Наши партнеры

Выгодно аренда авто москва без водителя премиум класса в компании РексРент.
Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 273)


МАМЕДОВА, Байрам р. 7. III. 1928) - туркменская советская артистка балета. Засл. арт. Туркм. ССР (с 1955). В 1937-41 училась в Ленингр. хореогра-фич. уч-ще (класс А. Я. Вагановой). С 1941 - солистка Туркменского т-ра оперы и балета (Ашхабад).

Партии: Эсмеральда; Ак-памык (о. п. Мухатова и Зноско-Боровского), Эне ("Алдар-Косе" Корчмар„ва), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Тао Хоа; Лена ("Юность" Чулаки), Гюлыыен (о. п. Гаджибекова), Танечка ("Доктор Айболит" Морозова) и др. Л. АН.

МАМЕДОВА, Шевкет Гасан-кызы (р. 18. IV. 1897)- азербайджанская советская артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано), педагог и музыкальный деятель. Нар. арт. СССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Организатор первого азерб. театр. техникума (1923). Училась в Киевской консерватории (1917-21), затем в Милане и Париже (1927-29).

Дебютировала в 1921 в партии Виолетты на сцене Азерб. т-ра оперы и балета. Певица высокой проф. культуры, М. перенесла на азерб. оперную сцену лучшие традиции рус. и мирового вок. испол-нительства. Психологич. достоверностью и тонким вкусом отличалось е„ исполнение нац. репертуара: Гюль-чохра ("Аршин мал алан" Уз. Гаджибекова, 1922), Щах-сенем (о. п. Глиэра, 1934), Нергиз (о. п. Магомаева, 1935), Гюльзар ("Шах Исма-ил" Магомаева, 1940), Ануш (о. п. Тиграняна, 1941) и др. М. создала поэтичные муз.-сценич. образы:

Лакме, Снегурочка (1924), Розина (1933); Маргарита ("Гугеноты", 1937), Ан-тонида ("Иван Сусанин", 1940). Гастролировала в Москве, Ленинграде, Киеве и др. городах СССР, во Франции и Иране.

С 1945 вед„т педаго-гич. работу в Азерб. консерватории (с 1949 проф.).

Лит.: Б адалбей-лиА., Касимов К. (сост.). Азербайджанский гос. ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Краткий очерк, М., 1959; АбасоваЭ., Шевкет Ханум Мамедо-ва, "Сов. музыка", 1959, J\" 11; Азербайджанская музыка, М., 1961, с. 337- 43. К. Кае.

МАМЕДХАНЛЫ, Энвер Кафар оглы [р. 16(29). II. 1913]- азербайджанский советский писатель, драматург.

Литературную деятельность начал в 1934. Автор пьес: "Утро Востока" (1947, Театр им. Азизбекова о борьбе азерб. народа за Сов. власть, "В огне" (1951, там же) об освободит, борьбе в Юж. Азербайджане, комедии "Ширванская красавица" (1957, там же), высмеивающей нач„тчиков, мещан, карьеристов. Перев„л на азерб. яз. произв. Островского, Пушкина, Л. Толстого, Горького, Шекспира и др. Автор ряда киносценариев. К. Кае.

МАМЙАС (???'??), Евангелос (1902-43) - греческий актер. Творч. деятельность начал в труппе М. К о то пули в конце 20-х гг. С 1932 выступал в афинском Нац. т-ре, где создал свои лучшие роли: Фигаро ("Севильский цирюльник" Бомарше), Труффальдино ("Слуга двух господ"), Скапен; Шут ("Король Лир"), Бартоло ("Женитьба Фигаро") и др. Иск-во М. было отмечено высокой техникой актерского мастерства. Исполнял и комедийные и драматич. роли, стремясь к психологич. раскрытию образа. Творчество М. было новым этапом в развитии реалистич. актерского иск-ва в греч. т-ре. Д. С.

МАМИКОНЯН, Аршак Сергеевич [18 (30). XII. 1872-2. II. 1937] - арм. сов. актер. Засл. арт. Арм. ССР (1928). В 1886-87 играл в любительских спектаклях Лазаревского ин-та вост. яз. Проф. сценич. деятельность начал в Тифлисе в 1890 в труппе арм. драм. об-ва. В 1921 был одним из основателей Ереванского гос. т-ра (ныне Т-р им. Сундукяна). С 1923 - актер Тбилисского арм. т-ра драмы. М.- один из лучших комедийных актеров арм. театра. Искусства его отличалось реализмом, нац. своеобразием. Среди лучших ролей М.: Какули и Гиж-Мози ("Пэпо" и "Разор„нный очаг" Сундукяна), Полоний ("Гамлет"), Лука; Дон Базилио ("Севильский цирюльника Бомарше). Б. Д.

МАМИН-СИБИРЯК (наст. фам.- Мамин), Дмитрий Наркисович [25. ? (6. XI). 1852, Висимо-Шайтанский завод, близ Нижнего Тагила,- 2 (15). XI. 1912, Петербург] - русский писатель. Агтор мно-гочисл. романов, повестей, рассказов, сказок. Род-в семье священника. Окончил Пермскую духовную-семинарию. Учился в Петерб. медико-хирургич. академии. Впервые выступил в печати в 1875.

М.-С. проявлял большой интерес к т-ру. Руководил в Екатеринбурге (где жил до 1891) драм. отделением муз. кружка, сыгравшего видную роль в театр. жизни города, сотрудничал в журн. "Артист" и др. М.-С.- автор драмы "На золотом дне" ("Золотопромышленники"), в к-рой, как и в др. своих произв., раскрыл хищнич. психологию капиталистов-золотопромышленников, показал разлагающее влияние власти денег. Пост. впервые в Екатеринбургском т-ре (1887) и в том же году в моек. Т-ре Корша, эта пьеса сохранилась в репертуаре до наст. времени (1954, Свердловский т-р, 1955, Т-р им. Вахтангова и Др.). Мн. произв. М.-С. были инсценированы: "Приваловские миллионы" (инсц. ?.?. Брилля, 1950; инсц. И. М. Анненского, 1952, Моск. т-р драмы и комедии), "Горное гнездо" (инсц. Т. Залевской, 1960). По повести М.-С. "Охонины брови" композитор Г. Н. Белоглазов написал оперу "Охоня" (1956, Свердловский т-р оперы и балета).

Соч.: Собр. соч., т. 6, [Свердловск], 1949 (см. вступ. ст. Е. Боголюбова, Драматические произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, с. 340-52). А. Шн

МАМОНТОВ, Савва Иванович [3 (15). ?. 1841- 6. IV. 1918] - русский театральный деятель. Учился в Горном ин-те (Петербург), затем на юридич. ф-те Моск. ун-та. Был близок к любительскому "Секре-тар„вскому" кружку, возглавлявшемуся А. Н. Островским. Несколько лет жил в Италии, где занимался пением, изучал историю изобразит, иск-в. М. был крупным промышленником, но своим истинным призванием считал театр. иск-во. Познакомившись в 1873 с художниками В. Д. Поленовым, И. Е. Репиным,. скульптором М. М. Антокольским, он организовал в сво„м имении в Абрамцеве мастерские живописи, резьбы по дереву, керамики; устраивал спектакли домашнего т-ра, актерами и режиссерами к-рых были известные рус. художники. В 1885 М. открыл Московскую частную русскую оперу, объединившую прогрессивные силы рус. муз. иск-ва. О деятельности М. положительно отзывались Станиславский, Шаляпин у Рахманинов.

Лит.: Мамонтов В. С., Воспоминания о русских художниках, М., 1950. В. Р.

МАМОНТОВ, Яков Андреевич (22. X. 1888 - 31. I. 1940) - украинский советский драматург, театровед. Учился в Киевском и Моск. коммерч. ин-тах. Драматургич. деятельность начала 1907, написал ли-рич. драму "Девушка с арфой", затем пьесы "Вес„лый хам" (1921), "Над бездной" (1922) и др. Осуждая интеллигентский индивидуализм, разоблачая укр. националистов, М. обращается к абстрактно-символич. образности. Событиям Окт. революции и гражд. войны посв. пьесы: "До третьих петухов" (1925), "Батальон м„ртвых" и "Розовая паутина" (1926-27, Одесский т-р им. Октябрьской революции), "Республика на кол„сах" (1928, харьковский Краснозаводский т-р). Борьба двух миров часто выражена в пьесах М." написанных в 20-х гг., в условной, абстрагированной от действительности форме ("Когда народ освобождается", 1923, Т-р им. Франко, 1929). В пьесах 30-х гг. показано сопротивление кулачества ("Его собственность", 1929, "Свой человек", 1936), новые моральные отношения в семье ("Архитектор Шалько", 1935). М.- автор инсценировок произведений И. Франко, М. Коцюбинского. Написал работы по теории и истории драмы.

Соч.: Твори, Кив, 1962; Пьесы, Харьков, 1934. Лит.: Гар м сен М., О Якове Мамонтове, "Советская Украина", 1957, кн. 6, с. 133-43. В Ник

МАМОНТОВА ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА В МОСКВЕ - см. Московская частная русская опера.

МАМСУРОВ, Дабе Хабиевич (р. 1909) - осетинский советский писатель, драматург. Окончил исто-рич. ф-т Ленингр. ун-та (1936). Первая пьеса "Дети рабыни" (1939) посв. дореволюц. жизни в Осетии. В дальнейшем М. написал пьесы: "Вождь Багатар" (1942) о нар. герое, поднявшем народ против тат.-монг. нашествия, "Сыновья Бата" (1943) о борьбе против князей, "Афхартдты Хасана" (1944) о борьбе против феодальных пережитков (1944). Историч. пьесы М. отличаются тщательной передачей колорита эпохи, образностью. Шли на сцене Осетинского т-ра.

Лит.: МарзоевС., Дабе Мамсуров. Очерк творчества, Орджоникидзе, 1960.

МАМУЛЯН, Рубен (р. 8. X. 1897) - американский режиссер. По национальности армянин. Окончил Моск. ун-т. Учился в Студии Вахтангова. Работал в т-рах Москвы и Тбилиси. В 1920 уехал в Англию, где в 1922 пост. свой первый спектакль "Стучи в дверь" (т-р "Сент-Джеймс", Лондон). В 1923 переехал в США. В 1923-26 работал как оперный режиссер в "Истмен т-ре" (Рочестер, шт. Нью-Йорк), пост. оперы "Кармен", "Борис Годунов", "Фауст" и оперетты. С 1927 работал в "Гилд-тиэтре" (Нью-Йорк). Выступает и как кинорежиссер.

Пост.: "Порги" Дюбоза и Доротти Хейуорд (1927), "Миллионы Марко" 0'Нила (1928), "Месяц в деревне" Тургенева, "Прощай, оружие" по Хемингуэю (1930). В 30-40-х гг. ставил гл. обр. оперы ("Порги и Бесс" Гершвина, 1935, т-р "Алвин", Нью-Йорк); муз. комедии "Оклахома!" Роджерса и Хаммерстейна (1943, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк), "Карусель" по пьесе "Лилиом" Мольнара (1945, т-р "Маджес-тик", Нью-Йорк) и др.

Лит.: В ? г г е 1 1 F., The art of Mamoulian, "New Statesman", 1932, 26 Nov.; С amp assi 0., Mestiere di Mamoulian, "Curr. Biogr.", 1949. К. Г.

МАНАСЧИ - киргизский народный сказитель, исполнитель национального эпоса "Манас". М. читает эпос без аккомпанемента, на определ„нный муз. мотив (т. н. попевки Манаса), варьируя его сообразно со смыслом текста. Исполнение М. насыщено драматич. элементами, он как бы изображает героев эпоса, пользуется разнообразными интонациями, богатой мимикой, выразит, жестами.

Лит.: Виноградов В., Киргизская народная музыка, Фрунзе 1958. Я. Л.

МАНВЕЛЯН, Грант Левонович [р. 6 (19).V. 1907]- армянский советский режиссер и актер. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1961). Сценич. деятельность начал в 1928 в Рабочем передвижном т-ре Еревана. С 1930 работал актером и режиссером в разных арм. т-рах. С 1962 - гл. режиссер Т-ра г. Камо. Характерный и комедийный актер.

Роли: Хлестаков; Франц ("Разбойники"), Артур ("Озод" по Войнич), Бублик ("Платон Кречет"), Мартирос ("Намус" Ширванзаде). Пост.: "Васса Железнова" (Эчмиадзин), "Овод" (по Войнич), "Рузан" по Мурацану (Шаумян), "Любовь на рассвете" Галана (Нор-Баязет), "На бойком месте";

"Л усик Лисинян" Барсегяна (Арташат) и др. Б. А.

МАНВЕЛЯН, Левон Георгиевич [3 (15). XII. 1864- 21. II. 1919] - армянский поэт и драматург. Окончил Моск. ун-т. Первые драматич. произв. М. написаны под влиянием Шекспира: "Буря", историч. драма "Тигрануи", драматич. поэма "Давид Сасунскпйп Мсра-Мелик". Особым успехом пользовались драмы М. на сюжеты совр. ему арм. жизни: "Магда", "Художник

Ташчян", "Доктор Ерванд Бошаян", "Возрожд„нный", и др. Пьесы М. ставились в арм. т-рах Закавказья. В. Г.

МАНВЕЛЯН, Микаэл Георгиевич [14 (26). II. 1877, Тифлис, - 7. X. 1944, Ереван] - арм. сов. актер, драматург. Сценич. деятельность начал в 1895 в Тифлисе. В 1903-05 учился на драм. курсах И. Уманец-Райской в Москве. С 1905- актер труппы Арм. драм. об-ва в Тифлисе, где сыграл св. 100 ролей. Один из лучших исполнителей ролей Франца Моора (1905), Шей-лока (1908), Яго (1913) на арм. сцене. Постоянно играя эти роли, М. углублял свою трактовку, шлифовал мастерство. После установления Сов. власти в Грузии вступил в Гос. труппу им. Шаумяна, с к-рой переехал в Ереван, где стал одним из основателей и ведущих актеров Ереванского гос. т-ра (ныне - Т-р им. Сун-дукяна). Игра М. отличалась яркой характерностью, острым драматизмом, филигранной отделкой деталей, выразительностью мимики, интонаций,. дикции.

Роли: Никельман ("Потонувший колокол" Гаупт-мана, 1922), Ранк ("Нора", 1922), Тартюф (1924);

Полоний ("Гамлет", 1924), Слепой священник ("Старые боги" Шанта), Чир ("Любовь Яровая", 1927),. Чеусов ("Мятеж" по Фурманову, 1928), Юсов (1929), Костыл„в ("На дне", 1932), Мурад ("На заре" Гулакяна, 1937) и др. С 1926 снимался в кино.

В 1905 написал первую пьесу "Поздно", затем "Ганге" (1906), "К сияющему свету" и "Последний" (1907), "Заблудшие" (1909), "Сказка" (1910) "Паутина" (1910), "Вулкан" (1914), "Хохот демо-лов" (1917), "Забастовка" (1926). Пьесы М., посв. жизни арм. интеллигенции нач. 20 в., широко" ставились на армянской сцене. Б. А.

МАНГ‚ЙМСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР - немецкий драматический театр в г. Мангейме (Mannheim, ныне ФРГ). В 1777 в здании б. арсенала был открыт "Придворный и Национальный театр", где выступала нем. странствующая труппа Маршана. В 1778 труппа Маршана переехала в Мюнхен, но Нац. т-р продолжал существовать на средства казны как придворный театр. В 1778-1803 т-р возглавлял В. X. фон Дальберг, к-рый привл„к в труппу талантливых молодых актеров - А. В. Иффланда, Г. Бека" И. Д. Бейля и др. Дальберг реорганизовал в 1781 управление т-ром по примеру т-ра "Комеди Франсез" и венского "Бургтеатра". Труппа выбирала гл. режиссера (с 1792 - Иффланд, в 1797-98 - Бек) и комитет из пяти актеров, составлявших административную и режиссерскую коллегию. Коллегия обсуждала репертуар, актерскую игру и др. вопросы-В 1779-84 т-р отражал обществ, подъ„м в стране,. в этот период т-р был связан с традициями нем. Просвещения, лит. течением "Бури и натиска". На его сцене ставились пьесы Лессинга, Г„те, впервые была осуществлена пост. "Разбойников" (1782). В 1783-84 драматургом т-ра был Шиллер. Здесь пост. его трагедии - "Заговор Фиеско в Генуе" (1784), "Коварство и любовь" (1784). В этот период в т-ре сложилась т. н. мангеймская школа актерской игры, связанная с реалистич. традициями К. Экгофа и ф, Л. Шредера. В противоположность рационалистич. эстетике классицизма, влиявшей на актерское иск-во Германии тех лет, актеры М. н. т. стремились к созданию конкретного образа человека, надел„нного естеств. чувствами.

Но ограниченный характер обществ, подъ„ма, эко-номич. и политич. отсталость страны в конце 18 в. проявились и в творч. деятельности М. н. т. Уже при постановке трагедий Шиллера революц. ноты в них были ослаблены (в тексте были сделаны большие купюры, "Разбойники" игрались в костюмах 17 в.). В нач. 19 в. в репертуаре т-ра получили преобладание сентиментально-дидактич. консервативные драмы А. Коцебу и Иффланда. В актерской игре усилилось стремление к воспроизведению бытовых черт (особенно у Иффланда). Постепенно, с сер. 19 и в нач. 20 вв., М. н. т. превратился в гор. т-р, мало отличавшийся от др. бурж. ров нем. провинции. Во время 2-й мировой войны здание т-ра было разрушено и в 1945- 1956 труппа играла во временных помещениях. После 1945 была сделана попытка оживить творч. деятельность т-ра. В репертуар были включены пацифистские пьесы Ф. Верфеля, Ж. Жироду, Г. Кайзера - авторов, запрещ„нных в годы фашизма. Шли также пьесы англ. и амер. драматургов - Дж. Б. Пристли, А. Миллера, русских - Чехова, Гоголя, Островского. Ставились две пьесы Брехта - "Мамаша Кураж и е„ дети" (1953) и "Кавказский меловой круг" (1956). В 1956 в т-р был приглаш„н режиссер Э. Пискатор. Новое здание т-ра открыто в 1957 спектаклем "Разбойники", пост. Э. Пискатором. Гор. власти Мангейма учредили шиллеровскую премию за лучшее драматич. произведение (в 1959 премия была присуждена швейцарскому драматургу Ф. Дюррен-матту). Но вскоре в репертуаре т-ра главенствующее место заняли детективные драмы, водевили, комедии, пессимистич. пьесы Т. Уильямса, Ж. П. Сартра и др.

Лит.: P i с h l e r A., Chronik des grossherzoglichen Hof-und Nationaltheaters in Mannheim, Mannheim, 1879. Ц, Ц,

МАНГУШЕВ, Габдрахман (1887-27. X. 1919) - татарский актер. С 1908 принимал участие в любительских спектаклях. В 1910 вступил в труппу "Сайяр" в Уфе. С 1917 работал в труппе "Ширкат" (Оренбург). Играл комедийные и драматич. роли. Творчество М. отличалось ярким нац. своеобразием, непосредственностью, темпераментом. В годы гражд. войны организовал труппу, обслуживающую красноармейские части.

Роли: Фатхрахман и Мансур ("Распутство" и "Несчастный юноша" Г. Камала), Миллер ("Коварство и любовь"), Перчи-хин ("Мещане"), Арган ("Лекарь поневоле").

М. - автор пьесы "Птица счастья" (1918). X. К.

МАНДЕЛЬ, Сем„н Соломонович (р. 27. X. 1907)- русский советский художник театра и кино. Окончил Киевский художеств. ин-т (1931). С 1933 работает в Ленинграде. С 1952 - гл. художник Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола. Одновременно оформляет спектакли в др. т-рах, эстрадные и цирковые программы. М. изобретательно использует сценич. площадку, сочетая в своих декорациях выразит, конструктивное и цветовое решение.

Оформил спектакли: "Маруся Богу славка" Старинного 1941, Т-р им. Франко, Киев), "Молодая гвардия" (1947, Моск. т-р киноактера), "Помпадуры и помпадурши" по Салтыкову-Щедрину (1954, Ленингр. т-р Комедии), "Салемские колдуньи" Миллера (1955, Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола), "Трасса" Дворецкого (1959, Ленингр. Болыпойдрам. г-р), "Иркутская история" Арбузова (1960, там же), "Океан" Штейна (1961, там же), "Семен Котко" Прокофьева (1960, Т-р оперы и балета им. Кирова), "Броненосец Пот„мкин" Чишко (1955, Ленингр. Малый оперный т-р). Нин. 77.

МАНДЕЛЬЬ‚РГ, Евгений Моисеевич [р. 9 (22). III. 1900] - русский советский театральный художник. Учился в Киевском ун-те. Живопись изучал в художеств. студии под рук. E. Е.Лансере в Ростове-на-Дону. Впервые выступил как художник в 1924 ("Соловей" по Андерсену, Киевский т-р для детей). Вместе с реж. Ф. Н. Кавериным работал над проблемами оформления спектакля на малой сцене в Студии Малого т-ра и затем в Моск. драм. т-ре: "Шулер" Шкваркина (1928), "Переплав" Щеглова (1929), "Дружба" Гусева (1935), "Мария Тюдор" Гюго (1938) и др. М. много занимался люминесцентной театральной живописью. Первый начал систематически применять е„ для оформления спектакля: "Лесная песнь" Л. Украинки (Моск. т-р им. Ленинского комсомола, 1946), "Двенадцать месяцев" Маршака (Рижский латв. ТЮЗ, 1947), "Снежная королева" (Моск. т-р драмы и комедии, 1947) и др. Оформил спектакли в т-рах оперы и балета: "Пиковая дама" (1934), "Аида" (1935) в Баку, "Шурале" (1939- 1940) в Казани, "Лейли и Меджнун" Глиэра в Ташкенте (1948). М. принадлежит оформление программ в Гос. ансамбле нар. танца СССР, Моск. госцирке и др.

Автор балетного либретто "Лауренсия" (1939, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова).

Лит.: Марголин С., Художник театра за 15 лет, М., 1933; Выставка люминесцентной (светящейся) декоративной живописи, М., 1958 (Каталог). Д Шн.

МАНДЖГАЛАДЗЕ, Эроси Акакиевич (р. 3. III. 1925) - советский грузинский актер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1947 окончил театр. ин-т им. Руставели (педагог Д. А. Алек-сидзе). С 1948 (с перерывами) - актер Т-ра им. Руставели. Дебютировал в роли Брета ("Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо). М. начал свой творч. путь как характерный актер, он обладает тонким комедийным дарованием, глубоко чувствует стихию юмора.Лучшая комедийная роль М.- жизнерадостный пройдоха монах Лопес ("Испанский священник" Флетчера). Одновременно играет и драматич. роли. В образе царя Эдипа (о. п. Софокла) М. подч„ркивает чистоту и порывистую натуру Эдипа, раскрывает трагедию совести.

Др. роли: Папаша Жан ("Люди, будьте бдительны" по Фучику), Зимзимов ("Пэпо" Сундукяна), Иван Грозный ("Великий государь" Соловь„ва), Апракуне ("Деловой человек" Вакели), Живота ("Доктор философии" Нушича), Тари-эль Голуа (о. п. Киачели), Кваркваре Тутабари (о. п. Кака-бадзе), Боцо ("Дети моря" Хухашвили) и др. С 1958 снимается в кино.

МАНДЗОНИ, М а н ц о н и (Manzoni), Алессан-дро (7. III. 1785-22. V. 1873) - итальянский писатель, поэт, драматург. Крупнейший представитель итал. романтизма. По своим политич. взглядам примыкал к прогрессивным кругам буржуазии, был идейно близок "Молодой Италии", выражал сочувствие Дж. Гарибальди, горячо выступал против феод. порядков и клерикализма, несмотря на свою приверженность к католицизму.

В 1816 M. начал работать над трагедией "Граф Карманьола" (изд. 1820, пост. 1828, Флоренция). Написанная на историч. материале, она звучала современно, т. к. была направлена против междоусобной войны в раздробленной стране, ослабляющей противодействие чужеземным завоевателям. В этой пьесе М. первым из итал. драматургов отказался от соблюдения единства времени, места. Вторая трагедия "Адельгиз" (соч. 1820, изд. 1822) также написана на историч. материале (падение королевства лангобардов) и актуальна по содержанию. В ней звучал протест против чужеземных завоевателей. В образе Карла Великого современники узнавали черты Наполеона. Но в "Адельгизе" получили отражение религ. тенденции и пессимистич. настроения, вызванные разгулом феод. реакции. "Адельгиз" впервые пост. в 1843 в Турине (т-р "Реале Сарда"). Впоследствии отрывки из трагедии исполняли Г. Модена, А. Морелли, А. Арривабене и др. В конце 19 в. А. Майо-рани и Ф. Садовская пост. эту трагедию в Неаполе. В 1940 она была показана во время Флорентийского мая (реж. Р. Симони). В 1959-60 спектаклем " Адельгиз" открылся "Итальянский нар. т-р" в Риме, основанный В. Гасманом.

Третья трагедия М. "Спартак" (начата в 1822) осталась незаконченной. В своих высказываниях по вопросам драматургии (в предисловии к "Графу Карманьоле", в "Письме к М. Шове о единстве времени и места" и др.) М. выступал против единства времени и места, утверждая, что они мешают точному воспроизведению действительности, историч. правде. М. протестовал и против стремления романтиков к причудливой фантастике, против сочетания трагич. и комич. в драматургии Шекспира. Убежд„нный сторонник тенденциозного иск-ва, призванного, по его словам, совершенствовать общество, М. отстаи-вал правомерность включения в трагедию хора, излагающего мысли автора.

Несмотря на то, что трагедии М. не стали репертуарными (сам автор предназначал их в осн. для чтения), они, так же как и его теоретич. высказывания, имели большое значение для развития итал. драматургии, определив е„ отход от принципов классицизма.

Соч.: Tragedie e poesie, Mil., 1873; то же, Mil., 1957. Лит.: Р e и з о в Б. Г., Исторический смысл трагедии А. Мандзони "Граф Карманьола", в кн.: Романо-герман-ская филология, [Л.], 1957, с. 221-35. И. С.

МАНДИНЯН, Амиран Манденович (12. IV. 1848- 27. V. 1913) - армянский актер, педагог. Один из основоположников реалистич. направления в арм. т-ре нового периода. Характерный актер. Большим успехом пользовался в пьесах Г. Сундукяна - Каку-ли ("Пэпо"), Гиж-Мози ("Разор„нный очаг"). Перев„л на арм. яз. "Коварство и любовь"; "Дон Жуан" Мольера, "Укрощение строптивой" и др. Написал мемуары о деятельности тифлисского арм. театра в 1879-82. С. Мел.

МАНДИНЯН, Седрак (1844-27. XI. 1915) - актер армянского театра, педагог. Во время занятий в моек. Лазаревском ин-те принимал участие (1860) в школьно-студенч. спектаклях (вначале на рус., затем на арм. яз.). В 1863 М. переехал в Тифлис и вступил в арм. театр. труппу. В 1868 оставил сцену. В 1879-80 вернулся в т-р, работал актером и режиссером. Вместе с Г. Чмшкяном и др. основоположниками арм. т-ра М. стремился утвердить на нац. сцене реа' листич. традиции рус. лит-ры и т-ра. Был талантливым характерным актером. Известен как исполнитель роли Расплюева ("Свадьба Кречинского"). Играл роли Чартарова ("Ночное чиханье к добру" Сундукяна), Бородкина (" Не в свои сани не садись") и др. С. Мел.

МАНДУК (лат. Manducus, от mando - жую) - гротескный персонаж древнеримских сельских нар. фарсов. Маска М. имела широко открытый рот, огромные подвижные челюсти, при движении к-рых зубы громко лязгали. По-видимому, маска М. использовалась ъ ателлане. С. А.

МАНЕЖ (франц. manege) - площадка в цирковом здании. М. имеет круглую форму (арена). Обносится невысоким барьером. Поверхность М. покрыта перекопанной глиной, смешанной с опилками, и сверху засыпана толстым слоем опилок. Мягкая поверхность М. предохраняет от ушибов при падениях. В крупных цирках (моек., киевском и др.) М. покрывается мягким кокосовым ковром. К барьеру поверхность площадки несколько повышается (повышение наз. листа); это необходимо наездникам для лучшего баланса пря стремительном движении по кругу. Установлен стандартный размер M. - 13 (13,5) м. в диаметре (установлен в 1807 в Олимпийском цирке в Париже предпринимателями Л. и Э.Франкэни). Но в передвиж' ных цирках и в цирках-зверинцах встречаются М. и меньшего диаметра, от 11 до 7 м.

Размеры М. обусловлены конными номерами (на тринадцатиметровом М. наезднику, стоящему на лошади, легче всего сохранить равновесие, дрессиров щик, находящийся в центре М., доста„т при помощи длинного кнута-шамбарьера до лошадей, находящихся у барьера). Стандартный размер М. да„т возможность артисту сразу включаться в представление в каждом цирке, не перестраивая своего номера. Аппаратура цирковых номеров приспособлена к стандартным размерам М.

Лит.: Кузнецов Ев г.. Цирк. Происхождение, развитие, перспективы, М. - Л , 1931. Ю. Д.

МАНЖЕЛЛИ, Павел Афанасьевич (1872-1948) -русский артист цирка. Засл. арт. РСФСР (1939). Старейший мастер конного жанра. Начал работать в цирке Ж. Труцци в качестве берейтора (помощник дрессировщика) в 1891. С 1896 работал дрессировщиком у В. Л. Дурова. С 1917 начал выступать самостоятельно как дрессировщик лошадей. Создал ряд разнообразных номеров ("Карусель", "Детский сад" и др.), в к-рых участвовало одновременно до 30 лошадей. Сын M.- Б. Манжелли следует школе дрессировки своего отца. 3. Г.

МАНЗИИ, Владимир Данилович [23. III (4. IV). 1884 - 22. IV. 1954] - украинский советский режиссер оперы. Нар. арт. УССР (1940). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1903 окончил Киевское муз. уч-ще и в том же году выступил на оперной сцене. Работал в разл. укр. и рус. труппах, был певцом, суфл„ром, дириж„ром, хормейстером, режиссером. С 1917 - оперный режиссер в т-рах Одессы, Астрахани, Пензы, Оренбурга, Харькова. С 1928 - гл. режиссер Т-ра оперы и балета им. Шевченко.

Спектакли: "Тарас Бульба", "Наталка-Полтавка", "Утопленница", "Рождественская ночь" Лысенко, "Запорожец за Дунаем"; "Золотой обруч" Лятошинского, "Батрачка" Вериковского, "В бурю" Хренникова, "Царска-я невеста", "Иван Сусанин", "Евгений Онегин", "Дармен", "Проданная невеста", "Аида" и др. р. Рад.

МАНИПУЛЯТОР (от лат. manus - рука) - артист-фокусник, демонстрирующий фокусы, основанные на ловкости рук и точности движений.

МАНИПУРИ - одна из четыр„х школ индийского классич. танца. Возникла в шт. Манипур в 13-14 вв. В основе е„ - нар. танцы. Танцы М. отличаются лиричностью, мягкостью, воздушностью, неуловимыми переходами от одного движения к другому, для них характерны ритмич. волнообразные движения, л„гкое покачивание корпуса. Танцы М. входят в празднества в честь врем„н года, исполняются в праздник цветов (холи), ими начинается тра-диц. представление Раслила, посв. богу Кришне. М. исполняется только девушками; одна из них изображает бога Кришну, остальные - пастушек.

М. делится на: а) Лай-хароба - веселье богов. Наиболее древняя форма, представляет собой танц. драму на сюжеты из эпоса "Майранг Парба". Танцы характеризуются скульптурностью поз. б) Иманг-лай- танец в честь домашних богов; танц. церемония, происходящая перед храмом под открытым небом. в) Астра видья - акробатич. танцы (с мечом, копьями и др.), требующие от исполнителей ловкости, выносливости, г) Алом готхи - танцы, связанные с культом Вишну. Чаще всего круговые, с барабанщиком в центре, сопровождаются хоровым пением. д) Нонгкрем - праздник танца, связан с жертвоприношением животных. Танцы М., как правило, сопровождаются пением и ударами в медные тарелочки. Среди лучших исполнителей танцев М.: Син-хадуш Сингх, Сурьямукха, Бабу Синах, Надна Сингх и др.

Иск-во танца М. высоко ценил Р. Тагор, к-рый пригласил танцовщицу Набу Кумар из штата Мани-пур преподавать танец в ун-те Шантиникетон.

Лит.: Ambrose К., Classical dances and costumes of India, L., [1952]; Д а у a 1 L. R., Manipuri dances; lasya, lahari, Bombay-N. Y., [1951]; Banerji P., The folk-dance of India, Allahabad, [1959]; Гарги Балвант, Театр и танец Индии, М., 1963. Д. Г р.

МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Григоре (28. III. 1857- 14. VII. 1892) - румынский актер. Учился в Бухарестской консерватории у проф. Ш. Веллеску (в 1880 совершенствовался в Париже). Еще будучи студентом, в 1873 дебютировал на сцене. В 1875-78 играл комедийные роли в т-ре г. Яссы. С 1878- актер Нац. т-ра в Бухаресте; выступал в героич. репертуаре. В 1883 организовал собств. труппу, где играл гл. роли в драмах "Эрнани" Гюго, "Гражданская смерть" Джакометти, "Дама с камелиями" Дюма-сына. В 1884, вернувшись в Нац. т-р, с успехом исполнил роль Гамлета. В 1891 М. со своей труппой гастролировал в Вене. В историю рум. т-ра М. вош„л как выдающийся актер-трагик, исполнитель ролей шекспировского и шиллеровского репертуара.

Роли: Макбет, Ромео, Дон Карлос, Карл Моор; Уризль Акоста (о. п. Гуцкова), Нерон (о. п. Коссы), Овидий, Гал-лус ("Овидий", "Источник Бландузии" Александрии Драгомир ("Напасть" Караджале) и др. Вместе с актрисой А. Романеску М. ставил в Бухаресте ив Яссах классич. пьесы.

Лит.: BradateanuV., G. Manolescu, Buc., [1959];

Soimaru Т., G. Manolescu, [Вис.], 1960. Д. ///.

МАНОЛ‚СКУ (Manolescu), Йон (17.11. 1881- 27.XII.1959) - румынский актер. Нар. арт. РНР (1953). В 1906 окончил Бухарестскую консерваторию драм. иск-ва (ученик К. Ноттара). В 1907 дебютировал в Нац. т-ре (Бухарест). В 1911 руководил Бухарестским т-ром комедии; в 1912-14 играл в труппе под рук. М. Войкулеску. В 1924-29 входил в труппу Т. Буландры. В 1944-46 был директором Городского т-ра (Бухарест). С 1929 и после 1947 - актер Нац. т-ра (Бухарест). М. покорял зрителя естественной, реалистич. игрой. Он тщательно работал над ролями, создавал сложные, противоречивые характеры.

Роли: Гамлет, Ричард III; Протасов ("Живой труп"), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти) и др. Гос. пр., 1951.

С 1927 преподавал в Бухарестской консерватории драм. иск-ва. Среди его учеников: М. Анка, Т. Коча, Й. Лучиан, Р. Замфиреску и др.

Соч.: Amintiri. Pref. de T. Teodorescu-Braniste, [Buc L 1962.

МАНОЛОВ, Эмануил (7.1.1860, Габрово,- 2.II.1902, Казанлык) -болгарский композитор и дириж„р. В 1881-83 учился в Моск. консерватории по классу фп. и флейты. С 1885 жил в Болгарии. В 1889 написал первую болг. оперу "Нищая" по мотивам стихотворения И. Вазова. Опера впервые пост. силами любителей (1900, Казанлык); в 1910 е„ пост. "Болгарское оперное товарищество" на сцене софийского Нар. т-ра. Музыка оперы, заложившей основу развития болг. муз. т-ра, во многом близка болг, нар. песне, в ней сказывается также влияние рус. гор. романса. М. писал соч. и в др. жанрах.

Лит.: С а гае в Л., Българското оперно творчество София, 1958; Петров С., Очерци по история на българската музикална култура, т. I, София, 1959; Баларева А., Емануил Манолов, София, 1961.

"МАНбН" ("Мапоп") - опера Ж. Массив, либр. А. Мельяка и Ф. Жиля по роману А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско". Пост. 19 янв. 1884, т-р "Опера комик", Париж (дириж„р Данбе, балетм. Марке, хормейстер Карре; Манон - Хейльбронн, де Грие -Тальзак, Леско- Таскен, граф де Грие - Кобале, Гильо де Морфонтен - Гриво, Бретиньи - Коллен).

В России впервые пост. 29 дек. 1885, Мариинский т-р. Петербург, рус. пер. Н. Спасского (дириж„р Кучера, реж. Кондратьев, декорации Цукарелли; Манон - Павловская" де Грие - Михайлов, Леско - Мельников, Гильо де Морфонтен - Павловский); в 1907 возобн. там же (де Грие-Собинов). На сов. сцене пост. впервые 16 мая 1925, Экспериментальный т-р, Москва (дириж„р Небольсин, реж. Петровский; Манон - Нежданова, де Грие - Собинов). В 1948 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром, в 1956 возобновлена там же.

Издания: "М.", клавир, Р., Heugel Cie, nouv. ed., 1895; с русским текстом, пер. М. Михайловой, М.,Гутхейль, [1904]. Я. Г р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница