Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 182)


ИЗРАИЛЬСКИЙ ТЕАТР.. Театр "О г е л ь" ("Ш а т „ р")- первый профессиональный т-р, организованный в 1926 в Тель-Авиве актером т-ра "Габима" М. Галеви. Т-р обслуживал рабочую аудиторию. В первые годы в репертуаре были пьесы на библейские сюжеты ("Яков и Рахиль" Крашенинникова, 1928;

"Иеремия" по Цвейгу, 1930, и др.), затем пьесы зарубежных драматургов ("Гибель "Надежды"" Хейер-манса, 1927; "На дне", 1933; "Бравый солдат Швейк" по Гашеку, 1939, и др.). Коммерческая устремл„нность руководства т-ра, система "зв„зд" и предпринимательства привели вскоре т-р к отрыву от рабочего зрителя. Постановкой пьес "Педагогическая поэма" по А. Макаренко (1953, мнсц. И. Гершковича) и "Брачный договор" Кишона (1961) руководитель т-ра М. Галеви предпринял попытку восстановить связь с рабочей аудиторией. Театр "М а т э т э" ("М е т-л а") - сатирический т-р. Организован в 1928 в Тель-Авиве болгарским режиссером И. Даниэлем. В репертуаре этого т-ра были сатирические обозрения, поставленные в остротеатральной публицистической форме, поднимающие актуальные вопросы. Для т-ра писали драматурги Хайбмом, Э. Харуси, А. Пэнн, Аль-терман и др. Здесь работал сплоч„нный актерский коллектив. Спектакли оформлял худ. Э. Луфтгласс. В 1949 т-р был закрыт из-за финансовых затруднений. В 50-е гг. возникли другие сатирич. т-ры, сходные с "Матэтэ",- "Бацал ярок" ("Зел„ный лук") и "Хамам" ("Теплынь"). Театр "Г а б и м а" ("С цен а") - ведущий т-р Израиля, работает в Палестине с 1928. В 1935 т-р начал приглашать зарубежных режиссеров: Л. Йеснера (пост. "Венецианский купец"; "Вильгельм Телль" Шиллера), Т. Гатри и Гельмера, ставшего затем художеств. рук. этого т-ра (пост. "Отелло" "Гамлет", "Фауст" и др.). В 40-50-е гг. т-р переживал частые материальные кризисы, что отражалось на качестве репертуара и составе труппы. В 1962 в т-ре работали: X. Ровина, А. Мескин, Ш. Финкель, М. Зохар, Ш. Руденский, А. Таль, И. Бекер, М. Аше-ров, Элишева и др. Нек-рое время при т-ре существовала студия. Камерный театр основан в 1944 студийцами т-ра "Габима". Реж. т-ра К. Мило (был директором этого т-ра до 1958) вначале ставил одноактные пьесы. Затем в репертуар Камерного т-ра стали включать пьесы израильских драматургов:

М. Шамира, Л. Гольдберга, Н. Шагама, И. Моссен-зона, Ш. Бет-Дори, И. Матмора, Д. Б. Амоце, 3. Гроп-лапа и переводную драматургию: "Слуга двух господ";

"Антигона" Ануя, "Враг народа" Ибсена, "Пигмалион" (1954) и "Святая Иоанна" (1956) Шоу, "Шинель" по Гоголю (1959) и др. В т-ре работают режиссеры Т. Плоткин, С. Буним, П. Фрай и др., актеры:

А. Халфи, X. Мирон, О. Порат, 3. Левиуш, Б. Ланцет и др. В 1951-54 при т-ре существовала драматич. школа.

Среди др. т-ров страны - т-р "З а в и т" ("У г о л"), осн. в 1960, иХайфский т-р (г. Хайфа), осн. в 1961. В Тель-Авиве в 1940 был открыт Оперный т -,р, в репертуаре к-рого классич. оперы и произведения сов р. композиторов (идут с участием иностранных гастрол„ров). Большой интерес представляет танцевальная труппа йеменского фольклора "И н б а л" ("К о л о-к о л ь ч и к"), созданная С. Леви в 50-х гг. А. Пэнн.

ИЗРАЛ‚ВСКИЙ, Борис Львович [р. 5(17). X. 1886] - русский советский дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). В 1909 окончил Моск. консерваторию. В 1919-20 И. принимал участие совм. с В. И. Неми-ровичем-Данченко в организации муз. студии при МХАТе. В 1909-53 И.-бессменный дириж„р и зав. муз. частью МХАТа. Автор музыки ко мн. спектаклям.

ИЗУАР (Isouard), Никола (псевд.-Никколо де Мальта; Niccolo de Malta) (6. XII. 1775- 23. II 1.1818) - французский композитор. Уроженец о-ва Мальта. Брал уроки композиции у П. Гульельми в Милане. Творч. деятельность начал в 1794. В 1795- 1798 был композитором т-ра в г. Ла-Валлетта (Мальта). С 1799 жил в Париже. Завоевал популярность как автор опер, к-рые внесли значит, вклад в развитие жанра франц. комич. оперы. Лучшие из них - "Микеланджело" (1802), "Золушка" (1810), "Лотерейный билет" (1811), "Жоконда, или Искатели приключений" (1814), "Жанно и Колен" (1814) (все пост. в т-ре "Опера комик"), "Аладин, или Волшебная лампа" (завершена Бенинкори, 1822, т-р "Гранд-Опера"). Совм. с Р. Крейцером написал оперы "Маленький паж" (1800, т-р "Фейдо", Париж), "Фламиний в Коринфе" (1801, "Гранд-Опера") и др. И. обладал выдающимся сценическим чуть„м, мелодич. дарованием, ансамблевым мастерством, его музыкальный язык прост и доходчив.

Оперы: "Артаксеркс, царь Персии" (1794, Ливорно), "Се-вильский цирюльник" (1796, Ла-Валлетта), Бондарь" (1797, там же),"Статуя, или Скупая женщина" (1802, "Опера комик", Париж), "Турецкий лекарь" (1803, там же), "Завтрак холостяков" (1805, там же), "Буржуазное рандеву" (1807, там же), "Чимароза" (1808, там же), "Жертва искусства" (1811, там же), "Люлли и Кино" (1812, там же) и др.

Лит.: W a h l E., Nikolo Isouard: sein Leben und sein Schaffen auf dem Gebiet der Opera-Comique. Diss., Monaco, 1906 (отд. книга Munchen, 1911); R o l a n d i U., Musica e musicisti in Malta, Livorno, 1932.

IIIIEUI (Illyes), Дьюла (р. 1902) - венгерский поэт и драматург. Лит. деятельность начал в конце 20-х гг. В 1947 написал первую пьесу-драму "Психолог" (т-р "Бельвароши", Будапешт). Позднее И. обращается к ис-торич. жанру, пишет драму "Пример Озора" (1951, Нац. т-р, Будапешт) об участии крестьянских масс в венг. революции 1848, пьесу "Пламя факела" (1952, Т-р им. И. Катоны) о последних трагич. днях венг. революции и нац.-освободительной борьбе 1848 - 1849. В 1955 И. создал стихотворную историч. драму "Дожа" (1955, Нац. т-р, Будапешт) о вожде крестьянского восстания 1514, в ней сказалось влияние националистич. идей. В последние годы И. обратился к совр. тематике, в его пьесах отразилась борьба за социалистич. переустройство Венгрии. Лауреат пр. им. Кошута (1955).

Соч.: Ozorai pelda, Bdp., 1952; Faklyalafig. Drama, Bdp., 1958; Dozsa Gyordy, Bdp., 1956. А. Гер.

ИКАЕВА, Серафима Георгиевна (р. 29. VIIL 1909) - осетинская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1941.

Деп. Верх. Совета С.-О. АССР 2-4-го созывов. В 1935 окончила Осетинскую студию ГИТИСа и вступила в труппу Сев.-Осет. т-ра. Главная тема творчества И.- радостная любовь к жизни. Буйным и лукавым жизнелюбием отмечены е„* сценич. образы: Лаура ("Каменный гость" Пушкина), Глафира ("Егор Булычев и другие"), Мария ("Двенадцатая ночь"), Миран-долина; Варвара ("Гроза"), Кордулла ("Волынщик из Страконниц" Тыла). С проникновенной задушевностью, светлым оптимизмом и глубоким драматизмом играла И. Варю ("Встреча в темноте" Кнорре), Любовь Яровую; свободолюбивую Ханысиат ("Две сестры" Бритаева), Татьяну ("Разлом"). В острокомедийных образах в нац. драматургии (вес„лая, задорная Салимат"Желание Паша" Туаева, сваха Салфетка-"Песня Софьи" Хубецовой и Хугаева, колхозный завхоз Гадзыгыз - "Две свадьбы" Бритаевой и Саламова) актриса часто прибегает к импровизации, использует свои выдающиеся муз. данные. Вела пе-дагогич. работу в студии при Сев.-Осет. т-ре (1935- 1938, 1944-47).

Лит.: Севастьянова Л., С. Г. Икаева, Дзауджи-кау, 1951; "Театральная жизнь", 1961, ј 11. E. Ж.

ИКАРЙЙСКИЕ ИГРЫ (в цирке) [название предложено двумя английскими акробатами братьями

Котрелли (Cotrelly) ок. 1850]-цирковой жанр. В И. и. сочетаются элементы антипода акробатики. Используя как трамплин ноги партн„ров (т.н. нижних), лежащих на специальных приспособлениях, акробаты (т.н. верхние) перелетают от одного нижнего к другому, выполняя при этом различные трюки (сальто, полусальто и т. д.). Подобные номера были известны еще в древности на Востоке (Япония, Китай), в Европе их показывали странствующие комедианты (обычно - один взрослый и мальчик), в 1777 в цирке Астлея выступал Кольпи. И. и. получили распространение в цирках с конца 19 в. В советских цирках в этом жанре выступали группы под руководством А. Александрова, Д. Стародубцева, В. Плинера, А. Гинейко

ИКОНЕН (Ikonen), Ирье (р. 1902) - финский артист оперы (бас). Пению обучался в Хельсинки (1928-32). С 1934-солист Национальной оперы Финляндии. Гастролировал в т-рах Германии, Италии, Англии, Польши, СССР; выступал также как концертный певец. Исполнил более 100 партий басового репертуара. Я. Каух.

ИКОНОМОВ, Матей Спасов (7.1.1871-10. III. 1960) - болгарский актер, режиссер и театральный деятель. Нар. арт. НРБ (1955). Творч. деятельность начал на сцене провинц. т-ров, затем играл в Софии в т-рах "Основа" (1887), "Слеза и смех" (1892), в т-ре "Жизнь" в Русе (1900). В 1900-02 учился в ИталииУ Был организатором "Современного театра" (1902-У)ч боровшегося за новый репертуар и популяризировавшего драматургию Горького, Чехова, Толстого, Ибсена, Га-уптмана, Стриндберга. В т-ре ставились произв. болг. классиков -Вазова и Яворова, а также пьесы Островского и Шекспира. Значит, обществ. событием стала пост. драмы Горького "На дне" (1903). В 1924 И. вновь организовал передвижную труппу "Родная сцена" (существовала до 1935), но успеха, выпавшего на долю его первого т-ра, она не имела. И.- автор и переводчик ряда пьес. Основная его заслуга состоит в том, что он способствовал (с помощью передвижных т-ров) популяризации в народе театр. иск-ва.

Лит.: Каракостов С., Максим Горки и българската литература, София, 1947; П е н е в П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 2, София, 19 Вас. М.

ИКОНОМОВ, Никола Петков (1896-1959) - болгарский актер. Засл. арт. НРБ. Учился у М. Икономова и Г. Донева; в 1916 поступил как ученик в Народный т-р в Софии. В 1919 дебютировал там же в роли царя Асена ("Иванко" Друмева). И. обладал прекрасной сценич. внешностью, красивым лицом, представительной фигурой, у него был мягкий бархатный голос, выразительные интонации.

В 20-е гг. играл роли Рогожина ("Идиот" по Достоевскому), Язона ("Медея" Еврипида), Гранатова ("Человек с портфелем" Файко). Впоследствии творчество И. обрело сатирич. направленность, он стал играть характерные роли: Фердинанд I ("Царская милость" Зидарова, 1948), Милягин, Дубравин ("Великая сила", 1949, "Огненный мост", 1955, Ромашова), Шалимов ("Дачники", 1951), Окунев ("Чужая тень" Симонова, 1952) и др.

И. выступал как режиссер, ставил советские пьесы; был директором провинц. т-ров: в Русе (1930), Пловдив е (1935), Художественного *т-ра в Софии (1936-37), т-ра в Варне (1937, 1945 и 1946).

И. является также драматургом и сценаристом. Популярны его романтич. драмы: "Калин Орел" и "Татарский хан", пост. в Нар. т-ре; инсценировал "Село Борово" (по К. Волкову, 1948, Нар. т-р) и др. Димитр. пр.

Лит.: Каракостов С., Очерци за наши артисти. Сатирата на Никола Икономов, в кн.: Годишник на ВИТИЗ, т. 5, 1960, София, 1961; Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 4, София, 1958. Cm. К.

ИКОНОМОВ, Теодосий (1836-26.II.1871) - болгарский литератор. В 1863 издал пьесу "Ловчанский владыка, или Несчастье ловчанского часовых дел мастера" - первую оригинальную болг. комедию (сатира на высшее греч. духовенство в Болгарии). В 1961 комедия (в переработке Ал. Гиргинова) была пост. в Троянском нар. т-ре. Вас. М.

ИКОНОМОВА, Маня (1878-23.XII.1929) - болгарская актриса. Была учительницей в Тулче. Играла в любительских спектаклях. В 1902 дебютировала на сцене т-ра-цирка "Болгария" (София) в роли Розалии ("Гражданская смерть" Джакометти). Вместе со своим мужем М. Икономовым принимала участие в организации "Современного театра". Сценич. образы, созданные И., драматичны, отражали совр. актуальные проблемы. Героини И. - беспокойные, ищущие натуры, сознающие свой нравств. долг; актриса убедительно раскрывала процесс пробуждения гражданского сознания.

Роли: Мария ("Иванко" Друмева), Нора; фру Альвинг;

Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Катерина ("Гроза"), Марикка ("Огни Ивановой ночи" Зудермана), Монна Ванна (о. п. Метерлинка) и др. И. первой воплотила на болг. сцене образы героинь Горького - Настя ("На дне") и Елена ("Дети солнца").

Лит.: Из дневника на артистката, в кн.: Сборник в чест на Роза Попова и Маня Икономова, София, 1926. Над. Т.

ИКОНОМУ (?????????), Томас (1864 - 21. Ш. 1927) - греческий актер и режиссер. Род. в Вене в семье художника. Получил актерское и режиссерское образование. Работал в т-рах Австрии и Германии. Роли: Мортимер ("Мария Стюарт"), Франц Моор ; Освальд ("Привидения"). В 1901-06 - режиссер первого в Греции гос. Королевского т-ра. Пост. там спектакли "Орестея" Эсхила (1903), "Сон в летнюю ночь" (1903), "Двенадцатая ночь" (1904); "Фауст" Г„те (1904), "Столпы общества" Ибсена (1902), "Возчик Геншель" Га-уптмана (1902) и др. Большинство этих пьес было пост. в Греции впервые. И. один из первых утверждал иск-во режиссуры в новогреч. т-ре. Деятельность его имела положит. значение для развития нац. сценич. иск-ва. На творчество И. оказали влияние мейнингенцы. Большое значение И. придавал работе с актерами, стремился к созданию сценич. ансамбля, к естественности и правдивости актерского исполнения. И. способствовал формированию мастерства крупнейших греч. актрис: М. Котопули, Кивели и др., реж. Д. Рондириса, театр. деятеля и драматурга В. Ротаса. Но косность и консерватизм администрации Королевского т-ра не давали И. возможности осуществить своитворч. замыслы. В 1906 он подал в отставку. С 1907 выступал в Афинах и в провинциальных городах с собственной труппой. В эти годы И. создал спектакли, в к-рых исполнял роли:

Ранка ("Нора", 1909), Освальда ("Привидения", 1909), Мефистофеля ("Фауст" Г„те, 1911), Гамлета (1913). И. боролся за утверждение реалистич. драматургии. Он первый пост. на греч. сцене пьесы М. Горького ("На дне", 1909), Шоу ("Поживем - увидим", 1907), Чехова ("Медведь", 1909, "Предложение", 1910), Гауптмана ("Потонувший колокол", 1906) и др. И. ставил греч. социальные драмы "Цепи" Тангопулоса (1907), "Гитавроса" Голфиса (1908), драму новогреч. поэта Паламаса "Трисевгени" (1915) и др. В 1917-21 был реж. "Т-ра Консерватории". В 1921 оставил сцену, умер в нищете.

Лит.: Le theatre Neogrec, Athenes, 1957; ??????? Г., ????? ?????????. "??? ?????", 1960, .ј.ј 788-789. Д. С.

ИКРАМИ, Джалол (р. 1909) - таджикский советский писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1928 окончил Бухарский ин-т просвещения. Начал лит. деятельность в конце 20-х гг. С именем И. связано рождение тадж. драматургии. Его драма "Враг" (1933, Т-р им. Лахути) - одна из первых тадж. многоактных пьес, показывает борьбу с саботажем и вредительством на производстве в 30-х гг., энтузиазм рабочих-таджиков. В годы Отечеств, войны написал пьесы "Сердце матери" (1942) и "Дом Надира" (совм. с А. Файко, 1943), пост. Т-ром им. Лахути. В эти годы И. принимал непосредств. участие в работе нац. т-ра; в 1943-46 заведовал лит. частью Т-ра им. Лахути. Написал комедию "Двадцать восьмая ночь" по мотивам "Тысячи и одной ночи" (1946); пьесы о совр. жизни Таджикистана "Ситора" (1954, 2-я ред."Я - Фах-риддинов", 1961) и "Чья вина?" (совм. с Е. И. Митель-маном, 1956); инсц. по мотивам произведений С. Айни "Обездоленная девушка" (1951) и "Дохунда" (1954, 2-я ред. 1957).

В пьесах И. отражены важные этапы жизни тадж. народа. Его драматургия отмечена стремлением к углубл„нному психологич. раскрытию образов, сати-рич. направленностью в обрисовке отрицат. персонажей, широким использованием богатств живой нар. речи, введением бытовых сцен.

Соч. в рус. пер.: Ситора (Свои и чужие), в кн.: Таджикская советская драматургия, М., 1957, с. 109-151; Дохунда, [Душанбе], 1957.

Лит.: Хусейнзода Ш., Чалол Икроми, [Душанбе], 1959; Д e м и д ч и к Л. Н., Зарождение и становление таджикской драматургии (1929-1941 гг.), в кн.: Вопросы истории таджикской советской драматургии н театра, [Душанбе], 1957, с. 63-272. Л. Дем.

ИКРАМОВ, Хамидулла (р. 11.XI.1909) - узбекский советский художник. Нар. художник Узб. ССР (1950). Окончил педагогич. техникум (1929) и Изостудию при Ташкентском музее иск-в. С 1931 работает в Т-ре им. Хамзы художником-оформителем. Ставит спектакли в областных т-рах Узб. ССР. Декорации И. поэтичны и живописны. Особенно уда„тся художнику оформление спектаклей из жизни узб. народа и народов зарубежного Востока. Лучшие спектакли характеризуются выразительным цветовым решением, удачной сценич. планировкой.

Среди работ И.: "Маска сорвана" Фатхуллина (1932), "Улица радости" Зархи (1933), "Любовь Яровая" (1937);

"Предатели" Фатхуллина (1938), "Уйганыш" Сафарова (1939), "Бай и батрак" Хамзы (1939), "Хамза" Яшена (1949 и 1960). "Генерал Рахимов" Яшена (1950), "Рассказ о Турции" Хик-мета (1953), "Священная кровь" по роману Айбека (1954), "Дочь Ганга" по роману Тагора, "Крушение)' (1956) и "Алжир - родина моя" по роману Диба "Большой дом" (1957), "Настоящая любовь" (1955), "Дядя и племянник" (1959) Якубова, "Люди с верой" Султанова (1960), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Л. Ав.

ЙЛИЧ (Или?), Драгутин (14. II. 1858- 1. III. 1926)- югославский (сербский ) писатель и драматург. Окончил юридич. ф-т в Белграде. Писал пьесы (чаще всего в стихах): трагедии "Вукашин" (1878) из истории Сербии 18 ви "Королева Яквинта" (1883), драмы "За веру и правду" (1890), "Прибислав и Божана" (1897), библейскую драму "Саул" (изд. 1903), аллегорию "Видение Караджорджу" (1903), либр. оперы "Женитьба Милоша Обилича" и др. Пьесы И. были пост. в Нар. т-ре в Белграде. И. -последний представитель лит. поколения, продолжавшего традиции сербского романтизма. М.Ник.

ИЛЛЕШ (Illes), Бела (р. 22. II 1.1895) - венгерский писатель и драматург. Коммунист, участник революции 1919. Один из основоположников революц. лит-ры в Венгрии. Драматургич. деятельность начал в 20-х гг., находясь в эмиграции в СССР. Первая пьеса И. "Купите револьвер!" (1926, Т-р Революции) написана под впечатлением в енг. революции 1919. Вострой, экспрессионистич. форме И. рисует картины жизни и борьбы политич. эмигрантов, проживавших в Вене. После освобождения Венгрии от фашизма в 1948 вернулся на родину. В 1959 написал историко-революц. драму "Радуга" (1959, т-р Нар. армии, Будапешт), рассказывающую о событиях в енг. революции 1919. Лауреат пр. им. Кошута (1955).

Соч.: Купите револьвер, М., 1927. А. Гер.

ИЛЛЕШ (Illes), Эндре (р. 1902) - венгерский пи сагель, драматург и театральный критик. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Первые пьесы И. "Яд" и

"Лгуны" рассказывали о нравах бурж. общества, После освобождения Венгрии от фашистских захватчиков И. написал драмы "Тристан" (совм. с И. Вашу 1957, Т-р им. Йокаи, Будапешт), "Нетерпимые влюбленные" (1958, там же), в к-рой И. ставит вопросы формирования новой социалИстич. морали и выступает против мещанства.

ЙЛЛИКА (Illica),Луиджи (9.V.1857-16.XII.1919)-итальянский либреттист, драматург, журналист. Лит. деятельность начал в 1882. Автор комедий на миланском диалекте: "Наследство Фелиса"(1891)идр., оперного либретто "Вассал". В сотрудничестве с Дж.Джа-коза написал либр. опер Дж. Пуччнни: "Богема" (1896, Турин), "Тоска" (1900, Рим) и "Чио-Чио-сан" (1904, Милан). Творчество И. способствовало развитию веризма в итал. оперном т-ре. На тексты И. сочинены мн. оперы композиторов-веристов, в т. ч.: Масканьи ("Ирис", 1898, Рим; "Маски", 1901, Рим; "Изабо", 1911, Буэнос-Айрес), Джордано ("Андре Шенье", 1896, Милан; "Сибирь", 1903, там же; "Зевс в Помпее", совм. с А. Франкетти, 1921, Рим) и др. Либр. И. отличаются сценичностью, правдивостью характеров, по-этич. свежестью стиля.

Лит.: Musini N., L. TIlica, Fidenza, 1939; M o г i n i M., Il carteggio Puccini-Illica-Ricordi, в кн.: Carteggi,. pucciniani, a cura di. E Gara, Mil., 1958. Св. Г.

ИЛЛЮЗИОНИЗМ (от франц. illusionner - вводить в заблуждение) - вид циркового искусства. актер-иллюзионист демонстрирует исчезновения, появления, превращения вещей, животных и людей, кажущиеся сверхъестественными, а на самом деле построенные в основном на обмане зрения (падение воды из пустого сосуда, возникновение женщины из огня). В иллюзионных номерах используется обычно специальная аппаратура (ящики с потайными пружинами, с двойным дном, разл. комбинации зеркал и др.), создающая иллюзию нарушения привычных понятий о физич. свойствах окружающих нас предметов. И. восходит к древнему искусству фокусников, представлениям бродячих актеров (гистрионы, жонгл„ры). В 19 в. в Париже выступал изобретатель иллюзионной аппаратуры И. Гуден. Когда для совершенствования этой аппаратуры начали использовать новые достижения техники, а трюки стали строиться на изучении законов оптики, механики, химии, И. получил распространение в эстрадных и цирковых программах. Наряду с развитием иллюзионной техники шла выработка особых при„мов актерского мастерства, усложнение сюжета иллюзионных номеров. Многие совр. иллюзионные номера включают и др. виды цирк. иск-ва (жонглирование, акробатику). В 19 - 1-й пол. 20 вв. исполнители иллюзионных номеров в Зап. Европе изображали людей, одар„нных сверхъестеств. магич. силой, создавали атмосферу мрачной таинственности.

Среди зарубежных иллюзионистов - Данте, Ке-фало, Окито, Каленаг. Иллюзионисты сов. цирка Кио (Э. Ф. Ренард), Алли-Вад (А.Вадимов), М. Марчес, А. и Р. Сокол, А. Фурманов, Ван Ю-ли, Ван Тен-тау и др. создали средствами своего жанра вес„лое увлекательное зрелище, включающее театрализованные сценки, нередко насыщенные политич. сатирой.

Лит.: Кио, Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и м о в А. (Алли-Вад), Искусство фокуса, М., 1959. jf 5,

ИЛЛЮЗИОНИСТ- цирковой и эстрадный артист (см. Иллюзионизм),

ИЛОВАЙСКИЙ, Серафим Дмитриевич (12.VIII. 1904-8. II. 1944) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1942). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Проф. сценич. деятельность начал в 1925. С 1929 играл в т-рах Омска, Иркутска. С 1932 до конца жизни был актером Новосибирского т-ра "Красный факел", с 1939 - худ. рук. и режиссер этого т-ра. В иск-в e Иловайского дарование острохарактерного актера сочеталось с заразительным кипучим темпераментом, тонкой наблюдательностью, глубиной.

Роли: Грозный ("Смерть Иоанна Грозного.) А. К. Толстого), Каренпн ("Анна Каренина"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Жув ("Интервенция" Славина), Влас ("Дал„кое" Афиногенова), Скутаревский (о. п. Леонова), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Гамлет и др. Э. К.

ИЛЬДАР, Мазит (наст. фам. и имя-Абдюшев Абдулмазит Хузиевич) [10(22).1.1878-29.VI.1952] - татарский советский актер. Нар.арт.Тат. АССР(1945). С 1919 играл в самодеятельных кружках, в 1920-23 работал актером и режиссером в тат. труппе Илецка, затем в Башкирском (Уфа), Андижанском и др. т-рах. С 1933-актер Т-ра им. Камала. Играл характерные роли. Перев„л на тат. яз. пьесы М. Горького, А. Арбузова, Г. Мдивани, К. Гольдони.

Роли: Герей ("В вороньем гнезде" Камала), Ханяфи ("Тукай" Файзи), Визирь ("Хужа Насретдин" Исанбета), Эдмунд (Король Лир"), Монахов ("Варвары") и др. X. К

ИЛЬИН, Борис Ф„дорович [р. 8(21). IV. 1901]- русский советский актер. Нар. арт. СССР (1956). В 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. Принимал участие в работе красноармейского самодеятельного т-ра. В 19191920 учился в театр. школе актрисы М. И. Велиза-рий, затем в Высших те-атр. мастерских. Одновременно был актером Показательного рабочего т-ра в Саратове. В

1921 переш„л в труппу Саратовского гор. т-ра, работал здесь до 1925. Позднее (до 1936) играл в т-рах Волгограда, Одессы, Куйбышева, Баку, Кирова. С 1936- в труппе Свердловского т-ра. Большую роль в формировании дарования И. сыграли режиссеры И. А. Ростовцев, Е. О. Любимов-Ланской, Н.Н. Синельников, Н. В. Петров и др. Уже в первых крупных ролях - романтически приподнятых образах бунтарей-протестантов - Уриэль Ако-ста (о. н. Гуцкова), Арбенин, Чацкий - прозвучала основная героическая тема иск-ва И. Наиболее полно эта тема была раскрыта И. в ролях сов. драматургии, определивших его творческое становление. И. создал образы совр. героев, целеустремл„нных, решительных людей, активных творцов истории, обладающих непреклонной действенной волей: Платон Кречет; Мотыльков ("Слава" Гусева), Горбунов ("Офицер флота" Крона), Огнев ("Фронт"), Муравь„в ("Победители" Чирскова), Ромодан ("Крылья" Корнейчука) и др. И. воплотил образы В. И. Ленина ("Кремл„вские куранты"), Я. М. Свердлова ("Большевик" Дэля). Большим гуманизмом отмечены работы актера в произв. рус. классики - Войницкий; Протасов ("Живой труп"), Царь Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого) и др. Среди лучших ролей И. такжеРаевич ("Шторм"), Иван Шадрин ("Человек с ружь„м"), Хомутов ("Огненный мост" Ромашова), Пеклеванов ("Бронепоезд 14-69"), Годун ("Разлом"), Павел Греков (о. п. Войтехова и Ленча), Глеба ("Русские люди"), Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Лаврецкий ("Дворянское гнездо" по Тургеневу), Прозоров, Привалов ("Горное гнездо" и "Приваловские миллионы" по Мамину-Сибиряку), князь Валковский ("Униженные и оскорбленные" по Достоевскому), Яков Бардин ("Враги"), Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана).

Лит.: Панфилов А., Свердловский драматический театр. [Свердловск], 1957, ГлебоваИ., Советский характер, "Театральная жизнь", 1959, ј 8, с. 32-33; Фельдман Я., Взыскательный художник, "Театр", 1950, ј 3, с. 49-50. Е. Ж.

ИЛЬИН, Николай Иванович (14.III.1777-29.VIII.

1823) - русский драматург. Один из крупнейших представителей рус. сентиментальной драмы (см. Сентиментализм). Лит. деятельность начал в конце 90-х гг. 18 в. как переводчик. В пьесах "Лиза, или Торжество благодарности" (1802, Петербург) и "Великодушие, или Рекрутский набор" (1803, там же), проникнутых характерными для начала 1800-х гг. антикрепостнич. настроениями, И. с большим сочувствием рисует страдания, бесправие и душевное благородство крестьян, нравственно возвышающихся над своими господами, утверждает значение крестьянства в государстве. Вокруг драмы "Великодушие, или Рекрутский набор" возникла острая полемика. Прогрессивная критика (И. И. Мартынов, Н. И. Гнедич), защищая пьесу от упр„ков в "низости" языка и сюжета, приветствовала е„ за черты жизненной правды, нац. самобытность, за демократичность замысла и художеств. формы.

Известны также комедии И. "Физиономист и хи-романтик" (соч. 1815, изд. 1816), "Семик" (соч. 1818), "Принужд„нное согласие", "Монастырка, или Счастливая сирота" (пост. 1837), а также переделанные И. на рус. нравы комедии "Влюбл„нный нелюдим" ((Альцест в деревне") Демутье (1805), "Недоверчивость и хитрость, или Долг платежом красен" Дьелафуа (1811).

Лит.: Арапов П. Гсост.], Летопись русского театра, СПБ. 1861, с. 158-59, 164-65; Русский архив, идд, П. Бартеневым, М., 1875, кн. 2, ј 5-8, с. 281: Родина Т. М., Русское театральное искусство в начале XIX века, М. 1961. Т. Р\

ИЛЬИНСКИЙ, Александр Васильевич (1896-21. VIII.1956) - русский советский режиссер и артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1955). Впервые выступил на сцене в Ростов е-на-Дону в 1918. До 1922 работал в Ростовском т-ре миниатюр, в 1922-27 - в передвижных т-рах музкомедии, в 1927-35 - в т-рах Харькова, Ростова-на-Дону, Минска и Витебска, с 1935-в Волгоградском т-ре муз. комедии. И. обладал ярким комедийным дарованием, в острой, часто гротесковой форме раскрывал основные черты характера своих героев.

Роли: граф Кутайсов ("Холопка" Стрельникова), Суворов ("Дочь фельдмаршала" Фельцмана), Плющихин ("Табачный капитан" Щербач„ва), старшина Мальцев ("На берегу Амура" Блантера), Попандоттуло ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Чашкин ("Одиннадцать неизвестных" Богословского), Луи Филипп ("Банд ера" Кальмана), Фрош-("Л етучая мышь" Штрауса и др.). И. пост. оперу "Любовь Яровая" Энке, оперетту "Соловьиный сад" Заславского и др. А. Ив.

ИЛЬИНСКИЙ, Александр Константинович [р. 29. Х (11.XI).1903] - белорусский советский актер. Нар. арт. СССР (1953). Чл. Коммуни-стич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета БССР 4-го и 5-го созывов. Сценич. деятельность начал в 1919 в Минске. В 1921-26 учился в Белорусской театр. студии в Москве. С 1926 - актер 2-го Белорус. гос. драм. т-ра (ныне Т-р им. Я. Коласа, Витебск). Творчество И. отмечено ярким нац. своеобразием. Он создал на белорус. сцене ряд образов, подлинно народных по внутр. строю характера и богатству языка, интонаций:

Талаш ("В пущах Полесья" Коласа, 1937), Нестерка (о. п. Вольского, 1941, Гос. пр. СССР, 1946), Корж ("Песня наших сердец" Полесского, 1949), Пытлеван-ный ("Поют жаворонки" Крапивы, 1950). И. обладает большим сценическим обаянием, выразительной мимикой, играет преимущественно комедийные роли. Яркий нар. юмор, то добродушный, то злой, разоблачающий, пронизывает законченные сценич. портреты И. актер-импровизатор, И. использует в сво„м творчестве вс„ богатство творч. фантазии, разнообразные выразит. средства. Школой реалистич. мастерства стала для И.работа над рус. классич. и совр. репертуаром.

Роли: Швандя ("Любовь Яровая", 1936), Сганарель ("Лекарь поневоле", 1940), Счастливцев (1940); Ахов, Грознов ("Не вс„ коту масленица", 1939, "Правда-хорошо, а счастье лучше", Островского,1950), Хлестаков (1945), Полоний ("Гамлет", 1946), Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1949), Печенегов ("Враги", 1952), Барута ("Люди и дьяволы" Крапивы, 1958), дьяк Батяновский ("Гроза будет" Звонока, 1958), Мо-чек-Мочульский ("Лявониха" Данилова, 1961), Волотович ("Крыницы" Шемякина и Щербакова, 1961) и др.

Лит.: Ск?бнеск? А., Народны артыст СССР А. К, ?ль?нск?, М?нск, 1954; Мастацтва Совецкай Беларусь М?нск, 1955, с. 297-305; Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960,0.96-105. В. Н.

ИЛЬИНСКИЙ, Игорь Владимирович [p.ll(24).VIL 1901, Москва]-русский советский актер. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1960" В 1917 поступил в театр. студию, руководимую Ф. Ф. Комис-саржевским. Впервые выступил на проф. сцене в 1918 в Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской (Старик - "Лисистрата" Аристофана). В 1918 И. - актер Т-ра ХПСРО. Затем работал в ряде моек. т-ров - оперетта, "Летучая мышь", Теревсат, МХАТ, Первый гос. т-р для детей и др. Прс-буя свои силы в различных жанрах, И. наибольших успехов добивается в комедийных ролях: Селим ("Похищение из гарема" Моцарта), Антонио ("Женитьба Фигаро") и др. Уже в этот период обнаружилось огромное сценич. обаяние актера, его большая эмоциональная заразительность, склонность к яркой комедийной форме, мастерство перевоплощения. В 1920 И. поступил в Т-р РСФСР 1-й, преобразованный впоследствии в Т-р им. Мейерхольда, где работал до 1935. Его привлекли задача создания агитационно-политич. т-ра, поиски новых революционных форм. Участвовал в спектакле "Зори" Вер-харна (небольшая тра гедийная роль фермера Гислена). В конструктивистском, биомеха-нич. спектакле "Великодушный рогоносец" Кроммелинка (1922) играл роль ревнивца Брюно, сочетая в сво„м исполнении элементы лирики, драматизма, акробатики. Виртуозное мастерство актера проявилось в исполнении роли Аркашки Счастливцева, насыщенном трюками и аттракционами ("Лес", 1924). Психология, и одновременно эксцен-трич. образ Расплюева создал И. в "Свадьбе Кречинского". Важную роль в творчестве И. сыграли его встречи с Маяковским, в произв. к-рого раскрылся комедийно-сатирич. талант актера: в 1921 он исполнил роль растерянного Соглашателя в "Мистерии-Буфф", используя при„мы нар. балагана, в 1929 создал обобщ„нный, гиперболизированный образ воинствующего обывателя, общественного паразита Присыпкина в "Клопе". В Т-ре Мейерхольда определились характерные для иск-ва И. черты: смелость творческих поисков, понимание условной природы т-ра, высокая актерская техника. Одновременно с работой в Т-ре Мейерхольда И. выступал в спектаклях Моск. драм. т-ра (с глубоким драматизмом играл Тихона - "Гроза", 1922), 1-й Студии МХАТа (Грумио - "Укрощение строптивой" Шекспира, 1923). С 1938 - в труппе Малого т-ра. Дебютировал в роли Хлестакова. Затем играл роли Загорецкого ("Горе от ума"), Счастливцева, утвердив исполнением этих ролей свою близость реалистич. традициям "Дома Щепкина". В этот период сценич. создания И., сохраняя остроту и смелость формы, приобретают большую жизненную глубину и цельность. В Малом т-ре И. впервые выступил в роли совр. положит. героя - председателя колхоза Чеснока ("В степях Украины" Корнейчука, 1941, Гос. пр. СССР, 1942). Затем сыграл роли матроса Шибаева ("Незабываемый 1919-й" Вишневского, 1950, Гос. пр. СССР, 1951) и профессора Картавина ("Когда ломаются копья" Погодина, 1953). В творчестве И. психо-логич. глубина реалистич. иск-ва, высокое мастерство сценич. речи соединяются порой с гротесковыми, иногда эксцентрич. при„мами. Образы И., идейно-насыщенные, яркие и увлекательные по форме, проникнуты острым чувством современности. Большое место в репертуаре И. занимают персонажи в пьесах Островского: Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Юсов. В Малом т-ре раскрылась новая сторона дарования И.- склонность к т„плому и мягкому лиризму, задушевности, высокий драматизм. Выдающимся достижением И. явилось исполнение роли Акима ("Власть тьмы", 1956). Глубоко правдивый во всех жизненных деталях образ простого крестьянина вырастает у И. в эпич. фигуру страстного поборника правды и справедливости, символизирующую победу добра и света над властью тьмы. Аким И.- одно из крупнейших созданий сов. актерской школы.

И. широко известен как один из лучших сов. комедийных киноактеров (снимается с 1924). Несмотря на условность и эксцентричность его героев (Пе-телькин - "Закройщик из Торжка", Тапиока-"Процесс о тр„х миллионах", Франц - "Праздник св. Иоргена"), И. заставляет зрителя поверить в их достоверность и жизненность. Лучшие работы И. в кино - обобщ„нно-сатирич. образы бюрократов Быва-лова ("Волга-Волга", 1938, Гос. пр. СССР, 1941) и Огурцова ("Карнавальная ночь", 1956).

Склонность И. к лирике, драматизму, передаче глубоких человеческих чувств нашла сво„ отражение и в его концертной деятельности (как мастер художественного слова выступает с нач. 20-х гг.). Особенно ярко эти качества проявились в исполнении рассказа Карла Ивановича из "Отрочества" Л. Толстого и "Старосветских помещиков" Гоголя. В эстрадном репертуаре И. большое место занимают произведения Пушкина, Крылова, Щедрина, Чехова, Михалкова и др. И. использует в концертных выступлениях свою богатую мимику, выразит. жест, движение, достигает полного перевоплощения. И. выступает на радио (Победоносиков - "Баня", 1951, и др.). Занимается режиссурой; пост. в Малом т-ре (совм. с В. И. Цыганковым): "Ярмарка тщеславия" по Теккерею (1958, инсценировка И.), "Любовь Яровая" (1960); "Честность" Софронова (1961).

Соч.: Сам о себе, М., 1961; К мастерству, М., 1960. Лит.: Марков П.А.,Игорь Ильинский,в кн.: Театральные портреты, М.-Л., 1939; К л ад о Н., Игорь Ильинский, М., Госкиноиздат, 1939; Хайченко Г., Игорь Ильинский, М., 1962. р у

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница