Наши партнеры

https://dragonmoney101.online

Театральная энциклопедия
(страница 269)


"МАЙСКАЯ НОЧЬ" - опера H.A. Римского-Корсакова, его же либр. по повести Н. В. Гоголя. Пост. 9 янв. 1880, Мариинский т-р (дириж„р Направник; Голова- Стравинский, Левко - Лодий, Ганна - Славина, Каленик - Мельников, Писарь-Соболев, Винокур - Энде, Свояченица - Бичурина, Панночка - Велинская). В 1892 пост. артистами Товарищества рус. частной оперы под упр. И. П. Прянишникова. В 1898, там же (дириж„р Рахманинов;

Голова - Шаляпин, Панночка - Забела). В 1909, Большой т-р (дириж„р Сук; Левко-Смирнов).

На сов. сцене впервые пост. 1 окт. 1921, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Феона, худ. Коровин, балетм. Петров; Голова - Журавленке, Левко - Большаков, Ганна - Тарновская, Каленик - Коржевский, Свояченица - Каренина, Писарь - Курзнер, Панночка-Коваленко). 2 янв. 1926, Большой т-р (дириж„р Голованов, реж. Петровский, худ. Коровин, балетм. Лащилин). 25 янв. 1928, Оперная студия им. К. С. Станиславского (дириж„р Сук, режиссеры Станиславский и Алексеев, худ. Курилко). 1947, филиал Большого т-ра. Пост. в др. городах СССР: Куйбышев (1940), Душанбе (1950), Рига, Саратов, Новосибирск, Казань (все - в 1952), Тамбов (1961).

Пост. за рубежом: Прага (1896), Франкфурт-на-Майне (1900),Лондон (1914,на рус. яз.), Рига (1922),Любляна(1924), София (1925), Барселона (1926, на рус. яз.), Оксфорд (1931).

Издания: "М. н.", партитура, Лейпциг, Беляев, 1893; акад. изд.-Полное собр. соч., т. 1 (А), т. 2 (Б), ред. М. О. Штейнберга, М.- Л., Музгиз, 1946-48; клавир, Лейпциг, Беляев, 1895; акад. изд.-Полное собр. соч., т. 30, под-готовл. А. Карцевым, М.-Л., Музгиз, 1951. ff, Гр.

МАЙСУРЯН, Ольга Михайловна (наст. фам.- П у-гинян) [7(19).III.1871-3.VIII.1931] -армянская актриса. Засл. арт. Груз. ССР (1930). Сценич. деятельность начала в 1895 на рус. сцене в Тифлисе. В 1900 перешла на арм. сцену; стала выдающимся мастером нац. сценич. иск-ва. Выступала в крупных городах Закавказья и Сев. Кавказа, в 1912 принимала участие в гастрольных спектаклях в Москве и Петербурге. Одна из основателей Тбилисского гос. театра арм. драмы (1921). Играла преим. роли Драматич. героинь. Искусство М. отличалось ярко выраженной индивидуальностью, исключительной теплотой и задушевностью переживаний, отточенной формой передачи внутреннего мира своих героинь, высокой сценической культурой. Лучшие роли: Офелия, Дездемона, леди Макбет, Кручинина;

Катерина ("Гроза"), Маг-да ("Родина" Зудермана), Зейнаб ("Измена" Южина-Сумбатова), Раутенделейн ("Потонувший колокол"), Трильби (о. п. Ге), Луиза ("Коварство и любовь"), Маргарита Готье ("Дама с камелиями"), Мира Эфрос и Эсфирь (о. п. и "За океаном" Гордина),Евгине, Су-сан, Маргарит ("Е вгине", "Намус", "Из-за чести" Шир-ванзаде), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому) и др. М. известна также своей театрально-общественной работой. М. выступала с худ. чтением. Читала на арм. и рус. языках. В репертуаре были: Туманян, Исаакян, Чаренц, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Лермонтов, Горький, А. Мицкевич, Байрон, Гейне, Шелли, Г„те.

Лит.: Ольга Майсурян. Сб. материалов, Ереван, 1961.

Б. А. МАКА‚НОК, Андрей Егорович (р. 12. XI. 1920) - белорусский советский драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1945. Лит. деятельность начал во 2-й пол. 40-х гг. В 1951 вышел в свет сборник одноактных пьес М. Первая его крупная пьеса - "На рассвете" (1952, Т-р им. Я. Купалы), рассказывает о борьбе трудящихся Франции против войны, за демократию. Комедия "Извините, пожалуйста!" (1953, Т-р им. Я. Купалы), пост. во многих т-рах страны, выявила осн. направление творчества М. как драматурга-сатирика. В этой пьесе драматург бичует людей, к-рые в личных, корыстных целях используют общественные интересы сов. людей. Следующие пьесы М.- "Чтобы люди не журились" (1958, Т-р им. Я. Купалы) и "Левониха на орбите" (1961, Т-р им. Я. Купалы), посв. трудовой жизни колх. деревни, показывают преодоление последствий культа личности и частнособственнич. пережитков в сознании сов. людей. М.-продолжатель комедийно-сатирич. линии в белорус. драматургии, последователь творчества К. Крапивы. Выступает и как киносценарист.

Соч.: Камедн?, М?нск, 1961. В. Н.

"МАКАР ДУБРАВА" ("Макар Д?брова", первонач. назв.- "Простые люди")пьеса в 3 д., 4 карт. А Е. Корнейчука. Соч. 1947-48 (на укр. яз.). Пост. 1 мая 1948 в Т-ре им. Вахтангова (перевод автора, реж. Рапопорт, худ Рындин; Макар Дубрава - Державин, Оксана - Коптева, Ольга - Е. Алексеева, Павел Кругляк - А. Абрикосов, Тополя - Лукьянов, Анна - Г. Пашкова, Брат-ченко - Гриценко, Смереха - Русинова). Пьеса ставилась во мн. т-рах СССР, она была пост. в 1948 в Т-ре им.Франко-(реж. Юра, Норд, худ. Петрицкий; Макар - Бучма, Ольга - Ужвий, Тополя - Добровольский), Запорожском т-ре им. Щорса, Т-ре им. Заньковецкой, Одесском т-ре им. Окт. Революции; в 1949 - в Т-ре им. Шевченко (реж. Крушель-ницкий; Макар - Антонович), Днепропетровском т-ре им. Шевченко (реж. Сумароков; Макар-Верменич); в 1950 - во Владивостокском (реж. Ипатов; Макар - Колофидин) Иркутском т-ре. Рус. т-ре в Сыктывкаре (реж. Дьяконов Макар-Ермолин), Мукачевском русском, Томском т-рах в 1951-в Тбилисском т-ре им. Грибоедова; в 1952 пьесу ставили Т-р им. Я. Купалы (реж. Мозалевская; Макар - Молчанов), Сев.-Осет. т-р (реж. Бритаева; Макар - Тхапсаев) т-р "Красный Факел" (реж. Бейбутов; Макар - Аржанов) Кумыкский т-р (Макар-Гаджиев) и мн. др.

За рубежом "М. Д." ставили: Пражский реалистич. т-р (1949), Софийский нар. т-р (1949), Решицкий т-р и т-р Валя Жилуй, Румыния (1950), Среди есловацкий т-р (1951), Пекинский нар. художеств. т-р (1956) и др.

Издания: Первая публикация "Макар Д?брова", Кив, 1948; рус. изд.Корнейчук А., Пьесы, М., 1961.

Лит.: "Театр", 1949, ј 5, с. 45-50; Львов-Анохин Б., Амвросий Максимилианович Бучма, М., 1959;

Т е н е в Л., Драма и сцена, София, 1959, с. 98-105.

А. Шн.

МАКАРОВ, Аскольд Анатольевич (р. 3. IV. 1925) - русский советский артист балета. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1958. В 1943 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1947 - солист Т-ра оперы и балета им. Кирова.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Жан д„ Бриен ("Раймонда"), Базиль ("Дон Кихот"), Вацлав и Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Филипп ("Пламя Парижа"), Батыр ("Шурале"; Гос. пр. СССР, 1951), Остап ("Тарас Бульба"-Соловь„ва-Седого), Спартак; Рыбак ("Берег надежды" Петрова) и др.

МАКАРОВА-ШЕВЧЕНКО (наст. фам.- Шевченко), Вера Васильевна [р. 13 (25). VIII. 1892] - русская советская артистка драмы и оперы (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1933). В 1911 окончила драматич. школу Малого т-ра (училась у А. П. Ленского и А. А. Федотова) и Моск. консерваторию по классу сольного пения проф. В. М. Зарудной. В 1911-13 играла в драм. т-рах Петербурга, Казани, Омска и др. городов. Роли: Лариса, Кручинина; Тугина ("Последняя жертва"), Катерина ("Гроза"). В 1913 впервые выступила в муз. спектаклях на сцене "Свободного театра" в Москве. В 1918-41- артистка Большого т-ра. Партии: Любаша; Солоха ("Ночь перед рождеством"), Хивря ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Марфа ("Хованщина"), Графиня, Кармен и др.

МАКАРЬЕВ, Леонид Ф„дорович [р. 12 (24). VIII. 1892] - русский советский актер, режиссер, педагог и драматург. Нар. арт. РСФСР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1940. В 1917 окончил историко-филологич. ф-т Петрогр. ун-та и одновременно Высшие педагогич. курсы. В 1915-24 в„л педагогич. работу в школе. В 1919 занимался в студии Передвижного т-ра Гай-дебурова. В 1921 совм. с группой актеров и педагогов под руководством реж. А. А. Брян-цева участвовал в организации Ленингр. т-ра юных зрителей. М.-актер острой мысли и выразительной сценич. формы. Лучшие актерские работы М.: Франц Моор; командир Эйно ("Винтовка 492116" Крона), профессор Ведель ("П родолжение следует" Бруштейн), Пугач„в (о. п.

Луковского), Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Крутицкий ("Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Тартюф; Миллон ("Ворон" Гоцци), Гаев ("Вишн„вый сад").

В 1925 написал одну из первых пьес для детей о современности - "Тимошкин рудник". Спектакль Лентюза стал этапным для сов. детского т-ра и пьеса вошла в репертуар мн. т-ров для детей. М. написал также пьесы "Бунтари" (1934) о сов. школьниках, "Пашка" (1947) о детях в годы Отечеств, войны и др., шедшие в Лентюзе и др. ТЮЗах. М. выступает как режиссер.

Пост. в Лентюзе: "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949), "Е„ друзья" Розова (1950), "Вишн„вый сад" (1950), "Горе от ума" (1952); "Дневник Наташи Соколовой" Зака и Кузнецова 1953), "Гроза" (1954); "В садах лицея" Дэля (1957) и др.

С 1937 М. заведует кафедрой актерского мастерства в Ленингр. ин-те театра, музыки и кино (с 1939 - проф.). Автор теоретич. работ о т-ре для детей и театр. педагогике.

Соч.: С утра до вечера в театре, М., 1930; Творческий путь Ленинградского т-ра юных зрителей, 1922-1932, Л., 1933; Воспитание театром, в сб.: Театр для детей, М., 1955;

Эстетическое воспитание детей средствами театра, в сб.:

Театр и школа, вып. 3, М., 1961.

Лит.: Мокульский С., Тартюф, "Искусство и жизнь", 1940, ј 11; Б р у ш т е й н А., Советский театр для детей, в кн.: Советский театр..., М., 1947. ?, Д

"МАКБЕТ" ("Macbeth") - трагедия в 5 д. У. Шекспира. Соч.1606.Пост. в апр. 1611 в т-ре "Глобус", Лондон (Макбет- Р. Б„рбедж). Долгое время "М." ставили в разл. лит.-сценич. обработках, переделках (Давенанта, Кембла, Ли, Шредера, Шиллера, Дюси и др.). В шекспировском тексте "М." пост. впервые Гарриком в т-ре "Друри-Лейн", Лондон (1744, Макбет - Гаррик, леди Макбет - Притчард). Среди др. постановок "М."в 18 в.: "Куинс-театр",Лондон (1707,Макбет- Беттертон, леди Макбет - Барри), "Ковент-Гарден" (1745, леди Макбет - Притчард; 1751, Макбет - Куин; 1773, Макбет - Маклин), "Друри-Лейн", Лондон (1747, Макбет - Гаррик, леди Макбет - Притчард; 1785, леди Макбет - Сид-донс; 1787; 1789, Макбет - Кембл), Берлинский нац. т-р (1776, Макбет - Д„ббелин; 1784), Гамбургский т-р (1779, Макбет - Ф. Шредер) и др.

Из пост. "М." в 19 в.: "Друри-Лейн" (1817, Макбет - Э. Кин; 1819, Макбет - Макреди), Мюнхенский придворный т-р (1822), т-р "Ройял", Уэртинг (1836, Макбет - Фелпс), т-р "Одеон", Париж (1848), т-р "Принсесс", Лондон (1853), Арм. труппа в Константинополе (1864, 1865, Макбет- А. Вардонян), "К„ниглихес шаушпильхауз", Берлин (1875), "Бургтеатр", Вена (1877, Макбет-Миттервурцер; 1891, Мак-бет-Зонненталь; 1893, леди Макбет - Вольтер), т-р "Порт-Сен-Мартен", Париж (1884, леди Макбет - С. Бернар), "Фифт Авеню т-р", Нью-Йорк (1889), т-р "Лицеум", Лондон (1888, Макбет - Ирвинг, леди Макбет - Терри) и др. "М." в 20 в. ставили т-ры: "Комеди Франсез", Париж (Макбет-Муне), т-р в Сент-Вандриле (1910, пер. Метерлинка, Макбет-Марс, леди Макбет-Леблан), Нац. т-р, Прага (1916), "Бургтеатр", Вена (1920), т-р "Принсесс", Лондон (1927, леди Макбет - Торндайк), т-р"Корт", Лондон (1928), "Берлине? фольксбюне" (1929), т-р "Олд Вик", Лондон (1934, Макбет-Лаутон; 1935; 1937, Макбет - Оливье; 1942, Макает-Гилгуд; 1951; 1954), "Д„йчес шаушпильхауз", Гамбург (1931), "Штадттеатр", Майнц (1935), т-р "Лафайетт"в Харле-ме, Нью-Йорк (1936), "Пиккадилли т-р",Лондон (1942, Макает - Гилгуд), т-р "Монпарнас-Бати", Париж (1942), "Олд Вик", Бристоль (1946), Шекспировский "Мемориальный т-р", Стратфорд-он-Эйвон (1949; 1952; 1955, Макбет-Оливье, леди Макбет-Ли), "Артс-тиэтр", Лондон (1950), "Пикколо т-р", Милан (1952), Нац. Нар. т-р, Париж (1954, Макбет-Вилар, леди Макбет-Казарес), т-р "Уоркшоп", Лондон (1957), Стратфордский т-р, Канада (1960), зулусская труппа, Солсбери (1961) и мн. др.

Большой популярностью пользовались гастрол„ры в роли Макбета: А. Олдридж, Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Цак-кони и А. Ристори, в роли леди Макбет - X. Моджеевская.

В России "М." до 1860 был запрещ„н к постановке. Показан впервые 27 сент. 1862 (гастроли Олдриджа с труппой Малого т-ра, на сцене Большого т-ра; Макбет - Олдридж, леди Макбет - Рыкалова), в 1866 "М." пост. Петерб. нем. труппа. Первая пост. "М." полностью на рус. яз. была показана в 1890, Малый т-р (пер. Юрьева; Макбет - Южин, леди Макбет - Федотова). Среди последующих пост.: Малый т-р (1896, Макбет - Южин, леди Макбет - Ермолова, Дункан - А. Ленский, Макдуф - К. Рыбаков; 1899, Маль-кольм-Остужев; 1914, леди Макбет - Смирнова), Т-р лит.-художеств. об-ва, Петербург (1900, Макбет - Далматов, леди Макбет - Яворская), Васильеостровский т-р, Петербург (1906, Макбет - Гардин). На провинц. сцене "М." ставился редко; среди исполнителей - А. К. Любский, Е. Ф. Павленков, И. М. Шувалов (Макбет); А. В. Дарьял, А. А. Пасхалова (леди Макбет).

Первая пост. ?М."на сов. сцене - 23 авг. 1918, Петроград, цирк Чинизелли (реж. Грановский; Макбет - Юрьев, леди Макбет - М. Андреева). В дальнейшем "М." показывали:

Большой драм. т-р, Петроград (1919), Центр, дом театр. просвещения, Москва (1922), Харьковский т-р "Березшь" (1924, реж. Курбас; Макбет - Марьяненко, леди Макбет - Гак-кебуш), Арм. т-р им. Шаумяна, Тбилиси (1926; 1928, Макбет - Папазян, гастроли), Т-р им. Сундукяна (1933, реж. Гулакян; Макбет - Г. Нерсесян, Джанан, леди Макбет - Восканян, Р. Варданян), Т-р им. Азизбекова (1936, реж. Туга-нов; Макбет - Шарифов, леди Макбет - Давудова, Бан-ко - Рухулла, Макдуф - Алекперов), Кировский т-р (1938, Макбет - Колобаев, леди Макбет - Самборская), Ленингр. т-р драмы им. Пушкина (1940, реж. Вивьен; Макбет - Н. Симонов, леди Макбет-Жихарева), Малый т-р, Москва (1955, реж. Зубов, Велихов, худ. Волков, комп. Хачатурян; Макбет - Цар„в, леди Макбет - Гоголева), Рижский рус. т-р (1957, реж. Радлов; Макбет - Юровский), Паневежисский т-р, Литва (1961). "М." ш„л в кукольном т-ре Н. Я. и И. С. Ефимовых, Москва (1930).

Издания: Первая публ. "М." на англ. яз.- фолио, 1623. Рус. пер.: 1830 - А. Ротчева, 1837-М. В[ронченко], 1846 - А. И. Кронеберга, 1883 - С. А. Юрьева. Сов. пер.:

1950 - М. Л. Лозинского, 1953 - Б. Пастернака, 1960 - Ю. Корнеева (в кн.: Уильям Шекспир, Полн. собр. соч. в 8 тт., т. 7, М., 1960).

Лит.: "Артист", М., 1889, кн. 4, с. 72-80, и 1890, кн. 6 с. 94-101; "Русская мысль", М., 1890, кн. 4, с. 71-93;

Ристори А., Этюды и воспоминания, СПБ, 1904; В а-н i н а I., Шекспир на украшсьшй сцен!, Кшв, 1958; Мастера театра в образах Шекспира, М.-Л., 1939; Ю р ь е в Ю., Записки, Л.- M., 1948; М и н ц Н., Эдмуид Кин, M., 1957;

В а х р у ш е в а Е. A., Юрий Юровский, Рига, 1957;

Шекспировский сборник, М., 1958; С а м в ел я н Л., Шекспир на армянской советской сцене (1923-1933), в кн.:

Ежегодник Ин-та истории иск-в. Театр, М., 1959, с. 206-13;

Не ль с С., Шекспир на советской сцене, М., 1960;

Штейн А. Л., Макбет, в кн.: Ежегодник Малого т-ра 1955-1956, М., 1961; Зограф Н. Г., Малый т-р второй пол. XIX в., М., 1960; J а с о b s M., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954; Fontane Th., Plaudereien uber Theater B., 1926 S t r o e d e l W., Shakespeare auf der deutschen Buhne, Weimar, 1938; Gielgud J., Early stages, L., 1939; Agate J., Brief chronicles, L., 1943; William-son A., Old Vie drama, t. 1, L., 1948, t. 2, L., 1957; Piccolo Teatro. 1947-1958, [Mil., 1958]. А. Шн

МАКЕДОНСКИЙ, Стефан (25. III. 1885-31. V. 1952) - болгарский певец (тенор). Нар. арт. НРБ (1947). Учился в Московской консерватории (1904-10). Дебютировал в 1908 в Оперном т-ре Зимина. С 1910 был солистом "Болгарского оперного товарищества". Гастролировал в Берлине и др. городах Германии. В 1930-32 руководил оперным т-ром в г. Варна (пост.: "Травиата", "Севильский цирюльник" и др.). С 1934 - режиссер Передвижного нар. т-ра (пост. "Риголетто", "Вертер" и др.) в Софии, выступал также в т-рах: Кооперативном, Художественном и др. С 1948-директор Софийской нар. оперетты (Гос. муз. т-р им. С. Македонского). Ди-митр. пр. (1950).

Партии: Камен ("Камен и Цена" Иванова и Кауцкого), Далибор (о. п.Сметаны), Князь ("Русалка"), Лыков ("Царская невеста"), Синодал, Ленский, Герман, Канио, Хозе. Радамес; Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Педро ("Долина" д'Альбера), Тангейзер, Альфред. Выступал также в опереттах Кальмана, Легара и др.

Лит.: Тихолов П., Стефан Македонски, София, 1956; С а г а е в Л., Българското оперно творчество, София, 1958.

МАКЕТ театральный (франц. maquette, от итал. macchietta - набросок) - модель, воспроизводящая пространственно-декорационное решение спектакля. Общепринятые масштабы М.- 1/ 2/, 1/ натуральной величины. Создание М. является важным моментом в процессе подготовки спектакля. М. наглядно показывает композицию сценич. пространства, площадку для действия актеров и планировки мизансцен; он служит также основанием для изготовления рабочих чертежей, составления смет на материалы и пр. Наличие М. позволяет решать ряд практич. вопросов, связанных с монтировкой декораций на сцене. М. каждой отдельной картины помещается в макетный станок (подмакетник), представляющий собой каркас коробки сцены в масштабном сокращении, e портальной аркой, планшетом, вращающимся кругом, люками, подъ„мами для подвесных декораций, с оборудованием для освещения и др. Кроме декораций, мебели и др. обстановки, в М. воспроизводятся также фигуры действующих лиц (из картона, пластилина). Они служат как для композиции мизансцен, так и для выявления масштаба декораций. М. бывают двух видов: рабочие - без отделки деталей, и выставочные, показывающие декорац. решение спектакля в полном виде.

МАКИАВЕЛЛИ (Machiavelli), Никколо (3. V. 1469-22. VI. 1527) - итальянский государственный деятель, историк, писатель, драматург. Написал комедии "Мандрагора" (1520, Флоренция) и "Клиция" (1525, там же). Первая считается вершиной гуманистич. комедии эпохи итал. Ренессанса. М. отказался от следования античным образцам, обычного для итал. комедии того времени, и создал комедию нравов с ярко выраженной обличит, тенденцией. Действие комедии "Мандрагора" происходит в совр. автору Флоренции, в пьесе созданы реальные, жизненные характеры и ситуации. Растленной церк. морали М. противопоставил естеств. человеч. мораль, чувства, свободные от корыстолюбивых интересов.

"Мандрагора", единственная из комедий 16 в., сохраняющаяся в репертуаре т-ров. В 20 в. была пост. в Риме т-ром "Квирино" (1945) и "Т-ром делле арти" (1953), в Париже - "Т-ром де пош" (1956) и др.

Соч.: в рус. пер.-Мандрагора, Берлин, 1924. Лит.: Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра, M.-Л., 1941; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокуль-ского, т. l. M., 1956.

МАКК (лат. Maccus) - традиционный персонаж древнеримской ателланы. Тип неуклюжего дурака, подвергающегося вечным насмешкам и побоям; известны сюжеты, в к-рых М. выступал в ролях изгнанника, солдата и даже девушки. Обычная маска М.- с лысой головой, длинным носом и ослиными ушами.

Лит : Paulys-Wissova Realencyclopad3e..., Halbbd 27, Stuttg., 1928, с. 126-27. В. Я. МАККЕЯ, Мак-Кей (Mackaye), Джеймс Стил (6.VI.1842 - 25.II.1894) - американский драматург, режиссер и театральный деятель. В 1869 учился в

Париже у Ф. Дельсарта, систему к-рого затем пропагандировал в Нью-Йорке. М. дебютировал как режиссер пост. своих пьес "Мональди" (1872, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк) и "Роз Мишель" (1875, т-р "Юнион-сквер", Нью-Йорк). В 1880 переоборудовал т-р "Мэди сон-сквер", где вв„л изобрет„нную им двойную сцену, новую систему освещения, установленную Т. Эдисоном, искусственную вентиляцию и др. В 1887 М. пост. свою пьесу "Поль Кувар" - о франц. бурж. революции конца 18 в., в к-рой при решении массовых сцен использовал при„мы мейнингенцев. Основал первую крупную театр. школу США - "Школу актерской игры "Лицеума*1". Для Всемирной выставки в Чикаго в 1893 М. спроектировал огромный (на 12 тыс. мест) т-р "Спектаториум", в к-ром предполагал применить все свои достижения в области театр. техники. Уменьшенный вариант этого т-ра - "Сценаториум" М. построил в 1894.

Лит.: М а с К а у e Р., Epoch; the life of Steele Mac-Kaye, N. Y., 1927; Batchellor J. D., A comparative study of the contributions of Steele MacKaye and D. Belasco to the American theatre, Minneapolis, 1938. К. Г.

МАККЕЙ, Мак-Кей (Mackaye), Перси (16. III. 1875-31. Vili.1956) - американский драматург. Сын Дж. С. Маккея. Был пропагандистом обществ., массового т-ра, ставящего спектакли типа ср.-век. мистерий. Свои взгляды изложил в теоретич. работах: "Театр и пьесам (1909), "Гражданский театр" (1912), "Общинная драма" (1917). Написал пьесы: комедию "Кен-терберийские пилигримы" (1909, Глостер, шт. Массачусетс, участвовало 1500 чел.), "Маска о святом Луи" (совм. с Т. Стивенсом, 1914, Сент-Луис, участвовало 7500 чел.). Автор стихотворных драм - "Жанна д'Арк" (1906, труппа Э. X. Сотерна и Ю. Марло, Филадельфия), "Сафо и Фаон" (1907, т-р "Лирик", Нью-Йорк), тетралогии "Тайна Гамлета, короля Дании" (1949, т-р "Пасадена плейхаус", Калифорния) и др., либретто опер Р. де Ковена "Кентерберийские пилигримы" (1917, "Метрополнтен-опера") и "Рип Ван Винкль" (1920, Чикаго).

Соч.: The playhouse and the play..., N. Y., 1909; The civic theatre..., N.Y.- L.,1912; Communi tydrama, Boston - N. Y., 1917; Epoch; the life of Steele Mackaye, N. Y., 1927. К. Г.

МАК-КЛЙНТИК (McClhitic), Гатри (р. 6. Vili. 1893) - американский режиссер. В 1912 окончил в Нью-Йорке Академию драматич. иск-ва и начал работу в передвижной труппе как актер. В 1913-23 был пом. реж. у продюсера и реж. У. Эймса. В 1923 стал независимым продюсером, работал в разл. т-рах Нью-Йорка. В пост. М.-К. проявились проф. культура, вкус, поэтич. фантазия. Широкую известность как режиссер М.-К. приобр„л после пост. пьесы М. Арлена "Зел„ная шляпа" (1925, т-р "Бродх„рст"). Спектакли М.-К. отличались редким для бродвейских т-ров актерским составом, во мн. спектаклях гл. роли играла жена М.-К.- актриса К. Корнелл.

Пост.: "Семейство Бэррет с Уимпол-стрит" Бесьер (1931, т-р "Эмпайр"), "Ромео и Джульетта" (1934, т-р "Мартин Бек"), "Святая Иоанна" Шоу и "Гамлет" (1936, т-р "Эмпайр"), "Высокий Тор" Андерсона (1937, т-р "Мартин Бек"), "Три сестры" (1942,т-р Э. Барримор), "Антигона" Ануя (1946, т-р "Корт"), "Сверкающий свет" Стейнбека (1950, т-р "Бродх„рст"), "Милый лжец" Килти (1960, т-р "Билли Роуз"). М.-К. написал книгу воспоминаний. С о ч.: Me and Kit, N. Y., 1955. К. Г.

МАККОЛ, Мак-Кол л (MacCall), Юэн [наст. имя и фам.-Джеймс Миллер (Miller); p. 19151-английский драматург, актер и театральный деятель, композитор, исполнитель нар. песен. Один из организаторов (совм. с Дж. Литлвуд) прогрессивной театр. труппы "Уоркшоп" (1945), спектакли к-рой рассчитаны на демократич. зрителя. В своих пьесах М. рассказывает о тяж„лом положении безработных в Англии ("Джонни Нобл", 1945), выступает против империалистов и фашистских реваншистов ("Уран-235",

1945-52; "Путешественники", 1953, - в СССР шла под назв. "Поезд можно остановить"). М. принадлежат также пьесы "Бравый солдат Швейк" по роману Я. Гашека (1950), "Другие животные" (1951), "Встретимся на ярмарке" (1953) (все пост. т-ром "Уоркшоп").

Лит. см. при ст. Литлвуд. Ф. К. МАК-КбРМАК (McCormack), Джон (14. VI. 1884-16. IX. 1945) - ирландский артист оперы (лирич. тенор). Дебютировал на оперной сцене в 1905 в Италии. Вернувшись на родину в 1907, с триумфом выступил в лондонском концертном зале "Куинс-холл", после чего был приглаш„н в т-р "Ковент-Гарден". Выступал в оперных т-рах Италии, США. С 1914 занимался концертной деятельностью. М.-К. был выдающимся певцом, развивавшим принципы иск-ва бель канто.

Партии: Марио ("Дочь полка" Доницетти), Альмавива, Герцог, Альфред; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Рудольф; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Дон Оттавио ("Дон Жуан").

Лит.: S t г о n g L. A. G., John McCormack, L., [1949].

Be. T.

МАКЛИН (Macklin), Чарлз (1. V. 1697-11. VII. 1797) - английский актер. По происхождению ирландец. Сценич. деятельность начал в возрасте 20 лет как актер бродячей труппы. С 1725 работал в труппе Дж. Рича в т-ре "Линкольне Инн Филдс". Пытался заменить де-кламац. речь и манерную жестикуляцию ес-теств. игрой, но не получил признания публики. Снова стал бродячим актером. Вернувшись в 1730-х гг. в Лондон, сыграл в т-ре "Друри-Лейн" роль Шейлока (1741), создав ярко драматич. образ (до этого Шейлока обычно играли как комич. злодея). В 1773 на той же сцене М. впервые сыграл Макбета в костюме шотландского тана. Выступал также в т-рах "Ковент-Гарден" (Меркуцио, Полоний и др.), "Хеймаркет" (Яго). Оставил сцену в 1789. М.-представитель просветительского реализма. Его творчество отмечено стремлением к жизненному правдоподобию, характерности. Попытка М. передать нац. колорит предвосхищает историзм 19 в. В Лондоне М. открыл собств. школу, был отличным педагогом. Автор комедий "Любовь по моде" (1759, т-р "Друри-Лейн"), "Светский человек" (1781, т-р "Ковент-Гарден") и др. пьес.

Лит.: С о о k e W., Memoirs of Ch. Macklin, comedian..., L., 1804; К i г k m a n J. Т., Memoirs of the life of Ch. Macklin, v. 1-2, L., 1799; Parry E. A.. Ch. Macklin, L., 1891. A. A.

МАК-ЛЙШ (MacLeish), Арчибалд (p. 7. V. 1892) - американский поэт, драматург. Закончил Иельский ун-т; учился праву в Гарвардском ун-те. Лит. деятельность начал в 1917. В 30-х гг. обращается к общественной тематике. Автор пьесы "Паника" (1935, т-р "Феникс", Нью-Йорк), показывающей последствия банковского краха дляразл. слоев общества, антифаш. пьес "Падение города" (1937) и "Воздушный нал„т"

(1938) и др.. В 1958 написал стихотв. драму "Иов" (АНТА т-р, Нью-Йорк), получившую Пулицеровскую пр. В этой пьесе на сюжет библейской притчи об Иове прославляется амер. жизнь, абстрактно-гуманистич. проповедь всеисцеляющей любви направлена на утверждение бурж. действительности.

Соч.: Collected poems. 1917-1952, Boston, [1952], J. В. A play, in verse, 5 print, Boston, 1958, N. Y., 1959.

Лит.: South worth J. G., Some modern American poets, Oxf., 1950. Г. З.

МАКЛЯРСКИЙ, Михаил Борисович (р. 16. XI. 1909)-русский советский драматург и киносценарист. Чл. Коммунистич. партии с 1932. Начал печататься в сер. 20-х гг. В 1956 окончил Высшие лит. курсы при Лит. ин-те им. Горького. С 1960 - директор Высших сценарных курсов (Москва). Первая пьеса М. (под псевд. К. Михайлов) - "Подвиг оста„тся неизвестным" (1948, Камерный т-р). М.- автор пьес приключенч. жанра; героем их является сов. разведчик - самоотверженный, верный долгу, благородный, мужественный. Написал пьесы "Опасный перекр„сток" (совм. со Спешневым; 1949, Т-р им. Моссовета), "Совершенно секретно" (совм. с Исаевым, 1950, Одесский т-р Сов. Армии), "Несчастный случай" (совм. с Холендро; 1955, Моск. т-р им. Пушкина), "Пока не поздно" (совм. с Холендро; 1959, Моск. т-р юного зрителя) и др. По мотивам своих пьес М. написал сценарии фильмов (также в соавторстве):

"Подвиг разведчика"; Гос. пр. СССР, 1948 (по пьесе "Подвиг оста„тся неизвестным"), "Секретная миссия";

Гос. пр. СССР, 1951. Л. Шн.

МАКМЙЛЛАН, Мак-Миллан (МасМШап), Кен-нет (р. 11. XII. 1930) - английский балетмейстер. В 1945 учился в школе труппы "Сэдлерс-Уэллс". С 1946-солист этой труппы. Пост. балеты "Сомнамбулизм" на муз. Кентона (1953) и "Дурнушка" на муз. Мартена (1954). В 1955 пост. в труппе "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" "Концертные танцы" на муз. Стравинского и "Дом птиц" на муз. Момпу. Затем в т-ре "Ковент-Гарден"-"Агон" (1958) и "Поцелуй феи" (1960) Стравинского, "Приглашение" на муз. Зейбера (1961), "Весна священная" Стравинского (1962) и др.

М.- один из ведущих англ. балетмейстеров. Его хореографич. композиции отличаются изобретательностью, изощр„нностью рисунка. Нек-рые постановки носят печать опустош„нности, характерной для декадентского иск-ва.

Лит.: Рославлева Н., Английский балет, М., 1959, с. 109-10; Hart J., The Royal ballet in performance at Covent Garden, L., 1958, с. 98-100, 101-105. Ham.P.

МАКР‚ДИ (Macready), Уильям Чарлз (3. III'. 1793-27. IV. 1873) - английский актер. Сын актера-антрепрен„ра; из-за финансовых неудач отца не смог окончить школу и поступил на сцену. Дебютировал в 1810 в Бирмингеме в роли Ромео, затем выступил в Ньюкасле в роли Гамлета (1811). Работал в провинции. В 1816 был принят в труппу т-ра "Ковент-Гарден" и уже через 3 года стал соперником Э. Кина. В 1823 переш„л в т-р "Друри-Лейн", затем гастролировал в Нью-Йорке (1826) и Париже (1828). Вернувшись в Англию, стал руководителем т-ра "Ковент-Гарден" (1837-39), где осуществил постановки пьес Шекспира (в т. ч. "Король Генрих V"), "Двое Фоскари" Байрона, "Лионская красавица", "Ришелье" Булвер-Литтона. В 1841-43 возглавлял т-р "Друри-Лейш. С 1849 играл в этом т-ре. В конце сценич. деятельности исполнил роль Макбета (1851; впервые-в 1819).

актер большого темперамента, М. выражал в сво„м иск-ве романтич. тенденции, его исполнение отличалось яркой театральностью, стремлением к психологич. разработке роли. М. был одним из первых актеров, отказавшихся от пост. переделок, распростран„нных в 17-18 вв., и обратившихся к подлинному тексту Шекспира.

Роли: король Лир; Просперо ("Буря" Шекспира), Ри-шелье (о. п. Булвер-Литтона), Вернер ("Двое Фоскари" Байрона), Страффорд (о. п. Броунинга, соч. специально для М.) и др.

Лит.: Macready W. Ch., Reminiscences and selections from his diaries and letters, ed. by F. Pollock, v. 1-2, L., 1875; Pollock J., Macready as I knew him, L., 1884;

Archer W., W. Ch. Macready, L., 1890; Т r e w i n J. C., Mr. Macready, L., [19551. A. A.

МАКСАКОВ, Максимилиан Карлович (наст. имя и фам. - Макс Шварц) (1869-1936)-русский артист оперы (драматич. баритон), режиссер, вокальный педагог. По национальности австриец. Ученик E. К. Ряднова. Сценич. деятельность начал в 1886 в Петербурге. Позднее выступал в Петербурге, Москве, Тифлисе, Саратове, Одессе, Казани, Харькове. Характерные черты исполнит, облика М.-сильный, выразительный и красивый голос, горячий темперамент, артистичность. Особенным успехом пользовался в партиях Демона, Грязного, Риголетто;

Амонасро ("Аида"), Скарпиа ("Тоска"). Возглавлял оперные труппы, выступавшие в Симбирске, Перми, Иркутске, Воронеже, Вильно, Екатери-нославе и др. городах. Подбирая в эти труппы талантливых артисток, М. способствовал поднятию культуры провинц. рус. оперы. В гастрольных спектаклях, организованных М., выступали Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Г. С. Пирогов и др. В 1898-1901 в т-ре "Аркадия" М. пост. спектакли: "Борис Годунов", "Аида";

"Купец Калашников", "Маккавеи" Рубинштейна, "Иоанн Лейденский" Мейербера и др.; в 1908-09 в Одесском т-ре - "Чародейка", "Орлеанская дева" Чайковского, "Таис" Массне.

Партии: Борис Годунов; Кочубей ("Мазепа"), Нелуско ("Африканка" Мейербера), Яго ("Отелло" Верди), Валентин ("Фауст"), Жрец ("Самсон п Далила" Сен-Санса), Фигаро;

Беппо ("Фра Дьявол о" Обера), Риголетто; Иуда ("Маккавеи" Рубинштейна) и др.

Лит.: Я р он С., Воспоминания о театре. (1867-1897), Киев, 1898, с. 407-08; Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма, т. 2, М., 1954, с. 101; Максакова М., Путь к искусству, "Сов. музыка", 1962, ј 5, с. 89-96.

М. Р. МАКСАКОВА, Мария Петровна [р. 26. Ill (8. IV).4902] - русская советская артистка оперы (лирическое меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1951). Ученица и жена М. К. Максакова. В 1919-23 выступала в оперной труппе в Астрахани. В 1923 после дебюта в партии Амнерис зачислена в труппу Большого т-ра. В 1925-27 пела в Ленингр. академич. т-ре оперы и балета. В 1927-53- солистка Большого т-ра. Иск-во М. отмечено большой художеств. культурой. Важнейшие черты е„ творчества - сочетание тонкой музыкальности с яркой сценичностью, глубокое и правдивое раскрытие роли. Лучшие партии:

Кармен, Любаша; Марина Мнишек ("Борис Годунов"; Гос. пр. СССР, 1949), Марфа ("Хованщина"; Гос. пр. СССР, 1951). Др. партии: Кла-риче ("Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева), Ниловна ("Мать" Желобинского), Стеша ("Декабристы" Шапорина), Алмаст (о. п. Спендиарова), Весна, Лель ("Снегурочка"), Ольга ("Евгений Онегин"), Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Русалка"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Ор-труда ("Лоэнгрин"), Далила ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Зи-бель ("Фауст"), Паж ("Гугеноты") и др. Вед„т концертную деятельность (Гос. пр. СССР, 1946), с подкупающей простотой и художеств. выразительностью исполняет рус. нар. песни и романсы.

Соч.: Путь к искусству, "Советская музыка", 1962, ј 5, с. 89-96.

Лит.: Львов М., М. П. Максакова, М.- Л., 1947; К а т у л ь-ская E., Большой талант, "Музыкальная жизнь", 1962, ј 7; Лемешев С., Умный талант, "Сов. музыка", 1962 ј 5. М. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница