Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 224)


КОМЕДИЯ МАСОК - см. Комедия дель арте. "КОМЕДИЯ ПЛАЩА И ШПАГИ" (Comedia decapa у espada) - вид испанской драматургии. С нач. 17 в. этот термин употреблялся актерами по отношению к пьесам из совр. жизни - комедиям нравов, игравшимся в обычных дворянских костюмах, в отличие от т. н. "зрелищных комедий". Позднее термин стал обозначать значит, группу комедий Лопе де В era и драматургов его школы. Характерные признаки этих пьес: изображение конфликтов, порожд„нных любовью, ревностью, чувством чести; быстрое, динамичное развитие действия; преобладание интриги над разработкой характеров; устойчивость сценич. типов и др.

Лит.: У з и н В. С., Испанский театр. в кн.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; Rennert H. A., The Spanish stage in the time oi Lope de Vega, N. Y., 1909. 3. Я.

КОМЕДИЯ ЭРУДИТА (Commedia erudita)- т-звание итальянской литературной комедии конца 15-16 вв. См. ((Уч„ная комедия" Итальянская драматургия, Итальянский театр.

КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet) - театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальную, иногда вокальную музыку, а также изобразительные иск-ва (декорации, костюмы и др.). Характерен для франц. т-ра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли и М. А. Шарпантье, балетм. П. Боша-ном и декоратором Г. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: "Докучные" (1661), "Брак по принуждению" (1664), "Принцесса Элидская" (1664), "Любовь-целительница" (1665), "Комическая пастораль" (1666-67), "Сицилиец, или Любовь-живописец" (1666-67), "Жорж Данден" (1668), "Господин де Пусоньяк" (1668), "Мещанин во дворянстве" (1670), "Блистательные любовники" (1670-71), "Графиня д'Эскарбаньяс" (1670), "Психея" (1671), "Мнимый больной" (1673). В К.-б. танец, пришедший из "мелодраматич. балетов" (1610-21) и "балетов в выходах" (1-я пол. 17 в.), подвергается драматизации и зачастую принимает пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вокальные номера, существовавшие в старых балетах, также оживляются, приближаясь к форме, близкой комич. опере.

К.-б. оказал значит, влияние на последующее развитие франц. муз. т-ра, явившись важным этапом на пути к "музыкальным трагедиям" (tragedies lyriques) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.

Лит.: Гвоздев А. А., Оперно-балетные постановки во Франции 16-17 вв., в сб.: Очерки по истории европейского театра, П., 1923; Ля Лоране и, Л. де. Французская комическая опера 18 века, пер. с франц., М., 1937;

Р e 1 1 i s s о п М., Les comedies-ballets de Moliere, P., 1914;

Т i e r s о t J., La musique dans sa comedie de Moliere, P., 1922; Prunier es H., Nouvelle histoire de la musique, v. 2, P., 1936. A И

КОМИ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Театральное искусство народа коми рождено Октябрьской революцией, Уже в первые годы Сов. власти организуются самодеят. театр. кружки при школах, избах-читальнях. В годы гражданской войны в г. Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) сложилась постоянная труппа любителей под рук. поэта и драматурга В. А. Савина. В 1919 была пост. "Женитьба" на яз. коми. В 1921 организуется "Сыкомтевчук" (Усть-Сысольское коми театр. объединение). Это объединение ставило спектакли на коми и рус. яз. Первые произв. нац. драматургии написал Савин ("Бесприютная душа", "С восходом солнца цветок увял", историч. пьеса "Усть-Куломский бунт", антирелиг. пьеса "В раю" и др.), одноактные пьесы писали М. Лебедев и др.

В 1930 были организованы курсы по подготовке актеров коми, куда поступили многие актеры "Сыкомтевчук" и участники самодеятельности. Окончившие курсы составили ядро коми передвижного проф. т-ра. В том же году в Сыктывкаре открыт стационарный рус. т-р. В 1932 в Ленингр. театр. уч-ще направлена группа молод„жи, в т. ч. и актеры коми передвижного т-ра. В 1936 открылся коми стационарный т-р, в состав к-рого вошли выпускники Ленингр. театр. уч-ща: П. А. Мысов, С. И. Ермолин, Н. М. Дьяконов, А. С. Русина, А. Г. Зин, И. И. Аврамов, И. И. Попов, И. И. Потолицын, А. Н. Пылаева, Т. Ф. Пу-негова, С. Пылаев, Н. В. Уродов, В. Л. Выборов, Б. Фролов, А. Кузнецов, Г. Бабинов и актеры передвижного коми т-ра. На открытии показан спектакль "Егор Булычев и другие".

Развитие коми драматургии определяется творчеством Ермолина и Дьяконова, к-рые написали совм. пьесы о борьбе с врагами народа - "Глубокая запань" (1938), "Вороны" (1939), о гражданской войне в коми крае -"Усть-Куломское восстание" (1940), "Домна Ка-ликова" (1941). Т-р ставил и классич. драматургию:

"Ревизор", "Враги", "На дне", "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Коварство и любовь", пьесы Островского. Большой популярностью пользовались пьесы сов. драматургов: "Слава" Гусева, "Земля" Вирты, "Платон Кречет", "Разлом", "Любовь Яровая". В 1941 пост. "Человек с ружь„м" (первым исполнителем роли В. И. Ленина в т-ре коми был П. А. Мысов). В годы войны ставились пьесы драматургов коми:

"В дни войны" Дьяконова и Ермолина, героич. пьеса-сказка "Золотое слово" Юхнина, "Герой" Дьяконова о Герое Сов. Союза Н. Оплесине, "Молодые патриоты" Ермолина, "Ключи богатства" Юхнина о преобразовании коми края, о жизни рабочего класса Севера, а также пьесы рус. сов. драматургов: "Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва, "Ш„л солдат с фронта" Катаева, "Русские люди", "Фронт", "Нашествие"; "Ленин в 1918 году" Каплера и Злато-горовой.

В первые годы возникновения т-ра шли историко-героич. пьесы ("Домна Каликова", "Усть-Куломское восстание"). В последующие годы т-р созда„т спектакли, рисующие трудовые подвиги сов. людей, работу по освоению богатств Севера, комедии из жизни тружеников с. х-ва.

В 1949 пост. "Свадьба с приданым" Дьяконова и "В предгорьях Тимана" Ф„дорова о трудовых буднях деревни в послевоен. годы. Жизнеутверждающая комедия "Свадьба с приданым" вошла в репертуар более чем 200 т-ров страны (в т. ч. Моск. т-ра Сатиры), ставилась в Польше, ГДР, Венгрии и Чехословакии. В 50-х гг. пост.: "Грозовые годы" Пыстина (1950) о борьбе с белогвардейщиной на Севере, "Огни тундры" Юхнина (1951) об освоении богатств сев. края в послевоен. годы, комедия В. Леканова "Сельские вечера" (1954) и "Свидания у чер„мухи" Ларева (1958) вошли в репертуар мн. т-ров страны. В репертуаре т-ра героич. историч. драма "Изваильская крепость" Потолицына (1957), "Клин клином" Леканова (1958), "У нас на севере" Попова (1959), "Кремл„вские куранты" и "Третья патетическая" Погодина.

В составе драм. т-ра (1963) - нар. арт. РСФСР И. И. Аврамов (гл. реж.); засл. арт. РСФСР: А. Г. Зин,

А. С. Русина, Г. П. Сидорова, Ю. И. Трошева; нар. арт. Коми АССР: Н. А. Суркова, С. С. Ростиславина, И. Н. Кривошеий; засл. арт. Коми АССР: Г. П. Лыт-кина, В. Н. Рассыхаев, Н. Н. Турубенов, М. А. Кра-сильников, В. Н. Сусельников.

В 1958 оперой "Евгений Онегин" в Сыктывкаре открылся муз. т-р. В состав муз. т-ра вошли выпускники консерваторий и Сыктывкарского муз. уч-ща:

А. Забоев, Н. Маегов, Е. Орлова, И. Бобракова, Н. Шуйская, Л. Леканова. В последующие годы пост. оперы - "Травиата", "Запорожец за Дунаем", "Севильский цирюльник", "Фауст", "Русалка", оперетты-"Поцелуй Чаниты" Милютина, "Белая акация" и "Вольный ветер" И. Дунаевского, "Холопка" Стрельникова, "Летучая мышь" Штрауса.

Большим событием в жизни театра явилось создание первой нац. оперы "Гроза над Усть-Куломом" ("Зарница") Г. Дехтярова (реж. И. Орловский и Э. Попов), премьера оперы состоялась в декабре 1960. По мотивам нар. легенды композитор Я. Перепелица написал балет "Лесной человек" ("Яг-Морт"). В 1963 пост. первая коми оперетта "Песнь к зв„здам" (текст и пост. Э. Попова, муз. Я. Перепелицы).

В составе муз. т-ра (1963) - засл. артисты Коми АССР В. Ищенко, С. Марков, В. Шестаков; балетм. т-ра-засл. арт. Коми АССР Г. Ваховский, артистка балета О. Коханчук. Гл. реж. т-ра-засл. арт. Коми АССР Э. А. Попов. До 1961 в т-ре работал нар. арт. Коми АССР Б. С. Дейнека.

На периферии республики в заполярном городе Воркуте с 1942 работает драм. т-р (до 1956 был муз.драматическим, в 1963 реорганизован в передвижной шахт„рский т-р, до 1962 гл. реж.- нар. арт. Коми АССР Н. Г. Гайдаров). Там же имеется кукольный г-р (организован в 1956). С.П.

КОМИДЙЛЛИОН (???????????) -- вид л„гкой комедии или лирич. драмы с пением, получивший распространение на новогреч. сцене в 90-х гг. 19 в. Наиболее известные произв. этого вида драматургии:

"Счастье Марульи" Короми-ласа (1889), "Дядя Линар-дос" Коккоса (1890), "Невеста из Кулури" Пандо-пулоса (1895) и др. Пьесы эти незатейливы, но яркие образы (слуги, крестьяне) и занимательные сюжеты завоевали К. популярность среди широкого круга зрителей. Разновидностью К. является лирич. драма с песнями: "Возлюбленный пастушки" Коромиласа (1891), "Гольфо" Пересиа-диса (1894) и др., показывающие крестьянскую жизнь в несколько идил-лич. аспекте. Любовная интрига К. не лишена мелодраматизма и сентиментальности. К. сыграл положительную роль в развитии греч. реалистической драматургии. Д. С.

КОМИК (греч. ???????)- 1) (устар.) автор комедий. 2) Театральное амплуа: актер, исполняющий комедийные (комические) роли.

КОМИ - ПЕРМЯЦКИЙ ТЕАТР (Ком и-П е ? м я ц-кий окружной драматический театр им. М. Горького). В 1931 в Кудым-каре из коллектива "Синей блузы" была организована театр. студия, положившая начало т-ру колх. молод„жи (ТКОМ). В 1935 на основании ТКОМ создан проф. нац. т-р, к-рому присвоено имя М. Горького. В начале ставились одноактные пьесы. Затем были пост. "Двор" Караваевой (1934), "Поднятая целина" по Шолохову (1934), "Проделки Скапена" (1935), "Как закалялась сталь" (1937), "Без вины виноватые" (1938). В 1939 пост. на яз. коми пьеса актера т-ра Н. П. Свеч-кова "Караванный бунт" о борьбе коми-пермяцких крестьян в период реформы 1861. Т-р пост. пьесы Горького: "На дне" (1938), "Последние" (1940), "Егор Булычев и другие", "Зыковы" (1949), "Старик" (1957), "Мещане" (1960). В период Великой Отечеств, войны пост. "Русские люди"; "Встреча в темноте" Кнорре, "Давным-давно" Гладкова, "Сказка о правде" Алигер и др.

Среди спектаклей 50-х гг.- "Калиновая роща" Корнейчука (1951), "Ревизор" (1951), "Свадьба Кре-чинского"(1952), "Дядя Ваня" (1954), "Отелло" (1954);

"Медвежий лог" Кильчичакова (1956), "Трактирщица" (1957); "В поисках радости" Розова (1958), "Барабанщица" Салынского (1959), "Стряпуха" Софро-нова (1961) и др. В содружестве с местными коми-пермяцкими и рус. драматургами т-р осуществил спектакли: "Это было на Иньве" Свечкова (1950), "Троицын день" (1957), "Бессонница" (1960) и "Шесть тополей" (1961) Сторожевой. На смотре искусства коми-пермяцкого народа в Перми был показан спектакль

"Пасмурная весна" Можаева (1959). Т-р способствовал развитию нац. драматургии - пьесы "Родная дочь", "В двойном кольце" А. Бандина и др. На сцене т-ра шли пьесы драматургов коми: "Свадьба с приданым" Дьяконова, "Сельские вечера" Леканова. Труппа состоит из коми-пермяцких и рус. актеров (спектакли ставятся на двух яз.). Со дня основания в театре работают: засл. арт. РСФСР А. Г. Котельнико-ва и Н. П. Канюкова, артисты Н. В. Четина, И. М. Караваев, Ф. С. Кривощ„-ков, Н. И. Кивил„ва, Е. И. Сакулина. В труппе т-ра также (1963): Н. П. Свечков Н. Ф. Ужегов, Н. Т. Пу-ховский, И. Е. Ваньков, О. С. Владская, Д. Ф. Мар-келов, А. А. Ананьина, В. И. Лоськов.С.В. Чер-ноблер и др. Гл. реж. т-ра- С. П. Мазур. А. Ив.

КОМИССАРЗК ‚ В С К А Я Вера Ф„доровна [27. ? (8.Х1).1864, Петербург, - 10(23).II.1910, Ташкент] - русская актриса. Дочь известного оперного певца Ф. П. Комиссаржевского человека большой культуры, тонкого художеств. вкуса, К. росла в атмосфере театр. интересов, любви к музыке, лит-ре. Среди близких знакомых семьи Ко-миссаржевских - артист и литератор И. Ф. Горбунов, певец Ф. И. Стравинский, композитор М. П. Мусоргский и др. Школой мастерства для К. были занятия с В. Н. Давыдовым, уроки пения с отцом. В 1891 в Петербурге К. впервые выступила на любительской сцене в Морском собрании Флотского экипажа (Зина - "Горящие письма" Н. Гне-дича). Затем начала принимать участие в спектаклях Об-ва иск-ва и лит-ры (Москва), руководимого Станиславским. Как и др. участники этих спектаклей, К. считала т-р важной жизненной задачей, смотрела на актерское иск-во как на свою нравственную миссию. Исполнением роли Бетси в "Плодах просвещения" (1891) К. обратила на себя внимание деятелей проф. т-ра. Она была приглашена в Новочеркасск в антрепризу Н. Н. Синельникова (играла в 1893-94) на роли "инженю" и водевильные роли с пением. Вес„лостью, живостью, неподдельным юмором было проникнуто исполнение К. ролей в одноактных пьесах и водевилях ("Под душистою веткой сирени", "Волшебный вальс" и др.). В 1894-96 К. работала в Вильно в антрепризе К. Н. Незлобина, сыграв в это время ок. 60 ролей: Рози ("Бой бабочек" Зудермана), Лариса ("Бесприданница"), Луиза ("Коварство и любовь")" Софья ("Горе от ума"), Клерхен ("Гибель Содома" Зудермана) и др.

Уже в первые годы работы в т-реК. приобрела известность как актриса лирич. склада, обладающая простотой, правдивостью и непосредственностью. В каждую роль К. вносила черты своей неповторимой индивидуальности, е„ интересовали не внешнее перевоплощение, не бытовая характерность образа, а его поэтич. сущность. Искренность, нежность, мягкость и изящество сочетались в иск-ве актрисы с огромной внутр. взволнованностью, трепетностью. Подъ„м, воодушевл„нность, эмоциональная насыщенность были осн. чертами дарования К. Большое значение придавала К. интонационной разработке роли (современники называли е„ голос "скрипкой Страдивари").

В 1896 К. дебютировала на сцене Александринско-го т-ра (в роли Рози). В первом сезоне она сыграла роли Клерхен, Нины Заречной, Ларисы, сразу завоевав внимание демократич. кругов зрителей. В Александринский т-р К. принесла новую для этого т-ра направленность. Иск-во К. заставляло тревожно размышлять, взволнованно говорило о неблагополучии жизни, о необходимости е„ изменения. Актриса рассказывала со сцены повесть о большой, мечущейся женской душе, не находящей себе места в окружающем мире. Исполняя роль Ларисы, К. стремилась раскрыть порывистый, беспокойный характер своей героини, стремящейся уйти от будничной, серой жизни. Выступив в роли Нины Заречной за два года до постановки "Чайки" в МХТ, К. первая почувствовала глубокий новаторский смысл чеховской пьесы, сумела передать тонкую манеру автора, его сознание несовершенства окружающей действительности. Проникнув в существо драматургии Чехова, К. изяществом сценич. при„мов, интеллектуальностью как бы предвосхищала стиль игры Моск. Художеств, т-ра. Чехов считал К. непревзойд„нной исполнительницей роли Нины Заречной. К. играла в пьесах Чехова также роли Саши в "Иванове" и Сони в "Дяде Ване".

Демократич. направленность иск-ва К., е„ художеств. устремления были несовместимы с условиями бюрократич. режима императорской сцены. Такие выдающиеся сценич. создания, как Лариса, Нина Заречная; Маргарита ("Фауст" Г„те) были единичны, актрисе приходилось играть в пустых, бессодержательных пьесах-однодневках, составлявших основу репертуара т-ра. Чувствуя потребность творить для широкого демократич. зрителя, воплощать идейно-художеств. значительный репертуар, К. решила создать собственный т-р и в 1902 ушла из Александрийского т-ра. После двухлетней гастрольной поездки К. осуществила свою мечту. Драматич. театр В. Ф. Комиссаржев-ской (см. Комиссаржевской театр ) был открыт осенью 1904. В этот период К. выступает как ярчайшая выразительница передовых идей демократич. интеллигенции. Она организует концерты, сборы с к-рых шли на нужды революц. кружков, на помощь студенческому движению, выступает на концертах с чтением революц. стихотворений ("Песнь о Соколе", "Песнь о Буревестнике" Горького). Пост. пьес Горького "Дачники" (1904) и "Дети солнца" (1905) на сцене руководимого К. т-ра стали обществ.-политич. событиями. В исполнении К. ролей Варвары Михайловны ("Дачники"), Лизы ("Дети солнца"), Сони ("Дядя Ваня"), Нины Заречной, Ларисы; Негиной ("Таланты и поклонники") прозвучал протест против бурж. общества, пошлости, обыденного существования, бескомпромиссное требование свободы. В крупнейшей работе этого периода - образе Норы - К. с большой художеств. убедительностью показала формирование характера мыслящей женщины, смело рвущей сети лжи. Видя несправедливость общественного уклада, лживость бурж. морали, К. всем своим беспокойным и трепетным иск-вом звала к торжеству свободы и справедливости. В то же время актриса была не з силах противостоять мрачному натиску реакции. Драматургами е„ т-ра стали М. Метерлинк, С. Пшибы-шевский, Ф. К. Сологуб, режиссером - В. Э. Мейерхольд, выступивший в то время с программой создания условного т-ра. Иск-во К. тускнело, и только в отдельных ролях, когда искренний, живой талант актрисы преодолевал искусственные режиссерские построения и К. возвращалась к присущему ей реализму, тонкой лирике, оно вновь проявлялось с прежней силой (Беатриса - "Сестра Беатриса" Метерлин-ка). Увлечение символизмом и стилизацией привело К. и руководимый ею т-р к творческому тупику. Бегство от правды жизни надломило актрису и отдалило е„ от прогрессивных кругов. Поняв несостоятельность и обреч„нность своих исканий, К. решила оставить т-р. К. мечтала посвятить себя преобразованию т-ра через школу-студию, воспитывающую не только мастера-актера, но и всесторонне развитого человека. Однако мечте е„ не суждено было осуществиться. Находясь на гастролях в Ташкенте, К. заболела ч„рной оспой и умерла.

Роли: 1893 - 94, Новочеркасск: Альма ("Честь" Зудермана), Лиза ("Горе от ума"), Бетси ("Плоды просвещения"); 1894 - 96, Вильно: Рози, Клерхен ("Бой бабочек", "Гибель Содома" Зудермана), Розина ("Се-вильский цирюльник"), Лариса ("Бесприданница"), Леонора ("Честь" Зудермана), Негина ("Таланты и поклонники"), Луиза ("Коварство и любовь"), Софья ("Горе от ума");

Александрийский театр - 1896: Нина Заречная ("Чайка"), Лидия Михайловна ("Золото" Немпрови-ча-Данченко), Зина, Надежда ("Семья" и "Радости жизни" В. Крылова); 1897-98: Саща . ("Иванов"); Фантина ("Отверженный" по Гюго); 1898 - 99: Наташа ("Волшебная сказка" Потапенко), Варя ("Дикарка" Островского и Соловь„ва), Поветова ("Две судьбы" Шпажинского); 189 9- 1900: Дездемона; Аглая ("Идиот"), Мария Васильевна ("Холостяк" Тургенева), Наталья Кирилловна ("Закат" Сумбатова), Христина ("Забава" Шницлера), Ольга ("Накипь" Боборыкина); 1900 - 01: Офелия; Аннушка ("На бойком месте"), Марикка ("Огни Ивановой ночи" Зудермана), Марья Андреевна ("Бедная невеста" Островского), Снегурочка (о. п.); 1901 - 02: Татьяна Даниловна ("Грех да беда на кого не жив„т" Островского), Вава ("В ответе" Боборыкина), Валерия ("Лиш„нный прав" Потапенко), Дашенька ("Мишура". Потехина), Маргарита ("Фауст" Г„те); 1902 - 04: Магда ("Родина" Зудермана), Монна Ванна (о. п. Метерлинка); Драм. т-р В. Ф. Комиссаржевской - 1904 - 07: Авдотья ("Авдотьина жизнь" Найд„нова), Варвара Михайловна ("Дачники"), Лиза ("Дети солнца"). Нора; Гильда ("Строитель Сольнес" Ибсена), Лида Линд ("Другая" Бара), Мари ("Крик жизни" Шницлера), Соня ("Дядя Ваня"), Беатриса ("Сестра Беатриса" Метерлинка), Сонка ("Вечная сказка" Пшибышев-ского), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), Мелисанда ("Пелеас и Мелисанда" Метерлинка), Юдифь (о. п. Хеббеля).

Лит.: Марков П., Вера Федоровна Комиссаржев-ская, М., 1950; Тальников Д., Комиссаржевская, М.- Л., 1939; Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, СПБ, 1911; Алконост, кн. 1, СПБ, 1911 (Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской); В. Ф. Комиссаржевская. Альбом "Солнца России", [П., 1915];Бруштейн А. Я., Страницы прошлого, М., 1956; Юрьев Ю. [М. ], Записки, Л.-М., 1948;

Серебров А. [Тихонов А. Н. ], Время и люди. Воспоминания. 1898-1905, М., 1955; ХодотовН., Близкое - дал„кое. [Воспоминания, 2-е доп. и испр. изд.], Л.-М., 1962. АН. А., Юл. Р.

КОМИССАРЖ‚ВСКИЙ, Виктор Григорьевич (р. 7.XI.1912) - русский советский актер и режиссер. Чл. Коммунистич. партии с 1954 . С 1934 актер Моск. театра-студии под рук. Хмел„ва (с 1937 Т-р им. Ермоловой, работал здесь до 1958). С 1941 выступает как режиссер, первая реж. работа в Т-ре им. Ермоловой - "Вечер в Сорренто" и "Нахлебник" Тургенева. В последующие годы поставил спектакли в Т-ре им. Ермоловой: "Наш корреспондент" Левина и Меттера (1944), "Счастье" по Павленко (1948), "Пушкин" Глобы (1949), "Чудак" Н. Хикмета (1956) и др. С 1957 ставит спектакли и в др. т-рах ("Веер леди Уиндермиер" Уайльда, 1950, в моек. Малом т-ре и др.), работает в кино как режиссер и сценарист.

К.- автор книг и статей по т-ру - "Беседы режиссера" (1953), "Хмел„в за режиссерским столом" (М., 1956) и др. Э. К.

КОМИССАРЖ‚ВСКИЙ, Ф„дор Петрович [1838- 16. II (I.I II). 1905 I-русский артист оперы (лирико-дра-матический тенор), педагог. Отец В. Ф. Комиссаржевской. Музыке обучался в Милане; учился в консерватории и брал уроки у Э. Репетто. Впервые выступил на оперной сцене в Петербурге в 1863. До 1880 - артист Мариинского т-ра. Был первым исполнителем мн. партий в операх рус. композиторов, в т. ч. Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского), Самозванец ("Борис Годунов"), Ва-кула ("Кузнец Вакула" Чайковского), Синодал. Среди др. партий К.- Дженнаро ("Лукреция Борджиа" Доницетти), Фауст;Фра-Дьяволо(о.п. Обера), Ионтек ("Галька" Монюшко). К. обладал небольшим голосом бархатного тембра.

Пение К. отличалось ч„ткостью дикции, изяществом и тонкостью фразировки, задушевностью (особенно в мецца воче), его сценич. исполнение - высокой интеллектуальной культурой и артистич. темпераментом. В 1883-88 К. был проф. Моск. консерватории. Подготавливая артистов оперы, К. учил их не только вок., но и драм. иск-ву, созданию полноценных художеств. образов. У К. занимался К. С. Станиславский.

Лит.; К ю и Ц. А., Избранные статьи об исполнителях, М., 1957, с. 49-53; Федор Петрович Комиссаржевский, "ЕИТ". Сезон 1904-1905 гг., вып. 15, СПБ, 1905 (приложение).

КОМИССАРЖЕВСКИЙ, Ф„дор Ф„дорович (23.V. lgg2-16.IV.1954) - русский режиссер, педагог, теоретик театра. Сын певца Ф. П. Комиссаржевского, брат В. Ф. Комиссаржевской. По образованию архитектор. С 1906 был зав. постановочной частью, затем режиссером в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской. С 1910 работал в Москве. Ставил спектакли в Т-ре Незлобина ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского, 1910, "Фауст" Г„те, 1912, "Идиот" по Достоевскому, 1913, "Мещанин-дворянин" Мольера, 1911, и др.), Малом т-ре ("Лекарь поневоле", 1913). В 1910 К. организовал свою студию, открыв при ней в 1914 Т-р им. В. Ф. Комиссаржевской; был режиссером этого т-ра до 1918; пост. "Димитрий Донской" Озерова (1914), "Гимн Рождеству" по Диккенсу (1914), "Ли-систрата" Аристофана (1917), пьесы Сологуба. К. много работал как оперный режиссер, ставил спектакли в Т-ре Зимина, позднее в Т-ре Совета рабочих депутатов ("Золотой петушок", 1917, "Лоэнгрин", 1918, "Борис Годунов", 1918), в Большом т-ре. Мечтая о синтетич. т-ре, об "универсальном" актере, сочетающем в сво„м творчестве иск-во драм. актера, певца и танцора, К. в 1918 организовал студийный Новый т-р (т-р ХПСРО); пост. здесь "Похищение из гарема" Моцарта (1918), "Буря" Шекспира (1919). В состав этого т-ра входили В. В. Барсова, И. В. Ильинский.

Спектакли К.- пропагандиста философского роман-тич. т-ра -отличались стремлением передать мысль автора, поисками новых форм, большой культурой. Нек-рые работы режиссера (гл. обр. раннего периода) отмечены формализмом, условностью трактовки. В 1919 К. уехал за границу. Работал в т-рах Лондона, Парижа, Нью-Йорка, Вены. Популяризировал рус. классич. драматургию (ставил пьесы Гоголя, Тургенева, Чехова), оперы Мусоргского, Бородина. Преподавал в Королевской академии драм. иск-ва в Лондоне. К.автор статей и книг по т-ру.

Соч.: Творчество актера и теория Станиславского, Пг., [1916]; Театральные прелюдии, М., 1916; Myself and the theatre, L., 1929; The costume of the theatre, L., [1931]; The theatre and a changing civilisation, L., 1935.

Лит.: Крыжицкий Г., Режиссерские портреты, М.-Л., 1928; Ильинский И., Сам о себе, М., 1961. Г. К.

КОМИССАРЖЕВСКОЙ ТЕАТР - театр. основанный в 1904 В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге. Открылся 15(28) сентября 1904 спектаклем "Уриэль Акоста" Гуцкова. Комиссаржевская стремилась сделать его т-ром демократии, интеллигенции, пропагандировать со сцены передовые идеи современности. Основу репертуара составляли произв. Островского, Чехова, Горького, Ибсена, пьесы совр. рус. драматургов, входивших в лит. группу "Знание" (С. А. Найд„нов, Е. Н. Чириков и др.). В т-ре работали режиссеры Н. Н. Арбатов, Н. А.Попов, И. А. Тихомиров, А. П. Петровский, актеры К. В. Бравич, Н. А. Буткевич, В. Р. Гардин, И. А. Слонов, Е. П. Корчагина-Александровская, И. М. Уралов, П. В. Самойлов, М. А. Ведринская, Н. Д. Красов, 3. В. Холм-ская, А. А. Пивоварова и др. В годы первой рус. революции отдельные спектакли т-ра были восторженно встречены революционно настроенным зрителем и превращались в политич. демонстрации. Здесь впервые была пост. пьеса М. Горького "Дачники" (1904, Варвара Михайловна - Комиссаржевская, Басов - Бравич, Калерия- Буткевич, Шалимов - Гардин); спектакль этот после событий 9 янв. 1905 был по приказу петерб. генерал-губернатора снят с репертуара. Возобновление спектакля в сентябре 1905 подтвердило целеустремл„нную борьбу коллектива т-ра с силами реакции. Большой обществ, успех имел также спектакль "Дети солнца" (1905, Лиза- Комиссаржевская, Протасов-Бравич). В 1904-06 в т-ре были пост. спектакли: "Кукольный дом", "Привидения", "Дядя Ваня", "Чайка", "Бесприданница"; "Авдотьина жизнь" Найд„нова и др. В октябре 1905 т-р давал спектакли в пользу бастующих рабочих, а 13-14 октября, отменив представления, присоединился к всеобщей забастовке. Однако в период реакции, наступившей после подавления революции, т-р не смог удержаться на прогрессивных позициях. Многочисленные цензурные ограничения тяжело отзывались на жизни т-ра (были запрещены уже подготовленные спектакли "Мужики" Чирикова, "Голод" Юшкевича, принятые к постановке пьесы "Ткачи" Гауптмана, "Заговор Фиеско" Шиллера и др.). Гонения цензуры, нежелание допустить на подмостки своего т-ра пустой развлекат. репертуар вызвали у Комиссаржевской стремление уйти в мир отвлеч„нной красоты, "вечных идей". Комиссаржевская увлеклась модными в те годы символизмом и стилизацией. Гл. режиссером в т-р был приглаш„н В. Э. Мейерхольда утверждавший в этот период при„мы условноэстетич. т-ра. Изменился состав труппы. Из т-ра ушли актеры Попов, Гардин, Корчагина-Александровская и др. Вошли - Р. А. Унгерн, Е. М. Мунт, А. Я. Закуш-няк, А. А. Мгебров, Н. Н. Волохова, М. А. Бец-кий и др., художники Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судей-кин и др. Большое внимание в спектаклях уделялось стилизованным декорациям. актерское исполнение отличалось манерностью.

В т-ре в это время шли пьесы: "Сестра Беатриса", "Пелеас и Мелисанда", "Чудо святого Антония" Ме-терлинка, "Балаганчик" Блока, "Гедда Габлер" Ибсена, пьесы Пшибышевского, Ф. Сологуба и др. А. В. Луначарский писал о Т-ре Комиссаржевской: "...Комис-саржевская служит дурному делу..., с искренним энтузиазмом отдавшись служению прогрессу театра, она на самом деле безвинно способствует его декадансу... Постановки Мейерхольда доказали, что его декоративно-стилизующей манере недоступно яркое сценическое изображение живой жизни, что его театр не может дать нам квинтэссенции действительности" ("Об искусстве и революции"). Поняв, что такой путь противоречит общественным задачам иск-ва, Комиссаржевская в 1907 порвала с Мейерхольдом. Однако режиссеры Ф. Ф. Комиссаржевский, Н. Н. Евреинов по существу продолжали вести т-р по прежнему пути. Окончательно осознав, что т-р встал на путь м„ртвого форма-листич. иск-ва, Комиссаржевская приняла решение распустить труппу. Часть коллектива участвовала в гастролях Комиссаржевской по Сев. Америке (1908) и Югу России (1909-10). После е„ смерти труппа окончательно распалась.

Лит.: Луначарский А. В., Об искусстве и революции, в кн.: Театр и революция, М., 1924, с. 165-184;

Бруштейн А., Страницы прошлого, М., 1952, с.71- 100; Янковский М., Театральная общественность Петербурга в 1905-1907 гг., в сб.: Первая русская революция и театр. М., 1956; Памятные записки режиссерского управления театра В. Ф. Комиссаржевской, там же; Соболев Ю., М. Горький в театре В. Ф. Комиссаржевской, "Театр", 1938, ј 6, с. 37-41; Волков Н., Мейерхольд, т. 1-2, М.-Л., 1929; Сборник памяти В. Ф. Комиссаржевской, М., 1931. С. Г.

КОМИССАРОВ, Александр Михайлович [р. 14(27). 11.1904] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1948). Учился в школе 2-й Студии МХАТ; участвовал в спектаклях этой студии. С 1924 - актер МХАТа. К.- актер преим. комедийный. Его творчество отличается обаянием, свежестью. С мужественной грацией К. играл Керубино ("Женитьба Фигаро", 1927). Заразительным юмором проникнуто исполнение К. комедийных ролей "простаков" - Винкель ("Пикк-викский клуб" по Диккенсу, 1934), Кэйрлесс ("Школа злословия" Шеридана, 1940). Острой обличительной характерностью отмечены образы Буланова ("Лес", 1948), Петрищева ("Плоды просвещения", 1951).

В числе ролей К. также: Кот ("Синяя птица" Метер-линка), Ал„шка ("На дне"), Николка ("Дни Турбиных" Булгакова), Родриго ("Отелло"), Ст„па ("Платон Кречет"), Дамис ("Тартюф"), Прокурор ("Воскресение" по Л. Толстому), Адвокат ("Анна Каренина"), Епиходов ("Вишн„вый сад").

К. вед„т педагогич. работу в школе-студии МХАТ (с 1954). Снимался в кино (Скамейкин- "Цирк", и др.). П.М.

КОМИССАРОВ, Николай Валерианович [5(17).I. 1890-30.IX.1957] - русский советский актер. Нар. арт. УССР (1946). По окончании Петерб. коммерч. уч-ща служил в Киевской конторе Госбанка. Одновременно играл на сцене в труппе П. П. Струйского. Проф. сценнч. деятельность начал в конце 1920. Работал в т-рах Киева, Старого Оскола, Кременчуга и др. городов Украины. В 1925-27 играл в Ленингр. т-ре "Комедия", затем в т-рах Дальнего Востока, Ярославля и др. В 1934-45- актер Одесского т-ра. Роли: Несчастливцев, Городничий; Антипа Зыков ("Зыковы"), Ока„мов ("Машенька" Афиногенова) и др., С 1946 - в труппе Малого т-ра.

Др. роли: Фамусов (1946), Вышневский ("Доходное место", 1948), Иоаким Пино ("Заговор обреч„нных" Вирты, 1949), Трабский ("Минувшие годы" Погодина, 1948), князь Абрез-ков ("Живой.труп" Л. Толстого, 1951) и др. Снимался в кино ("Кавалер Золотой Звезды", "Убийство на улице Данте"). Гос. пр. СССР (1951. 1952). В Mac.

КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ (в 1936-46- приСовете Народных Комиссаров, в 1946- 53- при Совете Министров СССР)- государственный орган СССР, осуществлявший в 1936-53 руководство всеми видами искусств (с 1938 - кроме кинематографии). В К. по д. и. входили: Гл. управление т-ров, Гл. управление музыкальных учреждений, Гл. управление цирков и др.

Первым председателем К. по д. и. был П. М. Керженцев. Затем К. по д. и. возглавляли А. И. Назаров, М. Б. Храпченко, П. И. Лебедев. В 1939 при К. по д. и. был учрежд„н Художеств, совет с секциями т-ра и драматургии, музыки и изобразит. иск-ва. В секцию т-ра и драматургии первого состава Худ. совета входили - В. И. Немирович-Данченко, Б. В. Щукин, А. А. Хорава, С. М. Михо-элс, А. М. Бучма, К. А. Трен„в, А. Н. Толстой, Н. Ф. Погодин. В 1953 функции К. по д. и. были переданы Министерству культуры СССР.

Лит.! Бюллетени Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК СССР, М., 1936-1940. С. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница