Наши партнеры

https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 238)


КУБЕРТАВИЧЮС, Пятрас (р. 22.VI.1897) - литовский советский актер, режиссер, педагог. Нар. арт. Лит. ССР (1959). Один из основоположников литов. проф. т-ра. Сценич. деятельность начал в Петрограде в 1916-18 в студии и т-ре Ю. Вайчкуса, с к-рым в 1918 переехал в Вильнюс, С 1919 работает в Каунасе (с конца 40-х гг.- в Каунасском драм. т-ре). актер глубокого интеллекта, К. обладает большим сценич. темпераментом. Его сценич. образы отличаются глубиной мысли, реалистич. выразительностью, динамикой. Играл преим. героич. роли. Особым успехом пользовался в историч. репертуаре: Скиргайла, Ша-рунас (о. п. В. Креве-Мицкявичюса, 1924, 1929), Маур ("Владыка" Миколайтиса-Путинаса, 1929) и в бытовых литов. пьесах: Рустейка ("Сыны зари" Чюрл„-нене-Кимантайте, 1923), Дауба ("Тщетные усилия" Вайчюнаса, 1926), Скумбинас ("Страшная ночь" Сруо-га, 1936).

Др. роли: Президент ("Коварство и любовь", 1922), Сигурд ("Воители в Гельголанде" Ибсена, 1925), Король Лир (1927), Карл Моор (1928), Яго ("Отелло", 1924), Городничий (1933), Макбет (1939), Нил ("Мещане", 1940), Чебутыкин ("Три сестры", 1959), Даукша ("Братская поэма" Межелайтиса, 1957), Годун ("Разлом", 19 41), Максимов ("За тех, кто в море!", 1947).

С 1924 вед„т режиссерскую деятельность (лучшие пост. создал в сов. время). Пост.: "Отец" Грушаса (1944), "Поют петухи" Балтушиса (1948 и 1958), "Блудный сын" Блаума-на (1957). С 1936 препода„т в театр. студиях.

Лит.: Lietuvos TSR... artisto Petro Kubertaviciaus 40 metu seen. darbo, jubiliejus, Kaunas, 1958 (Альбом). В. М.

КУБЙЛЬО ДЕ АРАГОН (Cubillo de Aragon), Альваро (ок. 1596-21.X.1661) - испанский драматург. Писал пьесы на легендарно-исто рич. сюжеты:

"Молния Андалусии" (1632), "Испанский бастард", "Наивысшее мщение за поруганную честь" (изд. 1658); комедии характеров: "Совершенная супруга", "Куклы Марселы" (обе в 1636); бурлескные комедии - "Невидимый властитель сундука" и мн. др. Пьесы К. де А. нередко используют сюжеты Лопе де Вега и Кальдерона, но они лишены глубокого гуманистич. содержания; пользовались успехом благодаря их сценичности, остроумию, тщательной разработке характеров.

Соч.: Comedias, в кн.: Dramaticos posteriores a Lope de Vega por Don Ramon de Mesonero Romanos, t. 1, Madrid, 1858 (Biblioteca de autores espanoles, t. 47, с XXXI-XXV).

Лит.: Cotarelo y Mori E., Alvaro Cubillo de Aragon, "Boletin de la Academia Espanola", 1918, t. V, с. З- 23, 241-80. 3. Я.

КУБИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (Academia de artes dramaticas, ADAD) - кубинская школа драматического искусства. Открыта в 1941 в Гаване. Среди организаторов Академии - видные деятели кубинского т-ра - Л. А. Баральт, Ф. Ичасо, В. Родригес. А. Карпин-тьер. Большую роль в е„ создании сыграли исп. театр. деятели - Р. Барсиа и Ф. Мартинес Альенде. Академия ставила себе целью подготовку нац. театр. кадров. В программу обучения входили такие дисциплины, как мастерство актера, мимика, дикция, физич. культура, на спец. курсах изучались декламация, грим, театр. костюм и др. Ученики Академии выступали в разл. т-рах столицы со спектаклями "Саламанкская пещера" Сервантеса, "Перед завтраком" СГНила, "Юбилей" Чехова, "Донья Росита" Гарсиа Лорки и др. При К. а. д. и. был организован Детский кукольный т-р. Академия популяризировала лучшие произв. нац. и мировой драматургии. В 1944 из-за финансовых затруднений прекратила работу. Из учеников Академии была сформирована театр. труппа АДАД, работавшая до 1953. Л. X.

КУБИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Издавна на Кубе существовали индейские нац. представления - арейтос, но с приходом колонизаторов-испанцев (16 в.) они исчезли и лишь нек-рые их элементы использовались в религиозных зрелищах. Дальнейшее развитие театр. иск-ва на Кубе связано с исп. т-ром. Пост. комедии "Хорошие люди на небе. а дурные на земле" (1758, автор неизв.) послужила началом создания светского т-ра. Первые представления разыгрывались в частных домах. В 1776 в Гаване было построено первое театр. здание "Колисео" (с 1803 называлось "Принсипаль"). На сцене "Колисео" ставились пьесы Лопе де Вега, Кальдерона, Ф. Рохаса Соррильи, Г. Ховельяноса и др. Большим успехом пользовались сайнете исп. драматурга Р. де ла К руса, на основе к-рых впоследствии развился жанр кубинского нац. сайнете. В 30-е гг. 18 в. написана пьеса "Принц-садовник и переодетый Клоридано", приписываемая С. Пита. Эта пьеса* положила начало направлению в драматургии, развивавшему традиции исп. драмы. Б конце 18 в. появились пьесы "Галантный подпоручик, терпеливый муж и дерзкая жена" В. Па-скуаля Ферреры (1790), "Благоразумный выбор и привилегированный возлюбленный" М. Гонсалеса (1792). Творчество актера и драматурга Ф. Коварру-въяса, писавшего сайнете, комедии, злободневные интермедии, способствовало развитию другого направления в кубинском т-ре, связанного с нар. истоками. В 1-й четв. 19 в. появляются пьесы видного кубинского поэта и драматурга X. М. Э ре дии "Эдуарде IV, или Милосердный узурпатор" (пост. любителями с участием автора в г. Матансасе, 1819), "Монтесума, или Мексиканцы" (1819), написанные под влиянием франц. неоклассицизма. Эредия переводил пьесы В. Альфьери, Вольтера, М. Ж. Шенье, П. Кребийо-на и др. В 1837 в Гаване было построено здание т-ра "Такон" (на 3037 зрителей) - первого большого т-ра на Кубе (открыт в 1838).

Влияние революц. романтизма сказалось в пост. пьес "Гильермо" испанца X. М. де Андуэсы (1838) и "Дон Педро Кастильский" доминиканца X. Ф. Фок-сы (1838). В 1838 в т-ре "Такон" был пост. "Граф Алар-кос" X. Миланеса. Следующая пьеса этого автора - драма "Поэт при дворе" (1840), где он утверждал обществ, значение иск-ва, была запрещена цензурой (пост. только в 1846). Принципы классицизма и ро-мантич. драмы сочетала в своих пьесах "Однорукий Альфонсо" (1844) и "Валтасар" (1858) Г. Гомес де Авельянеда. Крупным представителем романтизма был поэт и драматург X. Л. Луасес, к-рый написал трагедию "Аристодем" (изд. 1867), обличающую исп. колониализм. В духе неоклассицизма писали драматурги X. Ф. Мансано ("Сафира", 1842), Л. Турла ("Отец Хараута в Гаване". 1848). Наряду с роман-тич. т-ром на Кубе развивался нар. т-р, популяризировавший комедии и сайнете. К этому направлению принадлежал X. А. Мильян, написавший пьесы "Бой быков без быков", "Комета 13 июня", "Конец света", "Калифорниец", в к-рых изображал злободневные события, недостатки кубинского общества. В жанре нар. комедий, порой содержавших выпады против исп. завоевателей, выступали В. X. Креспо-и-Бор-бон, известный под псевд. К. Ганга, и Ф. Фернандес. Сайнете Ганга "Похл„бка с перцем, или Свадьба Панчи Хутия и Кануто Сахарной Головы" (1847) и "Под тамарийдовым деревом" (1864) долго сохранялись в репертуаре т-ра. Ф. Фернандес написал комедию-шутку "Ч„рные профессора" (1868), имевшую большой успех. Традиции Коваррувьяса продолжали и комич. актеры, игравшие в т-ре "Вильянуэва" (осн. в 1853). Во 2-й пол. 19 в. возникли новые т-ры в провинции. В 1850 открылись "Т-р де ла рейна" в Сантьяго (впоследствии наз. "Орьенте"), в 1849 т-р "Принсипаль" в Камагуэе. в 1860 построен т-р "Эс-теван" в Матансасе (затем наз. т-р "Сауто").

Романтич. направление в лит-ре и театр. иск-ве развивалось в условиях исп. колониального гн„та. Строгость цензуры и безраздельное господство исп. трупп тормозили развитие кубинской драматургии. Борьба за независимость в 1868, разделившая страну на два лагеря, нашла отражение в драматургии. По-литич. комедия X. Валерио "Горбатого могила исправит" (т-р "Вильянуэва", 1869). имеющая антиисп. направленность, вызвала волнения и вооруж„нные столкновения между исп. солдатами и кубинскими патриотами. В то же время Л. М. Касадо писал небольшие пьесы ("Воробей", "Слава Тунам", обе в 1869), носившие происп. характер. Тяж„лое политич. положение в стране вызвало упадок театр. иск-ва. Среди немногих пьес, посв. значит, обществ, темам:

"Мулат" А. Торроэльи (1870), "Победители" X. Арма-са-и-Карденаса (1895). Появлялись пьесы на исто-рич. сюжеты, перекликавшиеся с современностью:

"Атуэй" Ф. Сельена, "Абдала" X. Марти (1869) и др. Конец 19 в. характеризуется дальнейшим развитием нар. т-ра. Большим успехом пользовались сайнете Э\ Мейрелеса, О. Д. Гонсалеса и И. Сарачаги, ставившиеся в т-ре "Альгамбра". Но постепенно нар. сайнете перерождается в комедию-буфф, опошляется и теряет свои первоначальные достоинства.

Согласно Парижскому мирному договору 1898, Куба была формально провозглашена "независимой" республикой (в 1902). Однако исп. труппы по-прежнему господствовали на сценах кубинских т-ров. Первая попытка создания нац. т-ра была предпринята драматургами X. А. Рамосом, М. Э. Уреньей и др. В 1910 они организовали "Об-во содействия развитию т-ра", к-рое ставило в т-ре "Такон" пьесы Гомес де Авельянеды и X. Марти. В 1915 созда„тся "Об-во друзей кубинского т-ра", в задачу к-рого входила пропаганда пьес кубинских авторов. Здесь ставились пьесы X. А. Рамоса, Р. С. Вароны, Г. С. Галарраги, Л. А. Баральта, М. Э. Уреньи и др. Деятельность об-ва поддерживали журн. "Театро кубано" (1919-20) и "Альма кубана" (1923, 1929), в к-рых пропагандировались передовые взгляды на театр. иск-во.

В 20-е гг. 20 в. наметились тенденции к обновлению кубинского т-ра. Группы энтузиастов-любителей предпринимали попытки пост. новых пьес. Однако реакц. диктатура Мачадо (1925-33), преследования прогрессивных деятелей культуры мешали развитию кубинского т-ра. Продолжали работу немногие культурные центры (напр., "Лисеум", об-во "В защиту музыкального искусства"). Несмотря на диктатуру Ф. Батисты, в 1936 по инициативе Л. А. Баралъта в Гаване был создан т-р "К у два", к-рый объединил прогрессивных театр. деятелей, стремившихся к обновлению репертуара, техники сцены. В 1941 была организована Кубинская академия драматического искусства (АДАД) для подготовки актеров и режиссеров. Создаются и др. новые театр. труппы, в т. ч. "Народный театр-библиотека" (1940), Университетский т-р (1941), "Патронато дель театро" (1942), Народный т-р (1943). Драм. коллективы работали также при Кубинском кружке изящных иск-в. Детском обществе изящных иск-в, а также при Испано-кубинском объединении нац. авторов, куда входили исп. режиссеры и актеры, живущие на Кубе. Эти коллективы ставили пьесы Р. С. Вароны, Инсуа, Э. Каты, Сайнса, Ф. Ичасо, Л. де ла Пенья, Аристигеты, X. Трианы, Р. Эгурена, Э. Тавоады и др.

В период 2-й мировой войны Куба присоединилась к антигитлеровской коалиции. Героич. борьба сов. народа вызвала интерес к рус. культуре. Т-ры ставили произв. Чехова, Горького, Леонова, Симонова. В 1941 при Гаванском ун-те была организована театр. школа под назв. "Семинар драм. иск-ва", подготовившая новое поколение кубинских актеров и способствовавшая формированию творчества нац. режиссеров. В 1947 начал выходить журн. "Прометео", на базе к-рого возникла одноим. театр. труппа. Появились и др. театр. труппы, в т. ч. "Свободная сценич. труппа" (в 1949, с 1950 наз. "Лас маска рас"), кукольный т-р "Ла каррета". Создана организация "Мисьонес культу ралес" (1950) для пропаганды театр. иск-ва на Кубе.

Прогрессивные кубинские драматурги выступали против социального гн„та, унижения человеческого достоинства, призывали к борьбе с нацизмом, стремились отражать современность в пьесах: "Люди злой воли"

(1942), "Жизнь под земл„й" (1943), "Участок 20" (1949) В. Родригеса Белеса, "Наши люди" (1944), "Народные партизаны" (1944), "Измученное сердце" (1946), "Без имени" (1947) О. Вальдеса Эрнандеса, "Сабанимар" П. Альфонсо (1944). В жанре комедии писали драматурги М. Альварес Риос ("Муж Бебы Фрага", 1948, "Марти 9"), X. Антонио Гонсалес ("Роман", 1946, "Репетиция", 1948), М. X. Касанова (муз. комедии "Тропический отель", "Свидание тр„х", 1944), И. Фернандес ("А что о нас скажут", 1944, "То, о ч„м не говорят", 1945, совм. с К. Понсе ) и др. В области драмы работают Р. Феррер ("Свидание в зеркале", 1948, "Лиля-бабочка", 1950), Р. А. Буш ("Весна и море", 1947, "Из живой воды", 1948), Н. Бадиа ("Жаворонок", 1947), М. Сентено ("Магдала", "Волшебство", обе в 1945) и др. После военного переворота 1952 преследование прогрессивных деятелей культуры пагубно отразилось на развитии кубинского т-ра. Мн. театр. коллективы и организации прекратили деятельность.

Победа революции 1959 открыла новые перспективы перед театр. иск-вом Кубы. Драматурги обратились к новым темам, показывая политич. и экономич. бесправие кубинского народа в прошлом, его борьбу против гн„та. В т-р пришло новое поколение деятелей иск-ва, вс„ более прочные позиции заво„вывает реализм. Драматурги создали значит, по тематике пьесы -"Холодный воздух" В. Пиньера, "Гонимые", "Кувшин", "Коровы" М. Монтеса Уидобро и др.

Новые тенденции нашли выражение и в фарсе "Чашка кофе" Р. Феррера (1959, "Ин-т изящных иск-в"), изобличающем богачей, привыкших издеваться над своими слугами, в пьесах "Деревья без корней" Р. Гонсалеса де Каскорро о разложении помещичьей семьи, "Сара на задворках" М. Регеры Саумеля о бесчеловечном отношении иностр. компании к своим служащим, "Оружие из железа" П. А. Фернандеса, "Драма земли" X. О. Руиса, написанная в форме сайнете. В репертуаре кубинских т-ров: "Медея в зеркале" X. Трианы, "Пробуждение" Р. Эгурена, "Ястребы убегают от бури" Э. Тавоады, "Шиворот навыворот" Монтеса Уидобро, "Слава" И. Гонсалеса, "Генерал Антонио был здесь" М. Регеры Саумеля и др. Создаются новые т-ры (к 1961-25 театр. трупп), напр. "Т-р Народа" в Гаване, к-рый знакомил зрителей со значит, произв. нац. и переводной драматургии ("Трясина" X. А. Рамоса, "Марьяна Пинеда" Гарсиа Лорки, "Сейлемские колдуньи" Миллера). В 1961 был открыт Нац. т-р в Гаване (закрыт в 1962). Здесь ставились пьесы кубинских авторов - У. Па-дильи, Р. П. Чавеса, X. Васкеса Бланке, А. Л. Чакона, X. Корралеса, В. Риверы, М. Монтеса Уидобро, а также переводная драматургия (Чехов, Горький, Ф. Гарсиа Лорка, Б. Брехт, Л. Пиранделло, Ж. Д. Сартр и др.). При т-ре существовали семинар драматургов, труппы совр. и нар. танца. В Гаване работают гос. т-ры "Театр-студия", "Нац. драм. труппа", "Герника", "Миланес", "Рита Монтанер", частные т-ры "Арлекин", "Прометео", "Идаль". В 1961 состоялся первый фестиваль рабоче-крестьянского т-ра.

Среди театр. деятелей Кубы: режиссеры - В. Ре-вуэлта, Э. Манэ, Э. Думе, А. де Луис, К. Понсе де Леон, Р. Вигон, Ф. Морин, И. Дельгадо, актеры - Э. Домингес, П. Вальехо, Э. Кинтеро, Ф. Сантос, К. Бермудес, М. Лимонта, Т. Бланке, А. Родригес, А. Эскартин, М. Асеведо, Л. Льерена, Б. Мартинес, Р. Ревуэлта, М. Перейро, Р. Моралес, С. Кориери. Л. X.

Музыкальный театр. В конце 18 в. кубинцы познакомились с оперой и муз. комедией, к-рые ставились исп. оперными труппами. Эти труппы исполняли произв. исп., итал. и франц. композиторов. Вместе с оперой и муз. комедией испанцы показывали и др. жанры исп. муз. т-ра, напр. тонадилью, сохранявшуюся на сцене гаванских т-ров до сер. 1810-х гг. В 1776 в т-ре "Колисео" была пост. опера "Покинутая Дидона" неизв. автора. В 1791 состоялось представление сарсуэлы Д. Жозефа Фаллотико, название к-рой не сохранилось. Первая кубин. опера Л. Фуэнтеса была пост. в Гаване в 1875. На основе исп. тонадильи и сайнете в конце 18 - нач. 19 вв. возникла кубинская опера-буффа, тесно связанная с нар. творчеством и отражавшая антиисп. настроения. Одним из основоположников этого жанра был актер и композитор Ф. Коваррувьяс (оперы "Мечты Гаваны", 1818, "Дядюшка Бартоло и т„тушка Катана", 1820, и др.), к-рый вв„л в муз. т-р персонажи кубин. крестьян-гуахирос, пеонов и др. Постепенно нар. кубин. музыка вытесняет исп. мелодии. Автором опер-буффа был композитор К. Мартинес. Оперы-буффа чаще всего ставились в т-ре "Альгамбра" (Гавана), к-рый способствовал формированию осн. жанра кубинского муз. т-ра. В то же время муз. жизнь Кубы определяли гастроли иностр. трупп, гл. обр. итальянских, ставивших оперы Беллини, Россини и др. В 1930 кубинцы впервые услышали оперу "Князь Игорь" Бородина. Дирижировал оперой Г. Фительберг, танцы пост. М. М. Фокин. В 1845 на кубин. сцене появляется первая проф. кубин. оперная певица- К. Сириартеги. Представления кубин. т-ров, как правило, состояли из оперы, комедии или оперетты, интермедии, исполнявшихся одними и теми же артистами. В нач. 20 в. появляется неск. опер кубин. композиторов. Событием явилась пост. оперы Э. Санчес де Фуэнтеса "Кабелия" (1942, Нац. т-р). Другим выдающимся кубин. оперным композитором был X. Мау-ри. Его опера "Рабыня" на либр. Т. Хулиа (1921, Гавана) была высоко оценена критикой. Широкую популярность получили оперы А. Солера "Кубинка", "Румба", "Крестьянка", "Парижский герцог" и др! Муз. комедии писали композиторы Г. Пойг и Э. Ле-куона. Известность получила лирич. драма из жизни кубин. народа "Сесилия Вальдес" Пойга. Значит. роль в совр. кубин. муз. т-ре сыграло творчество А. Гарсиа Катурлы и А. Рольдана. В Гаване работают муз. т-ры "Лирико" и "Мусикаль".

Балет. Танцевальное иск-во на Кубе развивалось под влиянием исп. и негритянской культур. Танцы входили составной частью во все празднества кубинского народа. В 1776, когда был открыт в Гаване первый т-р, в его репертуаре преобладали муз.-танц. спектакли. Постепенно на основе тонадилий, а также сайнете рождается нац. кубинская форма театра-буфф, где большую роль играют кубинские танц.-муз. формы. В годы первой мировой войны на Кубу приезжала с гастролями А. П. Павлова. Это было первое знакомство кубинцев с классич. балетом. В 1931 кубинское Об-во муз. культуры основало первую на Кубе балетную школу. В 1931-38 школой руководил Н. Яворский, а в 1938- 1941-Миленов. Первыми учениками этой школы были будущие основатели кубинского нац. балета А. и Ф. Алонсо, а также А. Мартинес (по мужу Алонсо). В 1941 школой руководил Альберто Алонсо. В 1948 Алисия Алонсо созда„т первую проф. балетную труппу "Балет Алисии Алонсо". Вначале труппа ставила классич. балеты, затем началась работа над нац. балетами - "Куба 1930", "Формы" Ардеволя, "Латиноамериканская симфония" и др.

Кубинские композиторы создали балеты: "Формы" X. Ардеволя, "Ребамбарамба" А. Рольдана - балет А. Грамоша для ударных инструментов на сюжет мифа об Икаре, "Ромео и Джульетта" И. Гонсалеса. Среди действующих лиц этого балета традиционные кубинские персонажи: Добрый негр, Панч, Король мира и др. В 1954 труппа становится гос. т-ром и получает наименование "Национальный балет Кубы". В репертуаре: "Сильфиды" на муз. Шопена, "Жиаель", "Петрушка", "Коппелия", "Лебединое озеро"; "Аппо-лон Мусагет" Стравинского, "Концерт в белом и ч„рном" на муз. Гайдна, а также нац. балеты. В труппе ставили балеты балетмейстеры: Дж. Баланчин, X. Парес и др.; выступали танцовщицы: А. Алонсо, М. Пла, М. де Саа. X. Мендес, Л. Райнери и др.; танцовщики: Р. Родригес, X. Банегас, X. Перес и др. С 1960 существует труппа Камерный балет. Значительной является деятельность Нац. ансамбля Р. Гуэрры. В стране имеются две балетные школы.

Лит.: Портуондо X. А., Исторический очерк кубинской литературы, пер. с исп., М., 1961; А г г о m J. J., Historia de la literatura dramatica cubana, New Haven- L., 1944; PortuondoJ. A., Bosquejo historico de las letras cubanas. La Habana, 1960; Tolon E. Т., у Gonzalez J. A., Historia del teatro en La Habana, t. 1, Santa Clara (Cuba), 1961; Freire N. G., Teatro dramatico cubano contemporeneo (1927-1961), La Habana, 1961.

Tolon E. Т., y Gonzalez J. A., Operas cubanas y sus autores, La Habana, 1943; О г t i z F., Los bailes y el teatro de los negros en el folklore de Cuba, Habana, 1951;

Carpentier A.,La musica en Cuba, Mexico, [1946]; в рус. пер.- Карп e н т ь e p А., Музыка Кубы, М., 1962;

"Театр", 1961, .N" 3, с. 167-170; "Советская музыка", 1961, Js6 2c. 104-107. M. Лиц., E. C.

КИТЕЛЬ, Александр Рафаилович [псевдоним - Homo novus; 14(26). VIII. 1864-5. X. 1928] - русский литературный и театральный критик, публицист, драматург, режиссер. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1886). Лит. деятельность начал в 1882 как журналист. В 1897-1918 редактировал театральный журнал Театр и искусством. Многочисл. театр. рецензии, статьи о драматургах, театр. портреты и фельетоны К., блестящие по стилю, отмечены большой эрудицией, глубоким знанием т-ра, богатством наблюдений. Сторонник реализма, К. горячо ратовал за правду в иск-ве, боролся с декадентством и модернизмом. Однако, придерживаясь старых взглядов на формы организации т-ра, построение спектакля, взаимоотношения режиссера и актера, К. зачастую недооценивал прогрессивные явления в иск-ве (напр., творчество В. Ф. Комисса ржевской). Убежд„нный сторонник "актерского театра", непримиримый враг "режиссерского засилья", К. долгое время отрицательно относился к Моск. Художеств, т-ру и лишь позже оценил положительные стороны его деятельности (статья к 10-летию и речь в день 25-летия МХТ). В 1926 в МХТ была пост. пьеса К. "Николай I и декабристы". В 1908 совм. с артисткой 3. В. Холмской К. основал т-р сатиры и лит.-театр. пародий - Кривое зеркалом, к-рым руководил до 1928. В сов. время сотрудничал в периодич. изданиях, возглавлял т-р Госнардома в Петрограде, опубликовал ряд книг по вопросам литературы и драматургии. Автор мемуаров.

Соч.: Утверждение театра, (М-, 1923]; Литературные воспоминания, П.М., 1923; Театральные портреты, П.- М., 1923; Тени театра. Театральные рассказы, М., 1926;

Листья с деревьев, Л., 1926; В. Качалов, М.- Л., 1927;

Ю. М. Юрьев, М.- Л., 1927; Н. Монахов, М.- Л., 1927;

П. Орленев, М.- Л., 1928; Профили театра, [М.], 1929;

Русские драматурги, М., 1933.

Лит.: А. Р. Кугель. Отклики на смерть. Сб. статей, [Л.], 1928. Г. К.

КУГИРЧАК УЮН (узб. дословно-игра с куклой)- общее название узбекского народного кукольного театра. Имеет две разновидности - кол, кугирчак (ручные куклы) и чодир ха„л (куклы-марионетки). К. у. возник в дал„ком прошлом в гуще народа. Представления чодир ха„л к началу 20 в. были мало распространены и в наст. время встречаются очень редко. Представления кол кугирчак существуют и в совр. Узбекистане. Каждая разновидность К. у. строила сво„ представление по определ„нным схемам, но содержание варьировалось, видоизменялось, т. к. исполнители. импровизируя текст, включали в канонический сюжет новые эпизоды на злобу дня. остроты, шутки и т. д. Представления К. у. отличаются яркой комедийностыо, в дореволюц. годы они содержали элементы острой социальной сатиры, осмеивали представителей эксплуататорских классов. В Узб. ССР нар. кукольный т-р вытесняется современным проф. т-ром кукол и сохранился гл. обр. в отдал„нных районах.

Лит.: Гаврилов М., Кукольный театр Узбекистана, Ташкент, 1928; Перепелицы на Л. А., Узбекский народный кукольный театр. Ташкент, 1959. А. Р.

КУГУШЕВ, Георгий Иванович [р. 2(14). III. 1896]- русский советский режиссер и актер оперетты, педагог. Нар. арт. РСФСР (1960). Учился в театр. студии С. А. Найд„нова в Ялте (1917-19). С 1923 работал как актер и режиссер в т-рах оперетты Харькова, Одессы и др. городов. С 1934 К.худ. рук. (с 1943-гл. реж.) Свердловского т-ра муз. комедии. Деятельность К. во мн. определила осн. творч. направление т-ра, борьбу за создание сов. оперетты. К. стремится к содержательности опереточного спектакля, преодолению опереточных штампов, созданию исполнителями индивидуальных характеров, к тщательной разработке массовых сцен.

Пост.: "Табачный капитан" Щербач„ва (1944; Гос. пр. СССР, 1946), "Перикола", "Прекрасная Елена" Оффенбаха (1935, 1949), "Сорочинская ярмарка" Рябова (1937), "Девичий переполох", "Беспокойное счастье" Милютина (1945, 1947), "Огоньки" Свиридова (1953), "Марк Береговик" Кап-мана по сказам Бажова (1955), "Простор широкий" Родыгина (1961) и др. Среди актерских работ: Кутузов ("Голубой гусар" Рахманова).

Снимался в кино. Вед„т педагогич. работу в Свердловске. Профессор Уральской консерватории.

Лит.: Янковский М. О., Советский т-р оперетты, М.- Л., 1962; Риф И., Свердловский т-р муз. комедии, Свердловск, 1959. М, Лифш.

КУДАШЕВ-АШКАЗАРСКИЙ, Ильяс [20.11 (3. III). 1884 - янв. 1942] - татарский театральный деятель. Один из основоположников татарского проф. т-ра. В 1902-04 организовывал в Казани регулярные лит.-муз. вечера на тат. яз., выступал как чтец, певец и музыкант. В 1905 создал в Оренбурге Тат. драм. коллектив - первый тат. проф. т-р (впоследствии на основе этого коллектива была создана труппа "Сайяр"). В 1906 этот коллектив дал первый публичный спектакль "Свет и тьма" по пьесе Островского "В чужом пиру похмелье". Вместе с труппой К.-А. гастролировал по городам России. Играл Чацкого, Хлестакова в отрывках, пост. его труппой. В 1908 руководителем труппы стал К. Кариев. К.-А. продолжал создавать тат. труппы в разных городах России. После Октябрьской революции в„л концертную деятельность. X. К.

КУДЛИЧ (Kudlicz), Бонавентура (1780-1848) - польский актер, режиссер и педагог. С 1801 работал в т-ре В. Богуславского, с 1809-в т-ре "Народовы" в Варшаве. Выступал в классич. трагедиях и драмах, исполнял характерные роли в комедиях. В 1816-48 преподавал и руководил Варшавской драм. школой. из к-рой вышли многие лучшие актеры польского т-ра. Из воспитанников этой школы в 1829 К. организовал в Варшаве т-р "Розмаитости", ставший затем одним из ведущих т-ров Польши.

Лит.: R a p а с k i W., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz.. 1925. p.

КУДРЯВЦЕВ, Иван Михайлович [р. 4(16). I. 1898] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1948). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1918 учился в драм. студии М. А. Чехова, затем в школе 3-й Студии МХТ (1921). С 1924 актер МХАТа. Первые роли: доктор Лесток ("Елизавета Петровна" Смолина), Николка ("Дни Турбиных" Булгакова), мягкостью и обаянием отличался образ молодого рабочего Дениски ("Блокада" Вс. Иванова). Игра К. отмечена благородной простотой, его творчеству особенно близки характеры чистых, самоотверженных людей. преданных передовой идее. Роли: Матвеев ("Наша молодость" Кина), лейтенант Ф„доров ("Победители" Чирскова, Гос. пр. СССР, 1947), Мелузов ("Таланты и поклонники"), Тятин ("Егор Булычев и другие" я "Достигаев и другие"). К. играет и характерные роли: Рюмин ("Дачники"), Зосима ("Братья Карамазовы" по Достоевскому). С 1920 занимается педагогич. работой (с 1946-доцент).

Др. роли: Миша ("Бронепоезд 14-69"), Козловский ("Русские люди"), Козлов ("Иван Грозный" А. Н. Толстого), Бер„зкин ("Золотая карета" Леонова), Серебряков ("Дядя Ваня"), Башкин ("Егор Булычев и другие") и т. д. Л. В.

КУДРЯВЦЕВА, Валентина Васильевна [5(18). II. 1904-10. II. 1951]-советская артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1919 окончила Моск. хореогра-фич. уч-ще и дебютировала в Большом т-ре в партии Клары ("Щелкунчик"). Исполнила партию Одетты в пост. А.А. Горского и В. И. Немировича-Данченко. Среди др. партий К.: Уличная танцовщица ("Дон Кихот"), Раймонда; Никия ("Баядерка" Минкуса), Лиза ("Тщетная предосторожность"). Голубая птица ("Спящая красавица"). Метельщица ("Футболист" Оранского), Саламбо ("Саламбо" Аренд са) и др. Образы, созданные К., были проникнуты мягкостью, задушевностью, искренностью.

С 1939 К. работала как балетмейстер. Среди пост.:

Жизель" (Моск. хореографич. т-р "Остров танца", ЦПКиО им. Горького). Ставила концертные номера. В 1941-43 - балетмейстер-репетитор Большого т-pa. Лит.: "Новая рампа", М., 1924, ј 15, с. 8, 9, .ј 19. 9. Л Ш.

КУДРЯШОВА, Клавдия Кузьминична (р. 13. XII. 1925)-белорусская советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. БССР (1955). Пению училась в 1946-52 в Моск. консерватории по классу Р. Я. Альперт. С 1952 К. - артистка Белорусского т-ра оперы и балета.

Партии: Алеся ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Ак- синья ("Тихий Дон"), Княгиня ("Чародейка" Чайковского), Любава ("Садко"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Амнерис, Азучена ("Аида", "Трубадур" Верди), Кармен и др.

Лит.: Смольск? Б., Таленав?тая спявачка. [К. К. Кудрашова], в сб.: Майстры бсларускай сцэны, М?нск, 1960. Б. С.

КУЖАМЬЯРОВ, Куддус Ходжамьярович (р. 21. V. 1918) - уйгурский советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Каз. ССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Деп. Верх. Совета Каз. ССР 5-го созыва. В 1951 окончил консерваторию в Алма-Ате (кл. Е. Г. Брусилове кого), в 1951-52 учился в Московской консерватории (кл. проф. В. Я. Шебалина). К. - автор первой уйгурской оперы "Назугум" (1956, Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата), оперы Золотые горы" (совм. с Н. Тлендеевым, 1960, там же), музыки к спектаклю Уйгур, муз.-драм. т-ра "Са-дыр-Палуан" Махпирова и др. соч. В своих сценических произведениях К. использует уйгурский мелос. С 1953 препода„т в консерватории в Алма-Ате. Гос. пр. СССР (1951). Б.Е.

КУЗА, Валентина (наст. имя-Евфросинья) Ивановна [1868-15(28). V. 1910] - русская артистка оперы (сопрано). Училась в Петерб. консерватории у С. И. Га-беля и Н. А. Ирецкой; совершенствовалась в Париже у М. Ласси. Впервые выступила на оперной сцене в Петербурге в 1894. С этого года - одна из ведущих певиц Мариинского т-ра. К. обладала голосом большой силы, густого, бархатного тембра, ярким сценич. темпераментом. Исполняла драматич. и лирич. партии:

Ярославна, Лиза; Валентина ("Гугеноты"), Недда ("Паяцы"), Елизавета ("Тангейзер"), Была первой исполнительницей партии Сервилии в о. п. Римского-Корсакова.

Лит.: Похитонов Д. И., Из прошлого русской оперы, [Л.], 1949.

КУЗА, Василий Васильевич [16(29). V. 1902 - 23. VII. 1941] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1937). Учился в театр. студии Смирнова и студии при Т-ре Соловцова в Киеве. В 1921 поступил в Студию Вахтангова (3-я Студия МХТ) в Москве. Обладая прекрасными внешними и сценич. данными, темпераментом, К. сыграл роли Фердинанда; Калафа ("Принцесса Турандот" Гоцци). Был одним из первых создателей героич. образов в сов. пьесах: Годун ("Разлом" Лаврен„ва), Бродский ("Интервенция" Славина), Сем„н Котко ("Ш„л солдат с фронта" Катаева), коммунист Вейссель ("Флоридсдорф" Вольфа). Способность К. к яркой характерности проявилась в роли глухого дириж„ра ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского), сыгранной им в гротескно-водевильной манере. Тонко раскрывал К. опустош„нность Растиньяка ("Человеческая комедия" по Бальзаку), князя Звездича ("Маскарад"). К. выступал также как режиссер. Пост. "Большой день" Киршона (1937), участвовал в пост. спектаклей "Трус" Крона (1936). "Человек с ружь„м" (1937);

"Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва (1940). Был зам. директора Т-ра им. Вахтангова по художественной части. Ставил спектакли в 4-м Колхозно-совхозном т-ре Горьковской обл., руководил Рабочим т-ром завода "Каучук". Погиб от бомбы, попавшей в здание Театра им. Вахтангова во время нал„та нем.-фаш. авиации. В. Af.-M;

КУЗЕН-ЖАК (Cousin Jacques; наст. имя и фам.- Луи Абель Бефруа де Реньи; Beffroy de Reigny) (6. XI. 1757-17. XII. 1811) - французский драматург, либреттист, композитор. Автор мн. комедий с музыкой (сочинял сам), пением и танцами. Во время франц. бурж. революции конца 18 в. пьеса "Никодем на луне, или Мирная революция" (1790, "Т-р франсе комик э лирик") выдержала ок. 400 представлений. В ней обличались дореволюц. порядки, однако вмешательство "доброго" монарха приводило действие к благополучной развязке. В водевиле "Клуб честных людей, или Французский кюре" (1791, "Т-р де месье") К.-Ж. проповедовал классовое сотрудничество. Революц. настроенность К.-Ж. проявилась в пьесах якобинского периода: в апофеозе "Дело ид„т, или Квакер во Франции" (1793, т-р "Фейдо") автор предостерегает французов от подражания Америке, где развращающая сила золота уничтожила равенство, в патриотич. пьесе "Вся Греция, или На что способна свобода" (1794, т-р "Опера") прославляется борьба республиканцев против вторжения поработителей. После термидорианского контрреволюц. переворота 1794 К.-Ж. отош„л от актуальных тем, писал чувствит. аполитичные комедии - "Жан-Батист" (1798, т-р "Фейдо") и др.

Соч.: Nicodeme dans la lune, ou la Revolution pacifique, P., 1791.

Лит.: Державин К. Н., Театр Французской революции. 1789-1799, M.-Л., 1937; История французской литературы, т. 2, M., 1956; L е с о с q G., Notes et documents sur Beffroy de Reigny, dit le Cousin Jacques, Laon, 1874;

D'E s t г e e P., Le theatre sous la terreur, P., 1913; W e s-t е г с a m p Ch., Beffroy de Reigny, dit le Cousin Jacques (1757-1811), Laon, 1930. Я. Шр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница