Наши партнеры

Выгодно аренда авто москва легковушка в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 274)


"МАНбН ЛЕСКО" ("Мапоп Lescaut") - опера Дж. Пуччини, либр. Л. Иллики, Д. Оливы и М. Праги по роману А. Прево "История кавалера де Грие и Манон Леско", пост. 1 февр. 1893, т-р "Реджо", Турин (Манон - Перрани, Леско-Моро, Ренеде Грие - Кремони-ни, Геронт ди Равуар - Полонини, Эдмунд - Рамини).

В Россиипост. впервые 31 окт. 1893 на итал. яз., в Петербурге. В окт. 1940 - концертное исполнение оперы артистами Радиокомитета (дириж„р Орлов, реж. Алексеев;

Манон-Рождественская, Леско-Демьянов, Рене де Грие- Тархов, Геронт ди Равуар -Волжин, Эдмунд - Виноградов). В 1956 пост. в Т-ре оперы и балета им. Ахундова, Баку

(дириж„р Абдуллаев, реж. Азрпкан, худ. Гусак; Манон - Василевская, де Грие - Азрикан, Здмунд - Мамедов). Издания: "М. Л." - партитура, Mil., Ricordi, 1915; клавир. Mil., Ricordi, 1893; клавир с рус. текстом, пер. Бертовой, М., Юргенсон, [1895]. ff, Гр.

МАНОХИН, Николай Ф„дорович (1855-1915) - русский артист балета. Сын Ф. Н. Манохина. В 1872 окончил Моск. театр. уч-ще (класс Г. Н. Легата) и был в том же году принят солистом в балетную труппу Большого т-ра. М. был изящным, л„гким танцовщиком, пользовался большим успехом, несмотря на свой маленький рост и хрупкую фигуру. В 1875 в„л классы бальных танцев в Моск. театр. уч-ще. В 1880-83- артист петерб. балетной труппы. В 1898 был назначен "режиссером по балетной части" Нового т-ра (Москва). В 1902-07 режиссер Большого т-ра. Преподавал в моек. учебных заведениях и в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонии. В 1907 оставил сцену. Юр. Б.

МАНОХИН, Ф„дор Николаевич (10.IX.1822 - 22. II 1.1902) - русский артист балета, балетмейстер и педагог. В 1829 был принят в Петерб. балетную школу (класс А. Титюса). Будучи учеником, неоднократно выступал на сцене. В 1843 окончил школу и был зачислен в петерб. балетную труппу. В 1846 перевед„н в Москву на положение первого танцовщика и старшего учителя танцев в Моск. театр. уч-ще (преподавал до 1850). В 1856 -помощник балетного режиссера (ставил танцы в операх и дивертисментах); в 1858 в„л танц. классы экстернов. В 1882 оставил сцену.

Танец М. отличался безупречной техникой, но небольшой рост мешал ему выступать в героич. партиях. Большое значение имела педагогич. деятельность М., воспитавшего многих артистов моек. балетной труппы. Среди его учениц П. П. Лебедева, О. Н. Николаева, М.Ф. Манохина, сестры П. М. и Н. М. Карпаковы и др.

Лит.: "ЕИТ". Сезон 1901-1902, СПБ, приложение 4;

В а л ь ц К. Ф., 65 лет в театре. Л., 1928; Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938. Юр. Б.

МАНСКИЙ, Давид Моисеевич [р. 7(20).III.1904] -русский советский режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Окончил Крымский театр. техникум в 1924 (класс С. И. Днепрова и Е. А. Лепковского). С того же года выступал как актер в т-рах Симферополя, Севастополя и др. городов. В 1928 в Омском т-ре начал режиссерскую работу. Стремясь приблизить иск-во к самым широким нар. массам, М. организовывал поездки т-ра по колхозам Омской обл. С 1931 возглавлял т-ры Костромы, Ярославля, Челябинска, Перми, Тулы и др. городов. В 1958 -62- гл. режиссер Рязанского т-ра.

Пост.: "Ромео и Джульетта" (1938), "Ленин в 1918" Каплера и Златогоровой (1939) - в Ярославском т-ре;

"Победители" Чирскова (1946) - в Челябинском т-ре;

"Пушкин" Глобы (1950), "Любовь Яровая" (1951), "Ревизор" (1952) -в Пермском т-ре; "Власть тьмы" (1953). "Кремл„вские куранты" (1957), "Плоды просвещения" (1958)-в Тульском т-ре; "Лес" (1962)-в Рязанском т-ре. М. Лифш.

МАНСУРОВ, Мухритдин (р. 1914) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1957). Сценич. деятельность начал в 1941 в Наманганском узб. т-ре.

Роли: Бахром ("Заря Востока" Сафарова), Абдумалик ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова),Касим-ака("Хуррият"

Уйгуна), Глостер ("Король Лир"), Азиз ("Азиз и Санам" Бабаджанова), Равшан ("Равшан и Зулхумор" Яшена), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Хуршида), Алпамыш(о. п. Аб-дуллы), Фархад ("Фархад и Ширин" Яшена), Мухаммед Салих ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма) и др.

Иск-во М. исполнено нац. своеобразия, он играет дра-матич. и трагедийные роли, создавая образы мужеств. людей, способных на героич. подвиги. С большим успехом выступает в муз. драмах (обладает сильным, красивым по звучанию голосом). В. Д.

МАНСУРОВ, Рустам (р. 1913) - узбекский советский актер. Нар. арт. Узб. ССР (1952). С 1933 - актер Самаркандского узб. т-ра.

Роли: Кучкар ("Разгром" Яшена, 1936), Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы, 1940), Хамза (о. п. Яшена и Умари, 1944), Городничий (1952), Дадабай ("Новбахор" Уйгуна, 1948), Тихон ("Гроза", 1947), Егор Булычев (1950), Мавлон ("Ш„лковое сюзане" Каххара, 1951), Отелло (1956) и др. С 1950 М. выступает и как режиссер Д

МАНСУРОВА, Цецилия Львовна (р. 8.III.1897) -' русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1943). Окончила юридич. ф-т Киевского ун-та. В 1919 вступила в Студию Евг. Вахтангова (ныне Т-р им. Вахтангова), к-рый считал е„ одной из лучших своих учениц. Творч. путь М. неразрывно связан с Т-ром им. Вахтангова. Первые роли М. - принцесса Турандот (о. п. Гоцци), Зойка ("Зойкина квартира" Булгакова), Ксения ("Разлом"), Шурка ("Егор Булычев и другие"), определили характерные черты творчества актрисы. М. в совершенстве владеет искусством иронич. характеристики персонажа, обладает тонким чувством юмора. Эти свойства актрисы органически сочетаются с эмоциональной заразительностью порывистого темперамента, изящным пластич. рисунком ролей, психологич. глубиной раскрытия характеров. М. большое значение прида„т речевой характеристике образа, е„ певучий голос, точно найденные, часто неожиданные интонации придают неповторимое своеобразие е„ исполнению комедийных и лирико-дра-матич. ролей: Беатриче ("Много шума из ничего"), Инкен ("Перед заходом солнца" Гауптмана), Роксана ("Сирано де Бержерак" Ростана). Играя роль Филу мены Мартурано (о. п. Де Филиппе), М. создала обаятельный образ, окрашенный глубоким драматизмом.

Др. роли: Жанна Барбье ("Интервенция" Славина), Фан-тина ("Отверженные" по Гюго), Аркадина ("Чайка"), Маргарита ("Одна" Ал„шина). Занимается педагогич. работой в Театр, уч-ще им. Щукина.

Лит.: Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959. /f. R,

МАНСФИЛД (Mansfield), Ричард (24. V. 1857 - 30.VIII.1907) - американский актер. Сценич. деятельность начал в англ. провинциальных т-рах. В 1882 переехал в Нью-Йорк. С успехом играл роль барона Шевриаля (по "Парижскому роману" О. Ф„йе). актер-романтик, М. тяготел к ролям, требовавшим поэтич. возвышенности, яркой эмоциональности, но в его творчестве сказалось влияние натурализма. Лучшие роли - Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Лер Гюнт (о. п. Ибсена). М. популяризировал на амер. сцене пьесы Ибсена, Б. Шоу (играл роли Бланчли - "Шоколадный солдатик", Дика Даджена - "Ученик Дьявола"). В последние годы М. обратился к манере игры амер. "зв„зд".

Лит.: Winter W., The life and art R. Mansfield, N. Y., 1910; T o w s e J. R., Sixty years of theater, N. Y. - L., 1916. К. Б.

МАНУКЯН, Азат Минасович [3(15).XII.1878 - 7. V. 1958] - армянский советский композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1936) и Арм. ССР (1952). Учился на хормейстерских курсах X. Кара-Мурзы и на курсах Придворной певческой капеллы в Петербурге (1903-05). В„л педагогич. и хормейстерскую работу. М.- автор многочисл. детских песен и ряда детских опер: "Конец зла" по Туманяну (пост. 1936, Ереван), "Сказка о золотой рыбке" по Пушкину (1937, Тбилиси), "Юноша Давид из Сасуна" (1939), "Непослушная Нуник" (1952).

Лит.: Армянские композиторы, Ереван, 1956, с. 65.

МАНУЧАРЯН, Нина Николаевна [р.5(17). 11.1885]- армянская советская актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1944). Сценич. деятельность начала в 1909 в Тифлисе, где работала до установления Сов. власти в Грузии. В 1921 переехала в Сов. Армению, работала вт-ре под рук. AMO Харазяна (1921), в Ленинаканском т-ре (1922-23), Т-ре им. Сундукяна в Ереване (1923- 1924). Была в числе основателей Ереванского ТЮЗа, где работала с 1929. В основном характерно-комедийная актриса. Сценич. образы М. были исполнены душевной теплоты, обаяния. С иронией и юмором играла мещанок и др. бытовые роли.

Роли: Саломэ, Эпемия, Кали ("Ещ„ одна жертва", "Пэпо", Разор„нный очаг" Сундукяна), Шпаник, Шушан, Зарни-шан ("Намус" и "Злой дух" Ширванзаде), Деди ("Гикор" по Туманяну) и др. С 1925 снималась в кино. ?. А.

МАНЦИУС (Mantzius), Карл (20.II.1860 - 17.V. 1921) - датский актер и театровед. В 1883 дебютировал в Королевском т-ре (Копенгаген) и работал здесь до конца жизни. В 1909-13 был зав. труппой. Незаурядный характерный актер, М. тяготел к иск-ву отточенного мастерства, подч„ркнутого рационализма п выразит, обобщ„нности создаваемого образа.

Роли: Барон, Вильгешрей, Розифленгиус ("Йеппе с горы", "Суетливый", "Счастливое кораблекрушение" Хольберга), Оргон; д-р Реллинг ("Дикая утка" Ибсена), Левин ("За стенами" Натансена) и др.

М.- автор "Истории актерского искусства" (Skuespilkunstens historie, bd 1-6, Kbh., 1897-1916), насыщенной большим фактич. материалом, глубокими науч. обобщениями.

Соч.: Skuespilkunstens historie i det nittende aarhundrede, Kbh., 1922 (Det nittende aarhundrede skildret af nordiske videnskabsmaend, XXIX); Мольер, пер. с франц., М., 1922. Вл. М.

МАНЦОТТИ (Manzotti), Луиджи (2.11.1835- 15. II J. 1905) - итальянский артист балета, мим и балетмейстер. Учился в балетной школе при т-ре "Ла Скала" - у Боччи, выступал в спектаклях этого т-ра. Позднее совершенствовал сво„ иск-во в Риме, изучал историю танцев. Был страстным патриотом, участником борьбы за освобождение. Вернувшись в Милан, М. пост. балеты на нац.-героич. и историч. сюжеты, для к-рых сам сочлнял сценарии, в т. ч. одноактный балет "Смерть Мазанпелло" о восстании неаполитанских рыбаков 1647. Затем поставил несколько больших эпич. балетов на историч. сюжеты:

"Триумф Цезаря", "Битва при Леньяно" и др. В этих пышных балетных зрелищах участвовали сотни исполнителей. Среди др. пост. М.: "Пиетро Микка" (1875), "Микеланджело и Ролла" (1876), балеты комп. Ма-ренко - "Сиеба" (1878), "Эксцельснор" (1881), "Любовь" (1886), "Спорт" (1897)и др.

М. был выдающимся артистом-мимом, владел в совершенстве иск-вом перевоплощения. Выступал в своих балетах, исполнял в них разнохарактерные партии.

Лит.: М о n a l d i G., Le regine della danza, Torino, 1910; R e b l i n g E., Ballett gestern und heute, В., 1957. Г. Ш.

МАНЧИНЕЛЛИ (Mancinelli), Луиджи (5.II.1848- 2.11.1921) - итальянский дириж„р и композитор. Музыке обучался во Флоренции. Работал в оркестре (Флоренция). Как дириж„р дебютировал в 1874 в Перудже. Выступал в крупнейших т-рах Италии и др. стран (в т. ч. "Метрополитен-опера", 1893-1902;

"Ковент-Гарден", 1888-1905; "Колон", Буэнос-Айрес, 1906-12). В обширном репертуаре М. были оперы итал., франц., нем. композиторов. М. высоко ценили Дж. Верди, А. Бойто, Р. Вагнер, к-рый назвал его "Гарибальди дириж„ров". Исполнительскому иск-ву М. были присущи импровизационность, страстная темпераментность, гибкость и свобода.

M. - автор неск. опер в вагнеровском стиле: "Изора из Прованса" по роману Гюго "Легенда веков" (1884, т-р "Кому-нале", Болонья), "Геро и Леандр" (1897, т-р "Реал", Мадрид), "Паоло и Франческа" по Данте (1907, т-р "Комунале") и др., музыки к драмам П. Коссы "Мессалина" и "Клеопатра", и др.

?um.: Orefice G., Luigi Mancinelli, Roma, 1921.

Ce Г МАНЬКО, Леонид Яковлевич [17(29). III. 1863, ??ол тава,16.IV.1922, Елизаветград] - украинский актер. С 17 лет участвовал в полтавском любительском драм. кружке, сотрудничал в рус. труппе Г. А. Выход-цева. В 1882 поступил в труппу М. Л. Кропивницкого на выходные роли. В 1885-90 был членом товарищества М. П. Старицкого. В 1891 снова в труппе Кропивницкого, после чего работал в укр. театр. труппах Г. О. Деркача, О. 3. Суслова (10 лет), О. Л. Сухо-дольского, Д. А. Гайдамаки и др. Яркий комедийный талант М. определился после исполнения им в 1883 роли Гордея Поваренко ("Пока солнце взойд„т, poca очи выест" Кропивницкого).

Лучшие роли: Иван Непокрытый ("Дай сердцу волю - завед„т в неволю" Кропивницкого), Василь ("Кум-мерошник, или Сатана в бочке" Дмитренко), Дмитро, Печерица ("Ой не ходи, Грицю, тай на вечерницы", "Крути, да не перекручивай" Старицкого).

М, - автор дьес "Несчастная любовь", "Божья кара" (в соавторстве с Боярской) и др.

Лит.: Газ. "Мйнск?й листок", 1888, .No 68; "Театр", газ., М., 1907, ј 33, Словарь сценических деятелей, вып. 15, СПБ, 1904, с. 7. E. Хл.

MA PA [Мага; урожд„нная - Ш м e л и н г (Schmeling)l, Гертруд Элизабет (23.11.1749, Кассель,- 20.1.1,833, Ревель) - немецкая артистка оперы (сопрано). Одна из крупнейших певиц 18 в. Пению училась в Лондоне у П. Д. Парадизи; совершенствовалась в 1766-71 в Лейпциге в певческой капелле И. А. Гиллера. В 1767 М. услышал молодой Г„те (в оратории "Св. Елена" Гассе). Г„те был восхищ„н пением М. и посвятил ей стихи. В 1767 М. выступила в Дрезденской опере, затем пела в Берлине, Вене, Мюнхене и др. городах Германии. В 1782-84 жила в Париже, где е„ талант достиг наивысшего расцвета, в 1784- 1802 - в Лондоне (в 1784-91 выступала на генделев-ских фестивалях). Обладая сильным голосом обширного диапазона (от соль малой до м и 3-й октавы), исполняла заглавные партии в специально для не„ написанных операх: "Альцеста" Грезника, "Весталка" Рауццини, "Армида" Моргеллари. Особый успех имела в роли Клеопатры ("Юлий Цезарь" Генделя, 1787). В 1788 в венецианском т-ре "Сан-Самуэле" пела Медею в "Аргонавтах" Гаццапиги и Андромаху в о. п. Назо-лини. В 1802-12 жила в Москве. В 1813-19 в Ревеле преподавала пение.

Лит.: R о с h l i t z F., Fur Freunde der Tonkunst, Bd l, 3. Aufl., Lpz., 1868; Kaulitz-Niedeck R., Die Mara. Heilbronn, 1929; Kuhner H., Grosse Sangerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg., [1954 ]. Ал М

МАРАТХСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки М. т. и д. восходят к разнообразным формам нар. т-ра, бытовавшего с древних врем„н в р-не совр. шт. Махараштры (Зап. Индия). Драмы на яз. маратхи, написанные по образцу нар. представлений (тамаша, лалита и др.), разыгрывались в дни религ. и нар. празднеств гл. обр. при дворах местных раджей-меценатов. Несмотря па то, что Махараштра славилась древними сценич. традициями, известно только имя драматурга Вишнудаса Бхаве (1819-1901), к-рый по традиции считается родоначальником маратх-ского т-ра. Его первая пьеса - "Замужество Ситы", была пост. в 1843; ведущий актер - сурадхара - комментировал своим рассказом действие пьесы. актеры играли в масках, изготовленных самим Бхаве. В 1853 Бхаве организовал собств. труппу, к-рая выступала в городах Индии, исполняя пьесы на сюжеты др.-инд. эпоса. В 60-х гг. 19 в. в Махараштре существовало 12 странствующих театральных трупп, которые ставили гл. обр. переводы и переложения санскритских драм Калидасы, Вишакхадатты и др. классических драматургов Древней Индии. Наибольшей известностью пользовалась труппа "Ичалка-ранджикар H атак Мандали" (рук. Б. Датарша-стри).

М. т. и д. возрождается в 80-е гг. 19 в. Основоположником новой драмы был Аннасахеб Кирлоскар (1843-85), к-рый организовал т-р "Кирлоскар Натак Мандали" (1880). Первая пост. этого т-ра - "Шакун-тала" Кирлоскара (на маратхском яз.), затем была пост. его драма "Саубхадра". Несмотря на традиц. мпфологич. сюжет, драмы Кирлоскара показывали жизненные драматич. ситуации, правдиво изображали жизнь инд. общества своего времени. 1880-1920 - наиболее плодотворный период в развитии т-ра Махараштры. Появляются первые пьесы на социальные темы. Драматург Говинд Баллал Девал (1855- 1916) в своих драмах выражал протест против тяж„лого положения инд. женщины, требовал отмены ранних браков ("Шарада", 1899). Подъ„м нац. движения против колониального рабства усилил роль т-ра в обществ. жизни Махараштры. В конце 19 в. впервые на маратхском яз. пост. пьесы Шекспира ("Отелло", 1890; "Гамлет", 1891, и др.).

В 20-х гг. 20 в. т-ру приходится конкурировать с зарождающейся нац. кинематографией. С появлением звукового кино (30-е гг.) положение т-ра ещ„ более осложняется, но прогрессивные тенденции продолжают развиваться. Значит. событием театр. жизни этих лет явились драмы Ш. К. Колхаткара, исполненные героич. пафоса, высокого патриотич. звучания. Его пьеса "Убийство Кичака", пропагандировавшая патри-отич. идеи, необходимость избавления от брит. колониализма, была запрещена англ. властями. Лучшие традиции нац. и европ. драматургии развивал в своих пьесах драматург Мама Ва-реркар ("Савитри", "Сарас-вати", "Чандрашекхара" и др.).

Подъ„м нац.-освободит. движения, охвативший всю страну в послевоен. период, способствовал появлению новых пьес, где совр. темы создали предпосылку для активизации театр. жизни Махараштры. В Бомбее, Пуне и др. городах в 1943 образовалась Ассоциация нар. т-ров Индии (ИПТА). Совр. пьесы на яз. маратхи создали Кулкарни, Сат-хе, Атре и мн. др. драматурги.

В 50-60-х гг. в Махараштре, наряду с многочисл. любительскими коллективами, возникли и проф. театр. труппы (Прогрессивная драматич. ассоциация в Пуне, рук. Бхалба Келкар, и др.). В репертуар этих трупп входят пьесы инд. драматургов, произведения Шекспира, Уайльда, Ибсена и др. В нач. 60-х гг. в Бомбее организован "Маратхи Натья Паришад" (Маратхский театр. совет), к-рый должен содействовать дальнейшему развитию театр. иск-ва. Совет проводит конференции деятелей т-ра, поддерживает связь с театр. коллективами, исполняющими пьесы на яз. маратхи за пределами Махараштры.

Лит.: Dhyaneshwar Nadkarni, The Marathi theatre, в кн.: Indian drama, Delhi, 1956: Г а р г п Бал-вант, Театр и танец Индии, М., 1963; Народы Южной Азии..., М., 1963. Мел. Б.

"МАРГАРИТА ГОТЬ‚" - см. "Дама с камелиями". МАРГУЛЯН, Арнольд Эвадьевич [1(13).IV.1879- 15.VII.1950) - советский дириж„р и педагог. Нар. арт. УССР (1932) и РСФСР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1945. С 1896 работал как скрипач в оркестре Одесской оперы. В 1902 впервые выступил как дириж„р. Работал в т-рах Петербурга, Киева, Харькова, Одессы, Тифлиса, Риги, городов Сибири и Дальнего Востока, где пропагандировал рус. оперный репертуар. В 1937-50 М.- художественный руководитель и гл. дириж„р Свердловского т-ра оперы и балета. Под рук. М. начинали свою оперную деятельность мн. известные сов. певцы: М" И. Литвиненко-Волъгемут, И. С. Паторжинский, 3. М. Гайдай, М. С. Гришко, Б. Я. Златоеорова и др. В„л педагогич. работу (с 1942 - проф. Свердловской консерватории). Пост. спектакли: "Отелло" (Гос. пр. СССР, 1946) и ДР. . Р. Рад.

МАРДАНОВ, Мустафа Ашум оглы [р. 28. II (12. III). 1894] - азербайджанский советский актер. Пар. арт. Азерб. ССР (1943). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Сценич. деятельность начал в 1910 (первая роль - Лука, "Лекарь поневоле"), играл в проф. азерб. коллективах, в 1910-20 в Тифлисе. Уже в первый период своего творчества М. создал ряд ярких, своеобразных сценич. образов, гл. обр. в нац. драматургии: Гаджи Гамбар (о. п. Везирова, 1912), Кара-мали ("Гаджи Кара" Ахундова, 1913), Жорж Данден

(о. п. Мольера, 1914), Адхем ("Надир-Шах" Нариманова, 1916). С 1924 работает в Т-реим. Азизбекова. актер, склонный к острой, порой гротесковой манере. М. обладает высокой исполнительской техникой. В его иск-ве сочетаются сочная нар. комедийность, тонкий юмор, ирония. Сценич. образы М. отмечены яркой театральностью.

Роли: Имамверди ("В 1905 году" Джабарлы, 1936, 1955), Шмага (1948); Мальволио ("Двенадцатая ночь", 1946), Эйваз ("Бухта Ильича" Межлумбе-кова, 1956),Фигаро("Женить-ба Фигаро", 1946). Снимается в кино. Перев„л на азерб. яз ряд пьес.

Соч.: 50 ил Азэрба]чан сэЬиэсиндэ (Хатирэлэрим), Бакы, 1959.

Лит.: Искусство Азербайджана, [т.] 1-3, Баку, 1949-1950; Джафаров Дж. Г., Азербайджанский драматич. театр. 1873-1941, Баку, 1962. К. Кае.

МАРДЖАНИШВИЛИ

(М а р д ж а н о в), Константин (Котэ) Александрович [28.V(9.VI). 1872, Кварели, - 17.IV.1933, Москва) - советский режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1931). Сценич. деятельность начал в 1893 как актер Кутаисского т-ра. В 1894 дебютировал в Тифлисе в роли Патара Кахи (о. п. Церетели). В 1896-97 снова в Кутаиси. В формировании идейно-художеств. взглядов М. сыграли решающую роль идеи нац.-освободит, движения, провозглаш„нные И. Чавчавадзе и А. Церетели, реалистич., демо-кратич. традиции деятелей театрального искусства Грузии-Л. Месхишвили, В. Абашидзе, К. Месхи и др. С 1897 М. работал в русских т-рах - в Керчи, Вятке, Тамбове, Баку, Ташкенте и др.

Беспокойный, дерзновенный художник, М. отразил в сво„м творчестве передовые тенденции эпохи. Связь с важнейшими событиями, обществ, активность определяли развитие иск-ва М. В годы первой рус. революции 1905-07 он принимал участие в митингах против самодержавия, входил в боевую дружину, был близок к Горькому.

В своей режиссерской деятельности М. стремился революционизировать т-р, поднять его гражд. пафос, утвердить праздничное, жизнерадостное иск-во. Требование высокой идейности репертуара привело М. в начале его режиссерской деятельности к драматургии Чехова и Горького. Первый режиссерский опыт М.- спектакль "Дядя Ваня" (1901, Вятка). Им пост. также: "Иванов", "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Дачники". Исполнял роли Нила - "Мещане", Луки. К нек-рым из этих пьес М. возвращался по нескольку раз. В сезоне 1904-05, в период работы в Т-реНезлобина в Риге, М. осуществил пост. "Дачников", имевшую большое художеств. и обществ, значение. В годы реакции М. выступал за идейность и реализм в театр. иск-ве. Работая в Харькове (1906-07), он организовал "Товарищество", защищавшее права актеров. В 1907-08 в Киеве (антреприза И. Дуван-Торцова) организовал цикл лекций-спектаклей для молод„жи. В 1908-09 в Одессе

(антреприза М. Багрова) пост. "Гибель "Надежды4 ь" Хейерманса; в спектакле исполнялась Марсельеза, за что М. был выслан из города. В 1909 М.- гл. реж. Т-ра Незлобина в Москве. При содействии А. И. Южина создал груз. драм. студию. .

В 1910-13 М. работал в МХТ, с к-рым его сближали принципы высокой идейности репертуара, реализма в актерском иск-ве. В МХТ М. пост. спектакли "У жизни в лапах" Гамсуна (1911), "Пер Гюнт" Ибсена (1912), принимал участие в создании "Братьев Карамазовых" по Достоевскому (1910).

В 1913 М. организовал в Москве Свободный театр. в к-ром стремился противостоять театр. рутине и пошлости, создать в театре атмосферу праздничной торжественности, осуществить идею синтетич. театр. искусства, воспитать разносторонних актеров, выступающих в опере, оперетте, драме, пантомиме. На сцене Свободного т-ра М. пост. "Прекрасную Елену" Оффенбаха, рук. пост. др. спектаклей. Но отсутствие ч„ткой по-литич. направленности репертуара привело т-р к эстетской театральности, помешало ему стать проводником прогрессивных влияний на массы. После закрытия Свободного т-ра М. руководил т-ром в Ро-стове-на-Дону (1914-15), т-ром "Буфф" в Петрограде (1916-17), постоянно стремясь осуществить свою идею о т-ре - празднике. Октябрьскую революцию М. принял восторженно. Один из первых встал в ряды строителей сов. т-ра. В 1919 осуществил в Киеве пост. пьесы "Фуэнтеовехуна", в к-рой нашли воплощение героика и пафос революц. эпохи. М. был постановщиком массовых театрализованных зрелищ (инсценировок) в Петрограде (1920), прославлявших революцию. В Петрограде М. руководил т-ром Вольной комедии, т-ром 1омич. оперы ("Похищение из сераля" Моцарта, "Дон-Паскуале" Доницетти) и самодеятельным рабоч. т-ром. М. призывал к созданию т-ра, выражающего "темп совр. жизни". Поборник острой и смелой театр. выразительности, противник серого будничного иск-ва, М. в то же время резко выступал против самоцельного формотворчества и гл. целью театр. иск-ва считал высокую гражданственность. Для М. выразителем реалистич. иск-ва всегда был актер, он стремился воспитывать актеров, обладающих высоким интеллектом, пластич. выразительностью, тренированным аппаратом - голосом, музыкальностью и т. д.

В 1922 М. вернулся в Грузию и возглавил груз. сов. т-р, стал его основоположником и реформатором. В это время груз. т-р преодолевал творч. кризис, вызванный периодом меньшевистского господства. М. бережно сохранял лучшие демократич. традиции доре-волюц. реалистич. иск-ва, обогащая их революц. идеями современности, утверждал на груз. сцене иск-во, к-рое, как он сам говорил, "должно быть так же велико, как велика наша современность".

Спектакль "Фуэнтеовехуна" (1922) на сцене Т-ра им. Руставели знаменовал собой начало идейно-художественного обновления груз. т-ра. Этот революционный, героический спектакль выражал те творческие принципы, к-рым М. следовал на протяжении всей своей режиссерской деятельности. Сочетание героического и праздничного, глубокое осмысление характеров действующих лиц, раскрытие темы пробужд„нного к жизни народа определили рождение качественно нового спектакля, проникнутого духом эпохи Октябрьской революции. М. первый прин„с в груз. т-р боевое партийное отношение к классич. драматургии. Образцом совр. прочтения классики стали поставленные М. спектакли: "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1923), в к-ром воссоздавались яркие реалистич. картины жизни старого Тифлиса, обличительно-острый "Раздел" Г. Эристави (1923), "Мещанин во дворянстве"

(1924), "Виндзорские кумушки" (1924) и "Гамлет"

(1925), выразивший трепетные философские раздумья человека над судьбами эпохи. На сцене Т-ра им. Руставели М. пост. "Игра интересов" Бенавенте

(1923), "Герой" Синга, "Герои Эрети" Шаншиашвили

(1924), "Свет" Гедеванишвили (1924), "Дезертирка" Азиани (1925), пантомиму "Мзетамзе" (1926) и др. (ряд пост. совм. с А. Ахметели).

Стремление к героич. т-ру, к искусству, созвучному современности, определило замысел постановки "Ми-стерии-буфф" Маяковского, к-рую М. хотел осуществить на открытом воздухе на горном плато (замысел остался неосуществл„нным).

В 1928 М. создал в Кутаиси новый т-р, к-рый стал называться 2-м Гос. театром Грузии (в 1930 был перевед„н в Тбилиси. После смерти М. в 1933 т-ру было присвоено его имя - см. Марджанишвили имени театр). В создании т-ра принимали участие писатели-драматурги Ш. Дадиани, П. Какабадзе, Д. Шенгелая, К. Каладзе, А. Кутатели, Г. Баазов; поэты И. Гриша-швили, С. Чиковани; критики С. Амаглобели, Б. Жгенти; актеры У. Чхеидзе, Т. Чавчавадзе, В. Анджапаридзе, Ш. Гамбашидзе, Е. Донаури, А. Жоржолиа-ни, Ц. Цуцунава; режиссеры Д. Антадзе, Г. Сулиа-швили, В. Абашидзе, Е. Гогоберидзе; художники П. Оцхели, Е. Ахвледиани, Д. Какабадзе, Л. Гудиа-швили, Е. Лансере, И. Шарлемань; композиторы Т. Вахвахишвили, К. Мегвинет-Ухуцеси, А. Балан-чивадзе, Ш. Мшвелидзе; дириж„р А. Гвелесиани, хореограф Д. Мачавариани. В этом т-ре М. продолжал свои искания в области создания синтетич. т-ра и воспитания молодого поколения актеров. Здесь он осуществил пост.: "Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, "В самое сердце" Дадиави (1928), "Уриэль Акоста" (1929), "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1929), "Как это было" (1929), "Хатидже" (1930) Каладзе, "Рельсы гудят" (1929), "Хлеб" (1931) Киршона, "Белые" Шенгелая (1929), "Полночь миновала" Кутатели (1929), "Беатриче Ченчи" Шелли (1930), "Коммуна в степи" Кулиша (1930), "Сказ об Арсене" (1931); "Три толстяка" Олеши (1931), "Поэма о топоре" Погодина (1931), "Светите, зв„зды" Микитенко (1931), "Страх" (1932), "Отелло" (1932) и др.

М. был глубоко национальным художником. В своих спектаклях он выражал нац. характер, темперамент, душу своего народа, но для него национальное прежде всего заключалось в тесной связи с современностью, с задачами эпохи, выражением передовых совр. идей. М. было чуждо чувство нац. ограниченности. Он стремился обогатить сокровищницу нац. культуры груз. народа художеств. достижениями др. народов. Он говорил: "чем больше оригинальных путей в развитии культуры, тем более человечество будет гордиться своими достижениями" (сб. "Котэ Марджанишвили", т. 1, с. 134). Расширяя культурные связи груз. т-ра, М. зорко следил за творч. достижениями др. т-ров, спектаклями, появлявшимися на свет в братских республиках.

В последние годы жизни, не порывая связи с Грузией, М. работал в моек. т-рах: пост. спектакли "Строитель Сольнес" Ибсена (1931, т-р б. Корш), "Дон Карлос" (1933, Малый т-р), оперетту "Летучая мышь" Штрауса (1933, Моск. т-р оперетты). В Грузии осуществил ряд оперных постановок: в оперной студии - "Тайный брак" Чимарозы, "Паяцы" Леонка-валло, в опере - "Лоэнгрин" (1924); "Сказание о Шота Руставели" Аракишвили (1923), "Золотой петушок"; "Абесалом и Этери" Палиашвили (обе в 1924), "Жизнь - радость" Аракишвили, "Бокаччо" Зуппе (обе в 1927), "Вильгельм Телль" Россини (1931). Работал в кино (1916-28).

М. выдвинул и воспитал плеяду выдающихся актеров - В. Анджапаридзе, Т. Чавчавадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, А. Хорава, А. Васадзе, С. Такай-швили, В. Годзиашвили, С. Закариадзе, П. Коба-хидз.е, А. Кванталиани, Г. Шавгулидзе, М. Давиташвили, А. Гомелаури, А. Омиадзе; режиссеров - А. Ахметели, Д. Антадзе, В. Абашидзе, С. Челидзе и др.

М. не был теоретиком иск-ва, но его статьи по вопросам т-ра, мысли, высказанные по поводу разл. проблем театр. иск-ва, его мемуары выражают ч„ткую и последовательную систему взглядов на роль и значение т-ра. Традиции М. живут в груз. т-ре. Ученики и последователи выдающегося режиссера стремятся следовать его творч. принципам.

Соч.: Творческое наследие. Воспоминания, статьи и доклады, Тбилиси, 1958; Мемуары и статьи, Тбилиси, 1947 (на груз. яз.).

Лит.: Государственный т-р им. К. Марджанишвили 1928-38. Юбилейный сборник, Тбилиси, 1939; К р ы ж и ц-кий Г., К. А. Марджанов, М.-Л., 1946; Г у г у ш в и-ли Э.,Джанелидзе Д., Грузинский гос. драм. театр им. Котэ Марджанишвили, Тбилиси, 1958; К р ы ж и ц-к и и Г., К. А. Марджанов и русский театр. М., 1958. На груз. яз.: Государственная грузинская драма под рук. К. Марджанишвили. Гастроли в Харькрве и в Москве, Тбилиси, 1930; Джанелидзе Д., Первый советский грузинский спектакль, Тбилиси, 1936; Бухникашви-л и Г., Котэ Марджанишвили, Тбилиси, 1947; Котэ Марджанишвили. Юбилейный сборник, Тбилиси, 1948; Х у ц и ш-вили К..Джанелидзе Д., Котэ Марджанишвили. Сборник в связи с открытием Дома-музея в Кварели, Тбилиси, 1959; Гугушвили Э., К. Марджанишвили, Тбилиси, 1962; Котэ Марджанишвили. Сборник, Тбилиси, 1961; Антадзе Д., Дни близкого прошлого, Тбилиси, 1962. Эт. Г.

МАРДЖАНИШВИЛИ ИМЕНИ ТЕАТР (Государственный ордена Трудового Красного Знамени театр им. К. А. Марджанишвили) - один из ведущих драматических театров Грузинской ССР. Осн. в 1928 в Кутаиси под назв. 2-й Гос. театр (в 1930 перевед„н в Тбилиси и в 1933 ему было присвоено имя К. А. Марджанишвили). Организаторами этого т-ра вместе с К. А. Марджанишвили была группа его учеников, работавших в Т-ре им. Руставели и перешедших вместе с ним в созданный им т-р в Кутаиси -В. Анджапаридзе, Т. Чавчавадзе, У. Чхеидзе, Ш. Гамбашидзе, Д. Антадзе, Е. Донаури, А. Жоржолиани, Т. Вах-вахишвили, А. Гвелесиани и др. К ним присоединились и актеры старшего поколения: А. Имедашвили, Н. Гоциридзе, Е. Черкезешвили, Ю. Зардалишвили, 3. Гомелаури, М. Сараули, Т. Абашидзе, А. Муру-сндзе, В. Чхиквадзе и др.

Вокруг т-ра с первых дней его существования группировалась передовая творч. интеллигенция: писатели Ш. Дадиани, П. Какабадзе, И. Гришашвили, С. Чиковани, С. Амаглобели, Б. Жгенти, К. Каладзе, Д. Шенгелая, А. Кутатели, Г. Бухникашвили, Г. Ба-азов; художники Д. Какабадзе, Л. Гудиашвили, П. Охцели, Е. Ахвледиани; композиторы К. Мегвинет-Ухуцеси, А. Баланчивадзе, Ш. Мшвелидзе и др. Используя передовые демократич. традиции дореволюц. груз. и рус. т-ров и опыт своей работы в сов. т-ре, К. Марджанишвили продолжал поиски героико-ро-мантич. иск-ва, созвучного революц. современности. В Кутаиси был пост. спектакль "Уриэль Акоста" (1929), на долгие годы сохранившийся в репертуаре т-ра - одна из лучших пост. Марджанишвили (Уриэль - Чхеидзе, Кобахидзе, Юдифь - Анджапаридзе, де Сантос - Имедашвили, Сараули, В. Год-зиашвили, де Сильва - Гамбашидзе, Бен-Акиба - Жоржолиани). Марджанишвили пост. также: "В самое сердце" Дадиани (1928, Квеженадзе - Чхеидзе), "Как это было" (1929) и "Хатидже" Каладзе (1930, Хатид-же - Чавчавадзе); "Кваркваре Тутабери" Какабадзе (1929, Кваркваре - У. Чхеидзе).

С самого начала своего существования т-р обращался к лучшим произв. сов. драматургов. Марджанишвили всячески стремился популяризовать в груз. т-ре достижения многонац. сов. т-ра. Он пост. "Рельсы гудят" Киршона (1929), "Поэму о топоре" Погодина (1931, Анка - С. Такайшвили, Степан - В. Годзиа-швили), "Три толстяка" Олеши (1931), "Светите, зв„зды" Микитенко (1931), "Страх" (1932, Бородин - Гамбашидзе) и др.

После смерти К. А. Марджанишвили (1933) т-р продолжает развивать лучшие традиции его творчества. Сочетая верность жизненной правде с яркой театральностью, коллектив достигает высокого уровня актерского мастерства, спектакли его характеризуются многообразием и яркостью актерских индивидуальностей. Уже в нач. 30-х гг. в т-ре, кроме его основателей, работали актеры: Ц. Цуцунава, С. Такайшвпли, В. Годзиашвили, С. Закариадзе, П. Кобахидзе, Г. Шав-гулидзе, А. Кванталиани, А. Омиадзе, А. Гомелаури, Г. Костава, М. Давиташвили, А. Сихарулидзе и др.

В воен. годы т-р обратился к историч. тематике. Духом героики и патриотизма были проникнуты пост. пьес "Царь Ираклий" Готуа (1942, реж. Таблиашвили;

Ираклий - Годзиашвили, Саят-Нова - Шавгу-лидзе, Бесики - Закариадзе, Ано - Анджапаридзе, Паата - Гамбашидзе), "Дочь Жамтабера" Джапаридзе (1944, реж. Гамбашидзе), "Багратиони" Самсо-ния (1944, реж. Кушиташвили; Багратиони - Закариадзе, Кутузов - Гамбашидзе), позднее были пост. спектакли "Давид Строитель" Готуа (1946, реж. Таблиашвили; Давид - Закариадзе, Чкондидели - Шавгулидзе, Мзетвала - Анджапаридзе), возобновл„н спектакль "Царь Ираклий" под назв. "На перепутье" (1956).

В укреплении реалистич. основ т-ра большое значение имела работа по освоению богатейшего груз. классич. наследия. В числе лучших пост. груз. классики - "Затмение солнца в Грузии" Антонова (1933, реж. Марджанишвили), "Гурия Ниношвили" - инсц. Дадиани по Ниношвили (1934, реж. Антадзе;

Христине - Такайшвили, Гинатре - Анджапаридзе, Сусанна - Цуцунава), "Сломанный мост" (1935) и "Человек ли он??" (1946) по И. Чавчавадзе (реж. обоих спектаклей Кушиташвили; Луарсаб - Годзиашвили), "Иные нынче времена" Цагарелн (1936, реж. Журули; Аветик - Годзиашвили, Сакуа - Шавгулидзе), "Соломон Исакич Меджгануашвили" по Ардазиани (1940, реж. Таблиашвили; Соломон - Гамбашидзе), "Изгнанник" Важа-Пшавела (1945, реж. Андроникашвили; Баха - Закариадзе, Годзиашвили, Чонта - Кобахидзе, Джавара-Анджапаридзе), "Пастырь" по Казбеги (1948, реж. Таблиашвили; Пастырь- Гамбашидзе, Онисэ - Кобахидзе, Маквала - Анджапаридзе) и др.

Поч„тное место в репертуаре т-ра занимает рус. и мировая классика. Здесь пост.: "Женитьба Фигаро" (1937, реж. Кушиташвили; Фигаро - Годзиашвили, Сюзанна - Такайшвили), "Бесприданница" (1944, реж. Таблиашвили; Лариса - Анджапаридзе и Джапаридзе, Огудалова - Такайшвили, Кнуров - Гамбашидзе, Паратов - Кобахидзе, Карандышев - Ко-става, Робинзон - Годзиашвили), "Ревизор" (1951, реж. А. Такайшвили; Городничий - Гамбашидзе, Хлестаков - Годзиашвили, Хлопов - Жоржолиани, Земляника - Кванталиани, Анна Андреевна - Цу-цунава, Мария Антоновна - Тбнлели), "На дне" (1957, реж. Иоселиани), "Мария Стюарт" (1955, реж. Кушиташвили; Мария - Анджапаридзе, Елизавета - Такайшвили), "Ричард III" (1957, реж. Кушиташвили; Ричард III - Годзиашвили).

Коллектив стремится утвердить на сцене сов р. тематику: "Ицка Рижинашвили" Баазова (1937, реж, Д. Антадзе), "Зависть" Вакели (1938, реж. Челидзе), "Свадьба колхозника" Какабадзе (1938, реж. Гамбашидзе; Харитон - Шавгулидзе, Гвиристине - Такайшвили, Хахули - Кванталиани, Джибило - Закариадзе, Даушвили), "Повесть о них" Габескирия (1939, реж. Кушиташвили), "Очаг Харатели" Мревлишвили (1949, реж. Чхартишвили), "Марине" Бараташвили (1950, реж. Чхартишвили и Шатбера-швили; Марине - Джапаридзе), "Его звезда" Моса-швили (Гос. пр. СССР, 1952, реж. Чхартишвили;

Дареджан - Анджапаридзе, Гигаури - Закариадзе, Зандукели - Годзиашвили, Андро - Кобахидзе, Не-биеридзе - Кванталиани, Никифоре - Шавгулидзе), "Весеннее утро" Габескирия (1952, реж. Иоселиани), "Секретарь райкома" Табукашвили (1954, реж. Иоселиани; Георгий - Закариадзе, Иасе - Нинуа), "Лавина" Мревлишвили (1956, реж. Кушиташвили;

Тинибег - Закариадзе), "Мо„ Квавилети" Бараташвили (1960, реж. Сурмава; Диана - Давиташвили). Т-р ставит лучшие пьесы рус. и сов. драматургов:

"Гибель эскадры" (1934); "Дал„кое" Афиногенова (1936), "Русский вопрос" (1947); "Любовь на рассвете" Галана (1953) и др.

В труппе т-ра (1964): нар. арт. СССР - В. Анджапаридзе (художественный руководитель т-ра), В. Год-зпашвили; нар. артисты Груз. ССР - С. Такайшвили, А. Гомелаури, 3. Гомелаури, А, Жоржолиани, А. Кванталиани, М. Давиташвили, А. Омиадзе. За последние годы в т-ре выросла талантливая молод„жь, среди них: нар. арт. Груз. ССР М. Джапаридзе; засл. артисты Груз. ССР - М. Тбилели, Г. Ко-става, Е. Кипшидзе, Т. Тетрадзе, Я. Трипольский; артисты - Н. Апакидзе, М. Махвиладзе, Д. Чичи-надзе, Т. Сакварелидзе, В. Нинуа, Э. Магалашвили, Г. Татишвили, Ш. Кочорадзе, Л. Антадзе, К. Лапе-радзе, В. Сонгунашвили; режиссеры - А. Чхартишвили, Л. Иоселиани; художник И. Сумбаташвили.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница