Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 241)


КУН ШАН-ЖЭНЬ [второе имя - Ц з и Чжун; псевдоним - Д У н Т а н; сам называл себя Ю н ь-тиншань-жэнь (человек с горы облачной беседки); 1648-1718] - китайский поэт и драматург. Написал драмы - "Сяо Хулэй" (на сюжет кит. классич. драмы "Лютня") и "Веер с персиковыми цветами". В последней драме, посв. истории Южной Минской династии, автор рассказывает о том, как в результате предательства крупного минского генерала У Сань-гуй была сдана маньчжурским войскам пограничная крепость Шанхай-гуань, и враг вош„л в пределы Китая, нанеся смертельный удар по нар. войскам вождя крестьянского восстания Ли Цзы-чэна. К. Ш.-ж. воссозда„т образы людей из народа, готовых на любые жертвы ради освобождения родины от иноземного врага, разоблачает разложение правящих классов, прогнившую феодальную систему. Драма "Веер с персиковыми цветами" была пост. куныпаньским т-ром в период его заката и на нек-рое время вернула этому т-ру его прежнюю популярность; В конце 19 - нач. 20 вв. к этой пьесе обращаются и др. т-ры, она входит в репертуар Пекинского (столичного) т-ра. Ставится и в т-рах КНР (труппы т-ра цзинси, куныпаньского т-ра, в переработке Оуян Юй-цяня ид„т в драм. т-ре). И. Г.

КУНЬЦЮЙ (другое название - куньцян, т. е. куньшаньские мелодии) - разновидность традиц. кит. муз. драмы. Зародилась в 15 в. в провинции Цзянси. Основоположником К. считается музыкант и актер Вэй Лян-фу, создавший особые (куньшаньские) мелодии, к-рые давали возможность свободной импровизации. В К. используются не только струнные, но и ударные и духовые инструменты. Отличит, особенностью вок. исполнения является замедленность и ч„ткое произношение всех слогов. После создания Лян Чэнь-юем драмы "Стирка пряжи" куньшаньские мелодии вошли в спектакли муз. драмы К., завоевавшей популярность по всему Китаю. В представлениях К. сочетаются песенное, танцевальное и драматич. иск-ва, они отличаются высоким исполнит, мастерством. Для т-ра К. писали многие драматурги 17-18 вв. (Ли Юй, Тан Сянь-цзу и др.). В сер. 17 в. К. получил особую популярность в Цзянсу и в Чжэцзяне. Со 2-й пол. 17 в. возникает северная разновидность Кв Пекине. Здесь ставятся сказания о полководцах из семьи Ян, инсценировка романа "Речные заводи" и др. В 18 в. известность приобрела труппа "Цзисю-бань" ("Собрание превосходных"). В нач. 19 в. К., не выдержав конкуренции с др. видами местной драмы (чуаньцзюй, банцзы, аньхойская драма), приходит в упадок. В 70-х гг. 19 в. К. сохраняется гл. обр. в Шанхае, где с успехом выступала труппа "Цзинь гуйбань" ("Золотая корица"), и в Сучжоу. К нач. 20-х гг. 20 в. т-р К. почти совсем исчез. В 1921 несколько актеров-любителей организовали школу К. в Сучжоу и с 1925 начали выступать в Шанхае. После нападения Японии на Шанхай (1937) труппа распалась. Новый подъ„м т-ра К. начался лишь с 1956, когда вновь созданная труппа К. выступила с пьесой "Пятнадцать тысяч монет". В 1957 труппа сев. К. во главе с актерами Хань Ши-чаном, Бай Юнь-шэном и Хоу Юн-куем выступала в Пекине. J5. Р.

КУПАЛА, Янка [наст. имя и фам.-Иван Домини-кович Луцевич; 25. VI (7. VII). 1882, Вя-аынка Вилейского уезда - 28. VI. 1942, Москва]белорусский сов.писатель,драматург. Нар. поэт Белоруссии (1925),действит.членАН БССР (1928) и УССР (1929). Деп. Верх.Совета БССР 1-го созыва. Род. в семье безземельного крестьянина-арендатора. Окончил нар. уч-ще в Белоручах. Был учителем, писцом, рабочим. Лит. деятельность начал в 1905.

В 1908 К. написал драм. поэму "Извечная песня" (1921, Т-р им. Янки Купалы), рисующую трудный жизненный путь белорус. крестьянина, призывающую к борьбе с тиранами. Драм. поэмы- "Сон на кургане" (1908, пост. 1921, Т-р им. Я. Купалы) и "На привале" ("На папасе", 1913) как бы продолжают тему "Извечной песни", но в них ещ„ ясней звучит мысль о необходимости революц. борьбы. В 1912 К. создал на основе белорус. фольклора остроумную, полную мягкого юмора и ядовитой сатиры комедию "Павлинка", в к-рой с большой художеств. силой разоблачает старую жизнь, выступает за победу новых отношений между людьми. Народность пьесы, колоритный юмор, образность обусловили е„ долгую сценич. жизнь; пьеса сохраняется в репертуаре т-ров Белоруссии. В 1913 К. написал социальную драму "Разор„нное гнездо" (1917, "Первое товарищество белорусской драмы и комедии"), в к-рой показал, как назревал протест против социального гн„та в среде белорус. крестьянства, формировалось сознание необходимости переустройства жизни. В этом же году К. пишет вес„лую одноактную шутку "Примаки", рисующую быт белорус. деревни.

Драм. произв. К. способствовали развитию белорус. нац. т-ра. Пьесы его отражают острые социальные конфликты, им свойственны народность, революц. направленность, страстность и поэтичность. Гос. пр. СССР (1941).

Соч.: Збор творау, т. 1-6 (т. 6. Драмат. творы), М?нск, 1954; в рус. пер. -Пьесы, М,- Л., 1940.

Лит.: Я р о ш М., Драматург?я Янк? Купалы, М?нск, 1059; Семянов?ч А., Беларуская драматург?я (Да-кастрычн?цк? перыяд), М?нск, 1961; Саннйка А., Сатырычныя характары беларуск?х камедый, М?нск, 1961;

Мозольков Е. С., Янка Купала, М., 1954. О. С.

КУПЕР (Cooper), Томас (16. XII. 1776-21.IV. 1849) - американский актер. Дебютировал в Эдинбурге (Англия) в 1792. Играл в провинц. англ. т-pax. Приобр„л известность после исполнения роли Гамлета на сцене т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне в 795. В США впервые выступил в 1796 в Филадельфии. В течение 30 лет К. был ведущим актером амер. т-ра, выступал в городах всех штатов. Играл почти во всех шекспировских трагедиях [Макбет, Отелло, Яго; Ромео ("Ромео и Джульетта") и др.], а также исполнил роли:

Чарльза Серфеса ("Школа злословия" Шеридана), Пьера ("Спас„нная Венеция" Отуэя), Лотарио ("Кающаяся красавица" Роу) и др. К. обладал большой эмоциональностью, живым и ярким темпераментом. Он не признавал углубл„нной работы над ролью, полагаясь на вдохновение. Неизбежные просч„ты публика прощала ему за незаурядный драматический талант, прекрасную внешность и красивый выразительный голос.

Лит.: Ireland J. N.,A memorial of the professional life of Th. A. Cooper, N. Y., 1888. f{ .

КУПЕР, Эмиль Альбертович [1(13). XII. 1877 - 16. XI. 1960] - русский дириж„р. В 1891 окончил Одесское муз. уч-ще по классам скрипки и композиции. До 1898 выступал как скрипач; самостоятельно обучался дирижированию. В 1899 вместе с Собиновым и Шаляпиным гастролировал по городам России как оперный дириж„р. Работал в Ростове-на-Дону, в Киеве, Петербурге, в 1907-09-в Москве, сначала в Т-ре Солодовникова, затем в Оперном т-ре Зимина, где дирижировал оперой "Борис Годунов", премьерой оперы "Золотой петушок", первой пост. в России оперы "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера. В 1909-14 участвовал в парижских и лондонских гастролях труппы С. П. Дягилева ("Русские сезоны за границей"); в 1911 дирижировал первым исполнением "Хованщины" в Париже, в 1913 - первым исполнением "Псковитянки" и "Бориса Годунова" в Лондоне. В 1910-19 был дириж„ром Большого т-ра, в 1919-20- Петрогр. академич. т-ра оперы и балета (б. Мариинский т-р). С 1918 К. - проф. Моск. консерватории, с 1921 - худ. рук. Петроградской филармонии. В 1924 уехал за границу.

Лит.: Глебов И., Э. А. Купер, "Жизнь искусства", П., 1923, ј 14; Вальтер В., Э. А. Купер, "Еженед. Петроградских Гос. Академ. театров", 1923, ј 31-32.

КУПЛЕТ (франц. couplet) - первоначально во франц. поэзии - парные рифмованные стихи; с 15-16 вв. во Франции-сатирич. и политич. песенки (б. ч. злободневного характера) с повторяющимся припевом, часто строящимся на игре слов. Эти песенки, распеваемые на нар. гуляниях, в 1-й пол. 18 в. входили в репертуар ярмарочных т-ров. Так возник новый театр. жанр - водевиль. К. в водевилях, созданных накануне франц. бурж. революции, содержали злые нападки на дворянство, а иногда и на короля. Вес„лыми К. заканчивается "высокая комедия" Бомарше "Женитьба Фигаро". Расцвет куплетного жанра на эстраде связан с творчеством франц. поэта П. Беранже.

В К. рус. водевилей 19 в. (у А. И. Писарева, Д. Т. Ленского, П. А. Каратыгина, Ф. А. Кони и особенно Н. А. Некрасова) звучали насмешки над крепостниками-помещиками, купцами, чиновниками-взяточниками, хотя большая часть К. в водевилях лишена значит, тем, обыгрывает пустяки. С 60-х гг. 19 в. К. вводятся в оперетты. Жанр сатирич. К. наш„л выражение в поэзии В. и Н. Курочкиных, Д. Минаева, Г. Жул„ва, А. Пальмина и др. Выдающиеся исполнители К. - артисты-куплетисты П. А. Никитин, И. И. Монахов, Л. И. Градов-Соколов и др. С К. выступал выдающийся рус. драм. актер В. Н. Давыдов. основоположник укр. т-ра М. Л. Кропивницкий. В. И. Ленин высоко оценивал творчество франц. куплетиста Монтегюса, выступавшего в рабочих кварталах Парижа. В годы политич. реакции (в конце 19 в.) К. вс„ более теряют свою сатирич. силу; исполнители вынуждены приспосабливать свой репертуар к вкусам бурж. публики.

После Октябрьской революции к К. обращаются поэты Д. Бедный, В. И. Лебедев-Кумач и др. В 1930 А. В. Луначарский призвал создавать "...основу богатому, вес„лому, многостороннему,'постоянно развивающемуся куплетному репертуару и распространить его могучими силами радио" (журн. "Радиослушатель", .ј 13, 1930, с. 9). Этот жанр поддержал на 1-м съезде сов. писателей М. Горький (см. Собр. соч., т. 27, 1953, с. 418). На сов. эстраде выдвигаются талантливые авторы и исполнители-куплетисты. Среди исполнителей К. - В. Я. Хенкин, Б. С. Борисов, Л. О. Ут„сов, И. С. Набатов, А. С. Белов, А. И. Шуров и Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков и Б. Баринов, Г. Л. Рашковский, Н. А. Скалов и др.

Лит.: Набатов И., Заметки эстрадного сатирика, М., 1957; Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю., Искусство советской эстрады, [М.], 1962. 70. Д.

КУПЛЕТИСТ - эстрадный исполнитель. См. Куплет.

КУПРАШВЙЛИ, Гогуца Николаевна [р. 15(28).III.

1908] - грузинская советская актриса. Нар. арт.

Груз. ССР (1955). В 1926 окончила драм. ф-т консерватории в Тбилиси (педагоги К. Марджанишвили, А. Пагава). С 1926 работала в Т-ре им. Руставели. Одна из основательниц Тбилисского груз. ТЮЗа. Работала в этом театре в 1928-57. Талантливая исполнительница ролей травести.

Роли: Хо ("Путь дал„кий" Шестакова, 1931), Ги-кор (о. п. по Туманяну, 1936), Вахушти ("Нацар-кекия" Нахуцришвили и Гамрекели, 1935), Диего ("Аделанте" Качкачишви-ли, 1937), Ал„ша Пешков (о. п. Груздева и Форш, 1950). Играла также остро характерные и драматические роли: Кормилица (1942, "Ромео и Джульетта"), Гришутка ("Кик-видзе" Дарасели, 1952). Вед„т педагогич. работу.

Соч.: Некото.рые вопросы художественного воспитания детей, Тбилиси, 1962; Я все еще думаю о вас, Тбилиси, 1962. Лит.: Курулашвили Л., Гогуца Купрашвили, Тбилиси, 1956 (на грузинском языке). Е. Ш.

КУПРИН, Александр Иванович [26. Vlil (7.IX). 1870, г. Наровчат Пензенской губ., - 25. Vlil.1938, Ленинград] - русский писатель. В 1919-37 жил за границей. Широко шли на сцене инсценировки произв. К.: "Поединок" (1906, Т-р лит.-художеств. об-ва, Петербург), "Господа офицеры" (по повестям "Поединок" и "Дознание", инсц. В. А. Голичникова и Б. Папаригопуло, 1935, Ленингр. т-р Красной Армии), "Яма" (1914, Н. Новгород; сезон 1939/40, Волгоградский т-р; 1925, Вена, т-р "Каммершпиле"; 1926, Париж, т-р "Гран Гиньоль"), "Гранатовый браслет" (инсц. А. Л. Желябужского, 1913,Киев), "Белый пудель" (инсц. Швембергера, 1940, Центр, детский т-р), "Олеся" (инсц. Е. М. Гальпериной, 1949, Цыганский т-р "Ромэн"); на сюжет "Олеси" композитор К. Я. Листов написал одноим. оперу (либр. Е. М. Гальпериной, 1959, Саратовский т-р оперы и балета).

К. выступал в любительских спектаклях; нек-рое время играл на проф. сцене (труппа Н. Г. Викторова, г. Сумы, 1898, одесский т-р "Зел„ный попугай", 1910). Перев„л трагедию Шиллера "Дон Карлос" (1919). Автор театр. рецензий.

К. принадлежит неск. пьес (в осн. одноактных):

"Клоун" (1897, 'пост. 1907, "Современный театр" под рук. Н. Н. Ходотова, Петербург), "Грань столетия" (1899, сатирич. обозрение, совм. с М. Н. Кисел„вым), "На покое" (по мотивам одноим. повести, совм. с А. И. Свирским, 1908, моек. Малый т-р, в ролях - К. Н. Рыбаков, Горев, Пашенная; Александрийский т-р, в ролях - Далматов, Давыдов), "Лейтенант фон-Пляшке" (1914).

Лит.: Афанасьев В., Куприн и сцена, "Театральная жизнь", 1958, ј 2; Р у б ц о в А. Б., А. И. Куприн, в кн.: Из истории русской драматургии конца XIX - начала XX века, ч. 2, М., 1962, с. 129-54. Я. Лев.

КУПРИЯНОВ, -Иван Петрович [р. 11(24).' IX.' 1915] - русский советский драматург. Чл. Коммуни-стич. партии с 1943. Лит. деятельность начал в 1938 как поэт. В 1951 окончил драматургич. отделение лит. ин-та им. М. Горького в Москве. Первая пьеса К. "Снега Финляндии" (1941, Моск. драм. т-р). Автор пьес: "Сын века" ("Высокое напряжение", 1957, Казанский рус. т-р; 1959, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина и др.), "Мой брат" (1961, Рус. т-р, Чебоксары, Моск. т-р им. Гоголя и др.). Выступает со статьями от-ре. Соч.: Высокое напряжение. (Сын века), М., 1959.

Лит.: Зубков Ю., Современность- это человек, "Театральная жизнь", 1959, JMi 9; Громов Н., "Сын века", "Театр", 1960, ј 2. Бал.

КУПСТАС, Александр Иосифович [р. 27. VII (8. VI II). 1898] - литовский советский актер, режиссер, театральный педагог. Засл. арт. Лит. ССР (1948). В 1917 учился в театр. студии Музиля. В 1918-20- один из активных участников Пролеткульта, затем был актером Моск. студии им. Шаляпина (1920- 1922). С 1923 работал в литовских т-рах в Каунасе, Шяуляй, Клайпеде, Капсукасе. Творчеству К. присущи лиризм и острая характерность.

Роли: Торольф ("Северные богатыри" Ибсена, 1925), Дон Карлос (о.п.Шиллера, 1931),Колечко ("Сын народа" Германа, 1940) и др. С 1944 занимается режиссерской деятельностью. Пост.: "Мещане" (1946), "Тартюф" (1946), "За тех, кто в море!" (1947), "Лисички" Хелман; оперетты "Свадьба в Малиновке" Александрова, "Гаспарон" Милл„кера, "Кето и Котэ" Долидзе и др. В„л педагогич. работу в театр . студиях в 1940-58. В. М.

КУРА (Kura), Мирослав (р. 26.V.1924) - чехословацкий артист балета. Засл. арт. ЧССР (1958). Ученик балетм. И. В. Псота. Работал в т-рах Брати-славы, Кошице, Праги.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Ромео и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Труффальдино ("Слуга двух господ" Бурхаузера), Яго ("Отелло" Гануса) и др.

К. выступает и как балетмейстер. Пост. в Нац. т-ре (Прага) "Карнавал" (1957), "Семь красавиц" Караева (1959). Лауреат Гос. пр. (1954). Я. Шер.

КУРБАНОВ, Амир Абакарович (р. 23. XII. 1909) - кумыкский советский актер и драматург. Нар. арт. Даг. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1958. В 1930 окончил даг. муз.-драм. техникум в г. Махачкала и вступил в труппу вновь созданного Кумыкского т-ра (ныне им. А. П. Салаватова). Остро характерный актер, сосредоточивающий внимание зрителей преимущественно на одной центральной черте характера героя, К. добивается яркой выразительности внешней формы, созда„т укрупн„нные, сильные образы, обладает большим темпераментом.

Роли: Надиршах ("Андалал" Хуршилова), Болат ("Красные партизаны" Салаватова), Бархудар ("Намус" Ширван-заде), Моисей ("Испанцы" Лермонтова), Отелло (1934, 1946), Жевакин ("Женитьба"), Алыпкач ("Под деревом" Рустамова, муз. Гасанова), Хаджи Мурат (о. п. по Л. Толстому).

К.- автор пьес о совр. колхозной жизни - "Чабан Ар-слан" (1934), "Любовь Асият" (1946), "Соседи" (1948), "У снежных гор" (1952); сказки "Бораган" (1951), водевиля "Свадьба Кайтмаса" (1955); пьес "Горы в огне" (1959) - о гражданской войне на Кавказе; "Дорогой жизни" (совм. с Яхъяевым, 1960) - о недостатках в руководстве с. х-вом в Дагестане. Пьесы К. ставились в Кумыкском и др. т-рах Даг. АССР.

Лит.: Говоров С., Кумыкский театр. Махачкала, 1955. Е. Ж.

КУРБАНОВ, Ага Дадаш Гюль-Мамед оглы (р. 8. III. 1911) - азербайджанский советский актер драмы. Нар. арт. Азерб. ССР (1954). Чл. Коммуни-стич. партии с 1947. С 1929 - актер азерб. ТЮЗа (Баку). В 1953 вступил в труппу Т-ра им. М. Азиз-бекова.

Роли: в ТЮЗе - Пионер ("Против красного галстука" Ивантера), кулак Закир ("Дадим хлопок" Корнелли), колхозник Маил ("На улицах" Джафарова), Шмидт ("Челюскин-пы" Атаева и Ахмедова), Айдын (о. п. Дж. Джабарлы), Карл Моор, Хлестаков; в Т-ре им. Азиэбекова - академик Иванов ("Глазной врач" Сафарли), академик Мудров ("Шир-ванская красавица" Мамедханлы), шейх Сенан (о. п. Джа-вида), Вагиф (о. п. Вургуна). Снимается в кино. ff, Kep.

КУРБАС, Александр Степанович (12.IX. 1887-15.X. 1942) - украинский актер и режиссер. Народный артист УССР (1925). Родился в семье актера (по сцене Янович). Окончил историко-филологический ф-т Венского университета (1909). В том же году начал сценическую деятельность в гуцульском театре Г. Хоткевича. Работал в Львовском т-ре товарищества "Руська бес?да" (1910), в товариществе "Терноп?льськ? театральн? вечори" (1915), киевском т-ре H. Садовского (1916). В 1916 организовал театр-студию, на базе которой возник "Молодой театр" (1918-19). На сцене этого т-ра К. пост.: "Царь Эдип" Софокла, "Горе л гуну" Гриль-парцера, "Этюды" Олеся и др. В 1920-22 играл: Гната ("Бесталанная" Карпенко-Ка-рого), Гурмана ("Украденное счастье" Франко), Астрова ("Дядя Ваня"), Хлестакова;

Эдипа ("Царь Эдип" Софокла). Работал в драм. т-рах (Белая церковь, Умань). В 1922 принял участие в организации т-ра "Берез?ль" (с 1934-харьковский Т-р им. Шевченко), руководил этим т-ром до 1933. В 1937 был репрессирован, посмертно реабилитирован. Уже ранние спектакли К. были отмечены экспериментаторскими поисками преимущественно в области сценич. формы. Заявляя, что "форма жизни последнего столетия задавила актера" и что настало время предоставить ему полную творч. свободу, К. на практике утверждал "диктатуру режиссера" (спектакль "Царь Эдип", построенный на ритмо-пластических движениях).

Художественная практика К. в театре "Берез?ль" отличалась сложными противоречиями. Призывая к ломке "всего старого", К. выступал фактически не только против рутины и штампов дореволюционного укр. т-ра, но и против его лучших реалистических традиций. Отражение событий современности К. стремился найти в т. н. "сценических композициях", в своеобразных инсценировках: "Гайдамаки", "Иван Гус" по Шевченко, "Макбет" по Шекспиру, "Газ" по Кайзеру, "Джимми Хиггинс" па Синклеру и др. Во всех этих спектаклях К. подвергал текст произведений полной переделке. Но в то жэ время К. был несомненно талантливым режиссером, его спектакли отличались оригинальностью режиссерских решений, хотя поиски театральности" поток режиссерской фантазии часто становились самоцелью и заслоняли идейную значимость спектакля. Это привело К. и руководимый им т-р к отрыву от жизни, к художественному кризису. Большое внимание К. уделял подбору актеров. Он сгруппировал вокруг себя лучших мастеров укр. сов. сцены; в т-ре "Берез?ль" работали: А. Бучма, Н. Ужвий, И. Марь-яненко, В. Василько, M. Крушельницкий, А. Сердюк, Д. Антонович, В. Чистякова, Б. Тягно, Л. Гак-кебуш, С. Федорцева, Л. Дубовик, В. Скляренко и др., хотя они не всегда разделяли творческую платформу К.

К. написал сценарии и поставил кинофильмы "Вендетта", "Макдональдс, "Арсенальцы".

Лит. /Украинский драматич. театр. Киев, 1959. р. Б.

КУРБЕТ (от франц. courbette - прыжок) {в цирке) - акробатический трюк; прыжок с ног на руки или со стойки на руках на ноги. Исполняется на полу и в руках партн„ра (партн„ров). Элемент акроба-тич. ручного вольтижа и акробатич. комбинаций партерных прыгунов. Ал. Ш.

КУРВУАЗЬЕ (Courvoisier), Вальтер (7. II. 1875- 27. XII. 1931) - швейцарский композитор, педагог. В 1907-10 - дириж„р оркестра в Кайме, с 1910- преподаватель, с 1919 - проф. Муз. академии в Мюнхене; среди его учеников-В. Буркхард, Г. Зу-термейстер и др. К. написал первые швейц. оперы:

"Ланцелот и Елена" по Теннисону (1917, Мюнхен), "Вороны (1921, там же), "Чары греха" по Кальдерону (не пост.) и др. В своих сценич. произв. К. использовал совр. муз. выразит, средства, проявил знание законов сцены.

Лит.: Kroyer Th., Walter Courvoisier, Munch., [1928J. Вал. Б.

КУРГАНОВ, Александр Матвеевич (5(17).I. 1881 - 2.1.1964] - русский советский артист оперы (лирико-драматический тенор), педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1951). В 1908-10 учился в Моск. филармонич. уч-ще по кл. проф. А. Книппер. В 1910-13 работал в Москве в т-ре "Летучая мышь" и в оперетте. В 1913-25 пел в оперных т-рах в Баку, Тбилиси, Москве, Ленинграде. В 1925 К. был послан для совершенствования в Милан; брал уроки у А. Мазини. Гастролировал во Флоренции, Неаполе и др. итал. городах, а также в Париже, Нью-Йорке, Филадельфии. В 1934-41 пел в оперных т-рах Свердловска, Куйбышева и др. городов. В 1941-50 - солист Т-ра оперы и балета им. Абая.

Партии: Герман; Князь ("Русалка"), Рауль ("Гугеноты"), Герцог ("Риголетто"), Фауст (о. п. Гуно), Альфред ("Травиата"), Хозе и др. В 1944-5Я- зав. вокальной кафедрой в консерватории в Алма-Ате. Среди учеников К.: Р. Джаманова, Е. Серкебаев, К. Кенжетаев и др.

Лит.: "Театр и музыка", 1922, ј 9; "Зрелища", 1922, ј 14. Б. Е., Е. В.

КУРДЙН, Дмитрий Иванович - белорусский советский драматург. Первая пьеса - "Междубурье" (1929, Т-р им. Я. Купалы, 1930, т-р Красной Армии), рассказывала о боевой и политич. уч„бе молодой Красной Армии. Перу К. принадлежат также пьесы "Контратака" (1932, 3-й Белорус. драм. т-р), "Человек решает" (1934, Т-р им. Я. Коласа).

Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959. О. С.

КУРЙЛКО, Михаил Иванович [р. 31. V (12. VI). 1880]-русский советский театральный художник, архитектор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955), проф. 1940). Окончил ф-т графики Высшего художеств. уч-ща при Академии художеств в Петербурге (1913), позднее -Археологический ин-т по разделу русских древностей и Архитектурный ин-т. В 1924-28 был гл. художником Большого т-ра. Оформлял спектакли в т-рах Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Саратова, Ташкента и др. городов (до 1950). Наиболее значительные работы К. - декорации к балету "Красный мак" в Большом т-ре (1927, К. - автор либретто; новая редакция спектакля, совместно с Тихомировым, 1949, Гос. пр. СССР, 1950) и к опере "Майская ночь" в Оперном т-ре им. Станиславского (1928). Используя живописно-объ„мный принцип оформления, JK. в своих декорациях сочетал жизненную конкретность с условными при„мами т-ра, масштабной зрелищностью оперно-балетного представления. К. принадлежит ряд изобретений по театр. технике, сценич. освещению, проект механизации сцены. В 1930-33 К. создал проект, положенный в основу постройки Новосибирского т-ра оперы и балета (с купольным перекрытием без контрфорсов и ферм). С 1914 К. в„л преподавательскую работу; в 1948-60 руководил театр.-декорац. мастерской Художеств. ин-та им. Сурикова.

Соч.: Заметки о мастерстве, "Искусство", 1960, .ј.ј 1 и 7. М. Я. КУРЙХИН, Ф„дор Николаевич [27.XII. 1881 (8.1. 1882)- 1951] - русский советский актер. Засл. арт. РСФСР (1934). Окончил театр. школу при Александринском т-ре по классу В. Н. Давыдова. Работал в т-рах провинции (играл роли простаков и комедийные роли), в т-рах миниатюр - в "Вес„лом т-ре" Евреинова (Петербург), где с успехом сыграл отставного гусара Касимова ("Че-репослов, сиречь Френолог" Козьмы Пруткова) и затем в "Кривом зеркале" (Петербург); создал образ "стесняющегося конферансье". В 1919 совм. с К. А. Марджановым и Ю. Озаровским организовал в Киеве т-р эстрады "Кривой

Джимми". Был одним из организаторов Моск. т-ра Сатиры (1924) и ведущим актером этого т-ра. Игра К. отличалась естественностью и л„гкостью, мягкостью красок, высоким артистизмом. Он обладал заразительным юмором и обаянием, актерской непосредственностью.

К. выступал на эстраде, исполнял комич. сценки, пародии и др.

Роли: Чубчик, Александр Яковлевич ("Вредный элемент", "Чужой реб„нок" Шкваркина), Попугайщик ("Сашка-" Финна), куплетист Яша Сизый ("II 4 статья" Ардова и Никулина), Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Бонди, по Ленскому) и др. Ц \

КУРМАНГАЛЙЕВ, Гарифулла (р. 1909) - казах ский советский артист оперы (тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1954). Ещ„ подростком выступал как певец и исполнитель на домбре. С 1934 - солист Казах. муз.-драм. т-ра (ныне Т-р оперы и балета им. Абая). К. созда„т яркие нац. муз.-сценич. образы, использует при„мы нар. исполнительства.

Партии: акын Шеге, Елемес, батыр Сахай, Мулла ("Кыз-Жибек" ,"жалбыр", "Ер-Таргын", "Дударай" Брусиловско-го), Естай ("Биржан и Сара" Тулебаева), Нарымбет ("Абай" Жубанова и Хамиди) и др.

КУРМИТЕ, Она (1901-31. V. 1952) - литовская артистка. Сценич. деятельность начала в труппе Ю. Вайчкуса в Петербурге. С 1920-актриса театра об-ва "Творцы искусства" (с 1922-Литовский гос. т-р). Играла героич. и характерные роли.

Роли: Иордис ("Воители в Хельгеланде" Ибсена, 1925), Ла Фрошар ("Две сиротки" Д. 'Эннери и Кормон, 1925), Сара ("Саббатай Цви" Жулавского, 1931), Виола ("Двенадцатая ночь", 1933), Елизавета ("Мария Стюарт", 1937), Мария Эстераг ("Мой сын" Гергея и Литовского, 1940), Мария Александровна ("Семья" Попова, 1951) и др. В М

КУРНАКОВИЧ (Kurnakowicz), Ян (р. 21. I. 1901)-польский актер. Окончил драм. школу в Петрограде. Дебютировал в 1921 в Павловске под Петроградом.

В 1921-26 играл в т-рах Вильно, в 1926-39 - в Варшаве (Т-р им. Богуславского, т-р "Народовы", т-р "Польски", т-р "Малы" и др.). Во время нем.-фаш. оккупации работал гардеробщиком. В 1945-51 выступал в т-рах Олыптына, Вроцлава, Кракова (Т-р им. Словацкого), Варшавы (т-р "Польски"), с 1952- в т-ре "Народовы". К. - характерный актер, надел„нный большим комедийным дарованием. Наиболее значительные образы К. создал в конце 40-50-х гг.

Роли: Фамусов ("Горе от ума", Гос. пр., 1951), Городничий (Гос. пр., 1952); Виночерпий ("Месть" Фредро, Гос. пр., 1953), князь Константин ("Кордиан" Словацкого), Швандя ("Любовь Яровая"), Шадрин ("Человек с ружь„м"), Основа (Сон в летнюю ночь") и др. С 1929 снимается в кино.

Лит.: P u z у n а К., Horodniczy i Kurnakowicz, в кн.:

То, со teatralne, Warsz., 1960. Еж. Т.

КУРНИМ, Эдуард [31. XII. 1883(12. I. 1884) - 2. XII. 1933] - эстонский актер. Начал театр. деятельность в 900-х гг. в самодеятельных драм. кружках. С 1906-актер т-ра "Эстония" (Таллин). Талант К. особенно полно раскрылся в характерных комич. ролях. К. владел иск-вом импровизации, отличался изобретательностью в выборе выразительных средств. Творчество К. способствовало утверждению реализма в эст. т-ре.

Роли: Толари ("Сплавщики" Паккела, 1921), Вираку-ский Мярт ("На хуторе Пюве" Китцберга, 1925), Основа ("Сон в летнюю ночь", 1919), Полоний ("Гамлет", 1923). К. Каск.

КУРОЧКИН, Василий Степанович (28. VII (9.VIII).

1831 - 15 (27). VIII. 1875] - русский поэт, переводчик. Революц. демократ, последователь Чернышевского, К. в 60-е гг. был одним из руководителей тайного революц. об-ва "Земля и воля". В 1859-73 издавал (совм. с художником-карикатуристом Н. А. Степановым) сатирич. журнал "Искра", уделяя в н„м значительное внимание театр. жизни (высмеивал невежество Дирекции имп. т-ров, измельчание репертуара, самодовольство "премьеров"). Печатал статьи о рус. т-ре в "Отечественных записках". Автор пьес-переделок с франц. - комедий "Бедовая т„тушка" (1855, Александрийский т-р), "Дворников, Шиповников и К0" (1869, там же), переделок-переводов либретто к опереттам "Фауст наизнанку" Эрве (1869), "Дочь рынка" ("Дочь мадам Анго") Лекокд (1874, обе оперетты пост. в Александрийском т-ре) и др. К. написал несколько сатирич. пьес. В комедии "Принц Лутоня" (соч. 1872-73, пост. 1917, т-р "Кривое зеркало"), написанной в жанре лубка, К. высмеивает помещичье-бурж. строй России 60-70-х гг.

Соч.: Стихотворения. Статьи. Фельетоны, М., 1957;

Принц Лутоня (Кукольная комедия), М., 1933. С. Г.

КУРПЙНЬСКИЙ (Kurpinski), Кароль Казимеж (6. III. 1785 - 18. IX. 1857) - польский композитор, дириж„р, музыкально-общественный деятель. Один из основоположников польской нац. оперы. В 1810-42 К. - концертмейстер, дириж„р, директор Варшавской оперы. Автор опер: "Ядвига" (1814), "Новые краковяки" (1816), "Замок на Чорштыне" (1819), комич. оперы "Две хатки" (1811) (все пост. в Варшавской опере), балетов ("Терпсихора", "Марс и Флора" и др.), музыки к спектаклям, песен (в т. ч. "Варшавянка") и соч. в др. жанрах. Опера К. "Шарлатан" (1814) под назв. "Чудесный маг, или

Покойник в лицах" была пост. в Петербурге (1827). К. боролся за нац. самобытность польского муз. иск-ва, за тесную связь проф. музыки с нар. песенной основой. Оперы К. пронизаны интонациями польского муз. фольклора, в них большое место отводится нар. сценам. Руководил пост. мн. опер польских, рус. и зап.-европ. композиторов.

Лит.: Б э л з а И., История польской музыкальной культуры, т. 1-2, М.-Л., 1954-57; Karasowski M., Rys historyczny opery polskiej, Warsz., 1859; Wieczorek A., Karol Kurpinski, "Polish Musical Review", Poznan, 1931. Ал. М.

КУРСКИЙ, Михаил Львович [5(17). II. 1892- 23. II. 1942] - русский советский актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1934). Учился на медицинском ф-те Одесского ун-та. Участвовал в любительских спектаклях. В 1909 оставил ун-т п вступил в труппу Никулина. Работал в т-рах Орла, Воронежа, Ярославля и др. городов. Начав с исполнения характерных ролей, К. вскоре переш„л на роли героев. Он обладал большим сценич. темпераментом, обаянием, красивой внешностью, выразительным голосом. Зрелостью мысли было отмечено исполнение К. роли Гамлета (1934). Большое значение для творчества К. имела его совм. работа с С. Л. Кузнецовым, И. Н. Певцовым, Е. О. Любимовым-Ланским. С 1917 занимался режиссурой. В 1933-40 был худ. рук. Ивановского т-ра. В 1940 вступил в труппу Т-ра им. Моссовета (Москва).

Роли: Фердинанд, Чацкий; Гай ("Мой друг" Погодина), Годун ("Разлом"), Артур ("Овод" по Войнич), Уриэль Ако-ста (о. п. Гуцкова), Карло ("Фландрия" Сарду), Лелио ("Лгун" Гольдони), профессор Мамлок (о. п. Вольфа).

КУРСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА-русский советский театр. Т-р в Курске создан в 1729, но до 1886 постоянной труппы не было. В 1805 в Курском т-ре бр. Барсовых дебютировал великий рус. актер М. С. Щепкин. В 1875 т-р сгорел ив 1886 был вновь отстроен на средства горожан. До революции в Курске гастролировали: Н. X. Рыбаков, П. С. Мочалов, О. О. Са-довская, бр. Адельгейм, А. А. Яблочкина и др. В 1911 т-ру присвоено имя М. С. Щепкина.

Постоянная труппа организована в Курске в 1934, когда т-р стал называться Курским т-ром им. А. С. Пушкина. Т-р был открыт спектаклем "Гибель эскадры" (реж. А. И. Канин). Были пост. спектакли:

"Дал„кое" Афиногенова, "Любовь Яровая" (оба в 1935), "Разлом" (1937), "Человек с ружь„м" (1938) и др.

В период Отечеств, войны К. д. т. работал в Ср. Азии, Калуге и Моршанске. В 1943 спектаклем "Нашествие" т-р возобновил работу в Курске.

В 40-х и 50-х гг. в К. д. т. пост. спектакли: "Молодая гвардия" (1947); "Персональное дело" Штейна (1955), "Кремл„вские куранты" (1958) и др. Большое место в репертуаре т-ра до революции и в последующие годы всегда занимала рус. классика: были пост. мн. пьесы Островского; "Вишн„вый сад" (1959) и "Чайка" (1963); "Дети солнца" (1936); "Варвары" (1946); "Егор Булычев и другие" (1956); "Враги" (1960);

"Мещане" (1962); "Анна Каренина" (1936 и 1950);

"Горе от ума" (1945); "Женитьба" (1957) и др.

Т-р активно работает с местными драматургами. Здесь пост.: "Жизнь за жизнь" Качиной (1958), "Вдова" Сергеевой (1960), "Талант и неволя" (о М. С. Щепкине) Викторовой. Т-р ставит пьесы Овечкина-"Навстречу ветру" (1959), "Летние дожди", "Время пожинать плоды" (оба в 1960).

В труппе т-ра (1963): засл. арт. РСФСР М. П. Ален-цев, А. П. Буренко, Ф. Е. Горская, М. А. Черкесова, В. С. Яковлев, артисты А. И. Губардина, Г. А. Галина, Е. Л. Газова, М. Л. Качина, А. В. Кисел„в, А. Е. Пашков, Д. Ф. Маркелов, В. С. Стенин и др. Гл. реж. т-ра (с 1956) засл. арт. РСФСР Н. Г. Резников.

Лит.: Брянский A. M., K истории русского провинциального театра, в сб.: "О театре", под ред. С. С. Данилова, С. С. Мокульского, М.-Л., 1940, с. 155-176; Бас-саргин Б., Вторжение в жизнь, "Театр", М., 1947, ј7, с. 82-88. Л. Ним.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница