Наши партнеры

оборудование для концертных залов
Выгодно авто по подписке в екатеринбурге в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 234)


"КРАСНЫЙ ЦВЕТОК" ("Красный мак") - балет Р. Глиэра, либретто М. Курилко. Пост. 14 июня 1927, Большой т-р, Москва (Тао Хоа - Гельцер, Капитан - Булгаков, Ли Шан-фу- И. Смольпов; балетм. Тихомиров и Ла-щилин, дириж„р Файер, худ. Курилко). Нов. ред. 1949, там же, либретто Курилко и Тихомирова и в 1957-там же (Тао Хоа-Уланова, Капитан-Радунский, Ли Шан-фу-Корень; балетм. Лавровский, худ. Курилко, дириж„р Файер). В 1929 - в Ленингр. т-ре им. Кирова (Тао Хоа - Люком, Капитан - Дудко, Ли Шан-фу - Леонтьев; балетм. Лопухов, Пономар„в и Леонтьев, худ. Эрбштейн, дириж„р Гаук). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Одесса (1934, 1958), Свердловск (1935, 1950), Каунас (1940), Ташкент (1941), Горький (1941 и 1950), Львов (1948), Киев (1949), Пермь (l 949),Рига (l 949), Саратов (1949,1959), Шахты (1949), Фрунзе (1949, 1953), Уфа (1949), Алма-Ата (1950), Вильнюс (1949), Минск (1950), Новосибирск (1950), Душанбе (1950), Таллин (1950), Куйбышев (1950, 1961), Тбилиси (1951), Улан-Удэ (1951), Ереван (1951), Ашхабад (1951), Баку (1954). За рубежом: Брно и Прага (Чехословакия, 1935, 1947), Кливленд (США, 1943), Бухарест (Румыния, 1950), София (Болгария, 1951), Шверин (ГДР, 1953) и др.

Лит.: Красный мак, 2 изд.,[М. ], 1930; Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950. Юр. Б.

КРАСНЯНСКИЙ, Эммануил Борисович [р. 8(20). V.1891]-русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Окончил юридич. ф-т Харьковского ун-та (1917). Творч. деятельность начал в 1912 в Закавказье. Работал в Нар. доме и т-ре Главполит-просвета в Тифлисе, в Петроградском т-ре миниатюр, Ленингр. т-ре Сатиры, Моск. т-ре им. Баумана и др. т-рах. В 1927-30 и в 1944-60 - режиссер Моск. т-ра Сатиры.

Пост.: "Аристократы" Погодина, "Дал„кое" Афиногенова, "Нора"; "OBOI" по Войнич (Моск. т-р им. Баумана);"Склока" и "Статья 114" Никулина (Ленингр. т-р Сатиры); "Нашествие", "Три сестры" (Челябинский т-р);"Квадратуракруга" Катаева, "Где эта улица, где этот дом" Дыховичного и Слободского, "Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову (Моск. т-р Сатиры) и др., а также ряд эстрадных программ, цирковых представлений и пантомим. С. Г.

KPACOB, Николай Дмитриевич (наст. фам.- Н е-к p а с о в; 1867-1940) - русский актер, антрепрен„р, театральный деятель. Учился в Моск. ун-те (физико-математич. ф-т). Участвовал в спектаклях Об-ва иск-ва и лит-ры. На проф. сцене с 1892. Работал в провинции (Владимир, Ярославль, Саратов, Казань и др.), в петерб. т-ре Лит. артистич. кружка. В 1901-04 держал антрепризы в Астрахани, Баку, Тифлисе, в 1915-19-во Владикавказе. Выступал также как режиссер. Его пост. (часто это были копии спектаклей МХТ) были отмечены знанием сцены, большим опытом. Деятельность К. способствовала развитию рус. провинциального т-ра, его труппы славились хорошим подбором актеров, слаженным ансамблем исполнения. актерские работы К. (Гамлет, царь Ф„дор Иоаннович и др.) отличались продуманностью, тщательностью отделки. К. был также режиссером в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге (1904-06), гл. режиссером моек. Т-ра Корша (1911-12) и др. А. Кл.

KPACOBA (Krasova), Марта (р. 16.III.1901) - чехословацкая артистка оперы (сопрано, затем меццо-сопрано). Нар. арт. ЧССР (1958). Впервые выступила на оперной сцене в 1922 в г. Кутна-Гора. До 1927 К.- солистка Нац. т-ра в Братиславе, с 1927 - Нац. т-ра в Праге. Обладает красивым, сильным голосом широкого диапазона. С особым успехом выступала в партиях нац. и рус. репертуара. Гос. пр. (1953).

Роли: Вендулка, Анежка, Радмила ("Поцелуй", "Две вдовы", "Либуше" Сметаны), Марфа ("Дмитрий" Дворжака), Дьячиха, Кабаниха ("Е„ падчерица", "Катя Кабанова" Яна-чека), Изабелла, Власта ("Мессинская невеста", "Шарка" Фибиха), Графиня ("Пиковая дама"), Марфа и др. Пела партию Марины Мнишек ("Борис Годунов") в спектаклях с участием Шаляпина. Р. Штраус высоко ценил исполнение К. партии Октавиана в его опере "Кавалер роз".

Лит.: S о 1 i n V., Marta Krasova, Praha, 1960. JI, ф. Д

КРАСОВСКАЯ, Вера Михайловна (р. 11.IX.1915) - русский советский критик и историк балета. В 1933 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой). В 1933-41 - артистка балетной труппы Т-ра оперы и балета им. Кирова. В 1951 окончила театроведческий ф-т Ленингр. театр. ин-та им. Островского. Автор книг и статей о балете.

Соч.: Вахтанг Чабукиани, 2 изд., М.-Л., 1960; Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, М.-Л., 1958; Балет Ленинграда, [Л. 1,1961; Русский балетный театр второй половины XIX века, М.-Л., 1963. Е. С.

ЕРАСОВСКАЯ (наст. фам. - Б у p н а з о в а), Елизавета Фоминишна (1822-30.VIII.1898) - русская актриса. Окончила Моск. театр. уч-ще. Проф. сценич. деятельность начала в 1846 в Рыбинске. Ок. 35 лет работала в провинции (Астрахань, Вологда, Воронеж, Казань, Самара, Саратов, Ярославль и др.). С 1881-в Москве, сначала в Пушкинском т-ре (т-р Бренко), с 1882 - в Т-ре Корша. Играла роли:

Любаши ("Царская невеста" Мея), Лизаветы ("Горькая судьбина" Писемского) и др. Одновременно исполняла также роли пожилых женщин. С конца 50-х гг. окончательно перешла на амплуа "комич. старух"; лучшие роли: Хл„стова ("Горе от ума"), По-шл„пкина ("Ревизор"), Кабаниха ("Гроза"), Улита ("Лес"), Кукушкина ("Доходное место"). Кухарка ("Плоды просвещения") и др.

Лит.: "Русская сцена", СПБ, 1864, т. 1, Готд. З], с. 84- 86; Стрепетова П. А., Воспоминания и письма, М.-Л., 1934, с. 182-84; e „ ж e. Жизнь и творчество трагической актрисы, Л.-М., 1959. А. Шн.

КРАГОВСКИЙ (Krasowski), Ежи (р. 1.XI.192.5) - польский режиссер. Чл. ПОРП с 1945. Окончил актерское отделение Гос. высшей театр. школы, а в 1955 - е„ режиссерское отделение (ученик Б. Кожс-невского). Как режиссер дебютировал в г. Ополе ("Волки в ночи" Ритнера, 1955). В 1955 вместе со своей женой К. Скушанкой возглавил т-р "Народовы." в г. Нова-Гута. Т-р смело экспериментирует, стремится воспитывать нового зрителя. В своих пост. К. затрагивает сложные проблемы современности. С 1963Д ??1 (совм. с К. Скушанной и С. Балицким) т-ра "Польски" (Варшава).

Пост.: "Мыши и люди" по повести Стейнбека (1956), "Якобовский и полковник" Верфеля (1957), "Сиротский гений" Домбровской (1959), "Радость от вновь обрет„нной помойки" (1960, инсц. К. по повести Каден-Бандровского), "Бурная жизнь Лазика Ройтшванеца" (1961, по повести Эренбурга), "Дзяды" Мицкевича (1962, совм. со Скушан-кой), "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1963).

Лит.: "Театр", 1961, ј 9, с. 174-76. Еж. Т.

КРАСОВСКИЙ, Иван Ф„дорович [5(17).1.1870- 1938] - русский актер. Засл. арт. РСФСР (1937). БУДУ411 студентом юридич. ф-та Моск. ун-та (окончил в 1896), выступал на клубных сценах (дачный т-р в Пушкине), играл роли в водевилях. Серьёзно начал заниматься театр. иск-вом в Об-ве иск-ва и лит-ры под рук. К. С. Станиславского. В 1898 был приглаш„н в M XT (играл здесь под псевд. Кровский); роли: Шуйский ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Тесман ("Гедда Габлер" Ибсена), Пастор ("Потонувший колокол" Гауптмана). В 1899 переш„л в Малый т-р. Игра К. отличалась правдивостью, искренностью, тонким юмором.

Роли: Молчалин ("Горе от ума"), Лыняев, Великатов ("Волки и овцы", "Таланты и поклонники"), Чичиков ("М„ртвые души" по Гоголю), Капитан ("Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина), Георгий Богородский ("Жена" Трен„ва) и др. С. К.

КРАСТЕЛЬ (Krastel), Фриц (1839-1908) - австрийский актер. В 1865 был приглаш„н Г. Лаубе в "Бург-театр", где служил до 1906. Герой-любовник, К. продолжал традиции актеров этого амплуа в "Бургтеатре", идеализируя и возвышая своих героев. К. обладал ярким темпераментом, строил свои роли на речевой характеристике образа, подч„ркивая кульминац. места.

Роли: Орест ("Ифигения в Тавриде" Г„те), принц Генри ("Генрих IV" Шекспира), Карл Моор; Дон Карлос; Фауст (о. п. Г„те), Леандр ("Волны моря и любви" Грильпарце-ра), Гумелий ("Равеннский боец" Гальма) и др. Л. Лоб.

КРАТЙН (????????) (ум. ок. 421 до н. э.) - Древнегреческий поэт. Один из наиболее ярких представителей жанра древней аттической комедии. Первую победу на состязаниях комич. поэтов одержал ок. 455. Написал 21 комедию, из них 9 завоевали первое место на драматич. состязаниях. Сохранились фрагменты комедий К. и античные свидетельства. Очевидно, К. первый придал др.-греч. комедии художеств. цельность, объединив нар. песни с бытовыми сценками. Комедии К. отличались политич. заостр„нностью, были направлены против верхушки афинской рабовладельч. демократии. С резкими личными нападками обрушивался К. на Перикла, к-рого считал виновником Пелопоннесской войны (комедии "Дионисоалександр", "Хироны", "Фракиянки").

Лит.: The fragments of Attic comedy... ed.J. M.Edmonds, v. 1, Leiden, 1957; [Т о л с т о и И. И. ], Начало комедии и древняя аттическая комедия, в кн.: История греческой лит-ры, т. 1, M.-Л., 1946; Norwood G., Greek Comeily, L., 1931, Boston, 1950. В. Я.

КРАТЧ (Krutch), Джозеф Вуд (р. 25.XI.1893) - американский критик и историк. С 1924 К.- театр. рецензент газеты "Нейшн". В 1940-41 -председатель нью-йоркского Об-ва театр. критиков. С 1943 читал лекции по драматургии в Колумбийском ун-те. Автор многочисл. работ по философии, литературоведению, театроведению, в т. ч. "Американская драматургия с 1918 г." (1939), "Модернизм в современном театре" (1954). Под ред. К. вышли "Пьесы Уильяма Конгрива" (1927), "Девять пьес Юджина 0'Нила" (1932), "Типичные американские драмы" (1941) и др.

Соч.: Comedy and conscience after the restoration, ?. ?., 1924; то же, N. Y., [1961]; Edcar Allan Poe, N. Y., 1926;

Five masters, N.Y., [1930l; переизд., Bloominston, [1959];

The American drama since 1918, N. Y.,1957; Modernism in modern drama, N. Y.- L. - Oxf., 1954. Я. Б.

КРАУС (Krauss),BepHep(23.VI.1884-20.X.1959) - немецкий актер. С 1904 - актер передвижной труппы, выступавшей в Бреславле и Штутгарте, затем играл в т-ре Бромберга, Аахена, Нюрнберга. К. приобретает известность, работая под рук. Рейнхардта в берлинском Нем. т-ре (1913--24 и 1926-31), затем выступал в берлинском Гос. т-ре (1924-26, 1931- 45),. в венском "Бургтеатре" (1928-29, 1933-44, 1948- 1959). Эмоциональная, иногда почти экстатическая, игра К. роднила актера с экспрессионистич. т-ром, в то же время актеру был свойствен рационализм, сдерживавший порывы чувств. Стремление к типизации образа, к его реалистич. истолкованию сочеталось у К. с пристрастием к гротеску и шаржу. В исполнение-своих ролей К. вносил элементы импровизации. Большое внимание уделял гриму, костюму.

Идейное содержание творчества К. весьма противоречиво. В годы фашизма иск-во актера использовалось для реакц. пропаганды (участие К. в антисемитском фильме "Еврей Зюсс"). В 1954-59 выступал в т-рах Зап. Берлина.

Роли: Мефистофель ("Фауст" Г„те, 1910), Филипп II ("Дон Карлос", 1910), Пер Гюнт (о. п. Ибсена, 1913), Протасов ("Живой труп", 1913), Вурм ("Коварство и любовь", 1916), Гамлет (1920), Робеспьер ("Дантон" Роллана, 1920), Шейлок (1920, 1943), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана, 1922) Макбет, Лир (1923); Валленштейн ("Смерть Валленштейна"-Шиллера, 1924), Юлий Цезарь (о. п. Шекспира, 1928), Яго (1932); Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гауптмана, 1932, 1952), Ричард III (1934), Рудольф II ("Вражда братьев в Габсбургском доме" Грильпарцера, 1942), Джон Габриэль Боркман (о. п. Ибсена, 1950) и мн. др. С 191 S снимался в кино - доктор Калигари ("Кабинет доктора Калигари"), Мясник ("Безрадостный переулок") и др.

С о ч.: Das Schauspiel meines Lebens, Stutt?., [1958]. Лит.: Bab J., Schauspieler und Schauspielkunst, B." 1926; K e r r A., Die Welt in Drama, B., 1954; G o et z W., W. Krauss, B., 1954. B. ?\

ЕРАУС (Krauss), Клеменс (31.111.1893-le.V* 1954) - австрийский дириж„р, пианист. С 1912 работал в оперных т-рах разл. городов Германии и Австрии. В 1939-45-художеств. рук. Зальцбургских фестивалей. После войны нек-рое время работал в Вене. Междунар. известность К. завоевал интерпретацией произв. Р. Штрауса. Автор либр. оперы "Каприччио" (совм. с Р. Штраусом). К. дирижировал премьерами опер Р. Штрауса "Арабелла" (1933, Дрезден; 1934, Лондон), "День мира" (1938, Мюнхен), а также венской премьерой "Воццека" А. Берга (1930). Выступал с симф. концертами.

Лит.: Berger A., Cl. Krauss, 3. Aufl., Graz, 1929;

Gregor J., Cl. Krauss, W., 1953. Аг. M.

КРАФТ-АКРОБАТ - см. Силовая акробатика. КРАШЕНЙННИКОВ, Ф„дор Павлович [р. 27.1(8.11). 1898] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1949), нар. арт. Башк. АССР (1955). В 1927 окончил ГИТИС и вступил в труппу Моск. т-ра Замоскворецкого совета. В 1932-34 работал в Малом т-ре. Играл Метелицу ("Разгром" по Фадееву). С 1937 - актер Уфимского рус. т-ра (Башкирия). Играет героич. и характерные роли, большое внимание уделяет гриму, костюму, бытовым деталям.

Роли: Яков Коломийпев ("Последние"), Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Воропаев ("Счастье" по Павленко), Монта-нелли ("Овод" по Войнич), Барон; Иванов (о. п. Чехова), Старик (о. п. Горького), Хлынов ("Горячее сердце"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Ока„мов ("Машенька"), Доктор ("Всеми забытый" Хикмета), Чжу-Ну-юань ("Тайфун" Цао Юя), Полежаев ("Беспокойная старость") и др. С 1940 занимается педагогич. деятельностью. КРАЯ (Kraja), Мария (р. 24.IX.1911) - албанская артистка оперы (сопрано). Нар. арт. ??? (1961). В 1934 окончила консерваторию в Граце (Австрия). Впервые выступила на сцене в Тиране в 1953. К. принимала участие в оперных спектаклях, ставившихся Алб. филармонией (Ольга - "Русалка" Даргомыжского, 1953). С 1956 К.- артистка Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Хана (оперетта "Рассвет" Коно), Маженка ("Проданная невеста"), Иоланта (о. п. Чайковского) и др. Гос. пр. Д. Аг.

КРЕБИЙОН (Crebillon) Старший (наст. имя и фам.- Проспер Ж о л и о; Joliot) (13.I.1674-17. VI.1762) - французский драматург. Чл. Франц. академии (с 1731). Ок. 1703 начал драматургия, деятельность. Написал трагедии "Идоменей" (1705), "Атрей и Тиест" (1707), "Электра" (1708), "Радамист и Зенобия" (1711), надолго вошедшие в репертуар т-ра "Комеди Франсез". Творчество К., считавшегося в 10-20-е гг. 18 в. "первым трагиком" во франц. драматургии, выражало кризис классицизма. К. следовал эстетич. принципам классицизма, но в его произв. гражданская тематика, высокие этич. идеи были вытеснены нагромождением "ужасов" (убийства, кровосмесительство и т. п.), запоздалых узнаваний. К. использовал в трагедии комедийный при„м недоразумения (кви про кво). Свои взгляды на трагедию К. изложил в предисловии к "Атрею и Тиесту". После провала трагедии "Пирр" (1726, "Комеди Франсез") К, перестал писать для т-ра и вернулся к драматур-гич. деятельности после большого перерыва ("Кати-лина", 1748, "Триумвират", 1754). Против влияния драматургии К. выступали А. Р. Лесаж, Ж. Ж. Руссо, Г. Э. Лессинг и др.

Соч.: Oeuvres, v. 1-3, Р., An X [1802]-1841; в рус. пер.- Катилина, М-, 1783; Радамист и Зенобия, СПБ, 1810.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, M., 1957; D u trait M., Etude sur la vie et le theatre de Crebillon, P. - Bordeaux, 1895; Brunetiere F., Epoques du theatre francais, P., 1892, 5 ed.. P., 1901 (Conferences de POdeon). H. Шр.

КРЕВЕ-МИЦЕЯВИЧЮС, Винцас (29. X .1884- 7. VI 1.1954) - литовский писатель, драматург. Первое драм. произв. К.-М. - "Сказки из жизни старых дней, или Шарунас" (1911, пост, 1923), посв. становлению литов. гос-вав13в. К.-М. принадлежат пьесы на историч. сюжеты "По путям судьбы", "Скиргайла" (1924), "Смерть Миндаугаса" (1935) и бытовая психо-логич. драма "Зять" (1931). В драматич. произв. К.-М. сочетаются драматич., лирич. и эпич. элементы, широко использован литов. фольклор. Драматургия К.-М. не была предназначена для сцены, но присущие ей глубина, сложность психологич. характеристик, образность языка привлекли внимание деятелей т-ра. Пост. "Скиргайла" (1924, реж. Даугуветис) и "Шарунас" (1929, реж Олека-Жилинскис) стали важными событиями в жизни литов. т-ра. К.-М.- один из организаторов Литов. театр. об-ва (1933), выступал в печати по вопросам т-ра.

Лит.: S r u o g a В., Sarunas Valstybis, "Teatre", Kaunas, 1930, с. 82. В. M.

ЕРЕЙН, Александр Абрамович [8(20). X. 1883 - 21.IV.1951] - советский композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). В 1908 окончил Моск. консерваторию по кл. виолончели А. Э. Глена. Теорию музыки изучал у А.Н. Корещенко, Л. В. Николаева и Б. Л. Яворского В 1912-17 преподавал в Нар. консерватории в Москве. В 1930 в Большом т-ре была пост. первая опера К.-"Загмук" о борьбе вавилонских рабов против угнетателей-ассирийцев . В опере отразилось влияние модернистской эстетики. Большое значение в история сов. балета имел балет К. "Лауренсия" по пьесе Лопе де Bera "Фуэнте-овехуна" (1939, Т-р оперы и балета им. Кирова) о борьбе исп. крестьян против феодалов. Балет пост. во мн. т-рах

СССР, а также в Берлине, Софии, Праге. Героиня второго балета К. "Татьяна" (1943; во 2-й ред. - "Дочь народа", 1947, Т-р оперы и балета им. Кирова) - сов. девушка-патриотка, совершающая подвиг в дни Великой Отечеств, войны.

Большое место в творчестве К. занимала музыка для драм. т-ра, в т ч. к спектаклям "Учитель танцев"

Лопе де Bera (1945, Центр, т-р Красной Армии), "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины (1950, Т-р им. Ермоловой), "Трус" Крона (1935, Моск. Новы и т-р).

Лит.: Л е в и к Б., А. А. Крейн. Заметки о творческом пути, "Советская музыка", 1934, ј 1; Г л е б о в А., Загмук. Муз. драма..., М., 1930; Волков Н. Д., Героическая тема в балете. По поводу балета "Лауренсия", в кн.: Ленинградский Гос. ордена Ленина академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, Л., 1940. ? JjJ

KPEUTHEP, Георгий Густавович [17(30).XII. 1903-14.VII.1958] - русский советский композитора Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1928 окончил Моск. муз. техникум им. Скрябина по кл. фп., в 1930- Институт востоковедения. Как композитор начал выступать с сер. 30-х гг. В 1941 Ансамбль сов. оперы под рук. И. С. Козловского исполнил первую оперу К. "Гибель Пушкина" (о последних днях жизни поэта). В опере "В грозный год" (1952, Саратовский т-р оперы и балета), написанной по роману Лермонтова "Вадим", композитор показал восстание крестьян. Оперы "Таня" (по пьесе А. Н. Арбузова; 1954, Куйбышевский т-р оперы и балета), "Одно сердце" (1959, Казанский т-р оперы и балета) - камерные лирико-психологич. муз. драмы из жизни сов. людей. К. принадлежит балет "Легенда о любви" (1959, Куйбышевский т-р оперы и балета, либр Н. Хикмета и К.), неск. оперетт, в т. ч. "Дуэнья" по пьесе Р. Шеридана (1954, Волгоградский т-р оперетты), и др. соч. Ю. Быч.

КРЕЙЦЕР (Kreutzer), Конрадин (22.XI.1780-14. X II. 1849) - немецкий композитор. Учился музыке в школе бенедиктинского аббатства, занимался у А. Альбрехтсбергера в Вене. После успеха своей первой оперы "Комическое сватовство" (1800, Фрейбург) приобр„л известность и как автор зингшпилей ("Эзоп во Фригии", 1808, Вена, и др.). В 1812-47 работал капельмейстером в разл. городах Германии и Австрии. Написал св. 30 опер, в т. ч. "Конрадин Швабский" (1812, Штутгартский придворный т-р), "Либуше" (1822, "Кернтнертортеатр", Вена), "Мелузина" на текст Грильпарцера (1833, "К„нигсштадттеатр", Берлин) и др. Опера К. "Ночной лагерь в Гренаде" и музыка к пьесе Раймунда "Расточитель" (обе 1834;

"Йозефштадттеатр", Вена) исполняются в концертах.

Лит.: R i е h l W. H., Musikalische Charakterkopfe, Bd l, 3. Aufl., Stuttg., 1861, 5. Aufl., 1875. Ал. M.

КРЕЙЦЕР (Kreutzer), Родольф (16.XI.1766-6.VI.' 1831) - французский композитор и скрипач. Один из основоположников франц. скрипичной школы 19 в. Ученик А. Стамица. С 13 лет выступал в оркестре, приобр„л европ. известность (Бетховен посвятил К. скрипичную сонату - т.н. "Крейцерова соната", 1803). К. с необычайной л„гкостью писал оперы, к-рые пользовались в его время успехом, но теперь забыты:

"Жанна д'Арк в Орлеане" (1790), "Поль и Виргиния" и "Лодоиска" (1791), "Вертер и Шарлотта" (1792) (все пост. в т-ре "Комеди Итальенн", Париж), "Имо-гена" (1796, т-р "Фавар", Париж) и др. Писал оперы в классич. стиле: "Астианакс" (1801), "Аристипп" (1808), "Авель" (1810) (все пост. в т-ре "Гранд-Опера"); балеты "Карнавал в Венеции" (1816, там же) и др. С 1795 К.- проф. Париж, консерватории, в 1817-24- гл. дириж„р т-ра "Гранд-Опера".

Лит..К l in g H., Rodolphe Kreutzer, Brux., 1898. Ал. M.

КРЕЙЧА (Krejca), Отомар (р. 23.II.1921) - чехословацкий актер и режиссер. Засл. арт. ЧССР (1958). Сценич. деятельность начал в Моравском нац. т-ре драмы и оперетты Р. Надчеры в качестве актера. В 1940 на базе труппы Р. Надчеры был создан Го-рацкий т-р, в к-ром К. дебютировал в роли Креонта ("Антигона" Софокла). В 1942 играл в т-ре г. Клад но, в Независимом т-ре в Праге. После освобождения Чехословакии в 1945 работал в т-ре "Д-34" (Сирано де Бержерак во. п. Ростана, Прометей в трагедии Эсхила и др.), в 1946-51 в Т-ре Чехословацкой армии сыграл роль Самозванца в "Борисе Годунове", Макбета, пост. пьесу "Фальшивая монета" Горького. С 1951 К. - актер и режиссер, а в 1956-61 - гл. реж. Нац. г-ра в Праге. Привлекая молодых драматургов, К. стремился преодолеть излишний академизм в творчестве этого т-ра.

Роли: в Нац. т-ре - Дмитров ("Ч„ртов круг" Циннер), Дон Жуан (о. п. Мольера), Ф„дор Протасов ("Живой труп"). В пост. "Чудак" Хикмета (1956) выявились характерные для режиссерского творчества К. лиризм, стремление к анализу, точность мысли. Последующие пост. К.: "Августовское воскресенье" Грубина (1958), "Волынщик из Стракониц" (1959), "Драгомира и ее сыновья" Тыла (1960), "Владельцы ключей" Кундеры (1962) и др.

Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962. Д. Сол.

КР‚ЛЛЕР (Kroller), Генрих (23.VII.1880-25. VII. 1930) - немецкий артист балета, балетмейстер и педагог. Иск-ву танца обучался в балетной школе Мюнхенского оперного т-ра, совершенствовался в Париже у К. Замбелли. Вернувшись в Германию, в 1900-07 был солистом балетной труппы Дрезденской оперы, затем работал во Франкфуртской опере. Здесь впервые выступил как балетмейстер, пост. в 1915 балет "Праздник Бахуса" на муз. Бетховена. Работал балетмейстером в Мюнхене (1917-19 и 1927-28), Берлине (1919-23), Вене (1923-27). К. выступал против распространявшегося в те годы увлечения "свободным" танцем, отстаивал принципы классич. балета. В своих пост. "Легенда об Иосифе" (1921, Берлин) и "Шлагоберс" (1924, Вена) Р. Штрауса стремился найти новую, выразительную манеру танца, используя при„мы классич. хореографии.

Дит.: R e b l i n g E., Ballett gestern und heute, B., 1957, с. 351-53. Г. Ш. КРЕМЛ‚В, Юлий Анатольевич [р. 6(19) .VI. 1908] - русский советский музыковед, критик, композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). Доктор искусствоведения (1963). В 1925-28 учился в Ленингр. консерватории по кл. фп. М. В. Юдиной. Окончил консерваторию по историко-теоретич. ф-ту и аспирантуру под рук. Б. В.Асафьева. Муз.-критич. деятельность начал в 30-х гг. Автор работ по рус. и зарубежной музыке, муз. эстетике и муз. т-ру.

Соч.: Жорж Визе. Краткий очерк жизни и творчества, Л., 1935; A.C. Даргомыжский и его "Русалка", в сб.: Крем-л „ в Ю. А., Мануйлов В. А., "Русалка", [Л.], 1936;

Джакомо Мейербер. Очерк жизни и творчества. Л., 1936;

А. Ф. Пащенко и его опера "Помпадуры", ь сб.: "Помпадуры", Л., 1939; Балет "Балда" М. Чулаки, "Советская музыка", 1940, JMt 4; Русская мысль о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60:

Очерки по вопросам музыкальной эстетики, М., 1957;

Избранные статьи и выступления, М., 1959, и др.

"КРЕМЛ‚ВСКИЕ КУРАНТЫ" - пьеса в 4 д. Н. Ф. Погодина. Соч.: 1-я ред.-1939, 2-я-1941, 3-я - 1955, 4-я - 1956. 1-й вариант пост. Ленингр. Большой драм. т-р (1940, реж. и исполнитель роли Ленина - Альтус). 22 янв. 1942 "К. к." показал МХАТ в эвакуации в Саратове (руководитель пост. Немирович-Данченко, реж. Леонидов, Кнебель, худ. Дмитриев; Ленин - Грибов, Рыбаков - Ливанов, Забелин - Хмел„в, Маша - Пилявская, Чуднов - Чебан; Гос. пр. СССР, 1942), 16 февр. 1956 в МХАТе пост. 3-я ред. "К. к." (реж. Кнебель, Раевский, В. Марков, худ. Дмитриев; Ленин - Смирнов, Рыбаков - Золотухин, Забелин - Ливанов). За исполнение роли Ленина в этом спектакле Смирнов был удостоен Ленинской пр. (1949).

В 1940-42 "К. к." пост. ок.300 т-ров: Т-р им. Леси Украинки, Ашхабадский, Воронежский, Севастопольский, Иркутский, Ташкентский т-ры (все в 1940), Тбилисский театр им. Грибоедова (1940), Смоленский т-р (1940, 1947, 1960), Ростовский-на-Дону (1940, 1945, 1955), Харьковский (1940, 1947), Челябинский (1940, 1955), Владивостокский, Яуйбышевский, Саратовский т-ры (1940, 1956), т-р "Красный факел" (1940, 1956, 159), Бакинский (1940, 1957), Курский (1940, 1958), Казанский (1940, 1962) т-ры, Т-р им. Марджанишвили (1941), Черниговский (1947), Днепре-петровский (1941, 1944, 1956), Уфимский, Астраханский, Краснодарский т-ры (1941, 1956), Ленингр. т-р им. Пушкина (в эвакуации в Новосибирске, 1943), Ленингр. Большой драм. т-р (1943, 1957), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1945), Запорожский т-р им. Щорса (1947), Латв. т-р драмы (1947, 1955), Вильнюсский т-р (1947,

1955, 1961), Молд. муз. драм. т-р (1947, 1957), Душанбинский т-р (1947, 1960), Т-р им. Заньковецкой, Т-р им. Я. Ку-палы, Брянский, Владимирский, Ереванский, Орловский, Фрунзенский рус. т-ры (все в 1956), Брестский т-р им. Ленинского комсомола, Кемеровский т-р (оба в 1957), Хакасский т-р (1959), Калининградский, Оренбургский т-ры (1960) и мн. др.

Исполнители роли В. И. Ленина: В. И. Агеев, Г. И. Анто-шенков, С. И. Бржеский, И. П. Бросевич, Ш. Бурханов, В. А. Бурэ, Ф. М. Волгин, А. Д. Гай, А. А. Глазырин, А. А. Добротин, В. Ф. Казаков, Н. Н. Колесников, М. Л. Кондратьев, П К. Кобахидзе, А. И. Крамаренко, А. Г. Крамов, Г. С. Красильников, Н. А. Левкоев, П. С. Молчанов, К. К. Мюфке, К. В. Скоробогатов, Н. А. Соколов, С. Табибулаев, В. И. Флоринский, М. Ф. Шарымов, Г. Д. Шевченко, П. Г. Шейн, К. А. Штырбул и др.

"К. к." ставили за рубежом: Нац. т-р, Прага (1946), Дрезденский т-р (1951), "Берлине? ансамбль" (1952), Т-р им. Мадача, Будапешт (1955), Веймарский нац. т-р, Нар. т-р. Тирана (1957), Сычуаньский нар. художеств. т-р, Китай, Тимишоарский т-р, Венгрия (1959), Реалистический т-р, Прага (1961), т-р "Польски", Варшава (1962) и др.

Издания. - Первая публикация "К. к.", М.-Л., 1941. Из последующих изд.: Погодин Н., Собр. драматических произведений, т. 2, М., 1960.

Лит.: Зайцев Н., Н. Ф. Погодин, М.-Л., 1958;

Ростоцкий Б., Новые спектакли о В. И. Ленине ("Кремл„вские куранты", в МХАТ им. Горького, "Москва, Кремль" в ЦТСА), "Сообщения Ин-та истории искусств. Театр", М., 1957, .ј 10-11; Соловьева И., Хозяева времени ("Кремл„вские куранты" Н. Погодина, Московский Художеств. театр), в сб.: Спектакли этих лет. 1953-1956гг., М., 1957, стр. 13-46. д Шн.

КРЕМЛ‚ВСКИЙ ТЕАТР - театральное здание в Москве. Находится в Моск. Кремле. Построено в 1932-34 по проекту И. И. Рерберга (первоначально в этом здании была школа им. В ЦИК и клуб им. Я. М. Свердлова, переоборудованный под театр. здание, архитекторы К. Пчельников и Л. Сагал). К. т. открылся 5 нояб. 1958 спектаклем МХАТ "Кремл„вские куранты". К. т. предназначен для театр. спектаклей (драматич., оперных и балетных), концертов, а также для демонстрации кинофильмов на широком и обычном экранах. К. т. строит свой репертуар на система тич. показе лучших достижений моек. т-ров и т-ров союзных республик. Здесь выступали: Ростовский т-р им. Горького, Смоленский драм. т-р, молдав ский т-р "Лучафэрул", Костромской т-р им. Островского, Ярославский т-р им. Волкова, узб. Т-р им. Хамзы, Саратовский т-р оперы и балета им. Чернышевского, Коми муз.-драма тич. т-р и мн. др., нац. коллективы союзных и автономных республик, давали концерты. Проводятся также тематич. вечера, юбилейные концерты и спектакли. В К. т. выступают лучшие коллективы художеств. самодеятельности - драматич., хоровые, ансамбли песни и пляски. На сцене К. т. состоялся заключит, показ лучших спектаклей 1-го Всероссийского смотра нар. драм. т-ров РСФСР (1962), спектаклей, подготовленных к XXII съезду КПСС, спектаклей т-ров для детей (ок. 40 спектаклей и концертов дали за 5 лет). В К. т. выступают зарубежные актеры и коллективы, гастролирующие в СССР: болг. т-ры - им. С. Македонского и им. И. Вазова; балетные труппы. "Балет Кубы", Цейлонский балет, Румынский т-р комедии и др.

В зрит. зале К. т. 1200 мест. В. Бел. КРЕПОСТНОЙ ТЕАТР - вид частного дворянского театра в России. Возникновение К. т. было обусловлено феодально-крепостнич. строем (труппы создавались помещиком из числа крепостных крестьян). Появившись в конце 17 в., К. т. существовали вплоть до отмены крепостного права. Наибольшее распространение К. т. получили в конце 18 - нач. 19 вв. сначала в столицах и губернских городах, а затем и в усадьбах крупных помещиков. На рубеже 18 и 19 вв. насчитывалось св. 170 К. т., различных по своему масштабу, характеру и направленности. Большинство К. т., принадлежавших мелкопоместным дворянам, не выходило за пределы примитивных домашних представлений, устраиваемых в дни семейных праздников: небольшая, сочин„нная применительно к даниому случаю пьеса разыгрывалась в зале помещичьего дома силами доморощенных актеров (см. повесть П. И. Мельникова-Печерского "Старые годы"). От провинциальных К. т. отличались столичные и усадебные т-ры крупных помещиков, нередко носившие почти проф. характер. Они располагали специальными зданиями с хорошо оборудованной сценой, богатым реквизитом, нередко квалифицированным штатом крепостных актеров драмы, оперы и балета.

История К. т. полна глубоко трагич. страницам., напр., "Записки и письма" Щепкина, рассказы "Тупейный художник" Лескова, "Сорока-воровка" Герцена). Жестокость помещиков, унизительная зависимость от барской прихоти и произвола, насилие, унижение человеческого достоинства, гаремный характер мн. крепостных трупп делали жизнь крепостного актера невыносимой. По словам Пушкина, в "наложниц своего сераля" превратил девушек-актрис покровитель муз, собиратель "книгохранилищ, кумиров и картин" князь Н. Б. Юсупов. Запоями и гибелью кончилась жизнь

С. А. Дегтяр„ва (1766-1813), талантливого композитора, капельмейстера т-ра Шереметева.

Наибольшее количество К. т. было в Москве и Подмосковье. Среди них - т-ры С. Апраксина, А. Столыпина, П. Позднякова, Г. Бибикова, А. Гагарина, П. Волконского, В. Хованского, А. Нарышкина, Н. Демидова, Д. Голицына, А. Орлова, И. Салтыкова, Н. Дурасова, Закревских, Ржевского, Н. Юсупова и Н. Шереметева. В Москве было 53, в Петербурге 27,. в др. городах и усадьбах 52 К. т. (есть сведения еще о 20 т-рах, местонахождение к-рых пока неизвестно).

Одним из первых и самых выдающихся К. т. был т-р графов Шереметевых. Созданный в конце 60-х гг. 18 в. крупнейшим помещиком России П. Б. Шереметевым, этот т-р к концу 18 в. при его сыне Н. П. Шереметеве по своему размеру, благоустройству и художеств. убранству театр. здания не уступал придворному. Из 8 К. т. (закрытых и "воздушных"), к-рые имели Шереметевы в Москве (на Никольской ул. и Воздвиженке), в Петербурге, в Кускове, Маркове и Останкине, до наст. вр. сохранился лишь К. т. во дворце Останкино (ныне гос. Музей творчества крепостных). Авторы проектов т-ра - арх. Ф.Кампорези, Э. Назаров и Д. Кваренги, а также крепостные зодчие П. Аргунов и А. Миронов; консультировали строительство В. Баженов и К. Бланк. Строители - Аргунов, Миронов, Г. Дикушин, а также многочисл. крепостные художники и мастера декоративного иск-ва. Гл. достопримечательность Останкинского т-ра - сохранившееся доныне двухэтажное машинное отделение, с помощью к-рого производились сложные сце-нич. иллюзии, а также эффектное превращение самого театр. зала в "воксал" (зал для балов и банкетов).

В репертуар т-ра Шереметева входило св. 100 произв. - преим. опер и отчасти балетов. Среди них произв. X. В. Глюка ("Эхо и Нарцисс"), А. Гретри ("Сам-нптские браки", "Земира и Азор", "Люсиль"), Дж. Паи-зиелло ("Инфанта Заморы", "Притворная любовница"), Н. Пиччини ("Атис", "Дпдона", "Роланд"), Дж. Сарти ("Ринальдо"), а также-рус. композиторов - Е. Фомина ("Анюта", "Новогородский богатырь Боеславо-вич"), М. Матинского ("Санктпетербургский гостиный двор"), В. Пашкевича ("Февей"), О. Козловского ("Взятие Измаила"). Исполнялись сонаты И. Хандош-кина, концерты крепостного композитора и капельмейстера С. А. Дегтяр„ва. Ставились комедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина, Н. П. Николева и др. Крепостные актеры (в труппу входило св. 200 чел.) обучались у известных мастеров рус. и зап.-европ. сцены. Постановки спектаклей отличались пышностью и богатством. Декорации писали выдающиеся декораторы того времени: П. Гонзаго, Валезини, Ф. Гильфердинг, Гатфильд, а также талантливые крепостные живописцы Г. Мухин, К. Фунтусов, С. Калинин. Имена мн. крепостных Шереметевых вошли в историю рус. иск-ва. Среди них: композиторы и музыканты С. А. Дегтяр„в, Г. Я. Ломакин, "русский Страдивари" - инструментальный мастер И. А. Батов актрисы Т. В. Шлыкова- Г'ранатова, П. И. Жемчугова, режиссер и драматург В. Г. Вороблевский.

К числу выдающихся К. т. принадлежал также Театр князя Н. Б. Юсупова в Москве и в подмосковной усадьбе Архангельское. Т-р в Архангельском сохранился доныне, став гос. музеем. Он занимает специальное здание, построенное в 1818 по проектам арх. О. И. Бове и П. Гонзаго зодчим В. Я. Стрижаковым (при участии Е. Д. Тюрина). Внутр. отделка его выполнена по проектам Гонзаго арх. С. П. Мельниковым. Театр, зал (двухъярусный) вмещал до 400 зрителей. Сохранились декорации, написанные П. Гонзаго-Труппа т-ра Юсупова состояла из 20-25 танцовщиц, 10 певчих и 25 музыкантов. Актрис обучали франц и итал. яз. Учителями танцев были знаменитый танцтили свои домашние театры в доходные предприятия. Здания т-ров начали сооружать с расч„том на максимальную вместительность, простоту и дешевизну постройки. Вместо пышных героико-ми-фологич. оперно-балетных спектаклей стали ставить бытовые комедии, мещанские драмы и комич. оперы. Наиболее типичные К. т. коммерческого типа - т-ры графа С. С. Каменского в Орле, Гладкова в Пензе, П. П. Есипова в Казани и, особенно, т-р князя Н. Г. Шаховского в Нижнем-Новгороде. актеры в таких т-рах подвергались жестокой эксплуатации (см. мемуары актрис Е. Б. ПиуновойШмитгоф, Л. П. Никулиной-Косицкой, А. И. Шуберт). Подневольный, тяжкий труд крепостного актера постепенно заменяется иск-вом свободного артиста, при комплектовании трупп вс„ чаще начинают нанимать вольных актеров со стороны. Свободные антрепризы публичных т-ров успешно конкурируют с К. т. Поэтому большинство К. т. было закрыто до отмены крепостного права, а имущество и актеры распроданы.

К. т. был одним из источников пополнения проф. т-ров. Так, Дирекция императорских т-ров в 1800 приобрела крепостную балетную труппу С. Г. Зорича, в 1806 была куплена труппа А. Е. Столыпина, вошедшая в состав моек. Большого т-ра, в 1828 - крепостной оркестр графа Черныш„ва из 27 музыкантов. В К. т. ярко проявился гений рус. народа. Несмотря на свой крепостнический характер, К. т. внесли ценный вклад в историю рус. т-ра, они содействовали широкому распространению театр. иск-ва не только в крупных городах, но и в глухой провинции, утверждали через своих актеров реалистич., демократич. направление в рус. сценич. иск-ве. Кроме основателя рус. реалистич. т-ра М. С. Щепкина, из крепостных вышли С. Ф. Мочалов (отец П. С. Мочалова) и актриса Е. С. Сем„нова. С К. т. начинается история рус. провинциальной сцены.

Лит.: Щепкин М. С., Записки. Письма - Современники о М. С. Щепкине, М., 1952;Дынник Т., Крепостной театр. [М.-Л.], 1933;

Сахновский В. Г., Крепостной усадебный театр. Л., 1924;Бескин Э., Крепостной театр. М.-Л., 1927;

Евреинов Н. Н., Крепостные актеры, Л., 1925; А с е-е в Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958; Елизарова Н. А., Театры Шереметевых, М., 1944; Станюкович В., Домашний крепостной театр Шереметевых XVIII в., Л., 1927; С ол ов ь е в К.А., Останкино, М., 1958; Б е з-с о н о в С. В., Архангель-ское.М.,1937; К аш ин Н.П., Театр Н. Б. Юсупова, М., 1927; Молебнов М. П., Пензенский крепостной театр Гладковых, Пенза, 1955; Г а-ц и с с к и и А. С., Нижегородский театр. Н.-Новгород, 1867. Н. Е. мейстер Иогель и балерина Ф. Гюллень-Сор. Пению обучал итальянец Церотти. Репертуар т-ра Юсупова состоял б. ч. из пышных балетов на мифологич. сюжеты ("Медея и Язон", "Зефир и Флора" и др.) и дивертисментов, отвечавших вкусам высших дворянских кругов. Среди крепостных актрис Юсуповского т-ра особенно славились А. Борунова, С. Г. Малинкина и А. Г. Рабутовская. Т-ры Шереметева и Юсупова внесли ценный вклад в развитие театр. иск-ва в России - в области театр. строительства, техники сцены, оформит: при„мов спектакля, обогатили рус. репертуар новыми значит, произв. зап.-европ. композиторов.

Особое место в истории К. т. занимает т-р А. Р. Воронцова - одного из наиболее передовых, образованных и прогрессивных людей своего времени. Осн. место в репертуаре т-ра занимали произв. отечественной драматургии - Фонвизина, Княжнина, Сумарокова, Крылова и др. актеры получали общее и специальное образование, им платили жалование.

В 19 в. в свзи с развитием экономики России, начавшимся упадком крепостнического хозяйства и ростом капиталистич. отношений изменился характер К. т., их направленность. Нек-рые помещики превра"КРЕСТА ТЕАТР" - см. "Де ла Крус".

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница