Наши партнеры

Komen.ru - известь негашеная купить.

Театральная энциклопедия
(страница 200)


КАМИОНСКИЙ, Оскар Исаевич (1869-15. VI 11. 1917) - русский артист оперы (баритон). Пению учился в 1888-91 в Петерб. консерватории у К. Эве-рарди, С. Габеля и О. Палечека. Совершенствовался в Италии, где дебютировал в 1892 в т-ре "Беллини" в Неаполе, затем пел во Флоренции, в Афинах. В 1893 вернулся в Россию. Выступал на оперных сценах Харькова (1893-94, 1898-99), Киева (1894-95, 1902-03, 1903-04), Ростова-на-Дону (1895-96), Тифлиса (1896-98, 1899-1901). В 1904-05 пел в Новой опере в Петербурге (антреприза Церетели), в 1905-08 - в опере Зимина в Москве, затем снова гастролировал в провинции, гл. обр. в передвижных труппах. В 1915 оставил сцену. К. пользовался широкой популярностью. Он обладал хорошей вок. школой, голосом широкого диапазона, красивого тембра. Певец исполнял как лирич., так и драматич. репертуар, особенный успех имел в партиях, требующих иск-ва бель канто и мецца воче. По отзывам прессы, в партии Фигаро К. не имел себе равных на рус. сцене.

Партии: Грязной; Скарпиа ("Тоска"), Невер ("Гугеноты"), Риголетто, Дон Жуан и др.

Лит.: Хроника театра и искусства. [К 10-летию сценич. деятельности К.], "Театр и искуссгво", 1904, ј 6.

KAMMAPAHO (Cammarano), Сальваторе (19.III. 18()1 - 17.VII.1852) - итальянский поэт и оперный либреттист. Ученик Г. Россетти. Писал комедии и трагедии (в т. ч. "Бальдовино"). Первое оперное либретто-"Невеста" (муз. Э. Виньоцци)- написал в 1834. С 1835 сотрудничал с Г. Доницетти, для к-рого сочинил либретто опер: "Лючия ди Ламмермур" (1835, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Осада Кале" (1836, там же), "Велизарий" (1837, т-р "Фениче", Венеция), "Полиевкт" (1839) и др. В 1841 написал первое либр. для Дж. Верди - "Альзира". Затем последовали: "Битва при Леньяно" (1849, т-р "Арджентина", Рим), "Луиза Миллер" (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Трубадур" (завершено Л. Бардаре, 1853, т-р "Аполло", Рим). К.- автор 50 либретто, в т. ч. для опер С. Меркадан-те ("Весталка", "Горации и Куриации" и др.), Дж. Па-чини ("Звезда Неаполя", "Сафо" и др.), Ф. Риччи, Л. Росси и др. К. способствовал утверждению романтизма в итал. опере. Темы своих либретто он черпал гл. обр. из произв. Ф. Шиллера, исп. драмы и англ. историч. романа.

Лит.: Mantovani Т.,S. Cammarano, "Musica d'oggi", Mil., 1926, genn. Св. Г.

"КАММЕРШПИЛЕ" ("Kammerspiele", букв.- камерные представления), камерная сцена,- немецкий театр (ГДР). Создан в Берлине в 1906. До 1933 (с перерывами) т-ром руководил М. Рейнхардт, одновременно работавший в Нем. т-ре. театр. зал "К." вмещал 400 человек, имел сцену, не отдел„нную от зрителей оркестровой ямой и суфл„рской будкой. Спектакли т-ра отличались камерностью, интимностью (отсюда название т-ра). В отличие от Нем. т-ра, где ставилась преим. классика, в репертуаре "К." преобладали пьесы совр. авторов, в пост. к-рых.Рейнхардт уделял большое внимание обрисовке интимных пере-жшанип героев. Иногда спектакли "К." переносились на сцену Нем. т-ра и наоборот. актеры работали одновременно на обеих сценах.

Театр открылся спектаклем "Привидения" Ибсена (с участием А. Моисеи в роли Освальда, декорации норвежского художника Э. Мунка). Затем были пост.

"Пробуждение весны" (1906), "Маркиз фон Кейт" (1907) Ведекинда, "Праздник мира" Гауптмана (1907), "Гедда Габлер" Ибсена (1907), "Флирт" Шницлера (1907), "Социалисты-аристократы" А. Хольца (1908), "Врач на распутье" (1908), "Майор Барбара" (1909) Б. Шоу, "Отец" Эйленберга (1910) и др. Рейнхардт часто ставил пьесы К. Штернхейма, сатирически осмеивающие гос. режим Германии,- "Великан" ("Штаны") (1911), "Кандидаты" (1930). В "К." шли и классич. пьесы - "Клавиго" Г„те (1908), "Женитьба" Гоголя (1908) и др. После 1-й мировой войны в репертуаре "К." преобладали салонные комедии нем., франц. и англ. авторов, в к-рых были заняты популярные актеры т-ра - Э. Бергнер, Г. Грюндгенс, X. Альберс и др. Ставились пьесы: "Круг" С. Моэма (1923), "Ревю вчетвером" К. Манна и др.

После окончания 2-й мировой войны разрушенное здание "К." было благодаря содействию сов. воен. администрации восстановлено, и в 1946 состоялось открытие т-ра пьесой Б. Шоу "Обращение капитана Брессбаунда". Т-р стремился отразить актуальные вопросы современности. Под руководством В. Ланг-хоффа, возглавившего одновременно и Нем. т-р, были осуществлены пост. пьес с антифашистской и социально-критич. направленностью: "Штаны" Штернхейма (1947), "Зонненбруки" Кручковского (1949), "Тоже в Америке" (1950), "Профессор Мамлок" Вольфа (1959), "Чудак" Хикмета (I960), "Подпольщики" Вейзенборна и "Полуночная месса" Карваша (1961), "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (1962) и др. Ставились также произв. классики: "Ифигения в Тавриде" Г„те (1947), "Войцек" Бюхнера (1947), "Мария Стюарт" Шиллера (1951), "Минна фон Барнхельм" Лессинга (1952). На сцене т-ра шла русская и советская драматургия - "Чайка" (1949); "Тень" Шварца (1947), "Иркутская история" Арбузова (1960). В т-ре выступают известные актеры, работающие одновременно на сцене Немецкого т-ра: Г. Май, И. Келлер, Э. Шт„р, X. Дринда, X. Гроссе, Э. Пеликовски, В. Хейнц (известен и как режиссер) и др. По типу "К." в Германии в разное время создавались др. т-ры, напр. "К." в Мюнхене. Я. Н.

КАМОЭНС, К а м о и н ш (Camoes), Луис ди (1524, Лисабон,-10.VI.1580, там же) - португальский поэт. Автор героич. поэмы "Лузиады" (1572). К. принадлежат 3 пьесы, написанные, по-видимому, в 1544-49. В этих пьесах К. утверждал принципы уч„ной драмы, сложившейся в Италии. Они отличаются высокими поэ-тич. достоинствами, живым языком. В комедии "Ауто об Амфитрионах" (изд. 1587) К. да„т вольную обработку пьесы Плавта. В пьесе "Царь Селевк" (изд. 1644) К. обличает деспотизм. Есть предположения, что содержавшиеся в пьесе нам„ки на женитьбу короля Португалии Мануэла на невесте его сына были одной из причин высылки К. в Индию. Комедия "Филодемо" (изд. в 1587) прославляет ренессансный идеал высокой и благородной любви. По нек-рым сведениям, пьеса была пост. любителями в 1555 при дворе губернатора португ. Индии.

Соч.: Obras completas, t. 1-5, Lisboa, 1946-54. Лит.: Braga Th., Historia de Camoes, v. 1-2, Porto, 1873-74; B e l l A. F. G., Luis de Camoes, Oxf., 1923; T a-vares Pereira J., Prefacio ai "Teatro de Luiz de Camoes", Porto, 1928. . Я.

КАМПАНЕЛЛИС (???????????), ЯКОВОС (p. 1922) - греческий драматург. Первая пьеса К.- "Пляска среди колосьев" была пост. в 1950 в труппе Лемоса, затем им была написана пьеса "Седьмой день сотворения мира" (1956, Нац. т-р, Афины). Лучшая пьеса К.- "Двор чудес" (1957, Художеств. т-р, Афины)-посвящена жизни простых трудовых людей, обитателей афинского рабочего квартала, безработных, их стремлению к лучшей участи. Попытки отразить соцпаль-но-политич. проблематику характеризуют драму

"Возраст ночи" (1959, Художеств. т-р, Афины). К. написал комедию-сказку "Сказка без названия" (инсц. по повести П. Делта, 1959, "Неон театрон", Афины). Выступает как автор одноактных радиопьес и киносценариев.

Лит.: "???????", ??????, 1958. 77 С

КАМПАНИ (Campani), Николо (1478-1530)-* итальянский драматург и актер, выступал под прозвищем Страшино (Неряха). Уроженец Сиены, К. входил в содружество ремесленников (1531, объединилось в "Конгрегацию Грубых"), писавших и исполнявших нар. фарсы в Сиене и в др. городах Италии. В своих фарсах (1518-24) К. высмеивал нравы крестьян, изображая их жадными, грубыми, неот„санными, наглыми и вместе с тем трусливыми ("Страшино", "Ножичек"). Фарсы К. написаны терцинами и не разделены на акты. Они динамичны, занимательны, насыщены буффонадой. К. играл в своих пьесах. Выступал и как актер-импровизатор. Творчество К. - один из истоков комедии дель арте.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, 2 изд., M., 1962. ?. ?,

КАМПАНИЮ! (Campanini), Клеофонте (l.IX. 1860-19.XII.1919) - итальянский дириж„р. Музыке обучался в Пармской консерватории у Дж. Фер-рарини. В 1883 с успехом дебютировал в т-ре "Реджо" в операх "Трубадур" и "Кармен". В„л концертную деятельность. Дирижировал премьерами опер "Адри-енна Лекуврер" Чилеа (1902, Лирич. т-р, Милан), "Чио-Чио-сан" (1904, т-р "Ла Скала", Милан), "Сибирь" Джордано (1908, там же). В 1913 к 100-летию со дня рождения Дж. Верди пров„л цикл оперных спектаклей в Париже: "Оберто", "Набукко" ("Навуходоносор"), "Бал-маскарад", "Аида", "Фальстаф", "Дон Карлос". Дирижировал оперными спектаклями в крупнейших т-рах Италии и за границей: в Лондоне (19001912), Лисабоне (1903), Париже (1905), в Нью-Йорке (1906-09), Чикаго (1910-19), в т. ч. с участием Э. Ка-рузо, Т. Руффо. Св. Г.

????? (Campo), Эктор (р. 27.III.1922) - чилийский театральный художник. Обучался в Школе изящных иск-в (Мадрид). В 1937 начал творческую деятельность в т-ре "Чилено". К.- один из основателей (1941) и художник-декоратор "Экспериментального т-ра". Периодически работает также в др. т-рах, в т. ч. и зарубежных ("Опытный т-р" Каталонского ун-та, Испания, и др.). В "Экспериментальном т-ре" К. оформил спектакли: "Навстречу ветру" Педро де ла Барра (1951, пр. Кауполикан), "Наш город"Уайл-дера (1945), "Чаньярсильо" Асеведо Эрнандеса (1953), "Тартюф" (1946), "Сон в летнюю ночь" (1944). Для работ К. характерны реалистич. тенденции. Л.Х.

КАМПРА (Сатрга), Андре (4. XII. 1660- 29. VI. 1744) - французский композитор. В детстве пел в церковном хоре в Эксе, где обучался музыке у Г. Пуа-тевена. В 1681-1700 К.- капельмейстер соборов в Ар-ле, Тулузе, Париже. С 1722 К.-капельмейстер королевской капеллы. В 1697 анонимно выступил со своей первой оперой-балетом "Галантная Европа", к-рая имела шумный успех и стала образцом для последующих опер-балетов. Впоследствии в том же жанре К. написал произв.: "Аретуза" (1701), "Музы" (1703), "Альцина" (1705), "Гипподамия" (1708), "Венецианские празднества" (1710) (все пост. в Академии музыки, Париж). К.-автор лирич. трагедий "Танкред" (1702), "Телемак" (1704), "Идоменей" (1712), "Ахилл и Дей-дамия" (1735) ? др. (пост. там же). К. создал много-числ. дивертисменты, к-рые сделали его одним из самых популярных композиторов франц. классицизма. В своих произв. К. стремился к ритмич. живости и драматич. насыщенности музыки, выразительной и колоритной оркестровке. К. принадлежат также кантаты и соч. в др. жанрах.

Лит.: ? о ? g i ? ?-, Musiciens francais du XVJII siecle. A. Campra, P., 1861. д j

КАМСКАЯ, Гульсум [наст. фам.- Ильясова; р. 25.III (7.IV).1901] - татарская советская актриса. Нар. арт. Тат.АССР. Засл. арт. РСФСР (1957). Сценич. деятельность начала в 1919 в тат. труппе в Казани. В 1922-26- актриса Тат. т-ра им. Красного Октября (Астрахань). В 1927-33 работала в Моск. тат. рабочем т-ре. С 1933 - в Т-ре им. Камала (Казань). Лучшие роли в этом т-ре: Кукушкина ("Доходное место", 1938)" Нагима ("Банкрот" Г. Камала, 1939), Махинур ("Мин-никамал" Амира, 1944), Сумасшедшая барыня ("Гроза",

1944), Насима ("Хаджи эфенди женится" Ш. Камала

1945), Галчиха ("Без вины виноватые", 1949), Гульни-са ("Тревожные дни" Гиззата, 1953), Калямзя ("Зифа" Исанбета, 1954), Сабира ("Судьба татарской женщины" Ибрагимова, 1960). Остро характерная актриса, К. созда„т образы, отмеченные ярким нац. своеобразием, логикой психологич. развития. Игра е„ естественна, правдива, органична. X. К

КАМЧАТСКИЙ ТЕАТР (Камчатский областной драматический театр) - русский советский театр. Осн. в 1933. Значит, место в репертуаре т-ра занимают произв. Горького. В т-ре ставятся произв. местных авторов. В течение ряда лет в т-ре работали П. М. Таванцева,. К. Д. Родионов, ?.?. Эльманович, М. М. Штейнберг. В труппе (1962): нар. арт. РСФСР В. П. Андрианов, засл. арт. РСФСР М. Ф. Воронина, М. С. Соловь„ва, В. П. Красногор, В. П. Соколовский, артисты М. Г. Сергеева, Г. В. Астраханкина, В. В. Криворо-това, М. В. Шедель, Т. К. Виноградова, В. Н. Абакумов, М. Н. Казанцев, Н. Л. Эренбург. Гл. реж.- В. Н. Панов. Т-р рассчитан на 398 мест.

Спектакли: "На дне" (1934), "Егор Булычев и другие" (1935), "Последние" (1930, 1957), "Bacca Жолезнова" (1940), "Старик" (1959), "Русские люди" (1943), "Кремл„вские куранты" (1957, Ленин - Андрианов); "За землю русскую" Диканского и Панкратовой (1958, к столетию героич. обороны Петропавловска-на-Камчатке в 1854); "Иван Будан-цев" Лаврентьева (1959), "Лиса и виноград" Фигсйреду (1959), "Барабанщица" Салынского (1960), "Иркутская история" Арбузова (1961) и др. А. Ив.

КАМЮ (Camus), Альбер (7.XI.1913-4.1.1960)- французский писатель, драматург, актер и режиссер. Род. и рос в рабочей семье в Алжире. В 1935 организовал самодеят. "Т-р труда" (г. Алжир), где пост. спектакль "На дне"; драму о героич. борьбе шахт„ров Овьедо - "Восстание в Астурии" (1936), в коллективном создании к-рой принимал участие (пост. была запрещена франц. властями в Алжире). В 1936 работал в т-ре "Радио-Алжир", выступавшем в городах и с„лах; играл роль Валера ("Скупой"). В 1936-39 возглавлял "Т-р де л'Экип" (Алжир), состоявший из рабочей и студенческой молод„жи. Пост. здесь спектакли:

"Прикованный Прометей" Эсхила, "Молчаливая женщина" Бена Джонсона (выступил в роли Делеспри), "Дон Жуан" ("Каменный гость") Пушкина, "Братья Карамазовы" по Достоевскому (играл роль Ивана), "Пароход "Тинэсити"" Вильдрака и др. С 1939 'жил во Франции. Творчество и убеждения К. исполнены противоречий. В 1939 он выступал против нищеты и угнетения крестьян Кабилии, а в 1959- как сторонник вступления Алжира во франц. Сообщество. В годы 2-й мировой войны стал активным участником движения Сопротивления и в это же время написал эссе "Миф о Сизифе" - манифест экзистенциализма, проникнутый неверием в историч. прогресс. Драматургия К. отличается пессимистич. направленностью, мотивы этич. бунта, протеста против разл. форм тирании, проявлений эгоизма сочетаются в ней с проповедью скепсиса, утверждением бессмысленности бытия. В драме "Недоразумение" (1944, т-р "Матю-рен", Париж, в роли Марты - М. Казарес) о блудном сыне, убитом "по недоразумению" матерью и пестрой, воссоздан мир безграничной жестокости, где человек одинок и бессилен перед роковой неотвратимостью жизни. Обличит, звучание пьесы заглушается пессимистич. мотивировкой поступков героев. Драма "Калигула" (1938, т-р "Эберто", Париж, 1945, в гл. роли Ж. Филип) развенчивает озверевшего диктатора. В аллегорич. трагедии "Осада" (1948, труппа М. Рено-Ж. Л. Барро, Париж) проводится аналогия между гротескными образами Чумы, окружающего е„ персонала Смерти и фашистской диктатурой. К. написал пьесу "Праведники" (1949, т-р "Эберто", в роли Дулебовой - М. Казарес) о рус. террористах нач. 20 в. Герои пьес "Осада" и "Праведники" - одинокие, мятущиеся бунтари-анархисты, презирающие "людское стадо", одержимые лихорадочной страстью созидать либо сокрушать. Для драм К. характерны символико-аллегорич. язык, рационали-стич. "призрачность" образов, трагич. ощущение фан-тасмагоричности бытия и неизбежности смерти. К. инсценировал и пост. романы "Реквием в честь монахини" Фолкнера (1956, т-р "Матюрен"), "Бесы" Достоевского (1959). Нобелевская пр. (1957).

Соч.: Le malentendu, suivi de Calcula, P., 1944; 86 ed., P., 1958; L'Etat de siege. P., 1948; Les justes, 48 ed., P., 1950.

Лит.: В г i s v о 1 1 e J. С., Camus, P., 1959, с. 277-89;

Vilar J., Camus regisseur, "La nouvelle revue francaise", 1960, ј 7; В а г г a u 1 t J. I.., Sur "L'Etat de siege", "La Table ronde", 1960, J\o l'i6; С г epi n S., Albert Camus. Essai de bibliographie, Brux., 1960. В. Бал.

КАН, Георгий Михайлович (р. 2.1.1916) - советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1956. По национальности кореец. В 1941 окончил Ташкентское художеств. уч-ще. С этого года работает в Корейском муз. драм. т-ре (ныне в Кзыл-Орде Казах. ССР). Спектакли: "Хон Бом До" Тхай Дян Чуна (1942), "Русские люди" (1943), "Гроза" (1950); "Южнее 38-й параллели" Тхай Дян Чуна (1950), "Ураган" Цао Юя (1950), "Цюй Юань" Го Мо-жо (1951), "Кремл„вские куранты" (1957), "Слуга двух господ", "Отелло" (1959); "Именем революции" М. Шатрова (1960). Лучшие спектакли К. характеризуются поэтич. передачей нац. колорита. А. Ив.

КАНАВЕЛбВИЧ (Kanavelovic), Петр (1637- 1719) - югославский поэт и драматург. Лит. образование получил в Дубровнике. Писал на дубровниц-ком диалекте. Автор комедии "Андро Ститикеца"- о дубровницком дворянстве. Появление этой пьесы положило начало обновлению дубровницкой драматургии (16 в.). Предполагается, что К. был автором ряда анонимных комедий.

Лит.: ccher/erl., Р. Kanavelovica, "Sveti Ivan bis-kup trigorski", "Nastavni vjesnik", 1896, IV, с. 268-81;

Radatovic V., Petar Kanavelovie (1637-1719), kao pisac kornedija, "Prilozi za knjizevnost, je/.ik, istoriiu i folklor", 1929, IX, с. 32-70. M /?ик

КАНАДСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ; Элементы театр. иск-ва содержали обряды индейцев, населявших Канаду; они пользовались масками и куклами, придававшими яркую зрелищность религиозному ритуалу. Первые театр. представления после колонизации Канады в нач. 17 в. давались на франц. яз. 14 ноября 1606 в т-ре "Нептун" в Порт-Ройяле была пост. стихотворная пьеса М. Лескарбо "Морская маска". В спектакле участвовали индейцы и французы, В 1640 в Квебеке во время торжеств по случаю дня рождения франц. принца была разыграна трагедия. Население "Новой Франции" (как тогда называли Канаду) проявляло большой интерес к спектаклям. Но като-лич. церковь преследовала т-.р, считая его "плодом греховных побуждений".

Одна из первых пьес, написанных в Канаде (без названия), принадлежит иезуитскому священнику О. Рагено (1688). Она была переведена на языки индейских плем„н юрон и алгонкин.

В 18 в. спектакли ставились в Галифаксе, Монреале и Квебеке. В 1789 в Галифаксе было выстроено спец. театр. здание, получившее наименование "Новый Большой т-р". В сер. 18 в. в Квебеке был создан кукольный т-р. В конце 18 в. в Канаде выступали проф. труппы, преимущественно из Англии. Развитие получил и любительский т-р. В 1774 в Монреале англ. офицеры ставили (на франц. яз.) Мольера. Пьесы Мольера ставились также в "Хеймаркет т-ре" в Квебеке.

Среди первых канадских драматургов, писавших на франц. яз., был Ж. Кенель (1749-1801), автор комедии "Кола и Колинетт" (1788, пост. 1796), пьес "Англомания", "Лука и Сесиль" и других, а также трактата о драматич. иск-ве. Первыми пьесами на англ. яз. были "Саул" Ч. Хевисиджа и "Текамси" Ч. Мейра о мирной жизни индейцев до прибытия европейцев.

В 1825 в Монреале был открыт "Т-р Руаяль" (построен на средства, собранные по подписке). В этом т-ре в 1826 выступал Э. Кин, а в 1842 - офицерская любительская труппа под рук. Ч. Диккенса.- Кроме этого т-ра, в Монреале работали франц. "Т-рдеСосье-те" и "Т-р де Нувоте". Среди драматургов, писавших на франц. яз., в то время были: Ф.Ж.Маршан, Л. Фре-шет, О. Лаперьер, П. Леме. На англ. яз. писали У. У. Кэмпбелл, А. Стрингер, Р. Норвуд, Дж. Л. Чарл-стон, М. Ппкхолл. Нек-рые из пьес этих авторов не были предназначены для сцены, но именно это поколение драматургов заложило основы канадской драматургии.

В 20-х гг. 19 в. был создан первый т-р в Торонто, в 1862 - т-р в г. Виктория (на западе Канады), в том же году - т-р в Гамильтоне (пров. Онтарио). В 1870 в Виннипеге выступала любительская труппа, участники к-рой были солдатами. Франц. любительские труппы были созданы в Эдмонтоне, Сент-Бонифейсе.

Во 2-й пол. 19 в. в Канаде гастролировали Сара Бернар (1881, 1891, 1905), Коклен (1888, 1889, 1893, 1894), Муне-Сюлли (1894), Ф. Жемье (1924), С. Гитри и др.

В нач. 20 в. в Монреале работали т-ры: "Амбигю", "Гете", "Суаре", "Ренессанс", "Т-р Франсе", "Т-р де

Нувоте" и др. В них играли актеры: Э. Амель, Паль-мьери, Ж. П. Фильон. На франц. яз. в 20-30-х гг. писали драматурги У. А. Бейкер, Л. Гюйон, Ж. Э. Кор-риво, К. Дюпон, А. Прулькс, Л. Уле.

В конце 19 и нач. 20 вв. в Канаде выступали гл. обр. передвижные т-ры. В спектаклях участвовали известные актеры Англии и США - Э. А. Сотерн, Дж. Марлоу, Дж. Джефферсон, Г. Ирвинг, II. Кэмп-белл, М. Англии, О. Скиннер, М. Фиск, М. Аламс, Э. Барримор, А. Назимова, Дж. Арлисс, Р. Манс-филд, Дж. Дру, Р. Мантелл, труппа Барри Джэксона, прл. труппа "Эбби тиэтр". Они выступали часто в неприспособленных помещениях, но спектакли их были чрезвычайно популярны. Наибольшую известность получил виннипегский т-р "Уокер". До 30-х гг. в здании этого т-ра выступали лучшие труппы Нью-Йорка и Лондона.

После 1-й мировой войны гастрольные т-ры прекратили сво„ существование из-за конкуренции со стороны кино, радио и т. д. (компании, владевшие кинотеатрами, завладели и театр. зданиями, они подняли цены за на„м помещения или отказывались сдавать его; многие театр. здания были разрушены, другие обращены в складские помещения). Попытки возродить театр. представления в Канаде не дали результатов. Лишь в крупных городах с трудом существовали несколько полупроф. трупп.

Сохранялся любительский т-р. Крупнейшая любительская труппа - "Литл тиэтр" в Лондоне (пров. Онтарио). Создана в 1934 на основе объединения 4 любительских кружков. Эта труппа приобрела в 1945 здание "Гранд т-ра", в к-ром ставила ежегодно с октября по апрель 6 премьер (зал вмещает 1000 мест, сцена хорошо оборудована). Здесь также выступают труппы, приезжающие из Англии и США.

В зап. части пров. Онтарио имеется ок. 20 драм. трупп. Нек-рые из них существовали еще до 2-й мировой войны. Они объединяются в драм. лигу Зап. Онтарио, созданную в 1933. В эту лигу входили труппы гг. Гамильтон, Сарния, Симко, Уэлленд, Виндзор, Вудсток и др.

В др. городах Канады работают любительские т-ры, также именующиеся "Литл тиэтр". Среди них: коллективы гг. Сент-Джонс, Ньюфаундленд; "Галифакс тиэтр артс гилд"; англ. и франц. т-ры в Монреале, "Оттава Литл тиэтр" (осн. в 1913), т-ры в Торонто, "Серкль Мольер" в Сент-Бонифейсе, "Риджайна Литл тиэтр", "Калгари Уоркшоп 14", "Ванкувер Литл тиэтр". В Монреале большую популярность завоевала любительская труппа "Компаньон де Сен-Ло-ран", ставшая впоследствии профессиональной. Эта труппа ставит классич. драматургию (Мольер, Шекспир и др.) и произв. совр. драматургов. В Монреале студенты ун-та создали в 1957 любительский эстрадный т-р. В пров. Саскачеван существует Саскачеван-ская драматич. лига, объединяющая св. 100 любительских коллективов.

В 1919 возник один из лучших любительских т-ров Канады - "Харт хаус тиэтр" при Торонтском ун-те. Спектакли ставили проф. режиссеры (Р. Митчелл, Б. Форсайт, У. Синклер, К. Эйкенс, В. Масси и др.). Ставя классич. пьесы, т-р в то же время стремился способствовать и развитию канадской драматургии. Здесь шли пьесы М. Денисона ("Братья по оружию", 1921, "Из их собственной усадьбы", 1922, и др.). В 1939 "Харт хаус тиэтр" был закрыт, а в 1946 возобновил работу как университетский т-р, ставящий чисто учебные задачи. По пути "Харт хаус тиэтр" следовало полупроф. "Об-во новой драмы" (Торонто)" возглавляемое Д. Мейвор Мур и е„ сыном. Здесь шли пьесы канадских авторов, а также Шекспира, Ибсена, Шоу.

Широкое развитие в Канаде получил любительский т-р на укр. яз. Укр. коллективы ставят "Назара Стодолю" Шевченко, "Наталку-Полтавку" Котляревского, "Украденное счастье" Франка и др. произв. укр. классики. В рус. драм. кружках в Торонто, Ванкувере, Виннипеге ставятся пьесы Чехова, Островского, Гоголя, Горького и совр. драматургов.

Большое значение для развития драматич. иск-ва Канады имеют фестивали драмы, к-рые начали проводиться с 1933. На районных фестивалях производится отбор лучших спектаклей, к-рые затем показывают в заключительном фестивале (первые 5 фестивалей в 1933-37 состоялись в Оттаве). После 2-й мировой войны фестивали возобновились, в них участвуют от 50 до 70 трупп.

Особое место в театр. жизни Канады занимает шекспировский т-р в Стратфорде (пров. Онтарио) о С 1953 здесь проводится ежегодный шекспировский фестиваль, положивший начало созданию этого т-ра (финансируется правительств, банками, разл. фирмами). Выстроено спец. здание с зрительным залом на 2000 мест, расположенных амфитеатром и окружающих открытую сцену с тр„х сторон. Конструкция сценич. площадки напоминает устройство шекспировской сцены (передняя и задняя игровые площадки, верхний балкон). Спектакли идут без занавеса и без декораций. Первым руководителем шекспировского фестиваля был Тайрон Гатри, а с 1955 - М. Ланхем.

Деятельность любительских т-ров и фестивали способствовали развитию канадской драматургии. Среди наиболее популярных драматургов Канады - Р. Дей-вис, автор пьес "Эрос на утренней заре", "Богатство, враг мой", и Г. Фарис, написавший несколько пьес из жизни Канады. На фестивалях и конкурсах были премированы пьесы Дж. Шула "Мост" и "В тени дерева", "Баррикада художника" Доналда Ламонта Джека. В 50-х гг. были пост. пьесы И. Эклстон Маккеп ("Два - слишком много"), А. Ланжевена ("Ночь любви"), М. Дюбе, Ж. Лангирана, Лпстера Синклера и др.

Популярностью пользуется Г. Желпна - автор и исполнитель комич. обозрений. Талантливый комедийный актер, он славился как создатель образа уличного мальчика Фридолина. Желина руководит т-ром "Канадская комедия" (Монреаль), в к-ром идут пьесы канадских авторов. Спектакли ставятся на франц. и англ. яз.

В 1951 в Монреале открыт проф. т-р "Нового Света", ставивший спектакли сначала на франц., а с 1954 и на англ. яз. (в 1955 участвовал во 2-м всемирном фестивале драм. иск-ва в Париже). Здесь идут пьесы канадских драматургов - Ланжевена, Элуа ди Грапмон и др. Ежегодно т-р проводит конкурс на лучшую пьесу канадских авторов. Т-р ставит также пьесы Чехова, П. Клоделя, О. Кафки, Т. Уильямса и др. Среди актеров т-ра: Г. Лебреш, М. Лейрак, Г. Гофман, Ж. Дальмен и др. режиссеры т-ра - Ж. Гаскон и Ж. Хартог. При театре есть школа, готовящая актеров.

Единственный постоянный т-р, ставящий спектакли на англ. яз., - "Крест тиэтр" в Торонто. Создан в 1953 братьями Мерри и Доналдом Дейвис и их сестрой Барбарой Чилкотт. В 1957 создано об-во "Крест тиэтр фаундейшен", возглавившее этот т-р. За 10 лет т-р пост. 118 пьес, в т. ч. пьесы Шекспира, Софокла, Ю. О' Нила, Б. Шоу, А. Чехова ("Вишн„вый сад", "Три сестры" и "Чайка"), Т. С. Элиота, А. Кристи, С. Беккета, Ж. Жироду, Дж. Осборна и др. Большинство артистов, режиссеров и продюсеров Канады работали в "Крест тиэтр". Среди них: Ф. Хайленд, Ш. Кинг, Б. Чилкотт, К. Рейд, М. Мур, Э. Хаус, М. Дейвис, Д. Дейвис, Дж. Маккован, Л. Лоренс, М. Джонсон, Л. Мейджор.

Среди других проф. т-ров Канады - "Канейдиан репертори тиэтр" в Оттаве (осн. М. Морли и X. Паркером), "Тотем тиэтр" в Ванкувере (осн. в 1951 молодыми актерами Т. Арнгрим и С. Бейкер), но большие налоги, а также конкуренция кино и телевидения крайне затрудняют работу этих т-ров.

Успешно работают проф. т-ры Канады в летнее время: летний т-р "Брей Мэнор плейхаус" (Квебек, осн. в 1936); летний т-р в Монреале; в пров. Онтарио - "Стро Хэт плейере" в Порт-Карлинг, "Грай венхорст", "Мелоди Фейр", "Спринг Toy" в Торонто, "Ниагара Барн тиэтр" в Ниагара-Фоле и др.; в Британской Колумбии с 1940 существует "Т-р под зв„здами" (в Стэнли-парке) на 4000 мест.

В Торонто имеется проф. школа театр. иск-ва, возглавляемая известным театр. деятелем Э. Г. Стерн-дейл Беннетт. Спец. отделения драмы имеют ун-ты Альберты, Саскачевана и Куинс. Нек-рые ун-ты проводят летние театр. курсы.

Из Канады вышли многие выдающиеся актеры:

М. Англин,-У. Хьюстон, Р. Масси, X. Кронин, В. Пид-жон, А. Нокс, Д. Эвелин, М. Пикфорд, М. Дреслер. В Канаде работают (1962) актеры: Брейден, Д. Ко-ликос, Л. Грин, Д. Дрейни, Т. Робине, Ш. Кинг, Б. Чилкотт, Д. Дейвис (на шекспировском фестивале в Стратфорде выступали Ф. Хайленд, А. Холл, Б. Хатт, Б. Герусси, В. Нидлес, К. Пламмер, К. Рид и др.). Среди совр. актеров, играющих на франц. яз.

(кроме Г. Желина), известны Г. Гофман, Ж. Гаскон, Г. Гаскон, Ж. Луис Руо, Д. Пеллетьер.

Лит.: H о п 1 e L., L'histoire du theatre au Canada, Montreal, 1945; McPharlin P., The Punpet theatre in America, N. Y., 1949; Maior Moore D./A theatre for Canada, "University of Toronto Quarterly", 1956, Oct.

КАНАЛЬ ФЕЙХОО (Canal Feijoo), Бернардо (p. 23.VII.1897) - аргентинский драматург. Написал драму о тяж„лой доле крестьянства Аргентины "Страдания и смерть Сильверио Легисамона" (1944, Народный т-р, Буэнос-Айрес; 1-я муниципальная пр.), пользующуюся широким признанием. К. принадлежат также пьесы "Случаи из жизни Хуана Лисицы" - комедия на темы нар. басен (1950, т-р "Фрай Мочо", Буэнос-Айрес), "Тунгасука" - эпич. драма об освобождении Америки (1961, т-р "Хенераль Сан-Мартин", Буэнос-Айрес) и -ряд трудов по арг. фольклору ("Драматическое народное творчество", 1943, и др.). Основная тема произв. К. Ф.- жизнь и борьба аргент. тружеников против угнетателей. Образы их носят обобщ„нный, порой символистский характер. Ал. Р.

КАНАМИ - японская семья актеров. В их числе:

К. Ки„цугу (1334-85) - японский актер, театральный деятель и драматург. Основатель этой актерской семьи. К. создал т-р "Кандзэдза" (г. Ига), для к-рого использовал элементы "саругаку" (древняя драматич. форма, включавшая комические мимич. танцы), ритуального танца "дэнгаку" (был популярен в 12 в.) и танцев "кусэмаи" (широко распространены в нач. 14 в.). Объединив эти элементы, К. создал представление, к-рое имело успех в столице и провинции и положило начало т-ру Но. Автор мно-гочисл. пьес для т-ра Но ("Дзинэн кодзи", "Комати" и др.). К. выступал и как актер, был театр. учителем, теоретиком театр. иск-ва.

К.Дзэами (С э а м и) Мотоки„ (1363- 1443) - сын Ки„цугу К. После смерти отца руководил т-ром "Кандзэдза". В отличие от иск-ва Ки„цугу, рассчитанного на широкие массы зрителей, стремился следовать вкусам аристократов (его т-р поддерживался высшим воинским сословием, на спектаклях часто присутствовал император). ДзэамиК.был не только выдающимся актером, но и крупным драматургом, теоретиком театр. иск-ва; он написал св. 100 пьес для т-ра Но, отличавшихся стройностью диалога, особой утонч„нностью, оставил ок. 20 трактатов об иск-ве т-ра Но ("Кадэнс„", "Хана-но кагами" и др.).

Лит. (на япон. яз.): Ногами То„итиро, Канъами Ки„цугу, Токио, 1949; его же, Дзэами Мотоки„, Токио, 1938; Кобаяси Сидзуо, Дзэами, Токио, 1943; К а-васэ Кадзума, Дзэами нидзюсан бусю, Токио, 1945;

Гэйнодзитэн; Токио, 1961. Д. Г.

КАНАТОХОДЕЦ - цирковой артист, демонстрирующий на закрепл„нном между высокими опорами канате мастерство эквилибристики. В номера К. входят ходьба, бег, прыжки (вперед, назад и с завязанными глазами), пляска, стрельба из ружья, игра на муз. инструменте, балансирование предметами, жонглирование, иногда мимич. сценки. Иск-во К. входило в представления ярмарочных комедиантов Зап. Европы уже в 15 в. ("Канатные танцоры"). Они являлись участниками праздников, нар. гуляний (канат или закреплялся на большой высоте между зданиями горизонтально, или ш„л наклонно с вершины какой-нибудь башни к земле). В 1859 К. Э. Блонден прош„л по канату через Ниагарский водопад. Номера К. на Западе большей частью строятся как "смертельные аттракционы" (напр., труппа "Ниагара", совершавшая трюки над группой львов). В России К. получили известность в 18 в. Во 2-й пол. 19 в. Ф. Молодцов своими достижениями привл„к к этому жанру внимание крупных стационарных цирков. В сов. цирке древнее иск-во К. получило новое развитие. Издавна культивировавшееся среди нек-рых народов Кавказа и Срь Азии (Дагестан, Узбекистан и т. д.) иск-во К. стало основой новых аттракционов, напр. жизнерадостный, темпераментный номер дагестанских канатоходцев "Цовкра".

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Д м и т-р и е в Ю. А., Русский цирк, М., 1953. М. 3.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница