Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей калуга цена в компании РексРент.
Квартиры в Аликанте недвижимость в Аликанте.

Театральная энциклопедия
(страница 253)


РЕПЕРТУАР ТЕАТРА С ОКТЯБРЯ 1917

(новые постановки; в скобках указаны фамилии постановщиков)

1917. "Вес„лые расплюевские дни" ("Смерть Тарелки-на" Сухово-Кобылина) (Мейерхольд).

1918. "Кукушкины слезы" А. Н. Толстого (Карпов). "Мещане" (Карпов); "Петр Хлебник" Л. И. Толстого (Мейерхольд), "Горе от ума" (Долпнов); "Флорентийская трагедия" Уайльда (Стравинская), "Декабрист" П. Гнедича (Смолпч), "Вильгельм Телль" Шиллера (Долинов), "Над земл„й" Майской (Стравинская, Смолич), "Рыцарь Ланваль" Штуккена (Урванцов), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (Смолич), "Лес" (Панчин, Васильева, Шаповален-ко); "Женитьба" (Панчин); "Стоит ли жить?" Ге (Ге), "Всчср-няя зоря" Бейерлейна (Урванцов).

1919. "Новое платье мандарина" Онни-Чубинского (Он-ни-Чубинский), "Укрощение строптивой" (Стравинская,

Гнедич); "Красное яблочко" Галеви (Долинов); "Мизантроп" I Мольера (Долинов), "Плоды просвещения" (Долинов); "Ко-5 роль Дагобер" Ривуара (Горин-Горяинов), "Соломенная 'шляпка" Лабиша (Долинов), "На дне" (Карпов); "Светлый бог" Айзмана (Пашкове кий).

1920. "Мужичок" Шишкова (Панчин), "Шутники" Островского (Карпов), "Роман" Шелдона (Долинов), "Заговор Фиеско" Шиллера (Смолич), "Ревизор" (Карпов); "Красный цветок" Щеглова (Панчин), "Фауст и город" Луначарского Щетров), "Екатерина Ивановна" Андреева (Карпов).

1921. "Светит, да не греет" Островского и Соловь„ва (Панчин), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого "(Арбатов), "Нора" (Карпов); "Коварство и любовь" (Арбатов), "Без вины виноватые" (Карпов); "Всех скорбящих" Хейер-манса (Карпов), "Каширская старина" Аверкиева (Карпов), "Дети Ванюшина" Найд„нова (Арбатов), "Горе от ума" {Карпов); "Живой труп" (Карпов); "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Карпов), "Трактирщица" (Карпов), "Хоть тресни, а женись" (переделка Д. Ленского комедии Мольера "Брак поневоле") (Карпов), "Бедность не порок" (Карпов), "Доходное место" (Карпов).

1922. "Тартюф" (Арбатов); "Старый Гейдельберг" Мейер-Ферстера (Арбатов), "Власть тьмы" (Карпов); "Дитя улицы" "Недомерок") Никодеми (Карпов), "Мадам Сан-Жен" Сарду и Моро (Карпов), "Огни Ивановой ночи" Зудермана (Карпов), "Монарх" ("Людовик XI") Делавиня (Ге), "Потонувший колокол" Гауптмана (Карпов), "Обрыв" Гнедича по Гончарову (Карпов), "Посадник" А. К. Толстого (Смолич), "Бедный Йорик" Тамайо-и-Баус (Горин-Горяинов), "Ночь" Мартине (Петров), "Король комических поэтов" Феррари Смолич), "Эльга" Гауптмана (Смолич).

1923. "Дама с камелиями" Дюма-сына (Пашковский), "Дядюшкин сон" ("Мордасовские летописи") - инсценировка Пешкова по Достоевскому (Лешков), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (Раппопорт), "Как важно быть серьёзным" Уайльда (Петров), "Гроза" (Карпов); "Дневник сатаны" Андреева (Ге), "Леди Фредерик" Моэма (Арбатов), "Торжество в Венеции" Смолича (Смолич), "Уриэль Акоста" Гуцкова (Арбатов), "Грех да беда на кого не живет" Островского (Карпов), "Мещанин во дворянстве" (А. Бенуа); "Ткачи" Гауптмана (Карпов), "Рыцарь Ланваль" Штуккена (Пашковский), "Идеальный муж" Уайльда (Петров), "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (Смолич, Петров), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (Раппопорт), "Канцлер и слесарь" Луначарского (Смолич), "Фавн" Кноблауха (Горин-Горяинов), "Кулисы" Щепкиной-Куперник (Карпов), "Свои люди - сочт„мся" (Карпов); "Эуген Несчастный" Толлера (Радлов).

1924. "В царстве скуки" Пальерона (Горин-Горяинов), "Скандалисты" ("Е„ первая пьеса") Шоу (Вивьен), "Сарда-напал" Байрона (Петров), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (Карпов), "Михаэль Крамер" Гауптмана {Калугин), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (Вивьен), "Лизистрата" ("Праздник мира") Аристофана (Радлов), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (Смолич); "Волчьи души" Лондона (Радлов), "Авантюрист" Моэма (Горин-Горяинов) "Святая Иоанна" ("Дева Орлеанская") Шоу (Раппопорт), "Царь Эдип" Софокла (Хохлов).

1925. "Изгнание блудного беса" А. Н. Толстого (Петров), "Когда спящий просн„тся" Загорского (Вивьен и Бересн„в), "Джентльмен" Сумбатова (Карпов), "Пигмалион" Шоу (Вивьен), "Герой" Синга (Бересн„в), "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолича (Вивьен), "Мандат" Эрдмана (Раппопорт), "Яд" Луначарского (Петров, Хохлов), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (Карпов), "Общество поч„тных звонарей" Замятина (Радлов), "Скипетр" Эрмана (Петров).

1926. "Иван Каляев" Калугина и Беренштама (Вивьен), "Пугач„вщина" Трен„ва (Вивьен, Петров, Хохлов), "Георгий Гапон" Шаповаленко (Нелидов), "Пушкин и Дантес" Каменского (Хохлов), "Виринея" Сейфуллиной и Правду-хина (Вивьен), "Конец КриворылЪска" Ромашова (Петров).

1927. "Ода Набунага" Окамото Кидо (Радлов), "Волки и овцы" (Вивьен); "Бархат и лохмотья" ("Свадьба Ван-Броувера") Штуккена и Луначарского (Хохлов), "Ревизор" (Петров); "Штиль" Билль-Белоцерковского (Петров), "Отел*-ло" (Радлов), "Бронепоезд 14-69" (Петров).

1928. "Доходное место" (Хохлов); "Павел I" Мережковского (Певцов), "Рельсы гудят" Киршона (Петров), "Плоды просвещения" (Вивьен); "Горе от ума" (Хохлов); "Соломенная шляпка" Лабиша (Петров), "Мятеж" Фурманова и Поливанова (Петров), "Шахт„р" ("Голос недр") Билль-Белоцерковского (Петров), "Делец" Газенклевера, переделка А. Н. Толстого (Петров и Соловь„в).

1929. "Высоты" Ю. Либединского (Вивьен и Петров), "Огненный мост" Ромашова (Петров), "Причальная мачта" Фоотп (Вивьен), "Тартюф" (Петров, Соловь„в).

1930. "Командарм 2" Сельвинского (Соловь„в), "Ярость" Яновского (Петров), "Чудак" Афиногенова (Петров), "Нефть" Горева, бр. Тур и Штейна (Вивьен), "Сенсация" Бен-Хекта и Артура (Петров), "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина (Петров), "Диктатура" Микитенко (Вивьен и Вольский), "1905 год" ("Баррикады") Соболева и В. Подгорного (Акимов, Кустодиев, Музиль, Петров, Шапорин, Шверубович).

1931. "Робеспьер" Раскольникова (Петров и Соловь„в), "Светите, зв„зды" Микитенко (Востоков, Зонне, Сегал), "На всякого мудреца довольно простоты" (Мичурина-Самойлова, Л*ешков, Пионтковский); "Страх" (Петров); "Нашествие Наполеонам Луначарского и Дейча по Газенклеверу

(Петров и Соловь„в), "Смерть Тарелкина" Сухово-Кобылина (Мейерхольд), "Радость" Щеглова (Вивьен, Соловь„в).

1932. "Карта Кудеяри" Горева и Штейна (Петров), "Горе от ума" (Петров); "Дон Жуан" Мольера (Мейерхольд).

1933. "Суд" Киршона (Сушкевич), "Девушки нашей стра ны" Микитенко (Вивьен), "Враги" (Сушкевич); "Дон Кг хот" Чулкова по Сервантесу (Сушкевич, Горин-Горяинов "Конкурс хитрецов" Никитина (Дудин).

1934. "Западня" Рашевской и Бартошевича по Золь (Рашевская), "Чужой реб„нок" Шкваркина (Горин-Горяинов и Дудин), "Бойцы" Ромашова (Дарвишев), "Столпы общества" Ибсена (Сушкевич), "Женитьба" (Музиль);

"Вершины счастья" Дос Пассоса (Кожич), "Дуэль" Бром лей (по рассказу Чехова) (Бромлей, Дудин), "Борис Годунов" Пушкина (Сушкевич), "Чудесный сплав" Киршона (Кожич), "Портрет" Афиногенова (Волков), "За чем пойд„шь, то и найд„шь" ("Женитьба Бальзаминова" Островского) (Зонне).

1935. "Гибель эскадры" (Акимов, Жуковский), "Мольба о жизни" Деваля (Кожич), "Петр I" А. Н. Толстого (Сушкевич), "Ваграмова ночь" Первомайского (Рудник), "Платон Кречет" (Сушкевич), "Бегство" Д. Щеглова (Рудник), "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (Дудин).

1936. "Бесприданница" (Н. Симонов, Вольский) "Глубокая провинция" Светлова (Соколовский), "Кукольный дом" ("Нора") (Бабочкин); "Трус" Крона (Дудин), "Ревизор" (Сушкевич); "Салют, Испания!" Афиногенова (Радлов, Петров) "Лес" (Кожич).

1937. "Банкир" Корнейчука (Петров и Музиль), "Мачеха" Бальзака (Рудник, Даусон), "Фландрия" ("Граф де Ри-зоор") Сарду (Вивьен), "На берегу Невы" Трен„ва (Радлов).

1938. "Доходное место" (Вивьен); "Очная ставка" бр Тур и Шейнина (Вольский, Н. Симонов), "Петр I" А. Н' Толстого (Сушкевич), "Родной дом" Ромашова (Вивьен, Музиль), "Таланты и поклонники" (Кожич); "Ш„л солдат с фронта" Катаева (Рудник).

1939. "Суворов" Бахтерева и Разумовского (Музиль), "Мать" Чапека (Рудник), "Ленин" Каплера и Златогоровой (Вивьен, Кожич, Даусон).

1940. "Лгун" Гольдони (Люце), "Свадьба" Чехова (Вивьен), "Макбет" (Вивьен, Петровых); "Зыковы" (Симонов, Вольский); "Коварство и любовь" (Пионтковский).

1941. "Горе от ума" (Рашевская, Вивьен); "Дон Кихот" Булгакова по Сервантесу (Кожич, Даусон), "В степях Украины" Корнейчука (Вивьен, Петровых), "Дворянское гнездо" Соболыпикова-Самарина по Тургеневу (Музиль), "Ночь в Толедо" Лопе де Вега (Вивьен, Эренберг), "Мой сын" Гергея и Литовского (Музиль).

1942. "Князь Мстислав Удалой" Прута (Вивьен, Петровых), "Накануне" Афиногенова (Рашевская, Эренберг), "Стакан воды" Скриба (Вивьен), "Горячее сердце" (Кожич Даусон); "Петр Крымов" Финна (Музиль), "Фронт" (Кожич, Даусон), "Русские люди" (Вивьен).

1943. "Нашествие" (Вивьен, Петровых); "Кремл„вские куранты" (Вивьен); "Вынужденная посадка" Водопьянова и Лаптева (Музиль; спектакль фронтового филиала театра).

1944. "ртелло" (Козинцев); "Урок дочкам" Крылова (Селектор), "Чеховский вечер" (спектакль фронтового филиала театра).

1945. "Великий государь" Соловь„ва (Вивьен), "Пигмалион" Шоу (Вивьен), "Памятные встречи" Утевского (Музиль), "Школа злословия" Шеридана (Альтус).

1946. "Дядя Ваня" (Вивьен, Петровых); "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (Музиль), "Варвары" Горького (Соколов), "Победители" Чирскова (Кожич), "Осенняя скука" Некрасова (Петровых), "Горе от ума" (Зон).

1947. "Как закалялась сталь", инсценировка Музиля (Музиль), "Русский вопрос" (Вивьен, Эренберг); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (Селектор), "Жизнь в цвету" Довженко (Вивьен), "Хлеб наш насущный" Вирты (Соколов).

1948. "Глубокая разведка" Крона (Петровых), "Лес" (Кожич, Даусон); "Великая сила" Ромашова (Музиль), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (Вивьен), "Крылья" Браж-нина (Селектор), "Полководец Суворов" Бахтерева и Разумовского (Музиль).

1949. "Заговор обреч„нных" Вирты (Кожич, Даусон), "Борис Годунов" Пушкина (Вивьен), "Огненная река" Кожевникова (Музиль), "Илья Головин" Михалкова (Дмо-ховский), "Без вины виноватые" (Даусон), "Незабываемый 1919" Вишневского (Вивьен, Мехнецов).

1950. "Опасный перекр„сток" Спешнева и Маклярского (Музиль), "Голос Америки" Лаврен„ва (Дмоховский), "Живой труп" (Кожич, Даусон); "Победители ночи" Штока (Музиль), "Калиновая роща" Корнейчука (Дмоховский).

1951. "В середине века" Шейнина (Музиль), "Семья Лу-тониных" Бр. Тур и Пырьева (Дмоховский), "Двенадцатая ночь" (Вивьен); "Завтрак у предводителя" Тургенева, "Предложение" Чехова, "Дети" Горького (Дмоховский).

1952. "Ревизор" (Вивьен, Эренберг); "Гражданин Франции" Храбровицкого (Музиль), "Высокая волна" Николаевой и Радзинского (Дмоховский), "На всякого мудреца довольно простоты" (Кожич и Даусон); "Северные зори" Никитина (Вивьен), "Пигмалион" Шоу (Дмоховский).

1953. "Шакалы" Якобсона (Музиль), "Измена нации" ("Золотая чума") Соловь„ва (Вивьен, Эренберг), "Лермонтов" Лаврен„ва (Дмоховский), "Доброе имя" Симонова (Рашевская), "Порт-Артур" Степанова и Попова (Иванов).

1954. "Гамлет" (Козинцев); "Годы странствий" Арбузова (Музиль), "Золотопромышленники" Мамина-Сибиряка (Дмоховский), "Чайка" (Вивьен); "Они знали Маяковского" Катаняна (Петров).

1955. "Крылья" Корнейчука (Дмоховский), "Персональное дело" Штейна (Вивьен), "Пучина" Островского (Кожич, Даусон), "Оптимистическая трагедия" (Товстоногов), "Заговор Фиеско" Шиллера (Музиль).

1956. "Испытание" Белобородова (Дмоховский), "Второе дыхание" Крона (Агамирзян), "Одна ночь" Горбатова (Музиль), "Игрок" Даусона, Вивьена, Босулаева по Достоевскому (Вивьен, Даусон), "Титаник-вальс" Мушатеску (Агамирзян), "Торговцы славой" Паньоля и Нивуа (Дмоховский), "На дне" (Вивьен, Эренберг).

1957."Осенний сад"Хеллман (Вивьен), "Царь Ф„дор Иоан-нович" А. К. Толстого (Соколов), "Город славы" Хаустова и Мина (героический спектакль-концерт, посв. 250-летию Ленинграда) (Музиль, Агамирзян), "Талисман" Мугуева и Рыжова (Дмоховский), "Сонет Петрарки" Погодина (Эренберг), "Грозовой год" Каплера (Даусон).

1958. "Дальняя дорога" Арбузова (Музиль), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (Эренберг), "Бег" Булгакова (Вивьен), "Дворянское гнездо" по Тургеневу (Музиль), "Вот я иду!" Березко (Агамирзян), "Правда хорошо, а счастье лучше" Островского (Меркурьев, И. Мейерхольд).

1959. "Сын века" Куприянова (Вивьен), "Смерть коммивояж„ра" Миллера (Суслович), "Нарушенный покой" Письменного и Музиля (Музиль), "Вс„ оста„тся людям" Ал„шина (Вивьен, Даусон), "Двенадцатый час" Арбузова (Суслович).

1960. "Весенние скрипки" Штейна (Дубравин), "Суровое счастье" Михайлова (Вивьен, Агамирзян), "Бегущая по-волнам" Грина, сценич. композиция Чекаевского (Чекаев-ский), "Изюминка на солнце" Хансберри (Музиль), "Цветы живые" Погодина (Эренберг).

1961. "Взрыв" Дворецкого (Вивьен, Даусон), "По московскому времени" Зорина (Суслович), "Потерянный сын" Арбузова (Музиль), "Друзья и годы" Зорина (Вивьен, Эренберг).

1962. "Знаменитый 702-й" Миродана (Фрейндлих), "Добрый человек из Сычуани" Брехта (Суслович), "Маленькие трагедии" Пушкина (Вивьен, Даусон), "Танцы на шоссе" Гердта и Львовского (Олыпвангер).

1963. "Перед заходом солнца" Гауптмана (Музиль), "Гроза" (Эренберг), "Журбины" по Кочетову (Вивьен, Даусон), "Чудеса в гостиной" Лоусона (Фрейндлих, Ян), "Платон Кречет" (Вивьен).

Лит.: Вольф А. И., Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года, ч. 1-3, СПБ, 1877-84; Б е-л и иск и и В. Г., О драме и театре, М.- Л., 1948;

Островский А.Н.,0 театре. Записки, речи и письма, 2 изд., М.-Л., 1947; Островский А. Н.,Бур-д и н Ф. А., Неизданные письма..., М.-П., 1923; Сто лет. Александрийский театр - театр Госдрамы [1832-1932], Л., 1932; Державин К., Эпохи Александрийской сцены, [Л.], 1932; Ленинградский Гос. ордена Трудового Красного Знамени акад. театр драмы им. А. С. Пушкина, Л., 1940 (Показ искусства Ленинграда); Каратыгин П. А., Записки, т. 1-2, Л., 1929-30; Нильский А. А., Закулисная хроника. 1856-1894, 2 изд., СПБ, 1900; Гнедич П. П., Книга жизни. Воспоминания. 1856-1918, Л., 1929; Ходотов Н.Н., Близкое - далекое. (Воспоминания), М.- Л., 1962; Корчагина-Александровская Е.П., Страницы жизни. Статьи и речи. Воспоминания, М., 1955; Мичурина-Самойлова В. А., Шестьдесят лет в искусстве, М.- Л., 1946;

Юрьев Ю., Записки, тт.1-2, Л.-М., 1963; Б о р и-с о в А. Ф., Из творческого опыта, М., 1954; Малютин Я. О., актеры моего поколения, Л.-М., 1959;

Петров П., 50 и 500, М., 1960; Цимбал С., Творческая судьба Певцова, Л.-М., 1957; Капралов Г., Юрий Толубеев, [Л.-М., 1961]; Б е н ь я ш Р., Н. К. Черкасов, М., 1952; Альтшуллер А. Я., К истории академического театра драмы им. А. С. Пушкина в первые годы советской власти, в кн.: Уч. записки гос. н.-и. ин-та театра и музыки, т. 1, Л., 1958; Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1-3, М., 1954-61. Ев. К.,АН. А.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ С. М. КИРОВА (Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова)- один из старейших и крупнейших музыкальных театров СССР.

Первые оперные и балетные спектакли в Петербурге были пост. в 18 в. С 1783 оперные, балетные и драм. спектакли проходят в здании специально построенного Большого т-ра, на сцене к-рого в конце 18 - нач. 19 вв. выступают талантливые рус. артисты Е. С. Сандунова, Я. С. Воробь„в, П. В. Злов, А. М. Крутицкий, В. М. Самойлов, П. А. Булахов, Г. Ф. Климовский, артисты балета И. И. Вальберх,

А. П. Глушковский, Н. О. Гольц, М. И. Данилова, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, А. С. Новицкая и др. В 1803 происходит отделение оперной и балетной труппы от драматической. В 1832 драм. труппа переходит в Александрийский т-р. В эти годы во главе рус. и итал. оперы в Петербурге стоял дириж„р К. А. Кавос, одновременно (1801-29, с перерывом 1811-16) в т-ре работал балетм. Ш. Дидло, в творчестве к-рого наметилась тенденция выйти за рамки придворного репертуара (балет "Кавказский пленник" по Пушкину, либр. и пост. Дидло, муз. Кавоса, 1823).

Новый период в развитии т-ра открыла пост. оперы "Иван Сусанин" (27 нояб. 1836). Вопреки стремлению императорского двора придать ей самодержавно-охранительное значение, патриотич. содержание ге-роико-трагич. оперы Глинки было верно понято демократич. кругами Петербурга. 27 нояб. 1842 состоялась премьера второй оперы Глинки "Руслан и Людмила". В операх Глинки раскрылись дарования выдающихся рус. певцов - О. А. Петрова и А. Я. Петровой-Воробь„вой. Несмотря на холодный при„м, оказанный "Руслану и Людмиле" придворно-ари-стократич. кругами, на реакц. тенденции дирекции императорских т-ров, покровительствующей иностр. труппам, остановить процесс демократизации рус. иск-ва было невозможно. Под влиянием рус. актеров и разночинных слоев Петербурга на сцену т-ра начинают проникать оперы на бытовые и даже социальные темы. По настоянию О. А. Петрова в его бенефис (1851) ставится опера Даргомыжского "Эсмеральда"; в 1856 - "Русалка"; в 1849 - балет "Эсмеральда" Пуни (пост. Ж. Перро).

В 1860 т-р переходит в новое здание (построено арх. А. К. Кавосом на месте сгоревшего здания театра-цирка) и получает название Мариинского.

В 1860-х гг. в России выдвигается группа выдающихся композиторов - наследников реалистич. традиций Глинки и Даргомыжского: Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский. Под влиянием глубоких изменений, происходящих в общественной жизни и в рус. муз. творчестве, дириж„ры Марлин-ского т-ра К. Н. Лядов (в 1850-69 - гл. дириж„р) и особенно Э. Ф. Направник (с 1863 - дириж„р, в 1869-1916 - гл. дириж„р) берут ориентацию на творчество отечеств, композиторов. Т-р ставит оперы "Юдифь" (1863), "Вражья сила" (по Островскому и на его же либр., 1871) Серова, "Каменный гость" Даргомыжского (1872), "Псковитянка" (1873), "Майская ночь" (1880), "Снегурочка" (1882), "Млада" (1893), "Ночь перед рождеством" (1895) Римского-Корсакова, "Борис Годунов" Мусоргского (1874), "Опричник" (1874), '"Кузнец Вакула" (1876), "Орлеанская дева" (1881), "Чародейка" (1887), "Пиковая дама" (1890), "Иоланта" (1892) Чайковского, "Орестея" Танеева (1895) и др., а также оперы Верди, Вагнера и др. зарубежных композиторов.

Во 2-й половине 19 в. на сцене Мариинского т-ра выступают замечательные оперные певцы Ф. П. Ко-мисса ржевский, Е. А. Лавровская, И. А. Мельников, Ф. К. Никольский, Ю. Ф. Платонова, позднее М. И. Долина, Ф. В. Литвин, Е. К. Мравпна, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский, И. В. Тартаков, М. И. и Н. Н. Фигнеры, Л. Г. Яковлев и др. Первые опыты оперной режиссуры в т-ре связаны с именем О. О. Палечека (с 1882 - учитель сцены, позднее режиссер). В нач. 20 в. выдвинулась новая блестящая плеяда артистов. Ведущее место в труппе заняли Ф. И. Шаляпин и И. В. Ершов, в творчестве к-рых технич. совершенство владения голосом, выразительность пения соединялись с драматич. искусством: их игра была исполнена глубокой жизненной правды у огромной драматич. силы. Вместе с ними в нач. 20 в. на Мариинской сцене пели И. А. Алчевский,Л. 3. Андреев, Н. А. Большаков, Г. А. Боссе, Е. А. Вронская, А. М. Давыдов, Н. И. Забела, В. И. Касторский и др.

В балетных пост. т-ра уже в 1860-х гг. заметно стремление воплотить русские нац. сюжеты (пост. Сен-Ле-она: "Кон„к-Горбунок" Пуни по Ершову, 1864, "Золотая рыбка" по Пушкину, 1867). Однако условность балетной драматургии и зависимость балета от вкусов аристократии, завсегдатаев т-ра привели к тому, что пост. эти, отличавшиеся феерической парадностью, были далеки по своему характеру от лит. источников. Блистательными достижениями балетной труппы отмечены конец 19 - нач. 20 в., когда на Мариин-ской сцене ставятся балеты Чайковского и Глазунова: "Спящая красавица" (1890) и "Раймонда" (1898) в пост. М. И. Петипа, "Лебединое озеро" (1895) в пост. Л. И. Иванова и Петипа. Симфонизация танца, углубл„нная трактовка образов требовали новых выразительных средств. Новый этап в развитии балетного иск-ва связан с творчеством А. П. Павловой, М. Ф. Кшесинской, О. И. Преображенской, Т. П. Карсавиной, О. А. Спесивцевой, В. Ф. Нижин-ского и др. Новаторские принципы развиваются в постановках балетмейстера М. М. Фокина - "Павильон Армиды" Черепнина (1907), "Шопениана" (1908) и др.

В годы, предшествовавшие Великой Окт. революции, т-р переживал кризис. "Официозное" положение столичного т-ра, консерватизм придворного ведомства влияли на его репертуар. Руководство т-ра нередко игнорировало значительные произведения отечеств. композиторов. Лишь под давлением передовой общественности пост. опера Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (1907), по инициативе Шаляпина возобновлены "Борис Годунов" и "Хованщина".

Победа Великой Окт. социалистич. революции поставила т-р на службу народу. 9 нояб.1917 т-р был передан в ведение Нар. комиссариата по просвещению, а летом 1920 вош„л в систему академич. т-ров Петрограда и Москвы, получив наименование: Гос. академич. т-р оперы и балета. Т-р заполнили новые зрители - солдаты, матросы, рабочие, крестьяне. Вс„, что перекликалось с революц. событиями (оперы "Фенелла" Обера, 1918, "Кашей бессмертный" Римского-Корсакова, 1919) или высмеивало самодержавный строй ("Золотой петушок", 1919), встречалось новой аудиторией восторженно.

В течение 20 - нач. 30-х гг. т-р переживал сложный период исканий и внутр. перестройки. Ставя классич. произведения, коллектив стремился воплотить в оперных и балетных спектаклях революц. тему. Первые попытки в этой области - балеты "Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена (1923), "Красный вихрь" Дешевова (1924, оба пост. Лопуховым); однако в этих спектаклях сказались распростран„нные в те годы декадентские тенденции. Неудачные эксперименты проводились также и в опере ("Дальний звон" Шрекера, "Плотина" Мосолова). Со второй половины 20-х гг. в репертуаре т-ра появляются подлинно новаторские спектакли. С острым юмором и изобретательностью пост.: балет "Пульчинелла" Стравинского (1926, балетм. Лопухов), комич. опера "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1926). Крупным событием театр. жизни стала пост. в подлинной редакции оперы "Борис Годунов" (1928), современно прозвучала опера "Вильгельм Телль" Россини (1932). В конце 20 - нач. 30-х гг. ставятся оперы сов. композиторов: "Орлиный бунт" (1925) и "Ч„рный яр" (1931) Пащенко, "Л„д и сталь" Дешевова (1930).

В 20-е гг. в т-ре работали дириж„ры А. В. Гаук, В. А. Дранишников, Р. Е. Дриго, С. В. Ельцин, А. К. Коутс,Э.А. Купер, Н.А.Малько,Д.И.Похитонов,

Г. Г. Фительберг, реж. А. Б. Винер, Э. И. Каплан, И. М. Лапицкий, В. А. Лосский, С. Д. Масловская, В. Э. Мейерхольд, С.Э. Радлов, Н. В. Смолич, балетм. А. Я. Ваганова, В. И. Вайнонен, Л. С. Леонтьев, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономар„в, А. И. Чекрыгпн; художники - А. Я. Головин, В. В. Дмитриев" К. А. Коровин, В. А. Щука. В т-р приходит новая блестящая плеяда певцов: Р. Г. Горская, Р.Л. Изгур, К. В. Кузнецова, В. К. Павловская, Н. К. Печковский, М. О. Рейзен, В. Р. Сливинский и др. Активную помощь оказывал т-ру композитор Б. В. Асафьев.

Новый этап развития сов. лит-ры и иск-ва открыло постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 "О перестройке литературно-художественных организаций". Вскоре в балетном репертуаре т-ра появляются новые спектакли: "Пламя Парижа" (1932), "Бахчисарайский фонтан" (1934), "Утраченные иллюзии" (1936), "Партизанские дни" (1937) Асафьева; возрождается классика ("Лебединое озеро", "Щелкунчик"). Молодые артисты балета, воспитанные в хореографическом уч-ще под рук. выдающихся педагогов А. Я. Вагановой и В. И. Пономар„ва, пополнили балетную труппу т-ра. В 30-е гг. к известным артистам - Е. М. Люком, Б. В. Шавров, М. А. Дудко, Е. П. Гердт, Л. С. Леонтьев, А. М. Монахов, А. В. Лопухов, В. А. Сем„нов, А. И. Чекрыгпн - прибавились новые имена артистов, умноживших славу сов. балета: Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев, В. М. Чабукиани, М. Т. Сем„нова, О. Г. Иордан, А. Н. Ермолаев, Т. М. Вечеслова, Ф. И. Балабина, А. Я. Шелест, Н. А. Зубковскип, Н. А. Анисимова, Р. И. Гербек, С. Г. Корень и др. В эти годы балетные спектакли ставили: Р. В. Захаров, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани, Л. М. Лавровский. Каждый из них расширил границы балетного жанра. Захаров создал образец нового романтич. балета ("Бахчисарайский фонтан"), пост. Вайнонс-на определили развитие нового жанра балетного иск-ва - героич. балета ("Пламя Парижа", "Партизанские дни"), Чабукиани придал сценич. форму нар. танцу ("Сердце гор" Баланчивадзе, 1938,. "Лауренсия", 1939), Лавровский впервые доказал возможность создания в балете шекспировских образов ("Ромео и Джульетта", 1940).

Среди достижений сов. оперы этих лет - пост.:

"Броненосец Пот„мкин" Чишко (1937), "Щорс" Фар-ди (1938), "В бурю" Хренникова (1939). Большую помощь молодым композиторам в завершении их опер оказали гл. дириж„р т-ра А. М. Пазовский (1938-43) и гл. режиссер Л. В. Баратов (1938-43). Благодаря тесной связи т-ра с Ленингр. консерваторией (артисты т-ра И. В. Ершов, П. 3. Андреев, Г. А. Боссе, Е. А. Бронская были одновременно и профессорами консерватории) оперный коллектив т-ра постоянно пополнялся новыми исполнителями. В т-р пришли С. П. Преображенская, В. А. Давыдова, И. М. Ьит-лин, Б. М. Фрейдков, Г. Н. Орлов, Г. М. Нэлеин, И. П. Яшугин, И. А. Нечаев, А. А. Халилсева, О. А. Кашеварова, Т. Е. Смирнова, А. Ю. Модестов, Н. Л. Вельтер, В. Ф. Тихий. В 1935 Ленингр. академич. т-ру оперы и балета было присвоено имя С. М. Кирова. В 1939 т-р был награжд„н орденом Ленина. В 1940 т-р показывал свои лучшие спектакли в Москве (Ленингр. декада иск-ва).

В нач. Великой Отечеств, войны т-р был эвакуирован в Пермь, где подготовил новые спектакли: "Емель-ян Пугач„в" Коваля (1942), "Гаянэ" (1942), "Ночь перед рождеством" (1943). Артисты т-ра выступали в госпиталях, выезжали в составе бригад на фронт.

В Ленинград т-р возвратился летом 1944. В это время художеств. руководство т-ром осуществляли:

Б. Э. Хайкин (гл. дириж„р), И. Ю. Шлепянов (гл, режиссер), В.П.Степанов (гл. хормейстер). Дириж„рами балетных спектаклей были Е. А. Дубовской и П. Э. Фельдт. В дальнейшем гл. дириж„рами т-ра были С. В. Ельцин (1953-56), Э. П. Грикуров (1956-61), гл. реж.- Е. Н. Соковнин (1952-59), гл. хорм.- А. В. Михайлов (1950-61), гл. худ.- С. Б. Вирсаладзе (1945-62), худ. рук. балета-П. А. Гусев (1945-50), гл. балетм. - Ф. В. Лопухов (1944-56), Б. А. Фенстер. (1956-59).

Конец 40 - нач. 50-х гг. характеризуются напряж„нной работой по созданию нового репертуара и восстановлению прежнего. К. М. Сергеев пост. балет "Золушка" (1946), обнаружив в этом спектакле стремление дать острые психологии, характеристики (чрты, наиболее полно проявившиеся впоследствии п его редакциях классики и в пост. балета на совр. тему -"Тропою грома" Караева, 1958). Р. В. Захаров продолжает создавать спектакли романтич. жанра - балет "Медный всадник" (1949), Б. А. Фенстер пост. балеты "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (1955) и "Маскарад" Лапутина (1960), переведя на язык хореографии гоголевский эпос и романтич. драму Лермонтова. Л. В. Якобсон пост. балет Хачатуряна "Спартак" (1956), воссоздав панораму образов и событий античного мира. Новаторскими поисками отмечены пост. балетов "Каменный цветок" Прокофьева (1957), "Легенда о любви" Меликова (1961) (обе - балетм. Ю. Н. Григорович), "Берег надежды" Петрова (1959, балетм. И. Д. Вольский). Оперные спектакли 50-нач. 60-х гг. посв. событиям Вел. Отечеств, войны -"Семья Тараса" Кабалевского (1950), "Судьба человека" Дзержинского (1961), историко-революц. темам - "Декабристы" Шапорина (1953), "Мать" Хренникова (1957). Среди лучших пост. рус. классики:

"Мазепа" (1950), "Псковитянка" (1952), "Садко" (1953). Т-р продолжает активно работать над сов. репертуаром. За последние годы пост. балеты: "Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича (1961), "Клоп" (по Маяковскому) Отказова и Фиртича (1962), "Дал„кая планета" Майзеля (1963); оперы: "Отчаянная дорога" Маневича (1962), "Кружевница Настя" Трам-бицкого (1963).

Балетный коллектив т-ра гастролировал во Франции, ФРГ, ГДР, Чехословакии, Австрии, Египте, Японии, Англии, США и др. странах.

В труппе т-ра (1964): артисты оперы - нар. арт. СССР К. А. Лаптев, нар. артисты РСФСР И. П. Алексеев, И. М. Бугаев, Н. И. Кривуля, В. В. Максимова, Б. Т. Штоколов, Л. А. Ярошенко, засл. артисты РСФСР Р. А. Баринова.М. М. Гаврилкин, Л. Я. Грудина, М. И. Заика, Г. А. Ковал„ва, Т. С. Кузнецова, И. Н. Наволошников, В. В. Пучков, В. Г. Соловь„в, засл. арт. Чув. АССР Г. В. Данилов; артисты В. В. Кравцов, В. П. Малышев, Л. М. Морозов, Л. П. Филатова, А. Ф. Шестакова; артисты балета - нар. артисты РСФСР Б. Я. Брегвадзе, И. Б. Зубковская, И. А. Колпакова, А. Е. Осипенко; засл. артисты РСФСР И. Г. Генслер, А. И. Грибов, О. Л. Забот-кпна, Г. П. Кекишева, Н. А. Кургапкина, Т. Н. Легат, О; Н. Моисеева, А. Г. Лившиц, Н. А. Петрова, А. А. Сапогов, В. Г. Сем„нов, Ю. В. Соловь„в, В. Д. Ухов, К. И. Федичева, К. В. Шатилов, Н. Б. Ястребова, засл. арт. Башк. АССР Т. В. Балтачеев, артисты С. В. Викулов, Г. Т. Комлева, Н. Р. Макарова, А. А. Павловский, К. А. Рассадин, А. И. Сизова и др.; дириж„ры - засл. деятель иск-в УССР и Тадж. ССР А. И. Климов (гл. дириж„р), засл. деятели иск-в РСФСР Б. И. Анисимов, Д. Э. Далгат, В. Г. Широков; Ю. В. Гамалей, В. В. Калентьев, В. А. Сайко; гл. реж.- засл. деят. иск-в РСФСР Р. И. Тихомиров; балетмейстеры - нар. арт. СССР К. М. Сергеев (гл. балетм.), засл. деят. иск-в РСФСР Л. В. Якобсон; хормейстеры - засл. артист РСФСР А. Г. Мурин (гл. хорм.), Б. Н. Шиндер; гл. художник - нар. худ. РСФСР И. В. Севастьянов.

Совр. здание т-ра выстроено в 1860 по проекту арх. А. К. Кавоса и в дальнейшем неоднократно подвергалось частичной перестройке. В 1885 к основному корпусу театра по проекту арх. В. Шретера произведены пристройки. В 1894 к лицевому фасаду пристроен новый корпус, деревянные стропила и деревянные конструкции сцены заменены металлическими. Во время Великой Отечеств, войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и авиационных бомбардировок, но в 1944 было полностью восстановлено. Глубина сцены - 22 м, ширина - 18 лг, высота- 25 л1. Зрительный зал т-ра имеет 1625 мест.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА С ОКТЯБРЯ1917

(новые постановки) Оперы

1917 27 нояб.: "Руслан и Людмила" (дириж„р Малько, реж. Мельников, худ. Головин и Коровин, балетм. Фокин):,

14 дек.: "Снегурочка" (дириж„р Малько, реж. Мейерхольд' балетм. Ширяев, худ. Коровин).

1918 26 апр.: "Валькирия" Вагнера (дириж„р Коутс, реж. Палечек, худ. Ширяев и Брюкнер); 7 нояб.: "Фенелла" ("Немая из Портичи") Обера (дириж„р Похитонов, реж. Мейерхольд и Масловская, балетм. Кшесинский, худ. Ламбин);

15 нояб.: "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февро нии" Римского-Корсакова (дириж„р Коутс, реж. Мельников, худ. Коровин, Овчинников и Внуков); 22 дек. "Травиата" (дириж„р Фительберг, пост. Андреева, возобн. Циммермана, балетм. Петров); 27 дек.: "Мефистофель" Бойто (дириж„р Похитонов, реж. Шаляпин, худ. Ламбин и Левот).

1919 30 янв.: "Кащей бессмертный" Римского-Корса кова (дириж„р Хессин, реж. Ершов, Масловская, худ. Коровин); 30 янв.: "Королева мая" Глюка (дириж„р Хессин, реж. Эренберг, худ. Головин, балетм. Романов); 14 февр.:

"Золотой петушок" (дириж„р Фительберг, реж. Курзнер. худ. Коровин, балетм. Романов); 21 февр.: "Фауст" (дириж„р Фительберг, реж. Феона, балетм. Петров, худ. Косяков);

16 марта: "Ромео и Джульетта" Гуно (дириж„р Фительберг реж. Боссе, худ. Альмединген, балетм. Петров); 30 марта:

"Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (дириж„р Похитонов, реж. Шаляпин, худ. Головин); 4 апр.: "Дон Кихот" Массне (дириж„р Хессин, реж. Шаляпин, балетм. Романов);

1 мая: "Орфей и Эвридика" Глюка (дириж„р Фительберг, пост. Мейерхольда и Фокина, возобн. Монахова и Чекрыги-на, худ. Головин); 4 окт.: "Псковитянка" (сценич. возобн. Шаляпина, худ. Головин); 20 нояб.: "Богема" (дириж„р Дра-нишников, реж. Оленин, худ. Коровин и Дьячков).

1920 6 февр.: "Евгений Онегин" (дириж„р Купер, реж. Оленин, балетм. Петров, худ. Аллегри, Каменский, Ламбин и Шервашидзе); 18 сент.: "Садко" (дириж„р Купер, реж. Циммерман, балетм. Ширяев, худ. Коровин); 23 окт.: "Вражья сила" Серова (дириж„р Похитонов, реж. Шаляпин, худ. Кустодиев).

1921 3 мая: "Пиковая дама" (дириж„р Купер, реж.Бе-нуа и Купер, балетм. Леонтьев, худ. Бенуа).

1922 25 февр.: "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-сан") (дириж„р Похитонов, реж. Циммерман, худ. Коровин); 23 дек.:

"Аида" (дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Шильдкнехт, балетм. Чекрыгин).

1923 1 янв.: "Травиата" (дириж„ры Купер и Похитонов, реж. Смолич, балетм. Петров, худ. Альмединген); 27 янв.:

"Лоэнгрин" (дириж„р Похитонов, реж. Тартаков, худ. Шишков и Брюкнер); 24 февр.: "Зигфрид" Вагнера (дириж„р Купер, реж. Палечек, худ. Ламбин, Квапп и Суриньянц);

12 апр.: "Тангейзер" Вагнера (дириж„р Купер, реж. Петров, балетм. Л*опухов, худ. Пономар„в и Люткемейер); 29 сент.:

"Млада" Римского-Корсакова (дириж„р Самосуд, реж. Раппо-порт, худ. Коровин, балетм. Петров); 7 нояб.: "Риенци" Вагнера (дириж„р Похитонов, реж. Петров, балетм. Леонтьев, худ. Щуко и Бенуа).

1924 9 февр.: "Кармен" (дириж„р Купер, реж. Лапицкий, балетм. Лопухов, худ. Головин); 23 февр.: "Севильский цирюльник" (дириж„р Похитонов, реж. Смолич, худ. Головин); 10 апр.: "Царская невеста" (дириж„р Самосуд, балетм. Леонтьев); 6 июня: "Саломея" Р. Штрауса (дириж„р Драниш-ников, реж. Лапицкий, худ. Курилко и Домрач„в); 11 окт.:

"Дон Жуан" (дириж„р Самосуд, реж. Петров, худ. Головин).

1925 9 мая: "Дальний звон" Шрекера (дириж„р Драниш-ников, реж. Радлов, балетм. Чекрыгин, худ. Дмитриев);

6 окт.: "Фальстаф" Верди (дириж„р Самосуд, реж. Раппо-порт, балетм. Чекрыгин, худ. Акимов); 7 нояб.: "Орлиный бунт" Пащенко (дириж„р Дранишников, реж. Раппопорт, балетм. Лопухов, худ. Щуко); 12 дек.: "Юдифь" Серова (дириж„р Похитонов, реж. Раппопорт, балетм. Лопухов, худ. Серов).

1926 18 февр.: "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев); 7 нояб.: "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера (дириж„р Дранишников, реж. Раппопорт, балетм. Лопухов, худ. Дмитриев); 11 дек.: "Хованщина" (дириж„р Похитонов, реж. Шаляпин, возобн. Шкафера и Раппопорта, балетм. Лопухов, худ. Коровин).

1927 25 марта: "Бал-маскарад" Верди (дириж„р Коутс, дириж„р сценич. оркестра Прокофьев, реж. Раппопорт, балетм. Леонтьев, худ. Щуко); 13 июня: "Воццек" Берга (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, худ, Левин); 7 нояб.:

"Штурм Перекопа"-героико-батальное представление, музыка Шапорина (дириж„р Дранишников, реж. Раппопорт и Мокин, худ. Щуко).

1928 16 февр.: "Борис Годунов" (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев); 16 июня:

"Гугеноты" (дириж„р Ульрих, реж. Раппопорт, балетм. Леонтьев, худ. Щуко); 24 нояб.: "Кавалер роз" Р. Штрауса (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, балетм. Вайнонен.

1929 18 февр.: "Паяцы" (дириж„р Похитонов, реж. Дво-рищнн, худ. Андреев и Пономар„в); 13 апр : "Евгений Онегин" (дириж„р Гаук, реж. Каплан, худ. Дмитриев, балетм. Вайнонен); 23 апр.: "Русалка" (дириж„р Похитонов, реж. Дворищин, балетм. Ширяев, худ. Бочаров и Шишков);

14 июня: "Отелло" Верди (дириж„р Дранишников, реж. Раппопорт, худ. Щуко).

1930 25 янв.: "Черевички" Чайковского (дириж„р Дранишников, реж. Каплан, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев);

17 мая: "Л„д и сталь" Дешевова (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, худ. Рыков).

1931 26 февр.: "Гибель богов" Вагнера (дириж„р Дранишников, пост. Палечека, возобн. Шкафера, худ. Бенуа);

14 июня: "Ч„рный яр" Пащенко (дириж„р Ельцин, реж. Винер, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев); 26 дек.: "Лакме" дириж„р Похитонов, реж. Дворищин, балетм. Леонтьев, худ. Иванов, Ламбин и Шервашидзе).

1932 23 янв.: "Вильгельм Телль" Россини (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, балетм. Глан, худ. Ходасевич).

1933 19 февр.: "Золото Рейна" Вагнера (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, худ. Рабинович); 31 марта: "У парижской заставы" ("Водовоз") Керубини (дириж„р Дранишников, реж. Харламов, балетм. Захаров, худ. Никифоров); 26 мая:

"Беглец" Стрельникова (дириж„р Жуков, реж. Винер,балетм. Шпалютин, худ. Ходасевич); 16 нояб.: "Трубадур" (дириж„р Дранишников, реж. Радлов, худ. Ходасевич); 19 июня:

"Боярыня Вера Шелога" и "Псковитянка" Римского-Кор-сакова (дириж„р Похитонов, реж. Шкафер, худ. Головин).

1934 29 апр.: "Садко" (дириж„р Жуков, реж. Винер, балетм. Шпалютин, худ. Дмитриев); 26 мая: "Травиата" (дириж„р Дранишников, реж. Дворищин, худ. Никифоров);

5 нояб.: "Мазепа" (дириж„р Дранишников, реж. Винер, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев).

1935 31 марта: "Гугеноты" (дириж„р Дранишников, реж. Смолич, балетм. Захаров, худ. Дмитриев); 4 нояб.: "Пиковая дама" (дириж„р Дранишников, реж. Смолич, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев).

1936 26 мая: "Луиза Миллер" Верди (дириж„р Дранишников, реж. Терешкович, худ. Шухаев); 19 сент.: "Риголетто" (дириж„р Ельцин, реж. Каплан, балетм. Шпалютин, худ. Эрбштейн).

1937 20 янв.: "Сказка о царе Салтане" (дириж„р Пазов-ский, реж. Лосский, худ. Билибин и Щекотина-Потоцкая);

21 июня: "Броненосец Пот„мкин" Чишко (дириж„р Пазов ский, реж. Судаков, балетм. Пономар„в, худ. Рабинович);

31 окт.: "Вертер" (дириж„р Пружан, реж. Печковский, худ. Мельников).

1938 17 мая: "Кармен" (дириж„р Пазовский, пост. Рудника, балетм. Чабукиани, реж. Дворищин); 19 нояб.: "Щорс" Фарди (дириж„р Ельцин, реж. Журавленке и Милешко, балетм. Вайнонен, худ. Константиновский); 29 дек.: "Отелло" Верди (дириж„р Ельцин, реж. Печковский, балетм. Ма-лис, худ. Мельников).

1939 19 июня "Иван Сусанин" (дириж„р Пазовский, реж. Баратов, балетм. Бочаров, худ. Федоровский); 28 окт.:

"В бурю" Хренникова (дириж„р Брон, реж. Баратов, балетм. Корень, худ. Рабинович).

1940 18 апр.: "Севильский цирюльник" (дириж„р Ельцин, реж. Каплан, худ. Акимов); 30 сент.: "Кармен" (дириж„р Шерман, реж. Печковский, балетм. Чабукиани, худ. Головин); 12 дек.: "Дубровский" Направника (дириж„р Похитонов, реж. Печковский, балетм. Пономар„в, худ. Матрунин).

1941 22 марта: "Чародейка" Чайковского (дириж„р Пазовский, реж. Баратов, балетм. Корень, худ. Федоровский);

8 апр.: "Фауст" (дириж„р Ельцин, реж. Печковский, балетм. Чабукиани, худ. Ходасевич и Басов); 17 июня: "Лоэнгрия" (дириж„р Брон, реж. Лосский, худ. Вирсаладзе).

1942 6 нояб.: "Емельян Пугач„в" Коваля (дириж„р Пазовский, реж. Баратов, худ. Федоровский).

1943 24 дек.: "Ночь перед рождеством" (дириж„р Пазовский, реж. Баратов, худ. Федоровский).

1944 28 дек.: "Травиата" (дириж„р Ельцин, реж. Шлепя-нов. худ. Бруни).

1945 12 мая: "Евгений Онегин" (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, балетм. Гербек, худ. Бруни); 19 дек.: "Орлеанская дева" Чайковского (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, балетм. Якобсон, худ. Дмитриев).

1946 30 апр.: "Пиковая дама" (дириж„р Ельцин, реж. Гладковский, худ. Григорьев); 3 нояб.: "Дуэнья" Прокофьева (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, балетм. Анисимова, худ. Бруни и Шлепянов).

1947 31 янв.: "Дубровский" Направника (дириж„р Похитонов, реж. Руч, балетм. Андреев, худ. Кржижановский);

26 окт.: "Князь-озеро" Дзержинского (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, худ. Вирсаладзе).

1948 11 янв.: "Аида" (дириж„р Похитонов, реж. Гладков-скпй, балетм. Пономар„в, худ. Шильдкнехт); 17 июня:

"Кармен" (дириж„р Хайкин, реж. Румянцев, худ. Внрса-ладзе).

1949 20 мая: "Борис Годунов" (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, худ. Мосеев); 9 июля: "Демон" (дириж„р Похн-тонов, балетм. Бельский, худ. Мельников); 5 нояб.: "Фауст" (дириж„р Хайкин, реж. Смолич, балетм. Лавровский, худ. Ходасевич).

1950 22 февр.: "Мазепа" (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, балетм. Вайнонен, худ. Константиновский); 7 нояб.:

"Семья Тараса" Кабалевского (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, худ. Вирсаладзе).

1951 20 февр.: "Гугеноты" (дириж„р Ельцин, реж. Смолич, балетм. Анисимова, худ. Ходасевич); 7 нояб.: "Иван Болотников" Степанова (дириж„р Хайкин, реж. Шлепянов, балетм. Андреев, худ. Константиновский).

1952 10 янв.: "Псковитянка" (дириж„р Ельцин, реж. Со-ковнин, худ. Федоровский); 22 апр.: "Дубровский" Направника (дириж„р Тоне, реж. Ожигова, балетм. Андреев, худ. Кржижановский); 13 июля: "Хованщина" (дириж„р Хайкин, реж. Баратов, балетм. Лопухов, худ. Федоровский).

1953 4 июля: "Декабристы" Шапорина (дириж„р Хайкин, реж. Соковнин, балетм. Мустаев, худ. Константиновский);

25 дек. "Садко" (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин, балетм. Григорович, худ. Юнович).

1954 3 окт.: "Князь Игорь" (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин, худ. Тихонова и Мельников, балетм. Фокин и Лопухов); 25 дек.: "Риголетто" (дириж„р Далгат, реж. Петров и Пасынков, балетм. Григорович, худ. Таубер).

1955 6 нояб.: "Ф„дор Таланов" Дехтер„ва (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин, худ. Константиновский).

1956 24 марта: "Дон Жуан" (дириж„р Ельцин, реж. Каплан, балетм. Анисимова, худ. Вирсаладзе); 5 мая: "Кармен" (дириж„р Грикуров, реж. Смолич, балетм. Анпсимова и Чабукиани, худ. Вирсаладзе, Дмитриев и Мосеев).

1957 5 февр.: "Бал-маскарад" Верди (дириж„р Грикуров, реж. Соковнин, худ. Таубер, балетм. Аниснмова); 7 нояб.:

"Мать" Хренникова (дириж„р Грикуров, реж. Варпаховскпй, худ. Ахвледиани).

1958 17 июля: "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (дириж„р Ельцин, реж. Соковнин, худ. Юнович); 18 дек.: "Севильский цирюльник" (дириж„р Ельцин, реж. Каплан, худ. Вирсаладзе).

1959 28 апр.: "Большая любовь" Дворжака (дириж„р Грикуров, реж. Лингарт, худ. Свобода, балетм.Григорович);

4 окт.: "Три толстяка" Рубина (дириж„р Грикуров, балетм. Григорович, худ. Доррер); 4 нояб.: "Борис Годунов" (оркестровка Шостаковича, дириж„р Ельцин, реж. Гладковский, худ. Мосеев).

1960 11 июня: "Сем„н Котко" Прокофьева (дириж„р Ельцин, реж. Товстоногов и Киреев, худ. Мандель); 25 нояб.:

"Хованщина" (оркестровка Шостаковича, дириж„р Ельцин, реж. Баратов, балетм. Лопухов, худ. Федоровский).

1961 9 июня: "Обручение в монастыре" Прокофьева (дириж„р Ельцин, реж. Киреев, худ. Кустова и Шорр, балетм. Гербек); 17 окт.: "Судьба человека" Дзержинского (дириж„р Широков, реж. Соколов, худ. Тихонова и Мельников).

1962 23 марта: "Лоэнгрин" (дириж„р Климов, реж. Тихомиров, худ. Вирсаладзе); 8 нояб.: "Отчаянная дорога" Маневича (реж. Тихомиров, балетм. Якобсон, худ. Доррер и Авизян).

1963 3 февр.: "Вертер" (дириж„р Калентьев, реж. Киреев, худ. Кустова); 26 июля: "Сила судьбы" Верди (дириж„р Климов, реж. Тихомиров, худ. Севастьянов, балетм. Лившиц); 8 нояб.: "Кружевница Настя" Трамбицкого (дириж„р Далгат, реж. Петров, худ. Дмитриева и Таубер).

Балеты

1918 6 марта: "Коппелия" (дириж„р Лачинов, балетм. Петипа и Чекетти, худ. Андреев, Ламбин, Левот, Пономар„в).

1920 20 нояб.: "Петрушка" Стравинского (дириж„р Купер, балетм. Леонтьев, худ. Бенуа).

1921 2 окт.: "Жар-птица" Стравинского (дириж„р Купер, балетм. Лопухов, худ. Головин); 4 дек.: "Дочь фараона" Пуни (дириж„р Дранишников, балетм. Петипа, возобн. Лопухова, худ. Ламбин, Аллегри, Перминов и Иванов).

1922 23 апр.: "Капризы бабочки" Кроткова (дириж„р Карпов, балетм. Петипа, худ. Бочаров); 23 апр.: "Эрос" на муз. Чайковского (дириж„р Дранишников, балетм. Фокин, худ. Бобышов); 24 апр.: "Саломея" на муз. Глазунова (дириж„р Дранишников, балетм. Леонтьев); 24 сент.: "Сольвейг" на муз. Грига (инструментовка Асафьева, дириж„р Дранишников, балетм. Петров, худ. Головин).

1923 4 февр.: "Щелкунчик" (дириж„р Дранишников, балетм. Лопухов и Ширяев, худ. Бочаров и Иванов); 6 мая:

"Египетские ночи" Аренского (дириж„р Дранншников, балетм. Лопухов и Чекрыгин, худ. Аллегри и Зандин);

6 мая: "Павильон Армиды" Черепнина (дириж„р Дранишников, балетм. Лопухов и Чекрыгин, худ. Бенуа).

1924 26 марта: "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов, худ. Коровин);

26 марта: "Времена года" Глазунова (дириж„р Гаук, балетм. Леонтьев, худ. Бенуа); 29 окт.: "Красный вихрь" Дешевова (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов, худ. Чупятов).

1925 1 марта: "Кандавл" Пуни (дириж„р Гаук, балетм. Леонтьев. худ. Иванов, Левот и Шишков); 12 апр.: "Ручей" Делиба и Минкуса (дириж„р Карпов, балетм. Пономар„в, худ. Иванон).

" 1926 16 мая: "Пульчинелла" Стравинского (дириж„р Гаук. балетм. Лопухов, худ. Дмитриев).

'1927 2 янв.: "Байка про лису, петуха, кота да барана" Стравинского (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов, худ. Дмитриевы 27 апр.: "Ледяная дева" ("Сольвейг") на муз. Грига (дириж„р Гаук. балетм. Лопухов, худ. Головин); 11 дек.:

"Крепостная балерина" Корчмар„ва (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов, худ. Щуко).

1929 2о янв.: "Красный мак" (дириж„р Гаук, балетм. Пономар„в Лопухов и Леонтьев, худ. Эрбштейн); 27 окт.:

"Щелкунчик" (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов, худ. Дмит1930 25 февр.: "Дон Кихот" (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов. ХУД. Головин и Коровин); 26 окт.: "Золотой век" Шостаковича (дириж„р Гаук, балетм. Вайнонен, реж. Кап-лан. худ. Ходасевич).

1931 8 янв.: "Раймонда" (дирижер Карпов, пост. Петнпа, возобн Вагановой, худ. Аллегри, Иванов и Ламбин); 8 апр.:

"Болт" Шостаковича (дириж„р Гаук, балетм. Лопухов, худ. Коршиков и Бруни); 15 мая: "Корсар" Адана и Пуни (дириж„р Карпов, пост. Петипа, возобн. Вагановой, худ. Аллегри и Ламбин).

1932 13 марта: "Жизель" (дириж„р Дубовской, пост. Петипа возобн. Вагановой, худ. Бочаров); 7 нояб.: "Пламя Парижа" (дириж„р Дранишников, балетм. Вайнонен, реж. Радлов, худ. Дмитриев); 13 дек.: "Баядерка" Минкуса (дириж„р Карпов, пост. Петипа, возобн. Вагановой, худ. Иванов. Ламбнн, Аллегри и Квапп).

1933 13 апр.: "Лебединое озеро" (дириж„р Мравннскнй, МУЗ. консультант Асафьев, балетм. Ваганова, реж. Радлов, ХУД. Дмитриев).

' 1934 18 февр.: "Щелкунчик" (дириж„р МравннскиЙ, балетм. Вайнонен, худ. Селезнев); 28 сент.: "Бахчисарайский фонтан" (дириж„р Мравинскпй, балетм. Захаров, реж. Радлов. худ. Ходасевич).

1935* 23 апр.: "Эсмеральда" (дириж„р Дубовской, балетм. Ваганова, реж. Радлов, худ. Ходасевич).

1936 3 янв.: "Утраченные иллюзии" Асафьева (дириж„р Мравинскнй, балетм. Захаров, худ. Дмитриев).

1937 10 мая: "Партизанские дни" Асафьева (дириж„р Дубовской, балетм. Вайнонен, худ. Дмитриев).

1938 22 марта: "Раймонда" (дириж„р Дубовской, балетм. Вайнонен, худ. Ходасевич); 28 июня: "Сердце гор" Балан-чивадзе (дириж„р Паппе, балетм. Чабукиани, худ. Вирса-ладзе).

1939 22 марта: "Лауренсия" (дириж„р Шерман, балетм. Чабукиани, худ. Вирсаладзе).

1940 11 янв.: "Ромео и Джульетта" (дириж„р Шерман, балетм. Лавровский, худ. Вильяме); 12 дек.: "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (дириж„р Дубовской, балетм; Лопухов, реж. Кофтунов, худ. Рындин).

1941 10 февр.: "Баядерка" Минкуса (пост. Петипа, возобн. Пономар„ва, дириж„р Шерман, худ. Ламбин, Иванов, Аллегри и Квапп); 18 дек.: "Жизель" (пост. Петипа, возобн. Пономар„ва, дириж„р Дубовской).

1942 9 дек.: "Гаянэ" (дириж„р Фельдт, балетм. Анисимо-ва, худ. Альтман; 19 февр. 1945 - возобн., худ. Рындин).

1943 27 июня: "Тщетная предосторожность" Гертеля (дириж„р Фельдт, пост. Петипа и Иванова, возобн. Пономар„ва, худ. Бруни).

1945 20 марта: "Кон„к-Горбунок" Пуни (дириж„р Дубовской, пост. Горского, возобн. Лопухова, худ. Коровин);

22 июня: "Лебединое озеро" (дириж„р Дубовской, пост. Иванова и Петипа, возобн. Лопухова, худ. Волков и Бруни).

1946 8 апр.: "Золушка" (дириж„р Фельдт, балетм. Сергеев, худ. Эрдман).

1947 8 янв.: "Весенняя сказка" на муз. Чайковского (дириж„р Дубовской, балетм. Лопухов" худ. Вирсаладзе); 12 июня: "Дочь народа" Крейна (дириж„р Дубовской, балетм. Бур-мейстер и Вечеслова, худ. Ходасевич); 29 дек.: "Милица" Асафьева (дириж„р Дубовской, балетм. Вайнонен, худ. Волп").

1948 30 апр.: "Раймонда" (дириж„р Дубовской, балетм. Петипа и Сергеев, худ. Вирсаладзе); 15 нояб.: "Эсмеральда" Пуни (дириж„р Фельдт, балетм. Петипа и Ваганова, худ. Ходасевич).

1949 14 марта: "Медный всадник" (дириж„р Дубовской, балетм. Захаров, худ. Бобышов); 26 дек.: "Красный мак" (дириж„р Дубовской, балетм. Захаров, худ. Штоффер).

1950 8 марта: "Лебединое озеро" (дириж„р Дубовской, пост. Иванова и Петипа, возобн. Сергеева, худ. Вирсаладзе);

2 мая: "Шурале" (дириж„р Фельдт, балетм. и постановщик Якоосон, худ. Птушко, Мнльчин и Вано); 16 дек.: "Пламя Парижа" (дириж„р Дубовской, балетм. и постановщик Вайнонен, худ. Дмитриев и Доррер).

1952 25 марта: "Спящая красавица" (дириж„р Хайкин, пост. Петипа, нов. ред. Сергеева, худ. Вирсаладзе); 13 июня:

"Гаянэ" (дириж„р Фельдт, балетм. Анисимова, худ. Доррер).

1953 4 июня: "Родные поля" Червинского (дириж„р Дубовской, балетм. Андреев, реж. Рашевская, худ. Вес„л-кин).

1954 21 марта: "Щелкунчик" (дириж„р Хайкин, балетм. Вайнонен, худ. Вирсаладзе),

1955 28 июня: "Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого (дириж„р Фельдт, балетм. Фенстер, худ. Константиновский).

1956 29 дек.: "Спартак" (дириж„р Фельдт, балетм. Якобсон, худ. Ходасевич).

1957 22 апр.: "Каменный цветок" Прокофьева (дириж„р Гамалей, балетм. Григорович, худ. Вирсаладзе).

1958 4 янв.: "Тропою грома" Караева (дириж„р Грику-ров, балетм. Сергеев, худ. Доррер); 2 мая: "Красный цветок" (дириж„р Дубовской, балетм. Андреев, худ. Бобышов).

1959 6 янв.: "Хореографические миниатюры" (дириж„р Гамалей, балетм. Якобсон, худ. Бруни и Вирсаладзе); 16 июня: "Берег надежды" Петрова (дириж„р Дубовской, балетм. Бельский, худ. Доррер).

1960 24 марта: "Отелло" Мачавариани (дириж„р Гамалей, балетм. Чабукиани, худ. Вирсаладзе); 29 дек.: "Маскарад" Лапутина (дириж„р Дубовской, балетм. Фенстер, худ. Бруни и Короткова).

1961 23 марта: "Легенда о любви" Меликова (дирижер Ннязи, балетм. Григорович, худ. Вирсаладзе); 14 апр.:

"Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича (дириж„р Дубовской, балетм. Бельский, худ. Гордон).

1962 24 июня: "Клоп" Отказова и Фиртича (дириж„р Гамалей, балетм. Якобсон, худ. Гончаров, Збарский, Мес-серер и Сельвинская); 15 дек.: "Египетские ночи" Аренского (дириж„р Гамалей, пост. Фокина, возобн. Лопухова, худ. Мельников и Тихонова); 15 дек.: "Карнавал" (дирижер Гамалей, пост. Фокина, возобн. Сергеева, худ. Бакст и Бруни).

1963 12 апр.; "Дал„кая планета" Майзеля (дириж„р Широков, балетм. Сергеев, худ. Доррер); 21 мая: "Кон„к-Горбунок" Пуни (дириж„р Гамалей, пост. Горского, возобн. Михайлова, Балтачеева и Брускина, декорации Коровина).

Лит.: Зотов Р. М., Театральные воспоминания, СПБ, 1859; Никольский Д., Десятилетне концертов Императорской Русской оперы в С.-Петербурге, 1888-1898, СПБ, 1898; Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1899; Светлов В. Я., Терпсихора. Статьи. Очерки. Заметки, СПБ, 1906; Императорские Марнинский и Большой театры. Сезон 1907-1908, СПБ, 1908; "ЕИТ". Сезоны 1890-1915; Г л е-б о в И., Музыкальные заметки, "Театр", 1923, ј 5, с. 3-4;

Луначарский А. В., Академизм, "Новая рампа",. 1924, ј 2, с. 3-4; Теляковский В. А., Воспоминания. 1898-1917, П., 1924; Мокульский С., "Воц-цек" в Ак.-Опере, "Рабочий и театр", 1927, ј 25; Лед и сталь, Л., 1930; Шкафе р В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг.. Л., 1936: В а-зем Е. О., Записки балерины С.-Петербургского Большого театра. 1867-1884, Л.-М., 1937; Слонимский Ю., Мастера балета, Л.- М., 1937; С т а р к Э. А. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890- 1910, Л.- М., 1940; П. И. Чайковский на сцене Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский). Сб. статей, Л.,. 1941; Д р е и д е н С., С. М. Киров и строительство советского театра, в сб.: Театральный альманах, М.- Л., 1947, с. 11-38; Советский театр. [Сб. статей], М., 1947, с. 189- 250, 443-450; Ленинградские театры в годы Великой Отечественной войны, Л.-М., 1948, с. 51-56; Письма К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко к В. А. Теляковскому, "Советская музыка", 1948, ј 8, с. 54- 56; П о х и т о н о в Д., Из прошлого русской оперы, [Л. 1, 1949; Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.Л., 1950; Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критические статьи, М.-Л., 1951; Кюи Ц., Избранные статьи. Л., 1952; Глинка М. И., Письма и документы, Л., 1953; Стасов В. В., Избранные статьи о М. И. Глинке, М., 1955; Мовшенсон А. Г.,Слон и.м-с к и и Ю. И., Новое о последних годах деятельности Дидло. Сообщение, в сб.: Театральное наследство, М., 1956, с. 64-94; Первая русская революция и театр. [Сборник], М., 1956, с. 127-84; Театр и жизнь, Л.- М., 1957;

Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957;

Музыкальный Ленинград. 1917-1957, Л., 1958, с. 3-76;

Богданов-Березовский В., Ленинградский государственный академический ордена Ленина театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Л., 1959; Музыкальная жизнь Ленинграда, Л., 1961; Лев и к С., Записки оперного псвда, 2 изд., М., 1962. В. Заг

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница