Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Застройщики в Бенидорме - купить жилую недвижимость в Бенидорм.

Театральная энциклопедия
(страница 263)


ЛЙШИН, Михаил Ефимович (18.XI.1892-25.IX. I960)- русский советский актер, режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1935). Окончил театр. школу под рук. А. П. Петровского в Петербурге (1912). Работал в петерб. Т-ре муз. драмы под рук. Лапицкого (1912-15), харьковском Т-ре Синельникова (1915-17) и др. С 1920 играл в Москве - в Т-ре Корша, Т-ре им. Мейерхольда, Т-ре Революции, Камерном т-ре, Т-ре им. Пушкина, Т-ре для детей и др. Был режиссером и актером Первого художественного колхозного т-ра (1934-36, г. Вен„в), Т-ра под рук. Ю. А. Завадского в Ростове-на-Дону и др.

Роли: Фриц Штарк ("Канцлер и слесарь" Луначарского), Иван Коромыслов ("Воздушный пирог" Ромашова), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко), Сорокин ("Павел Греков" Войтехова и Ленча), Несчастливцев; Раст„гин ("На берегу Невы" Трен„ва), Пастор ("Привидения") и др. Д Шн.

ЛИ ЮЙ-ЖУ (р. 1924) - китайская актриса. В 1940 окончила "Специальное уч-ще т-ра сицюй Китая" у Чэнь Ян-пю. Дарование актрисы позволило ей уже тогда выступать с такими мастерами, как Чжоу Синь-фан, Ли Шао-чунь. В 1953 вступила в Экспериментальную труппу т-ра цзиньси Вост. Китая (ныне Т-р цзиньцзю г. Шанхая). Л. Ю.-ж. стремится развивать традиц. нац. иск-во, приближает его к совр. зрителю. Она сочетает утонч„нный внешний рисунок с глубиной чувств, сценич. условность с жизненной правдой. Роли: Сельская девушка ("Пастушок"), наложница Ян Гуй-фэй ("Опьянение Ян Гуй-фэй") и др. И. Г.

ЛбА (исп. 1оа - хвала) - часть театрального представления в испанском театре 16-17 вв. В 1-й пол. 16 в. называлась интроито. Первоначально - похвала пьесе, зрителям, городу, заканчивавшаяся просьбой о снисхождении. В дальнейшем Л. превратилось в драматизированный пролог с муз. номерами, в к-ром кратко излагалось содержание пьесы. Л. произносил один из актеров, главным образом директор труппы.

Лит. см. при ст. Интроито. В. С. ЛОБАНОВ, Андрей Михайлович [28. VII (10.VIII). 1900-18. II. 1959] - русский советский режиссер. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1922 окончил школу при 2-й Студии МХТ. В 1924-25- актер Т-ра им. В. Ф. К омисса ржевской в Москве. режиссерскую деятельность начал в профклубной мастерской, затем работал в Театре-студии под рук. Р. Н. Симонова. Уже первый крупный спектакль Л. - "Таланты и поклонники" (1931, Театр-студия под рук. Симонова) - отличался свежестью трактовки, социальной заостр„нностью характеристик. Стремление к новаторскому истолкованию классики привело, однако, молодого режиссера в его следующей работе ("Вишн„вый сад", 1934, Театр-студия под рук. Симонова) к упрощ„нности, вульгарному социологизму. В Студии Симонова Л. пост. также: "Поднятая целина" по Шолохову (1934), "Дети солнца" (1937). В 30-е гг. Л. руководил Моск. т-ромдля детей, работал в Моск. т-ре Революции. В 1945-56 - гл. режиссер Моск. т-ра им. Ермоловой.

Л. отстаивал в иск-ве "реалистичность, одухотвор„нную поэзией", художеств. правду как "микроскоп, поставленный перед глазами зрителя, позволяющий ему разглядеть жизнь во всех е„ изгибах, извилинах, деталях, важнейших моментах" ("Работа над современным спектаклем"). Сценич. поэмой о добром сердце, богатстве духовных сил простого человека был спектакль Л. "Таня" Арбузова (1939, Моск. т-р Революции). О чистоте, цельности, высоких идеалах сов. молод„жи рассказывал спектакль "Старые друзья" Малюгина (1945, Моск. т-р им. Ермоловой). Героич. подвигу сов. народа в войну были посв. спектакли: "Далеко от Сталинграда" Сурова (1946), "Спутники" Пановой и Дара (1947), "Люди с чистой совестью" по Вершиго-ре (1947), "Счастье" по Павленко (1948) (все-в Т-ре им. Ермоловой).

Значительный вклад вн„с Л. в освоение советским т-ром русской классики. Его пост. пьес классич. драматургии отличаются глубиной психологич. анализа, новаторским раскрытием историч. конфликтов, ярким театр. воплощением быта. Пост. Л. пьес М. Горького относятся к лучшим сценич. интерпретациям пьес драматурга.

Исторически и социально точные картины жизни рус. бурж. общества находят в них злое, меткое, совр. выражение. Среди лучших пост. Л."Бешеные деньги" (1945, Т-р им. Ермоловой), "Невольницы" (1948, там же) Островского, "Дачники" (1949, там же), "Достигаев и другие" (1952, там же). Бичующий, негодующий и вес„лый Островский предстал перед зрителями в последней работе Л. - "На всякого мудреца довольно простоты" (1958, Моск. т-р Сатиры). Л. - мастер действенного анализа пьес, скульптурно выразительных, динамичных мизансцен. Не отделяя мысль и мизансцену, Л. писал: "если интонация есть мысль, выраженная голосовыми средствами человека,- мизансцена - есть интонация, выраженная в движении". Л. умел достигать естественного, непрерывного движения мизансцен, образующих своего рода зрительную партитуру спектакля.

Л. с 1933 в„л педагогич. работу. Преподавал в ГИТИСе (до 1959). Профессор (1948).

Соч.: Работа над современным спектаклем, в кн.: Работа режиссера над советской пьесой, М.- Л., 1950; Мысли о режиссуре, в сб.: режиссерское искусство сегодня, М., 1962.

Лит.: Блок В., Репетиции Лобанова, М., 1962. . О.

ЛОБАНОВ, Иван Карпович (1797 -ок. 1840-х гг.)- русский артист балета и балетмейстер. В 1816 окончил Моск. театр. уч-ще (класс А. П. Глушковского) и был зачислен солистом в балетную труппу Большого т-ра. Л. был известен как исполнитель народно-характерных танцев, современники отмечали "особую прелесть его пляски". Самобытное дарование Л. позволило ему быть преемником II. М. Аблеца в стремлении отразить на сцене нац. танцевальный фольклор. Выступал также в пантомимных партиях, был постановщиком дивертисментов "Деревня на берегу Волги" и

"Цыганский табор" (1819), "Возвращение храбрых донцов из похода" (1830) и др. Л. занимался педагогич. деятельностью, преподавал бальные танцы по собственному усовершенствованному методу. В 1837 закончил сценич. деятельность.

Лит.: Селиванов В.В., Предания и воспоминания, СПБ, 1881; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. Юр. Ь.

ЛОБАНОВ, Иван Петрович [р. 21. VII (2. VIII). 1891] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1937. Депутат Верховного Совета РСФСР 3-го и 4-го созывов. В 1919 учился в театр. студии ХПСРО (Москва). В г919 начал проф. деятельность. Работал в Опытно-героич. т-ре под рук. Фердинандова, мастерских Мейерхольда, т-ре "Романеск" и др., с 1928-актер Калининского т-ра. Сценич. образы Л. исполнены гражд. пафоса, драматизма, актеру близки сильные целеустремл„нные характеры.

Роли: Платон Кречет; Иван Шадрин ("Человек с ружь„м");

Вершинин ("Бронепоезд 14-69"); Годун ("Разлом"), Отелло;

Харитонов ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва), Рябиннн ("Мужество" Бер„зко), Егор Булычев; Макар Дубрава (о. и. Корнейчука), Комиссар ("Повесть о настоящем человеке" Лондона по Полевому), Забродин ("Ленинградский проспект" Штока). Э. К.

ЛОБАНОВ, Михаил Евстафьевич (1787-1846) - русский писатель, драматург, переводчик. Член Российской академии (с 1845 - академик). Переводчик пьес Расина ("Ифигения в Авлиде", 1815, "Федра", 1823). Автор трагедии "Борис Годунов" (соч. 1825-35), написанной в классици стеком стиле. Оригинальные произв. Л., так же как и его переводы, отличались ходульностью, риторичностью, ложной патетикой. Особенное возмущение современников своей монархп-ческо-религиозной направленностью, высокопарным языком вызвала трагедия Л. "Борис Годунов" (опубликованная одновременно с нар. трагедией Пушкина). Л. принадлежал к реакц. крылу Российской академии, придерживался консервативно-охранительных позиций. В своих выступлениях, статьях он резко порицал новую литературу и науку, считая, что они проникнуты ядом безверия и разврата. Попытка актера и режиссера К. Эггерта в 1923 поставить трагедию Л. "Борис Годунов" в экспрессионист, духе (моек. т-р "Красный петух") окончилась провалом. Спектакль был подвергнут резкой критике в печати. Дм. Д.

ЛОБАНОВА, Лилия Даниловна (р. 30. VII. 1922)- украинская советская артистка оперы (лирико-дра-матич. сопрано). Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1948 окончила Киевскую консерваторию. С этого же года - солистка Т-ра оперы и балета им. Шевченко.

Партии: Гелена ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Лиза, Ярославна, Тамара. Аида, Тоска; Милана, Марьяна ("Милана", "Арсенал" Майбороды), Дидона ("Энеида" Лысенко) и др. Выступает также как камерная певица.

ЛОВ‚РО (Lovero), Онофре (р. 1919) - аргентинский актер и режиссер. Еще учеником Нац. колледжа организовал театр. труппу, пост. спектакль "В семье" Санчеса (1942). В 1943 работал в Аргент. экспериментальном т-ре, затем в т-ре "Тингладо", где играл гл. роль в спектакле "Гигант Амаполас Альберди. В 1947 участвовал в реорганизации т-ра "Флоренсио Санчес", в к-ром сыграл роль доктора Штокмана ("Враг народа" Ибсена). Л.-основатель (совм. с группой актеров ) и руководитель прогрессивного т-ра "Независимые" (1952). Ставит также спектакли в "Театре универсаль".

В числе реж. работ Л.: "Фемистокл в Саламине" Гомеса Масии (1957), "Сеньор Перес не согласен" Мирласа (1958), "Тр„хгрошовая опера" Брехта (1959), "Косматая обезьяна" О'Нила, "Строитель Сольнес" Ибсена (1961). JJ pep

ЛОВИН‚СКУ (Lovinescu), Хория (р. 7. VIII'. 1917) - румынский драматург. Окончил Бухарестский ун-т. Д-р филологич. наук (1946). В конце 40-х гг. писал одноактные пьесы для радио. Первые пьесы для т-pa - драмы "Свет в Улмах" (1953, Бухарестский муниципальный т-р) и "Разрушенная цитадель" (1955, Нац. т-р, Бухарест) - были отмечены Гос. пр. Затем были написаны: "Гостиница на перекр„стке" (1955, Нац. т-р, Бухарест), "Сестры Бога" (1957, там же), "Лихорадка" (1962, Клужский нац. т-р). Осн. проблематика драматургии Л. - столкновение старой и новой морали и показ процесса осознания социальных сдвигов, происшедших в стране. Пьесы Л. строятся на острых психологич. конфликтах, написаны образным языком. В СССР пост. "Ночной гость" (1955, Москва, Радио, подназв. "Чтобы этого не случилось с другими"), "Свет в Улмах" (1957, там же), "Разрушенная цитадель" (Моск. т-р им. Ленинского комсомола, под назв. "В доме господина Драгомиреску") и др.

Соч. в рус. пер.-Гостиница на перекр„стке, в сб.:

Современные румынские пьесы, М., 1959; "И на нашей улице...", в сб.: Одноактные пьесы зарубежных драматургов, М., 1961; "Лихорадка", в альманахе: Современная драматургия, кн. 6(28), М-, 1962.

Лит.: "Viata rominesce", 1964, .Ne 1, с. 128-45; "Teat-ru]", [Bue.], 1957, .ј 9, с. 27-33. Д.Ш.

ЛОВЙТОР (в цирке) - исполнитель в гимнастических и акробатических номерах. В воздушных пол„тах Л. обычно исполняет свои задания, повиснув вниз головой на "ловиторке" (трапеции) или "рамке". В номерах, называемых в цирке "летающие акробаты", Л. работают, стоя на ногах, на специальных приспособлениях. В жанрах "плечевые акробаты-прыгуны" и "ручной вольтиж" артисты, к-рые ловят партн„ров на плечи или в руки, называются тоже Л. Ал. Ш.

ЛОГАР (Logar), Миховил (р. 6. X. 1902) - югославский композитор и педагог. Учился архитектуре и музыке (в Пражской консерватории), в 1926 окончил в Праге "Школу мастеров" по классу композиции И. Сука. Автор опер: "Четыре сцены из Шекспира" (1930), "Привидение в Шентфлорианской долине" (1937), "Спесивый глупец" (1956), "Песня" (1958) и др. (все пост. в Белградском т-ре оперы и балета), балета "Золотая рыбка" (1953, там же), музыки к фильмам и др. соч. С 1926 Л. занимается педаго-гич. деятельностью (с 1945 - проф. Муз. академии в Белграде). Д. М.

ЛОГАЧ‚ВА, Нина Алексеевна (р. 1931) - советская артистка цирка. Засл. арт. РСФСР (1958). Воспитанница Гос. уч-ща циркового иск-ва, к-рое окончила в 1950. Создала сольный номер "танцы на проволоке", отличающийся пластичностью, изяществом, артистизмом. 3. Г.

ЛОГЕЙОН (древнегреч. ?????? - место, с к-рого говорят, от ????? -слово, речь) -в античном театре эллинистической и римской эпох помост, на к-ром играли актеры. Л. соединял оба параскения и представлял собой крышу проскения. В греч. т-ре клас-сич. эпохи местом выступления актеров была орхестра. Впервые термин "Л." засвидетельствован для 279 до н. э. Позднеэллинистич. и римские авторы используют вместо этого термина имевшее первоначально более широкий смысл слово "скена" (?????, scaena), чем подготавливалось его совр. значение (сцена -площадка, на к-рой происходит театр. представление). Для передачи слова "Л." римляне пользовались также термином "пульпитум". С'. А.

ЛОГОТЕТЙДИС (??????????), Василис (1893- 21. II. 1960) - греческий актер. Образование получил в Константинополе, где юношей выступал на любительской сцене. В 1919, переехав в Грецию, вступил в труппу актрисы М. Котопули (Афины), к-рая оказала большое влияние на формирование его актерской индивидуальности. С небольшими перерывами Л. работал в этой труппе до 1947. В 1947-60 возглавил собств. труппу. Л. был комедийным актером большого, самобытного дарования. Роли: Волпоне (о. п. Джонсона), Перришон ("Путешествие господина Перришона" Лабиша) и др.; успешно выступал в греческих бытовых комедиях: Проко-пис Колаузос ("Перевоспитание отца" Меласа), Лам-бис Стратис ("Страсть барана" Катифориса), Дален-гос ("Местный деятель" Кайаса) и др. Снимался в кино. Д. С.

ЛОДЗЕЙСКИЙ, Константин Иванович (р. 6. VI. 1913) - советский театральный художник. Засл. деят. иск-в Молд. ССР (1958). Окончил Херсонское театр. уч-ще. Работу в т-ре начал с 1944 в Уманском укр. муз.-драм. т-ре. С 1951 работал в Кишин„вском рус. т-ре, с 1960 - в Молдавском т-ре оперы и балета.

Оформил спектакли: "Кремл„вские куранты" (1957), "Дети солнца" (1958), "Уриэль Акоста" (1958);

"Каменное гнездо" Вуолийоки (1959), "Пушкин в Молдавии" Комаровского и Сумарокова (Кишин„вский рус. т-р, 1960), оперу "Севильский цирюльник" (1960), балеты "Сестры" Когана, "Тропою грома" Караева (1961), "Лауренсия" (1962), "Голубой Дунай" Штрауса (1963). Работы Л. отличаются творч. изобретательностью, особенно удаются художнику живописные декорации, д. п.

ЛОДИЙ, Петр Андреевич [3(15). VIII. 1855- 20. V. 1920] - русский артист оперы (тенор). Пению учился в Петерб. консерватории первоначально у Дж. Кореи, затем у К. Эверарди, по классу к-рого окончил курс в 1878. Пел в Мариинском т-ре с 1876 по 1884 (с перерывом 1880-82), выступал в т-рах др. городов России.

Партии: Собинин ("Иван Сусанин"), Бонн ("Руслан и Людмила"), Князь ("Русалка"), Дон Жуан ("Каменный гость" Даргомыжского), Шут ("Рогнеда" Серова), Ленский, Альмавива; Фауст (о. п. Гуно), Лоэнгрин, Канио и др.

Л. часто выступал в концертах. Был другом П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, М. П. Мусоргского, часто первый исполнял их вок. произведения. Оставив сцену, занимался педагогич. работой.

Лит.: "Бирюч Петроградских госуд, акад. театров", 1920, сб. 2, с. 413.

ЛОЖА (франц. loge; первоисточн. - древневерхне-нем. laubja - хижина) - группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами. Л. расположены по сторонам и сзади партера (Л. бенуара) и на ярусах. Они расчленяют и как бы расширяют зал. Л. получили распространение с 16-17 вв. с возникновением в европ. городах крупных обществ. т-ров.

ЛОЖКИН, Кузьма Алексеевич [р. 4(17). X. 1909]- удмуртский советский актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1958) и засл. деят. иск-в Удм. АССР (1952). Окончил Удм. педагогич, техникум (1928) и режиссерское отделение ЦЕТЕТИСапоклассуБ.Е. Захавы (1932). Один из организаторов удм. проф. т-ра. Л. был актером и режиссером этого т-ра. С 1932 -- худ. рук. Играет роли положит. героев, а также комедийные, характерные и бытовые роли. С большой тра-гич. силой сыграл роль Самсона в спектакле "Старый Мултан" Петрова.

Роли: Азин (о. п.Гаврилова), Роман ("Аннок" Гаврилова), Олеша ("Иго содрогается" Петрова), Юрмег ("Свадьбам Садовникова), Хлестаков, Любим Тордов, Труффальдино;

Тихон ("Гроза"), Пискалов ("Любушка" Корепанова-Камско-го), Нечипор ("Свадьба в Малиновке"), Булды ("Наталь" Корепанова), Боцман ("Севастопольский вальс" Листова).

Пост.: "Ревизор" (1932); "Сквозь огонь" (1936), "Италмас" (1939) Петрова, "Русские люди" (1943); "На крутом берегу" (1952), "Огненное моление" Садовникова (1936), "Кампт Усманов" Гаврилова (1937), "Слуга двух господ" (1935), "Как закалялась сталь" (1939); "Если нет любви" Широ-бокова(1961) и др.

Лит.: Пять лет Удмуртскому театру. 1931-36, Ижевск, 1936, с. 8, 12-14, 23, 27-30 (текст на рус. и удм. яз.). Л. Ив.

ЛОЗИНСКИЙ, Михаил Леонидович (20. VII. 1886 - 1. II. 1955) - русский советский поэт, переводчик. Окончил филологический ф-т Петерб. ун-та. С 1912 выступал как поэт и лит. критик. Л. переводил с англ., неп., итал., нем., франц., иранского и др. яз. Создал переводы классич. драматургии высокого художественного достоинства. Впервые перев„л на рус. язык: "Испанский священник" Флетчера (М., 1935; M.-Л., 1938), "Дуэнья" Шеридана (М-,1956, в кн.: Р. Б. Шеридан, Драматич. произв.), "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (М.-Л., 1939), "Сомнительная правда" Аларкона (Л.-М., 1941). Гос. пр. СССР (1946) за перевод "Божественной комедии" Данте.

С о ч. : Основные драматургические переводы: Го ц ц и К., Сказки для театра , М., 1956 ("Любовь к трем апельсинам", "Турандот", "Зеленая птичка", "Ворон"); Шекспир В., Гамлет, М.- Л., 1933; М.- Л., 1938; Двенадцатая ночь, или что угодно, М., 1953; Сон в летнюю ночь, М., 1954; К ор-нель П., Сид, М.-Л., 1938; "Глупая для других, умная для себя", в кн.: Лопе де Вега, Избр. драматич. произведения, т. 1, М., 1954; Мольер Ж. Б., Тартюф, М.-Л., 1938; Тирсо де Молина, Дон Хиль Зеленые Штаны, в кн.: Три испанские комедии, М.- Л., 1951 и др.

Лит.: Томашевский В., Мастер перевода, "Искусство и жизнь", 1940, ј8;Эткинд Е., Искусство переводчика "Иностранная лит-ра", 1956, .ј 3.

ЛОЙТЕР, Наум Борисович [р. 28. XII. 1890 (9. 1.1891)] - советский режиссер. Засл. деят. иск-в БССР (1945). В 1919 учился в театр. студии (Киев) у К. Марджанова. В 1922 окончил Гос. высшие режиссерские мастерские (Москва), одновременно работал как режиссер-лаборант у В. Э. Мейерхольда. В 1925- 1929 Л.-гл. реж. моек. т-ра Пролеткульта. С 1930 возглавлял евр. т-р в Харькове, с 1936-евр. т-р в Одессе, с 1937 - Киевский евр. т-р. В 1940-57 Л. работал в белорус. Т-ре им. Я. Коласа (Витебск). В Т-ре им. Я. Коласа Л. пост. "Нестерку" Вольского (1941, Гос. пр. СССР, 1946). Воплощая белорус. фольклор, Л. использовал традиции нар. представлений, их комедийную красочность. Героич. звучание получили спектакли "Фронт" (1942); "Так и будет" Симонова (1945).

Пост.: "Егор Булычев и другие" (1942); "Испытание огн„м" Крапивы (1943), "Ревизор" (1945); "На белом свете" Нилина (1947), "Сердце не прощает" Софронова (1954), "Счастье" Дорского (1956), "Крепость над Бугом" С. Смирнова (1956), "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (1957) и др.

Лит.: H я ф „ д У., Беларуск? тэатр, М?нск, 1959; его ж е, Тэатр у вогненныя гады, М?нск, 1959; его же, Сучасны беларуск? тэатр, М?нск, 1961 С. Пет.

ЛОЙТЕР, Эфраим Борисович (3. XII. 1889- 10.ХП. 1963) - еврейский советский режиссер, педагог, театральный деятель. Засл. арт. Узб. ССР (1943). Брат Н. Б. Лойтера. В 1910 начал выступать как театр. рецензент. После Окт. революции стал одним из руководителей и режиссером студии "Культурлига" (Киев-Москва, 1919-24), на основе к-рой в 1925 был создан Госет УССР. В 1925-28 Л. был гл. режиссером этого т-ра; пост. спектакли: "Пуримшпиль", "В огне" Даниэля и Лойтера, "Загмук" Глебова, "Кунелемлех" Гольдфадена. В 1935-41 и 1945-49- художественный руководитель Одесского евр. т-ра; пост.: "Овечий источник" Лопе де Вега (1935), "Мать" по Горькому (1938), "Блуждающие зв„зды" по Шолом Алейхему (1940), "Яков Свердлов" Дэля (1941) и др. Л. ставил также спектакли в др. т-рах: "Поджигатели" Луначарского (1924), "1881 год" Шаповаленко (1924). Преподавал в студии Моск. евр. т-ра(1929-35), в ГИТИСе (1933-35).

Соч.: Мастерство советского актера. Лекция 1-2. M., 1933 ; Слово на сцене и эстраде, М., 1954; Словона сцене. Сборник, М., 1958 (Сост. и вступ, ст.).

Лит.: Зб?рник, присвячений XXX р?чному юв?лею... Е. Б. Лойтера, [Одесса, 1941 ] (на укр. и идиш. яз.). А. Шн.

ЛОКАТЕЛЛИ (Locateli!), Джованни Баттиста (1715-85) - итальянский антрепрен„р. В 1757 приехал в Петербург для организации итал. оперы и балетных спектаклей. Открыл сезон 3 дек. 1757 пастушеской драмой "Убежище богов" (собств. сочинения). Успех Л. принесли многочисл. балеты с участием балерин Сакко и Беллуппи. В янв.

1759 Л. открыл Оперный дом в Москве. Однако моек. зрители не проявляли большого интереса к представлениям итал. труппы. В 1760 произошло объединение итал. труппы с любительской рус. труппой, состоявшей из студентов Моск. ун-та. Общее руководство Оперным домом возглавил, поэт и драматург М. М. Херасков, административные и хозяйств. функции возлагались на Л. Представления в объедин„нном театре состояли обычно из трагедии, маленькой комедии и 1-2 балетов. В Оперном доме на рус. яз. были пост.: "Хорев", "Синав и Трувор", "Гамлет" Сумарокова, "Безбожник" Хераскова, "Жорж Дапден" и "Скапиновы обманы" ("Проделки Скапена") Мольера. В конце 1761-нач. 1762 Оперный дом закрылся. Л. уехал в Петербург, где организовывал маскарады и др. увеселения, преподавал франц. и итал. яз. в театр. уч-ще.

Лит.: Ш т e л и н Я-, Продолжение краткого известия о театральных в России представлениях от начала их до1768 г., "Санкт-Петербургский вестник", сентябрь 1779 г., с. 164-66;

В и p e н В., Университетский театр в Москве, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств. 1958. Театр. М., 1958, с. 174-82;

Гозенпуд А., Музыкальный театр в России, М., 1959, с. 76-78, 80-82. В. Вир

ЛОКК-ЙЛЛИОТ (Lock-Elliot), Самнер (р. 1921)-' австралийский драматург. Лит. деятельность начал в 40-х гг. В 1943 в Репертуарном т-ре (г. Аделаида) была пост. комедия Л.-Э. "Антракт" о закулисной жизни т-ра. Лучшая пьеса Л.-Э.-"Ржавые горны" (1948, Независимый т-p, Сидней), отражает антивоен. настроения австрал. солдат в период 2-й мировой войны, проникнутые безнад„жностью, неверием в будущее. Пьеса была запрещена цензурой, но по настоянию общественности запрет был снят. "Ржавые горны" - первая австрал. пьеса, получившая широкое признание зрителей. Ставилась в т-рах Мельбурна, Новой Зеландии. Среди др. пьес: "Незримый друг" (1946, Репертуарный т-р, Аделаида), "Купи мне голубые ленты" (1950, Нью-Йорк).

Лит.: R e e s L. C., Towards an Australian drama, Sydney - L., 1953. Л. К.

ЛОКТИН, Борис Владимирович [р. 2(15). II. 1903]- русский советский театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954) и Груз. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Деятельность в т-ре начал в 1920 как пом. режиссера. С 1927 работал художником-постановщиком в т-рах Грозного, Таганрога, Калуги, Ашхабада, Ярославля, Тбилиси и др. городов. С 1950- гл. художник Владивостокского т-ра. В поэтичных декорациях Л. живописность сочетается с удачными технически-конструктивными решениями.

Оформил спектакли: "Разлом" (1927, Брянск), "Платон Кречет" (1935 , Калуга), "Ревизор" (1936, Ашхабад), "Гроза" (1938, Ярославль), "Человек с ружь„м" (1938, Тбилиси);

"Офицер флота" Крона (1942,Тбилиси); "Русские люди" (1944, Тбилиси); во Владивостокском т-ре: "Живой труп" (1951);

"Сергей Лазо" Бондаревой (1952), "Великий государь" Соловь„ва (1953), "Кремл„вские куранты" (1956), "Оптимистическая трагедия" (1956); "Битва в пути" по Николаевой (1959) и др. А. Лоб.

ЛОМБАРДИ (Lombardi), Бернардине (гг. рожд. и смерти неизв). - актер итальянской комедии дель арте 16 в. Один из создателей и первый исполнитель роли Доктора в труппе "Конфиденти". Имя Л. настолько тесно сплелось с созданным им образом, что Гольдони в своих комедиях называл всех докторов Ломбарди. Автор пьесы "Алхимик" (1583). Р. К р.

ЛОМНЙЦКИЙ (Lomnicki), Тадеуш (р. 18. VII. 1927) - польский актер. В 1945-47 учился в руководимой Ю. Остэрвой театр. студии при т-ре "Стары" (Краков). В 1947-49 играл в Краковском т-ре им. Словацкого. Роли: Мазепа (о. п. Словацкого). Эрик ("Инспектор приш„л" Пристли), Шут ("Двенадцатая ночь") и др. В 1949-51 работал в варшавском т-ре "Вспулчесны", затем окончил курс режиссуры в варшавской Гос. высшей театр. школе (1951-53). Играл в варшавском т-ре "Народовы", с 1955- вновь в т-ре "Вспулчесны". Роли: Антонио ("Женщина-дьявол" Мериме), Кордиан (о. п. Словацкого), Орест ("Мухи" Сартра), Орест ("Ифигения в Авлиде" Г„те), Артуро Уи ("Карьера Артуро Уи" Брехта). Л. продолжает лучшие традиции польск. реалистич. школы. Снимается в кино. Лауреат Гос. пр. (1957). Л. - автор пьес "Ной и его зверинец" (1948), "Плевел и пшеница" (1951), а также киносценариев. Еж. К.

ЛОМОНОСОВ, Михаил Васильевич [8(19). XI. 1711, дер. Мешанинская Архангельской губ., -4(15). IV. 1765, Петербург] - русский уч„ный, поэт. Учился в Славяно-греко-латинской академии, Киевской Духовной академии, Петерб. ун-те. Поборник отечественного просвещения, Л. своими открытиями обогатил почти все отрасли знаний, заложил основы совр. рус. лит. языка. Крупнейший представитель рус. классицизма, Л. написал две трагедии - "Тамнра и Селим" (1750, пост. в янв. 1751 при дворе кадетами Шляхетного корпуса) и "Демофонт" (1751).

Драматургия Л. противостоит придворной трагедии сумароковской школы. Преодолевая идеологию дворянского классицизма, Л. наметил новый тип трагедии, где личные судьбы героев определяются ходом историч. событий, в к-рые они вовлечены. В трагедии "Тамира и Селим", из эпохи освободит. борьбы Димитрия Донского с ханом Мамаем, центр. проблемой является защита естеств. прав человека. Типичную для классицизма коллизию долга и чувства Л. стремится разрешить гармонич. примирением, он доказывает, что бороться надо только с противоестественными страстями человека (алчность, деспотизм и т. п.). Л. сумел придать трагедии "Тамира и Селим" черты политич. злободневности. Однако сочетание нового идейного содержания с традиц. формами (гл. действующие лица - цари, соблюдение классич. "единств", декламационно-разговорный характер диалога) обусловило недостатки трагедии, лиш„нной драм. действия; в репертуаре "Тамира и Селим" не удержалась.

Соч.: Тамира и Селим, СПБ, 1750; Демофонт, СПБ, 1752; Сочинения М. В. Ломоносова с объяснительными примечаниями акад. М. И. Сухомлинова, т. 2, СПБ, 1893; Полное собр. соч. в 10 тт., М.-Л., 1950-59 (т. 8, М.-Л., 1959).

Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Моисеева Г. Н., К вопросу об источниках трагедии М. В. Ломоносова "Тамира и Селим", в кн.: Литературное творчество М. В. Ломоносова. Исследования и материалы, М.-Л., 1962, с. 253-57;

Касаткина Е.А., Трагедия Ломоносова "Тамира и Селим", "Уч. зап. Томского гос. пед. ин-та",1949, т. 7, с. 116-42;

Лурье М., Драматургия М. В. Ломоносова, "Театр", М., 1945, ј 3-4, с. 43-47. С. Г.

ЛОНГИНОВ, Михаил Николаевич (1823-75)- русский библиограф, историк литературы. Выступал как поэт. С 1854 в журн. "Современник", "Русский архив", "Русский вестник", "Русская старина" печатались его "Библиографич. заметки" о малоизвестных писателях и драматургах 18-нач. 19 вв. В 1859-64 был секретар„м Об-ва любителей российской словесности, в„л борьбу за свободу печати, но в пореформенный период стал ярым реакционером, возглавляя Главное управление по делам печати (1871-75).

Был автором-переводчиком (совм. с Тарновским) переделок франц. комедий - "Испанский дворянин", "Волонт„р", "Герцогиня де Шеврез" и др.

Соч.: Драматические сочинения Екатерины II, М., 1857; Несколько заметок для истории русского театра и для биографий некоторых старинных русских актеров, "Русский архив", М., 1870, с. 348-66; Последние годы жизни А. П. Сумарокова, там же, М., 1871, с. 1637-1717; Русский театр в Петербурге и Москве (1749-74), СПБ, 1873; Михаил Матвеевич Херасков, "Русский архив", М., 1873, кн. 2, с. 1453-79; "Управление русскими театрами в Петербурге и Москве", там же, М., 1870, с. 1551-58. С. Г.

ЛОНДОН (London), Джордж (р. 30. V. 1921) - американский артист оперы (бас-баритон). Пел в оперетте. В 1949 стал солистом Венской оперы, где достиг мировой известности. С 1951 Л. - солист т-ра "Метрополитен-опера". Гастролировал во мп. странах, в 1952 пел в т-ре "Ла Скала"; в 1960 выступал в СССР. Л. - певец высокой вок. культуры. Исполнение его отличается выразит, фразировкой, разнообразием тембровых и эмоциональных оттенков.

Партии: Дон Жуан (о. п. Моцарта), Вотан, Амфортас ("Валькирия", "Парсифаль" Вагнера), Скарпиа ("Тоска"), Голо ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Амонасро ("Аида"), Евгений Онегин, Борис Годунов. Исполнил четыре роли (Линдорф, Коппелиус, Даппертутто и доктор Миракль) в оперетте Оффенбаха "Сказки Гофмана", ffc. Т.

ЛОНДОН, Теодор Исаакович (р. 16. VI. 1914) - русский советский актер и драматург. Засл. арт. РСФСР (1955). В 1933 поступил в "Т-р рабочей молод„жи" (Горький), затем работал в Горьковских т-рах (передвижном и им. Чкалова). В 1951-60 - актер Дзержинского т-ра, с 1961 - актер Ногинского т-ра. Играл преим. в пьесах сов. драматургии. Значит. актерскими удачами Л. были роли Мересьева и Давыдова в написанных им самим инсценировках по произв. Б. Полевого ("Повесть о настоящем человеке", 1954, Дзержинский т-р) и Шолохова ("Поднятая целина", 1956, там же). Играл также роли Трояна ("Гостиница "Астория"" Штейна), Антона ("Юность отцов" Горбатова), Андрея ("В добрый час" Розова), Незнамова. Драматургич. деятельность Л. начал в 1940. Л. также автор инсценировки романа Чернышевского "Что делать?" (1961) и водевиля "Девушка любит меня" (совм. с Н. Г. Куличенко, 1962, Ногинский т-р). Инсценировки Л. широко ставились в сов. т-рах. "Повесть о настоящем человеке" переведена на укр., кит. и чеш. яз. (пост. Т-ром нар. армии в Пекине, Пражским молод„жным т-ром и др.).

Др. роли: Фигаро; Вальгаи ("Битва в пути" Николаевой), А. Б. ("Дамоклов меч" Н. Хикмета).

Соч.: Горьковский театр драмы. "Козьма Минин", Горький, 1942 (совм. с В. Костыл„вым); Поднятая целина. По роману М. Шолохова, М., 1958. \ }j{

ЛОНДОН - столица Великобритании (3195 тыс. жит. в 1961; Большой Л.-ев 8 млн.).

С конца 12 в. в Л. устраивались представления мираклей, а с 14 в.мистерий; карнавальные шествия и др зрелища организовывались на празднествах в честь королевского дома. Публичные спектакли давались во время Варфоломеевской ярмарки (с 1133), исполнителями были клирики и ремесленники. С 14 в при пост. мистерий использовались передвижные сценич. площадки, т. н. "пэдженты". В 15 в. в Л. появились бродячие "актеры интермедий", выступавшие в частных домах и во дворах таверн. В конце 1576 в Л. по инициативе Дж. Б„рбеджа осн. первая пост. труппа "Театра, существовавшая до 1597; здесь был пост. "Доктор Фауст" Марло. Вскоре появились т-ры в пригородах Л., т. к. муниципальные власти возражали против организации спектаклей в самом городе. В 1576 построен первый крытый т-р - "Блэкфрайерс". Первоначально и после 1609 в н„м работала детская труппа. В 1599-1642 в Л. работал публичный т-р "Глобус", осн. Дж. Б„рбеджем. Здесь выступала труппа "Слуги лорда-камергера", ставившая пьесы Шекспира, к-рый был членом этой труппы. В 1642 пуританский парламент запретил театр. представления. В 1660 после аннулирования запрета Карл II выдал театр. деятелям У. Давенанту и Т. Киллигру патенты, положившие начало системе монопольных театр. представлений.

В 18 в. право ставить лит. драматургич. произв. сохранялось за двумя королевскими т-рами - "Ноеент-Гарден" (осн. 1732) и "Друри-Лейн" (осн. 1663); все отступления преследовались законом о театр. цензуре (1737). Монополия косвенно благоприятствовала развитию л„гкого жанра, не ограниченного монополией; балладные оперы, балеты, пантомимы, водевили, фарсы ставились в т-рах "Сэдлерс- Уэллс" (осн. 1683) и "Хеймаркет" (осн. 1720). Смешанный репертуар ставил и т-р "Ковент-Гарден", к-рым руководил постановщик и исполнитель пантомим Дж. Рич. В 18 в. в т-ре "Ковент-Гарден" ставились гл. обр. оперы. В 1734-37 и 1742-59 им руководил Г. Ф. Гендель В "Друри-Лейн" в 18 в. работали лучшие актеры Англии: Ч. Маклин, Д. Гаррик (возглавлял т-р в 1747-76) и др.; в 1776-1809 т-ром руководил Р. Шеридан. Отмена театр. монополии (1843) привела к быстрому росту новых т-ров. В 1844-62 особое значение приобр„л т-р "Сэдлерс-Уэллс", руководители к-рого С. Фелпс и Уорнер внедряли в сценич. иск-во принципы реалистич. режиссуры.

В 1840 был создан т-р ТТринсесс", к-рым в 1850-59 рук. Ч. Кин. В 1830-38 особой популярностью пользовался т-р Юлимпик" (существовал в 1806-90), возглавлявшийся Э. Вестрис. Здесь ставились пантомимы, мелодрамы и сентиментальные драмы (т. н. "олимпик драмас"). В 1847-54 работал т-р "Лииеум" под рук. Вестрис. Фарсы и комедии ставили т-ры "Корт" (осн. 1870), "Гейети тиэтр" (1868- 1939). В 1854 создан крупнейший мюзик-холл и т-р "Алъ-гамбра", ставивший в 70-80-х гг. оперетты и муз. комедии. Одним из ведущих т-ров Европы стал реконструированный после пожара т-р "Ковент-Гарден". С 20-х гг. 19 в. в н„м вс„ большее место занимает опера (в 1824-26 им рук. К. М. Вебер), и с 1847 "Ковент-Гарден" стал исключительно муз. т-ром. "Друри-Лейн" в конце 19 в. утратил сво„ прежнее значение. Здесь начали выступать гастрольные труппы, ставились пантомимы и т. д.

Театр, жизнь оживилась в конце 19 в. В 1865-80 на сцене т-ра принца Уэльского, а в 1880-85 - т-ра "Хеймаркет" выступала труппа С. и М. Банкрофт, утверждавшая принципы ансамбля, реалистич. актерской игры.

Событием театр. жизни Л. была организация в 1870 нового т-ра "Лицеум", продолжившего художеств. принципы Ч. Кина. В 1878-98 т-ром руководил Г. Ирвинг, его пост. партн„ршей была Э. Терри. Ведущее место в репертуаре занимали произв. Шекспира, в 1898-1908 серию шекспировских спектаклей пост. Г. Бирбом Три.

В 1891-97 в Л. работал "Независимый театр", впервые пост. пьесы Ибсена и Шоу. В 1894 организован шекспировский т-р "Олд Вик", существовавший до 1963. В этом т-ре выступали: С. Торндайк, Э. Эванс, Дж. Гилгуд, Л. Оливье, В. Ли, М. Редгрев и др. В нач. 20 в. переживает свой расцвет т-р "Корт", к-рым в 1904-07 руководил X. Гренвилл-Баркер. Т-р ставил значительный по содержанию репертуар.

В 1911-29 в Л. проводились (гл. обр. в здании мюзик-холла "Альгамбра") т. н. "Русские сезоны за границей". С 1911 в б. т-ре варьете "Колизеум" (осн. 1902) выступали М. Рейнхардт, Сара Бернар и др.

Кроме т-ра"0лд Вик", в 1-й пол. 20 в. в Л. не было постоянных репертуарных т-ров. Существовало ок. 30 театр. зданий, где играли разл. труппы.

В период между двумя мировыми войнами возникают малые и клубные т-ры, в к-рых шли пьесы, отвергнутые цензурой. После перерыва и реконструкции (1916-31) вновь открывается т-р "Сэдлерс-Уэллс", во время войны здесь шли оперные спектакли; в 1946, после основания труппы "Сэдлерс-Уэллс балле",- также и балеты. Во время 2-й мировой войны мн. т-ры были разрушены, позже частично восстановлены. Росту новых т-ров препятствует высокая стоимость земельных участков в Л., а также конкуренция кино и телевидения. В 1956 организовано сценич. об-во ."Инглиш стейдж компании, где впервые пост. пьесы Дж. Осборна и А. Уэске-ра. В 1959 в лондонском Сити основан репертуарный т-р "Мермейд" ("Русалка") под рук. актера и режиссера Б. Майл-са, ставящий пьесы Брехта, 0'Кейси и др. Актуальную совр. драматургию пропагандируют т-ры "Юпити" (осн. 1937) и "Уоркшоп" (осн. 1948, рук. Дж. Литлвуд), рассчитанные на массового демократич. зрителя.

До конца 1963 в Л. не было ни одного гос. т-ра, что вызывало протесты видных театр. деятелей Англии. В окт. 1963 (в помещении т-ра "Олд Вик") открылся первый гос. т-р Англии - "Национальное театральное общество" (Национальный т-р, рук. Л. Оливье), в состав к-рого вошла часть труппы закрывшегося т-ра "Олд Вик".

Лит.: Современный английский театр. М., 1963; В а-ker Н. В., History of the London stage... (1576-1903), L.- N. Y., 1904; Or dish T. F., Early London theatres, L., 1894; S h e r s о n E., London's lost theatres of the nineteenth century, L., 1925; N о Ь 1 e P., British theatre, L., 1946;

S с h о 1 e s P. A., The mirror of music. 1894-1944..., v. 1-2, L., 1947; Theatre in review, L., 1956. Э. Г., Ю. К.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница