Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-chelyabinske-bez-voditelya-posutochno/ в компании РексРент.
Elctra Style магазин женской одежды.

Театральная энциклопедия
(страница 257)


ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70) - французский цирковой артист; воздушный гимнаст. Создатель номера "Пол„т с трапеции на трапецию". В 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. Приобр„л широкую известность в Европе, гастролировал в разных странах, в 1861 - в Петербурге. Л. работал на тр„х трапециях, подвешенных в один ряд на большом расстоянии одна от другой. Делал восемь перел„тов и в финале - сальто с трапеции на трапецию.

Лит.: А. Т., Первый "Летун", "Цирк", 1926, 5; К у з-н е ц о в Е., Цирк. Происхождение, развитие, перспективы" M.- Л., 1931. M, Зон.

ЛЕПЕШЙНСЕАЯ, Ольга Васильевна [р. 15(28). IX. 1916] - русская советская артистка балета. Нар. арт. СССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1933 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагоги Е.А. Шарпантье, Е,М. Адамович, В. А. Сем„нов). По окончании уч-ща была принята в Большой т-р и дебютировала в том же году в партии Лизы ("Тщетная предосторожность") .

Л.- танцовщица высокой техники, танец е„ отличается виртуозной заверш„нностью и л„гкостью. Иск-во Л. характеризуется стремлением отыскать в каждом создаваемом ею сценич. образе черты, близкие психологии советского человека, сделать этот образ более современным по звучанию. Отсюда неиссякаемая молодость, жизнеутверждающий характер е„ героинь: Жанна ("Пламя Парижа", Гос. пр. СССР, 1947), Лауренсия; Асоль ("Алые паруса" Юровского) и др. В партии с установившимися исполнительскими традициями Л. всегда вносит свою индивидуальную спенич. трактовку: Золушка (Гос. пр. СССР, 1946), Аврора и др. Л.- одна из лучших исполнительниц партии Китри ("Дон Кихот").

Среди др. партий: Суок ("Три толстяка" Оранского), Параша ("Медный всадник"), Лиза ("Барышня-крестьянка" Асафьева), Тао Хоа ("Красный мак". Гос. пр. СССР, 1950), Сари ("Тропою грома" Караева) и др. Лауреат Гос. пр. СССР (1941).

Лит.: Ольга Васильевна Лепешинская, М., 1953; "Театр"" 1960, ј 5, с. 91.

ЛЕ ПИК (Le Picq), Шарль (1749, Страсбург,- 1806, Петербург) - французский артист балета и балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1776 дебютировал в Парижской Опере в партии Пастуха ("Капризы Галатеи"). Новер отзывался о Л. П. как о танцовщике, к-рый "дов„л сво„ искусство до совершенства". В 1783 с большим успехом исполнил заглавную партию в балете "Дезертир" (Лондон). В 1783-85 - балетмейстер Королевского т-ра в Лондоне. Среди пост. Л. П. "Обманутый учитель" Мартини, "Похищение сабинянок" Винчентио, "Жеманница" Борги, "Любовь Александра и Роксаны" и "Охота Генриха IV" Бартелемрна, "Каменный гость" Глюка, "Макбет" Лока и др. В 1786-94 работал в Петербурге как балетмейстер и танцовщик. Л. был пропагандистом идей Новера, он впервые осуществил пост. балетов Новера на рус. сцене и способствовал изданию трудов Новера в России (в 1803-04). Среди балетов, пост. Л. П. в Петербурге: русские пляски в "Начальном управлении Олега" Сарти (1790), танцы в опере "Февей" Пашкевича (1791), "Амур и Психея" Мартин-и-Солера (1796), "Два маленьких савояра" Каноббио и Далейрака (1795), "Дидона", Мартин-и-Солера (1795) и др.

Лит.: Классики хореографии, Л.- М., 1937, с. 66-67;

H о в е р р Ж. Ж., Письма о танце, пер. с франц., Л., 1927, с. 74; N о v е г г е J.-G., Lettres sur la danse, sur les ballets et les arts, v. 1-4, St. Petersburg, 1803-1804; De-ryck Lynham, The father of modem ballet. The chevalier Noverre. A biography, L., 1950, с. 89-90; Guest I-, The romantic ballet in England, L., 1954. Ham. P.

ЛЕПИН (Л и е п и н ь), Анатолий Яковлевич [р.4(17).XII.1907 ]-советский композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. А. Н. Александрова, а также по историко-теоретич. отделению. Л. принадлежат балеты "Лайма" (1947, Латв. т-р оперы и балета), "Джунгли большого города" (1960, Харьковский т-р оперы и балета), опера "Рассвет" (1950, Латв. т-р оперы и балета), оперетты "Лучший день е„ жизни" ("Есть на Волге городок") (1948, Ленингр. т-р муз. комедии), "У голубого Дуная" (1950, Воронежский муз. т-р), "Однажды весной" (1954, Кемеровский т-р муз. комедии), "После свадьбы" (1957, Одесский т-р муз. комедии), музыка к спектаклям, фильмам и др.

ЛЕПКО, Владимир Алексеевич [13(25).XII.1898- 19.X.1963] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Начал спенич. деятельность как актер и декоратор в т-рах Самары, Вятки, Воронежа (роли:

Робинзон, Карандышев - "Бесприданница" и др.). В 1923-28 был актером, режиссером и декоратором т-ра "Кривое зеркало", с 1929 работал в ленингр. Мюзик-холле, в 1930-35-в моек. Мюзик-холле. Роли:

1-й эфиоп ("Вампука, невеста африканская..." Эренбер-га), Баранов ("Юбилей вахт„ра Баранова" Урванце-ва), Сироткин и Семечкин ("Под куполом цирка" Ильфа. Петрова и Катаева). С 1936 - в труппе Моск. т-ра Сатиры. актер, владеющий иск-вом реалистич. гротевка, Л. создал образы, отличающиеся остротой сценич. формы, проникнутые сочным нар. юмором:

Макаров ("Простая девушка" Шкваркина), Панталоне ("Слуга двух господ"), Бабурин ("Вас вызывает Таймыр" Галича и Исаева), Фарфуриди ("Потерянное письмо" Караджале), Комиссионер ("Дамоклов меч"

Хикмета), Фунт ("Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову), Вечеринкин ("Памятник себе" Михалкова), Иван Климович Помазан ("Яблоко раздора" Бирюкова). Лучшие работы Л.- сатирически заостр„нные, отмеченные глубиной социальной типизации образы в пьесах Маяковского - Оптимистенко, При-сыпкин, Поп ("Баня", "Клоп", "Мистерия-Буфф"). Снимался в кино. В 1963 на Междунар. театр. фестивале в Париже за исполнение ролей Присыпкина и Помазана был удостоен 1-й премии.

Лит.: Ростоцкий Б., Второе рождение (Заметки о постановке "Бани"), "Сообщения института истории искусств", сб. 6, M., 1955, с. 32-34; Калитин H., Вместе с Маяковским, в сб.: Спектакли этих лет, М., 1957, с. 118-119 и 138-140. М. Лифш.

ЛЕПКбВСКИЙ, E вгений А ркадьевич (1863 - 17.IV.1939) - русский советский актер, режиссер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1934). Сценич. деятельность начал в 1884 в Вологодском т-ре. До 1901 играл в провинции - в Витебске, Самаре, Саратове, Астрахани, Харькове и др. В 1901-02 -актер МХТ, сыграл роли Вершинина ("Три сестры"), Бориса Годунова ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого) п др. В 1902-05 работал в киевском Т-ре Соловцова, затем в Одессе в антрепризе В. И. Никулина и др. Лучшие роли этих лет: Вильгельм Телль (о. п. Шиллера), роли в пьесах Ибсена - Орнульф ("Северные богатыри"), консул Берник ("Столпы общества"), Йун Габриэль Боркман (о. п.), Рогожин ("Идиот" по Достоевскому).

В 1909-17 Л. играл в моек. Малом т-ре. Роли:

Герцог, лорд Чилтерн ("Герцогиня Падуанская", "Идеальный муж" Уайльда), Пастор Мандерс ("Привидения") и др. Одновременно был и режиссером. Пост. "Горе от ума" (1911); "Профессор Сторицин" Андреева (1912, играл Телемакова), "Правда хорошо, а счастье лучше" (1913), "Бешеные деньги" Островского (1917). В нач. 20-х гг. работал в Абхазии. В 1924 вернулся в Москву и поступил в Т-р им. МОСПС как актер и режиссер. Роли: Клейст ("Цемент" по Гладкову), генерал Марев ("Чапаев" по Фурманову), Захар Бардин ("Враги"), пост. "Предательство Дегаева" Шкваркина (1925).

Лит.: Е. А. Лепковский. 45 лет в театре. Юбилейный сборник, М., 1930. Е. Ген.

ЛЕРБ‚РГ, правильнее -Ван Лерберг (Van Lerberghe), Шарль (21.IX.1861-27.X.1907) -бельгийский поэт, драматург. Писал на франц. яз. Окончил Брюссельский ун-т. Творчество Л. близко к парнасцам и символистам. Первая одноактная драма Л. "Они почуяли" (1889, 1892, "Т-р д'ар") предвосхитила символистские драмы М. Метерлинка. Однако драматургом-символистом Л. не стал и лишь пьеса "Мадемуазель Коси-Сено, или Синяя паучиха" проникнута мистикой. Крупнейшее драм. произв. Л. "Пан" (1906, т-р"Эвр"), в к-ром он сатирически изображает представителей господствующих классов в деревне, реалистически воссозда„т жизнь крестьян. Л. утверждает гармонич. единство человека и природы, естественные человеч. отношения, противопоставляя их мертвящей власти религии. Антиклерикальная и антибурж. направленность, живой язык, остроумные диалоги определили интерес т-ров к этой пьесе.

На рус. сцене пост.: "Синяя паучиха" (1915, Передвижной т-р под рук. П. П. Гайдебурова), "Пан" (1917, Т-р им. В. Ф. Комисса ржевской).

Соч. в рус. пер.-Пан. Они почуяли. М.-Пе Коси-Сено..., М., 1908. Я. П.

ЛЕРМОНТОВ, Михаил Юрьевич [3(15). X. 1814, Москва,-15(27). VI 1.1841, Пятигорск; похоронен в имении Тарханы Пензенской губ., ныне - с. Лермонтове] - русский поэт. В 1828 поступил в 4-й класс Благородного пансиона (при Моск. ун-те). В том же году начал писать стихи, поэмы. В 1830-32 учился сначала на нравственно-политич., а затем на словесном отделении Моск. ун-та. После столкновения с реакц. профессурой оставил ун-т и поступил в юнкерскую школу (окончил в 1834). В 1837 за ре-волюц. стихотворение на смерть Пушкина был выслан в действующую армию на Кавказ. В 1841 убит на дуэли, организованной реакц. аристократией.

Л.- один из крупнейших представителей революционно-романтич. поэзии. Его творчество, развивающееся в годы николаевской реакции, последовавшей за разгромом восстания декабристов, было проникнуто свободолюбивым, мятежным духом. Оно оказало огромное влияние на развитие рус. общественной и эстетич. мысли, было высоко оценено рус. революционно-демократич. критикой. Художеств. достижения Л. в раскрытии внутр. мира человека были усвоены рус. реалистич. лит-рой.

Увлекаясь т-ром, Л., подобно Герцену, Огареву, Белинскому, взволнованно воспринимал драматургию Шиллера и Шекспира; нек-рые его суждения о драматургии и т-ре совпадают со взглядами Белинского (восприятие образа Гамлета как человека сильной воли; любимым актером Л. был П. С. Мо-чалов). Однако условия жизни поэта не способствовали развитию его связей с т-ром: оторванность от т-ра в годы ссылки, цензурные гонения, не позволившие Л. увидеть на сцене сво„ лучшее создание для т-ра - "Маскарад", объясняют его отход от драматургии и обращение к др. жанрам. Его первое драм. произв. - трагедия "Испанцы" (1830, изд. 1857) - направлена против социального неравенства и нац. предрассудков. Обличая тщеславие и продажность исп. вельмож, жадность и жестокость церковников, неправду суда, Л. иносказательно рисует в этой трагедии пороки своей страны. Миру лжи и злобы противопоставлен чистый духом юноша Фернандо, осужд„нный и отправленный на казнь несправедливой властью. При создании трагедии юный поэт отбросил классицистские правила ("три единства", традиционное распределение ролей). Страсти бушуют в сердцах персонажей, сцены полны потрясающих эффектов - убийств, пыток, безумия, неожиданных открытий сокровенных тайн и т. п. Язык действующих лиц пронизан метафорич. выражениями, резкими антитезами, настойчивыми анафорами, подымающими интонацию стиха.

В двух следующих пьесах, написанных прозой,- "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти", 1830, изд. 1880) и "Странный человек" (1831, изд.1860)- Л. обращается к рус. действительности. Продолжая традиции прогрессивной драматургии 18 в., он выступает в них против ужасов крепостного права. Пьесы имеют и автобиографич. значение, они раскрывают отношение поэта к событиям собственной жизни. Как и в "Испанцах", Л. противопоставляет развращ„нному обществу образ романтич. героя, возмущ„нного жестокостью, надел„нного пламенными чувствами, говорящего языком метафор. На автобиографическом материале основана и пьеса Л. "Два брата" (1836, также написана прозой), отличающаяся большой композиционной слаженностью, углубл„нной разработкой психологии персонажей.

В 1835-36 Л. написал драму в стихах "Маскарад"- величайшее произв. рус. прогрессивной романтич. драматургии. В сатирич. замысле драмы ещ„ совреценники Л. усматривали связь с "Горем от ума". Пьеса показывает среду и нравы светского общества после разгрома восстания декабристов, среду, в к-рой гл. роль играла "дрянь александровского поколения" (Герцен). Название драмы характеризовало бессодержательную, лживую, прикрытую лицемерием жизнь аристократии, с к-рой поэт срывает личину добродетели, чести, ума. Игорный дом и маскарадный зал - "духовные центры" интересов светского общества. На общем фоне Л. рисует отдельные образы "маскарадного" мира: князя, к-рого даже влюбл„нная в него женщина называет бесхарактерным и безнравственным; баронессы, распространяющей сплетни о своей приятельнице, приводящие е„ к гибели; Каза-рина - профессионального шулера; Шприха - ростовщика, сплетника, доносчика, и т. д. В центре пьесы- образ Арбенина, надел„нного душой "кипучею как лава", острым умом, чуждого предрассудков; Арбенин презирает светский круг, созна„т свою отчужд„нность от него; и в то же время в н„м самом неистребимо влияние этой светской среды - эгоизм, холодность, подозрительность, неоправданная убежд„нность в своей правоте, жестокость. Пьеса Л. сочетает в себе черты реализма с при„мами романтич. т-ра. Однако романтизм Л., так же как и у раннего Пушкина, поэтов-декабристов (в противоположность романтизму В. А. Жуковского, И. И. Козлова и др.), обращ„н к действительности, современности. Образ гл. героя в "Маскараде" не лиш„н типичности: разочарование, скорбь, презрение к окружающей среде, гордая обособленность были свойственны передовым людям того времени. Вместе с тем Арбенин - романтич. герой. Автор с преднамеренной неполнотой рисует его жизнь, наделяет Арбенина необыкновенными чувствами и тайными страстями. Поэт вводит в состав действующих лиц Неизвестного, тайна к-рого раскрывается лишь в конце пьесы, наполняет драму загадочным и недосказанным. Речь персонажей, в особенности гл. героя, насыщена метафорами, эмоциональными восклицаниями. Нек-рые монологи Арбенина перекликаются с текстом лермонтовского "Демона". Но конструкция стиха (неравносложный ямб) и диалога (разделение стихотворной строки между говорящими персонажами) связана с традициями "Горе от ума" и воссозда„т быстрый темп бытового разговора. "Маскарад" не был поставлен на сцене при жизни поэта. Первонач. вариант пьесы (состоял из 3 актов и заканчивался смертью Нины) известен только по неполной писарской копии. К нему, очевидно, была близка рукопись, представленная Л. в цензуру и известная лишь по отриц. отзыву цензора. Во 2-й редакции, вероятно написанной с нек-рым уч„том требований цензуры, порок был наказан - Арбенин терял рассудок, и в то же время судьба героя была заверш„нное, месть света очевиднее. Этот вариант драмы, впоследствии признанный литературоведением основным и лучшим, наиболее полно выражавшим замысел автора, снова вызвал недовольство цензуры. В 1836 Л. написал 3-й вариант (наз. "Арбенин"), в к-ром пьеса приобрела бытовой характер, потеряла сати-рич. остроту, драм. напряж„нность (Арбенин не убивал жену, а лишь мистифицировал е„ отравление, не сходил с ума, а отправлялся в путешествие). Однако и в этом виде пьеса не была допущена на сцену. Впервые напечатана в 1842. Постановки "Маскарада" безуспешно добивался П. С. Мочалов, мечтавший сыграть роль Арбенина. Лишь в 185,2 актрисе Александрийского т-раМ. И. Вальберховой при содействии М. С. Щепкина удалось добиться разрешения на пост. отдельных сцен "Маскарада". Спектакль носил мелодраматич. характер, определявшийся исполнением роли Арбенина В. А. Каратыгиным. В мелодраматич. духе играл роль Арбенина и

И. В. Самарин в 1862 в Малом т-ре [первая полная (с несколькими купюрами) пост. пьесы]. Так же играли драму в -провинции (Одесса, Минск, Вятка и т. д.). В нач. 20 в. пост. "Маскарада" носила следы влияний символизма; в ярко зрелищном эффектном спектакле Александрийского т-ра (1917, пост. В. Э. Мейерхольда, декорации А. Я. Головина, музыка А. К. Глазунова) драме была придана романтическая загадочность (Арбенин-Юрьев, Нина-Рощи-на-Инсарова, баронесса Штраль - Тиме, КазаринГорин-Горяинов).

В спектаклях сов. т-ра особую силу обрела сати-рич. сторона драмы Л. Наиболее интересные спектакли были пост. Воронежским (1936, Арбенин-Поляков) и Казанским (1940, Арбенин-А рда ров) т-рами (реж. обоих спектаклей Я. Варшавский). Однако нек-рые пост. "Маскарада" носили вулъгарно-соцпо-логич. характер; разоблачая светскую среду, они трактовали образ Арбенина как представителя этой среды. Героико-романтич. образ Арбенина создал Н. А. Мордвинов в 1941 в одноим„нном фильме и в спектакле Т-ра им. Моссовета (1952, реж. Завадский и Анисимова-Вульф; возобновл„н в 1963). В 1941 "Маскарад" был пост. Т-ром им. Вахтангова (худ. рук. пост. Р. Н. Симонов, реж. Тутышкин, муз. Хачатуряна). Среди исполнителей роли Арбенина- В. Д. Годзиашвили, В. Б. Вагаршян, К. Карм и др. На тексты Л. написаны оперы - "Демон" (1875, Мариинский т-р) и "Купец Калашников" (1880) А. Рубинштейна, "Бэла" Б. Александрова (1946, Большой т-р), "Маскарад" Д. А. Толстого (1957, Т-р оперы и балета, Пермь); балеты - "Ашик-Кериб" Асафьева (1940, Ленингр. Малый оперный т-р), "Маскарад" Лапутина (1956" Новосибирский т-р оперы и балета).

Соч.: Сочинения т. 1-6, М.- Л., 1954-57, т. 5- Драмы, М.- Л., 1956; Полн. собр. соч. (примеч. И. Л. Андроникова), т. 1-4, М., 1953, т. 3-Драмы и трагедии.

Лит.: Яковлев М. А., М. Ю. Лермонтов, как драматург, Л.- М., 1924; Ломунов К., Сценическая история драматургии Лермонтова, "Театр", 1939, .ј 10, с. 31;

Нейман В.. Драматургия Лермонтова. Вступ. ст., в кн.: Лермонтов М. Ю., Драмы, М.-Л., 1940; "Маскарада Лермонтова. Сб. ст., под ред. П. И. Новицкого, М.- Л., 1941; Мануйлов В., М. Ю. Лермонтов. 1814-41. М.- Л., 1950; Эйхенбаум Б. М., М. Ю. Лермонтов, 1814-1841, в кн.: Русские драматурги XVT1I-XIX вв., т. 2, М.- Л., 1961. Ь\ //.

Л‚РНЕР, Николай Никитич (1884-1946)-русский советский драматург. Писал пьесы преим. на сюжеты, заимствованные из рус. истории, используя впервые обнародованные после Октябрьской революции факты и стремясь подать их в сенсационно-ме-лодраматич. освещении. Пьесы Л. "Царевна Софья" (1923), "Фаворитка Петра I" (1924), "Петр III и Екатерина II" (1925) пользовались кратковременным успехом, особенно в периферийных т-pax. Л. обладал хорошим знанием сцены, умел эффектно построить пьесу, .занимательную интригу, его произв. обычно были компактны, не требовали сложных декораций. Попытки Л. выйти за пределы жанра историч. мелодрамы и более серьёзно осмыслить образы прошлого ("Гоголь над бездной", 1924, "Николай Чернышевский", 1929, "Декабристы и Пушкин", 1934) оказались неудачными, т. к. Л. не мог преодолеть свою склонность к эффектным сюжетным построениям, обнаруживал тенденцию к грубой модернизации истории. Писал также совр. сатирич. комедии-"Брат наркома" (1925), "Дело Касимова" (1939). К. Р.

Л‚РСКИЙ, Иван Владиславович (наст. фам.- Г е р ц а к; 1873-8. IV. 1927) - русский актер. Окончил Рижский политехнич. ин-т (1900). С 1892 участвовал в любит, спектаклях. С 1901 выступал на клубных сценах Петербурга. С 1905- на проф. сцене. Под псевд. Лерский-Далин играл в пригородных петерб. т-pax (Стрельна, Озерки и др.), затем работал в т-ре Л. Б. Яворской, Новом Василеостровскомт-ре. Роли: Доктор ("Евреи" Чирикова), Макдуф ("Макбет") и др. С 1907 - в труппе Александрийского т-ра. Выдвинулся исполнением комедийных и характерных ролей; Л. был мастером сценич. эпизода, большое внимание уделял речевой характеристике образа.

Роли: Почтмейстер ("Ревизор"), Лыняев ("Волки и овцы"), Гаев ("Вишн„вый сад"), бухгалтер Отченаш ("Конец Криво-рыльска" Ромашова), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), фон Кальо ("Коварство и любовь").

Л. был известен и как чтец. В его репертуар входили произв. Чехова, Куприна; исполнял также разл. импровизированные сценки. В 1912-14 преподавал на драм. курсах Н. Н. Ходотова.

Лит.: Х о д о т о в Н. Н., И. В. Лерский, "Жизнь искусства", 1927, ј 16; M а л ю т и н Я. О., актеры моего поколения, Л.- М., 1959. f{

"ЛЕС" - комедия в 5 д. А. Н. Островского. Соч. 1870. Прочитана автором 25 мая 1871 на вечере в пользу Лит. фонда в зале Петерб. собрания художников. Пост. 1 нояб. 1871 в Александрийском т-ре (бенефис Бурдина; Несчастливцев - Бурдин, Гурмыжская - А. Читау, Аксюша-E. Струй-ская, Милонов - Пронский, Бодаев - П. Степанов, Восмибратов - П. Васильев, Петр - Горбунов, Буланов - Сазонов, Счастливцев-Зубров, Улита-Александрова). 26 ноября 1871 - в Малом т-ре (бенефис Акимовой; Улита - Акимова, Гурмыжская-Медведева, Аксюша-Федотова, Мило-новСамарин, Бодаев - Б. Живокини, Восмибратов - П. Садовский, Петр - Музиль, Буланов - М. Садовский, Несчастливцев - Вильде, Счастливцев - Шумский). Среди исполнителей возобновлений "Л." в Александрийском т-реАбаринова, Н. Васильева, Жул„ва (Гурмыжская), Далматов, Писарев, Уралов (Несчастливцев), Давыдов (Милонов), К. Яковлев (Бодаев), Варламов, Давыдов, Ст. Яковлев (Вос-мнбратов), Горин-Горяинов (Буланов), Шаповаленко (Счастливцев), Левкеева, Чижевская (Улита), Варламов (Карп); в Малом т-ре - К. Рыбаков (Несчастливцев), А. Ленский (Милонов), Горев (Бодаев), Остужев (Буланов), Правдин, М. Садовский (Счастливцев), Рыкалова, О.Садовская (Улита). В 1892 "Л." пост. в Т-ре Корша. В 1871 - в Тифлисе, затем на ряде провинц. сцен Несчастливцева играл Н. Рыбаков (в 1872 он играл в Нар. т-ре на Политехнич. выставке в Москве, в 1876-в Панаевском т-ре в Петербурге). В 1871вСамаре в антрепризе Рассказова в роли Несчастливцева выступил М. И. Писарев; в 1880 играл в Пушкинском т-ре в Москве (Счастливцева в этом спектакле играл В. Н . Андреев-Бурлак).

Пьеса Островского шла в крупнейших провинц. городах. Среди исполнителей - Бравич, Киселевский, Рахимов, Со-болыциков-Самарин, Чарский, Абелян (на арм. яз-), М. Садовский (на украинском яз.) (Несчастливцев); Синельников, Певцов, Чужбинов, Яковлев-Востоков, Орленев (Счастливцев).

На сов. сцене: Госдрама, б. Александрийский т-р (1918, Гурмыжская - Н. Васильева, Аксюша-Усач„ва, Несчастливцев - Малютин, Счастливцев - Усач„в, Улита - Корчагина-Александровская), Малый т-р (1921, худ. Кардовский;

Гурмыжская - Лешковская, Несчастливцев - Нароков, Счастливцев-Н. Яковлев, Улита-Рыжова; 1937 и 1940 - Гурмыжская - Яблочкина, Пашенная, Аксюша - Обухова, Бодаев - Зражевский, Шамин, Несчастливцев - П. Садовский, Ленин, Нароков, Счастливцев - Н. Яковлев, Васенин, Ильинский, Улита-Турчанинова), Т-р им. Мейерхольда, спектакль ш„л в текстовом варианте Мейерхольда, пьеса была, разбита на 33 эпизода (1924, реж. Мейерхольд, худ. В. Ф„доров, Гурмыжская - Тяпкина, Твердын-ская, Аксюша - Райх, Восмибратов - Захава, Петр-Боголюбов, Буланов - Кельберер, Несчастливцев - Мухин, Счастливцев - Ильинский, . Улита - Ремезова), Финский т-р (1931), Саратовский т-р (1935, Восмибратов - Слонов, Несчастливцев - Муратов, Счастливцев - Бросевич, Емельянов, Несмелов, 1949), Ереванский раб. т-р (1935, реж. Калантар), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1936, 1948, реж. Кожич и Даусон. Исполнители: Гурмыжская-Мичурина-Самойлова, Жихарева, Тиме, Аксюша-Рашевская, Восми-братов -Меркурьев, Петр - Борисов, Буланов- Черкасов, Янцат, Несчастливцев - Юрьев, Малютин, Толубеев, Счастливцев-Горин-Горяинов, Воронов, Борисов, Улита-Корчагина-Александровская, Домашева),' Казанский т-р (1938, 1941. Несчастливцев-Григорьев, Счастливцев-Якушенко), Т-р им. Шевченко (1939, Несчастливцев - Антонович, Счастливцев - Крушельницкий), Смоленский т-р (1940), Т-р им. Октябрьской Революции (1940), Тбилисский т-р им. Грибоедова (1945), Кировский т-р (1945), Читинский т-р (1946), МХАТ(1948 , реж. Кедров, В. Орлов, Топорков, худ. Дмитриев; Гурмыжская - Шевченко, Несчастливцев - Ершов, Счастливцев - Топорков), Симферопольский т-р (1951), Ереванский рус. т-р (1952), Латвийский т-р драмы (1953, Гурмыжская-Леяскалне, Аксюша - Фреймане, Несчастливцев - Катлап, Счастливцев - Яунушан), Чувашский т-р (1957), Куйбышевский т-р (1962) и мн. др.

За рубежом: Пражский т-р (1939), Берлинский т-р (1940), Чешский сельский т-р (1949), Дрезденский т-р (1954), Реалистический т-р, Прага (1955), "Кооперативный т-р", Дания. Нар. т-р, Никшич (Югославия) (1957), Муниципальный т-р, Бухарест (1958), Нац. т-р, Осло (1961), Т-р в Милане (1962) и др.

Издания- Первая публикация "Л."- ж. "Отечественные записки", СПБ, 1871, т. 194 , ј 1; Из первых советских изд.: Островский А. Н., Лес, M.Пг., 1922; из последних изд. -Островский А. Н., Собр. соч т. 6, М., 1960.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1896-1897, СПБ, 1898, с. 139-43 и 1910, вып. 6, с. 149-61; "Театр", 1953, ј 7, с. 83-88;

3 о граф Н. Г., Малый театр. М., 1960, с. 164-68;

Ильинский И., Сам по себе, М., 1961, гл. 20;" Gestaltung und Gestalten. Jahrbuch der Dresdner Staatstheater, B., 1955, с. 154-61. д ц

ЛЕСАЖ (Lesage), Ален Рене (1668-17. XI. 1747)- французский писатель, драматург. Автор знаменитых романов "Хромой бес", "Похождения Жиль-Бласа из Сантильяны". Один из крупнейших представителей демократич. оппозиционной лит-ры, возникшей на заре просветит, движения. Драма-тургич. деятельность начал переработкой пьес Рохаса Сор-рильи, Лопе де Вега, Кальде-рона. Первый большой успех Л. определила одноактная прозаич. комедия "Криспен- соперник своего господина" (1707, "КомедиФрансез"). Использовав традиционный образ театр. слуги Криспена, Л. изменил старую сюжетную схему; в его комедии слуга ворует и лж„т, чтобы самому "выйти в люди", приспособиться к хищнич. законам общества. В следующей комедии "Т юрка ре" (1709, "Комеди Франсез") - одном из выдающихся произв. нац. сатирич. драматургии - выражены настроения нар. протеста, показаны паразитизм знати и грабительство буржуазии. Испуганный сатирич. силой пьесы, т-р "Комеди Франсез" не решался ставить е„ (пьеса попала на сцену почти случайно). Возмущ„нный Л. отказался сотрудничать с этим привилегированным т-ром и переш„л в 1712 в ярмарочный т-р, для к-рого написал св. 100 комедий-водевилей, в т. ч. "Арлекин-король Серендиа" (1713), "Арлекин-Магомет" (1714), "Храм судьбы" (1715), "Арлекин-король людоедов, или Семимильные сапоги" (1720), "Ящик Пандоры", "Ч„рная голова" (обе в 1721) и др. Социально-сатирич. мотивы этих пьес раскрывались на сказочном, фантастич. материале. В них широко применялись музыка, пение, танец, что способствовало формированию жанра комич. оперы; Л. тщательно подбирал мелодии к куплетам своих комедий, стихи в них были органически связаны с музыкой (по настоянию Л. в ярмарочном т-ре начали работать композиторы). Деятельность Л. помогла ярмарочному т-ру устоять в борьбе против преследований. Продолжатель традиций Мольера, Л. в то же время стремился преодолеть абстрактность классицистских образов, воплощающих какую-либо одну страсть. Предвестник реалистич. иск-ва просветителей, Л. прокладывал путь прогрессивному направлению в драматургии.

Совм. с драматургами Фюзелье и дОрневалем Л. издал сборник пьес "Ярмарочный театр" (1737).

Соч.: Тюркаре, М., 1955; Криспен - соперник своего господина, М., 1957; Le theatre espagnol. P., 1700; Le theatre de la foire, ou l'Opera-Comique, v. 1-10, P., 1721-37;

Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1821.

Лат.: F a gue t E., Dix-huitieme siecle, P., [s. d.];

Barberet V., Lesage et le Theatre de la Foire, Nancy, 1887; Brunetiere F., Les epoques du theatre francais, P., 1892; L i n t ? 1 h a с E., Lesage, P., 1893; История французской литературы, т. l, M., 1956; Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, M.- Л., 1939;

Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.- М., 1948. Е. Ф.

ЛЕСКОВ, Николай Сем„нович [псевд.-М. С т е б-ницкий; 4(16). II. 1831-21. II (5. III). 1895] - русский писатель-беллетрист. Служил чиновником. Знаток рус. быта, языка, фольклора, замечательный мастер рус. прозы. Единств, драм. произв. Л.- пьеса "Расточитель" (1867) - по силе своего письма и мрачности красок близка к "Смерти Пазухина" Салтыкова-Щедрина. Е„ отличают социальная заостр„нность конфликта, резкая оче-рченность характеров (пост. в 1867, Александрийский т-р, Анна Сем„новна Мякишева - Е. Левкеева, Молчанов - Нильский, Князев - Зубов, Колокольцев - Монахов, Дробадонов -П. Васильев, возобн. 1878, 1897; 1868, Малый т-р; 1924, 1-я Студия МХАТ, реж. Сушке-вич. Дикий, Бромлей; Колокольцев - Гейрот, Молчанов - Дикий, Марья Парменовна - Гиацинтова, Мякишев - В. Попов, Анна Сем„новна - Бромлей, Князев - Певцов, Минутка - Берсенев, Дробадонов - Готовцев).

Острота конфликта, сюжетная напряж„нность повестей и рассказов Л., действенная индивидуализированная обрисовка образов, их бытовое своеобразие, стремление писателя характеризовать своих героев через специфику речи обусловили появление большого количества инсц. по произв. Л.: "Блоха" (по повести "Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе", инсц. Е. И. Замятина, 1925, МХАТ 2-й, реж. Дикий, Готовцев, худ. Кустодиев; халдеи -Готовцев, Бирман, Царь- В. Попов, Платов - Дикий, Левша - Л. Волков), "Леди Макбет Мценского уезда" (по одноим. повести;

1935, Театр-студия под рук. Дикого; Катерина - Горячих, Сергей-Менглет), "Грушенька" (по повести "Очарованный странник", инсц. И. В. Штока, 1946, Цыганский т-р "Ромэн", реж. Вершилов; ГрушенькаЧ„рная). В 1932 по повести Л. композитор Д. Д. Шостакович написал оперу "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1934, Муз. т-р им. Станиславского и Немиро вича-Данченко, новая пост. 1963).

Соч.: Расточитель, Собр. соч., т. 1, M., 1956. Лит.: Гроссман Л. П., Н. С. Лесков, М., 1945 (с. 144-156-"Лесков и театр"); "Блоха", сб. статей, Л., 1927; Дикий А., Повесть о театральной юности, М., 1957, с. 337-51. А. Шн.

ЛЕСКОВА-КИРЬЯКОВА, Анастасия Спиридо-новна (р. 22. XII. 1903) - русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1952). В 1921 после окончания студии при ГОРОНО в Троицке поступила на проф. сцену в этом же городе. До 1937 работала в т-рах Кургана, Куйбышева, Москвы, Гомеля, Днепродзер-жинска. С 1937 -в Челябинском драм. т-ре им. Цви-линга.

Л.- лирическая актриса, ей особенно удаются роли мягких, обаятельных женщин, часто глубоко страдающих, тонко чувствующих, правдивых и искренних.

Роли: Софья ("Горе от ума"), Элиза ("Пигмалион" Шоу), Лариса ("Бесприданница"), Маша ("Три сестры"), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Тугина ("Последняя жертва"), Анна Каренина; Раневская ("Вишн„вый сад"). Гос. пр. СССР (1952) за исполнение роли Любови Яровой. Э. К.

"ЛЕСНАЯ ПЕСНЯ" ("Л?сова п?сня") - драма-феерия в 3 д. с прологом в стихах Леси Украинки. Соч. 1911 (на укр. яз.). Пост. в 1919 труппой Н. Садовского в Киеве. Среди последующих пост. "Л. п.": Т-р им. Франко (1927, 1929), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1927, 1940), Т-р им. Заньковецкой (1939, 1944, 1952), Харьковский т-р им. Ленинского комсомола (1940), Харьковский колхозно-совхозный т-р (1941), Моск. т-р им. Ленинского комсомола (1946, рус. пер. М. Исаковского), Сумский муз.-драм. т-р (1948), Киевский ТЮЗ (1949), Запорожский драм. т-р (1954), Читинский т-р (1954) и др.

Издания - Первая публикация "Л. п." -на укр. яз. ж. "Л?тературно-науковий в?стник", кн. З, Кив, 1912;

Первое сов. изд. -Украинка Л., Лесная песня. Драма-феерия в 3 д. с прологом, пер. с укр. М. Исаковского, М., ВУОАП, [1944]; Украинка Л., Собр. соч., т. 3, М" 1956. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница