Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Квартиры в Испании продажа недвижимости в Испании.

Театральная энциклопедия
(страница 225)


КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА - см. Опера. "КбМИШЕ ОПЕР", Комическая опера (Komische Oper),- оперный театр в Берлине (ГДР). Открылся 23 дек. 1947 постановкой оперетты "Летучая мышь" И. Штрауса. Т-р возглавил В. Фелъ-зенштейн. "К. о." ставит своей задачей борьбу с рутиной, м„ртвыми оперными традициями, стремится создавать оперные спектакли, построенные на конфликтах реальной действительности, гармонически сочетающие в себе все компоненты театр. представления, пение, драм. иск-во, декорац. иск-во. Ставя популярные произв., т-р освобождает их от штампов, разл. наслоений, улучшает переводы либретто. В пост. "Волшебной флейты" Моцарта (1954, Гос. пр.) т-р раскрыл глубокий гуманистич. смысл этого произведения.

Пост.: "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Умница" Орфа (обе 1948), "Кармен" (1949), "Свадьба Фигаро" (1950);

"Фальстаф" Верди (1951), "Вольный стрелок" Вебера (1951, Гос. пр.), "Браконьер" Лортцинга (1955), "Долина" д'Аль-бера (1956), "Лисичка-плутовка" Яначека (1956), "Похищение из сераля" Моцарта (1957), "Сказки Гофмана" Оф-фенбаха (1958), "Турандот" Пуччини (1959), "Отелло" Верди

(1959 Гос. пр.), "Проданная невеста" (1960, Гос. пр.), "Бравый солдат Швейк" Курки (1960), "Тоска" (1961); "Сон в летнюю ночь" Бриттена (1961), "Летучий голландец" Вагнера 1962), "Синяя Борода" Оффенбаха (1963) и др.

В т-ре выступали дириж„ры О. Клемперера М. Цал-лингер и др. В 1963 дириж„рами т-ра были К. Ма-зур, В. Нейман, Р. Ханель. Т-р выступал в СССР (1959), Чехословакии, Франции и др. странах.

Лит.- К ? а у з е Э., Вальтер Фельзенштейн и его театр. "Сов. музыка", I960, ?? l; Die Komische Oper. 1947-1954, В., 1954; 10 Jahre Komische Oper, [В., 1958]. Ал. М.

КОММОС (???-??? - биение себя в грудь) - в древнегреч. трагедии совместная партия хора и актеров, обычно печального содержания; оплакивание умершего, прощание с жизнью, патетич. жалоба (назв.- от ударов в грудь, к-рыми сопровождался погребальный плач). Построение К: отличалось большой свободой: он мог состоять из строф - симметричных вок. партий, мог содержать наряду с ними мелодекламацию в анапестах, а также небольшие речевые партии актеров или корифея в ямбич. триметрах. Наиболее развитые К. встречаются в трагедиях Эсхила (напр., К. с участием хора, корифея и двух солистов в его "Хоэфорах", большие К. в "Персах", "Агамемноне"). Значит, место занимают патетич. К. в трагедиях Софокла (прощание с жизнью Аянта, Антигоны, жалобы Эдипа, Электры, Филоктета, Креонта). У Еврипида К. часто превращается в экспрессивный, насыщенный волнением и страхом эпизод, состоящий из коротких тревожных строф, иногда в чередовании с такими же короткими ямбич. или анапестич. репликами (напр., "Ипполит", ст. 565-600, "Орест", ст. 140-207).

Лит.: [D i e h l E. ], Kommoi, в кн.: Paulys Realen-cyclopadie der classischen Altertumswissenschaf t, 21 Halbbd, Stuttg., 1921; Lesky A., Der Kommos der Choephoren, W.- Lpz., 1943. В. Я.

KOMOC (?,????) - в Др. Греции процессия подвыпивших гуляк, распевавших вес„лые шуточные песни. В К., явившемся одним из осн. истоков греч. комедии, высмеивались лица, к-рые вызывали своим поведением обществ, осуждение. Аристотель в "Поэтике" предложил этимологию слова "комедия" (?,?-?????) от слов "К." и "песнь" (???) - "песнь К.". С оформлением комедии как жанра К. постоянно входил в е„ состав ("Ахарняне" Аристофана, 425 до н. э.). Традиц. финалом комедий было свадебное шествие, являвшееся также одной из форм К. ["Птицы" (414 до н. э.), "Мир" (421 до н. э.) Аристофана и др.].

Лит.: Круазе А.иМ., История греческой литературы, пер. с франц., 2 изд., Пг., 1916; История греческой литературы, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М., 1946; Тройский И. М., История античной литературы, 3 изд.. Л., 1957. Н. Зем.

КОМПАНЬЙЯ (compania) - название театральной труппы в Испании 16-17 вв. Первоначально, видимо, К. называлось большое объединенне актеров, но вскоре так стали называть всякую труппу. К. возникли на основе трупп жонгл„ров и булюлю - странствующих актеров-одиночек. В 16 в. К. были бродячими, их путь пролегал через большие селения и города, где существовали коррали (Мадрид, Малага, Валенсия, Севилья, Вальядолид, Барселона, Толедо). Лишь с 17 в. начинается оседание К. в корралях. К 1600 относится первый указ об официальном узаконении работы трупп. К., попавшие в такой список, стали называться королевскими. В 1615 насчитывалось 12 королевских К. Кроме актеров, в К. часто входили музыканты и танцовщики. Все они работали на паях или получали жалованье от антрепрен„ра, материальное положение их было крайне тяж„лым.

В 16-17 вв. в Мадриде были известны К.- Галь-веса, Осорио, Бальбина, Сиснероса,"Веласкеса, итал. труппа А. Ганассы и др. К. ставили интермедии, комедии и ауто своих современников. Спектакль продолжался ок. 3 часов. Начинался он с вокального вступления под аккомпанемент гитары или нескольких инструментов, затем следовали лоа, танец и только затем разыгрывалась пьеса. Представление было насыщено интермедиями и танцами, к-рыми и заканчивался спектакль. В. С.

КОНАКОВ, Александр Ф„дорович [27.1(8.11). lg87-13.IV.1922] - марийский советский драматург. Окончил в Кукарске (ныне г. Советск) учительскую семинарию (1908) и Вятский (ныне г. Киров) учительский ин-т (1917). Работал учителем (с 1909 и в 19141922). Лит. деятельность начал в 1915. Впервые выступил в драматургии в 1917 с одноактной пьесой "Буран" - из жизни дореволюц. марийской деревни. Следующая пьеса "Сиротка" (1919) основана на мотивах марийского фольклора. В совр. комедии "Инспектор" (1919) К. высмеивает консервативно настроенную сельскую интеллигенцию, призывает к перестройке старой школы. Драма "Ику" (1920) посв. борьбе народа мари против нац. буржуазии и царизма. Проникновение капитализма в марийскую деревню показывает пьеса "Кунавий" (1921). Рост самосознания марийской женщины, е„ путь к революции отраж„н в пьесе "Навстречу жизни" (1921). Пьесы К. ("Буран", "Сиротка" и др.) широко ставились в первые годы революции в марийских сельских самодеятельных драм. коллективах.

Соч.: Пьеса-шамыч, Йошкар-Ола, 1950 (Сборник пьес). Лит.: Столяров В., Творчество А. Ф. Конакова, "Ученые записки Марийского научно-исследовательского института истории, языка и литературы", 1951, вып. IV, с. 81-122. Б. Б

КОНВЙЧНЫЙ (Konwitschny), Франц (14. VI II. 1901-29.VII.1962) - немецкий дириж„р. Музыке обучался первоначально в Брно, затем (1923-25) в Лейпцигской консерватории. Впервые выступил как дириж„р оперы в Штутгарте в 1927. С 1933 - гл. дириж„р ("генеральмузикдиректор") во Фрейбурге, затем во Франкфурте-на-Майне (1938-45), Ганновере (1945-49). С 1949 К.- худ. рук. "Гевандхауза" и одновременно гл. дириж„р оперы в Дрездене (1953-55). С 1955 руководил Берлинской гос. оперой. С особым успехом ставил оперы Р. Вагнера. Темпераментная интерпретация, большая музыкальность определили успех К. как оперного и симфонич. дириж„ра. Выступал в концертах во мн. странах, в т. ч. неоднократно в СССР. Занимался педагогич. деятельностью. Нац. пр. ГДР (1951).

Лит.: Sonner R., Fr. Konwitschny in Musik, в кн.:

Die Musik in Geschichte und Gegenwart, Bd 7, В., 1958.

КОНГРИВ (Congreve), Уильям (10.II.1670-19.1. 1729) - английский драматург. Автор комедий "Старый холостяк" (1693, т-р "Друри-Лейн", Лондон), "Двоедушный" (1694, там же), "Любовь за любовь" (1695, т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон) и "Светские обычаи" (1700, там же), трагедии "Невеста в трауре" (1697, там же). К.- представитель комедии эпохи Реставрации, отражавшей распущенность и аморализм дворянского общества. Так же как и у др. комедиографов этой эпохи", принадлежавших к дворянским кругам, неопредел„нность нравственных критериев доходит у К. порой до цинизма; комедии его отличаются бездумной развлекательностью. Тяготение К. к критике нравов заметно в поздних комедиях, однако их нравоучит. направленность формальна, декларативна. Нек-рые произв. К. ("Любовь за любовь", "Светские обычаи") с успехом идут до наст. времени. Блестящее лит. мастерство К. проявилось в виртуозности диалога. К.- один из первых в Англии популяризаторов Мольера.

Соч.: The comedies. Ed. with introd. by N. Marshall L., 1948.

Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2 M. -Л., 1945; Gosse E. W., The life of W. Congreve, L.' 1888, 2 ed., L., 1924; Bennewitz A., Congreve und Mo-liere, Lpz., 1890; S с h m i d D., W. Congreve. Sein Leben und seine Lustspiele, W., 1897; N i с o l l A., A history of restoration drama. 1660-1700, 2 ed., Cambr., 1928; T а у 1 o r D. С., W. Congreve, Oxf., 1931; A v er у E. L., Congreve's plays on the XVIII century stage, Oxf., 1951 Б.

КОНДРАТ (Kondrat), Тадеуш (p.8.IV.1908) - польский актер. Творч. деятельность начал в любит. труппах. Дебютировал в одном из т-ров Познани, где выступал до 1931. В 1932-39- актер Краковского т-ра им. Ю. Словацкого; в 1945-47 выступал в Т-ре им. Ю. Выспянского (г. Катовице); в 1947-52- вновь в Т-ре им. Ю. Словацкого. С 1952- один из ведущих актеров т-ра "Польски" (Варшава). Среди ролен:

Тузенбах ("Три сестры"), Директор ("Такое время") Юрандота), Счастливцев; Петере ("Немцы" Кручков-ского) и др. В 1955 за успехи в области театр. иск-ва удостоен Гос. пр. К. снимается в кино. Еж. К.

КОНДРАТОВ, Юрий Григорьевич (р.6.II.1921) - русский советский артист балета. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1961. Будучи учеником, выступал на сцене Большого т-ра в партии Илько ("Светлана" Клебанова). В 1940 окончил Моск. хореографич. уч-ще (класс П.А.Гусева) и был зачислен солистом в труппу Большого т-ра. Дебютировал в партии одного из женихов Авроры ("Спящая красавица"). К.- танцовщик, обладающий сильной техникой (стремительные вращения, энергичный прыжок); фиксация поз и концовок способствует скульптурности и заверш„нности танцевального рисунка. В дуэтном танце К. с л„гкостью и непринужд„нностью выполняет самые сложные поддержки. Был партн„ром Г. С. Улановой, М. II. Сем„новой, О. В. Лепешинской, М. М. Плисецкой, Р. С. Стручковой, С. Н. Головкиной и др. Исполнял почти все партии классич. репертуара: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Жан де Бриен ("Раймонда"), Базиль ("Дон Кихот"), Альберт ("Жизель") и др. имн. партии в балетах сов. композиторов: Ленни ("Тропою грома" Караева), Ма Ли-чен ("Красный цветок", Гос. пр. СССР, 1950), Тибул ("Три толстяка" Оранского), Батыр ("Шурале"), Армен ("Гаянэ"), Фабрицио ("Мирандо-лина" Василенко) и др.

С 1943 К.- педагог Моск. хореографич. уч-ща. С 1960 - худ. рук. этого уч-ща.

Лит.: Юрпй Григорьевич Кондратов, М., 1953; Балет... Большого театра СССР, М.,1955; ШавердянА., Большой театр Союза ССР, М., 1952, с. 187, 195. М. Кл.

КОНДРАТЬЕВ, Геннадий Петрович [5(17). II. 1834- 28.VI(11.VII).19O5] - русский артист оперы (баритон), режиссер. Пению обучался у Э. Репетто и Дж. Паста в Италии. Впервые выступил на оперной сцене в 1860 в Новаре (Пьемонт), после чего пел в др. итал. городах. С 1865 - артист Мариинского т-ра. Был первым исполнителем партий Странника, Петра ("Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Тихона ("Гроза" Кашперова) и др. Выступал также в партиях Руслана;

Тельрамунда ("Лоэнгрин"), Мефистофеля ("Фауст"), Ассура ("Семирамида" Россини), Марселя ("Гугеноты") и др. У К. был низкий баритон, звучный и сильный. С 1872 работал как оперный режиссер. В 1900 оставил сцену.

Лит.: Ф. [и и д е и з е н] Ник., Современные музыкальные деятели. Геннадий Петрович Кондратьев, "Русская муз. газета", 1900, J\l' 7; Геннадий Петрович Кондратьев, "ЕПТ". Сезон 1904-1905, приложение.

КОНДРАТЬЕВ, Михаил Леонидович [р.28. XII. 1905 (10.1.1906)]- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1957). Член Коммунистич. партии с 1961. Окончил студию Казанского рус. т-ра в 1927. С 1939 К.- актер Уфимского рус. т-ра. На протяжении ряда лет К. исполнял роль В. И. Ленина в спектаклях: "Кремл„вские куранты" (1941, 1945, 1956), "Человек с ружь„м" (1945); "Грозовой год" Каплера (1957), "С его именем в сердце" Волкова-Кривуши (1960), "Цветы живые" Погодина (1961).

К. сыграл ряд значит, ролей: Егор Булычев; Дикой ("Гроза"); Стессель - "На Тихом океане" ("Порт Артур" Степанова и Попова), Яго; Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Синцов ("Враги"), Забродин ("Ленинградский проспект" Штейна). К. выступал в кино, играл роль В. И. Ленина ("Вихри враждебные", "Они были первыми", "По пут„вке Ленина").

С 1945 занимается преподавательской деятельностью, препода„т в Башкирском театр. уч-ще. Э. К.

ЕОНДРАШИН, Кирилл Петрович [р.21.11(6.III). 1914] - русский советский дириж„р. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1936 окончил Моск. консерваторию по кл. Б. Э. Хайкина. В 1934-37 работал в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко, в 1938-42 - в Ленингр. Малом оперном т-ре, где дирижировал операми "Борис Годунов", "Свадьба Фигаро", "Чио Чио-сан", "Тихий Дон";

"Помпадуры" Пащенко и др. С 1943 работал в Большом т-ре. Руководил пост. опер: "Вражья сила" Серова (1947; Гос. пр. СССР, 1948), "Проданная невеста" (1948; Гос. пр. СССР, 1949), "Риголетто" (1945); "Бэла" Александрова (1946), "Галька" Монюшко (1949), "Снегурочка" (1954) и др. С 1956 выступает только как симф. дириж„р. /О. Быч.

КОНДЫРЕВ, Леонид Алексеевич [5(17).VI.1897- 23.XI.1961] - русский советский актер и режиссер. Нар. арт. Сев.-Осет. АССР (1953), засл. арт. РСФСР (1957). Учился на театр. курсах актера В. П. Мартынова. Сценич. деятельность начал в 1916 в Ижевском т-ре. Играл в т-рах Таганрога (1923-29, 1933-34), Казани, Волгограда и др. городов. В 1939-48 - актер и режиссер т-ра Сев.-Кавказского воен. округа в Ростове-ка-Дону. С 1948 работал в Рус. т-ре Сев.-Осет. АССР (г. Орджоникидзе). Сочное комедийное дарование К. проявилось в ролях Хлынова ("Горячее сердце"), Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты")., Расплюева ("Свадьба Кречинско-го") и др. Создал полные драматизма образы Акима ("Власть тьмы"), Старика (о. п. Горького), Суворова ("Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского), Сап„ра ("Люди, которых я видел" Смирнова) и др. Пост. спектакли: "Власть тьмы" (1953), "Васса Железнова" (1951, исполнил роль Храпова), "Свои люди - сочт„мся" (1954); "Наследники Рабурдена" Золя (1954) и др.

Лит.: Русанов И., Сто п одна жизнь, Орджоникидзе, 1959. Е. Ж.

КОНЕВ, Ф„дор Сергеевич (псевдоним - Д ж и о -в а н и ) (18.VI.1889-5.VIII.1961) - советский цирковой артист; воздушный гимнаст и клоун. Начал с выступлений в балаганах и на улицах, исполнял номер "каучук". Ь 1902 вступил в труппу известных гимнастов-полетчиков Леотар (Матеус). В 1912 переш„л в труппу Каврелис. В 1915 создал с Донато номер воздушного пол„та, в к-ром позднее играл роль клоуна-"джентльмена". В 1917-25 выступал как клоун в паре с Тото (С. И. Тархановым) и с др. партн„рами в буффонадной клоунаде. С 1929 руководил труппой воздушных гимнастов-полетчиков, составленной из его учеников (выступал сам до 1951); труппа исполняла сложные и выразительные трюки. Автор книги "Полвека под куполом цирка" (М., 1961). М. Зон.

"ЕОН‚К-ГОРБУНОШ - i) "кон„к-Горбунок, или Царь-Девица",- балет Ц. Пуни, либретто А. Сен-Леона (по сказке П. Ершова). Пост. 3 дек. 1864, Ма-риинский т-р, Петербург (Царь-Девица - Муравь„ва, Иванушка - Троицкий, Хан - Ф. Кшесинский; балетм. Сен-Леон, худ. Роллер и Нордмак). Новая пост. (под ред. балетм. А. Сен-Леона) 6 дек. 1895, там же (Царь-Девица - Леньяни, Иванушка - Ширяев, Хан - Кшесинский; балетм. М. Петипа, худ. Перминов, Иванов, Левот, Ламбин, дириж„р Дриго). Пост. в Москве 16 дек. 1866, Большой т-р (Царь-Девица - Гранцов, Иванушка - В. Гельцер, Хан - Ваннер; балетм. Сен-Леон, худ. Вальц, Куканов и Шеньян, дириж„р Рябов). Новая пост. 25 нояб. 1901, муз. Пуни со вставными номерами др. композиторов, либретто Сен-Леона и Горского (Царь-Девица - Джури, Иванушка - Домаш„в, Хан - В. Гельцер; балетм. Горский, худ. Коровин и Клодт, дириж„р Аренде). Пост. перенесена на сцену Мариинского т-ра 16 дек. 1912 (Царь-Девица - Кшесинская, Иванушка - Стуколкин, Хан - Гердт; балетм. Горский, худ. Коровин, дириж„р Дриго).

На сов. сцене: возобн. 23 сент. 1928, Большой т-р (Царь-Девица - Рейзен, Иванушка - В. Смольцов, Хан - Рябцев; балетм. Горский, худ. Коровин, дириж„р Файер), в 1945 возобновл„н в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (Царь-Девица -Шелест, Иванушка - Томсон, Хан - Солянников). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Свердловск (1934), Одесса (1934, 1950), Харьков (1937), Саратов (1945), Ташкент (1947), Вятка (1948), Минск (1949), Шахты (1951), Горький (1952), Куйбышев (1952).

2) Балет Р. Щедрина, либретто В. Вайнонена и П. Ма-ляревского (по сказке П. Ершова).

Пост. 4 марта 1960, Большой т-р, Москва (Царь-Девица- Плисецкая, Иванушка - Васильев, Царь - Радунский; балетм. Радунский, худ. Волков, дириж„р Рождественский). Новая ред. 21 дек. 1963, Малый оперный т-р, Ленинград (Царь-Девица-Янанис, Иванушка - Сидоров, Царь - Маликов; балетм. Бельский, худ. Гордон, дириж„р Богданов).

Лит.: Слонимский Ю., Мастера балета, М.- Л., 1937; его ж е, П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956; "Кон„к-Горбунок", Л., 1935 (изд. Лен. Гос. Академич. театра оперы и балета им. С. М. Кирова);

Кон„к-Горбунок, [М.], 1929. Юр. Б.

КОНИ, Анатолий Ф„дорович [28.1(9.II).1844 - 17.IX.1927] - русский юрист, писатель, общественный деятель. Академик (с 1900). Сын писателя-водевилиста Ф. А. Кони. Знаток рус. лит-ры и т-ра, К. писал статьи, рецензии в журналах "Ежегодник императорских т-ров", "Рампа и жизнь" и др., читал лекции и доклады о театре. Был в дружеских отношениях с Н. А. Некрасовым, И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым, И. Ф. Горбуновым, М. Г. Савиной, А. И. Южиным и др. Автор 5-томных очерков и воспоминаний "На жизненном пути", содержащих ряд ценных для истории рус. культуры зарисовок, лит. портретов и характеристик. К. подсказал Л. Н. Толстому сюжеты для романа "Воскресение" и драмы "Живой труп", известные ему из судебной практики. В день своего 75-летия был избран поч„тным членом труппы Александрийского т-ра.

Соч.: Иван Ф„дорович Горбунов. Очерк, в кн.: Г о р б у-н о в И. Ф., Полн. собр. соч., под ред. А.Ф. Кони, 3 изд., СПБ, 1904, с. 7-107; М. Г. Савина. Из воспоминаний, в сб.: Гал-лерея сценических деятелей, т. 1, М., [1916], с. 87-93; По поводу драматических произведений Толстого, в кн.: На жизненном пути, т.. 2, СПБ, 1912, с. 57-77; Из дал„кого прошлого, в сб.: Сто лет Малому театру. 1824-1924, М., [1924J, с. 87-98. С. Г.

КОНИ, Ирина Сем„новна (урожд„нная - Ю р ь е-в а, псевдоним - Сандунова) [5(17). V.I 811- 24.IX(6.X).1891] - русская актриса. Жена Ф. А. Кони. Сценич. деятельность начала в 1834 в Малом т-ре (под фам. Юрьева). Исполняла роли молодых девушек (Лукерья - "Урок дочкам" И. А. Крылова, и др.). В 1837 перешла в Александрийский т-р, приняв сценич. псевдоним Сандунова. Играла здесь до 1854. Удачно дебютировав в роли Простаковой, К. исполняла в этом т-ре характерные роли пожилых женщин и комич. старух.

Роли: Хл„стова и графиня Хрюмина (1837, 1841, "Горе от ума"), старая дева Эжени ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко, 1841) и др. Свои лучшие роли К. создала на любит, сцене под фам. Кони; в 1860 в спектаклях "Литературного фонда" с участием крупнейших писателей К. сыграла Анну Андреевну ("Ревизор") и Ф„клу Ивановну ("Женитьба"). В нач. 60-х гг. в спектаклях любителей в зрит. зале Пассажа исполнила роли в пьесах А. Н. Островского:

Кабаниха ("Гроза"), Устинья Наумовна ("Свои люди - сочт„мся"), Гавриловна ("Воспитанница").

В конце 60-х гг. К. вновь начала выступать на проф. сцене в Вильно, Минске. Работала в этот период и как режиссер. Пост. в Минске спектакли "Гроза" и "Доходное место", в к-ром юная М. Г. Савина исполняла роль Полины, подготовленную под рук. К. К.-автор драмы "Порыв и страсть", или "Два женских сердца" (переделка с франц., 1850, Александрийский т-р, бенефис Жулевой). Написала воспоминания (не опубл., отрывки хранятся в Театр, музее им. Бахрушина).

Лит.: Савина М. Г., Горести и скитания. Записки, Л.-М., 1961, с. 36-37, 131; Леткова Ек., Несколько слов об И. С. Кони, в сб.: А. Ф. Кони. 1844-1924, Л., 1925. с. 89-96. Е. Фил.

КОНИ, Ф„дор Алексеевич [9(21).III.1809-25.1 (6.11). 1879]-русский драматург-водевилист, театральный критик, редактор. Род. в купеческой семье. Учился на словесном и медицинском ф-те Моск. ун-та. Был женат на актрисе И. С. Кони; их сын-А. Ф. Кони. Лит. деятельность начал в 1829 переводом драмы В. Дюканжа "Смерть Каласа" (в том же году шла в Малом т-ре, в гл. ролях - Мочалов и Репина). Известность приобр„л своими водевилями "Девушка-гусар" (1835), "Студент, артист, хорист и аферист" (1838), "Петербургские квартиры"(1840), "Беда от сердца и горе от ума" (1851) и др., к-рые были пост. сначала на сцене Александрийского, затем Малого и др. т-ров. В них выступали М. С. Щепкин, В. И. Живокини, В. Н. Асенкова, Н. В. Репина, Н. О. Дюр, А. Е. Мартынов.

В водевилях К. осмеивались самодурство, чинопочитание, взяточничество, галломания, продажная официозная печать. О них неоднократно писал В. Г. Белинский, особенно выделявший "Петербургские квартиры", считавший, что содержание этого водевиля взято "прямо из русской жизни". Хотя сатира К. носила умеренный характер, однако в некоторых своих водевилях он поднимался до социальных обличений. Так, напр., под продажным писакой Задариным в "Петербургских квартирах" подразумевается Ф. Булгарин, губернатор в водевиле "Принц с хохлом, бельмом и горбом" (1836) напоминает аракчеевских правителей. Водевили К. привлекали своей сценичностью, остроумным диалогом, яркими куплетами.

К. был редактором театр. журн. "Пантеон русского и всех европейских театров" (1840-41), затем редактором-издателем журнала, выходившего под различными названиями: "Репертуар и Пантеон театров" (1847), "Пантеон и Репертуар русской сцены" (1848,1850-51), "Пантеон" (1852-56), где печатались мемуары Тальма, Гольдони, статьи о Гофмане, Гоцци, лучшие водевили Некрасова, П. Каратыгина и др.; в этом журнале К. систематически в„л Театральную летопись Петербурга, являющуюся ценным критич. материалом. К. выступал с исследованиями по вопросам театр. иск-ва. боч.: Русский театр. его судьбы и его историки, "Русская сцена", 1864, ;ј 2, 3, 6, 8; Театр, т. 1-4, СПБ-М., 1870-71; Водевили. Вступ. ст. М. Паушкина, М., 1937.

Лит..- Измайлов А. (Смоленский), Ф„дор Кони и старый водевиль, "ЕИТ", СПБ, 1909, вып. 3, с. 1-37;

Б р у д н ы и Д. Л., Демократические тенденции в русском водевиле (из истории русской драматургии за 30-40 гг. XIX в.), "Ученые записки" [Киргизского женского пед. ин-та им. В. В. Маяковского], Фрунзе, 1957, вып. II; Успенский В., Русский классический водевиль, в кн.: Русский водевиль, Л.-М., 1959, с. 3-50. Д. Бр.

КОНИ-САНДУНОВД, Ирина Сем„новна - см. Ко' ни И. С.

КОННЫЙ ЖАНР - цирковые номера, связанные с лошадьми. К. ж. возник в 15-16 вв. в Европе (во Франции, Италии, Голландии и Англии), в школах верховой езды, где наряду с подготовкой лошадей, обучением наездников проводился показ образцов иск-ва верх. езды. В цирках получил распространение в 18-19 вв.

К. ж. объединяет номера т. н. "дрессировки на свободе" (дрессировщик управляет лошадьми, идущими по кругу, чаще всего при помощи длинного кнута-шамбарьера),высшей школы верховой езды, номера жокеев, жонгл„ров, джигитов, акробатов и вольтиж„ров на лошадях, сюда входят конная клоунада, гротеск и парфорс-наездники, позировка, сальто-мортале и исполнение мимич. сцен на лошадях, т. н, "почты" (наездник, стоя на крупах двух лошадей, управляет при помощи длинных поводьев большой конной группой).

В 20 в. К. ж. теряет сво„ значение в цирках, что объясняется в первую очередь снижением популярности верховой езды- Но в СССР и в ряде др. стран К. ж, сохраняется в программах цирка.

Лит.: Конный цирк.[Каталог выставки.1, Л., 1930; Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; Филлис Д ж., Основы выездки и езды, СПБ, 1913; Натарова А. П., Из воспоминаний, "Исторический вестник", 1903, т. 94; Романовский Д. С., Любительский цирк П. С. Крутико-ва, Киев, 1897; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., ЬЗ. Ю. Д.

КОНО (Копо), Кристо (р. 17.VII.1907)- албанский композитор. Нар. арт. НРА (1961). Музыке обучался в Миланской консерватории. Автор первой алб. нац. оперетты "Рассвет" (1954, Корча), оперетты "Вместе жить - словно песню петь" (1957), оперы "Цветок воспоминаний" (1959), симф., вок. и др. соч. В своих сценич. произв., так же как во вс„м творчестве, К. использует алб. муз. фольклор. Гос. пр. Д. Аг.

КОНОВАЛОВ, Николай Леонидович (16.VII.1885- 16.IV.1947) - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1934). В 1910 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1906 поступил в школу MX Т, на сцене к-рого играл Юродивого ("Борис Годунов" Пушкина), Пса ("Синяя птица" Метерлинка). В 1910-14 служил в киевском Т-ре Соловцова, в 1914-16-в харьковской антрепризе Синельникова, затем в Москве в Интимном т-ре, в т-ре "Летучая мышь" и др. В 1918- 1933 К.- актер Т-ра Корша; с 1933 - Центр, т-ра Красной Армии (ныне ЦТСА).

Игру К. отличала л„гкость, изящество, особая ритмичность, острая комедийность, иногда сати-рич. гротеск, одновременно актер играл роли, исполненные лирич. мягкости, добродушного юмора, нек-рой доли сентиментальности. JK. снимался в кино ("Музыкальная история", "Антон Иванович сердится") .

Роли: в Т-ре Корша - Борзиков ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), Попо дель Баббо ("Освобожд„нный Дон Кихот" Луначарского), граф Табуреткин, Девяткин ("Чудеса в решете", "Азеф" А. Н. Толстого), Кукушка ("Цианистый калий" Ф. Вольфа) и мн. др.; в ЦТСА - Краузе ("Бойцы" Ромашова), Хрюков ("Шутники" Островского), боцман Бухта ("Гибель эскадры"), Дергач„в ("Последняя жертва"), Медведев ("Слава" Гусева), Азаров ("Давным-давно" Гладкова) и ДР. С. Г.

КОНОН‚НКО, Митрофан Фадеевич (р. 17.VI. 1900) - украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1920-23 учился в Киевском муз.-драм.ин-те им. Н. Лысенко. До окончания ин-та был приглаш„н в т-р "Берез1ль" (ныне Т-р им. Шевченко). С 1923 - актер этого т-ра.

Роли: Гапон ("Пролог" Курбаса), Васюк ("Портрет" Афиногенова), судья де-Бонфон ("Евгения Гранде" Бальзака), Тур, Стрыжень, Чеснок, Вакуленко ("Богдан Хмельницкий", "Гибель эскадры", "В степях Украины", "Калиновая роща" Корнейчука), Штефан Петрич ("Любовь на рассвете" Га-лана), Тихон, Восьмибратов ("Гроза", "Лес"), Джанетино ("Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера) и др. Снимался в кино. С. 3.

КОНОНОВ, Василий Иванович [р. 31.XII.1904 (13.1.1905)]-карельский советский балетмейстер и театральный деятель. Нар. арт. Карельской АССР (1957) и засл. деят. иск-в РСФСР (1959). После окончания театр. техникума в Москве (1931) работал в клубах, был организатором и руководителем Нар. женского хора. С 1937 - балетмейстер в ансамбле "Кантеле. Пост. много нар. танцев - карельских, русских, финских. Знаток и пропагандист нар. танца Карелии, консультировал пост. первого карельского балета "Сампо" Синисало. С. Кол.

КОНОНОВИЧ, Владимир Александрович [15(27). VI 1.1899-6.X.1950] - русский советский артист балета, балетмейстер, педагог. Вырос в артистич. семье. В юности выступал в частных антрепризах. Хореогра-фич. образование получил у танцовщицы М. Н. Гор-шенковой. С успехом исполнял партии Феба ("Эсме-ральда") и Дон Кихота (Саратовский т-р оперы и балета). Работал гл. балетмейстером в т-рах оперы и балета в Тбилиси (1931-32), Баку (1934-35), Саратове (1935-39), Свердловске (1939-46), Риге (1947-50). Балетмейстерская деятельность К. способствовала формированию и развитию балетных трупп, в к-рых он работал.

Пост. балеты: "Дон Кихот" (1936), "Красный цветок" (1939), "Раймонда" (1940); "Песнь Сольвейг" Ференджи (1940), "Кон„к-Горбунок" Пуни (1943), "Лебединое озеро" (1942);

"Корсар" Адана и Пуни (1944), "Тщетная предосторожность" (1944) и др.

В„л педагогич. деятельность. Среди его учениц:

В. А. Дубровина, К. Г. Черменская и др. Ст. М.

КОНСА,Амалия [9(21.III).1873-19.VII.1949] - эстонская актриса. Засл. арт. Эст. ССР (1948). Сценич. деятельность начала в 1893 в труппе А. Вийры. Выступала в муз. комедиях и опереттах (под псевд.- Бригитта) - "Прециоза" Вебера, "Корневильские колокола" Планкета и др. С 1906 работала как драм. актриса в т-ре "Ванемуйне".

Роли: Ану ("В вихре ветров" Кицберга), Книртье ("Гибель "Надежды"" Хейерманса), Квашня ("На дне"), Матр„на ("Власть тьмы") и др. К. Каск.

КОНСТАНТИН‚СКУ (Constantinescu), Пауль (30.VI.1909-20.ХП.1963) - румынский композитор, педагог. Один из основоположников совр. рум. оперного иск-ва. Засл. деят. иск-в РНР (1955). Чл. АН РНР (с 1963). Музыке обучался в Бухарестской консерватории по кл. проф. М. Жоры. Большой знаток муз. фольклора, К. стремился в крупных муз. формах (опера, симфония) выразить богатство мелодий и разнообразие ритмов рум. нар. музыки. К. принадлежат оперы "Бурная ночь" по о. п. Караджале (1935, Бухарестский т-р оперы и балета, 2-я ред., 1950), "Панэ Лесня Ру-салим" (1956, Клужский рум. т-р оперы и балета), балет

"Свадьба в Карпатах" (1938, Бухарестский т-р оперы и балета),-музыка к спектаклям, фильмам и произв. в др. жанрах. Музыка оперы "Бурная ночь" выдержана в осн. в речитативно-декламац. плане; гротескные муз. характеристики подч„ркивают остроту ситуаций комедии. Во второй опере, написанной на сюжет из героич. прошлого рум. народа, претворены интонации нар. эпич. песен о гайдуках. В 1941-63 К. был проф. Бухарестской консерватории. Гос. пр. (1953, 1955). Д. Перс.

КОНСТАНТИНОВ, Константин Тимофеевич (р. 7. VI 1.1915) - молдавский советский актер. Нар. арт. Молд. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1949. По окончании Одесского театр. уч-ща (1937) начал актерскую деятельность в молдавском т-ре Тирасполя. актер большого самобытного дарования, К. исполняет разнообразные комедийные и характерные роли. Образы, созданные К., отличаются непосредственностью, сочным юмором, динамич. развитием. Игра его лаконична и выразительна.

Роли: Козьма ("Гайдуки" группы авторов), Флочи ("Ков„р Иляны" Корняну), министр Тындалэ ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Осип ("Ревизор"), Робинзон ("Бесприданница"), Фигаро ("Женитьба Фигаро"), Добротворский ("Закон чести" Штейна), Чир ("Любовь Яровая").

Исполнил роль В. И. Ленина в спектаклях "Человек с ружь„м", "Кремл„вские куранты". Снимается в кино. Д. П.

КОНСТАНТИНОВ, Петр Александрович [р. 25. XII. 1898 (6.1.1899)] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Сценич. деятельность начал в 1919 в Вологодском т-ре. В 1921 окончил Моск. филармонич. уч-ще, где учился у Н. К. Яковлева и И. А. Рыжова. Работал в Замоскворецком т-ре, первом гос. т-ре для детей (1923-26). В 1926- 1932 - в т-рах Брянска, Курска, Горького, Орла и др. Уже в эти годы определилась яркая характерность актера, его склонность к комедийным ролям:

Счастливцев ("Лес"), Куро-слепов ("Горячее сердце"), Шмага, Швандя. В 1932 К. вернулся в Москву и до 1934 работал в Госцентюзе, где продолжал играть характерные роли - Подкол„син ("Женитьба" Гоголя), Подха-люзин ("Свои люди - сочт„мся") и др. В 1934-58 К.- актер ЦТСА.

Роли: Перчихин ("Мещане"); Кудров ("Сталинградцы" Чепурина), Варравин ("Дело" Сухово-Кобылина) и др. С 1958 - в моек. Малом т-ре. Исполнение К. характеризуется обаянием, естественностью, непринужд„нностью, острой сатиричностью при обрисовке отрп-цат. персонажей.

Др. роли: Госцен-тюз - Бенито ("Сам у себя под стражей" Каль-дерона); ЦТСА - Монахов ("Варвары"), Фаю-нин ("Нашествие"), Аль-берто Стильяно ("Моя семья" Де Филиппо), Мадзимуро("На той стороне" Барянова); Малый театр - Пикалов ("Любовь Яровая"), Прозоров ("Палата" Ал„шина).

Снимался в кшю ("Обыкновенный человек", "Дорогой мой человек"). Государственная премия СССР (1950).

Лит.: ТуровскаяМ., Мастер реалистического портрета, "Театр", М., 1950, ј 6; Щербина Г., Положительный герой, "Театральная -жизнь", 1962, ј 9. С. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница