Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Новостройки в Испании купить квартиру в Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 211)


КИБКАЛО, Евгений Гаврилович (р. 12.11. 1932) - русский советский артист оперы (баритон). Засл. арт. РСФСР (1959). В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу пения В. М. Политковского. С 1955 - стаж„р, с 1956 - солист Большого т-ра. К. обладает красивым, звучным голосом, ярким драматич. дарованием. Особенно проявился талант К. в операх С. Прокофьева "Война и мир" (Андрей Болконский) и "Повесть о настоящем человеке" (Алексей).

Партии: Петруччио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Соколов ("Судьба человека" Дзержинского); Онегин, Елецкий; Мизгирь ("Снегурочка"), Грязной; Шакловитый ("Хованщина"), Фигаро; Марсель ("Богема").

Лит.: Кузнецова И., Евгений Кибкало, "Советская музыка", 1961, .ј 5, с. 24-28. А. Ив.

КИВ‚ЛИ (??????) [наст. фам. -Адриану (???????); р. 1887] - греческая актриса. Училась декламации в Афинах у педагога М. Сигаласа. Большое влияние на формирование К. как актрисы оказал режиссер т-ра "Неа скини" К. Христоманос. В 1901- 1906 выступала в т-ре "Неа скини", где исполнила роли Едвиги ("Дикая утка" Ибсена), Катарины ("Укрощение строптивой"), Анютки ("Власть тьмы" Толстого) и др. В 1908 организовала труппу, состав к-рой, как правило, заново формировался перед каждым сезоном. В 1908-11 К. успешно выступала в пьесах греч. драматургов; роли: Фотини Сандрии Рахиль (о. п. Ксенопулоса Каллиопи ("Искушение" Ксенопулоса), в пьесах Д. Хорна, С. Меласа и др. Привлекательная внешность и сценич. обаяние К., гибкий и приятного тембра голос способствовали созданию женских образов, исполненных душевной чистоты и одухотвор„нности. В пьесах бурж. драматургов К. иногда допускала излишнюю сентиментальность и прибегала к штампам. Особое место в творчестве К. занимает исполнение ролей: Катюши Масловой (по роману "Воскресение" Толстого), Мирандолины ("Хозяйка гостиницы"), Норы, Гедды Габлер (о. п. Ибсена), Маргариты Готье ("Дама с камелиями" Дюма), Анфисы (о. п. Андреева), Ольги ("Три сестры"), Фрекен Юлии (о. п. Стриндберга) и др. В 1932-34 К. выступала в труппе, организованной совм. с М. Котопули, в ролях: Марии Стюарт (о. п. Шиллера), Лавинии ("Траур к лицу Электре" О'Нила) и др. В конце 30-х гг. К. покинула сцену и вернулась лишь в нач. 50-х гг., участвуя в отдельных постановках: графиня Вале-рена ("Тайна графини Валерены" Ксенопулоса), Арка-дина ("Чайка"), мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта).

Лит.: Le theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.

КИВИ (Kivi), Алексис (наст. фам.- Стенвалл, Stenvall; 10.X.1834, Нурмиярви,- 31.XII. 1872, Тусу-ла) - финский писатель и драматург. Основоположник финской нац. драматургии. Род. в семье сельского портного. Посещал лекции ун-та в Хельсинки, к-рый не окончил из-за материальных трудностей. Материальные заботы, травля офиц. лит. кругов постоянно преследовали К. и в 1870 привели к психич. расстройству. В дальнейшем почти вс„ время жил в деревне. Умер в нищете.

Впервые выступил как проф. драматург с ро-мантич. трагедией "Куллерво" (первый вариант в 1860, второй - 1864), написанной по мотивам нар. эпоса "Калевала". В этой трагедии, положившей начало формированию нац. фин. драматургии, К. создал образ раба-мстителя Куллерво, восстающего против социального угнетения и несправедливости. Премьера трагедии состоялась 17 апр. 1882 в Фин. нац. т-ре. В 60-е гг. К. сблизился с движением за освобождение Финляндии от швед. влияния в области культуры, за полноправное развитие фин. языка. Произв. К. тех лет отражали идеи этого движения. Комедия "Сельские сапожники" ("Сапожники Нумми", 1875, Фин. нац. т-р, Хельсинки) - одно из самых популярных произведений нац. драматургии. Построенная на острых сюжетных положениях, комедия показывает жизнь фин. деревни, е„ быт и нравы, для характеристики героев драматург пользуется сочным нар. языком, добродушной шуткой. Герои пьесы - сапожник Топиас, его упрямый, но добрый сын Эско, проворная хозяюшка Марта - подлинно нар. образы. Одноактная комедия "Помолвка" (1872, Финский т-р) перекликается по теме с "Сельскими сапожниками". В комедии показано столкновение сельских жителей с городом, с его разлагающей бурж. цивилизацией. Сочувственно относясь к сельским труженикам, автор понимает, что гнев его героев бессилен. Комедия отмечена большим мастерством и юмором, многие е„ выражения стали в Финляндии нарицательными. Пьеса "Леа" (1869) на библейский сюжет отличается реалистичностью в обрисовке характеров и поэтичностью.

К. принадлежат также стихотворная драма "Беглецы" (1867), одноактная пьеса "Ночь и день" (1866). Не законченные и не шедшие при жизни К. пьесы "Пивной поход в Шлеузлингене" (1866), "Лео и Лийна" (1867), "Канцио", "Проделки Селмы" (1869) и "Мар-гарета" (1871) в наст. вр. ставятся на фин. сцене.

В своих пьесах К. стремится найти решение обществ. проблем в просвещении или религии. Пьесы

К. сохраняются в репертуаре совр. т-ров Финляндии, переведены на иностр. языки.

Соч.: Valitut teokset, 1-2, [Hels.], 1877-78; Kootut teokset, osa 1-4, [Hels.], 1915-19, 3 pain., 1926-1928; в pvc. пер,- Сговор, в кн.: Сборник финляндской литературы, П., 1917, с. 166-78; Сапожнигки Нумми, в кн. Финская драматургия XIX-XX вв., Л.- М., 1960, с. 29-135;

Помолвка, там же, с. 135-154; Сапожники Нумми, М., 1957.

Лит.: Tarkiainen V., Aleksis Kivi. Elama ja teokset, Porvoo, 1915, 3 pain., 1916; Lehtonen J. V., Aleksis Kivi aikalaistensa arvastelemana, Hels., 1931 ; Aleksis Kivien satavuotismuisto, Hels., 1934 (статья V. Laurila);

Kupiainen U., Huumori suomalaisessa kirjallisuudessa, l osa, Hels., 1939; Mina elan. Aleksis Kivi ajan kuvastimessa, Hels., 1945; Koskimies R., Elava kansalliskirjallisuus suomalaisen hengen vaiheita 1860-1940, l-2 osa, Hels., 1944-46; Elo P. E., Aleksis Kiven persoonallisuus, Por-vo - Hels., 1950; Koskenniemi V. A., Aleksis Kivi, 3 pain., Porvoo - Hels., [1954]; Финская драматургия XIX-XX веков, Л.- М., 1960 (Вступ. статья А. Мантере, с. 8-12). М. С.

КЙВИМА (Kivimaa), Карло Арви (р. 6. IX. 1904)- финский режиссер, драматург и театральный деятель. В 1922-34 выступал как театр. критик и очеркист. В 1937-40-директор т-ра в Тампере; в 1940-49- Нар. т-ра (Хельсинки); в 1949-50 - зам. директора Фин. нац. т-ра (с 1950 - генеральный директор). В начале режиссерской деятельности ставил пьесы фин. драматургов (М. Валтари, И. Турья, Э. Рис-лакки), позднее Шекспира, А. Стриндберга, Г. Ибсена, У. Сарояна и др. Автор пьес: "Заключ„нные" (1927), "ТСВ" (1931), "Паула Сейес" (1945), "В чужом доме" (1956) и др. Вед„т педагогич. работу в Фин. театр. школе (с 1958-профессор). Является председателем правления этой школы, вице-президентом Междунар. театр. ин-та (с 1955). Автор сб. статей "Очарование сцены" (1952).

Соч.: Teatterivaeltaja, Porvoo, 1937; Nayttamon lumous, Hels., 1952.

Лит.: V e i s t a j а V., Teatterin maailma, Hels., 1950.Л/. С.

КЙГЕЛЬ, Григорий Львович (р. 16.11. 1900) - русский советский театральный художник. С 1915 учился у декоратора Одесского т-ра А. А. Дмитриева. Самостоят. работу начал в 1918 в т-ре "Колизей" в Полтаве. С 1920 оформлял спектакли в т-рах Москвы, Одессы, Киева, Хабаровска, Харькова, Свердловска и др. городов (декорации к спектаклям: "Снегурочка" Римского-Корсакова, Т-р оперы и балета им. Шевченко, Киев, 1937; "Бал-маскарад" Верди, Муз. т-р им. Станиславского, 1941). С 1948 - гл. художник Моск.1 т-ра оперетты. К. умеет тонко передать эпоху, стиль, нац. и жанровое своеобразие произв. Его лучшие работы отмечены изяществом, л„гкостью, жизнерадостностью, юмором. Работая также как макетчик и художник-исполнитель, К. добивается точного воплощения своих замыслов на сцене.

Создал декорации к большинству оперетт сов. авторов, пост. на сцене Моск. т-ра оперетты: "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), "Белая акация" (1955) Дунаевского, "Самое заветное" Соловь„ва-Седого (1952), "Трембита" (1949), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Севастопольский вальс" Листова (1961) и др. Среди классич. оперетт, оформленных К.,- "Летучая мышь" Штрауса (1947), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1954), "Граф Люксембург" Легара (1960) и др. В. Бер.

КИД (Kyd), Томас (1558-94) - английский драматург раннего периода эпохи Возрождения, предшественник Шекспира, родоначальник жанра "кровавой драмы". Авторство пьес К. устанавливается предположительно, т. к. они были опубликованы без упоминания имени автора. "Испанская трагедия" (ок. 1585, изд. 1594) - наиболее яркий образец жанра "кровавой драмы", трагедии мести, изобилующей злодействами и ужасами. Позднее была напечатана 1-я часть этой драмы -"Иеронимо" (1605), вероятно, написанная другим автором. К. приписывают авторство трагедий "Помпеи Великий" (изд. 1595), "Соли-ман и Персида" (изд. 1599). Принято считать, что не дошедшая до нашего времени дошекспировская трагедия "Гамлет" (пост. 1587-88) была написана К. Герои К.- сильные люди, одержимые буйными страстями. Творчество его характеризуется трагич. восприятием действительности, напряж„нным драматизмом. "Испанская трагедия" имела длительный успех у нар. зрителя.

Лит.: История английской литературы, т. 1, М.-Л., 1943. А. Л.

КИДРАЛИН, Слямбек (р. 1908)- казахский советский актер. Нар. арт. Казах. ССР (1955). Чл. Коммунистической партии с 1951. Род. в крестьянской семье. Занимался (1931-33) на курсах по подготовке учителей, участвовал в работе драм. кружка. С 1934 работает в труппе Семипалатинского т-ра. актер острой характерности и глубокого драматизма. К. созда„т реалистически выразительные, национально своеобразные образы: Кебек, Еспембет ("Енлик и Кебек" Ауэзова, 1935, 1960), Султанбек ("Аршин мал алан", 1941), Мылкау ("Ахан-сере и Актокты" Мусрепова), Абай (по о. п. Ауэзова и Соболева, 1952), Городничий (1955); Муса Шор-манов ("Чокан Валиханов" Муканова, 1958). Б. Я.

КИЕВ - столица Украинской ССР (1248 тыс. жит. на 1963).

Со врем„н объединения древнерус. земель вокруг К., как политич. и экономия, центра древнерус. гос-ва, театр. зрелища заняли заметное место в обществ, жизни города. Особое распространение получили скоморошьи игры и забавы. Ещ„ большее развитие получили ранние формы лит. драмы и т-ра во время культурно-просветит. движения на Украине, борьбы против католицизма и колонизаторских устремлений польской шляхты в 16-17 вв.Освободит, война укр. народа с Польшей и особенно воссоединение с Россией (1654) оказали влияние на дальнейшее развитие укр. лит-ры и иск-ва, в т. ч. - т-ра. В сер. 17 в. в основанной Петром Могилой (1615) Киево-Могилянской коллегии, позднее - Академии (1631) устраивались школьные спектакли. Наиболее высокого расцвета киевский школьный т-р и драматургия достигают в конце 17 - нач. 18 вв. В этот период большое развитие получили интермедии отличавшиеся реалистич. изображением событий и характеров, живым нар. яз., юмором, представления с вертепом.

В конце 18 - нач. 19 вв. появились разл. бродячие труппы (итал., польские, франц., польско-рус.), возникли любит. кружки, к-рые впоследствии стали основой укр. проф. т-ра. В 1804 началось строительство первого специального театр. здания (оконч. 1807). В 1806 оно было передано антрепрен„ру Д. Шираю, труппа к-рого и открыла первый театр. сезон. В последующие годы здесь играли польские и польско-рус. труппы Желкавского, Змийовского (1816, 1819), Каменского (1822), Ленкавского (1811-16, 1823-29), Рыканов-ского (1834-35, 1843-51), ставившие переводные трагедии, комедии, мелодрамы, оперы, оперетты, балеты, водевили, интермедии. В 1821 в К. выступала полтавская русско-малорус. труппа во главе с М.С. Щепкиным,в 1829-34 труппа И.Штейна, в 1837-38 труппа Л. Млотковского, показавшая спектакли: "Ревизор"; "Наталка-Полтавка" Котляревского. В спектаклях этой труппы выступал П. С. Мочалов (1838). В спектаклях труппы Каратеева принимали участие В. И. Живоки-ни (1842). М. С. Щепкин (1843), А. Е. Мартынов (1843).

Многолетние попытки общественности создать в К. постоянный т-р не имели успеха. В 1856 было построено новое каменное здание (на 849 мест), получившее назв. Городского т-ра. Этот т-р в течение мн. лет сдавался в аренду драм. и оперным антрепрен„рам (Т. Борковскому, Ф. Бергеру, Я. Сетову, М. Савину, И. Прянишникову, М. Бородаю, С. Брикину, М. Багрову и др.) и использовался для выступлений иностр. гастрол„ров: А. Олдриджа (1861), Э. Росси (1878, 1890, 1896),Э. Дузе (1891). Сары Бернар (1881, 1909), Б. К. Коклена (1882,1889), Л. Барная (1886), Э. Поссарта (1887). В 1856-63 в помещении т-ра играли драм. рус. и польская труппы, в 1863-66 - итал. оперная труппа. Пост. оперы "Аскольдова могила" Верстовского (27 окт. 1867) положила начало возникновению в К. рус. оперного т-ра, на сцене к-рого шли лучшие произв. рус. и иностр. композиторов. 4 февр. 1896 здание т-ра сгорело. Новое здание для оперного т-ра было построено'и открыто в 1901.

Во 2-й пол. 19 в. т-р занимал большое место в обществ, и политич. жизни города, приобретая более ч„ткие нац. черты и проф. мастерство. Появились укр. драм. актеры, композиторы, певцы, музыканты. В 1861 открылась первая постоянная муз. школа. В 90-х гг. 19 в. оживлению театр. жизни К. способствовало Лит.-артистич. об-во (Н. Лысенко, М. Стариц-кии, Леся Украинка, К. Стеценко, Н. Деонтович, Я. Стеновой и др.), в 1908-11 - товарищество "Украинский клуб". В 1903 Н. Лысенко организовал муз.-драм. школу (с 1919- ин-т). В 1913 на базе музыкальной школы открылась консерватория.

В конце 19 - нач. 20 вв. в К. гастролировали крупнейшие актеры моек. и петерб. т-ров и театр. коллективы; их выступления были школой для укр. актеров, укрепляли творч. взаимосвязи укр/ и рус. театр. культуры.

В 1877 в К. открылся частный рус. драм. т-р под назв. т-р "Бергонье" (в помещении б. цирка "Бергонье"). В 1891 Н. Со-ловцов организовал "Товарищество драматических артистов", заложившее основы постоянного рус. т-ра в К. Спектакли т-ра Соловцова характеризовались высокой сценич. культурой. Укр. труппы в течение мн.,лет в К. не выступали (специальные указы царского правительства 1863, 1876, 1881, 1884 запрещали книги, ноты и спектакли на "малорусском наречии").

10 янв. 1882 кременчугская труппа Г. Ашкаренко во главе с реж. М. Кропивницким добилась разрешения и впервые показала в К. спектакль "Назар Стодоля" Шевченко на укр. яз. В репертуаре этой труппы были пьесы Котляревского, Квитки-Основьяненко, Кропивницкого.В ноябре 1882 в К. приехала труппа Кропивницкого, в к-рую входили М. Заньковецкая, Н.Садовский и др. В последующие годы в К. играли укр. труппы М. Старицкого, Н. Садовского, П. Саксаганского, О. Суходольского, О. Суслова, в к-рых выступали М. Кропивницкий, М. Заньковецкая, Н. Садовский, А. Затыркевич-Карпинская, Ф. Левицкий, Е. Зарницкая, Л. Линицкая и др. Их выступления имели большое художественное и общественное значение.

Революция 1905 ослабила цензурные запреты. В 1907 Н. Садовский основал в К. стационарный укр. т-р в помещении Троицкого нар. дома (ныне Т-р муз, комедии, просуществовавший до 1918. В труппу входили: Заньковецкая, Линицкая, Левицкий, И. Марьяненко, М. Литвиненко-Вольгемут, А. Борисоглебская, В. Василько, худ. В. Кри-чевский и др. Репертуар состоял из пьес укр. драматургов (Карпенко-Карый, Кропивницкий, Старицкий, Шевченко, Леся Украинка, Котляревский, Квитка-Основьяненко). Садовский впервые обращается к рус. и зап.-европ. классике. Он поставил на укр. яз. "Ревизор", "Женитьба", "Доходное место". Здесь были осуществлены пост. произв. укр. композиторов: "Энеида" Лысенко, "Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского. В конце 1916 возник т. н. Молодой театр ("Товарищество молодых украинских артистов"), В годы между революциями 1905-17 киевские т-ры переживали глубокий идейный и творч. кризис. Даже такие т-ры, как Соловцова, "Бергонье", утеряли свою демократич. направленность, снизился художественный уровень спектаклей, в К. открылось большое количество кабаре.

После революции 1917 политич. обстановка в К. оставалась сложной. Молодая Сов. республика боролась с внутр. контрреволюцией и иностр. интервенцией. Смена властей, продолжавшаяся до 1920, препятствовала установлению нормальной творч. жизни. В 1918 П. Саксаганский организовал Нар. т-р, открывшийся 1 сент. пьесой Котляревского "Наталка-Полтавка" (Терпелыха-Заньковецкая, Воз-ный-Саксаганский). Т-р продолжал реалистич. традиции нар. укр. т-ра, осуществляя преимущественно пост. пьес Кропивницкого, Карпенко-Карого, Старицкого, Шевченко, Квитки-Основьяненко. Но старый бытовой репертуар не отвечал запросам нового времени. Т-р существовал до 1922.

Сов. власть, установившаяся в К. в 1919, помогла т-рам преодолеть идейно-художеств. кризис. К строительству новой театр. культуры были привлечены крупные деятели т-ра. Постановлением Всеукр. совета иск-в 15 марта 1919 проведена национализация т-ров К. Государственными были объявлены Т-р оперы и балета им. К. Либкнехта (б. Городской), Рус. драм. т-р им. В. И. Ленина (б. Соловцова), Укр. драм. т-р им. Т. Шевченко. Возникли новые театральные коллективы. В 1919 была организована "Укр. муз. драма". В том же году созданы Первый республиканский симфонич. оркестр под рук. Н. Леонтовича, 6 районных рабочих т-ров (на Лукьяновке, Димеевке, Куреневке, Подоле, Печерске, станции Киев 1-й). Большую пропагандистскую работу проводили драм. кружки и т-ры Красной АрмииБольшой 'и Малый т-ры политуправления Киевского военного округа. В марте 1922 возник т-р "Берез?ль" во главе с А. Кур-басом (с 1926- в Харькове). Он привл„к внимание общественности призывом к борьбе против рутины, штампов, косности. Однако теоретич. платформа и творч. практика т-ра оказались противоречивыми, деятельность его ограничивали формально-экспериментаторские поиски. 15 ноября 1922 в помещении Троицкого нар. дома открылся Укр. драл . т-р им. Заньковецкой (ныне во Львове) под рук. П. Саксаганского, Б. Романицкого, О. Корольчука, 8 ноября 1924- Гос. т-р для детей (реж. И. Деева), 15 окт. 19 26 в помещении б. т-ра "Бергонье" - Рус. гос. т-р драмы (ныне Т-р им. Леси Украинки). В 1926 в К. был перевед„н из Харькова один из лучших т-ров республики - Укр. драм. т-р им. Франко. Творч. коллектив т-ра, воспитанный на классич. репертуаре, развивавший реалистич. традиции нац. т-ра, стал активным участником строительства новой культуры. В 1926 в К. открылся Укр. гос. т-р оперы и балета, 29 мая 1926 - Музей театр. иск-ва УССР, 29 дек. 1951- Всеукр. т-р Красной Армии Киевского военного округа, в 1934 - Т-р муз. комедии. В 1934 на базе Муз.-драм. ин-та им. Лысенко основаны Гос. консерватория и Ин-т театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. В 1944 организованы Укр. театр. об-во, Ин-т искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР, в к-ром имеются отделы театра и музыки.

В годы Великой Отечественной войны (1941-45) творческие коллективы К. были эвакуированы в тыл и не прекращали работы. За годы Советской власти К. стал крупнейшим культурным центром. Здесь работают художеств. коллективы, сыгравшие значительную роль в развитии театр. и муз. жизни Сов. Украины. В 1964 в К. работают: Т-р оперы и балета им. Шевченко, Укр. драм. т-р им. Франко, рус. драм. Т-р им. Леси Украинки, Т-р юного зрителя, Т-р муз. комедии, Кукольный т-р; художеств. коллективы: Укр. нар. хор, Укр. капелла бандуристов, Укр. ансамбль танца, капелла "Думка", Симфонич. оркестр УССР. В К. находятся Укр. филармония, Укргосконцерт, Цирк. Имеется 5 нар. т-ров.

Лит.: ?стор?я Киева, т. 1-2, Кив, 1959-60; Николаев Н. И., Драматический театр в Киеве (1803-1893), Киев, 1898. Р. Б.

КИЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. ФРАНКО - см. Украинский драматический театр имени И. Франко.

КИЕВСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ И. К. КАРП‚НКО-КАРОГО-см. Украинский институт театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого.

КИЕВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Л‚СИ УКРАИНКИ (Киевский государственный ордена Трудового Красного Знамени русский драматический театр имени Леси Украинки) - русский советский театр. Один из крупнейших рус. т-ров на Украине.

Постоянный рус. т-р в Киеве был осн. в 1891 (см. Соловцова театр). В сов. время после окончательной ликвидации частной антрепризы в 1926 был создан Рус. гос. драм. т-р (с 1939 - им. Леси Украинки). Во вновь организованный коллектив наряду с актерами, приехавшими из др. городов, вошли также актеры, работавшие ранее в киевских т-рах Н. Н. Соловцова, Н. Н. Синельникова и др. В состав первой труппы входили: М. П. Болдуман, Н. Н. Волховская, Р. Г. Данилевская, Г. С. Долгов, В. Ф. Драга, В. Н. Львович, Э. М. Маркова, Н. А. Светловидов, П. М. Пастушков, Н. А. Покровский, М. Ф. Чужби-нова, С. В. Юренев, Г. А. Яниковский, А. В. Ячниц-кий, режиссер П. А. Рудин, художник Г. П. Руди и др. Т-р открылся 15 окт. 1926 спектаклем "Конец Криворыльска" Ромашова. В последующие годы в т-ре были поставлены лучшие произв. сов. драматургии:

"Любовь Яровая" (1927), "На берегу Невы" (1937) Трен„ва, "Разлом" (1927), "Бронепоезд 14-69" (1928); "Огненный мост" (1929), "Бойцы" (1934) Ромашова, "Человек с портфелем" Файко (1928), "Темп" (1930), "Мой друг" (1932) и "Кремл„вские куранты" (1940) Погодина, "Первая конная" (1930), "Оптими-стич. трагедия" (1933) Вишневского, "Простые сердца" Паустовского (1939), "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1940). Наряду с работой над сов. пьесами т-р обращается к произв. классич. драматургии. На его сцене были пост. "Горе от ума" (1929, 1945), "Волки и овцы" (1935), "Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва (1945), "Воскресение" по Л. Н. Толстому (1929), "Плоды просвещения" (1936), "Егор Булычев и другие" (1933), "Враги" (1951), "Дети солнца" (1937), "Зыковы" (1940); "Дети Ванюшина" Найд„нова (1939), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (1941), "Свадьба Кречинского" (1943).

Т-ром руководили П. А. Рудин (1926-28), В. Б. Вильнер (1928-31), В. А. Нелли (1931-34), Л. М. Прозоровский (1934-36), Б. И. Вершилов (1936-37). В 1938-54 худ. рук. т-ра - К. П. Хохлов. Зрелый мастер, воспитанный на традициях рус. реалистич. иск-ва, он прин„с в т-р высокую культуру, строгую взыскательность. В 1939 Хохлов впервые на рус. сцене пост. "Каменный властелин" Леси Украинки (худ. Петрицкий). С того же года т-р носит имя Леси Украинки. Значит, событием явился спектакль "Живой труп" (1940, реж. Нелли; Протасов-Романов). Художеств, линию Хохлова продолжил М. Ф. Романов, возглавлявший т-р в 1953-59.

В период Отечеств, войны т-р работал в Караганде и Грозном. С июля 1944 возобновил работу в Киеве.

В 1946 т-р был награжд„н орденом Трудового Красного Знамени. Среди лучших спектаклей т-ра: "Нашествие" (1943); "Русский вопрос" Симонова (1947), "Директор" Ал„шина (1950), "К новому берегу" по Лацису (1953), "В добрый час!" (1955), "В поисках радости" (1958) Розова, "Годы странствий" (1955), "Иркутская история" (1960) Арбузова, "Юность Поли Вихровой" (1959; по роману Леонова "Русский лес"). Среди пост. произв. классич. драматургии: "Хождение по мукам" по А. Н. Толстому (1947), "Враги" (1951);

"М„ртвые души" по Гоголю (1952), "Маскарад" Лермонтова (1953), "На бойком месте" (1953), "Лес" (1962), "Дядя Ваня" (1960).

Пропагандируя рус. культуру на Украине, т-р постоянно обращается также к укр. драматургии. На его сцене были поставлены: "Два мира" Мокреева (1931), "Хвала жизни" Суходольского (1941), "Жизнь начинается снова" (1950), "Песня под зв„здами" (1959) Собко, "Дочь прокурора" Ю. Яновского (1954), "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" (1944), "Гибель эскадры" (1953) Корнейчука, "Под золотым орлом" Галана (1952), "Соло на флейте" Ми-китенко (1959), "Навеки вместе" Дмитерко (1950), "В пуще" Леси Украинки (1958). Среди лучших постановок зарубежной драматургии: "Пигмалион" Шоу (1945), "Овод" по Войнич (1948), "Мораль пани Дульской"3апольской(1956), "Комедия ошибок" Шекспира (1959) и др.

В т-ре работали актеры - В. М. Аристов, М. М. Бе-лоусов, М. К. Высоцкий, В. Ф. Драга, П. Н. Значков-ский, Л. И. Добржанская, Д. В. Зеркалова, Л. П. Кар-ташова, Н. В. Комиссаров, В. И. Освецимский, М. Ф. Романов, С. С. Петров, Е. В. Самойлов, Н. Н. Соснин, М. П. Стрелкова, А. М. Таршин; режиссеры: Л. В. Вар-паховский, Б. И. Вершилов, В. Б. Вильнер, Б. Н. Норд, Н. А. Попов, Л. М. Прозоровский, В. Г. Сахновский; художники: Л. Я. Алыпиц, Н. И. Духновский, В. Г. Меллер, А. Г. Петрицкий, М. Б. Уманский, И. С. Федотов; композиторы: И. А. Виленский, М. В. Коваль, Б. Н. Лятошинский, Л. Н. Ревуцкий, О. А. Сандлер, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин.

В труппе т-ра (1964): нар. артист СССР Ю. С. Лавров, нар. артисты УССР П. И. Киянский, В. М. Халатов, засл. артисты УССР Е. Я. Балиев, К. И. Богданова, В. С. Дуклер, Г. И. Лазарев, А. В. Литвинова, А. Т. Николаева, Е. Э. Опалова, А. Ф. Пекарская, А. Г. Решетников, А. Н. Роговцева, М. Б. Ро-зин, Н. Н. Рушковский, О. В. Смирнова, А. 3. Смо-лярова, Д. В. Франько, А. Д. Чистяков и др. режиссеры: нар. арт. УССР Н. А. Соколов, засл. деятель иск-в УССР В. А. Нелли; гл. художник-Д. Л. Боровский; зав. муз. частью-Л. М. Соковнин. Зрительный зал рассчитан на 987 мест.

Лит.: 20 лет. Государственный русский драматический театр им. Леси Украинки, Киев, 1946; Киевский Государственный ордена Трудового Красного Знамени Русский Драматический театр им. Леси Украинки, Киев, 1960. Р. Б.

КИЕВСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ.

Организован в Киеве в 1934. Т-р ставил своей задачей изучение и развитие традиций укр. классич. и нар. т-ра. На его сцене были пост. опера "Наталка-Полтавка" (1943) Лысенко, муз. комедии "Сватанье на Гончаровке" Квитки-Основьяненко, музыка Стеценко (1953), "За двумя зайцами" Старицкого, музыка Рождественского, либр. Олейника (1953), "Остались в дураках" Кропивницкого (1943). Эти спектакли утверждали в муз.-комедийном жанре реалистич. принципы исполнения. Т-р плодотворно сотрудничал с укр. писателями Н. П. Бажаном, Остапом Вишней, М. Ф. Рыльским, П. Г. Тычиной и др., композиторами М. И. Вериковским, К. Ф. Данькеви-чем, В. П. Рождественским, О. А. Сандлером и др. При их участии были пост. спектакли "Золотые ключи"

Данькевича и Колтунова, "Паливода XVIII столетия" ? Жданова и Рыльского (1938), "Сердца и доллары" Сандлера и Левады (1949), "Тиха украинская ночь" Жданова и Купченко (1958) и др. Композитор А. П. Рябов, работавший в т-ре гл. дириж„ром, пост. здесь свои оперетты: "Свадьба в Малиновке" (1938), "Когда ошибаются двое" (1941), "Сорочинская ярмарка" (1943), "Хитроумная влюбл„нная" (по комедии Лопе де Вега, 1953), "Красная калина" (1954) и др. Основу репертуара составляют произв. укр. и рус. сов. композиторов на совр. темы: "Белая акация" Дунаевского, "Огоньки" Свиридова, "Желаем счастья" Цегляра (1957), "Ал„нушка" Гомоляки (1960), "Сердце балтийца" Листова (1964) и др. Т-р пост. также: "Кето и Котэ" Долидзе (перевод либр. Бажана, 1938), "Аршин мал алан" Гаджибекова (1956), "Ромео, мой сосед" Гаджиева (1961), оперетты И. Кальмана, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха, лирико-комич. балеты, водевили и др.

В труппе т-ра (1964): нар. арт. УССР В. П. Новинская, Д. Д. Пономаренко, засл. арт. УССР Н. М. Ан-никова, Г. Г. Лойко, Е. А. Мамыкина, Д. А. Шевцов, засл. арт. УССР и Узб. ССР Р. И. Уманская, артисты Н. И. Блащук, В. В. Быков, И. Н. Журавская, Л. Г. Запорожцева, Г. Б. Козлов, А. И. Михайлов, С. М. Никитенко, Л. М. Пресман и др. Гл. реж.- Б. А. Рябикин, гл. балетм.- засл. арт. УССР Б. А. Таиров, гл. худ.-Д. Д. Лидер, дириж„ры-Э. Г. Хин-кис, засл. деят. иск-в РСФСР Г. И. Ткаченко.

Лит.: Петрова К., Творческие искания, газ. "Советская культура", 1954, 21 августа, ј 100. с. 3. А. Ив.

КИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО - см. Украинский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко.

КИЕВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ - см. Украинский театр юного зрителя.

КИЕВСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ (Государственный музей театрального искусства УССР). Основан в Киеве в 1926 на базе музея т-ра "Берез?ль", где были собраны впервые материалы по истории укр. т-ра. Фонды музея, насчитывающие свыше 120 тыс. экспонатов, включают разделы дореволюц. и сов. т-ра. Здесь хранятся уникальные экземпляры укр. "Вертепа" (ящики и куклы), рукописные и мемориальные архивы М. К. Заньковецкой, М. Л. Кропивницкого, семьи Тобилевич и др. деятелей укр. т-ра. Музей имеет собрание произведений укр. декорац. иск-ва, фототеку, фонотеку, театр. и нотную библиотеку. Музей вед„т культурно-массовую и научно-издательскую работу. Имеется филиал- музей-квартира М. К. Заньковецкой в Киеве. А. Др.

КИЕВСКОЕ ОПЕРНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО - одно из первых оперных товариществ в России. Основано И. П. Прянишниковым в Киеве в 1889 (существовало до 1892). В эти годы в К. о. т. пост. оперы "Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Русалка", "Демон"; "Галька" Монюшко, "Аида", "Риголетто", "Трубадур", "Кармен", "Тангейзер", "Фауст"; "Гугеноты", "Роберт-Дьявол", "Пророк", "Африканка" Мейербера, "Фенелла" Обера, "Миньон" Тома, "Джоконда" Понкьелли и др. В труппе в разные годы работали: И. П. Прянишников, И. В. Тартаков, М. Е. Медведев, К. И. Михаил ов-Стоян, В. А. Даверин-Кравченко, А. А. Ляров, П. А. Порай-Кошиц, А. Н. Соловь„ва-Мацулевич, М. Д. Смирнова, С. П. Нечаева и др. Деятельность К. о. т. сыграла важную роль в становлении рус. оперы в Киеве, способствовала росту рус. и укр. муз. и постановочной культуры; были созданы превосходный хор и оркестр (дириж„р И. В. Прибик). Товарищество обогатило репертуар Киевской оперы такими пост., как "Князь Игорь", "Пиковая дама";

"Каменный гость" Даргомыжского, "Вражья сила"

Серова, ."Отелло" Верди, "Свадьба Фигаро", "Лоэн-грин", к-рые киевлянам были показаны впервые.

Лит.: Чечотт В. А., Двадцатипятилетие Киевской русской оперы (1867-1892), Киев, 1893; Ш к а ф е р В. П., Сорок лет на сцене русской оперы, Л., 1936. А. Ив.

КИИЗБАЕВА, Сайра, (р. 7. XI. 1917) - киргизская советская артистка оперы (лирическое сопрано). Нар. арт. СССР (1958). Чл. Ком-мунистич. партии с 1944. Деп. Верх. Совета Кирг. ССР 2- 4-го созывов. С 1936 - солистка Кирг. муз.-драм. т-ра (с 1942 - Т-р оперы и балета). В 1939 исполнила заглавную партию в первой кирг. опере "Айчурек" Власова, Мал-дыбаева и Фере. В 1947-49 совершенствовалась в Моск. консерватории. Исполняла ведущие партии в нац. операх, создала правдивые образы киргизских женщин, полных достоинства, обладающих глубокими чувствами, но сдержанных в их выражении: Куляйим ("Кокуль" Раух-вергера), Каныкей, Джамиля ("Манас", "На берегах Иссык-Куля" Власова, Малдыбаева и Фере), Айша ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова). К. первая кирг. певица, выступавшая в партиях классич. репертуара: Ярославна, Татьяна, Лиза" Тамара; Наталья

("Опричник" Чайковского), Маргарита ("Фауст"), Недда ("Паяцы"), Чио-Чио-сан. Исполняла их на киргизском и русском языках. С 1956 препода„т пение в Музыкальном училище им. Куренкеева и в студии при Т-ре оперы и балета.

Лит.: [Волгин Ю.], Сайра Киизбаева, Фрунзе, 1958.

Я. Л. КИКАЛЕЙШВЙЛИ, Зураб Малакиевич (р. 25. X. 1924)-грузинский советский артист балета. Нар. арт. Груз. ССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Учился в Моск. хореографич. уч-ще при Большом т-ре (класс Н. И. Тарасова). С 1942 - солист балетной труппы тбилисского Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Все балетные партии создал под рук. В.Ча-букиани. Творчество К. отмечено яркой индивидуальностью и самобытностью. Его танец отличается л„гкостью, пластичностью, высокой техничностью. Многогранный, разнохарактерный артист, обладающий даром сценич. перевоплощения, К. созда„т острые, выразительные по форме сценич. образы. Наряду с героико-романтич. партиями - Джорджи ("Сердце гор" Баланчивадзе), Фрондосо ("Лаурен-сия"), Горда и Мамия ("Горда" Торадзе, 1949, Гос. пр. СССР, 1951), Сергей Соколов ("За мир" Торадзе, 1953), К. исполняет лирич. партии в классических балетах-Зигфрид, Дезире, принц Альберт ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Жизель"), Вацлав ("Бахчисарайский фонтан"), а также характерные партии - ч„рт Давриш ("Синатле" Киладзе, 1947; Гос. пр. СССР, 1948), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Особенно значительная работа К. - образ Яго ("Отелло" Мачавариа-ни, 1957), для воплощения к-рого артист наш„л резкую, отточенную форму. К. выступает и как режиссер-балетмейстер: пост. "Красный цветок" (1948); "Фрески художника" Квернадзе (1962) по мотивам картин художника Л. Гудиашвили, танцы к оперным спектаклям ("Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Лак-ме"; "Невеста Севера" Торадзе и др.).

Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени 3. Палиашвили, Тбилиси, 1958. Эт, Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница