Наши партнеры

Выгодно аренда машины спб на месяц без водителя в компании РексРент.
Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 247)


ЛАРСЕН-ТОДСЕН (Larsen-Todsen), Нанни (р. 2. VI 11.1884) - шведская артистка оперы (сопрано). Чл. Швед. муз. академии (с 1924). Училась в Стокгольмской консерватории, совершенствовалась в Германии и Италии. Впервые выступила на сцене Королевской оперы в Стокгольме в 1906. До 1922 пела в этом т-ре партии лирич. и драм. сопрано (гл. обр. в операх Вагнера). В 1923-24 выступала в т-ре "Ла Скала" (под рук. А. Тосканини), в 1925-27-в т-ре "Метрополитен-опора", в 1927-31 - на вагнеровских фестивалях в Байр„йте (Изольда - "Тристан и Изоль-да", Кундри - "Парсифаль", Брунгильда - "Валькирия", "Зигфрид", "Гибель богов", и др.). Др. партии Л.-Т.: Агата ("Вольный стрелок"), Донна Анна ("Дон Жуан"), княгиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса), Аида, Тоска. В 1922 Л.-Т. было присвоено звание "придворной певицы".

"ЛА СКАЛА" (La Scala, полное название - Teatro alla Scala) - оперный театр в Милане. Крупнейший центр итал. оперной культуры. Здание "ЛаС." было построено в 1776-78 арх. Дж. Пьермарини на месте церкви "Санта-Мария делла Скала", откуда т-р и получил сво„ название. Т-р был открыт 15 июля 1776. В 1838, 1938 и 1948 здание подвергалось реконструкции, но в осн. сохранило свой первонач. архитектурный облик. Оперные спектакли ставились в течение "весеннего", "летнего", "осеннего" (оперы-буффа) и "карнавального" сезонов (оперы-сериа и балеты). В конце 18 - начале 19 вв. здесь исполнялись произв. П. Гульельми, Д. Чимарозы, Дж. Паизиелло, Л. Керубини и др. В 1812 в "Ла С." была пост. опера Россини "Пробный камень", положившая начало т. н. "россиниевскому" периоду, во время к-poro впервые были пост. оперы "Турок в Италии" (1814), "Сорока-воровка" (1817), "Бьян-ка и Фальеро" (1819) и др. На сцене "Ла С." были осуществлены первые пост. опер и др. итал. композиторов, в т. ч. "Элиза и Клаудио" (1821). "Клятва" (1831) Мер-каданте, "Пират" (1827), "Чужестранка" (1829), "Норма" (1831) Беллини, "Лукреция Борджиа" (1833), "Джемма ди Вержи" (1834), "Мария Падилла" (1841) Доницетти. Период 1830-40-х гг. был связан с именем Дж. Верди. Здесь состоялись премьеры его опер: "Оберто" (1839), "Набукко" ("Навуходоносор") (1842), "Ломбардцы"

(1843) и др. Впоследствии в "Ла С." с большим успехом шли оперы Верди: "Сила судьбы" (1869), "Аида" (1872), "Симон Бокканегра" (1881), "Дон Карлос" (1884), "Отелло" (1887, первая пост.), "Фальстаф" (1893, первая пост.) и др. Наряду с операми и балетами в т-ре исполнялись также драм. спектакли, давались марионеточные и акробатич. представления (до 1800). Во 2-й пол. 19 в. на сцене "ЛаС." впервые были пост. оперы А. Бойто ("Мефистофель", 1868), А. Понкьелли ("Джоконда", 1876), А. Каталани; в конце 19 -начале 20 вв. - оперы Пуччини ("Эдгар", 1889, "Чио-Чио-сан", 1904, "Турандот", 1926), У. Джордано ("Андре Шенье", 1896), Р. Леонкавалло, П. Масканьи; в 20 в.- оперы Ф. Чилеа, Ф. Альфано, О. Респиги, А. Казелла, Э. Вольф-Феррари, Ф. Малипьеро и др. В "Ла С." были пост. также оперы П. И. Чайковского ("Евгений Онегин", 1900, "Пиковая дама", 1906), M. П. Мусоргского ("Борис Годунов", 1909, "Хованщина", 1926), С. С. Прокофьева ("Любовь к тр„м апельсинам", 1947), 3. Кодая, К. Орфа, Л. Яначека, Д. Мийо, Ф. Пуленка, А. Онеггера, Б. Бриттена, Дж. К. Менотти и др.

В труппе "Ла С." пели выдающиеся итал. и иностр. исполнители: в 18 в.- певицы Б. Б анти-Джорджи, Дж. Грассини, А. Каталани, певцы Дж. Крешентини, Джакомо Давид, А. Ноццари и др.; в 19 в.- певицы И. Кольбран, Джулия и Джудитта Гризи, Дж. Паста, М. Малибран, Э. Фреццолини, М. Альбони, А. Пат-ти, Н. Мелба и др.; певцы Ф. Галли, Д. Донцелли, Дж. Б. Рубини, А. Тамбурини, Л. Лаблаш, Дж. Рон-кони, А. Котоньи, X. Гаярре, Ф. Таманьо, В. Морель, Я. Решке, М. Баттистини и др.; в 20 в.- певицы Э. Карелли, М. Гай, Т. Даль Монте, Э. Стиньяни, М. Канилья, Р. Тебальди, Дж. Симионато, М. Каллас, К. Флагстад, Э. Шварцкопф; певцы Э. Карузо, Дж. Де Лука, А. Пертиле, Дж. Лаури-Вольпи, Т. Скипа,

Б. Джильи, M. Дель Монако, Дж. Ди Стефано и др. На сцене т-ра выступали рус. и сов. вокалисты:

Н. К. Иванов, С. А. Крушельницкая, Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов, Ф. В. Литвин, М. Б. Черкасская, Л. В. Собинов, Т. А. Милашкина и др. В 1898-1903 во главе "Ла С." стоял А. Тосканини. В т-ре работали дириж„ры: в 19 в.- Ф. Фаччо, Л. Муньоне, Э. Мас-керони и др.; в 20 в.- К. Кампанини, Т. Серафин, Дж. Маринуоди, Э. Паниса, В. Гуи и др. С 1955 спектакли "Ла С. "идут на осн. сцене и на сцене т-ра "Пик-кола Скала" (создан в 1956).

Одновременно с операми на сцене "Ла С." со дня основания постоянно ставились балеты. Здесь работали балетмейстеры Г. Анджолини, Д. Росси, У. Гарсиа, Дж. Монтичини, П. Франки, Г. Джоя и др.; выступали балерины Ф. Клерико, А. Трабаттони, Ж. Коралли, Ф. Анджолини и др., танцовщики - бр. Вулькани, Г. Вестрис и др. В 1812 балетмейстер С. Вигано начал здесь свою реформу балета, пост. "Творения Прометея" Бетховена (1813), "Отелло" (1818), "Весталка" (1818) и др. В 19 в. работали балетмейстеры С. Паллерини, Л. Манцотти, Маренко и др.; выступали балерины М. Тальони, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, А. Паллерини, К. Кукки, В. Цукки, Ф. Брамбилла, А. Грасси, А. Белла, Ч. Черри и др.; танцовщики-Д ж. Вигано, С. Тальони, К. Блазис, К. Брианца и др. В 20 в.- хореографы А. Миллош, С. Лифарь, С. Григорьев, Дж. Кранко; балерины - В. Коломбо, Дж. Б ара баски, Дж. Майокки, К. Фраччи; танцовщики-У. Делль'Ара, Дж. Перуджини, М. Пистони и др.

В 1813 при "Ла С." была открыта балетная школа. Первые педагоги - Л. Ла Шапель, У. Гарсиа, К. Блазис, А. Хус и др. В 20 в. преподавание вели О. Преображенская, Э. Чеккетти, П. Леньяни, Ч. Форна-роли и др.

Среди импресарио, привлекавших в "Ла С." лучших артистов, были Д. Барбая (1826-32), Б. Ме-релли (1836-50, 1861-63), Э. Сондзоньо (1894-97). С 1963 "Л а С." руководит А. Гирингелли. Наряду с итал. труппой на сцене "Ла С." постоянно выступали и иностранные труппы, в том числе т-ры "Гранд-Опера" (Париж), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) и др.

Лит.: С a m'b i a s i Р., La Scala (1778-1906), Mil., 1906;

La Scala. 1946-1956, a cura di F. Armani, Mil., 1957. Св. Г.

ЛАСКИН, Борис Савельевич [р. 22.VII(4.VII1). 1914]-русский советский драматург. В 1935 окончил сценарный ф-т Всесоюзного гос. ин-та кинематографии. Лит. деятельность начал в 1938. Л.-автор скетчей, эстрадных обозрений, пьес: "Школьные товарищи" (1945), "Беспокойные люди" (1947) - пост. в Моск. т-ре им. Ленинского комсомола, "Время любить" (1960, Т-р им. Маяковского), либретто оперетты "Одиннадцать неизвестных" совм. с Дыховичным и Слободским (1946, Моск. т-р оперетты). Комедии, водевили, либретто Л. сценичны, полны юмора, лиризма. Скетчи и миниатюры Л., написанные в острой сатирич. форме, высмеивают пережитки в сознании людей -скупость, бюрократизм, мещанство; исполняются ведущими актерами эстрады-А. Райкиным, М. Мироновой" А. Беловым и др. Выступает также как сценарист 1 ("Карнавальная ночь", "Девушка с гитарой" - оба i совм. с В. Поляковым). Я. Мор..

ЛАССАЛЬ (Lassalle), Жан Луи (17.XII. 1847- 7. IX. 1909) - французский артист оперы (баритон). Учился в Парижской консерватории. В 1868 дебютировал в Льеже в роли Сен-Бри ("Гугеноты"). Выступал в Лилле, Тулузе и др. городах. В 1872 был принят в т-р "Гранд-Опера", где выступал до 1897. Был одним из самых тонких и разносторонних музыкантов своего времени. С большим успехом исполнял роль Ганса Сакса в "Нюрнбергских мейстерзингерах" Вагнера (1889, Лондон). Среди др. партий Л.: Нелуско ("Африканка" Мейербера), Фигаро ("Севильский цирюльник"), Риголетто. Л. гастролировал в Италии США, России и др. странах. С 1901 занимался педа-гогич. деятельностью (с 1903 - проф. Парижской консерватории).

Лит.: С u r z о n H. de. Croquis d'artistes, P., 1896.

ЛАССАЛЬ (Lassalle), Фердинанд (11.IV.1825-31, VI 11.1864) - немецкий политический деятель. Играл значит, роль в создании первой организации нем. рабочих - "Всеобщий германский рабочий союз" (1863). В конце 40-50-х гг. Л. сближается с К. Марксом, но в 1862 происходит окончательный разрыв Маркса с Л. Единственное драматич. произв. Л.стихотворная историч. трагедия "Франц фон Зикинген" (1858, на сцене не ставилась) из эпохи великой крестьянской войны в Германии - представляет интерес в связи с критикой этой пьесы К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые, оценивая трагедию Л., высказали ряд эс-тетич. положений о развитии класснч. и сов р. литературы и театра. Отмечая удачную композицию, "живость действия" драмы, "искусную завязку интриги", Маркс и Энгельс видят гл. недостаток Л. в том, что он пишет "по-шиллеровски", превращая индивидуумы в простые рупоры духа времени, и игнорирует "активный фон", к-рый составляют "представители крестьян... и революционные элементы городов" (К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, М., 1957, т. 1, стр. 25-30).

Соч.: "Franz von Sickingen" fur die Buhne eingerichtet von Fluggen, [B. ], 1896; в рус. пер.-"Франц фон Зикинген", СПБ, 1905.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M., 1957 (см. Именной указатель). Пат. В.

ЛАССИЛА (Lassila), Майю [наст. имя и фам.- Алгот У н т о л а-Т иетявяйнен (untola-Tietava-inen), 28.XI.1868-21.V.1918] - финский писатель, драматург. Сын крестьянина. В 1891 окончил учительскую семинарию. Один из основоположников фин. пролетарской лит-ры. Лит. деятельность начал в 1909. За участие в гражд. войне 1918 на стороне революционного пролетариата был приговор„н к расстрелу и застрелен фин. белогвардейцами якобы "при попытке к бегству". Л.- автор нар. комедий, в к-рых изображает быт и нравы фин. деревни, раскрывает собственнич. психологию крестьянства: "Когда вдовцы любят" (1911), "Дети природы" (1912), "Молодой мельник" (1912), "Мудрая дева" (ок. 1912-15), "Свадьба Пуранена" (ок. 1915-17) и др. Пьесы Л. ставятся почти во всех т-рах Финляндии. В СССР пост. "Молодой мельник" (1948, Петрозаводск) и инсц. романа "Воскресший из м„ртвых" (1951, Петрозаводск).

Соч.: Кип lesket lempivat, Hels., 1911 (переизд. 1961);

Nuori myllari, Hels., 1912; на рус. яз.: "Мудрая дева", в сб. :

Финская драматургия, Л.-М., 1960.

Лит.: Ojala Aatos, Mekaaninen kosija, "Parnasso", Hels., 1962, ј 2, с. 71-80. Л. Мая.

ЛАТАБАР (Latabar), Кальман (р. 1902) - венгерский артист оперетты. Нар. арт. ВНР (1955). Представитель актерской династии Латабаров, родоначальником к-рой был Эндре Л., актер бродячих т-ров. В 1918 окончил театр. школу С. Ракоши в Будапеште. В том же году дебютировал на сцене Королевской оперетты. Нек-рое время выступал как драм. актер в Гор. т-ре, затем вернулся в оперетту. В 20-х гг. работал в Вене под рук. М. Рейнхард-та. Любимый герой Л.- "маленький человек". Широко пользуясь при„мами буффонады, клоунады, гротеска, Л. раскрывает и драматизм переживаний своих героев. Л. обладает мягким юмором, находчивостью, он часто обращается к остроумной импровизации, прида„т отрицат. персонажам сатирич. заостр„нность. Л. - прекрасный танцовщик, его исполнение отличается выразительностью мимики, жеста.

Роли: Жужи ("Золотая звезда" Секея), Даниель ("Государственный универмаг" Тибора и Бела), Богдан Сусик ("Трембита" Милютина) и др. Выступает в эстрадных программах ("Десять Латабаров" и др.) и варьете, снимается в фильмах. Пр. им. Кошута (1951).

Лит.: Гершкович А., Два опереточных комика, "Театр", 1956, ј 3; Г р о ш е в а Е., Искусство венгерской оперетты, там же, с. 143-145; Любимец публики, "Венгрия", 1953, JNTe 10.

ЛА ТАЙ (La Taille), Жан де (ок. 1533-1608) - французский драматург, поэт. Был близок к "Плеяде". В трагедии Ла Т. "Неистовый Саул" (1562) изображена душевная драма израильского царя Саула, наказанного безумием за непослушание богу. Библейская тема развивается и в трагедии "Голод, или Га-беониты" (1573), мрачный колорит к-рой навеян религиозными войнами во Франции. На драматургию Ла Т. оказал влияние Сенека с его проповедью стоицизма, изображением мрачных характеров и неразрешимых конфликтов. Из комедий Ла Т. пользовались известностью "Соперники" (1562). Свои теоретич. взгляды Ла Т. изложил в трактате "Искусство трагедии" (L'art dela tragedie, P., 1572), где требовал изображения трагич. событий, сильных характеров, сформулировал классицистское правило единства места и времени.

Соч.: Oeuvres, v. 3, Р., 1879.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956;W е г п е г А., Jean de La Taille und sein Saul le furieux, Lpz., 1908. A.Mux.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (Государственный академический театр драмы Латв.ССР) - один из ведущих театров Латв. ССР. Основан в 1919 в первый период утверждения Сов. власти в Латвии под назв. Рабочего т-ра Сов. Латвии. Организатором и идейным рук. т-ра был писатель А. У пит. Открыт 23 февр. 1919 спектаклем "Воскресение" Паэгле (пост. А. Амтман-Бриедит). Были пост. пьесы "Голос и эхо", "Один и многие", "Солнце и мгла" У пита, "Враги" Горького. Рабочий т-р начал свою деятельность как реалистический т-р, тесно связанный в сво„м творчестве с революц. борьбой пролетариата. Но через 3 месяца, когда в Латвии установилась бурж. власть, т-р был закрыт; в конце 1919 реорганизован и назван Нац. т-ром Латвии. Под этим назв. он возобновил работу 30 ноября 1919 пост. пьесы Р. Блаумана "В огне" (пост. А. Миерлаук).

В первые годы господства бурж. режима в Латвии т-р старался сохранить прогрессивную направленность своего творчества. В 1919-21 директором был видный режиссер-реалист А. Миерлаук, в 1921-25 - поэт Я. Райнис. В эти годы ставились мн. пьесы прогрессивных писателей, в т. ч. "Иосиф и его братья" Райниса (1920, пост. А. Миерлаук; Иосиф - Амтман-Бриедит, Дина - Шмитхене), "Купальщица Сусанна" У пита (1922, пост. Миерлаук; Алиса - Шпиль-берг). В 1925 бурж. власти вынудили Я. Райниса уйти из т-ра. Делая уступки вкусам бурж. зрителя, т-р постепенно терял прогрессивные позиции. Деятельность его особенно осложнилась после установления в Латвии фашистской диктатуры (1934). Но, несмотря на противоречивость своего развития, т-р и в это трудное для него время отстаивал и развивал принципы реалистич. иск-ва, сохранял опыт рус. реалистич. т-ра. Труппа т-ра была богата яркими талантами. В 20-30-е гг. здесь работали: А. Амтман-Бриедит, А. Клинт, Т. Лацис, А. Миерлаук, Я. Осис, Т. Под-ниек, Б. Румниеце, М. Шмитхене, Л. Шпильберг, Л. Штенгеле, Э. Фельдманис, Л. Эрика, режиссер Я. Заринь и др. Выросли молодые актеры Ж. Катлап, О. Леяскалне и др.

После вступления Латвии в семью сов. республик (1940) т-ру было присвоено назв. Гос. т-ра драмы. Первый сезон был открыт пост. "В огне" Блаумана (реж. Заринь). Значительными спектаклями были: "Любовь Яровая" (1940, реж. Заринь; Яровая - Леяскалне, Кошкин - Лацис, Яровой - Катлап, Панова - Штенгеле), "Разлом" (1941, реж. Заринь; Го-дун - Катлап, Берсенев - Лацис).

В годы гитлеровской оккупации т-р наз. Рижским драм. т-ром. В этот период на его сцене ставилась. гл. обр. классич. драматургия.

В социалистич. Латвии т-р обр„л возможность свободного творч. развития. На его сцене были пост. спектакли, сочетавшие принципы социалистич. реализма с лучшими традициями нац. латыш. реалистич. иск-ва. Значит, этапами на пути освоения метода социалистич. реализма стали спектакли: "Невестка" Лациса (1945, реж. Балюна и Амтман-Бриедит), "Беспокойная старость" (1946, реж. Балюна; Полежаев-Клетниек), "Кремл„вские куранты" (1947, реж. Балюна; Ленин- Зандерсон, Забелин - Амтман-Бриедит) и др.

Лучшие спектакли театра отличаются яркостью реалистических образов, глубиной их психологич. раскрытия. Спектакли "Глина и фарфор" Григули-са (1947, реж. Балюна), "Сын рыбака" по роману Лациса (1949, реж. Амтман-Бриедит; Оскар-Катлап), "Земля зел„ная" У пита (1950, реж. Амтман-Бриедит;

Ванаг - Осис) отмечены Гос. пр. СССР. Т-р неоднократно выступал в Москве. В 1949 ему присвоено звание академического. В репертуаре т-ра - пьесы сов. драматургов А. У пита, А. Григу лиса, Ж. Гривы, А. Арбузова, Н. Погодина и др. Значит, успехов достиг т-р в постановках нац. классики: "В огне" Блаумана (1948, реж. Катлап; Кристина - Фрейма не), "Цеплис" по Розиту (1953, реж. Амтман-Бриедит;

Цеплис - Осис), "Индраны" Блаумана (1954, реж. Амтман-Бриедит), "Иосиф и его братья" Райниса (1956, реж. Амтман-Бриедит; Иосиф-Катлап), "Жанна д'Арк" У пита (1962, реж. Амтман-Бриедит; Жанна - Лине, Лиедскалниня) и др. Значит, место в репертуаре отведено рус. классике; среди лучших спектаклей - "Волки и овцы" (1945, реж. Балюна), "Таланты и поклонники" (1948, реж. Балюна; Неги-на - Лине, Великатов - Зиле); "Преступление и наказание" по Достоевскому (1957, реж. Катлап;

Раскольников - Видениек). В 50-60-е гг. выросло молодое поколение актеров - В. Лине, Л. Фреймане, А. Яунушан, А. Лиедскалниня, Я. Кубилис и др.

В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР А. Амтман-Бриедит (гл. реж.), Я. Осис; нар. арт. Латв. ССР А. Видениек, Э. Зиле, Ж. Катлап, А. Клинт, О. Леяскалне, Э. Эзериня, В. Лине, К. Себрис, Л. Фреймане; засл. арт. Латв. ССР Л. Бар, С. Грисле, К. Клетниек, Я. Кубилис, Э. Радзиня, А. Яунушан и др.

Лит.: Государственный театр драмы Латвийской ССР, Рига, 1949; Театры Советской Латвии, Рига, 1955; К у н-д з и н ь К. Э., Латышский театр. М., 1963.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1940. "В огне" Блаумана (Заринь), "Дон Карлос" (Заринь); "Мой сын" Гергея и Литовского, "Любовь Яровая" 3аринь); "Победа Ешки Эиньгиса" У пита.

1941. "Разлом" (Заринь); "Свои люди - сочт„мся"; "Дни портных в Силмачах" Блаумана.

1945. "Блудный сын" Блаумана (Амтман-Бриедит), "Невестка" Лациса (Балюна и Амтман-Бриедит), "Миссия мистера Перкинса в стране большевиков" Корнейчука (Балюна), "День чудесных обманов" Шеридана (Фельдманис), "В какую гавань" Григулиса (Фельдманис), "Инспектор приш„л" Пристли (Фельдманис), "Волки и овцы" (Балюна).

1946. "Купальщица Сусанна" Упита (Амтман-Бриедит), "Тартюф" (Осис), "Беспокойная старость" (Балюна); "Школа злословия" Шеридана (Фельдманис), "Последние" (Амтман-Бриедит); "Как в Гарпетерах историю делали" Григулиса (Фельдманис), "Золушка" Ардова (Балтайсвилк).

1947. "Две Америки" Симонова (Балюна), "Кремл„вские куранты" (Балюна); "Виндзорские проказницы" (Фельдманис); "Не вс„ коту масленица" Островского (Амтман-Бриедит), "Глина и фарфор" Григулиса (Балюна), "Полуидеалист" Райниса (Аустринь и Зоммер).

1948. "Лампочки в мешке" Упита (Амтман-Бриедит), "Таланты и поклонники" (Балюна); "Золотой конь" Райниса (Балюна), "Вас вызывает Таймыр" Исаева и Галича Катлап), "В огне" Блаумана (Катлап), "Собака на сене" 3оммер); "Великая сила" Ромашова (Катлап), "Учитель Страуме" Броделе (Амтман-Бриедит), "Бесприданница" (Балюна); "Мартин Иден" по Лондону (Зоммер).

1949. "Испанский священник" Флетчера (Амтман-Бриедит), "Сестры" Слепян (Балюна), "Сын рыбака" по Лацису (Амтман-Бриедит), "Заговор обреч„нных" Вирты (Балюна), "Станционный смотритель" по Пушкину (Зоммер), "В степях Украины" Корнейчука (Балюна), "Человек с ружь„м" {Амтман-Бриедит); "Слово женщинам" Залите (Зоммер), "Чужая тень" Симонова (Катлап).

1950. "Кукольный дом" ("Нора") (Балюна); "Илья Головин" Михалкова (Балюна); "Земля зел„ная" Упита (Амтман-Бриедит); "Горе от ума" (Зоммер); "Калиновая роща" Корнейчука (Балюна), "Девушка с кувшином" Лопе де Вега (Зоммер), "В кремне огонь" Григулиса (Амтман-Бриедит), "На всякого мудреца довольно простоты" (Балюна); "Борьба без линии фронта" Якобсона (Амтман-Бриедит), "Мастера из Калевы" Тиклия (Катлап), "Времена землемеров" по Кауд-зит (Амтман-Бриедит).

1951. "Потерянный дом" Михалкова (Балюна); "Варвары" (Ветра); "Евгения Гранде" по Бальзаку (Балюна), "В середине века" Шейнина (Амтман-Бриедит), "Укрощение строптивой" (Балюна); "Горячие сердца" Броделе {Амтман-Бриедит), "Светлые окна" Ванага и Ратнера (Амтман-Бриедит), "Месяц в деревне" Тургенева (Балюна),

-"Маяк на острове" Лациса (Катлап).

1952. "Недопетая песня" ("Под золотым орлом") Галана (Балюна); "Ревизор" (Балюна); "Добрый город" Гулия (Амтман-Бриедит), "Дон Хиль Зел„ные Штаны" Тирсо де Молина 3оммер), "Машенька" (Балюна); "Отелло" (Балюна); "Канун грозы" Маляревского (Амтман-Бриедит), "Девицы-красавицы" Симукова (Балюна), "Живой труп" (Амтман-Бриедит).

1953. "Таня" Арбузова (Балюна), "Лес" (Памше); "Трактирщица" (Балюна); "Цеплис" по Розиту (Амтман-Бриедит), "Ангел хранитель из Небраски". Якобсона (Катлап), "Обыкновенный человек" Леонова (Зоммер); "Злой дух" Блаумана Амтман-Бриедит); "Вишн„вый сад" (Лейманис); "Не называя фамилий" Минко (Амтман-Бриедит и'Памше).

1954. "Кто сме„тся последний" Крапивы (Балюна), "К новому берегу" по Лацису (Амтман-Бриедит), "Авария" Броделе (Балюна), "Индраны" Блаумана (Амтман-Бриедит), "Сон в летнюю ночь" (Катлап); "Голос и эхо" Упита (Памше). "История одной любви" Симонова (Катлап), "Годы стран ствий" Арбузова (Балюна).

1955. "Дни портных в Силмачах" Блаумана (Амтман-Бриедит); "На дне" (Балюна), "Дон Карлос" (Амтман-Бриедит);

"Солдатская шинель" Григулиса (Балюна), "Семейное дело" Лютовского (Яунушан).

1956. "Иосиф и его братья" Райниса (Амтман-Бриедит), "Госпожа министерша" Нушича (Памше), "Абелите" Сауле-скална (Амтман-Бриедит), "Одна" Ал„шина (Катлап), "Чудак" Хикмета (Яунушан и Памше), "Безымянная звезда" Себастьяна (Катлап).

1957. "Разыгралася метель" Гривы (Амтман-Бриедит), "Шут" Зиверта (Яунушан), "Дама с камелиями" Дюма-сына (Памше), "Преступление и наказание" по Достоевскому (Катлап), "Шумит Балтийское море" Григулиса (Амтман Бриедит), "Пол„т чайки" Упита (Амтман-Бриедит), "Где-то у Гауи" Анерауда (Памше).

1958. "Филумена Мартурано" Де Филиппе (Яунушан), "Рига" по Деглаву (Амтман-Бриедит), "Семья Зитаров" по Лацису (Амтман-Бриедит), "Сладкое вино" Блаумана (Катлап), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (Памше), "В новогоднюю ночь" Лийвеса (Амтман-Бриедит), "Третья патетическая" Погодина (Памше).

1959. "Плот Медузы" Гривы (Яунушан), "Третье слово" Касоны (Памше), "Гамлет" (Катлап); "Тень белых башен" Петерсона (Зиле), "Такс, Янке и Кадар" Попа (Памше), "Шальной барон Бундул" по Зейболту (Амтман-Бриедит), "Плачет вся моя родня" Алунана (Амтман-Бриедит), "И так бывает на белом свете" Григулиса (Катлап).

1960. "Чайка" (Памше); "Иркутская история" Арбузова (Яунушан), "Уриель Акоста" Гуцкова (Зиле), "Беспокойные воды" Гривы (Памше), "Арменуи" Ширван-заде (Амтман-Бриедит), "Дальняя дорога" Арбузова (Катлап), "Воскресение" по Толстому (Катлап), "Американская трагедия" по Драйзеру (Памше).

1961. "Морские ворота" по Зигмонте (Амтман-Бриедит), "Он сказал - нет" Хелланда (Катлап), "Проводы белых ночей" Пановой (Яунушан), "Просвет в тучах" по Упиту (Амтман-Бриедит), "Потерянный сын" Арбузова (Зиле), "Кредит у Нибелунгов" Куна (Памше), "Хозяин" Соболева (Амтман-Бриедит).

1962. "Центр нападения умр„т на заре" Кусани (Катлап), "Мне тридцать лет" Петерсона (Яунушан), "Порывы весенние" Бриеде (Лейманис), "Милый лжец" Килти (Катлап), "Как поживаешь, парень?" Пановой (Памше), "Жанна д'Арк" Упита (Амтман-Бриедит), "Блудный сын" Блаумана (Катлап).

1963. "Возвращение капитана Зундага" ("После ненастья") по Лацису (Амтман-Бриедит), "Маленькие трагедии" Пушкина (Заринь), "Мик и Дзилна" Приеде (Яунушан), "Так и будет" Симонова (Памше), "Семеро братьев" Киви (Амтман-Бриедит), "Дом Бернарды Альбы" Лорки (Яунушан). Я. К.

ЛАТВИЙСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Г о сударственный академический театр оперы и балета Латвийской ССР) - ведущий латышский музыкальный театр. Осн. в 1919 в Риге декретом Сов. правительства Латвии. Открылся 23 янв. 1919 оперой Вагнера "Летучий голландец". За пять месяцев существования Сов. Латвии т-р показал оперы: "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Риголетто", "Тангейзер" и др. Сложной и противоречивой была деятельность т-ра в бурж. Латвии (1920-40). Воздействие реакц. идеологии правящих кругов сказалось в пост. декадентских и модернистских спектаклей, пошлых западных оперетт. Однако основой репертуара были произв. Чайковского, Рим-ского-Корсакова, Глазунова, зап.-европ. классиков и нац. композиторов. В 1920 была пост. первая латыш. опера "Банюта" А. Калныня. Вслед за ней пост. оперы "Огонь и ночь" (дулогия, 1921; нов. ред., 1924, либр. по о. п. Я. Райниса), "Боги и люди" (1922) Яна Медыня, "Жрица" (1927) Яз. Медыня, "Волшебная птица Лолиты" (1934), "Гамлет" (1936), "В огне" (1937, либр. по о. п. Блаумана) Я. Калныня, "Тобаго" Янсона (1939). В 1935 в т-ре пост. первый оригинальный латыш. балет "Победа любви" Яна Медыня. Были пост. балеты "Илга" Витолиня (1937), "Соловей и роза" Я. Калныня (1938). В 1933 пост. балет "Красный мак". В т-ре работали оперные артисты: М. Брехман-Штен-геле, Е. Берзинская, А. Кактынь, П. Сакс, М. Ветра, Р. Микельсон, Я. Ниедра, Г. Нейманис, Я. Карклынь.

Новый этап в развитии т-ра наступил после установления в Латвии Сов. власти (1940). На сцене т-ра были пост. оперы "Тихий Дон", "Банюта", балет "Лау-ренсия".

В годы Отечеств, войны артисты т-ра, эвакуированные в г. Иванове, объединились в Художеств, ансамбль. к-рый выступал в тылу и на фронте. В 1943 ансамбль показал в Москве первую латыш. сов. оперу "Рута" Грюнфельда. После освобождения Латвии от немецко-фашистской оккупации (1944) начинается подлинный расцвет т-ра, ставшего центром нац. муз.-театр. культуры. Были пост. оперы: "Борис Годунов" (1949, Гос. пр. СССР, 1950), "Семья Тараса" Кабалевского (1952), "Огни мщения" Э. Каппа (1947), "Рассвет" Лепина (1950), "К новому берегу" (1955), "Зел„ная мельница" (1958) Зариня, "Валькирия" Вагнера (1963); балеты: "Бахчисарайский фонтан" (1946), "Спящая красавица" (1948); "Сакта свободы" Скулте (1950, Гос. пр. СССР, 1951), первый латыш. сов. балет "Лайма" Лепина (1947), балеты "Ригонда" Гринблата (1959), "Лесная песня" Скорульского (1963). В т-ре работали артисты: Э. Пакуль, А. Приеде, Я. Граудс, А. Скара и др.; дириж„р Л. Вигнер. В труппе (1964): оперные артисты - нар. арт. СССР А. Фринберг; нар. арт. Латв. ССР Ж. Гейне-Вагнер, П. Гравелис, А. Дашков, А. Лудыня; засл. арт. Латв. ССР М. Фишер, Э. Плук-сна, А. Лепе, Р. Фринберг, А. Далга, В. Давидоне, В. Пилане; артисты М. Андерманис, Э. Звиргздыня, Л. Андерсоне, А. Тауриня, Э. Волштейне, Я. Заберс, К. Заринь, А. Пиле, А. Савченко и др.; балетные артисты - нар. арт. Латв. ССР В. Вилциня; засл. арт. Латв. ССР Я. Панкрате, В. Цуканов, И. Гинтере, В. Швецова, А. Лемберг, Г. Ритенберг, А. Баумане, У. Жагата, В. Блинов, А. Озолинь; артисты А. Кошкин, А. Спура, Е. Титов, И. Абеле, И. Билалова, А. Драгоне, Н. Капралис, И. Каруле, Г. Ларионов, Дж. Марковский, Л. Шмит и другие. Главный режиссер т-ра-народный артист Латв. ССР К. Лиспа, реж.- Я. Заринь; гл. дириж„р - нар. арт. Латв. ССР Э. Тоне, дириж„ры - засл. деят. иск-в Латв. ССР Р. Глазуп, засл. арт. Латв. ССР Я. Хунхен; Я. Линд-берг; гл. балетм.- нар. арт. Латв. ССР Е. Тангиева-Бирзниек; гл. хормейстер - нар. арт. Латв. ССР Р. Ванаг, хормейстер - засл. деят. иск-в Латв. ССР Г. Меднис; художники - нар. худ. Латв. ССР А. Лапинь, засл. деят. иск-в Латв. ССР Э. Вардау-нис; Б. Гоге.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1940. "Гамлет", "Осень", "Соловей и роза" Я. Калныня, "Граф Люксембург" Легара, "Трубадур"; "Цыганский барон" Штрауса, "Евгений Онегин" (Мельников), "Тихий Дон" (Васильев).

1941. "Лауренсия" (Леманис); "Банюта" А. Калныня (3-я ред., Заринь), "Волшебная птица Лолиты", "В огне" Я. Калныня, "Бал-маскарад" Верди.

1944. "Лебединое озеро" (Озолинь), "Аида", "Травиата".

1945. "Рута" Грюнфельда (Лиспа), "Кармен" (Лиспа), "Эсмеральда" (Озолинь), "Тоска", "Карнавал" (Озолинь), "Дон Кихот" (Тангиева-Бирзниек), "Евгений Онегин" (Васильев).

1946. "Сельская честь" Масканьи (Лиепа), "Риголетто" Лиепа), "Пиковая дама" (Васильев), "Бахчисарайский фонтан" (Тангиева-Бирзниек).

1947. "Огни мщения" Э. Каппа (Лиспа), "Севильский цирюльник" (Лиепа); "Лайма" Ленина (Тангиева-Бирзниек), "Сказка о царе Салтане" (Васильев); "Великая дружба" Мурадели (Васильев).

1948. "Спящая красавица" (Тангиева-Бирзниек), "Паяцы", "Богема" (Лиепа), "Демон" (Васильев), "Чио-Чио-сан", "Фауст" (Лиепа); "Доктор Айболит" Морозова (Холфин).

1949. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Фев-ронии" Римского-Корсакова (Васильев), "Лауренсия", "Иоланта" (Волкова); "Кащей бессмертный" Римского-Корсакова (Лиепа), "Долина" д'Альбера (Волкова), "Борис Годунов" (Малявин), "Красный мак" ("Красный цветок") (Тангиева-Бирзниек), "Бал-Маскарад" Верди (Лиепа).

1950. "Проданная невеста" (Васильев); "Сакта свободы" Скулте (Чанга), "Рассвет" Ленина (Васильев), "Юность" Чулаки (Тангиева-Бирзниек), "Царская невеста" (Лиепа), "Дон Паскуале" Доницетти (Волкова).

1951. "Отелло" Верди, "Лебединое озеро" (Тангиева-Бирзниек); "Аленький цветочек" Корчмар„ва (Чанга), "Иван

Сусанин" (Васильев), "Эсмеральда" (Чанга), "Дубровский" Направника (Васильев).

1952. "Семья Тараса" Кабалевского (Лиепа), "Майская ночь" (Волкова), "Шурале" (Чанга), "Князь Игорь" (Васильев), "Евгений Онегин" (Лиепа), "Русалка" (Волкова).

1953. "Ромео и Джульетта" (Чанга), "Аида" (Волкова), "Мазепа" (Васильев); "Лайма" Лепина (Тангиева-Бирзниек), "Банюта" А. Калныня (Лиепа), "Золушка" (Чанга).

1954. "Лакме" (Волкова); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (Васильев), "На берегу моря" Юзелюнаса (Гривицкас), "Раймонда" (Тангиева-Бирзниек), "Сказка о царе Салтане" (Васильев).

1955. "К новому берегу" Зариня (Лиепа), "Сакта свободы" Скулте (новый вариант, Чанга).

1956. "Мальчик с пальчик" Медыня (Лиспа), "Корсар" Адана (Чанга), "Тангейзер" (Васильев), "Жизель" (Чанга).

1957. "У голубого Дуная" на музыку Штрауса (Тангиева-Бирзниек), "Стабурадзе" А. Калныня (Чанга), "Девушка из Калифорнии" ("Девушка с Запада") Пуччини (Васильев), "Осуждение Фауста" Берлиоза (в концертном исполнении, дириж„р Тоне).

1958. "Лоэнгрин" (Васильев); "Шопениана"; "Болеро" Равеля, "Волшебные куклы" на муз. Россини (все три - Тангиева-Бирзниек), "Зел„ная мельница" Зариня (Петерсон).

1959. "Саломея" Штрауса (Яунушан), "Щелкунчик" (Тангиева-Бирзниек); "Бал-маскарад" Верди (Лиепа), "Овод" Спадавеккиа (Лиепа), "Ригонда" Гринблата (Тангиева-Бирзниек), "Риголетто" (Лиепа).

1960. "Обручение в монастыре" ("Дуэнья") Прокофьева (Васильев), "Спартак" Хачатуряна (Чанга), "Вей, ветерок" Томсон (Лиепа), "Севильский цирюльник" (Лиепа), "Дон Кихот" (Чанга).

1961. "Манфред" на музыку Шумана (Зиле), "Улаф Трюгвасон" Грига (Зиле), "Франческа да Римиии" Рахманинова (Пуце), "Симфонические танцы" на музыку Рахманинова (Тангиева-Бирзниек), "Война и мир" (Лиепа), "Вечер балетных миниатюр" (Тангиева-Бирзниек, Каначи, Витынь, Цуканов, Якобсон, Блинов), "Свадьба Фигаро" (Пуце).

1962. "Спящая красавица" (Тангиева-Бирзниек), "Долина" д'Альбера (Лиспа), "Судьба человека" Дзержинского (Лиепа), "Дон Карлос" Верди (Пуце), "Сказка о Балде" Чулаки (Тангиева-Бирзниек).

1963. "Валькирия" Вагнера (Лиспа), "Лесная песня" Скорульского (Вронский), "Укрощение строптивой" Шебалина (Заринь), "Радуга" Оре (Витынь), "Пан и Сиринга" Барскова (Лемберг), "Кубинские мелодии" (обр. Пауля;

Блинов), "Катерина Измайлова" Шостаковича (Лиепа), "Шакунтала" Баласаняна (Тангиева-Бирзниек).

Лит.: Государственный ордена Трудового Красного Знамени акад. т-р оперы и балета Латв. ССР, Рига, 1958; 30 лет Государствен. театра оперы и балета ЛССР, Рига, 1949; Театры Советской Латвии, Рига, 1955; Грошева Е., Латышский музыкальный театр. "Советская музыка", 1956, ј 4. Я В

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница