Наши партнеры

Проектирование мультимедийных систем
Застройщики в Бенидорме. Топовые новострои в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 219)


КОВАЧ (Kovacs), Дьёрдь (р. 22.II.1910) - румынский актер. Нар. арт. РНР (1957). По национальности венгр. Дебютировал в 1933 в Клужском венг. т-ре, играл в классич. трагедиях и опереттах. После 1945 работал в "Театрул Секуйеск" в г. Тыргу-Муреш. Принимал активное участие в реорганизации венг. т-ра в Румынии. К. играет роли (драматич. и комедийные) в сдержанной, естеств. манере, усиливает гума-нистич. содержание образа.

Роли: Драгомиреску ("Разрушенная цитадель" Ловине-ску), Букаш ("Последний час" Себастьяна), Кацавенку ("Потерянное письмо" Караджале), Тартюф; Тетерев ("Мещане"), Тригорин ("Чайка") и др.

Препода„т в Театр, ин-те в г. Клуже. Гос. пр. (1952, 1954).

Соч.: Гага sufleur, "Teatrul", 1956, .ј 6. Лит.: Teatrul in Rominia dupa 23 august 1944, [Вис.], 1959.

KOBE, Михаил Алексеевич (р. 1914) - абхазский советский актер. Нар. арт. Абх. АССР (1958). Учился в студии под рук. В. И. Домогарова в Сухуми в 1930- 1933. По окончании студии вош„л в труппу Абх. т-ра.

Роли: Ахма ("Анзор" Шаншиашвили), Ганди ("Краски мира" Микава и Абашидзе), Максимов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Кяазим ("Сабыда" Лакербая), Элизбар ("Дана-кай" Лакербая), Яков ("Последние" Горького), Ф. Э. Дзержинский ("Кремл„вские куранты"), Стрыжень ("Гибель эскадры"), Сулейман-хан ("Измена" Сумбатова). М. Л.

"КбВЕНТ-ГАРДЕН" (Covent Garden) - английский оперный театр. Назв. т-ра происходит от наименования р-на Лондона, в к-ром был построен "К.-Г.". Открылся 7 дек. 1732 пьесой У. Конгрива "Светские обычаи", в том же месяце была пост. "Опера нищих" Гея и Пепуша. Т-р получил монополию на пост. драм. произв., к-рой пользовался до 1843. Основатель т-ра - англ. актер и театр. деятель Дж. Рич, руководивший до этого т-ром "Линкольне Инн Филдс".. Вместе с ним в новый т-р перешли и актеры Дж. Куин,. Пег Уоффингтон, Дж. Энн Беллами и др. После смерти Рича (1761) т-р вскоре переш„л к его зятю, певцу Дж. Бэрду, и репертуар стал преим. оперным. Здесь ставились оперы Генделя, Моцарта, Вебера (опера "Оберон" была написана специально для "К.-Г.") и др. В 1770-90 на сцене "К.-Г." играли Ч. Маклин,. Р. Бенсли, Г. Вудворд, Дж. Хентерсон. В нач. 19 в. в т-ре выступали прославленные англ. актеры Дж. Кембл, С. Сиддонс, Ч. Кембл (возглавлял т-р в течение неск. лет), Ф. Кембл, Э. и Ч. Кин, У. Ч. Ма-креди (возглавлял т-р в 1837-39). В 1834-42 руководителем т-ра "К.-Г." была Э. Вестрис (Л. Э. Мэтыос).

Примочат, событием в истории т-ра были пост. пьесы Голдсмита "Унижение паче гордости, или Ночь ошибок" (1773), выступление Э. Терри в роли Дездемоны и'А. Олдриджа в роли Отелло.

В 1847 "К.-Г." окончательно превращается в оперный т-р. На сцене т-ра пели знаменитые вокалисты:

М. Малибран, Дж. Гризи, М. Альбони, А. Тамбури-ни, Дж.* Марио, П. Виардо-Гарсиа, А. Патти, К. Ниль-сон, Ж. Фор, П. Лукка, Я. Решке, Н. Мелба, Л. Нор-дика, Э. Тамберлик, А. Котоньи и др. Прочное место-в репертуаре занимают оперы итал. и франц. композиторов (Россини, Леонкавалло, Масканьи, Пуччини,. Визе, Сен-Санса и др.). Здание дважды отстраивалось заново (после пожаров 1808 и 1856). Спектакли в ныне существующем здании были открыты 15 мая 1858 оперой Мейербера "Гугеноты". В 90-х гг. 19 в. т-р получает назв.- "Королевский оперный театр Ковент-Гар-ден". С конца 19 в. в "К.-Г." вводится в практику обычай исполнения опер на языке оригинала. Событиями большой художеств. значимости явились пост. Г. Малером, Ф. Мотлем и Г. Рихтером тетралогии "Кольцо Нибелунга" Вагнера (1892, 1898, 1903), опер "Электра" Р. Штрауса (1910), "Деревенские Ромео и Джульетта" Делиуса (1910), "Парсифаль" Вагнера (1914), "Дон Жуан" Моцарта (1926), "Фиделио" Бетховена (1927), "Борис Годунов" (с Шаляпиным" 1928). В нач. 20 в. на сцене "К.-Г." пели Э. Карузо" М. Баттистини, Л. Тетраццини, Дж. Мартинелли.

В 1914-19 "К.-Г." был закрыт. Во время войны Т. Бичем, к-рый с 1910 был муз. руководителем "К.-Г.", организовал "Британскую нац. оперную труппу", пост. с ней в 1919-20 на сцене "К.-Г." оперы "Золотой петушок", "Хованщина", "Борис Годунов" и др. В 1924-39 проходили сезоны итал., франц., нем. оперной классики под рук. дириж„ров В. Фурт-венглера, Ф. Вейнгартнера, Б. Вальтера, Ф. Рей-нера, Т. Бичема и др. В 1939-43 здание т-ра использовалось как танц. зал.

12 дек. 1946 вновь открылся оперный т-р "К.-Г.". В 1946-51 муз. руководителем т-ра был К. Ранкл, с 1956 гл. дириж„р и худ. рук.- Г. Шолти. Среди пост. т-ра 40-60-х гг.- "Королева фей" Перселла (1946), "Олимпийцы" Блисса (на либр. Дж. Пристли в пост. П. Брука, 1949), "Троил и Крессида" Уолтона (1954), "Питер Граймс" (1958, пост. Т. Гатри), "Сон в летнюю ночь" (1961, пост. Дж. Гилгуда) Бриттена, "Катерина Измайлова" Шостаковича (1963, 1-я пост. за рубежом). В 1950-60-х гг. в т-ре проходили гастроли М. Каллас, Т. Гобби, М. Дель Монако, Р. Тебальди, В. де Лоб Анхелес, Э. Шварцкопф, Д. Ди Стефано, 3. Милановой, Б. Христова и др. В сезоне 1961-62 на сцене "К.-Г." впервые выступил сов. дириж„р А. Ш. Мелик-Пашаев, руководивший пост. оперы "Пиковая дама", в 1962 в "Аиде" выступила Г. П. Вишневская. В труппе т-ра (1963): певицы Дж. Сатерленд, Э. Шуард, М. Кольер, Э. Морисон, Э. Коутс, У. Гейл, певцы П. Пирс, Д. Эванс, О. Краус, Д. Шоу, А. Т„рп, Ч. Крэг, Л. Куилико, Д. У орд, У. Макалпин и др. С 1946 на сцене "К.-Г." выступает также балетная труппа "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1957 носит назв. Королевский балет).

, Лит.: Northcott R., Covent Garden and the Royal opera, L., 1924; Shawe-Taylor D., Covent Garden, L., 1948; Rosenthal Н., Two centuries of opera at Covent Garden, L., 1958. Be. Т., Ф. К.

"КОВ‚РНЫЙ" - цирковой артист, клоун, выступающий в пс.узах между номерами в то время, когда подготавливается реквизит, аппаратура для следующего номера, служители (униформисты) раскатывают или убирают ков„р. Первые "К.", появившиеся в 70-80-х гг. 19 в., играли роли неловких униформистов, к-рые вс„ делали невпопад и этим вызывали смех. Носили криво заст„гнутые ливрейные фраки, короткие или преувеличенно широкие штаны, рыжие парики, делали причудливо-комический грим. Затем артисты сменили ливреи униформистов на карикатурные костюмы. В Германии "К." называли Августами, в России - Рыжими. Среди первых "К.":

Т. Беллинг, Чадвиг, Дж. Гюион и др. В дореволюц. рус. цирке в роли "К." с успехом выступали В. Лаза-ренко, А. Цхомелидзе, итальянец Ч. Джакомино.

В сов. цирке "К." занимают большое место в программах, они пародируют номера программы, разыгрывают буффонные и сатирич. сценки. Не отказываясь от эксцентрики, буффонады, артисты стремятся к реалистич. трактовке образа-маски. Среди сов. артистов цирка, выступающих в амплуа "К.",- Павел Алексеевич (Алексеев), Н. Антонов и В. Бартенев, Карандаш, X. Мусин, А. Сергеев, Н. и К. Берман, Е. Бирюков, А. Юсупов, Р. М. и А. Ширман, О. Попов, Ю. Никулин и М. Шуйдин, Э. Середа, В. Бай-дин, В. Мозель и О. Савич, Л. Енгибаров, И. Девяткин и Е. Кружков, Орлов и Тряпинцын, Ю. Котов, Г. Маковский и Г. Ройтман.

Лит.: Кузнецов Е. М., Цирк, М.-Л.,1931;

Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М., 1963. 70. Д.

"КОВ‚Р-САМОЛ‚Т" - площадка, подвешенная на тросах в центре сцены и задрапированная под "ков„р". Служит для горизонтального прол„та одного или нескольких артистов с одной стороны сцены на другую. Поднятый на нужную высоту "К.-с." с помощью выкрашенной в ч„рный цвет вер„вки отводится в кулису, затем включаются подсветка артистов (смонтированная для большего эффекта на самом "К.-с."), снизу - вентилятор, ослабляется отводная вер„вка: подчиняясь законам маятника, "К.-с.", устремившись к центру подвески, пролетает через всю сцену с необходимой скоростью. Прол„т на "К.-с." применяется обычно в т„мных картинах перед самым закрытием занавеса. Ген. Ш.

КбВНЕР, Иосиф Наумович [17(29). XII. 1895- 4.1.1959] - русский советский композитор. В 1914 окончил Вильнюсское муз. уч-ще. Учился в Петрогр. консерватории у В. П. Калафати, брал уроки композиции у Г. Л. Катуара. В 1923-42 работал зав. муз. частью, композитором и гл. дириж„ром Гос-центюза (Москва). В 40-е гг. К. обратился к жанру оперетты. Музыка его лучшей оперетты "Акулина" (либр. Адуева по мотивам повести Пушкина "Барышня-крестьянка", 1948, Свердловский т-р муз. комедии) характеризуется жизнерадостностью, напевностью, рус. нар. колоритом. Среди др. работ К.- оперетты "Бронзовый бюст" (1945, Свердловский т-р муз. комедии), "Жемчужина" (1954), "Неземное создание" (1955). К. является также автором ряда ка-мерно-инструмент. и вок. произв., музыки к фильмам и др. Ю. Быч.

КОВРбВ (наст. фам.- Кувшинов), Георгий Иванович [3(15).II.1891-8.VII.1961] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1949). Сценич. деятельность начал в Ярославле в 1907. Затем работал в Великом Устюге, Ставрополе, Пензе, Кисловодске. С 1919 играл в моек. т-рах - б. Корш (1919-24), им. МГСПС (1924-29, 1931-34), им. Революции (1930-31). В 1934-59 - в Малом т-ре. Был одним из первых актеров, создавших образ героя эпохи гражд. войны: Братишка ("Шторм" Билль-Белоцерковского, 1925), Караваев ("Мятеж" по Фурманову, 1927), Вершинин ("Бронепоезд 14-69", 1936).

Среди ролей К.: Никитин ("Жизнь зов„т" Билль-Белоцер-ковского), Андрей Белугин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва), Войницкий; Пепел ("На дне"), Лука Сан-дуков ("Волк" Леонова), Котов ("На берегу Невы" Трен„ва), Подколзин ("На белом свете" Нилина), Досужев ("Доходное место"), Бессеменов ("Мещане"), Каркунов ("Деньги" Софро-нова), Кузьма Дерюков ("Наш современник" Паустовского). В. Мас

КОВРОВАЯ ЩЕЛЬ - узкая щель (не более 50 мм) в планшете Сцены, расположенная за красной линией параллельно портальной арке и закрытая деревянной планкой. Служит для закрепления в ней передней кромки т. н. декоративных "ковров" (расписанных холстов), к-рые благодаря этому аккуратно растягиваются на сцене и не сбиваются в складки во время .действия. К. щ. предусматривается при конструировании несущих балок планшета сцены и при укладке щитов планшета. Ген. Ш.

КОВЬЕЛЛО (Coviello) - маска неаполитанского театра комедии дель арте. Появилась в конце 16 в. Один из первых исполнителей ролей К.- Яковьелло Джакометто, от имени к-рого и пошло назв. маски. Принадлежал к юж. группе масок. К. был глуп, труслив и безмерно хвастлив, позднее его характер несколько изменился. Тип К. получил развитие в пьесах мн. драматургов, в т. ч. у Мольера (слуга Клеон-та в "Мещанине во дворянстве"), Гольдони. Среди исполнителей роли К.- популярный актер Буономо (конец 16 - нач. 17 вв.), поэт и художник Сальватор Роза. В конце 17 - нач. 18 вв.-Дж. Сакки, Т. Ри-стори, А. Костантини, Дж. Рагоццино.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия...,М., 1954, 2 изд., M., 1962; Ademollo A.,I teatri di Roma nel secolo decimosettimo. Roma, 1888; M a r t u c-ci G., Salvator Rosa nel personaggio di Formica, "Nuova Antologia", 1885, 16 seti.; Sand M., Masques et bouffons, P-, 1860. Д. Л.

КОВЯЗИН, Николай Александрович (15. IX. 1900-9.III.1950) - белорусский советский режиссер, засл. арт. БССР (1949). Организатор и худ. рук. (1931 -37) Белорус. ТЮЗа. Работал худ. рук. в Полесском, Бобруйском, Гродненском т-рах. Спектакли, пост. К., отличались театральностью, яркостью характеристик.

Пост.: "Наш" Зныка (1934), "Дружина" Бруштейн (1935), "Великая сила" Ромашова (1948), "Счастье" по Павленко (1949), "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского (1946), "На дне" (1950).

Лит.: Н я ф „ д У., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959, с. 202-204, 209, 266, 298. В. Н.

КОГАН, Петр Сем„нович (20.V.1872-2.V.1932)- русский советский литературовед и театровед. Профессор. Президент Гос. академии художеств. наук (1921). Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та (1896). Печататься начал в 1895. Автор крупных исследований по истории зап.-европ. лит-ры и т-ра. Работал в театр. отделе (ТЕО) Наркомпроса. Много выступал (особенно в первые годы революции) с публичными лекциями. В„л преподавательскую .работу (Петерб. ун-т, Высшие женские курсы, Моск. ун-т). К. принадлежит ряд статей в новом энцикло-педич. словаре Брокгауза и Ефрона ("Классицизм", "Лессинг", "Гуцков", "Ибсен", "Зудерман" и др.), в 1-м издании Большой Сов. Энциклопедии ("Бомарше", "Гауптман", "Юшкевич" и др.).

Соч.: Очерки по истории зап.-европ. театра. Л., 1934;

В преддверии грядущего театра, М., 1921; А. С. Грибоедов, М.-Л., [1929]; Обществ, значение M XT, [M.], 1929; Вильям Шекспир, M.-Л., 1931; Бомарше и его герой, "Русская мысль", М., 1899, кн. 8, с. 107-122; Южин-писатель, в сб. :

А. И. Южин. 1882-1922, М., 1922, с. 80-88; Театр в эпоху реакции. 1881-1905 гг., в кн.: Сто лет. Александрийский театр -театр госдрамы, Л., 1932, с. 199-296. С. Г.

КОГОУТ (Kohout), Павел (р.20.VII.1928) - чехословацкий поэт, журналист и драматург. В 1947 поступил учиться в Карлов ун-т (Прага). В 1952 вышла первая пьеса К.-"Хорошая песня" (1952, Центральный т-р Чехословацкой армии, Прага). Воинам чехословацкой армии посв. пьеса "Сентябрьские ночи" (1955, там же), л„тчикам - "Прощай, печаль!" (1957, Т-р им. И. Тыла, Пльзень, и Центральный т-р Чехословацкой армии, Прага). Пьеса К. "И меня называли товарищем" была неудачей автора, слабой как в идейном, так и в художеств. отношении. Популярность получила пьеса К. "Такая любовь" (1957, Реалпстич. т-р им. 3. Неедлы, Прага), поэтично и остро ставящая проблему ответственности нового общества за судьбу каждого человека, за воспитание социалистич. морали. В этой пьесе раскрылась гл. особенность творчества К.-'слияние лиризма и публицистичности. Пьеса пост. в 60 т-рах СССР, в ГДР, Венгрии, Румынии, Польше, Болгарии, Греции, Франции и др. К. выступал и как режиссер, пост. свою пьесу "Третья сестра" (1960, Реалистич. т-р им. 3. Неедлы, совм. с реж. Р. Ведралом; эта пьеса в 1963 пост. в МХАТе под назв. "Дом, где мы родились") и "Месяц над рекой" Шрамека (1962, Т-р им. С. К. Неймана).

Соч.: Dobra pisen, Praha, 1955; Tri hry, Praha, 1958, в рус. пер. - "Хорошая песнь", М., 1957; Такая любовь, в сб.: Современные чехословацкие пьесы, М., 1960 (см. также с. 339-40, 575-76 и 587-88).

Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962. Л. Сол.

КОДА [итал. coda (от лат. cauda), букв.-хвост]- в классич. танце быстрая заключительная часть па-де-де па-де-труа. В па д'аксьон иногда, в гран па обязательно в К. принимает участие ансамбль артистов.

КОДАЙ (Kodaly), Зольтан (р. 16. XII. 1882, г. Кечке-мет) - венгерский композитор, фольклорист, музыкально-общественный деятель. С 1945-действ ит. чл. ив 1946-49-президент Венгерской АН. Музыке учился в 1900-05 в Будапештской консерватории по кл. Я. К„сслера, одновременно занимался на филос. ф-те Будапештского ун-та и в колледже им. Этвеша. Крупнейший знаток и исследователь венг. нар. музыки, К. написал комич. оперу "Харп Янош" (1926, Будапештский т-р оперы; 1963, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), в которой создал яркий образ легендарного нац. героя, овеянный нар. юмором. К.-автор опер "Секейская прядильня" (1932, Будапештский т-р оперы), "Цинка Панна" (1948, там же); "Балетной музыки" для оркестра (1925), симф. камерно-пнстру-мент., BOK. и др. соч. Муз.-сценич. произв. К., так же как и вс„ его творчество, характеризуются органичной связью с нар. иск-вом, ярким мелодич. началом, глубоким проникновением в ладо-метрич. строй венг. нац. музыки. Большое влияние на творчество К. оказала музыка Мусоргского. С 1907 К.проф. Будапештской консерватории, воспитал неск. поколений венг. музыкантов. Автор мн. трудов, очерков и статей по нар. музыке. Поч„тный доктор Оксфордского ун-та (1960). Нац. пр. им. Кошута (1948, 1952, 1957). Лит.: Золтан Кодай [Сб. статей], Будапешт, 1952, Szabolcsi В. esBartha D. (сост.), Emlekkonyv Kodaly Zoltan, Bdp., 1953; Kodaly Zoltan. 75. szuletes, nap-jara, szerk. Szaboicsi Bencce es Bartha Denes, Bdp., 1957;

Kodaly Zoltan, Bdp., 1959.

КОДАН - вид устного рассказа в Японии. Получил развитие в 16 в., когда странствующие монахи-сказители рассказывали эпизоды из исторпч. хроники "Тайхэйки". В 17-18 вв. были распространены сказания о битвах, исполнявшиеся странствующими ронинами (самураями, покинувшими свой клан). Рассказчики К. выступали в храмах или под навесами у проезжих дорог. Во время исполнения рассказчики обычно сидели на помосте, для усиления выразительности прибегали к жестикуляции, время от времени ударяли сложенным веером об пол перед собой. К. получил широкую популярность и явился одним из истоков театр. иск-ва. Сохранился до 20 в. (включается в программы радио и телевидения). Л. Г.

КОДОНА (Codona), Альфредо (1893-1937) -- мексиканский цирковой артист; воздушный гимнаст. В 1912 с братом Лало дебютировал в цирке Вирта в Австралии в номере "Воздушный пол„т". В 1919, выступая в США (штат Луизиана), К. впервые в мире сделал тройное сальто-мортале при перел„те с трапеции в руки к ловитору (исполнял этот трюк ежедневно). Также исполняла пол„те два с половиной сальто-мортале с пируэтом. Выдающийся гимнаст-пол„тчик, К. выступал во мн. странах мира. М. Зон.

КОЖАМКУЛОВ, Сералы (Серке; р. 1896)-казахский советский актер.' Нар. арт. Казах. ССР (1936). В годы гражд. войны, будучи бойцом партизанского отряда А. Джангильдина, выступал в любительских спектаклях. В 1920 приехал учиться в Оренбург, здесь участвовал в студенческой театр. самодеятельности. С 1923 работал судебным следователем в Кустанае. В 1925 был привлеч„н как актер и режиссер в только что организованный Казахский т-р драмы и стал одним из основоположников этого т-ра, был его первым художеств. руководителем. К. известен как исполнитель характерных ролей. С исключит. меткостью переда„т он яац. черты характера сценич. персонажей, замечательно владеет словом. К. создал яркие портреты представителей старого феод. мира, давая им острую сатирич. характеристику. Жестокий бий Еспембет ("Енлик и Кебек" Ауэзова, 1926), коварный родовой старшина Кыдыш ("Ночные раскаты" Ауэзова, 1935), ч„рствый скряга Карабай ("Козы-Корпеш и Баян-Слу" Мусрепова, 1940), хан ("Алдар-Косе" Хусаинова, 1942), феодал Майбасар (инсц. романа "Абай" Ауэзова, 1949; Гос. пр. 1952), купец Малтабар ("Чокан Валиханов" Муканова, 1956). Образы представителей бедноты старого аула и образы совр. колхозников пронизаны в исполнении К* сочным юмором: колхозник Арпабай ("Каменное оперение" Ауэзова, 1935), жалкий старик Конкай ("Ахан-сере и Актокты" Мусрепова, 1942), шахт„р Тайман ("Дружба и любовь" Абишева, 1947), старик-повстанец Тауке. ("Амангельды" Мусрепова, 1952). С яркой комедийностью играл роли: Земляники ("Ревизор", 1936), Сляя и Педанта ("Укрощение строптивой", 1943). С 1937 снимается в кино.

Лит.: А но в Н., Два актера. Очерки, "Казахстан", 1946, ј 2. Я. Л.

КОЖЕВНИКОВ, Сем„н Васильевич (p.l.IV.1913)- советский цирковой артист; акробат. Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1933 окончил уч-ще циркового иск-ва и начал выступать как партерный акробат. Создал ряд новых акробатич. комбинаций, в т. ч. трюк сальто-мортале с подкидной доски на плечи акробату, стоящему на перше, к-рый держит в зубах нижний партн„р (К. был нижним). Возглавляет труппу акробатов-прыгунов с подкидной доской. Автор книги "Акробатика" (1955). M. Зон.

КОЖЕНЕВСКИЙ (Korzeniewski), Богдан (р. 12. IV. 1905) - польский режиссер, театровед и педагог. В

1931 окончил Варшавский ун-т. С 1934 выступал с театр. рецензиями. В 1934 опубликовал свою докторскую работу - книгу о т-ре "Народовы", написал ряд статей и исследований, преим. о польской т-ре 18 в. Во время оккупации Польши нем.-фашистскими войсками разработал совм. с Л. Шиллером и др. польскими актерами программу восстановления и обновления послевоен. театр. жизни в Польше. И 1940 был узником концентрационного лагеря в Освенциме. В нар.-демократич. Польше начал режиссерскую деятельность; в 1948 работал в т-ре "Камеральны" (пост. "Школа ж„н" Мольера). В 1949-59- в т-ре "Польски" (Варшава); в 1952-55- директор т-ра "Народовы" (Варшава). С 1955 работает как режиссер в т-рах Варшавы, Лодзи, Кракова, Гданьска. Лучшие пост. К. отличаются глубиной мысли, тонкой иронией, чувством меры, тщательным отбором выразит, средств, высокой театр. культурой. К. считается одним из лучших интерпретаторов пьес Мольера, Жироду, Фредро в польском т-ре.

Пост.: "Амфитрион 38" Жироду (1948, Краков), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (1949, Варшава), "Муж и жена" Фредро (1949, Варшава), "Грех" Жеромского (1951, Варшава, Гос. пр.), "Ревизор" (1952, Варшава), "Месть" Фредро (1953, Варшава, Гос. пр.), "Дон Жуан" Мольера (1951, Варшава), "Небожественная комедия" Красиньского (1959, Лодзь), "Троил и Крессида" Шекспира (1960, Краков), "Дело" Сухово-Кобылина (1961, Лодзь), "Дзяды" Мицкевича (1963, Краков).

В 1934-39 в„л педагогич. работу в Гос. ин-те театр. иск-ва в Варшаве (по истории т-ра). С 1946- проф. Высшей театр. школы.

Соч.: Drama w warszawskim Teatrze Narodowym (1814- 1831), Warsz., 1934; Bezdomna nauka, "Scena Polska", 1938, ј l; Poeta ciagle zywy, "Teatr", 1949, .ј 11; W obronie aniolow, "Pamietnik Teatralny", 1956, .No l; Posmiertna tragedia Stanislawskiego, там же, "No 4;Tworca czy odtworca?, там же, 1961, ј l; Rozmowa z Bohdanem Korzenie wskim, "Nowa Kultura", 1961, ј 8.

Лит.: Gruda J., Portret rezysera: Bohdan Korzeniewski, "Dialog", 1959, .ј 5; Le Theatre dans le Monde, 1957, t. 6, [ј] 2, p. 110-12; К о e n i g J-, Propozycje Korzeniews-kiego, "Nowa Kultura", 1961, .ј 48; P о с т о ц к и и Б., Образы классики, "Театр", 1954, ј 12, с. 52-53. Еж. Т.

КОЖЕН‚ВСЕИЙ (Korzeniowski), Юзеф (19.111. 1797-17.IX.1863) - польский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1825. Написал нар. драму из жизни гуцулов "Карпатские горцы" (1844, Львов), в к-рой выражен протест против социальной несправедливости, насилия, нац. гн„та (в 1897 пост. в Варшаве под назв. "Над Черемошем"). Остальные драмы и комедии К. рисуют дворянско-помещичий быт, показывают разлагающую власть денег, обличают сословные предрассудки и др. Популярностью пользовались комедии К.: "Замужняя панна" (1845), "Мастер- и подмастерье" (1846), "Усы и парик" (1852), "Богатство или имя" (1860) и др.

Соч.: Dziela wybrane, t. 1-8, Krakow, 1954; в рус. пер.- "Карпатские горцы", в кн.: Классическая драматургия стран народной демократии, т. 1, М., 1955, с. 221-272, 576-578.

Лит.: Czarnik В., Korzeniowski i teatr Lwowski (1822-1844), Lwow, 1896; Chmielowski Р., Jozef Korzeniowski, в его кн.: Nasza literatura dramatyczna, t. l, Petersburg, 1898. p. B.

КОЖИЧ, Владимир Платонович (1896-9.1.1955)- советский актер и режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Работу в т-ре начал в 1918 как актер и режиссер в Т-ре студийных постановок (под рук. А. Д. Попова). С 1923-гл. реж. и актер Киевского т-ра студийных постановок. С 1931 работал в ленингр. т-рах: в Красном т-ре, в ТРАМе, Т-ре им. Ленинского комсомола (худ. рук. в 1936-40), в Т-ре драмы им. Пушкина (с 1941). режиссерские работы К. характеризуются смелыми экспериментаторскими поисками, эмоциональной сценич. атмосферой, в ряде спектаклей отличаются острой формой.

Пост.: "Начало жизни" Первомайского (1935, ТРАМ), "Земля" Вирты(1937,Т-р им. Ленинского комсомола),"Фронт" (1942, Т-р драмы им. Пушкина). Героико-романтич. направленность обрела в пост. К. пьеса Чирскова "Победители" 1946, там же, Гос. пр. СССР, 1947). Широта замысла, острота социально-психологич. характеристик отмечает спектакли, осуществл„нные К. в Т-ре им. Пушкина: "Лес" (1936, 1948), "Таланты и поклонники" (1938); "Горячее сердце" (1942), "Живой труп" (1950)-оба совм. с Даусоном; "Пучина" Островского. (1955, пост. закончена А. Н. Даусоном). Соч.: Заметки режиссера, "Театр", 1938, .ј 1.

Лит.: Черкасов Н. К., Записки советского актера, М., 1953; Борисов А. Ф., Из творческого опыта, М., 1954; Попов А. Д., Воспоминания и размышления, "Театр", 1960, ј 3. С. Др.

КОЖУХОВА, Мария Алексеевна [10(22).II. 1897-13.XI.1959] - русская артистка балета и педагог. Засл. деят. иск-в (1937). По окончании Петерб. театр. уч-ща (ученица К. М. Куличевской и А. X. Иогансон) в 1915 была принята в труппу Мариин-ского т-ра. В 1916-33 исполняла в этом т-ре партии: Авроры; Лизы ("Тщетная предосторожность"), Царь-Девицы ("Кон„к-Горбунок" Пуни), одной из подруг Фл„р де Лис ("Эсмеральда") и др. С 1919 начала преподавать в Петрогр. хореографич. уч-ще и 1-м хо-реографич. техникуме. В 1933 оставила сцену и переехала в Москву, где стала одним из ведущих педагогов классич. танца Моск. хореографич. уч-ща. К. была в числе инициаторов создания 6-летнего курса обучения для особо одар„нных детей. С 1947 вела класс совершенствования артистов балета Большого т-ра и Т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Среди учениц К.: И. Зубковская, Л. Богомолова, Эл. Власова, Р. Карельская, Б. Кариева и др.

Лит.: Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, М.-Л., т. 2, 1939. /7. Л.

КОЗАК, Сергей Давыдович (р.14.III.1921) - украинский советский артист оперы (баритон), композитор. Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1950 окончил Моск. консерваторию по кл. проф. Л. Ф. Савранского. С этого же года - солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко.

Партии; Остап, Микола, Чуб, Эней ("Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка", "Рождественская ночь", "Энеида" Лысенко), Султан ("Запорожец за Дунаем"), Богдан ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Мартин, Горбенко ("Милана", "Арсенал" Майбороды), Андрей ("Судьба человека" Дзержинского), Онегин, Грязной, Риголетто и др.

К. занимается концертной деятельностью. Автор вок. произв. на тексты укр. поэтов. Р. Рад.

КОЗАЧ‚НКО, Григорий Яковлевич (р. 27.1. 1901)- украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1942. В 1924 окончил студию т-ра "Березшь" (Белая Церковь). С 1924 К.-актер этого т-ра (с 1934 - харьковский Т-р им. Шевченко). Игра К. отличается мягким юмором, психологич. достоверностью, яркостью сценич. характеристик.

Роли: боцман Кобза, Берест, Хрипун, полковник Лубенко ("Гибель эскадры", "Платон Кречет", "Фронт", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука), отец Юлиан ("Любовь на рассвете" Галана), Сильвестр ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Котенко ("Талан" Старицкого), помещик Шпак ("Шельмен-ко-денщик" Квитки-Основьяненко), Кнур ("Лимеривна" Мирного), Осип ("Ревизор"), Достигаев ("Егор Булычев и другие"). Снимался в кино.

Лит.; Укр. драм. т-р, т. 2, К., 1959, с. 234, 351, 504, 516. Р. Б.

КОЗАЧКОВСКИЙ, Дамиан Иванович [р.1(13). XI. 1896] - украинский советский актер и режиссер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Впервые выступил в укр. проф. труппе Л. И. Леонидова и П. И. Каганца в 1914. В 1915-17 возглавлял Полтавское театр. товарищество. После Октябрьской революции принимал активное участие в организации драматич. и муз. т-ров в Донбассе, Харькове, Сумах и пр. Работал в т-рах: им. Франко, "Березшь", им. Щепкина (Сумы), с 1951 - актер Т-ра им. Заньковецкой (Львов). К.- яркий комедийный и характерный актер. Игра его отличается эмоциональностью, темпераментом, ч„ткостью внешнего рисунка и психологич. глубиной, мастерством сценич. речи, мимики.

Роли; Возный и Выборный ("Наталка Полтавка" Котля-ревского), Карась ("Запорожец за Дунаем"); Микола ("Украденное счастье" Франко), Гордей, Бычок ("Пока солнце взойд„т, роса очи выест", "Мироед" Кропивницкого), Го-лохвостый ("За двумя зайцами" Старицкого), Бублик, Тарас;

Голота ("Платон Кречет", "Правда" Корнейчука), Глеба ("Русские люди"); Петлеванный ("Поют жаворонки" Крапивы), Тартюф, Хлестаков; Подкол„син ("Женитьба"), Лука;

Расплюев ("Свадьба Кречинского") и др.

Пост. спектакли: "Фуэнте овехуна" (Т-р им. Заньковецкой, 1927), "Кто сме„тся последним" Крапивы (Т-р им. Заньковецкой, 1953) и др. Выступает как чтец, снимается в кино.

Лит.: К о р д и а н и Б., Д. I. Козачковский, Льв1в, 1956. Я. Д. и Б. Кор.

КОЗЕЛЛ, Владимир Георгиевич (р. 1919) - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1960). Сценич. деятельность начал в 1937 в Астраханском ТЮЗе. Работал в Новомосковском, Краснодарском и др. т-рах. С 1954 - актер Приморского драм. т-ра им. Горького (Владивосток), с 1962- в Рижском т-ре рус. драмы. К. играет преим. героич. роли, придавая своим сценич. образам романтич. и лирич. черты.

Роли: Артур Риварес ("Овод" по Войнич), Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Фердинанд; Треплев; Вронский ("Анна Каренина"); Клайд Грифитс ("Американская трагедия" по Драйзеру), Воропаев ("Счастье" по Павленко), Сй-рано де Бержерак (о. п. Ростана), Джексон ("Не склонившие головы" Гибсона) и др. Играл также характерные роли:

Карандышев; Доменико ("Филумена Мартурано" Де Филиппе), Царь Ф„дор Иоаннович о. п. А. К. Толстого).

К. исполнил роль В. И. Ленина в спектакле "Цветы живые" Погодина, был режиссером этого спектакля. А. Поб.

КОЗЕРАЦКИЙ, Василий Феодосиевич [р. 31.Х1Г. 1905 (13.1.1906)]украинский советский артист оперы (драматический тенор) и оперетты. Нар. арт. УССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1931 окончил Одесский муз.-театр. ин-т им. Бетховена. В этом же году впервые выступил в Харькове в т-ре оперетты, работал в разл. т-рах оперетты Украины. В 1951-59 К.- солист Т-ра оперы и балета им. Шевченко. С 1961 занимается педагогич. деятельностью.

Партии: Андрий, Вакула ("Тарас Бульба", "Рождественская ночь" Лысенко), Андрий ("Запорожец за Дунаем"), Лыков ("Царская невеста"). Торопка ("Аскольдова могила" Верстовского), Герман, Радамес; Ричард ("Бал-маскарад" Верди), Каварадосси, Канио; Василий ("Милана" Майбороды), Богун ("Богдан Хмельницкий" Данькеви-ча) и др. Р. Б.

"КОЗЙ ФАН ТУТТЕ" - опера В. А. Моцарта. См.

"Так поступают все".

, КОЗЛЙНСКИЙ, Владимир Иванович (р. 24. IV. 1891) - русский советский театральный художник. Засл. арт. Узб. ССР (1943). Занимался у Л. С. Бакста и М. В. Добужинского, затем у Д. Н. Кардовского 1907-11). В 1917 окончил петерб. Академию художеств. Как театр. художник впервые выступил в 1928 ("Квадратура круга" Катаева, МХАТ). Pa-Соты К. отмечены тонким пониманием стиля драм. произв., эпохи; особое внимание уделяет театр. костюму.

К. занимается педагогич. деятельностью (с 1918). С 1952 - проф. и зав. кафедрой рисунка в Высшем художественно-промышленном уч-ще.

Спектакли: в Ленин гр. т-ре драмы им. Пушкина-"Фландрия" Сарду (1937); "Макбет" (1940); в Малом т-ре-"Евгения Гранде" по Бальзаку (1939), "Пигмалион" Шоу (1943), Рюи Блаз" Гюго (1949); в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола - "Валенсианская вдова" Попе де Вега (1940), "Живой труп" (1942); "Новые люди" по Чернышевскому (1952); в Большом т-ре - "Ромео и Джульетта" Гуно (1941), "Фра-Дьяволо" (1955). АН. Ш.

КОЗЛОВСКАЯ, Фанни Ф„доровна [наст. фам.- Петренко, по мужу Лисовская; 1850- 27.11(11.111). 1878, Харьков] - русская актриса. Отец К.- суфл„р петерб. т-ра, сестра (Ольга Ф„доровна, по сцене также К.) - актриса. В 1863 К. начала выступать на клубной сцене в Кронштадте. В 1864-66 работала в труппе М. И. Огар„ва во Владимире, исполняла роли "травести" и "инженю" в водевилях и комедиях; под наблюдением жены Огар„ва - актрисы А. М. Читау, прошла в этом т-ре хорошую школу. Среди первых удачных ролей К.- Верочка ("Шутники" Островского). В 1868-78 была актрисой т-ров в Вильно, Одессе, Харькове, Саратове, Новочеркасске, Таганроге, Орле, Киеве и др. городах. Много играла на клубных частных сценах Петербурга и его пригородов. К. обладала хорошими -сценич. данными (грациозная фигура, подвижное лицо, мелодичный голос), большим обаянием, много и серьёзно работала над ролями. Е„ творчество пленяло одухотвор„нностью, светлым, жизнеутверждающим началом, человечностью, психологии. глубиной, тонкостью, чувством меры, изяществом формы. Лирич., поэтич. дарование актрисы наиболее полно раскрылось в ролях Катерины ("Гроза"), Нины ("Маскарад"), Дездемоны; Луизы ("Коварство и любовь"). Искром„тным весельем было проникнуто исполнение К. комедийных ролей.

Роли: Полина ("Доходное место"), Лиза ("Горе от ума");

Марьица ("Каширская старина" Аверкиева), Амалия ("Разбойники"), Краснова ("Грех да беда на кого не жив„т"

Островского), * Елена Васильевна ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва, 1878, последняя роль К.) и др.

Лит.: Ленский А. П., Статьи. Письма. Записки, М., 1950; Ш у б е р т А. И., Моя жизнь. Л., 1929; Синельников Н. Н., 60 лет на сцене. Записки, Харьков, 1935; Я р о н С., Воспоминания о театре, Киев, 1898;

Николаев Н., Драматический театр в г. Киеве, Киев, 1898. Е. Фил.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница