Наши партнеры

оборудование для конференц зала

Театральная энциклопедия
(страница 258)


ЛЕСОГОРОВ, И. И. - см. Валъберх И. И.

ЛЕССИНГ (Lessing), Готхольд Эфраим (22.1. 1729, Каменц.Саксония, -16. II. 1781, Брауншвейг)- немецкий писатель, публицист, литературный критик, драматург. В 1746 поступил в Лейпцигский ун-т на богословский ф-т. Увлекшись медициной, переш„л в Виттенбергский ун-т и в 1751 получил степень магистра. Уже в юношеские годы Л. проявил интерес к т-ру и лит-ре. В 1747 в Лейпциге он часто посещал т-р К. Нейбер, для к-рого написал комедии: "Дамон", "Женоненавистник" (1747), "Старая дева" (1748), "Молодой уч„ный" (пост. 1748). В 1748 переехал в Берлин, где написал комедии: "Евреи" и "Вольнодумец" (1749), "Клад" (1750). В своих юношеских комедиях Л. следовал античным образцам и франц. "сл„зной комедии". В эти же годы Л. проявил себя как блестящий театр. критик, он издавал театр. журналы: "Материалы по истории и восприятию театра" (1749-50), "Театральная библиотека" (1754-58), выпускал приложение к "Берлинской газете" - "Последние новости из страны остроумия" (1751), где высмеивал классициста И. Готшеда. Л. призывал к созданию т-ра народного по духу и языку, доступного широким слоям нем. общества. Такой т-р, по мнению Л., должен был способствовать нац. объединению Германии. Для просветителя Л. театр был призван содействовать моральному и эстетич. совершенствованию народа. В пьесах, памфлетах и статьях Л. протестовал против косных, жестоких обществ, порядков феодальной Германии. Он критиковал общественно-политич. строй нем. карликовых государств, их нравственные эстетич. нормы и резко выступал против франц. классицизма, возвеличивающего монархич. власть. В 1754 появилась работа Л. "Рассуждения о сл„зной или трогательной комедии", в к-рой он критикует нем. верноподданнич. сентиментальную драму и пошлую комедию.

Л. первым из нем. просветителей вывел на сцену нового героя - бюргера. В 1755 он создал первую нем. социальную драму "Мисс Сара Сампсон", повествующую о трагнч. судьбе девушки из бюргерской семьи, обольщ„нной и покинутой дворянином. "Мисс Сара Сампсон" пост. с большим успехом в 1767 в Гамбургском нац. т-ре, затем в Вене, Лондоне, Париже.

В 1766 Л. завершил большой труд - книгу "Лао-коон, или О границах живописи и поэзии", в к-рой дал материалистич. обоснование иск-в. В 1767 написал комедию "Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье"-первую нем. бытовую комедию. Общественный фон пьесы составляли события Семилетней войны, герой е„ - прусский офицер, испытавший несправедливость и жестокость деспотич. режима Фридриха II. Комедия Л. глубоко народна, народны е„ герои, полнокровен и звучен язык, искрист юмор. Комедия пост. в 1767 в Гамбургском нац. т-ре, в 1904 в Новом т-ре Рейнхардта и др. В 1761 Л. был приглаш„н в Гамбургский национальный театр в качестве постоянного драматурга и критика. 22 апр. 1767 в день открытия Гамбургского т-ра появился первый выпуск основанного Л. театр. журн. "Гамбургская драматургия" (сначала выходил регулярно 2 раза в неделю, затем эпизодически, последний выпуск появился весной 1769). На страницах журнала Л. приветствовал создание Гамбургского нац. т-ра как свидетельство пробуждения нац. самосознания немцев (основной задачей т-ра была пропаганда отечеств. драматургии). "Гамбургская драматургия" содержала 104 статьи по драматургии, актерскому иск-ву и общим эстетич. проблемам и явилась театр. манифестом нем. просвещения. На страницах журнала Л. выступает против франц. классицизма, к-рый, по мнению Л., противоречит правде, и противопоставляет ему просветительский реализм. Л. пропагандировал совр. ему франц. просветительскую драму и "сл„зную комедию" 'Д.Дидро, Нивеля де Лашоссе и др., приветствовал появление на сцене Гамбургского нац. т-ра совр. нем. драмы (пьес Вейле, Э. Шлегеля и др.). Высоко ценил драматургию Мольера, Гольдони. Образцами драматургии являются для Л. античные поэты и Шекспир.

Много страниц в "Гамбургской драматургии" отводит Л. актерской игре. Осн. принципом актерского иск-ва, по его мнению, является верное отражение природы, актер должен быть на сцене естественным, правдивым. Л. высоко пенил живое, яркое иск-во К. Экго-фа, И. Бека, К. Э. Аккермана. Он призывал актеров "очеловечить" героику, говорить на сцене естественно, боролся против напевности речи и условной пластики, узаконенных в нем. т-ре классицистом Готшедом и К. Нейбер, расчищал путь сце-нич. реализму Ф. Шредера. Как и Дидро, Л. требовал от актера воодушевления "нравственными сентенциями" автора, "сдержанности даже при изображении самых сильных страстей", но реалист победил в Л. рационалиста и он приш„л к выводу, что актер должен вживаться в каждую роль, перевоплощаться в каждый образ. Много внимания уделял Л. вопросам актерской этики, он говорил о достоинстве актера, его высокой миссии. "Гамбургская драматургия" оказала огромное влияние на мировую театр. эстетику, на развитие сценич. реализма. С горечью и возмущением наблюдал Л., как засорялся репертуар Гамбургского нац. т-ра ничтожными, развлекательными пьесами. В ноябре 1768 т-р, не понятый и не принятый бюргерской публикой, предпочитавшей балет и франц. фарс, был закрыт. В 1770 Л. покинул Гамбург, поселился в Вольфенбюттеле, где служил у герцога Браун-швейгского, заведуя придворной библиотекой.

В 1772 Л. окончил трагедию "Эмилия Галотти". Эта просветительская бюргерская трагедия носила тираноборческий характер. Л. "клеймит убийц, украшенных венцом". Насыщенная высокой гражданственностью, драма Л. вызвала к жизни политически тенденциозную трагедию Шиллера "Коварство и любовь". Впервые "Эмилия Галотти" была пост. в Вольфенбюттеле 13 марта 1772, затем в этом же году в Веймаре с Экгофом в роли Одоардо, впоследствии в Берлине в 1835 (К. Зейдельман играл Маринелли), в 1913 была пост. в Нем. т-ре Рейнхардта и др. 30 янв. 1870 в роли Эмилии с огромным успехом дебютировала в моек. Малом т-ре M. H. Ермолова.

Последняя пьеса Л. - драматическая поэма "Натан Мудрый" (1779). Эта философско-религиозная драма проповедовала веротерпимость, гуманизм, противопоставляла подлинную нравственность ханжеской церковной морали, осуждала христианский догматизм. "Натан Мудрый" пост. в 1801 в Магдебурге, в том же году в Веймаре, в 1811 в Мангейме (Натан- Иффланд). Драма вошла в репертуар т-ров мн. стран. Ставилась в Берлине -1842 (Натан-К. Зейдельман), 1896 (Натан - А. Зонненталь), в Камерном т-ре М. Рейнхардта - 1911. Л. высоко поднял значение нем. т-ра, создал нац. драматургию, заложил основы реалистич/ театр. эстетики. Но просветительский реализм Л. несколько ограничен. Он пытался решать политич. проблемы лишь в сфере морали. Нравственное усовершенствование общества должно было, по мнению Л., привести к искоренению социального зла. Теоретически опровергая принципы классицизма, Л. в своих драмах испытывал его воздействие, он придерживался единства места и времени, речь действующих лиц порой рассудочна, риторична. Однако социальный пафос драм Л. и правда жизни, к-рой они насыщены, оттесняют на второй план элементы классицизма. Л. проложил путь драматургии Шиллера и Г„те. Он совершил переворот в иск-ве и обществ. сознании Германии 2-й пол. 18 в.

Соч.: Lessings Werke, Bd l-5, Lpz-, 1874; Werke, Bd l-5, Weimar, 1959; Hambursische Dramaturgie, Lpz., 1856; то же. В., 1952; в рус. пер.-Собр. соч., пер. русских писателей, под ред. П. H. Полевого, т. 1-10, 2 изд., СПБ-М., 1904;

Гамбургская драматургия, М.-Л., 1936; Драмы, М.-Л., 1937; Эмилия Галотти, М., 1953; Избр. произв., М., 1953.

Лит.: Фишер К., Лессинг, как преобразователь немецкой литературы, М., 1882; Меринг Фр., Легенда о Лес-синге. Лит.-критические статьи, [т. 1 ], М.-Л., 1934; Гриб В., Теория реализма у Лессинга, в сб.: Реализм XVIII века на Западе, М., 1936; его же, Избр. работы, [т.1 ], М., 1956, с. 17-152; А л ь т м а н П., Лессинг и драма, М.-Л., 1939;

Чернышевский Н.Г., Лессинг, его время, его жизнь и деятельность, Полное собр. соч., т. IV, М., 1948; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954. Г. Гур.

"ЛЕССИНГ-ТЕАТР" (Lessing-Theater) - немецкий театр. Построен в Берлине архитекторами И. Хен-нике и Г. ф. Худе, открыт 11 сент. 1888 спектаклем "Натан Мудрый" Лессинга с Э. Поссартом в гл. роли. В 1888-98 т-ром руководил О. Блюменталь, затем направление т-ра определял руководивший им в 1906 - 12 О. Брам. Он ставил пьесы Гауптмана ("Крысы", "Перед восходом солнца"), Ибсена ("Нора", "Столпы общества"), Г. Зудермана, Б. Бь„рнсона, А. Шницлера и М. Метерлинка. Преемник Брама В. Барновский (1912-23) ставил А. Стриндберга, драматургию экспрессионистов-К. Штернхейма, Г. Кайзера. В "Л.-т." работали актеры П. Вегенер А. Бассерман, О. Зауэр, Э. Леман, И. Триеш. В 1943 "Л.-т." был разрушен.

Лит.: W a h n r a u G., Berlin. Stadt der Theater. Der Chronik, Tl l, B., 1957, с. 546-52; Kurschner А." Die neue Spielzeit des Lessing-Theaters, "Das Theater", 1925, ј l- Зин. /7.

ЛЕСТАДИУС (Laestadius), Ларе Леви (р. 26.XII. 1909) - шведский театральный деятель, режиссер и драматург. Окончил в 1936 филологич. ф-т Упсаль-ского ун-та. В 1936-46 был зав. лит. частью Г„те-боргского гор. т-ра, с 1942 - одновременно и режиссером. В 1946-50 руководил Хельсингборгским гор. т-ром, в 1950-60 - Гор. т-ром в Мальм„. С 1960руководитель Стокгольмского гор. т-ра. Написал пьесы "Камень упад„т" (1936, Студенч. т-р, Стокгольм), "Песенка глиняной свистульки" (1947, Драм. т-р, Стокгольм), "Один из нас" (1954, Гор. т-р, Мальм„), "Мария Анжелика" (1958, там же) и др., язвительно-сатирически изображающие бурж. среду, отражающие актуальные обществ, и этич. проблемы совр. Швеции. К числу лучших режиссерских работ Л относятся реалистич. интерпретации его собств. пьес, а также: "Лишняя женщина" С„ннербю (1944), "Листья дуба и лаванды" 0'Кейси (1946), "Мера за меру" Шекспира (1948), "Фрекен Юлия" Стриндберга (1957). Вл. М.

ЛЕСЮЭР, Лесю„р (Lesueur, Le Sueur), Жан Франсуа (15. II. 1760-6. X. 1837),-французский композитор и музыкальный писатель. Член Института Франции (1813). Представитель плеяды музыкантов эпохи франц. бурж. революции конца 18 в. Получил муз. образование в певческих школах г. Абвиля и при Амьенском соборе. С 1786 возглавлял певческую школу Собора Парижской богоматери. Попытки Л. театрализовать церковную музыку привели к тому, что он был вынужден через 2 года уйти с поста капельмейстера и обратиться к т-ру. Написал ряд опер: "Пещера, или Раскаяние" по "Жиль-Блазу" Лесажа (1793), "Поль и Виргиния, или Триумф добродетели" (1794) по о. п. Ж. А. Берна рдена де Сен-Пьера, "Телемак на острове Калипсо, или Триумф мудрости" (1796) и др. (все пост. в т-ре "Фейдо", Париж). Эти произв., написанные в жанре "оперы спасения", выдвинули Л. в число крупнейших композиторов того времени. В 1804 Л. создал одну из своих лучших опер "Оссиан, или Барды" по мотивам кельтского народного эпоса, затем "Триумф Траяна" (1807) и "Смерть Адама" (1809) (все пост. в т-ре "Гранд-Опера"). Л. писал и в др. жанрах - революц. песни, гимны для больших хоровых и оркестровых составов и др. произв., а также книги и статьи по муз. теории, образованию и др. В 1793 Л. становится проф. Нац. муз. ин-та, в 1795-одним из инспекторов, с 1818-проф. Парижской консерватории. Среди учеников Л. -Г. Берлиоз, Э. Гиро, Ш. Гуно, А. Тома и др.

Лит.: Т ь е p с о Ж., Песни и празднества Французской революции, пер. с франц., М-, 1933; P адиге А., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934; В о s с h о t A., La jeunesse d'un romantique..., P., 1946; Buschkotter W., Jean-Francois Le Sueur, "Sammelbande der Intern. Musikgesellschaft", Jahrg. XIV, H. l, Lpz., 1912; L a m y F., Jean-Francois Le Sueur. 1760-1837, P., 1912; F o u q u е О., Les revolutionnaires de la musique. P., 1882. Ал. M.

"ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ" -русский театр. Первый и лучший дореволюционный театр миниатюр. Возник из пародийно-шуточных представлений, устраивавшихся на "капустниках" Моск. Художеств, т-ра. От-крылся 29 февр. 1908. Организаторы т-ра: Н. Л.Тарасов (ум. в 1910) и Н. Ф. Балиев - бессменный руководитель и конферансье "Л. м.". Первоначально "Л. м." была закрытым кабаре артистов МХТ, интимным арти-стич. кружком, куда допускался лишь узкий круг приглаш„нных зрителей. Первый платный спектакль (в пользу нуждающихся артистов т-ра) состоялся 9 февр. 1910. С этого времени "Л. м." становится ночным театром-кабаре для платной публики. В репертуар входили театр. пародии, художеств. миниатюры, разнообразные дивертисменты. С 1912 "Л. м." становится театром миниатюр с ежевечерней большой программой. Здесь ставились театр. шаржи, инсценировки песенок, романсов, театрализованные афоризмы Козьмы Пруткова, миниатюры Т. Л. Щепкиной-К упер-ник, а также инсценировки произв. классиков (Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Чехов, Мопассан), отрывки из произв. Моцарта, Даргомыжского, Бородина, Чайковского. Представления блестяще комментировал остроумный "хозяин вечера" Балиев, находчиво беседуя с публикой и безобидно касаясь "злобы дня". В труппу т-ра входили: В. А. Подгорный, Б. С. Борисов, К. Э. Гибшман, Викт, Я. Хенкин, В. В. Барсова, Т. X. Дейкарханова, Н. В. Алексеева -Месхиева и др. Со временем в программах т-ра вс„ сильнее стали проявляться эстетство, стремление к утонч„нной изысканности, вс„ большее место занимали внешне затейливые, но внутренне бессодержательные пустые номера-безделушки. После отъезда Бали-ева в 1920 с частью труппы за границу (выступали до конца 20-х гг. в Париже, Нью-Йорке) т-р вскоре распался. К. И. Кареев возглавил группу артистов "Л. м.", игравшую под этим же назв. в годы гражд. войны на Украине.

Лит.: Станиславский К. С., Капустники и "Летучая мышь", Собр. соч., т. 1, М-, 1954, с. 360-65;

Эфрос Н. Е., Театр "Летучая мышь" Н. Ф. Балиева, изд. журнала "Солнце России", П., 1918; Эстрадный репертуар "Кривого зеркала" и "Летучей мыши", в кн.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 298- 309. Г. К.

"ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ" ("Die Fledermaus") - оперетта И. Ш транса-сына, либр. К. Хафнера и Р. Жене по водевилю "Сочельник" Л. Галеви и А. Мельяка. Пост.

5 апр. 1874, Вена (Эйзенштейн -Сика, Розалинда - Хай-цингер, Франк - Фризе, князь Орловский - Ниттингер, Альфред - Рюдингер, Фальк - Лебрехт, Блинд - Ротт, Адель - Шарль-Хирш). Оперетта ставилась на сценах почти всех стран мира.

В России пост. впервые в 1881, Петербург. На сов. сцене пост. 4 дек. 1923, Петроград, Т-р муз. комедии (пост. Брянского, дириж„р Фурман; Эйзенштейн - Монахов, Розалинда - Мартынова, Фальк - Антонов, князь Орловский - Брянский, Франк - Шульгин, Адель - Орлова, Альфред - Ксендзовский, Блинд - Гольбинов). В 1933 "Л. м.." была пост. в Моск. т-ре оперетты (муз. обработка А. Мосолова, текст Е. Геркена), в 1947, там же. В 1948 пост. Т-роммуз. комедии, Ленинград, в 1959 Ленингр. Малым оперным т-ром.В 1962 Моск. т-р оперетты. Пост. в др. городах: Горький(1959), Минск (1961) и др. //. Г р.

"ЛЕТУЧИЙ ГОЛЛАНДЕЦ" ("Der fliegende Hollander")-опера Р. Вагнера, либр. композитора по народным преданиям и новелле Г. Гейне. Пост. 2 янв. 1843, Дрезденская опера (дириж„р - автор, реж. Хейне, хормейстер Фишер;

Даланд - Детмер, Сента - Шр„дер-Девриент, Эрик - Рейн-гольд, Голландец - Вехтер, Мария - М. Вехтер, Рулевой- РилецицкиЙ). В том же году пост. в Риге и в Касселе (под упр. Л. Шпора); в 1844 пост. в Берлине. Опера ставилась почти на всех оперных сценах мира.

В России впервые была пост. гастрольной нем. оперной труппой в Петербурге (на сцене Мариинского т-ра) 7 марта 1898 (дириж„р Г. Рихтер). На рус. сцене впервые пост. 19 нояб. 1902, Большой т-р, Москва (дириж„р Бейдлер, худ. Коровин и Клодт; Даланд - Трезвинский, Сента - Маркова, Эрик - Южин, Мари - Шперлинг, Голландец -Бернарди, Рулевой - Успенский). В 1911 пост. в Мариинском т-ре, Петербург (дириж„р Коутс, худ. Коровин; Даланд-Боссе, Сента-Черкасская, Голландец-Андреев). На сов.сцене пост. впервые в концертном исполнении артистов Ленингр. филармонии в 1934 (Даланд- Абакумов). 5 апр. 1957 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром (дириж„р Зандерлинг, реж. Лапиров, худ. Константиновский, хормейстер Лебедев; Даланд - Андрианов, Сента - Стихина, Мария-Головина, Эрик - Пичу-гин, Голландец - Сутягин, Рулевой - Довенман). В 1963 - Большой т-р (дириж„р Хайкин, пост. Херца, реж. Никифоров, худ. Циммерман, худ. по костюмам Земев, хормейстеры Рыбнов и Агафонников, балетм. Авалиани; Голландец - Валайтис, Зента - Миглау, Даланд - Ведерников, Эрик - Григорьев, Рулевой - Тимченко, Мария - Смирнова).

Издания: "Л. г.", партитура и клавир, Dresd., Meser, [s. d. ] и В., Furstner, [s. d.]; клавир-с рус. текстом, М., Юргенсон, [1893]. Я. Г р.

ЛЕШКОВСКАЯ (наст. фам. -Ляшковская), Елена Константиновна (1864, Егорьевск, -12. VI. 1925, Москва) - русская актриса. Нар. арт. Республики (1924). Будучи курсисткой Моск. высших женских курсов, в 1885 поступила в Муз. драм. училище Моск. филармонич. об-ва; педагоги - О. А. Правдин (драм. класс), А. М. Невский и К. Г. Вильде (класс дикции и декламации). На выпускном спектакле с большим успехом сыграла роль Лили ("Заво„ванное счастье" В. А. Крылова, 1887). По окончании уч-ща в 1888 была принята в труппу Малого т-ра. Уже в первых ролях (Зина-"Семья" Крылова, дебют Л. на сцене Малого театра, 1887; Лика - "Шалость" Крылова, 1888, и др.)

Л. обратила на себя внимание естественностью п л„гкостью игры, искренностью чувств, выразительностью мимики, пластичностью. Одухотвор„нность, эмоциональность исполнения Л. роли Иоланты ("Дочь короля Рене" Андерсена, 1888) вдохновили П. И. Чайковского на создание оперы "Иоланта". В первые годы значит, часть репертуара Л. составляли драм. роли: Марина Мнишек("Борис Годунов", 1889; "Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского, 1892), королева Мария ("Рюи Блаз" Гюго, 1891), Лиза ("Дворянское гнездо" по Тургеневу, 1895) и др. Однако индивидуальность актрисы ч„тко определилась в комедийных ролях. Особенно метко рисовала Л. светских "хищниц", кокеток, интриганок, раскрывая их внутр. опустош„нность, лицемерие:

Глафира ("Волки и овцы", 1893), Лидия Чебоксарова ("Бешеные деньги", 1893), Леб„дкина ("Поздняя любовь" Островского, 1896) и др. Гибкий тремолирующий голос актрисы передавал скрытую нервную силу, выражал малейшие душевные движения. Остротой, блеском юмора, женственностью, изяществом, неотразимым обаянием, виртуозной техникой, мастерством ведения диалога было отмечено е„ исполнение ролей Дианы ("Собака садовника" Лопе де Вега, 1893), Катарины ("Укрощение строптивой", 1899), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана, 1902) и др. Разносторонность дарования Л., владевшей иск-вом перевоплощения, психологии, анализа, проявилась также в положительных ролях совр. женщин. Преодолевая зачастую неполноценность драматургии, материала, Л. создала привлекательные, лирич. образы девушек, обладающих умом, волей: Нюта ("Цепи"Сумбатова, 1888), Вероника ("Подорожник" Гославского, 1897) и др. С сер. 900-х гг. Л. перешла на характерные роли более пожилых женщин: Мамаева ("На всякого мудреца довольно простоты", 1905), Звездинцева ("Плоды просвещения", 1907), миссис Чивлей ("Идеальный муж" Уайльда, 1909), Огудалова ("Бесприданница", 1912), О строгина ("Ночной туман" Сумбато-ва, 1916) и др. В сов. время творчество Л. приобрело особую остроту сатирического обличения и гармонич. ясность; роли: княжна Плавутина-Плавунцова ("Холопы" Гнедича, 1921), Гурмыжская (1921), Туру-сина ("На всякого мудреца...", 1923), Пелагея Егоровна ("Бедности не порок", 1924) и др. С 1920 Л. преподавала в 3-й студии МОНО, реорганизованной в Студию им. Ермоловой (в 1922-25 Л. была директором этой студии).

Др. роли: Наталья Дмитриевна ("Гере от ума", 1899), Дарья Владимировна ("Пустоцвет" Персияниновой, 1903), Лона Ладинзер ("Звезда" Бара, 1906), Гертруда ("Любовь- вс„" С„дерберга, 1910), Сюзанна ("Женитьба Фигаро", 1910), баронесса де Галье ("Очаг" Мирбо, 1910), Мадлон ("Жеманницы" Мольера, 1911), Зоя Блондель ("На полпути" Пинеро, 1912), Анна Андреевна ("Ревизор", 1913), Антрыгина ("Свои собаки грызутся, чужая не приставай", 1914), герцогиня Мальборо ("Стакан воды" Скриба, 1915), Глафира ("Декабрист" Гнедича, 1918), княгиня Тугоуховская ("Горе от ума", 1919).

Лит.: Якобсон П., актеры о сво„м творчестве, в кн.:

Театральный альманах. Сб. статей и материалов, кн. 7, M., 1948, с. 123-27; Амфитеатров А., Последняя реалистка, в кн.: "И черти, и цветы", СПБ, 1913, с. 131- 152; Михайловский Вл., Е. К. Лешковская (к 25-летию е„ сценич. деятельности), "ЕИТ". Сезон 1913, вып. 3, СПБ, с. 44-52; Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891-1924, M., 1924, с. 130-140;

E. K. Лешковская. Письмо Южина В. В. Ф„дорову, в кн.:

Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записи. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, с. 510-13; Ф„доров В.В., Е. К. Лешковская. Опыт характеристики, М., [б. г.]; Щ e п-кина-Куперник Т. Л., Из воспоминаний о русском театре, М., 1956, с. 100-106. Е. Фил.

ЛЕЩЙНСКИЕ, Лещиньские (Leszczynsky), - семья польских актеров.

Болеслав Л. (14. VIII. 1837-12. VI. 1918) --актер и режиссер. Учился в Варшавской драматич. школе у Я. Ясиньского. В 1857 дебютировал в Плоцке в труппе Т. Хелховского. В 1859-65- актер Вилен-ского т-ра, в 1865-67 играл в провинции, в 1869-72 во Львове (здесь впервые исполнил роль Отелло). В 1866 впервые выступил в Варшаве в т-ре "Вель-ки", играл Оскара ("Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюкан-жа), затем Карла Мо-ора. Но несмотря на успех, был принят в т-р только в 1872. В 1882-85 гастролировал в Петербурге и др. городах. Среди др. лучших ролей Л.: Пет-руччио; Воевода ("Мазепа" Словацкого), Хлестаков, Кречинский и др. Хотя Л. часто приходилось выступать в комедийных ролях, в историю польского т-ра он вош„л как крупнейший трагик-новатор. Особенно значительно было исполнение Л. роли Отелло. Но Л. играл неровно, отдаваясь вдохновению, часто импровизировал. Среди режиссерских работ Л. -"Сирано де Бержерак" Ро-стана, "Возчик Геншель" Гауптмана. В 1912 - 14 снимался в кино.

Хонората Л. (16. V. 1864-18. I. 1937)-дочь актера В. Рапацкого, жена Болеслава Л. Дебютировала в 1881 в т-ре "Розмаитости" ("Девичьи обеты" Фредро).' Выступала в т-pax Варшавы до 1924 (за исключением сезона 1893-94). Л.-комедийная актриса с острым чувством юмора. Играла характерные роли. Среди лучших ролей: Катарина ("Укрощение строптивой"), Мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Балладина (о. п. Словацкого). Бурж. направленность репертуара польского т-ра ограничивала развитие таланта Л. С 1895 она выступала преимущественно в фарсах, но и здесь проявляла высокое мастерство.

Е ж и Л. (6. II. 1884-9. VII. 1959) - сын Болеслава и Хонораты Л. Учился в Кракове, затем в Варшавской драматич. школе. Дебютировал в Лод-зи в 1902. В 1903-13 работал в Краковском т-ре; в 1913-24 и с 1951-в Варшаве в т-ре "Польски". В сво„м творчестве развивал лучшие реалистич. традиции польского т-ра. Большое место в его репертуаре занимали роли в польской драматургии - романтич. герои Ю. Словацкого, С. Выспянского, персонажи бытовых пьес М. Балуцкого, Ю. Близиньского, Г. Запольской и комедий А. Фредро (в нек-рых комедиях Фредро он исполнил почти все роли). Среди др. ролей: Марк Антоний ("Юлий Цезарь" Шекспира), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Беккер ("Ткачи" Гауптмана) и др. Л. с одинаковым успехом выступал в л„гких комедиях и трагедиях. Обладая мастерством внутр. перевоплощения, он пренебрегал гримом. Выразительная внешность, мужественно.сть, изящество, большое сценич. обаяние способствовали его сце-нич. успеху. Л.-автор записок "Из дневника актера". Соч.: Z pamietnika aktora, [Warsz.], 1958.

Лит.: Bogustawzki W., Sily i srodki naszej sceny, Warsz., 1879, переизд., Warsz., 1961; Rapacki W., Sto lat sceny polskiej w Warszawie, Warsz., 1925; S c h i 1-1 e r L., Ku czci Jerzego Leszczynskiego, "Pamietnik teatralny", Warsz., 1952, .ј 2/3, с. 435-39; Gorski R., Boleslaw Leszczynski, Warsz., 1958; "Teatr", Warsz., 1952, .ј 11 (юбилейн. номер). Р. В.

Л‚ЯСКАЛНЕ (наст. фам. - Л и к у м а), Ольга Андреевна [р. 30. Х (12. XI). 1904]-латышская советская актриса. Нар. арт. Латв. ССР (1954). В 1920-23 училась на драм. курсах Зелтматиса. С 1924-актриса Художеств, т-ра (Рига), затем Вал-миерского т-ра. В 1926 была принята в труппу Нац. т-ра ( с 1940 Т-р драмы Латв. ССР). Проявила себя яркой характерной актрисой. Роли: Ольга ("Сын рыбака" Лациса, 1934), Гурмыжская ("Лес", 1936). Л.- мастер ярких и жизненных характеров. Особенно значит, образы создала в пьесах латыш. авторов. Л. выразительно переда„т своеобразие персонажей, обладает тонким чувством юмора, владеет иск-вом сатирич. заострения образов.

Роли: Дуэнья ("День чудесных обманов" Шеридана,

1945), госпожа Бауман ("Купальщица Сусанна" Упита,

1946), Смельская ("Таланты и поклонники", 1948), Лизбета Бривинь ("Земля зел„ная" Упита, 1950), Ольга ("Сын рыбака", Гос. пр. СССР, 1950), Олиниха ("Времена землемеров" бр. Каудзит, 1950), Пелагея ("Канун грозы" Маляревского, 1952), Анна ("Злой дух" Блаумана, 1953), Матр„на ("Хозяин" Соболева, 1961). В. X.

ЛИ (Leigh), Вивьен (наст. имя и фам.-Вивиан Мэри Хартли; Hartley) (p. 5. XI. 1913)-английская актриса. Театр, образование получила в Париже и Королевской Академии драм. иск-ва в Лондоне.

С 1934 начала сниматься в кино. В 1935 дебютировала на сцене т-ра "Кью" в Лондоне. Приобрела известность после исполнения роли Генриетты в пьесе А. Дьюкса по К. Штернхейму "Маска добродетели" ("Амбасса-дорс т-р", 1935). С успехом выступала Л. в т-ре "Олд Вик" в ролях: Титания ("Сон в летнюю ночь", 1937), леди Тизл ("Школа злословия" Шеридана), леди Анна ("Ричард III"), Антигона (о. п. Ануя) (все в 1949), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1961, гастроли в Австралии). Играла в т-рах: "Хей-маркет", "Финикс", "Олдуич", "Сент-Джеймсес", "Аполло". Среди др. удачных ролей: Дженифер Дю-беда ("Дилемма врача" Шоу), Сабина ("На острие ножа" Уайлдера), Бланш ("Трамвай, называемый Желание" Уильямса), Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Шекспира и "Цезарь и Клеопатра" Шоу). Мери ("Спящий принц" Реттигена), Паола ("Дуэль ангелов" Фрая по пьесе "Для Лукреции" Жироду). Л. часто выступала с Л. Оливье, в т. ч. в спектаклях "Мемориального т-ра" в 1955 "Макбет" (леди Макбет), "Двенадцатая ночь" (Виола), "Тит Андроник" (Лави-ния), играла Офелию (т-р "Олд Вик").

Осн. тема творчества Л.- трагедия женщины в совр. бурж. обществе. Актриса находит тонкие при„мы для раскрытия психологии своих героинь, показывает их светлые духовные порывы. Л. играет женщин порой страдающих, иногда радостных, но всегда любящих, нежных и чистых. Снималась в фильмах "Мост Ватерлоо", "Леди Гамильтон", "Анна Каренина" и др. Лит.: У т и л о в В., Вивьен Ли, М., 1963; В a r k e r F., The Oliviers, L., 1953. ф. f{

ЛИ (Lee), Натаниел (ок. 1653 - 1692) - английский драматург. Сын священника. Начал выступать в т-ре как актер, но успеха не имел. Обратившись к драматургии, стал одним из последователей Дж. Драйдена; был соавтором его трагедий"Эдип" (1679, т-р "Дорсет Гарден", Лондон) и "Герцог Гиз" (1682, т-р "Друри-Лейн"). Писал трагедии на античные сюжеты: "Нерон" (1675), "Глориана" (1676), "Софонизба" (1676), "Митридат" (1678), "Константин Великий" (1684)-все пост. в т-ре "Друри-Лейн", "Тео-дозий" (1680), "Люций Юний Б рут" (1681)-обе пост. в т-ре "Дорсет Гарден", Лондон. В трагедиях Л. бурные страсти, мелодраматич. события подчинены правилам поэтики классицизма. Наибольший успех имела трагедия "Царицы-соперницы" (1677, т-р "Друри-Лейн")-о ж„нах Александра Македонского Роксане и Статире. Пьеса держалась в репертуаре англ. т-ров свыше ста лет. Душевное заболевание привело Л. в дом умалиш„нных, откуда он в 1692 бежал и про.пал без вести. Л. А.

ЛИБАКОВ, Михаил Вадимович (1889-1953)- русский советский театральный художник. В 1913-29 был художником 1-й студии MX Т и созданного на основе этой студии МХАТа 2-го. Оформил спектакли "Праздник мира" Гауптмана (1913, совм. с И. Я. Гремиславским), "Гибель "Надежды"" Хейерман-са (1913), "Сверчок на печи" по Диккенсу (1914) и "Ка-лики перехожие" Волькенштейна (1914) (все три спектакля совм. с П. Г. Узуновым), "Росмерсхольм" Ибсена (1918), "Герой" Синга (1923,совм. с А. А. Радаковым), "Гамлет" (1924); "Петербург" по Белому (1925, совм. с Матруниным). Оформлял также спектакли в Малом т-ре ("Бойцы" Ромашова, 1934, совм. с Б. А. Матруниным), в Моск. т-ре оперетты ("Чайхана в горах" Стрельникова, 1930, с И. М. Майзелем) и др. т-рах.

ЛЙБЕРТ, Яков Григорьевич (1874-1946)-еврейский актер и режиссер. Засл. артист РСФСР. В 1884-85 играл в труппе А. Гольдфадена. С 1893 играл в различных труппах, разъезжавших по России. Л. обладал богатыми природными данными, глубокой творческой интуицией. Выступал преим. в евр. классическом репертуаре: Залман, Трахтенберг ("Мирра Эфрос", "Сиротка Хася" Гордина), Залкинд ("Мать" Пинского), Шолшович ("Бог мести" Ш. Аша). Играл также Сатина ("На дне"), Крогстада ("Кукольный дом"). После Октябрьской революции Л. работал на Украине. С 1926 - в Киевском евр. т-ре. Среди лучших ролей Л. в сов. репертуаре - Зайвл Овадис ("Семья Овадис" Маркиша). А. Шн.

ЛИБРЕТТО (итал. libretto, букв. - книжечка) 1)(в опере) - словесный текст вокального музы-кально-драматич. произведения, преим. сценического (оперы, оперетты, реже-оратории). Является лит. основой оперы. В муз.-сценич. произведении важнейшее значение имеет идейная сущность Л., правдивая обрисовка образов и ситуаций, возникающая на основе текста, качество лит. языка. Текст Л. приобретает полную силу воздействия только в единстве с музыкой.

Композитор обычно участвует вместе с либреттистом в детальной разработке оперного сценария и в окончат, отделке лит. текста. Часто композитору принадлежит замысел оперного Л. и драматургич. план (сценарий). Л. может быть оригинальным сочинением ("Хованщина" Мусоргского), но чаще основывается на сюжете и образах драм. и др. лит. произв. ("Фауст" по Г„те, "Евгений Онегин" по Пушкину, "Тихий Дон" по Шолохову). Как правило, драма, служащая основой Л., подвергается переработке (иногда коренной); исключения очень редки ("Каменный гость" Даргомыжского на неизмен„нный текст Пушкина). Л. обычно да„т новую трактовку темы, сюжета, образов ("Пиковая дама" Чайковского по Пушкину). Отдельные либреттисты во многом определяли замыслы композиторов -ф. Кино, работавший совм. с Люлли над его операми (лирич. трагедиями). Талантливым сотрудником Моцарта был Л. Да Понте, автор Л. опер "Свадьба Фигаро" и "Дон Жуан". В оперной реформе Глюка большую роль сыграл Р. Калъцабиджи, автор Л. его опер "Орфей и Эвридика", "Альцеста" и др. Деятельное участие в создании "большой оперы" во Франции в 19 в. принимал Э. Скриб; по его Л. создали оперы Мейербер ("Гугеноты", "Роберт-Дьявол" и др.) и Обер ("Немая из Портичи").

Известными авторами Л. франц. лирич. оперы были П. Ж. Барбье (Л. оперы "Фауст" Гуно), А. Мельяк и Л. Галеви (Л. оперы "Кармен" Бизе), M. Kappe и др. Выдающиеся итал. либреттисты 19 в. - Ф. Ро-мани ("Норма", "Сомнамбула" Беллини, "Любовный напиток" и "Лукреция Борджиа" Доницетти, оперы Россини и др.), Ф. Пъяве (автор Л. 11 опер Верди, в т. ч. "Травиата" и "Риголетто"), С. Каммарано ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти, "Трубадур" и "Луиза Миллер" Верди и др.) и А. Бойто (Л. "Отел-ло", "Фальстаф" Верди, "Джоконда" Понкьелли и др.). Крупнейшие рус. либреттисты- В. И. Бель-ский (Л. опер "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Золотой петушок" Римского-Корсакова, и др.), М. И. Ч айковский (Л. опер "Пиковая дама", "Иоланта" Чайковского, "Франческа да Римини" Рахманинова, "Дубровский" Направника, и др.). Обычно оперное Л. строится на драматургич. принципах, общих для всех видов драм. произв., но при этом оно отличается относительной замедленностью сценич. действия, максимальной концентрацией и усилением эмоциональной стороны (особенно в ариях и ансамблях), большей лаконичностью текста, подчин„нностью сценария и текста законам муз. композиции (возвращение музыкальных эпизодов, чередование BOK., хореографич. и симф. номеров, наложение одного текста на другой в ансамблях и т. д.). Художеств, ценность Л. определяется органич. сочетанием естественности драм. развития с цельностью муз. форм.

Лит.: Ярустовский Б., Драматургия русской оперной классики, М., 1952 (гл. 4 и 5); Д p у с к и н М-, Вопросы музыкальной драматургии оперы, М-, 1952, (гл. 1);

Оголевец А. С., Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; Оперные либретто, М., 1962.

2) Либретто балетное -см. Сценарий балетный.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница