Наши партнеры

Проектирование мультимедийных систем
Выгодно аренда автомобилей екатеринбург без водителя посуточно в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 186)


ИОНЕСКО (Ionesco), Эжен (р. 26.XI.1912) - французский драматург. Род. в Румынии. До 14 лет и с 1938 жив„т в Париже. Получил филология, образование в Бухарестском ун-те и в Сорбонне. Лит. деятельность начал в 1931 как поэт. И.- лидер "авангардистского" течения во франц. драматургии, сложившегося в нач. 50-х гг. 20 в. Написал пьесы:

"Лысая певица" (1950, т-р "Ноктамбюль"), "Урок" (1951, "Т-р де Пош"), "Стулья" (1952, т-р "Ланкри"), "Жертвы долга" (1953, "Т-р Латинского квартала"), "Амедей, пли Как от него избавиться" (1954, т-р "Баби-лен"), "Жак, или Повиновение" (1955, т-р "Юшет"),

"Новый жилец" (1957, т-р "Ожурдюи"). Во всех этих пьесах И. издевается над совр. обывателем, внешне респектабельным, а по существу ничтожным. Он едко высмеивает бесцельность его существования, творческое бесплодие, хаотично-автоматич. образ мышления. Сарказм И. направлен и против избитых истин, бессодержательных, заученных фраз. Однако И. проповедует цинично-песси-мистич. взгляды на историч. процесс и обществ, назначение личности. В произв. И., "теоретика" т. н. "абсурдного т-ра", алогизм речи и поведения персонажей, формалистич. при„мы направлены на утверждение мысли о торжестве бессмысленного над разумным. Сатира на буржуа граничит у И. с карикатурой на человека вообще. В аллегорич. драме "Убийца по призванию" (1958, т-р "Рекамье") и трагифарсе "Носороги" (1959, т-р "Одеон" и "Т-р де Франс") И. воссоздал образ "маленького человека", к-рый от пассивной жертвенности приходит к этич. неприятию смертоносной власти фашиствующих монстров. В 1962 написал пьесу "Небесный пешеход".

Соч.: Theatre, v. 1-2, Р.. 1954-58; Notes et contre-notes, P., 1962; Experience du teatre. P., 1958.

Лит.: Б а ч е л и с Т., Париж плачет, Париж смеется..., "Новый мир", 1961, JV9 1, с. 257-58; Л ек л ер к Г., Судьбы авангардистского театра во Франции, "Театр", 1959, ј 9; его ж е, Le theatre de Jonesco, "La nouvelle critique", 1958, juin, .No 97; Б о я д ж и е в Г. , Театральный Париж сегодня, [М.], I960, с. 87-116. В. Бал.

ИОРДАН, Ольга Генриховна [р. 5(18).V.1907j- русская советская артистка балета, балетмейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят. искусств Кирг. ССР (1956). В 1926 окончила Ленингр. хо-реографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой) и была принята в ленингр. Т-р оперы и балета (ныне им. Кирова). Музыкальный и психологически содержательный, смелый, бравурный танец И. сочетал технику партерных и воздушных движений в виртуозных партиях: фея Бриллиантов ("Спящая красавица"), Одетта-Одил-лия; Раймонда; Царь-девица ("Кон„к-Горбунок"), Китри ("Дон Кихот"), Смеральдина ("Пульчинелла" Стравинского) и др. Большое драматич. дарование И. проявилось в партиях Эсмеральды; Гамзатти ("Баядерка" Минкуса), Сванильды ("Коппелия"). И. была первой исполнительницей центр, партий в балетах сов. композиторов: Дива ("Золотой век" Шостаковича), Жанна ("Пламя Парижа"), Зарема; Девица-краса ("Весенняя сказка" Асафьева). И.одна из первых представительниц героич. стиля сов. балетного исполнительского иск-ва. В числе ролей Тао Хоа, Лаурен-сия; Танцовщица ("Светлый ручей" Шостаковича), Панночка ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого). В годы блокады Ленинграда (1942-44) И. возглавляла балетный коллектив, где пост. спектакли "Эсмеральда", "Шопениана", "Кон„к-Горбунок" и исполнила в них ведущие партии. Среди др. пост. И.: "Итальянское каприччио" на муз. Чайковского (1946, Ленингр. Малый оперный т-р), "Лебединое озеро" (1947, Саратов). В 1944 вернулась в труппу Т-ра оперы и балета им. Кирова. Оставила сцену в 1950.

В 1939-40 и с 1946 препода„т классич. танец в Ленинградском хореографическом училище им. Вагановой.

Соч.: Из дневника, в кн.: Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны. Сб. статей. Л.-М., 1948, г. 481-513; Рождение балетного образа, в сб.: Агриппина Яковле-вна Ваганова, Л.-М., 1958, с. 166-171.

Лит.: Розенфельд С., Ольга Иордан, "Искусство и жизнь". Л., 1941, ј 5. В. Кр

ИОСЕЛИАНИ, Елена (Лили) Константиновна (р. 25. II 1.1923) - советский грузинский режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). В 1946 окончила режиссерский ф-т груз. театрального ин-та. В 1947-49- режиссер груз. ТЮЗа, в 1952-59 - режиссер Т-ра им. К. Марджанишвили, в 1960-61 - гл. реж. Го-рийского т-ра,с 1961-гл. режиссер Тбилисского т-ра Сан. культуры. режиссер-педагог, И. обращает пре-им. внимание на работу с актером, поэтому е„ спектакли отличаются ч„ткой разработкой характеров, глубокими характеристиками.

Пост.: "Сказка о правде" Алигер (1947), "Весеннее утро" Габескирия (1952), "Любовь на рассвете" Галана (1953), "Секретарь райкома" Табукашвили (1954), "На дне" (1957); "Лавина" Мревлишвили (1960), автор пьесы "Наш один вечер" (1961).

Лит.: К ? ы м о в а Н., Различимые голоса, "Театр", 1958, ј3; УрушадзеН., "Тонкий художник", журн. "Сабчота хеловнеба" (Советское искусство), 1960, ј 1 (на груз. яз.).

ИОСИП‚НКО, Николай Кузьмич (р. 18.??.1912)- украинский советский историк театра и театральный деятель. Доктор искусствоведения (1959). Чл. Комму-н-истич. партии с 1940. Окончил Киевский муз .-драм. ин-т им. Н. Лысенко (1936). Работал режиссером Т-ра им. Франко (1936-37). В 1937-40 - директор Музея театр. иск-ва УССР, в 1944-46 - директор, 1944-52-зав. кафедрой истории т-ра Ин-та театр. иск-ва, с 1947-старший науч. сотрудник, с 1953-зав. отделом театра и кино Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. И.- автор науч. и науч.-популярных работ по истории укр. т-ра и т-ра народов СССР, программ по истории укр. т-ра. С 1937 вед„т педагогич. работу (профессор Киевского ин-та театр. иск-ва), инициатор создания театроведческого ф-та.

Соч.: Из истории театра Западной Украины, в сб.:

О театре, Л.-М., 1940; Шевченко ? театр. [Кив], 1941;

МХАТ... ? укранський театр. в кн.: МХАТ ? укранська театральна культура, Кив, 1949; Гоголь ? укранський театр. в кн.: Гоголь ? укранська л?тература XIX стол?ття, Кив, 1954; Погляди Шевченка на театр. в кн.: Зб?рник праць першо ? друго наукових шевченк?вських конференций, Кив, 1954; У творчий сп?вдружб?, Кив, 1954; Актор, режисер, театральний д?яч, в сб.: М. Л. Кропивницький, Кив, 1955; М. Л. Кропивницький, Кив, 1958; главы I и II (Укр. театр), в кн.: Укранський драматичний театр. т. 2, Кив, 1959; раздел "Театр", в кн.: ?стор?я Киева, т. 1-2, Кив, 1959-60; Ю. В. Шумский, Кив, 1960; Шляхами театрального днання, в сб.: Братерство народ?в-братерство культур, Кив, 1960; Великая дружба. Очерки исторических ""имосвязей двух театральных культур, Кив, 1961.

"ИОСИФ" ("Joseph") - опера Э. Н. Мегюля, либр. А. Дюваля, пост. 17 февр. 1807, Париж. Последующие пост. в Париже: 1851, 1862, 1866,1882, 1899, 1910. Пост. в др. городах: Брюссель (1808), Гамбург (1809, на франц. яз.), Мюнхен (1809), Берлин (1811, 1909), Дрезден (1817, под упр. К. М. Вебера), Вена (1809, 1908), Будапешт (1810, на нем. яз.), Варшава (1812), Прага (1813, на нем. яз.;

1824, 1892), Копенгаген (1816). Милан (1823, 1899), Хри-стиания (1829, на дат. яз.), Амстердам (1824; 1830, на франц. яз.), Бухарест (1834), Брно (1839),Гент (1841), Лондон (1841, в концертном исполнении на нем. яз.; 1914, на нем. яз.), Стокгольм (1856), Нью-Йорк (1857, на нем. яз.), Загреб (1899), Барселона (1900), Дублин (1908, в концертном исполнении), Таллин (1919).

В России пост. 20 янв. 1812, Москва; 12 сент. 1813, Петербург (Иосиф - Соколов, Иаков - Злов, Симеон - Самойлов, Вениамин - Лебедева). 12 марта 1876 пост. силами учащихся Моск. консерватории (Малый т-р). Ц. Гр.

ИОФИН, Григорий Аронович [р. 12(25). IV.1908]- русский советский режиссер, педагог, театральный деятель. Засл. деят. иск-в Бурятской АССР (1957). Доцент (1940). Окончил режиссерско-педагогич. ф-т ГИТИСа. В 1934-39 преподавал в нац. студиях ГИТИСа. В 1939-41 -директор ГИТИСа. В 1944- 1951 - начальник и режиссер т-ра Северного флота. С 1953 - директор, с 1956 - гл. реж. Рус. т-ра в Улан-Удэ (пост. "Конец семьи Шаралдая" Балдано и Метелицы, "Несносный характер" Липковича, "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука, "Остров Афро-диты" Парниса и др.). С 1961-зав. кафедрой театр. мастерства на театр. отд. Воет .-Сибирского библиотечного ин-та (Улан-Удэ). А. Ив.

ИОФФЕ, Юрий Самойлович (р. 1909) ь- русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Засл. арт. Каз. ССР (1943) и Узб. ССР (1950). Зани' мался в Студии Днепропетровского т-ра для юношества (1927-28). В 1934 окончил Харьковский театр. ин-т. Работал в Т-ре им. Шевченко в Днепропетровске (в 1928-31- актер, с 1934- режиссер и актер). Был режиссером в т-рах: Киева (1939-41, Т-р им. Леси Украинки), Алма-Аты (1941-46, Рус. т-р, гл. реж.), Ташкента (1946-53, Рус. т-р, сначала реж., затем гл. реж.). С 1953 - гл. режиссер Оренбург, т-ра. И. активно работает над пост. пьес сов. драматургов. Среди его лучших спектаклей - "Офицер флота" Крона (1948), "Деньги" Софронова (1956), "Караван" Штока (1957), "Оптимистическая трагедия" (1959); "Дали неоглядные" Вирты (1959) и др. режиссерская работа И. отмечена тонким проникновением в сущность чело-веч. характеров. В содружестве с авторами пост.:

"Заря Востока" Сафарова (1948), "Ш„лковое сюзанэ" Каххара (1950), "Любовь Ани Березко" Пистоленко (1954), "По велению сердца" Анова (1957) и др. Из произведений писателей классиков поставил:

"Коварство и любовь" (1940), "Укрощение строптивой" (1950), "Дачники" (1954), "Царь Ф„дор Иоаннов ич" А. К. Толстого (1955), "Жизнь Матвея Кожемякина" по Горькому, инсценировка Молько (1962) и др.

Лит.: "Театр", 1955, ј 11, с. 80-86; "Театральная жизнь", 1959, ј 7, с. 14-19. А. Шн.

ИПОТ‚ЗА (греч. ????????; И. является отличительным чтением греч. слова) - жанр античного театра, один из видов мима. По сообщению Плутарха ("Пиршественные изыскания"), И. по сравнению с др. разновидностью мима - пегниями ("шутки"), отличалась большей сдержанностью, была менее груба и разнузданна, Представления И. более сложны и длительны. По-видимому, И. имела разработанный сюжет и тв„рдый текст, в то время как пегнии могли строиться на свободной импровизации исполнителя. Сюжеты И. часто заимствовались из известных трагедий или комедий и подвергались пародийной переработке. Я. Зем.

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ (наст. фам.- Иванов), Михаил Михайлович [7(19).XI.1859, Гатчина, - 28.1.1935, Мооква] - русский советский композитор, педагог, дириж„р и муз.-обществ, деятель. Нар. арт. Республики (1922). В 1882 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова. В 1883-93 жил в Тифлисе, где возглавлял местное отделение и уч-ще Рус. муз. об-ва; дирижировал симф. концертами. С 1884 И.-И. работал в Тифлисском оперном т-ре, где под его управлением была Ш)ст. опера Чайковского "Мазепа" (1885) и оперы самого И.-И. "Руфь" (1887) и "Аз-ра" (1890; впоследствии уничтожена композитором; отрывки изд. под назв."В изгнании"). С 1893 И.-И.-профессор, в 1906-1922-директор Моек. консерватории. Был муз. руководителем и дириж„ром Моск. частной рус. оперы (1899-1904) и Оперного т-ра Зимина (1904-06). И.-И. был активным пропагандистом рус. оперной классики. Под его упр. впервые были пост. оперы Римского-Корсакова: "Царская невеста" (1899), "Сказка о царе Салтане" (1900) и "Кашей бессмертный" (1902) (все - в Моск. частной опере); там же были пост. оперы Чайковского "Мазепа" и "Чародейка".

В 1900-е гг. И.-И. были созданы оперы "Ася" (по о. п. Тургенева, 1900, Товарищество частной оперы, Москва), "Измена" (по о. п. А. Сумбатова-Южина, 1910, Т-р Зимина, Москва) и "Оле из Нордланда" (по повести М. Иерсена, 1916, Большой т-р) (первой пост. опер дирижировал И.-И.).

В сво„м оперном творчестве композитор тяготел к искренней, мелодически-напевной лирике, к лирически окрашенным жанровым сценам. В этом он следовал Римскому-Корсако-ву, Чайковскому, Рубинштейну. Оперу "Ася" по примеру "Евгения Онеги-нах Чайковского И.-И. назвал "лирическими сценами". Композитору близки были образы простых людей ("Ася" воспроизводит нем. провинциальный быт, "Оле из Нордланда" - жизнь норв. рыбаков). Ясно выражено у И.-И. стремление к нац. колориту (опера "Руфь" пронизана вост. интонациями, др.-евр. мелодиями, опера "Измена" впитала груз. фольклор, "Оле из Нордланда"- норв. мелодии). И.-И. написал ряд сюит и др. симф. произв., хоры, романсы и др. С 1925 И.-И. - дириж„р Большого т-ра, где под его руководством были пост. оперы "Декабристы" Золотар„ва (1925), "Тупейный художник" Шишова (1929) и др. Инструментовал сцену у Василия Блаженного, впервые включ„нную в пост. оперы "Борис Годунов" Мусоргского (1927). Закончил оперу Мусоргского "Женитьба", дописав 2-4-й акты (под упр. И.-И. опера была исполнена по радио в 1931). Среди учеников И.-И. по композиции - С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, А. В. Гольденвейзер и др. Много времени композитор уделял муз .-обществ, деятельности; был председателем оперной секции Всероссийского съезда сценич. деятелей в Москве (1901), возглавлял Всероссийское об-водрам. писателей и композиторов (1922) и др.

Лит.: Ипполито в-И в а н о в М. М" 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Чемоданов С. М., Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, М., 1933; Вугославский С., М. М. Ипполитов-Иванов, М., 1936. Б. Ш.

. ЙПСЕН (Ipsen), Бодиль (р. 30.VIII.1889) - датская актриса и режиссер. В 1909 окончила школу при копенгагенском Королевском т-ре и дебютировала на сцене этого т-ра (Елена - "Когда цвет„т молодой виноград" Бь„рнсона). Работала также в Нар. т-ре (1910-11; 1925-27) и "Дагмартеатре" (1912-14;

1919-22; 1930-33) в Копенгагене. Создала образы Офелии; леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), Агнеты ("Холм Эльфов" Хей-берга), Перниллы ("Хенрик и Пернилла" Хольберга), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Маргареты ("Королева Маргарета" Эленшлегера). Творчество И., крупнейшей актрисы дат. т-ра, характеризуется тщательным проникновением в авторский замысел тонким лиризмом, интеллектуальностью, содержательностью. Роли: Лиза ("Живой труп"), Анисья ("Власть тьмы"), Долли, Катюша Ма-слова ("Анна Каренина",

"Воскресение" по Толстому), Аркадипа ("Чайка"), Маша ("Три сестры"), Раневская ("Вишн„вый сад"). Выдающаяся представительница сценич. реализма, И. восприняла и продолжила лучшие традиции нац. актерской школы. Играя роли леди Макбет;

Фрекен Юлии (о. п. Стриндберга), Норы; фру Альвинг; Марии Стюарт (о. п. Шиллера и "Мария Шотландская" Бь„рнсона), Клеопатры ("Идеалист" Мунка), актриса подч„ркивала драму незаурядного человека, становящегося жертвой антигуманистич. офцеств. строя. Острый, злой юмор, иногда переходящий в гротеск, отличает исполнение ролей Метте ("Любовь без чулок" Весселя), мадам Руст ("Сберегательная касса" Херца), фру Дуннерветтер ("Шас" Соя). Особое место в творчестве И. занимают героич. образы - Женщина, Габриэль ("Наша честь, наше могущество" и "Поражение" Грига). Сложные и противоречивые характеры созда„т И. в пьесах Абелля:

Фру, Мирена, Мие ("Анна Софи Хедвиг", "Королева приходит вновь", "Ветсера цвет„т не для каждого"). Высоким мастерством отмечено исполнение И. эпи-зодич. ролей: Няня ("Ева отбывает свою детскую повинность" Абелля) и др. С 1922 И. выступает и как режиссер. В своих пост. она стремится раскрыть идей-но-этич. сущность явлений, вовлечь зрителя в активное сопереживание. В числе пост. И. "Дон Ранудо де Колибрадос" Хольберга (1941), "Макбет" (1944);

"Росмерсхольм" Ибсена (1950). Большим событием в культурной жизни страны была пост. революц. драмы "Наша честь, наше могущество" (1936), осуществл„нная И. вопреки сопротивлению правящих кругов и консервативной части труппы Королевского т-ра. И. выступает в концертах с художеств. чтением, ставит радиоспектакли и участвует в них как исполнительница. Работает также как режиссер и актриса в кино.

Лит.: Bodil Ipsen. 1889-1909-1959, Kbh., 1959; S c h y-berg F., Bodil Ipsens jubilaeum, в кн.: Ti aars teater. Kbh., 1939; Erichscn S., Det frie teater, Kbh., 1953:

E n в b e r g H., Dansk teater i halvtredserne, [Kbh.], 1958: Вл. М. ЙПТА - см. Ассоциация народных театров Индии. ИРАНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - см. Персидский театр и драматургия.

ИРАСЕК (Jirasek), Алоис (13.VIIL1851,Гронов,- 12.III.1930,Прага) -чешский писатель и драматург. Автор широко известных романов и повестей. Окончил философский ф-т Пражского ун-та. Был преподавателем истории. Творчество И. формировалось под воздействием нац.-освободит, идей 60-х гг. 19 в. В своих драм. произведениях И. развивает традиции нац. драматургии в области историч., нар.-фан-тастич. и бытовой драмы. Первая пьеса И. "Войнарка"

(1890, Нац. т-р, Прага) - драма из деревенской' жизни. В 1894 написал психологич. драму с острым социальным конфликтом "Отец" (1894, Нац. т-р, Прага). Нац. возрождению посвящена комедия "М. Д. Реттигова" (1891). В пьесе "Фонарь" (1905) И. развивает традиции национальной драматургии, основанной на нар. преданиях. В иной манере написана "Колыбель" (1891), рассказывающая о юности короля Вацлава IV, и аллегории, сказка

"Пан Иоанеш" (1907). Несколько пьес И. посвящены проблемам совр. жизни: "Одиночество" (1908), одноактная комедия "Репетиция" (1908). На историч. сюжет написана трилогия о гуситском движении: "Ян Гус" (1911), "Ян Жижка" (1903), "Ян Рогач" (1914); пьеса "Эмигрант" (1898) рассказывает о событиях первого периода Силезской войны 1871, пьеса "Геро" (1904) освещает один из периодов истории полабских славян. Все эти пьесы были пост. впервые на сцене Нац. т-ра в Праге в годы их написания. Драматургии И. присуще внимание к бытовым деталям, яркая языковая характеристика, тонкое ощущение жанра. Его пьесы продолжают успешно ставиться на сценах чешских т-ров.

Соч.: Jan Rohac, Praha, 1950; Jan Hus, Praha, 1951;

Lucerna, Praha, 1953, 1957.

Лит.: Nej e d l y Zd., Aloise Jiraskaodkaz narodu, Praha, 1951; K r ej c a O., Jan Hus, Jan Zizka a Jan Rohac ve skuecnosti v dramatech Aloise Jiraska a ve ztelesneni Eduarda Vojana. Listy z dejiny ceskeho divadla, Praha, 1054. Д. Сол.

"ИРАСКОВ ГРОНОВ" (Jiraskuv Hronov) - чехословацкие фестивали самодеятельных театральных коллективов. Организуются с 1931 в г. Гронове (на севере Чехии) -родине писателя А. Ирасека. В 1847 в одной из гостиниц города - "Голубой звезде" был основан т-р, в 1928 в Гронове состоялась торжественная закладка фундамента нового театрального здания, названного именем А. Ирасека, в 1930 театр был открыт. С 1931 в здании этого театра происходят ежегодные фестивали коллективов самодеятельности. Л. Сол.

ИРБЙТСКИЙ ТЕАТР. Создан в 1846 при Ирбитской ярмарке (нравы зрителей И. т. изображены Маминым-Сибиряком в романе "Приваловские миллионы").

Одной из первых на ярмарке выступала труппа П. А. Соколова. В 1879 в Ирбите работала труппа антрепрен„ра П. М. Медведева, в к-рую входили актеры: В. Н. Давыдов, 3. А. Рунич, И. П. Уманец-Райская, Е. Г. Пиунова-Шмитгоф, Е. А. Иванова и др. На ирбитской сцене гастролировали К. А. Варламов, В. Ф. Комисса ржевская. В сов. время (до 1937) И. т. являлся филиалом Свердловского драм. т-ра (обслуживал районы области). С 1937 в Ирбите создан стационарный т-р (Ирбитский драм. т-р им. А. Н. Островского). Старейшие работники т-ра - В. В. Голубев, М. М. Черкасская, Л. Т. Франжоли, А. И. Стелли, А. Е. Иконников. В 1947 в труппу вошли выпускники Уральского театр. ин-та. В И. т. работали В. М. Кай-городов, А. В. Гончарова. В труппе т-ра (1962) - А. П. Александров, H.B. Удинцев, А. Л. Бердичев-ский и др. Т-р рассчитан на 566 мест. Гл. реж. т-ра - А. П. Белолипецкий.

Лит.: Курочкин Ю., Из театрального прошлого Урала..., Свердловск, 1957. А. Ив.

ИРВИНГ (Irving), Генри (наст. имя и фам.- Джон Генри Бродрибб) (6.II.1838, Кейнтон, - 13.X. 1905, Лондон)-английский актер, режиссер, театрала ный деятель. Воспитывался в семье торговца. С 14 лет, после окончания коммерч. уч-ща, работал приказчиком в Лондоне. Одновременно посещал школу декламации. актерскую деятельность начал с 1856 в провинции. Почти десять лет играл в т-рах Эдинбурга, Манчестера, Ливерпуля, Глазго, Дублина и др. городов Великобритании. Исполнил за это время более 600 ролей в пьесах разнообразных жанров - от высокой трагедии до пантомимы и бурлеска. На провинц. сцене играл с известными актерами Б. Салливеном, Э. Бутсом и др. И. фанатически любил т-р. В результате огромной работы он преодолел природные недостатки - дефекты голоса, произношения, неестественную походку, угловатость жеста и т. п. Его актерские и режиссерские работы отличались продуманностью целого и отработанностью мельчайших деталей.

Выразительная мимика, ч„ткая скульптурность внешнего облика, острый и оригинальный ум, сценич. темперамент и большое человеческое обаяние придавали игре И. яркое своеобразие. Даже когда зрители не принимали трактовки сценич. образов И., они бывали покорены силой и законченностью его исполнения.

С 1866 И. жил в Лондоне, где вначале играл в различных антрепризах. Большого успеха добился исполнением ролей в мелодрамах: Нищий ("Две розы" Албери, 1870), Маттиас ("Польский еврей" Эрк-мана-Шатриана, англ. переделка "Колокольчики", 1871).

В 1867 И. обратился к воплощению образов Шекспира, исполнив роль Петруччио ("Укрощение строптивой", переделка Гаррика). Роль Катарины в этом спектакле играла Э. Терри. До 1898 продолжалось содружество этих двух актеров, составившее эпоху в англ. т-ре конца 19 в. Роль Гамлета (1874), сыгранная И. более 200 раз, выдвинула его в ряды лучших актеров Англии. За ней последовали Макбет (1875), Отелло (1876), Ричард III (1877), Шейлок (1879), позже - Яго; Бенедикт ("Много шума из ничего").

В 1878-98 И. совм. с Э. Терри руководил лондонским т-ром "Лицеум", к-рый за эти годы сделался одним из ведущих т-ров Англии. Спектакли этого т-ра отличались слаженностью, композиционной законченностью, целостностью режиссерского решения. И. привл„к к участию в пост. известных художников - Б„рн-Джонса, Алма-Тадема, Сеймур Лукаса, вв„л ряд усовершенствований сценич. площадки, позволивших полнее использовать е„ пространство, много внимания уделял зрелищной стороне спектаклей. В "Ли-цеуме" И. продолжал ставить пьесы Шекспира: "Венецианский купец" (1879), "Ромео и Джульетта" (1882), "Двенадцатая ночь" (1884), "Король Лир" (1892), "Цимбелин", "Ричард III" (1896) и др. Эти спектакли отличались яркой зрелищностыо, историч. достоверностью декораций, костюмов и общего колорита. В то же время И. трактовал трагедии Шекспира в духе сентиментализма, стремился выделять в героях одну черту характера. Так, Гамлета И. играл мягким и добрым человеком, сосредоточивая внимание зрителя на его несчастной любви к Офелии, в характере Макбета подч„ркивал повышенную нервозность, объясняя ею все его преступления (спектакли эти вызывали острую полемику). Благодаря И.шекспировская драматургия вновь обрела сценич. жизнь. Но И. был дал„к от социальных вопросов своего времени, боялся проникновения на сцену пьес на актуальные темы. Репертуар т-ра "Лицеум" составляли гл. обр. мелодрамы (Д. Бусико, Булвер-Литтон, В. Сарду), И. не ставил пьес Г. Ибсена, Б. Шоу или других драматургов, затрагивающих социальную проблематику. За исключением пьес А. Теннисона ("Бек-кет", "Кубок"), И. не поставил ни одной пьесы совр.. ему авторов. театр. деятельность И. была многообразной: он часто выступал как чтец, ему принадлежит ряд статей о т-ре и творчестве актера; читал лекции на ту же тему. Обязательными условиями творчества актера И. считал самостоятельность мысли, наличие фантазии, наблюдательности, глубокое постижение чувств сценич. героев. Он требовал от актера способности угадывать за текстом роли мысль, к-рую драматург вложил в сво„ произведение. И. энергично выступал в защиту прав и общественного положения актеров. Под редакцией И. и с его вступительной стать„й вышло издание сценич. текстов Шекспира. И. часто гастролировал в США, оказав воздействие на развитие амер. т-ра. И. был первым актером Англии, получившим дворянский титул (1895). Похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Лит.: Гвоздев А. А., Английский театр. Театр Генри Ирвинга, в его кн.: Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.-М., 1939; Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX веков, под ред. А. А. Гвоздева, М.Л., 1939 (Английский театр. с. 301-33);

Stoker В., The personal reminiscences of H. Irving, v. 1-2, L.-N. Y., 1906; С r a i g G., Henry Irving, L.,-Toronto, 1938; Ellen Terry's memofrs, N. Y., 1932; Ir-v i n g L., Henry Irving. The actor and his world, L., [s-d-]- H.Mun.

ИРД, Каарел [р. 14(27).VIII. 1909 ]- эстонский советский режиссер и актер. Нар. арт. Эстонской ССР (1958), чл. Коммунистической партии с 1940. В 1934-36 учился в студии драм. иск-ва в Тарту. В 1937-39 был режиссером и актером Рабочего т-ра в Тарту. После восстановления в Эстонии Сов. власти (1940) И. становится гл. реж. т-ра "Ванемуйне" (Тарту). В годы Отечественной войны работал в эстонских художеств. ансамблях в Ярославле. В 1944-48, 1949-50 и с 1955 снова гл. режиссер "Ванемуйне" (с перерывом 1948, 1950- 1951). В 1952-55-гл. режиссер Т-ра им.Койдулы вПярну.

В драм. и оперных спектаклях И. ярко раскрывается своеобразие жанра драматических произведений, остро и ч„тко выявляется их идея. Как руководитель т-ра И. вед„т большую работу с авторами; он впервые пост. "Жизнь в цитадели" Якобсона (1946), "Лабиринт блаженства" Парве (1959). Оперные спектакли И. характеризуются глубиной музыкальной и драматич. трактовки образов, оригинальным решением массовых сцен: "Огни мщения" (1945), "Певец свободы" (1950) Э. Каппа, "Озеро Пюхаярь" (1947), "Берег бурь" (1949), "Боевое крещение" (1958) Эрне-сакса и др. Совр. звучание, социальную остроту получили пост. классич. драматургии:

"Пунга-Мярт и Уба-Ка-арель" Кицберга (1954), "Микумярди" Раудсеп-па (1958), "Венецианский куп ец"(1958), "Мещане" (1946), "Егор Булычев и другие" (1950);

"Волшебная флейта" (1948) и "Свадьба Фигаро" (1950). Среди лучших работ И. -"Жизнь Галилея" Брехта (1961).

Сценические образы И. отмечены большой внутренней силой. Роли: Ральф ("Жизнь в цитадели" Якобсона), Гарри Смит ("Русский вопрос"), Хиггинс ("Пигмалион" Шоу), Тригорин ("Чайка"), Протасов ("Живой труп"). П.-автор статей по вопросам т-ра; организатор и педагог театральной студии.

Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин 1956, с. 115-132. ' Эв. К.

ИРЕТЕЛИ (наст. фам.- Каландадзе), По-лиевкт Антонович [9(21).V.1876-10.IV.1931 ]-грузинский писатель, драматург. Участник революц. движения нач. 20 в.; был в ссылке. Написал пьесу "Побежд„нные" (1905) о рабочем революц. движении. Автор социально острых инсценировок рассказов Э. Нино-швили "Христине" и "Герои деревни". Сценич. произведения И. пользовались большим успехом в груз. дореволюц. проф. и нар. т-рах. "Христине" ставилась на сов. сцене. E. UJ .

ИРЕЦКАЯ, Наталия Александровна (1845-15.XI. 1922) - русская певица, вокальный педагог. В 1868 окончила Петерб. консерваторию по классу пения Г. Ниссен-Саломан; совершенствовалась в Париже у П. Виардо. В 1874-1908 и с 1909 преподавала пение в Петерб. консерватории (с 1881- профессор). В своей педагогич. практике опиралась на принципы школы М.П.Р. Гарсиа и на опыт выдающихся певцов прошлого. Стройная методика, строго индивидуальный подход помогали И. развивать вок. способности е„ учениц. И. добивалась высокого художеств. качества исполнения, обращая особое внимание на развитие чувства меры и стиля, строго отбирая репертуар. Среди учениц И.- Н. Забела-Врубель, Е. Катульская, Л. Андреева-Дельмас, К. Дорлиак, А. Даниэлян

"ДР- .

ИРИАРТЕ (Iriarte), Томас де (18.IX.175017.IX.1791) -испанский писатель, драматург, переводчик. Последователь идей франц. Просвещения; за сочувствие атеизму преследовался инквизицией. Участвовал в реформе исп. т-ра, связанной с пост. франц. драматургии 18 в. И. начал драматургич. деятельность с переводов пьес Детуша, Вольтера ("Женатый философ", "Китайский сирота").

Пьесы И. по форме близки классицистской драматургии, но по содержанию приближаются к комедии нравов. Наиболее известны: "Делать, что делаем" (1770, т-р "Принсипе", Мадрид, изд. в этом же году под псевдонимом Дон Тирсо де Имарета), "Книжная лавка" (1770, пост. любителями), "Избалованный барчук" (1788, т-р "Принсипе"), сарсуэла "Там, где меньше всего ожидаешь, выскакивает заяц" и трагедия "Гусман добрый" (1791, Кадис и Мадрид, автор музыки - сам П.).

С о ч.:0bras completas, Madrid, 1887.

Лит.: Cotarelo y Mori E., Triarte y sa epoca, Madrid, 1897; Menendez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos espanoles, Madrid, 1879; то же, ediz. nazion., t. V, Madrid, 1948.

ИРКУТСК - город, обл. .центр РСФСР. 366 тыс. жит. (1959). В 1787 жена местного чиновника Троепольская организовала любительский "Благородный театр", в к-ром шли трагедии Сумарокова. Первый проф. т-р открылся в И. в 1851 в специальном театр. деревянном здании. В 1853-55 т-р возглавлял-артист Малого т-ра А. А. Рассказов. Положит. влияние на деятельность т-ра оказывали политнч. ссыльные. Здесь ставились "Горе от ума" (1852), "Гамлет". "Женитьба;

"Не в свои сани не садись" Островского, "Завтрак у предводителя" Тургенева, "Свадьба Кречинского". В 1857 пост. запрещ„нная царской цензурой пьеса "Свои люди-сочт„мся" Островского (спектакль вскоре был снят с репертуара). В 1861 здание т-ра сгорело (спектакли устраивались в зале Благородного собрания, зале при гостинице; состав труппы- -6-8 чел.). В 1873 было построено новое здание. В 80-90-е гг. т-р арендовали антрепрен„ры А. А. Фадеев (1881-84), К. О Ма-левский (1886-90), Н. И. Вольский (1893-95). В этот период были пост.: "Горькая судьбина" Писемского (1882), "Ревизор" (1883), "Гамлет" (1884); "Иванов" Чехова (1889), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина и "Разбойники" (1891),"Власть тьмы" (1895); осуществлена пост.пьесы красноярского писателя Филимонова "В стране сибирской" (1891). Значит, место в репертуаре иркутского т-ра этого периода занимала оперетта. В 1897 было выстроено новое каменное четыр„хъярусное здание т-ра (арх. Шретер; прежнее здание сгорело в 1890). Первые три сезона в т-ре играли две труппы- драматич. и музыкальная. В сезонах 1900-01, 1902-03, 1904-05 ставились только оперы и оперетты. Среди антрепрен„ров - крупные театр. деятели А. А. Кравченко (1897-1902, 1905-06), Н. И. Вольский (1902-05), M. M. Бородай (1910-14). Пост. "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1901), "Доктор Штокман" Ибсена (1903), "Вишн„вый сад" (1905); "Вильгельм Телль" Шиллера. Большим событием в жизни т-ра были пост.произв.Горького "Мещане", "На дне", "Фома Гордеев" (1903 и 1905, реж. К. А. Мар-джанов). В И. работали в драм. труппе актеры К. А. Глухар„ва-Каратыгина, А. А. Агар„в, Е. Н. Горева, О. В. Ар-ди-Светлова, Д. M. Карамазов, Н. Н. Васильев, В. M. Янов, И. А. Блажев, M. А. Саблина-Дольская, А. Г. Тугаринова, M. Н. Славич, Г. С. Галицкий, А. M. Шмитгоф, К. А. Зубов, Н. А. Светловидов, И. А. Слонов; в оперной труппе - К. И. Брун, А. M. Брагин, Д e вое-Соболева, С. И. Друзякина, О. И. Камионский, M. К. Максаков, Н. С. Томарс, Н. А. Шевел„в, дириж„ры - M. M. Голинкин, Шток и др. В городе гастролировали В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. П. Далматов, M. В. Дальский, передвижной Т-р Гайдебу-рова и др. После Октябрьской революции в И. был создан актером и режиссером С. И. Прокофьевым Народный т-р (пост. "Гибель"Надежды" "Хейерманса, "Севильский цирюльник" Бомарше, "Заговор Фиеско" Шиллера). После захвата власти Колчаком (1918-20) т-р в П. вновь превратился в коммерч. предприятие (возникли т-ры миниатюр - "Сибирский кот" и др.). Новый подъ„м театр. жизни в II. начался в янв. 1920. В 1920-26 были пост.: "Гроза"; "Взятие Бастилии" Роллана, "Дурные пастыри" Мирбо, "Разбойники", "Дети солнца" и др. В труппе-И. Л. Самарин-Эльский, Н.И. Дубов, M. И. Жвирблис, А. С. Суханов и др. В И. начал свою деятельность Н. П. Охлопков. В 1921 П. В. Летнеровичем, Н. П. Охлопковым, В. И. Гнедочкиным, Л. П. Кавериным в Иркутске был создан Молодой театр (существовал два года), провозгласивший своим лозунгом "молодость, смелость, эксперимент"; пост. "Потоп" Бергера, "Принцесса Турандот" Гоцци, "Игра интересов" Бенавенте и др.

В помещении б. Благородного собрания играла оперная труппа (антреприза M. К. Максакова). В е„ составе- Степанова-Шевченко, Риоли-Словцова, А. M. Матвеев, П. А. Слов-цов, В. M. Луканин. В городе были созданы драм. студня, театр. уч-ще, организовывались драм. коллективы в рабочих клубах. В 1926-29 в И. играла группа артистов б. Т-ра Корш под рук. M. M. Шлуглейта (артисты В. В. Беленькая, И. Т. Мерцалова, А.Л.Павлова, А. Ф. Перегонец, реж.В.Ф.Торскнй и др.). В 1929-30 в И.работал Краснозаводский т-р, созданный в 1922 в Харькове (реж. И. Г. Громов и И. С. Ефремов, актеры И. П. Огонь-Догановская, M. M. Каплун, В. Н. Северов, Н. И. Харченко). В 1928 в И. был создан ТРАМ, реорганизованный позднее в Иркутский Театр Юного Зрителя, в 1934 - постоянный Иркутский драматич. т-р (см. Иркутский театр). В 1935 организован Обл. т-р кукол. В 19'i0 был стационирован Т-р муз. комедии.

Все т-ры города и области систематически выезжают на гастроли на новостройки, в районные центры и с„ла.

При помощи гор. т-ров в 1959 в Иркутской области были созданы нар. т-ры.

Лит.: М а л я р e в с к и и П. Г., Очерки из истории театральной культуры Сибири, [Иркутск], 1957.

П. Мал., М. Лифш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница