Наши партнеры

Выгодно аренда авто красная поляна в компании РексРент.
Dragon money - играй у проверенного провайдера СНГ.

Театральная энциклопедия
(страница 268)


МАГАКЯН, Петрос (1826-91)- армянский актер, режиссер, антрепрен„р. Род. в Константинополе, был сапожником. Театр, деятельность начал в 1861 как актер первой проф. арм. труппы "Аревелян татрон". Деятельность М. способствовала развитию нац. т-ра в тяж„лых условиях султанского режима. После закрытия "Аревелян татрон" (1867) М. несколько раз пытался восстановить арм. т-р в Константинополе. В 1873-75 он создал труппу, в к-рую входили: П. Адамян, Сирануйш, Рачья-Азнив, Д. Трянц и др. Труппа под рук. М. давала регулярные спектакли на арм. яз., М. играл ведущие роли: Три-буле ("Король веселится" Гюго), Такобер ("Странствующий еврей" по "Агасферу" Э. Сю), Скапен. Играл в арм. историч. трагедиях и во франц. мелодрамах. М. воспитал многих выдающихся арм. актеров, в т. ч. П. Ада-мяна, Рачья-Азнив, Д. Трянца, X. Папазяна и др.

Лит.: Степанян Г., Очерк истории западно-армянского театра, Ереван, 1962 (на арм. яз.). Г. Г.-С.

МАГАР, Владимир Герасимович [р. 22.VI (5. VII). 1900]-украинский советский режиссер и актер. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1926. В 1910-14 был батраком, с 1917 в Красной Армии, в 1919 был призван в Красный флот. Театр, деятельность начал в 1925, был одним из организаторов передвижного рабоче-крестьянского т-ра в Первомайске (Одесская обл.). В 1930 поступил в Киевский театр. ин-т, к-рый окончил в 1934. С 1929 руководил Киевским т-ром обл. совета профсоюзов, к-рый в 1935 был перевед„н в Житомир (ныне - Запорожский т-р им. Щорса). Со дня организации этого т-ра М. является его бессменным художественным руководителем (гл. режиссером) и актером. Особое место в режиссерском творчестве М. занимают ис-торико-революц. и героико-романтич. спектакли, а также пост. пьес, посв. формированию нового человека - строителя коммунизма. режиссер тщательно разрабатывает массовые сцены, созда„т масштабные спектакли.

Среди пост.: "Богдан Хмельницкий" (1939), "Гибель эскадры" (1953) Корнейчука, "Мария" Левады (1954), "В поисках радости" Розова (1955), "Оптимистическая трагедия" (1956); "Там, где шумел ковыль" Шияна (1962), "Над голубым Дунаем" Рачады (1959), "Кремл„вские куранты"; "Семья" Попова (1947), "Егор Булычев и другие"; "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого, "Порт-Артур" Степанова и Попова, "Коварство и любовь", "Без вины йиноватые".

М. активно работает с местными драматургами, способствуя созданию новых пьес. Пост.: "Любовь сильных" Ребро и Захарова (1959) о героич. борьбе украинских комсомольцев с фашизмом, "Щорс" (1940, 1959) Дольд-Михайлика о гражданской войне на Украине.

Среди ролей: Гайдай ("Гибель эскадры"), Харитонов ("За. тех, кто в море!" Лаврен„ва), Галушка ("В степях Украины"), Гаврила ("Богдан Хмельницкий"), Шмага, Егор Булычев;

Иван ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю").

Вед„т педагогич. работу.

Соч.: З любов'ю до людини, Кив, 1961.

Лит.: Ягн?ч Ю. М., Тернюк П. ?., Володимир Магар. Творчий шлях, Дн?пропетровськ, 1961. Д. J5.

МАГДАЛЕНО (Magdaleno), Маурисио (p.l3.V.1906)- мексиканский писатель, драматург, киносценарист. Чл. Мексиканской академии языка (с 1957). Учился в юридич. школе, затем занялся журналистикой. В 1932 организовал (вместе с драматургом X. Бус-тильо Оро) прогрессивный "Театро де аора" (Мехико), открывшийся драмой М. "Эмилиано Салата" о герое мекс. революции 1810. В том же году здесь были пост. пьеса М. "Тропики" и его лучшая пьеса "Пану-ко 137", разоблачающие колониальную политику сев.-амер. монополий. М. написал сайнете: "Перикильо Сарниенте", "Пахаро карпинтеро" "Коррида революции" (все совм. с Бустильо Оро; 1932, т-р "Эспе-ранса Ирис"), "Святой Саман" (1935, т-р "Идальго"). Передовая направленность и материальные затруднения послужили причиной закрытия т-ра. М. уехал в Мадрид, где учился в ун-те. Вернувшись на родину (в 1934), работает как сценарист в кино (фильмы "Мария Канделярия", "Жемчужина", "Рио Эскон-дидо" и др.).

С о ч.: Teatro revolucionario mexicano, Madrid, [1933]. Я. С.

МАГЗУМОВА, Шахида (р. 31. XII. 1907) - узбекская советская актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Училась в Ташкентском ин-те просвещения (1920-25), где начала выступать в самодеятельности. В 1929 принята в труппу Т-ра им. Хамзы. Играла роли драматич., комедийные, остро сатирические.

Роли: Халима (о. п. Зафари, 1929), Агафья Тихоновна ("Женитьба", 1935), Анна Андреевна ("Ревизор", 1935), леди Мильфорд (1936); Гульба-хор ("Бай и батрак" Хамзы, 1939), Санобар ("Хамза" Яше-на и У мара, 1949), Муаттар ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Смело и остро разоблачала М. мещанство, исполняя роль Сурьмахон ("Сердечные тайны" Рахманова, 1953).

В 1954 М. окончила режиссерский ф-т. Пост. спектакли (в Т-ре им. Хамзы): "Холисхан" Хамзы (1956), "Верность" Якубова (1957, совм. с А. Ход-жаевым). С 1954 препода„т мастерство актера в Ташкентском ин-те.

Лит.: Государственный ордена Ленина академич. узб. театр им. Хамзы, Ташкент, 1957; Фельдман Я. С., Характер народа и сценич. образы, Ташкент, 1962; его же, Ш. Магзумова - Сурьмахон, "Театр", 1955, ј 3. Я. Ф.

МАГОМАЕВ, Муслим Магометович [6 (18). IX. 1885-28. VII. 1937] - азербайджанский советский композитор, дириж„р и музыкально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1935). В 1904 окончил Горийскую учительскую семинарию, с 1905 был учителем в Ленкорани. В 1911 вош„л в группу организаторов азерб. нац. муз. т-ра в Баку, работал скрипачом, с 1912 - первым дириж„ром т-ра. После Окт. революции возглавлял драматич., а затем оперный нац. т-ры, был дириж„ром оперы. Творч. деятельность как композитор начал в 1906 (муз. оформление драматич. спектаклей). В 1916 написал оперу на исто-рич. сюжет "Шах Исмаил" (1919, Азерб. оперный т-р), в к-рой использована импровизация певцов на основе традиц. муз.-поэтич. форм (мугамов). В последующие редакции оперы были введены арии и ансамбли с зафиксированным нотным текстом. Крупнейшая опера М. - "Нергиз", первая азерб. опера на революц. сюжет (1935, азерб. Т-р оперы и балета). В этом произв. М. отказался от традиц. импровизац. пения, использовал новые для азерб. музыки формы классич. оперы (ария, речитатив, ансамбль и т. п.). Значит, место в опере занимают многоголосные хоры и симфонич. эпизоды. В партл* туру оперы М. вв„л азерб. нар. инструмент - тар. М, писал также музыку к драматич. спектаклям ("В 1905 году" Джабарлы, "Мертвецы" Дж. Мамед-кулизаде в Т-ре им. Азизбекова). Был первым азерб. композитором, писавшим музыку для кино. Творчество М. отличается органич. связью с нар. музыкой, простотой и ясностью муз. языка.

Лит.: М. Магомаев (к 3-летию со дня смерти). Сб. статей, Баку, 1940; Касимов К., Муслим Магомаев, Баку, 1948 (имеется список произв. М.); Бадалбейли А. и К а -с и м о в К., Азербайджанский гос. ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Краткий очерк, М., 1959; И с м а й л о в а Г., Муслим Магомаев, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961, с. 128-151. К. Кае.

МАГОМЕДОВА, Хайбат Гасанбековна (р. 1911) - кумыкская сов. актриса. Нар. арт. Даг. АССР (1945).

Засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1950.

В юности работала батрачкой. В 1926-28 училась в педагогич. техникуме и одновременно занималась в театр. студии в Буйнакске, в 1929-30- в муз.-драм. техникуме в Махачкале. С 1930 - актриса Кумыкского т-ра (ныне - Муз.-драм. т-р им. Салаватова). Яркая, остро характерная актриса, М. переда„т в отточенной форме социальную и психологич. сущность образа.

В числе лучших ролей М.: Бийке ("Айгази" Салаватова), Джахан ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Кручини-на; Кабаниха ("Гроза"), Айханум ("Если сердце захочет" Рустамова), Кыстаман ("Красные партизаны" Салаватова), Хемонкори ("Дочь Ганга" по Тагору), Лида ("Платон Кречет"), Беатриче ("Слуга двух господ") и др. Е. Ж.

МАГРАКВЕЛЙДЗЕ, Аскалон Самсонович [р. 10(23). IV. 1910] - грузинский советский актер. Нар. арт. Абх. АССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1940. С 1929 - актер Т-ра им. Руставели (в 1932 окончил студию при этом т-ре). В 1934-48 работал в Потийском т-ре, с 1948 - в Сухумском груз. т-ре.

Роли: Фердинанд. Незнамов; Эдип ("Царь Эдип" Софокла), Отарбек ("Измена" Сумбатова), Смит ("Русский вопрос") - в Потийском т-ре; Уриэль Акоста; Кавалер Риппаф-рата ("Хозяйка гостиницы"), Гигаури ("Его звезда" Моса-швили), Осман-ага ("Сурамская крепость" Мтварадзе), Александр Чавчавадзе ("Бараташвили" Мревлишвили), Тариэл Голуа (о. п. Киачели), Астамур ("Перед восходом солнца" Габуния), Каренин ("Живой труп"), Дульчин ("Последняя жертва").

"МАДАМ БАТТЕРФЛАЙ" - см. Чио-Чио-сан". МАДАЧ (Madach), Имре (21. I. 1823-5. X. 1864) - венгерский поэт, драматург. Классик венг. лит-ры. Получил философско-юридич. образование. Творч. деятельность начал как публицист. Участвовал в иолитич. борьбе, был сторонником партии реформ. После поражения революции 1848-49 австр. правительство арестовало М. (за предоставление убежища видным деятелям революц. движения). Поражение революции и трагически сложившаяся личная жизнь имели большое значение для формирования мировоззрения и творчества М. Ранние пьесы М. "Последние дни Чака" (впервые пост. в 1886 в г. Клуж), "Мужчина и женщина" (1842), "Королева Мария" (1843) и др. раскрывают внутр. мир людей, постигших несоответствие между идеалом и окружающей действительностью. В 1859 М. написал комедию "Цивилизатор" - сатира на реакц. ("баховский") режим. В том же году начал работать над пьесой "Трагедия человека", задуманной им ещ„ в 1857. В этой драматич. поэме М. стремился осмыслить развитие истории человечества. Пьеса-поэма, состоящая из 15 сцен-гр„з, рассказывает (на основе библейской легенды) о первых обитателях Земли - Адаме и Еве, вымышленная судьба к-рых прослеживается в разл. историч. эпохи и освещается с наиболее мрачной стороны. Но герой пьесы Адам не теряет веру в жизнь, цель к-рой - борьба. Драма М. имела большое значение для развития нац. т-ра (впервые пост. в 1889 в Нац. т-ре Будапешта). Сохраняется в репертуаре т-ра до наст. времени, переведена на мн. яз., в т. ч. на русский (первый пер. в 1905). В 1861 М. закончил свою следующую драму "Моисей" (пост. в 1888, г. Клуж), в к-рой-призывал к борьбе за идеалы свободы. В своих произв. М. выразил разочарование венг. интеллигенции в идеалах бурж. революции и вместе с тем призывал к борьбе за лучшее будущее человечества. Призыв к борьбе и незнание средств и целей борьбы явилось основным противоречием в творчестве М., не знакомого с науч. социализмом.

Соч.: osszes muvei, I-Il, Bdp., 1942; в рус. пер.- "Трагедия человека", СПБ, 1905.

Лит.: S о t e г G., Madach Imre, [Csillag, 1955]; Re-vai J., Madach Imre: "Az ember tragedia ja", "Tarsadalmi szernle", 1958, .ј 9, с. 13-25; Waldapfel J., Gorki) es Madach, Bdp., 1958; Г e p ш к о в и ч А., Театральный Будапешт, М., 1961; его же. Современный венгерский театр. М., 1963. А. Гер.

"МАДЕМУАЗЕЛЬ НИТШ" ("Mammelle Nitou-che")- оперетта Ф. Эрве, либр. А. Мельяка и А. Мийо. Пост. 26 дек. 1883, т-р "Варьете", Париж (в роли Нитуш- Жюдик). В Петербурге и Москве ставилась под назв. "Лиса Патрикеевна", "Недотрога", "Приключение органиста". В 1919-20 "M. H." шла в Никитском т-ре в Москве. В 1934 пост. Т-ром муз. комедии под рук. В. Бебутова (Москва), в 1945 - Т-ром им. Вахтангова (нов. оркестровка Голубен-цева, пост. Р. Симонова, худ. Акимов; Дениза-Нитуш - Пашкова, Флоридор-Августин - Лукьянов, Настоятельница пансиона - Понсова, Полковник - Горюнов, Поли-нар-Шухмин, Августин-Осен ев, Директор-Марьин, Корина-Жуковская), в 1955 - Моск. т-ром оперетты.

Издания: клавир, под назв. "Лиса Патрикеевна", рус. пер. В. Александрова [Крылова], СПБ, Бессель, [1888]

Я. Гр. МАДЕТОЯ (Madetoja), Леви (17. II. 1887-6. X. 1947) - финский композитор, дириж„р. Учился на философском ф-те ун-та в Хельсинки, одновременно изучал композицию у Я. Сибелиуса и А. Ярнефельта в консерватории. Музыка М. лирична, близка фин. нар. музыке. Один из выдающихся представителей романтич. направления в фин. муз. иск-ве. М. принадлежат оперы "Похьялайсия" ("Северяне", 1924, Фин. Нац. т-р, Хельсинки, пост. также в Швеции, Дании, Германии, Венгрии), "Юха" (1935, Фин. Нац. т-р), балет-пантомима "Окон Фуоко" (1930, там же), музыка к драмам "Жизнь есть сон" Кальдерона (1930), "Эдип царь" Софокла (1936), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1944), а также ряд соч. в др. жанрах.

Лит.: Haapanen Т., Suomen saveltaide, [Hels.. 1940]; e г о же, Finlande musikhistoria, [Tammerfors, 19 56].

"МАЗЕПА" - опера П. И. Чайковского, либр. В. П. Буренина по поэме Пушкина "Полтава". Пост. 3 февр. 1884, Большой т-р (дириж„р Альтани, реж. Барцал, худ. Шишков и Бочаров, балетм. Иванов; Мазепа - Корсов, Кочубей - Борисов, Мария-Павловская, Любовь - Крути-кова, Андрей - Усатов, Орлик - Фюрер, Искра - Григорьев, Пьяный казак - Додонов). 6 февр. 1884 пост. в Мариинском т-ре (дириж„р Направник), в 1885 - в Тифлисе. В 1903 возобн. в Мариинском т-ре. На сов. сцене впервые пост. 6 окт. 1922, Москва, Оперный т-р Зимина (дириж„р Ипполитов-Иванов, пост. Званцева, худ. Юон и Материн;

Мазепа - Бочаров, Мария - Павловская, Кочубей - Головин, Любовь-Петрова-Званцева, Орлик-Пирогов, Андрей-Лабинский). 14 мая 1934 пост. в Большом т-ре, в 1934 в Ленингр. т-ре оперы и балета, в 1949 в филиале Большого т-ра, в 1950 в Ленинградском т-ре оперы и балета им. Кирова.

Пост. в др. городах СССР: Киев (1933), Куйбышев (1939), Саранск (1946), Ереван, Свердловск, Алма-Ата (все в 1949) и др. За рубежом: Ливерпул (1888, на рус. яз.), Варшава (1912), Висбаден (1931), Нью-Йорк (1933, на рус. яз. пост. укр. труппой). Вена (1933), Прага (1934), София (1937). Флоренция (1954) и др.

Издания: "М.", партитура, М., Юргенсон, [1899]; клавир, М., Юргенсон, 1883 и 1899; сов. изд. клавира, М.- Л., Музгиз, 1940 и 1949. Я. Гр.

МАЗЕТТИ (Masetti), Умберто Августович (18. II. 1869-27. IV. 1919) - вокальный педагог. По нац. итальянец. Муз. образование получил в консерватории в Болонье, затем брал уроки пения у А. Бузи. Нек-рое время выступал как певец. В 1899 переехал в Россию и стал проф. Моск. консерватории. М. был крупнейшим вок. педагогом, воспитал плеяду заме-чат. рус. певцов (А. В. Нежданова, H. А. Обухова, В. В. Барсова, В. М. Политковский, С. H. Стрельцов и др.). М. принадлежат "Краткие указания по пению моим ученикам", в к-рых он изложил основы своего педагогич. метода.

Лит.: Л ь в о в М-, А. В. Нежданова, М., 1952 (к кн. приложены "Краткие указания..." У. Мазетти, 1912). Д. fie.

МАЗИЛЬЕ (Mazilier); Жозеф (1797-19. V. 1868)-французский артист балета и балетмейстер. В 1822 начал выступать в Париже в т-ре "Порт-Сен-Мартен", после чего был приглаш„н в Парижскую Оперу. В 1833 был назначен первым танцовщиком, в 1839 - балетмейстером. В 1853 - гл. балетмейстер Парижской Оперы. В 1851-52 работал в Петербурге балетмейстером каз„нной балетной труппы и исполнил мимич. партии в балетах - Цыган ("Пахита" Дельдевеза) и Корзинщик ("Своенравная жена" Адана). Деятельность М. относится к началу упадка романтического балета во Франции. М. пытался обогатить французский балет, вводя реалистический сюжет. Нат. Р.

Д?АЗЙНИ (Masini), Анджело (28. XI. 1844, Форли,- 26. IX. 1926, там же) - итальянский артист оперы (тенор). Пению обучался у Дж. Мингуцци. Дебютировал в 1867 в Модене, после чего пел в Мантуе, Болонь, Венеции, Палермо. В 1874 с огромным успехом выступил в партии Радамеса на сцене т-ра "Пальяно" (Флоренция). Исполнял партию Альваро ("Сила судьбы" Верди, т-р "Аполло", Рим). Гастролировал во мн. странах; в России-в 1877-78. В 1879- 1903 участвовал в спектаклях Итал. оперы в Петербурге.

Один из самых выдающихся птал. теноров 19 в., М. был продолжателем традиций школы бель канто. Он обладал голосом чарующего, нежного тембра, блестящей колоратурной техникой и высоким сце-нич. мастерством. Исполнял лирич. и драматич. партии: Альмавива; Фердинанд, Неморино ("Фаворитка", "Любовный напиток" Доницетти), Поллион, Артур Тальбот ("Норма", "Пуритане" Беллини), Фентон ("Фальстаф" Верди), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Оттавио ("Дон Жуан"), Фауст (о. п. Гуно), Лоэнгрин и др. Св. Г.

МАЙДОВА, Ляйлихон (р. 24. V. 1916) - узбекская советская актриса. Нар. арт. Кирг. ССР (1953). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Занимаясь в школе-интернате, принимала участие в спектаклях драм. кружка. По пут„вке комсомола была направлена на театр. курсы. В 1929 вступила в коллектив Ошского узб. муз.-драм. т-ра.

Роли: Нарзихола ("Любовь к родине" Фатхуллина и Саг-дуллы), Карима ("Ферганские рассказы" Гуляма), Хонзода ("Бай и батрак" Яшена), Любовь Яровая Д\ f}p

МАИЛЯН, Антон Саркисович (28. III. 1880-20. IV. 1942) - советский композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1930). Обучался в Муз. уч-ще в Тифлисе. Композиторскую деятельность начал в 1905. М. принадлежит опера "Сафа" (1939, Т-р оперы и балета им. Ахундова), посв. борьбе арм. и азерб. крестьян против феодалов в 18 в., детские оперы "Сказка бабушки Гюльназ" по Г. Агаяну и "Шаловливый Микич" по О. Туманяну, музыка к спектаклям ("Хатабала" Сундукяна, "Дядя Багдасар" Пароняна, "В 1905 году" Джабарлы, "Отелло", "Дон Кихот" и др.), вокальные и др. соч. Был издателем журн. "Театр и музыка" на арм. яз. (1910-17). Организатор первых рабочих хоров в Баку.

МАЙВОРОДА, Георгий Илларионович [р. 18. XI (1. XII). 1913] -украинский советский композитор. Нар. арт. СССР (1960). В 1941 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции проф. Л. Н. Ре-вуцкого, в 1945-48 - аспирантуру. В сво„м оперном творчестве М. тяготеет к героико-патриотич. теме. Опера М. "Милана" (1957, Т-р оперы и балета им. Шевченко) посв. борьбе укр. народа против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечеств. войны, опера "Арсенал" (1960, там же) - восстанию киевского пролетариата против Центральной рады в 1918. Большое место в обоих произведениях занимают массовые сцены. В опере "Арсенал" много мелодически развитых вок. эпизодов (арии, ансамбли, хоры). Среди произв. М.-вок.-симф. поэма "Запорожцы", симфонии, симф. поэмы, симф. сюита из музыки к трагедии "Король Лир", музыка к спектаклям укр. драм. т-ров и др.

Лит.: Рыльский М., Опера "Милана", "Правда", 1957, 2. XII, ј 336; Герасимова Н., О творчестве Г. Майборо-ды, в сб.: Украинская советская музыка, Киев, 1960, с. 38-47;

Загайкевич М., Милана Георг?я Майбороди. Пут?вник по опер?, Кив, 1959. А. Ив.

МАЙЗЕЛЬ, Борис Сергеевич [р. 4(17). VI. 1907] - русский советский композитор. Засл. деят. лск-в Бурят. АССР (1959). В 1936 окончил Ленингр. консерваторию по классу М. О. Штейнберга и П. Б. Рязанова. Совм. с Ж. А. Батуевым написал для Бурят. т-ра оперы и балета (Улан-Удэ) балеты на темы нац. эпоса: "Во имя любви" (1958), "Золотая свеча" (1958). М. принадлежат также балет "Сомбреро" по Михалкову (1961, там же), хореографич. поэма "Дал„кая планета" (1963, Т-р оперы и балета им. Кирова) и др.

Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР. М., 1957.

МАМЗЕЛЬ, Любовь Яковлевна (р. 1908) - русская советская актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Училась в студии Харьковского т-ра Пролеткульта, в к-ром и начала творч. путь (1925-28). В 1930-35 работала в Ленингр. т-ре Пролеткульта, с 1935 - актриса Алма-Атинского рус. т-ра. Яркая исполнительница острохарактерных ролей.

Роли: Надежда, Соколова ("Последние"), Мария Тюдор (о. п. Гюго), Василиса ("На дне"), майор Греч ("Так и будет" Симонова), Кабаниха ("Гроза"), Меланья ("Егор Булычев и другие"), мадам Ксидиас ("Интервенция" Славина), Дергач„-ва ("Персональное дело" Штейна), Маргарита ("Одна" Ал„шина), Огудалова ("Бесприданница"), Тузикова ("Барабанщица" Салынского) и др.

МАЙКАН (Ма?сап), Аурел (30. V. 1895-8. XII. 1952) - румынский режиссер. Учился на курсах Академии музыки и драм. иск-ва у Т. Стоэнеску, затем у К. Ноттара. В 1911-16 работал пом. режиссера в Т-ре комедии (Бухарест). В 1926 дебютировал как режиссер-постановщик. В 1946 руководил Совр. т-ром (Бухарест), где пост. "Власть тьмы" (сезон 1946-47).

Пост.: "Горняки" Давидоглу (1948), "Глина и фарфор" Григулиса (1947), "Как закалялась сталь" по Островскому (1949) - Нац. т-р, Бухарест; "Фиделио" Бетховена (1949) - Т-р оперы \i балета, Бухарест. С 1949 М. преподавал в Бухарестском ин-те театр. иск-ва.

Лит.: Massoff J., Teatrul rominesc-privire istorica, Bue., 1961; Teatrul in Rominia. 1944-1959, Bue., 1959.

МАЙКАНОВА, Сабира (р. 1914) - казахская советская актриса. Нар. арт. Казах. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1931 поступила в Алма-Атинский кооперативный техникум. В 1932 была принята во вспомогат. состав Казахского т-ра драмы, где занималась актерским мастерством. С 1937 играла ответств. роли: Рая ("Яблоневый сад" Ауэзова, 1937), Гульджамиля ("Белая бер„за" Ауэзо-ва и Тажибаева), Любовь Яровая (1937); Мария Антоновна ("Ревизор", 1936). Создала образы женщин, надел„нных сильным характером, и проникновенные образы старых казахских матерей: Улжан ("Абай" по Ауэзову, 1949), Зейнап ("Чокан Ва-лиханов" Муканова, 1956). С успехом играет характерные и комедийные роли: Алма ("Марабай" Хусаинова, 1941), колдунья Коклан ("Кобланды" Ауэзова, 1946), Кабаниха (1950); Фрозина ("Скупой", 1952). Н. Л.

МАЙКЕС (Maiquez), Исидоро (17. III. 1768, Картахена, - 18. III. 1820, Гранада) -испанский актер. Сначала выступал в провинции, с 1791 - в Мадриде. В 1799-1801 учился в Париже у Ф. Ж. Тальма. По возвращении в Мадрид в 1801 возглавил труппу т-ра "Каньос дель Пераль". Уже первые спектакли с участием М. - "Жизнь есть сон" Каль-дерона (1801), "Отелло" (1802) вызвали интерес к его творчеству. В 1805-18 М. (с перерывами) руководил труппой т-ра "Принсипе". Принял участие в нар. движении против франц. оккупантов 2 мая 1808; был арестован и выслан во Францию, но вскоре амнистирован. После реставрации монархии подвергался преследованиям за демократические убеждения.

Подъ„м нац.-освободит, движения в Испании в нач. 19 в. определил патриотич., свободолюбивый характер творчества М. Его лучшие роли - в произв. классич. исп. драматургии: "Лучший алькальд-король" Лоле де В era, "Саламей-ский алькальд" Каль-дерона и др. М. пропагандировал просветительскую и рево-люционно-классицист-скую драматургию; исполнял гл. роли в трагедиях "Пелайо" Кин-таны, "Разрушенная Нумансия" Лопеса де Аялы, "Врут Старший" (шла под назв. "Свободный Рим"), "Виргиния", "Орест" Аль-фьери, в комедиях "Новая комедия, или Кафе", "Старик и девушка" Фернандеса де Мо-ратина и др. Иск-во М., отличавшееся эмоциональностью, красочностью, жанровой многосторонностью, было тесно связано с традициями исп. т-ра. Вместе с тем М. стал подлинным реформатором нац. актерской школы; он отош„л от напыщенной декламационности, характерной для классицистского направления. Его творчество подготовило подъ„м исп. т-ра в эпоху романтизма и во 2-й пол. 19 в.

Лит.: Cotarelo y Mori E.,I. Maiquez y el teatro de su tiempo, Madrid, 1902; Belda Carreras J., Isidoro Maiquez, actor, guerrillero y hombre de amor, Madrid, [1935]; Vega J., Maiquez el actor y el hombre, Madrid, [1947L 3. Я.

МАЙКОВ, Василий Иванович [1728-17 (28). VII. 1778] - русский поэт и драматург. Печататься начал в 1762. Сотрудничала сатирич. журн. Н. И. Новикова "Трутень" (1762). В 1768 на придворной сцене был пост. "пролог" М. "Торжествующий Парнас". В трагедиях "Агриопа" (1769, Петербург, в гл. ролях - Дмитревский и Троепольская) и "Фимист и Иеронима" (соч. 1773) М. подражал А. П. Сумарокову. Наибольшую известность приобр„л как автор комич. оперы (пастушеской драмы с музыкой) "Деревенский праздник, или Увенчанная добродетель" (пост. в 1777 в Москве). Написанная в условном тоне сентиментальной пасторали, рисующая жизнь крестьян в идиллич. духе, опера носит реакц.-охранительный характер. М. принадлежат также: комическая опера "Любовник-колдун" (1772, музыка составлена из рус. песен), драма с музыкой "Пигмалион, или Сила любви", маленькая опера "Аркас и Ириса".

С о ч.: Сочинения и переводы, СПБ, 1867 (имеется био-графич. очерк).

Лит.: Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII вв., М., 1958. С. Г.

МАЙЛИН, Беимбет Жармагамбетович (1894-1939)- казахский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1926. Род. в семье бедного крестьянина. Лит. деятельность начал с 1912. В 1931 написал пьесу "Фронт" ("Майдан") о колх. движении, пост. в 1932 Казах, т-ром драмы (Алма-Ата). М. - автор пьес на актуальные темы, входивших в 30-х гг. в репертуар т-ров республики и кружков художеств. самодеятельности. Комедия "Директивы Талтанбая" (1934, Казах, т-р драмы) разоблачает перегибщиков, прикрывавшихся левацкими лозунгами. Пьеса "Наши джигиты" (1935, там же) посв. гражд. войне, драма "Щуга" бичует реакц. пережитки (1934, Т-р оперы и балета им. Абая). Написал либретто муз. драмы "Жалбыр" о событиях 1916 (1936, там же). Наз. Ш.

МАЙМЕСКУЛ, Владимир Васильевич (р. 15. VII. 1925) - русский советский дириж„р. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл. Коммунистич. партии с 1953. В 1949 окончил Саратовскую консерваторию. В 1945-50 работал в Саратовском т-ре оперы и балета (артист оперы, затем дириж„р). С 1951 М. - дириж„р, с 1959 - гл. дириж„р Бурят, т-ра оперы и балета (Улан-Удэ).

Руководил пост. опер "Тихий Дон" (1953);- "На Байкале" Книппера (1958). Впервые пост. на бурят, сцене оперы "У истоков родника" Ямпилова (1960), "Побратимы" Аюшеева (1962), балеты "Свет над долиной" Ряузова (1956), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1959), "Сомбреро" Май-зеля (1961). ,.

Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957; Гуревич П. С., Оперный театр Бурятии. Очерки, Улан-Удэ, 1964. М. Лифш.

МАЙОР (Major), Тамаш (р. 1910) - венгерский актер, режиссер и общественный деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1942. Член ЦК Венг. социалистич. рабочей партии с 1957. Нар. арт. ВНР (1950).

Творч. деятельность начал в 30-х гг., способствовал утверждению на венг. сцене прогрессивного реалистич. театр. иск-ва, руководил рабочей художеств. самодеятельностью. Работал режиссером рабочего любительского т-ра в Чепеле, где в 1942 пост. "Тартюф". После освобождения Венгрии от фашизма (1945) был назначен директором Нац. т-ра в Будапеште, где продолжает работать гл. режиссером. М. пропагандирует систему Станиславского, вед„т борьбу за реализм и идейность театр. иск-ва Венгрии. Его спектакли отличаются глубиной социального анализа. Среди пост.: "Банк-бан" Катоны (1945-53), "Егор Булычев и другие" (1947), "Враги" (1949), "Женитьба Фигаро" (1950), "Отелло" (1954);

"Трагедия человека" Мадача (1955, 1960), "Виндзорские проказницы" (1959). M.- талантливый интерпретатор сов. драматургии - "Молодая гвардия" (1949), "Русский вопрос" (1947), "Любовь Яровая" (1958) и др. Лучшая пост. совр. венг. драмы - "Боевое крещение" Урбана (1951). Среди актерских работ- профессор Полежаев ("Беспокойная старость"), Фур-мин ("Хмурое небо" Дарваша), Яго, Тартюф; Люцифер ("Трагедия человека" Мадача), Мефистофель ("Фауст" Г„те) и др. Дважды награжд„н пр. им. Кошута (1948, 1955).

Лит.: Гершкович А., Театральный Будапешт, М., 1961, с. 17-60. А. Гер.

МАЙОРОВ, Михаил Михайлович [р.5(18).Х1. 1906] - русский советский актер. Нар. арт. РСФСР (1962). Чл. Коммунистич. партии с 1941. Окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС) в 1930. В 1930-36-актер МХАТа 2-го. Роли: Анисим Цибукин ("В овраге" по Чехову), Борис Волгин ("Чудак" Афиногенова). С 1936 работает в ЦТСА, где им создан ряд образов сов. воинов-патриотов: Бахметьев и Черкасов ("Падь Серебряная" Погодина), Лазо (о. п. Бондаревой), Сергей Горлов ("Фронт"), Обух ("Южный узел" Первенцева), Друнин ("Л„тчики" Аграновича и Ли-стова), Игнатьев ("На той стороне" Барянова), Морозов ("Крепость над Бугом" Смирнова) и др.

Др. роли: Доктор ("Всеми забытый" Хикмета), Уард ("Флаг адмирала" Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Райский ("Обрыв" по Гончарову), Ярослав Прус ("Средство Макро-пулоса" Чапека) и др.

Лит.: Осипова Т., О двух из ста, "Театр, жизнь", 1961, .ј 3. М. Лифш.

МАЙОРОВ, Сергей Арсеньевич [р. 5 (18). VII. 1903] - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1934) и РСФСР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Начал творч. путь под рук. В. Э. Мейерхольда. С 1926 М. приступил к самостоят. режиссерской работе в Бакинском рабочем т-ре, затем стал гл. режиссером и художественным руководителем т-ра. М. много и плодотворно работал над сов. драматургией, особенно над пьесами Погодина и Вс. Вишневского. Пост. в этом т-ре: "Мать" Горького (1927), "Человек с портфелем" Файко, "Голос недр" Билль-Белоцерковского (обе - в 1928), "Темп" Погодина (1930), "Ярость" Яновского (1930), "Страх" (1931); "На Западе бой" Вишневского (1932), "Мой друг" Погодина (1932), "Невеста огня" Джабарлы,

"Любовь Яровая" (обе - в 1933), "Оптимистическая трагедия"; "Аристократы" Погодина (1936), "Гибель эскадры" (1937), а также классику - "Отелло" (1933)" "Гроза" (1934), "Маскарад" (1934), "На дне" (1936). Уже в 30-е гг. отч„тливо проявились характерные черты творч. почерка М.склонность режиссера к большим гражданским темам, к выразит., красочной форме спектакля. В 1937-39 М. работал в Киевском рус. драм. т-ре, где пост. спектакли: "Павел Греков" Войтехова и Ленча (1939) и др. В 1939-43-гл. реж. моек. Т-ра Революции, пост. "Марию Стюарт"

(1941); "Питомцы славы" Гладкова (1941), "Фронт"

(1942). В 1943-45 был художеств. руководителем Волгоградского т-ра, пост. "Месяц в деревне" Тургенева (1945) и др. В 1946-58 возглавлял Моск. драм. т-р, в 1957-60 - Моск. т-р им. Ленинского комсомола.

Пост.: в Моск. драм. т-ре - "Там, где не было затемнения" Сем„нова, "Депутат" Рахманова (обе - в 1947), "Чайка" по Бирюкову (1948), "Братья" Салынского (1951), "Канун грозы" Маляревского (1951), "Грач, птица весенняя" Мстиславского (1955), "Человек с портфелем" Файко (1956); в Т-ре им. Ленинского комсомола - "Хлеб и розы" Салынского (1957), "Пароход зовут "Орл„нок"" Галича (1959), "Братья Ершовы" по Кочетову (1959). С 1960 - режиссер Моск. т-ра им. Н. В. Гоголя.

Лит.: 10 лет в театре. Сергей Майоров. 1923-33, Баку,. 1934. P P P

МАЙР (Mayr), Иоганн Симон (14. VI. 1763-2. XII. 1845) - итальянский композитор. По национальности: немец. Образование получил в иезуитской школе-в Инголыптадте. С 1789 жил в Венеции, где писал церк. музыку. В 1794 в т-ре "Фениче" была пост. опера М. "Сафо". М. написал св. 60 опер, в т. ч. "Лодо-иска" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Аделаида" (1799, там же), "Элевсинские мистерии" (1802, т-р "Ла Скала"), "Алонсо и Кора" (1803, там же), "Элиза" (1804, т-р "Сан-Бенедетто", Венеция), "Пальмира" (1806, т-р "Пергола", Флоренция), "Возвращение Улисса" (1809, т-р "Фениче", Венеция), "Медея в Коринфе" (1813, т-р "Сан-Карло", Неаполь) и др. Оперы М. отмечены мастерством инструментовки, пользовались популярностью у современников. На творчестве М. сказалось влияние Глюка, Моцарта, а также Керубини и франц. революц. оперы. С 1805 преподавал в консерватории в Бергамо. Среди его учеников - Г. Доницетти.

Лит.: Scotti С., Gio Simone Mayr: discorso, Bergamo, 1903; Schiedermair L., Simon Mayr, Bd 1-2, Lpz., 1907-10 (Beitrage zur Geschichte der Oper um die Wende des. 18. und 19. Jahrhunderts).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница