Наши партнеры

Выгодно аренда машины сочи люкс в компании РексРент.
Electra Style Одежда Вологда.
запорная арматура

Театральная энциклопедия
(страница 188)


"ИСКУССТВО И ЖИЗНЬ" - русский советский журнал, выходивший в Ленинграде ежемесячно в 1938-41 (в 1924-37 издавался под назв. "Рабочий и театр"). Орган управления по делам искусств при Ленингр. Облисполкоме. Ответств. редактор - А. П. Штейн. В журнале печатались статьи по вояро-сам т-ра, музыки, кино, цирка, эстрады, изобразит. иск-ва, самодеятельности.

ИСКУССТВО РЕЖИСС‚РА - см. Режиссура.

ЙСЛАНДИ (Islandi) [наст. фам.-Г удмундсон (Gudmundsson)], Стефан (р. 6. X. 1907)-исландский артист оперы (лирико-драматический тенор). Пению обучался в Милане (1930-35). Впервые выступил на оперной сцене во Флоренции в 1933 и вскоре завоевал широкую известность. В 1935-40 гастролировал во мн. странах Европы, в 1946 - в США. Из-за отсутствия в Исландии оперного т-ра выступал на родине эпизодически. Воспитанник итал. вок. школы, И. обладал высокой муз. культурой, гибким подвижным голосом яркого тембра, ровно звучавшим во всех регистрах. Особый успех имел в произв. Верди и композиторов-веристов.

Партии: Герцог, Альфред, Рудольф; Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Туридду ("Сельская честь Масканьи), Хозе и др. Вс. Т'.

ИСЛАНДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драм. действия содержались в поэзии скальдов, в древних исландских сагах, ср.-век. римах (разновидность баллады). Однако становлению и развитию И. т. и д. препятствовали политич. зависимость и эко-номич. отсталость страны, малочисленность населения, в т. ч. городского. С 1720 учащиеся лат. школы в Скальхольте ставили дат. школьные драмы и студенч. комедии на латыни и в переводе на исланд. яз. В конце 18 в. осуществляются первые попытки постановок комедий дат. драматурга Хольберга и варьирующих их мотивы фарсов исландца С. Пьетурсона. В 1799 школа переехала в Рейкьявик и в 1-й пол. 19 в. была единств, центром театр. жизни Исландии. С 60-х гг.

19 в. в столице возникли любительские труппы. Наиболее долго и успешно работала труппа, возглавлявшаяся худ. С. Гудмундсоном. Здесь ставились комедии дат. авторов (Хольберг, Хейберг, Херц, Хоструп). В 1861 М. Йохумсон написал первое подлинно оригинальное произв. исл. драматургии - романтич. драму "Отверженные". Важное место в И. т. и д. заняла пьеса "Новогодняя ночь" И. Эйнарсона (1871), демократизм и нац. колорит к-рой основаны на использовании нар. творчества. Дальнейшее развитие драматургии тормозилось отсутствием постоянно действующих театр. коллективов. В конце 19 в. определился подъ„м И. т. и д., связанный с усилением националь-но-освободит. движения, с активизацией борьбы за отечеств, культуру. Важнейшим событием в истории И. т. и д. явилось образование в 1897 "Рейкьявик-ского театрального общества" - первого проф. т-ра. Труппу возглавили режиссер и драматург Э. Кваран, актрисы С. Гудмундсдоттир Г. Индридадоттир, Г. Хальдорсдоттир, актеры А. Эриксон, Т. Торвард-сон. Деятельность руководителей этого т-ра была проникнута пониманием общественно-преобразующей роли иск-ва, гражданским пафосом, стремлением создать нац. реалистич. иск-во, сочетающее правдивое отображение действительности с освоением поэзии саг и нар. преданий. В репертуар т ра входили пьесы:

"Хельги Тощий" М. Йохумсона (1890), "Пещерные жители" (1897), "Меч и жезл" (1899) И. Эйнарсона, / народно-историч. драмы Ибсена, комедии Хольберга и Хейберга, произв. Шекспира и Шиллера.

В 1-й трети 20 в. активно работали драматурги, заложившие основы нац. репертуара и способствовавшие успешной деятельности "Рейкьявикского театрального об-ва". И. Эйнар-сон развил характерные черты своих первых пьес в поэтич. комедии "Танец в Хруни" (1925), написал драму "Корабль тонет" (1902) на сюжет из нар. жизни, национально-историч. драму "Последний викинг" (1936) и др. М. Йохумсон, используя материал саг и ис-торич. хроник, поднимал актуальные обществ, проблемы в пьесах "Йоун Ара-сон" (1900), "Из Дании"

(1906). Творчество И. Сигу рйоунеона - автора пьес "Усадьба Хроун" (1908), "Горный Эйвинн и его жена" (1911), "Желание" (1915), "Лгун" (1917) -характеризовалось демократизмом, верой в духовные силы простого человека. Г. Камбан, продолжая традиции народно-историч. драмы в пьесах "Хадда Падда" (1914), "Борьба королей" (1915), одновременно обращался к жанру социальной сатиры и резко критиковал пороки капита-листич. общества в драм. произв. "Мрамор" (1918), "Зв„зды пустыни" (1925), "Посол с Юпитера" (1927). Своеобразное сочетание фантастического и реального, сказочные сюжеты, грубоватый юмор отличают пьесы Д. Стефаунсона "Золотые ворота" (1941) и "Оружие богов" (1944). В 20-40-е гг. 20 в. деятельность "Рейкьявикского театрального общества" развивалась под знаком роста проф. мастерства (мн. актеры обучались в Копенгагене). В 1950 на основе общества был создан Нац. т-рв Рейкьявике (этот т-р субсидирует гос-во). Кроме драм. спектаклей, здесь периодически ставятся оперы ("Травиата", "Риголетто"), оперетты ("Летучая мышь" И. Штрауса, "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу) и балетные дивертисменты. Пост. муз. спектаклей осуществляют гл. обр. специально приглашаемые иностр. режиссеры. При т-ре работает драм. школа. Ядро труппы составляют режиссеры и актеры И. Воге, Л. Пальсон, X. Б ь„рнсон, актрисы X. Торвадьдсдоут-тир, К. Кьельд, актеры Б. Йуханнесон, В. Гисласон, X. Скуласон. В 50-е гг. распространение космопо-литич. тенденций "американизации" духовной жизни страны, отсутствие новых исл. драматургов и пьес отрицательно сказываются на репертуаре Нац. театра. Наряду с пьесами отечеств. авторов большое место занимают произв. совр. зап.-европ. писателей - А. Миллера, Т. Реттигена, Т. Уильямса, Э. Ионеско, Ж. Ануя и др. Важным событием в культурной жизни страны явилась пост. пьес X. К. Лакснесса "Снайфридюр - Солнце Исландии" (1950, по его историч. роману "Исландский колокол"), "Серебряная луна" (1954, ставилась в СССР под назв. "Проданная колыбельная"), "Пьеса о трубе" (1961), гневно протестующих против посягательств американского империализма на независимость Исландии, разоблачающих космополитизм буржуазии, забвение традиций народной культуры, морали. В Рейкьявике, а также в Эскифьордуре, Акурейри, Сиг-дуфьордуре работает ряд полупрофессиональных трупп.

Лит.: Андрессон К., Современная исландская литература 1918-1948, М., 1957; Р о es t ion С., Zur Ge-schichte des islandischen Dramas und Theaterwesens, Lpz., 1903; Leikfelag Reykjavikur 50 ara. 1897-1947, Reykjavik, 1947; Sigurbjornsson L., Reykjavik Teater, в кн.:

Det moderne Island, Kbh., 1948. Вл. М.

ИСМАГИЛОВ, Гумар Гимранович (р. 15.VI.1907)- узбекский и татарский советский режиссер. В 1928 окончил Казанский татар, театр. техникум и был назначен режиссером Т-ра им. Камала. В 1935 окончил ГИТИС.

Пост. в Т-ре им. Камала: "Квадратура круга" Катаева (1930), "Город ветров" Киршона (1931), "За туманом" Камала (1935), "Искры" Гиззатова (1935), "Профессор Мамлок" Вольфа (1936), "Галиябану" Файзи (1936), "Враги" (1936) и др.

В 1938-43 - режиссер Симферопольского татарского т-ра. С 1944режиссер, затем гл. режиссер Андижанского узб. муз .-драм. т-ра.

Пост.: "Женитьба" (1947), "Ромео и Джульетта" (1947), "Русский вопрос" (1948); "Белый лотос" по поэме Шудрака

(1957), "Хуррият" Уйгуна (1959), "Семья" Попова (1960), "Разбойники" (1959); "Блудный сын" Раннета (1960), "Лес"-(1960); "Во имя жизни" Сагдулла и Фатхуллина (1961). p Д

ИСМАГИЛОВ, Загир Гарипович [р. 26.XII.19la (8.1.1917)]-башкирский советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Чл. Коммунистнч. партии с 1943. Деп. Верх. Совета Башк. АССР с 1959. В 1954 окончил Моск. консерваторию по классу композиции В. Г. Фере. В юности был нар. кураи-стом Башкирии; в 1934-37 работал в оркестре Башк. т-ра драмы. Совм. с Л. Б. Степановым участвовал в создании первого варианта балета "Журавлиная песнь" (1944, Башк. т-р оперы и балета). Написал историко-героич. оперу "Салават Юлаев" о нар. герое Салавате Юлаеве, о дружбе рус. и башк. народов (1955, Башк. т-р оперы и балета). И.- автор первой башк. муз. комедии "Кодаса" ("Свояченица") о башк. деревне 30-х гг. (1959, там же), вок.-хореографич. сюиты "Нефтяники" (1953), кантаты о Ленине и др. муз. произв. Гл. достоинство музыки И.- мелодич. богатство, тесная связь с башк. муз. фольклором.

Лит.: Шумская Н., Загир Исмагилов, в кн.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956, с. 318- 322; е„ же, Первая башкирская музыкальная комедия" "Советская музыка", 1960, ј 2, с. 115-19. А. Ив.

ИСМАЙЛОВ, Умарджан (р. 1906) - узбекский советский драматург. Первая пьеса И. "Вредители хлопка" (1929) была одним из первых произв. узб. драматургии, посв. колхозной тематике. Пьеса отразила раскол в семье в период ликвидации кулачества; была пост. Т-ромим. Хамзы в 1930 и показана в Москве на Всесоюзной олимпиаде т-ров народов СССР. И. принадлежат пьеса "Рустам" (1933) о росте самосознания узбеков в годы 1-й мировой войны и муз. драма "Зафар" (1953) о судьбе укр. мальчика, потерявшего родителей в годы Отечеств, войны и воспитанного в узб. колхозной семье (поставлена в муз.-драм. т-рах Узбекистана). Т. Г.

ИСПАНО-КУБИНСКАЯ ТРУППА НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОРОВ - основана в 1927 С. Галаррага" Лекуоном и X. Сидом. В труппу входили исп. актеры, проживающие на Кубе. Здесь ставились пьесы С. Барона, Инсуа и Эрнандеса Ката, Ичасо, Л. де ла Пенья и др. Л. X.

ИСПАНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В 12 в. в Испании появляются образцы литургической драмы на нар. диалектах. Постепенно в религиозную драму вс„ более широко проникают бытовые и сатирич. мотивы (духовное действо конца 14 в. "Маскарон", шутливо-пародийное представление "Фарс о епископчике"" 1360J.

С сер. 13 в. появляются диалогизированные "Прения" (Disputas) и "Споры" (Debates) религиозно-светского содержания. Постепенно эти диалоги вс„ более насыщаются драматич. действием ("Диалог между Амуром и Стариком" Р. Коты, 1490). В 15 в. в народные празднества начинают включаться драматические сценки аллегорического характера - момо. Религиозные и религиозно-светские пьески ставились в конце 15 в. не только в монастырях, но и при дворах грандов.

В 16 в. религиозные представления вс„ более насыщаются светскими мотивами ("Житие святой Орозпи" Б. Палау). Постепенно формируются и развиваются жанры "священного действа" (auto sacramental) и "пьесы о святых" (comedia de santos) - характерные формы религиозной драматургии Испании 16- 17 вв.

Наряду с этим на основе синтеза нар. традиции средневековья и уч„но-гуманистич. веяний, шедших из Италии и из античности, формируется нац. исп. драма. В творчестве драматургов Раннего Возрождения сосуществуют нар. и уч„но-гуманистич. традиции. Х,-дель Энсина, испано-португальский драматург Ж.

Висенте, Л. Фернандес и др. пишут грубоватые нар. сценки фарсового характера ("Потасовка" Энсины) и изысканно-аристократич. драматич. эклоги. Б. Торрес Наарро в предисловии к сборнику своих пьес "Пропалладия" (1517) делит пьесы на "комедии вымысла" (comedias a fantasia) и "бытовые комедии" (comedias a noticia). Образцы этих комедий он да„т в своих 8 пьесах, напечатанных в этом же сборнике.

В сер. 16 в. известный актер и драматург Лопеде Руэда объединяет в своих произв. обе традиции, но делает это ещ„ механически; в ренессансные комедии он включает самостоят, бытовые фарсовые сцены, т.н. "пасос". То же делают и ученики Руэды-актер и драматург А. де ла Вега, X. Тимонеда (ок. 1490-1583) и др. Попытки нек-рых драматургов-X. Бермудеса, К. Ви-руэса Л. Леонардо де Архенсола (1559-1613) и др.утвердить на исп. сцене уч„ную классицистскую трагедию успеха не имели. Их теоретич. воззрения на т-р разделял в начальный период своего творчества и М. Сервантес, создавший народно-героич. трагедию "Нумансия" (соч. ок. 1588; изд. 1786). Позднее он писал комедии и интермедии (изд. 1615), опираясь на традиции сформировавшейся к этому времени нац. драматургии. Нек-рые существенные черты исп. нац. драмы эпохи Возрождения намечаются уже в пьесах X. де ла Куэва, к-рый в своих историч. драмах одним из первых обратился к нар. преданиям и романсам.

Подлинный расцвет нац. драмы, е„ короткий, но блистательный "золотой век" начинает своим творчеством крупнейший представитель исп. ренессансной драматургии, поэт-гуманист Лопе Феликс де Вега Карпъо. В многочисл. пьесах Лопе де Вега отч„тливо выявились характерные особенности исп. классич. драматургии: внимание к нац.-историч. сюжетам, к-рые черпались преим. из нар. преданий и романсов, к темам любви и чести (в пьесах из совр. жизни); отказ от строгого жанрового деления; свободное перемещение действия пьесы во времени и пространстве; соединение в пределах одной пьесы трагич. и комич. элементов; преобладание динамично развивающейся интриги над разработкой характеров; наличие устойчивых сценич. типов; разнообразие метрич. форм и т. д. Наиболее значит, пьесы Лопе де Вега - его народно-героич. драма "Фуэнте овехуна" (изд. 1613?), любовные комедии "Собака на сене" (изд. 1618), "Учитель танцев" (1594), "Мадридские воды" (соч. 1594), "Валенсианская вдова" (1621) и др.- пользуются до сих пор широкой популярностью на сценах всех стран.

Вокруг Лопе де Вега группировались многочисл. ученики и последователи. Среди них драматурги "валенсианской школы" Ф. Таррега (1554-1602), Г. Агилар и в особенности Г. де Кастро-и-Бельвис, прославившийся историч. драмой "Юность Сида" (1618). К школе Лопе де Вега примыкали также Л. Белее де Гевард,А.МирадеАмескуа (1575-1644), X. Перес де Монтальван (1602-38), А. Уртадо де Мендоса (1586-1644) и мн. др. Среди авторов интермедий к традициям школы Лопе де Вега был близок Л. Киньонес де Бенавенте. Несколько особняком стояла драматургия X. Руис де Аларкон-и-Мендосы, создавшего бытовые комедии и историч. пьесы, в т. ч. драму "Се-говийский ткач", бичующую феод. произвол. Аларкон-и-Мендоса способствовал развитию жанра "комедии характеров" ("Сомнительная правда", "И стены имеют уши"). Традициям Лопе де Вега следует в своих бытовых комедиях Тирсо де Молина, но в его творчестве уже ощущается ослабление гуманистич. веры в силы и благородство человека. Тирсо де Молина созда„т жанр религиозно-философской пьесы, к к-рому примыкает его известная драма "Севильский озорник или

Каменный гость" (изд. 1630)-первая драматич. обработка легенды о Дон Жуане.

Под воздействием Лопе де Вега начинает творч. путь П. Кальдерой де ла Варка, сохранявший в ранних пьесах связи с гуманистич. культурой Возрождения. Но гуманистич. критика действительности, пронизывающая драму "Саламейский алькальд" (1642?)" в творчестве Кальдерона ослаблена. Кризис гуманистических идеалов особенно отч„тливо обнаруживается в его попытках переосмыслить светские" историч. и новеллистич. сюжеты в религиозно-философских пьесах: "Стойкий принц" (1628-29), "Жизнь есть сон" (1632-35) и др. Творчество драматургов школы Кальдерона свидетельствовало о начинающемся глубоком упадке И. д. Эти тенденции сказались в творчестве Ф. де Рохас Соррилья, А. Морето, Кубилъо де Арагона, X. де Матос Фрагосо (1600-89), А. де Солис (1610-86) и др. В творчестве этих драматургов торжествуют идеи феодально-католич. реакции.

Кризис исп. абсолютизма, экономич. застой и разорение страны, торжество феодально-католич. реакции надолго прервали бурно начавшееся развитие драматургии. Лишь с сер. 18 в. появляются драматурги-просветители, к-рые ставят перед собой задачу создания нового т-ра, являющегося школой прогресса и добродетели. Но большинство просветителей отвергало нац. традиции, ориентируясь на франц. классицизм. К числу этих драматургов принадлежали:

А. Монтиано-и-Луяндо (1697-1764), Н. Фернандес де Моратин (1737-80), X. Кадальсо (1741-82), Н. де Сьенфуэгос (1764-1809). Успех имели трагедия В. Гарсиа де ла Уэрта (1734-87) "Рахиль" (1778), в к-рой драматург сочетал соблюдение правил классицизма с динамизмом нац. драмы, и пьеса Г. М. де Хо-вельяноса (1744-1811) "Честный преступник" (1774), написанная в духе мещанской драмы. Большое значение для исп. т-ра имели комедии драматурга младшего поколения просветителей-Л. Фернандеса де Мо-ратина. Строго следуя законам классицизма, драматург придал классич. комедии нац. характер. Его пьесы "Святоша" (1790, пост. 1804, рус. пер. 1960), "Когда девушки говорят "да"" (1806) и др. положили начало реалистич. семейно-бытовой комедии в Испании.

Демократич. традиции нац. т-ра эпохи Возрождения развиваются в малых жанрах- сарсуэлы, то нади-лъи и в особенности сайнете (Рамонадела К рус). В годы войны за независимость (1808-14) в драматургии Испании утверждается революционно-патриотич. классицизм, крупнейшим представителем к-рого был М. X. Кинтана. В его трагедии "Пелайо" (1805) нацио-нально-патриотич. тема сочетается с просветительскими идеями.

В 20-30-х гг. 19 в., в обстановке поражения бурж.-революц. движения Испании, формируется роман-тич. драма, она носит глубоко нац. характер, хотя и усваивает опыт передовой европ. драматургии романтизма. Драматурги-романтики обращаются к нац.-историч. преданиям, хроникам и романсам, как к источнику сюжетов, и к классич. драме 16-17 вв., как к образцу художеств. формы. Первые образцы роман-тич. драмы-пьесы М. Х.де Ларра ("Масиас", 1834) и А. Сааведры (герцога де Ривас) ("Дон Альваро, или Сила судьбы", 1835). П регрессивно-романтич. идеи развивали в своих драмах А. Гутъеррес Гарсиа - автор драм "Трубадур" (1836), "Симон Бокканегра" (1843), "Каталонская месть" (1864), и X. Э. Артсенбуч (1806-80) - автор популярной пьесы "Теруэльские любовники" (пост. в 1837), драмы "Донья Менсия" (1838), обличающей инквизицию, и др.; широкую известность получило творчество А. Хиль-и-Сарате (1796-1861) - автора антиабсолютистской и антиклерикальной драмы "Карл II Околдованный" (1837) и героико-патрио-тич. пьесы "Гусман Доблестный" (1847) и др.

X. С'оррилья-и- Мораль в своей драматургии следует традициям Кальдерона. Ему принадлежит несколько "комедий плаща и шпаги", а также историко-романтич. драм, среди к-рых наиболее известны пьеса "Король и сапожник" (1 ч.- 1840, 2 ч.-1841), в к-рой драматург утверждает идею верности народа монархич. принципу, и драма "Дон Хуан Тенорио" (2 чч., 1844) - одна из наиболее оригинальных дра-матич. разработок легенды о Дон Жуане.

Пережив пору расцвета в 1830-40-х гг., романтич. драма продолжает господствовать на исп. сцене еще несколько десятилетий, хотя е„ представляют гл. обр. эпигонские произв. Одновременно развивается традиция семейно-бытовой комедии, идущая от Моратина и представленная многочисл. пьесами М. Бретона де лос Эррерос, В. дела Веги, М. Э. де Горостисы. Творчество этих драматургов, примыкавших к "костумб-ристскому" (бытописательному) направлению, знаменовало собой первый этап становления реалистич. драмы в Испании.

В 1860-70-х гг. реалистич. драма постепенно занимает господствующие позиции на исп. сцене. В ней получили отражение социальные сдвиги, происшедшие в стране, в частности компромисс исп. буржуазии с феодально-дворянской верхушкой после революции 1868-73. С этим связано усиление консервативно-охранительных тенденций и дидактизма в творчестве бурж. драматурга А. Лопеса де Аяла (1828-79), к-рый в своих морально-бытовых комедиях, критически рисуя нравы бурж. общества, не выходит, однако, за пределы прописной бурж. морали. Ещ„ более отч„тливо эти тенденции обнаруживаются в комедиях Т. Родригеса Руби (1817-90).

Крупнейший драматург этого времени М. Тамайо-и-Баус прош„л путь от романтич. трагедии в раннем творчестве к реалистич. психологич. драме ("Безумие любви", 1855, "Новая драма, или Йорик", 1867), сохраняющей, однако, некоторые романтические черты. Консерватизм воззрений драматурга (монархизм и др.) особенно ярко раскрылся в созданном им жанре "тенденциозной пьесы", освещавшей злободневные вопросы обществ, жизни и бурж. морали ("Дело чести", 1863).

Жанр "тенденциозной пьесы" получает дальнейшее развитие в драмах X. Эчегарая-и-Эйсагирре, в к-рых драматург, обнажая противоречия и фальшь бурж. морали, приходит к пессимистич. выводам. Анархич. нигилизм, присущий мировоззрению Эчегарая, особенно отч„тливо выступает в его психологических драмах ("Марианна", 1892, "Безумный бог", 1900), в которых выражены также натуралистич. тенденции.

Крупнейший представитель критич. реализма в исп. лит-ре - Б. Перес Галъдос. Его пьесы отличаются психологич. правдой, написаны в реалистич. манере. В своих пьесах, так же как и в романах, писатель подвергал резкой критике совр. ему бурж. действительность. Особенно значительны авторские переделки для сцены романов "Действительность" (1892, т-р Комедии), "Донья Перфекта" (1896) и др., а также его социально-проблемные драмы - "Электра" (1901), "Дед" (1904) и др.

Образ рабочего впервые вывел драматург X. Ди-сента-и-Бенедикто в драме "Хуан Хосе" (1895). Однако в этой пьесе, как и в более поздних социальных драмах Дисенты "Даниэль" (1907) и "Волк" (1913), сильны натуралистич. тенденции.

В конце 19 - нач. 20 вв. Испания вступает в эпоху империализма. Бурж. культура, в т. ч. и драматургия, испытывает глубокий кризис, распространяются философия, лит-ра и иск-во декаданса. Это ярко обнаруживается в деятельности драматургов т. н. "поколения 1898 года" (год поражения Испании в войне с США, утраты ею своих колоний). Крупнейшие писатели этого направления - М. де Унамуно, Асорин (р. 1874) и др. - создавали гл. обр. книжные драмы. Наибольшей известностью у бурж. зрителя первых десятилетий 20 в. пользовались произв. драматурга X. Бенавенте-и-Мартинеса, сочетавшего в своих пьесах критику пороков бурж. общества с презрением к народу, отказом от активного действия. С конца 19 в. в исп. драматургии широкую популярность приобрели поверхностные пьесы "малых жанров". Такие пьесы писали Р. де ла Вега (1839-1910), Т. Лусеньо (1844-1931), К. Арничес-и-Баррера и бр. С. и X. Альварес Кинтеро. Против засилья развлекательной "коммерческой" драматургии в 1920-30-х гг. выступают лучшие представители "поколения 1898 года" - бр. А. и М. Мачадо, создавшие социальные драмы "Кузина Фернанда", "Превратности судьбы" (1926) и др., Р. дель Валъе Инклан, написавший несколько гротескных сатирич. пьес, критикующих бурж. строй в созданном им жанре "эсперпенто", а также передовые писатели молодого поколения.

Особенно острая идеологич. борьба в области драматургии и т-ра развернулась в Испании в годы бурж. республики (1931-36). В это время появляются пьесы революц. писателей - сатирич. фарсы Р. Алъберти, С. Муньоса Арконады (р. 1898), М. Эрнандеса, трагедия П. Пла-и-Бельтрана (р. 1908) "Шестипалый" (1934) и пьесы др. авторов, в к-рых ставились острые социальные проблемы действительности. С другой стороны, усиливается пропаганда реакционно-мистич. и фашистских ид ей в пьесах X. М. Пемана (р. 1897), П. Муньоса Секи (1881-1936) и др. Крупнейшими драматургами этого времени стали Ф. Гарсиа Лорка и А. Ка-сона. Гарсиа Лорка созда„т трагедии, полные гумани-стич. сочувствия к простым людям,"Кровавая свадьба" (1933), "Йерма" (1934), "Дом Бернарды Альбы" (1936, пост. 1945) и др. Новаторские по форме пьесы Гарсиа Лорки положили начало новому поэтич. направлению в театр. иск-ве.

В годы национально-революц. войны 1936-39 на республиканской территории широко ставились произведения классич. драматургии, а также современные пьесы Р. Альберти, М. Эрнандеса, X. Бер-гамина и др.

Победа фашизма в марте 1939 привела к воцарению в Испании режима террора и реакции. Широкое распространение получили снова развлекательные пьесы, наводнявшие репертуар т-ров (пьесы Э. Хар-дьель Понселы, А. Торрадо и др.). Большое распространение получили псевдоисторич. пьесы X. М. Пемана, Л. Фернандеса Ардавина и др., с реакц. позиций толкующие события прошлого. Только 'в 50-х гг. в пьесах А. Састре, А. Буэро Вальехо появились социально-критич. тенденции, за что драматурги подвергались преследованиям со стороны франкистских властей. Антифашистские, патриотич. и гуманистич. пьесы создают Р. Альберти, А. Касона, X. Бергамин и др. передовые писатели, находящиеся в эмиграции в странах Латинской Америки. 3. П.

В годы франкистской диктатуры правительство поставило перед т-ром задачи: развлекать публику, фальсифицировать историю, пропагандировать пьесы религиозной тематики и снова вернуться к "вечным" темам буржуазной семьи и общества: любовь и измена, ревность, беспочвенность мечтаний, разлад между стремлениями и действительностью и т. д.

Было учреждено большое число литературных и театр. премий (ежегодные Нац. пр. за лучшие пьесы, национальная пр. им. Кальдерона де ла Барка; муниципальные пр. им. Ло-пе де Вега-учреждена Мадридом, пр. Барселоны, Валенсии, Аликанте и др.). Регулярно устраиваются конкурсы по определ„нной тематике и т. п.

Ряд пьес написал в 1940-50-х гг. Х.Бенавенте-и-Мартинес:

"Снег в мае" (1945), "Титания" (1946), "Испанская дворянка" (1947), "Развод душ" (1948), "Его любящая супруга" (1950), "Жизнь в стихах" (1951), "Борзая с неба" (1952), "Булавка во рту" (1954) и др. Член испанской Академии X. М. Пеман пишет пьесы разнообразной тематики, разрабатывая е„ в нужном фашизму духе. Здесь и переработка мифов древности - "Электра" (1949), "Фиест" (1955), и фальсификация истории- "Меттерних" ("Легкомысленный министр", 1942), "Великий кардинал" (1949), множество комедий - "Интимный дневник тетки Анхелики" (1946), "Утешитель" (1952) и пьесы религиозной тематики-"По пути жизни" (1951) и др. Писатели того же направления X. Кальво Сотело - автор комедий "Городская стена" (1954, Нац. пр.), "Наследство" (1957, Нац. пр.), "Каталина не серьёзна" (1958) и член испанской Академии X. И. Лука де Тена, то пишущий в манере Пиранделло ("Пульс был нормальным", 1947), то вносящий в свои комедии элементы детектива ("Вульгарное преступление", 1949), то разрабатывающий историческую тематику (пьесы из жизни Альфонса XII - "Куда идешь ты, Альфонс XII?", 1956, и "Куда идешь ты, опечаленный самим собой?", 1959). Религиозные пьесы пишет и Л. Фернандес Ардавин ("Распятый Христос", 1946), автор многих комедий ("Ручная пантера", 1945; "Королева гвоздика", 1951). Современности посв.свои пьесы Л.Дельгадо Бенавенте ("Три окна", 1952, пр. Барселоны; "За полчаса до этого", 1955, пр. Лопе де Вега). В 50-х гг. выдвинулся А. Пасо, автор многих комедий ("Яд для моего мужа", 1953; "Небо внутри дома", 1957, Нац. пр.) и сатирич. мелодрамы "Прощай, Мими Помпон" (1958).

Тогда же начал работать А. Буэро Вальехо, один из немногих писателей, в пьесах к-рого порой ставятся социальные проблемы. Он дебютировал драмой "История одной лестницы" (пр. Лопе де Вега, 1949), рассказывающей о жизни обитателей квартир, расположенных на лестнице верхнего этажа большого дома. Действие его пьес происходит чаще всего в среде мелкой или ср. буржуазии. В репертуар т-ров вошли пьесы: "В жгучем мраке" (1950, история человека слепого от рождения), "Рассвет" (1953), "Не раскрывая своих карт" (1957) и др. Ему же принадлежит своеобразная трактовка мифа о Пенелопе ("Ткавшая гр„зы", 1951) и ряд комедий ("Ирена или сокровище", 1954; "Сегодня праздник", 1956). Актуальные проблемы освещает в своих пьесах А. Са-стре ("Кляп", 1954, "Удар рогом", 1959, и др.).

Л„гкие развлекательные комедии з-анимают большое место в творчестве почти всех драматургов совр. Испании. Авторы изощряются в разработке занимательных ситуаций, в поисках новых при„мов подачи материала. Нередко сами авторы признаются, что вся их задача сводится к развлечению "публики в течение немногим более часа" (А. Раучи, Предисловие к комедии "Ну и семейка!", 1946). Наиболее известные авторы комедий: X. Лопес Рубио ("Альберто", 1949; "Показная ревность", 1950; "Другая сторона", 1954); M. Михура ("Дело убитой женщины", 1946; "Великое решение", 1955; "Мой обожаемый Хуан", 1956, Нац. пр.); Л. Наварро ("Малютка", сайнете, 1948; "Самый большой грех", 1948; "Большое выгодное дело", 1949); В. Руис Ириарте ("Сеньора, е„ ангелы и дьявол", 1948; "Ландо с шестью лошадьми", 1950; "Игра детей", 1952); В. Сориано де Андиа ("Вчера будет утром", 1951); А. Торрадо ("Галисийка в Нью Йорке", 1946; "Мама выбирает нам женихов", 1947); Э. Невилье ("Бал", 1952, Нац. пр.; "Высокая преданность", 1957); Л. Муньос, Л. Техе-дор, Л. Фернандес Севилья Х.А. Очаита; Паскуаль Гильен ("От любви он потерял рассудок" - "Безделушка для времяпрепровождения", 1949), Э. Суарес де Деса и др.

Лит.: Диес-КанедоЭ., Испанский театр XX века, "Интернациональная литература", М., 1939, ;ј 1; Игнатов С.С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939;

КеллиД., Испанская литература, пер. с англ, М.-П., 1923;

Морозов П. О., История драматической литературы и театра, т. 1. Испанский театр. СПБ, 1903, с. 147-210; Т и к-н о p Д., История испанской литературы, т. 1-3, пер. с англ., М., 1883-91; У з и н В. С., Испанский театр. в кн.: История /западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. 1, М., 1956, с. 253-386; Февральский А. В., Испанский агитационный театр. "Театр", М., 1938, .ј 2; его же, Театр (Испания), в сб.: Испания и Португалия, М., 1947, с. 279-327; Bernat y Duran J., Historia del teatro espanol, Barcelona, 1924; Bueno М., Teatro espanol contemporaneo, Madrid, [1909]; CejadoryFra-u с a J., Historia de la lengua y literatura castellana, t. l-14, Madrid, 1915-22; Diaz de Escovar N.yLasso de la Vega F r. de Р., Historia del teatro espanol, t. l-2, Barcelona, [1924]; Historia general de las literaturas hispanicas, publ. bajo la dir. de G. Diaz-Plaja, t. 1-5, Barcelona, [1949-58]; Hurtado y Jimenez de la Serna J. y Gonzalez Palencia A., Historia de la literatura espanola, 5 ed., Madrid, 1943; S с h а с k А. F. von, Geschichte der dramatischen Literatur und Kunst in Spanien, Bd 1-3, Frankf. /M.-B., 2. Ausg., 1894;

Valbuena Prat A., Literatura dramatica espanola, Barcelona, 1930; его же, Historia del teatro espanol, Barcelona, [1956].

"ИСПАНСКИЙ ДВОРЯНИН" (также - "Дон Сезар де Базан" - "Don Cezar de Bazano") - комедия в 5 д. Ф. Ф. Дюмануара и А. Ф. Деннери. Соч. 1843 (на франц. яз.). Пост. в том же году в т-ре "Порт-Сен Мартен", Париж (Дон Сезар - Фредерик-Леметр). Впоследствии "И. д." широко ставился на мн. сценах мира, входил в гастрольный репертуар известных актеров (Б. К. Кок-лен, Ф. Гаазе, К. Фейдт и др.).

В России "И" д." пост. впервые в 1854 петербургской франц. труппой. На рус. яз. впервые пост. в 1856 в Малом т-ре, Москва (в переводе-переделке Тарновского и Лонги-нова, Дон Сезар - Самарин, позднее Полтавцев, Марита-на - Васильева, Медведева, Сантарен - Дмитревский, маркиз Монтефиоре - В. Живокини, П. М. Садовский). Среди возобновлений Малого т-ра - 1880 (на сцене Боль' шого т-ра, Москва, бенефис Ленского, Дон Сезар - Ленский, Маритана - Ермолова). .Др. дореволюц. пост. "И. д.": Александрийский т-р (1856; Дон Сезар - В. Самойлов, Маритана - Самойлова, Сантарен - Григорьев). Пьеса была пост. в Казани (1858), Минске (1859), Харькове (1884), Оранниенбауме (1884; Дон Сезар - Далматов), в Москве, в т-ре Корша (1890; Дон Сезар - Киселевский), Самаре (1896; Дон Сезар - Сарматов), в Тюмени (1896), Костроме (1903), в Петербурге, в т-ре Сабурова (1910) и др. Роль Дон Сезара исполняли также Ф. П. Горев, И. М. Шувалов и др.

Среди пост. "И. д." на сов. сцене: Ростовский-на-Дону т-р (1926), Самарский т-р (1927), Тульский т-р (1949), Ле-нингр. драм. т-р (1949; шла под названием "Дон Сезар де Базан", реж. Кожич,Дон Сезар - Честноков), Т-р им. Руставели (1954; пер. С. Пашалишвили, реж. Алексидзе, худ. П. Лапиашвили, Дон Сезар - Гегечкори), Т-р комедии, Горький (1954), Т-р "Роман", Москва (1955, в переделке А. Дейча и Н. Крымовой под назв. "Сердце цыганки", реж. Баркан, худ. Талалай, комп. Бугачевский), Ульяновский т-р (1955), Рус. т-р в Чебоксарах (1957) и др.

Издания: Из рус. изд.: "Испанский дворянин", комедия в 5 д. с куплетами. Переделка с франц. К. А. Тарновского и М. Н. Лонгинова, М., 1858.

Лит.: "Пантеон", М., 1854, .ј 3, март, с. 55-58; К а р-н e e в М. В., Пятьдесят лет из жизни артиста Самарина, М., 1882, с. 21-25; Горький об искусстве, Сб., М.-Л., 1940, с. 26; Ежегодник Моск. Художеств. театра 1951-1952, M., 1956, с. 287-88. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница