Наши партнеры

Выгодно аренда машины саратов без водителя в компании РексРент.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 229)


КОРНЕЛЬ (Corneille), Тома (20.VIII.1625 - 8.Х'. 1709) - французский драматург и лексикограф. Брат П. Корнеля. Изучал право. С 1684 был членом Франц. академии. Писал комедии, трагикомедии и трагедии, следуя нормам классицизма и подражая П. Корнелю, Ж. Расину и Ф. Кино. Пьесы К. ставили т-р "Бургундский отель" и т-р "Маре". В ранних пьесах ("Дон Бертран де Сигараль", 1650, и др.) отразилось влияние Кальдерона и Ф. Рохаса. Трагедии К. пользовались большим успехом у современников, отличались занимательностью сюжета, остротой интриги и в то же время нек-рой напыщенностью в изображении страстей. Наибольшую популярность получили: "Тимократ" (1656), "Береника" (1657), "Персей и Деметрий" (1662), "Смерть Ганнибала" (1669) и др. Среди поздних пьес К., написанных в излюбленном придворной публикой сентиментальном духе, пользовались успехом трагедии "Граф Эссекс" (1678), "Брадаманта" (1695), пастораль "Цирцея", комедия "Незнакомец" (обе 1675).

Соч.: Theatre complet, nouv. ed., P., 1881; Le berger extravagant, Gen.-P., 1960.

Лит.: История французской литературы, т. 1, M.-Л., 1946; R e y n i e г G., Thomas Corneille, sa vie et son theatre, P., 1892; VanRenynghe de Voxvrie L., Descendance de Thomas Corneille, Bruges, 1959. A. Mux.

КОРНИЛОВ, Александр Николаевич [р. 9(22).XI. 1903] - советский цирковой артист; дрессировщик. Засл. арт. РСФСР (1947). Работу в цирке начал в 1925, выступал как куплетист. В 1929-31 работал дрессировщиком в передвижном зверинце Г. И. Бойко, в 1931-37 - директором передвижных цирков. В 1937-38 подготовил смешанную группу животных: львов, бурых и гималайских медведей и немецких овчарок. С 1939 выступает в цирке как дрессировщик слонов; в 1943 подготовил аттракцион - "Слоны и танцовщицы". Сочетание акробатич. и балетных упражнений ассистирующих К. артисток с демонстрацией дрессировки слонов прида„т этому номеру яркую зрелищность. К. выступает легко, непринужд„нно, номер его отличается изяществом и своеобразием. М. Зон.

КОРНЯНУ, Леонид Ефимович (1.1.1909-26.XI. 1957) - молдавский советский поэт, драматург. Окончил Педагогич. ин-т в Тирасполе и аспирантуру ИФЛИ. Чл. Коммунистич. партии с 1945. Лит. деятельность-начал в 1928. К. принадлежат пьесы: "В долинах Молдавии" (1944) - о борьбе молд. народа против фашистских захватчиков, муз. комедия "Ма-рийкино счастье" (1951, совм. с Геркиным) - о новой жизни в Молдавии, драма "Ков„р Иляны" (1953) - о борьбе молд. народа с рум. боярами в период воссоединения Бессарабии с Советским Союзом, "За голубым Дунаем" (1955) - о дружбе сов. народа с народами социалистич. Румынии; водевиль из жизни колхозной молод„жи - "Горечь любви" (1957); историч. драма "Источник дружбы" - о борьбе молд. народа против турецкого ига. Пьесы К. пост. в Молд. муз. драм. т-ре и в Белецком рус. т-ре; пьеса "Марийкино счастье" вошла в репертуар многих т-ров СССР.

Соч.: Пьесы, Кишинев, 1956. Д-П. КОРОВИН, Константин Алексеевич [23.Х1(5.ХИ). 1861, Москва,-11.IX.1939, Париж]-рус. художник. Чл. Союза рус. художников (1901). Академик (с 1905). Окончил моек. Училище живописи, ваяния и зодчества (1882); учился у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова. Был декоратором-исполнителем и художником - постановщиком Моск. частной .рус. оперы С. И. Мамонтова (1885-91, 1896-98). Вместе с В. Д. Поленовым, В. А. Серовым и др. художниками, сотрудничавшими в опере Мамонтова, К. участвовал в реформе муз. т-ра, в борьбе за целостность образного решения спектакля. Оформил здесь оперы .'"Аида" (1886),"Садко" (1897, совм. с С. В. Малютиным); "Юдифь" Серова (1898, совм. с худ. В. А. Серовым) и др. К. выполнил декорации к оперетте "Микадо" Салливена в Алексеевском кружке (1887), к спектаклям "Жорж Данден" Мольера (1888) и "Фома" (по повести "Село Степанчп-ково" Достоевского, 1891) в Об-ве иск-ва и лит-ры. В 1898 К. начал работу в имп. т-рах, продолжая утверждать (совм. с художником А. Я. Головиным) реалистич. принципы оформления. В сотрудничестве с Головиным К. создал декорации к спектаклям:

"Русалка" (1900), "Лебединое озеро" (1901) - в Большом т-ре; "Демон" (1902), "Руслан и Людмила" (1904) - в Мариинском т-ре; "Дон Кихот" Минкуса- в Большом т-ре (1900). В этих работах, резко отличавшихся от рутинных, ремесленных декораций, характерных для "каз„нной" сцены, проявилось стремление художника не только дать верную характеристику места и времени действия, но и сделать оформление подлинно художественным, поэтическим, живописным фоном, созвучным музыке и содержанию спектакля. Колористич. богатство, живое обаянпо звучных красок, ритм к-рых подчиняется муз. строю произведения, реалистич. выразительность образов и в то же время романтичность, сказочность присущи мн. декорациям, созданным К. в последующие годы. Художник достигал эмоционального воздействия преим. средствами живописи, уделяя обычно мало внимания иск-ву сценич. планировки. Лучшие работы К. создал в муз. т-ре; им оформлены балетные спектакли (большинство из них пост. А. Горским):

"Кон„к-Горбунок" Пуни в Большом (1901) и Мариинском (1912) т-рах, "Золотая рыбка" Минкуса (1903), "Корсар" Адана (1912, совм. с Головиным и др.) в Большом т-ре, "Аленький цветочек" Гартмана в Мариинском (1907) и Большом (1911) т-рах и др. Наиболее полно дарование К. как подлинно нац. художника раскрылось в спектаклях, связанных с исторпей, иск-вом и бытом Руси. Широко используя нар. формы архитектуры, идя от сказки, глубоко поэтич. восприятия рус. природы, К. создал декорации к операм: "Садко" (1906), "Руслан и Людмила" (1907), "Золотой петушок" (1909) в Большом т-ре, "Хованщина" в Мариинском (1911) и Большом (1912) т-рах (оба спектакля пост. Шаляпиным), "Князь Игорь" в Мариинском т-ре (1909) и др. Замочат, мастер сце-ппч. костюма, К. создавал эскизы костюмов, исторически достоверных, отвечающих особенностям образа, органично входящих в цветовую гармонию декорации (лучшие эскизы костюмов К. создал к спектаклям: "Демон", "Князь Игорь", "Золотой петушок",. "Аленький цветочек" и др.). . Среди работ К. в драм. т-рах -- оформление спектаклей: "Буря" Шекспира (1905), где художник применил открытый горизонт и вращающуюся сцену, "Макбет" (1914) в Малом т-ре; "Вишн„вый сад" (1905), "Живой труп" (1911) в Александрийском т-ре и др. В конце 10-х гг. К. изменяет свою живописную манеру; характерная для художника обобщ„нно-серебристая гамма начинает уступать место вс„ более интенсивным цветовым мазкам, подч„ркнутости контрастов в игре света и тени и в красочных сочетаниях. В этот период в эскизах и декорациях К. очертания предметов становятся неясными, образ менее конкретным. С 1923 К. жил за границей. Оформил несколько спектаклей: в Мюнхенском т-ре, в т-рах "Гранд-Опера" (Париж), "Ковент-Гарден" (Лондон) и др.

Лит.: Хвойник И., Константин Коровин. К выставке работ, М., 1921; Терновец Б., Коровин- Серов, М., 1925; Константин Алексеевич Коровин. Сост. альбома и автор вступ, статьи, С. Дружинин, М., 1961; К.А.Коровин. 1861-1939. К столетию со дня рождения. Каталог выставки (Вступ. статья Б. Иогансона), М., 1961; К о м а р о в-с к а я Н. И., О Константине Коровине, Л., 1961; Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания, М., 1963. f [J

КОРОВКИН, Николай Александрович (гг. рожд. и смерти неизв.) - русский драматург-водевилист 19 в. В 30 - 40-х гг. переводил с франц. и писал оригинальные водевили для бенефисов петерб. актеров В. Н. Асенковой, Н. В. Самойловой, И. И. Сосницкого, Н. О. Дюра, А. Е. Мартынова и др. Водевили К., динамичные, забавные по сюжету, пользовались успехом и у моек. зрителя; в них выступали М. С. Щепкин, В. И. Живокини, Н. В. Репина и др. Наиболее популярные водевили К. ("Новички в любви" и "Его превосходительство" - оба 1839) удержались в репертуаре до 60-х гг. 19 в. Ел. С.

КОРОВЯКОВ, Дмитрий Дмитриевич (1849-6.1. 1895) - русский театральный деятель, критик, педагог. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 80-е гг. был организатором первых частных русских т-ров в Петербурге, директором первой частной драм. школы, основанной по его инициативе Об-вом любителей сценич. иск-ва; преподавал здесь декламацию. Автор первых учебных пособий по сценич. речи. Печатал статьи и рецензии в "Ежегоднике императорских т-ров", "Русском вестнике", "Новостях сезона" и др.

Соч.: Искусство выразительного чтения, СПБ, 1892;

Этюды выразительного чтения художественных литературных произведений, СПБ, 1893; Вокруг театра. [Сб. статей], СПБ, 1894; Письма об искусстве, "Русский вестник", СПБ 1890, т. 209, ј 8, с. 252-76; И. И. Сосницкий, "ЕИТ" Сезон 1892-1893, СПБ, 1894, с. 398-426; А. С. Яковлев, русский трагический актер, "ЕИТ". Сезон 1893-1894, Приложение кн. 1, СПБ, 1894, с. 1-51.

Лит.: Д. Д. Коровяков, "Северный вестник", СПБ 1895, ј 3, отд. 2, с. 107-08; В. Н., Критик по праву, "AD тист", М., 1895, ј 45, с. 237. С Г

КОРОЛЕВ, Михаил Михайлович [р. 11(24).!. 1913] - русский советский режиссер кукольного театра. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1933 окончил режиссерское отделение Ленингр. техникума сценич. иск-в. В 1936-37 преподавал в Ленингр. театр. техникуме; в 1937-46-режиссер т-ра Краснознам„нного Балт. флота. С 1946 - режиссер, а с 1948 - гл. режиссер Ленингр. Большого т-ра кукол. В этом т-ре К. поставил спектакли: "Дюймовочка" по Андерсену (1947), "Сказка о царе Салтане" по Пушкину (1949), "Кон„к-Горбунок" по Ершову (1955), "Белый друг" Сударушкина (1951) и др., а также спектакли для взрослых: "И смех, и слезы, и любовь" Полякова (1956), "Двенадцать стульев" по Ильфу и Петрову (1957), "В золотом раю" по Чапеку (1959) и др. С 1959 препода„т в Ленингр. театр. ин-те. Лит.: "Театр", 1950, ј 5, с 37-43.

КОРОЛ‚В, Николай Николаевич [р. 30.1(12.11). 1902]-украинский советский театральный художник. Сценич. деятельность начал в 1930 на Урале в т-рах Сарапула, Челябинска и др. городов. В 1934- 1936 - гл. художник воронежского "Молодого т-ра". С 1937 работает в Днепропетровском укр. т-ре. Здесь К. оформил спектакли: "Правда" Корнейчука (1937), "Последние" (1938), "Русские люди" (1942), "Гроза" (1941); "Навеки вместе" Дмитерко (1950, Гос. пр. СССР, 1951), "Оптимистическая трагедия" (1956) и др. Работы К. отличаются поэтичностью, лаконизмом формы, выразительностью. А. Др.

"КОРОЛЕВСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ" (Royal Academy of Music) - английский оперный театр. Осн. в Лондоне в 1719 Г. Ф. Генделем. Первый сезон состоялся в 1720, спектакли т-ра имели огромный успех. Здесь прошли премьеры опер Генделя "Рада-мист" (1720), "Юлий Цезарь" (1724), "Роделинда" (1725), "Адмет" (1727) и др. Стиль спектаклей "К. а. м.", отличавшихся внешней помпезностью, присущей итал. опере-сериа, был высмеян в "Опере нищих" Гея и Пепуша. В 1728 из-за материальных трудностей т-р закрылся. Гендель организовал новую труппу (во главе со знаменитым певцом А. Бернакки и певицей Ла Страда) ив дек. 1729 открыл "вторую" "К. а. м.". Для нового т-ра Гендель написал оперы "Лотарио" 1729), "Партенопа" (1730), "Пор" (1731), "Эцио" (1732), "Неистовый Роланд" ("Орландо", 1733). Т-ру пришлось вести борьбу с оперной труппой композитора Дж. Бо-нончини и новыми демократич. тенденциями в англ. муз. т-ре, вызванными к жизни "Оперой нищих". В 1733 "вторая" "К. а. м." также прекратила сво„ существование. Вс. Г.

КОРОЛЕВСКАЯ ОПЕРА в Стокгольме- см. Шведская Королевская опера.

КОРОЛЕВСКИЙ БАЛЕТ (The Royal Ballet) - английская балетная труппа. В 1957 это назв. было присвоено труппе"Сэдлерс-Уэллс балле" в связи с двадцатипятилетием е„ существования (осн. в 1931 H. де Валу а и Л. Бейлис\ с 1931 труппой руководила Н. де Валуа, с 1963 - балетмейстер Ф. Аштон). К. б. получает гос. субсидию. Выступает в помещении т-ра "Ковент-Гарден". В репертуаре К. б. одноактные балеты: "Наше зрелище" на муз. Бойса, "Свидания" на муз. Обера, "Призраки" на муз. Листа, обработка Ламберта, "Симфонические вариации" на муз. Франка, "Гамлет" на муз. Чайковского, "Чудо в Горбалсе" и "Адам Зеро" Блисса и др.; многоактные балеты:

-"Сильвия" Делиба (1952), "Ундина" Хенце (1958, 1960), "Тщетная предосторожность" (1960); балеты бессюжетные и модернистские: "Агон" Стравинского (1958), "Развлечения" на муз. Блисса (1961), "Весна священная" Стравинского (1962), "Электра" Арнольда (1963) и др. При труппе К. б. существует Школа Королевского балета. Труппа, состоящая из 120 человек, разделена на старшую (постоянно выступающую в "Ковент-Гардене") и младшую (гастролирующую преим. в провинции). Ведущие танцовщики К. б.:

М. Фонтейн, Д. Блэр, М. Соме, А. Грант, А. Маркова, А. Долин, X. Т„рнер, П. Мей, М. Ширер, Р. Хелпмен, Б. Г. Чэтфилд, Р. Джэксон, В. Эльвин, М. Лейн, С. Березова, Н. Нерина, А. Пейдж и др. Труппа К. б. была на гастролях в США, Франции, в 1961 - в СССР.

Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959; The Royal Ballet in performance at Covent Garden, L., I1958]. Ham. P.

КОРОЛЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

(Kunglig Dramatiska teatern) - ведущий шведский театр. Осн. в 1787 в Стокгольме как придворный т-р. К сер. 19 в. складываются традиции сценич. иск-ва К. д. т., крупнейшими представителями к-рых были Н. и К. Альмл„ф, Э. Хегквист, Г. Дальквист, Э. Свартц, позднее - Н. Персонне, Э. Хильберг, Г. Фредрик-сон, X. Муландер, Э. Вассер, А. Пальме, О. Бекстрем, Т. Свенберг, Ю. Хоконсон. Однако в то время т-р не стал центром культурной жизни страны, т. к. ставил преим. произв. зап.-европ. классики, игнорировал пьесы совр. драматургов. В 20-х рг. 20 в. начался процесс бурного развития т-ра, связанный с подъ„мом швед. драматургии, режиссерской деятельностью П. Линдберга, У. Муландера, Р. Карстена, опиравшихся на яркие актерские дарования - Т. Тейе, Л. Хансон, П. Линдстедт-Брюниус, А. де Валь, И. Хедквист, И. Тидблад, М. Экстрем и др. Цикл пост. драм А. Стриндберга, П. Лагерквиста, Я. Бергмана, трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида, Шекспира отличался философским осмыслением жизни, новаторской разработкой массовых сцен, лаконично-обобщ„нным оформлением.

В 40-50-е гг. ведущим режиссером К. д. т. стал А. Ш„берг, лучшие работы к-рого сочетают глубокий интеллектуализм и прогрессивную социальную направленность с красочностью, зрелищностью. Среди режиссеров К. д. т.- С. Торслов, М. Поллак, И. Бергман, Б. Экерут, И. Ентеле. В труппе (1962):

А. Хенриксон, Я. Кулле, У. Хеннинг, Г. Вольгрен, Э. Дальбек, И. Кристерсон, У. Пальме, У. Видгрен, С. Лагервалль, А. Бьорк, А. Эк, X. Левенадлер. При т-ре работает драм. школа (организована в 1803).

Лит.: NordensvanG., Svensk teater och svenska skadespelare, bd 1-2, Stockh., 1918; Personne N., Svenska teatern, bd 1-8, Stockh., 1913-27; Theatre in Sweden, "World Theatre", [1955], v. 4, 2. Вл. М.

КОРОЛЕВСКИЙ ТЕАТР (Det Kongelige teater) - крупнейший театр в Дании. Осн. в 1722 в Копенгагене под назв. "Датская сцена" как частная антреприза. Значение этого первого нац. т-ра - центра духовной жизни страны - было определено деятельностью

Л. Холъберга, к-рый принял участие в формировании труппы, а его комедии составили основу репертуара т-ра. Идейная направленность этих произв. (сатирич. изображение дворянства и бюргерства, утверждение нравств. превосходства слуг над господами) вызвала ожесточ„нную травлю "Датской сцены" со стороны правящих кругов. В 1728 по приказу короля т-р был закрыт. Лишь в 1747 при участии Хольберга была вновь создана дат. труппа, к-рая с 1748 работала в новом здании на Королевской пл. и именовалась "Королевской датской сценой", а затем К. т. С 1770 К. т. стал гос. т-ром. Крупнейшими актерами К. т. во 2-й пол. 18 в. были Г. Лоннеман, М. У. Хортулан, Ф. Шварц, К. Вальтер, А. и К. Гьельструп, М. Росинг, П. Фрю-дендаль. Кроме комедий Хольберга, Мольера, Леса-жа, в репертуар т-ра входили трагедии Вольтера,

Вруна, зпнгшпили Эвальда, Бредаля, мещанские драмы нем. и дат. авторов. В конце 18 в. образовались 3 самостоят, труппы: драматич., балетная (под рук. дтал. хореографа В. Галеотти) и оперная (под рук. комп. И. Шульца и Ф. Э. Кунцена). Опера и балет на сцене К. т. достигают расцвета в 1-й пол. 19 в. в эпоху романтизма. В это время А. Бурнонвильсозд,ал клас-еич. балетные спектакли, заложившие основы нац. хореографии, воспитал танцовщиц - Л. Гран, А. Нильсен, сест„р Джульетту, Эллен и Амалию Прайс. Демократии, направленность, высокие поэтич. достоинства трагедий А. Эленшлегера определили творчество крупнейших актеров-романтиков А. и Н. Нильсен, И" Рюге, П. Фоэрсома, М. Вихе. С равным успехом выступала в трагедийных и комич. ролях выдающаяся дат. актриса И. Л. Хейберг. На материале комедий Хольберга, комедий и водевилей И. Л. Хей-берга (в 1849-56 - директор т-ра), X. Херца, И. К. Хострупа, Т. Оверскоу развивались реалистич. традиции исполнит, мастерства в творчестве актеров - Ф. Линдгрена, Л. и И. Фистер, К. Росенкилле, К. Манциуса, во 2-й пол. 19 в. - О. Поулъсена, Ю. С„дринга. Упадок нац. драматургии в нек-рой мере восполнялся обращением к творчеству Г. Ибсена (в 1879 К. т. первым пост. "Кукольный дом"), Б. Бь„рн-сона, Хольберга. Ведущие актеры этого периода - Э. Поулъсен, Б. Хеннингс, П. Йерндорф, А. Бланн, Н. Нейендам. Достижения оперной труппы, в репертуар к-рой входили произв. П. Хейсе, К. Нильсена, Моцарта, Верди, Вагнера, были связаны с именами дириж„ра Ю. Свенсена, певцов Н. Ю. Симонсена, В. Герольда, Л. Корнелиуса, Э. Ульрих, М. Лен-руп, Ю: Форселля. Ведущие балетные артисты этого времени - Э. Шмит, Э. и В. Прайс, X. Бек, сменивший Бурнонвиля на посту балетмейстера. В 1-й четв. 20 в. в труппу влилась группа молодых актеров:

И. Поулъсен, X. Габриелъсен (оба занимались и режиссурой), П. Р„ймерт, И. и С. Нейендам, Б. Ипсен, К. Понтоппидан. В 20-е гг. 20 в. достижения К.т. определялись творч. развитием классич. традиций, новой интерпретацией комедий Хольберга и трагедий Эленшлегера. К. т. вн„с значит, вклад в борьбу с фашизмом, поставив в 30-е гг. пьесы прогрессивных драматургов К. Абелля, К. Э. Сои, Н. Грига, К. Чапека. В годы фашистской оккупации проводились т. н. "национальные" сезоны, во время к-рых ставились пат-риотич. произв. дат. классиков. В нач. 60-х гг. 20 в. деятельность К. т. характеризуется верностью сце-иич. традициям, нек-рым академизмом и в то же время поисками новых сценич. форм. В репертуаре т-ра - комедии и водевили Хольберга, Хейберга, Хострупа, X. К. Андерсена, трагедии Эленшлегера. Ставятся произв. Шекспира, Мольера, Л. Толстого, Чехова, Шоу, Стриндберга. Наряду с пьесами дат. драматургов Абелля, К. Мунка, Сои, Л. Фишера, X. К. Бран-исра идут пьесы Б. Брехта, Ш. СГКейси, А. Миллера, Ю. О'Нила, П. Лагерквиста, Ж. Ануя, Ж. Жироду и др. Ведущие режиссеры: Дж. Прайс, С. Мельсон, К. Вильтон, А. Борг, Среди актеров: П. Р„ймерт, К.Понтоппидан, Дж.Прайс, П.Рейхардт,К.Неллемосе, Э. Готшальк, И. Йеппесен, Э. Пио, Э. Фосс, Л. Ринг-хейм, И. Ренберг, Г. Лауринг, П. Лердорф-Руэ. С 1933 К. т. имеет две сценич. площадки, на одной идут драматич. спектакли, на другой - оперы и балеты. В балетной труппе К. т., к-рую возглавлял (до 1951) балетмейстер X. Ланнер, выступали М. Лайнер, М. Шанне, К. Гнатт, Э. Хойгор. В репертуаре - классич. композиции, пост. Бурнонвилем, М.М.Фокиным, М.И. Петипа, и новые пост. В.Кулъберг, Э. Бруна, Б. Бартолина, Дж.Роббинса и др. Солисты балета: М. Вангсо и К. Ралов (до 1962), К. Петерсен, К. Симон, М. Моллеруп, Ф. Флиндт, Ф. Бь„рнсон, X. Кронгстам, Н. Б. Ларсен (с 1963 рук. труппы).

Оперная труппа ставит гл. обр. классику - оперы Моцарта, Верди, оперетты Оффенбаха. При т-ре работают хореографич. уч-ще (с 1857), драматич. школа (с 1886), оперные классы (с 1909). См. также Датский театр.

Лит.: Neiiendam R., Det Kongelige teaters his-torie.l874-90,bdl-5,Kbh.,1921-30;ero же, Komedie-huset pa Kondens Nytorv, Kbh., 1935; его же, Det Kongelige teaters dramatiske elevskole. 1886-1936 Kbh., 1936, Teatret pa kongens Nytorv. 1748-1948, Kbh" 1948; Hansen P., Den danske skueplads, bd 1-3, Kbh., 1889-96 См. также лит. при ст. Датский театр ff. M.

"КОРОЛЬ ЛИР" ("King Lear") - трагедия в 5 д. У. Шекспира. Соч. 1605-06. Пост. 26 дек. 1606 в т-ре "Глобус", Лондон (Лир -Р. Б„рбедж). "К.Л." ставили крупнейшие т-ры мира в разл. переводах-переделках, зачастую дал„ких от подлинника. Среди поставивших "К. Л." в 17 в. - труппы "Английских комедиантов", выступавших в Дрездене (1626, 1660), Бреславле (1692) и др.; т-р "Дор-сет Гарден", Лондон (1681). В 18 в. - Королевский т-р, Лондон (1706, Лир - Беттертон), "Друри-Лейн", Лондон (1708, Лир-Беттертон; 1714, Лир-Б. Бутс; 1742, Лир- Гаррик), т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон (1662 1720; 1731, Лир - Куин), "Ковент-Гарден" (1735), Гамбургский т-р (1778, Лир - Шредер), труппа Д„ббелина, Берлин (1778, Лир-Д„ббелин), Лейпцигский т-р (1779), "Бургтеатр" (1780), "Ковент-Гарден" (1783, Лир - Кембл), Мангеймский т-р (1784, Лир - Иффланд, 1797, Лир -Бек), Нац. т-р, Берлин (1789, Лир - Флекк), Т-р Республики, Париж (1791, Лир - Тальма) и др. В 19 в.: "Т-р ан дер Вин", Вена (1816), "Друри-Лейн" (1820, Лир - Э. Кин), Мюнхенский т-р (1820; 1875, Лир - Поссарт), "Бургтеатр", Вена (1822, Лир - Аншюц; 1889, Лир - Зонненталь), Дрезденский т-р (1824), Дюссельдорфский т-р (1824), "Ковент-Гарден" (1838, Лир - Макреди, впервые по подлинному тексту Шекспира), Лейпцигский т-р (1842, 1871), "Сэдлерс-Уэллс", Лондон (1845, Лир - Фелпс), т-р "Принсесс", Лондон (1858, Лир - Ч. Кин), Мейнингенский т-р (1884, Лир - Бар-най), Лицеум, Лондон (1892, Лир - Ирвинг) и др. В 20 в.: т-р Антуана, Париж (1904, Лир - Антуан), Нем. т-р, Берлин (1908, Лир - Шильдкраут), "Йозефштадттеатр", Вена (1913, Лир - Бассерман; 1925), Мюнхен, Придворный т-р (1917), "Принц-регент-театр", Вена (1921), "Фолькс-бюне", Берлин (1921), Немецкий театр. Берлин (1923, Лир - Краус), "Бургтеатр" (1925), т-р "Лирико", Милан (1926, Лир - Цаккони), "Олд Вик", Лондон (1931; 1934;

1940, Лир - Гилгуд; 1946, Лир - Оливье), Вестминстерский т-р, Лондон (1934), Штутгартский т-р (1935), Т-р Писка-тора, Нью-Йорк (1941), "Комеди Франсез" (1944, Лир- Дюл-лен), Шекспировский Мемориальный т-р (1950, 1955, Лир - Гилгуд; 1953, Лир - Редгрев; 1959, Лир - Лоутон), Нар. т-р, София (Лир - Стаматов, Трандафилов) и мн. др. т-ры. Из актеров-гастрол„ров всемирной известностью в роли Лира пользовались: амер. актер А. Олдридж, итал. - Э. Рос-си, Т. Сальвини, Э. Цаккони.

В России "К. Л." пост. впервые 28 нояб. 1807 в Петерб. т-ре в переводе-переделке Н. И. Гнедич-а под назв. "Леар" (в гл. роли - Шушерин), 26 янв. 1838 в Александрийском т-ре в пер. В. А. Каратыгина, близком к оригиналу (Лир - В.Каратыгин), и 4 янв. 1839 на моек. сцене, в том же переводе (Лир - П. Мочалов). Из последующих пост. "К Л." в Петербурге и Москве (в новом переводе А. В. Дружинина):

Александрийский т-р (1864; 1870, Лир - В. Самойлов; 1899), Малый т-р (1851, Лир- П. Садовский; 1859, Лир - Полтавцев; 1895, Лир - Горев), Моск. артистич. кружок (1876, Лир - Чарский). На провинц. сцене "К. Л." ш„л в т-рах Казани, Киева, Красноярска, Нижнего-Новгорода, Одессы, Самары, Саратова, Ревеля, Тифлиса, Харькова, Ярославля и др. в антрепризах Н. И. Иванова, М. И. Кашн-рина, П. М. Медведева, Л. Ю. Млотковского, Н. И, Новикова, Н. Н. Синельникова, Н. И. Соболыцикова-Сама-рина и др. Виднейшие исполнители роли Лира на провинц. сцене: О. Абелян, П. Адамян (на арм. яз.); М.Т. Иванов-Ко-зельский, Д. М. Карамазов, Н. К. Милославский, Н. П. Россов, Н. X. Рыбаков, П. В. Самойлов; К. Т* Соленик (на укр. яз.) и др. В 1861 М. А. Балакирев написал музыку к трагедии "К. Л.".

Из ранних пост. "К. Л." на сов. сцене - Большой драматич. т-р (1920, реж. Лаврентьев, худ. Добужинский; Лир-Юр ьев), Первая студия МХТ (1923, реж. Сушкевич; Лир - Певцов). Широкой известностью пользовалась пост. "К. Л." в ГОСЕТе (1935, реж. Радлов, худ. Тышлер; Лир - Михо-элс, шут - Зускин). Трагедию Шекспира ставили также Вятский (1927), Саратовский (1940) т-ры, Ленингр. Большой драм. т-р (1941 , реж. Козинцев, худ. Альтман; Лир - Софронов), Т-р им. Азизбекова (1941, реж. Грипич; Лир - Алекперов, Рухулла), Свердловский т-р (1941, реж. Ф„доров, худ. Кузьмин; Лир - Ордынский), Т-р им. Камала (1945, 1956, реж. Бебутов; Лир -Абжалилов), Т-р им. Руставели (1948, реж. Васадзе, худ. Кобуладзе; Лир - Хора-ва), Сев.-Осет. т-р (1947, 1959, реж. Маркова; Лир - Тхап-саев). Минский рус. т-р (1953, реж. Ф„доров; Лир - Кистов), Т-р им. Сундукяна (1953, реж. Аджемян; Лир - Г. Нерсесян, Папазян), Рижский т-р (1954, реж. Радлов; Лир - Юровский), Калужский т-р (1954), Т-р им. Лахути (1957, реж. Мительман; Лир - Касымов), Куйбышевский т-р (1958, реж. Галицкий; Лир - В. Кузнецов), Т-р ям. Моссовета (1958, реж. Анисимова-Вульф, худ. А. Гончаров; Лир - Мордвинов), Т-р им. Франко (1959 , Лир - Крушельницкий), Молд. муз.-драм. т-р (1961, Лир - Уреке, Штирбу) и др. "К. Л." перевед„н на яз. др. народов СССР (литов. яз.- А. Хургинас, осетинский яз.- А. Токаев, тадж. яз. -Ла-хути, укр. - М. Рыльский и др.).

Издания: Первые публикации "К. Л." (в обработке)- кварто, L., 1608, 1619; в шекспировском варианте - фолио, L., 1623. Первый рус. перевод-переделка под назв. "Леар" (по франц. переработке Дюси) Н. Гнедича, СПБ, 1808; последующие рус. переводы - А. Дружинина, СПБ, 1857;

С. Юрьева, М., 1882; Т. А. Шепкиной-Куперник, М.-Л., 1937; Б. Пастернака, М., 1949; Шекспир У., Полное собрание соч., под общей ред. А. Смирнова и А. Аникста, т. 6, М., 1960.

Лит.: Аксаков С. Т., Яков Емельянович Шушерин и соврем, ему театральные знаменитости, Полное собр. соч., т. 3, СПБ, 1886, с. 63-124; "ЕИТ". Сезон 1895-1896 гг., СПБ, 1897, с. 316-21; Юзовский Ю., Спектакли и пьесы, М., 1935, с. 342-373; Шекспировский сборник, М., 1958, с. 462-79, 521-26, 573-75; Февральский А., Театр им Руставели, М., 1959, с. 341-49; Михоэлс С. М., Статьи. Беседы. Речи, М., 1960, с. 97 -152, 276-89; H e л ь с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960; Козинцев Г., Наш современник Вильям Шекспир, Л.-М., 1962, с. 79-164; Gen e e R., Geschichte der Shakespeare-schen Dramen in Deutschland, Lpz., 1870; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst, Lpz., 1913; В., 1954; P o e l W., Shakespeare in the theatre, L.- Toronto, 1913; O d e l l G. C. D., Shakespeare from Betterton to Irving, v. 2, L., 1921;

Drews W., Konig Lear auf der deutschen Buhne bis zur Gegenwart, B., 1932; H o g a n Ch. B e e c h e r, Shakespeare in the theatre 1701-1800, [v. l], Oxf., 1952, c. 244-67;

Shakespeare Memorial theatre. 1951-1953, L., 1953; то же, 1954-1956, L., [1956]. А.Шн.

КОРОНАДО (Coronado), Мартин (4. VII. 1850- 20. II.1919) - аргентинский драматург. Один из создателей нац. т-ра. Творчество К. ознаменовало переход от полуциркового, полуфарсового жанра "гауческо" к подлинной драматургии. По профессии адвокат, К. дебютировал как драматург драматич. поэмой "Белая роза" (1877, "Т-р Оперы", труппа Э. Кортеса). Написал пьесу "Камень преткновения" (1902, т-р "Аполо", труппа Подесты, Буэнос-Айрес), реалистически воспроизводившей нар. жизнь, образ нац. героя. К. принадлежат пьесы: "Под гн„том тирании, или Свет луны и свет пожара" (1878, т-р "Виктория", Буэнос-Айрес), "Мечтатель" (1885), "Старинное правосудие" (1897), "Чужая вина" (1903, т-р "Аполо", Буэнос-Айрес), "Паразиты" (1904), "Бедные родственники" (1907), "Свободная дорога" (1909), "Поместье дона Ло-ренцо" (1918) - продолжение "Камня преткновения". Пьесы К. отличаются поэтичностью, лиризмом, ярким изображением нац. характеров.

Соч.: Obras completas, v l-8, B. Aires, 1925 (v. 2-7. Teatro).

Лит.: О r d a z L., El teatro en el Rio de la Plata..., 2 ed., B. Aires, 1957; Historia de la literatura argentina, t. 1-2, dir. por Rafael Alberto Arrieta, B. Aires, 1948. 4 p

КОРОСТЫЛ‚В, Вадим Николаевич (р. 3.VIII. 1923) - русский советский драматург. Учился в Лит. ин-те им. Горького (1942-45). Автор пьес, водевилей, сказок, ставящихся гл. обр. в детских т-рах: "Димка-невидимка" (совм. с М. Львовским, 1955, Центр, детский т-р), "О ч„м рассказали волшебники" (1957, Моск. ТЮЗ), "Кукла Надя и другие" (1959, Моск. ТЮЗ), "Король Пиф-Паф, но не в этом дело" (1959, Моск. ТЮЗ), "Золотое сердце" (1962, Центр, детский т-р). В Ленингр. Большом драм. т-ре и др. т-рах пост. пьеса "Верю в тебя" (1961). С. Г.

КОРПОРМОН (узб., от тадж. корфармо - распорядитель) - руководитель (ведущий) в одной из разновидностей узб. кукольного т-ра - кол кугирчак. К. руководит небольшим коллективом, состоящим обычно из него самого, кукловода и музыканта, играющего на сурнае. К. обновляет содержание традиционных пьес (о Палван Качало) и сочиняет новые сценки на злобу дня. Во время представления исполняет роль ведущего - вед„т диалог с действующими лицами - куклами, объявляет приход новых персонажей, а также выступает как музыкант (играет на бубне). К. называют и руководителя труппы актеров узб. нар. т-ра кызыкчи. А. Р.

КОРРАЛЬ (исп. corral, букв.- отгороженное место, двор, от лат. cors - того же значения) - испанское название театра, дома или Енутреннего двора, где показывают спектакли. Исп. т-ры 16-17 вв. давали представления во дворах (корралях) больших зданий. В глубине двора, к-рый окружало несколько домов, устанавливалась сцена, перед к-рой ставили скамейки для зрителей из низших слоев общества, купивших деш„вые билеты. Амфитеатр заменяли ступеньки, а окна смежных домов, защищ„нные реш„тками, служили ложами, в к-рых сидели знатные дамы. Позже для женщин из простых сословий построили в задней части К. специальную галерею - "касуэлу" (casuela, от casa - дом). Большая часть зрителей смотрела спектакль стоя. В 1574 итальянец А. Ганасса впервые покрыл сцену и часть партера К. крышей (остальная часть партера была покрыта тентом от солнца). Сцена К. не имела просцениума и была прямоугольной. Переднего занавеса не было. Декорационное оформление вначале почти отсутствовало. В 17 в. спектакли приобретают зрелищный характер, декорационное оформление становится пышным. Спектакли в К. начинались с 2 час. дня зимой, с 3 час. дня летом и длились ок. 3 часов, поэтому не нуждались в искусств. освещении. Вначале спектакли давались только по воскресеньям и праздникам, но вскоре было получено разрешение играть ещ„ по вторникам и четвергам, а также пятнадцать дней подряд перед карнавалом. Помещения К. находились в ведении религиозных братств, к-рые сначала арендовали дворы, а затем сами занялись строительством спец. помещений. В Мадриде в 1568 насчитывалось пять К.; среди них К. Пачека, "Де ла Крус" и др. В Валенсии первый К. возник в 1526, в Малаге - с 1520. С сер. 16 в. К. создаются в Севилье, Вальядолиде, Барселоне, Кордове и т. д. До нач. 19 в. мадридские т-ры сохранили название "К." - К. Пачека (впоследствии "Испанский театр"), К. "Принсипе" и др.

Лит.: Игнатов С., Испанский театр XVI-XVII веков, М.-Л., 1939; Rennert Н. A., The Spanish stage in the time of Lope de Vega, N. Y., 1962. В. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница