Наши партнеры

Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.
Electra Style Магазин женской одежды в Вологде.
радиатор отопления

Театральная энциклопедия
(страница 249)


ЛАТЫШСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.

ЛАУБЕ (Laube), Генрих (18. IX. 1806 -l. VIII. 1884) - немецкий режиссер, писатель. Принадлежал к "Молодой Германии". Окончил ун-т в Галле.

В своей драматургии следовал традициям Шиллера. Наиболее значит, произв. Л. - трагедии "Мональде-ски" (1841), "Струэнзее" (1845), "Ученики школы Карла" (1846), "Граф Эссекс" (1856). Пьесы Л. были риторичны. Однако благодаря антидеспотич. содержанию "Ученики школы Карла" имели успех в демо-кратич. кругах Австрии и Германии в период революции 1848-49 (пост. в "Бургтеатре")..

Как режиссер Л. оказал большое влияние на развитие реалистич. традиций австр. т-ра. В 1849-67 он руководил "Бургтеатром", в„л борьбу против показной роскоши и излишних постановочных эффектов придворного т-ра. Л. значительно расширил репертуар т-ра, в 1849 здесь были впервые пост. запрещ„нные ранее цензурой "Разбойники" Шиллера. Наряду с классич. репертуаром (Г„те, Шекспир, Кальдерон) Л. ставил совр. австр. драматургию (Ф. Гриль-парпер, Л. Людвиг, Г. Фрейтаг) и франц. комедию (Э. Скриб, В. Сарду). Гл. внимание он уделял раскрытию идейного содержания пьесы, вв„л читки пьес за столом, работал над развитием у актеров живой, естественной сценич. речи. Л. собрал в "Бургтеатре" лучших актеров, создал выдающийся для того времени ансамбль. Л. был режиссером-педагогом; его ученики - Р. Вагнер, А. Зонненталь, И. Левинский, Ш. Вольтер и др. С усилением реакции в Австрии Л. вынужден был уйти из "Бургтеатра". В 1869-70 он работал в Лейпцигском т-ре, в 1872-80 в Венском гор. т-ре. В своих книгах о т-ре дал яркую характеристику совр. ему театр. иск-ва, отмечая его упадок в условиях капиталистич. общества.

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-50, Lpz., 1908-[1910];

Das Burgtheater, Lpz., 1868; Das Norddeutsche Theater, Lpz., 1872; Das Wiener Stadt-Theater, Lpz., 1875.

Лит.: Троицкий 3. Л., Карл, Зейдельман и формирование сценического реализма в Германии, М.-Л., 1940;

Nage J., Deutsch-osterreichische Literaturgeschichte, hrsg. von E. Castle, Bd 3, W., [s. a.]; Der Theatercaesar. Eingel. und ausgewahlt von R. Holzer, Graz- W., [1958]; Schriften uber Theater. Hrsg. von der Deutsch. Akad. der Kunste zu Berlin, B., 1959. JJ. Лоб.

ЛАУДА (итал. lauda, от лат. laudo - хвалю)- один из видов религиозного театра в Италии в 13-14 вв., одноголосные и многоголосные хвалебные песнопения о страстях господних, распевавшиеся монахами-сектантами (т. н. флагелланты). Л. имели ярко выраженную антиклерикальную и иногда сати-рич. направленность. Постепенно они принимали более светский характер. Авторы Л. (Якопоне да Тоди и др.) стали придавать им форму диалога. В таком виде Л. исполнялись во время шествий, а в 14 в. превратились в самостоят, религиозные представления на сюжеты преим. из Евангелия (рождение Христа, благовещение). Постепенно церковь, борясь против еретич. движений, подчинила себе Л.; в них исчезли бунтарские тенденции.

ЛАУНИС (Launis; до 1900 --Линдберг, Lindberg), Армас (22. IV. 1884-7. VIII. 1959) - финский композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Доктор философии (1913). Учился в ун-те и в Муз. школе при Фин. филармонии в Хельсинки. Автор опер "Семеро братьев" по о. п. А. Киви (1913, Фин. нац. т-р), "Куллерво" по нар. эпосу "Калевала" (1917, там же), "Аслак Хетта" (1922, там же), "Песня колдуньи" (соч. 1934) и др. В операх Л. широко использованы нар. мелодии. С 1906 занимался педаго-гич. деятельностью. В 1922 основал консерваторию в Хельсинки и преподавал в ней до 1930.

Соч.: Ооррега ja puhenaytelma, Helsinki, 1915; Oop-pera eli musikkinaytelma, в кн.: Kansanvalistusseuran kalenteri, osa 35, Helsinki, 1914.

Лит.: T o m a s i H., Armas Launis. Notes biographiques, L., [1940]; Armas Launis. Henkilotietoja 60-vuotispa-ivan johdosta, Helsinki, 1944; R a nt a S., Armas Launis, в кн.: .Suomen saveltajia, Porvoo, 1945.

ЛАУР, Хуго (р. 20. III. 1893) - эстонский советский актер. -Нар. apr. dfcr. -ССР (1947)., Чл. Коммунистич. партии с 1950. Сценич. деятельность начал в 1918 в т-ре "Эстония" (Таллин). С 1949 - актер Т-ра им. В. Кингисеппа. актер большого интеллекта и сочного, разностороннего дарования; для творчества Л. характерен искрящийся юмор.

Роли: Горностаев ("Любовь Яровая", 1952), боцман Бухта ("Гибель эскадры", 1953), Мэрфи ("Русский вопрос", 1947), батрак Пааво ("Ветер с юга" Грина. 1949), МяртЛаагус, Маттиас Хааке ("Два лагеря"-, 1948, "На грани дня и ночи",

1951. Якобсона) и др.

В классич. спектаклях: Осип ("Ревизор", 1928), Тобиас ("Сельские сапожники" Киви, 1928), Пиййелехт ("Домовой" Вильде, 1932), Захар Бардин ("Враги" Горького, 1946), Серебряков ("Дядя Ваня", 1951), Мадис ("Варгамяэ" по А. Таммсааре, 1951) и др. т

Снимался в кино ("Свет в КоорДи", Гос. пр. СССР"

1952.идр.). Л. работал также как режиссер, воспитатель молодых актеров. Выступает на эстраде с художеств. чтением.

Соч.: Andmeid }a k illukesi esimesest kumnest aastast, "Eesti noukogude teater", Almanahh, 3, 1957. X. Л.

"ЛАУРЕНСИЯ" - балет А. А. Крейна, либретто Е. Мандельберга (по драме Л. де В era "Овечий источник"). Пост. 22 марта 1939 в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова (Лауренсия - Дудинская, Фрондосо - Чабукиани; балетм. Чабукиани, дириж„р Шерман, худ. Вирсаладзе). Первая пост. в Москве - 1940, т-р "Остров танца", ЦПКиО (Лауренсия - Рыхлова, Фрондосо - Суворов; балетм. Шатин, худ. Власов и Бессарабова); 1956, Большой т-р (Лауренсия - Плисецкая, Фрондосо - Чабукиани; балетм. Чабукиани, дириж„р Файер, худ. Рындин).

Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Киев (1939), Луганск (19 40), Тбилиси (1948), Саратов (1950), Львов (1950), Пермь (1950), Куйбышев (1951), Уфа (1951), Вильнюс (1950), Душанбе (1952), Казань (1953), Улан-Удэ (1953), Харьков (1953), Одесса (1953), Горький (1954), Минск (1955), Уфа (1955), Баку (1956), Свердловск (1957), Якутск (1959), Фрунзе (1962), Кишин„в (1962).

Лит.: Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1940, с. 117-37; Слонимский Ю., Советский балет, М.-Л., 1950, с. 210, 214; Красовская В., Вахтанг Чабукиани, М., 1956, с. 81, 110; Большой театр СССР. Опера. Балет, М., 1958, с. 254. Юр. Б.

ЛАУРИ-ВОЛЫШ (Lauri-Volpi; наст. фам.-В о л ъ-п и), Джакомо (р. 11. XII. 1893) - итальянский артист оперы (тенор). Учился на юридич. ф-те Римского ун-та и одновременно в муз. академии "Санта-Чечи-лия", где занимался пением у А. Котоньи и Э. Роза-ти. Дебютировал на оперной сцене в 1919 в Витербо в партии Артура Тальбо-та ("Пуритане" Беллини). В 1922 исполнил партию Герцога в т-ре "Ла Скала" (под упр. Тосканини). В 1928 пел заглавную партию в опере "Нерон" Бойто на открытии Римской Оперы. С успехом выступал в Риме, Мадриде, Париже, Лондоне, Нью-Йорке и др. городах мира. Лучшие партии: Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Манрико ("Трубадур"), Ка-лаф ("Турандот" Пуччини). В конце 1950-х гг. оставил сцену.

Л.-В. принадлежит к числу выдающихся певцов 20 в. Обладал голосом большого диапазона (верхняя нота - ми бемоль 3-й октавы), отличавшимся силой и полнотой звучания, богатством тембра, особой длительностью звука. Исполнял как лирические, так и драматические теноровые партии. Создал героические музыкально-сценические образы. Автор мн. работ об искусстве пения.

Соч.: L'equivoco, Milano, 1938; Cristalli viventi. Roma. 1948; A viso aperto, Roma, 1953; Voci parallele, Milano. 1955; Misteri della voce umana., Roma, 1957

Лит.: С e l l et t i R., Lauri-Volpi, 1'Heldentenor del melodramma celeste, "Musica e dischi". Mil., 1958, maggio, luglio e agosto. Св. Г.

ЛАУТЕНШЛЕГЕР (Lautenschlager), Карл (l l. IV. 1843-9. VI. 1906) - немецкий театральный машинист. Работал в Риге, Штутгарте; в 1883-1902 в Мюнхене в Королевском Резиденц-театре. Построив в 1896 (совм. с И. Савичем) установку вращающейся сцены, осуществив е„ электрооборудование, Л. тем самым создал одну из предпосылок развития совр. театр. декорации. В 1906 написал книгу "Мюнхенская вращающаяся сцена в Королевском Резиденц-театре и е„ новое электрооборудование" ("Die Munchener Drehbuhne im Kgl. Residenz-Theater nebst Beschreibung einer neuen Buhneneinrichtung mit elektr. Betrieb"). Зин. П.

ЛАУТЕР, Антс Михкелевич [р. 23.VI(5. VII).1894]- эстонский советский актер, режиссер, педагог. Нар. арт. СССР (1948). Сценич. деятельность начал в 1913 в т-ре "Эстония" (Таллин). В годы 1-й мировой войны выступал как актер в рус. т-ре (в Новгороде). В 1918-40 и позднее работал в т-ре "Эстония". режиссерскую деятельность начал ещ„ в 1919. В годы Великой Отечеств, войны возглавлял драм. группу Эст. художеств. ансамблей, находившихся в эвакуации. В 1944-49 был художеств. рук. т-ра "Эстония", в 1949-,0-гл. реж. Т-ра им. Кингисеппа, в 1953- 1955-реж. т-ра "Ванемуйне", в 1958-61-художеств. консультант т-pi ."Эстония", педагог студии сценич. иск-ва. Дкт„рск работы Л. характеризуются тщательностью лвтадеи, точностью выразит, средств, тонкой интеллектуальностью, мастерством сценич. слова, жеста. Выдающееся актерское мастерство сочетается в его сценических образах с гражданским пафосом. Мастер преврцлощения, обладающий ярким темперамента, Л. созда„т героические и характерные образы.

Роли: Хлестаков (1918), Гамлет (1923); Олоферн ("Юдифь" Таммсаар.е, 1924), Лео Саалеп ("Неуловимое чудо" Виль-де, 1925), Кард Моор (1924); Ялака Яан ("В усадьбе Пю-ве" Китцберга,' 1925), Пер Гюнт (о. п. Ибсена, 1927), Бенедикт ("Много шума из ничего" Шекспира, 1936), Вильгельм Телль (о. п. Шиллера, 1936), Аарне ("Женщины Нискавуори", 1936, и "Хлеб Нискавуори", 1939, Вуолийоки), Ильвес ("Связь" Вильде, 1940), Вершинин ("Три сестры", 1948), Харитонов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва, 1946), Городничий (1954); профессор Горностаев ("Любовь Яровая", 1957), ЯакЙоорам ("Микумярди" Раудсеппа, 1957), профессор Ока„мов ("Машенька" Афиногенова, 1952), Кюслаук ("Лауритс" Китцберга, 1955), Шейлок (1958).

режиссерское творчество Л. отличается ясностью, продуманностью концепции, точностью мизансцен, определ„нностью стиля и жанра спектакля. Он добивается исполнительского ансамбля; как режиссер-педагог воспитал поколение эстонских актеров.

Пост.: "Дантон" Роллана (1923), "Юдифь" Таммсааре (1924), "Домовой" Вильде (1924 и 1938), "Разбойники" (1924), "Как вам это понравится" (1926), "Буря" (19.29), "Сон в летнюю ночь" (1937) Шекспира; "Конец пути" Шериффа (1930), "Русские люди" (1944), "Русский вопрос" (1947), "Враги" (1947), "Три сестры" (1948); "Два лагеря" Якобсона (1948); в т-ре "Ванемуйне": "Таня" Арбузова (1953), "Ревизор" (1954), "Мера за меру" Шекспира (1954).

Снимался в кино. Известен как мастер художеств. чтения. Автор мн. статей по театр. иск-ву и одноактных пьес. В„л педагогич. работу (с 1947-профессор) в Эст. консерватории и театр. ин-те. Гос. пр. СССР (1952).

Соч.: Theodor Altermann, "Eesti Noukogude Teater" [Almanahh, II], Tallinn, 1956; Eduard Kurnini (1883-1933), "Eesti Noukogude teater". [Almanahh, III], Tallinn, 1957 ; Neu-vosto-Eestin Draamateatteri, Tallinn, 1959.

Лит.: Бачелис Т., Живой противник (Антс Лау-тер в роли городничего), "Театр", 1956, .ј il; Pauso V. Lauter je aeg, "Eesti NSV Teatrid", Tallinn, 1958, ј i;

Kask K., Peatugem suurteose ees. (A[nts] Lauter Shylocki osas), там же, 1959, .Na 3. /f. K ас к

ЛАУТОН, Лафтон, Лотон (Laughton), Чарлз (l. VII. 1899-15. XII. 1962)-английский актер. Окончил Королевскую академию драм. иск-ва в Лондоне. Дебютировал в 1926 в "Барнс т-ре" (Лондон) в роли Осипа ("Ревизор"). Работал в разл. т-pax Лондона ("Крайтирион", "Хеймаркет", "Аполлон и др.). В 1933 был приглаш„н Т. Гатриъ труппу т-ра "Олд Вик",где сыграл роли Лопахина ("Вишн„вый сад"), Просперо, Анджело, Макбета ("Буря", "Мера за меру", "Макбет" Шекспира). После 1940 жил в США, играл в т-рах Нью-Йорка, Лос-Анжелоса. Эпизодически выступал в театрах Англии. Л. -характерный актер широкого диапазона, мастерски играл драматич. и комедийные роли, создавал обаятельные образы земных по натуре, умных, добрых людей. С острой характерностью играл роли отрипат. персонажей.

Роли: Основа ("Сон в летнюю ночь"), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера), Тэттл ("Любовь за любовь" Конгрива), Гарри Хигам ("Серебряный кубок" 0'Кейси), Галилей ("Жизнь Галилея" Брехта), Епиходов ("Вишн„вый сад"). Сол„ный ("Три сестры").

Выступал как режиссер (пост.: "Майор Барбара" Шоу, 1956, "Мартин Бек театр", Нью-Йорк, и др.). С 1929 снимался в кино (гл. роли в фильмах "Частная жизнь Генриха VIII", "Рембрандт", "Отверженные", "Свидетель обвинения" и др.).

Лит.: Lanchester E., Charles Laughton and I., L., 1938; Singer K., Charles Laughton story, L., 1954.

Ф.К.

ЛАУЦЮС, Юозас (р. 23. IX. 1893) - литовский советский актер. Нар. арт. Лит. ССР (1955). Начал театр. деятельность в Уфе. После Октябрьской социа-листич. революции - актер драм. труппы Красной Армии. С 1921 - пом. реж. Каунасской рус. труппы. В 1922-31 и 1937-62 был актером Литов. т-ра (ныне Каунасскийт-р драмы), в 1931- 37- Шяуляйского т-ра.

Роли: Знахарь ("Владыка" Миколайтиса-Путинаса, 1929),Гарнис ("Шарунас" Креве-Мицкявичюса, 1929), Тиюнас ("Поросль" Бинкиса, 1938), Протасов ("Дети солнца", 1947), батрак Лабутис ("Поют петухи" Балтушиса, 1948), Даунис ("Жаркое лето" Грицюса, 1955), Кольтис ("Геркус Мантас" Грушаса, 19 57 ),Кайрис(" Двадцатая весна" Марцинкявичюса, 1958). Снимался в кино. В.М.

ЛАУЦЯВИЧЮС (псевд.-В а р г ш а с), Бронюс (20. IX. 1885-1. III. 1916) - литовский писатель, драматург и театральный деятель. Юношей вступил в передвижной т-р, с к-рым разъезжал по России. За революп. деятельность подвергался преследованиям и в 1905 был вынужден бежать в США, где испытал тяж„лую нужду (отсюда псевд. Варгшас-горький, бедный). В Америке (в 1908) организовал из рабочих театр. труппу, где ставил спектакли. С 1914 издавал ежемесячдмй театр. журн. "Вейдродис" ("Зеркало"), где печатал свои статьи о т-ре. В пьесах:

"Последам волна" (1906), "Сон Соломона" (1907), "Первые шаги" (1909), "Пятый приказ" (1912) Л. показывает {еволюн. события, сочувственно изображает восставший народ. В пьесе "Первые шаги" заметно влияние драматургии Горького (пьесы "Враги"). Л. является автором бытовых драм, а также пьес- "Мшише(tm) в "еде" (1909), "Чужой бог" (1913), "Язвы времевм" (4913), "Люди" (1910), обличающих помещиков в 'капиталистов. Жизнь литов. деревни отражева а шеба: "Гнездо домашнего льва" (1913), "Сердце Ионаса" фИ1) Писатель-реалист, Л. следовал принципам демократич. эстетики. В своих статьях ед бородся аеивдейный, передовой т-р, воспи-тывакяцвй зрителя.

Лит.: В. VargSae-L.aiioevicius. Rastai, 1951; Р г a n s-k us В., В Vargaas-Laucevicius, "Pergale", 1948, .ј 8. B. M.

ЛАФЕЙРЕРЕ (Laferrere), Грегорио де (8. III. 1867- 29. IX. 1913) - аргентинский драматург. Первая комедия - "Хеттаторе!" (1904, труппа X. Подесты, Буэнос-Айрес) об интригане, добивающемся политич. власти, - имела большой успех. В дальнейшем Л. написал комедии: "Летние безумцы" (1905, там же), "Под пятой" (1906, т-р "Аполо"), в к-рых высмеивал ханжество, мещанство, клеветников, "Невидимки" (1911, там же) о маньяках, занимающихся спиритизмом. Одна из лучших пьес Л.-"Семья Бар-ранко" (1908, т-р "Аполо") показывает моральное разложение бурж. семьи.

Лит. : Estrella Gutierrez F. Y., Suares Calimano E., Historia de la literatura americana y argentina, [7 ed.], В. Aires, 1940. Ал.Р.

ЛАФОНТЕН (Lafontaine) (имя неизв.) (1655- 1738) - французская артистка балета. Одна из первых проф. франц. танцовщиц. Впервые выступила в опере-балете Люлли "Триумф любви" (1681, Парижская Опера). Л. получила прозвище "королевы танца", е„ творчество ознаменовало развитие проф. франц. балетного иск-ва.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. II, СПБ, 1914;

Cahusac L. de, La dance ancienne et moderne, ou Traite historique de la dance, [P. ], 1754, p. 105; C a s t i 1-B laze, La danse et les ballets.... P., 1832, p. 148. Ham.P.

ЛАХУТЙ (наст. фам. - Ахмед заде), Абул-касем (12. X. 1887-16. III. 1957) - таджикский советский поэт, переводчик. Чл. Коммунистической партии с 1924. Род. и жил в Иране. Лит. деятельность начал в 1903. С 1925 связал свою жизнь и творчество с Сов. Таджикистаном. Стал основоположником тадж. сов. поэзии. Как драматург и переводчик оказал большое влияние и на развитие тадж. т-ра. Опера "Кузнец Кова" (1941), написанная С. Баласаняном по либретто Л. (по "Шах-намэ"), - одно из первых произв. тадж. оперного иск-ва. Л. принадлежат переводы на тадж. яз. классич. произв. мировой драматургии - "Фуэнте овехуна" ("Овечий источник", 1942), трагедий Шекспира - "Отелло" (1940), "Ромео и Джульетта" (1947), "Король Лир" (1957), "Горе от ума" Грибоедова (1956). Эти переводы, выполненные Л. совм. с Ц. Бану, отличаются простотой, выразительностью, поэтической силой слога. Имя Л. присвоено в 1933 тадж. Т-ру драмы (Душанбе).

Соч.: Сочинения в 6 тт. (т. 4-5), Душанбе, 1962 (на тадж. яз.).

Лит.: 3 а н д М., Абулкосим Лахути (1887-1957), [Душанбе], 1957; Демидчик Л.Н., Зарождение и становление таджикской драматургии (1929-1941 гг.), в кн. : Вопросы истории таджикской советской драматургии и театра, [Душанбе], 1957; Очерк истории таджикской советской литературы, М., 1961. Л.Дем.

ЛАЦИС, Анна Эрнестовна (р. 18. III. 1891) - латышский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1955). Училась в Психоневрологич. ин-те в Петербурге и в Студии Ф. Ф. Комисса ржевского в Москве. В 1920-21 и 1924-26 работала режиссером и педагогом в Риге. Училась в аспирантуре ГИТИСа. В 1936-37 руководила латышским т-ром в Смоленске. В 1949-57 - гл. реж. Валмиерского драм. т-ра (Латв. ССР).

В числе лучших пост.: "Южнее 38-й параллели" Тхай Дьян Гуна (1950), "Три капитана" Якобсона (1951), "Победа ‚шки Зиньгиса" Упита (1954), "Привидения" (1956).

Соч.: Дети и кино, М-, 1928 (совм. с Л. Кейлиной);

Революционный театр Германии, М., 1935; Dramatui-feija un teatris, Riga, 1962. К.К.

ЛАЦИС, Вилис Тенисович [р. 29. IV (12. V). 1904] - латышский советский писатель, драматург, общественный деятель. Нар. писатель Латв. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1928. Сын портового рабочего, в молодости работал портовым рабочим, рыбаком, кочегаром на теплоходе. С 20-х гг. участвовал в нелегальном революп. движении. Лит. деятельность начал в 1930. Многие романы Л. инсценированы для т-ра: "Сын рыбака" (1934, Нац. т-р в Риге, 1949, Т-р драмы Латв. ССР и др. городах), "Буря" (соч. 1945-48; 1950 Центр, т-р транспорта и Рижский рус. т-р), "К новому берегу" (1954, Центр, т-р транспорта и Т-р драмы Латв. ССР). Автор пьес о жизни и революц. борьбе латыш. народа в 20-40-х гг.: "Невестка" (1945, Т-р драмы Латв. ССР), "Победа" (1945, Латв. Художеств, т-р) и др.

В 1940-59 - председатель Совета Министров Латв, ССР. Депутат Верх. Совета СССР 2-5-го созывов.

Соч.: Собр. соч., т. 1-10. M., 1959-60. Лит.: Соколова И., Бочаров А., Вилис Лацис, М., 1959. А.В.

ЛАЦИС, Теодор (14. III. 1882-22. III. 1946) - латышский актер и режиссер. В 1899-1903 учился акте рскону иск-ву в Харькове у А. П. Петровского и Е. А. Лепковского. Под псевд. Лаврецкий работал в рус. т-рах у Корша (Москва), в т-ре Соловцова (Киев), в антрепризе П. Медведева и др. Большое влияние на творч. развитие Л. оказали П. В. Самойлов, М. В. Дальский, А. П. Ленский, П. Н. Орленев. В 1920 Л. вернулся в Латвию и начал работать на латыш. сцене - сначала в Лиепайском(1920-22,1944- 1946), потом в Национальном (1923-24, 1925-27, 1934-40), Латв. Художественном (1927-33) и др. т-рах. Л. был замечательным трагедийным актером, создателем психологически сложных образов, мастером раскрытия драматич. конфликтов. Игра его отличалась высоким мастерством, обаянием. Л. выступал также как режиссер и педагог. Был поборником принципов русского реалистического сценического иск-ва.

Роли: Телль ("Вильгельм Телль" Шиллера, 1921), Лир (1922); Ротмистр ("Отец" Стриндберга, 1925), Сирано ("Сира-но де Бержерак" Ростана, 1934), Несчастливцев (1936); Берсенев ("Разлом", 1941), Роплайнис ("Блудный сын" Блау-мана, 1943). Пост. "Овод" Войнич в Рабочем т-ре в Риге (1929) и др. спектакли.

Лит.: Freinbergs К., Teodors Lacis, "Karogs", 1946, .ј 4/5. К.К.

ЛАЦЦИ (итал. ед. ч. lazzo - шутка, от лат. ас-tio - действие) - короткие сценки Суффонного характера, разнообразные трюки, импровизированные шутки; один из важнейших элементов итал. комедии дельарте. Л. исполнялись обычно Дзанни. Они как бы подч„ркивали, комментировали в яркой комедийной форме осн. действие, пародировали отд. эпизоды. Л. не были связаны с сюжетом, часто вводились актерами с целью насмешить публику. Исполнение Л. требовало акробатич. ловкости, выразительности мимики и жеста, остроумия, находчивости. Наиболее удачные Л. передавались от исполнителя к исполнителю, описывались в сборниках сценариев, закреплялись в театр. практике. Л. вводили в свои комедии К. Гольдони, К. Гоцци. В итал. т-ре 20 в. Л. используют диалектальные т-ры, развивающие традиции комедии дель а рте (в т. ч. т-р Э. Де Филиппе). Л. используются и цирковыми клоунами.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M., 1954, 2 изд., 1962. P,fCp.

ЛАШОССЕ (La Chaussee), Пьер Клод Нивель де (1692-14. III. 1754)-французский драматург. Чл. Франц. академии (с 1736). Основоположник жанра "сл„зной комедии. К драматургии обратился в 1733, написав комедию "Ложная антипатия". В прологе Л. теоретически обосновывал необходимость сочетания в драматургии комич. и чувствит. элементов. После неудачных попыток в жанре классицист, трагедии ("Максимилиан", "Пальмира", 1738-39) Л. создал первый образец "сл„зной комедии" - пьесу "Меланида" (1741). Трогат. сюжет, чувствит. сцены, благополучная развязка пьесы определили характерные черты жанра. За первой "сл„зной комедией" последовали: "Памела" (по о. п. Ричардсона, 1743), "Школа матерей" (1744), "Гувернантка" (1747), в к-рой сгущена сентиментально-трогат. атмосфера, нарушены традиции классицизма (автор отступил в нек-рых местах от александрийского стиха). Все пьесы Л. были пост. т-ром "Комеди Франсез". Затрагивая в своих пьесах проблемы семьи и морали, Л., однако, сохранял верность канонам поэтики классицизма. Идейно-художеств. непоследовательность Л., его приверженность сословным нормам вызывали резкую критику Вольтера и энциклопедистов.

Соч.: Oeuvres, v. 1-5, Р.. 1777; в рус. пер. -Гувернантка, в кн.: Mo к у ль с к и и С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. 2, 2 изд., М., 1955.

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939; L a n s о n G.. Nivelle de La Chaussee et la comedie larmoyante, 2 ed.. P., 1903; L i n-t i 1 h a с Е. Рг. L., Histoire generale du theatre en France. La comedie. P., 1909. Л.Лев.

ЛАЩЙЛИН, Лев Александрович (17. XI. 1888- нояб. 1955)-русский советский артист балета и балетмейстер. В 1906 окончил Моск. балетное уч-ще и был принят в балетную труппу Большого т-ра. Вскоре занял положение ведущего характерного танцовщика и пантомимиста. Л. обладал выразит, внешностью. Танцевальное иск-во Л. характеризовалось благородством формы и пластич. выразительностью. Лучшие партии: Эспада ("Дон Кихот"), Повар ("Три толстяка" Оранского), Маркиз ("Пламя Парижа"), Тарас ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого) и др. В 1927 выступил как балетмейстер, поставив танцы в балете "Красный мак" (1927, 1-й и 3-й акты, Большой т-р), "Футболист" Оранского (1930,1-й и 3-й акты, Большой т-р), ставил также танцы в операх. Юр. Б.

ЛЕБЕДЕВ. Владимир Николаевич [р. 14 (27). IV. 1903] - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1925-28 учился в драм. студии Н. В. Ростовой (Ленинград). В 1930-актер, в 1934-37 -худ. рук. Ленингр. Малого обл. драм. т-ра. В 1937-41-худ. рук. Ленингр. обл. драм. т-ра. В 1943-реж. Городского т-ра в Ленинграде (ныне Т-р им. Комис-са ржевской). В последующие годы был гл. режиссером Тульского т-ра (1949-53), Одесского рус. т-ра (1953-58), Ленингр. обл. т-ра драмы и комедии (1958- 1960). В 1947-49-худ. рук., с 1961- режиссер Псковского т-ра.

Пост.: "Человек с ружь„м" (1938), "Русские люди" (1942), "Фронт" (1942); "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (1951), "Обрыв" по Гончарову (1944 и 1947), "Отелло" (1951), "Любовь Яровая" (1957) и др. Е.Ж.

ЛЕБЕДЕВ, Владимир Ф„дорович (1870-10.II.1952)- русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1949). Окончил историко-филологич. ф-т Казанского ун-та, в 1904-театр. уч-ще при моек. Малом т-ре и был принят в труппу этого т-ра. Яркий бытовой актер, Л. обладал острой наблюдательностью. Его сценич. образы отличались яркостью социальной характеристики, сатирич-ностью выразитель" ностью деталей.

Роли: Голутвин ("На всякого мудреца довольно простоты"). Конь ("Враги"), Головастиков ("Варвары"), протоирей Закатов ("Любовь Яровая"), Кокорышкин ("Нашествие"), Шмата; Князь Туго-уховский ("Горе от ума"), Иванов ("В чужом пиру похмелье" Островского). С 1904 выступал в концертах как чтец. Исполнял рассказы И. Ф. Горбунова, а также сцены из нар. быта собственного соч. В. Мае.

ЛЕБЕДЕВ, Герасим Степанович (1749-15. VII. 1817)-русский уч„ный, театральный деятель. Л.- основоположник рус. индологии. В 1787 поселился в Калькутте. Перев„л на бенг. яз. англ. комедии:

"Притворство" Джордрелла и "Любовь - лучший врачеватель". Сохранив сюжетную канву пьес, Л. перен„с место действия в Индию и дополнил пьесы сценками из дцд. мизни (крмич. интермедии, фарсы). Л. организовал труппу, обучил е„, перестроил снятый в аренду дом и 27 окт. 1795 открыл первый в Бенгалии т-р ставивший пьесы на бенг. яз. (музыку к спектаклямписал Л.). Популярность т-ра была настолько велика, что английские чиновники пытались его поджечь, а затем интригами и тяжбой довели Л. до разорения. В 1797 Л. уехал из Индии.

Л. принадлежат исследования по инд. культуре, грамматике и др.

Лит.: Г ам аю н о в Л. С., Из истории изучения Индии в России (к вопросу о деятельности Г. С. Лебедева), в кн.:

Очерки по истории русского востоковедения, сб. 2, М., 1956;

Воробье в-Д есятовский В. С., Русский индианист Герасим Степанович Лебедев (1749-1817), там же;

АнтоноваК. А., К истории русско-индийских культурных связей. [Из тетрадей Г. С. Лебедева (1795-1797)], "Исторический архив", 1956, .Мд 1. И.Р.

ЛЕБЕДЕВ, Евгений Алексеевич (р. 15. 1.1917) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1962). В 1940 окончил Моск. театр. уч-ще и поступил в Тбилисский рус. ТЮЗ. Роли - Митя ("Бедность не порок"), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь"). В 1949-56 - актер Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. С 1956 в труппе Ленингр. Большого драм. т-ра.

Л. владеет иск-вом бытовой драмы (Тихон-"Гроза";

Ухов - "Старшая сестра" Володина), сценич. плаката (боцман Кобза-"Гибель эскадры"), трагикомедии (Монахов - "Варвары"). В роли Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи" Брехта), сыгранной Л. в манере сатирического гротеска, с особой силой проявились присущие актеру точность мысли, политическая острота.

Др. роли: Саватеев ("Студенты" Лифшица), Степан Бара-баш ("На улице Счастливой" Принцева), Балютин ("Метелица" Пановой), Ст„пкин ("Дали неоглядные" Вирты), м-ль Куку ("Безымянная звезда" Себастьяну), Григорий Степанович ("Неравный бой" Розова) и др.

Лит.: Беньяш Р., Евгений Лебедев, "Театральная жизнь", 1962, ј 18, с. 25. Нин. 77.

ЛЕБЕДЕВ, Иван Владимирович (псевд. -"Дядя Ваня"; 1879-1950) - русский цирковой деятель. Окончил в 1905 юридич. ф-т Петерб. ун-та. В юношеском возрасте стал заниматься тяж„лой атлетикой. Впервые выступил как арбитр в чемпионатах борьбы в 1905 и с этого времени начал работу в цирке. Л. придал театрализованную форму спортивному судейству, сопровождая его своеобразным конферансом в виде непринужд„нной беседы ео зрителями. В сов. цирке выступал как арбитр и конферансье, писал репертуар для артистов разговорного жанра, работал тренером по тяж„лой атлетике. Автор неск. учебников по тяж„лой атлетике, пьес ("Решительная схватка", Петроград, 1915). Бор. К.

ЛЕБЕДЕВА, Евдокия Яковлевна [р. 12 (25). II. 1903] - русская советская артистка оперетты. Засл. арт. РСФСР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1952. В 1923-24 училась в Моск. муз. техникуме им. Мусоргского по классу Л. Я. Шор-Плотниковой. В 1923-27 работала артисткой хора в Дмитровском т-ре оперетты в Москве. С 1927 - артистка хора, с 1930-солистка Моск. т-ра оперетты. Первая исполнительница ролей в сов. опереттах: Василина ("Трембита" Милютина; Гос. пр. СССР, 1950), Ярийка, Софья ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Нина ("Золотая долина" Дунаевского), Елизавета Макаровна ("Самое заветное" Соловь„ва-Седого) и др.

Др. роли: Беатриче ("Боккаччо" Зуппе), Зорика ("Цыганская любовь" Легара), Сильва, Баядера, Марица (о. п. Кальмана), Стелла ("Дочь тамбур-мажора" Оффенбаха) и др. М. Лифш.

ЛЕБЕДЕВА, Прасковья Прохоровна (1839--20. I. 1917) - русская артистка балета. В 1846-57 училась в Моск. балетной школе (педагоги Ф. Н. Манохин и Ф. Монтассю). В 1854, будучи воспитанницей школы, успешно дебютировала в партии Гитаны ("Гитана, или Испанская цыганка" Шмита и Обера) и вскоре стала ведущей танцовщицей Большого т-ра. С 1857 - первая танцовщица этого т-ра. В 1865 переведена в Петерб. балетную труппу. В 1867 оставила сцену.

Л. исполняла лирич., героич. и комич. партии. Иск-во е„ было исполнено художеств. правды.

Партии: Эсмеральда; Медора ("Корсар" Адана и Пуни), Жизель; Аспичия ("Дочь фараона" Пуни) и др.

Лит.: Б л а з и с К., Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы, М., i864; "Русская сцена", 1865, ј 3. Юр.Б.

Л‚БЕДЕВ-ЕУМАЧ, Василий Иванович [27.VII(8.VIII). 1898-20. II. 1949]-русский советский поэт-песенник, сатирик. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Лит. деятельность начал в 1916. Автор текста песен, созданных композиторами И. О. Дунаевским, А. В. Александровым и др. Сатирич., лирико-юмористич. произв. Л.-К. (частушки, фельетоны, сценки и т. п.) на злободневные политич., бытовые темы часто переходили со страниц газет и журналов на эстраду. Писал также эстрадные водевили, обозрения, куплеты и др. Был одним из организаторов и авторов Т-ра обозрений Моск. дома печати ("Приготовьте билеты!", 1929, "Вопрос ребром", 1931, "Не в бровь, а в глаз", 1931, и др.). Деп. Верх. Совета РСФСР 1-го и 2-го созывов. Гос. пр.СССР (1941). С. Др.

"ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО"-балетП.И. Чайковского, либретто В. Бегичева и В. Гельцера. Пост. 20 февр. 1877, Большой т-р (Одетта-Одиллия - Карпакова, Зигфрид - Гиллерт, Ротбарт - Соколов; балетм. Рейзингер, дириж„р Рябов, худ. Вальц, Шангин, Гроппиус). Возобн. 13 янв. 1880 и 28 окт. 1882 (Одетта-Одиллия - Калмыкова и Гейтен, Зигфрид-Бекефи; балетм. Ганзен, дириж„р и худ. те же). Новая пост. в 1901 (Одетта-Одиллия-Джури, Зигфрид- Мордкин, Ротбарт-Кувакин; балетм. Горский, дириж„р Аренде, худ. Головин, Коровин и Клодт). В Петербурге - 17 февр. 1894, Мариинский т-р, 2-й акт (Одетта - Леньяни; балетм. Л. Иванов). 15 янв. 1895 все 4 акта, там же (Одетта-Одиллия-Леньяни, Зигфрид-Гердт, Ротбарт-Булгаков; балетм. Иванов и М. Петипа, дириж„р Дриго, худ. Андреев, Бочаров, Левот, костюмы Пономар„ва).

На сов. сцене пост. 29 февр. 1920, Большой т-р, Москва [Одетта-Ильющенко, Одиллия-Рейзен, Зигфрид- Жуков, Ротбарт-Булгаков; балетм. Горский, реж. Немиро-вич-Данченко, дириж„р Аренде, худ. Арапов (2-й, 3-й и 4-й акты)]; возобн. 1922 (Одетта-Одиллия-Кандаурова, Зигфрид-Мессерер). 1937 [Одетта-Одиллия-Сем„нова, Зигфрид-Габович, Ротбарт-Гусев; балетм. Долинская (1-й, 2-й и 3-й акты восстановлены по Горскому) и А. Мессерер (новая пост. 4-го акта), дириж„р Файер, худ.Самохвалов и Ф„доров]. В 1953-Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Дан-ченко [Одетта-Одиллия-Бовт, Принц-Чичинадзе, РотбартКлейн, Терентьев; балетм. Бурмейстер (1-й, 3-й и 4-й акты) и П. Гусев (2-й акт), дириж„р Эдельман, худ. Лушин, костюмы Архангельской]. В Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова- 1933, нов. редакция, пост. Л. Иванова и М. Петипа (Одетта-Уланова, Одиллия-Иордан, Зигфрид-Сергеев; балетм. Ваганова, дириж„р Мравинский, худ. Дмитриев). Нов. пост. 1945 (Одетта-Одиллия-Дудинская, Зигфрид-Сергеев, Ротбарт-Гербек; балетм. Лопухов, дириж„р Дубовской, худ. Волков, костюмы Бруни).

Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Ашхабад (1952), Баку (1927), Воронеж (1961), Горький (1936), Душанбе (1962), Ереван (1940), Казань (1957), Кишин„в (1958), Куйбышев (1954), Львов (1947), Минск (1940), Новосибирск (1947), Пермь (1940), Одесса (1946), Петрозаводск (1960), Саратов (1940), Свердловск (1949), Таллин (1954), Ташкент (1936), Тбилиси (1928), Улан-Удэ (1948), Фрунзе (1949), Харьков (1955), Челябинск (1956), Якутск (1961) и др.

За рубежом пост. в 1888 в Праге (2-й акт в концерте-чествовании П. Чайковского); в 1907, там же. В 1911 - "Метрополитен-опера" (Одетта-Одиллия-Гельцер, Зигфрид- Мордкин; балетм. Мордкин). В 1912 - труппа "Русский балет С.П. Дягилева", Монте-Карло; 1934, труппа "Вик Уэллс". Лондон (в Англии был пост. также в 1943 и 1952). В США "Л. о." ставилось неоднократно в сокр. варианте, полностью в 1959 в Чикаго. В 20-60-х гг.: Белград (1925), Берлин (1959), Брно (1950), Варшава (1961), Дрезден (1959),Копенгаген (1938), Мюнхен (1959), Париж (1946; 1960 пост. балетм. В. Бурмейстером), Пекин (1958, балетм. Гусев), Сидней (1934), Стокгольм (1948), Токио (1952-53), Хельсинки (1946; 1957, балетм. А. Мессерер), Штутгарт (1960) и др.

Лит.: Слонимский Ю., П. И. Чайковский и балетный театр его времени, М., 1956, его же, "Лебединое озеро" П. И. Чайковского, Л., 1962; Бахрушин Ю., Балеты Чайковского и их сценическая история, в кн.: Чайковский и театр. М.-Л., 1940; Житомирский Д. В., Балеты Чайковского, М., 1957; Лебединое озеро, Л., 1938;

"Лебединое озеро", М., 1951; С у р и ц Е., По Чайковскому. "Театр", 1953, .ј8; В е a u m о n t С. W., The Ballet called Swan Lake, L., 1953. . Г.Ш.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница