Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Electra Style Одежда Вологда.
шаровые краны

Театральная энциклопедия
(страница 243)


КШЕСЙНСКИЙ (наст. фам.-Кржесинский-Нечуй) Феликс Иванович (Янович) [5(17). XI. 1823-3(16).VI. 1905)- русский артист балета и балетмейстер. Сын польского актера. В 1831-38 учился у М. Пиона в Варшавской балетной школе. Выступал в Варшаве сначала как классич., затем характерный танцовщик. В 1853 дебютировал на сцене Александрийского т-ра. В 1853-1905-артист петерб. балетной труппы. В 1858 пост. комич. балет "Роберт и Бертрам, или Два вора" Шмидта и Пуни (по берлинскому спектаклю балетм. Ф. Ore), в 1864 дивертисмент "Лезгинские танцы" Стефани. К. был известен как исполнитель народно-характерных, прежде всего польских, танцев ("первый в России мазурист"). Особый успех имел в "польском акте" в опере "Иван Сусанин". Исполнял пантомимные партии: Клод Фролло и Хан ("Эсмеральда" и "Кон„к-Горбунок" Пуни), черногорец Радивой ("Роксана" Минкуса), Царь нубийский ("Дочь фараона" Пуни) и др.

Дети К. - Юлия, Матильда (см. Кшесинская) и Иосиф Кшесинские-были танцовщиками Мариинско-го т-ра в Петербурге.

Лит.: Плещеев А., Наш балет (1673-1899), 2 изд., СПБ, 1899; Словарь сценических деятелей, изд. журн. "Театр и искусство", П., 1903, вып. 12. с. 5-6; Светлов В., Терпсихора. Статьи..., СПБ, 1906; Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; Kschessinska [M.], Dancing in Petersburg, L., 1960 (P., 1960). В. К р.

КЫДЫКЕЕВА, Бакен (р. 1920) - киргизская сов. актриса. Нар. арт. Кирг. ССР (1956). Сценич. деятельность начала в 1936 в Кирг. ТЮЗе (Фрунзе), где играла роли героинь: Лауренсия ("Овечий источника),

Бермет ("Сарынжи" Эшмамбетова), Кулайим ("Ко-куль" Сарбагишева). В 1941-44 работала в Пржевальском и Нарынском обл. т-рах. С 1944 -актриса Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Игра К. отличается глубокой эмоциональностью, яркостью выражения драма-тич. и лирич. переживаний. Роли: Айша ("Курман" Абдумомунова), Си-Эр ("Седая девушка" Хэ Цзин-чжи и Дин Ни), Джесси ("Русский вопрос"), Дездемона, Лариса; Катерина ("Гроза"), Фань-И ("Тайфун" Цао Юя), Айганыш ("Курманбек" Джантошева). К. владеет мастерством перевоплощения, успешно играет характерные роли, используя в целях сатирич. обличения острый сценич. рисунок, порой гротесковые при„мы:

Мария Антоновна ("Ревизор"), Варвара ("Егор Булы-чов и другие"), колдунья Мастан ("Болот и Тынар" Кобегенова), Майсалбюбю ("Узкое ущелье" Абдумомунова). С 1955 снимается в кино ("Салтанат" и др.).

Лит.: Кумушалиев К., Бакен Кыдыкеева, Фрунзе, 1958. H. Л.

"КЫЗ-ЖИБЕК" - музыкальная драма E. Г. Брусиловско-го, либр. Г. Мусрепова по одноим. казах, нар. поэме. Первая казах, муз. драма. Пост. 7 нояб. 1934, Казах, гос. муз. т-р, Алма-Ата (дириж„р Кузьмин, реж. Байсеитов, худ. Ненашев;

Кыз-Жибек - Байсеитова, Тулеген - Байсеитов, Беке-жан - Джандарбеков, Шеге - Ержанов, Камка - Тур-дукулова, Карлыгаш - Ержанова). 17 мая 1936 опера была показана на декаде казах, иск-ва в Москве (дириж„р Жу-банов, состав исполнителей в осн. тот же). Во 2-й ред. пост. в 1945 в Т-ре оперы и балета им. Абая. Пост. в др. городах Сов. Союза: Фрунзе (1943, 1948), Ташкент (1950) и ДР. Я. Гр.

КЫЗЫКЧЙ (или масхарабозы) - актеры узбекского народного театра. Упоминания о К. встречаются в лит. памятниках ср. веков, особенное развитие иск-во К. получило в 19-нач. 20 вв. Представления К. носили преим. комедийно-сатирич. характер, они высмеивали представителей правящих классов, отражали протест народа против эксплуататоров. Т-р К. имел широкое распространение во всех областях Туркестана. В дореволюц. время К. разделялись на нар. и придворных, иск-во к-рых отражало влияние реакп. кругов. Однако и нар. К. часто приглашались ко дворам ханов. Труппа К. состояла из мужчин, но существовали также нар. и придворные женские т-ры К. Мастерство К. приобреталось пут„м длительного обучения (до 10-12 лет) у опытного исполнителя (уста). В 19-нач. 20 вв. К. объединялись в особые корпорации, имевшие выборного руководителя (корпормон), свой устав (рисоля) и даже тайный язык. К. должен был изучать быт и особенности поведения представителей всех слоев общества. Острота фарсов (кызыкчилик), разыгрывавшихся К., определялась умелым и точным отбором характерных черт, созданием типичных образов ишанов, чиновников, баев и пр. Не имея фиксированных драматургич. произв., К. строили свои представления на импровизации, на основе заранее обусловленного сюжетного каркаса-сценария, сохранявшегося в устной передаче. Иск-ву К. были присущи синтетичность (сочетание диалога, песен, цирковых номеров), буффонада, яркость, комедийность, условность (человек изображал дерево, забор и т. д.). К. широко пользовались преувеличениями, карикатурой (буффонные гримы, костюмы, предметы бутафории). Декорации в представлениях К. почти не употреблялись. В годы гражд. войны сатирич. острое мастерство К. широко использовал поэт и драматург Хамза, привлекая их во вновь создающиеся труппы. В сов. время К. сохраняли в сво„м репертуаре спектакли прошлых лет, обличающие б. угнетателей народа, и создавали новые спектакли, пропагандирующие новую жизнь, высмеивающие лодырей, пьяниц и т. д. Т-р К. выдвинул много выдающихся актеров-комиков, в числе к-рых - нар. арт. Узб. ССР Ю. Шакарджанов (1869-1959). Традиции К. оказали влияние на развитие узб. сов. т-ра (при„мы воплощения сатирич. образов, мастерство языковых характеристик и т. д.).

Лит.: Троицкая А. Л." Из истории народного театра и цирка в Узбекистане, "Советская этнография", 1948, ј 3; P a x м а н о в М-, Хамза и узбекский театр. Ташкент, I960; Абдуллаев X., Узбекский народный театр Ки-зикчи, "Звезда Востока", 1961, .ј4. А. Р

КЫЗЫКЧИЛЙК - название пьески фарсового характера в узбекском народном т-ре кызыкчи. К. обычно имеют остро сатирич. или юмористич. содержание. Народные актеры разделяли свой репертуар на две группы: танкид (критика, пародия) и таклид или мукаллид (подражание). Первая группа содержит более древние фарсы, осмеивающие традиционный ритуал, сопровождавший обряды (свадьбы и др.), бытовые пороки (азартные игры, пьянство, разврат), а также фарсы из быта ремесленников. В основе фарсов второй группы - конкретное происшествие, в них осмеиваются духовенство, баи, чиновники.

Содержание К. чрезвычайно разнообразно, они отображали почти все стороны дореволюц. узб. быта. В сов. время сатира К. направлена на осмеяние пережитков прошлого, в них высмеиваются лодыри, увиливающие от работы в колхозе, спекулянты, пьяницы, хулиганы и пр.

Лит. см. при ст. Кызыкчи. А. Р.

КЫРВЕР, Борис Вольдемарович (р. 30. III. 1917) - эстонский советский композитор. Засл. деят. иск-в ЭССР (1955). В 1950 окончил консерваторию в Таллине по кл. композиции проф. X. Эллера. Автор оперетт "По следам Гермеса" (совм. с Л. Нор-метом, 1946), "Только мечта" (1955), "Лесной цветок" (1959) (Т-р оперы и балета "Эстония") и ряда соч. в др. жанрах. Гос. пр. СССР (1948). X. Кыр.

КЬЕР (Kjer), Бодиль (р. 2. IX. 1917) -- датская актриса. В 1937 окончила школу при копенгагенском Королевском т-ре и была принята в труппу этого т-ра. Дарование К., характеризующееся глубоким драматизмом и тонкостью психологич. анализа, наиболее полно проявляется в пьесах совр. драматургов.

Роли: Эстер, Жена, Тордис ("Анна Софи Хедвиг", "Дни на облаке", "Голубая пекин-ка" Абелля, Эстер) ("Лишняя женщина" С„ннербю), Эври-дика, Жанна д'Арк ("Эвриди-ка", "Жаворонок" Ануя) и др. Лит.: Engberg H., Dansk teater i halvtredserne, [Kbh., 1958]. Вл. М.

КЬЕР (Kjaer), Нильс (11.XI. 1870-9. II. 1924)- норвежский писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Творчество К., проникнутое скептицизмом, неверием в возможность обществ, прогресса. характерно для настроений норв. либеральной интеллигенции конца 19 -нач. 20 вв. Пьесы "Судный день" (1902, Нац. т-р) и "Дерево может надеяться" (1917, там же), раскрывающие ханжескую сущность официальной бурж. морали, проникнуты цинизмом. Лучшее драм. произв. К. - политич. сатира "Счастливый выбор" (1913, Нац. т-р), зло и метко высмеивающая беспринципность бурж. парламентариев. Пьесы К. отличаются точностью и выразительностью речевых характеристик, тонкой ироничностью, изобретательностью комедийных ситуаций.

Соч.: Samlede skrifter, bd 1-5, Oslo, 1921-22. Лит.: N о г e n g H., Nils Kjaer, Oslo, 1949; Kjaer M., Nils Kjaer og hans samtidige, Oslo, 1950. Вл. М.

КЬЕРУЛЬФ, правильнее Хьерульф (Kjerulf), Хальфдан (15. IX. 1815 - 11. VIII. 1868) - норвежский композитор, пианист, дириж„р, педагог. Один из создателей нац. муз. стиля. Первоначально учился у К. Арнольда в Осло; в 1851 окончил Лейпцигскую консерваторию по кл. К. Рихтера. Автор многочисл. хоровых и сольных песен ("отец норв. романса") и др. соч. К. написал музыку к пьесам Б. Бь„рнсона. Хоровая композиция из разл. произв. К. была пост. на сцене т-ра "Христиания".

Лит.: Финдейзен Н., Музыка в Норвегии. Очерк е„ развития, СПБ, 1910; Левашова О., Эдвард Григ" М., 1962; S a u d v i k O. M., Schjelderup G. (red.), Norges musikhistorie, bd l-2, Kristiania, 1921.

КЫОЗЕК, К ь ю с e к (Cusack), Элен Димфна (р. в нач. 20 в.)австралийская писательница, драматург. В 1924 окончила ун-т в Сиднее. С 1926 работала учительницей. Лит. деятельность начала в 30-х гг. Написала пьесы: "Солнце красно поутру" (1935), "Когда проносятся кометы" (1943), "Золотые девушки" (Репертуарный т-р, изд. 1955) о социальных противоречиях капиталистич. общества, о новом человеке-борце; в пьесах "Тихоокеанский рай" (1955, Новый т-р, Сидней) выражен протест против атомного вооружения; в пьесе "Уход из жизни" (соч. 1957) осмеивается декаданс в иск-ве. В своих романтич. и психологич. драмах К. показывает развитие характера героев. Пьесы К. отличаются динамичным диалогом, в них используются при„мы гротеска, фарса, буффонады, символики.

Соч.: Three Australian three-act plays, Sydney, [1950]; в рус. пер.- Когда проносятся кометы. Пьеса, М., ВУОАП, 1956; Тихоокеанский рай, М., 1961; Загнанный в болото..., газ. "Советская культура", 1960, 16 июля, JS? 84.

Лит.: R e e s L., Towards an Australian drama, Sydney - L., 1953; Miller М., Australian literature. A bibliography to 1938, extended to 1950 by F. Macartney, Sydney - L. [a. o.], 1956. Д К.

КЬЯРЕЛЛИ (Chiarelli), Луиджи (7. VII. 1880- 20. XII. 1947) - итальянский драматург. Лит. деятельность начал в 1895. Первая пьеса -"Ночь любви" (1912, труппа "Гран Гиньоль", Болонья). Комедия К. "Лицо и маска" (1913. "Драм. труппа" 1916, Рим) положила начало итал. "т-ру гротеска", характеризующемуся контрастным сочетанием трагич. и фарсового, подч„ркнутой парадоксальностью драм. ситуации. В этом жанре написаны пьесы "Ш„лковая лестница" (1917, труппа Боризи-Микелуцци, Рим), "Химера" (1920, труппа Карини-Джентилли, Турин), "Смерть возлюбленных" (1921, труппа Галли-Гуасти, Рим). "Жолли" (1928, труппа Т. Арчимбольди, Милан) и др. В -некоторых своих пьесах К. высмеивал лицемерие бурж. морали и законности, пытался противопоставить уродливым условностям капиталистич. общественных отношений благородство естественных человеческих чувств. В отличие от др. драматургов ?т-ра гротеска", К. в большинстве своих пьес не прибегал ни к сюрреалистич. фантастике, ни к условной деформации действительности.

В годы фашистской диктатуры К. написал революц.-символич. пьесу "Театр в огне" (1945, т-р "Квирино", Рим), напоминающую "Зори" Верхарна. Последняя пьеса К. "Существование" (1953, "Т-р Пиранделло", Рим) построена на экзистенциалистском конфликте между "сущностью" и "существованием", в ней действуют абстрактно-символич. персонажи.

Лит.: Lanocita A., Scrittori del tempo nostro Mil., 1928; Pullini G., Teatro italiano fra due secoli, Firenze, [1958]. p. X.

КЬЯРИ (Chiari). Пьетро (25. XII. 1711-31. Vili. 1785)-итальянский писатель, драматург. Был аббатом. В историю т-ра вош„л как соперник и противник К. Гольдони. В 1749-53 писал комедии для трупп Дж. Имера и Г. Касали, пародируя комедии Гольдони ("Школа вдов", "Марианна, или Сиротка"). В 1753-62 писал для труппы Дж. Медебака комедии на экзо-тич. и историч. сюжеты: "Китайская раба", "Китайские сестры", "Плавт", "Диоген", "Троянская тетралогия" и др., в к-рых продолжал высмеивать Гольдони. В это время у К. появились сторонники среди аристократич. зрителей, недовольных демократич. реформой Гольдони. Но сам К. подвергся нападкам К. Гоцци. В 1762, не выдержав его насмешек, уехал в Брешию. Пьесы К. тяжеловесны, растянуты, риторичны и сентиментальны, их успех у части венецианских зрителей объясняется лишь их злободневностью. К. - автор романа "Удачливые комедианты" (1755), в к-ром он хвалит актеров труппы Медебака и поносит сторонников Гольдони.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Sommi Picena rd i G., Un rivale del Goldoni: l'abbate [Pietro] Chiari e il suo teatro comico, Mil., 1902. P. X

"КЬЯРОСКРО" (итал. chiaroscuro - светотень, контраст) - стиль исполнения итальянской оперы-сериа в 18 в. Принцип "К." лежал в основе эстетики оперы-сериа. В соответствии с ним происходила контрастная группировка гл. и второстепенных действующих лиц оперы, строились (тр„хчастность арий) и распределялись по эмоц. силе и значению вок. номера. Гл. внимание в операх-сериа было сосредоточено на вок. иск-ве певцов (бель канто), поэтому принцип "К." применялся и к вок. исполнению сольных партий, отличавшемуся богатством средств выражения, разнообразием оттенков звучания, противопоставлением кантилены и колоратуры, частой сменой разл. регистров в пении (носового, горлового, головного, грудного) и т. д. Принцип "К." наш„л отражение и в декорац. иск-ве (роскошные залы дворцов сменялись мрачными подземельями), в мизансценах спектаклей. Сцена для спектаклей, пост. в стиле "К.", была условно разделена на две части, персонажи располагались соответственно их значению. Правая сторона сцены считалась "неподвижной", на ней находились гл. герои оперы (боги, цари и т. д.). Они двигались плавной, "балетной" поступью, пели арии, стоя в одной из балетных позиций. На левой, "подвижной", стороне сцены находились второстепенные персонажи, принадлежавшие к "низкому сословию". По контрасту с гл. героями они отличались беспокойным поведением: выбегали, искали, просили, добивались чего-нибудь у "высших персон". Это разделение было одним из проявлений "К." в пост. оперы-сериа. По этому же принципу сцена делилась на планы. На первом плане происходили сцены между гл. персонажами, на втором - между второстепенными, на третьем располагался хор.

Лит.: L e г t E., Mozart auf dem Theater, B.- Stuttg., 1921. Св. Г.

КЭЙ, К e и (Кауе; наст. фам.-К о p e в а). Нора (р. 1920) - американская артистка балета. Училась в балетной школе при т-ре "Метрополитен-опера", в Школе американского балета, а также у М. М. Фокина, А. И. Вильзака, А. Тюдора и др. По окончании школы была принята в труппу "Метрополитен-опера". В 1940 перешла в труппу "Балле тиэтр", где успешно исполнила партию Птицы ("Петя и волк" Прокофьева) и Агари ("Огненный столп" на муз. Ш„нберга). В 1951 перешла в труппу "Нью-Йорк сити балле", в 1953-54 выступала в Японии, в 1954-60 вновь в труппе "Балле тиэтр". Танец К. характеризуется эмоциональностью, экспрессивностью. В н„м сказались влияния психопатологических и эротич. тенденций совр. амер. балета, в развитии к-рого она принимала непосредств. участие.

Партии: Русская балерина ("Торжественное представление" на муз. Прокофьева), Принцесса ("На сцену!" Делло Джойо), Балерина ("Факсимиле" на муз. Бернстай-на), Жизель, Одетта-Одиллия, Аврора; Лиззи Борден ("Легенда Фолл Ривер" Голда), Булотта ("Синяя борода" Оффенбаха) и др.

Лит.: Amberg G., Ballet in America, N. Y., 1949-Ham. P.

КЭМПБЕЛЛ (Campbell), Бартли (12.VIII. 1843- 30. VII. 1888) - американский драматург. Один из первых проф. амер. драматургов. Работал в Чикаго журналистом. В 1871 написал первую пьесу - мелодраму "Сквозь огонь" (Чикаго), в 1872 - пьесу "Судьба". Лучшая драма К. - "Мой партн„р" (1879)- посв. жизни амер. пограничников. Последняя пьеса К."Белый раб" (1882). Пьесы были пост. многими театрами Америки. Э. Г.

КЭМПБЕЛЛ (Camp-bell), миссис Патрик (псевд.; наст. имя и фам. - Беатрис Стелла Т а н-н е р; Tanner) (9. II. 1865-9. IV. 1940)английская актриса. Дебютировала в Ливерпуле в 1888. С 1890 выступала в Лондоне. Завоевала широкую популярность после исполнения роли Паулы в пьесе А. Пинеро

"Вторая мисс Тэнкверей" (1893, т-р "Сент-Джеймсес"). Среди лучших ролей К.-Джульетта, Офелия; Агнес ("Знаменитая миссис Эбсмит" Пинеро), Мелисанда ("Пелеас и Мелисанда" Метерлинка), Магда (о. п. Зуде рмана), Гедда Габлер (о. п. Ибсена), позже леди Макбет. Неоднократно гастролировала в США (впервые в 1901). Снималась в кино. Оставила сцену в 1938. К. обладала красивым голосом, точным жестом. Е„ игра отличалась филигранным рисунком, высокой техникой. К. связывала дружба с Б. Шоу, к-рый написал для не„ роль Элизы Дулитл в "Пигмалионе" (1914). Многолетняя переписка К. с Шоу легла в основу пьесы Дж. Килти "Милый лжец" (1957, Чикаго; в СССР пост. в 1962 Ленингр. т-ром Комедии и МХАТом).

Соч.: My life and some letters, N. Y., 1922. Лит.: В. Shaw and Mrs Patrick Campbell. Their correspondence (1899-1940), ed. by A. Dent, L., 1952; Dent A., Mrs Patrick Campbell, L., 1961. К. Г., Ф. К.

КЭРАМ, Габдрахман (1878-25. VI. 1947)- татарский театральный критик. В 1906-13 писал по войррсам т-ра в газете "Иолдыз" ("Звезда"), в журнале йЛ'нг" ("Сознание"). К. призывал деятелей тат. т-ра использовать опыт реалистич. рус. иск-ва, включать в репертуар пьесы Островского, Гоголя, Горького. Перев„л "Мещан" Горького на тат. яз. (1916). После Октябрьской революции в 20 гг. К. писал рецензий на спектакли тат. т-ра. X. Г.

КЭРИ (Сагу), Анни Луиз (22. X. 1842-3. IV. 1921)- американская артистка оперы (меццо-сопрано). Пению училась в Бостоне; совершенствовалась у Дж. Кореи в Милане и П. Виардо-Гарсиа в Баден-Бадене. Дебютировала на оперной сцене в 1868 в Копенгагене, после чего гастролировала в Швеции, Норвегии, Бельгии и др. странах. Участвовала в первых исполнениях оперы "Аида" в США (Нью-Йорк, 1873) и России (Петербург, 1875), заслужила высокую оценку А. Г. Рубинштейна. К. была первой амер. оперной певицей, обратившейся к творчеству Вагнера ("Лоэнгрин", Нью-Йорк, 1877). В 1875-77 - солистка Итал. оперы в Петербурге. Партии: Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ортруда ("Лоэнгрин"), Маффио Орсини ("Лукреция Борджиа" Доницетти). Вс. Т.

КЮВЕЛЬЕДЕ ТРИ (Cuvelier de Trye), Жан Гильом Антуан (15. I. 1766 - 27. V. 1824) - французский драматург. Юрист по образованию. В 1790 вступил в армию, принимал участие в первых походах Наполеона. Выйдя вскоре в отставку, занялся лит. деятельностью. Известность К. е Т. принесли его сце-нич. произведения - пантомимы и мелодрамы, конкурировавшие с мелодрамами Г. Пиксерекура и Л. Кенье. К. де Т. получил прозвище "Кребийона бульваров", т. к. пьесы его, подобно трагедиям Кребийона, были насыщены ужасами, кровавыми преступлениями, происходившими в таинственной и страшной атмосфере. К. де Т. в течение первых десятилетий 19 в. заполнял своими пьесами сцены т-ров "Ам-бигю комик", "Гете" и др. Среди его мелодрам: "Невидимый трибунал, или Преступный сын" (1801), "Герман и Софи, или Баварский карнавал" (1803), "Девушка-нищенка" (совм. с Ж. Б. Корсом, 1809), "Жан Сбогар" (по новелле Ш. Нодье, совм. с Леопольдом, 1818), пантомимы "Дитя несчастья, или Немые любовники" (1798), "Железная рука, или Виновная супруга" (1810). К. де Т. был инициатором использования шекспировских сюжетов на сценах "т-ров бульваров"; в 1818 в Олимпийском цирке была пост. его пантомима "Венецианский мавр, или Отелло". Он был также одним из создателей популярного в годы Империи жанра большой постановочной, зрелищной пантомимы на военные темы.

Лит.: R о у е г A., Histoire du theatre contemporain en France et a l'etranger depuis 1860 jusqu'en 1875, v. 1, P., 1879 (Histoire universelle du theatre, v. V); Ginisty P., Le melodrame, P., 1910. Е. Ф.

МОЙ, Цезарь Антонович [6 (18). I. 1835, Вильно,- 26. III. 1918, Петроград] - русский композитор и музыкальный критик. Участник "Могучей кучки". Военный инженер. Отец К.-француз, мать-литовка. Образование получил в Петербурге в Гл. инженерном уч-ще и в Инженерной академии (с 1878 - проф., с 1891 - заслуженный проф.). В 1849 брал уроки гармонии и полифонии у С. Монюшко. Решающую роль в формировании К. как композитора и муз. деятеля сыграло его сближение с будущим главой "Могучей кучки" М. А. Балакиревым (с 1856) и А. С. Даргомыжским (с 1857). К. принадлежат оперы "Сын мандарина" (1878, Петербург, Клуб художников); "Вильям Ратклиф" по Гейне (1869, Мариинский т-р), "Анджело" по Гюго (1876, там же), "Кавказский пленник" по Пушкину (1883, там же), "Флибустьер" ("У моря", 1894, т-р "Опера комик", Париж); "Сарацин" по Дюма-отцу (1899, Мариинский т-р), "Пир во время чумы" по Пушкину (1901, Новый т-р, Москва), "Мадемуазель Фифи" по Мопассану (1903, т-р "Эрмитаж", Москва), "Маттео Фальконе" по Мериме (1907, Большой т-р), "Капитанская дочка" по Пушкину (1909, Мариинский т-р), детские оперы "Снежный богатырь" (1906), "Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах" (1912), "Иванушка-дурачок" (1913), а также симф., камерно-инструмент., вок. и др. соч. Прогрессивную роль в утверждении принципов оперной драматургии "Могучей кучки" имели оперы "Вильям Ратклиф" и "Анджело". Они отличаются острым, напряж„нным драматизмом, реалистичностью, яркостью образов, нац. колоритом бытовых сцен. Вок. партии произв. К. выдержаны преим. в ариозно-декламац. манере. Вместе с тем в операх К. сказалась присущая композитору склонность к камерным лирич. романсовым формам. Условная романтичность сюжетов и образов опер К. определила их ограниченное, преходящее значение в развитии рус. муз. иск-ва. По завещанию Даргомыжского К. дописал его неоконч. оперу "Каменный гость" (изд. 1871); в 1916 дописал и отредактировал оперу Мусоргского "Сорочинская ярмарка" (пост. 1917), совм. с А. П. Бородиным, M. П.Мусоргскими Н. А. Римским-Корсаковым принимал участие в создании оперы-балета "Млада" (1871-72). В 1864 началась интенсивная муз.-критич. деятельность К. Он сотрудничал во мн. петерб. газетах и журналах. Важное значение имели критич. выступления К. в 60-х -нач. 70-х гг., он горячо отстаивал передовые идеи "Могучей кучки", пропагандировал творчество Глинки, Даргомыжского, Берлиоза и др. Осн. тема статей К. - борьба за реализм, за утверждение рус. композиторской школы.

Соч.: Избранные статьи, Л., 1952; Избранные письма, Л." 1955; Избранные статьи об исполнителях, М., 1957.

Лит.: Стасов В., Цезарь Антонович Кюи, "Артист", 1894, ј 34 (см. также приложение к ј 34 и 35); А. Е. М., Историческая справка об операх Ц. А. Кюи, поставленных на сцене Императорских театров, "ЕИТ". Сезон 1892-1893, СПБ, 1894.

КЮЛЯВКОВ, Крум (25. II. 1893-18. XII. 1955)- болгарский писатель, драматург, художник, театральный деятель. Чл. Болг. коммунистич. партии с 1919. Автор пьес о совр. Болгарии: "Борьба продолжается" (1945, софийский Нар. т-р) - посвящена борьбе с последствиями фашизма, "Марта" (1946), "Борса-новы" (1948, софийский Нар. т-р) - высмеивает приспособленчество буржуазии после установления Нар. Республики, "Дорогие гости" (1948), "Дом отдыха" (1954);- "Первый удар" (1951, софийский Нар. т-р)- посвящена Г. Димитрову. Пьесы К. ставятся также в Чехословакии и Венгрии. Н. Инд.

КЮРЕЛЬ (Curel), Франсуа де (10. VI. 1854 - 26. IV. 1928) - французский писатель, драматург. Чл. Франц. академии (с 1918). Лит. деятельность начал как романист. Первые пьесы К. - "Изнанка святой", "Ископаемые" (обе 1892, Свободный т-р, под рук. А. Антуана). В большинстве своих пьес К. анализирует природу человека, в к-ром, по его мнению, борются звериные инстинкты и разум. С позиций реакц. идеологии социального дарвинизма он оправдывает эксплуатацию рабочих в пьесе "Пир льва" (1897, Т-р Антуана). Признавая официальную церковь, К. в то же время ищет новую религию в жертвенной любви, героизме, науке - "Новый идол" (1899, Т-р Антуана), "Дикарка" (1902, там же). Теме эго-истич. любви и разрушения человеческой морали посв. пьесы: "Любовь лж„т" (1893, "Комеди Франсез"), "Танец перед зеркалом" (1914, т-р "Нувель амбигю"). Успех имела пьеса К. о войне "Бесчеловечная земля" (1922, "Т-р дез ар"), в к-рой естественные чувства героев торжествуют над сословными и нац. предрассудками. Автор пьесы "Живая и м„ртвый" (1925, Монте Карло) о поисках путей возрождения человека, духовно искалеченного войной. А. В. Луначарский писал: "Де Кюрель, принадлежа к реакционному крылу общества, тем не менее был отчаянным парадоксалистом, заставлял серьезно думать над странной и волнующей постановкой больших проблем".

С о ч.: Theatre complet, t. 1-5, P.- Vienne, 1918-1931.

Лит.: Н о р д а у М., Современные французы, Собр. соч., т. 6, пер. с нем., Киев, 1902; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 2, М., 1958; Antoine A., Mes souvenirs sur le Theatre Libre, P.,1921;Marsan J., Theatre d'hier et d'aujourd'hui, P., 1926. Я. Пол.

КЮХЕЛЬБЕКЕР, Вильгельм Карлович [10(21). VI. 1797 - 11(23). VIII. 1846] - русский поэт и драматург; декабрист. В 1811-17 учился в Царскосельском лицее; друг Пушкина и Дельвига. Лит. деятельность начал в 1815. Большое значение для творческого развития К. имела его дружба с А. С. Грибоедовым, начавшаяся на Кавказе. Участник восстания 14 декабря 1825, К. после разгрома восстания был приговор„н к смертной казни, замен„нной заключением в крепость и ссылкой. Один из наиболее ярких выразителей декабристского романтизма в лит-ре и критике, К. был активным борцом за нац. самобытность рус. культуры, е„ народность; выступал против влияний "мистического" нем. романтизма, утверждая иск-во большой мысли, высокой гражданской направленности. Подч„ркивал роль воображения, поэтического чувства, фантазии, конкретного историзма, нац. особенностей характеров героев.

В 1824-25 (вместе с В. Ф. Одоевским) издавал альманах "Мнемозина", где дал блестящий анализ драматургии Шиллера и Байрона в сравнении с Г„те и Шекспиром, к-рого считал истинно народным гением.

В своей первой трагедии "Аргивяне" (1822-24) К. стремился претворить принципы Шекспира, разрабатывая тему освободит, борьбы и революции на материале др.-рим. истории. Трагедия, призывающая к уничтожению самодержца, не была пост. в т-ре и в печати появилась только в отрывках (впервые опубл. в советское время Ю. Н. Тыняновым). В традициях прогрессивного романтизма выдержана историч. трагедия К. из эпохи "смутного времени" - "Прокофий Ляпунов" (1834, изд. 1938). Трагедия-мистерия "Ижор-ский" (I и II чч.,соч. в 1829-33, изд. в 1835 благо даря Пушкину; ч. III, соч. в 1840-41, изд. в 1939) рисует судьбу совр. героя, "русского Фауста", за к-рого борются злые и добрые силы. Герой обретает смысл жизни в революц. борьбе, в гибели за свободу народа. Антибурж. сатирич. характер имеет драма К. "Иван -купецкий сын" (начата в 1832, окончена в 40-х гг.), написанная в такой же, как и трагедия "Ижорский", причудливо-романтической манере, соединяющей фантастику и политический памфлет, философскую лирику и при„мы сценической условности.

К. принадлежат переводы трагедий Шекспира - "Макбет", "Генрих IV", "Ричард II", "Ричард III". Написал статью "Рассуждение о восьми исторических драмах Шекспира и, в особенности, о "Ричарде IIIм".

Соч.: Драматические произведения. Ред. и прим. Ю. Тынянова, т. 1-2, Л., 1939.

Лит.: Мордовченко Н. И., Кюхельбекер, в кн.:

История русской литературы, т. 6, M.- Л., 19.53; База-нов В., Очерки декабристской литературы, М., 1953;

Гуковский Г. А., Очерки по истории русского реализма, ч. 1 - Пушкин и русские романтики, Саратов, 1946;

Родина Т., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. Т. Р.

КЯЗЙМ-ЗАДЕ, Кязим Мамедали оглы (р. 10.VIII. 1913) - азербайджанский советский художник. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1936 окончил Азерб. художеств. техникум, в 1960-ин-т им. Репина в Ленинграде. Работает гл. обр. в области книжной и журнальной графики. Создал ряд эскизов костюмов для спектаклей:

Т-р им. Азизбекова - "Фархад и Ширин" Вургуна (1941), "Низами" Гусейна (1942), "Вэфа" Р. Рзы (1943), "Утро Востока" Мамедханлы (1947), в Т-ре оперы и балета им. Ахундова - "Азад" Джангирова (1957), "К„р-оглы" Гаджибекова (1954). Эскизы К.-З. отличаются историч. точностью, реалистич. выразительностью, правдиво передают детали азерб. быта, в них проявляется глубокое знание жизни и культуры азерб. народа, тонкое чувство нац. колорита. Гос. пр, СССР (1950).' К. Кае.

КЯЗЙМ ЗЙЯ (наст. фам.- Кязимзаде), Джафар оглы (21. III. 1896-30. XII. 1956)- азербайджанский советский актер. Нар. арт. Азерб. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Сценич. деятельность начал в 1916 и вскоре стал одним из ведущих азерб. актеров. Создавал крупные спенич. образы, отмеченные яркостью реалистич. характеристик, лиш„нные внешней патетики, декламации.

Роли: Ариф, Дели-дервиш ("Сатана", "ШейхЧанан", Джавида, 1920, 1925), Томсон ("Утро Востока" Мамедханлы, Гос. пр. СССР, 1948). В пьесах Д. Джабарлы играл роли:

Имамяр ("Яшар"), Гаджи Ахмед ("Алмас"), Генерал-губернатор ("В 1905 году"),

Крупнейшие спенич. создания К.- Уста Сейгах ("Счастливцы" Рахмана), шейх Насрулла ("Мертвецы" Мамед-кулизаде).

К. снимался в кино. Перев„л на азерб. яз. "Живой труп", "Ревизор" и др. В„л педагогич. работу в театр. уч-ще, театр. ин-те, Азерб. ун-те. Я. Кае,

КЯЗИМОВСКИЙ, Мир Махмуд Алекпер оглы (1882-1. XII. 1940) - азербайджанский актер, театральный деятель, драматург. Засл. арт. Азерб. ССР. Участник кружка Г. Махмудбекова. Спенич. деятельность начал в 1898; играл роль слуги в пьесе "Везир Ленкоранского ханства" Ахундова. Был одним из организаторов и членов "Бакинского мусульманского драматич. общества" (1906). В годы, когда в Азербайджане не было актрис, К. часто выступал в женских ролях. Автор одноактных пьес, водевилей и муз. комедий, высмеивающих патриархально-феодальные порядки, быт дореволюц. бурж. общества: "Да-шым-дашым" (1905), "Молла Джаби" (1908), "Как понимает, так и разумеет" (1915), "Суд справедливости" (1919) и др. К. Кае.

КЯКШТ, Георгий Георгиевич [26. I (7. II). 1873- год смерти неизв. ] - русский артист балета. Сын крестьянина. В 1891, по окончании Петерб. театр. уч-ща, был принят в балетную траппу Мариинского т-ра. К. был одним из лучших классич. танцовщиков конца 19-нач. 20 вв. Партии: Голубая птица ("Спящая красавица"), Арлекин ("Арлекинада" Дриго). актерское дарование К. раскрылось в комедийных танце-вально-мимич. партиях: Иванушка ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Пьер ("Привал кавалерии" Армсгей-мера), Франц ("Коппелия"). Лучшая партия К.- Альберт ("Жизель"), в к-рой танцовщик психологически тонко передал переживания героя. К. был противником реформы M. M. Фокина. В 1910 вышел на пенсию и уехал за границу.

Лит.: Борисоглебский M. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939, с. 66-67. В. Кр.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница