Наши партнеры

Выгодно аренда авто в челябинске без водителя дешево в компании РексРент.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 202)


КАПЛЕР, Алексей Яковлевич [р. 28.1Х(11.Х). 1904] - русский советский киносценарист и драматург. Автор сценариев фильмов "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году" (совм. с Т. Златогоровой) и др. На основе сценария "Ленин в 1918 году" К. и Т. Зла-тогорова написали одноим. пьесу (1940, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, в роли Ленина - Скоробога-тов). В 1957 К. создал новый вариант этой пьесы - "Грозовой год" (пост. там же, Ленин - Честноков). К.- автор работ, посв. кинодраматургии и нек-рым общим вопросам развития совр. драмы.

Лит.: КарагановА., Судьба народная, в сб.: В творческом соревновании..., М., 1958 (ст. о "Грозовом годе"). f{.P.

КАПНИСТ, Василий Васильевич [12(23). II. 1757 - 28.X(9.XI).1823] - русский поэт и драматург. Род. в селе Обуховка Полтавской губ. По отцу происходил из греч. рода Капнисси. Находясь на воен. службе в гвардейском Измайловском, позже Преображенском полках, К. сблизился с поэтом, художником и архитектором Н. А. Львовым и поэтом Г. Р. Державиным. Лит. деятельность начал в 1775. Своими "сатирами" поддерживал обличит, направление, господствующее в журн. Н. И. Новикова, в творчестве Д. И. Фонвизина. Его "Ода на рабство" (изд. 1806) - одно из самых сильных антикрепостнич. произв. 18 в.

В 1796 К. написал сатирич. комедию "Ябеда", в к-рой с большой остротой показал бюрократич. произвол, взяточничество, беззаконие, господствовавшие в Российской империи. Написанная в традиции клас-сицистич. т-ра, "Ябеда" содержит, однако, много ре-алистич. элементов. Несмотря на одноплановость характеров, она живо рисует быт, нравы дворянского общества конца 18 в. Яркий, бытовой язык комедии делает е„ связующим звеном между творчеством Фонвизина и Грибоедова. Пьеса имела огромный обществ. резонанс. Впервые была пост. 27 авг. 1798 на сцене Петерб. Большого т-ра, в бенефис выдающегося комедийного актера А. М. Крутицкого, создавшего в этом спектакле типич. образ председателя гражданской палаты Кривосудова. После 4 спектаклей пьеса была запрещена к представлению и изъята из продажи. Комедия вновь появилась на сцене только в 1805. В 10-е гг. в ней выступали актеры Е. П. Бобров (Кривосудов), X. П. Рахманова (Ф„кла), А. Е. Пономар„в (секретарь Когтин), И. И. Сосницкий (прокурор Хватайко). С 1823 в Москве роль Кривосудова исполнял М. С. Щепкин, игравший ранее эту роль на провинц. сцене. Войдя в фонд рус. классич. драматургии, комедия сохранялась в репертуаре т-ра и в последующие годы.

В 1814 в Петерб. Малом т-ре в бенефис Е. С. Сем„новой была пост. трагедия К. "Антигона" (исполняла гл. роль), написанная под значит, влиянием В. А. Озерова. Но, стремясь, как и Озеров, к "чувствительности", к выражению гуманных идей, К. сохраняет и в этом сво„м позднем произв. многое от классицизма, в духе к-рого он разрабатывает героич., тираноборч. тему своей трагедии. Трагедия К. "Геневра" до нас не дошла. К. принадлежит переделка комедии Мольера "Сганарель, или Мнимый рогоносец" (1806; шла под назв. "Сганарель, или Мнимая неверность"), а также либретто пасторальной оперы "Клорида и Милон" (1800). В 1799-1801 К. служил при театр. Дирекции в Петербурге, приложив много усилий для укрепления петерб. труппы и обогащения е„ репертуара.

Соч.: Сочинения, СПБ, 1849.

Лит.: Благой Д. Д., В. В. Капнист, в кн.: Русские драматурги. XVIII век, т. 1,Л.-М., 1959; Бочкарев В. А., Русская историческая драматургия начала ХТХвека (1800-1815 гг.), Куйбышев, 1959 (Уч. записки Куйбышевского гос. пед. ин-та, вып. 25); Арапов П., Летопись русского театра, СПВ, 1861. Т. Р.

КАПОКОМИКО (итал. capocomico, от capo - глава и comico - актер) - руководитель труппы в итальянском театре. К. набирает актеров и выполняет функции антрепрен„ра и режиссера. К.-большей частью актеры, исполняющие гл. роли.

КАПП, Артуру Иосифович (28. II. 1878 - 14. I. 1952) - эстонский советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1945). Один из основоположников эст. проф. музыки. Окончил Петерб. консерваторию по классу органа Л. Ф. Гомилиуса (1898) и по классу композиции Н. А. Римского-Корсакова (1900). В 1920-24 К.- дириж„р т-ра "Эстония"; с 1920 в„л педагогич. работу (в 1925-43 -профессор Таллинской консерватории). Среди учеников К.- композиторы Э. Аав, Э. Appo, В. Капп, Э. Капп,. Г. Эрнесакс и др. Гос. пр. СССР (1950).

КАПП, Биллем Хансович [р. 25.VIII(7.IX).1913] - эстонский советский композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1955). Окончил Таллинскую консерваторию по кл. органа (1938) и по кл. композиции (1944). В 19351938 брал уроки у А. Каппа. С 1944 К.- преподаватель консерватории, в 1945-51 - муз. уч-ща в Таллине. Написал музыку к спектаклю "Два лагеря" Якобсона (1949, Т-р им. Кингисеппа, Таллин) и др. В 1961 т-р "Эстония" (Таллин) пост. оперу К. "Лем-биту" - муз. драму о борьбе древних эстонцев против тевтонских рыцарей. В партитуре оперы использованы интонации эст. нар. песни.

Лит.: В а х т e р А., Эстонская ССР, [пер с эст.], 2 изд.у М., 1957 (Муз. культура союзных республик).

КАПП, Эуген Артурович [р. 13(26).V.1908] - эстонский советский композитор и педагог. Нар. арт. СССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Деп. Верх. Совета СССР 4-5-го созывов. Музыке обучался в Таллинской консерватории (по фп. у проф. П. Раммуля, по композиции у своего отца, проф. А. И. Каппа), к-рую окончил в 1931. Творч. деятельность начал в том же году. В конце 30-х гг. написал музыку к пьесам "Венецианский купец" и "Много шума из ничего" Шекспира, "Вильгельм Телль" Шиллера и др. После установления в 1940 Сов. власти в Эстонии К. принял активное участие в развитии нац. муз. культуры. Автор балета "Калевипоэг" (на либр. А. Сярева по эст. эпосу, 1948, Гос. пр. СССР, 1949), первой сов. эст. оперы "Огни мщения" (на либр. П. Руммо, 1945, Гос. пр. СССР, 1946), оперы "Певец свободы" (на либр. П. Руммо, 1950, Гос. пр. СССР, 1952), балета "Золотопряхи" (1956) (все пост. в Эст. т-ре оперы и балета, Таллин), оперы "Неуловимая" (1961), детской оперы "Зимняя сказка" (1958) (пост. в т-ре "Ванемуйне"), симф., камерно-инструмент, и др. соч. Музыка К. идейно насыщена, эмоциональна, колоритна, в ней широко используются мелодико-ритмич. элементы нар. эст. музыки. С 1935 К.- ассистент, с 1947 - профессор Таллинской консерватории (с 1952 - директор).

Лит.: TI оляновский Г., Эуген Капп, М.-Л., 1951;

К ы р в и т с X., Эуген Капп, М., 1959. X. Кыр.

КАПРИОЛЬ (в цирке) (от итал. capriole, букв.- прыжок, скачок) - акробатический трюк, исполняется двумя акробатами: первый акробат ("нижний", "ун-терман") поднимает второго ("верхнего", "обермана") из положения "группировка" (ноги согнуты в коленях и прижаты к груди) в положение "стойку на руках". К. наз. также один из трюков в номере "Высшая школа верховой езды". Ал. Ш.

КАПУАНА (Capuana), Луиджи (28.V.1839-29.XI. 1915) - итальянский писатель и драматург, видный представитель веризма в лит-ре и т-ре. Многие пьесы К. написаны на сицилийском диалекте: "Чары" (1895, т-р Грассо-Агулья), "Кавалер Паданья" (1909, там же, Грассо исполнял заглавную роль), "Паранинфу" (1914, т-р Муско). Из пьес К., написанных на итал. лит. яз., наибольший успех имела драма "Джачинта" (1888, т-р Росси- Глек). Подобно большинству веристов, К. пытался достигнуть научной достоверности в изображении среды и человеческих страстей, но в большинстве случаев это стремление ограничивалось подч„ркиванием физиологич. начала как движущего мотива поступков героев. К. принадлежит ряд работ по драматургии и т-ру: "Современный итальянский театр" (1872), "Книги и театр" (1892) и др. Р. X.

КАПУР ПРИТХВИРАДЖ (р.З.XI.1904) - индийский актер, режиссер и драматург. Творч. деятельность начал в 1927, участвуя в любительских и полу-проф. театр. труппах (труппа Андерсена и др.). В 1944 в Бомбее К. основал первый проф. т-р на хинди- "Притхви-тиэтр", сыгравший большую роль в становлении и развитии совр. нац. театр. иск-ва Индии. Для этого т-ра К. написал пьесы "Стена", "Патхан", "Художник" и др., посвящ„нные социальным проблемам инд. действительности. В своих творч. поисках К. стремится к возрождению инд. театр. традиций и восприятию лучших достижений зап.-европ. т-ра. В 1950 был избран вице-президентом Всеиндийского совета мира. К.- поч„тный член Индийской академии музыки и драмы. С 1929 снимается в кино. В 1957 посетил Советский Союз в связи с участием в съ„мках сов.-инд. фильма "Афанасий Никитин". Мел. Б.

"КАПУСТНИК" - шуточное юмористическое представление. "К." устраивались в дореволюц. годы работниками театра для узкого круга приглаш„нных. "К." организовывались обычно во время т. н. "Великого поста" (название по традиционному "великопостному блюду" - капусте). В Петербурге славились т. н. "Варламовские К."- вечера в доме актера К. А. Варламова для друзей и знакомых. В Москве первые "К." в виде закрытых вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и литературы. Позднее такие вечера проводились в МХТ (1902, 1903,1908). Здесь же 9 февр. 1910 был дан и первый платный "К." (в пользу особо нуждающихся артистов т-ра). Программы этих "К." состояли из пародийно-сатирич. и шу-точно-юмористич. номеров на различные театральные, а иногда и на общественно-политич. злободневные темы. Они отличались творч. выдумкой и жанровым многообразием. Главным организатором и неизменным конферансье "К." МХТ был Н. Ф. Балиев, его активным помощником - Н. Л. Тарасов. В "К." участвовали лучшие актеры театра. На основе "К." Художественного театра возник театр Летучая лкдшь".

Форма вечеров-"К." сохранилась и в сов. время. Они устраиваются гл. обр. в дни праздников, юбилеев. Широкое применение получили "К." как вид художеств. самодеятельности, носящий большей частью друже-ски-сатирич. характер, основанный на местном злободневном материале.

Лит.: Велизарий М. И., Путь провинциальной актрисы, Л.-М." 1938, с. 45-48; Ю p ь e в Ю. М., Записки, Л.-М., 1948, с. 288-291; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, М., 1954, с. 360-365 и 480; Леонид Миронович Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы..." М., 1960, с. 129. А. Шн,

КАРАВ‚ЛОВ, Любен (1837-79) - болгарский драматург и критик, революционный деятель, сподвижник В. Левского иХ. Ботева. Один из основоположников реализма в болг. лит-ре. Написал пьесу "Хаджи Димитр" (1872), посв. герою X. Д. Асенову. Большое значение для развития болг. т-ра имеют его теоретич. статьи, напечатанные в газетах "Свобода" и "Независимость" (1873-75), в этих статьях он следовал принципам рус. революц. демократов - Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Ст. К.

КАРАГАНОВ, Александр Васильевич [р. 24.VIII (6. IX). 1915] - русский советский критик театра и кино. Кандидат филологич. наук (1952). Член Комму-нистич. партии с 1956. В 1939 окончил Ин-т истории, философии и лит-ры им. Чернышевского (ИФЛИ) в Москве. Печатается с 1937. С 1958 - гл. редактор, с 1960 - директор издательства "Искусство". Автор книг и статей по вопросам драматургии, эстетики кино.

Соч.: Александр Афиногенов, М." 1957; Характеры и обстоятельства. Сб. статей, М., 1959; Чернышевский и Добролюбов о реализме, М., 1955; Путь советского художника, "Театр", 1952, JST? 10, с. 83-107; Поучительный опыт (О некоторых особенностях горьковской драматургии), в сб.: Вопросы советской драматургии, М., 1954, с. 81-159; Жизнь и метод (Заметки о социалистич. реализме), "Театр", 1955, .Ne 8, с. 40-57; Ленин и "литературная часть партийного дела", "Вопросы литературы", 1957, .ј 1,с. 5-26; Автор и герой в пьесе, там же, 1958, ј 4, с. 55-63; Великая тема, великий образ, "Театр", 1958, .ј 4, с. 42-58; Мотивы действий, в кн.: Ежегодник института истории искусств.

1958. М., 1958,с. 7-38; Критик и современность, "Театр",

1959. .ј 11, с. 78-92; Огни Смольного (Анализ трилогии Н. Погодина), Октябрь", 1959, .ј 4, с. 190-203; Сюжет - время (Анализ пьес А. Арбузова "Иркутская история" и "Двенадцатый час"), там же, 1960, ;N 5, с. 195-206; Реализм, в кн.: Основы марксистско-ленинской эстетики, М., 1960, с. 527-58. С. Г.

КАРАГ‚З (тур. karagoz, букв.- черноглазый) - 1) Персонаж турецкого теневого т-ра. К.- балагур и насмешник, в н„м воплощены нар. юмор, природная смекалка. К. обычно изображается с окладистой ч„рной бородой, в кавуке (колпаке), он говорит простым, понятным широким зрителям языком, в отличие от другого персонажа - Хаджи-вада, к-рый олицетворяет аристократич. спесь и бахвальство. Представления с участием К. состоят из комических диалогов и потасовки этих двух героев, прич„м Хаджи-ваду всегда попадало от находчивого и остроумного К.

2) Кукольный т-р в Турции, получивший сво„ наименование от гл. героя представлений - К. Возникновение этого вида т-ра относится к 16 в. Первые письменные упоминания о К. встречаются в тур. источниках, датируемых 14 в. В султанской Турции существовала спец. цеховая организация караг„зчиков, т. н. "эснаф", во главе к-рой стоял цеховой староста - "кяхья". В труппу обычно входило шесть (иногда и больше) человек: "хаяли", или "уста",- хозяин, член "эснафа" караг„зчиков; "чырак"- его помощник, к-рый со временем надеялся стать самостоятельным "хаяли";

"сандыккяр" - помощник "чырака" и заведующий реквизитом; "ярдак" - исполнитель тур. нар. песен; музыкант; "хаммал" - носильщик, к-рый переносил имущество труппы к месту очередного представления. Спектакли обычно устраивались в кофейнях. Во время представления в зрительном зале тушили свет и за небольшим экраном, наз. "айна" (1 м в длину и 80 см в ширину, изготовлялся из светлого батиста или ш„лка), зажигали светильник. Свет падал сверху, благодаря чему кукловода не было видно. Спектакль ш„л в сопровождении небольшого муз. ансамбля. В ходе представления на экране передвигались силуэты фигурок, т. н. "тесвиры", к-рые изготовлялись из верблюжьей кожи. Прозрачные фигурки, аккуратно вырезанные и раскрашенные, производили впечатление мозаики или витража. "Тесвиры" передвигались по экрану при помощи специальных тростей - "дей-неков". Кукловод мог одновременно передвигать до 10 "тесвиров". Размеры "тесвиров" строго регламентировались (25-30 см). Помимо осн. персонажей-К. и Хаджи-вада,- в представлениях действовали горожане разных национальностей, анатолийские крестьяне, прелестная дама, плутоватый дервиш и др. В т-ре К. показывались комедии, часто непристойные, насыщенные юмором, каламбурами. Иногда эти представления отражали недовольство широких масс правительством и существующими порядками. Султанская цензура боролась с сатирич. нар. театром, запрещала издание его пьес. В силу этого большинство пьес, ставившихся в театре К., утрачены и известны только по названиям.

Лит.: ? а д л о в В. В., Образцы народной литературы тюркских племен, ч.8, СПБ,1899; К ? ? о s I., Harom Karagoz Jatek, Bdp, 1886; J a с о Ь G., Geschichte des Schattentheaters im Morgen - und Abendland, Hannover, 1925; R i t t e г И., Turklerde golge oyunm?, istanbul, 1934; Sabr? Esat Siya ? u s g i l, Istanbulda Karagoz ve Karagozde istanbul, istanbul, 1938; Enver Benhan Sapolyo, Karagozun tarihi, istanbul, 1935; e г о ж e, Karagoz teknigi, istanbul, 1948; Мартинович H., Турецкий театр Ка-рагоз, СПБ, 1910. А. Т.

КАРАГИОЗИС (???????????) - персонаж греческого теневого театра, а также название кукольного теневого театра. К. сформировался в результате ассимиляции и эллинизации тур. т-ра Караг„з в сер. 19 в. Первым известным греч. кукловодом т-ра К. был Я. Брахалис, выступивший в 50-е гг. 19 в. Главная заслуга в реформе К. и в превращении его в греч. нар. теневой т-р принадлежит актеру Мимаросу (псевд. Д. Сардуниса), к-рый выступил в 90-е гг. 19 в. Дальнейшую реформу и творч. развитие К. совершили кукловоды А. Моллас и С. Спафарис, в иск-ве к-рых т-р К. достигает наибольшего расцвета. Для сюжетов спектаклей К. использовались эпизода? древней и новой греч. истории, мифы, легедды и фнтастич. .приключения, в к-рых выступали постоянные традиционные персонажи К. (Хадзиаватис и др.) и историч. и легендарные лица (Александр Македонский, герои войны 1821, и др.); комич. эпизоды переплетаются здесь с историко-героич. и патриотич. мотивами. Постепенно в т-ре К. господствующими стали элементы, отражающие быт, нравы, порой отдельные политич. явления совр. жизни Греции. Наряду с условными фигурами представителей властей - тур. визири, паши, бей, грубый и трусливый тур. жандарм, на полотне появились персонажи представителей разных областей страны с типизированными чертами характера, говорящие на местных наречиях,- Ниониос, Барба-Гиоргос и др.; большое место заняли пьесы, изображающие приключения К. в условиях гор. быта;

"К.-врач", "К.-булочник", "Женитьба К." и т. п. Неисчерпаемое остроумие, изобретательность в проделках сделали К. воплощением нар. ума, сатирич. духа, побеждающего оружием смеха все жизненные невзгоды. К мотивам и персонажам т-ра К. обращается совр. греч. драматург В. Ротас, к-рый написал серию остросатирич. пьес о совр. политич. жизни Греции.

В 40-50-е гг., в результате изменения эстетич. вкусов, распространения кинематографа и др. зрелищ, т-р К. в Греции переживает упадок.

Лит.: L. R о u s s e l, ou "Karagheuz,ou Un theatre d'ombri s a Athenes", t. I, Athenes, 1921; C a i m i G., Karaghiozi ou la Comedie grecque dans l'ame du theatre d'ombres, Athenes, 1935; ???????,? ?., ??????????????? ??? "? ????? ??? ??????"? ?????, I960. Д. С[

???? Д ЖАЛЕ (Caragiale), Ион Лука [30.1.1852 Хаиманале (Плоешти),-З.У1.1912, Берлин] -румынский писатель и драматург. Один из основоположников рум. критич. реализма. К. вырос в актерской среде. Его дяди - Костаке и Йоргу - были известными актерами 1-й пол. 19 в. Начальную школу и гимназию К. окончил в Плоешти, мечтая в дальнейшем следовать семейной традиции и заняться т-ром и лит-рой. В течение 2 лет посещал курсы декламации и мимики в Бухаресте. Лит. деятельность начал в 1874 как журналист. Вскоре появляются его первые театр. рецензии и статьи о состоянии рум. т-ра. Первая пьеса К. - двухактная комедия "Бурная ночь" - пост. на сцене Нац. т-ра в Бухаресте в янв. 1879. В этой комедии К. показано разложение бурж. семьи, лицемерие бурж. общества. Увидев в комедии острую социальную сатиру, дирекция т-ра без согласия К. внесла ряд изменений в текст пьесы. Возмущ„нный К. взял пьесу обратно. Драматурга обвинили в "безнравственности и отсутствии патриотизма". Началась компания клеветы и травли писателя. Следующая пьеса К. - 1-актный фарс "Господин Леонида перед лицом реакции" (1879) разоблачает политич. несостоятельность мелкой буржуазии, е„ лицемерный либерализм. В 1884 К. завершил свою знаменитую социально-политич. трилогию, создавшую ему славу мастера комедийного жанра. В лучшей из своих комедий "Потерянное письмо" (1884, Нац. т-р) он разоблачает бурж.-помещичий строй, систему бурж. парламентаризма, безнравственность обществ, и частной жизни представителей господствующих классов. Имена действующих лиц пьесы стали своеобразными символами политич. жизни Румынии. Появление "Потерянного письма" на сцене Нац. т-ра вызвало поток обвинений и клеветы со стороны реакции. Та же участь постигла и следующую комедию К. "Во время карнавала" (1885), в к-рой писатель высмеивал мещанский мир мелких чиновников, стремящихся подражать "высшему обществу". Последняя пьеса К.- драма "Напасть" (1890,

Нац. т-р). Здесь на смену сарказму приходит теплота, гротеск уступает место драматизму. "Напасть" - пси-хологич. драма, тонко передающая душевные переживания, внутр. мир людей из народа. Бурж. критики обвиняли К. в клевете на нацию и в 1904 он в результате травли был вынужден покинуть родину. К. поселился в Берлине, не порывая, однако, с прогрессивными кругами румынской общественности и откликаясь на все события политической жизни своего народа.

Творчество К. имело большое влияние на развитие рум. т-ра и драматургии. Мастерство композиции диалога ставит комедии К. в ряд лучших образцов мировой классич. драматургии. К. использует язык своих героев как средство характеристики и типизации образов. Множество выражений и реплик из его произв. вошло в обиходную речь. В первых театр. рецензиях, и особенно в цикле статей, посвящ„нных состоянию рум. т-ра, К. резко выступает против попыток господствующей верхушки превратить т-р в "барскую игрушку", определяет роль и значение лит-ры и иск-ва как зеркал окружающей жизни, ставит вопрос об улучшении организации театр. дела, с беспокойством говорит об упадке нац. т-ра. Свои взгляды на т-р и сценич. иск-во К. стремился воплотить в жизнь в период руководства Нац. т-ром (1888-89). Он включал в репертуар т-ра произв. зарубежной классич. драматургии, активизировал роль режиссера в т-ре, выдвигал молод„жь. Его деятельность способствовала утверждению в Нац. т-ре реалистич. направления. На драматургии К. воспитывались крупнейшие рум. актеры: А. Романеску, К. Ноттара, Ш. Юлиана, М. Чукуреску, П. Густи и др.

В условиях нар.-демократич. строя драматургия К. обрела новую сценич. жизнь. В 1948 в Нац. т-ре было пост. "Потерянное письмо", затем "Бурная ночь" (1949), "Во время карнавала" (1950), "Господин Леониде перед лицом реакции" (1952). Эти комедии были пост. режиссером С. Александреску. В 1959 в репертуаре Нац. т-ра была драма "Напасть". Пьесы К. ставятся во многих зарубежных т-рах. В 1952 "Потерянное письмо" было поставлено Московским театром Сатиры. К. посмертно было присвоено звание академика.

С о ч.: Opere, v. 1-3, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953.

Лит.: losifescu S., Caragiale, [Вис.], 1952; А 1-terescu S.,Tornea Р., Teatrul National "I. L. Ca-ragiale", [Вис.], 1955. Я. Р.

КАРАДЖАЛЕ (Caragiale), Костаке (1815-1877) - румынский актер, режиссер, драматург, театральный деятель. Дядя драматурга Иона Луки К. и брат актера Йоргу К. В 1835 поступил в школу декламации при Филармонич. об-ве в Бухаресте. Ученик К. Ари-стия. Воспринял от своего учителя ро-мантич. манеру исполнения. Вдервые вы ступил на сцене "Нац. т-ра в 183b, играл в трагедиязГБольтера, Альфьери, Расина, позднее в комедиях Мольера, В. Алек-сандри, совр. мелодраме и др. В 1838 К. организовал первый рум. т-р в провинции (в г. Ботошани), в к-ром спектакли давались на рум. яз. В 1839-44 К. работал в Нац. т-ре в Яссах (рук. В. Алек-сандри, К. Негруцци, М. Когэлничану). В 1845 вернулся в Бухарест и организовал там "Рум. труппу любителей" - проф. т-р, пропагандировавший передовой репертуар. К. был близок с революц.-демократич. кругами, принимал участие в революции 1848. В брошюре "Да судит братьев Караджале народная справедливость" (1849), написанной К. совм. с братом Йоргу Караджале, отражены идеи революции 1848. В ней К. выступает пропагандистом театр. иск-ва, проникнутого духом гражданственности. В 1850 К. арендовал здание Нац. т-ра, где играла созданная им рум. труппа. Под давлением реакции К. был вынужден включать в репертуар переводные фарсы и мелодрамы. Из-за материальных трудностей в 1855 оставил сцену. В 1869 преподавал декламацию в Нац. т-ре. К. был автором пьес "Суаре на окраине, или Путаница желаний" (изд. 1897), "Чванливая оде-ялыцица, или Я - барыня" (изд. 1943), "Два плута, или Остерегайтесь злых, как огня", высмеивающих рум. буржуазию. В фарсе "Репетиция в Молдове, или Мы и опять мы" (1844) К. показывает жизнь рум. театр. труппы, излагает свои взгляды на иск-во актера. Свои взгляды на т-р К. изложил также в брошюре "Национальный театр в румынской стране" (1855). Будучи руководителем театр. трупп, К. воспитал плеяду рум. актеров.

Соч.: Opere, v. 1-2, [Вис.], 1952; в рус. пер.- Избранное, М., 1953.

Лит.: Т о г п е а F. , Primii nostri dramaturgi. Antolo-gie, Вис." 1960; его же, Un artist cetatean Costache Ca-ragiale, Вис., 1954; Alterescu S., Tornea F." Teatrul National "I. L. Caragiale", [Buc.1, 1955. Д. Я/.

КАРА-ДМИТРИЕВ, Дмитрий Лазаревич [р. 8 (20). 1.1888] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1904 начал выступать на любительской сцене в Одессе. В 1910 переш„л на проф. театр. сцену (Одесский т-р миниатюр и др.). Уже в этот период проявилось разностороннее дарование, комедийный темперамент, сценич. обаяние молодого актера. В 1914 К.-Д. был мобилизован в армию. В 1917 вернулся в Одессу; работал в труппах Б. С. Глаголина, Н. И. Соболыци-кова-Самарина. Одновременно учился на юридич. ф-те Новороссийского ун-та (в Одессе). В 1922 был актером Харьковского т-ра Н. Н. Синельникова. Роли:

Лебедынцев, Дато ("Джентльмен" и "Измена" Сумба-това-Южина), Фриц ("Канцлер и слесарь" Луначарского), Земляника ("Ревизор") и др. С 1924 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. Яркость, сочность и жизнерадостность иск-ва К.-Д. проявились в обозрениях "Спокойно-снимаю" (клоун), "Семь лет без взаимности" (эстрадный аккомпаниатор) и др.; в спектаклях "Вредный элемент" Шкваркина (актер Надрыв Вечерний), "Квадратура круга" Катаева (Емельян Черноз„мный) и др.

Наиболее значительные роли: Барабаш ("114-я статья" Ар- дова и Никулина, 1926), Яков ("Чужой реб„нок" Шкваркина" 1933), Сбригани ("Господин де Пурсоньяк" Мольера, 1938), Ходжа Насреддин ("Вес„лый грешник" Соловь„ва и Витко-вича, 1945), Махунхина ("Остров мира" Петрова, 1947), Фу Мин ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу, 1952), мистер Понт Кич ("Баня" Маяковского, 1953). Выступает на эстраде как рассказчик, куплетист, муз. эксцентрик. Н. Лей.

КАРАЕВ, Кара Абульфаз оглы (р. 5.II.1918) - азербайджанский советский композитор. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Деп.

Верх. Совета СССР 5-го и 6-го созывов. Муз. образование получил в Азерб., затем в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1946 по кл. композиции Д. Д. Шостаковича. С 1946 К.- преподаватель" с 1957-профессор Азерб. консерватории. Написал (совм. с А. Д. Гад-жиевым) оперу "Вэтэн" ("Родина") о героич. борьбе азерб. народа против фашизма в годы Великой Отечеств, войны (1945, Т-р оперы и балета им. Ахундова). Автор музыки к спектаклям:

"Учитель танцев" Лопе де Вега и "Отелло" (1949, Театр им. Азизбекова), "Чудак" Н. Хикмета (1955, Т-р им. Ермоловой), "Оптимистическая трагедия" (1956, Т-р драмы им. Пушкина, Ленинград) и др. Новаторское мастерство К. проявилось в его балетах:

"Семь красавиц" по мотивам поэм Низами (1952, Т-р оперы и балета им. Ахундова) и "Тропою грома" по одноим. роману П. Абрахамса (1958, Т-р оперы и балета им. Кирова). Развивая традиции Прокофьева и Хачатуряна, К. создал реалистич. танцевальные драмы, преодолевая дробность и обособленность отд. танцевальных номеров. Его балет воспринимается как цельное, непрерывно развивающееся муз.действие. Творчество К. отличается острым чувством современности, творческим использованием фольклора, динамизмом, высоким профессионализмом. Многоплановые балеты К. воплощают гуманистич. идеи, большие социальные конфликты, в них органически сплетаются лирика и гротеск, драматич. и трагич. элементы, конкретность танца и симфонизм муз. развития. К.- автор симфоний и ряда соч. в др. жанрах. Гос. премии СССР (1946 за оперу "Вэтэн" и 1948 за симф. поэму "Лейли и Меджнун").

Лит.: Карагичева Л., Кара Караев, Баку, 1956;

Бонч-Осмоловская Е., Балеты Кара Караева "Семь красавиц" и "Тропою грома", М., 1961. А. Ив.

КАРАКАЛПАКСКИЙ ТЕАТР ИМ. К. С. СТАНИСЛАВСКОГО - музыкально-драматический театр Кара-Калп. АССР в г. Нукусе. Организован в 1930 на базе полупроф. кружка "Утренняя заря", руководимого драматургом, актером и режиссером А. Утепо-вым. В репертуаре т-ра были пьесы Утепова ("Девушка, нашедшая себе равного", 1930, "Сеитмурат - лентяй", 1931, "Уполномоченный - очковтиратель", 1932), А. Бегимова ("Кто это?", 1933), Дж. Аймурзаева ("Бюрократы", 1933),М. Дарибаева ("Коклен-богатырь", 1938, и "Новые люди", 1939), пьесы узб. авторов - "Гульсара" Яшена и Мухамедова (1936) и др.

В 1939 состав т-ра значительно укрепился за сч„т выпускников каракалпакской студии ГИТИСа, воспитанников О. И. Пыжовой и Б. В. Бибикова. В репертуар т-ра вошли студийные спектакли, в т. ч. "Бедность не порок" Островского, "Проделки Скапена" Мольера, "Первая конная" Вишневского. В 40-х гг. т-р начал работать над переводными пьесами - "Вас-са Железнова" (1940); "Проделки Майсары" Хамзы (1940). Лучшими спектаклями воен. лет были "Русские люди" Симонова (1942), "Лейтенант Елмуратов" Аймурзаева (1943), "Алпамыс" Давкараева (1944). В 40-50-х гг. определяется направление деятельности т-ра как т-ра музыкально-драматического. Появляется нац. режиссура (Т. Алланазаров). Осн. место в репертуаре в конце 40-х и 50-х гг. занимают пьесы на совр. темы: "Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзаева (1948), "На берегу Аму-Дарьи" Аймурзаева (1949), к Молодые сердца", "Насильно мил не будешь" Ходжа-ниязова (1957) и узб. комедии Сердечные тайны" Рахманова (1954), "Больные зубы" Каххара (1955). Ставятся также историч. и фольклорные пьесы- "Бердах" Аймурзаева (1951 и 1958), "Гариб-Ашик" Бегимова и Алланазарова (1955). Т-р'ставит "Украденное счастье" Франко (1953), "Тартюф" (1956); "Стряпуха" Софронова. В репертуаре т-ра пьесы каракалпакских авторов: Аймурзаева, Калимбетова, Сейт-жанова, Бегимова, Давкараева, Ходжаниязова и др. В 1957 состоялась декада каракалпакской лит-ры и иск-ва в Ташкенте. В труппе т-ра (1962) - нар. арт. Узб. ССР и Кара-Калп. АССР А. Шамуратова, Р. Сеитов, А. Халимов, Г. Ширазиева, Ю. Ма-мутов, нар. арт. Кара-Калп. АССР С. Алламуратова, Р. Адыкова, С. Авезова, Т. Джолумбетова, С. Утеп- бергенов, С. Юсупова. Т. Б.

КАРАКАШЕВ, Георги (р.23. IV. 1899) - болгарский театральный художник. Окончил художеств.. академию в Софии. Профессор декорац. иск-ва Ин-та изобразит, иск-в им. Н. Павловича. С 1952 - гл. художник Нар. т-ра им. И. Вазова в Софии. Оформил спектакли "Сноха" Г. Караславова, "Любовь" О. Василева, "Иванко" В. Друмева, "Лейпциг 33" Крон-фельда и Компанейца, "Немцы" Кручковского, "Перед бурей" Балабанова, "На всякого мудреца довольно простоты" и др. Димитр. пр. Ст. К.

КАРАКОСТОВ, Стефан Любомирович [р. 25.VIII (7. IX). 1915] - болгарский критик и историк театра. Чл. Болг. коммунистич. партий. Изучал славянскую литературу и историю в Софийском гос. ун-те (19361941). Выступал как критик в ряде болг. газет и журналов . За участие в антифашистской демонстрации был исключ„н из ун-та. Является автором ряда трудов по истории лит-ры и театра, гл. обр. в области болгаро-рус. и болгаро-сов. связей. Занимается педагогич. деятельностью, с 1948-доцент, с 1951-профессор Болг. ин-та театр. иск-ва.

Соч.: Васил Левски в спомените на съвремениците си, 1940, 1943; История на руския и съветския драматически театрър. Лекции, ч. I, 1951, ч.II, 1953; А. П. Чехов на бъя*-гарска сцена. 1961; Очерци за наши артисти, 1961. P.P.

КАРАЛАМБОВ, Стефан (р.26. IV. 1902) - болгарский актер. Засл. арт. НРБ (1949). Учился в Драматич. школе им. К. Сагаева (1922) в Софии. В 1925-28 руководил Читалищными театрами и работал как проф. актер в провинц. т-рах. Был директором ряда провинц. передвижных трупп, "Современного кооперативного т-ра" (1938-39) и др./где ставились прогрессивные совр. пьесы, в т. ч. сов.- "Платон Кречет" (играл гл. роль). В 1947-51 К.- директор Нар. т-ра им. Будевской в Бургасе, в дальнейшем актер и режиссер софийского Нар. т-ра им. И. Вазова'. Димитр. пр. (1950).

Роли: Гамлет, Фердинанд, Незнамов, Хлестаков; Протасов ("Дети солнца"). Пост. спектакли: "Изгнанники" Вазова, "Разведка" Стрелкова, "Констаятин Заслонов" Мовзона, "Вампиры" Страшимирова и др. Ст. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница