Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей храброво в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 266)


ЛЬВбВА, Вера Константиновна [р. 19.XI (1.XII). 1898] - русская советская актриса и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1917 поступила в Студию им. Вахтангова, в 1920-24 работала в 3-ей студии МХАТ, с 1926-в Т-ре им. Вахтангова.

Роли: Дама ("Чудо св. Антония" Метерлинка), Скирина ("Принцесса Турандот" Гоцци), Берсенева ("Разлом"), Химера ("На крови" Мстиславского), Хризофемида ("Электра" Софокла), Беттина ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Терезина ("Филумена Марту рано" Де Филиппе), Дындальская ("Дамы и гусары" Фредро) и др.

С 1920 Л. занимается преподавательской деятельностью в театр. уч-ще им. Щукина при Т-ре им. Вахтангова. Доцент (с 1946) по кафедре актерского мастерства. Преподавала также в студиях под рук. Завадского, Р. Симонова, в ГИТИСе и др.

Соч.: (совм. с Л. Шихматовым) - Инсценированные рассказы Горького, М., 1961; Первые этюды, Вильнюс, 1960 (на литов. яз.).

ЛЬВОВ-АНбХИН, Борис Александрович (р.9.Х. 1926)- русский советский режиссер, театровед. Засл. арт. РСФСР (1962). По окончании Ленингр. театр. ин-та им. Островского (1950) работал в Центр, т-ре Сов. Армии; пост. спектакли: "Настоящий человек" по Полевому (1955), "Профессия миссис Уоррен" Шоу (1956), "Фабричная девчонка" Володина (1957), "Средство Макропулоса" Чапека, "Всеми забытый" Назыма Хикмета (оба в 1958), "Добряки" Л. Зорина (1958), "Каса маре" Друцэ (1961), а также "Старшая сестра" Володина (1962) в моек. т-ре "Современник". С 1963 - гл. реж. Моск. драм. т-ра им. Станиславского, где пост. "Материнское поле" по о. п. Айтматова (1964). Для Л.-А. характерны тонкое чувство стиля пьесы, строгий вкус, стремление создать поэтич. атмосферу спектакля, передать сложность духовной жизни героев. Его лучшие работы отличаются выразительностью, остротой сценич. формы, графич. ясностью мизансцен.

Л.-А.-автор книг и мн. статей, посв. творчеству сов. актеров и режиссеров, артистов балета (Г. С. Улановой и др.), а также вопросам хореографии, режиссерского иск-ва.

Др. пост.: "Любка-Любовь" Дановской (1960), "Лсвониха на орбите" Мака„нка (1962) - в ЦТСА, "Люди, которых я видел" Смирнова (I960)-в "Т-ре вооруж„нных сил" (София).

Соч.: Уланова, М., 1954; А. М. Бучма, М., 1959; Молодой режиссер приходит в театр. в сб.: режиссерское искусство сегодня, М., 1962.

ЛЬВОВА-СИН‚ЦКАЯ, Мария Дмитриевна [1795- 3 (15).XII.1875, Москва] - русская актриса. В 1813 играла в Костроме в труппе А. К. Глебова. Большое значение для творчества Л.-С. имела е„ встреча (Рязань, 1812) с театр. деятелем Ф. Ф. Кокошкиным, к-рый позднее помог ей переехать в Москву и подготовить роль для выступления на императорской сцене (Прелестина-"Мизантроп" Мольера, переделкаКокош-кина, 1815). Продолжая занятия у Кокошкина, Л.-С. уехала с ним в Петербург, участвовала в домашних спектаклях. В 1824 была принята в моек. имп. труппу на первые роли в драме и комедии. Работала здесь по 1860. Л.-С. обладала сценичной внешностью и изящными манерами, красивым грудным голосом. Выразительная мимика, безупречная дикция, ум, интуиция, эмоциональность и трудолюбие обеспечили успех актрисы. Развитию таланта Л.-С. способствовало общение с виднейшими деятелями лит-ры и иск-ва и со студенчеством. Наставления Кокошкина и позднее А. А. Шаховского, воспитывавших

Л.-С. в традициях классицизма, наложили определ„нный отпечаток на игру актрисы (особенно при исполнении ею драматич. ролей). Однако присущие Л.-С. чувство меры и тонкий вкус обычно удерживали е„ от аффектации; патетич. места роли, сильные эмоции актриса выражала горячо, но сдержанно. Л.-С. тщательно разрабатывала речевую характеристику образа, мастерски читала стихи; выступала в концертах с декламацией в сопровождении оркестра. Значит" влияние на Л.-С. оказали романтич. стиль игры П. С. Мочалова (много лет была его партн„ршей) и реализм М. С. Щепкина.

Лучшие драм. роли Л.-С.: Мария Стюарт (1825); Ама-лия( "Тридцать лет, или Жизнь игрока" Дюканжа, 1828), Антигона ("Эдип в Афинах" Озерова, 1829), Елизавета Валуа ("Дон Карлос", 1830), Гертруда ("Гамлет" " 1837). В комедиях и водевилях она играла легко, непринужд„нно, пленяя зрителей искренностью-чувств, обаянием, женственностью, изящным кокетством: Брат и Сестра (водевиль "Брат и сестра, или Обман за обманом", написан Грибоедовым и Вяземским для первого бенефиса Л.-С., 1824), Агнесса ("Школа женщин" Мольера, 1825), кн. Радугина ("Пустодомы"комедия-водевиль Шаховского, 1828), Анна Андреевна ("Ревизор", 1836, первая исполнительница), миссис Пэдж ("Виндзорские кумушки" Шекспира, 1838) и др. С нач. 40-х гг. Л.-С. стала играть роли благородных матерей и драм. старух: Капулетти ("Ромео и Юлия" Шекспира, 1841), кн. Тугоуховская ("Горе от ума", 1858) и др. Е„ шедевры - графиня Томская ("Хризомания, или Страсть к деньгам",. пьеса Шаховского по "Пиковой даме" Пушкина, 1846) и графиня Радомирская ("Старая аристократка", пер. с польск. Соловь„ва, 1853). Была первой исполнительницей ролей Пелагеи Егоровны, Степа-ниды (обе 1854) и Бальзаминовой (1857) в пьесах . Островского "Бедность не порок", "Не так живи" как хочется" и "Праздничный сон - до обеда".

Лит.: Аксаков С. Т., Литературные и театральные-воспоминания, Избр. соч., М.- Л., 1949, с. 443-44; А р а-п о в П. Н., М. Д. Львова-Синецкая, Драматический альюм с портретами русских артистов и снимками с рукописей, М., 1850; "ЕИТ". Сезон 1895-1896, приложение, кн. 1, ШБ, 1896, с. 133-34. Ц Дев.

ЛЬВОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ М. ЗАНЬКОВЕЦКОЙ - см. Заньковецкой имени театр.

ЛЬВОВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР Советской Армии- основан в 1931 в Киеве как т-р Киевского Особого воен. округа КОВО). Был первым т-ром Красной Армии на Украине. Т-р стремился создавать героико-патриотич. шектакли, посв. бойцам и командирам Сов. Армии,- "Разгром" по Фадееву (1932), "Дал„кое" Афиногенова 1935), "Слава" Гусева (1936), "Пархоменко" Вс. Иванова (1940) и др. В 1941-44 т-р выступал на фронтах Вел. Отечеств, войны. Пост. спектакли: "Парень из нашего города" (1941), "Фронт" (1942), "Русские люди" (1943), "Нашествие" (1944). Спектакли т-ра, яркие и темпераментные, отличались широкоплановыми массовыми сценами, передавали характерные черты эпохи революции и Отечественной войны. В 1944-54 т-р работал в Одессе. В 1954 был перевед„н во Львов, где стал стационарным рус. т-ром.

Спектакли: "Сын Рыбакова" Гусева, "Л„тчики" Агра-яовича и Листова (оба в 1954), "Кряжевы" Лаврентьева,

-"В добрый час" Розова (оба - в 1955), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Люди, которых я видел" Смирнова (1958), Барабанщица" Салынского (1958), "Океан" Штейна (1961), "Ленинградский проспект" Штока, "День рождения Терезы" Мдивани (оба-в 1962), "Друзья и годы" Л. Зорина (1963).

В 1952 за спектакль "Прага оста„тся моей" Буря-ковского режиссеру И. М.Беркуну и исполнителю роли Лучика А. И. Аркадьеву была присуждена Гос. пр. СССР. Художеств, рук. т-ра были: засл. арт. УССР Е. А. Лишанский - первый художественный руководитель т-ра (1931-40),нар. арт. УССР Б. Н. Норд 1941-47), засл. деят. иск-в РСФСР В. Ф. Ф„доров 1948-52), нар. арт. УССР А. М. Максимов (1952-57),

-засл. деят. иск-в РСФСР А. Л. Дунаев (1957-58),

-засл. деят. иск-в УССР В. С. Лизогуб (1958-63).

В труппе т-ра (1963): нар. артисты УССР - А. И. Аркадьев, А. М. Максимов; засл. артисты УССР - 3. Н. Дехтярева, С. В. Харченко, Р. В. Колесова, Л.М. Тарасова; засл. арт. Азерб. ССР Б. М. Чинкин. Гл. реж. т-ра (с 1963) засл. деят. иск-в Тат. АССР И.С. Петровский. В зрительном зале т-ра 685 мест. С. Б.

ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ И. ФРАНКО (Государственный а к а-демическийтеатр оперыибалета им. И. Франко) - первый стационарный музыкальный театр в Зап. Украине. Работает в здании, построенном в 1900 арх. 3. Горголевским. Труппа была создана в 1939, после освобождения зап.-укр. земель. Т-р открылся 21 сент. 1940 оперой "Тихий Дон".

В 1945-63 здесь шли оперы: "Иван Сусанин" 1949), "Русалка" (1948), "Князь Игорь" (1952),

-"Борис Годунов" (1954), "Царская невеста" (1945, 1956), "Евгений Онегин" (1947, 1963), "Пиковая дама" 1948,1953), "Чародейка" (1952), "Мазепа" (1963),"Запорожец за Дунаем" (1945); "Наталка-Полтавка" (1946, 1950), "Утопленница" (1949) Лысенко, "Галька" Монюшко (1948), "Далибор" Сметаны (1950), "Севиль-ский цирюльник" (1945, 1957), "Трубадур" (1951),

-"Аида" (1953), "Тоска" (1948, 1956); "Ромео и Джуль-етта" Гуно (1951) и др.; балеты: "Лебединое озеро" 1947, 1955), "Спящая красавица" (1952), "Жизель" 1954); "Пер Гюнт" на муз. Грига (1955), "Тропою грома" Караева, "Легенда о любви" Меликова (1963).

Значит, событиями в истории т-ра явились пост. произв. сов. композиторов: опер -"Молодая гвардия" Мейтуса (1953), "Богдан Хмельницкий" (1954), "На-зар Стодоля" (1961) Данькевича, "Таня" Крейтнера (1956), "Овод" Спадавеккиа (1960); балетов -"Красный цветок" (1948, 1959), "Медный всадник" (1951),

-"Бахчисарайский фонтан" (1945, 1958); "Лилея" Данькевича (1946), "Лауренсия" (1950). На сцене этого т-ра были впервые пост. произв.укр. сов. композиторов: оперы -"Любовь Яровая" Энке (1947), "Украденное счастье" Мейтуса (1960), "Навстречу солнцу" Кос-Анатольского (1957; 2-я ред.-"Зарево", 1959), "Лесная песня" Кирейко (1958), "В степях Украины" Сан-длера (1954); балеты - "Платок Довбуша" (1951), "Сойкино крыло"(1956) Кос-Анатольского, и др.

В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР П. П. Карма-люк, нар. арт. УССР Н. В. Слободян, засл. арт. УССР О. С. Поспелов, О. Н. Сталинский, Н. М. Шевченко, артисты Н. А. Богданова, А. М. Врабель, Л. И. Жил-кина, Т. Я. Ткаченко и др. Гл. дириж„р - засл. деят. иск-в УССР Ю. А. Луцив, гл. реж. -- Н. В. Каба-чек, гл. худ.-засл. деят. иск-в УССР А. В. Сальман.

Лит.: К о р д ? а н ? Б., На оновлен?й земл?, Кив, 1960. Б. Кор., С. Г р.

ЛЬВОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО - один из старейших детских т-ров СССР. Открылся в Харькове в 1920 под названием - Первый гос. т-р для детей. Первые спектакли - "Голубой принц" и "Злой галл". Этапными работами в первые годы стали спектакли "Подвиги Геркулеса", "Хубеане" Победимского, "Том Сойер" по Твену. В 30-х гг. пост.: "Штурм" Корнейчука, "Ивасик-Телесик" Шияна, "Голубое и розовое" Бруштейн. В 1934-48 т-ром руководил В. М. Скляренко.

В 1944 т-р перевед„н во Львов. Здесь впервые на укр. сцене было пост. "Горе от ума (1947). Среди спектаклей т-ра: "Тарас Шевченко" Костюка (1945), "Семья" Попова (1951), "Побег" Щеглова (1952), "Доходное место", "Ревизор" (1952); "Юность отцов" Горбатова (1954), "Учитель" Франко (1956), "Именем революции" Шатрова (1958), "Два цвета" Зака и Кузнецова (1960). Пьесы молодых авторов: "Непокор„нная полтавчанка" Лубенского (1952), "Искатели подвигов" Боженко (1960), "Если ты комсомолец" Харченко (1961) и др. В т-ре работали режиссеры В. Харченко (1948-52) М. Ерецкий (1952-56), А. Барсегян (1957-62).

В труппе т-ра (1963): засл. артисты УССР - А. П. Бурштейн, А. Т. Янчуков; артисты - В. Е. Матвеев, М. П. Коган, Л. Г. Крамаренко, Д. А. Кудрявцев, Н. В. Славянский, П. П. Шаповалов и др. Гл. режиссер - А. Рипко, гл. художник - И. Дешко

ЛЮБАРСКИЙ, Давид Сем„нович [р. 19. IV (2. V). 1900]-русский советский режиссер. Проф. деятельность начал в 1917 в Бердянске как актер. Работал в т-рах различных городов. Роли: Рак ("Воздушный пирог" Ромашова), Горностаев ("Любовь Яровая"); Филька ("Интервенция" Славина) и др. В 1933 впервые выступил как режиссер; пост. "Девушки нашей страны" ' Микитенко (Оренбургский драм. т-р). В 1937-40 и 1950-60- гл. режиссер Калужского т-ра; пост.: "Земля" Вирты (1937), "Таня" Арбузова (1938), "Человек с ружь„м" (1939), "Кремл„вские куранты" (1940, 1950) и "Третья патетическая" (1959) Погодина, "Семья" Попова (1951), "Король Лир" (1954), "Оптимистическая трагедия" (1956) и др. Э. К.

ЛЮБАРТ (наст. фам.- К о л ы ш к о), Варвара Антоновна [р. 14. .(26). IV. 1898] - украинская советская актриса. Нар. арт. УССР (1947). Училась на вокальном отделении Петерб. консерватории (1916-18) и одновременно в драм. школе при Алек-сандринском т-ре по классу Ю. М. Юрьева. В 1918 приглашена своим отчимом - П. К. Саксаганским в только что созданный киевский Народный т-р. С 1922- актриса Т-ра им. Заньковецкой (ныне во Львове). Совместная работа с Заньковецкой и Саксаганским оказала влияние на творчество Л. Яркая выразительность сценич. образов, сочность, богатство красок - отличит, черты многогранного таланта актрисы. Драматич. и лирико-героич. сценич. образы Л. вошли в историю укр. нац. театр. иск-ва.

Роли: Дездемона (1926), Лауренсия ("Овечий источник", 1927); Анна ("Украденное счастье" Франко, 1923), Маша ("Три сестры", 1946), Васса Железнова (1952), Кру-чинина (1952); Горицвет ("Крылья" Корнейчука, 1954), хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки, 1957), Ольга Птаха ("На большую землю" Хижняка, Гос. пр. СССР, 1950). Б. Кор.

ЛЮБАТОВИЧ, Татьяна Спиридоновна [1 (13). I. 1859-11. V. 1932] - русская артистка оперы (меццо-сопрано, затем контральто). В 1883 окончила Моск. консерваторию по кл. М. М. Милорадович; совершенствовалась в Италии и в Париже (у Д. Арто). Впервые выступила на оперной сцене в Харькове в 1883. Пела в частных т-рах Одессы, Киева, Тифлиса, Москвы (Т-р Солодовникова), в Итал. опере в Петербурге; гастролировала в Лондоне, Валенсии, Бильбао и др. городах. В 1910 руководила оперной труппой, выступавшей в Курске, Тамбове, Ниж. Новгороде. Была неизменной участницей всех оперных начинаний С. И. Мамонтова, впервые в Москве исполнила на рус. языке партии Кармен (1885) иДалилы ("Самсон и Далила" Сен-Санса, 1896), в Петербурге - партию Гензеля ("Гензель и Гретель" Гумпердинка, 1895). Среди др. партий: Лель; Ольга ("Евгений Онегин"), Ваня ("Иван Сусанин"), Княгиня ("Русалка"), Азу-чена ("Трубадур") и др. В последние годы жизни занималась педагогич. деятельностью в Москве.

ЛЮБАШ‚ВСКИЙ, Леонид Соломонович- см.Дэль Д. ЛЮБ‚ЗНОВ, Иван Александрович (р. 19. IV. 1909) - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1931 окончил ГИТИС (педагог - А. П. Петровский). Проф. деятельность начал в том же году в Театре-студии Малого т-ра (под рук. Ф.Н. Каверина). В 1935-48 работал в Моск. т-ре Сатиры. Здесь сформировался комедийный талант актера, обличит. сила его юмора. Л. создал разнообразные комедийные образы - скромный талантливый самородок Орлов ("Таланты" Финна), внутренне сосредоточенный, целеустремл„нный, внешне чудаковатый Сашка (о. п. Финна). Играя роль Андрея Белугина в комедии Островского "Женитьба Белугина", Л. придавал этому образу драматический характер.

С 1948 Л. работает в Малом т-ре, где раскрылись новые грани дарования актера. Он создал образы положительных героев, современников: инженер Кривошеий ("Московский характер" Софронова), подполковник Минаев ("Тайная война" Михайлова и Самойлова), художник Верба ("Калиновая роща"). С большим обаянием актер исполнил роли Фролова ("Северные зори" Никитина), Борейко ("Порт-Артур" Степанова и Попова). Наряду с водевильными персонажами (Скупень -"Такие времена" Юрандота) Л. созда„т остро сатирич. образы (бюрократ Дремлю-га -"Крылья" Корнейчука) и др. Л. выступает в концертах с чтением юмористич. рассказов; особенный успех принесло актеру исполнение современных басен. Л. снимается в кино: "Богатая невеста", "В шесть часов вечера после войны" (Гос. пр. СССР, 1946), "Коллеги" и др.

Др. роли: Герасыч ("Великий источник" Зорина), Корку -нов-отец, Коркунов-племянник ("Сердце не камень" Островского), Болыпов ("Свои люди - сочт„мся"), Двоеточие ("Дачники").

С о ч.: Жизнь-лучшая школа, М., 1962. Лит.: У р и н о в Я., Засл. арт. РСФСР И. А. Любезнов, М., 1952. Е. X.

ЛЮБИМОВ, Владимир Александрович [р. 4(16). XI. 1897] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Учился в драматич. школе Моск. показат. т-ра (1917-19) - ученик И. Н. Певдова и А. Г. Крамова. Сценич. деятельность начал в 1914 в Сергеевском Нар. доме (Москва). С 1922 выступал в т-рах Харькова, Горького, Баку, Тбилиси. В 1931 - 41-актер Моск. театра Ленсовета. Роли:

Чацкий, Хлестаков, Ка-рандышев, Карл Моор;

Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше), Братишка ("Шторм"), Годун ("Разлом"); Морозко ("Разгром" по Фадееву). С 1941 Л.-актер Моск. т-ра Драмы (ныне Т-р им. Мая-ковскего).

Л.- актер смелой и сочной характерности, бурного темперамента; сатирич. заостр„нность сочетается в его игре с точностью отбора бытовой детали. Наиболее удались актеру роли певца Ладыгина ("Обыкновенный человек" Леонова), директора т-ра Ходукова ("Кресло ј 16" Угрюмова), Зуба ("Океан" Штейна), Ко-лесникова ("Время любить" Ласкина), фон Борна ("Побег из ночи" бр. Тур). Л. снимается в кино. Выступает как чтец в радиопередачах.

Др. роли: Тарасов ("Путь в грядущее" Матвича), Маши-стов ("Откровенный разговор" Зорина), Крылов ("Весна в Москве" Гусева), Колинский ("Прага оста„тся моей" Буряковского), Кутузов ("Давным-давно" Гладкова) и т. д.

Лит.: В. А. Любимов играет директора театра, "Театр", 1958, ј 4; "Театральная неделя", 1958, ;Nb 7-а. М. Лифш.

ЛЮБИМОВ, Лев Владимирович [р. 11 (24). XI. 1905] - белорусский советский дириж„р оперы. Нар. арт. БССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Музыке обучался в Моск. консерватории в 1922-29.

Творческую деятельность начал в 1930-х гг. Работал в оперных театрах Свердловска, Горького. С 1951 Л. - главный дириж„р Белорусского театра оперы и балета.

Руководил пост. опер: "Мазепа", "Борис Годунов", "Садко", "Аида"; "Страшный двор" Монюшко, и др. Принимал деятельное участие в пост. нац. белорус. опер, в т. ч. "Девушка из Полесья" Тикоцкого, "Надежда Дурова" Богатыр„ва, "Ясный рассвет" Туренкова, "Колючая роза" Семеня-ки, и др.

Лит.: Марал„у А., Музычны к?ран?к (Л. У. Лю-б?ма), в сб.: Майстры беларускай сцэны, М?нск, 1960. г /-?

ЛЮБИМОВ, Юрий Петрович (р.З.?Х.1917) - рус ский советский актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1947. В 1940 окончил студию при Т-ре им. Вахтангова, на сцене к-рого выступал ещ„ будучи студентом. В 1940-47 служил в рядах Сов. Армии. В 1947 возвратился в Т-р им. Вахтангова. Выступал и как режиссер. Преподавал в театр. уч-ще им. Щукина (в 1963 пост. здесь с участием студентов спектакль "Добрый человек из Сезу-ана" Брехта). С 1964-гл. реж. Моск. т-ра драмы и комедии.

Роли: Олег Кошевой ("Молодая Гвардия"), Шубин ("Накануне" по Тургеневу), Крис ("Все мои сыновья" Миллер), Бенедикт ("Много шума из ничего"), Тятин ("Егор Булычев и другие". Гос. пр. СССР, 1951), Кирилл ("Первые радости", "Кирилл Извеков" по Федину), Моцарт ("Маленькие трагедии" Пушкина) и др. С 1947 снимается в кино ("Робинзон Крузо" и др.). С. Г.

ЛЮБИМОВА, Валентина Александровна (р. 16. XI. 1895) - русский советский драматург. По образованию филолог. Как драматург выступила в 1930. В Моск. т-ре для детей была пост. первая мно-гоактная пьеса Л. "Сер„жа Стрельцов" (1935). Большинство пьес Л. посвящено сов. школьникам, формированию их характеров, поискам жизненного пути; драматург стремится показать становление мировоззрения, отразить острые конфликты. Пьесы Л. ставятся многими ТЮЗами и драм. т-рами СССР, идут в странах народной демократии. Среди них: "Дружба" (1936, Свердловский ТЮЗ), "Совершеннолетие" (1938, Госцентюз), "В начале мая" (1946, МТЮЗ), "Каменное сердце" (1953, Ереванский ТЮЗ), "Возле старых ясеней" (1958, Сызранский т-р), "Детям до 16 лет" (1960, Владимирский т-р), "На каникулах" (1962, Киевский ТЮЗ) и др. В 1947 Л. написала пьесу "Снежок" (1948, Центр, детский т-р; Гос. пр. СССР, 1948), рассказывающую о судьбе негритянского мальчика, изгнанного расистами из школы; пьеса проникнута духом интернационализма. Пьеса-сказка "Одолень-трава" пост. в 1964. Лит.: С а ц Н., Дети приходят в театр. М., 1961. Вл. П. ЛЮБЙМОВ-ЛАНСЕбЙ, Евсей Осипович [наст. фам.- Гелибтер; 17 (29).V.1883, Одесса,- 17. VI 1.1943, Москва] - русский советский актер, режиссер и театральный деятель. Нар. арт. РСФСР (1933). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Учился в Харьковской театральной школе (1902-04). Впервые выступил на сцене в 1904 (г. Осташкове). В 1906-07 играл в харьковской труппе Дюковой. Совместная работа с М. В. Дальским, П. В. Самойловым явилась для Л.-Л. школой реалистич. иск-ва. В дореволюц. годы Л.-Л. служил в Кишин„ве, Тифлисе, Н.-Новгороде, Орле, Воронеже, Самаре, Саратове, Казани, Киеве, Одессе. Роли: Фамусов, Городничий, Франц Моор; Фрол Федулыч ("Последняя жертва"), царь Эдип (о. п. Софокла), Ричард III, Шейлок.

Впервые Л.-Л. обратился к режиссуре в Херсоне, где он возглавил Товарищество актеров (1914). Руководил актерскими коллективами в Батуми, Сухуми, Баку (1915-18). В Баку организовал Первую рабочую студию (1918). Возглавлял т-ры в Астрахани, Саратове (1919-22).

В 1923 вступил в труппу Т-ра им. МГСПС (с 1938- Т-р им. Моссовета). Первая режиссерская работа Л.-Л. в этом т-ре - "Нора" (1923). Затем пост. "Герцог" Луначарского (1924). В 1925-40 Л.-Л. - директор и худ. рук. Т-ра им. МГСПС. В 1941-43-актер Малого т-ра.

Л.-Л. сыграл выдающуюся роль в борьбе за утверждение в т-ре сов. драматургии. Его деятельность характеризовалась высокой гражданственностью, страстной идейной целеустремл„нностью. Он впервые пост. пьесы молодых сов. драматургов- В. Н. Билль-Белоцерковского, В. М. Киршона, осуществил инсценировки произв. Ф. В. Гладкова, Д. А. Фурманова и др.

Л.-Л.- один из самых активных деятелей сов. т-ра 20-х гг., создатель первых реалистич. революц. спектаклей. На сцене Т-ра им. МГСПС Л.-Л. пост. "Цемент" по Гладкову (1926), "Мятеж" Фурманова п Поливанова (1927), "Рельсы гудят" (1928) и "Город ветров" (1929) Киршона, "Ярость" Е. Яновского (1929) и др. Этапным в истории сов. т-ра был пост. Л.-Л. в 1925 спектакль "Шторм", проникнутый революц-романтикой, высокой патетикой. Отличит, черты постановок Л.-Л.- строгая, точная фиксация жизни у документальность и в то же время революц. пафос агитационность. Л.-Л. называл руководимый им т-р т-ром "социальной правды", а его реализм -"реализмом пристрастным, язвительным, острым, классово-трезвым". Он добивался публицистич. остроты, обнаж„нности социальных характеристик персонажей спектакля; тонкие ню ансы переживаний героев, их психология вне революц. борьбы не интересовали Л.-Л. Уделяя пристальное внимание пост. массовых сцен, Л.-Л. подч„ркивал необходимость "выявить" и "создать определ„нный конфликт" для массы, "столкнуть в ней разного рода враждебные друг другу стихии", а также "заразить народную массу темпераментом, увлечь пламенным революционным энтузиазмом". Кипучей энергией, революц. энтузиазмом отличались знаменитая сцена субботника в "Шторме", массовые эпизоды в спектаклях "Голос недр" Билль-Белоцер-ковского, "Рельсы гудят", "Мятеж". Среди спектаклей, пост.Л.-Л.:

"1881-й год" (1924) и "Георгий Гапон" (1925)

Шаповаленко, "Штиль" (1927) и "Жизнь зов„т" (1934) Билль-Белоцерковского,"Константин Тер„хин" ("Ржавчина") Киршона и Успенского (1927), "1905-й год" Гандурина (1930), "Апшеронская ночь" Никитина (1937), "Фландрия" Сарду (1940).

Лучшие роли Л.-Л. на сцене Т-ра им. МГСПС и Т-ра им. Моссовета - профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Ч адов ("Жизнь зов„т" Билль-Белоцерков-ского), Полежаев ("Беспокойная старость"), Ока„-мов ("Машенька").

Лит.: Театр московского пролетариата (10 лет театра им. МОСПС), М., 1934; Образцова А. Г., Создатель первых революц. спектаклей, "Сообщ. Ин-та истории искусств. Театр", 1955, .ј 6; e e же, Театр им. Моссовета, М., 1959; Литовский О., Любимов-Ланской, "Театр", 1958, ј 3. А. О.

ЛЮБИН, Дмитрий Рафаилович (1880-9. V. 1951) - русский советский актер. Нар. арт. Тат. АССР (1939). Засл. арт. РСФСР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1940. С 1897 - актер Самарского т-ра (антреприза А. П. Грубина). Работал в т-рах Симбирска, Керчи, Тифлиса, Ташкента, Одессы, Киева, Свердловска и др. С 1934- актер Казанского рус. т-ра. Творч. индивидуальность Л. формировалась под влиянием мастеров старшего поколения Малого т-ра.

Роли: Харитонов ("Русские люди"), доктор Таланов ("Нашествие"), Боцман ("Оптимистическая трагедия"). Бублик ("Платон Кречет"); Франтишек ("Под каштанами Праги" Симонова), Булавин ("Хождение по мукам" А. Толстого), Черных ("Слава" Гусева), Белобров ("Офицер флота" Крона), Фамусов; Лыняев ("Волки и овцы"), Абрезков ("Живой труп"), Серебряков ("Дядя Ваня") и др.

С 1938 преподавал актерское мастерство в оперном классе Муз. уч-ща Казани. И. И,

ЛЮБИНА, Любовь Сергеевна (р. 31.XII.1902) - русская советская актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). С 1921- актриса Черниговского т-ра. В 1923- 37 работала в т-рах гг. Павлове, Мурома, Алма-Аты и др., с 1937- в Ашхабадском рус. т-ре.

Роли: Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Беатриче ("Много шума из ничего"), Мария Александровна ("Семья" Попова), Филумена Мартурано (о. п. Э. Де Филиппе), Аркадина ("Чайка"), хозяйка Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки) и др. Л. АН.

ЛЮБИЧ (наст. фам.- Любушки н-Л ю б и ч), Иван Сергеевич [р. 5 (17). XI. 1899] - русский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Сценич. деятельность начал в 1920 в Передвижном т-ре Красной Армии. Затем работал в Харькове (1923), в т-ре "Красный факел" (1926), Николаевском т-ре "Шахт„рка Донбасса" (1929), Грозном (1931-32), Астрахани и др. (1933). С 1934- актер Харьковского рус.т-ра им. Пушкина.

Роли: Великатов, Прибытков, Курослепов ("Таланты и поклонники", "Последняя жертва", "Горячее сердце"), Войницкий; Лопахин, Андрей Прозоров ("Вишн„вый сад", "Три сестры"), Сатин; Кошкин ("Любовь Яровая"), Забелин ("Кремл„вские куранты"), Вожак ("Оптимистическая трагедия"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), генерал Рыбаков ("Иван Рыбаков" Гусева), Косогоров ("Побег из ночи" бр. Тур), Святослав ("Сон князя Святослава" Франко) и др.

Выступал и как режиссер. Пост.: "Парень из нашего города" (1941); "Пигмалион" Шоу (1947), "Свадьба Кречин-ского" (1949), "Последняя жертва" (1952) и др. С 1939 вед„т педагогич. работу. С. 3.

ЛЮБОВНИК - актерское амплуа; роли юношей, молодых мужчин, обладающих красотой, благородством, умом и т. п., любящих или являющихся предметом любви. На ролях Л. строилась любовная интрига пьесы. В зависимости от жанра произв. и характера ролей различали: героев-Л. (Фердинанд, Ромео; Арман Дюваль -"Дама с камелиями" Дюма-сына, и др.), комич,. Л. (Бенедикт -"Много шума из ничего"), салонных Л. В зависимости от значитель-ности роли - первых и вторых Л. Среди лучших исполнителей ролей Л.- Н. П. Рощин-Инсаров, А. В. Анчаров-Эльстон.М. М. Петипа, Н. М. Радин и мн. др. В совр. т-ре в связи с расширением границ амплуа термин "Л." вышел из употребления. А. Шн.

"ЛЮБОВНЫЙ НАПИТОЕ" ("L'Elisir d'amore") - опера Г. Доницетти, либр. Ф. Романи по пьесе Э. Скриба. Пост. 12 мая 1832, Милан, т-р "Каноббиана" (Адина- Хейнефеттер, Неморино - Дженеро, Белькоре - Дебади, Дулькамара - Фреццолини, Джаннетта - Сакки). Опера ставилась в оперных т-рах всего мира. В России впервые пост. на рус. яз. в 1841, Петербург, Каменноостровский т-р (Адина - Соловь„ва, Неморино - Леонов, Белькоре - Петров, Дулькамара - Този). На сов. сцене пост. 21 апр. 1934, Оперная студия Ленингр. .консерватории (дириж„р Альтерман, пост. Каплана, худ. Селезнев, хорм. Петров, балетм. Бектабегов).

Издания: "Л. н.", клавир, Milano, Ricordi, [s. a.].

Н. Гр. "ЛЮБОВЬ ЯРОВАЯ"-пьеса в 5 д. К. А Трен„ва. Соч.: 1-й вариант - 1925, 2-й - 1926, новая редакция - 1936. Пост.: 22 дек. 1926 в Малом т-ре (реж. Платон и Прозоровский, худ. Меныпутин; Любовь Яровая - Пашенная, Яровой - Ольховский, Панова - Гоголева, Кошкин - П. Садовский, Швандя - Ст. Кузнецов, Грозной- Истомин, Горностаев - Костромской, Горностаева - Турчанинова, Малинин - Головин, Кутов - Рыжов, ЕлисатовН. Яковлев, Колосов - Н. Соловь„в, Дунька - Дымова, Махора - Григоровская, Марья - Рыжова, Сем„н - Ржа-нов, Пикапов - Сашин-Никольский, Фольгин - Красов-ский, Чир - Скуратов, Закатов - В. Лебедев); 1960, там же (реж. Ильинский, Цыганков, худ. Рындин; Яровая - Солодова, Яровой - Телегин, Матвеев, Кошкин - Анненков, Швандя - Доронин, Горностаев - Ильинский). 29 дек. 1936 "Л. Я." показал МХАТ (худ. рук. постановки Немирович-Данченко, реж. Судаков, худ. Акимов; Любовь Яровая - Еланская, Яровой - Добронравов, Панова - Андровская, Кошкин - Чебан, Швандя - Ливанов, Горностаев - Москвин, Малинин - Петкер, Елисатов - Масальский, Колосов - В. Попов, Дунька- Шевченко, Марья - Монахова).

Пьесу Трен„ва ставили почти все т-ры Сов. Союза, среди них: Т-р им. Сундукяна (1927, переводчик и реж. Калан-тар; Любовь Яровая - Асмик, Яровой - Джанан, Панова - Восканян, Кошкин - Г. Нерсесян, Швандя - Авети-сян, Елисатов - Вагаршян); Ленингр. Большой драм. т-р (1927, реж. Дмоховский; Любовь Яровая - Казико, Кошкин - Софронов, Швандя - Монахов); Ростовский-на-До-ну т-р (1936, реж. Завадский; Любовь Яровая - Марецкая, Яровой - Мордвинов); Днепропетровский т-р им. Шевченко (1947, реж. Сумароков); Саратовский т-р (1951, реж. Ми-ленко; Любовь Яровая - Соболева, Яровой - Высоцкий, Кошкин - Муратов, Швандя - Колобаев, Горностаев- Несмелов); Ярославский т-р (1952, реж. П. Васильев; Любовь Яровая - Незванова, Яровой - Белов, Кошкин - Ромаданов, Швандя - Нельский); Свердловский т-р (1952, реж. Битюцкий; Любовь Яровая - Амман-Дальская, Яровой - Максимов, Кошкин - Ильин, Швандя - Бер„зкин) и др. Среди исполнительниц роли Любови Яровой: К. Л. Бабичева, Л. Д. Берзинь, М. Давудова, 3. Н. Зорич, С. Ишан-тураева, Ф. Кадри, Н. М. Ужвий.

За рубежом "Л. Я." ставили: Еврейский художеств. т-р, Нью-Йорк (1927). Дом сов. культуры, Берлин (1948);

Гос. драматич. т-р Кореи (1949); т-р "Польски", Варшава; Краковский и Дрезденский т-ры (1949); Веймарский, Бухарестский, Братиславский т-ры (1952); Пражский Нац. т-р (1953), Большой Ханойский т-р, Мейнингенский т-р (1957), Т-р им. Сарафова, София (1960) и мн. др.

Издания: Первая публикация - М.,1927; Пьесы советских писателей, т. 1, М., 1953.

Лит.: Блюм В. И., "Любовь Яровая" на сцене московского Малого т-ра, М.-Л., 1940; Трен„в К., Любовь Яровая, М.- Л., 1937; его же. Пьесы, статьи, речи, М. 1952; Ежегодник Института истории иск-в. Театр, М. 1953, с. 84-95; Сурков Е. Д., К. А. Трен„в, 2 изд. М., 1955; Прозоровский Л. М., Из прошлых лет М., 1958. А. Шн

ЛЮБОМЙРСКИЙ, Евсей Иосифович (лит. псевдонимы-О. Любомирский, И. Любомир-с к и и; р. 1884) - советский критик, театровед. Окончил экономич.-юридич. ф-т Киевского коммерческого ин-та (1914). Лит. работу начал в 1924. Автор статей по вопросам т-ра и драматургии.

Соч.: Революционный театр. М., 1926; Гос. евр. театр на Украине, Харьков, 1930; Реконструкция театра, М., 1935; Михоэлс, М.- Л., 1938, и др. Л. Шн.

ЛЮБСКИЙ, Анатолий Клавдиевич(г. рожд. неизв.- ум. в конце 90-х гг. 19 в.)-русский актер. Проф. сценич. деятельность начал в конце 60-х гг. актер-гастрол„р, Л. выступал преим. в провинции и на клубных сценах Петербурга. Исполнение Л. было неровным, актер пренебрегал отделкой роли, но в местах, требующих эмоционального подъ„ма, играл вдохновенно, с огромным темпераментом. Успеху Л., кдк трагедийного актера, способствовали звучный, сильный и гибкий голос, подвижность и выразительность лица. Лучшие роли: Франц Моор, Фердинанд, Гамлет, Макбет, Отел-ло, Лир;Арбенин("Маскарад"), Ананий ("Горькая судьбина" Писемского). Играл также комедийные роли.

Лит.: Жизнь и творчество русского актера Павла Орле-нева, описанные им самим, Л.-М., 1961; Синельников Н. Н., Шестьдесят лет на сцене, Харьков, 1935;

Леонидов Л. М., Воспоминания, М., 1960. А, Кл.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница