Наши партнеры

Выгодно самая дешевая аренда авто в краснодаре в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 201)


КАНДАУРОВА, Маргарита Павловна (р. 22.1. 1895)- русская советская артистка балета. Засл. арт. Республики (1934). Окончив Моск. хореографич. уч-ще (1912, класс В. Тихомирова), была зачислена в балетную труппу Большого т-ра. Первая партия - фея Канареек ("Спящая красавица"). Танец К. был л„гким, изящным, она создавала чистые, одухотвор„нные образы. В 1941 окончила сценич. деятельность.

Партии: Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Одетта-Одиллия, Жизель; Лиза ("Тщетная предосторожность"), Тао Хоа ("Красный мак") и др.

Лит.: Гос. ордена Ленина Академии. Большой театр Союза ССР, М., 1947. fQp. Б.

КАНДЕЛАКИ, Владимир Аркадьевич [р. 16(29). III. 1908]- русский советский артист оперы (бас-баритон) и оперетты, режиссер. Нар. арт. РСФСР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1928 окончил Тбилисскую консерваторию по кл. проф. Е. А. Вронского. С 1929 К. - солист Муз. театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Роли: Тарас ("Семья Тараса" Кабалевского, Гос. пр. СССР, 1952), Митька ("Тихий Дон"), Сторожев("В бурю" Хренникова), Скарпиа ("Тоска"), Наполеон ("Война и мир"), Сако ("Кето и Котэ" Долидзе), Че-заре ("Поцелуй Чаниты" Ми-. лютина), Куприянов ("Весна по„т" Кабалевского), Олендорф ("Нищий студент" Милл„кера), Вице-король, Калхас ("Пери-кола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха) и др. Мастер ярких комедийных образов, полных неистощимой жизнерадостности, К. создал также ряд образов, отмеченных суровым драматизмом.

С 1943 вед„т режиссерскую работу: "Перикола" Оффенбаха (Т-р оперы и балета им. Палиашвили, 1943), "Кето и Котэ" Долидзе (1950), "Аршин мал алан" У. Гаджи-бекова (1952), "Тоска" (1959) (Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко) и др. С 1954 К.- гл. реж. Моск. т-ра оперетты. Пост. спектакли:-"Вес„лая вдова" Легара (1956), "Цирк зажигает огни" Милютина (1960), "Москва, Чер„мушки" Шостаковича (1959) (совм. с А. Р. Закс) и др. Ученик В. И. Немировича-Данченко, К. в своих режиссерских работах стремится к созданию единого исполнительского ансамбля, уделяя большое внимание выявлению индивидуальных особенностей исполнителей.

Лит.: М а р к о в П. А., Режиссура Вл. И. Немнровича-Данченко в музыкальном театре, М., 1960. A, {Je.

КАНДЕЛАКИ, Валериан Лазаревич (р. 19. VII. 1918) - грузинский советский драматург. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1961). В 1940 окончил лит. ф-т Тбилисского ун-та. Драматургич. деятельность начал в 1944. Автор пьес на совр. темы: "Дедушка Ф„дор" (1944, Батумский т-р), "Сорняк" (Т-р им. Руставели, 1954), "Два специалиста" (Груз. Тюз, Тбилиси, 1954), "Однажды умершие" (Т-р им. Руставели, 1959), "Огни Картли" (Т-р им. Руставели, 1961). Написал героич. исто-рич. комедию "Майя из Цхнети" (1955, Т-р им. Марджанишвили), историч. пьесу "Золотое руно" (1957, Батумский т-р) и др.

Соч.: Две пьесы, Батуми, 1956; "Майя из Цхнети", "Золотое руно", Тбилиси, 1961 (на груз. яз.). Е. ///.

КАНДИНАШВЙЛИ, Тенгиз Павлович (22.1. 1922- 24. X.I 961) - грузинский советский режиссер. Окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Ученик Ю. А. Завадского. Пост. в Т-ре им. Марджанишвили "Строгие девушки" Буачидзе, "Деревья умирают стоя" Кассона (совм. с В. Анджапаридзе), в Моск. т-ре им. Моссовета - "История одной любви" Буачидзе. С 1957 работал в Тбилисском т-ре русской драмы им. Грибоедова, где пост. спектакли -"Глубокая разведка" Крона, "В поисках радости" Розова, и др. Э.Г.

КАНДОВ, Цено (р. 1904) - болгарский актер и режиссер. Засл. арт. НРБ. театр. иск-ву учился в т-ре Г. Катова в Плевене (1929). В 1932 поступил в Бур-гасский нар. т-р, где работал под рук. К. Сарафова. В 1934-44 играл в т-ре в Варне, в 1944-49 - в т-ре г. Толбухина, с 1949 - в т-ре Бургаса.

В т-ре г. Толбухина К. пост. "Нашествие" Леонова (1944), в т-ре Бургаса-"Сердце не камень" Островского (1949). Димитровская пр. (1950).

Роли: Тартюф, Фердинанд ("Царская милость" Зидаропа), Фирс ("Вишн„вый сад"), Големанов (о. п. Костова) и др. К.-один из первых актеров, игравших в Болгарии в произв. сов. драматургии ("Платон Кречет" Корнейчука, т-р я Варне, 1940, и др.). Ст. К.

КАН‚ЛИ, . Мария Димитрова (1875-31.X.1907)- болгарская актриса. Одна из первых болг. проф. актрис. Играла в труппах "Основа" и "Слеза и смех" (София). В 1900-01 совершенствовалась в Париже. Роли: Варвара ("Гроза*), Дорина ("Тартюф"), Дездемона ("Отелло"), Елизавета ("Мария Стюарт"), Ленора ("Честь" Зудермана), Настя ("На дне") и др. Вас. М.

КАН‚ЛИ, Радул Владиславов (1868-2.XI.1913)- болгарский актер, режиссер и теоретик театра. Окончил драматич. курсы Рапгоф в Петербурге и в 1893 дебютировал как актер и режиссер в труппе "Слеза и смех" (София) постановкой "Доходного места" (играл роль Жадова). В 1894-99 К.директор и режиссер труппы "Слеза и смех". К. принадлежит заслуга популяризации драматургии Островского в Болгарии. Он пост. в т-ре "Слеза и смех" "Бедность не порок" (1894), "Бесприданницу" (1894), "Грозу" (1895). Как актер 'играл в пьесах "Иванко" Друмева, "Изгнанники" Вазова, "Ревизор"; "Честь" Зудермана. В 1909-12 - режиссер Пловдивской гор. труппы. К.- один из первых болг. театр. теоретиков, основатель первого болг. театр. журнала "Болгарский артист" (1900), автор комедии "Страшная бомба". Вас. М.

КАН‚ПА (Сапера), Мария (р. 1.IX.1923) - чилийская актриса. С 1942 работает в "Экспериментальном т-ре" (ныне - "Институт т-ра"). Играла в комедиях, психологич. драмах, трагедиях. Роли: Лау-ренсия ("Фуэнтеовехуна" Лопе де Вега; пр. Каупо-ликан, 1952), Тесман ("Гедда Габлер"), Елена Андреевна ("Дядя Ваня"), Мать ("Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло), леди Макбет, Моника Солар ("Мама Роса" Дебесы). Л. X.

КАНЙЛЬЯ (Caniglia), Мария (р. 5. V. 1906) - итальянская артистка оперы (сопрано). Пению обучалась в Неаполитанской консерватории у П. Роке. Впервые выступила на оперной сцене в 1930, после чего пела в Генуе, Риме, Флоренции, Милане (т-р "Ла Скала"), Венеции. Гастролировала в Буэнос-Айресе (т-р "Колон", 1937), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден", 1937), Нью-Йорке (т-р "Метрополитен-опера", 1938-39). В последующие годы выступает в крупнейших оперных т-рах Италии и за границей. Одна из лучших совр. оперных певиц, К. обладает голосом красивого тембра, мягкого и прозрачного звучания. С успехом исполняет партии как лирич., так и драматические.

Партии: Хризотемида (Электра" Р. Штрауса), Манон, Лиу ("Манон Леско", "Турандот" Пуччини), Норма (о. п. Беллини), Дездемона, Алиса, Леонора ("Отелло", "Фальстаф", "Сила судьбы" Верди), Адриенна Лекукрер (о. п. Чилеа), Мадлен ("Андре Шенье" Джордано), Маргарита ("Мефистофель" Боито), Розаура ("Маски" Масканьи), Эльза ("Лоднгрин"), Маргарита ("Фауст"), Аида, Мими, Тоска.

Лит.: К о 1 о d i n I., The Metropolitan Opera-House, N. Y., 1940. Св. Г. КАНИН, Александр Игнатьевич [24.Х1(6.ХП). 1877-3.XI.1953] - русский советский актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1926). Чл. Коммунистич. партии с 1950. Род. в Саратове. В 1904 по окончании школы МХТ (класс В. И. Немировича-Данченко) работал в Тифлисе в труппе под рук. В. Э. Мейерхольда; впервые выступил здесь как режиссер. В 1905-06 - актер Студии на Поварской (руководители Станиславский и Мейерхольд). В 1908-17 К. работал в театрах Воронежа, Ростова-на-Дону, Таганрога, Самары, Казани, Оренбурга, Иркутска, Одессы, Астрахани. С 1917 - в Саратове. В 1920 при Саратовском Т-ре им. К. Маркса организовал молод„жную труппу (пост. "Зори" Верхарна и др.). Был художеств. руководителем т-ров в Ашхабаде (1927- 1929), Пензе (1929-30), Самаре (1930-31), Воронеже (1931-34), Курске (1934-41), Энгельсе (1941- 1943), Кургане (1943-46), Улан-Удэ (1946-47), Великих Луках (1947-48). С 1948- гл. режиссер Рязанского т-ра. Осн. место в творчестве К. занимала работа над драматургией М. Горького. К. осуществил пост. почти всех пьес Горького, исполняя во мн. спектаклях гл. роли. Пост. спектакли "Васса Железнова" (первый вариант 1910, Таганрог; 1935, Курск), "Егор Булычев и другие" (1933, Воронеж; 1946, Бурятский т-р). В сезоне 1907-08 в Костроме К. поставил "Мещане" и сыграл роль Бессеменова. Позднее К. неоднократно возвращался к этой пьесе. В 1951 за пост. "Мещане" в Рязанском т-ре и исполнение роли Бессеменова был удостоен Гос. пр. СССР.Сре-ди лучших режиссерских работ К. пост.: "Любовь

Яровая" (сезон 1926-27, Саратов), "Человек с ружь„м" (1938, Курск), "Разлом" (1937, Курск), "Последняя жертва" (1948, Рязань). Роли: Фирс ("Вишн„вый сад"), Старый повар ("Плоды просвещения"), Ферапонт ("Три сестры"), Осип ("Ревизор"), Луп Клешнин ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого). Замечат. режиссер-педагог, К. стремился к выявлению творч. индивидуальности каждого актера, к созданию художественно-целостных спектаклей, остро характерных образов. В„л педагогич. работу. Был организатором и преподавателем в театральных студиях в Саратове, Киеве, Самаре, Пензе, Воронеже, Курске (Курской студии присвоено имя К.).

Лит.: ХодорковскаяЛ. и КлинчинА., Путь режиссера. А. И. Канин, М., 1962; Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954, с. 165, 181-86. 191, 210, 218; "Театр", 1951, ј 6. с. 34-41. 9р. 3.

КАНКАРОВИЧ, Анатолий Исаакович [8(20). X. 1885- 17.VIII.1956]русский советский дириж„р, композитор и музыкальный критик. В 1910 окончил Петерб. консерваторию (по классам композиции Н. А. Римского-Корсакова, А. К.Лядова и А.К. Глазунова, по классу дирижирования Н. Н. Черепнина). В 1910-14 совершенствовался как дириж„р у А.Никиша в Лейпциге, В. Менгельберга в Амстердаме, Э. Шуха в Дрездене. По возвращении в 1915 в Россию выступал как симф. и оперный дириж„р в Москве (Оперный т-р Зимина и др.), Петрограде (1918, Мариинский т-р) и др. городах. Автор опер "Сын Земли" по Г. Гофмансталю (1915, Т-р Зимина), "Красный маяк" на либр. Брюсова, балета "Пан" по Тургеневу (1918, студия Т-ра Зимина), музыки к спектаклям. Работал в печати. В„л муз.-педагогич. деятельность в школе-студии Александрийского т-ра и др.

Соч.: Новый путь псвпа, М., 1931; Путеводитель по операм, кн. 1-2, Л., 1926-27.

КАННАДА ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драматургия и театр народности каннада (каннара), населяющей один из штатов Республики Индии. Сво„ начало К. т. и д. ведут от древних нар. театр. представлений, разыгрываемых в Юж. Индии в дни религ. и нац. праздников местными крестьянами. Одна из наиболее популярных форм нар. т-ра этой провинции - муз.-танц. драма якшагана, сохранившаяся до наст. времени. Сюжеты для этих представлений заимствуются из произв. др.-инд. лит-ры ("Махабхараты" и "Рамаяны"). Исполняются они под открытым небом на небольшой площадке, огороженной столбиками и гирляндами из цветов и листьев. Оркестр, состоящий из нац. ударных и духовых инструментов, помещается на игровой площадке, окруж„нной со всех четыр„х сторон зрителями. Представление начинается выступлением ведущего актера (бхагаватха), поочер„дно представляющего зрителям всех действующих лиц. Исполнители якшаганы - местные крестьяне, объедин„нные в небольшие любительские труппы, переходят из деревни в деревню; спектакль длится от захода солнца и до рассвета. Исполнение танцев, требующее сложной техники, разнообразных рит-мич. построений, развивает своеобразное мастерство участников якшаганы. Действующие лица (мужчины) делятся на благородных (саутья) и демонических (ра-удра), каждый из к-рых имеет определ. костюм и грим.

Первая драма на яз. каннада - "Митравинда-Го-винда" Сингарайя (17 в.) представляет собой переработку пьесы "Ратнавали" древнеинд. драматурга Хар-ши (первая оригинальная пьеса на яз. каннада - "Найль и Дамаянти" Васудевачара написана в нач. 20 в.). До 19 в. чаще всего ставились санскритские пьесы, к-рые разыгрывались в стиле якшаганы. В 19 в. начинают появляться первые проф. труппы, дающие представления в крупных городах Юж. Индии. Репертуар их состоял из переводных пьес древнеинд.и англ. драматургов (гл. обр. Шекспира). Возникли и нек-рое время существовали коммерч. театр. компании ("Кан-пур компани", "Вишвагунадарша Сангита Натак Ман-дали" и др.). Ограниченный кругом мифологич. тематики и образами санскритской драмы, т-р Каннады не получил развития. В конце 19- нач. 20 вв. прогрессивные круги начали выступать за создание нац.т-ра, отвечающего требованиям современности. Новый период в истории К. т. и д. связан с именем драматурга Т. П. Кай-ласама (Каи), члена Ассоциации любителей драматич. иск-ва в Бангалуре. Свои пьесы, написанные прозой и отличающиеся динамичностью действия, Кайласам посвящал острым проблемам совр. жизни ("Дупло и звук", "Самоуправление" и др.). Социальные темы получили отражение и в творчестве драматурга К. Ш. Карант-ха. В 30-50-е гг. появляются новые драматурги:

Д. Бендре, А. Н. Кришна Pao, Шриранга, С. К. Венка-тарамайя и др. Их пьесы посв. совр. инд. действительности, ставятся в любительских театр. коллективах.

Лит.: Adya Kangacharya, The Kannada stage, Indian drama (The Publication Division Ministry of Information and Broadcasting), Delhi, 1956, с. 61- 67; "Bulletin", Delhi, 1958,10, October (Sangeet Natak Academi). Мел. Б.

КАНОППИ, Антонио (1774-1832) - архитектор, живописец, скульптор, театральный художник. По нац. итальянец. Один из последних представителей мастеров итал. школы в европ. т-рах периода классицизма. Учился у скульптора Кановы. Начал работать декоратором в Милане в т-ре Фениче. После вторжения войск Наполеона в Италию К. бежал в Россию (1805). Сначала работал в Москве, с 1812 жил в Петербурге, став осн. декоратором императорских т-ров. К. принадлежало оформление мн. муз. и драм. спектаклей, в т. ч. опер - "Семирамида", "Жар-Птица", "Месть, или Торжество Амура" и др. Архитектурно-перспективные и пейзажные .живописные декорации и занавесы К., выполненные в стиле классицизма, близки работам художников Кваренги и Гонзаго. Отступая от традиционного изображения мифологич. сюжетов К. часто воспроизводил в декорациях пейзажи и здания Петербурга (для возобновл„нного после пожара 1818 Петерб. Большого т-ра им была написана декорация с видом триумфальных Нарвских ворот). По свидетельству современников, К. широко применял световые эффекты, передавая их средствами живописи (отблески пожара, игра лунного света и пр.). Роман-тич. тенденции явственно сказываются в декорации К. к последнему акту мелодрамы Дюканжа "Тридцать лет, или Жизнь игрока", где художник изобразил убогую хижину, сквозь полуразрушенный потолок и в окна к-рой ль„тся яркий дневной свет.

Соч.: Opinion d'Anicino Canoppi sur l'architecture en general et en specialite sur la construction des theatres modern es, S. Petersb., 1830.

Лит.: "Художественная газета", 1837, с. 351-354 (ст. Н. Кукольника); Данилов С., Русский драматический театр XIX века. Л., 1957, с. 130-31. M. П.

КАНСЕР-И-ВЕЛАСКО (Cancer у Velasco), Херони-мо де (ок. 1599-2.X.1655) - испанский поэт и драматург. Принадлежал к школе Кальдерона. Известность получили его пародийные бурлески "Молодость Сила" и "Смерть Бальдовиноса", высмеивавшая рыцарство и вызвавшая нарекания инквизиции. К. принадлежит св. 20 интермедий ("Слепые", "Цыгане", "Самка мула" и др.).

КАНТ (Canth), Минна [наст. имя - Ульрика Виль-хельмина, урожд. И о неон (Johnson); 19.III. 1844-12.V.1897]-финская писательница и драматург. Представительница критич. реализма в фин. лит-ре конца 19 в. В 1863-65 занималась в учительской семинарии (г. Ювяскюля), выступала со статьями о нар. образовании, о равноправии женщин и др. Первая пьеса К. "Кража со взломом" (1883, Финский т-р, Хельсинки) отличается нар. образами, ярким языком. Жизни фин. крестьянства посв. пьеса "В доме Ройнила" (1883, там же). В пьесе "Жена рабочего" (1885, там же) К. показывает ЖИЗЕЬ рабочих, выступает в защиту прав женщин. Социальные мотивы звучат ещ„ сильнее в пьесе "Дети горькой судьбы" (1888, там же), где впервые в фин. лит-ре К. пытается создать образ борющегося народа. Пьеса вызвала недовольство консервативных кругов и была запрещена после премьеры, вновь появилась на сцене в канун революц. событий 1905 и имела большой успех. К концу 80-х - нач. 90-х rrr. критич. направленность в творчестве К. слабеет, от социальных проблем она переходит к морально-религиозным (на К. сильное влияние оказала философия Л. Толстого). Пьеса К. "Семья пастора" (1891, там же) рассказывает о преодолении духовных противоречий между старым и новым поколениями; "Сюльви" (1893, там же) ставит вопрос об общественном положении женщины; "Анна Лийса" (1895, там же) показывает возможность искупления "греха" пут„м внутреннего перерождения человека; пьеса имела большой успех. В 1894-95 К. написала комедии "Он из Сюсь-мэ", "Спиритический сеанс", "Прочь из дому".

Соч.: Избр. произведения. Вступл. X. Каннила, Хельсинки (на финск. яз.); в рус. пер.-Холсанту. Пьеса, в кн.: Финская драматургия XIX-XX веков, Л,-М., 1960, с. 155-228; Сюльви. Пьеса, там же, с. 225-97.

Лит.: Hagman L., Minna Canth in elamaketra, I- II, Helsinki, 1906-11; Tarkiainen V., Minna Canth, Helsinki, 1921; F r e n k e l 1-T s h e s l e f f G., Minna Canth, suomentanut Tygni Tulio, Helsinki, 1944, Финская драматургия XIX-XX веков. Л.-M., 1960, с. 13-16. M . С.

КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь) - музыкальное произведение торжественного или лири-ко-эпич. характера, состоящее из неск. законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, а также хором в сопровождении оркестра. По своей структуре близка к оратории, но отличается от не„ меньшим размером, однородностью содержания, менее развитым сюжетом. Возникла в Италии в 17 в. (Дж. Кариссими, А. Страделла, А. Скарлатти). Ранняя К. приближалась к типу камерной оперы или отдельной оперной сцены. Мн. оперные формы (арии, ансамбли) выкристаллизовались в К. В ней же зародились и оттуда перешли в оперу виртуозный вок. стиль и развитое инструмент. сопровождение. Среди разновидностей К.- камерная и хоровая, светская и духовная. Жанр К. достиг расцвета в творчестве И. С. Баха. Классич. К. созданы Моцартом, Мендельсоном, Чайковским, Римским-Корсаковым, Рахманиновым и др. Сов. композиторы утвердили К. как жанр монументального иск-ва ("Александр Невский" Прокофьева), связали е„ с совр. тематикой и массовой нар. песней ("Кантата о Родине" Арутюняна).

Лит.: Ливанова Т., История западно-европейской музыки до 1789 г , М.-Л., 1940, с. 247-53, 399-408;

История русской советской музыки, т. 2, 3, M., 1959, с. 159, 137; S с h m i t z E., Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts, Lpz., 1914.

КАНТЕМИРОВ, Алибек Тузарович (р. 4. V. 1882)- советский цирковой артист; наездник. Засл. деят. иск-в Сев.-Осет. АССР (1949), засл. арт. РСФСР (1958). Начал выступать в цирке в 1907 как соло-наездник (джигит). В 1934 создал групповой номер осетинских джигитов-наездников "Али-Бек" (сохранился с изменением в составе участников), к-рым руководит до наст. времени. Этот номер, развивающий черты, присущие нар. нац. спортивным соревнованиям и играм, отличается яркой зрелищностью. К. и др. участники номера создают ноЕые трюки, построенные на использовании элементов конно-спортивных соревнований народов СССР. К. ПОДГОТОБЯЛ наездников-джигитов: засл. арт. РСФСР И. А. Кантемиров, нар. арт. Сев.-Осет. АССР X. Б. А. Кантемиров и др. В труппе "Али-Бек" начал свой путь нар. арт. РСФСР M. H. Туганов. Артисты труппы К. неоднократно гастролировали за рубежом: в 1927-31- Англия, Франция и др., в 1956 - Венгрия, Франция, ГДР, ФРГ, Голландия.

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М., 1931. M. Зон. КАНТИКИ (лат., ед. ч. canticum, от сапо - пою)- в древнеримской драме монологи действующих лиц. Исполнялись певцами в сопровождении флейт, одна из к-рых вела мелодию, а другая аккомпанировала. К. отличались эмоциональной напряж„нностью, мет-рич. разнообразием и представляли в римской драме песенное, лирич. начало. Как правило, К. исполнял проф. певец, вслед за к-рым выступал актер с исполнением пантомимы. Нек-рые актеры, напр. Эсоп, сами исполняли К. В комедиях Плавта К. занимают большое место, отличаются блеском языка и метрики, захватывающей силой темперамента.

Лит.: История римской литературы, под ред. H. Ф. Де-ратани, М., 1954; История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М., 1959. С. Л.

КАНТИЛЕНА (итал. cantilena, от лат. cantilena- пение). 1) Певучая, протяжная мелодия; певучесть, мелодичность музыки, муз. исполнения, певческого голоса. К. играет большую роль в оперной драматургии, ярко раскрывает осн. содержание образа, сценич. ситуации [К. в дуэте Дон Жуана и Церлины ("Дон Жуан"), в последнем дуэте Аиды и Радамеса ("Аида"), в арии Сусанина, в теме гаданья Марфы-"Тебе угрожает опала" ("Хованщина") и др.]. 2) В ср. века в зап.-европ. странах - небольшое лирико-эпич. стихотворение, предназначенное для пения. Музыка К.несложного полифонич. склада, с отч„тливо выраженной мелодией.

Лит.: Друскин М., Вопросы музыкальной драматургии оперы. Л., 1952. Р. Д.

KAHTOPHE '(Kantorne), Анна (1791-1854) - венгерская актриса. Была одной из ведущих актрис венг. бродячих трупп. В 1809 вышла замуж за венг. комедийного актера Г. Кантора. Вместе с ним в 1809 поступила в бродячую актерскую труппу, разъезжавшую по стране. В последующие годы деятельность К. неразрывно связана с венг. бродячими т-рами, в к-рых К. исполняла роликлассич. репертуара. Была выдающейся трагедийной актрисой, е„ лучшая роль - Сафо (о. п. Грильпарцера). Творчество К. было близко нем. актерской школе Ф. Л. Шредера.

Роли: Гертруда ("Банк-бан" Катоны), леди Макбет;

Тисбе ("Анджело" Гюго), Мария Стюарт, Елизавета ("Мария Стюарт") и др.

Лит.: Karpati A., Kantorne, Bdp., 1954. А. Гер. КАН ХО (р. 6. VIII.1908) - корейский театральный художник. Окончил Киотский ин-т живописи (Япония). В 1948-50 К. Хо был директором Гос. художественного т-ра, в 1951-58 - художник Гос. киностудии; с 1960 - заведующий кафедрой декорационного иск-ва в Гос. художеств. ин-те. Лучшие работы К. Хо- декорации к операм: "Сказание о девушке Чхун Хян" Ч о Сан Сена (1956, Гос. художеств. т-р), "Ондар и принцесса" Ким Кир Хака н Ли Ден Он (1957, там же), "Восемь фей Кымгансана" Ли Мен Сана и Ким Ен Гю (1957, там же) и др. К. X.

КАНЦЕЛЬ, Владимир Сем„нович [р. 8(20). VII. 1896] -русский советский режиссер и актер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). В 1919-21 учился в Студии им. Шаляпина и во 2-й Студии МХАТа. Проф. сценич. деятельность начал в 1921 как актер в т-ре "Летучая мышь" (Москва). В 1922-37 работал в моек. т-рах: им. Мейерхольда, им. Комиссаржевской, Революции, "Профклубная мастерская", им. Ленсовета, Сатиры и др. С 1924 К. в„л педагогич. работу в Узб. театр. студии в Москве. Окончившие эту студию актеры (1927) составили ядро труппы т-ра им. Хамзы.

Роли: Наполеон ("Избранник судьбы" Шоу), Дромио ("Комедия ошибок" Шекспира), Глумов ("На всякого мудеда довольно простоты"), Тарелкин ("Отжитое время" по трилогии Сухово-Кобылина), Левинсон ("Разгром" по Фадееву) и др. Пост.: "Гавань бурь по Бальзаку (1933, Т-р им. Ленсовета), "Сказки Андерсена" (1936, Госцентюз), "Учитель танцев" Лопе де Вега, "На той стороне" Барянова, "Мастерица варить кашу" Чернышевского (1946, 1948, 1952 - ЦТСА), "Святая Жанна" Шоу (1958, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) и др. С 1923 К. работает на радио как чтец и режиссер ("Новости Берлина" Толлера, 1931, "Длинная Берта" по повести Москвина, 1936, "Гамбринус" Куприна, 1936, "Карьера" Джеймса Ли, 1959, и мн. др.). С. Г.

КАНЦИАНИ (Canziani), Джузеппе (гг. рожд. и смерти неизв.)итальянский артист балета, балетмейстер и педагог. В 1771-74 выступал при герцогском т-ре в Мюнхене как танцовщик и балетмейстер (пост. интермедию "Суд Париса"). Обладал большим драматич. дарованием. В 1775-78 работал в т-ре "Сан-Бенедетто" в Венеции, где пост. балеты: "Инеса де Кастро" Буальдь„ (1775), "Порция" (1776), "Ко-риолан" (1777), "Клеопатра" (1778); "Альцеста" по Глюку (1778, исполнил гл. партию) и др. В том же году выступал в т-ре "Ла Скала". В 1779 К. едет в Петербург, где ставит танцы в опере "Деметриус" Паизиелло, затем балет "Идол Китайский" на муз. Ка-ноббио, "Храм общей радости" Торелли и Пашкевича (1780), "Адмет и Альцеста" (1781). В 1782 К. вернулся в Венецию и вновь ставил спектакли в т-ре "Сан-Бенедетто". Проработав год в Италии, К. опять поехал в Петербург, работал не только как балетмейстер, но и как педагог Петерб. театр. школы (1784-86) (?). В 1787 был назначен балетмейстером петерб. балетной труппы вместо Г. Анджолини. Пост. в эти годы: "Ари-ана и Бахус" Каноббио (1789), танцы в опере "Начальное управление Олега" Сарти, Каноббио, Пашкевича (1790, т-р "Эрмитаж"), "Инеса де Кастро" (1792, т-р "Кусково") и др.К. также ставил танцы в муз. и драматич. спектаклях.

Балетмейстерская деятельность К. была продолжением и развитием принципов действенного балета, заложенных Ф. Хильфердингом и Анджолини. К. тонко чувствовал стиль нар. танцев и успешно вводил их в свои спектакли. Значительной была педагогич. деятельность К. Среди его учеников был И. И. Валь-берх. В 1792 К. уехал из России, работал в Венеции в т-ре "Сан-Самуэле".

Лит.: Борисоглебский М. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Г о з e н-п у д А., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX вена, Л.-М-, 1958.0?, Б.

КАНЦОНА (итал. canzone - песня) - лирич. песня в итал. опере (напр., К. Альмавивы в "Севильском цирюльнике"), также муз. пьеса с певучей мелодией, своего рода "песня без слов".

КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta - песенка) - небольшая канцона.

КАНЯ (Kana), Вашек (р. 23.IV.1905) -чехословацкий журналист, писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1931. О жизни заводских рабочих рассказывает первая пьеса К. "Бригада шлифовальщика Кар-гана" (1949, т-р "Д-34", Гос. пр. 1949), в к-рой автор создал живые человеческие характеры, показал новое социалистич. отношение рабочих к труду, новые взаимоотношения, входящие в жизнь народной Чехословакии. Пьеса оказала воздействие на развитие чехословацкой драматургии, ставилась в др. странах нар. демократии (пост. в ГДР, Польше), была экранизирована. Написал комедию "Шефы без ореола" (1952, т-р г. Острава). Л. Сол. рАПАНАКЯН, Степан Григорьевич [8(20).ПЛ877- 4.V.1944]- армянский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1940). В 1900 окончил историко-фи-лологич. ф-т Моск. ун-та. Одновременно посещал дра-матич. курсы. Сценич. деятельность начал в Тифлисе, был одним из первых проф. чтецов Армении. С 1904- режиссер т-ра Арм. драм. об-ва в Тифлисе. Здесь К. впервые на арм. сцене пост. "На дне" Горького (1908). После установления Советской власти в Закавказье (1921) К. совм. с реж. Л. Калантаром организовал в Тбилиси Арм. т-р им. С. Шаумяна. В 1921-22 преподавал в Арм. драм. студии в Москве (сценич. речь), затем работал гл. реж. в тбилисском арм. т-ре драмы (1923-26, 1930-37), в бакинском арм. т-ре (1926-27), в тбилисском армянском ТЮЗе (1937-44). Деятельность К. способствовала поднятию культуры арм. т-ра, углублению реализма в нац. актерском иск-ве. Лучшие постановки К. в тбилисском арм. т-ре: "Потоп" Бергера (1923), "Вильгельм Телль" Шиллера (1924), "Поджигатели" Луначарского (1924), "Чужой реб„нок" Шкваркина (1935), "Платон Кречет" Корнейчука (1936) и др. Б. А.

КАПЕЛЬДИНЕР (нем. Kapelldiener, буквально - служащий капеллы, устар.) - служащий театра или концертного зала. К. проверяет у посетителей билеты, указывает места, наблюдает за порядком.

КАПЕЛЬМЕЙСТЕР (нем. Kapellmeister, от Kapelle, здесь - хор, оркестр и Meister - мастер, руководитель) - устар. название руководителя (дириж„ра) оркестра в оперном т-ре. См. также Дириж„р.

КАПИТАН (итал. capitano - командир)-типизированный персонаж итальянской комедии дель арте. Тип военного авантюриста. Образ К. отличался сатирич. заостр„нностью. К.-трус. прикидывающийся храбрецом. Напоминает хвастливого воина из пьес Плавта. В период наибольшего распространения этой маски К. изображался испанцем, что отражало отношение итал. народа к исп. военщине, разорявшей Италию. К. говорил на ломаном итал. языке, усеянном исп. словами и пестрящем выспренними эпитетами, метафорами, гиперболами. Носил несколько карикатурный воен. костюм исп. покроя. К. выступал без маски. Персонажи К. обладали громкими именами: Риноче-ронте (Носорог), Фракас-со (Грохот), Матаморос (Убийца мавров), Спец-цаферро (Разбиватель меча) и т. п. К. исчез из комедии дель арте после прекращения исп. оккупации (80-е гг. 17 в.). Оказал влияние на ряд последующих драматур-гич. образов (Дон Арма-до в "Бесплодных усилиях любви" Шекспира, Матамор в "Комической иллюзии" Корнеля) и др. Среди исполнителей маски К. был Ф. Анд-реини.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, 2 изд.. M., 1962.

КАПЛАН, Эммануил Иосифович [16(28).1895 - 1961] - русский советский артист оперы (тенор), режиссер и педагог. Окончил арх. ф-т Академии художеств (1925) и BOK. ф-т Петрогр. консерватории по кл. проф. Г. А. Боссе (1923); нек-рое время занимался у проф. Н. А. Большакова. В 1920 был принят в труппу Петрогр. Малого оперного т-ра. Исполнял партии Рудольфа, Ленского; Бомелия ("Царская невеста"), Труффальдино ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева) и др. С 1925 занимался режиссерской деятельностью - сначала в оперной студии Ленингр. консерватории (пост. "Бастиен и Бастиенна" Моцарта, 1925, и др.), затем - в Т-ре оперы и балета им. Кирова, где пост.: "Евгений Онегин" (1929), "Черевички" (1930); "Золотой век" Шостаковича (1930), "Риголетто" (1936); в Малом оперном т-ре - "Дон Паскуале" Доницетти (1931), "Фальстаф" (1941) и "Трубадуры (1949) Верди, "Эсмеральда" Даргомыжского (1958) и др. До 1952 в„л педагогич. работу в качестве проф. Ленингр. консерватории.

Лит.: Богданов-Березовский В., Ленинградский гос. академич. ордена Ленина театр оперы и балета имени С. М. Кирова, Л.-М., 1959. Д. Ив.

КАПЛАНЯН, Рачя Никитович (р. 14.XI.1923) - армянский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Впервые выступил на сцене в 12-летнем возрасте в Т-ре им. Мравяна в Ленинакане, а в 1937 поступил в ереванский ТЮЗ. Одновременно с работой в т-ре учился в театр. уч-ще, к-рое окончил в 1940. В ТЮЗе он сыграл роли Гпкора ("Гикор"по О. Туманяну), Труффальдино ("Слуга двух господ"), Сергея Тюленина ("Молодая гвардия" по Фадееву), Дика ("Снежок" Любимовой) и др. режиссерскую деятельность К. начал в 1945 в ТЮЗе, а после творческой стажировки вМХАТе (театральный сезон 1952-53) работал в 1953-56 в ТЮЗе гл. режиссером, в 1956-59 - режиссером в Т-ре им. Сундукяна, с 1959 - снова гл. режиссер ТЮЗа. С 1962-гл. реж. Т-ра оперы и балета им. Спен-диарова. Лучшие пост. К.: "Коварство и любовь" (1955);

"Ночное чудо" Ягджяна (1960), "Приключения Сура и Сама" Шагиняна и Хачикяна (1960) в ТЮЗе, "Розы и кровь" Араксманяна (1957), "Эзоп" ("Лиса и виноград", 1958) в Т-ре им. Сундукяна, "Хачатур Абовян" Арменяна в Т-ре оперы и балета им. Спендиарова (1960), "Огонь твоей души" Араксманяна в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола (1959) и др.К. занимается драматургией, им написаны пьесы "Разведчики" (совм. с Т. Шамирханяном, 1945), "Учитель" (1949) и др., к-рые шли на сцене ТЮЗа и др. арм. т-ров. Б. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница