Театральная энциклопедия
(страница 270)


МАКСИМИЛИАН

(Maximilian), Владимир [20(?).VIII.1882- 20. IX. 1959] - румынский актер оперетты и драмы. Нар. арт. РНР (1954). В 1900 окончил Бухарестскую консерваторию драм. иск-ва. В 19.01 дебютировал на сцене бухарестского Нац. т-ра. С 19Р2 в труппе "Рум. оперное об-во", исполнял партии баса-буфф, выступал в опереттах. В 1905-08 играл в Нац. т-ре. В 1923-41 участвовал в спектаклях труппы Буландры. В 1941-48 М. играл в разл. т-рах, в 1948-58 - в Т-ре Армии (Бухарест). М. вош„л в историю рум. т-ра как один из лучших артистов оперетты. Обладал самобытным комедийным дарованием, искром„тным юмором. Был правдив даже в самых неправдоподобных сценич. ситуациях. Пользовался успехом и как драм. актер.

Лучшие роли: в оперетте - Лотар ("Чары вальса" Штрауса), Лоретти ("Осенние ман„вры" Кальмана), в драме - Ду-митраке ("Бурная ночь" Караджале), Городничий, Журден и др.

Соч.: Despre teatru, actori si public, [Вис.], 1913; Evo-cari. Вис., 1962.

Лит.: Manolescu J., Amintiri, Вис., 1962, с. 205- 218.

МАКСИМОВ, Алексей Матвеевич [р. 8(20).1.1899] - русский советский актер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1957. Сценич. деятельность начал во Владивостоке в антрепризе E. М. Дольна (1921-24). Работал в т-рах Хабаровска, Кинешмы, Херсона, Житомира, в т-ре "Красный факел" (19301935), Ростовском-на-Дону т-ре им. Горького (1936- 1940) и др. С 1940 - актер т-ра Киевского воен. округа (ныне Львовский рус. драм. т-р Сов. Армии). Дарование М. наиболее полно раскрылось в героич. ролях, ему особенно удавались образы людей сильного, волевого характера.

Роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Иван Грозный ("Великий государь" Соловь„ва), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Пархоменко (о. п. Вс. Иванова), Иван Горлов ("Фронт"), Ватутин ("Генерал Ватутин" Дмитерко), Сирано де Бержерак (о. п. Ростана)и ДРЗа исполнение роли Бема ("Прага оста„тся моей" Буряковского) М. присвоена Гос. пр. СССР, 1952. Выступает и как режиссер (с 1923). Пост. спектакли:

"Великий государь" (1946), "Варвары" (1948), "Весна в Москве" (1950) и "Иван Рыбаков" (1954) Гусева, "Оптимистическая трагедия" (1957).

Занимался педагогич. деятельностью, преподавал мастерство актера в театр. уч-ще Ростова-на-Дону (1937-40), Одессы (1946-51). Снимается в кино. Р.Б.

МАКСИМОВ, Алексей Михайлович [Максимов 1-й; 13 (25). III. 1813-3(15).IX.1861 ]-русский актер. Будучи учеником Петерб. театр. уч-ща, играл на сцене Александрийского т-ра. По окончании уч-ща (1833; кл. П. А. Каратыгина), в 1834 дебютировал в этом т-ре и был зачислен в труппу. Исполнял (до конца жизни) роли молодых людей в драмах, комедиях, водевилях, сначала в очередь с Н. О. Дюром. В. А. Каратыгиным (Хлестаков, Чацкий). После их смерти к М. окончательно перешли роли фатов и драм. любовников. В 1841 с успехом сыграл роль студента Фортункина в водевиле "Шила в мешке не утаишь" Перепельского (Н. А. Некрасова). Самая знаменитая роль М.- Гамлет (1853). Заменив в этой роли В. А. Каратыгина, М. играл Гамлета с большой сердечностью и искренностью. Вместе с тем он лишил трактовку образа общественного пафоса. Его Гамлет - слабый и безвольный юноша, мучительно переживающий свою духовную неполноценность,- не восставал против социального зла и несправедливости. М. блестяще исполнял роли в салонном комедийном репертуаре (выступал с В. В. Самойловой).

Роли: Фигаро ("Севильский цирюльник"), Яго; Сюлли-ван ("Любовь и предрассудок" Мельвиля), Кин (о. п. Дюма-отца), Фердинанд и др.

Лит.: Корнеев М. В., Алексей Михайлович Максимов 1-й (по поводу 40-летия его смерти), "ЕИТ". Сезон 1900-1901, (приложение), [СПБ, 1901]; Россиев П., А. М. Максимов 1-й, там же, вып. 5, [СПБ], 1913. А. К л.

МАКСИМОВ (наст. фам.- С а м у с ь), Владимир Васильевич fl5(27).VII. 1880-22. III. 1937] - русский советский актер. Засл. арт. Республики (1925). В 1904 работал в МХТ - играл Дмитрия Шуйского ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Треплева. В 1906-18 (с перерывом 1909-11) - актер Малого т-ра. Роли: Молчалин; Бакин ("Таланты и поклонники"), Глумов ("Бешеные деньги"), Малькольм ("Макбет"). В 1909 в труппе Синельникова в Ека-теринодаре играл Чацкого, Фердинанда, Незнамова; в 1910 в т-ре Незлобина - Армана Дюваля ("Дама с камелиями" Дюма-сына). М. обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, л„гкой эмоциональной возбудимостью, эффектно носил костюм, был пластичен, элегантен. Наибольший успех имел в ролях неврастеников в салонных мелодрамах.

М. принимал участие в создании Ленингр. Большого драм. т-ра, работал там в 1919-24. На открытии играл роль Дон Карлоса, впоследствии роли Клавдио ("Много шума из ничего"), Карла Моора; Антония ("Юлий Цезарь" Шекспира), Рюи Блаза (о. п. Гюго) и др. В 1925 М.- актер т-ра Гос. нар. дома; роли - Желябов, Петр I ("1881", "Смерть Петра I" Шапова-ленко) и др., в 1925-26-актер т-ра Комедии, был партн„ром Е. М. Грановской. Выступал на эстраде как чтец, участвовал в цирковых пантомимах ("Люди морского дна", 1935, "Шамиль", 1936).

Был одним из популярнейших актеров до-революц. кино. С 1924 занимался педагогич. работой - преподавал в Ленингр. ин-те сце-нич. иск-ва.

Лит.: Гл ова.цкий Б. С., В. Максимов, [Л.- М., 1961 ]. АН. Л,

МАКСИМОВ, Степан Максимович [31.Х(12, XI). 1892-26.VIII, 1951] - чувашский со' ветский композитор. педагог, музыкально общественный деятель Засл. деят. иск-в Чув АССР (1932). Чл. Ком-мунистич. партии с 1919. В 1935 окончил Моск. консерваторию по классу композиции проф. А. Н. Александрова. М.-один из основоположников чуваш. проф. музыки. Собирал и обрабатывал чуваш. муз. фольклор. Автор музыки к спектаклям:

"Аленький цветочек" по С. Аксакову (ТЮЗ, Чебоксары, 1948), "Слава" Гусева (Рус. т-р, Чебоксары) и др., а также ряда соч. в др. жанрах. С 1911 в„л педагогич. работу. Среди его учеников - Ф. М. Лукин, А. Г. Орлов-Шузм, Г. Я. Хирбю и др.

Лит.: Лукин Ф., Талантливый чувашский композитор, "Сов. музыка", 1956, ј 11; Илюхин Ю., С. М. Максимов, "Ялав", 1962, ј 11 (на чуваш, яз.). А.Ив.

МАКСИМОВ, Христофор Трофимович (р. 8. IV. 1917) - якутский советский актер и композитор. Нар. арт. ЯАССР (1962). Отец М. был нар. певцом. С юношеских лет участвовал в концертах художеств. самодеятельности. Был худ. рук. Амгинского и Ме-гино-К-ангаласского домов культуры, организовал там драм. и хоровые коллективы, ставил спектакли. В 1939-49 - актер 1-го Мегино-Кангаласского колх. т-ра и 2-го колх. т-ра в Нюрбе, в 1958-63-Верхне-Вилюйского т-ра, в 1950 и с 1963-Муз.-драм. т-ра им. Ойунского (Якутск).

Роли: Лука ("На дне"), Лоокут ("Лоокут и Нюргусун" Сметанина), Елеся ("Не было ни гроша, да вдруг алтын"), Чуорда, Качайя("Айаал", "Кузнец Кюкюр" Сивцева), Жеронт ("Проделки Скапена" Мольера) и др.

В самобытном, ярком творчестве М. драм. талант сочетается с муз. одар„нностью. Он широко известен в республике как композитор, создал и обработал св. 200 нар. мелодий.

Лит.: Максимов X., Улэ, таптал ырыалара, Якут-скай, 1962. М. Лифш. МАКСИМОВА, Екатерина Сергеевна (р. 1. II. 1939) - русская советская артистка балета. В 1949- 1958 училась в Моск. хореографич. уч-ще (класс Е. П. Гердт). В 1956, ученицей, дебютировала в партии Маши ("Щелкунчик"); с 1958-в труппе Большого т-ра. Иск-во М. жизнерадостно и обаятельно; она обладает даром актерского перевоплощения, созда„т лирич., психологически углубл„нные образы-Жанна ("Пламя Парижа"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Жизель;

Катерина ("Каменный цветок" Прокофьева) и образы, исполненные задора, непосредственности - Лиззи ("Тропою грома" Караева), Коломбина ("Медный всадник"). Иск-во танца М. совершенствовала под рук. Г. С. Улановой.

Др. партии: Мавка ("Лесная песня" Жуковского), Муза ("Паганини" на муз. Рахманинова), Водяница ("Кон„к-Горбунок" Щедрина), 7-й вальс, прелюд ("Шопениана") и др. Гастролировала в США, Канаде, Австрии, Дании, Норвегии, Финляндии, Венгрии и др.

Лит.: "Театр", 1959, ј 8, с. 110-14; 1960, ;ј 9, с. 152- 153; "Музыкальная жизнь", 1962, ј 9, с. 13. Л. П.

МАКСИМОВА, Ирина Михайловна (р. 24.V. 1919)- якутская советская артистка. Засл. арт. ЯАССР (1952). Деп. Верх. Совета ЯАССР 3-го созыва. В 1937 по окончании балетной студии в Якутске вступила в Якутский т-р (первая крупная роль Нюргусун "Лоокут и Нюргусун" Сметанина), была актрисой этого т-ра до 1956. Затем руководила сельской самодеятельностью (в 1959-62 была гл. реж. Таттин-ского нар. т-ра). В 1962 вернулась в Якутский т-р. Лирико-драм. актриса, М. была первой исполнительницей ролей в нац. драматургии: Соня, Саргылаан ("Манчары", "Золотое зерно" Протодьяконова), Азалия ("Что украшает человека" Сивцева).

Др. роли: Лариса ("Бесприданница"), Луиза, Дездемона;

Настя ("На дне"), Мария Антоновна ("Ревизор"), Галя ("Макар Дубрава" Корнейчука). В нар. т-ре пост. "Лоокут и Нюргусун" (показана в Кремл„вском т-ре, 1962), "Сайсары" Сивцева, "Враги" Ефремова и др. М. Лифш.

МАКСЙМОВ-КОШКЙНСКИЙ, Иоким Степанович (р. 14. IX. 1893) - чувашский советский актер, режиссер, драматург. Нар. арт. Чувашской АССР (1933). Один из основоположников чувашского т-ра (1918). Сценич. деятельность начал в 1912 в Казанском т-ре. В 1918 вместе с группой энтузиастов организовал чувашский т-р, был актером, режиссером, худ. рук. этого т-ра. Создал ряд комедийных, остро характерных образов: Кочкар„в ("Женитьба"), Расплюев, Скапен. Переводил и ставил пьесы Гоголя, Островского, Л. Толстого, ставил пьесы чуваш. драматургов Ф. Павлова, П. Осипова и др. С 1922 начал драматургич. деятельность. Творчество М.-К. способствовало становлению и развитию чуваш, т-ра и драматургии. Автор пьес:

"Волна" (1923), "Волжские мотивы" (1932), исто-рич. драм "Садур и Илем" (1933), "Земля вздымается" (1933), муз. комедии "Когда расцветает чер„муха" (1950) и др. пост. на сцене чувашского т-ра. В 1925-32 работал в кино. Автор оперных и балетных либретто, ряда статей по вопросам т-ра и драматургии.

Соч.: Пьесасем, Чебоксары, 1954.

Лит.: Сироткин М. Я., Очерк истории чувашской советской литературы, Чебоксары, 1956, с. 213-17.

Ф.Р. МАКШ‚ЕВ, Владимир Александрович [16(28).V. 1843, Гельсингфорс, - 9 (22). III. 1901, Москва]- русский актер. Окончил Кадетский корпус в Воронеже. Служил офицером в Москве; играл в любительских спектаклях в т-ре Шепелева и Артистич. кружке. Выйдя в отставку, вступил в труппу П. М. Медведева (Казань, 1870-71), затем играл в Сарато-гов Курске, Туле. Роли: Архип ("Грех да беда на кое, не жив„т" Островского), граф Зефиров ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского). В 1872 играл в Нар. т-ре на Ноли-технич. выставке в Москве. Роли: Митрофан ("Недоросль"), Раста-ковский ("Ревизор"). В 1873 в Моск. общедоступном частном т-ре с большим успехом исполнил роль Никона в "Горькой судьбине" Писемского. В 1874 был принят без дебюта в труппу Малого т-ра; работал здесь до конца жизни. Комедийный и характерный актер, М. играл и роли простаков. Не обладая сильным темпераментом, он привлекал искренностью и задушевностью исполнения, мягким комизмом, благодушным юмором, вес„лостью. Тщательно разрабатывая роли, М. добивался психологич. глубины, типичности, характерности образов. Мастерски гримировался. Лучшие роли создал в произв. рус. драматургов.

Роли: Рисположенский ("Свои люди - сочт„мся", 1874), Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1874), Архип ("Майорша" Шпажинского, 1878), Варлаам ("Борис Годунов", 1880), Мигаев ("Таланты и поклонники", 1881), Восмибратов ("Лес", 1895), Акимыч ("На пороге к делу" Островского и Соловь„ва, 1899). Сатирич. остроты достигал М. в роли Городничего (1883); преодолев свою обычную мягкую манеру исполнения, он играл Городничего грубым солдафоном, умным и опытным мошенником. В произв. зап. классиков М. исполнял роли Жеронта ("Проделки Скапена", 1875), Жоржа Дан-дена (о. п. Мольера, 1875), Грумио ("Укрощение строптивой", 1878), Тристана ("Собака садовника" Лопеде Вега, 1895) и др.

Лит.: Карнеев М. В., Странички из истории русского театра, вып. 1 - Двадцатипятилетие деятельности В. А. Макшеева, М., 1900; В. А. Макшеев, в кн.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 159-67; Юрьев Ю., Записки. 1872- 1893, Л.- М., 1939, с. 117-18, 121; Я б л о ч к и н а А., 75 лет в театре, М., 1960, с. 206, 207, 232. JJ. Лев.

МАЛАМУД, Марк Моисеевич (р. 2.VIII. 1905) - русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1932 окончил Киевский театр. ин-т. Сценич. деятельность начал в 1924 в театре-студии "Молот" под рук. А. Буч-мы, затем работал в т-рах Донбасса, Киева, Саратова. С 1940 режиссер Куйбышевского ТЮЗа, в 1946-61 гл. реж. Фрунзенского рус. т-ра, с 1962 гл. реж. Челябинского драм. т-ра им. Горького,

Спектакли: "Человек с ружь„м" (1942); "На дне" (1944);

"Лес" (1949); "Семья" Попова (1950), "Разлом" (1951); "Кремл„вские куранты" (1956); "Сарынжи" Эшмамбетова (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960). Д. Б р.

МАЛАЯЛЬСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ

(Малайяльский театр и драматургия). Истоки М. т. и д.- игры и обряды древнеиндийских плем„н, населявших территорию Юж. Индии, а также мистериальный т-р, возникший при храмах. Вначале драмы-мистерии, рассказывающие о подвигах и благодеяниях богов, разыгрывались на небольших, специально выстроенных для этой цели внутрихрамовых площадках (чакиаркуту, кутиаттам). Позднее они были вынесены за пределы храма и исполнялись в храмовых дворах при большом скоплении зрителей. Представления воспроизводили разл. эпизоды из жизни богини Бхагавати, полубогов-полулюдей Рамы и Кришны и состояли из пантомимы, музыки, танца и диалога. Исполнители их носили яркие костюмы и огромные головные уборы. Нек-рые формы древнего мистериального т-ра со временем модифицировались в нар. театр. представления, к-рые сохранились до наст. времени. Представления разыгрываются на яз. малаялам. Большое влияние на М. т. и д. оказала классич. санскритская драма, откуда заимствовались традиционные сюжеты, сценич. образы и драматургич. формы.

В 1-й пол. 20 в. широкое распространение получили историч. драмы, авторами к-рых были драматурги Акбар, Мартанд Варма, Вахадур Рамрадж и др. Социальная драма впервые появляется в М. т. и д. в 20-30-х гг. 20 в. Большим успехом пользуется пьеса Дамодарана "Недоимка" (1938), рассказывающая о трагич. судьбе крестьянской семьи, довед„нной тираном-помещиком до голода, позора и тюрьмы. Среди совр. драматургов малаяли - Р. Наяр, Т. Бха-си, Р. Пиллай, М. Идашшери, А. Тхампуран и др. В своих пьесах они затрагивают актуальные проблемы: положение рабочего класса и крестьянства в Индии, борьба с феодальными пережитками и др. Эти пьесы ставятся любительскими театр. коллективами. Большое распространение получили в М. т. ид. одноактные пьесы, скетчи, небольшие комедийные представления (см. также Катакхали).

Лит.: Damodaran Pillai P., Malayalam drama, в кн.: "Indian drama", Delhi, 1956; Народы Южной Азии..., М., 1963. . Мел. Б.

МАЛВЕРНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (Malvern Festival)-ежегодный театральный фестиваль в Англии. Осн. в 1929 Б. Джэксоном в г. Малверне. Вместе с Р. Лим-бертом, директором Малвернского т-ра, Джэксон организовал спец. фестивальную труппу из актеров Бирмингемского репертуарного и др. т-ров. Фестиваль проходил в летнее время. В программе первого фестиваля были пьесы Б. Шоу ("Тележка с яблоками", "Назад к Мафусаилу", "Цезарь и Клеопатра", "Дом, где разбиваются сердца"). В 1929-39 пост. 20 пьес Шоу и классич. пьесы прошлого: "Ральф Ройстер-Дойстер" Юдалла, "Иголка кумушки Гам-мер Гертон" неизв. автора 16 в., "Вольпоне" Б. Джонсона, "Доктор Фауст" Марло и др. С 1937 М. ф. руководили Р. Лимберт и С. Хардуик. Во время 2-й мировой войны М. ф. не проводились. В 1949 Р. Лимберт пров„л последний М. ф. (пост. "Тележку с яблоками", "Золотые дни доброго короля Карла", "Биллионы Буойанта" Шоу). М. ф. положил начало фестивалям, "к-рые вошли в практику англ. т-ра.

Лит.: Marshall N., The other theatre, L., 1947;

Kemp Т. С., The Birmingham Repertory theatre, Birmingham, 1948. Ф.К. МАЛДЫБАЕВ, Абдылас [p. 24.VI (7.VII). 1906] -киргизский советский композитор и певец. Нар. арт. СССР (1939). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. С 1929 -.актер Кирг. студии, впоследствии муз.-драм. т-ра (с 1942 Кирг. т-ра оперы и балета). В 19401941,1947-50 учился в Моск. консерватории (по классу композиции у Г. Литинского и В. Фере).

Роли: старик Бекчур ("Аджал орду на" Турусбекова), Аскер ("Аршил мал алан" У. Гаджибе-кова). Исполнял ведущие партии в нац. операх: Кульчоро, Сыр-гак ("Айчурек", "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Ко-куль (о. п. Раухвергера). Тельтай ("Айдар и Айша" Аманбаева и Германова, 1952). Пел партию Ленского (1942).

Знаток кирг. нар. музыки, М. создал совм. с В.Власовым и В. Фере первую кирг. муз. драму "Аджал ордуна" (1938) и первые кирг. оперы "Айчурек" (1939), "Патриоты" (1941), "Манас" (1946), "На бере- ! гах Иссык-Куля" (1951). Все пост. Кирг. т-ром оперы и балета. Автор ряда соч. в др. жанрах.

Лит.: Аманбаев А., Давлесов Н., Абдылас Малдыбаев. Краткий очерк жизни и творчества. К 50-летию со дня рождения и 30-летию творч. деятельности, Фрунзе, 1957. ff Д.

МДЛЕГбТ - см. Ленинградский Малый театр оперы и балета.

МАЛЕИНАИТЕ, Ольга Викторовна (9. IX. 1907- 27.11. 1939) - литовская артистка балета. Первая литов. классич. танцовщица. По национальности русская. В 1918-22 училась в Ленингр. хореографич. школе (педагог М. Ф. Романова). С 1922 участвовала в балетных сценах оперных спектаклей Каунасского т-ра оперы и балета, одновременно занималась у педагогов О. Дубенецкене, П. Петрова. В 1925 исполняла в первом лит. балетном спектакле "Коппелия" партию Сванильды. М.- лирич. танцовщица. Иск-во е„ отличалось грацией, женственностью, танцевальной кантиленой.

Партии: Одетта-О диллия; Сильвия (о. п. Делиба), принцесса Флорина ("Спящая красавица"), Сильфида ("Шопениана"), подруга Раймонды ("Раймонда"), А. Руз.

"МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ" - цикл небольших драматических произведений А. С. Пушкина, объедин„нных под этим названием. Сюда входят: "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь", "Каменный гость", "Пир во время чумы" (окончат, редакция соч. 1830) и близкая к этому циклу "Русалка" (соч. между 1829 и 1832).

Издания: Первые публикации: Моцарт и Сальери, "Северные цветы на 1832 г.". Альманах, СПБ, 1831; Пир во время чумы, "Альциона на 1832 г.". Альманах, СПБ, 1832;

Скупой рыцарь, "Современник", СПБ, 1836, кн. 1; Русалка, там же, 1837, т. 6, ј 2; Каменный гость, в сб.: Сто русских литераторов, т. 1, СПБ, 1839; П у ш к и н А. С., Полн. собр. соч., т. 5, М.-Л., 1949.

Лит.: Дурылин С. Н., Маленькие трагедии, "Театр", 1936, .ј 10; Станиславский К. С., Художественные записи 1877-1892, М.-Л.. 1939; его же, Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954; 3 а г.о р с к и и М., Пушкин и театр. М.-Л., 1940; Д у р ы л и н С. Н., Пушкин на сцене, М., 1951. Щц

МАЛЕР (Mahler), Густав (7.VII. 1860, Калипп\ Чехия,-18. V. 1911, Вена) - австрийский , композитор и дириж„р. Выдающийся симфонист, автор монумент. оркестровых произв., один из крупнейших оперных и симф. дириж„ров. Учился в консерватории "Об-ва друзей музыки" в Вене (1875-78); слушал лекции в Венском ун-те. М. ничего не написал для сцены; юношеские замыслы опер ("Герцог Эрнст Швабский" и др.) не были осуществлены. Утеряна и музыка к спектаклю "Трубач из. Зекингена" по роману В. Шеффеля (1884). Но дириж„рская деятельность М. имела большое значение для нем. муз. театра. Окончив консерваторию, М. сначала (1879-82) работал в про-винц. т-рах, затем в венском

"Карлстеатре" (1883), Немецком т-ре в Праге (1885-86) Лейпцигской опере (1886), где пост. мн. спектаклей. В 1888-91 М. руководил оперой в Будапеште. Здесь полностью проявился талант М. как организатора и дириж„ра; он пост. на венг. яз. оперы "Золото Рейна", "Валькирия" Вагнера, "Дон Жуан"; "Банк-бан" Эркеля и др. Второй этап дириж„рской деятельности М. проходил в Гамбурге (1891-97), где он пост.: "Вольный стрелок", "Тангейзер", "Демон", "Евгений Онегин" (Чайковский после этой пост. назвал М. великим дириж„ром); "Фальстаф" Верди, оперы Сметаны и др. В 1892 в Лондоне М. дирижировал тетралогией "Кольцо Нибелунга". В 1897-1907 М. работал в Венской опере. С помощью дириж„ров Б. Вальтера, Ф. Шалька, художника А. Роллера М. реорганизовал т-р; обновил его репертуар. Осуществл„нные под его рук. спектакли были свободны от рутин„рских традиций (М. исполнял Вагнера без купюр, Моцарта без вставок, "Фиделио" Бетховена в соответствии с авторской партитурой). Он подчинял все компоненты спектакля драматич. единству, раскрывал внутр. идейный смысл произв., боролся с оперными условностями, внешними эффектами. Впервые в Вене М. пост. оперы: "Фальстаф" Верди, "Луиза" Шарпантье, "Коррехидор" Вольфа, "Без огня" Р.Штрауса, "Роза из сада любви" Пфицнера и др. После ухода из Венской оперы М. выступал в США, в т. ч. в "Метрополитен-опера" (1908), где также исполнял оперы Моцарта, Бетховена, Вагнера, впервые в Америке -"Пиковую даму" и "Проданную невесту". Новаторская сущность дириж„рского творчества M.- в слиянии музыки и сценич. действия; оно подготовлено достижениями реалистич. оперной драматургии 19 в. М. стремился превратить оперный т-р из коммерч. предприятия в средство морального и художеств. воспитания зрителя.

М. завершил (по рукописи) оперу Вебера "Три Пинто" (1888, Лейпциг).

Соч.: Im eigenen Wort - Im Worte der Freunde, [hrsg. von W. Reich], [Zurich], [1958].

Лит.: СоллертинскийИ., Густав Малер, Л., 1932 Рубин М., Густав Малер-композитор-гуманист, "Совет екая музыка", 1958, ј 7; A d l e r G., Gustav Mahler, Lpz.- Wien, [1916]; B o n i s F., G. Mahler und F. Erkel., в кн. Studia musicologica, t. 1, fase. 3-4, Budapest, 1961; Mah ler-Wer fel A., Gustav Mahler. Erinnerungen und Briefe Amsterdam, 1940; Nejedly Z., Gustav Mahler, Praha 1958; Specht R., Gustav Mahler, B., 1913; S t e f a n P. Gustav Mahler, Munchen, 1920; W a l t e г В., Gustav Mahler [B.-Fr./M.)], 1957. Ал. М

МАЛИБРАН (Malibran; урожд.- Г a p с и a; Garcia), Мария Фелисита (24.III. 1808, Париж,-23.IX.1836, Манчестер) - артистка оперы (контральто). По национальности испанка. Дочь и ученица известного исп. певца и композитора М. Гарсиа (старшего), сестра певицы П. В иардо-Гарсиа и педагога-вокалиста М. Гарсиа (младшего). Еще реб„нком принимала участие в оперных спектаклях в Неаполе (впервые в 1814). Пению обучалась (с 1816) в Париже под рук. своего отца. Дебютировала на оперной сцене в лондонском "Кинге т-ре" в 1825. В 1828 впервые выступила в т-ре "Гранд-Опера", в том же году стала примадонной Итал. т-ра в Париже. С 1832 гастролировала по Италии (в 1834-36-в т-ре "Ла Скала"), одновременно выступала в т-рах Лондона ("Друри-Лейн" и др.). Скоропостижно скончалась после одного из выступлений на Манчестерском муз. фестивале. М. считалась одной из крупнейших певиц своего времени. Создав образцы интерпретации итал. роман-тич. оперы, она вместе с тем явилась провозвестницей реалистич. муз. т-ра. Пск-во М. отличалось повышенной экспрессией, исключит. вниманием к слову, сильными драматич. акцентами. В творчестве М. предвосхищены осн. черты оперного исполнительства, развитые позже разл. вок.-сценпч. школами - веристской, вердиевской, вагнеровской. Широкое дарование М. с наибольшей полнотой раскрылось в партиях, исполненных глубоких человеческих чувств, патетики, страсти. Голос M.- колоратурное контральто (доходившее до p e 3-й октавы) - покорял публику красотой, сочностью и пластичностью звука. Исполнение М. отличалось импровизац. свободой, артистизмом, технич. совершенством. Талант М. высоко ценили Дж. Верди, В. Беллини, Ф. Лист, А. де Мюссе.

Лучшие партии: Норма; Амина ("Сомнамбула" Беллини), Леонора ("Фиделио" Бетховена), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Дездемона ("Отелло" Россини), Розина.

Лит.: M u s s e t A. de, Melanges de litterature et de critique, P., 1876 (Oeuvres, v. IX); ThurnerA-, Les reines du chant. P., 1883; F 1 a m e n t A., L'enchanteresse errante:

la Matibran, P., 1937; L a n с e l l o t t i A., Le voci d'oro, Roma, 1942. ?c -p

МАЛИК (Malik), Ян (р. 15.II.1904) - чехословац кий режиссер, драматург и теоретик театра кукол. Чл. КПЧ (1945). Творч. деятельность начал в 1923 в т-ре "Сокольская кукольная сцена" (Прага). С 1949- гл. режиссер и директор Центрального т-ра кукол в Праге.

Пост.: "Пан Иоганнес" Ирасека (1950), "Песня Сар-мико" Шнейдер (1952, Гос. пр.), "Волынщик из Стра-кониц" Тыла (1958), "История с месяцем" Ашке-нази (1960) и др. M.- автор пьес для т-ра кукол:

"Мичек-Фличек" (переведена на 18 яз.), "Сказка из волшебного конверта" (1937) и др. Основатель и редактор журналов: "Кукольник" (1936), "Кукольная сцена" (1940) и др. Автор монографий о чеш. т-ре кукол, о кукольниках М. Копецком, И. Скупе и др., перевода книг С. В. Образцова. С 1933 - генеральный секретарь Международного объединения деятелей кукольного т-ра (УНИМА). Доктор философии (1949), профессор Академии иск-в в Праге (1952).

Соч.: Loutkarstke v ceskoslovinsku, Praha, 1948 (на рус. яз. 1948); в рус. пер.-Мы потеряли Юзефа Скупу, в сб.: Театр за рубежом, вып. 1, Л.-М., 1958, с. 171-79; пьесы - "Конец Харона", "Мичек-Фличек", в сб.: Театр кукол зарубежных стран, М.-Л., 1959, .ј 6, с. 57-60.

Лит.: "Театральная жизнь", 1959, ј 6, с. 57-60.

МАЛИКОВ, Кубанычбек (р. 1911) - киргизский сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Первая пьеса -"Кулипа" (1936, Киргизский ТЮЗ) о жизни колхозников Киргизии. На основе нар. предания М. написал драму "Джаныл" (совм. с А. Кутту-баевым, 1946, Кирг. драм. т-р), пьесы "Мы не те, что были" (с Куттубаевым, 1951, там же) о социалистпч. преобразованиях в Киргизии, "На высокой земле" (1956) из эпохи гражд. войны, "Сердце бь„тся" (1957), о строительстве высокогорного водохранилища,

"Девушки с одной улицы" (1960), "Дело Адыла" (1961) о сов. медиках. Пьесы ставились в Кирг. драм. театре и в областных т-рах. Написал либретто опер:

"Айчурек" (совм. с Д. Боконбаевым и Ю. Турус-бековым, 1939), "Манас" (совм. с А. Токомбаевым, 1946), "Токтогул" (совм. с Д. Боконбаевым, 1958) и др.

Лит.: Очерки истории киргизской советской литературы, Фрунзе, 1961; Абдраимов Д ж., "Литературный Кир-гизстан", 1961, .ј 4. H. Л.

МАЛИНОВСКАЯ, Елена Константиновна [7 (19). VIII.1875-13.I.1942J - русская советская общественная и театр. деятельница. Член Коммунистич. партии с 1905. Была одним из организаторов и пайщиков нижегородского Нар. дома, построенного в 1903 на средства, собранные М. Горьким и е„ мужем, архитектором П. П. Малиновским. После Февральской революции организовала и возглавила худо-жественно-просветит. отдел Моссовета. После Октябрьской революции была назначена комиссаром моек. т-ров, с 1918-управляющим моек. гос. т-рами, с 1920- академич. т-рами. Одновременно в 1919-20 M.- член директории, а в 1920-24, 1930 -35директор Большого т-ра. Выполняя указания Сов. правительства о сохранении б. императорских т-ров, М. заботилась о пополнении репертуара Большого т-ра, об улучшении качества спектаклей, о бытовых нуждах артистов. М. привлекла к работе в ГАБТ В. И. Неми-ровича-Данченко и В. В. Лужского. В 1918 по инициативе М. при Большом т-ре была организована Оперная студия под рук. К. С. Станиславского (с 1926 - Гос. оперная студия 'им. Станиславского, с 1928- Оперный т-р им. Станиславского). С 1935 М.- персональная пенсионерка С. Г.

МАЛИНОВСКАЯ, Зинаида Александровна (р. 1857- г. смерти неизв.)-русская советская актриса и антрепрен„р. В 1887 вступила в труппу моек. Т-ра Корша. С 1894 становится антрепрен„ром, продолжая выступать как актриса. М. держала антрепризу в Ярославле, Воронеже, Рязани, Нижнем Новгороде, Вильно, Оренбурге, Баку и мн. др. городах. В труппах, руководимых М., служили крупнейшие провинц. актеры - Н. И. Соболыциков-Самарин, С. Л. Кузнецов, П. Н. Орленев и др. С 1903 М. ежегодно организовывала гастроли в Ср. Азии (Ташкент, Самарканд), знакомила зрителей этих городов с драматургией Чехова, Горького и зарубежной классикой. В 1918 на основе труппы М. в Ташкенте был создан "Советский т-р", в к-ром М. работала как режиссер. В 1919-20 М. работала в Наркомпросе управляющей гос. т-рами Туркестанской республики. В. Д.

МАЛИНОВСКИЙ, Алексей Ф„дорович (1762- 1840) - русский историк, писатель и переводчик. Сенатор. Чл. Академии наук. Автор соч. на историч. темы. М. написал "Записки, принадлежащие к истории русского театра" (1790), к-рые содержат сведения о моек. театр. жизни до открытия Петровского т-ра (1780). Написал либретто оперы "Старинные святки" (1798). Перев„л ок. 20 драм. произв., в т. ч. "Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу (пост. 1791, изд. 1796). В. Вир.

МАЛИПЬЕРО (Malipiero), Джан Франческо (р.18. III. 1882) - итальянский композитор, музыковед, критик, педагог. Музыке обучался в Венской и Болон-ской консерваториях и в муз. лицее в Венеции. Один из видных представителей модернизма, М. проявляет в то же время интерес к итал. нар. музыке, к муз. классике. Написал оперы: "Каносса" (1914, т-р "Костанци", Рим), трилогию "Орфеиды" ("Смерть масок", соч. 1922, "Семь канцон", соч. 1919, "Орфей, или Восьмая канцона", соч. 1920, пост. 1925, Дюссельдорф), "Комедии Гольдони" ("Кофейня", соч. 1922, "Синьор Тодеро-брюзга", соч. 1922, "Кьоджинские перепалки", соч. 1920, пост. 1926, Дармштадт), трилогию "Венецианская мистерия" (1932, Кобург) "Легенда о сыне-подкидыше" (на сюжет Л. Пирандел-ло, 1934, "Опера", Рим), "Юлий Цезарь" (1935, т-р "Карло Феличе", Генуя) и "Антоний и Клеопатра" по Шекспиру (1938, т-р "Пергола", Флоренция),. "Донна Уррака" по пьесе Мериме "Небо и ад" (1954, т-р "Делле Новита", Бергамо) и др.; балеты - "Маскарад пленной принцессы" (1924, т-р "Де ла Монне" Брюссель), "Страдивари" (1958, Дортмунд) и соч. в др. жанрах. В 1921-39 М. занимался педагогия. деятельностью. М.-автор исследований, редактор произв. итал. композиторов 17-18 вв.

Соч.: Cl. Monteverdi, Mil., 1929; Strawinsky, Venezia. 1945; A. Vivaldi, Mil., 1958; Cosi va lo mondo, Mil., 1946 (автобиогр.).

Лит.: Н e 1 m E., J. F. Malipiero, "Melos", Mainz, 1952 Marz. Ce. / '.

МАЛИШЕВСКИЙ (Maliszewski), Александер (р.9. X. 1901) - польский поэт, драматург, театральный деятель. Учился в Вольном польском ун-те и в Варшавском ун-те (1925-27). Лит. деятельность начал в 1923. В 1937-39театр. критик газеты "Дзенник людовы", в 1939-41 сотрудничает в Польском дра-матич. т-ре в Вильнюсе. В 1948-51 - лит. рук. Гор. т-ров в Варшаве и т-ра "Розмаитости". Первая пьеса М. "Антигона" (1939, т-р "Атенеум", Варшава) была запрещена цензурой. Следующая пьеса "Вчера и позавчера" (1950, Олыптын) была пост. в 17 польских т-рах. М. написал стихотворную поэтич. драму о поэте польского Возрождения Я. Кохановском "Путь в Чернолесье" (1952, т-р "Вспулчесны", Варшава, Гос. пр., 1952). Пьеса "Баллады и романсы" (1955, т-р "Выб-жеж") рассказывает о жизни Мицкевича. В своих драмах М. стремится по-новому оценить деятельность великих польских поэтов и время, в к-рое они жили. Автор переводов пьес Лопе де Вега, Чехова, А. Арбузова, работает в кино как сценарист.

Соч.: Antygona, Warsz., 1939; Wczoraj i przedwczoraj Krakow-Warsz., 1951; Droga do Czarnolasu, Warsz., 1953;

2 wyd., Warsz., 1960; Ballady i romanse, Warsz., 1955;

Maska i roza, "Dialog", 1958, ј 8, с. 27-80; в рус. пер.- Баллады и романсы, М., 1955. Еу J1

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница