Наши партнеры

Стоимость лечения среднего кариеса в стоматологической клинике CENTER DENT.

Театральная энциклопедия
(страница 193)


КАБУЛОВА, Саодат (р. 15.XII.1925) - узбекская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1959). Пению обучалась в Моск. консерватории (1948-54). Впервые выступила на сцене в Ташкенте в 1941. До 1948 К. работала в Т-ре им. Муки-ми, с 1954солистка Т-ра еперы и балета им. Навои. Партии: Джамиля, Асаль ("Лейли и Меджнун", "Гюльсара" Глиэра и Садыкова), Зухра ("Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына), Ойхон ("Проделки Майсары" Юдакова), Иоланта (о. п. Чайковского), Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе), Джильда и др. К. обладает голосом красивого тембра, в е„ иск-ве европ. вок. техника сочетается с ярко нац. манерой исполнения. В 1956-57 гастролировала в Индии, Бирме, Афганистане, Р?ам-бодже. E.H.

КАВАКАМИ, Отодзиро (1.1. 1864-11. XI. 1911)- японский актер и театральный деятель. Исполнитель юмористич/баллад. Участвовал в движении за демократизацию театр. иск-ва Японии. В 1891 основал своеобразную труппу соси-сибай, близкую по технике исполнения т-ру Кабуки, но ставящую новые пьесы. В 1903, вернувшись со своей труппой из гастрольной поездки в Европу и США, К. пост. в т-ре "Мэйдзидза":

"Отелло", "Гамлет", "Венецианский купец". Спектакли имели успех и способствовали развитию движения за совр. драму - сингэки. В 1907 К. пытался организовать "Всеяпонское объединение новых актеров", но ему это не удалось.

Лит.: "Гэйнодзитэн", Токио, 1961. Л. Г. КАВАККЬОЛИ (Cavacchioli), Энрико (1885-4.1. 1954) - итальянский драматург. Один из наиболее ярких представителей т-ра "гротеска". На драматургию К. оказали влияние пьесы Л. Андреева и футури-стич. "теории" Маринетти. Известность К. принесла его "гротескная" пьеса "Райская птица" (1919, т-р Талли, Турин). К. принадлежат пьесы: "Та, что на тебя похожа" (1919, т-р "Альфьерп", Турин), "Танец живота" (1921, т-р "Мандзони", Милан), "Верблюд" (1929, т-р "Никколини", Флоренция), "Оазис" (1935, т-р Сан-Ремо). Для драматургии К. характерен подч„ркнутый субъективизм, стремление "эпатировать" буржуа. Однако в своих "гротесках" К. никогда не выходит за узкие рамки бурж. морали.

Лит.: D'Amico S., Teatro italiano, v. l-5, Mil., 1955-56; P u l l i n i G., Teatro italiano fra due secoli, Firenze, [1958 J. p,

"КАВАЛЕР РОЗ" ("Der Rosenkavalier") - опера Р. Штрауса, либр. Г. Гофмансталя, пост. 26 янв. 1911, Дрезден (дириж„р Шух, декорации Роллера; княгиня Вер-денберг - Зиме, барон Оке - Перрон, Октавиан - Остен, Софи - Наст, господин Фаниналь - Шейдемантель). Пост. в др. городах Германии: Мюнхен (1911), Франкфурт (1910, Берлин (1911, там же 300-е представление, 1933). В др. странах: Базель (1911, на нем. яз.), Милан (1911), Прага (1911), Вена (1911), Будапешт (1911), Гаага (1911, на нем. яз.), Лондон (1913, на нем. яз.; 1939), Любляна (1913, на нем. яз.; 1936), Нью-Йорк (1913, на нем. яз.), Буэнос-Айрес (1915, на итал. яз.), Рио-де-Жанейро (1915, на итал. яз.), Загреб (1916), Копенгаген (1916), Стокгольм (1920), Барселона (1921, на нем. яз.; 1934), Варшава (1922), Хельсинки (1923, на швед. яз.), Антверпен (1926), Париж (1927), Бухарест (1929), Рига (1930), София (1938, на нем. яз.). Афины (1938, на нем. яз.).

На сов. сцене пост. 24 нояб. 1928, Ленингр. акад. т-р оперы и балета (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, ба-летм. Вайнонен, худ. Якунин; княгиня Верденберг - Изгур, барон Оке - Журавленке, Октавиан - Преображенская, Софи - Горская, Вальзаччи - Большаков). ". Издания: "К. р.", Р.-В., A. Furstner, 1911. ti. Ip. КАВАЛЕРОВА (урожд. Борисова), Елена Матвеевна [1791-30.111(11.IV).1863, Москва ]-русская актриса. Сценич. деятельность начала в 1806 в Российской труппе моек. т-ра (впоследствии труппа Малого т-ра); работала здесь до 1835, затем в 1842-63. Ок. 20 лет играла не подходившие к характеру е„ дарования роли "вторых любовниц" и "наперсниц" в трагедиях. Получила признание лишь с переходом на комедийные характерные роли пожилых женщин и старух. Образы К. в произв. А. А. Шаховского - княжна Холмская, Ксантипа, Брюзгина ("Какаду", 1828, "Аристофан", 1828, "Ворожея, или Танцы духов", 1829) - определили новый этап в е„ творчестве. К.- первая воплотительница на петерб. сцене ролей Хл„стовой ("Горе от ума", 1830,-в сцене "Московский бал"; в пост. 1831) и Ф„клы Ивановны ("Женитьба", 1843). Верность жизненной правде, знание рус. быта, внутренняя и внешняя Характерность, умение поддерживать ансамбль, сочность и живость игры, тонкое чувство меры, особая простота тона сделали К. замечат. исполнительницей ролей в пьесах Островского: Карповна ("Бедная невеста", 1853), Пелагея Егоровна ("Бедность не порок", 1854), Спири-доньевна ("Не так живи, как хочется", 1854), Настасья Панкратьевна ("В чужом пиру похмелье", 1856), Матр„на ("Праздничный сон - до обеда", 1857), Перешив-кина ("Не сошлись характерами", 1858), Незабудкина

("Бедная невеста", 1860), Фоминишна ("Свои люди- сочт„мся", 1861). Е„ купчихи, свахи, мещанки, няньки были взяты из окружающей среды. Островский, весьма охотно поручавший К. роли в своих пьесах, считал е„ одной из лучших актрис московской труппы.

Сестра К.- Анна Матвеевна Борисова - известная трагич. актриса; играла на моек. сцене в 1806-37. Муж К.- Константин Прохорович Кавалеров, бывший крепостной актер, с 1806 работал на моек. сцене; известен как исполнитель комич. ролей слуг. Выступал также как оперный певец и балетный артист; умер в 1842,

Лит.: Драматический альбом..., Изд. П. Н. Арапова и Авг. Роппольта, М., 1850, с. LU, LUI, LIV; Аксаков С. Т., Литературные и театральные воспоминания, Собр. соч., т. 3, M., 1956; Баженов А. Н., Соч. и переводы, т. I, М., 1869, с. 58, 83, 129, 132, 190, 191. Е. Фил.

КАВАЛЛИ (Cavalli; наст. имя и фам.- Франческо К а л e т т и-Б р у н и, Caletti-Bruni) (14.II.1602- 14.1.1676) - итальянский композитор. Один из создателей венецианской оперной школы. Музыке обучался у своего отца Дж. Б. Калетти-Бруни, капельмейстера собора в Креме. С 1617 - певец капеллы собора св. Марка в Венеции, затем органист (1640) и капельмейстер (1668). К. впервые применил к муз.-сценич. произв. назв. "опера". Автор 42 опер, б. ч. на мифологич. сюжет. Первая опера К."Свадьба Фети-ды и Пел ея"- была пост. в 1639 в т-ре "Сан-Кассиано" в Венеции. За ней последовали: "Любовь Аполлона и Дафны" (1640), "Дидона" (1641), "Эгист" (1643), "Ро-мул п Рем" (1645), "Торильда" (1648) (все пост. в Венеции) и др. Европ. известность принесла К. опера "Язон" (1649). В 1660 был приглаш„н в Париж, где пост. оперы "Ксеркс" (1661) и "Влюбл„нный Геркулес" (1662). Ученик и последователь К. Монтеверди, К. стремился в своих произв. к правдивости сценич. ситуаций п характеров. Оперы К. отличаются простотой и выразительностью мелодии, связанной с нар.-бытовыми источниками, разнообразием муз .-сценич. средств, единством серьёзного и комического.

Лит.: W i e 1 Т., Fr. Cavalli e la sua musica scenica, Venezia, 1914. Св. Г.

КАВАЛЬЕРИ (Cavalieri), Лина (25.XII.1874- 7.11.1944) - итальянская артистка оперы (сопрано). В 1887 начала выступать как певица в римском кафе-концерте "Эзедра" и вскоре завоевала широкую популярность. По совету тенора Ф. Маркони решила стать оперной певицей. Пению обучалась у М. Мариани. На оперной сцене впервые выступила в 1900 в неаполитанском т-ре "Сан-Карло". Затем пела в т-рах Палермо, Милана, Генуи. Гастролировала в Лисабоне, Петербурге (1901, 1907-10, 1914), Монте-Карло, Нью-Йорке (1906-10, в т. ч. вместе с Карузо), Париже, Лондоне. К. обладала чистым и свежим голосом небольшого диапазона, но пользовалась успехом благодаря искреннему и эмоциональному исполнению, исключительно красивой внешности. На итал. оперной сцене в последний раз выступила в 1916. В 1914-21 снималась в кино ("Манон Леско", "Гранатовая роза" и др.).

Партии: Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Мими, Тоска; Манон ("Манон Леско" Пуччини), Виолетта; Джульетта ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Манон, Таис, Саломея ("Манон", "Таис", "Иродиада" Массне), Федора (о. п. Джордано), АДриенна ("Адриенна Лекуврер" Чилеа).

С о ч.: Le mie verita. Roma, 1936.

Лит.: Беляев Ю., Л. Кавальери, "Петербургский дневник театрала", 1904, .ј 7, с. 1-2. Св. Г.

КАВАЛЬКАДА ЦИРКОВАЯ [франц. cavalacade, от итал. cavalcata (cavalcare - ездить верхом)] - торжественный въезд в город труппы передвижного цирка. Известны с сер. 18 в., особое развитие получили во 2-й пол. 19 в. В К. ц. участвуют артисты, одетые в костюмы для выступления; проводят животных. В центральной части города К. ц. обычно останавливается, и артисты демонстрируют фрагменты своих номеров. В СССР выступления такого рода проводятся на стадионах и площадях. М. Зон.

КАВАЛЯУСКАС, Ионас (р/ 10.XII.1920) - литовский советский актер. Засл. арт. Лит. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии. Сценич. деятельность начал в Каунасском Гос. т-ре в 1941, с 1949 - актер Вильнюсского т-ра. Образы, созданные К., отличаются глубиной психологич. анализа, простотой, темпераментом.

Роли: Ленин ("Кремл„вские куранты", "Третья патетическая" Погодина), Фердинанд; Тарутис ("Земля-кормилица" Милюнаса), Март Туйск ("Блудный сын" Раннета), Войниц-кий; Скачкаускас ("Доля предрассветная" Сруога), Лейстер ("Мария Стюарт"), Король ("Гамлет"), Шибаев ("Незабываемый 1919-й", Гос. пр. СССР, 1952), Ветровой ("Калиновая роща" Корнейчука), Доктор ("Всеми забытый" Хикмета) и др. С 1953 препода„т на актерском ф-те Консерватории Лит. ССР.

Лит.: Petuchauskas M., Jonas KavaUauskas, "Lietuvos teatrai", Vilnius, 1959, ј 3, с. '18-26; Talen-tingas scenos meistras, "Tiesa", 1957, ј 100. В. М.

КАВАРАДЗАКИ - японская актерская династия в т-ре Кабуки. Наиболее выдающиеся представители этой династии:

К. Кунитаро V (р. 14. X. 1909)-ученик Итикава Энносукэ II. В 1929 впервые выступил в т-ре Кабуки как он-нагата - исполнитель женских ролей. В 1931 принимал участие в создании труппы "Дзэн-синдза", где был одним из ведущих актеров амплуа оннагата. В 1949 вместе со всем коллективом труппы "Дзэн-синдза" вступил в компартию Японии.

Роли: Као„годзэн ("Тю-сингура" Такэда Идзумо), Таэмахимэ ("Наруками" Цуути Хандзюро) и др.

Т„дзюро (р. 13.XII.1902) -сын актера т-ра Кабуки Ка-варадзаки Гонносукэ VIII. Чл. коммунистич. партии Японии. Творческую деятельность начал в 1912. С 1924- ведущий актер т-ра Кабуки. Вместе с труппой Итикава Садандзи II в 1928 выезжал на гастроли в Сов. Союз и Европу. К 1930 К. организовал и возглавил прогрессивную труппу "Дзэнсиндза", все члены к-рой в 1949 вступили в компартию. Стремясь сделать спектакли т-ра Кабуки более доступными широкому зрителю, К. пров„л ряд преобразований: переработал старые классич. пьесы, переосмысливая исто-рич. значение изобра' жаемых событий; опи' раясь на систему Станиславского, усилил реалистич. тенденции, в япон. т-ре. Является руководителем, режиссером и исполнителем гл. ролей героич. репертуара труппы "Дзэн-синдза".

Роли: Наруками ("Наруками" ЦуутиХандзюро), Скэроку ("Скэроку" Цуути Дзихэй), Шейлок ("Венецианский купец"), Жан Вальжан ("Отверженные" по Гюго).

После второй мировой войны вместе с труппой неоднократно выезжал за границу. В 1960 был на гастролях в КНР/

Лит.: Сакамото Токумацу, "Дзэнсиндза", Токио, 1953. Л. Г.

КАВАТАКЭ, Мокуами (3.1 II. 1816 -22.1.1893) - японский драматург. Ученик Цуруя Намбоку V. В 1843 получил имя Каватакэ Синсити II и стал гл. драматургом в т-ре "Итимурадза", в 1881 получил имя Каватакэ Мокуами. Писал пьесы для крупнейших актеров т-ра Кабуки: Итика-ва Кодандзи IV, Оноэ Кику-горо V и Итикава Садандзи II. Большинство пьес К. рассказывает о жизни япон. города 17-19 вв.; многие идут в т-ре Кабуки до наст. времени. Среди пьес К.: классич. историч. драмы - дзидаймо-но, бытовые драмы -сэвамо-но, новые историч. реалистич. пьесы - кацурэкимоно, пьесы о современниках - дзангири. Наиболее известны пьесы К.: "Симатидори цуки-но сиранами" (1881, Токио), "Рэндзиби" (1861, Токио), "Цутигумо" (1881, Токио), "Бэнтэнкодзо" (1862, Токио), "Котияма Со-сюн" (1881, Токио) и др.

После незаверш„нной япон. бурж. революции 1867-68 К., уступая требованию времени, пытался в своих пьесах использовать совр. тематику, но по идейному содержанию и стилю они оставались пьесами предшествующей эпохи.

Соч.: Мокуами дзэнсю" Токио, 1924. Лит.: Каватакэ Сигэтоси, Каватакэ Мокуами, Токио 1914; его же, Кабукиси-но кэнкю, Токио, 1943. Л. Г.

КАВАТАКЭ, Сигэтоси (р. 9. VI. 1889) - японский театральный критик и театровед. Первоначально носил имя ‚симура Сигэтоси, затем был усыновл„н драматургом Каватакэ Мокуами и принял его фамилию. В 1911 окончил университет Васэда. Доктор литературы (с 1941), профессор ун-та Васэда. В 1928-60-директор театр. музея при этом ун-те. Написал несколько книг по истории япон. т-ра, подготовил к изданию и снабдил комментариями полное собрание сочинений Каватакэ Мокуами, вышедшее в 1922, переложил на совр. яз. произв. старейшего драматурга Тикамацу Мондзаэмона.

Соч.: Кабукиси-но кэнкю, Токио, 1943; Нихон энгэ-ки дзэнсю, Токио, 1959. Л. Г.

КАВАТАКЭ, Синсити (1847-10.1.1901) - японский драматург. Ученик драматурга Каватакэ Мокуами. Унаследовал его стиль и манеру письма (писал для т-ра Кабуки). В 1857, будучи учеником, начал писать пьесы для т-ра "Итимурадза", в 1872 - ведущий драматург т-ра "Накамурадза". В 1884 получил имя К. С. III и занял место своего учителя в т-ре "Синтомидза", работал также в т-ре "Кабуки-дза". К. написал ок. 80 пьес на бытовые темы (сэва-моно). Наиболее популярны: "Кагоцурубэ" (1888, Токио), "Сиобаратасукэ" (1892, Токио). Л. Г.

КАВАТИНА (итал. cavatina, от cavare, букв.- извлекать) - небольшая оперная ария, обычно лири-ко-повествовательного характера, отличающаяся относительной простотой формы и песенным складом (напр., К. Берендея в опере "Снегурочка"), Назв. К. возникло в зап.-европ. опере 18 в. (в опере "Свадьба Фигаро" К. наз. лирич. арии, ариозо). Широкое распространение получила К. в 19 в. (К. Розины - "Се-вильский цирюльник", Фауста - о. п. Гуно, Людмилы - "Руслан и Людмила", Князя - "Русалка", Алеко - о. п. Рахманинова, и др.). Иногда К. используется для героич. или лирич. характеристики образа (К. Кончаковны, Владимира - "Князь Игорь", и др.). К. наз. также небольшая инструмент, пьеса с напевной мелодией.

КАВЕРИН, Вениамин Александрович [р. 6(19). IV. 1902] - русский советский писатель, драматург" Окончил Петрогр. ун-т (1924) и Ин-т вост. языков (1923). Лит. деятельность начал в 1920. Автор ряда популярных романов, новелл. К. написал пьесы: "Ч„ртова свадьба" (1932, ленингр. Красный т-р), "Дочка" (1935, пост. 1956, Центр, детский т-р), "Укрощение мистера Робинзона" (1933, Ленингр. Большой драма-тич. т-р, Камерный т-р, реж. Таиров), "В гостях у Кащея" ("Сказка о Мите и Маше", пьеса-сказка, 1941, Ленингр. ТЮЗ), "Дом на холме" (1942, Ленингр. Большой драматич. т-р), "Большие надежды" (1945, Моск. театр-студия им. Станиславского) и др. Пьесы К. отличаются психологич. лиризмом, ч„ткой мотивировкой действий персонажей. Большим успехом пользовалась инсценировка "Два капитана" (по мотивам одноим„нного романа К., 1948, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола), поставленная многими т-рами страны.

Соч.: Пьесы, М-, 1959. К. Р.

КАВЕРИН, Ф„дор Николаевич [1(13).II. 1897, Москва,- 20. X. 1957, там же] - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). В гимназич. и студенческие годы много играл в любительских спектаклях, занимался в Поленовском нар. доме, где принимал участие в создании репертуара, писал одноактные пьесы. В 1918 поступил в школу Малого т-ра (ученик Н. А. Смирновой и В. Н. Пашенной). По окончании школы (1922) был зачислен режиссером в Малый т-р. Первые самостоят, работы - "Комик XVII столетия" Островского (1922) и комедия Голь-дони "Бабьи сплетни" (1923), поставленная под влиянием вахтанговской "Принцессы Турандот". В 1925 К. возглавил ДЗеадрстудию Малого т-ра (был режиссером этого т-ра с момента его организации), созданную из выпускников школы (с 1932 - Новый т-р, в 1936-43 - Моск. драм. т-р). Воспитанник реалистич", школы Малого т-ра, К., однако, не был удовлетвор„н традиционными сценич. формами. Увлеч„нный иск-вом Вахтангова, он уже в первых своих спектаклях обратился к эксперименту, поискам новых при„мов театр. выразительности, проявляя богатую фантазию и изобретательность. В спектакле "Кинороман" Кайзера

(1926) ирония, пародия служили целям сатирич. осмеяния аристократич. общества. Эта постановка выдвинула К. в первые ряды молодой сов. режиссуры. Свои театр. принципы К. развивал в комедийных спектаклях студии - "Похождения Бальзаминова" (по трилогии Островского, 1926), "Вредный элемент" Шкваркина

(1927), "Конец - делу венец" Шекспира (1928) и в спектакле "Как 14-я дивизия в рай шла" Демьяна Бедного (1932), пост. К. в Мюзик-холле. Присущие иск-ву К. образность театр. формы, оригинальность постановочных при„мов сочетались в лучших работах режиссера с живой реалистич. обрисовкой образов:

"Без вины виноватые" (1930); "Уриэль Акоста" Гуцко-ва (1934), "Трус" Крона (1936) - в студии; "Суд ид„т" Добрушина (1929), "Восстание в гетто" Маркиша (1946) - в Моск. гос. евр. т-ре; "Обыкновенный человек" Леонова (1945, совм. с В. А. Любимовым) - в Моск. т-ре драмы.

С 1925 К. в„л педагогич. работу - в студии Малого т-ра, ГИТИСе, театр. уч-ще Гос. евр. т-ра, в Моск. консерватории. Профессор (с 1949). Постоянно оказывал широкую творч. помощь коллективам театр. самодеятельности. Автор статей и брошюр, посв. работе режиссера в самодеят. т-ре, оформлению спектаклей на малой сцене и др.

Соч.: Роль самообразования в творчестве актера, М., 1934; Работа над спектаклем, М.-Л., 1938; Работа режиссера самодеятельного театра, М., 1945; Оформление спектакля на малой сцене, М., 1951.

Лит.: Смирнова Н. А., Воспоминания, М., 1947;

Марков П., Театральные портреты, "Жизнь искусства", Л., 1928, ј 13. JJ. В.

КАВЕЦКАЯ, Виктория Викторовна (ок. 1870 - г. смерти неизв.)- русская артистка оперетты. Род. в Польше. С 1905 работала в Петербурге в т-ре "Буфф" и Палас-театре. Гастролировала в Москве, Киеве, Одессе. В 1922 уехала за границу, выступала в варшавском т-ре "Новости" и др. Обладала голосом серебристого, светлого тембра, музыкальностью; особенно привлекали в исполнении К. безупречная чистота интонации и богатство нюансировки. Современники часто называли К. "соловьем".

Роли: Ева, Ганна, Анжель ("Ева - фабричная работница", "Вес„лая вдова", "Граф Люксембург" Легара), Елена ("Прекрасная Елена" Оффенбаха), Гейша (о. п. Джонса) и др.

КАВЙГЛИЯ (Caviglia), Орестес (р. 9. XI.1893) - аргентинский актер и режиссер. Работу в т-ре начал в 1934. Играл Раскольникова в инсценировке "Преступление и наказание" по Достоевскому (т-р "Архентино"). С 1937 занимается режиссурой; пост. в Буэнос-Айресе антиклерикальную комедию "Господина Бога нет дома" Гомеса Масия. Совр. фарс "Только не Пиранделло, ради бога" Энсо Алонса, "Путешествие" К. А. Гуриа. Требуя в процессе создания спектакля тесного контакта драматурга и режиссера, актера и театр. предпринимателя, К. борется за подъ„м нац. театр. иск-ва. Препода„т актерское мастерство, используя теорию К. С. Станиславского. С 1956 работает в т-ре "Национальной комедии" (Монтевидео) вместе с М. Ксиргу.

Лит.: Ordaz L., El teatro en el Rio de la Plata..., 2 cd., B. Aires, 1957. Ал. Р

"КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК, ИЛИ ТЕНЬ НЕВЕСТЫ"- балет К. А. Кавоса, либретто К. Дидло (по Пушкину). Пост. 15 янв. 1823, Большой т-р, Петербург (балетм. Дидло, дириж„р Кавос; Черкешенка-Истомина, Пленник- Гольц). Возобн. там же в 1834. Первая пост. в Москве - 4 окт. 1827, Большой т-р (балетм. Глушковский; Черкешенка - Воронина-Иванова, Пленник - Ришард).

"К авказский пленник" - балет Б. В. Асафьева, либретто Н. Волкова, Л. Лавровского, И. Зильбер-штейна (по Пушкину). Пост. 14 апр. 1938, Ленингр. Малый оперный т-р (балетм. Лавровский, дириж„р Фельдт, худ. Ходасевич; Черкешенка - Чикваидзе, Пленник - Дуби нин). Возобн. там же в 1947. Первая пост. в Москве - 20 апр. 1938, Большой т-р (балетм. Захаров, дириж„р Файер, худ. Вильяме; Черкешенка - Боголюбская, Пленник - Габович). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Свердловск (1939), Саратов (1939), Ереван (1943), Харьков (1951) и др.

Лит.: Слонимский Ю., Дидло..., Л.-М., 1958;

Красовская В., в кн.: Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л.-М., 1958, с. 151; Кавказский пленник. Балет в 7 к..., М., 1938. Юр. Б.

КАВОС, Альберт Катеринович [1800-22.V(3.VI). 1863] - русский архитектор. Сын композитора К. А. Кавоса. К. работал в области строительства т-ров.С1846 - академик петерб. Академии художеств. Крупнейшая работа К. - восстановление и перестройка в 1856 Большого т-ра в Москве после пожара 1853. Сохранив общую композицию здания, сооруженного в 1824 по проекту О. И. Бове и А. А. Михайлова, К. вн„с значит, изменения в его наружный облик и отделку интерьеров. В 1836 перестроил в Пе тербурге Каменный (Большой) театр. в 1844 - Ка-менноостровский т-р, в 1859 - интерьеры Михайловского т-ра (ныне Малый оперный т-р), в 1859-60 построил здание Мариинского т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). В лучших своих постройках

К. был связан с традицией позднего классицизма. Не отличаясь оригинальностью художеств. дарования, он проявил большое мастерство в разрешении сложных архитектурно-планировочных и технич. задач строительства больших театр. зданий.

КАВОС, Катерино Альбертович [ЗО.Х(10.Х1). 1775 - 28.IV (10.V). 1840] - русский композитор, дириж„р, вокальный педагог. По национальности итальянец. Отец арх. А. К. Кавоса. Ученик Ф. Бьян-ки. Св. 40 лет жил и работал в России (с 1797), посвятив себя работе в т-ре. Муз. деятельность начал в 1797 в Итал. опере в Петербурге. С 1806 - композитор и дириж„р рус. оперы, с 1821 - инспектор, с 1832 -"директор музыки" имп. т-ров. Автор 2 вариантов оперы "Ле-ста, или Днепровская русалка" (первая - совм. с С. Давыдовым, 1804). Мн. оперы К. созданы на рус. историч. или былинно-сказочные сюжеты: "Князь-невидимка, или Личарда-волшебник" (1805); "Илья-богатырь" (1807, либр. И. А. Крылова); "Иван Сусанин" (1815, либр. А. А. Шаховского); "Добрыня Никитич" (1818); "Жар-птица" (1822, либр. Н. М. Языкова) и др. (все оперы пост. в Большом т-ре в Петербурге). Т. н. анакреонтич. балеты К. написаны гл. обр. на темы античной мифологии, ср.-век. поэзии и пушкинские сюжеты (либр. и пост. К. Дидло): "Зефир и Флора" (1808), "Амур и Психея" (1810), "Апис и Гала-тея" (1815), "Лаура и Генрих, или Трубадур" (1819), "Кавказский пленник, или Тень невесты" (1823), "Федра" (совм. с Туриком, 1825) и др., пост. там же. Популярностью пользовалась музыка К. к водевилям А. А. Шаховского "Любовная почта" (1806) и особенно "Казак-стихотворец", пост. в годы нац. подъ„ма, вызванного Отечеств, войной 1812.

К. не обладал крупным композиторским даром, однако он чутко уловил потребности рус. об-ва в создании нац. муз. т-ра и содействовал этому выбором сюжетов для своих произв. Признав, как и большинство современников, неизмеримое превосходство оперы Глинки "Иван Сусанин" над своей оперой, К. сам дирижировал первым исполнением оперы Глинки. К. способствовал организации оперного театра в России, воспитал первых рус. оперных певцов.

Лит.: Грач„в П., К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956, с. 283-305; Дехтере-ва-Кавос С., Катерино Альбертович Кавос, Русская старина", 1895, т. 83, апрель; Блох Г., К. А. Кавос, "ЕИТ". Сезон 1896- 1897 гг. Приложения, кн. 2, СПБ, 1898.

КАВСАДЗЕ, Владимир (Ладо) Лонгинович [26. XII. 1886 (7.1.1887)-30. X Г. 1953] - грузинский советский артист оперетты и оперы (лирический тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Пению обучался в Тбилиси у Э. Броджи. Сценич. деятельность начал как опереточный актер в Москве в 1908. До 1917 работал в различных т-рах оперетты Москвы, Оренбурга, Петербурга, Смоленска и др. городов. Роли: Гипперт ("Фринаш" Эверта), Катан("Гейша" Джонса), Геннадий ("Ночь любви" Валентинова), Парис, Орфей ("Прекрасная Елена", "Орфей в аду" Оффенбаха), Барон ("Цыганский барон" И. Штрауса) и др. К. обладал небольшим, но необыкновенно красивым по тембру голосом, сценич.культурой. Принимал участие в организации Ташкентского т-ра оперы и балета, был одним из основателей Груз. т-ра муз. комедии (1921). С этого же года К.-солист Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Партии: Абесалом ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Шота Руставели (о. п. Ара-кишвили), Котэ, Сако ("Кето и Котэ" Долидзе), Ленский, Альфред, Альмавива и др. С большим успехом исполнял К. комич. роли. Снимался в кино. Л. Ц.

КАГАНЕЦ, Карусь (наст. имя и фам. - Казимир Карлович Костровицкий) (1868-20. V. 1918)- белорусский драматург, поэт. Один из основоположников белорус. драматургии. В своих пьесах К. затрагивал тему социального неравенства ("В ином счастье несчастье заключено", 1903). Автор историч. драм "Сторожевой курган", "Сын Данила". Особенной популярностью пользовалась комедия К. "Модный шляхтюк" (1910), ставившаяся в т-ре И. Буйницкого и др. белорус. т-рах, в 1928 в т-ре им. Я. Коласа.

Лит.: Мачульск? В., К. Каганец, як п?сьменьн?к ? грамадзян?н, газ. Савецкая Беларусь", М?нск, 1928, 20. V, ј 115. О. С.

КАГУРА - японские древние мистерии, связанные с религиозным культом Синто. Возникли в 7-8 вв. и к 9-Ю вв. приобрели наиболее законченную форму. Истоки К. восходят к народным земледельческим игрищам (возделывание риса) и культу Солнца. По форме исполнения К.танцевальная пантомима, в древности сопровождавшаяся пением двух небольших хоров (полухорий) в форме вопросов и ответов (реже пением ведущего жреца и хора). К. сопровождалась также игрой на барабанах и флейте, наиболее старинные представления - игрой на кото (щипковый инструмент). Исполнители К.-жрецы, впоследствии актеры-профессионалы (К.-си). Содержанием К. служит миф о богине солнца Аматэрасу, в основе к-рого лежит идея умирающего и воскресающего бога. Действующие лица обязательно держали в руках атрибут (торимоно): священную погремушку (судзу), храмовое приношение (гохэй), мотыгу, удочку, листья тутового дерева и др. Представления К. происходили в древности прямо на земле (позднее были перенесены на специальную храмовую сцену - К.-дэн). Наиболее древняя К. состояла из 75 актов, действие начиналось ночью и заканчивалось на рассвете. Синтоистское жречество, использовавшее К. как средство идеологич. воздействия, придавало представлениям большую пышность; появляются парч„вые и ш„лковые костюмы, маски, парики и др. театр. реквизит. К. сохранились до наст. времени, но в несколько измен„нной форме. Самый популярный вид совр. храмовых К.- танец синтоистской жрицы (мико), заимствованный из мифа о Солнце, исполняющей его с судзу или с гохэй. В К. принимают участие жрецы, актеры-профессионалы, иногда исполнителями бывают прихожане данного храма (удзико). К. исполняются на храмовых площадках, на подмостках, воздвигнутых специально вблизи храмов вне храмовой территории. Иногда К. принимают вид массовых нар. представлений, в к-рых разыгрываются комические или нравоучительные сценки, имеющие характер светского развлекательного зрелища.

Лит.: Кодэра Ю к и т и, Изучение кагура с точки зрения искусства, Токио, 1929 (на япон. яз.); Нисицунои М а с а „ с и, Исследование кагура. Токио, 1934 (на япон. яз )Глускина А. Е., Театр и религия, "Воинствующий атеизм*, М.-Л., 1931, ј 5, с. 123-45. АН. Г.

КАДАЛЬСО (Cadalso), Хосе (8.X.1741-27.11. 1782) - испанский писатель и драматург. Трагедия К. "Дон Санчо Гарсия, граф Кастильский" (изд. в 1771 под псевд. Хуан Валье, пост. в том же году в т-ре "Дела Крус", Мадрид) знаменует собой начало перехода от классицизма к романтизму: она написана ещ„ в клас-сицистской манере, но сюжет е„ заимствован из ср.-век. исп. эпоса. Пьеса не имела сценич. успеха, но оказала большое влияние на формирование исп. романтич. драматургии.

КАДЖАР, Сурия Садраддиновна [р. 18.IV(1.V). 1910] - азербайджанская советская артистка оперы (сопрано) и эстрады. Нар. арт. Азерб. ССР (1954) и нар. арт. Арм. ССР (1954). Пению обучалась в Бакинской консерватории. Впервые выступила на оперной сцене в Баку в 1927. В 1927-39 К.- артистка Т-ра оперы и балета им. Ахундова. Партии: Ле"ли, Асли, Гюльназ ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем", "Не та, так эта" У. Гаджибекова), Шахсенем ("Ашик Га-риб" 3. Гаджибекова) и др. С 1940 К.солистка Азерб. гос. филармонии, выступает с исполнением песен народов СССР во мн. сов. городах и за рубежом. Обладает сильным голосом приятного тембра, созда„т яркие муз .-сценич. образы. К. Кае.

КАДМИНА, Евлалия Павловна fl9.IX(l.X).1853, Калуга,- 10(22).XI. 1881, Харьков] - русская артистка оперы (меццо-сопрано). В 1873 окончила Моск. консерваторию по классу А. Д. Александровой-Кочетовой и в том же году поступила на сцену Большого т-ра. В сезоне 1875-76 пела в Мариинскомт-ре. В течение двух лет жила в Италии, выступала в оперных т-рах Милана, Флоренции, Неаполя. Последние годы жизни работала в оперных антрепризах И. Я. Сетова в Киеве и П. М. Медведева в Харькове; гастролировала во мн. др. городах. В конце 1880 дебютировала в Харькове как драм. актриса (в роли Офелии); в 1881 выступала в операх и в драмах. С сентября 1881 перешла на драм. сцену.

С первых артистич. шагов К. проявила редкую одар„нность. Слушателей привлекал е„ голос т„плого, задушевного тембра, глубоко продуманное и прочувствованное исполнение, одухотвор„нное лицо, "гипнотизирующий" взгляд. "Громадную талантливость" К. отмечал в своих статьях Чайковский; он посвятил певице романс "Страшная минута" на собств. текст. К. выступила в премьере "Снегурочки" Островского с музыкой Чайковского (1873, Большой т-р), исполнив вок. партию Леля, и в первой на моек. сцене пост. "Опричника" Чайковского (1875, там же) - партию Морозовой. Среди лучших партий К.- Ваня, Ратмир (в операх Глинки), Княгиня ("Русалка"), Рогнеда (о. п. Серова), Азучена ("Трубадур"), Амнерис ("Аида"). В последние годы исполняла и партии сопрано: Наташа ("Русалка"), Маргарита ("Фауст"), Селика ("Африканка" Мейербера) и др. Как драм. актриса К. успешно играла роли Офелии; Катерины ("Гроза"), Василисы Мелентьевой (о. п. Островского и Гедеонова), Адриенны Лекуврер (о. п. Скриба). На драм. сцене обнаружила большое дарование, особенно в трагич. ролях. Судьба К. легла в основу повести Тургенева "Клара Милич" (1883), одноим. оперы А. Д. Кастальского (1907), пьесы А. С. Суворина "Татьяна Репина" (1886).

Лит.: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953 (см. Именной указатель); У м а н о в-Каплуновский В., Из воспоминаний о Е. П. Кадмй-ной, "Исторический вестник", 1905, декабрь. Д. /7г.

КАДОША (Kadosa), Пал (р. 9.IX.1903) - венгерский композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. Муз. образование получил в Муз. академии в Будапеште (1921-27) у 3. Кодая (композиция) и А. Секея (фп.). В 1923 выступил как пианист. В 1927- 1943 преподавал в муз. школе; с 1945 - профессор Муз. академии в Будапеште. Автор оперы "Приключение в Хусте" (по мотивам Ш. Пет„фи) (1951, Будапештский оперный т-р) и соч. в др. жанрах. Музыка К, глубоко национальна, муз. язык отличается яркостью, чистотой, эмоциональностью.

Лит.: Weissmann J. S., The contemporary movement in Hungary, "Music Today", L., 1949. ff. Дубр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница