Наши партнеры

система звукоусиления
Женское Пальто Вологда.
радиатор отопления

Театральная энциклопедия
(страница 255)


ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. Н. ОСТРОВСКОГО - высшее театральное учебное заведение в Ленинграде. Основан в 1918 под назв. Школа актерского мастерства (рук. Л. С. Вивьен). В 1922 школа реорганизована в Ин-т сценич. иск-в, к-рый затем был переименован в Театр. техникум (1926), Центр, театр. уч-ще (1936). В 1939 реорганизован в Ленингр. гос. театр. ин-т, к-рому в 1948 присвоено имя А. Н. Островского. Педагогами и руководителями ин-та в разные годы были С. С. Данилов, Б. Е. Жуковский, С. С. Мокульский, Н. В. Петров, Н. Е. Серебряков, В. В. Сладкопевцев, В. Н. Соловь„в, Б. М. Сушкевич, Е. И. Тиме, О. М. Чайка и др. Среди выпускников ин-та:

В. В. Мерку рьев, В. П. Полицеймако, Н. К. Симонов, Ю. В. Толубеев, Н. К. Черкасов, Б. П. Чирков, Б. А. Смирнов и мн. др. Ин-т подготовил более 20 нац. студий - молдавскую, удмуртскую, марийскую, коми, карельскую и др., ставшие основой первых проф. т-ров республик. Ин-т имеет ф-ты: актерского мастерства - рук. Б. В. Зон, Л. Ф. Макарьев (с отделением актеров кукольных т-ров, рук. М. М. Королев), режиссерский (рук. Л. С. Вивьен и Г. А. Товстоногов), театр.-постановочный (рук. Н. П. Акимов) и театроведческий (рук. Е. Л. Фин-келыптейн). Кафедрой движения рук. И. Э. Кох. В ин-те имеется аспирантура по истории т-ра и театр. педагогике. В 1961 Л. т. и. объедин„н с Ленингр. научно-исследовательским ин-том т-ра, музыки и кинематографии под назв. Ленингр. гос. ин-т т-ра, музыки и кинематографии; сотрудники объедин„нного ин-та ведут педагогическую и научно-исследоват. работу.

Лит.: Записки Ленинградского театрального института, [вып.] I. Под общей ред. С. С. Мокульского, Л.-М., 1941;

Ленингр. гос. театр. ин-т им. А. Н. Островского, Записки о театре, Л.-М.-, 1958, 1960. Л. Лоб.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ.

Организован в Петрограде в 1918. В фонды музея вошла коллекция портретов и документов Александрийского театра, к-рую начал собирать в 1883 И. Ф. Горбунов, а также др. частные и гос. коллекции по т-ру. Значительная часть материалов, вошедших впоследствии в фонды музея, была экспонирована на Первой рус. театр. выставке, организованной Лит.-художеств. об-вом в марте 1908 в помещении Пана-евского т-ра (Петербург). В 20-х гг. музею были переданы собрания М. Г. Савиной, А. Е. Молчанова,

В. В. Протопопова и др. Фонды музея, отражающие историю рус., сов. и зап.-европ. т-ра, состоят и эскизов декораций и костюмов крупнейших театр. художников, из произв. изобразит, иск-ва, посв. т-ру, макетов, сценич. костюмов, рукописей, фотографии, мемориальных вещей, афиш, программ. Музей проводит научную документацию лучших совр. спектаклей (фотографии, сделанные по ходу действия, зарисовки актеров в ролях и т. д.). Осн. фонд музея - св. 300 тыс. единиц хранения. Экспозиция музея показывает историю рус. музыкального и драм. т-ра от истоков до современности. В массовой работе Л. т. м. большое место занимает демонстрация обширного. фонда звукозаписей. Л. т. м. вед„т научно-исследовательскую и консультационную работу.

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ЦИРК (Ордена Тру довогоКрасного Знамени государственный ц и р к). В конце 18 в. в Петербурге был выстроен ряд манежей. В них проводились гастроли цирковых трупп. Первое специальное цирковое здание - Гимна стич. цирк И. Габита - был открыт на Крестовском о-ве в 1822. В 1827 открылся цирк, получивший назв. Симеоновского, принадлежавший Ж. Турниеру (арх. С. Л. Шустов), здание цирка впоследствии эксплуатировалось и как цирк и как т-р. В 1847 в Петерб. театр. уч-ще организовано цирковое отделение, готовившее наездников и наездниц. В 1845 А. Гверра выстроил деревянный зимний цирк. В 1846 франц. предприниматели и цирковые артисты Ж. Лежар и П. Кюзан выстроили второй цирк" В 1849 дирекция императорских т-ров купила оба здания. На месте цирка Гверра было выстроено каменное здание театра-цирка, в к-ром давались цирковые программы, ставились цирковые пантомимы. В 1855 здание переделали под т-р, и цирковые представления в н„м прекратились. В 1877 в новом каменном здании начала работу цирковая антреприза Г. Чинизел-ли. В 1912 на Петерб. стороне был выстроен ещ„ один зимний деревянный цирк "Модерн" (в 1919 разрушен).

После Октябрьской революции в цирке Чиннзелли работал коллектив артистов, ставивший небольшие агитационные пьесы и постановочные пантомимы:

"Робер и Бертрам" (1922), "Тарас Бульба" (1924). В 1924 цирк стал государственным. В Л. ц. были пост. больпше пантомимы на историч. и совр. сюжеты:

"Шамиль" (1936, сценарий Е. М. Кузнецова, реж. В. В. Максимов, худ. П. Г. Руди), "Тайга в огне" (1938, сценарий Е. М. Кузнецова и Б. Бродянского, реж. Н. В. Петров) и др.; ставились тематич. представления с прологами и эпилогами.

Постоянной труппы Л. ц. не имеет, на его арене выступают крупнейшие сов. и иностр. мастера, молодые исполнители. В 1930 здесь была создана первая в СССР мастерская по подготовке и переподготовке цирковых и эстрадных номеров (рук. Е. М. Кузнецов). Здесь работали режиссеры Е. М. Кузнецов, Е. П. Гершуни, Ю. С. Юрский, Г. С. Венецианов и др., художники Н. П. Акимов, В. М. Ходасевич и др. Большое место в программе цирка занимали номера конного жанра и эксцентриков. В 1928 при Л. ц. открыт музей. В 1963 здание цирка капитально перестроено.

Лит.: Данилове. С.,К 100-летию Ленинградского цирка. Л., 1928; Брянский А., Цирк в Петербурге, "Цирк", 1925, ј 9, 1926, ј 5, 10, 11; 1927, ј 10, 13, 15, 20;

К.узнецов Е., Цирк. Происхождение, развитие, перспективы, М.- Л., 1931; его же, Арена и люди советского цирка, М.- Л., 1947; Дмитриев Ю., Русский цирк, М., 1953. Ю. Д.

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ (Ленинградское академическое государственное хореографическое училище им. А. Я. Вагановой) -театральное (балетное) учебное заведение"

Одно из старейших рус. художеств. учебных заведений. Осн.в 1738 в Петербурге как Танцевальная школа, к-рой руководил Ж. Ланде. Первыми выпускниками были А. Сергеева, А. Тимофеева, А. Топорков, позднее Т. Бубликов, завоевавшие вскоре широкую популярность. В 1779 Танцевальная школа становится частью Петерб. театр. уч-ща. В первые десятилетия существования балетных классов в них преподавали иностр. педагоги (Ланде, А. Фоссано, Ф. Хильфер-динг, Г. Анджолини и др.), затем педагогич. состав пополняется рус. учителями, среди к-рых был И. И. Вальберх. В стенах уч-ща складывается рус. нац. школа танца, с е„ эстетич. требованиями и педагогич. методом, к-рая характеризуется чистотой и благородством пластич. языка, стремлением танцовщиков осмыслить, наполнить танец драматич. содержанием. В 1-й трети 19 в. под. рук. Ш. Дидло и его рус. коллег эта школа получила признание в Европе. Уч-ще подготовило выдающихся мастеров балетного иск-ва:

М. И. Данилову, А. И. Истомину, Е. А. Телешову, А. П. Глушковского, Я. Лю-стих, Н. О. Гольц и др. В 30-50-е гг. 19 в. воспитанники уч-ща Т. П. Смирнова, Е. И. Андреянова, И. Н. Никитин с успехом гастролировали в т-pax Зап. Евро-пы.В 19 в., следуя опыту рус. педагогов, балетные классы вели А. Титюс, Фредерик (П. Маловерн), М. И. Петипа, X. П. Иогансон, Э. Чекетти. Выпускниками 2-й пол. 19 в. были: Е. О. Вазем, Е. П. Соколова, О. И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, А. П. Павлова, Л. И. Иванов, П. А. Гердт, А. В. Ширяев, А. А. Горский, Н. Г. и С. Г. Легаты, М. М. Фокин; нач. 20 в. - В. Ф. Кгпесинский, Т. П. Карсавина и др.

В сов. время на базе балетных классов уч-ща было создано хореографич. учебное заведение с программой школы-семилетки (позднее десятилетки), открыты курсы по подготовке педагогов и балетмейстеров. Л. х. у. готовит артистов для нац. республиканских т-ров онеры и балета, нар. ансамблей. В уч-ще преподавали: Е. П. Гердт, А. В. Лопухов, Ф. В. Лопухов, В. И. Пономар„в, А. В. Ширяев и др. С Л. х. у. связана педагогич. деятельность А. Я. Вагановой, вн„сшей большой вклад в развитие сов. хореографич. образования (в 1957 уч-щу присвоено е„ имя). В Л. х. у. были воспитаны многие ведущие мастера сов. хореографии, нар. арт. СССР-Г. С. Уланова, Н. М. Дудинская, К. М. Сергеев,В. М. Чабукцани; нар. арт. РСФСР - М. Т. Сем„нова, А. Я. Шелест, А. Н. Ермолаев, Л. М. Лавровский, Р. В. Захаров; засл. деят. иск-в РСФСР-Т. М. Вечеслова, Н. А. Анисимо-ва, Н. А. Зубковский, Л. В. Якобсон; засл. арт. РСФСР-О. Г. Иордан (засл. деят. иск-в Кирг. ССР), И. А. Гусев, И. Д. Вольский, Ю. Н. Григорович и др.

С 1961 Л. х. у, - академическое и приравнено к высшим учебным заведениям.

Лит.: Всеволодский (Гернгросс) В., История театрального образования в России, т. 1 (XVII и XVIII вв.), СПБ, 1913; его же, Театр в России при императрице Анне Иоанновне и императоре Иоанне Антоновиче, СПБ, 1914; Борисоглебский 1. В. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; П а н-т ю х о в а Л., Ленинградское государственное хореографическое училище, Л.- М., 1948; Слонимский Ю., Советский балет, М.- Л., 1950. Г. Том.

ЛЕНИНСКАЯ ПРЕМИЯ - в СССР высшая награда, присуждаемая за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, лит-ры и иск-ва. Учреждена в 1925. После 1935 не присуждалась; восстановлена в 1956 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Присуждается ежегодно 22 апреля в день рождения В. И. Ленина. 8 Л. п. присуждаются за произв. художеств. лит-ры, музыки, изобразительного и театр. иск-ва, кинематографии, журналистики и публицистики. Для отбора и определения кандидатов при Совете Министров СССР, наряду с Комитетом по Л. п. в области науки и техники, создан Комитет по Л. п. в области лит-ры и иск-ва. Председатель Комитета (с 1956) - писатель Н. С. Тихонов. Произв. на соискание премий выдвигаются творческими объединениями писателей, композиторов, художников, журналистов, работников т-ра и кино, коллегиями министерств культуры, обществ. орг-циями, редколлегиями журналов, а также отд. деятелями лит-ры и иск-ва. Имена кандидатов публикуются в прессе, широко обсуждаются общественностью. Выборы лауреатов Л. п. происходят на пленарном заседании

Комитета по Л. п. пут„м тайного голосования. В числе лауреатов Л. п. в области иск-ва и лит-ры - актеры и режиссеры Г. С. Уланова, В. М. Чабукпа-ни, В. Н. Пашенная, Б. А. Смирнов, М. М. Штраух, Г. А. Товстоногов, Ю. В. Толубеев, Н. К. Черкасов, композиторы Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, С. С. Прокофьев, писатели Л. М. Леонов, Н. Ф. Погодин,и др. Дм. Д.

ЛЕНСКИЙ (наст. фам.- В е р в и ц и о т т и; носил е„ до 1897), Александр Павлович [1(13).X.1847, Кишин„в,-13(26). X.I 908, Москва] - русский актер и режиссер, театральный педагог. Внебрачный сын князя П. И. Гагарина и О. Вервициотти. После смерти родителей с 1858 жил в семье актера Малого т-ра К. Н. Полтавце ва (женатого на сводной сестре Л.). Постоянное посещение Малого т-ра, участие в любительских спектаклях способствовали развитию у Л. интереса к театр. иск-ву. В 1865 Л. дебютировал во Владимире в т-ре под рук. А. М. Читау-Огар„вой. До 1876 играл на провинциальной сцене (Нижний Новгород, Самара, Казань, Новочеркасск, Тифлис, Одесса и др.). В Москве впервые выступил в июле 1872 в Т-ре на Политехнич. выставке. Летом 1873 гастролировал в Общедоступном т-ре, возглавляемом П. М. Медведевым. С 1876 до конца жизни работал в моск. Малом т-ре (в 1882-84 - в Александрийском т-ре). С 1907 был гл. режиссером Малого т-ра.

Утверждая в иск-ве принципы психологич. правды, Л. достигал высокого мастерства сценич. перевоплощения. Игра его была проникнута стремлением к реалистич. многосторонности, историч. точности в характеристике персонажа. Иск-во Л. отличалось остротой внешнего рисунка,вниманием к деталям, высоким мастерством мимики и грима; он обладал "...совершенно исключительной сценической мягкостью..." (Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 39), обаянием, тонким юмором, Жизненной простотой исполнения, высокой артистичностью и изяществом. Творчество Л., мыслящего и взыскательного художника, было редким по широте диапазона. Он был ярким характерным актером, его сценич. образы являлись результатом внимательного изучения жизни, психологии человека. Художник лирич. дарования, Л. создавал сценич. образы, проникнутые гуманистич. направленностью; его творчество получило признание в кругах передовой рус. интеллигенции. Драм. образы Л. часто раскрывали тему борьбы за счастье народа, осуждали бесправие и насилие, утверждали ценность и достоинство человека, в комедийных образах - сатирически осмеивалась общественная никч„мность, вырождение правящих классов.

Среди лучших ролей Л.: Гамлет (1871, 1877), Ричард III (1876 - Одесса, 1877), Отелло (1879 - Киев, 1888), Бенедикт (1869, 1877) и Петруччио (1870, 1876) в комедиях Шекспира "Много шума из ничего" и "Укрощение строптивой", Дон Жуан ("Дон Жуан" Мольера, 1876), Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1879), Филипп II ("Дон Карлос", 1894), епископ Николае ("Борьба за престол" Ибсена, 1906). Особое место в творчестве Л. занимали роли рус. классич. драматургии: Чацкий (1871, 1876), Фамусов (1887); профессор Кругосветлов ("Плоды просвещения", 1891), Муром-ский ("Дело" Сухово-Кобылина, пьеса шла под названием "Отжитое время", 1900). Ок. 30 ролей сыграл Л. в произв. А. Н. Островского: Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты", 1869, 1876), Дульчин ("Последняя жертва", 1877), Паратов ("Бесприданница", 1878), Великатов ("Таланты и поклонники", 1881), Лыняев ("Волки и овцы", 1893), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905), Дудукин ("Без вины виноватые", 1908) и др. Л. играл также в пьесах совр. ему авторов - А. И. Пальма (Неклюжев - "Наш друг Неклюжев", 1879), А. И. Сумбатова (князь Дубецкой - "Закат", 1899;

Анания Глаха - "Измена", 1903; Светинцев - "Невод", 1905), Вл. И. Немировича-Данченко (Столбцов - "Новое дело", 1890; Демурин - "Цена жизни", 1896) и мн. др.

Стремясь к реформе, обновлению т-ра, к воспитанию актеров высокой культуры, владеющих реа-листнч. творч. методом, следующих единым художеств. традициям, Л. боролся с дилетантизмом, ложно понятой натуральностью. Важнейшее значение придавал он театр. образованию, театр. школе, видя в ней "будущее русского драматического иск-ва". С 1888 Л. преподавал на драм. курсах Моск. театр. уч-ща, с 1895 начал ставить с молодыми актерами" Малого т-ра, своими воспитанниками, утренние спектакли, уделяя особое внимание пост. пьес Островского. Л. связывал задачи режиссера и педагога, добивался сочетания в актерском иск-ве творч. вдохновения с высокой актерской техникой; внешние средства актерской выразительности он подчинял раскрытию внутр. логики характера, замыслу роли. Л. написал ряд статей по вопросам актерского мастерства ("Заметки о мимике и гриме", 1890, "Заметки актера", 1894, и др.), вн„сших значительный вклад в развитие театр. эстетики. Утверждая принципы реализма, Л. считал, что т-р, раскрывая внутр. мир человека, его отношения с внешним миром, должен основываться на художественном воспроизведении реальной жизни. Сторонник иск-ва переживания, Л. видел в н„м основу театр. действия, требовал от актера, чтобы он ощутил себя сценич. героем, был захвачен его чувствами.

Л. был одним из создателей Нового театра (филиал Большого и Малого т-ров), в к-ром в 1898-1903 он возглавлял драм. труппу молодых актеров, состоявшую преим. из его учеников. Борясь с безыдейностью, пошлостью бурж. репертуара, Л. пост. в Новом т-ре произв. Островского (в т. ч. "Козьма Захарьич Минин-Сухорук", 1899, "Снегурочка", 1900), Гоголя ("Ревизор", 1898, "Женитьба", 1898, инсценировка поэмы "М„ртвые души", 1902), Бомарше ("Севильский цирюльник", 1898, и "Женитьба Фигаро", 1899), Шекспира ("Сон в летнюю ночь", 1899, и "Виндзорские проказницы", 1902) и др. В Малом т-ре Л. осуществил пост. пьес Шекспира ("Ромео и Джульетта", 1900, "Кориолан", 1902, "Буря", 1905), Островского ("Без вины виноватые", 1908) и др. В своих режиссерских работах Л. добивался гармонии всех элементов спектакля, подчиняя их задаче раскрытия идейного содержания пьесы. Утверждая ведущую роль режиссера в создании спектакля, он стремился к осуществлению единого целостного режиссерского замысла постановки, к актерскому ансамблю, добивался увеличения репетиционного периода работы с актерами. Большое значение придавал муз. и декоративному оформлению спектакля; требовал изготовления новых декораций для каждой постановки, сам выступал в роли театр. художника, вв„л ряд технич. усовершенствований (вращающийся круг сцены и др.).

Работая режиссером в Новом и Малом т-pax, Л. боролся против чиновничье-бюрократич. произвола, косности и рутины в иск-ве, против постановки символистской, эстетской драматургии. Но в условиях реакц. режима императорских т-ров Л. не мог отстоять свои художеств. позиции. Травля со стороны дирекции, цензурные ограничения привели Л., незадолго до смерти, к решению оставить Малый т-р. В сво„м творчестве Л. выступал последователем сце-нич. эстетики Н. В. Гоголя, М. С. Щепкина, А. Н. Островского. Взгляды его как режиссера и театр. педагога были во мн. близки принципам, положенным К. С. Станиславским и В. И. Немиро ви-чем-Данченко в основу новаторской деятельности Моск. Художеств, т-ра. Среди учеников Л.-В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Остужев, П. М. Садовский и др.

Соч.: А. П. Ленский. Статьи. Письма. Записки, 2 изд., М., 1950.

Лит.: Михайловский В. А., Большой талант (опыт характеристики сценического творчества А. П. Ленского), "ЕИТ", 1910, вып. 6, стр. 85-106; Филиппов В., А. П. Ленский, "Временник Русского Театрального общества", М., 1924, кн. 1, стр. 188-218; Дурылин С., А. П. Ленский (1908-1933), "Театр и драматургия", 1933, ј 9; е г о же, А. П. Ленский в "Борьбе за престол", там же, 1934, ј 11-12; 3 о г р а ф Н., Александр Павлович Ленский (1847-1908), М.-Л., 1944; его же, Александр

Павлович Ленский, М., 1955 (на стр. 419-451 имеются списки ролей и режиссерских работ Л., основная библиография). ff з.

ЛЕНСКИЙ, Александр Степанович [р.12(25).III. 1910] - советский композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1945). В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. Г. И. Литин-ского и дириж„рско-хоровому классу проф. Г. А. Дмитревского. До 1955 жил и работал в Душанбе, где написал ряд произв. в разл. жанрах. Л. принадлежат балеты "Дугуль" ("Две розы"), "Дильбар" (1941, 1954, Тадж. т-р оперы и балета), оперы "Тахир и Зухра", "Арус" ("Невеста") (1945, 1946, там же), "Донецкая быль" (1960, Донецкий т-р оперы и балета), музыка к пост.: "Шодмон" Улугзаде, "Патриоты" Гани и Ниязи, "Отелло", "Слуга двух господ" и др.Творч. деятельность Л. оказала большое влияние на развитие проф. муз. иск-ва Таджикистана. Муз.-сценич. произв. Л. основаны на тадж. мелосе, насыщены характерными нац. танц. ритмами. С 1946 Л. преподавал в Душанбинском муз. уч-ще. Среди его учеников - композиторы 3. Шахиди, Ш. Сайфиддинов, Д. Ахунов, А. Хамдамов, Я. Сабзанов, С. Абрамова и др. Е. У.

ЛЕНСКИЙ, Дмитрий Тимофеевич [наст. фам.- Воробь„в; 1805-9(21).XII.1860] - русский драматург-водевилист и актер. Род. в купеческой семье. В 1824 Л. втайне от отца дебютировал на сцене Малого т-ра (в комедии "Муж и любовник" Зотова) и был принят в труппу. Однако Л. не сделал сценич. карьеры [хотя играл и большие роли - Хлестаков (первый исполнитель в Малом т-ре), Молчалин, Тартюф и др.]. Известность получил как драматург. Написал ок. 100 переводных и оригинальных драм. произв. В них выступали Щепкин, Мартынов, Живокини и мн. др. Водевили Л., жизнерадостные, проникнутые юмором, динамичные по сюжету, остроумные по диалогу, включавшие в себя куплеты в форме эпиграмм, заняли прочное место в репертуаре т-ров 30-50-х гг. 19 в. (первый водевиль - "Сват невпопад", 1829). Вслед за водевилистами П. А Каратыгиным, Ф. А. Кони Л. ориентировался на широкого зрителя. Его водевили отличались демократич. тенденциями, он выступал в защиту "маленького человека". За внешней безобидностью шуток скрывались выпады против дворянства, бюрократич. аппарата России. В то ж время водевили Л. не поднимались до сатирич. обличений. Л. живо интересовался событиями современности. А. Вольф в "Хронике петербургских т-ров" отмечал, что водевили Л. брались бенефициантами нарасхват и выдерживали огромное количество представлений.

Лучшее произв. Л.- "Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка" (1839, Малый т-р, Синичкин - Живокини, Пустославцев - Щепкин, Лиза - Репина, Ветринский - автор; 1840, Александрийский т-р, Синичкин - Мартынов, Лиза - Н. Самойлова), сохранилось в репертуаре до наших дней. Вес„лые ситуации этого водевиля раскрывали драматизм положения актеров дореволюц. т-ра. В водевиле "Простушка и воспитанная" развращ„нной, "воспитанной" женщине Л. противопоставляет крестьянскую девушку, сохранившую простоту и безыскусственность характера (1855, Малый т-р, Софья Павловна - Воронова, Палаша-Бороздина, Дорофей Никитич - Живокини,.

Осип Петрович - автор; 1856, Александрийский т-р, Софья Павловна - Смирнова, Палаша - Самойлова 1-я, Дорофей Никитич - П. Каратыгин, Осип Петрович- Максимов 1-й). На аналогичной ситуации построен и водевиль Л. "Барская спесь, или Анютины глазки" (1842). Жизнь дворян высмеивает водевиль "Хороша и дурна..." (1834), к-рый высоко ценил В. Г. Белинский, а также один из лучших водевилей Л.- "Стряпчий под столом" (1834, Малый т-р, Жо-виаль - Живокини; Александрийский т-р, Жо-виаль - Дюр). Нравы и быт купечества изобразил Л. в водевилях "Два отца и два купца" (1837), "Харьковский жених" (1840), "Два брата с Арбата и третий к ним хват" (1846) и др. Л. был известен своими татр. эпиграммами. Ему принадлежат также переводы песен П. Беранже. Написал ряд оперных либретто, вт. ч. либретто оперы "Громобой" Верстовского.

Соч.: Оперы и водевили, пер. с франц. Д. Ленского, ч. 1-4, M., 1835-36; Театр Д. Т. Ленского, т. 1-6, СПБ - М., 1873-74; Водевили, М., 1937 (вступ. ст. М. Паушкина).

Лит.: Горбунов И. Ф., Каратыгин П., "Русская старина", 1880, т. 29, кн. 10; М и х а и л о в с к и и В., Д. Т. Ленский, "ЕИТ". Сезон 1910, СПБ, вып. 3; Б р у д-н ы и Д. Л., Демократические тенденции в русском водевиле 30-40 гг. XIX в., М., 1952 (автореферат диссертации). Д. Бр.

ЛЕНТИЛАК (Lintilhac), Эжен (5.1.1854-17.VII. 1920) - французский историк театра и литературы, общественный деятель. Лит. деятельность начал в конце 80-х гг. В 1896-99 выступал как театр. критик в журн. "Призыв" ("Rappel"), Гл. труд Л. в области драматургии и т-ра "История театра во Франции" ("Histoire general du theatre en France", v. 1-5, 1904-1910, не законч.) - о развитии франц. т-ра от средних веков до эпохи Второй империи. Работы Л. насыщены богатым фактич. материалом.

Соч.: Beaumarchais et ses oeuvres, P., 1887; Lesage, P., 1893.

Лит.: Tabarant A., Un educateur moderne, E. Lintilhac et son oeuvre. P., 1902. H. Рж.

ЛЕНТОВСКИЙ, Михаил Валентинович [1843, Саратов,- 11(24).XII.1906, Москва] - русский антрепрен„р, актер, театральный деятель. Род. в семье бедного музыканта. Увидев в 1863 гастролировавшего в Саратове М. С. Щепкина, Л. увл„кся театр. иск-вом. Познакомившись со Щепкиным, Л. при его содействии переехал в Москву, поступил в театр. школу, а затем в Малый т-р. В 1865 уехал в провинцию (Курск, Казань, Пенза.Н. Новгород). Красивая внешность и голос, сценич. темперамент, врожд„нная музыкальность обеспечили Л. успех в опереточных ролях (Парис, Пиккило-"Прекрасная Елена", "Птички певчие" Оф-фенбаха, Риголяр - "Все мы жаждем любви") и в водевилях с пением. В 1871-78 Л. снова работал в Малом т-ре; исполнял роли в опереттах и т. н. "рубашечных героев" - людей из народа: Фрол Ско-беев (о. п. Аверкиева), Кудряш ("Гроза"). Одновременно выступал на клубных сценах с злободневными куплетами. Кипучая энергия Л. особенно ярко проявилась в его антрепрен„рской деятельности. В 1878 он организовал в летнем саду "Эрмитаж" т-р оперетты, привл„к в этот т-р лучших актеров (С. А. Бельская, В. В. Зорина, А. Д. Давыдов), создал большой оркестр, хор и балет, пригласил декоратора парижского т-ра "Гранд-Опера"- Левато. "Энергией этого исключительного человека было создано летнее театральное предприятие, невиданное нигде в мире по разнообразию, богатству и широте" (С т а н и с л а в с к и и К. С., Собр. соч., т. 1, 1954, с. 75). Первые же спектакли поразили публику яркой зрелищностыо, исполнительским мастерством. В 1882 Л. открыл в Москве Фантастический т-р, к-рый позже был переименован в "Антей"; здесь ставились феерич. представления. Прозванный "театральным магом и волшебником", Л. поражал воображение зрителей грандиозностью постановок, новизной, необычностью эффектов, богатством деко-рац. оформления и костюмов, живописностью массовых сцен. О его постановках положительно отзывались А. Н. Плещеев, В. А. Гиляровский и др. Особенно значительны заслуги Л. в развитии рус. оперетты (помимо моек. оперетты, Л. организовал несколько опереточных т-ров в Петербурге и Н.-Новгороде). Увлекаясь пышностью оформления, Л. вместе с тем добивался реалистич. игры актеров, ансамбля исполнения, высокой вокально-муз. культуры. Постановочный стиль Л. оказал влияние на молодого К. С. Станиславского в пору его увлечения опереттой. В 1882 Л. организовал Новый театр в Москве (в труппе-М. И. Писарев, В, Н. Андреев-Бурлак, Н. Н. Соловцов, М. М. Петипа, А. Я. Глама-Мещер-ская, М. М. Глебова и др.), в 1885-т-р "Скоморох". В репертуар этого т-ра входили пьесы А. Н. Островского, А. Ф. Писемского, Л. Н. Толстого. Ставились также и мелодрамы, богато и эффектно оформленные. К 1894 Л., не обладавший хозяйств, расч„тливостью, разорился. В 1898-1901 работал режиссером в Моск. частной опере Мамонтова (пост.: "Сказка о царе Сал-тане"; "Чародейка" Чайковского, "Хованщина").

Л. написал воспоминания о Щепкине и Олдридже, в 1905 издал книгу "Перед закатом" (очерки, стихи, афоризмы и т. п.).

Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1 М., 1954, с. 75-77, 155-159; Памяти М. В. Лентовского "ЕИТ". Сезон 1907-1908, вып. 18, с. 294-297; Попов Н., "Театральные кудесники", "Театральный альманах ВТО", 1947, кн. 6, с. 331-344; Янковский М., Оперетта М.-Л., 1937, с. 270-297. Г. К'

ЛЕНТУЛОВ, Аристарх Васильевич (1882-15.IV. 1943) - русский советский живописец и театральный художник. Учился в художеств. уч-щах Пензы и Киева (1897-1903), в студии Д. Н. Кардовского в Петербурге (1906), затем в Париже. После Окт. революции принимал активное участие в оформлении революц. празднеств, в создании Вхутемаса (преподавал здесь в 1917-30). Присущая темпераментной, насыщенной цветом живописи Л. декоративность обусловила его приход в т-р. В своих театрально-декорац. работах Л. (как и в станковой живописи) прош„л сложный путь к реализму (через кубизм, сезаннизм, конструктивизм и др.). Кубистич. "сдвиги" и изломы, подч„ркнутая самоцельная красочность отвлеч„нных цветовых поверхностей характеризуют декорации Л. к спектаклям: "Виндзорские проказницы" (1916, моек.

Камерный т-р), "Демон" (1919, Т-р Моск. совета рабочих депутатов); "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1919, Новый т-р ХПСРО) и др. В декорациях к опере Триодина "Степан Разин" (1926, Экспериментальный т-р), отличавшихся интенсивностью цвета, динамичностью "размашистой" живописи, Л. стремился создать широкие эпич. образы, выражающие тему нар. бунта. Со 2-й пол. 20-х гг. Л. обратился к реалистич. принципам оформления. В декорациях этого периода он сочетает при„мы станковой живописи со сценич. условностью. Так, в декорациях к "Испанскому священнику" Флетчера (1934, M ХАТ 2-й) Л. с помощью вращающейся на кругу архитектурно-объ„мной установки, апплицированного занавеса, эффектов освещения достигал впечатления солнечности, голубизны южного неба, передал характер архитектуры, гористого пейзажа Вост. Испании; в декорациях к "Кубанцам" Ротко (1938, Ленингр. Большой драм. т-р), отличавшихся мягкостью и тонкостью колорита, художник воссоздал лирич. и суровый кубанский пейзаж. Большое внимание уделял Л. разработке сценич. света, выразительности фактуры. Л. оформил также: "Дни нашей жизни" Андреева (1938, Ростов-ский-на-Дону т-р), "Благочестивая Марта" Тирсо де Молины (1939, Ленингр. т-р им. Ленсовета) и др.

С о ч. : Работа живописца на театре, "Театр и драматургия", 1935, ј 7, с. 28-29.

Лит.: Аристарх Лентулов. Выставка произведений художника. Каталог, М., 1956 (вступ. статья С. Разумов-ской). М. П.

ЛЕНТЮЗ - см. Ленинградский театр юных зрителей.

ЛЕНД (Lenz), Якоб Михаэль Рейнгольд (12.1. 1751-24. V. 1792) - немецкий писатель, драматург. В 1768-71 учился в К„нигсбергском ун-те. В 1766 написал драму "Раненый жених". В 1771 примкнул к прирейнскому кружку "бурных гениев", возглавлявшемуся Г„те. Наряду с Ф. М. Клингером Л.- типичный представитель нем. лит. движения "Бури и натиска"; трактат Л. "Замечания о театре" (1774) явился эстетич. знаменем этого движения. В этой тео-ретич. работе и в статье "Реформа театра, произвед„нная Шекспиром" (1776) Л. отвергает нормы франц. классицизма, призывает нем. драматургов следовать природе и создавать, подобно Шекспиру, многогранные характеры. Но Л. чисто искусственно соединял принципы шекспировской драматургии с эстетич. принципами и социальными задачами мещанской драмы Д. Дидро, Л. С. Мерсье и Г. Э. Лессинга. Его пьесы "Новый Мендоза" (1775), "Солдаты" (1776), "Два старика" (1776) и др. почти не ставились. Наиболее значит, пьеса Л. "Гуверн„р", в 1778 пост. Шредером в Гамбурге, была вновь пост. в 1950 т-ром "Берлине? ансамбль" в обработке Б. Брехта; она показывает социальное неравенство и униженное положение бюргеров в дворянском об-ве. С 1780 Л. жил в России.

Соч.: Gesammelte Schriften, hrsg. v. E. Lewy, Bd 1-4, Lpz., 1917.

Лит.;Р о з а н о в М. H., Поэт периода "бурных стремлений". Якоб Ленц, его жизнь и произведения, М., 1901. Г. Гур.

ЛЕНЧ (наст. фам.- Попов), Леонид Сергеевич [р. 20.VII (2.Vili).1905] - русский советский писатель, драматург. Учился на экономич. ф-те в ун-те Ростова-на-Дону. Лит. деятельность начал в 1925 как журналист. Был соавтором (совм. с Б. Войте-ховым) пьесы "Павел Греков" (1939, моек. Т-р Революции) - о борьбе молодого коммуниста, оклеветанного врагами, за торжество правды и справедливости. Автор пьес: "Звезда первой величины" (1941, Архангельский т-р), "Большие хлопоты" (1953, Т-р им. Моссовета) - о зазнавшихся бюрократах и др.

Большое место в работах Л. занимает драматургия "малых форм" (эстрадные миниатюры-рассказы, сценки, юморески, скетчи, интермедии, одноактные' пьесы и т. д.). Мн. произведения Л. ставились в Моск. т-ре Миниатюр и в Т-ре эстрады, эстрадными коллективами под рук. А. Райкина и др., исполняются на проф. и самодеят. эстраде. Лучшие работы Л. отмечены острым юмором, сатиричностью. Одна из основных тем Л.-осмеяние пережитков прошлого. Выступает и как сценарист.

Соч.: Павел Греков. Пьеса в 4 д., М.- Л., 1939 (совм. с Б. Войтеховым); Комедии. Сценки. Шутки, М., 1961.

Лит.: Заславский Д., Рассказы о "маленьких людях", "Октябрь", I960, ј 1.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница