Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/mineralnye-vody/ в компании РексРент.
Вологодский Магазин одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 223)


КОМЕДИАНТ (устар.) - то же, что актер. КОМЕДИЙНАЯ ХОРОМИНА - первое здание в России, предназначенное для театр. представлений. Было выстроено в 1672 в летней резиденции царя Алексея Михайловича в селе Преображенском близ Москвы. 17 окт. 1672 здесь состоялся первый спектакль -"Комедия об Эсфири, или Артаксерксово действо" - на библейский сюжет. Играли пьесу молодые люди из числа иностранцев, проживавших в Москве, возглавляемые И. Г. Грегори. Представление, на к-ром присутствовали царь и придворные, продолжалось 10 часов. В 1676, после смерти Алексея Михайловича, К. х. по настоянию реакц. духовенства и боярства была сломана.

Лит.: Богоявленский С. К., Московский театр при царях Алексее и Петре, ?., 1914. Ю. Д.

КОМЕДИОГРАФ [от комедия (см.) и греч. ????? - пишу] - драматург, пишущий комедии.

КОМЕДИЯ - один из основных видов драмы, отличительной особенностью к-рого является изображение характеров и ситуаций, возбуждающих смех зрителей. В зависимости от содержания жанровые разновидности К. многообразны -от водевиля, фарса до серьёзной сатирич. и гротесковой К. Соответственно и смешное в К. имеет различные эмоциональные окраски: ирония, добродушный или горький юмор, резкая сатира, ядовитый сарказм. Содержание комич. конфликтов обусловливалось историч. изменениями общественной жизни. В древнегреч. К. считались смешными претензии рабов на достоинство и честь. В ср.-век. фарсах женщина почти всегда комич. персонаж. Условия каждой эпохи рождают свои поводы для смеха и соответствующие им понятия о комизме. Шедевры К. отличаются тем, что, будучи в полной мере порождениями своей эпохи, они касаются таких сторон жизни, к-рые всегда представляют интерес, и изображают типы, дающие справедливый повод для смеха во все эпохи. Пороки, осмеиваемые в К., обычно связаны с особенностями данного социального строя и определ„нной обществ, группы, класса. К;, отражающая классовые антагонизмы, достигала расцвета в периоды обострения социальных противоречий. Социология комедии была классически выражена К. Марксом в его суждении о трагическом и комическом в истории: "История действует основательно и проходит через множество фазисов, когда уносит в могилу устаревшую форму жизни. Последний фазис всемирно-исторической формы есть е„ комедия. Богам Греции, которые были уже раз - в трагической форме - смертельно ранены в "Прикованном Проме-тее" Эсхила, пришлось ещ„ раз-в комической форме - умереть в "Беседах" Лукиана. Почему таков ход истории? Это нужно для того, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым" ("Введение к критике гегелевской философии права", см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. I, с. 418). Социальная функция К., т. о., состоит в осмеянии тех форм жизни и пороков, к-рые устарели, не соответствуют интересам и потребностям большей части общества. Идеологич. основа К., как правило,- мировоззрение тех обществ, кругов, к-рые выражают стремление и интересы широчайших масс народа. Именно народность является основой критики несправедливых социальных установлений и пороков господствующих сословий или классов в творчестве Мольера, Бомарше, Гоголя и Островского. Обличение отрицательных сторон обществ, системы всегда играло значит, роль в К., однако ее содержание включает в себя и др. области жизни. Истинно комическое определяется отступлением от подлинно человечных идеалов-честности, благородства, разумности, справедливости, верности. Смешны те характеры и поступки, к-рые представляют собой отклонение от этих моральных основ жизни, исторически определ„нного общественного, социально-политич. и эстетич. идеала, ведут к искажению облика человека и приносят ущерб ему самому как личности. Всегда осмеивались в К. самодурство, жадность, скупость, отсутствие тв„рдых взглядов, лень, умственная ограниченность.

Иск-во К. богато и разнообразно. Оно включает разные формы и степени комического. Есть виды К., в к-рых веселье, развлечение являются гл. целью. Такое иск-во, дающее человеку необходимую физич. и эмоц. разрядку, ограничено, однако, по своему значению и силе воздействия на духовный мир человека, К. приобретает особую значимость лишь тогда, когда она задевает важные стороны сознания и касается самых насущных сторон жизни. С древних врем„н определилось противоречие между развлекат. целью К. и общественно-воспитат. задачей иск-ва. Уже рим. поэт Гораций (1 в. 'до н. э.) наш„л решение этого противоречия в гармонич. сочетании этих функций, сказав, что задача драмы, "развлекая, поучать".

Шедевры К. отвечают определению Горация, органически объединяя вес„лое и забавное действие с утверждением глубоко важных для общества идей.

В К. находят применение разные грани комического: юмор, ирония и сатира. Юмор состоит в изображении смешного вообще, его эмоциональное воздействие рождает веселье. Ирония представляет собой тонкую форму насмешки. Реакцией на этот вид комизма реже бывает громкий смех, чаще - улыбка. Эта форма иронии заключается, т. о., в определ„нном отношении автора и публики к происходящему на сцене. Др. форма драм. иронии образуется стечением обстоятельств (часто создаваемым самими персонажами), препятствующим достижению их целей. Так, чрезмерная жадность Гарпагона оказывается пороком, разрушающим то, чего он стремится достигнуть. Особенно комично, когда персонаж проявляет энергию, выдумку, ловкость для достижения какой-то цели, а случайный поворот событий превращает это в ловушку для него самого. Др. комедийный эффект достигается такими перипетиями, когда в положении персонажей происходит перемена: господин начинает зависеть от слуги, прежний победитель оказывается побежд„нным и т. п. Наибольшее распространение в К. нового времени получила сатира, направленная на прямое, резкое осуждение пороков и недостатков людей, целых обществ, систем и классов. Сатирич. К. показывает характеры и ситуации, в к-рых типичные для данного общества черты предстают в подч„ркнуто-смешном, нелепом виде. Важнейшее средство сатиры- гротеск. Классич. образцы К. включают в той или иной степени юмор, иронию и сатиру.

К. подразделяются на две группы: произв. "низкого", грубого комизма, основанного на фарсовых положениях, и т. н. "высокая" К., утверждающая важные обществ, и нравств. идеи. К. различаются и по принципу преобладания в них одного из двух важнейших компонентов композиции: К. положений и К. характеров. В первой сюжет строится на случайных и непредвиденных стечениях обстоятельств; к ней примыкает и другая разновидность жанра - К. интриги. В К. характеров источником смешного является одностороннее развитие характера, гипертрофия какого-нибудь одного качества. Классич. образец К. положений - "Комедия ошибок" Шекспира, комедии характеров - "Укрощение строптивой" того же автора. Чаще, однако, встречается сочетание обоих компонентов. Существуют также К., действие к-рых не содержит ничего комического в своей фабуле, напр. "Горе от ума". В этой К. на фоне серьёзной в своей основе жизненной ситуации (Чацкий любит Софью, к-рая отда„т предпочтение другому) показаны сати-рич. и комич. персонажи; речи героя и нек-рых др. действующих лиц представляют собой сатиры и эпиграммы, содержащие критику дворянско-помещичьего строя. "Горе от ума" - типичный образец "высокой" К.

Европ. К. вначале осмеивала определ„нных лиц (Аристофан), затем (в новой К. Древней Греции) перешла к изображению обобщ„нных типов, что стало художеств. законом для всего последующего развития К. Возникли постоянные признаки типов К.: старик - ворчливый, молодой человек - легкомысленный, женщина - болтливая и сварливая и т. д. В дальнейшем персонажи обретали профессиональные и сословные признаки, сочетающиеся с определ„нными нравственными качествами: купец, ростовщик - скуп и жаден, дворянин - расточителен и влюбчив, воин - хвастлив и труслив, юрист - крючкотвор, слуга - хит„р, пронырлив и бесчестен, учитель - педант и т. д. Устойчивые комедийные типы получили применение в римской К., в итал. К. масок. Однако и на последующих этапах развития К. заранее заданная характеристика типа стала одной из предпосылок комедийного действия, ускоряющей достижение комич. эффектов. Реалистич. К. нового времени обогатила традиционные комич. персонажи обилием новых социальных признаков и индивидуальных черт, раскрывая комизм в характере и поведении по-своему внутренне богатых и разносторонних людей. Вместе с тем в К. новейшего времени, особенно после Чехова, проявилось стремление отойти от традиц. типов и ситуаций.

По типу сюжетов К. различаются на бытовые, ро-мантич. и сказочно-символич. В первых действие происходит в повседневной обстановке и конфликты строятся на основе практич. и семейных интересов ("Вар-фоломеевская ярмарка" Б. Джонсона, "Жорж Дан-ден" Мольера, "Женитьба" Гоголя и т. п.). Сюжеты романтич. К. строятся на любовных отношениях, связаны с авантюрно-приключенч. мотивами (комедии Лопе де Вега. Шекспира, Кальдерона). Любовные мотивы входят и в круг сюжетов семейно-бытовой и др. форм К. Существует также героическая К. - напр., "Сирано де Бержерак" Ростана, где комический по внешности персонаж оказывается личностью, превосходящей своим благородством всех остальных действующих лиц. Тип К., где смешное соседствует с серьёзным, восходит к Аристофану, в новое время такие К. создали Шекспир ("Венецианский купец", "Много шума из ничего", "Мера за меру"), Мольер ("Тартюф"), Островский ("Волки и овцы") и др. Сказочно-символич. сюжеты имеют давнее происхождение. Комедийная обработка мифов, легенд, сказочных мотивов, сначала имевшая пародийный характер, в новейшее время переросла рамки пародии. Типичный образец К. такого типа - К.-притча (Б. Брехт, Е. Шварц). Др.-греч. философ Платон утверждал, что К. в сво„м существе близка трагедии, основываясь на том, что смех, вызываемый пороками и недостатками, связан с осознанием несовершенства жизни и человека. Комизм ужасного в новейшей комедиографии (Л. Пиранделло, Б. Брехт) является дальнейшим развитием именно этой линии комедийного иск-ва. Но наряду с этим К. сохраняет свою осн. задачу оздоровления общества смехом; она развлекает людей, прида„т им бодрость, воспитывает любовь к жизни, да„т ощущение радости бытия. Эта форма комедии, известная с глубокой древности, характерна для нар. т-ра средних веков и эпохи Возрождения. Сов. К. стремится возродить эту великую традицию. Однако, поскольку борьба против помех на пути коммунистич. строительства является одной из важнейших задач сов. иск-ва, на совр. историч. этапе социально-кри-тич. функции К. сохраняют в сов. лит-ре и т-ре вс„ сво„ значение, органически сочетаясь с общим опти-мистич. и жизнеутверждающим духом.

Исторический очерк. К. возникла из обрядовых игр древности, откуда и происходит е„ название. У древних греков шествие ряженых с фал-лич. песнопениями наз. комос (?????), в сочетании со словом песня (???) это дало термин-комедия (???????).

Первым шагом в формировании К. было слияние двух видов действа - мима, представлявшего собой короткую бытовую сценку, и сатирич. хоровой песни. Это слияние определило возникновение хороводной К., процветавшей в Афинах. Такая форма К., сохранявшая хор с его обличит, и вес„лыми песнопениями, ряженье и шутовство карнавального характера, ещ„ была близка к др.-языч. обряду. Постепенно К. обретала более определ„нную фабулу. Она обычно воспроизводила какое-нибудь смешное происшествие, чаще всего в гротескно-фантастич. виде. Подобного рода К. стали частью обществ, празднеств. Войдя в состав театр. представлений, они выполняли определ„нную общественно-политич. функцию (5 в. до н. э.). Первым великим мастером такой К. (древняя аттич. К.) был Аристофан. Поэт глубоко тенденциозный, он писал пьесы с целью утверждения своих взглядов по вопросам войны и мира, гражданских порядков, воспитания, философии и драм. иск-ва, прибегая к резкой личной сатире на своих противников. В 4 в. до н. э. характер др.-греч. К. преобразуется. Из цепи эпизодов, перемежаемых хоровым пением, она превращается в пьесу с тщательно разработанной интригой (средняя аттич. К.-произв. Антифана, Анак-сандрида, Алексида). На следующем этапе, в конце 4 и в 3 вв. до н. э., возникает новая аттич. К., в к-рой наряду с сохранением интриги, большое значение приобретает изображение нравов (творчество крупнейшего из представителей этой школы К.- Менандраизвестно преим. по сохранившимся отрывкам). В Др. Риме истоки К. также восходят к ритуалам празднеств в честь сельских богов. Но лит. К., отчасти опираясь на нар. традицию, развилась в осн. под влиянием греч. новой К. Первый выдающийся римский комедиограф - Плавт (3-2 вв. до н. э.) использовал сюжеты Менандра, но общая атмосфера действия, как и характер персонажей, у него были римскими. Он утвердил в рим. т-ре бытовую тематику и устойчивые комедийные типы, лишенные индивидуализации. Комедии Плавта отличались также тщательно разработанной интригой. Второй крупнейший комедиограф Рима -Теренций (2 в. до н. э.). У него комедийная интрига сочеталась с лирич. мотивами, широко применялся при„м узнавания, речь персонажей была афористически отточена. В период императорского Рима лит. К. пришла в упадок, уступив место нар. фарсовым сценам -ателланам и мимам.

Более примитивные формы комедийного действа существовали и в ср.-век. Европе, когда К. как бы заново начала возникать из языч. обрядовых игр. Феодальная церковь стремилась утвердить религи-озно-нравоучит. драму на библейские сюжеты, но и в не„ проникли комич. бытовые элементы, шутовские персонажи. Подлинные зачатки новой европ. К. видны в комич. сценках типа фарса, соти во Франции, интерлюдии - в Англии, фастнахтшпиля - в Германии, развившихся в условиях расцвета городской культуры позднего средневековья (15 в.). В эпоху господства церковного спиритуализма и рыцарской романтики народный комедийный т-р выражал умонастроение широких демократических слоев общества и воплощал самые реалистические тенденции в искусстве.

Начало эпохи Возрождения отмечено как стремлением вложить гуманистич. содержание в старые комедийные формы фарса и интерлюдии, так и обращением к античной К., преим. древне римской. Переделки Плавта и Теренция (в Италии, Англии и др. странах) помогли гуманистам создать первые К. нового времени. В Италии возникла "уч„ная комедия" (Арио-сто, Макиавелли и др.), подражающая принципам сю-жетосложения и типизации, принятым в римской К. "Уч„ные К." появляются в Англии и др. странах. Новая европ. К. эпохи Возрождения выросла из ор-ганич. сочетания античного наследия, нац. традиций, возникших в средние века, и нового жизненного материала, нового гуманистич. взгляда на жизнь, рожд„нных эпохой Возрождения. Высшего расцвета нар.-гуманистич. К. эпохи Возрождения достигла в 16-17 вв. в Испании ("Интермедии" Сервантеса, комедии Лопе де Вега, Кальдерона, Тирсо де Молины) и в Англии (Шекспир, Бен Джонсон). Несмотря на то, что теоретики гуманизма требовали соблюдения принципов античной поэтики, драматурги-гуманисты следовали широким и вольным законам драматургии нар. т-ра. Общие черты ренессансной К.- богатство и разнообразие сюжетов, включавших историю, легенды, новеллы, фантастику, романтику, пасторальные мотивы; устойчивые комедийные типы и многосторонняя обрисовка характеров, значительные нравственные идеи и балаганное шутовство,-острая социальная, антиклерикальная сатира и высокая поэтичность, лиризм и клоунада. Лирико-романтич. мотивы отличают ренессансную К. как от античной, так и от средневе-ковой комедиографии. Эти элементы ренессансной К. получили воплощение в творчестве Шекспира и Лопе де Вега (см. Вега Карпъо). Наряду с "романтической" К. создаются образцы галантной аристократич. К. (пьесы Лили в Англии, "Бесплодные усилия любви" Шекспира), а также бытовая сатирико-нравоучит. К. (Бен Джонсон в Англии). Особое место в истории К. занимает итал. комедия делъ ар те, достигшая расцвета во 2-й пол. 16-1-й пол. 17 вв. Е„ особенность-импровизация текста. Имея тв„рдый сценарий действия и постоянный состав типажей, комедия дель арте строилась на импровизированных диалогах. Традиции комедии дель арте оказали нек-рое влияние на выдающегося франц. комедиографа Мольера.

В 17 в. возникает К. классицизма, определившая формы и характер комедийного иск-ва до нач. 19 в. По своей форме К. классицизма представляла собой возврат к традициям античности (в первую очередь Плавта и Теренция). Композиция К. была подчинена правилам тр„х единств - места, времени и действия. Однако, в отличие от трагедии, к-рой предписывалось изображать только возвышенные сюжеты, К., считавшаяся "низшим" жанром, могла заниматься повседневностью. Хотя теория классицизма, как она была сформулирована Буало, требовала создания только "высоких" К., практика т-ра ломала эти рамки. Писатели вводили в свои пьесы "низменные темы", изображали порочных людей, пользовались "грубым" языком. Все эти нарушения "правил" классицизма позволили комедиографии дать изображение совр. нравов и общественных порядков. Наивысшего развития К. 17 в. достигла во Франции в творчестве Мольера, ставшего "отцом" всей новой европейской комедии. "Высокая" комедия у Мольера обрела реалистический характер. В его творчестве проявились народные фарсовые элементы. Мольер создал сатирич. К., в к-рых, применяя приемы художеств. типизации, осмеивал пороки всех сословий своего времени. На образцах пьес Мольера учились комедиографы всех европ. стран, перенося на свою нац. почву формы, при„мы и типы действующих лиц из пьес франц. драматурга. К. Реставрации, возникшая в Англии после пуританской революции и выражавшая протест дворя-нско-аристократич. кругов против пуританского ханжества (Уичерли, Конгрив и др.), изображала аморальность дворянской среды без тени осуждения, комедийно обыгрывая фривольные ситуации.

В 18 в. К., сохраняя художеств. форму, выработанную классицизмом 17 в., становится художеств. средством критики феодально-крепостнич. режима, дворянского произвола, бескультурья и безнравственности. Идейная основа К. этого времени - передовое мировоззрение 18 в.просветительство. Комедиографы-просветители не ограничивались критикой пороков господствующего класса и созданной им системы общества; они изображали в своих пьесах героев из демократич. среды, характер и поведение к-рых воплощали новую гуманистич. мораль, утверждали равенство всех людей, моральное превосходства "низших" сословий над дворянством. Просветительская К. была по преимуществу К. нравов, реалистически показывавшей быт разных сословий, но выдвигавшей в качестве положит. примера моральные нормы третьего сословия. Комедиография 18 в. развивает художеств. при„мы, введ„нные Мольером. Образцы сатирич. К. 18 в. создали А. Р. Лесаж и П. Бомарше во Франции, Г. Э. Лессинг в Германии, Г. Филдинг, Р. Шеридан в Англии, Л. Холъберг в Дании. В Италии К. Голъдони, создавая реалистич. просветительские К., отходя от классицистских традиций, использовал мотивы и типы комедии дель а рте.

В 18 в. получил распространение жанр сентиментальной, "сл„зной" К. Но этот жанр, противоречивший существу К., не сыграл значит, роли в е„ развитии. Мастером изящных светских К., отличающихся тонким психологизмом и мягкой иронией, был П. Мариво. Фантастич. трагикомедии, сочетавшие антипросветительские мотивы с прославлением высоких нравственных начал, создал в Италии К. Гоцци.

Романтич. направление в драме не способствовало расцвету иск-ва комедии. Л. Тик создал К., построенные на принципе романтич. иронии, унаследовавшие традиции пьес-сказок К. Гоцци. Яркий образец К. с фарсовыми мотивами создал Г. Клейст ("Разбитый кувшин"). Но в целом романтическая драма проявила себя гл. обр. в жанре трагедии и романтической драмы.

В то время как в романе в 1-й пол. 19 в. утвердился критич. реализм, комедиография Запада развивалась по иному пути. Реалистич. тенденции были свойственны лишь отд. произв. ("Театр Клары Гасуль" Меримо, "Леоне и Лена" Бюхнера и др.). Во Франции получает развитие К. интриги, часто псевдоисторич. по сюжету и образам. Наиболее плодовитые и популярные авторы К. интриги - Э. Скриб и Э. Лабиш. Их продолжатели Э. Ожъе и В. Сарду писали занимательные буржуазно-охранительные, по своей направленности К. Лишь изредка К. интриги приобретала прогрессивный обществ, смысл (творчество писателей "Молодой Германии"- К. Гуцков и др.).

В творчестве австр. драматургов Ф. Раймунда и И. Н. Нестроя, чеха И. К. Тыла получает развитие демократич. К. на сказочном или жанрово-бытовом материале.

В противовес развлекательной бурж. комедии интриги, в странах Зап. и Вост. Европы развивалась реалистич. К. Е„ крупнейшие представители - Г. Флобер ("Кандидат"), Э. Золя ("Наследники Рабурдена") во Франции, Г. Гауптман ("Бобровая шуба") в Германии и др. В сербском т-ре реализм в К. представлен творчеством Б. Нушича, в румынском - И.Л. Карад-жале, в польском - А. Фредро.

Новый этап в развитии К. начался в конце 19 в. с возникновением т. н. "К. идей". Е„ родоначальником был О. Уайльд (Англия)- мастер острых парадоксов. Своего высшего развития этот вид К. получил в творчестве англ. драматурга Б. Шоу, сделавшего К. парадоксальных идей средством острой и глубокой критики капиталистич. системы. Гл. средством достижения комич. эффекта в такой К. является остроумный диалог, наполненный меткими суждениями о разл. сторонах жизни.

В 20 в. сохраняется разнообразие форм и типов К., созданных предшествующим е„ развитием. Возникает бытовая и социальная комедия (во Франции- М. Паньоль и др., в Англии - У. С. Моэм, в США- С. Берман, Ф. Барри и др.), отражающая типы и ситуации, характерные для новейшего бурж. общества. Революционная драматургия 20 в. на Западе создала блестящие образцы социально-обличит. К. (Б. Брехт, Ш. 0'Кейси), проникнутые духом жизне-утверждения и подлинной народности. Комедии Брехта, являющиеся образцами новаторского комедийного иск-ва, активно вторгающегося в жизнь, не только обличают капиталистич. строй, но и выражают новый социальный идеал, утверждают мысль о необходимости революц. преобразования жизни. В то же время кризис бурж. об-ва эпохи империализма породил на капиталистич. Западе "мрачную К.", в к-рой юмор сочетается с горьким сознанием деградации личности в условиях капиталистич. об-ва. В Италии это получило выражение в произв. Л. Пиранделло, резко обнажающих несоответствие бурж. морали сложной природе человека, ломающих привычные каноны драмы. Блестящим мастером сатирич. эксцентриады был чешский писатель К. Чапек. Во Франции Ж. Жироду и Ж. Ануй создали совр. эксцентриады, раскрывающие крах моральных ценностей бурж. общества. Характерные признаки подобной драматургии - тема утраты иллюзий и особенно пронизывающий вс„ дух иронии - по отношению к персонажам, событиям, моральным принципам, по отношению к публике, наконец - ирония, направленная автором на самого себя и собственное творчество.

Комедийное иск-во представителей революц. драматургии и наиболее выдающихся бурж. драматургов 1-й пол. 20 в. проникнуто глубоким интеллектуализмом. После 2-й мировой войны в странах капиталистического Запада возникает т. н. "театр абсурда" (Э. Ионеско во Франции и др.). Утверждая бессмысленность реальной действительности, распад личности, "т-р абсурда" отражает упадок бурж. культуры. Одновременно во 2-й пол. 20 в. развивается новая форма социально-обличит. К., продолжающая традиции интеллектуальной К. (Ф. Дюрренматт, Швейцария, и др.). Она подч„ркивает парадоксальность условий жизни совр. бурж. общества, в к-ром достижения техники и культуры используются во вред человечеству.

К. в России с самого начала возникновения были свойственны сатирич. тенденции. В 18 в. автор первых рус. лит. комедий А. П. Сумароков, один из крупнейших представителей классицизма в России, в своих К. ("Чудовищи", "Лихоимец", "Приданое обманом") осмеивал пороки дворян. Родоначальником рус. реалистич. просветительской К. был Д. И. Фонвизин, разоблачивший в своей К. "Недоросль" (1782) крепостничество, создавший в ней сатирич. типич. образы. Просветительскими тенденциями отмечены пьесы Я. Б. Княжнина ("Хвастун", "Чудаки")- Обличительно-реалистич. направление рус. комедиографии нашло сво„ развитие в комедии В. В. Капниста "Ябеда" (1796), показывавшей произвол и продажность суда в России. Сатирой на совр. нравы являлись комедии И. А. Крылова ("Сочинитель в прихожей" и др.). Высоко ценилась в прогрессивных кругах "шуто-тра-гедия" Крылова "Трумф" ("Подщипа", 1800), высмеивавшая самодержавие, тупую "прусскую" военщину.

В 19 в. в России реалистич. сатирич. К., представленная именами А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Островского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. В. Сухово-Кобылина и А. П. Чехова, достигла своего высшего развития. Рус. реалистич. К. многосторонне воспроизводила действительность, обнажала пороки господствующего класса, его тлетворное влияние на судьбы народа, губительное воздействие условий бурж.-помещичьего об-ва на характер, нравы и моральное состояние людей. Страстный протест против отживающего уклада жизни, ненависть к нему наиболее ярко прозвучали в комедии Грибоедова "Горе от ума" (1824) - одном из крупнейших произв. рус. драматургии, связанном с освободительным движением передовой дворянской молод„жи. Новаторский тип реалистич. социальной К. создал Н. В. Гоголь. "Ревизор" Гоголя (1836) - К. широкого общественного звучания, смелой социальной сатиры, определила новый этап в развитии мировой драматургии. Важнейшие моральные и социальные проблемы ставил в своих комедиях А. Н. Островский. В его произв. критика купеч. самодурства, отрицание собственнич. строя сочетаюсь с идеями социального протеста и утверждения демократия, идеалов ("Доходное место", 1856, "Таланты и поклонники", 1881).

Трагич. зависимость человека от власти чиновников, произвол царского судопроизводства показаны в комедиях А. В. Сухово-Кобылина ("Свадьба К речинского", 1855, "Дело", 1861, "Смерть Тарелкина", 1868). Звери-иые нравы и дикое хищничество провинц. купцов и чиновников изобразил в своих сатирич. комедиях М. Е.Салтыков-Щедрин. В творчестве Гоголя и Грибоедова, соблюдавших ещ„ нек-рые формальные принципы К. 17-18 вв. (напр., правила тр„х единств), устойчивые комедийные типы, заменились образами, непосредственно взятыми из действительности. Тургенев и Островский, отказываясь от традиционных комич. фабул и тем, от типажей старой комедии, черпали материал из действительности и создали образцы подлинно новой реалистич. К. Реалистич. К. развивалась в направлении углубления психологии действующих лиц, при„мы комедийного иск-ва становились вс„ более тонкими. В одноактных комедиях Чехов преобразовал при„мы водевиля, сделал водевильную форму средством раскрытия пошлости, нелепости мещанского бытия. В больших пьесах (к-рые он именовал К.) Чехов мастерски применил метод иронии как средство раскрытия трагикомизма жизни предреволюц. общества. Россия создала ь 19 в, наиболее значит, в художеств. отношении образцы реалистич. социальной К., к-рые явились вершиной этого жанра в мировой драматургии. А. А.

Советская комедия. В отличие от комедиографии капиталистич. мира, в сов. К., развивающейся на основе метода социалистич реализма, социально-критич. мотивы сочетаются с огромной жизнеутверждающей силой. Во время гражданской войны на фронтах и в тылу самодеятельные коллективы разыгрывали сатирич. сценки, шуточные интермедии, в к-рых высмеивались дезертиры, спекулянты, контрреволюционеры. Первая пьеса. положившая начало сов. К.,- "М истерия- Б у фф" В. В. Маяковского (1918). Художник революц. миропонимания, Маяковский в этой К. не только использовал формы нар. т-ра, традиции рус. классич. драматургии, но и дал героич., эцич. изображение эпохи. "Мистерия-Буфф", обличавшая лакеев империализма, соглашателей всех мастей, вместе с тем утверждала мечту пролетариата "об обетованной земле". В сер. 20-х гг. начинает зарождаться сов. реалистич. комедиография, продолжавшая традиции рус. классич. сатирич. К. и показывавшая борьбу старого с новым. Комедия Н. Р. Эрдмана "Мандат" (1925) заклеймила мещан, "нэпманов", "бывших людей". В 1924 Б. С. Ромашов написал К. "Воздушный пирог", в к-рой создал сатирич. гротесковый образ авантюриста и пройдохи, а также сделан попытку нарисовать образ нового положит. героя. Характеры положит. героев разрабатывались драматургом и в следующей К.-"Конец Криворыльска". В конце 20-нач. 30-х гг. появились разл. по манере и стилю К., в к-рых авторы стремились воплотить образ современника - вес„лого и хорошего человека, энтузиаста в труде:

"Вредный элемент" Шкваркина, "Луна,слева" Билль-Белоцерковского, "Растратчики" Катаева, "Чудесный сплав" Киршона и др. Эта тенденция наиболее ясно проявилась ь комедии В. П. Катаева "Квадратура круга" (1928). Иронически посмеиваясь в ней над "авангардизмом" молод„жи, автор в то же время с явной симпатией относится к своим героям - строителям новой жизни. Поиски в области комедиографии завершились к концу 20-х гг. комедиями В. В. Маяковского "Клоп" (1928) и "Баня" (1929). В этих пьесах сатирически обобщ„нное изображение обывателей, перерожденцев, мещан, бюрократов, рвачей сочеталось с утверждением красоты социалистич. идеала. Положительный жизнеутверждающий пафос отличал поэтику комедий Маяковского, придавал им мажорный тон, выражая боевую пропагандистскую позицию автора. -Продолжая традиции Маяковского, поэт А. И. Безыменский выступил с пьесой "Выстрел".

В 30-е гг. сферы жанра К. расширяются. Появились пьесы, основанные на серьезных жизненных конфликтах, в к-рых авторы, отказываясь от традиционных комедийных положений, рассказывали о рождении новой психологии, нового мировоззрения у людей. Преображение людей в процессе труда - главная тема К. "После бала" Н. Ф. Погодина и др. В этот период появляются лирич. К. в стихах В. М. Гусева ("Слава", позже "Весна в Москве"), жизнерадостные пьесы В. В. Шкваркина ("Простая девушка"); любовью к простым людям, ненавистью к дуракам и пошлякам проникнута комедия Шкваркина "Чужой реб„нок" (1933), в к-рой простейшие комедийные положения служат для раскрытия характеров. В 30-40-е гг. выступил со своими сатирич. сказками Е. Л. Шварц ("Тень", "Дракон", "Голый король" и др.).

В др. республиках Сов. Союза в жанре К. успешно работали С- Рахман ("Счастливцы", "Невеста"), П. Какабадзе ("Кваркваре Тутабери", "Свадьба колхозника"), К. Крапива и др. Большой вклад в иск-во К вн„с А Е. Корнейчука его пьесы проникнуты оптимизмом, нар. юмором, отмечены партийной страстностью, активным отношением к жизни ("В степях Украины", "Калиновая роща", "Макар Дубрава" v др.) Лучшие традиции рус. классич. сатирич. К. развивала пьеса Корнейчука "Фронт", исполненная неиссякаемой веры в силу и талантливость рус. народа. Значит, вред жанру К. нанесла теория бесконфликтности, распростран„нная в 40-е и в нач. 50-х гг.; стремление к лакировке действительности препятствовало развитию сатирич. К. Однако и в это время сов. писатели создали значит. произв."Обыкновенный человек" Леонова, "Кто сме„тся последним" Крапивы, "В одном городе" Софронова и др. В К., созданных драматургами в 50 -начале 60-х гг., сказалось стремление утвердить лучшие традиции сов. комедиографии. Среди произведений, созданных в этот период, - пьесы С. В. Михалкова ("Раки"), А. В. Софронова ("Стряпуха", "Стряпуха замужем"), А. Е. Мака„нка ("Извините, пожалуйста!"), В. П. Минко ("Не назьт-вая фамилий"), В. С. Розова ("В добрый час!", "В поисках радости", "Перед ужином"). В области бытовой К. успешно выступают В. А. Дыховичный (ум. 1963) и М. Р. Слободской, Л. С. Ленч, В. 3. Масс и М. А. Червинский, Б. С. Ласкин Ц. С. Солодарь и др. Значит, произв. создаются в республиках страны ("Больные зубы", "Ш„лковое сюзане" А. Кахха-ра, "Свадьба с приданым" Н. М. Дьяконова, "Стрекоза" М. Г. Бараташвили, комедии Т. Абдумом унова Г Тер-Григоряна и др.).

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, сост. М. Лиф-шип, т. 1-2, M., 1957; Белинский В. Г., Разделение поэзии на роды и виды, в кн.: Белинский В. Г.-О драме и театре, М.- Л., 1948; Ч e р н ы ш e в с к и и Н. Г., Возвышенное и комическое, Полн. собр. соч., т. 2, М-, 1949; Добролюбов Н.А., Темное царство. Собр. соч., т. 5, М.-Л., 1962; Тиандер К., Сущность комедии, в сб.:

"Вопросы теории и психологии творчества, т. 1,2 изд., Харьков, ,1911; Бергсон А., Смех, пер. Гольденберга, Собр. соч., т. 5, СПБ, 1914; Луначарский А. В.,О смехе, "Литер, критик", 1935, ј 4; Ф р о л о в В., О советской комедии, М., 1954; Б о р e в Ю. Б., О комическом, М., 1957;

Perry Н. Т. F., Masters of dramatic comedy..., Cambr. (USA), 1939; Cornford F М., The origin of Attic comedy, L., 1914; Gassner J., Masters of the drama, 3 ed., N. Y., 1954; Nicoli A., World drama..., L., 1949, 2 ed., L., 1957. См. также библиографию в ст. Драма и в статьях о драматургии отдельных стран.

А. Л., Вл. Ф. (раздел Советская К.). КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (Commedia dell'arte), комедия масок,- вид итальянского театра, спектакли к-рого создавались методом импровизационной игры. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а. стала высшим достижением итал. т-ра эпохи Возрождения и определила собой начало развития европ. проф. т-ра. В ней выразился оппозиционный дух и жизнерадостное свободомыслие демократии. масс, выступавших против начавшейся феодально-католич. реакции. К. д. а. унаследовала реалистич. традиции нар. фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, обусловивших народность этого жанра, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической комедии эрудита ("уч„ной комедии"). Импровизированные спектакли К. д. а. имели в своей основе сценарии, в к-рых давалась лишь краткая сюжетная схема будущего действия. Персонажами представлений были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Большинство актеров играло в масках, к-рые закреплялись за исполнителями на всю их сценич. жизнь. Унаследованная от карнавала маска, помимо своего игрового, театр. значения, имела и другой смысл: она подч„ркивала не индивидуальную, а типовую, социальную характеристику образа. По мере развития К. д. а. определились 2 группы масок - северная (венецианская) и южная (неаполитанская). Северную группу составляли Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин; южную - Ковьел-ло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталъя. Маски, созданные в Венецианской республике, не затронутой феодально-католич. реакцией, были проникнуты боевым обличит, духом, им была присуща большая логичность поступков и сдержанность импровизации по сравнению с южанами, переполнявшими спектакли буффонадами, произвольными шутками и трюками. Для К.'д. а. был характерен конфликт между старым укладом жизни и новыми, молодыми силами, к-рых представляли лирич. герои и особенно слуги. Репертуар К. д. а. был по преимуществу комедийный, но в отдельных случаях методом импровизации исполнялись трагедийные и пасторальные представления. С нач. 17 в. стали выпускаться отдельные сборники сценариев, их авторами чаще всего были гл. актеры труппы (капокомико). Наиболее известные .сборники составлены Ф. Скала (1611) и Б. Локателли (1622).

Буффонная яркость представления не только не лишала его реалистич. содержания, но и придавала действию сатирич. направленность, дерзкую силу плебейских насмешек. Со сцены звучали нар. диалекты, площадные мелодии и песни, действие заполнялось ловкими лацци, вес„лыми плясками. Душой К. д. а. были слуги - наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, добродушный, нескладный, ребячливый и обаятельный Арлекин, разбитная,энергичная, острая на язычок Серветта, не лиш„нный злости и лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д. а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Пан-талоне, фанфарон и трус. исп. дворянин Капитан, лжеуч„ный, болтун и тупица Доктор. Поэтич. сторону К. д. а. определяли идеализированные образы "влюбл„нных", выступавших без масок и говоривших на лит. итал. языке. актеры К. д. а. виртуозно владели иск-вом коллективной импровизации, они впервые в европ. т-ре выработали сценич. ансамбль. Внешнее оформление спектакля было просто и портативно - сцена представляла собой улицу с двумя домами по обеим сторонам, окна и балконы домов служили дополнит, местом действия. Декорации не менялись в течение всего представления. Каждый из персонажей носил свойственный данной "маске" театр. костюм. Все компоненты актерской игры (слово, танец, пение, трюк) были .подчинены действенным задачам, спектакли отличались яркой зрелищностью, повышенной динамичностью, оп-тимистич. тональностью. актеры К. д. а. явились первыми теоретиками сценич. иск-ва (трактаты П. М. Чеккини, изд. 1625, Н. Барбьери, изд. 1634, А. Перуччи, изд. 1699). Проф. характер иск-ва итал. актеров проявился в организации ими первых в Европе постоянных театр. трупп, наиболее прославленными из к-рых были "Джелози" (1568), "Конфиденти (1574), иФеделш (1601). Крупнейшими актерами К. д. а. были: в 16 в.- А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли И. и Ф. Андреини;3 17 в.-Т. Фьорилли, А. Костан-тини, Д. Бъянколелли, в 18 в.- К. Бертинацци Ч. ДАрбес, А. Сапки.

Бродячие труппы актеров подвергались постоянным гонениям со стороны светских и духовных властей и часто были вынуждены уезжать из Италии. С конца 16 в. актеры К. д. а. выступали во Франции, Испании,. Англии. Их творчество воздействовало на формирование нац. комедийной драматургии и сценич. иск-во в этих странах. Особенно заметно влияние К. д. а. на драматургию Мольера. В результате гастролей итал. актеров в Париже возник т-р "Комеди Итальенн". Опыт К. д. а. был использован в театр. иск-ве ряда зап.-европ. стран. Но с ростом драматургии эпохи Возрождения при„мы игры актеров-импровизаторов тормозили дальнейшее развитие сценич. иск-ва. Отрицание лит. текста и сохранение стандартизованной "маски" противоречило требованиям новой драматургии с е„ психологически углубл„нными и индивидуализированными образами. Происходила деградация и самого иск-ва масок и импровизации. К. д. а., оторванная от итал. действительности, связанная гл. обр. с придворной средой, быстро аристократизиро-валась. С сер. 17 в. начинается упадок К. д. а. в самой Италии. Под влиянием феодально-католич. реакции из спектаклей К. д. а. исчезало живое содержание, притуплялась социальная сатира, при„мы становились шаблонными, буффонада приобретала самодовлеющее значение. Наряду с импровизацией актеры часто произносили и предварительно заученный текст, для чего употреблялись т. н. дзибалъдоне - сборники монологов и диалогов. В Италии традиции К. д. а. никогда не умирали. К. Голъдони, создавая новую реа-листич. комедию характеров, в„л борьбу с поинци-пом импровизации и заменял схематич. "маски" реалистич. обрисовкой героев. Но при этом он сохранял лучшие черты нар. т-ра - его динамику, яркость красок, жизнерадостность, нац. колорит. Роман-тич. и буффонную стихию К. д. а. использовал в своих фьябах К. Гоцци.

Демократич. и реалистич. традиции К. д. а. плодотворно повлияли на формирование "т-ров бульваров" во Франции 18 в., на развитие нар. т-ра в Австрии, а в 19 в. во многом определили возникновение жанра пантомимы. В 19 в. традиции К. д. а. развивала итал. диалектальная комедия и е„ ярко одар„нные актеры. Понимание традиций К. д. а. изменилось под воздействием нем. романтиков (нач. 19 в.), к-рые в борьбе с приниженным прозаизмом мещанского иск-ва увидели в масках старинного итал. т-ра мир "чистой театральности" и облагороженного романтизма. Эстетизация К. д. а. характерна и для декадентских течений нач. 20 в. в Зап. Европе и России (практика франц. режиссеров-модернистов, раннее творчество В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова, А.А. Мгебро-ва и др.). Жизнерадостная стихия К. д. а. в обновл„нном виде зазвучала в пост. Евг. Вахтангова "Принцесса Турандот" Гоцци (1922). Оптимистич. нар. основа К. д. а. проявилась в спектакле "Слуга двух господ" Гольдони, пост. миланским "Пикколо театро" (1947), в традициях импровизационного т-ра масок. Отдель-ныс черты поэтики К. д. а. восприняли совр. прогрессивные драматурги и актеры Италии, в т. ч. Э. Де Филиппе.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., М., 1954, 2 изд., 1962; Миклашевский К., La commedia dell'arte, или Театр итальянских комедиантов в XVI, XVII и XVIII столетий, П., 1914 [1917]; Бояд-жиев Г. Н.,Дживелегов А. К., Итальянский театр. в кн.: История западноевропейского театра под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1,М., 1956; Сценарии "Комедии дель ар-те" в Хрестоматии по истории западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, M., 1953; Cecchini P.M., Frutti delle moderne comedie..., Padova, 1625; Barbieri N., La supplica diretta a quelli che scrivendo e parlando trattano de' comici ecc., Venezia, 1634; P e г и с с i A., Dell' arte rappresentativa..., Napoli, 1699; Riccoboni L., Histoire du theatre italien depuis la decadence de la comedie latine, P., 1730, S a n d M., Masques et bouffons, v. 1-2, P., 1860; La comedie italienne. P., 1925; Smith W., The commedia dell'arte, N. У., 1912; А р о 1 1 о n i o M., Storia della commedia dell'arte, Roma - Mil., 1930; S a n e s i i., La commedia, v. 1-2, Mil., 1911-35; Storia del teatro italiano, a cura di S. D'Amico, Mil., 1936. Г р. Б.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница