.-Б. "Материалах и документах по истории музыки" (т. 2, 1934). Образцы оперного творчества 17-18 вв. представлены в его "Музыкально - исторической хрестоматии" (вып. 1-3, 1929), 2-е изд., доп. и пе-рераб. (вып. 1-2, 1933- 1936). Под ред. И.-Б. издан сборник "Музыкальное наследство" (вып. 1, 1935), где помещены материалы по истории рус. и зарубежной оперы, а также ряд отдельных статей об оперных композиторах. /

Соч.: Забытый музыкант (Э. Т. А. Гофман), "РМГ",19й", .ј.ј 37, 38, 41, 42; Страничка прошлого (Две оперы эпохи Великой французской революции), "Музыкальная ноь", 1924, Jsfo 6-7; Джоакино Россини, "Пролетарский музыкант", 1930, .ј 7; От оперы к оратории (Г. Ф. Гендель), "Советская музыка", 1935, ј 3.

Лит.: Ливанова Т., М. В. Иванов-Борецкий, "Советская музыка", 1934, ј 9. Б. Ш.

ИВАНОВ-КОЗ‚ЛЬСКИЙ (наст. фам. -Иванов), Митрофан Трофимович (1850, Киевская губ., - 15.1.1898, Петербург) - русский актер. Род. в крестьянской семье. Служил в Житомире военным писарем. В 1869 начал выступать в местном т-ре как статист. В 1870 переехал в Киев, где в течение 3 лет безуспешно добивался при„ма в труппы различных антрепрен„ров. Лишь в 1872.И.-К. зачислили в Киевский т-р на выходные роли. В 1873 он переш„л в Харьковскую труппу Н. Н. Дюкова. Лиш„нный внешнего лоска, светских манер, И.-К. не пользовался успехом в тех салонных пьесах, в к-рых ему вначале приходилось играть. Неожиданное признание публики И.-К. получил после исполнения роли Сдобного в русской бытовой драме П. Д. Боборыкина "В мире жить - мирское творить". После этого он начал получать ведущие роли, для него было пост. "Доходное место" и возобновлено "Горе от ума". Роли Жадова и Чацкого сделали И.-К. любимым актером харьковского студенчества. Студенты убедили И.-К. сыграть Гамлета, знакомили его с книгами о Шекспире, со статьями В. Г. Белинского. В 1873, в свой бенефис, И.-К. впервые сыграл Гамлета. Несмотря на успех у публики, он считал, что роль еще требует доработки, п отказался от второго выступления. Рассорившись в результате этого с антрепрен„ром, И.-К. уехал в Москву, где при содействии Н. X. Рыбакова устроился в Общедоступный театр Урусова и Танеева (1874). В следующем сезоне И.-К. оставил Москву и начал жизнь актера-гастрол„ра. Он играл в Одессе, Харькове, Казани и др. городах. В 1880 дебютировал в петерб. Александрийском т-ре. Однако, несмотря на большой успех, на казенную сцену он принят не был и вернулся в провинцию. В 1882-83 снова играл в Москве (т-ры Бренко, Корша). Иск-во И.-К.- любимого актера демократич. интеллигенции- отличалось большой задушевностью, искренностью, простотой. По свидетельству его партн„рши М. И. Велизарий, у И.-К. был "сильный, наполненный правдой, чарующий бархатистый, напоминающий виолончель голос". Но играл он неровно, яркие вспышки таланта сменялись спадами. В лучших своих актерских работах - Краснов ("Грех да беда на кого не жив„т"

Островского), Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва)И.-К. раскрывал залечат, качества рус. нац. характера: благородство смелость, удаль, доброту, а в Белугине - ещ„ и недюжинный ум. Вместе с тем актер подч„ркивал, что источник драмы его героев - в сословном и социальном неравенстве, столь тяжело пережитом в молодости им самим.

На протяжении всей своей творч. жизни И.-К. продолжал усиленно работать над образом Гамлета. В Одессе, во время гастролей Т. Сальвини, игравшего Гамлета, И.-К., уплатив антрепрен„ру громадную неустойку, отказался от выступлений, чтобы иметь возможность изучить игру великого артиста. Только к концу 70-х гг. И.-К. решился включить роль Гамлета в свой репертуар. Он исполнял эту роль по собственному тексту, составленному из различных переводов. Заимствуя нек-рые детали у Саль-вини, И.-К. в основном продолжил традиции Мо-чалова и Рыбакова, стремясь раскрыть конфликт Гамлета с окружающим его миром. Вместе с тем в исполнение этой роли И.-К. вносил и сентиментальный оттенок, присущий вообще исполнительской манере актера. Порой в спектакле протест подменялся состраданием, жалостливостью.

Выступая в роли Шейлока, И.-К. отказался от тра-диц. трактовки Шейлока как злодея. Он передавал трагедию несчастного отца, оскорбл„нное нац. достоинство, стремление отомстить за поруганную дочь. Играя роль Уриэля Акосты (о. п. Гуцкова), И.-К. показывал своего героя как мыслителя-бунтаря, борющегося за правоту своих убеждений. С огромным пафосом играл И.-К. роль Кина ("Гений и беспутство" А. Дюма-отца), раскрывая трагедию художника в чуждом и враждебном ему аристократич. обществе. Меньше удавались И.-К. роли в пьесах Шиллера: Франц Моор и Фердинанд. Достигая в них лишь внешнего эффекта, "театральности", он часто изменял правде, простоте и сердечности.

В 80-е гг., с усилением правительств, реакции в стране, в творчестве И.-К. отч„тливо выявляется основная тема: драма одинокого человека, задыхающегося в невыносимо тяж„лых обществ, условиях. Наследуя традиции А. Е. Мартынова, он с большим"'сочувствием и теплотой исполнял роли маленьких людей- забитого несчастного чиновника Рожнова ("Горе-злосчастье" В. А. Крылова), бывшего каторжника Сергея Артамонова ("От судьбы, не уйд„шь" Аркадьева). Играя роль Артамонова, Й-К. достиг высокого мастерства перевоплощения.

Трудное детство, юность, борьба за право быть актером, унижения сделали И.-К. человеком замкнутым, с неуравновешенным характером. Постепенно болезненно-самолюбивый эгоцентризм усиливался. Разгульный образ жизни прив„л к постепенному увяданию дарования И.-К. и охлаждению со стороны зрителей. Семейная драма - разрыв с женой - окончательно подорвала его душевные силы. С 1891 он редко появлялся на сцене. В 1895 И.-К. заболел тяж„лым пси-хич. расстройством.

В судьбе И.-К. отразились особенности его эпохи. Атмосфера жестокой политич. реакции, бесправие вызвали неудовлетвор„нность художника действительностью. Его творчество выражало протест против этой действительности, но отсутствие цели, непонимание путей борьбы наполняли образы актера безысходной скорбью. Творчество И.-К. явилось как бы переходной ступенью от героического искусства его предшественников - П. С. Мочалова и Н. X. Рыбакова - к творчеству актеров-"неврастеников" 20 в., ярчайшим представителем к-рых был почитатель и ученик И.-К.- П. Н. Орленев.

Лит.: Россов П. Н., Мысли и воспоминания об Ива-нове-Козельском, "Театр и искусство", 1898, ј 7; С е л и-в а н о в Т. Н., Воспоминания о М. Т. Козельском, "Театр и искусство", 1898, ј 25-29; Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом, [2 изд.]. Л., 1962; Синельников Н. Н.. Шестьдесят лет на сцене. Записки, [Харьков], 1935; В е л и-з а р и и М. И., Путь провинциальной актрисы. Л.-М.,1938;

Морозов М., Митрофан Трофимович Иванов-Козельский, М.-Л., 1947; Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала..., Свердловск, 1957; Прозоровский Л., Из прошлых лет. Театральные мемуары, М., 1958. Д. Ял.

ИВАНОВСКИЙ, Владимир Викторович [р. 8(21)VI. 1912]-русский советский артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. РСФСР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1940 окончил Моск. театр .-муз. училище им. Глазунова и в том же году был принят в труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова. В 1941-44 работал в Т-ре Балтфлота. С 1944 - вновь в Т-ре оперы и балета им. Кирова. С 1952-в Большом т-ре. И. обладает сильным, звучным голосом, его исполнение отличается эмоциональной фразировкой. Гастролировал за границей - Хельсинки, Прага, Бухарест, Пхеньян и др.

Партии: Павка ("Семья Тараса" Кабалевского.; Гос. пр. СССР, 1951), Герман; Андрей ("Мазепа"), Самозванец ("Борис Годунов"), Ионтек ("Галька" Монюшко), Флорестан ("Фиделио" Бетховена), Банк Бан (о. п. Эркеля), Канио, Хозе. Е. В.

ИВАНОВСКИЙ (Иванов), Николай Павлович (3.VIII.1893-28.XII.1961)русский советский артист балета. По окончании Петерб. балетного уч-ща (1911) был зачислен в кордебалет труппы Мариинского т-ра. В 1912 переш„л в антрепризу С. П. Дягилева. С 1915 - вновь в балетной труппе Мариинского т-ра. В сезон 1930-31 выступал в Тбилисском оперном т-ре. И." был характерным танцовщиком, исполнял партии: Антония ("Египетские ночи" Аренского), Эвзебия ("Карнавал"), Тореадора ("Дон Кихот") и др. С 1925 занимался педагогич. деятельностью в Ленингр. хореографич. уч-ще (класс бального танца). В 1940- 1952 и 1954 - художеств. руководитель этого уч-ща. Преподавая бальный танец, И. уделял большое внимание старинным танцам, он явился основоположником новой учебной дисциплины - историч. танца, вошедшей в учебные программы хореографич. уч-щ Сов. Союза и за рубежом.

Соч.: Бальный танец XVI-XIX вв., Л.-М-, 1948. Лит.: Борисоглебский М. [сост. J, Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, Юр. Б.

ИВАНОВСКИЙ ТЕАТР (Ивановский Большой драматический театр) - русский советский театр. История возникновения т-ра в Иванове относится к 1852, когда крепостным крестьянином графа Шереметева Я. Шаровым была предпринята попытка организации публичного т-ра. Однако этот театр не получил правительственного разрешения. В 60-х гг. в Иванове начинают возникать любительские коллективы, начинают выступать приезжие проф. труппы. В нач. 90-х гг. в рабочем местечке Ямы был построен летний т-р для народа, в к-ром с 1898 играла большая труппа артистов-любителей из рабочих-текстильщиков (просуществовал до 20-х гг. 20 в.), ставившая гл. обр. пьесы рус. классиков.

В первые же годы после Октябрьской революции начались попытки создания в городе постоянно действующего т-ра [активное участие в этом принимал Д. А. Фурманов, бывший тогда секретар„м Иваново-Воз-несенскогогубкомаРКП(б)]. С июля 1918 в б. Купеческом клубе начались выступления проф. труппы под рук. М. Е. Залесова. Крупным событием стали регулярные гастроли И. Н. Певцова, периодически (в 19191923) принимавшего участие в спектаклях. Одновременно (1918) в Иванове был организован Пролеткульт, театр. студия к-рого в сент. 1919 показала свой первый спектакль (инсценировки, сцены из пьес). Из этой студии в 1924 возник 1-й рабочий т-р Пролеткульта, переданный в 1932 профсоюзу и переименованный в Т-р ОСПС. В 1933 в Иванове начала работать труппа под рук. М. Л. Курского, заложившая основу постоянного Обл. драм. т-ра. В 1935 в эту труппу влился коллектив Т-ра ОСПС. В репертуаре- произв. рус. классики и совр. драматургии. В 1940 т-р получил новое здание с зрит. залом на 1600 мест (первый спектакль - "Кремл„вские куранты", реж. И. Громов; Ленин - М. Колосов). В том же году т-ру присвоено наименование Ивановского Большого драм. т-ра. Работая с местными авторами, т-р впервые осуществил на сцене пост. пьес: "Ласточка" Кочнева (1951), "Соперники" ("Воспитание чувств") Цессарского (1953), "Перед восходом" Холмского и Маркензона (1955), "Весенние страдания" Кобрина и Шароградского (1958), "Сторонка родная" Лобко (1960), "Кухаркины дети" Сапожниковой (1961) и др,

С И. т. в течение ряда лет была связана деятельность актеров и режиссеров С. И. Папова, Г. А, Ко-четкова, А. М. Пастунова, Л. В. Южанского, Н. И. Харченко, С. М. Комиссарова, Н. И. Гарина, М. Н. Потоцкого, А. А. Дружининой, Б. А. Теренть-ева, 3. Н. Зорич, А. Д. Дикого, А. А. Гончарова, Е. Н. Белова, В. Н. Токарева, И. Г. Громова, И. Г. Борова и др. С первых дней организации в т-ре работают нар. арт. РСФСР М. Г. Колосов, засл. артисты РСФСР В. А. Щудров, Н. Г. Евстафьева, К. П. Антипин, Л. В. Раскатов; артисты И. П. Тихонов, А. В. Плес-ская и др., композитор М. Ю. Двойрин.

В труппе (1962; кроме упомянутых): засл. артистка РСФСР Е. Г. Евгеньева, засл. арт. Кирг. ССР К. С. Лунгрен, артисты И. Н. Пругер, В. Н. Краснослободская, Б. С. Иванов, С. А. Князев, В. А. Борисов и др. Гл. реж. (с 1959) - С. М. Рейнгольд. Гл. худ. (с 1959) - Б. В. Перко.

Пост.: "Улица радости" Зархи (1933), "Гамлет" (1934, с Курским в гл. роли), "Горе от ума" (1935), "Последние" (1936), "Васса Железнова" (1937); "Арсений" Васильева (1940), "Горячее сердце" (1942, реж. Дикий); "Молодая гвардия" по Фадееву (1947, реж. Л. В. Южанский), "Два капитана" по Каверину (1949, реж. В. П. Акинфиев), "Семья" Попова (1952, реж. Е. Н. Белов), "Старик" (1955, реж. И. Н. Алферов), "Вечный источник" Д. Зорина (1957, реж. Т. Д. Дударова; Ленин - А. А. Карпов), "Иркутская история" Арбузова и "Жив„т иа свете женщина" Аграненко (1960, 1961; реж. С. М. Рейнгольд).

Лит.: Из прошлого Владимирского края, сб. 1, Владимир, 1930, с. 58; Э к з e м п л я p с к и и П. М-, История города Иванова, ч. 1, Иванове, 1958; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954. А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница