Наши партнеры

оборудование конференц залов
Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-perm-bez-voditelya/ в компании РексРент.
Женское Пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 191)


ИТИКАВА - одна из старейших актерских династий в японском т-ре Кабуки. В Японии существует традиция передачи сценич. имени по наследству актеру-сыну или усыновл„нному ученику. актер получает это имя в день своего первого выступления на сцене. По мере совершенствования мастерства актеру присваивается другое имя, более поч„тное, соответствующее его новому положению. актер может сменить два или три имени (присваивается после смерти предшественника, носившего это имя, или после того, как тот получит более поч„тное). Если по каким-нибудь причинам актер не может получить самое почетное имя своей династии, он может стать основоположником новой династии, носящей его имя. Сценич. имя одной актерской династии не может быть присвоено актерам другой династии. В 40-50-е гг. 20 в. среди династии И. известны: Дандзюро XI, Энноскэ II, Садандзи III, Дансиро III, Данко III, Яодзо IX и др.

И. Дандзюро - одна из ветвей актерской дина' стии И. Насчитывает 11 поколений актеров, носивших это имя. Наиболее выдающимися актерами были:

И. Дандзюро I (май 1660-19.II.1704) - начал выступать в 12-летнем возрасте. В 1673 успешно исполнил роль воина Саката-но Кинтоки в пьесе "Си-тэн-но осанадати", появившись в новом гриме, к-рый утвердился затем как традиционный грим для ролей арагото - воинов-героев (подражая гриму китайского т-ра, разрисовал лицо красными и ч„рными линиями, подч„ркивая этим физич. силу героя). Особенно удавались ему сцены сражения. Традиции исполнения героической драмы, заложенные И. Дандзюро I, развивали и др. члены династии И. Выступал также как драматург.

И. Дандзюро II (11.X.1688- 24.IX.1758)- сын И. Дандзюро I, впервые выступил в 1697 в т-ре "Нака-, мурадза". Как и его отец, славился исполнением сцен сражения, ролей арагото, а также благородных героев - татияку. Был первым исполнителем роли Скэро-ку (о. п. Цуути Дзихэя) и Янонэ (о. п., автор неизв.).

И. Дандзюро VII (апр. 1791-13. III. 1859) - впервые выступил 4 лет. В 30-е гг. впервые установил существующие до наст. времени "кабуки дзюхатибан", т. е. 18 пьес-шедевров, исполняемых семь„й Итикава. Успешно выступал в историч. пьесах - дзидаймоно и бытовых-сэвамоно. Используя технику т-ра. Кабуки пост. пьесу т-ра Но "Кандзинт„" Намики Гохэя (1840).

И. Дандзюро IX (13, X. 1838-13. XI. 1903) - сын Дандзюро VII, впервые выступил на сцене в возрасте 12 лет. В 1887 возглавил труппу основанного в том же году т-ра"Кабукидза". Разнохарактерный актер, он исполнял роли героев, злодеев и женские роли. Особенно успешно выступал в историч. пьесах (манера исполнения Дандзюро IX до сих пор считается непревзойд„нной). После бурж. революции (1868) возглавил движение за обновление Кабуки. Является основателем драматургич. жанра историч. пьес -кацурэкимоно, к-рые писал для него драматург Каватакэ Мокуами. Дандзюро IX боролся за улучшение социального положения актеров. Лучшие роли: Бэнкэй ("Фуна Бэнкэй"), Скэроку (о. п. Цуути Дзихэя) и др.

И. Дандзюро XI (р. 6.1.1909) - японский актер. Старший сын и ученик театр. деятеля Мацумото Косиро. Впервые выступил в т-ре "Тэйкокугэкидз„". В 1940 был усыновл„н семь„й И. Имя Дандзюро XI получил в 1962. Один из самых популярных совр. актеров т-ра Кабуки, исполняет гл. обр.романтич. и героич. мужские роли (амплуа - татияку). Среди ролей: Скэроку (о. п. Цуути Дзихэя), Юрано-скэ ("Тюсингура" Та-кэда Идзумо и др.), Mo- рицуна ("Морицуна дзи-нъя" Тикамацу Ханд -зи), Котияма (о. п. Каватакэ Мокуами) и др.

И. Садандзи - одна из ветвей актерской династии И. Насчитывает три поколения. Наиболее выдающиеся актеры:

И. Садандзи I (28.X.1842 - 7. VI I Г. 1904). В 1864 был усыновл„н своим учителем И. Кодандзи IV. Выступал в т-ре "Моритадза" в амплуа татияку (герои, воины). Пользовался поддержкой драматурга Каватакэ Мокуами, выступал в его пьесах. Сценич. внешность и большое трудолюбие способствовали успеху актера. Был одним из основателей т-ра "Мэй-дзидза", открывшегося в 1893. Лучшие роли: Тогаси ("Кандзинт„" Намики Гохэя), Марубаси Тюя (о. п. Каватакэ Мокуами).

И.СадандзиП (19.X.1880-23.II.1940) - сын И. Садандзи I, получил имя И. Садандзи II в 1906. В 1909-19 принимал участие в деятельности т-ра "Дзиюгэкидз„" ("Свободный т-р"), руководимого Оса-наи Каору. Театр открылся пьесой Ибсеня "Йун Габриэль Боркман", в которой И. С. II исполнил гл. роль, тем самым утверждая совр. раму-сингэки на сцене япон. т-ра. Садандзи II был одним из самых прогрессивных актеров своего времени, стремился обновить иск-во Кабуки, ввести на сцену т-ра новые пьесы (синкабуки), переосмыслить старый репертуар. Играл преим. в т-ре "Мэйдзидза".

Роли: На руками (о. п. Цуути Хандзюро), Ясяо ("Сидзэндзи моногатари" Окамото Кидо), Ханкуро ("Торибэямя синдзю" Окамото Кидо) и др. В 1928 возглавлял труппу, гастролировавшую в Москве.

И. Энноскэ - одна из ветвей актерской династии И. Наиболее выдающийся представитель этой ветви - И. Энноскэ II (p.lO.V.1888). Один из ведущих актеров т-ра Кабуки. Старший сын И. Дансиро II. В 1909-19 выступал в труппе "Дзию гэкидз„" ("Свободный т-р") под рук. Осанаи Каору. В 1919 учился в Европе. С 1944 возглавляет одну из четыр„х крупнейших трупп театра Кабуки "Энноскэ Гэкидан". Выступает в амплуа татияку (герои, воины). С 1955 - член япон. Академии иск-в. В 1961 гастролировал вместе с труппой в СССР. Среди ролей: Бэнкэй ("Кандзинт„" Намики Гохэя), Сюнкан ("Хэйкэ Н„гоносима" Тикамацу Мондзаэмона), Привидение ("Куродзука" - танп. драма, пост. Энноскэ II под влиянием рус. балетного иск-ва) и др.

Лит.: Нимура M и ц у о, "Итакава Эбидзо", Токио, 1953; Гэйнодзитэн, Токио, 1961 (на япон. яз.); см. также лит. при ст. "Кабуки". Л. Г.

"ИФИГЕНИЯ В АВЛЙДЕ" ("Iphigenie en Aulide")- опера X. Глюка, либр. Ф. Леблан дю Рулле по трагедии Ж. Расина, пост. 19 апр. 1774. Париж (Ифигения - Арну, Агамемнон - Ларриве, Ахилл- JIe Гро, Клитемнестра - Дюллан). Возобновлена там же в 1775 и шла до 1824. Новая пост. 1907. Пост. в др. городах: Стокгольм (1778), Кассель (1782, на франц. яз.; 1819), Магдебург (1790), Гамбург (1795, на франц. яз.), Гент (1799, на франц. яз.), Амстердам (1801), Мюнхен (1807), Вена (1808), Берлин (1809), Неаполь (1812).

В 1846 Р. Вагнер улучшил перевод, изменил оркестровку оперы и сочинил неск. новых речитативов к 3-му акту. В этой редакции пост. 24 февр. 1847 в Дрездене и затем во мн. т-рах Германии. В этой же ред. ставилась в городах: Копенгаген (1861), Вена (1867). Прага (1872, 1921), Христиания (1875, на дат. яз.), Брюссель (1910), Загреб (1933), Филадельфия (1935, на франц. яз.), Глазго (1937), Будапешт (1937).

Издания: "И. в А.", партитура, Р., Des Lauriers, (s. d.]; то же, Lpz., Peters, [s. d.]. H. Г p. сИФИГЕНИЯ В ТАВРЙДЕ"("1р1пееше en Tauride")- опера X. Глюка, либр. Ф. Гийяра по Еврипиду, пост. 18 мая 1779, Париж (Ифигения - Лавасс„р, Орест - Ларриве, Пилат - ЛеГро, Тоас - Моро). Возобновления-1868, 1900, 1914, 1931. Пост. в городах: Вена (1781; 1783, на итал. яз.; 1786), Стокгольм (1783), Кассель (1784), Копенгаген (1785, в концертном исполнении на франц. яз.; 1847), Франкфурт (1790), Ман-гейм (1791), Берлин (1795, в нов. ред. И. Зандера), Лондон (1796, на итал. яз.; 1866), Гамбург (1811), Будапешт (1814, на нем. яз.), Амстердам (1821, на нем. яз.), Прага (1843, на нем. яз.; 1890), Манчестер (1860), Базель (1877 и 1929, на нем. яз.), Барселона (1900, на итал. яз.), Алжир (1901, на франц. яз.), Гаага (1902, на франц. яз.), Нью-Йорк (1916, на нем. яз.), Милан (1937), Буэнос-Айрес (1937, на нем. яз.). В России пост. в т-ре Шереметева, Кусково (после 1786).

Издания: "И. в Т.", партитура, Р., Des Lauriers, [s. d.]; то же, Lpz., Peters, Ь. d.]. Я. Г р.

ЙФОГЮН (Ivogun), Мария (р. 18. XI. 1891) - немецкая артистка оперы (колоратурное сопрано). Чл. Нем. акаде мии иск-в (с 1956). Пению обучалась в 1909-13 в Венской музыкальной академии. Впервые выступила на оперной сцене по приглашению Б. Вальтера в 1913 на моцартовском фестивале в Мюнхене. В 1913-26 И. - солистка Мюнхенской гос. оперы, в 1926-33- Гор. оперы в Берлине, одновременно выступает на сцене Берлинской гос. оперы. Высокая музыкальность, виртуозная л„гкость и чистота исполнения снискали И. большую популярность. Особым успехом пользовалась в партии Зербинетты ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса), к-рую с 1916 по настоянию автора пела во всех нем. постановках. Впервые исполнила партии: Игино ("Палестрина" Пфицнера), Лаура ("Перстень Поликрата" Корнгольда), Соловей ("Птицы" Браунфельса).

Др. партии: Констанца, Деспина (Похищение из сераля", "Так поступают все" Моцарта), Марселина ("Фиделио" Бетховена), Оскар, Нанетта ("Бал-маскарад", "Фальстаф" Верди), Софи ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Церлина, Джильда, Татьяна.

Гастролировала во мн. т-рах Англии (1924), США (1921-22), Голландии (1926), Австрии, Испании, Скандинавии; выступала в концертах. Оставив сцену, преподавала пение в Венской муз. академии (1948-50) и в Берлинской консерватории (1950-58).

ИФУКУБЕ, Акира (р. 1914)-японский композитор. Профессор Токийского ун-та. Автор балетов "Огонь Прометея"и "Шакамония"("Шакья-Муни") (об основоположнике буддийской религии). Автор симф. и др. произв. Лауреат междунар. конкурсов в Париже и Женеве. К. Ф.

ЙФФЛАНД (IHland), Август Вильгельм (19.IV. 1759-22.IX.1814) - немецкий драматург, актер, режиссер. Род. в Ганноверев состоят, бюргерской семье. Наряду с Коцебу был крупнейшим представителем нем. мещанской драмы конца 18 в. и одним из создателей этого жанра. Спектакли труппы К. Аккермана, увиденные им в юности, и выступления И. Ф. Брок-мана и Ф. Л. Шредера способствовали решению И. посвятить себя актерскому призванию. В 1777-79 И. выступал в труппе придворного т-ра в Готе, где первыми сценич. шагами молодого актера руководил К. Экгоф. Вначале И. играл характерные бытовые роли, преим. стариков. После закрытия т-ра в Готе переш„л вместе с частью труппы в Мангеймский придворный т-р, этот период (1779-96) был наиболее плодотворным в его творчестве (с 1792 И.- гл. режиссер т-ра). С 1796 И. работает в Берлинском королевском нац. т-ре, был директором т-ра и актером.

Как драматург И. дебютировал в 1781 трагедией "Альберт фон Турнейзен". Получил известность своими мещанскими драмами "Преступление из тщеславия" (1784), "Награжд„нное раскаяние" (1785), "Средний путь - добродетель" (1788), "Холостяки" (1793). Все его пьесы ставились в Мангеймском т-ре, наиболее известна пьеса "Охотники" (1785), пост. на открытии Веймарского придворного т-ра в 1791.

В сво„м актерском и драматургии, творчестве И. последовательно утверждал идеологию бюргерства, его мелочный, ограниченный практицизм. И. давал в своих комедиях крайне поверхностное изображение пороков отдельных представителей дворянства и чиновничества, но никогда не протестовал против существующего строя. Политич. окраска нравоучительных комедий и драм И. явно реакционна, в них не ставились социальные и политич. вопросы. Для его произв. характерно филистерское морализирование, а также прямо-линейне-одноплановые образы, в конце пьес торжествовала добродетель и наказывался порок. Драмы И. имели большой успех и широко ставились в нем. т-рах. Их сентиментально-слезливая мещанская мораль импонировала зрителю, напуганному бунтарскими пьесами драматургов "Бури и натиска". Успех пьес И. объясняется также тем, что он отлично знал законы сцены, его пьесы изобиловали сценич. эффектами. Кроме того, в этих пьесах было много комедийных элементов, метко схваченных бытовых деталей. Популярность драматургии И. у невзыскательного мещанского зрителя была особенно велика в годы политич. застоя. Во время политич. подъ„ма 30-х гг. 19 в. пьесы И. перестали ставиться.

Не менее популярен был И. как актер. Не обладая благоприятными внешними данными, он добился необычайной выразительности мимики, жеста, виртуозно владел своим голосом, был мастером сценич. речи. И. обратил на себя внимание Г„те, сыграв Карлоса в его драме "Клавиго" в Мангеймском т-ре (1779). По приглашению Г„те он играл Эгмонта в Веймарском придворном т-ре (1796). Среди ролей И.: Франц Моор;

Филипп ("Дон Карлос"), Вильгельм Т елль (о. п. Шиллера), Король Лир, Шейлок; Натан ("Натан Мудрый" Лессинга). Но лучшими сценич. работами И. были роли в его собств. пьесах, в пьесах Коцебу и др. Он играл технически виртуозно, выразительно передавая детали быта и характера. В исполнении И. проявлялась тонкая наблюдательность, и в то же время актер был склонен к преувеличенной чувствительности, подч„ркнутой живописности поз. Недостатком И. было подч„ркнуто прозаич. чтение стихов в трагедии.

И. занимался также режиссурой и педагогич. деятельностью. Наряду с Коцебу и пьесами драматургов этого направления он ставил драматургию Шиллера и Шекспира, в постановке этих пьес И. старался приглаживать присущий им протестующий гуманизм и трагизм. В своих спектаклях И.'стремился к внешней помпезности, вводил большое число статистов, торжественные выходы, использовал яркие богатые костюмы, насыщал спектакли музыкой, пением ("Орлеанская дева" в Берлине в 1803), но второстепенным подробностям спектакля он уделял больше внимания, чем раскрытию идеи произведения. При пост. мещанских драм и комедий И. перегружал спектакли бытовыми деталями. Свой театр. опыт И. подытожил в книге "Мо„ театральное поприще" (1798, рус. пер. 1816).

Соч.: Dramatische Werke, Bd 1-16, В., 1798-1802;

Neue dramatische Werke, Bd 1-2, В., 1807-1808.

Лит.: Троицкий 3., Август Вильгельм Иффланд, в кн.: Карл Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940; D u n с k er G., Iffland in seinen Schriften als Kunstler, Lehrer und Direktor der Berliner Buhne, B., 1859. Я. Я.

ИЦКОВ, Леонид Николаевич [р. 19.111(1.IV). 1908] -русский советский режиссер и театральный художник. Нар. арт. Тадж. ССР (1943) и засл. арт. Узб. ССР (1939). В 1935 окончил театр. уч-ще при моек. Камерном т-ре.

Пост. спектакли: "Оптимистическая трагедия" (1936, Иркутский т-р), "Человек с ружь„м" (1939, Ташкентский т-р), "Бронепоезд 14-69" (1951, Душанбинский т-р); "Город на заре" Арбузова (1957, Магаданский т-р); "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Летучая мышь" Штрауса (1948) и др. в Волгоградском т-ре муз. комедии; "Москва, Чер„мушки" Шостаковича (1960), "Севастопольский вальс" Листова (1962) и др. в Хабаровском т-ре муз. комедии. А. Ив.

ИЧИНХбРЛО, Дапщэвгийн (р. 10.II.1910) - монгольская актриса. Член МНРП с 1935. Нар. арт. МНР. В 1931 окончила Улан-Баторскую театр. студию. В 1923-29 работала в Народном т-ре в Улан-Баторе, где исполняла ведущие роли в нац. и переводной (гл. обр. китайской) драматургии, затем работала в Гос. центральном т-ре.

Роли: Джуяр ("Князь Сумья"), Сандрия ("Ушандар-хан"), Нансалма ("Среди печальных гор" Нацагдоржа), княгиня Долгор ("Княгиня Долгор и арат Дамдин" Аюша), Будэ, Зан-данбал, Цэцэг ("Девушка Будэ", "Цена жизни", "Волчья стая" Намдага), Беатриче ("Слуга двух господ"), Лауренсия ("Овечий источник"), Лида ("Платон Кречет"), Мария Александровна Ульянова ("Семья" Попова) и др.

Выступает и как исполнительница монг. нар. песен. Совместно с Чимидосором и Пэринлэем И. написала пьесы "Молодая мать Замбага" и "Хатын Батор Максаржав". Г. У., Э. О.

ИШАНТУРАЕВА, Сара Абдурахмановна [р. 26.Х (8.XI).1911] - узбекская советская актриса. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Депутат Верх. Совета СССР 2, 3, 4-го созывов и Узб. ССР (с 1939). С 11 лет воспитывалась в интернате, участвовала в самодеят. кружке, а затем в массовых сценах спектаклей Образцовой краевой драм. труппы. В 1925 поступила в узб. театр. студию при Доме просвещения в Москве и по окончании в 1927 стала актрисой Центр. гос. образцовой узб. труппы (ныне Театр им. Хамзы). В 1943-46 и 1953-60- директор этого т-ра.

Первые роли И.: Адельма ("Принцесса Турандот" Гоцци, 1927), Беатриче ("Слуга двух господ", 1927), Лауренсия ("Овечий источник", 1931). Глубоко реали-стич. дарованию И. были чужды формалистич. тенденции, получившие распространение в узб. т-ре в конце 20 - нач. 30-х гг. Вместе с передовой частью коллектива Т-ра им. Хамзы И. утверждала своим творчеством на нац. сцене глубокое, жизненно-правдивое иск-во.

II. была одной из первых актрис т-ра Ср. Азии, создавшей в постановках нац. драматургии героич. образы женщин, ведущих борьбу с реакцией. Лучшие из них - Дильбар, Ульмас ("Два коммуниста", "Сожжем" Яшена, 1929, 1932). Склонность актрисы к раскрытию внутреннего мира героя сказалась в исполнении роли Гоги ("Человек с портфелем" Фай-ко, 1929). Тема сопротивления реакции, борьбы светлого, чистого человека с т„мными силами была выражена в образах передового бригадира колхоза Онахон ("Честь и любовь" Яшена, 1936), Катерины ("Гроза", 1938) и особенно в образе Джамили ("Бай и батрак" Хамзы, 1939). Крупнейший вклад актрисы в историю сов. театр. иск-ва - исполнение ролей Офелии (1935) и Дездемоны (1941). Тема борьбы с реакцией по-разному раскрывается И. в работах воен. лети в 40-50-е гг.: партизанка Оксана ("Смерть оккупантам" Яшена, 1942), Лауренсия ("Овечий источник", 1944), Гули ("Алишер Навои" Уйгуна и Султан о-ва, 1945; Гос. пр., 1949). В эти годы И. много играет в пьесах рус. сов. авторов: Джесси ("Русский вопрос" у 1947), Шабунина ("За тех, кто в море", 1947), Ева Грант ("За окнами посольства" бр. Тур, 1950), Густа Фучикова ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952). Близкая актрисе тема сопротивления насилию находит выражение и в спектаклях о борьбе народов Востока за рубежом: коммунистка Хатче ("Рассказ о Турции" Н. Хикмета, 1953), раздавленная нуждой, но обретающая волю к борьбе женщина Алжира - Айни ("Алжир, родина моя!" по роману М. Диба, 1957). В 1959 И. сыграла близкую е„ творчеству роль передовой женщины Узбекистана председателя колхоза Хуррият (о. п. Уйгуна), в 1961 - роль Ирины в трагедии А. Левады "Здравствуйте, зв„зды" ("Фауст и смерть").

Глубоко раскрывая социальные и психологич. основы характера своих героинь, И. наделяет их душевной чистотой и жизнеутверждающей силой. Е„ героини мужественны и в то же время лиричны, в самые трудные минуты жизни их поддерживает убежд„нность в правоте избранного ими пути. Игра И. отмечена глубокой задушевностью, сильной эмоциональностью, тонким анализом характера сценических персонажей.

Одновременно с творческой работой И. вед„т большую общественную деятельность (чл. Сов. комитета защиты мира, чл. Комитета по Ленинским премиям). Лит.: Уварова Г., Сара Ишантураева, М., 1951;

Авдеева Л., Сара Ишантураева, Ташкент, 1960;

Фельдман Я. С., Характер народа и сценические образы, Ташкент, 1962. А. Р.

ИШДУЛАМ (1876-1954) - монгольский композитор. Одна из основоположников монг. театр. иск-ва. С 1921 занималась организацией худ. самодеятельности и муз. образования. Работала дириж„ром оркестра и хора в нар. т-ре в Улан-Баторе. Ставила танцы-спектакли, отличавшиеся ярким нац. колоритом, .выразительной пластикой, жизнерадостностью. , Г. У.

ИПШУРАТ (наст. фам.- Ишмуратов), Риза Фахрутдинович (р. 1.XI.1903) - татарский драматург и режиссер. Засл. деят. иск-в ТАССР (1953). Чл. Коммунистической партии с 1927. В 1926 окончил режиссерское отделение Тат. театр. техникума в Казани и начал работать режиссером в Тат. Академич. т-ре (ныне Т-р им. Камала). Пост. спектакли "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала, "Разбойники" и свои первые комедии "В царстве сна" и "Липовый философ". В 1927-30 И. учился на Высших курсах искусствоведения Ин-та истории иск-в в Ленинграде. В 1930-36 И.- Д- РУ-" в 1936-40 - режиссер и зав. лит. частью Т-ра им. Камала.

Пост. спектакли: "Чудесный сплав" (1933), "Хлеб (1936) Киршона, "Первые цветы" (1934), "Их было трое" (1936) Тинчурина, "Чужой реб„нок" Шкваркина (1935), "Испытание" Баттала (1938) и свои пьесы "Славная эпоха" (1931), "Родина" (1939).

Одновременно с работой в т-ре в„л драматургич. деятельность. Написал пьесы: "Гюльзада" (1939), "Дочери Родины" (1941), "Близкий друг" (1949),

"Возвращение" (1942, Башк. т-р), "Светлый путь" (1947), "В новой слободе" (1951), "Чертополох" (1954), "Таинственная мелодия" (1960). В пьесах И. отражена жизнь и борьба сов. людей за построение социализма, колхозное строительство, индустриализация страны, героич. подвиги на фронтах Отечеств, войны. Пьеса "Буре навстречу" ("Студент Вл. Ульянов") посв. юным годам В. И. Ленина. Драма "Бессмертная песнь" - поэту-герою Мусе Джалилю (1956, Казанский т-р). Пьесы И. ставились в Т-ре им. Камала и др. т-рах Татарии.

Соч.: Ишмуратов, Пьесы, Казань, 1956. Лит.: К э м а л Э., Риза Ишморат драмалары, "Совет Эдэбияты", 1951, ј 3; М е с а г ы и т ь Ф., Р. Ишмурат "Совет Эдэбияты", 1953, ј 11; История татарской литературы, Казань, 1960, с. 478-79, 666-67. X. К.

ИЯНЦЯН - одно из направлений в традиционном театральном искусстве Китая. Зародилось в сер. Минского периода (кон. 14 в.) в местечке Иян провинции Цзянси; отсюда и название этого направления. Т-р И. был широко популярен в народе и развивался в основном сво„м русле именно как нар. т-р. Позднее он получил распространение во многих районах страны. На его основе возникает много местных т-ров - цинянцян, тайпинцян и др., в которых традиции сочетаются с использованием особенностей местных диалектов, мелодий и вокальных школ. Многие из существующих ныне местных т-ров сохраняют типичную для иянского т-ра исполнительскую форму гаоцян, для к-рой характерно сочетание исполнения солиста, ведущего свои партии в сопровождении ударных инструментов, с хором, поющим за сценой и как бы продолжающим партию солиста. Эта исполнительская традиция сохранилась до наст. времени в ряде традиционных т-ров-чуаньцзюй (сычуань-ский т-р), сянцзюй (хунаньский т-р), ганцзюй (изян-ский т-р) и др.

В т-рах И. ставятся гл. обр. произведения безымянных авторов из народа. В репертуаре разл. видов традиционного кит. т-ра сохранились пьесы, ставившиеся т-ром И., в т. ч.: "Беседка поклонения луне", "Лютня", "Под сенью ив", "Золотая печать", "Белый заяц", "Терновая шпилька" и др. И. Г

Я‚НКО (Jenko), Даворин (9. XI. 1835- 25. XI. 1914)- словенский композитор и дириж„р. Член Сербской АН. Основоположник словенского муз. романтизма и создатель сербского нац. зингпшиля. Писал музыку для спектаклей Белградского нар. т-ра (1871-1902); увертюры к пьесам "Весельчак", "Погоня" и др. И. принадлежат также первые сербские муз. драмы ("Прибислав и Вожена", "Косово", "Сербка"), оперетты ("Гадалка"), в к-рых широко используются сербские нар. мелодии. Муз.-драм. творчество И. заложило основы сербской нац. оперы.

Лит.: С v e t k o, Davorin Jenko [s. l.], 1955. Над. П.

"ЙЕНУ ФА" - опера Л. Яначека. См. "Е„ падчерица".

Й‚РИНГ (Jhering), Герберт (р. 29.II.1888) - немецкий театральный критик, историк театра. Как театр. критик начал печататься с 1909 в журнале "Шаубюне". В 1918-33- театр. рецензент газеты "Берлине? б„рзен курир", а в 1934-36-газеты "Берлинер тагеблатт". В 1914-18 руководил лит. частью т-ра Фольксбюне в Вене, с 1942 - "Бургтеатра", в 1945 - Нем. т-ра (Берлин).

С начала своей театр.-критич. деятельности И. активно поддерживал драматургов Э. Толлера, Г. Кайзера, В. Газенклевера, Ф. Вольфа, П. М. Лампеля; режиссеров Э. Пискатора, Э. Энгеля и др. Выступал в защиту молодых театр. коллективов ("Группа молодых актеров", молод„жные организации "Фольксбюне", "Труппа 1931 года" и др.), осуществлявших пост. новых передовых пьес. И.- один из первых театр. критиков, популяризировавших драматургию Б. Брехта. В 1930-32 он резко критиковал нацистские пьесы и спектакли, протестовал против запрещения пост. пьесы Брехта "Мать" и цензурных искажений в сов. фильме "Броненосец "Пот„мкин"". На примере анализа творчества актеров Э. Буша и В. Лангхоффа И. указывал на начало формирования в Германии в 30-х гг. нового типа актера, политически мыслящего, отказывающегося во имя большой идеи от модного в то время изощр„нного психологизма и натурализма. Он выступал с требованием создания художеств. коллективов, состоящих из передовых актеров. В ряде статей, посв. советскому т-ру, И. подч„ркивал тесную связь сов. иск-ва с жизнью народа. В 1942 он опубликовал исследование по актерскому иск-ву "От Йозефа Кайнца до Паулы Вессели".

После окончания 2-й мировой войны И. жив„т в ГДР. Чл. Нем. Академии иск-в (ГДР). В 1956 издал запись своих бесед с М. Марсо об иск-ве пантомимы; в 1958-61 - сборник статей о т-ре и кино "От Рейнхардта до Брехта". В 1955 награжд„н премией им. Лессинга.

Соч.: Albert Bassermann, Bd l-3, В., 1920; Die getarnte Reaktion, B., 1930; Von Josef Kainz bis Paula Wessely; I, Hd(Jb.-B.-Lpz., 1942; Junge Schauspieler, B., 1947; Berliner

Dramaturgie, B., 1947; Vom Geist und Ungeist der Zeit, B." 1947; Die Zwanziger Jahre, B., 1948; MarceauM.Die Weltkunst der Pantomime, B., 1956; Schauspieler in der Entwicklung, B., 1956; Auf der Suche nach Deutschland, B., 1952;

Von Reinhardt bis Brecht, Bd 1-3, В., 1958-61.

Лит.: Zweig A., H. Jhering zum siebzigsten Geburtstag, "Sinn und Form", 1958, ј 5. Ц. Н.

Й‚СНЕР (J essner), Леопольд (3.III.1878-З.Х. 1945)- немецкий режиссер. Творч. деятельность начал как актер. Затем работал как режиссер в Гамбурге (1905- 1915), Кенигсберге (1915-19). В 1919-30 руководил берлинским Гос. т-ром и его филиалом "Шиллер-театром". И. пригласил в труппу молодых талантливых актеров Ф. Кортнера, А. Штауб, Р. Форстера, E. Вейгель, Э. Легаля и художников-декораторов. Вначале И. находился под влиянием творчества Г. Крэ-га. И. был пропагандистом экспрессионизма в нем. т-ре. Идеалистич., субъективный взгляд И. на события Ноябрьской бурж. революции 1918 определил постановку спектаклей, трактующих революцию как конфликт выдающейся мятежной личности с мещанским окружением - "Настоящие Зедемунды" Бар-лаха (1922) и др. В 20-е гг. И. пост. спектакли "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Ричард III";

"Наполеон, или Сто дней" Граббе (1922), в к-рых показывалось падение тиранов, но не вскрывался историко-социальный смысл деспотизма. В пост. классич. драматургии И. символически-условно и тенденциозно трактовал образы героев трагедий, подч„ркивая в них одну всепоглощающую страсть,он переделывал классич. произведения, выделял гл. сюжетную линию и сокращал побочные линии, в его спектаклях народ превращался в безликую массу, сопутствующую гл. герою. В Гос. т-ре И. ставил пьесы совр.' нем. драматургов Б. Брехта, Л. Фейхтвангера. В сер. 20-х гг. бунтарские ноты в творчестве И. слабеют. В спектакле "Ткачи" Гауптмана И. подч„ркивал благоговейный страх рабочих перед частной собственностью (сцена, когда они в кульминационный момент восстания, ворвавшись в дом фабриканта, замирали перед роскошью и изысканностью обстановки). Для режиссуры И. характерно введение в спектакль экспрессионистически судорожной музыки и световых, шумовых эффектов, стремление передать настроения растерянности и мистического ужаса героев перед жизнью. В разл. спектаклях И. часто повторялась одна декорационная деталь - лестница на огол„нной сцене, по к-рой порывисто метались герои и где разыгрывались сцены катастроф честолюбия. Отказ от психологич. мотивировок поступков действующих лиц часто приводил в спектаклях И. к схематичному противопоставлению положит. и от-рицат. персонажей. Несмотря на наличие в труппе крупных реалистич. актеров - А. Крауснек, М. Коп-пенх„фер - актерское исполнение в спектаклях *И. было отмечено дидактикой и декламационностью, что определялось принципами его режиссуры. В конце 20- 30-х гг. И. часто ставил сказочно-фантастич. или ре-лигиозно-мистич. спектакли ("Стойкий принц" Каль-дерона, "Буря" Шекспира и др.). В 1933 И. эмигрировал из Германии и поселился в США, где работал гл. обр. в кино. Умер в Голливуде.

Лит.: Гвоздев А. А., Театр послевоенной Германии, Л.-М., 1933; J herin g H., Reinhardt, Jessner, Piscator oder Klassikertod, B., 1929; его же, Von Reinhardt bis Brecht, Bd III. B., 1961. И. Н.

ЙИТС, E и т с (Yeats), Уильям Батлер (13.VI.1865, Сандимаунт,-28.1.1939, Рокбрюн, Франция) - ирландский поэт, драматург. Один из родоначальников ирландского литературного Возрождения. Поэтич. деятельность начал в 1889. Первая стихотворная пьеса И.- "Желанная страна" (изд. 1892, пост. 1894 в Независимом т-ре, Лондон). Вместе с группой ирл. интеллигенции (А. Грегори, Э. Мартин и др.) основал первые ирл. нац. т-ры - Лит. т-р в Дублине (1899-1901) и Ирл. нац. драм. об-во (1902), преобразованное в 1904 в т-р Аббатства, одним из директоров и драматургов к-рого стал И. Лит. т-р открылся пьесой И. "Графиня Кэтлин", героиня к-рой, спасая от голода народ, прода„т душу дьяволу. Пьеса вызвала нападки на И. со стороны католич. церкви. Стремление создать иск-во, уводящее от действительности в мир чистой поэзии, роднит эстетику И. с эстетикой неоромантизма и символизма. Путь к восстановлению попранного Англией нац. достоинства ирл. народа И. видел в создании нац. культуры, основанной на традициях нар. поэтич. творчества и мифологии. И. писал пьесы на разговорном англо-ирл. яз., используя диалект крестьян ирл. Запада. Приемы романтич. поэзии часто служат для И. средством выражения нац.-освободит, идей. В одноактной драме "Кэтлин ни-Холиэн" (1902, Ирл. драм. об-во) И. создал символич. образ Ирландии - старой нищей Кэтлин ни-Холиэн, преображающейся в момент пробуждения ирл. народа к борьбе в юную царственную девушку. В пьесе "Под знаменем Единорога" (1904, т-р Аббатства) И. осуждает деспотизм чужеземцев-англичан. И. стремился возродить высокую лирич. трагедию в драмах "У порога короля" (1904, т-р Аббатства), рисующую конфликт между поэтом и корол„м, и "Дейрдре" (совм. с Дж. Мур, 1907, т-р Аббатства) на сюжет древней саги о роковой любви.

И. мечтал противопоставить англ. коммерч. т-рам т-р для народа, возрождающий благородство древнего иск-ва, красоту поэтич. слова. Хотя представления И. окрашены идеализмом, его творч. деятельность имела большое значение в становлении ирл. драмы и т-ра.

Соч.: Collected plavs, L., 1934, 2 ed., L., 1952.

Лит.: Гвоздев А., Ирландский театр. "Искусство и жизнь", 1940, .ј 6, с. 10-13;

Hone J., W. B. Yeats, L., 1942; Hough G. G., The last romantics, L., 1950. Ел. К.

ЙОВКОВ, Иордан (9.XI.1884-15.X. 1937)-болгарский писатель, драматург. Творч. деятельность начал как прозаик. Написал ряд романов и рассказов. И.- автор драм - "Албена" (1929), "Боряна" (1932), "Обыкновенный человек" (1936), отражающих жизнь болг. народа (пост. в софийском Нар. т-ре), и комедии "Миллионер" (1930), высмеивающей болг. буржуазию (ставилась гл. обр. в провинции). Вас. М.

" ЙОЗЕФШТАДТТЕАТР" (J osefsta dt-theater) - австрийский театр. Основан в 1788 в предместье Йозефштадт в Вене (отсюда название). Вначале продолжал традиции нар. т-ра, идущие от драматургии Ф. Раймунда и И. Нестроя. После подавления революции 1848 состав зрителей т-ра изменился. Расширилась граница города, и отдал„нный район стал аристократическим, изменился и состав зрителей, в угоду к-рым т-р начал ставить франц. водевили и оперетты, пьесы А. Шницлера и Г. Гоф-мансталя.

В 1923-37 т-р возглавил М. Рейнхардт, он заново перестроил зрительный зал и сцену, укрепил труппу, в к-рую вошли талантливые актеры - семья Тимиг, Ваниек, Ф. Кортнер, позднее А. Моисеи, В. Краус, Г. Вальден, П. Вессели и др. Т-р в этот период назывался "Артисты под руководством М. Рейн-хардта в т-ре Йозефштадта". Программной реж. работой Рейнхардта был первый спектакль, пост. им в "И.",-"Слуга двух господ" (1924); он воскрешал традиции комедии дель арте. Затем им были пост. спектакли "Венецианский купец" (1924), "Сон в летнюю ночь" (1925), "Король Лир" (1925) Шекспира, 1-я часть "Фауста" Г„те (1933), "Мария Стюарт" (1934), "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1934), "Однажды ночью" Верфеля (1937). В 1938-45 т-р возглавлял X. Хильперт. Среди спектаклей этих лет:

"Ревизор" (1939), "Три сестры" (1940), "Крестьянин-миллионер" Раймунда (1939), "Как вам это понравится" Шекспира (1939), "Доротея Ангерман" Гаупт-мана (1939), "Эмпедокл" Г„льдерлина (1939), "Дон Карлос" (1943), "Коварство и любовь" (1942), "Нора" (1943). Возглавлявший т-р с 1945 Р. Штайнбек наряду с зая.-европ. драматургией ставил рус. пьесы "Живой труп" (1946); "Дал„кое" Афиногенова (1946), "Вишн„вый сад" (1948). С нач. 1956 "И." возглавлял Э. Хойзерман. В 50-60-х гг. т-р стремится к пост. пьес, раскрывающих острые конфликты бурж. общества, горечь одиночества интеллигенции, безвыходность, бесплодность поисков. В репертуар его входят пьесы Ж. Ануя, С. Беккета, Ж. П. Сартра, А. Камю, Т. Уильямса, А. Миллера и др. Ставятся также пьесы Раймунда и Нестроя, классич. репертуар. В "И." сохраняется блестящий стиль исполнения, требующий от актеров виртуозного владения техникой сценич. иск-ва, умения петь, танцевать, двигаться в стремительном и точном ритме. Режиссура т-ра характеризуется верностью традициям Рейнхардта с е„ принципом театрализации зрелища, острой сценич. формой, использованием выразит, возможностей музыки, изобразит, иск-ва, театр. освещения. В 1962 в "И." работали реж.: Л. Штеккель, Б. Хильперт, Г. Шницлер, А. Амбессер; актеры - X. Тимиг, П. Вессели, С. Нико-летти, X. Лонер, Г. Эльб, М. Прессе, Г. Нольт, Л. Рудольф, В. Кохут, Г. Мозер, Г. Путу и др. В 1956 т-р принял участие в Парижском театр. фестивале, гастролировал в Нью-Йорке, в Юж. Америке. "И." имеет в Вене филиалы - "Каммершпиле", "Маленький Театр в Концертхаузе", "Бюргертеатр", в к-рых работают актеры и режиссеры "И.".

Лит.: В a u e г A., Das Theater in der Josefstadt zu Wien, W. - Munch., 1957. дин. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница