Наши партнеры

оборудование для конференц зала

Театральная энциклопедия
(страница 196)


КАЙДУ, Эпп (наст. имя и фам.-Лейда Пауловна И p д)[р. 2(15).IV.19151 -эстонский советский режиссер и актриса. Нар. арт. Эст. ССР (1957). Чл. Комму-нистич. партии с 1940. Окончила в 1936 студию драм. иск-ва в Тарту. В 1937-39 работала в Тартуском рабочем т-ре. После восстановления Сов. власти в Эстонии в 1940 вступила в т-р "Ванемуйне" (Тарту). В годы Отечеств, войны работала в Эстонских художеств. ансамблях в Ярославле. С 1940-актриса, с 1947 - режиссер т-ра "Ванемуйне". Спектакли К. характеризуются ч„тким раскрытием темы драматургич. произв., психологич. глубиной. К.-режиссер достигает слияния слова, музыки, танца, ансамблевости игры, выразительности массовых сцен. Пост.: "Борьба без линии фронта" Якобсона (1947), "Губернатор провинции" Шейнина, бр. Тур (1948), "Неуловимое чудо" Виль-де (1952), "Железный дом" Таммлаана (1954), "Любовь Яровая" (1957); "Новогодняя ночь" Лийвеса (1958), "Живой труп" (1960); "Призраки" Якобсона (1960, в Рабочем театре в Финляндии); оперетты "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Только мечта" (1955) и "Лесной цветок" (1960) Кырвера и Лийвеса, "Кому нужны деньги" Ма-занца (1959).

актерские работы К. отмечены яркостью, разнообразием деталей, искренностью и теплотой. Роли: Салли ("Железный дом" Таммлаана), Эмилия Вярихейн ("Жизнь в цитадели" Якобсона), Королева ("Двенадцать месяцев" Маршака), Элиза Дулиттл ("Пигмалион" Шоу), Лаврова ("Великая сила" Ромашова), Куикли ("Виндзорские проказницы"), Глафира ("Егор Булычев и другие").

Лит.: Eesti Noukogude teater. 1940-1960, Tallinn, 1960, c. 25-60; Eesti Noukogude teater. Almanahh I, Tallinn, 1954, c. 94-118. Эв. К.

КАЙЗЕР (Kaiser), Вильгельм (29.VIII.1813- 21.VIII.1892) - немецкий актер и режиссер. Дебютировал в 1836 в Дессау, затем выступал в Глогау, Терпи-це, Альтенбурге, Ганновере, Мюнхене. С 1857 - актер Берлинского королевского т-ра, в 1869 по приглашению Э. Девриента занял пост директора придворного т-ра в Карлсруэ. В 1872-79 выступал как гастрол„р во мн. городах Германии. Конец жизни пров„л в Зигмарингене.

К. играл гл. обр. характерные роли, его творчество было суховато, рационалистично; исполнение К. отличалось строгей продуманностью, детальной разработкой отд. эпизодов. Лучшие роли: Диего ("Сид" Корнеля), Вагнер и Мефистофель ("Фауст" Г„те), Альба ("Дон Карлос"), Саладин, Одоардо ("Натан Мудрый", "Эмилия Галотти" Лессинга), Берн ep ("Вильгельм Телль" Шиллера) и др. У К. был-незаурядный педагогич. талант, он занимался сценич. иск-вом с актерами Королевского т-ра. В 1858 под руководством К. начал свою творческую жизнь Э. Поссарт. При обучении актеров К. особое внимание уделял сценич. речи, старался добиться от них безупречного владения словом, придавал большое значение внешней характерности, воспитывал у актеров стремление к продуманной, виртуозной игре. Г. Гур.

КАЙЗЕР (Kaiser), Георг (25.XI. 1878-5.VI. 1945)- немецкий драматург. Один из наиболее значительных драматургов экспрессионизма. По количеству постановок его пьесы занимают в экспрессионистич. т-ре первое место. Первая законченная пьеса К.- трагикомедия "Ректор Клейст" (1903-05)была запрещена цензурой (пост. в Кенигсберге в 1918). В ранних драмах-"Еврейская вдова" (1911, пост. 1921), "Король-рогоносец" (1913, пост. 1921), "Давид и Голиаф" (1914, пост. 1921)- К. использовал легендарные сюжеты для изображения чувственной страсти как изначальной стихийной силы в духе 3. Фрейда и Ф. Ведекинда. В пьесе "Европа" (1915, пост. 1920, Берлин) К. критикует бурж. эстетизм, подготовляя почву для теории экспрессионизма. 2-й период творчества К. приходится на годы расцвета экспрессионизма (1914-20), он создал в это время свои наиболее значит, социальные драмы. В них он выступал с резкой критикой войны - историч. пьеса "Граждане Кале" (1914, пост. 1917, Новый т-р Франкфурт-на-Майне), с критикой бурж. общества за его жажду наживы, социальную несправедливость и чудовищные преступления - пьесы "С утра до полуночи" (1916, пост. 1917), "Ад, путь, земля" (1919, Лессинг-театр). В драматич. трилогии "Коралл" (1917, Новый т-р, Франкфурт-на-Майне), "Газ I" (1918, Берлин), "Газ II" (1920, Новый т-р, Франкфурт-на-Майне) драматург выступал в защиту прав человека, показывал жестокую эксплуатацию рабочих на военном газовом заводе, превращение людей в автоматы, придатки машин. Но осуждая капитализм за стремление к обезличиванию человека, К. не понимал значения рабочего движения, отрицал революц. методы борьбы, призывал к нравственному самоусовершенствованию. Герой К.-индивидуалист-одиночка, пытающийся искупить вину всех членов общества добровольной смертью и отречением. Непротивление злу насилием, мирная жизнь среди природы - таков положительный идеал К., его антимилитаризм является по существу буржуазным пацифизмом. Художественный метод драматургии К. во второй период его творчества экспрес-сионистичен, его отличает крайний схематизм изображения, отсутствие индивидуализации героев, риторика, напряж„нный драматизм, предельный лаконизм языка. К сер. 20-х гг. драматургия К. в значительной мере утрачивает критич. заостр„нность и черты экспрессионистич. стиля. Это объясняется временной стабилизацией капитализма. Наряду с комедией "Рядом" (1923, Берлинский т-р комедии), в к-рой осмеяние бурж. нравов сочетается с призывом к всеобщей любви, К. пишет развлекат. пьесы "Бегство в Венецию" (1923, Берлин) и "Бульварщина" (1924, Берлин и Франкфурт-на-Майне, рус. пер. "Кинороман"). Наступление фашизма вновь вызывает обращение драматурга к политич. тематике и к сатирич. жанру: "Октябрьский день" (1928), "Миссисипи" (1930, Дармштадт), сатирич. драма "Кожаные головы" (1928, Новый т-р, Франкфурт-на-Майне). В последней пьесе особенно проявился протест писателя-гуманиста против надвигающейся фашистской опасности, драматург бичует фашистов, превращающих страну в казарму. В 1933 произв. К. были запрещены в Германии. В 1938 он эмигрировал в Голландию, а потом в Швейцарию. В эмиграции он написал 13 драм. В пьесе "Солдат Танака" (1940, Цюрих и Нью-Йорк) К. сочувственно изображает гибель японского солдата, раздавленного военной машиной империи. Фашистский режим К. разоблачает в драмах "Дважды Амфитрион" (1944, Цюрих), "Наполеон в Новом Орлеане" (1950, Карлсруэ) и др. Драмы К. с успехом идут в т-рах ГДР (Берлинский т-р им. М. Горького, Дрезденский т-р) и ФРГ (Т-р в Ганно-вере). В СССР пьесы К. ставились в 20-е гг.: коллектив Дома печати в Москве в 1923 пост. "Газ I";

Студия Малого т-ра в 1926 пост. "Кинороман" и др.

Соч. в рус. пер.: Драмы, M.-П., 1923; Кинороман, Л., 1925.

Лит.: О m a n k o w s k i W., G. Kaiser und seine besten Buhnenwerke, В., 1922; F i v i a n E. A., G. Kaiser und seine Stellung im Expressionismus, Munch., 1947; F u r-d a n er V., G. Kaisers dramatisches Gesamtwerk, B., 1949;

Elle A., Technische und soziale Probleme in der Dramenstruktur G. Kaisers, Koln, 1959. Harn. B,

КАЙЗЕР (Kayser), Карл (p. 14.V.1914) - немецкий режиссер и театральный деятель. Был генеральным интендантом (директор и гл. реж.) Нем. нац. т-ра в Веймаре, затем лейпцигских т-ров (оперного, двух дра-матич. и детского). В начале режиссерской деятельности для К. было характерно нек-рое стремление к натурализму, его спектакли изобиловали бытовыми деталями, в последующие годы он приш„л к монументальному, лаконичному решению спектаклей. Его интересует гл. обр. проблема актерского ансамбля. К. ставил классич. драматургию - "Орлеанская дева", "Валленштейн", "Дон Карлос" Шиллера, "Макбет"; совр. драматургию - "Счастье не падает с неба" Клима, "Ч„ртов круг" Виппера, "Зимняя битва" Бехера и др. Особое место в творчестве К. занимает пост. советских пьес"Оптимистическая трагедия", "Любовь Яровая" (1952); "Интервенция" Славина (1956), "Иркутская история" Арбузова (1959). Нац. пр. (1952).

Соч.: Arbeit am Sowjetdrama - ein Bewusstseinhilden-der Faktor, "Theater der Zeit", 1952. ј 8.

Лит.: Erpenbeck F., Aus dem Theaterleben, Aufsatze und Kritiken, B., 1950. Зин. П.

КАЙНАР (Kamar), Йосеф (р. 29.VI.1917) - чешский поэт и драматург. Автор своеобразных лит. сце-нич. монтажей, антифашистской сатиры "Жестяной цирк" (1946), сатирич. скетча, направленного против атомной истерии, "Дело Айбиша" (1946, Т-р сатиры, Прага). В 1947 К. написал сатирич. пьесу "Убу вернулся, или Рубцов не будет", пост. в том же году в Новом т-ре сатиры. В 1958 К. написал комедию "Покойный Насредин" - политич. сатиру. К.- автор пьес для кукольных т-ров: "Стишки" (1948), "Златовласка" (1952, Центр, т-р кукол, Прага, Гос. пр., 1953).

Соч.: "Neboztik Nasredin", Praha, 1959. Л. Сол.

КАЙНЦ (Kainz), Йозеф (2.1.1858, Визельбург Венгрия,- 20. IX. 1910, Вена) - австрийский актер. Окончил (в 1873) театр. школу Сулковского (Вена). В 1873 выступал в любительских т-рах, в 1875-78- актер т-ров Касселя, Мар-бурга, Лейпцига, где играл Фердинанда и Дон Карлоса. В 1878-80 - актер Мейнин-генского т-ра, лучшая роль - принц в драме Клейста "Принц Фридрих Гомбург-ский". В 1880-83 играл в Мюнхенском т-ре роли молодых героев в классич. репертуаре. В первое десятилетие работы К. формируется его творческая индивидуальность. Не имея внешних данных для амплуа героя (у него была угловатая фигура, невысокий рост, худое нервное лицо), К. достигал глубокого раскрытия внутреннего мира романтических героев-страстных, порывистых, одержимых поисками истины. В 1883-89 актер работал в Немецком театре в Берлине, который открылся спектаклем "Коварство и любовь" с К. в роли Фердинанда. В этом т-ре К. играл Ромео; Ричарда II (о. п. Шекспира), принца Генри ("Генрих IV" Шекспира), Альфонса ("Еврейка из Толедо" Грильпарцера) и др. К. достиг высокого мастерства сценич. речи, богатства нюансировки, передающей широкую гамму чувств,- актер выделял в роли отдельные фразы и слова, чтобы подчеркнуть гл. мысль произведения. Жест и экспрессивная мимика К. выражали стремительность развития мысли и напряжение страстей. Глубокая интеллектуальность и эмоциональная взволнованность сочетались в его творчестве с огненным темпераментом, с л„гкостью и изяществом исполнения. В 1891-92 К. гастролировал в России (Петербург), Дании (где впервые играл Гамлета), Америке.

В 1892-99 К. опять работает в Немецком т-ре. Репертуар его становится разнообразнее - он играет Франца Моора; Марка Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), Альцеста ("Мизантроп" Мольера), Генриха, Иоганнеса, Беккера ("Потонувший колокол", "Одинокие", "Ткачи" Гауптмана). Но натуралистич. направление Немецкого т-ра противоречило творческим убеждениям К. Ему было глубоко чуждо характерное для этого т-ра стремление подменять поэтич. силу иск-ва внешним воспроизведением жизни. актер всем своим творчеством опровергал как натурализм, так и условный т-р. С 1899 и до своей смерти (1910) К. был актером венского "Бургтеатра", где его талант получил наивысшее развитие. Он продолжал играть свои юношеские роли - Ромео, Альфон-со, Дон Карлоса. Но вершиной творчества К. стали Освальд (1900), Гамлет (1901), Фигаро (1904); Тассо, Мефистофель ("Торквато Тассо", "Фауст" Г„те, 1906). В этих ролях проявился гуманизм К., его демократизм, в образах К. звучал протест против действительности, уродующей личность человека, страстная вера в силу человеческого разума. Его Гамлет, хрупкий и нежный, был активным одухотвор„нным искателем истины, в н„м были мужество, постоянная готовность к действию и трагическая горечь, мучительное сознание собственного бессилия, тревожные раздумья о жизни. 12 мая 1910 К. последний . раз выступил на сцене в роли Марка Антония. Он умер, не успев сыграть подготовленные им роли Ричарда III, Макбета; Сольнеса ("Строитель Сольнес" Ибсена). актер-мыслитель, К. стоял на позициях, близких Станиславскому и Художеств. т-ру, был противнмком натурализма и декадентства. Много выступал на эстраде, покорял слушателей ясностью, силой мысли, к-рая раскрывалась в музыке слова, выразительном жесте. В К.-чтеце соединялся оратор и актер.

Лит.: G r e g о r i F., J. Kainz, 2. Aufl., 1905; ti a b J., Was ist uns Kainz?, B., 1905; B r ah m 0., Kainz, В., 1910;

Briefe von Josef Kainz, W., 1921; Falke K., Kainz als Hamlet, Z., 1911; Richter H., Kainz, W. - Lpz., 1930;

Bahr H., Josef Kainz, W., 1910; Wiegler P., Josef Kainz. Ein Genius in seinen Verwandlungen, B., 1941; K o-b e r E., Josef Kainz, W., 1948; Г в о з д e г. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, М.-Л., 1939; его же. Хрестоматия по истории Западного театра..., М.-Л., 1939; Юрьев Ю. М., Записки, т. 2, М.-Л., 15. , Л. Лоб.

КАЙРОН (Cairon), Сальвадора (2-я пол. 19 в.) - испанская актриса. Дебютировала как танцовщица, затем перешла в драму. С 1865 была первой актрисой театра Эспаньоль, выступала вместе с известным актером X. Валеро, к-рый был е„ мужем. Роли: донья Констанс ("Колокол Алмудаины" Палоу), Коль, Инглатеса ("Ссоры мудрого короля" Л. де Эгилас). Обладая прекрасной внешностью, играла комедийные и драм. роли. Работам е„ была присуща тщательность отделки. Рано оставила сцену из-за болезни.

КАЙСЛЕР (Kay?ler), Фридрих (7. IV. 1874 -24. IV. 1945) - немецкий актер, театральный деятель и драматург. В 1893-94 изучал философию в Мюнхене и Бреславле. В 1895 становится артистом берлинского Немецкого т-ра О. Брама. Творч. деятельность К. в основном связана с т-рами, руководимыми М. Рейнхардтом. В 1900 К. участвует в спектаклях кабаре "Шум и дым", в 1903-05 он-актер Нового т-ра, с 1905 - Немецкого т-ра. Пост. "Фауста" Г„те (1909, 1911, играл Фауста). В 1918-23 К.- директор берлинского "Фольксбюне", позднее выступает в Гос. т-ре.

В 1903-13 сыграла т-рах, руководимых Рейнхардтом, роли: Одоардо, Вернер ("Эмилия Галотти" и "Минна фон Барнхельм" Лессинга), Эдип ("Эдип и Сфинкс" Гофмансталя), Гигес ("Гигес и его кольцо" Хеб-беля), принц Гомбургский ("Принц Фридрих Гомбург-ский" Клейста), Сатин ("На дне"), Вильгельм ("Праздник мира" Гауптмана), пастор Мандерс ("Привидения"). Игра К. отличалась сдержанной силой, даже нек-рой статичностью, его излюбленные образы - трагические, благородные "чистые души", к-рые он воплощал на сцене с огромным мастерством. После кратковременного увлечения натурализмом К. примкнул к экспрессионизму. Будучи директором "Фольксбюне", К. превратил его в экспрессионистич. т-р; под его руководством были осуществлены пост. спектаклей: мистерия Иммермана "Мерлин" (с К. в заглавной роли), "Газ" Кайзера, "Мера за меру" и "Комедия ошибок" Шекспира, "Путь в Дамаск" Стриндберга, "Антигона" Софокла, "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера, "Кот в сапогах" Тика, "Человек-масса" Толлера. Но эти увлечения почти не отразились на игре К., к-рый в своей актерской практике следовал принципам психологич. реализма - Саранцев ("И свет во тьме светит" Л. Н. Толстого, 1923) и др. К.- автор ряда работ, посв. актерскому иск-ву: "Заметки актера", т. 1, 1910, т. 2, 1914, т. 3, 1929; "Памяти И. Кайн-ца", 1911, и пьес: "Симплициус" (1905), "Чудесный Жан" (1917), "Письмо" (1917) и др. Снимался в кино (с 1912).

Соч.: Gesamtausgabe, Bd 1-3, Roma, 1930. Лит.: Bah J., F. Kay?ler und die Schaubuhne, B., 1907;

W i t t e K., Kunstwollen und Kunsfcforderung F. Kay?-lers Greifswald, B., 1940. Harn. B.

КАЙТАНИ, Яоко (p. 28. III. 1921) - японская артистка балета, балетмейстер. В 1942 организовала балетную труппу "Кайтани барэдан", где пост. "Золушку", "Щелкунчика", "Лебединое озеро", "Коппе-лию" (в 1951 спектакли "Золушка" и "Щелкунчик" были удостоены премии япон. фестиваля иск-в). В балетных пост. в собственной труппе исполняла партии: Одетта-Одиллия, Джульетта, Коппелия, Золушка и др. В 1961 К. посетила Советский Союз, занималась в Моск. хореографич. уч-ще. По возвращении пост. "Корсар" Адана и Пуни (1961), в к-ром использовала опыт рус. и сов. балетмейстерской школы. Вед„т педагогическую деятельность, руководит балетной школой. Л. Г.

КАКАБАДЗЕ, Давид Нестерович (1889-1951) - грузинский советский художник. Начал работу в т-ре в 1928-30, когда К. Марджанишвили создавал т-р в Кутаиси. К. был первым художником этого т-ра. Оформил спектакли "Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, "Баил" Чианели, "Кваркваре Тутабери" Какабадзе. Работы К. для т-ра отличались простотой и л„гкостью, остроумным решением сценич. пространства, но в них сказалось увлечение абстрактно-декоративной живописью. Поворот художника к реализму определился в его поздних театр. работах - "Гурия Ниношвили" Дадиани (1934)," "За тех, кто в море!" (1946); "Начальник станции" Мосашвили (1947).

Лит.: Алибегашвили Г., Давид Какабадзе, Тбилиси, 158.

КАКАБАДЗЕ, Поликарп Малхазович [р. 23.11(7.111). 1895] - грузинский советский драматург. Род. в крест, семье. Лит. деятельность начал в 1918 и сразу же проявил себя как знаток крестьянского быта, тонкий психолог, мастер диалога и обрисовки характеров. Уже в первых драм. произв. К. "Три девицы" и "Перед рассветом" (1918) был создан характерный для творчества К. образ обездоленного в дореволюц. России груз. крестьянина. Сочувствуя своему герою, К. в то же время указывает на ограниченность его кругозора, бичует своекорыстие, мелкособствен-нич. эгоизм. Пьеса "Землетрясение в Лисабоне" (1925) посв. революц. борьбе, однако протест против угнетателей не имеет определ. политич. программы и носит стихийный характер. Широкое признание К. получил в 1929, когда К. А. Марджанишвили пост. 'его пьесу "Кваркваре Тутабери". В этой комедии создан образ политич. авантюриста, случайно оказавшегося в роли "руководителя" масс. Беспощадно высмеивая его, драматург разоблачал антинар. режимы царизма, временного правительства и меньшевиков, несостоятельность иллюзий груз. крестьянства. В 1938 К. написал комедию "Свадьба колхозника". Герои этой комедии - груз. крестьяне - сознательные, передовые люди, строящие новую жизнь. Пост. этой пьесы в Т-ре им. Марджанишвили вошла в историю сов. груз. т-ра. В историч. драме К. "Давид VIII" (1953) дана широкая картина жизни феодальной Грузии, показаны патриотич. устремления угнет„нного крестьянства. Пьеса отличается чертами, характерными для драматургии К.- поэтичностью, филигранностью отделки, яркостью, образностью языка, афористичностью стиля, свежестью колорита. Является также автором пьес на совр. тему ("Спор" и др.).

Соч.: Драматические произведения, Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); Избр. драм. произведения, пер. с груз., Тбилиси, 1958.

КАКТЫНЬ, Адольф [р. 14(26).VII. 1885] - латышский артист оперы (баритон). В 1918-44 К. был одним из крупнейших артистов латышского оперного т-ра. В нач. 1900-х гг. выступал как драм. актер в латышских т-рах Риги; был первым исполнителем роли Лачплесиса в драме Я. Райниса "Огонь и ночь" в Новом рижском латыш. т-ре (1910) и др. С 1910 стал выступать в оперных спектаклях и концертах. В 1913-14 пел в Нюрнбергском оперном т-ре, в 1914-15 - в "Латышской опере" в Риге, в 1916 - в т-ре Музыкальной драмы в Петрограде. Гастролировал в Монте-Карло, Париже, Мюнхене, Праге, Стокгольме и др. городах. Сочетая выдающееся дарование драм. актера, яркий сценич. темперамент с редким по красоте, мощи и благородству голосом, К. создал ряд ярких муз.-сценич. образов.

Партии: Лачплесис ("Огонь и ночь" Яна Медыня), Даумант ("Банюта" А. Калныня), король Ольгерт ("Жрица" Яз. Медыня), Риголетто; граф Луна, Ренато, Амонасро, Яго ("Трубадур", "Бал-маскарад", "Аидч", "Отелло" Верди), Голландец,

Вольфрам, Тельрамунд, Вотан, Ганс Сакс, Амфортас ("Летучий голландец", "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Валькирия", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Парсифаль" Вагнера), Борис Годунов, Демон и др. ;у. Д.

КАЛАБРЕЗИ (Calabresi), Орест (1857-1915)- итальянский актер. Начал выступать на сцене в 1881. Играл в разл. труппах. В -1900 К. вместе с Талли и И. Граматикой организовал труппу, к-рая в течение пяти лет (1900-05) была одной из самых известных в Италии. К. был больше актером интуиции,чем анализа. Он с большим темпераментом исполнял драматич. роли и блестяще играл характерные роли: в пьесах Бракко ("Потерянные во мраке"), Верга ("От тебя ко мне"), Бертолацци ("Доменов"), Джакоза ("Грустные влюбл„нные", "Самый сильный"), Феррари ("Лекарство больной девушке"), Роветта ("Король шутов") и т. д. Одна из лучших ролей К.- Лацаро ди Ройо в пьесе ДАннунцио "Дочь Йорио" (1904, Милан).

Лпт.: Si mon i R., Ritratti, Milano, 1923; его же, Trent'anni di cronache drainm., I, Milano, 1951; V a г a 1 d o A., Profili di attrici e di attori, Firenze, 1926. Д. Л.

КАЛАДЗЕ, Карло Ражденович [р. 16(29). III. 1904] - грузинский советский поэт, драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР. Первые драматич. произв. К. "Как это было" (1929) о революции 1905 и "Хатидже" (1930) о раскрепощении женщины пост. К. Марджанишвили в Кутаисском т-ре. Автор пьес на совр. тему: "Дом на берегу Куры" из жизни груз. интеллигенции (1931), "Комедия одной ночи" (1945, Т-р им. Марджанишвили, Т-р им. Руставели) о героизме сов. людей в годы Отечеств, войны, "Лали" (1953, Т-р пм. Марджанишвили) о воспитании молод„жи. Е. Ш.

КАЛАНТАР, Левон Александрович [4(16).1.1891- 29. X. 1959 ]-армянский советский режиссер, театральный деятель. Нар. арт. Арм. ССР (с 1954). Чл. Коммунистической партии с 1942. Будучи студентом Вост. ф-та Петерб. ун-та, занимался у режиссера Александрийского т-ра А. Петровского и у режиссеров А. Санина и И. Шмидта. По окончании ун-та в 1916 К. возвратился в Тифлис и начал сценич. деятельность как актер и режиссер. В 1921 организовал арм. Т-р им. С. Шаумяна (Тбилиси), был одним из основоположников и организаторов Т-ра им. Сундукяна (Ереван), где работал гл. реж. до 1928. Здесь им пост. спектакли: "Разбойники" (1922); "Суд" Демирчяна, "Потонувший колокол" Гауптмана (1922), "Укрощение строптивой" (1923); "Яд" Луначарского (1926), "Дядя Багдасар" Пароняна (1927), "Любовь Яровая" (1927) и др. В 1928-30 работал гл. реж. в Бакинском арм. т-ре. Пост. "На дне" (1929), "Ревизор" (1930), "Мятеж" (1930) и др. В 1931 К. основал Рабочий т-р им. Горького (Ереван), где работал гл. режиссером до 1935. Пост. "Свадьбу Кречинского" (1933), "Лес" (1934) и др. В 1937-43 и в 1957-59 был гл. режиссером Ереванского рус. т-ра. Пост. спектакли "Злой дух" Ширванзаде (1959), "Профессор Полежаев" Рахманова (1957) и др. Среди пост. К. в др. т-рах "Лусабацин" Степаняна (1938, в Т-ре оперы п балета им. Спендиарова), "Венецианский купец" (1937, Ленинаканский т-р им.Мравяна). режиссерская деятельность К. способствовала поднятию общей сценич. культуры арм. т-ра. Лучшие пост. К. отличались глубиной режиссерского замысла, ч„ткостью, выразительностью мизансцен, конкретностью, правдивостью актерских образов. К. в„л большую работу по воспитанию актеров, режиссеров и театроведов Армении. С 1944 был профессором Художественно-театрального ин-та (Ереван). Выступал со статьями как театр. критик и театровед. Перев„л на арм. яз. "Ревизора", "Женитьбу" и др.

Лит.: Меликсетян С., Очерк истории армянского советского театра, Ереван, 1960 (на арм. яз.). Б. 4.

КАЛАШНИКОВ, Юрий Сергеевич [р. 26. X II. 1909 (8.1.1910)]- русский советский театровед и критик. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил театроведческий ф-т ГИТИСа (1932). Печататься начал в 1931. Работал нач. Гл. управления т-рами (1944-48). С 1956 - зам. директора по научной части Института истории искусств. Один из редакторов и автор ряда глав в "Очерках истории русского советского драматического театра" в 3 тт. (т. l, M., 1954, т. 2, M., 1960, т. 3, M., 1961). В„л педагогич. работу (ГИТИС).

С о ч. в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1,М., 1954, с. 124-139, 407-420, 481- 504, 706-718, т. 2, M., 1960, с. 42-72 (главы: Формалистические направления в театре. [Введение]. Драматургия первой половины 30-х гг.); Василий Васильевич Ванин, в сб.:

В. В. Ванин, М., 1955, с. 3-96; Театральная этика Станиславского, М., 1960; Некоторые вопросы режиссуры, "Театр", М., 1942, ј 12; Б. Г. Добронравов, в сб.: Мастера МХАТ, М., 1938; Карпенко-Карый и его комедии, в кн.:

К a p n e н к о-К а р ы и, Четыре комедии, М., 1948. С. Г.

КАЛБОРЯНУ(Са1Ьогеапи), Джордже (р. 3.1.1896)- румынский актер. Нар. арт. РНР (1955). Учился на ф-те драматич. иск-ва в консерватории в Яссах, к-рую окончил в 1919. В том же году дебютировал в Яссах в Нац. т-ре. В 1921 - актер Нац. т-ра в г. Клуже. С 1924 - актер Бухарестского нац. т-ра. Сценич. образы, созданные К., отличаются большой внутренней силой. Гос. пр. (1949).

Роли: Штефан Великий ("Закат" Делавранчи), Влай-ку Водэ (о. п. Давила), Ион Водэ Лютый (о. п. Фулги), Павел Аржок ("Огненная крепость" Давидоглу), Ми-хай Бузня ("Ч„рные годы" Баранга и Морару), Егор Булы-чов; Вершинин ("Бронепоезд 14-б9'), Берест ("Платон Кречет"), К оста Варра ("В одной стране" Вирты), Гамлет, Лир.

Лит.: "Teatrul", Buc., 1959, ј 12, с. 50-55; "Народная Румыния", 1961, Л'; 4, с. 46. Я. Р.

КАЛГАН, Александр Дмитриевич (р. 25. X II. 1911) - чувашский советский поэт, драматург, прозаик. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Автор пьес "Анисса", "Соседи", "Женили", "Волна Октября" и др. Перев„л на чуваш, язык мн. пьесы Островского, Гоголя, Шекспира ("Отелло", "Король Лир"), Н. Погодина и др. Инсценировал поэму К. Иванова "Нарспи".

Лит.: Пьесасем (Висе комеди), Шупашкар, 1961 (на чувашском яз.). А. Ив.

КАЛИГРАФ (наст. фам.- Иванов)-!) Иван Иванович (1744-80) - русский актер. Первый тра-гич. актер на моек. сцене. Поступив в Моск. ун-т в год его основания (1755), выступал в университетском т-ре (1759 или 1760). В 1766 поступил в труппу H.C. Титова. К. был "чудесно одарен природою для ролей царей, тиранов и всех, кои называются первыми ролями" (Н. Ильин). Лучшие роли - Димитрий Самозванец (о. п. Сумарокова) и Магомет (о. п. Вольтера). К. играл также в "сл„зных" драмах (дон Альфонс - "Гонимые" Хераскова, 1775). В нач. 70-х гг. как "человек довольно уч„ный и хорошего поведения" К. был приглаш„н преподавателем сценич. иск-ва в т-р при моек. воспитательном доме. Осуществил там постановку 12 пьес и 2 опер ("Жорж Данден", "Лекарь поневоле" и "Скупой" Мольера, "Друг несчастных" Хераскова, "Торжество дружбы" Пот„мкина, опера "Добрые солдаты" и др.). Среди учеников К.- известный комич актер А. М. Крутицкий.

2) НадеждаФ„доровна(г. рожд. неизв.- ум. 1813) - русская актриса. Жена И. И. Калиграфа (после его смерти - гражданская жена актера Я. Е. Шушерина). Служила сначала в Москве. Затем в Петербурге (до 1793 и в 1801-08, в перерывев Москве). Актриса большого бурного темперамента, К. прославилась исполнением ролей ч„рствых, коварных "злодеек" в трагедиях. Е„ лучшие роли:

Марвуд ("Мисс Capa Сампсон" Лессинга), Вител-лия ("Титове милосердие" Княжнина).

Лит.: В и p e н В. Н., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств, 1958. театр. М." 1958, с. 184-86. В. Вир.

КАЛИДАСА (4-5 вв. н. э.) - индийский поэт и драматург. Творчество К. относится ко времени империи Гуптов - последнего крупного рабовла-дельч. гос-ва Индии, когда санскритский классич. т-р достиг своего расцвета. Драматич. произв. К. "Мала-вика и Агнимитра" - л„гкая комедия интриги о любви царя Ангимитры и пленницы Малавики. В ней осуждается бездеятельность монарха, пренебрегающего своими обязанностями защитника государства. В основе драмы "Мужеством обрет„нная Урваши" - легенда (о любви царя Пурураваса к небесной деве), утверждавшая, что земная любовь преходяща, счастье же бесконечно только на небесах. Сохраняя верность традиции, К. в то же время изменяет трактовку легенды. Драма исполнена ненависти к косности, смысл жизни К. видит в борьбе, в напряжении физич. и духовных сил человека для достижения высокой цели. Особое место в творчестве К. занимает драма "Шакунтала" на сюжет сказания о царе Душь-янте, соблазнившем девушку из лесной обители Шакунталу и лишь по велению богов сочетавшегося с ней браком. Драма К. повествует о борьбе добра и зла.

В "Шакунтале" цари, боги и придворные говорят на санскрите, женщины и представители более низких слоев населения - на др. лит. языках древней Индии (пракритах); в тексте проза перемежается со стихами. Неотъемлемыми элементами драмы являются танец, пение и музыка. Творчество К. было ограничено ж„сткими канонами теоретич. трактатов о драматургии, выражавшими стремление господств. классов ослабить общественную роль т-ра. Но традиц. сюжеты он наполнял живым содержанием. В драмах К. открывался радостный мир гармонии и разума, в них стиралась непроходимая грань между всемогущим божеством и бессильным человеком. Он писал о высокой любви, героизме. К. широко пользовался при„мом невысказанного смысла - "отзвука", "эха" (т. н. дхвани, близкого в совр. понимании подтексту). Драматургия К. построена на единстве действия и единстве чувства. Согласно законам инд. эстетики, драматург должен подчинить композицию пьесы тому или иному чувству героя (любви, гневу, страху и т. д.). Используя узаконенные поэтич. трактатами дра-матич. формы, К. наполнил их содержанием, в известной мере противоречащим этим формам. Хотя драматургия К. была доступна лишь узкому кругу людей, т. к. книжные языки древней Индии были оторваны от живых языков, драмы К. народны благодаря героич. пафосу, пронизывающему их, утверждению ценности человеческой личности. Выступая с требованиями принципов просвещ„нной монархии, К. обличал безнравственность антинародной власти, отражал подлинно нар. интересы.

В 1903 "Шакунтала" была пост. в т-ре "Шаушпиль-хауз" (Берлин); в 1914 - в Камерном т-ре (Москва); в 1957 - в Художеств. т-ре китайской молод„жи (Пекин) и др.

Соч. в рус. пер.: Драмы, пер. К. Бальмонта, М., 1916;

Сакунтала, М., 1955; Избранное, М., 1956.

Лит.: Пащенко В. И., Гордость индийской литературы - Калидаса, М., 1956; Кальянов В. И. и Э р м а н В. Г., Калидаса. Очерк творчества, М., 1958;

Пыжова О. В., Об эстетическом идеале Калидасы, в сб.: Из истории эстетической мысли древности и среднве-ковья, М.. 1У61. И. Р.

КАЛИМА (Kalima), Эйно Армас (р. 19. IV. 1882)- финский режиссер и театральный деятель. Доктор наук Хельсинкского ун-та (1950). Учился в Хельсинкском ун-те. В 1904-08 совершенствовал свои знания в Москве и Петербурге, где познакомился с рус. т-ром, к-рый произв„л на него глубокое впечатление. С 1914 работал зам. директора Фин. нац. т-ра (в 1917-50- гл. директор). Обладая большой культурой, знанием т-ра, К. способствовал улучшению репертуара фин. т-ра. Впервые выступил как режиссер в 1914, пост. в Фин. нац. т-ре "Дядю Ваню" (Хельсинки). В дальнейшем много работал над рус. драматургией, пост. "Вишн„вый сад" (1916), "Три сестры", "Чайку" (1949). Эти спектакли показали режиссерское мастерство К., за к-рым утвердилась слава одного из лучших постановщиков чеховской драматургии. Среди др. пост. К.: "Лес", "Гроза", инсц. "Преступление и наказание" Достоевского, "Месяц в деревне" Тургенева. К. ставил пьесы Гауптмана, Шиллера, Ибсена, Мольера, "Женитьбу Фигаро", "Господин Топаз", "Мариус" Паньоля, пьесы Ануя и др.

К. пост. спектакли в Шведском т-ре (Хельсинки), в Рабочем т-ре (Тампере), Норвежском т-ре (Осло) и др. В своей режиссерской практике - последователь системы К. С. Станиславского. Занимался лит.-критич. деятельностью. Написал пьесы "В деревне" и "Хилма" (обе изд. в 1910), перев„л на фин, яз. пьесы Чехова (совм. с Я. Калима). В 1947 К. присвоено поч„тное звание профессора.

Лит.: Koskimies R., Suomen kansallisteatteri, vv. 1902-1917, Helsinki, 1953, с. 181. M. C.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница