Наши партнеры

Выгодно прокат авто нижний новгород без водителя недорого в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 259)


"ЛЙБУШЕ" ("Libuse")-опера Б. Сметаны, нем. либретто И. Венцига, чешский пер. Э. Шпиндлера. Пост. 11 июня 1881, Прага, Нац. т-р (дириж„р А. Чех, пост. Колара;

Либуше - Ситтова, Пржемысл - Лев, Хрудош - К. Чех, Штяглав - Вавра, Лютобор - Гинек, Радован - Строп-нипкий, Радмила - Ганушова-Фибихова, Красава - Рейхо-ва). Пост. в др. городах: Вена (1924, на чеш. яз.), Загреб (1933), Любляна (1934). Новая пост. Нац. т-ра, Прага, 1953 (дириж„р Кромбгольц, реж. Богач, худ. Свобода; Либуше - Подвалова, Пржемысл - Бернарже, Лютобор - Веверский, Радмила - Красова, Хрудош - Отава, Штяглав - Блахут, Радован -Шрубарш). В Сов. Союзе была в 1951 осуществлена радиопостановк*а оперы (дириж„р Брон; Либуше - Рождественская, Красава - Яковенко, Хрудош - Демьянов, Лютобор - Корол„в).

Издания: "Л.", клавир, Praha, Hudebni Matice Umelecke Besedy, 1945. //. /n

ЛИВАНОВ, Борис Николаевич [p.25.IV(8.V). 1904] - русский советский актер. Нар. арт. СССР (1948). Род. в актерской семье. Учился в 4-й студии МХТ. Приглаш„н в МХАТ в 1924 В. И. Немировичем-Данченко после одного из студийных просмотров. Первые роли в МХАТ - князь Шаховской (1924) и князь Андрей Шуйский (1925) ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. Толстого), Жак ("Сестры Же-рар" Масса, 1927), Бондезен ("У врат царства" Гамсуна, 1927), Аполлос ("Унтиловск" Леонова, 1928), Емельян Черноземный ("Квадратура круга" Катаева, 1928), Лукьян ("Блокада" Вс. Иванова, 1929),Кассио ("Отелло",1930) сразу же выдвинули Л. в число выдающихся представителей молодого артистического поколения МХАТ. Яркий, смелый темперамент, уве - ренная и мощная лепка характеров, мажорное, празд-нично приподнятое ощущение т-ра, острота идейных трактовок определили место Л. в ряду актеров, наиболее полно выразивших новый период в развитии иск-ва МХАТ. Это стало ещ„ более очевидно после исполнения Л. ролей Альмавивы ("Безумный день, или Женитьба Фигаро") и особенно Кимбаева ("Страх"). В этой роли так же, как и в сыгранной ранее роли Лукьяна ("Блокада"), ярко проявилось патетич. восприятие артистом революции, стремление раскрывать душевную щедрость людей нового мира, их жадный интерес к окружающему через смело и крупно отобранную характерность. Развивая эту линию в сво„м творчестве, Л. в последующие годы сыграл Швандю (1936) и Рыбакова ("Кремл„вские куранты", 1942;

Гос. пр. СССР, 1942). Романтич. влюбл„нность в революцию, способность сохранять заразит, жизнерадостность в самые опасные и трудные минуты сочетаются в этих ролях с пристальным интересом к процессу рождения и формирования политич. миросозерцания борцов за дело партии.

С первых же сценич. шагов Л. героико-патетич. направленность сливается в его творчестве с комедий-но-сатирич. В ролях Жака, Аполлоса, Бондезена так же, как и в сыгранной в 1933 роли кавалера Риппа-фраты ("Хозяйка гостиницы"), Л. соединяет язвительную злую сатирич. характерность с брызжущим весельем, сочностью красок, покоряющим комедийным темпераментом. Высшее достижение Л. на этом пути - роль Ноздр„ва ("М„ртвые души", 1934). Самые причудливые взрывы ноздр„вского темперамента, самые необузданные завихрения его разбушевавшейся фантазии кажутся у Л. по-гоголевски мощными и в то же время ощущаются как свободное и естественное проявление его собственной артистич. индивидуальности.

Романтич. и комедийное начала сливаются у Л. в образе Кудряша ("Гроза", 1934), передающем песенную ширь и неукротимое вольнолюбие через грубоватый и празднично-сочный комизм, жанровую точность и цветистую красочность языка Островского.

В конце 40-50-х гг. Л. тяготеет по преимуществу к ролям, построенным на сложных философских и психологич. коллизиях, интенсивных сценич. переживаниях. Вступлением к этой группе ролей надо считать исполнение роли Сол„ного ("Три сестры", 1940), принадлежащей к наиболее глубоким и оригинальным созданиям актера. Пародийная острота внешнего рисунка подч„ркивает и усиливает скрытый драматизм в судьбе Сол„ного, мучительно томящегося своим одиночеством и ищущего выхода в бессмысленной и надрывной агрессивности. В сыгранных затем Л. ролях Астрова (1947), профессора Трубникова ("Чужая тень" Симонова, 1949), Ломоносова (о. п. Вс. Иванова, 1953), Линькова ("Хозяин" Соболева, 1961) проявился интерес Л. к характерам крупным, сильным, отмеченным печатью яркой оригинальности. Наиболее важна в этом ряду роль Забелина в "Кремл„вских курантах", 1956), в к-рой Л. удалось увлечь зрителей раскрытием внутр. закономерности прихода талантливого, но трудно переживающего освобождение от старых предрассудков инженера к творч. сотрудничеству с партией. Значит, интерес представляет интерпретация Л. образа Мити Карамазова (1960). Он первым из сов. режиссеров обратился к "Братьям Карамазовым" (по Достоевскому) и выявил не только как исполнитель роли Мити, но и как постановщик (совм. с П. А. и В. П. Марковыми) и а втор инсценировки антикапиталистическую, гуманистическую направленность этого сложного и идейно противоречивого произведения. О крепнущем интересе Л. к философской трагедии, обращ„нной к коренным социальным противоречиям эпохи, свидетельствует режиссерская работа Л. над спектаклем "Егор Булычев и другие" (1964), в к-ром он играет заглавную роль, ставшую значит, этапом в его творчестве.

Л. снимается в кино: Дубровский - в одноим. фильме, Пот„мкин ("Адмирал Ушаков") и др. Л. - лауреат Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1949, 1950).

Лит.: Иванова Е. Г., Борис Николаевич Ливанов, . (К 30-летию сценической деятельности], М., 1955. Евг. С.

ЛИВАНОВА (Ливанов а-Ф e p м а н), Тамара Николаевна [р. 5(18). IV. 1909] - русский советский музыковед. Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1932 окончила Моск. консерваторию. Автор многочисл. научных исследований по истории отечеств, и зарубежного муз. т-ра. Проф. Моск. консерватории (1939-46; 1948-54) доктор искусствоведения (1935).

Соч.: Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1, М., 1938; История западноевропейской музыки до 1789 года, М.-Л., 1940; Три оперы Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов и русская опера, М., 1947, с. 37-99; Музыкальная классика XVIII века (Гендель, И. С. Бах, Глюк, Гайдн), М.- Л., 1939; Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театр ом и бытом. Исследования и материалы, т. 1-2, M-, 1952-53; Характер героя и оперная ария, в сб.: Советская опера, М., 1953, с. 209-233; Глинка. Творческий путь, т. 1-2, М., 1955 (совм. с В. Протопоповым); Стасов и русская классическая опера, М.,1957, и др.

ЛИВАНСКИЙ ТЕАТР

Театральная жизнь страны сосредоточена преиму-щественно в г. Бейруте. В 19 в. М. Наккаш, впоследствии известный деятель арабского т-ра, основал в этом городе первый т-р, дававший спектакли на арабском яз. Однако спектакли театра, игравшиеся на лит. языке, который отличается от разговорного, были непонятны простому народу, широкий зритель не посещал спектакли. Получил развитие школьный т-р, в репертуар которого входят классич. произведения, перевед„нные на арабский яз. Под влиянием этого театра в стране возникли многочисленные любительские труппы, ставящие традиционный арабский репертуар (гл. обр. в городах Бейруте и Триполи). Среди деятелей этого т-ра С. эль-Бустани. Труппы эти дают спектакли нерегулярно. С 1955 в Баальбене регулярно проводятся театр. фестивали, на к-рых исполняется классич. репертуар. В отдельных спектаклях находит отражение местный фольклор (труппа певицы Фируз).

ЛИВИИ АНДРОНИК (Livius Andronicus) (ок. 280- 204 до н. э.)-один из первых римских писателей. Основоположник римской драм. лит-ры. По происхождению грек из Та рента. В Рим попал как раб-военнопленный, затем был отпущен на волю, получив римское имя (Ливии). В 240 была пост. первая пьеса Л. А. Написал ок. 14 трагедий ("Ахилл", "Троянский конь", "Андромаха", "Те рей", "Гермиона" и др.) и не менее 3 комедий ("Gladiolus" и др.). Перерабатывал для римской сцены греч. образцы. Из греч. пьес Л. А. заимствовал не только сюжеты, но и стихотворные размеры. Для трагедий Л. А. брал сюжеты преим. из Троянского цикла, мифологически связанного с Римом. Соч. Л. А. сохранились лишь в отрывках.

Соч.: Livii Andronici fragmenta, ed. M. Lenchantin de Gubernatis, Torino, 1937. //. Зем.

ЛИВИЙСКИЙ ТЕАТР. С древних врем„н в Ливии существует два вида т-ра: т-р теней и т-р кукол (марионеток). Представления т-ра теней использовались для религиозной пропаганды. Позднее стали ставиться небольшие комедийные сценки-представления. В 20 в. т-р теней приш„л в упадок, мастера-кукольники исчезли. В т-ре кукол гл. действующее лицо - популярная турецкая кукла Караг„з (получившая в Африке имя Гарагуз). В Ливии эта кукла приобрела своеобразные черты и получила имя Кари-ус (имя его партн„ра - Хаг Кирван). Кариус - собирательный образ делового энергичного человека, Хаг Кирван - холодный, расч„тливый деляга. Интрига строится на различии их характеров, между ними возникают всевозможные споры, недоразумения и неприятности. Популярна также кукла Бу Садия (известна во всей Сев. Африке). Бу Садия - положительный герой, добрый, искренний, носит шлем, увенчанный клювом птицы, кожаную маску с бородой из верблюжьего волоса. Представления с участием Бу Садия происходят на площадях, текст импровизируется. Этот т-р тоже находится в упадке. Кукольники ведут нищенское существование.

Большое распространение в Ливии имеют выступления рассказчиков-сказителей, нередко сопровождающих свою декламацию-речитатив пением и танцами. Содержание выступлений заимствуется из "1001 ночи" и из мифов домусульманской Аравии о героях Антара и Умара.

Лит.: С e г b e l l a G., Il Garaguz in Libia e nel l'Oriente, Tripoli, 1955. H. Л.

ЛИВРЙ (Livry), Эмма (наст. фам.- Э м a p о; Emarot) (24. IX. 1842-26. VII. 1863) - французская артистка балета. В 1858 окончила школу при т-ре "Гранд-Опера". Ученица К. Доминик и М. Тальони. Дебютировала в 1858 в партии Сильфиды (о. п. Шнейцгоф-фера), заняв ведущее положение. М. Тальони считала Л. своей достойной преемницей и поставила для не„ балет "Бабочка" на муз. Оффенбаха (1860), в к-ром Л. продемонстрировала воздушность танца, грациозность и артистизм. Л. исполняла также партию Сабинянки в дивертисменте оперы "Царица Савская" Гуно в 1862. Л.-одна из последних представительниц романтич. школы франц. балета. Современники Л. критики - Ж. Жанен, Н. Рокеплан, Т. Готье- высоко оценивали е„ иск-во.

Лит.: X у д e к о в С., История танцев, ч. III, П., 1915;

G u es t I., The tragedy of Emma Livry, в его. кн.: The ballet of the Second Empire. 1858-1870, L., 1953, с. 1-39;

Beaumont C. W., The romantic ballet as seen by Th. Gautier, L., 1932. Harn. P.

ЛИ ВЭНЬ (наст. имя-Ли Ю и) (1611-77)- китайский драматург. Один из первых кит. проф. драматургов. Автор 10 пьес в жанре чуаньци: "Дворец в лучах радуги", "Бедная Сянь Бань", "Ошибка с воздушным змеем", "Осторожный выбор невесты", "Юноша ищет подругу", "Неожиданная встреча" и др. Писал пьесы для собств. труппы. В работе "Случайные записки в свободное время" ("Рассуждения Ли Вэня о театре") обобщил опыт развития драматургии и исполнит, стиля т-ра сицюй. И. Г.

ЛИТОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - театр в Петрограде. Открыт в 1921 в помещении б. Народного дома С. В. Паниной. Л. т. был первым опытным районным т-ром Петрограда, созданным для обслуживания рабочего зрителя. Худ. руководитель т-ра-В. Н. Соловь„в, гл. режиссер-А. Л. Грип-пич. Художники - А. В. Рыков и В. В. Дмитриев. Пост.: "Взятие Бастилии" Роллана, "Овечий источник" ("Фуэнте овехуна") Лопе де Вега, "Стенька Разин" Каменского, "Мещанин во дворянстве" Мольера, пушкинский спектакль ("Каменный гость" и "Сцены из рыцарских врем„н"). В 1922 Л. т. был преобразован в Театр новой драмы.

Лит.: История советского театра, т. 1, Л., 1933, с. 208 -

210.

ЛЙГОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ (Дом П а н и-н о и) - одно из крупнейших культурно-просветительных учреждений дореволюц. Петербурга. Осн. графиней С. В. Паниной. Открыт в 1903 в специально построенном здании (на Обводном канале). Деятельность Л. н. д. противостояла каз„нным нар. домам попечительств о нар. трезвости.

Л. н. д. широко использовался социал-демократич. организациями для революц. пропаганды. В 1903 при Л. н. д. был создан Общедоступный т-р П. П. Гайде-бурова, знакомивший рабочего зрителя с лучшими произв. рус. и мировой классики. Этот т-р получил высокую оценку дооктябрьской "Правды". В 1921-22 в этом помещении играл Лиговский драм. т-р. Ныне в этом здании- Центр, клуб железнодорожников им. Некрасова. С. Др.

ЛЙДЕРШПИЛЬ (нем. Liederspiel, от Lied - песня и Spiel - игра) - представление с пением, песенный спектакль. Вид зингшпиля. Получил распространение в нач. 19 в. В качестве муз. номеров, к-рыми перемежались разговорные диалоги, в Л. использовались популярные оперные мелодии и нар. песни с новым текстом или же новые песни, соч. композитором в нар. стиле, с простым аккомпанементом.

Характерные черты Л.- занимательный, развлекат. сюжет и яркие, выразит, декорации. Первый наиболее известный Л.- "Любовь и верность" И. Ф. Рей-хардта на слова Г„те (1800)- был написан, как указывал автор, по образцу франц. водевиля. Успех этого произв. вызвал множество подражаний. Широко i о-пулярны были Л. композитора Ф. Г. Химмеля "Радость и задумчивость" (1801) и особенно "Фаншон" (1804). В 10-20-х гг. 19 в. вес„лые, глубоко нар. по природе Л. стали заполняться сентимент. содержанием и вскоре были вытеснены др. жанрами. См. также Пастораль.

Лит.: Кречмар Г., История оперы, пер. с нем., под ред. и с предисл. И. Глебова, Л., 1925. р. J]

ЛЙДМАН (Lidman), Capa Алела (р. 30.XII.1923)- шведская писательница и драматург. Лит. деятельность начала в 1952. Автор пьес "Дочь пономаря Йо-ба" (1954, Драматич. т-р, Стокгольм) и "Айна" (1956, Гор. т-р, Мальм„), в к-рых изображены жители совр. швед. деревни, их борьба за существование. Этим героям присущи оптимизм, жизнеутверждение, гневное обличение антигуманных норм бурж. действительности. Вл. М.

ЛЙДНЕР (Lidner), Бенгт (16.III.1757-4.1.1793)-шведский драматург, поэт. Творчество Л. знаменовало отказ от господствовавшей в швед. драматургии поэтики классицизма и возникновение романтич. тенденций. Для трагедии "Эрик XIV" (1782) и оперного либретто "Медея" (1784) характерна антимонар-хич. направленность. Гл. тема этих произв.- несовместимость монархии с свободным и гармонич. развитием человеческой личности. Яркая эмоциональность, образность поэтич. стиля Л. иногда перерастает в патетичность.

Соч.: Samlade skrifter, bd 1-2, Stockh., 1932-33. Лит.: Josephson L., Bengt Lidner, Stockh., 1947. Вл. M.

ЛИЕПА, Карл Кришевич (р.22.XII.1905) -- латышский советский режиссер оперы. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1927-34 учился в Латв. консерватории в Риге; в 1932-35 брал уроки актерского мастерства у М. А. Чехова и др. в Театр, школе при консерватории; реж. иск-ву обучался у Я. Зариня (1935-40). Как режиссер начал выступать в Риге с 1932. С 1944 Л.- режиссер, с 1947 - гл. режиссер Латв. т-ра оперы и балета. Спектакли, пост. Л., отличаются стремлением к художеств. правде, историч. конкретности, динамичным развитием действия.

Спектакли: "Банюта" Калныня, "Спридитис" Яна Медыня, "К новому берегу" Зариня, "Огни мщения" Э. Канпа, "Кармен", "Фауст"; "Бал-маскарад" Верди, "Богема", "Тоска", "Севильский цирюльник"; "Долина" Э. д'Альбера, "Валькирия" Вагнера, "Кащей бессмертный" Римского-Корса-кова, "Семья Тараса" Кабалевского, "Война и мир" Прокофьева, "Судьба человека" Дзержинского, "Катерина Измайлова" Шостаковича, и др. ? ?

ЛИЕПАЙСКИЙ ТЕАТР - один из старейших латышских т-ров. Создан в 1907 в г. Лиепая (Либава) на основе кружка любителей. Первым спектаклем был "Дядя Ваня". В т-ре начинали свою спенич. деятельность мн. известные латыш. артисты. Характерная особенность т-ра - тесная связь с муз. иск-вом. Здесь ставились оперы и оперетты. В сер. 30-х годов драм. т-р объединился с Лиепайской оперой, осн. в 1922. После освобождения Латвии (1940) в т-ре также ставились оперы и оперетты. В 1957 т-р был переименован в муз.-д рама тич. (при т-ре работает кукольная группа). Гл. режиссерами т-ра были А. Амтман-Бриедит (1940-41), К. Пиесис (1945-50), Ж. Врасла (1950-53), Н. Мурниек (с 1953).

Спектакли: "Разлом" (1940), "Лес" (1946), "Варвары" (1947), "Платон Кречет" (1947); "В огне" Блаумана (1948), "Вей, ветерок!" Райниса (1947), "Сын рыбака" Лациса (1949), "Много шума из ничего" (1950), "Мещане" (1951), "Машенька" (1952), "Егор Булычев и другие" (1952); "Купальщица Сусанна" Упита (1953), "Чайка" (1954); "В добрый путь" Розова

(1955), "Дни портных в Силмачах" Блаумана (1956), "Солдатская шинель" Григулиса (1956), "Беспокойная старость" Рахманова (1957), "Старое гнездо моряков" Лациса (1957), "Огонь и ночь" Райниса (1958), "Без вины виноватые" (1958);

"Иркутская история" Арбузова (1960), "Анна Каренина"

(1961), "Укрощение строптивой" (1961); "Лисички" Хелман

(1962), "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (1962), "Весенние заморозки" Ванаг по Блауману (1963). Оперы "Риголетто" (1958); "В огне" Калныня (1959), "Остроумные невесты" Эрнесакса (1961), "Тоска" (1961), муз. комедия "В краю голубых оз„р" Жилинского и Залит (1963).

В труппе т-ра (1963): засл. арт. Латв. ССР И. Мит-ревиц, В. Вернер, М. Устуб, Г. Бумбиер, А. Яунвалк, художник засл. деят. иск-в Латв. ССР А. Дзенис.

Лит.; G re v i n V., Liepajas teatra 50 gadi, "Teatris un Dzive", Almanachs 2, Riga, 1957, с. 173-201; F r e i-man e V., Liepajas teatra 50 gadi, Riga, 1958. В. Ф.

ЛИЗОГУБ, Владимир Сергеевич (р. 14.V1I.1918)- русский советский актер и режиссер. Засл. деяг. иск-в УССР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1943. С 1938 - актер вспомогат. состава Харьковского т-ра рус. драмы, в 1941 окончил студию при этом т-ре и вош„л в трупну т-ра, в 1952 окончил актерский ф-т Харьковского театр. ин-та. Роли: Виктор ("Машенька"), Эрнандо ("Хитроумная влюбл„нная" Лопе де Ве-га), Гостомысл ("Сон князя Святослава" Франко) и др. В 1947 был ассистентом реж. А. Г. Крамова, затем стал выступать гл. обр. как режиссер. В 1954 - 58 - гл. реж. Харьковского т-ра, в 1958 - 63-Львовского т-pa Сов. Армии, с 1963-реж. Т-ра им. Франко (Киев).

Пост.: в Харьковском т-ре - "Семья" Попова (1950), "Мать своих детей" Афиногенова (1953), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Обоз второго разряда" Давурина (1958); в Львовском т-ре -"Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1959), "Иркутская история" Арбузова (1959), "Океан" Штейна (1961) и др.

В 1949-58 преподавал актерское мастерство и режиссуру в Харьковском театр. ин-те. Б. Кор.

ЛЙЙВЕС, АрдиЭерович(р. 31. VIII.1929) -эстонский советский драматург. В 1953 окончил юридич. ф-т Тартуского ун-та. Драматургич. деятельность начал ещ„ в школьные годы, его первая драма "Новая жизнь" была премирована на республиканском конкурсе пьес в 1946 и пост. несколькими т-рами. Пьесы Л. "Игра с любовью" (1954, Вильяндский т-р "Угала"), "Птенцы покидают гнездо" (1955, Пярнуский т-р) посв. темам борьбы против мещанского индивидуализма, потребительского отношения к жизни, за моральную чистоту сов. человека. Широкое признание получили пьесы Л., пост. в т-ре "Ванемуйне", - комедия "Роберт Великий" (1957) и психологич. драма "Новогодняя ночь" (1958), показывающая губительные последствия инертности, беспринципности. Пьесы "Синяя ракета" (1959) о революц. борьбе эст. народа в 1924, "Портрет неизвестной" (1960) и "По эту сторону горизонта" (1961) о формировании нового отношения к труду продолжают разработку этич. и мировоззренческих проблем. Эти пьесы и сатирич. комедия "О ч„м умолчал пророк" (1962) пост. в Т-ре им. Кингисеппа.

Л. является также автором либретто оперетт Б. Кырвера "Только мечта" (1955), "Лесной цветок" (1959), "Что вам угодно" (1962), пост. в т-ре "Ванемуйне", радиопьес "Шаги" (1960), "Пятое купе" (1960) и "Семь серебряных королей" (1961). С. Лев.

ЛЙЙГЕР, Эллен Яновна [р. 13 (26). VI.1918] -эстонская советская актриса. Нар. арт. Эст. ССР (1957). В 1941 окончила театр. уч-ще при Таллинской консерватории. В 1941-59-актриса Т-ра им. В. Кингисеппа, с 1960 - в т-ре "Ванемуйне". Творчество Л. отличается эмоциональностью и искренностью, лаконизмом выразит, средств. В е„ сце-нич. образах лиризм сочетается с мягким юмором, комедийностью. Играла также драматич. роли.

Роли: Аня ("Дни и ночи" по Симонову), Мари-Эльтс ("Совесть" Раннета), Сента ("Сын рыбака" Лациса), Ангела ("Королю холодно" Таммсааре), Тийна ("Оборотень" Китцбер-га) Соня ("Дядя Ваня"), Поля ("Мещане"), Марья Антоновна ("Ревизор"), Маша ("Кремл„вские куранты"), Нина ("Маскарад"). А. Ре б.

ЛИЛ‚ЕВА (наст. фам. -Шеффердекер), Эмилия Августиновна [1826-4(16).IX.1893] -русская артистка оперы (сопрано). По национальности немка. В 1843 окончила Петерб. театр. уч-ще. С успехом дебютировала в 1841 на оперной сцене (Петербург) в партии Ритты ("Цампа" Герольда). Была первой исполнительницей партий Гориславы ("Руслан и Людмила"), Фл„р де Лис ("Эсмеральда" Даргомыжского), Одарки ("Запорожец за Дунаем"). Особенно удавались певице грациозно-кокетливые партии - Церлина ("Фра-Дьяволо" Обера) и др. У Л. был небольшой, но чистый, ровный, приятный голос. А. Н. Серов отмечал женственность тембра е„ голоса. В 1866 Л. оставила сцену.

Лит.: К. П-в, Лилеева (Шеффердекер) Э. А., "ЕИТ". Сезон 1893-1894, СПБ. 1895, с. 457; Серов А. Н., Критические статьи, т. 1 (1851-1856 гг.), СПБ, 1892, т. 3 (1860-1863), СПБ, 1895.

ЛИЛИ (Lyiy), Джон (ок. 1554 - конец ноября 1606) - английский драматург. Один из основоположников ренессансной гуманистич. комедии. Образование получил в Оксфорде и Кембридже, был членом парламента (1589-1601). Романы Л. "Эвфуэс, или Анатомия остроумия" (1579) и "Эвфуэс и его Англия" (1580) ввели в лит-ру стиль изощр„нной пр)-заич. речи, изобилующей параллелизмами, антитезами и ссылками на античную мифологию. Этим языком говорят и персонажи комедий Л., исполнявшихся для придворной публики мальчиками-актерами: "Александр и Кампаспа" (1584), "Сафо и Фаон" (1584), "Галатея" (1588), "Эндимион" (1591), "Мидас" (1592), "Матушка Бомби" (1594), "Женщина на луне" (1597) и др. Комедии Л. построены преим. на любовных сюжетах, изображают галантное ухаживание, насыщены диалогами-поединками, герои их соперничают в остроумии и благородстве манер. Л. оказал боиь-шое влияние на англ. ренессансный т-р, дав первые образцы "высокой" комедии, комедии "идей". Л. принадлежал к числу наиболее значит, предшественников Шекспира, к-рый заимствовал у Л. отдельные при„мы и мотивы, но высмеял его великосветскую манерность (пародии на эвфуизм в "Гамлете", в "Генрихе IV" и др.).

Соч.: The complete works, ed. by R. W. Bond, v. 1-3, Oxf., [1902]; в рус. пер.- Хрестоматия по истории западноевропейского театра, под ред. С. Мокульского, т. 1 (Отрывки из соч. Л.), 2 изд., М., 1953.

Лит.: Стороженко Н., Предшественники Шекспира, т. 1, СПБ, 1872; Дживелегов А., Университетские умы, в кн.: История английской литературы, т. 1, вып. 1, М.- Л., 1949, с. 341-49; F e u i I I e r a t A., John Lyiy, Cambr., 1910; M i n с о f f М., Shakespeare and Lyiy, в кн.:

Shakespeare survey, 14, Cambr., 1961, с. 15-24. 4.

ЛЙЛИНА (наст. фам.- Перевощикова, по мужу-Алексеева), Мария Петровна [21. VI(3.VII). 1866, Москва,-24. VIII. 1943, там же]- русская актриса. Нар. арт. РСФСР (1933). Одна из основателей Моск. Художеств, т-ра. Род. в семье моек. нотариуса. Воспитывалась в Екатерининском ин-те. Рано осиротев, осталась здесь классной дамой. Нарушая правила, предписанные этим строгим учебным заведением, Л. увлекалась театр. любительством, выступала в спектаклях Об-ва иск-ва и лит-ры (1-я роль: Таня - "Баловень" В. Крылова, 1888). Исполняла роли Клодины ("Жорж Данден" Мольера), Луизы ("Коварство и любовь"), Тани ("Плоды просвещения"), Марии ("Двенадцатая ночь") и др. В 1889 Л. вышла замуж за К. С. Станиславского; всю жизнь была его верной ученицей и последовательницей в иск-ве. При создании МХТ Л. приняла на себя не только артистические, но и художественно-организационные обязанности (руководила костюмерной частью т-ра). В творчестве Л. с наибольшей полнотой осуществилась программа молодого т-ра в области актерского иск-ва. Порвав с традиционными актерскими амплуа, Л. проявила широту творч. диапазона.

Роли: Маша ("Чайка", 1898), Соня ("Дядя Ваня", 1900/01), Наташа ("Три сестры", 1901), Аня ("Вишн„вый сад", 1904), Лиза Бенш ("Микаэль Крамер" Гаупт-мана, 1901). Трагич. силой было проникнуто исполнение Л. роли хромоножки Марии Тимофеевны Ле-фщкиной ("Николай Ставрогин" по роману "Бесы" Достоевского, 1913). Л. ломала сценич. трафарет, создавая глубоко индивидуальные нац. характеры. Так, напр., исполняя роли Лизы ("Горе от ума") и. Туанет ("Мнимый больной" Мольера), Л. играла не классич. субреток, а в первом случае русскую девушку с характерными ухватками "дворовой", выросшей в барском доме, во втором - француженку, женщину из народа. Л. умела передавать то, что В. И. Немирович-Данченко называл "зарытой драмой": играя в пьесах Чехова роли Маши и Сони, актриса передавала напряж„нную, сосредоточенную внутр. жизнь своих героинь. С той же жизненной полнотой воссоздавала Л. образы Наташи ("Три сестры") и Лизы Бенш ("Микаэль Крамер"), в к-рых естественность и грация сочетались с самоуверенностью, вульгарностью и эгоизмом. В иск-ве Л. нашли полное выражение центр, темы, тревожившие "ху-дожественников": "тоска от жизни", перерастающая в тему "тоски по жизни" и антибурж. мотивы, ненависть к обывательщине. Наиболее значительные достижения Л. связаны с совр. ей репертуаром - с пьесами Чехова, Гауптмана, Гамсуна (Элина - "У царских врат", 1909), Толстого (Анна Дмитриевна - "Живой труп", 1911). Из классич. репертуара наиболее примечательна роль Дарьи Ивановны ("Провинциалка" Тургенева, 1912) и Карпухиной ("Дядюшкин сон" по Достоевскому, 1931/32). Последняя роль Л. -Вронская ("Анна Каренина", 1937). Л. вела режиссерскую и педагогическую работу в Студии им. Станиславского.

Др. роли: Снегурочка (о. п. Островского, 1900), Анна Андреевна ("Ревизор", 1921), Вера Николаевна ("Где тонко, там и рв„тся" Тургенева, 1912), Варя ("Вишн„вый сад", 1911), Янина ("Растратчики" Катаева, 1928), Надежда Львовна ("Бронепоезд 14-69", 1927) и др.

Лит.: М. П. Лилина, М., 1960; М. П. Лилина, в кн.:

Мастера МХАТ, М.- Л., 1939; (ст. Н. Волкова, с. 269-88);

Виленкин В. Я., М. П. Лилина, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1943, М., 1945. Я. Сол.

ЛЙЛЛО (Lillo), Джордж (4.11.1693-3.IX.1739) - английский драматург. Создатель жанра мещанской драмы. Ювелир по профессии, Л. увлекался т-ром. Перва.я его пьеса - "Сильвия, или Сельские похороны" (1730, т-р "Линкольне Инн Филдс", Лондон-написана в жанре балладной оперы. Под влиянием просветительских идей 18 в. Л. выступил против сословной ограниченности жанра трагедии, изображавшей лишь царственных и знатных особ. В предисловии к пьесе "Лондонский купец, или История Джорджа Бар-нуэлла" (1731, т-р "Дру-ри-Лейн", Лондон) Л. писал, что воздействие трагедии будет тем сильнее. чем ближе она будет к условиям жизни большинства людей. Эту декларацию принципов мещанской драмы Л. иллюстрировал самой пьесой, действие к-рой происходит в купеческой среде и изображает судьбы двух молодых приказчиков - примерного и беспутного. Бурж. морализаторство, грубые мелодрама -тич. эффекты свойственны и др. драмам Л.: "Христианский герой" (1735), "Роковое любопытство" (1736, т-р "Хеймаркет", Лондон, под рук. Г. Фил-динга), "Эльмерик, или Торжество справедливости" (1740, пост. посмертно). Драматургия Л. пользовалась поддержкой представителей просветительской лит-ры; "Лондонского купца" встретили с энтузиазмом А. Поп, Г. Филдинг, Г. Э. Лессинг и Д. Дидро. Пьеса "Роковое любопытство" послужила образцом "трагедии рока" и была переработана нем. драматургом Ц. Вернером под названием "24 февраля" (1809).

Соч.: Lillo's dramatic works. With memoirs of the author by T. Davies, v. 1-2, 2 ed., L., 1810; в рус. пер.- Лондонский купец... (в отрывках), в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе. Лит-ра 18 века. Сост. А. А. Аникст [и др.], М., 1938, с. 87-94, и Хрестоматия по истории западноевропейского театра, сост. и ред. С. Мокульского, 2 изд., М.,1955, с. 68-73.

Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2 М.- Л., 1945, с. 484-89; История западноевропейского те атра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957, с. 45-48. А. А.

ЛИ МЕН САН (р. 1908) - корейский композитор. Засл. деят. иск-в КНДР (1955). Автор опер "Сказание о девушке Чхун Хян" (1948), "Сказание о девушке Сим Чен" (1949), "Кхончи и Пхачи" (1954), "Расскажи, тайга!" (1959, совм. с Си До Соном, Гос. пр.) (все пост, в Пхеньяне), песен, вок. ансамблей и др. соч. Директор консерватории в Пхеньяне.

ЛИМОН (Limon), Хосе (наст. имя - А р к а-д и о; р. 12.1.1908) -американский танцовщик и хореограф. Род. в Мексике. Учился в США у Д. Хам-фри (танцу "модерн") и Ч. Вейдмана. В 1930-40 исполнял в труппе Хамфри - Вейдмана ведущие партии. В 1945 организовал труппу, завоевавшую широкую популярность в США, пост. здесь "Чакону" на муз. Баха, "Кончерто-гроссо" на муз. Вивальди, "Мексиканские танцы" Новака, "Миза бревис" на муз. Кодая и др. Лучшая пост. Л,- "Павана мавра" на муз. Перседла (1949), в к-рой он исполнял партию Отелло.

Др. партии: Игнасио Санчец Мейяс ("Плач по Игнасио Санчецу Мейясу" Ллойда, по поэме Гарсиа Лорки), актер ("Руины и видения" на муз. Бриттена) и др.

Танцовщик стиля "модерн", Л. создал свою манеру исполнения, основанную на виртуозной технике, энергичных сильных движениях, резко сменяющихся расслаблением мышц.

Вед„т педагогич. деятельность. Оказал большое влияние на развитие танца "модерн" в Лат. Америке, особенно в Мексике.

Лит.: Jose Limon and Dance Company, [N. Y.], 1959;

"Dance perspectives", .ј 12, N. Y., 1961. Ham. P.

ЛИНД (Lind), Женни (6.X.1820, Стокгольм,- 2.XI.1887, Малверн, Англия) - шведская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Муз. образование получила в Стокгольме в школе при Королевском т-ре, совершенствовалась в Париже у М. Га репа-сына. Начала выступать на сцене в детских ролях в 1830. Профессиональный дебют Л. на оперной сцене состоялся в 1838 в Стокгольме. Мировое признание пришло к Л. после е„ выступлений в Берлинской опере (1844) и гастролей в др. крупных театрах Германии, дебюта в Венской опере (1846). С триумфальным успехом прошли гастроли Л. в Англии (1847-49). Здесь она участвовала в премьере оперы Верди "Разбойники", в к-рой центр. женская партия (Ама-лия) была написана композитором специально для не„. В 1849 Л. оставила оперную сцену, посвятив себя концертной деятельности. С 1856 постоянно жила в Англии. В 1883-86 Л. преподавала пение в Королевском муз. колледже в Лондоне. Голос Л. - огромного диапазона (от с и бемоль малой до соль 3-й октавы) -отличался красивым тембром и кристальной чистотой. Благодаря его исключит. сильному и блестящему верхнему регистру певица могла петь партии драматич. сопрано (Норма; Джулия - "Весталка" Спонтини). Широта дыхания и виртуозное владение колоратурной техникой позволяли Л. с л„гкостью исполнять самые сложные пассажи. Выдающаяся актриса, Л. создавала искренние и трогательные образы простых девушек из народа: Алиса ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Алина ("Любовный напиток" Доницетти). Одна из самых выдающихся лирико-колоратурных певиц, Л., однако, отказывалась от вычурности и излишеств виртуозного стиля. Принципы интерпретации Л. партий в операх Россини, Беллини и Доницетти не были восприняты большинством певиц итал. школы последующего поколения, к-рые выдвигали на первый план демонстрацию вок. техники. Сво„ развитие они смогли найти в творчестве певиц А. Латти, М. Зембрих, а в наши дни - А. Галли-Курчи, Дж. Сатерленд.

Лит.: E l m b l a d S., Jenny Lind..., 2 u dg., Upsala, 1921: Jenny Lind. 1820-1920. Studier utgivna av svenska sanfundet for musikforskning, Stockh., 1920, c. 139-49;

Wagenknecht E., Jenny Lind, Boston, 1931; Pergament M., Jenny Lind, Stockh., 1945; C a v a n a h F., Two loves for Jenny Lind, Phil., 1956. Be. T.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница