Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
https://dragonmoney104.online
Женская одежда Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 206)


КАРУСОС (????????), Дзавалас (наст. фам. - Дза-валас; * р. 8. IX. 1904) - греческий актер. После окончания драматич. ф-та Греч. консерватории впервые выступил в труппе Веакиса - Незера в пьесе "Белое и ч„рное" Меласа (1924). В 1932-35 и 1939-46 играл на сцене Греч. нац. т-ра. Особый успех имел в ролях классич. репертуара: Шейлок ("Венецианский купец"), Ясон, Орест ("Медея", "Ифигения в Тавриде" Еврипида), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому). В 1947 был уволен из Греч. нац. т-ра за демократич. взгляды и сослан на о. Макрони-сос и Агиос-Эвстратиос, где пробыл до 1952. К. организовал труппы "Об-во греч. т-ра" (1952) и "Новая сцена" (1954-55), где стремился осуществить принцип реалистич. т-ра, поднимающего социальные вопросы. В 1957-58 и 1960-61 выступал на сцене афинского Греч. нар. т-ра. Лучшие роли этих лет - Мак-риянис ("Королева Амалия" Руссоса) и Сайтони-колис ("Патухас", инсц. по Кондилакису). Снимался в кино. Д. С.

КАРЦИВАДЗЕ, Георгий Сергеевич [18(30).1.1889- 27.???.1951] - советский артист оперы (драматический баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1945). В 1914 окончил Моск. консерваторию. Впервые выступил на оперно-й сцене в Тифлисе в 1918. До 1929 был солистом Т-ра оперы и балета в Тбилиси. В 1929-34 пел в оперных т-рах Казани, Перми, Горького; с 1934 - солист Т-ра оперы и балета им. Навои. Партии: Григорий Железнов ("Буран" Ашрафи и Василенко), Мазепа (о. п. Чайковского), Мизгирь ("Снегурочка" Римского-Корсакова), князь Игорь, Эска-мильо, Риголетто, Жермон и др. В 1939-50 К. преподавал пение в Оперной студии при Т-ре оперы и балета им. Навои. Е. Н. КАРЯКИН, М. М.-см. Корякин М. М.

КАРЯКИНА, Елена Петровна [р. 11(24).III.1902]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1939. В 1918-20 была мимисткой Петрогр. Малого оперного т-ра.

ti 1920-22 - актриса передвижного т-ра "Драмы и комедии" (под рук. Самарина-Эльского). Одновременно занималась в Школе рус. драмы (класс Е. П. Карпова и Л. С. Вивьена). По окончании Школы (1922) была принята в труппу Ленингр. т-ра им. Пушкина (в 1924-31 выступала также в опереттах в Малом оперном т-ре). Иск-во К. отличается ясностью психологич. рисунка, ч„ткостью сценической формы; актриса мастерски владеет контрастными красками - комедийными и драматическими, подч„ркивает в своих героинях волевое, действенное, жизнеутверждающее начало.

Роли: Наташа ("Страх"), Фрося ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), Нора; Соня ("Дндя Ваня") и др. К. владеет и приемами трагифарса (Женевьева - "Мольба о жизни" Деваля), заостр„нной сатирич. буффонады (Ara Щука - "Калиновая роща" Корнейчука, Пошл„пкина - "Ревизор"). С'. Др.

КАСАКУБЕРТА (Casacuberta), Хуан Аурелио (1.11.1798-9. IX. 1849) - известный аргентинский актер. Дебютировал в 1818 в т-ре Колисео, Буэнос-Айрес. Затем (1828-30) играл в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Рио-де-Жанейро. Сначала выступал в жанре сайнете, тонадильи. Впоследствии играл Шекспира ("Отелло", 1827), Делавиня, Бретона де лос Эррерос. Имел большой успех в роли Жоржа де Жермани в мелодраме Дюканжа "30 лет, или Жизнь игрока" (1831). Стремился к реформе сценич. декламации, отказался от напыщенности, ложного пафоса. Романтич. творчество К. питалось освободительными идеями. В 1839 со времени диктатуры Рохаса К. покинул сцену, чтобы бороться против тирании. После разгрома освободительного движения (1841) эмигрировал в Чили, где продолжал работать в театре. Умер на сцене, исполняя гл. роль в пьесе В. Дукана "Шесть ступеней преступления". Имя К. носит театр-студия г. Парана (Аргентина) .

Лит.: О г d a z I, , El teatro en el Rio de la Plata.. , 2 ed., В. Aires, 1957. Ал. Р.

KACAHOBA (Casanova), Мария Хулия - кубинский драматург и режиссер. Начала драматич. деятельность муз. комедией "Мы жив„м сегодня" (1943). В 1944 написала комедии: "Тропический отель", "Високосный год" и "Свидание тр„х", в 1950 - пьесу для детей "Новогодняя сказка". Пост. спектакли: "Одна жена па двоих" Коуарда (т-р "Адад", 1956), муз. ревю "Такова Куба" (1953). В 1944-49 жила в Мексике, где ставила спектакли в "Студенческом художеств. т-ре" (TEA). Писала либретто к операм-"Похищение Лукреции", "Анжелика", сценарии для кино. Л. X.

КАСАТКИНА, Людмила Ивановна (р. 15. V. 1925) - русская советская актриса. Засл. арт. РСФСР (1956). С 1947, после окончания ГИТИСа (класс И. М. Раевского и Г. Г. Конского), работает в ЦТСА. К. создала поэтич. образы свэих современниц.

Обаянием, жизнерадостностью, непосредственностью, лиризмом отличается исполнение К. комедийных ролей. С 1955 К. снимается в кино ("Укротительница тигров" и др.).

Роли: Поля, Галя ("Совесть" и "Весенний поток" Чепу-рина), Марина ("Стрекоза" Бараташвили), Люся ("До новых встреч" Гладкова), Клава ("Любка-Любовь" Да-новской), Анечка ("Океан" Штейна) и др. Среди лучших ролей К.: Марья Антоновна ("Ревизор"), Марфинька ("Обрыв" по Гончарову), Катарина ("Укрощение строптивой") и др.

Лит.: Баталов А., Л. Касаткина - Галя, "Театр", 1954, ј 3; Навроцкая В., С м о л я н с к а я Е., Л. Касаткина, "Советский экран", М., 1957, ј 7; И в а н о-в а Т., Л. Касаткина, "Театр", 1908, Д'" 1, с. 134-37. С. Г.

КАСЕРО-И-БАРРАНКО (Casero y Barranco), Ан-тонио (1874-1936) - испанский журналист, поэт и драматург, автор многочисленных пьес (гл. обр. сайнете, пасос и т. п.), в к-рых он с большой любовью запечатлел быт и нравы простых людей Мадрида. Первые его пьесы - "1900 год" и "Официальный список". Среди сайнете наиболее известны: "Бездельники", "Популярная музыка", "Люди из народа", "Вес„лые люди", "Любовь Пела", "Процессия тела господня", "Дела малышей", "Будущее реб„нка" и др.

КАСИМОВ, Сулайман (р. янв. 1909) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1944). С 1928, работая педагогом в Маргелане, принимал участие в спектаклях самодеятельного кружка. В 1930 вступил в труппу Маргеланского (впоследствии Ферганского) т-ра, работал там как актер, режиссер (с 1943 был гл. режиссером этого т-ра). Герои К.-страстные, волевые люди; исполнение ролей отрицательных персонажей проникнуто острой сатирдчностью.

Роли: Ибрагим, Пула.т ("Ичкариада", "Два коммуниста" Яшена), Рустам (о. п. Исмаилова), Салихбай ("Бай и батрак" Ха-мзы), Вурм ("Коварство и любовь") и др. Пост. спектакли - "Аршин мал алан" У. Гаджибекова (1939), "Курбан Умаров" (1942), "Алпамыш" (1950) Абдуллы, "Месть" Туй-гуна и Умари (1942), "Бай и батоак" Хамзы (1952), "Лей.ги и Меджнуа" Хуршида (I953) и'др. В. Д.

КАСКАД (франц. cascade, букв.- скачок, прыжок) в акробатике - 1) Имитация падения на землю (падение вперед - передний К., назад - задний К.). Применяется в номерах комич. акробатов. 2) Элемент акробатич. прыжков. С разбега, после сильного отталкивания двумя ногами акробат прыгает на руки и исполняет каскадный кульбит. 3) В жонглировании - способ переброски предметов из одной руки в другую или одной рукой. Предметы перелетают один за другим, образуя в воздухе кольцо, каскад (водопад).

КАСЛАНДЗИА, Леварсан Шардинович (р. 25.V. 1912) - абхазский советский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Учился (1929-33) в театр. студии под рук. В. И. Домогарова в Сухуми. С 1930 - актер абхазского т-ра в Сухуми. Лучшие роли: Мац ("Кераз" Чанба, 1931), Темыр ("1866 год" Г. Гулиа и Микава, 1939), Даур ("Скала героев" Г. Гулиа, 1943), Дун-дуков ("Данакай" Лакер-бая, 1956), Человека мантии ("Такая любовь" Ко-гоута, 1961). Мужественные, чеканные, ч„ткие по внешнему рисунку, психологически правдивые образы, созданные К., выражают тему борьбы передового человека против социального и нац. гн„та. К. впервые на абх. сцене сыграл роль Отелло (1941), трактуя героя шекспировской трагедии цельным и возвышенным, нетерпимым ко лжи.

Роли: проф. Морозов ("Краски мира" Микава и Абашидзе), Комиссар ("Гибель эскадры" Корнейчука, 1936), Аристократ ("Сиятельные звери" Саркисяна, 1939), Мазлоу ("В глухой старине" Дарсалия), Коломийцев ("Последние", 1956), профессор Мор ("Современная трагедия" Эбралидзе, 1960), Король ("Голый король" Шварца, 1962).

Лит.: Лакербай М., Очерки истории абхазского театр. искусства, Сухуми, 1957; его же, Из истории абхазского театра, Тбилиси, 1957 (на груз. яз.). М. Л.

KACOHA (Casona), Алехандро (наст. имя-Алеханд-ро Родригес Альварес) (р. 23. V. 1904)-испанский драматург и поэт. Учился в ун-тах Овьедо и Мурсии. Окончил школу декламации и сценич. иск-ва в Мурсии. В 1924 начал работать как актер в мадридской труппе "Писанная птица". В 1929 начал драма-тургич. деятельность, поставив перед собой задачу создания поэтич т-ра. В 1931 организовал "Народный т-р" в Мадриде, в 1933 там же - "Т-р педагогических миссий", к-рые были призваны пропагандировать крупнейшие произв. исп. и совр. драматургов в глухих уголках страны. Будучи антифашистом, выступал в защиту республики, участвовал в создании фронтовых театр. трупп республ. армии, т-ра художеств. пропаганды, дававшего спектакли в осажд„нном Мадриде и на фронте. В 1939 эмигрировал в Аргентину, где посвятил себя драматургич. деятельности. Интерес к нар. творчеству, поэтич. восприятие жизни сближают К. с Гарсиа Лоркой. Он раскрывает социальные и нрав-ственно-гуманистич. проблемы обобщ„нно, философски их осмысливает. Характерные для К. обращение к ?имволике, парадоксальность сюжетных ситуаций, часто построенных на контрастах фантазии и действительности, сочетаются в его пьесах с глубиной психо-логич. анализа. Лучшие пьесы К. проникнуты гуманизмом, верой в нравств. силы человека, неприятием социальной несправедливости. Написал пьесы: "Сирена на суше" (1934, т-р "Эспаньоль", Мадрид; пр. Лопеде Вега), "Снова дьявол" (1935), "Весной самоубийство запрещается" (1937), "Наша Наташа" (1936, т-р "Виктория", о жизни исп. студенчества), "Дама зари" (1937), "Деревья умирают стоя" (1949, Народный т-р, Буэнос-Айрес), "Семь криков в океане" (1949, "Новый т-р", Буэнос-Айрес), "Ключ от чердака" (1951, т-р "Ма-скара", Буэнос-Айрес), "Третье слово" (1953) и др.

Пьесы К. идут во мн. странах (Италия, Франция, Австрия, Швеция и др.). В Сов. Союзе ставились "Деревья умирают стоя" (Ленингр. т-р Комедии и др.), "Третье слово" (Т-р драмы Латв. ССР), "Семь криков в океане" (Моск. драм. т-р) и др. К. продолжает антифашистскую деятельность, участник движения борьбы за мир.

Соч.: Obras completas, v. 1-2, Madrid-Mexico-B. Aires, 1954-59.

Лит.: Orda/ L., El teatro en el Rio de la Plata 2 ed., В. Aires, 1957; Bianchi A. A., El teatro de

Alejandro Casona, "Nosotros", 1936; 1, Mancini G., Figure del teatro spagnolo contemporaneo, [s. 1.1, 1950.

Ал. Р., В. Ч.

КАСПЕРЛЬ - см. Кашперле.

КАССАНДР (Cassandre; наст. имя и фам.- Адольф М у р о н; Mouron) (р. 24.I.I901) - французский художник и театральный декоратор. Род. в России. В 1922 начал творч. деятельность. К.-видный мастер рекламного плаката. С 1934 стал работать в т-ре ("Амфитрион 38" Жироду, т-р "Атеней"). Строгость и ч„ткость композиции, использование в трактовке форм и цвета живописи художников эпохи Возрождения характерны для оформления К. балетов "Утренняя серенада" Пуленка (1936, "Балле рюсс де Монте-Карло"), "Рыцарь и девушка" Гобера (1941), "Видения" Core (1947) в т-ре "Гранд-Опера"; "Господин Пур-соньяк" (1948), "Брак поневоле" (1949) Мольера, "Отелло" (1949) в "Комеди Франсез", "Дон Жуан" (1949, фестиваль в Эксе, Прованс).

КАССИЛЬ, Лев Абрамович [p.27.VI(10.VII).1905]- русский советский писатель. Лит. деятельность начал в 1925. Автор повестей, рассказов для детей и юношества. К. инсценировал нек-рые свои повести: "Брат героя" (по повести "Черемыш, брат героя", 1940, МТЮЗ), "Дорогие мои мальчишки" (1947, Центр, детский т-р), "Володя Дубинин" (по повести "Улица младшего сына", 1950, ЛенТЮЗ). К. выступает со статьями по вопросам т-ра, гл. обр. детского.

Лит.: Николаев В., Лев Кассиль, М., 1955. Ц. Р.

KACCO (Cassaux), Роберто (р. 1929) - аргентинский актер. Сценич. деятельность начал в 1910вг-ре "Ар-хентино". Яркий комедийный актер, мастер сценич. перевоплощения, К. пользовался большим успехом в комедиях Дефилипписа Новоа, А. Диссеполо ("Постоянное движение", 1916, т-р "Аполо").

Роли: Селедонио Рефухио ("Чудесные лекари" Грогнет)" Дон Педро ("Они из Сараскеты" Пьелерано), мистер Пик ("Янки в Рамоне" Калдейра), Грегорио Пальсха ("Депутат от нашего села" Дефилинписа Новоа).

Соч.: О г d a z L., El teatro en el Rio de la Plata..." 2 ed., В. Aires, 1957. Ал. Р.

КАСТЕЛЬВЕТРО (Castel vetro), Лудовико (1505- 21.11.1571) - итальянский гуманист и теоретик драмы. Написал трактат "Поэтика Аристотеля в популярном изложении" (1570, Вена), в к-ром сформулировал принципы классицистской эстетики, в частности принцип тр„х единств. Отвергая морализующие тенденции поэтики 16 в., К. утверждал, что целью драмы является не поучение, а развлечение простого и "грубого народа", придавал большое значение воображению. В отличие от Скалигера и нек-рых других теоретиков 16 в., К. считал, что драматург должен учитывать требования совр. сцены и не следовать слепо античным образцам. В наст. время нек-рые критики (Г. Каваццити и др.) приписывают К. одну из лучших итал. комедий 16 в.- "Обманутые". Р. X.

КАСТЕЛЬНУОВО-ТЕДЕСКО (CasteInuovo-Tedesco), Марио (р. 3. IV. 1895) - итальянский композитор. Музыке обучался во Флоренции, в консерватории им. Керубини (по кл. композиции И. Пиццетти). Вначале сочинял камерную и симф. музыку, в т. ч. увертюры к комедиям и трагедиям Шекспира. Первое сценич. произв.- опера "Мандрагора" на текст Н. Макиавелли (1926, т-р "Фениче", Венеция) - было удостоено 1-й премии на муз. конкурсе в Венеции в 1925. Затем последовали: "Вакх в Тоскане" - дифирамб по поэме Ф. Реди (1931, т-р "Ла Скала", Милан), музыка к пьесам "Савонарола" Алесси и "Горные великаны" Пи-ранделло (пост. на фестивалях "Флорентийский май", 1935 и 1937), балеты "Синяя рыба" (1937, там же) и "Барельеф" (1939, Париж). В 1939 К.-Т. переехал в США, где с 1946 препода„т композицию в консерватории в Лос-Анжелосе. Писал музыку к фильмам (в т. ч. "Любовь Кармен", 1948; "Долго ждать", 1954), балетам. Лучшие произв. К.-Т. отличаются выразительным мелодизмом, связанным с тосканскими нар. муз. источниками.

Лит.: Weber R. von, M. Castelnuovo-Tedesco, в кн.:

The hook of modern composers, N. Y., 1943. Св. Г.

КАСТЙЛЬ-БЛАЗ (Castil-Blaze; наст. имя и фам.- Франсуа Анри Жозеф Б л а з; 1.XII.1784-11.XII. 1857)-французский музыкальный и балетный критик, историк, издатель. Сын композитора А. Блаза. В 1820 опубликовал свою первую книгу "Опера во Франции", в к-рой критиковал рутину, царившую во франц. оперном т-ре. Написал многотомный труд "Музыкальный театр Парижа" (1855-56). В своих работах К.-Б. анализировал франц. оперную и балетную музыку с древнейших врем„н.

Соч.: Dictionnaire de musique moderne, v. 1-2, P., 4821,2 ed.. P., 1825; Chapelle de musique des rois de France, P.. 1832; La danse et les ballets depuis Bacchus jusqua m-lle Taglioni, P., 1832; Les prologes de l'opera, P., 1844;

Le memorial du Grand Opera, P., 1847; Moliere musicien, v. 1-2, P., 1852; Theatres lyriques de Paris, v. 1-3, P, 1847-56 Г. Ш.

КАСТЙЛЬО ЛЕДОН (Castillo Ledon), Амалия де (р. 1902) - мексиканский театральный деятель и драматург. Участвовала в организации труппы "Комедия мехикана" (1929), в деятельности т-ра "Народные развлечения", ставившего спектакли для детей и рабочих. Автор пьес: "Когда падают листья" (1929, труппа "Комедия мехикана" в т-ре "Идеаль"), "Бадьи водокачки" (1934) и др. В пьесах К. Л. показана жизнь мексиканской бедноты.

КАСТОРСКИЙ, Владимир Иванович [2(14). III. 187 - 2.VII.1948]русский советский артист оперы (бас). Засл.деят.иск-в РСФСР (1939). Сценич. деятельность начал в 1894 в оперной труппе, выступавшей в разл. городах России. С 1898 К.- солист Мариинского T.spa (впоследствии Т-ра оперы и балета им. Кирова). 'Выступление К. в премьере "Царской невесты" (партия Собакина) было отмечено Римским-Корсаковым. В 1907-01 принял участие в "Русских сезонах за границей". В4907 организовал вок. квартет, выступавший в России и за границей. В сов. время К. был одним из ведущих артистов Т-ра оперы и балета им. Кирова. В„л педагогич. работу в качестве проф. Ленингр. консерватории.

Партии: Сват, Мельник ("Русалка"), Руслан; Досифей ("Хованщина"), Пимен ("Борис Годунов"), Гудал ("Демон"), Гремин ("Евгений Онегин"), Томский ("Пиковая дама"), Во-тан ("Кольцо Нибелунга" Вагнера).

Лит.: С т а р к Э. (Зигфрид), Петербургская опера и е„ мастера. Л., 1940.

КАСТРАТЫ-ПЕВЦЫ (от лат. castro - оскопляю)- особая категория певцов, выступавших в католич. церквах и в оперных т-рах гл. обр. в 16-18 вв. Вследствие кастрации в раннем возрасте К.-п. сохраняли детский тембр голоса (сопрано или альт); в то же время по силе и длительности дыхания голос их не уступал мужскому. К.-п. могли свободно исполнять высокие (в т. ч. и женские), труднейшие в технич. отношении партии. К.-п. были'известны уже с 3 в.; в 16 в. они широко использовались в церковной службе (участие женщин в католич. пении было запрещено). В 17 в. К.-п. занимали видное положение и в опере, гл. обр. в итальянской; выступали в Австрии, Англии, Германии, Франции и др. странах Европы. Их исполнение отличалось л„гкостью и подвижностью, виртуозным блеском. Отдельные К.-п., напр. Карестини, Каффарелли, Крешентини, Пакья-ротти, Сенезино, Фаринелли, пользовались большой славой. Нек-рые композиторы писали специально для К.-п. партии в своих операх (Ромео - "Капулетти и Монтекки" Беллини, Орфей - "Орфей и Эвридика" Глюка, Идомант - "Идоменей) Моцарта и др.). К сер. 19 в. К.-п. исчезают с оперной сцены, в католич. церкви продолжали петь и в нач. 20 в.

Лит.: H а Ь о с k F., Die Kastraten und ihre Gesangskunst, Stuttg.-fu. a.], J927.

КАСТРО (Саз1го),Бельхика(р.6.Ш.1924) - чилий екая актриса. В 1940 вступила в труппу Педаго гич. ин-та в Сантьяго. В 1941 приняла участие в основании "Экспериментального т-ра" Чилийского ун-тг (ныне - "Институт т-ра"), в к-ром является ведуще1 актрисой. Крупнейшая работа К.- роль мамы Рось (о. п. Дебесы). К. играет в пьесах Шекспира, Мольера, Чехова, Брехта, Уайлдера, проявляя глубокое понимание стиля драматурга.

Роли: г-жа Джиббс ("Наш город" Уайлдера, 1951), Елена ("Сон в летнюю ночь"), Соня ("Дядя Ваня"), матушка Кураж (о. п. Брехта). Вед„т педагогич. работу в театр. школе ин-та т-ра. Л X.

КАСТРО (Castro), Хуан Хосе (р. 7. III. 1895) - ap-гентинский композитор. Муз. образование получил в Буэнос-Айресе; совершенствовался в Париже у В. д'Энди (композиция) и Э. Рислера. Вернувшись на родину, выступал как скрипач и пианист. С 1930 - дириж„р (в 1933-43 - гл. дириж„р) т-ра "Колон" в Буэнос-Айресе, руководил пост. своих произв. Автор опер: "Прозерпина и чужестранец" (1952, т-р "Ла Скала", Милан, дириж„р - автор; пр. им. Верди на меж-дунар. конкурсе на лучшую лирич. оперу), "Кровавая свадьба" (по пьесе Гарсиа Лорки, 1955, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), "Чудесная башмачница" (по о. п. Гарсиа Лорки, 1949, Монтевидео), балетов "Мекха-но" (1937, там же), "Оффенбахиана" (по мотивам оперетт Ж. Оффенбаха, 1940, т-р "Колон", Буэнос-Айрес) и соч. в др. жанрах. Ал. Р., М. Лиц.

КАСТРО-И-БЕЛЬВИС (Castro у Bellvis), Гильен де (окт. 1569-28.VII.1631) - испанский драматург. Друг и последователь Лопе де Бега. Лит. деятельность начал в Валенсии в 1592. Пьесы К.-и-Б., крупнейшего представителя "валенсианской школы" драматургов, ставились на сценах т-ров Валенсии, Мадрида и др. городов Испании и изданы им в 2 чч. в 1621 и 1625. Драмы К.-и-Б. на историч. и легендарно-историч. сюжеты основаны на нар. романсовой поэзии. Среди них: "Граф Аларкос", "Юность Сида", послужившая основой для пьесы П. Корнеля "Сид", и е„ продолжение "Подвиги Сида" (ок. 1618). В пьесах о Сиде К.-и-Б. воссозда„т облик нац. исп. героя нар. романсов. Написал также ряд комедий-"Неудачный брак в Валенсии", "Нарцисс в собственном мнении" и др.

Соч.: Obras completas, 1.1-3, Madrid, 1924. Лит.: Merimee H., Art dramatique a Valencia, Toulouse, 1913; Monnersans R., Don Guillen de Castro, B. Aires, 1913. 3. П.

КАСИМОВ, Имран Ашум оглы (р. 25.XI.1918) - азербайджанский советский писатель, драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1959). Чл. Коммунй-стич. партии с 1940. Первая пьееа К. "Мечта" (1938, Т-р им. Азизбекова) показывает жизнь бакинских нефтяников. Борьбе за нефть, за освоение новых нефтяных богатств в море посв. пьеса "Заря над Каспием" (1950, Бакинский русский т-р; Моск. т-р им. Ермоловой).

В последующие годы К. написал (в соавторстве с Г. Сеидбейли) пьесы: "Море любит отважных" (1954, Бакинский рус. т-р), также о нефтяниках Каспия; "На дальних берегах" (1957, Т-р им. Азизбекова) о Герое Сов. Союза Мехти Гусейнзаде, "Зачем ты жив„шь?" (1960, Бакинский рус. т-р). К.- автор ряда киносценариев, в т. ч. фильмов "Повесть о нефтяниках Каспия" и "Покорители моря". К. Кае.

КАСЫМОВ, Мухаммеджан (р. 9. V. 1907) - таджикский советский актер. Нар. арт. СССР (1941). Чл. Коммунистич. партии с 1948. Учился в Кокандском педагогич. и Ташкентском кооперативном техникумах. С 1929 участвовал в театр. самодеятельности. В 1931 вступил в труппу Тадж. т-ра в Душанбе (ныне Т-р им. Лахути). В конце 30-х гг. в ролях Миллера ("Коварство и любовь", 1937), Отелло (1939); Рахимбека ("Краснопалочники" Улуг-заде, 1941) раскрылось многогранное дарование К. Он становится ведущие актером т-ра, играя героич. и комедийные роли:

Городничий (1946, 1952), Муравь„в ("Победители" Чирскова, 1947), Аллан ("Честь семьи" Мухтарова, 1949), Каримов ("Подарок за радостную весть" Заки-рова, 1950), Колесников ("Дохунда" Дж. Икрами,

1954. 1957), Лир (1957), Салих-бай ("Бай и батрак" Хамзы, 1957) и др. К. обладает громадным темпераментом, обаянием. Его игра отличается строгостью внешнего рисунка, эмоциональностью, искренностью, жизненной убедительностью. Реалистич. творчеству К. присущи контрасты, точные и яркие краски. Создавая трагедийные образы, К. раскрывает психоло-гич. и социальную основу конфликта. Играя роли поло/кит. героев, К. наделяет их большой внутренней силой, простотой, глубокой человечностью. Занимается реж. деятельностью. Снимается в кино.

Лит.: Нурджанов Н., Мухаммеджан Касымов, М.,

1955. Я. Я.

КАСЬЯНОВ, Александр Александрович [р. 18(30). VIII.1891] - русский советский композитор, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). В муз. развитии К. значит. роль сыграл его дядя - композитор С. М. Ляпунов. В 1917 К. окончил Петерб. консерваторию (по кл. композиции проф. П. А. Соколова). С 1918 жив„т в Нижнем Новгороде (Горький). Здесь К. принимал участие в организации нар. консерватории, занимался педагогич. работой (с 1957-проф. Горьк. консерватории), заведовал муз. частью драм. т-ра. Автор опер "Степан Разин" (1939, 2-я ред. 1953, Горьковский т-р оперы и балета), "Фома Гордеев" (1946, там же), "Ермак" (1957, там же), "Партизанка" (1941), "На дальнем Севере" (1947), музыки к театр. постановкам и ряда соч. в др. жанрах. В сво„м творчестве К. развивает традиции рус. композиторской школы, гл. обр. "Могучей кучки".

Лит.: Угрюмо в Н., А. Касьянов, М., 1957.

КАТАЕВ, Валентин Петрович [р.16(28).1.1897] -русский советский писатель, драматург. Род. в Одессе в семье учителя. Печататься начал в 1914.

К.- один из основоположников молодой сов. комедиографии. Первые драматургич. опыты К. относятся к 1921. В 1928 на сцене МХАТа была пост. авторская инсценировка повести К. "Растратчики". В том же году для молод„жи

МХАТа К. написал водевиль "Квадратура круга", к-рый пользовался большим успехом и ставился мн. т-рами страны. К.- автор комедий и водевилей: "Универмаг" (1930, Ленингр. т-р Сатиры), "Миллион терзаний" (1932, Моск. т-р оперетты, муз. И. Дунаевского), "Дорога цветов" (1934, Т-р им. Вахтангова), "Домик" (1939, пост. 1956, Моск. т-р Сатиры), "День отдыха" (1946, там же), "Случай с гением" (1955, ленингр. Т-р им. Ленсовета) и др.Водевили К., отличающиеся л„гкостью, непринужд„нностью, динамичностью, проникнуты радостным, бодрым мироощущением. Подчас их юмор приобретает сатирич-ность. Обличая мещан, карьеристов, приспособленцев, К. смело применяет эстрадные и фарсовые при„мы. Менее удачной была комедия К. "Синий платочек" (1943, Т-р им. Вахтангова), в которой забавная, но надуманная интрига вступала в противоречие с серьёзным драматизмом темы защиты Родины в дни Великой Отечественной войны. К. написал драму "Авангард" (1930, Т-р им. Вахтангова), одну из первых пьес о коллективизации с. х-ва, пьесу "Отчий дом" (1945, Моск. т-р драмы), рассказывающую о возрождении жизни в городе, разрушенном войной. К. инсценировал свои повести и романы: "Время, вперед!" [1932, Моск. драм. т-р (б. т-р Корша); 1933, Т-р имени Вахтангова], "Я сын трудового народа" (по роману "Ш„л солдат с фронта", 1937, Т-р им. Вахтангова), "За власть Советов" (1954, МХАТ). Для детских и юношеских т-ров К. инсценировал повести "Белеет парус одинокий" (1937, Центр, детский т-р) и "Сын полка" (1945, там же). К. выступал со статьями по вопросам т-ра и драматургии.

С о ч.: Пьесы, М., 1955; Собр. соч. в пяти томах, т. 1-5, М., 1956-57 (т. 5 - Пьесы, М., 1957).

Лит.: Сидельникова Т., Валентин Катаев. Очерк жизни и творчества, М., 1957;

С к о р и н о Л., Семь портретов, М., 1956; Фролов В , Жанры советской драматургии, М., 1957.

КАТАКА-ГУСАН - актер древнеармянского театра. К.-г. представляли высокую комедию, в отличие от дзай-нарку-гусанов, разыгрывавших трагедии. Получили распространение в эпоху рабовладельч. общества (1 в. до н. э.- 4 в. н. э.), сохранялись и в последующие эпохи (исчезли в сер. 18 в.). К.-г. называли иногда катакергак. К.-г. выступали не только в мимич. и фарсово-буфонных сценках, но и исполняли комедии, выражавшие идеи господствующих классов, назидательные бытовые драмы.

Лит.: Г о я н Г., 2000 лет армянскому театру, М., 1952, т. 1, с. 68-71, 272-280, т. 2, с. 151-177, 201-236, 311- 348. Г. Г.

КАТАКЕРГАК (или к а т е р г ) - термин древне-армянского театра, означавший сочинителя комедий (по-армянски комедия-катакергутон). К. продолжали традиции Аристофана и Менандра, высмеивали бытовые пороки. К. наз. также исполнителя высокой комедии (см. Катака-гусан). Г. Г.

КАТАКИ-ЯКУ - актерское амплуа в японском т-ре Кабуки. Персонажи этого амплуа обычно активно участвуют в развитии драматургич. интриги в спектаклях этого т-ра. К.-я. обычно действует как враг главного героя пьесы - Татэ-яку. Делятся на дзи-цу-аку - "откровенные негодяи", преступники; ку-гэ-аку - "благородные негодяи" (обычно конспираторы) ; ха-катаки-помощники "откровенных негодяев"; хандо-катаки - полукомич. персонажи и др. актеры, играющие роли К.-я., применяют спец. грим: наносят на лицо синие полосы или окрашивают вс„ лицо в красный цвет; иногда применяются специальные парики. Л. Г.

КАТАКХАЛИ (на яз. малаяли катха - рассказ и кали - игра), катхакали, - одна из четыр„х школ индийского классич. танца. Возникла на Ю.-З. Индии в 15-16 вв. Истоками К. были нар. драмы и танцы, исполняемые крестьянами с врем„н глубокой древности. Основу представлений К. составляет танец-пантомима, в к-ром гл. внимание уделяется пантомиме. Во время представления разыгрываются сцены на сюжеты древнеинд. эпич. поэм "Маха-бхараты" и "Рамаяны". Со временем исполнителями К. становятся актеры, а не танцовщики, к-рые воспроизводят текст песен, употребляя точно установленные символич. жесты и мимику, сходные с системой жестов и мимики другой классич. школы инд. танца - бхарат-натъям. Представление сопровождается пением (поющий скрыт от зрителей занавесом). Певцу аккомпанирует оркестр. актеры К. проходят длительную подготовку (до 12 лет), добиваясь особой координации движений и выразительности.

Представление К. разыгрывается на открытом месте в лунную ночь и длится до рассвета. Зрители располагаются на циновках перед небольшой площадкой, на к-рой происходит действие. Представление начинается с пролога, после к-рого раздвигается занавес, певец рассказывает о сюжете спектакля, и затем начинается танец-пантомима.

Женские роли в К. исполняют мальчики-подростки. Действующими лицами являются канонич. ми-фологич. персонажи: благородные (сатвик), свирепые (раджас) и отрицательные (тамас). Каждый персонаж имеет свой канонизированный костюм и сложный грим, напоминающий древние маски, к-рый наносится на лицо исполнителя в течение 4 часов (актеры сами не гримируются). Сочетание голубых и зел„ных цветов характерно для персонажей сатвик, красный цвет - для раджас, ч„рный - для тамас. Костюмы актеров напоминают культовые изображения. Боги и цари носят головной убор, богато украшенный позолотой, с большим деревянным диском, нагрудник, сделанный из деревянных пластинок, огромные серьги, красную кофту. У злых демонов на пальцах левой руки длинные железные когти; они носят такой же головной убор, как цари и боги, что указывает на их божественное происхождение. У отшельников, мудрецов и святых верхняя часть тела обнажена и покрыта полосами из пепла, нижняя - обмотана куском белой материи. актеры, исполняющие роли женщин, выступают в богатых костюмах придворных танцовщиц и т. д.

В18в. К. превращается в высокоразвитую форму иск-ва. Для этого жанра создаются спец. пьесы. В 40-50-х гг. 20 в. К. претерпевают нек-рые изменения: представление разыгрывается на возвышающейся сценич. площадке, женские роли исполняются актрисами, длительность представлений уменьшается и т. д. Развиваясь и совершенствуясь, К. из представлений местного значения в последнее время вс„ более и "более приобретает характер всеиндийского традиционного т-ра, к-рый в этом качестве представляет культуру Индийской Республики за рубежом. (Гастроли коллектива "Дарпана" в СССР в I960, рук. Мариналини Сурабхайа и Чаттуни Паникер). Наиболее известные исполнители К. - Кунджу Куруп, Гопинатх и др.

Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1950]; G a r g i В., Theater und Tanz in Indien, В., 1960; Gopinath, Kathakali, Dance Seminar, New Delhi, 1958; Kurup K., Kathakali, Dance Seminar, New Delhi, 1958. Л. Гр., Мел. Б.

КАТАЛАНИ (Catalan!), Анджелика (10.V.1780, Се-нигаллия,- 12.VI.1849, Париж) - итальянская артистка оперы (колоратурное сопрано). Муз. образования не получила, партии разучивала по слуху. Впервые выступила на оперной сцене в Венеции в 1797. Пела ведущие партии на первых представлениях опер "Похищение сабинянок" Цингарелли, "Лаузо и Лидия", "Скифы" Майра (1798 и 1800, т-р "Фени-че", Венеция). В 1801 выступила на сцене т-ра "Л а Скала" в "Клитемнестре" Цингарелли и "Римских вакханалиях" Николини. С успехом гастролировала в Лисабоне *(1804), Париже, Лондоне (1806-13), пела партии Семирамиды ("Смерть Семирамиды" Португаля), Сюзанны ("Свадьба Фигаро") и др. В 1814-17 руководила Итал. т-ром в Париже. В последующие годы концертировала в Германии, Италии, Франции, Польше, России (1820), Англии, исполняя арии из опер Паизиелло, Цингарелли, Россини и др. В 1827 пела на оперной сцене в Берлине. К. обладала полнозвучным, гибким голосом красивого тембра и большого диапазона (брала соль 3-й октавы). Особенно удавались певице виртуозные колоратурные партии. Игра К. была менее выразительна.

Лит.: Замечательные певицы. Г-жа Каталани, "Театральный и музыкальный вестник", СПБ, 1858, 26. X, ј 42, с. 501-02; R a d i с i o t t i G., A. Catalani, "II Pianoforte", 1924, ј З. Св. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница