Наши партнеры

видеостены

Театральная энциклопедия
(страница 245)


ЛАГЙДЗЕ, Реваз Ильич (p.lO.VII.1921) - грузинский советский композитор. Народный артист Груз. ССР (1961). В 1961 окончил Тбилисскую консерваторию по классу проф. А. Баланчивадзе. Автор муз. комедии "Друзьям (1950, Т-р груз. муз. ко-адедии), оперетты-сказки "Комбле" (1959, там же), музыки к спектаклям.

Лит.: Чхиквадзе Г., [Р. И. Лагидзе], в его кн.:

Композиторы Грузинской ССР, Тбилиси, 1949. Э. М.

ЛАГРАНЖ (Lagrange, La Grange) (наст. имя и фам.- Шарль В а р л e; Varlet) (1639- l. III. 1693)- французский актер. Сценич. деятельность начал в провинции. В 1659 вступил в труппу Мольера (Париж), став одним из лучших актеров этого театра, близким другом и учеником Мольера. Л. был основным исполнителем, ролей молодых героев в пьесах великого драматурга. Следуя принципам Мольера, Л. отказался от условно-декламационной манеры игры; сохраняя благородство тона и пластич. выразительность, он, придавал сценич. персонажам жизненную правдивость, психологическое и жанровое своеобразие (сатирич. образ Дон Жуана, драма-тич. образы Валера в "Тартюфе", Клеанта в "Скупом", лирич. любовники и комич. маркизы в др. пьесах Мольера). В 1664 Мольер передал Л. обязанность "оратора", выступавшего перед началом спектакля с приветственным словом. Л. в„л театр. дневник [Registre de La Grange (1658-1685), P., 1876], являющийся ценным источником для изучения франц. т-ра 17 в. После смерти Мольера (1673) Л. возглавлял труппу до 1680. Издал (совм. с Вино) первое полное собр. соч. Мольера (1682).

Лит.: КлейнерИ., Театр Мольера, М., 1927. Г р. Б. ЛАДВЕНАНТ-И-КИРАНТЕ (Ladvenant y Qui-rante), Мария (23.VII.1741-10.IV.1767) -испанская актриса. За свою красоту прозвана "божественной Марией". В 1759 вступила в труппу т-ра "Де ла К рус" (Мадрид). Выступала с равным успехом в трагедиях, комедиях, интермедиях, пела в операх и танцевала, поражая разносторонностью своего таланта.

Роли: Виоланта, Леонор ("И у женщин свои заботы из-за чести", "Не всегда верь худшему" Кальдерона), Елена ("Раба своего возлюбленного" Лопе де Веги), Андромаха (о. п. Расина), Дидона ("Покинутая Дидона" Мета-стазио) и др.

Известна также актриса Франсиска Исидора Л.-и-К. - сестра Марии.

Лит.: Cotarelo y Mori, Estudios sobre la historia del arte escenico en Espana. Maria Ladvenant y Quirante, Madrid, 1896. B.C.

ЛАДНОВСКИЙ (Ladnowski), Болеслав (21. X II. 1841-23. X. 1911)-польский актер. С 1856 выступал в провинциальных т-рах. E 1860, после неудачного дебюта в Кракове, учился в Варшавской дра-матич. школе под рук. Я. Хентинского. Будучи учеником школы, в 1862 выступил в т-ре "Розмаито-сти" в роли Альбина ("Девичьи обеты" Фредро). С 1864 Л.артист Краковского т-ра, играл Гамлета, Отел-ло, Ричарда III и др. С 1872 - актер, режиссер и директор Львовского т-ра. С 1881-актер, режиссер и педагог т-ра "Розмаитости". Играл роли: Франц Моор;

Кордиан (о. п. Словацкого), Хлестаков и др. Л. обладал хорошими внешними данными, пластич. выразительностью (л„гкость, изящество движений). Упорным трудом он преодолевал недостатки дикции, тусклое звучание голоса. Создавая свои сценич. образы, пренебрегал внешними эффектами. Написал пьесы:

"Осужд„нная", "Ревность Камиллы", водевили.

Лит.: R a p а с k i U., Sto lat sceny polskiej..., Warsz., 1925; Boguslawski W., Aktorzy warszawscy, [Warsz.], 1962. p, B\

ЛАДЫГИН, Николай Владимирович (p. 25. X I. 1905) - русский советский режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1928 окончил Гос. театр. мастерские, руководимые В. Мейерхольдом, и был оставлен в Т-ре им. Мейерхольда. В 1931 переехал в Ташкент, где принимал участие в организации т-ра Красной Армии, был режиссером, а затем гл. реж. этого т-ра (до 1947). Пост. спектакли "Страх" Афиногенова (1932), "Васса Железно ва" и "Егор Булычев и другие" (1936), "Фронт" (1943), "Оптимистическая трагедия" (1954). Работал в Т-ре им. Хамзы (1939-41 и 1947-50), где пост. спектакли: "Павел Греков" Ерйтехова и Ленча (1940), "Отелло" (совм. с М. Уйгуром, 1941), "Кремл„вские куранты" (1947), "Гамлет" (1949) и др. С 1951 в„л педагогич. деятельность в Ташкентском театр. художеств. ин-те. С 1958 - гл. режиссер Ташкентского ТЮЗа. В. Д.

ЛАЖЕЧНИКОВ, Иван Иванович [14(25).IX.1792, Коломна, -26. VI (8. VII).1869, Москва] - русский писатель. Автор историч. романов. Написал трагедию "Опричник" (1842, изд. и пост. в 1867, Александрийский и Малый т-ры), комедию-водевиль "Окопировался" (1854, Александринский и Малый т-ры), драму "Горбун" [1856, пост. 1863, Малый т-р (на сцене Большого т-ра)], трагедию "Матери-соперницы" (на один из сюжетов своего романа "Басурман", 1863, Александринский и Малый т-ры). На сцене т-ров шли также инсценировки произв. Л.: "Басурман" (инсц. А. А. Григорьева; 1849, Александринский и Малый т-ры), "Ледяной дом" (переделка Л. одноим. романа, 1867, Александринский т-р). В произв. Л. выступали в Александрийском т-ре В. А. Каратыгин, И. И. Сосницкий, В. В. Самойлов, В. В. Самойлова, Е. Н. Жулева, Ю. Н. Линская, А. М. Читау, Л. Л. Леонидов; в Малом т-ре - М. С. Щепкин, И. В. Самарин, С. В. Шумский, М. Д. Львова-Синец-кая, Л. П. Косицкая, Г. Н. Федотова и др. На сюжеты Л. были созданы оперы - "Опричник" Чайковского (1874, Мариинский т-р; 1875, Большой т-р), "Ледяной дом" Корещенко (1900, Большой т-р, в партии Бирона - Шаляпин); оперетта "Ледяной дом" Листова (1933, Ленингр. Госнардом и Моск. т-р Муз. комедии под рук. Бебутова).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-12, СПБ-М., 1899- 1901 (т. 11-12, Драм. пр.).

Лит.: Венгеров С. А., И. И. Лажечников. Крити-ко-биографич- очерк, в кн.: Лажечников И. И., Полн. собр. соч., т. 1, СПБ-М., 1913, с. 1-31. И. Лев.

ЛАЗАРЕВ, Григорий Митрофанович [р.7(20).VII. 1907] - украинский советский актер. Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии (1952). Сценич. деятельность начал в Макеевском ТРАМе (1931-34), затем работал в т-рах Макеевки, Барнаула (1935-39), Николаева, Чернигова (1939-45), Херсона (1945-57). С 1957 - актер Полтавского т-ра. В игре Л. реалистич. направленность сочетается с романтич. приподнятостью.

Роли: Кобза, Чеснок ("Гибель эскадры", "В степях Украины" Корнейчука), Франц ("Разбойники"), Юлиус Фучик ("Прага оста„тся моей" Ю. Буряковского), Лавро Мамай ("Дума о Британке" Яновского), Антон Кряж ("Вес„лка" Зарудного), Захар Чуб ("Ч„рный змей" Минко), Шипов ("Точка опоры" Ал„шина). Л. одним из первых на Украине исполнял роль В. И. Ленина ("Кремл„вские куранты" и др. пьесы). Л, Б.

ЛАЗАРЕВ, Леонид Ф„дорович [12(24).XII.1889- 17.11.1935] - русский советский режиссер. Заел, арт. РСФСР (1933). Учился в драм. студии актрисы М. И. Морской (Одесса). С 1907 работает как проф. актер. До 1916 играл в антрепризе Е. А. Беляева (Вильно, Витебск, Минск, Житомир, Екатеринослав), где стал выступать и как режиссер. Из ранних режиссерских работ Л. особенный успех имел спектакль "Царь Эдип" Софокла (1916). В 1916-24 работал режиссером т-ров Орла, Витебска, в 1919-21 киевского Т-ра Соловцова, в 1921-24 Одесского т-ра. Л. пост. спектакли, передающие пафос борьбы и героизма первых дней революции,-"Разлом" (1928); "Первая Конная" Вишневского (1930); остро сатирич. спектакли, разоблачающие мещанство: "Чудеса в решете" А. Н. Толстого, "Конец Криворыльска" Ромашова (оба в 1926) и др. Среди лучших пост. Л. -"Ревизор" (1927); "Человек с портфелем" Файко (1928), "Светите зв„зды" Микитенко (1930), "Темп" (1937), "Мой друг" (1933) Погодина. В 1928 Л. пост. "Слугу двух господ" в духе комедии дель а рте - это был спектакль яркой театральности. Он ш„л в конструктивных декорациях в сопровождении муз. И. Дунаевского. Я. С л.

ЛАЗАРЕВ, Эдуард Леонидович (р.19.XII.1935)- молдавский советский композитор. В 1959 окончил Моск. консерваторию по кл. композиции проф. С. Богатыр„ва. Автор балетов "Ут„с" (1959, Куйбышевский т-р оперы и балета) о борьбе сов. молод„жи в годы Великой Отечеств, войны, "Сломанный меч" по мотивам М. Эминеску (1960, Молд. т-р оперы и балета), оперы "Клоп" по поэме В. Маяковского (1963, Новосибирский т-р оперы и балета). Написал ряд соч. в др. жанрах.

Лит.: С о ф p о н о в А., Э. Л. Лазарев, в еб.: Композиторы Молдавской ССР, М., 1960. Л. Ив.

ЛАЗАРЕВА (наст. фам. -Прудченко), Любовь Викторовна [p.30.X(12.XI).1909]-армянская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1959). В 1937 окончила Ереванскую консерваторию. С этого же года - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Л. обладает красивым голосом приятного тембра, особенно хорошо звучащим в верхнем регистре.

Партии: Виолетта, Джильда, Розина, Микаэла; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Мюзетта ("Богема"), Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Антонида ("Иван Сусанин"), Иоланта (о. п. Чайковского), Олимпия ("Аршак II" Т. Чуха-джяна) и др.

Вед„т концертную деятельность. А. Ив. ЛАЗАРЕВА, Регина Ф„доровна [р. 1(13).XII. 1899)- русская советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1950. В 1917 окончила Одесскую студию М. И. Морской по классу Н. Радина. В этом же году впервые выступила на сцене в Баку. В 1918-22 работала в разл. т-рах оперетты. В 1922-26 - артистка Дмитровского т-ра оперетты в Москве, в 1926-28-Малого оперного т-ра в Ленинграде, с 1928-Моск. театра оперетты. Образы, созданные Л., были пронизаны неудержимым весельем, мягкой лиричностью. Оставила сцену в 1957.

Роли: Джульетта, Маргит ("Граф Люксембург", "Там, где жаворонок по„т" Легара), Виолетта, Стасси и Сильва ("Фиалка Монмартра", "Сильва" Кальмана), Адель ("Летучая мышь" И. Штрауса), Ольга, Регина ("Золотая долина", "Вольный ветер" Дунаевского) и др. М. Лифш.

ЛАЗАРЕНКО, Виталий Витальевич (15.IV. 1912- 14. III. 1948) - советский цирковой артист; клоун-сатирик. Начал выступать в цирке с шестилетнего возраста под руководством отца В. Е. Лазаренко. В 1928, после окончания школы, стал проф. цирковым артистом. Был акробатом, ксилофонистом, анти-подистом, жонгл„ром, эквилибристом, велосипедистом, сочетая элементы этих жанров в одном номере. До 1939 выступал с отцом. После его смерти продолжал традиции сатирич., публицистич. цирк. иск-ва. Был талантливым акробатом-прыгуном.

Лит.: Дмитриев Ю., Виталий Лазаренко, М.- Л., 1946. Ю. Д.

ЛАЗАРЕНКО, Виталий Ефимович (26. IV. 1890-18. V. 1939) - советский цирковой артист; клоун-сатирик. Засл. арт. РСФСР (1933). Сын шахт„ра. В 1898 поступил в обучение в цирк М. И. Ко-тликова. Освоил ряд цирковых жанров, но особенно удачно исполнял акробатич. прыжки через препятствия. В 1906, окончив обучение, поступил в цирк Пер-виля, встретил там А. Л. Дурова и под его влиянием стал клоуном, исполняющим сатирич. шутки. В 1914 дебютировал в Моск. цирке Никитиных; здесь поставил рекорд, сделав сальто-мортале через тр„х слонов. Выступая как клоун, он создал маску философствующего босяка, иронически относящегося к бурж. жизни.

Подлинный расцвет творчества Л. начинается после Октябрьской революции. В годы гражд. войны он возглавлял цирковую труппу, выступавшую на фронтах. Работая с 1919 в гос. цирках, он сблизился с В. В. Маяковским, Н. А. Адуевым, А. М. Арго и др. писателями-сатириками, создававшими для него репертуар. Исполнял "Азбуку" Маяковского и антре "Чемпионат всемирной классовой борьбы" (1920), написанное Маяковским специально для него. В 1919 Л., совм. с художником Б. Р. Эрдманом, разработал новую клоунскую маску, соединяющую яркость, буф-фонность и реалистич. характерность (черты совр. молодого человека). В стихотворных монологах, исполнявшихся в начале его выступления, Л. приветствовал вс„ новое, передовое, рождающееся в сов. обществе. В своих сценках он сатирически изображал недостатки, мешающие строить социализм. Насыщая выступления акробатич. трюками, Л. заканчивал их великолепными сальто-мортале через препятствия и в финале произносил злободневные стихи. Выступал в двухцветном костюме, почти без грима. Среди лучших антре Л.- "Аркашка-не-удачник", "Кирпичики", "Штрихи из зала суда", "Катя-танцовщица" и др. В годы первых пятилеток Л. выступал в цирках новостроек: Челябинска, Магнитогорска, Кемерова и др. городов. На праздничных демонстрациях он появлялся на огромных ходулях с рупором, выкрикивая шутки и приветствия, Снимался в кино.

Соч.: Пятна грима, М., 1922; Цирк и клоун, "Рабочий и театр", 1926, ;ј 2, с. 15; По афише Виталий Лазаренко клоун-прыгун, в сб.: Советский цирк, Л.- М., 1938.

Лит.: Уразов И. А., Шут и прыгун Виталий Лазаренко, М., 1927; Дмитриев Ю., Виталий Лазаренко, М., 1946; его же. Советский цирк, М., 1963. Ю, Д.

ЛАЙНЕ (Laine), Дорис Линеа (р. 31. X. 1931)- финская артистка балета. В 1947 окончила балетную школу при Фин. нац. опере. Училась в Париже, Лондоне (1951-57) и Москве, в Хореографич. уч-ще (1958). С 1947 в балетной труппе Фин. нац. оперы (с 1956- прима-балерина). Гастролировала во мн. странах. В 1962 выступала в партии Одетты-Одиллии в Большом т-ре (Москва).

Партии: Жизель, Джульетта, Золушка, Аврора, Коппе-лия; Иллюзия ("Песси и Иллюзия" Соннинена). С. Л.

ЛАЙНЕ (Laine), Эдвин Армас (р. 13. VII. 1905)- финский актер и режиссер. Учился в Фин. театр. уч-ще. В 1928-35 - актер Гор. т-ра в Турку; в 1935- 1943-Рабочего т-ра в Тампере, с 1940- режиссер этого т-ра, в 1943-53-актер и режиссер Народного т-ра (Хельсинки), с 1953режиссер Фин. нац. т-ра. Л. - характерный актер. Роли: Эско и Юхани ("Сельские сапожники" и "Семеро братьев" Киви) и др. Среди его лучших пост.: "Даниель Хыорт" Векселля, "Живой труп"; "Юлий Цезарь" Шекспира, "Кандид" Шоу, ставил пьесы О'Нила, Сарояна и др. амер. драматургов. В одной из последних пост. "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло Л. отош„л от реалистич. традиций, обращаясь в своих поисках к формальным экспериментам. Работает в кино как актер и режиссер. С. Л.

ЛАКАТОШ (Lakatos), Габриелла (р. 18. X. 1927)- венгерская артистка балета. Дебютировала в 1947 в партии Мельничихи ("Треуголка" Де Фальи) в Будапештском т-ре оперы и балета. Затем стала ведущей танцовщицей балетной труппы этого т-ра.

Партии: Коппелия; Рожика ("Хитрые студенты" Фар-каша), Зарема; Марина ("Платочек невесты" Кенешшеи), Девушка ("Чудесный мандарин" Бартока), Маша ("Щелкунчик"), Одетта-Одиллия. Гастролировала в Англии, Италии и др. странах. Г. Кор., Гед. Д.

ЛАКЕРБАЙ, Михаил Александрович (р. 19.1. 1901) - абхазский советский писатель, драматург и театровед. Засл. деят. иск-вАбх. АССР (1961). Лит. деятельность начал в 1919. Как драматург выступил впервые в 1934. Автор комедии на совр. темы "Потомок Гечей" (1940), "В овраге Сабыды" (1941) - о новом отношении к труду, взаимоотношениях людей в социалистич. обществе, историч. драмы "Данакай" (1956) - о дружбе абх., груз. и рус. народов. Пьесы Л. ставились в абх. т-ре в Сухуми. На либретто Л. написаны муз. комедии "Хаджа рати" (1938, муз. В. Куртидиэ), опера "Мзия" (1949, муз. А. Баланчи-вадзе), оперетта из абх. совр. жизни "Счастье" (1961, муз. Баланчивадзе). Л. пишет также статьи и исследования об абх. т-ре, абх. поэтич. фольклоре.

Соч.: Очерки из истории абхазского театрального искусства, [2 изд.], Сухуми, 1962. X. Б.

"ЛАКМЕ" ("Laknae") - опера Л. Делиба, либр. Э. Гондине и Ф. Жиля. Пост. 14 апр. 1883, т-р "Опера комик", Париж (дириж„р Данбе, худ. Лавастр; Лакме - ван Занд, Джеральд - Талазак, Нилаканта - Кобале, Фредерик - Барре, Маллика - Франден). Опера ставилась в т-рах мн. стран мира. В России впервые пост. 6 дек. 1884 на сцене Итал. оперы (Лакме - ван Занд; дириж„р Бевень-яни). На рус. яз. впервые 3 нояб. 1892, Большой т-р (дириж„р Альтани, декорации Вальца, балетм. Мендес; Лакме - Фострем, Джеральд - Донской, Нилаканта - Власов, Фредерик - Соколов, Эллен - Муравь„ва, Маллика - Кру-тикова, мистрис Бентсон - Павленкова). В 1903 пост. в Мариинском т-ре (дириж„р Крушевский, реж. Палечек, худ. Иванов и Ламбин; Лакме - Тревиль, Джеральд - Алчевский, Фредерик - Смирнов, Нилаканта - Касторский). Среди выдающихся исполнителей "Л." на рус. сцене - Шаляпин, Пирогов (Нилаканта), Нежданова, Катульская (Лакме), Собинов (Джеральд).

На сов.сцене пост. впервые 3 марта 1928, Экспериментальный т-р, Москва (пер. Гальперина, дириж„р Шейдлер, реж. Шарашидзе, худ. Макаров, балетм. Лащилин; Лакме - Барсова, Джеральд - Юдин), в 1931 пост. в Ленингр. т-ре оперы и балета,а в 1949 возобновлена в Большом театре (дириж„р Небольсин, реж. Домбровский, худ. Самохвалов;

Лакме - И. Масленникова). Пост. также в оперных т-рах Куйбышева (1941 и 1957), Киева (1948), Саратова, Таллина (1951), Новосибирска, Тбилиси, Минска (1953), Фрунзе Уфы (1956), Баку (1957), Ашхабада (1960), Душанбе (1961) и др.

Издания: "Л.", клавир, рус. текст Е. Клетневой, М., Гутхейль, 1892; М., Музсектор Госиздата, 1925. H. Г р.

ЛАКОН - в индонезийском театре сценарий представления. Л. - основа представлений яванского или балийского т-ра кукол. Строится по канонам яванской классич. лит-ры и обычно состоит из: изложения содержания спектакля; диалога или реплик; комического диалога; пения стихов - су лук. Подготовляет и исполняет Л. даланг. Сюжеты для Л. заимствуются из древнеинд. эпосов "Рамаяна" и "Махабхарата", а также местных легенд и историч. хроник. Для нек-рых персонажей даланг импровизирует текст на злободневные темы (репризы и шутки), высмеивает недостатки совр. общества и употребляет совр. разговорный яз. Л Д.

ЛАКСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Э. КАПЙЕВА - один из профессиональных театров Дагестанской АССР. Играет на лакском яз. Истоки театр. иск-ва лакского народа - в творчестве ашугов и сказителей, в представлениях пехлеванов (акробаты и канатоходцы) и нар. комиков - домбаев, в свадебных и др. бытовых обрядах. В 1914-16 в селении Кумух (высокогорный р-н) ставились любительские спектакли. В 1916 была пост. пьеса Г. Саи-дова "Лудильщики" о жизни лакских бедняков, работавших в мелких кустарных мастерских. В 1932 Кумухский драмкружок, к-рый эпизодически ставил спектакли, показал пьесу лакца Омаршаева "Культ-штурм", посв. ликвидации неграмотности. В 1935 на базе Кумухского кружка был создан лакский колхозный т-р, открывшийся пьесой "Лудильщики". Ещ„ до открытия т-ра появились первые лакские пьесы, построенные на героич. сказаниях: "Казбек" И. Балугова (1935), "Габибат и Гаджияв" (1936) и "Шагалай" (1937) М. Чаринова. "Омар и Айшат" М. Пашаева (1938). М. Алиев написал пьесу о гражд. войне, установлении Сов. власти в Дагестане - "Партизан Магомед" (1936). В пьесах "Зулейха осталась одна" (1936) и "Брат и сестра" (1937) Алиев показал рост женщины-горянки при Сов. власти. Борьба за коллективизацию отображена в пьесе Гад-жиева "Жизнь колхозника" (1937).

В нач. Отечеств, войны многие актеры ушли на фронт (3. Султанову и Я. Сулейманову посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза). Спектакли ставились нерегулярно. В 1943-44 коллектив пополнился молод„жью и возобновил свою работу. В 40-е и 50-е годы в репертуар вошли пьесы о патриотизме лакского народа в дни войны- "Дорога к счастью" (1948), "Семья Рамазановых" (1950) Алиева; о послевоенном колхозном строительстве - "Настоящая любовь" (1949), "Широкий путь" (1954) Ш. Абдуллаева; пьеса М. Алиева "Парту-Патима" (1958) о легендарной девушке, возглавившей освободительную борьбу народа с иноземными захватчиками, и сатирич. комедия Ш. Абдуллаева из дореволюц. быта "Два арбуза в одной руке" (1949) и др. Пост. также "Омар и Лишат" Пашаева (1944), "Сын полка" Катаева (1946), "Калиновая роща" Корнейчука (1952) "Севиль" Джа-барлы (1943, 1954), "Лекарь поневоле" Мольера (1941 и 1954), "Камни в печени" (1955) и "Девониха на орбите" (1961) Мака„нка, "В родном ауле" Алиева, "Свадьба Кречинского", "Слуга двух господ" (1962);

"Деревенская девушка" Ибрагимова (1963).

В 1952 т-ру присвоено наименование Лакский драматич. т-р им. Эфенди Капиева. Иск-во актеров лакского т-ра отличается лиричностью, мягкостью, искренностью, но бытовая детализация сочетается в спектаклях т-pa с мелодраматизмом. В 1959 была создана лакская студия при училище им. Щукина в Москве. В 1960 т-р принимал участие в декаде дагестанского иск-ва и лит-ры. В труппе т-ра (1963) : нар. артисты Даг. АССР И. Балугов (гл. реж. т-ра), А. Джалалов, засл. арт. РСФСР М. Мусалаев, засл. арт. Даг. АССР Г. Ибрагимов, Ш. Ибрагимова, Р. Меджидова, художник А. Джалаев и др.

Лит.: Говоров С., Лакский театр. Махачкала, 1957. ?. Ж.

ЛАКСНЕСС (Laxness), Хальдор Кильян (р. 23. IV. 1902) - исландский писатель, драматург. Лауреат Нобелевской пр. (1957). Лит. деятельность начал в 1919. Первое драматургич. произв.-психологич. драма "Короткое замыкание" (1934, Рейкьявикское театр. об-во), действие к-рой происходит в бурж. среде. Социально-критич. направленность этой пьесы ослаблена фрейдистскими тенденциями. В 1950 Л. написал пьесу "Снайфридюр - Солнце Исландии" (по своему историч. роману "Исландский колокол"), пост. к-рой открылся Нац. т-р в Рейкьявике. В ней получила глубоко совр. звучание тема патриотизма, борьбы за нац. независимость. Драм. памфлет "Серебряная луна" (1954, Нац. т-р в Рейкьявике) проникнут гневным протестом против вторжения амер. империализма в политич. и духовную жизнь Исландии, решимостью отстоять нац. достоинство и культурные традиции. О моральном растлении, являющемся неизбежным результатом космополитизма буржуазии, предающей гос. суверенитет страны" рассказывается в комедии "Пьеса о трубе" (1961, Нац. т-р в Рейкьявике). В этих пьесах Л. широко использует образную символику, гиперболы, гротеск, сатира органически сочетается в них с лирикой. Пьеса "Серебряная луна" ставилась в т-рах Сов. Союза под назв. "Проданная колыбельная" (впервые - в Малом т-ре, 1955).

Соч.: Проданная колыбельная, М., 1955 (см. предисл. II.Маркова О "Проданной колыбельной" Халдора Лакснесса).

Лит.: ? а 1 1 b е г g Р., "Skaldens hus". Laxness'dik-tning fran "Salka Valka" till "Gerpla", Stockh., 1956.

Вл. M.

ЛАЛЙК (Lalique), Сюзанн (р. 1893) - французская художница. В 1937 впервые оформила спектакль "У каждого своя правда" Пиранделло в т-ре "Комеди

Франсез". Для, этого же т-ра по е„ эскизам созданы декорации и костюмы к спектаклям: "Не надо биться об заклад" (1937), "Всего не предусмотришь" (1940), "Любовью не шутят" (1941) Мюссе, "Карета святых даров" (1941) Мериме, "Севильский цирюльник" (1942), "Женитьба Фигаро" (1946) Бомарше, "Мещанин во дворянстве" (1951), "Дон Жуан", "Проделки Скапена" (1952), "Блистательные любовники" (1954) Мольера, "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло (1952) и др. Л. присущи ч„ткость организации сценич. пространства, ясность сценич. форм. Принимала участие в пост. режиссеров Ш. Дюллена, Ж. Мейера и др.

Лит.: С о g n i a t R., Les decorateurs de theatre. Cinquante ans de spectacles en France, P., 1955. M ?

ДАЛО (Lalo), Эдуар (27. I. 1823-22. IV. 1892) -французский композитор. По национальности испанец. Учился в консерваториях в Лилле и Париже. Композиторскую деятельность начал в 1845. В 1867 представил на конкурс в парижский "Т-р лирик" тр„хактную оперу "Фиеско" (по драме Шиллера "Заговор Фиеско в Генуе", не была пост.). Вторая опера Л."Король города Из" (1888, т-р "Опера комик") имела большой успех. Л. написал оперу "Жакерия" (завершена после смерти Л. композитором А. Кокаром; пост. 1895, Монте-Карло), балет "Наму-на" (1882, театр "Гранд-Опера"), музыку к панто-мимич. представлению "Нерон" (1891, Париж, Ипподром), а также ряд симф., камерно-инструмент. и др. соч. Муз.-сценич. произв. Л., как и всему его творчеству, присущи лиризм, грациозность, тонкий артистизм. Композитор использовал в своих соч. характерные особенности франц. и исп. нар. музыки.

Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб" перев. работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М.,1938;

D ? I о ? г M., Edouard Lalo, Lille, 1908; Servieres G., Lalo, P., 1925; Landormy P., La musique francaise de Franck a Debussy, [P.], 1943. Ал М

ЛАМБЕРТ (Lambert), Констант (23. VIII. 1905- 21. VIII. 1951) - английский композитор, дириж„р и театральный деятель. Окончил Королевский муз. колледж в Лондоне. В 1926 для труппы С. П. Дягилева написал музыку к балету "Ромео и Джульетта" (1926, Монте-Карло), выражающую модернистские тенденции. В 1927 труппой В. Ф. Нижинского пост. его балет "Помона" (т-р "Колон", Буэнос-Айрес). В 1928 был дириж„ром балетной труппы "Балле Рамбер", с 1930 до 1947 - муз. руководителем и гл. дириж„ром труппы "Общество Камарго", способствуя развитию этого т-ра. Написал для этой труппы балеты "Рио Гранде" (1935), "Гороскоп" (1938), "Тиресий" (1951) и др.

Соч.: Music Но!, L., 1934.

Лит.: С 1 а г k е М., The Sadler's Wells ballet, L., 1955;

С 1 a r k е М., Dancers of Mercury, L., 1962. Дат. Р.

ЛАМБЕТИ (???????; псевд. - Л у к у), Элли (р. 1928) - греческая актриса. Училась в театр. школе при труппе М. Котопули. В 1942 дебютировала здесь в роли Ганнеле ("Вознесение Ганнеле" Гаупт-мана). В 1946-48 работала в Художеств, т-ре (Афины). Роли: Лора ("Стеклянный зверинец" Теннесси Уильямса), Антигона (о. п. Ануя), Невеста ("Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки). В 1948-49 выступила в Нац. т-ре в ролях Сюзанны ("Женитьба Фигаро"), Фани ("Студенты" Ксенопулоса). Большой успех имела в роли Пег ("Пег, мое сердце" Хартли-Ман-нерса) в Т-ре К. Мусуриса. В 1952-55 выступала в собственной труппе, созданной совм. с актерами Г. Паппасом и Д. Хорном. В 1956-59 руководила труппой Ламбети-Хорн. С 1961 возглавляет собственную труппу, к-рая играет в т-ре "Дионисия" в Афинах. Актриса большого сценич. обаяния, яркого темперамента, Л. пользуется скупыми, сдержанными выразительными средствами. Ей близки образы, исполненные трагич. порывов, роли героинь, мечтающих о лучшей жизни.

Снималась в кино.

Лит.: Le theatre neogrec. Histoire abregee du theatre neogrec, Athenes, 1957. Д. С.

ЛАМБЙН, Петр Борисович (15. V. 1862-11.1. 1923) - русский театральный художник. Будучи учеником петерб. Академии художеств (занимался у М. А. Шишкова), проходил практику в имп. т-рах. По окончании академии был принят на службу помощником декоратора имп. т-ров (1885); с 1893 занимал должность декоратора. Уже в сезон 1893-94 выполнил декорации ко всем спектаклям Мариинского т-ра (наиболее удачна декорация 2-й картины 1-го акта "Аиды"). В конце 90-х гг. наряду со скульптором Каменским и худ. К. М. Ивановым становится осн. декоратором имп. т-ров. Принимал участие в оформлении спектаклей Мариинского т-ра: "Фальстаф" Верди (1894), "Дубровский" Направника (1895), "Кон„к-Горбунок" Пуни (1895); особенный интерес представляет декорация Л. сцены "царство теней" в балете "Баядерка"Минкуса. Л. оформлял спектакли и в Александрийском т-ре ("Чайка", 1896, "Гроза", 1907, "Плоды просвещения", 1916, и др.). Превосходный мастер декорационной живописи, знаток архитектуры и законов перспективного письма, Л. в своих истори-ко-бытовых и романтич. пейзажных декорациях продолжал традиции М. А. Шишкова.,

ЛАМЕНТО (итал. lamento, букв.- жалоба, плач)- печальная, жалобная, скорбная ария, типичная для итал. оперы 17 в. Вводилась обычно при трагич. ситуации, непосредственно перед кульминацией сюжета. Характерные черты - медленный темп, мелодические "восклицания" с интонациями "вздоха", идущими от итал. традиционных нар. песен-жалоб. Первый известный образец Л.- ария Ариадны из о. п. Монте-верди. В 18 в. Л. использовалось в операх итал. композиторов ("Дафна" Кавалли, "Розаура" Скарлатти) и в музыке композиторов др. стран ("Дидона и Эней" Перселла). В 19 в. в оперной музыке сохранялись элементы Л., к-рые использовались композиторами для подч„ркивания интонаций скорби, печали (партии Отелло в "Отелло" Верди, Германа в "Пиковой даме" Чайковского). Р. Л.

ЛАММ, Павел Александрович [J5(27).VII.1882- 5. V. 1951] - русский советский музыковед. Доктор искусствоведения (1943). В 1900-01 учился на юридич. ф-те сначала Боннского, затем К„льнского ун-тов. В 1912 окончил Моск. консерваторию как пианист. В том же году приступил к науч. разработке архивов муз. рукописей, составил каталоги произв. выдающихся рус. композиторов; редактировал соч. классиков рус. музыки. Л. восстановил на основе рукописного наследия композиторов оригинальный текст произв. Мусоргского ("Борис Годунов", "Хованщина" и др.), Даргомыжского ("Русалка"); Л.- редактор опер "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (совм. с Шебалиным) и "Князь Игорь" Бородина. С 1918 Л. занимался педагогич. деятельностью в Моск. консерватории (с 1939-профессор).

ЛАНГ (Lang), Франциск (1654-1725) - немецкий деятель школьного театра иезуитов (принадлежал к этому ордену). В течение мн. лет был режиссером Мюнхенского школьного т-ра. Ставил с воспитанниками драмы Корнеля и Расина, помпезные оперы и франц. балеты. Спектакли эти были предназначены для аристократич. публики. Л. первый в Германии сформулировал правила для актеров в изданной им в 1727 книге "Рассуждение о сценической игре" (исходил из норм классицистской эстетики). Осн. внимание Л. уделял внешним при„мам актерской игры, эффектным позам, картинным жестам. Книга

Л. была популярна в рус. школьном т-ре 1-й пол. 18 в.

Лит.: Резанов В. И., К истории русской драмы. Экскурс в область театра иезуитов, Нежин, 1910; Старинный спектакль в России. Сб. статей, Л., 1928; М о к у л ь-с к и и С., Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 1, М., 1953. г. Гур.

ЛАНГЕ, Вениамин Яковлевич (р. 10. VIII. 1910) - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в (1941), нар. арт. Тадж. ССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1935 поступил в студию А. Д. Дикого, к-рая затем была переведена в Ленинград. Работал ассистентом режиссера в Большом драм. т-ре. С 1937 вместе с группой актеров студии Дикого начал работу в Душанбе в рус. драм. т-ре (ныне им. Маяковского), первоначально как актер, впоследствии как режиссер, с 1941-худ. рук. этого т-ра (с перерывами в 1951-59, когда Л. был гл. реж. Таллинского рус. т-ра, и в 1961-63 был гл. реж. Т-ра им. Лахути). Первая реж. работа Л. - "На дне" (1938).

Спектакли: "Виндзорские проказницы" (1941), "Платон Кречет" (1941), "Фронт" (1943), "Таланты и поклонники" (1944), "Кремл„вские куранты" (1947), "Русский вопрос" (1948); "Крепость на Волге" Кремл„ва (1950), "Дали неоглядные" Вирты, "Егор Булычев и другие" (обе в 1959); "Битва в пути" Николаевой и Радзинского (1960), "Разлом" (1961), "Коварство и любовь", "Без вины виноватые" (1962) и ДР. Е. У

ЛАНГЕ (Lange), Свен (22. VI. 1868--6. I. 1930)-датский драматург и критик. С 1900 и до конца жизни театр. рецензент в газ. "Политикен". Написал пьесы:

"Мученик" (1896), "Мечта о любви" (1899), "Тихие комнаты" (1902), "Самсон и Далила" (1909), "Лео-нора Каролю" (1912, "Фредериксберг-т-р"), пост. Королевским т-ром. Эти пьесы, абстрактные по содержанию, отличались холодным, утонч„нным эстетизмом, были лишены нац. самобытности. Автор книги "Мысли о театре" (1929). Эстетич. принципы, утверждаемые Л., носили декадентский характер. Он заявлял, что т-р, иск-во "чистой поэзии", должен быть дал„к от жизни. Формалистич. взгляды Л. оказали влияние на нек-рых дат. драматургов 20 в.

Соч.: De stille stuer, Kbh., 1902; Samson og Dalila, Kbh., 1909; Meninger om teater, Kbh., 1929.

Лит.: R i m es t a d Chr., Digtere i forhor, Kbh., 1906; Schyberg F., Dansk teaterkritik indtil 1914, Kbh.. 1937. Вл. M.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница